Рассказ в рассказе примеры произведений

Русский язык олицетворение прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами. чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают

Русский язык

Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к  литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.

Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.

В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:

Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.

Деревья проснулись

Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью.
Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.

История появления олицетворения

Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в духов и души).
Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.

Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?

Если вы начинающий поэт, нужно научиться правильно использовать олицетворение. Оно не должно просто находиться в тексте, а играть определенную роль.

Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.

Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.

Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).

Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением.
Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.

Какой частью речи выступает олицетворение?

Чтобы оживить неодушевленный предмет авторы используют особый прием в качестве глагола. Его можно вписывать перед и после описываемого существительного.

Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек.

Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности (как эпитет).
Использование приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.

Олицетворение — литературный троп

В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений.

В других источниках другое название литературного приема — персонализация, когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.

Примеры олицетворения в языке

Часто авторы пользуются тропом для создания полноценных и мелодичных форм. Они придают сказочным персонажам героичность и повод для восхищения.

И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.

Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова.
Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому.
Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.

Как отличить олицетворение от метафоры?

Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

Например:
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой

Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

Например:
Утешится безмолвная природа
И резвая задумается радость

Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.

отличие метафоры от олицетворения

Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

Использование олицетворения в разговоре

Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.

Использовать подобный прием в разговорной речи — придать ей изобразительной выразительности, яркости и интереса. Кто хочет произвести впечатление на собеседника — пользуется этим.

Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.

Олицетворение и художественная литература

Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.

Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья.

Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри.
Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.

Олицетворение и антропоморфизмы

Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.

Олицетворение — прием, когда автор хочет неживому объекту придать живых свойств.
Антропоморфизм — перед автором стоит цель одушевить неживой предмет исключительно человеческими свойствами.

Если в рассказе идет речь о неживом объекте или абстрактном понятии, то использовать нужно олицетворение, а вот если описано живое мифологическое существо — антропоморфизм.
Запомнив это, вы никогда не перепутаете эти два приема в тексте.

Примеры олицетворения

Чтобы понять суть олицетворений, давайте рассмотрим примеры:

  • воет море ( нам известно, море не воет, но автор применил прием, давая понять, что море издает сильный шум) — это олицетворение;
  • плакала ива (ива — это дерево и оно не может плакать, так автор акцентировал внимание на развесистые гибкие ветви, которые внешне напоминают слезы);
  • играло пианино (пианино не может играть само по себе. Такое словосочетание указывает на то, что оно издает звуки, когда на нем играет пианист).

Предложения, в которых используется олицетворение, мы употребляем и слышим каждый день, но не замечаем, что используем выразительный прием.

Но стоит ли разбавлять свою речь олицетворениями или лучше этого избежать? Суть воплощений несет характер мифопоэтики, но мы часто их используем.

Использование олицетворений началось с употребления цитат из литературно-художественных произведений. Со временем они стали частью разговорной речи.

Самый яркий пример олицетворения — отстают часы.
Основные источники подобного приема — сказки и мифы.

Автор информационных сайтов Юлия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Интересное: arrow interst

кто хочет в группу единомышленников присоединяйтесь к нам

Присоединиться

(566 слов) Антон Павлович Чехов был известным русским писателем и общественным деятелем. Одним из интереснейших произведений Антона Павловича является рассказ «Попрыгунья«. В нем Антон Павлович мастерски соединил трагический и иронический тон. Центральное место в рассказе занимает тема любви и измены. Автор продемонстрировал историю жизни одной легкомысленной женщины. Главной героиней рассказа является Ольга Ивановна. Чтобы лучше понять замысел произведения, рассмотрим характеристику этой героини поподробнее.

Ольга Ивановна является олицетворением эгоизма, лицемерия и тщеславия. Поэтому главная героиня становится противоположностью своему супругу. Несмотря на то, что он весьма не заметный, он очень талантливый и хороший человек. А вот Ольга кичилась своей мнимой принадлежностью к богеме, но так ничего и не добилась в искусстве.

Главная героиня рассказа Антона Чехова родилась и воспитывалась в небогатой дворянской семье. Скорее всего, именно это обстоятельство спровоцировало возникновение такого качества героини,  как тщеславие. В образе Ольги Ивановны представлена совсем не глупая женщина, которая не предается сословному чванству. Конечно, ей присуще тщеславие, однако оно приняло другие формы. Главная героиня отличается тягой к искусству, она преклоняется перед талантами. Она предпочитает играть на фортепиано, рисовать, петь, а также принимать участие в любительских спектаклях. Ольга Ивановна очень трепетно относится к своему внешнему виду, поэтому она всегда старается одеваться модно и стильно. Искусство представляет собой одну из главных жизненных ценностей Дымовой. Женщина старается следить за творчеством великих художников. Она и сама прекрасно поёт и играет на фортепиано, а также создаёт различные превосходные вещи. Правда, ни в одном из этих направлений у Ольги нет настоящего таланта. Ее хвалят из вежливости, да и она играет не по призванию. Ей просто хочется принадлежать к миру богемы и самоутвердиться в нем. Ольга Ивановна искренне восхищается деятелями искусства, а именно: актерами, художниками, писателями, музыкантами, певцами. В представлении главной героини это великие люди, которые способны творить волшебство, принося в мир яркие краски. Ольга Ивановна обладает способностью заводить нужные знакомства с представителями аристократической среды. Для женщины это очень приятный способ времяпрепровождения. 

Главная героиня вышла замуж, когда ей было всего двадцать два года. Супругом Ольги Ивановны стал врач, фамилия которого Дымов. Женщина любит своего супруга, однако порой ей приходится грустить из-за того, что он не восхищается искусством. Дымов — талантливый  врач, который всерьёз занят диссертацией. Он не гоняется за популярностью. И у него нет времени на творчество. 

Читатель замечает, что Ольге свойственно такое негативное качество, как эгоизм. Главная героиня не проявляет должного уважения к своему супругу, несмотря на то, что он оплачивает её же прихоти благодаря сверхурочной работе. Ольга Ивановна потребительски относится к своему мужу. Дымов старается исполнять каждое желание своей жены. Однако из-за этого лишь усиливается эгоизм Ольги. Она не ценит мужа и даже ищет приключения на стороне. У главной героини появляется любовник. С ним Ольге гораздо интереснее, чем со своим приземленным супругом. Женщина не испытывает никаких угрызений совести из-за измены. Она отдалилась от мужа, а он все понимал, но ничего не мог поделать. Главная героиня даже не додумалась поинтересоваться у супруга, как он защитил диссертацию.

Смело можно сказать, что Ольга Ивановна получила заслуженное наказание за свое отношение к жизни. Главная героиня неожиданно узнает, что Рябовский не любил её, что она была лишь одной из многих его пассий. После этого известия их отношения заканчиваются. Супруг Ольги не смог побороть серьёзную болезнь и умер. Только после трагических событий женщина начинает осознавать, каким талантливым и прекрасным был её муж. 

Можно утверждать, что в образе Ольги Дымовой писатель воплотил эгоистичную натуру. Главная героиня оказалась легкомысленной и бессердечной. Автор показал, к чему могут привести человека тщеславие и эгоизм. Пример Ольги очень поучителен.

Черты характера Ольги Цитаты
Активность и общительность После обеда Ольга Ивановна ехала к знакомым, потом в театр или на концерт и возвращалась домой после полуночи. Так каждый день. 
Склонность к творчеству он поправлял Ольге Ивановне ее этюды и говорил, что из нее, быть может, выйдет толк; затем виолончелист, у которого инструмент плакал и который откровенно сознавался, что из всех знакомых ему женщин умеет аккомпанировать одна только Ольга Ивановна…
Легкомыслие и безнравственность Пусть осуждают там, проклинают, а я вот на зло всем возьму и погибну, возьму вот и погибну… Надо испытать всё в жизни. Боже, как жутко и как хорошо!»  
Тщеславие и пагубная зависимость от богемного круга общения «По-прежнему Ольга Ивановна искала великих людей, находила и не удовлетворялась и опять искала. По-прежнему она каждый день возвращалась поздно ночью…» 
Предвзятость и стремление привлечь к себе внимание «Дам не было, потому что Ольга Ивановна всех дам, кроме актрис и своей портнихи, считала скучными и пошлыми.» 

Автор: Виктория Комарова

Творчество Василия Шукшина не теряет своей актуальности с течением времени. Это легко объяснить избираемыми писателем темами для своих произведений. Рассмотрим одно из них более детально.

История создания

История создания рассказа «Боря» не освещена в критике. Известна лишь дата первой публикации его в журнале «Сибирские огни» — в 1973 году. Так как писатель много сюжетов для своих произведений заимствовал из собственной жизни, можно предположить, что данный рассказ также в некотором роде биографичен. Творческое наследие писателя по сей день активно изучается исследователями и, вероятно, в скором времени, информация о рассказе обогатится новыми сведениями.

Жанр, направление

Произведение «Боря» отличается небольшим объемом и сюжетом, включающим всего два эпизода. Также здесь мало персонажей. Исходя из этих наблюдений, можно сделать вывод, что перед нами – рассказ.

В 1960-80-х годах широкое распространение получает «деревенская проза». Шукшин принимает в этом активное участие. Отличительной чертой данного направления является наличие героев из простого народа, изображенных в типичных ситуациях. Таким произведениям свойственна реалистичность изображения и сведения художественного языка до состояния живой речи.

Смысл названия

Для своего рассказа автор выбирает название «Боря» и это не случайно. Сразу становится понятно, кто главный герой произведения и о ком пойдет речь дальше. Шукшин, используя для имени основного персонажа уменьшительно-ласкательную форму, желает тем самым породнить его с читателем и показать свое отношение к нему.

Суть: о чем?

«Боря» — это история одного молодого парня, 27 лет. Он болен умственно – его развитие застыло на отметке 2 года. Герой добр и красив внешне, он безобиден и безопасен для общества. Единственный раз в жизни испытав приступ злобы в адрес родителей из-за не купленных ему цветов, он попадает в лечебницу для душевнобольных. Борис в своем поступке раскаивается и очень хочет попасть домой.

В это время в лечебницу попадает еще один пациент, которого автор неласково именует «гориллой». Такое сравнение не случайно – персонаж обладает неопрятным внешним видом, плохими манерами и довольно низким интеллектом. Вся его жизнь сводится к унижению окружающих и это, как ни странно, доставляет ему особое удовольствие. С невежеством гориллы пришлось столкнуться и Боре: однажды тот заставил несчастного съесть сигарету. Когда этот случай дошел до руководства больницы, «пацана» отправили домой за нарушение режима. Но, как известно, зло не бывает безнаказанным: горилла попадается в руки к смелым ребятам и уже они преподают ему урок хороших манер. С уходом нерадивого пациента в лечебнице все встает на свои места.

Главные герои рассказа

Рассказчик – философ и наблюдатель. Обитатель больницы. Испытывает сострадание к Боре и входит в его положение. «Гориллу» – же, напротив, осуждает и не одобряет.

Борис – главный герой произведения. Парень двадцати семи лет. Он «особенный» для общества, так как немного неполноценен.

«Горилла» — человек, глубоко безнравственный, безразличный к чужому горю.

Темы

Тематика анализируемого текста весьма обширна. Это и параллель между внешним обликом и внутренним миром человека, и тема людских взаимоотношений. Также затронута важная тема восприятия обществом «особенных» людей.

Основная тема рассказа сосредоточена вокруг жизни и проблем людей с особенностями развития. Их внутренний мир сложно понять остальным, они зачастую несчастны и обижены. Хотя «особенные» и отличаются от нас, но они также достойны счастья. Мы все должны стремиться помочь таким людям и не гордиться своей «полноценностью».

Тема семей, воспитывающих неполноценных детей, тоже имеет место в повествовании. Родителям Бори приходится трудно, но мы не можем их осуждать, ведь это очень тяжелая ноша. Они сталкиваются с проблемой общения со своим сыном и в какой-то момент, не выдержав, принимают решение изолировать Борю.

Принятие обществом неполноценных людей — это тоже важная тема, призывающая к размышлению. Порой общество не способно обеспечить достойные условия для их содержания и оттого обрекают несчастных на страдания.

Проблематика

Основная проблема, которую поднимает автор в рассказе «Боря» — человеческая неоправданная жестокость. Агрессия в данном произведении как-будто бы делится на два типа: первая исходит от Бори, главного героя, а вторая – от «гориллы». И читателю сразу становится ясно, что проявляется это чувство у разных людей по-своему. По этой причине автор и не желает ставить их на один уровень.

Борис, в силу своей природной недалекости, не способен адекватно отличить хорошее от плохого. Он искренне сожалеет о содеянном дурном поступке и не желает больше такое повторить.

«Пацан» же, вполне разумен, он сознательно творит гадости и беззакония, и ему нравится образ его жизни. Исправляться он не желает.

Также, Шукшин делает упор на проблему трудной жизни «особенных» людей. Очень часто они попадают в опалу, и вынужденно терпят унижения и оскорбления от людей, чьи моральные принципы оставляют желать лучшего.

Основная идея

Идея и проблематика рассказа тесно связаны. Борис и «горилла» — личности полностью противоположные. Будучи немного неполноценным, Борис, тем не менее, не лишен моральных принципов. Он изображен гуманным и добрым к окружающим его людям. «Горилла» же, напротив, здоров физически, но болен духовно. Его мало интересует человеческая ценность, он тратит свою жизнь на вредительство и причинение боли близким.

Борис являет собой пример настоящего человека, глубоко нравственного и сострадательного. Но в обществе он становится изгоем, которого изолируют в силу его болезни.

Смысл рассказа «Боря» состоит в том, опасения должны вызывать люди жестокие и больные морально, а не такие, как Борис – безобидные и битые судьбой.

Чему учит?

История Бориса нравоучительна. Она показывает, что внешность человека значения не имеет, важна душа, важны чувства. Автор, посредством своего творения, учит нас терпению и добродушию.

Также, каждому человеку необходимо научиться отвечать за свои поступки, прежде чем что-либо предпринять, важно подумать о последствиях, дабы не причинить никому вреда.

Художественные особенности

Использование автором различных средств художественной выразительности преследует цель как можно глубже погрузиться в специфическую атмосферу произведения.

Отличительной особенностью рассказа «Боря» является наличие большого количества речи. Здесь и длительные монологи рассказчика, и диалоги обитателей больницы. Именно через речь автор раскрывает личности своих героев, знакомит читателя с их внутренним миром.

В произведении много специфических слов, с их помощью Шукшин достоверно передает стиль общения персонажей. Например, в речи Бори присутствуют такие: «пидет» – придет, пивет – привет, «атобус – автобус, «што» — что.

Автор, рисуя портреты своих героев, обильно пользуется эпитетами: «здоровенный», «полный», «крупный» и прочими.

В тексте рассказа можно отыскать риторические вопросы, призывающие к размышлению: «Что же жизнь – комедия или трагедия?», «… неужели он злиться умеет?» и прочие.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

(592 слова) Рассказ «Судьба человека» является одним из самых знаменитых произведений Михаила Александровича Шолохова. Работу над его созданием писатель завершил в 1956 году. В основе рассказа лежат реальные события. Однажды Михаил Александрович встретил человека, который и рассказал ему увлекательную историю. Она настолько поразила автора, что он решил написать рассказ. Михаил Шолохов поднял тему войны, тему смысла жизни и невероятной силы духа человека. Чтобы реализовать свой замысел, Михаил Александрович продемонстрировал интересные и яркие образы. Главный герой книги — Андрей Соколов. Рассмотрим характеристику этого героя подробнее. 

Уже с детских лет персонаж ощутил жизненные невзгоды и тяготы. Андрей Соколов рано остался без родителей. Он рано овладел рабочими специальностями, чтобы себя обеспечивать. В период Гражданской войны ему пришлось и повоевать. Когда главный герой вернулся в родную деревню в Воронеже, он принял решение жениться. 

Главный герой вызывает восхищение как у писателя, так и у читателей. Его биография — достойный пример для подражания. До военных событий Андрей Соколов работал шофером и имел семью: жену и троих детей. Он честно трудился и заботился о близких. Сам он рано осиротел и хотел создать для детей все условия для развития и благополучия. Андрей Соколов счастлив в семейной жизни. Ведь его супруга является прекрасной хозяйкой и порядочной женой. Они жили спокойной и размеренной жизнью. Однако привычный уклад разрушила война. Андрей, как и подобает патриоту, вызвался добровольцем на фронт. Весьма трогательно его прощание с женой. Судьба уготовила герою немало жизненных испытаний, которые переживали и его соотечественники.

Во время событий Великой Отечественной войны герой проявил свои лучшие моральные качества: смелость, силу духа, преданность Родине. Уже в начале военных действий Андрей Соколов получил ранение и попал в плен. Там он пребывал около двух лет. Сдаваться и просить о пощаде было не в характере Андрея. В плену герой не утратил своей верности и решимости. Например, он убил предателя, который угрожал выдать командиров и коммунистов. В решающий момент Соколов проявил быстроту реакции и храбрость. Он подставил под удар себя, убив этого человека, но выручив при этом достойных товарищей.

В лагере Андрей не раз предпринимал попытки убежать и присоединиться к действующей армии. Но у него не получалось. Эти неудачи его не сломили. Он продолжал подбадривать товарищей и осуждать вражеский режим. Невероятное мужество и героизм персонаж продемонстрировал, когда он сидел в кабинете начальника лагеря. За смелые высказывания он был приговорен к смерти. Миллер предложил ему выпить за победу Германии, объявив, что это условие для отмены смертного приговора. В ответ Андрей сказал, что лучше поднимет тост за собственную смерть. При этом персонаж, будучи голодным, два раза отказывался от закуски. И лишь на третий раз он взял кусок хлеба. Немец был поражён гордостью и храбростью Соколова. Он даровал ему жизнь. Это не смягчило героя. По его мнению, с оккупантами нужно бороться во что бы то ни стало. Как только у Андрея появилась первая возможность, он решил снова бежать из плена. С собой он прихватил немецкого инженера.

Во время военных событий супруга героя и его дети погибли. Он остался одиноким. Весьма удивительно то, что Андрей не впал в истерику, когда узнал, что у него теперь нет семьи. Андрей Соколов, проявив невероятную силу духа, забрал к себе сироту и начал жизнь заново. Таким образом, Андрей Соколов обрёл смысл жизни. Однако тоска по родным никуда не делась. Автор говорит, что его глаза отражали боль.

В образе Андрея Соколова Шолохов мастерски объединил лучшие качества человека. Среди них можно отметить добродушие, мужество, преданность, честность, храбрость, порядочность. По своей натуре Андрей Соколов был справедливым и скромным человеком, способным на подвиг самоотречения. 

Можно утверждать, что образ Андрея Соколова является собирательным. Ведь он символизирует силу, стойкость и терпение русского народа. На примере своего героя Михаил Шолохов продемонстрировал читателю великий нравственный подвиг советских бойцов.

Черты характера Андрея Соколова Цитаты
Трудолюбие и целеустремленность «…Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей…» 
Сила духа и выносливость «…Нет! На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала…» 
Гордость и достоинство «…хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость» 
Смелость «..«Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат…» 
Справедливость и взаимовыручка «..«Всем поровну», — говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку»
Любовь к семье и упорство «…я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я крепкий, я выживу, и опять мы будем все вместе…» 
Сила воли и вера в лучшее «…И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит…»
Гуманизм и человечность (герою плохо после того, как он вынужден был убить человека) «…До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то г*да ползучего душил… 
Отзывчивость и сострадание «…И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день — опять вижу. Этакий маленький оборвыш <…> И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нем, спешу из рейса поскорее его увидать…» 
Тоска по погибшим родным Тоска мне не дает на одном месте долго засиживаться. 

Автор: Виктория Комарова

ПОДЕЛИТЬСЯ

Олимпиада по литературе 7, 8, 9, 10, 11 класс ответы и задания муниципального этапа 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ для Республики Татарстан, официальная дата проведения олимпиады 11 ноября 2021 год.

