Рассказ в прекрасном и яростном мире краткое содержание

Из-за советской цензуры а. п. платонова как писателя узнали гораздо лучше уже после его смерти. самобытность, своеобразие сочинений нашли отклик

Из-за советской цензуры А. П. Платонова как писателя узнали гораздо лучше уже после его смерти. Самобытность, своеобразие сочинений нашли отклик у многих читателей, поэтому творчество автора остается актуальным и на сегодняшний день. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа “В прекрасном и яростном мире” по плану.

История создания

В основу произведения лег личный опыт писателя. Он сам был помощником машиниста с 1915 по 1917 год, поэтому смог добиться точности в изображении деталей. История написания рассказа «В прекрасном и яростном мире» началась еще тогда. Чтобы понять произведение лучше, нужно знать больше о биографии Платонова.

Работа над рассказом велась в предвоенные годы — непростой период для Платонова и других деятелей. Это было время политических репрессий, гонений и страха. Многие революционные деятели, которые заслужили устойчивый авторитет во власти, стали жертвами ничем не мотивированных преследований. Вот и Платонов столкнулся с той же непостижимой проблемой. Он происходил из семьи рабочих и партийных людей. Его отец был убежденным социалистом. Сам Платонов был старшим из 12 детей и с малолетства работал, причем не в кабинете сидел, а трудился на производстве и на железной дороге. После революции 1917 года он присоединился к большевикам, поверил щедрым посулам и красивым лозунгам. Платонов даже добровольно отправился на Гражданскую войну в роли корреспондента и освещал успехи рабочего движения и красной армии. Ему и повоевать пришлось — была стычка с казаками, когда он стал работать по специальности на фронте — железнодорожником. Затем Платонов вступил в большевистскую партию и начал самозабвенно трудиться: строить электро и гидростанции, делать инфраструктуру для отставшей в техническом отношении деревни. Но из-за разногласий с ячейкой он был исключен из партии. Его окружали все те же кумовство и блат, безделье и демагогия, которых он насмотрелся при царской власти. Все попытки протестовать и убеждать были тщетными: молодой и горячий Платонов хотел заниматься реальным делом, а не ходить на собрания и митинги, где лишь «плохо комментируются статьи „Правды“». За это его невзлюбили. В партии его так и не восстановили, несмотря на неоднократные заявления.

Разочарование в попранных идеалах не могло не отразиться в книгах. Писатель создал повесть «Впрок», где высмеял репрессивные методы достижения целей пятилеток и колхозное движение. Это заметили читатели и партийные деятели. Сам Сталин требовал наказать «агента наших врагов». В 30-е годы Платонова перестали печатать и издавать. Бойкот означал для него безденежье. Фактически ему перекрыли кислород и ждали, чтобы он сдался — оставил литературу. Платонов работал и ожидал расплаты за это. Но не такой. Автора впереди ждало потрясение — арест сына. Юного Платона приговорили к 10 годам заключения по ложному доносу. Это было в 1938 году. И рассказ, о котором мы ведем речь, был в 1938 году и носил название “Машинист Мальцев”. Безысходная печаль, непонимание, бессилие — вот основные мотивы, произведения, которое было откликом души на происходящее в мире.

Сын Платонова вернулся домой раньше срока, но неизлечимо больным туберкулезом. Заразив и отца, он умер в 1943 году. Как и А.А. Ахматова, как и многие другие люди, Платонов расплатился за инакомыслие тем, что было для него наиболее дорого.

Однако война стерла многие противоречия и вновь сблизила Платонова с властью. Ему доверили работу военного корреспондента. Он много писал о войне и не раз рисковал жизнью на передовой. Возможно, поэтому его рассказ в 1941 был опубликован в журнале “30 дней”. Вскоре появился другой заголовок “Воображаемый свет”, под которым работу напечатали в том же году в журнале “Дружные ребята”. Вариант “В прекрасном и яростном мире”, под которым произведение знают сейчас, был самым последним. 

После войны туберкулез Платонова обострился. Условия передовой подорвали здоровье. Он лечился, боролся, не прекращал трудиться. Однако новые его работы (например, «Возвращение») вновь породили волну критики и осуждения. Писатель скончался в 1951 году. И многие его произведения не публиковались вплоть до 1989 года.

Жанр, направление

Благодаря небольшому объему и одной сюжетной линии, которая развивается короткий период времени, можно отнести произведение «В прекрасном и яростном мире» к жанру рассказа.

По направлению же ближе реализм. Герои — обычные рабочие люди, которые находятся в типичных обстоятельствах. Для понимания персонажей важны портретные детали и психологизм, помогающий узнать мотивы поступков.

Тем не менее, есть и элемент фантастики: реальных случаев, когда у кого-то пропадало зрение, а затем возвращалось из-за эмоционального всплеска, не было. Интересно, что из-за этого в отдельных изданиях иногда добавляли подзаголовок “фантастический рассказ”.

Смысл названия

Название «В прекрасном и яростном мире» менялось трижды, и последнее оказалось наименее привязанным к конкретной личности. Зато новый заголовок отображал то, как автор (и вместе с ним его герои) воспринимает окружающий мир. С одной стороны, действительность, в которой находятся персонажи, кажется им прекрасной — можно вспомнить очарованность Мальцева своей работой. С другой — тут происходят непредвиденные вещи, изменить которые сложно (почти случившаяся авария, арест, отстранение от любимого дела). Все эти случайности могут сильно повлиять на дальнейшую жизнь и даже разрушить ее.

Также эти слова звучат у рассказчика в финале.

“Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира”

Мотивы Константина тоже обусловили название рассказа. С одной стороны, герой хочет добиться справедливости и спасти наставника путем эксперимента. С другой стороны, эта попытка не прекрасна, а именно «яростна», ведь человек лишается зрения и смысла жизни ради этой самой справедливости.

Суть: о чем?

Рассказчика по имени Константин определяют в бригаду к лучшему машинисту депо — Александру Васильевичу Мальцеву. Тот, несмотря на молодой возраст (30 лет), не имеет себе равных в этом деле, и начальство даже доверяет ему скоростной поезд. Мальцев относится к помощникам недоверчиво, постоянно проверяя сделанную работу. Повествователю он кажется очень равнодушным человеком. 

Через год бригадира отстраняют от службы после того, как тот чуть не попадает в аварию, ненадолго потеряв зрение из-за молнии. Затем он прозревает, и поэтому следователи считают его лжецом. Бывшего машиниста сажают в тюрьму.

Вдруг рассказчик узнает о том, что в одном университете есть устройство Теслы, которое можно воспроизводить молнии самостоятельно. Он предлагает провести эксперимент. Мальцев вновь перестает видеть и его отпускают. Вскоре Константин сам становится во главе поезда и решает дать возможность Александру Васильевичу, для которого жизнь потеряла всякий смысл, прокатиться с ним. В финале он вновь обретает зрение, и герои становятся друзьями. Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «В прекрасном и яростном мире» объединены в одной таблице:

Константин рассказчик, помощник Мальцева, который впоследствии становится самостоятельным машинистом. Именно его глазами читатель видит события, так как повествование ведется от первого лица. Он достаточно хорошо разбирается в собственной работе, ибо является помощником требовательного Мальцева. Описывает своего бригадира как человека безразличного, холодного, отчужденного, но преданного делу. Пытается спасти наставника от наказания за чуть не случившуюся аварию. Но несмотря на благую цель, действует довольно спорно: предлагает повторно создать молнию, чтобы проверить возможность появления слепоты у человека. В результате Александр Васильевич теряет зрение во второй раз. Но рассказчик исправляет затем свою ошибку, и товарищи мирятся. В отличие от руководителя, более открыт людям, умеет сочувствовать и старается помогать так, как может. Эмоционален — злится на Мальцева, но при этом сопереживает ему, в конце искренне радуется хорошему исходу.
Александр Васильевич Мальцев лучший машинист Толубеевского депо. Умеет находить выход из любой опасной ситуации; на станциях его специально задерживают, чтобы не опережал график — так быстро добирается до места назначения. Ему 30 лет, но начальство уже направляет его на первый мощный пассажирский поезд, так как знает, что никто больше не сможет вести его с таким профессионализмом. Понимает, что замены ему пока нет. Вся его жизнь сосредоточена вокруг работы. В ней он находит вдохновение и удовольствие. Поэтому, когда теряет возможность находиться на месте, практически лишается смысла существования. Более закрытый эмоционально, чем Константин. Выглядит отрешенным от мира, безразличным.

Темы

Темы, рассматриваемые автором в рассказе «В прекрасном и яростном мире», связаны с личностью, ее местом в мире и отношениями с другими. Это и одиночество, и человеческая гордыня, выраженные в лице Мальцева, и взаимопомощь, и ошибочные поступки, совершаемые людьми под влиянием эмоций.

  1. Тема таланта. Автор показал человека, для которого работа значила все. Он был одержим ею, поэтому в его исполнении профессия стала мастерством. Однако гений из-за своей полной вовлеченности в процесс начисто лишен эмпатии. Писатель демонстрирует, что тот, кто добивается наивысшего успеха в деле, закладывает все самое дорогое, что есть у других людей, и этот залог не возвращается. Жизнь гения — не сияющая оптимизмом история успеха для мотивации. Это драма, в которой главный герой нам не понравится. Он слишком далек от нас, зато слишком близок к идеалу. Такова цена таланта.
  2. Тема личности и общества. Автор развенчивает миф о том, что только тот, кто вопит о своем служении людям и об общественном благе, действует на пользу народа. Мальцев хоть и не был борцом за народные права и нужды, но делал гораздо больше тех, кто мнил себя таковыми. Да, он не был «винтиком в системе» и не скромничал, но его вклад в общее дело был огромным и действительно бескорыстным. Мальцев был индивидуалистом, шел против пролетарской морали, но по духу был ближе к рабочему классу и его целям, чем многие демагоги-партийцы.
  3. Тема дружбы. Закрытому человеку сложно найти подлинную дружбу и научиться проявлять себя. Однако рассказчику удалось доказать Мальцеву искренность своих намерений и ценность своей дружбы. И Мальцев, пережив ряд испытаний и полное опустошение, смог открыться навстречу новым чувствам и проявить благодарность.
  4. Тема труда. Глядя на увлеченность машиниста, на его высокое предназначение, мы осознаем ценность труда. Все люди связаны друг с другом именно трудом, и чем лучше будет наш профессиональный результат, тем больше будет оснований для уважения и поддержки со стороны других людей. Герои преклоняются перед трудом и возводят его в статус меры, которой следует оценивать человека.
  5. Тема совести. Следователь, который внял просьбе Константина и организовал эксперимент, чувствовал укор совести, несмотря на то, что винил во всем инициатора дела — помощника машиниста. Этот пример учит нас тому, что даже если мы не являемся инициаторами несправедливости, а лишь ее участниками, это не освобождает нас от моральной ответственности.

Если тематика рассказа «В прекрасном и яростном мире» представлена не полностью, напишите об этом в комментариях, и мы все добавим.

Проблемы

Проблемы, поднимаемые в тексте «В прекрасном и яростном мире», очень жизненные, и столкнуться с ними может любой. Если этот список мал, если его нужно дополнить, напишите в комментариях, и Многомудрый Литрекон это сделает.

  1. Проблема одиночества. Будучи лучшим машинистом, Александр Васильевич не только смотрит на помощников свысока, но и в целом относится к ним очень холодно. Из-за этой черствости и гордости он обречен на одиночество. И впоследствии вынужден расплачиваться за это: его никто не поддерживает, кроме рассказчика.
  2. Проблема нравственного выбора. А Константин попадает в ситуацию, где от его решения зависит судьба другого. Думая, что спасает бригадира от срока в тюрьме, он проводит эксперимент с катушкой Теслы, которая может искусственно создавать молнии. В результате эксперимента Мальцев теряет зрение повторно, зато освобождается от наказания. Также его отстраняют от поездов, и он лишается смысла жизни. Так, благие намерения приводят к еще более плохому результату.
  3. Проблема справедливости. Константин стремится к справедливости и ради нее организовывает жестокий эксперимент, который лишает машиниста зрения. Его намерения правильны, но средства с ними расходятся. Почему так? