Рассказ валентины осеевой волшебное слово читать

Рассказ валентины осеевой почему? начинается со сценки баловства мальчика со своим четвероногим другом бумом. они находились одни в столовой, мальчик

Рассказ Валентины Осеевой «Почему?» начинается со сценки баловства мальчика со своим четвероногим другом Бумом. Они находились одни в столовой, мальчик лихо раскачивался на стуле, а Бум под столом хватал его за голые пятки.

На эту веселую компанию с большой настенной фотографии смотрел папа мальчика. Чтобы удержаться на стуле во время особо сильного раскачивания, мальчик схватился за скатерть. Последствия не заставили себя ждать – разбилась розовая чашка с золотой каемкой, принадлежавшая папе мальчика и бережно хранимая после его смерти.

На шум прибежала мама и упрекнула сына за разбитую чашку. Но дрожащий и перепуганный мальчик свалил всю вину на Бума, как будто тот подпрыгнул и лапами скинул чашку. При этом уши мальчика ярко пылали.

Мама с потемневшим лицом взяла собаку за ошейник и отвела в будку, сказав при этом, что Бум будет жить там всегда. Женщина пыталась вытянуть из сына признание, объясняла, что за нечаянные действия не наказывают, но он упорно твердил, что виноват Бум. Изгнанник же тем временем пытался прорваться в дом, скребся в дверь, визжал, лупил по крыльцу хвостом, но все было напрасно.

У мальчика сжималось сердце, и мурашки пробегали по телу, когда он представлял Бума одного ночью на холодной улице. Он вышел из дома и прижался к собаке. В этот миг он увидел маму, смотрящую в окно, и испугался, что она прочитает правду по его лицу. Тогда он погрозил Буму пальцем.

Спать он лег со слезами на глазах. Внезапно пошел сильный дождь и мальчик бросился к маме, в слезах уснувшей за столом. Мальчик закричал, что это он разбил чашку и надо немедленно впустить Бума.

Весь мокрый, Бум ворвался в дом, от радости начал кататься по полу и поднимать вверх лапы. Про себя он думал, почему его выгоняли из дома. Мама тоже размышляла о том, почему сын не сказал правду сразу. А мальчик не мог понять, почему мама его не бранила.

Рассказ учит всегда говорить правду, отвечать за свои поступки и не предавать друзей

Рассказ про Совесть Осеевой называется Почему?

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Осеева. Все произведения

  • Бабка
  • Почему?
  • Сыновья

Почему?. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Островский Бешеные деньги

    Речь в комедии идет о трех типах московских богачей, на тот момент барских особ. Первый барин Телятев, — живет на широкую ногу, не жалея денег на себя и собственное развлечение. У него хороший дом, прекрасная мебель, слуги и кони

  • Краткое содержание Троепольский Белый Бим Чёрное ухо

    Трогательная по своему содержанию повесть показывает нам, насколько трогательна дружба человека и домашнего питомца. Автор так глубоко изобразил главного героя и его собаку, что не только при чтении этого произведения

  • Краткое содержание Вампилов Прощание в июне

    С первых страниц пьесы перед нами предстает молодая девушка по имени Татьяна, которая стоит на остановке и читает афиши. Ее отвлекает Студент одного из институтов Николай Куролесов, желающий с ней завести знакомство

  • Краткое содержание Быков Волчья стая

    Во время войны небольшую группу раненых партизан в составе тяжело раненого Тихонова, беременной на последнем месяце радистки Клавы, пулеметчика из группы разведки Левчука

  • Краткое содержание Альпийская баллада Быкова

    Пыль. В цеху ничего не видно. Иван Терешка бежит, В его руке пистолет. Теряет колодки и обувь. Перемахивает за забор и падает в картофельную ботву. Впереди лес. Надо добежать.

Мы были одни в столовой — я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, — мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на стуле, держась за край стола, мне показалось, что папа качает головой.

Смотри, Бум, — шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.

Послышался звон… Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.

Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. — Папина чашка… папина чашка… — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: — Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.

Это… это… Бум!

Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

Как же он разбил?

Уши мои горели. Я развёл руками:

Он немножечко подпрыгнул… и лапами…

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.

Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.

Ты очень испугался? — повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.

Если ты… нечаянно, — медленно начала она.

Но я перебил её, торопясь и заикаясь:

Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его, пожалуйста!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.

Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа…

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось… Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания — я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.

Я вышел на крыльцо и сел рядом с «Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

Мама сказала:

Будет дождь.

Я попросил:

Пусти Бума…

Хоть в кухню… мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.

Иди спать, — со вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся…

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.

Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.

Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума…

Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: “Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?”

Мама долго не спала. Она тоже думала:

“Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?”

И я тоже думал, лёжа в своей кровати: “Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?”

В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё “почему”.

Краткий пересказ Осеева Почему? (Совесть)

Рассказ ведется от лица мальчика. Он, сидя за столом, играл на стуле, раскачиваясь на нем. Рядом был пес Бум, — он улавливал игривое настроение мальчика и пытался его то лизнуть, то по-доброму укусить за пятки. Мальчик смотрел на фотографию своего отца, который был уже мертв. Это фото было таким добрым, но как будто предостерегало «Не балуйся». Тут стул резко наклонился, мальчик схватил скатерть, и со стола полетела чашка, которой постоянно пользовался отец.

Мальчик испугался, а в комнату вошла мама, и расстроилась так сильно, что закрыла лицо руками, а затем спросила у мальчика, он ли это сделал. Но что мальчик, заикаясь, ответил, что это сделал Бум. Мама выгнала собаку из дома и расстроилась еще больше оттого, что поняла, что сын ей врет. Мальчик страдал, видя, как мохнатый друг страдает на улице и просится в дом. Главного героя мучила совесть, он не мог найти себе места, постоянно прося маму запустить пса домой. Ночью пошел дождь, чувство вины мальчика стало настолько сильным, что он побежал к маме и во всем сознался. Мама с радостью запустила пса домой, а мальчик так и не понял, почему мама его не ругала.

Рассказ учит читателя правдивости, — как бы не было страшно, и каких бы последствий не принесла правда, — ее нужно говорить. Так должен поступать честный человек, и его никогда не будет мучить совесть.

Несколько интересных материалов

  • Короленко — В дурном обществе

    Данное произведение начинается с того, что описывается замок, в котором на данный момент живут все нищие. Повествование ведется от лица девятилетнего мальчика Васи, который лишился матери, и теперь его воспитывает отец

  • Паустовский — Заячьи лапы

    Однажды к сельскому ветеринару пришёл мальчишка. Звали его Ваня Малявин. Под курткой он принёс маленького зайчика, по мордочке которого катились слёзы.

  • Пушкин Пир во время чумы читать текст онлайн

    Действия разворачиваются в период массовых заболеваний чумой. Некоторое количество человек, потерявших своих близких из-за эпидемии

  • Салтыков-Щедрин — Гиена

    В центре событий гиена, которая обладает миловидной внешностью, которую описывает автор. Несмотря на приятный и привлекательный внешний вид, она обладает достаточно скверным характером, который у всех окружающих

  • Салтыков-Щедрин — Христова ночь

    Холод, темнота, тишина вокруг и ни души… Вдруг среди этого уныния раздаются далёкие, но звонкие голоса колоколов. Оживает всё вокруг, и улицы наполняются спешащими людьми. В обычные дни они заняты тяжёлой работой

Осеева Валентина

Рассказы, сказки, стихи

Валентина Александровна ОСЕЕВА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ

(выборочно)

РАССКАЗЫ

ОТЦОВСКАЯ КУРТКА

Рыжий кот

Выходной день Вольки

Отцовская куртка

Татьяна Петровна

Андрейка

Кочерыжка

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

Синие листья

Отомстила

Волшебное слово

Просто старушка

Девочка с куклой

Просто так

Навестила

Рекс и Кекс

Строитель

Своими руками

Три товарища

Все вместе

Вырванный лист

Простое дело

Труд согревает

«Разделите так, как делили работу…»

Папа-тракторист

Чего нельзя, того нельзя

Бабушка и внучка

Танины достижения

Пуговица

Обидчики

Новая игрушка

Лекарство

Кто наказал его?

Картинки

Кто хозяин?

Проделки белки

Что легче?

До первого дождя

Мечтатель

Веселая елка

Заячья шапка

Добрая хозяюшка

Болтушки

Какой день?

Кто всех глупее?

Волшебная иголочка

Первый снег

Веселые деньки

Маленький цыпленок на большой земле

Бедный ежик

В гости к ягодам

Хороший гусь

Куриный разговор

В золотом колечке

Колыбельная песенка

Тили-бом! (Песенка)

Озорной дождик

Удивительный дом

Кудлатка

Строителям

Важные коровы

Весенний дождик

Комментарии

________________________________________________________________

Р А С С К А З Ы

______________________________

О Т Ц О В С К А Я К У Р Т К А

РЫЖИЙ КОТ

Под окном раздался короткий свист. Прыгая через три ступеньки, Сережа выскочил в темный сад.

Левка, ты?

В кустах сирени что-то копошилось.

Сережа подбежал к товарищу.

Чего? — спросил он шепотом.

Левка обеими руками прижимал к земле что-то большое, завернутое в пальто.

Здоровый, как черт! Не удержу никак!

Из-под пальто высунулся пушистый рыжий хвост.

Поймал? — ахнул Сережа.

Прямо за хвост! Он как заорет! Я думал — все выбегут.

Голову, голову заверни ему получше!

Мальчики присели на корточки.

А куда мы его денем? — забеспокоился Сережа.

Чего — куда? Отдадим кому-нибудь, и баста! Он красивый, его каждый возьмет.

Кот жалобно замяукал.

Бежим! А то увидят нас с ним…

Левка прижал к груди сверток и, пригибаясь к земле, помчался к калитке.

Сережа бросился за ним.

На освещенной улице оба остановились.

Давай привяжем тут где-нибудь, и все, — сказал Сережа.

Нет. Тут близко. Она живо найдет. Постой!

Левка раскрыл пальто и освободил желтую усатую мордочку. Кот зафыркал и замотал головой.

Тетенька! Возьмите кошечку! Мышей ловить будет…

Женщина с корзинкой окинула мальчиков беглым взглядом:

Куда его! Своя кошка надоела до смерти!

Ну и ладно! — грубо сказал Левка. — Вон старушка идет по той стороне, пойдем к ней!

Бабушка, бабушка! — закричал Сережа. — Подождите!

Старушка остановилась.

Возьмите у нас котика! Хорошенький, рыженький! Мышей ловит!

Да где он у вас? Этот, что ли?

Ну да! Нам девать некуда… Папа с мамой держать не хотят… Возьмите себе, бабушка!

Да куда ж я его возьму, голубчики мои! Он небось и жить не станет у меня… Кошка к дому своему привыкает…

Ничего, станет, — уверяли мальчики, — он любит стареньких…

Ишь ты, любит…

Старушка погладила мягкую шерстку. Кот выгнул спину, вцепился когтями в пальто и забился в руках.

Ах ты батюшки! Замучился он у вас! Ну давайте, что ли, авось приживется.

Старушка распахнула шаль:

Иди сюда, миленький, не бойся…

Кот яростно отбивался.

Уж не знаю, донесу ли?

Донесете! — весело крикнули мальчики. — До свиданья, бабушка.

Мальчики присели на крыльце, настороженно прислушиваясь к каждому шороху. Из окон первого этажа на дорожку, усыпанную песком, и на кусты сирени падал желтый свет.

Дома ищет. По всем углам, верно, шарит, — толкнул товарища Левка.

Скрипнула дверь.

Кис, кис, кис! — донеслось откуда-то из коридора.

Сережа фыркнул и зажал ладонью рот. Левка уткнулся ему в плечо.

Мурлышка! Мурлышка!

Нижняя жиличка в стареньком платке с длинной бахромой, прихрамывая на одну ногу, показалась на дорожке.

Мурлышка, противный этакий! Мурлышка!

Она обвела глазами сад, раздвинула кусты.

Кис, кис!

Хлопнула калитка. Под ногами заскрипел песок.

Добрый вечер, Марья Павловна! Любимца ищете?

Твой отец, — шепнул Левка и быстро шмыгнул в кусты.

«Папа!» — хотел крикнуть Сережа, но до него долетел взволнованный голос Марьи Павловны:

Нет и нет. Как в воду канул! Он всегда вовремя приходил. Поцарапает лапочкой окно и ждет, пока я открою ему. Может, он в сарай забился, там дырка есть…

Давайте посмотрим, — предложил Сережин папа. — Сейчас мы вашего беглеца обнаружим!

Сережа пожал плечами.

Чудак папа. Очень нужно чужого кота ночью разыскивать!

Во дворе, около сараев, забегал круглый глазок электрического фонарика.

Мурлышка, иди домой, кисонька!

Ищи ветра в поле! — хихикнул из кустов Левка. — Вот потеха! Твоего отца искать заставила!

Ну и пусть поищет! — рассердился вдруг Сережа. — Пойду спать.

И я пойду, — сказал Левка.

Когда Сережа и Левка еще ходили в детский сад, в нижнюю квартиру приехали жильцы — мать и сын. Под окном повесили гамак. Каждое утро мать, низенькая, прихрамывающая старушка, выносила подушку и одеяло, стелила одеяло в гамаке, и тогда из дому, сгорбившись, выходил сын. На бледном молодом лице лежали ранние морщинки, из широких рукавов висели длинные, худые руки, а на плече сидел рыжий котенок. У котенка были три черточки на лбу, они придавали его кошачьей физиономии смешное озабоченное выражение. А когда он играл, правое ушко у него выворачивалось наизнанку. Больной тихо, отрывисто смеялся. Котенок забирался к нему на подушку и, свернувшись клубком, засыпал. Больной опускал тонкие, прозрачные веки. Мать неслышно двигалась, приготовляя ему лекарство. Соседи говорили:

Как жаль! Такой молодой!

Осенью гамак опустел. Желтые листья кружились над ним, застревали в сетке, шуршали на дорожках. Марья Павловна, сгорбившись и тяжело волоча больную ногу, шла за гробом сына… В пустой комнате кричал рыжий котенок…

Мама принесла Тане новую книгу.

Мама сказала:

Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

Вот какие умницы вы у меня!

Три сороки сидели на суку и болтали так, что дуб трещал и отмахивался зелеными ветками от болтушек.

Вдруг из лесу выскочил заяц.

Подружки-болтушки, придержите язычки. Не говорите охотнику, где я.

Присел заяц за куст. Замолчали сороки.

Вот идет охотник. Невтерпеж первой сороке. Завертелась она, захлопала крыльями.

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой и сильный.

Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня — хозяйка, трогать её нельзя.

Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

veselye denkiveselye denki Проснулся я, слышу – залаял Дружок.

Гляжу – на кого он? На первый снежок!

Конечно, он не жил на свете зимой

И с горки ещё не катался со мной.

Коньков не видал. Ну и лает, чудак.

А вот посмотрел бы на взрослых собак!

Они так и рвутся на первый снежок…

Бежим-ка и мы поскорее, Дружок!

И если явился со снегом мороз,

Огнём загорится холодный твой нос,

volshebnaya igolochkavolshebnaya igolochka Жила-была Машенька-рукодельница, и была у неё волшебная иголочка. Сошьёт Маша платье – само себя платье стирает и гладит. Разошьёт скатерть пряниками да конфетками, постелет на стол, глядь – и впрямь сладости появляются на столе. Любила Маша свою иголочку, берегла её пуще глаза и всё-таки не уберегла. Пошла как-то в лес по ягоды и потеряла. Искала, искала, все кустики обошла, всю травку обшарила – нет как нет её иголочки. Села Машенька под деревом и давай плакать.

Пожалел девочку Ёжик, вылез из норки и дал ей свою иголку.

– Возьми, Машенька, может, она тебе пригодится!

Поблагодарила его Маша, взяла иголочку, а сама подумала: «Не такая моя была». И снова давай плакать. Увидела её слёзы высокая старая Сосна – бросила ей свою иголку.

Произведения разбиты на страницы

Сказки и рассказы Валентины Осеевой пропитаны нестерпимым желанием показать нашим детям как различать злые и добрые намерения, как правильно анализировать сои действия. Кажде из её маленьких произведений навсегда остаётся в душе у детей, заставляет поразмыслить о жизни вокруг. В. Осеева много работала с детьми и понимала, как важно дать твердые моральные ориентиры, а также поселить в их сердцах добро. Её крохотнын стихи и рассказы дают деткам правильные модели человеческого поведения, учат уважению к взрослым и любви ко всем людям, чуткости к близким. В захватывающей форме, на доступных ребятам шаблонах Осеева осознать читателям настоящую дружбу и верность, как можно только с помощью доброго слова помочь человеку. В своих сказках автор подсказывает юным читателям как общаться с другими ребятами, как решать жизненные ситуации, которые для родителей кажутся пустяковыми.

Читать стихи, рассказы и сказки В. Осеевой очень важно, так как они откроют детям, что такие пороки как вредность, предательство, эгоизм и жадность делают жизнь еще хуже, чем внешние проблемы. Написанные понятным и захватывающем стилем, они дадут читателям много полезных советов и обогатят его душу.

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:

С тобой что-то случилось?

Таня и мама украшали елку. На елку пришли гости. Танина подруга принесла скрипку. Пришел брат Тани — ученик ремесленного училища. Пришли два суворовца и Танин дядя.

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.

Интересно, — сказал Толя, — как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю о подвиге!

А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился…

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

У меня есть знакомые: Миша, Вова и их мама. Когда мама бывает на работе, я захожу проведать мальчиков.

Здравствуйте! — кричат мне оба. — Что вы нам принесли?

Пошли пионеры в лес по орехи.

Забрались две подружки в густой орешник, нарвали орехов полную корзинку. Идут по лесу, а синие колокольчики кивают им головками.

У Кати было много переводных картинок. На переменке Нюра подсела к Кате и со вздохом сказала:

Счастливая ты, Катя, все тебя любят! И в школе и дома…

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

Кто наказал его? — спросила соседка.

Он сам наказал себя, — ответила мама.

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит — одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

А куклу? Где моя кукла? — кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

Не жалуйся, — сказала однажды мать, — надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее к лифчику.

А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?

Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам.

Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!

Было у матери три сына — три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей — трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

Мама принесла Тане новую книгу.

Мама сказала:

Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

Вот какие умницы вы у меня!

Витин папа тракторист. Каждый вечер, когда Витя ложится спать, папа собирается в поле.

Папа, возьми меня с собой! — просит Витя.

Вырастешь — возьму, — спокойно отвечает папа.

Еще с вечера Наташа и Муся решили после завтрака сбегать на речку.

Какое я место знаю! — перегнувшись через спинку кровати, шептала Наташа. — Вода чистая, прохладная… Мелко-мелко! Никак не утонешь! Как раз для тех, кто плавать не умеет.

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.

Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:

Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.

На каникулы выдался сильный мороз. Москва стояла белая, нарядная; в скверах застывшие деревья закудрявились от инея. Юра и Саша бежали с катка. Мороз колол им щеки, пробирался сквозь варежки к закоченевшим пальцам.

Учитель рассказывал ребятам, какая чудесная жизнь будет при коммунизме, какие будут построены летающие города-спутники, и как люди научатся по своему желанию изменять климат, и на севере начнут расти южные деревья…

На дворе возвышалась горка красной глины. Сидя на корточках, мальчики рыли в ней замысловатые ходы и строили крепость. И вдруг они заметили в сторонке другого мальчика, который тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки и старательно обмазывал стены глиняного дома.

Слава и Витя сидели на одной парте.

Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили:

У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошел к доске, Федя обменял свое перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил:

Зачем ты взял мое перышко?

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали.

Я не решил примера, потому что он был со скобками, — оправдывался Юра.

А я потому, что там были очень большие числа, — сказал Олег.

Принес Ваня в класс коллекцию марок.

Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.

Люди возвращались. На маленькой голубой станции, уцелевшей от бомбежек, беспорядочно и суетливо выгружались из вагонов женщины и дети с узлами и авоськами. По обеим сторонам дороги заколоченные домики, глубоко зарывшись в сугробы, ждали своих хозяев.

Я была больна и целые дни проводила на балконе. Наверху синело небо с мягкими разорванными облачками; в полинявшей осенней зелени деревьев кричали воробьи. А внизу прыгали, смеялись и играли дети… Я не прислушивалась к их голосам, не запоминала их лиц и имен.

Литературная гостиная «Читать надо думая»

(Рассказы Валентины Александровны Осеевой)

Класс разделён на
команды.

         1 команда «Волшебное
слово»

Девиз команды:   Волшебное
слово творит чудеса.

                            «Спасибо!»,
«Пожалуйста» скажем всегда!

         2 команда «Дружные
сердца»

Девиз команды:  Команда
мы: «ДРУЖНЫЕ СЕРДЦА»

                            Дружны
мы ВСЕГДА!

                            Добьёмся
успеха НАВЕРНЯКА!

         3 команда «Мамины
помощники»

Девиз команды:  Труд
человека кормит, а лень портит.

         4 команда  «Настоящие
друзья»

Девиз команды:  Дружбе
верен будь!

                            Дружбу
умей ценить.

                            Легко
друзей терять,

                            Но
трудно находить.   

Валентина Александровна Осеева (1902 – 1969)

1.
Вступительное слово.

                            Слова
умеют плакать и смеяться,

                            Приказывать,
молить и заклинать.

                            И,
словно сердце, кровью обливаться,

                            И
равнодушно холодом дышать.

                                               ТВОРИ
ДОБРО!

                            Нет
большей радости!

                            И
жизнью жертвуй,

                            И
спеши –

                            Не
ради славы или сладостей,

                            А
по велению души.

         Когда Осеева
была такой, как вы, она любила читать маленькие рассказы. Ей очень нравилось
читать без помощи взрослых. Мама однажды спросила:

         — Понравился
рассказ?

         — Не знаю, я
о нём не думала.

         Мама очень
огорчилась.

         — Мало
уметь читать, надо уметь думать!
– сказала она.

         И с тех пор
Валентина стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а
иногда и о своих собственных. И это ей в жизни очень помогло, и написала она
для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать.

·      
Лучше хорошо поступать,
чем хорошо говорить.

·      
Всяк человек по делу
познаётся.

·      
Жизнь дана на добрые дела.

·      
Учись доброму – дурное на
ум не пойдёт.

·      
Доброта нужна всем людям,

         Пусть
побольше добрых будет.

·      
Доброта – она от века

         Украшенье
человека.

         Добрые слова и Осеевой помогали в работе: «Всякому человеку
нужно доброе слово. Новые силы появляются. Доброе слово, сказанное вовремя,
вдохновляет и как семечко, упавшее в рыхлую почву, даёт новые ростки».

         Её герои произведений заставляли подтянуться, стать лучше,
честнее, справедливее и ребята брали с них пример. Более 60 лет рассказу
«Волшебное слово» и малышам запало в душу чудесное слово ПОЖАЛУЙСТА, вызывающее
тёплую улыбку у окружающих. Этот рассказ заставил многих впервые задуматься над
тем, как важно не только любить близких, но и быть чуткими, внимательными.
добрыми к ним.

         Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной — такой
запомнили многие В.А.Осееву.

2. А какие
качества человека вы знаете?

         1) Как
называют человека, который хвастает?

         2) Как
называют человека, который жадничает?

         3) Как
называют человека, который задаётся?

         4) Как
называют человека, который всё время плачет?

         5) Как
называют человека, который не может усидеть на месте7

         6) Как
называют человека, который озорничает?

         7) Как
называют человека, который любит мечтать?

         8) Как
называют человека, который любит фантазировать?

         9) Как называют
человека, который всё время капризничает?

         10) Как
называют человека, который ворчит?

3. Какие разные герои встретились вам на
страницах книг Валентины Осеевой. Полистаем страницы. Определите,
из каких рассказов и сказок иллюстрации?

4. Выбери правильный
ответ.

Кто наказал его?

         «Я обидел
товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку.

            Я
нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и … »

                   а)
горько заплакал;

                   б)
громко закричал;

                   в)
весело захохотал;

                   г)
радостно запрыгал;

Навестила

         Какую помощь
оказала Муся заболевшей подруге Вале?

                  а)
приготовила полосканье;

                  б)
налила воды в грелку;

                  в)
утомила пустыми словами;

                  г)
успокоила добрым словом;

Три товарища

         Витя потерял
завтрак. Кто из товарищей помог ему?

                   а)
Коля посочувствовал;

                   б)
Миша расспросил о потере;

                   в)
Володя поделился завтраком;

Добрая хозяюшка

         Кто из этих
животных ушёл от девочки? Почему?

                   а)
Петушок;

                   б)
Уточка;

                   в)
Щенок;

                   г)
Курочка;

Какой день?

         Про что
сказали герои такие разные слова?

                   а)
прекрасный … день

                   б)
отвратительный …  день

                   в)
чудесный … день

         Для кого
какой день был? Почему?

Кто глупее? В одном доме

         Кто не стал
обижать другого? Почему?

                   а)
утка Устинья;

                   б)
пёс Барбос;

                   в)
цыплёнок Боська;

                   г)
девочка Таня;

5. Предлагаю три иллюстрации из рассказа. Какого? («Хорошее»)

Что было хорошего? А
что не очень хорошего? Что посоветуете Юре?

6. Из какого
рассказа слова?
Нет ли
среди этих слов «лишнего»?

      1) кувшин                2)
дождь                        3) флюс                         4) тетрадки

         стакан                     
плащ                            полосканье                    знакомая

         кадка                      
платье                             горчичники                старушка

         ведёрко                  
дружба                           галоши                          подружка

         учитель                  
сапоги                            дождик                          книжки

         лопата                   
зонтик                            нарыв                              портфель

         работа                   
подружки                          грелка                            тётя

1)   
«Разделите так, как
делили работу» 

2)   
«До первого дождя»

3)   
«Навестила»

4)   
«Просто старушка»

7. Соотнесите рассказ и пословицу, которая подходит к этому рассказу. Докажите свой
выбор.

                        «Мечтатель»

1)   
Друзья познаются в беде.

2)   
Лучше хорошо
поступать, чем хорошо говорить.

3)   
Добрый человек добру и
учит.

4)   
Делу время, потехе – час.

                        «Волшебное слово»

1)   
Нет друга – ищи, а нашёл –
береги.

2)   
Вежливость открывает
все двери.

3)   
Крепкую дружбу и водой не
разольёшь.

4)   
Кто скоро помог, тот
дважды помог.

                            «До
первого дождя»

1)   
Дружно не грузно, а врозь
хоть брось.

2)   
Ум хорошо, а два лучше.

3)   
Сам погибай, а
товарища выручай.

4)   
Старый друг лучше новых
двух.

                            «Злая
мать и добрая тётя»

1)   
Без труда нет плода.

2)   
Терпенье и труд всё
перетрут.

3)   
Глаза боятся, а руки
делают.

4)   
Тяжело в ученье,
легко в бою.

8. Стихи.  На кого из героев стихов вы хотите быть
похожими? Почему?

                                               «Сонечка»

                            Тронь
её нечаянно — сразу:

                            —
Караул!

                            Ольга
Николаевна, он меня толкнул!

                            —
Ой, я укололась, — слышен Сонин голос.

                            —
Мне попало что-то в глаз,

                            Я
пожалуюсь на вас!

                   Дома
снова жалобы: — Голова болит…

                   Я
бы побежала бы — мама не велит.

                   Сговорились
мальчики: — Мы откроем счёт.

                   Сосчитаем
жалобы — сколько будет в год?

                   Испугалась
Сонечка и сидит тихонечко.

                   «Жадина»

Кто держит конфету
свою в кулаке,

Чтоб съесть её тайно
от всех в уголке,

Кто, выйдя во двор,
никому из соседей

Не даст покататься на
велосипеде,

                   Кто
мелом, резинкой, любою безделицей

                   В
классе ни с кем никогда не поделится?

                   Имя
тому подходящее дадено,

                   Даже
не имя, а прозвище: ЖАДИНА!

Жадину я ни о чём не
прошу,

В гости я жадину не
приглашу.

Не выйдет из жадины
друга хорошего,

Даже приятелем не
назовёшь его.

                   Поэтому
– честно, ребята, скажу –

                   С
жадными я никогда не дружу!

                                               «Друг
напомнил мне вчера»

                                               Друг
напомнил мне вчера,

                                               Сколько
сделал мне добра:

                                                        Карандаш
дал мне однажды

                                                        (Я
в тот день забыл пенал),

                                               В
стенгазете чуть не в каждой

                                               Обо
мне упоминал.

                                                        Я
упал и весь промок,

                                                        Он
мне высохнуть помог.

                                               Он
для милого дружка

                                               Не
жалел и пирожка –

                                                        Откусить
мне дал когда-то,

                                                        А
теперь поставил в счёт.

                                               Не
влечёт меня, ребята,

                                               Больше
к другу, не влечёт!

                   Слово
«друг»

Когда ещё никто не
знал ни слова –

Ни «здравствуйте», ни
«солнце», ни «корова»,-

Соседям древний
человек привык

Показывать кулак или
язык

И корчить рожи (что
одно и то же,

         Но словом
стал гортанный резкий звук,

         Осмысленней
лицо, умнее руки,

         И человек
придумал слово «друг»,

         Стал друга
ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей
моих.

Как жил бы я, что
делал бы без них?

Друзей – людей,
которых я люблю,

Я никогда ничем не
оскорблю.

                   Не
для того наш предок шёл сквозь мрак,

                   Чтоб,
встретив друга, я кричал: «Дурак!»

                   Показывал
язык или кулак

                   И
корчил рожи (что одно и то же).

А злое слово я
приберегу,

Пускай оно достанется
врагу!

                                      «Требуется
друг»

                   Все
живут, не тужат, а со мной не дружат.

                   Бант
у Кати расписной, красные колготки

                   И
характер кроткий. Я шепчу: «Дружи со мной,

                   Мы
же одногодки. Мы, как две сестрички,

                   Мы,
как две голубки из одной скорлупки».

                   Я
шепчу: «Но ты учти – ты во всём должна идти

                            Другу
на уступки».

                  Предлагаю
Ильиной: «Ты дружи со мной одной!»

                  Есть
разряд у Ильиной и спортивный свитер,

                  И
девчонок свита.

                  Подружусь
я с Ильиной, стану знаменита!

                            Все
пятёрки до одной у Светловой Нади.

                            Я
прошу: «А ты со мной подружись хоть на день!

                            Мы
с тобой поладим:

                            Будешь
ты меня спасать – дашь контрольную списать».

                  А
девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!»

                  Не
вставать же на колени, уговаривать подруг…

                  Напишу
я объявленье: «Срочно требуется друг!»

9. А какие вы
сыновья?

По высказываниям мам
определите, о ком из наших мальчиков сказано.

         1) Мой сынок
ещё маленький, но уже самостоятельный. Он добрый, любознательный, всегда готов
мне помочь. Выносит мусор, пылесосит полы. Увлекается спортом. Иногда шалит и хулиганит.

         2) Мой сын
очень ответственный и серьёзный человек. Он ведёт себя по отношению к маме как
настоящий мужчина. Помогает нести тяжёлые сумки, открывает дверь и пропускает
вперёд маму.  

         3) Он очень
добрый.  Уже сейчас пытается помочь в домашних делах. Особенно хорошо у него
получается заниматься сервировкой стола. Умеет извиниться и признать себя
неправым.

10. Бюро
находок.

Кому принадлежат
предметы? Из какого они рассказа или сказки?

КУКЛА                                                     («Девочка
с куклой»)

КОРОЧКА ХЛЕБА                                  («Печенье»)

ВЕДЁРКО                                                 («Разделите
так, как делили работу»)

ПЛАЩ                                                      («До
первого дождя»)

Носовой платок                                        («Подарок»)

КРАСКИ, ПИРОЖОК                              («Волшебное
слово»)

КОРЗИНКА С ОРЕХАМИ                       («Белкины
прогулки»)

НОВАЯ ТЕТРАДЬ БЕЗ
ЛИСТА               («Вырванный лист»)

ИГОЛКА С НИТОЧКОЙ                          («Волшебная
иголочка»)

РИСУНОК С СИНИМИ
ЛИСТЬЯМИ     («Синие листья»)

МАРКИ                                                    («Долг»)

11. Кроссворд.

Ж

А

Д

Н

О

С

Т

Ь

П

О

М

О

Щ

Ь

З

А

Б

О

Т

А

П

Р

А

В

Д

А

У

П

О

Р

С

Т

В

О

Т

Р

У

С

О

С

Т

Ь

О

Б

И

Д

А

1.      
Какое чувство мешало
мальчику из рассказа «Сторож» дружно играть с другими ребятами?

2.      
Чего ждала от девочки Муси
заболевшая одноклассница Валя?

3.      
Какое чувство к старушке
проявил мальчик из рассказа «Просто старушка»?

4.      
Что легче сказать, а не
придумывать в своё оправдание?

5.      
С каким чувством продолжал
строить свой дом мальчик из рассказа «Строитель»?

6.      
Какое качество взяло верх
над Витей, когда он услышал смех ребят над своим вежливым поступком?

7.      
Какое чувство на сестру
Ленку, бабушку и брата привело Павлика в сквер?

12.Ответьте на
вопросы

         ПОЧЕМУ?                          КТО
ХОЗЯИН?                           ЧТО ЛЕГЧЕ?

         В чём
мудрость этих рассказов?

13.
Заключительное напутствие.

                   «В
каждом  из  вас,  ребята,  есть  волшебная  сила  – сила  ваших  слов  и 
поступков»     В.Осеева

                   Перед тем, как нам расстаться

                   И
уйти всем по домам,

                   Хочется
мне попрощаться,

                   Пожелав
при этом вам,

                             Чтобы
вежливыми вы были,

                             Слов
волшебных не забыли,

                             Чтобы
добрыми словами

                             Говорили
вы с друзьями.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
Предмет:
литературное чтение и окружающий мир

Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Вежливое слово». Правила вежливости.

Цель: обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу, познакомить учащихся с правилами общения по телефону, культурой поведения; повторить правила вежливости, использовать вежливые слова в жизни; выработать навыки грамотной устной речи.

Задачи:

♦ Познакомить детей с историческим названием слова « Здравствуйте».

♦ Объяснить значение слова « доброта», организовать работу над словом, способным воздействовать на чувства и поведение людей.

♦ Развивать умения вести диалог, употребляя различные обращения в зависимости от ситуации (разговор по телефону).

♦ Обогащать словарный запас, развивать логическое мышление и речь, познавательный интерес к языку.

♦ Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу. Воспитывать культуру общения.

На уроке  использовались следующие средства  обучения:

☻ информационные технологии, презентация;

☻ наглядные средства: толковый словарь, телефоны детские, колокольчики, большое солнышко (на доске);

☻ раздаточный материал для самостоятельной работы, работы в группе, в паре, ромашка вежливых слов, сердечки для этапа рефлексии.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

                                                                         Александр Яшин

Я люблю…

Я люблю, когда при встрече                                Пожелание здоровья,

Мы знакомым и родным:                                 Пожелание добра.

«С добрым утром!», «Добрый вечер!»,                И живётся вроде лучше,

«Доброй ночи!» — говорим.                                И на сердце веселей,

…Не от тяги к суесловью                                Коль другим благополучья

И сложилось не вчера                                        Пожелаешь на земле.

Это братское, с любовью                                

— При встрече культурные люди всегда здороваются. Какие слова приветствия мы с вами используем в своей речи?

(Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, приветствую Вас рад приветствовать вас).

— Какое из этих слов мы чаще используем, приветствуя друг друга? (здравствуйте)

СЛАЙД 1

— К нам на урок пришли  гости. Давайте повернёмся к ним, улыбнемся и пожелаем им здоровья, т.е. поздороваемся.

-Что мы показываем человеку, когда улыбаемся ему?

В мире существует много форм различных приветствий. Но всегда при встрече люди улыбаются друг другу.

— Люди начинают своё общение со слова « здравствуйте», Это самое обычное и вместе с тем важное слово, которое характеризует человека, как вежливого, приветливого.

— А что значит простое, обыкновенное слово « здравствуй»?( Ответы детей )

—  Когда люди здороваются, они  желают друг другу здоровья.

— У каждого слова, есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, узнаем, когда появилось это слово.

СЛАЙД 2

В очень давние-давние времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов  ни «здравствуйте», ни» до свидания». Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача( настоящих врачей тогда не было ), сказал им:» Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья .Разве может быть здоровым человек, если никто ему не желает здоровья? Призадумались пещерные люди и решили говорить при встрече друг другу «Здравствуйте». Это значит «Будьте здоровы»!  «Здравствуйте»- сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.  

— Вот поэтому говорят, что слово « здравствуйте»- это волшебное слово, которое может помочь в исцелении.

Как можно назвать людей, которые всегда здороваются? (Вежливые)

-А как вы объясните, кто такой вежливый человек?

То есть вежливый человек использует в своей речи вежливые слова.

СЛАЙД 3

Давайте проверим, все ли слова вы помните.

Чтобы лучше вспомнить вежливые слова,  мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.

Встретив зайку, ёж-сосед                
Говорит ему: «…»   (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»   (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»   (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»   (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»   (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»   (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»   (Будь здорова!)

С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека.

  1. Определение темы урока.

— Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о вежливости)

— Кто попробует сформулировать тему нашего урока? (Тема нашего урока ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ. Волшебные слова)  

СЛАЙД 4

  1. Целеполагание.

-Дорогие ребята, совсем недавно на уроках чтения вы начали изучать новую тему. Давайте вспомним, как она называется? (Я и мои друзья.)

— А как называется произведение, с которым вы познакомились вчера? (Волшебное слово).

А кто же автор этого произведения? (Валентина Александровна Осеева)

Сообщение темы:

Сегодня мы продолжим с вами работу над произведением Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово» и поговорим о правилах вежливости.

СЛАЙД   5                                                                           

  1. Проверка домашнего задания

Но сначала проверим, как вы поняли этот рассказ. Сейчас мы будем работать в группах.1 и 3 парта повернулись ко 2 и 4 парте. У вас на парте, на синем листочке нарисован кроссворд. Я буду задавать вопросы, а вы будете писать ответы.  

  1. Как зовут мальчика?
  2. Что было в руке у старика?
  3. Как зовут девочку?
  4. Кто пек пирожки?
  5. На чем сидел старик в начале рассказа?
  6. Кого попросил Павлик, чтобы его взяли кататься на лодке?
  7. Где пекла пироги бабушка?
  8. Что пекла бабушка?
  9. На чем чертил старик зонтиком?
  10. Что попросил Павлик у Лены?
  11. На чем хотел покататься Павлик?
  12. Куда положил Павлик руку, когда попросил брата взять его покататься?
  13. Как назвал старика Павлик?
  14. Какое волшебное слово сказал старик?

Проверим кроссворд.

СЛАЙД 6

  1. Проблемная ситуация:

Ребята, а как вы думаете, а зачем мы ещё и сегодня будем говорить об этом рассказе?

  1. Постановка учебной задачи

Первое знакомство с произведением произошло у вас на прошлом уроке чтения. Но ведь при первичном чтении трудно всё понять, всё осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.

Сегодня мы с вами постараемся поговорить о главных героях, поразмышлять об их поступках. И главная наша цель – ответить на вопрос, который написан у вас в учебнике в конце рассказа.

Найдите его. (Может ли слово быть волшебным?) с. 92  и узнать правила вежливости.

Может ли слово быть волшебным?

Ваше мнение вы выскажете в конце урока.

7. Включение нового  знания в систему знаний и повторение. Работа в парах.

— Перед вами конверты, в них вы найдете части пословиц. Ваша задача, собрать из частей целые пословицы и  подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.

Добрый человек….                потом – говори.

 Сначала думай…..                    добром и платят.

Вырасти вырос ……..              добру и учит.

Век живи……….                      а ума не вынес.

За добро……….                        век учись.

СЛАЙД 7

— Какая пословица подходит к нашему произведению?

СЛАЙД 8

— О чем эти пословицы? (о взаимоотношениях между людьми)

— Какая из них, по – вашему, выражает главную мысль рассказа «Волшебное слово»? (Добрый человек добру учит)

-А кто здесь добрый?

— Что помогло научить добру Павлика? (вежливое слово)

— Волшебное слово  помочь всегда готово.

— Как вы понимаете эти слова?

— Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет улучшить наше настроение. Каждый человек может выразить свое доброе отношение к людям при помощи определенных слов.

-Ребята, существует очень много волшебных слов.

-А что же они обозначают? В словаре Ожегова написано так. Слова на желтых листочках.

Работа в парах.

Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, извините, до свидания.

СЛАЙД 9

 На экране появляется текст о значении и   происхождении слов «пожалуйста», «здравствуйте»,   «спасибо».

Здравствуй – наше привычное приветствие – не что иное, как пожелание здоровья.

Пожалуйста – от глагола « пожаловать». Употребляется  в разговоре как вежливый оборот для выражения просьбы.

Спасибо – изначально – спаси Бог! Употребляется  в разговоре для выражения благодарности.

Извините – попросить прощение.

До свидания – приветствие при прощании.

Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то.

-А что такое просьба?

Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

Сейчас ребята  покажут сценку, а вы догадайтесь, о чем они просят.

Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.
С помощью чего была выражена просьба? (С помощью жестов и мимики).

-Как её выразить с помощью слов?

А теперь эту же сценку ребята покажут только со словами. 

-Какое вежливое слово нужно использовать, когда о чем-либо просишь?

(Пожалуйста)

8.Физ.минутка СЛАЙД 10

Игра «Пожалуйста».

— Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Эта игра на внимательность. Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

— Молодцы! Вы очень внимательны, отдохнули и можем продолжить нашу работу!

9. Работа над содержанием

Дорогие ребята, дома вы читали это произведение.

Давайте попробуем вспомнить ход событий.

Посмотрите внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом.

События записаны вразброс на доске:  

СЛАЙД 11

                   1. Встреча со стариком.

                   2. Разговор с Леной.

                   3. Разговор с бабушкой.

                   4. Беседа за обедом.

                   5. Возвращение в сквер.

Прочитайте написанное все вместе.

А что у нас получилось? (план текста).

Сегодня этот план нам очень поможет на уроке.

Работа над иллюстрацией

Откройте, пожалуйста, учебник и найдите на странице 88 иллюстрацию.

Кто изображён? Как зовут мальчика?

Что делают?

Можно ли назвать Павлика и старика главными героями этого рассказа?

Сейчас мы с вами перечитаем разговор Павлика со стариком «цепочкой».

Стр.87-89 с начало до слов: … он вскочил и побежал домой.

СЛАЙД 12

10. Анализ первой части текста

Расскажите, как вёл себя мальчик при встрече с незнакомым человеком. Обратите внимание на слова, которые описывают его поведение и настроение.

                  сердитое лицо, сжал кулаки, сердито буркнул,

                  крикнул, стукнул кулаком по скамейке

Что вы можете сказать о Павлике? Каким он вам показался?

Что можете сказать о старике? Представьте его, как он выглядел?

Почему он захотел помочь Павлику? ( потому, что у дедушки большой жизненный опыт, знает, как  помочь маленьким)

Сразу ли мальчик поверил ему? (да)

-Как нужно произносить волшебное слово? Спокойным голосом, ласково, с добротой.

— Каким мы видим мальчика? Как он разговаривал с окружающими? Сердитый мальчик: красное сердитое лицо. Грубо.

— Нравится ли он вам? (Нет).

-Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный)

— Что случилось с Павликом? (Его все гнали от себя, не хотели с ним общаться)

 — Можно ли было помочь мальчику? Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)

— Кто помог Павлику? (Старик).

— Прочитайте, как выглядел старик?

— Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»).

— Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово? (Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно, приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными».  Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Не только слова должны быть добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям)

— Почему мальчик поверил старику? ( Потому что он был похож на волшебника)

11. Заполнение кластера.

– Давайте подумаем, какими словами можно охарактеризовать Павлика. Откройте тетради и заполните синие ячейки кластера.

СЛАЙД 13 — 14

— Нравится ли вам Павлик таким, каким мы его увидели?

— Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? (Да, он стал добрым)

12. Работа в группах

— Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика. Найдите в тексте и прочитайте….

СЛАЙД 15-16-17-18

1 ряд: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)

2 ряд: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка. (Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке).

3 ряд:  Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке? (За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы).

— Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово?  Оно становилось хорошим)

— Как звучит это слово? Пожалуйста

— Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова? Изменилась, все стали относится к мальчику по-доброму,  как он этого и заслуживал

— Можно ли старика назвать волшебником? Почему? Потому что он помог мальчику стать добрым

— Почему старик помог мальчику?

— Каким стал мальчик, после общения со стариком? Вежливым

-А теперь вам нравится Павлик?

— Какими словами можно охарактеризовать Павлика, его поведение, его жизнь после того, как он узнал тайну волшебного слова?

 Заполним красные ячейки.

СЛАЙД 19

— Кто на самом деле творил чудеса? Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста»

— Давайте же вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока.

Может ли слово быть волшебным? (может)

Это в прямом или переносном смысле? (конечно в переносном, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой)

— Понял ли мальчик, что без вежливости в жизни нельзя? (да)

— Зачем Павлик побежал обратно в сквер? (чтобы поблагодарить старика)

— Чему учит В. Осеева этим произведением?

— В чем мудрость этого рассказа?

— А нам в жизни  нужны волшебные слова?

Слова: «До свиданья!»,                                    

«Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте»-

Щедро дарите!         

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым.

В троллейбусе, в парке,

В школе и дома.

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить.!!!

Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.


Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». 
Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.
Ситуация 2. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и , как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?
Ситуация 3. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле?
Ситуация 4. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом.

— Ребята, а что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются (Радость, желание творить добро, настроение поднимается)

— А что произойдёт, если люди перестанут говорить вежливые слова?

( Люди начнут  болеть, перестанут общаться друг с другом)    

— Каждый из нас любит, когда к нему обращаются вежливо, но и мы не должны забывать о волшебных словах. Мы должны разговаривать с любым человеком так, как бы мы хотели, чтобы разговаривали с нами.

— Стихотворение о доброте расскажет…

                           Добрым быть совсем, совсем не просто,

                           Не зависит доброта от роста,

                           Не зависит доброта от цвета,

                           Доброта — не пряник. Не конфета.

                           Доброта с годами не стареет,

                           Доброта от холода согреет,

                           Если доброта, как солнце, светит,

                           Радуются взрослые и дети!!!

— Ребята, вы вспомнили вежливые слова, которые помогают людям общаться. Но способов правильного общения множество.

Звенит телефонный звонок. Учитель берёт трубку.

                              Ко мне позвонил медведь        

                               Да как начал, как начал реветь.

                              — Погодите, медведь, не ревите

                              Объясните, чего вы хотите.

                              Но он только «му», да «му»

                              А к чему, почему – не пойму!

                             Повесьте, пожалуйста, трубку!

— Получился  у нас разговор? (Нет)

— Вы сейчас услышите  разговор между попугаем Ильёй и псом Рыжиком из окружающего мира.

13. Инсценирование телефонного разговора.

— Получились  телефонные разговоры? (Нет)

 Определение правил разговора по телефону.

— Ребята, оказывается, что, разговаривая и по телефону, нужно знать правила. Каких правил не знают наши герои ПОПУГАЙ и пёс РЫЖИК?

        (Называют ошибки телефонного разговора: не поздоровались, не представились друг другу, непонятна просьба звонящего, не попрощались)

СЛАЙД 20  Правила общения по телефону

— Эти этапы присутствовали в прослушанных тел. разговорах?

Давайте послушаем второй вариант этой разговора, удалось ли исправить ошибки нашим героям. (Эти же 2 ученика читают диалог  правильный вариант)

СЛАЙД 21

Определение правил поведения, культуры поведения.

— ОДНАКО, ребята, зная вежливые слова, мы не всегда правильно поступаем.

-Очень часто в семье мы берем пример со старших, с наших родителей, бабушек и дедушек. Сегодня на уроке вы познакомитесь с некоторыми поступками двух  пап. Послушайте рассказ о первом папе. Учитель читает стихотворение:

Крошка сын к отцу пришёл, и сказал он, «папа!»

Почему ты в дом вошёл, не снимая шляпы?

Почему не пропустил женщину с ребёнком?

И зачем сейчас толкнул ты ногой котёнка?

Ты, наверное, устал? Я прошу: «Не злиться!»

Будем вместе ты и я доброте учиться!

Будем вместе по утрам бегать, закаляться.

Маме, бабушке, котам будем улыбаться.

Вместе мы построим дом. Не грусти, не надо!

Всех друзей мы позовём, всем мы будем рады.

Покраснел тогда отец и прогнал кручину.

И сказал он: МОЛОДЕЦ! Ты растёшь мужчиной!

-Какие правила поведения нарушил этот папа? Как повёл себя ребёнок? Можно ли учить старших? А теперь прочитаем о папе нашего знакомого мальчика Серёжи. Рассказывает о папе попугай Илья. Прочитает рассказ в учебнике на стр. 54.  _________________________________________

(Работа с текстом по вопросам)

— Как вы объясните поведение папы? Можно ли сказать, что папа Сергея вежливый человек?

— А кто из вас тоже поступает также как, как этот замечательный папа?

— Сформулируйте правила поведения для себя на основе данного рассказа)

— Как вы понимаете, что же такое культура поведения? (ответы детей)

СЛАЙД 22

— Чтобы проявлять заботу, внимание к людям надо понимать их эмоциональное состояние: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх.

СЛАЙД  23

— Посмотрите, пожалуйста, на лица этих гномиков? Что они выражают?

— С каким гномиком вам было бы приятно общаться?(С весёлым)

— Обратите  внимание, куда повёрнуты уголки губ у весёлого гномика? (Вверх)

— А у  грустного? (Вниз)

— Какими чаще всего бываете вы?

16. Итог урока.

— Какие  «волшебные»  слова мы сегодня вспомнили?

— Как они действуют на людей? Люди становятся добрее, улыбаются в ответ

Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать. Давайте вспомним, какими же вежливыми словами мы будем постоянно пользоваться?

        (заранее подготовленные ребята у доски читают свои стишки и прикрепляют вежливую ромашку)

.

17. Рефлексия.

— Для чего нужно знать и соблюдать правила вежливости?

А теперь мне бы хотелось, чтобы вы закончили следующие фразы:

СЛАЙД 24

  • Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда … .
  • Мне помогают правила вежливости тогда, когда … .
  • Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что …

Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите сердечко рядом с этим высказыванием.

Я уважителен и доброжелателен к людям

Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

Мне трудно быть уважительным и вежливым

— А чтобы у вас всегда было хорошее настроение — у нас в классе будет светить это солнышко. И каждый раз, когда вам будет грустно, трудно, подойдите к нему, приложите ладошку и вам сразу станет легче и веселее.

— А теперь встаньте. Перед вами лежат маленькие солнышки. Возьмите их в свои ручки, прижмите к своему сердцу, повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь и подарите им вместе с Солнышком  кусочек вашей доброй души и сердца!!!

Домашнее задание.

          Составить синквейны к словам СТАРИК, ПАВЛИК, ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

СЛАЙД 25-26

— С какой целью надо употреблять «волшебное» слово — До свидания? – т.е. мы надеемся увидеть вас ещё раз.

— Какими словами  можно заменить слово? (Пока, чао, всего, до встречи, до завтра, до вечера …)

— Все ли слова мы можем при прощании сказать взрослому человеку?

— Какие слова мы можем  сказать другу?(Ответы детей )

Ребята, вы хорошо поработали, можете себе похлопать. Спасибо за урок, урок окончен, скажем — До свидания нашим гостям.

  • Рассказ валентина осеева отомстила
  • Рассказ валентина катаева 7 букв сканворд
  • Рассказ валентины осеевой осенние листья
  • Рассказ в шутливой форме 8 букв сканворд
  • Рассказ в шкафу голявкин