Задания 7 класс | критерии 7 класс

Задания 8 класс | критерии 8 класс

Задания 9 класс | критерии 9 класс

Задания 10 класс | критерии 10 класс

Задания 11 класс | критерии 11 класс

Олимпиада по литературе 7 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 8 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 9 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 10 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

Олимпиада по литературе 11 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022

1)Внимательно прочитайте задания. Распределите время, чтобы успеть выполнить оба задания. ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте рассказ Маши Вайсман «Лучший друг медуз». Напишите целостный анализ рассказа, отвечая при этом на вопросы (можно отвечать на вопросы в любом порядке): 1. Какую роль играет образ моря в рассказе? 2. Как вы понимаете название рассказа? 3. Почему повествование ведется от первого лица и почему эта история важна для повествователя? 4. Как построена система образов рассказа?

2)В рассказе, который вы только что анализировали, море показано словно живое («Если море нежных оттенков — голубого, розового и зелёного, значит, оно сонное и играть с нами сегодня не будет. Если краски более яркие, значит, настроение у моря хорошее, игривое, скоро появятся волны и — верхом на них – барашки».) Как называется такой прием в литературе? Приведите примеры произведений, в которых явления природы (море, горы, вьюги, грозы и пр.) показаны с помощью такого же приема. Назовите произведение и автора, поясните, о каком фрагменте текста идет речь и коротко поясните, какую роль этот фрагмент играет в произведении.

3)Напишите целостный анализ рассказа Фазиля Искандера «Рассказ о море». Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Опорные вопросы: 1. Как Вы понимаете название рассказа? 2. Какую роль играет образ моря в рассказе? 3. Почему события, о которых рассказывается, важны для повествователя? 4. Как в рассказе соединяется драматическое и комическое?

4)Вспомните, что такое классицизм как литературное направление. Классицизм каноничен по своей природе. Интересно, что даже в пейзаже он устанавливает свои законы. Например, правило «трех цветов»: первый план пейзажного полотна должен быть коричневато-зеленым или золотистым, теплых оттенков, второй — зеленым, холодных тонов, третий — голубые небеса, обрамленные зеленью или строениями по бокам, как театральными кулисами. Часто возникают другие «действующие лица» — море, берег, античные руины, кроны деревьев, облака — не менее талантливо разыгрывают великолепный спектакль, предстающий перед нашим взором. Представьте, что вы путешественник 18 века и в своем письме Другу создаете словесный морской пейзаж в духе классицизма (около 100 слов). Как вы думаете, почему классицисты не очень любили морские пейзажи?

5)Напишите целостный анализ рассказа писателя Нины Катерли «Все что угодно». Выполните целостный анализ произведения. Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Максимальный балл — 70 баллов. Опорные вопросы: 1. Какую роль в рассказе играет Петербург как место действия? 2. Как Вы понимаете название рассказа? 3. Что открыл для себя (или в себе) главный герой? 4. Как современный обычный человек связан с историей?

6)Вспомните, что такое романтизм как литературное направление. Что такое двоемирие? Вы прочитали рассказ, в котором герой словно оказался в другом мире. Во многих романтических произведениях герои оказываются в параллельном мире. Можно ли считать этот рассказ романтическим? Вспомните и назовите романтические произведения (автор и название), герои которых во сне или в особом состоянии оказывались словно в другом мире, какую роль играет такой «переход» в произведениях?

7)Напишите целостный анализ рассказа Владимира Набокова «Круг». Выполните целостный анализ произведения. Вы можете опираться на вопросы или выбрать свой путь анализа. Ваша работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Опорные вопросы: 1.Какую роль играет тема памяти в рассказе? Как меняется мироощущение человека на протяжении его жизни? 2.Какую роль играют вещи в рассказе? 3.Как можно объяснить смысл названия рассказа? 4. Сопоставьте этот рассказ с другими произведениями, в которых поднимается данная проблематика.

Другие ответы для муниципального этапа 2021-2022:

Муниципальный этап 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников задания и ответы

  • Рассказ в одно предложение хемингуэй
  • Рассказ в ожидании счастья вера
  • Рассказ в москве на трубной площади в сокращении
  • Рассказ в набокова василий шишков
  • Рассказ в парке часть 2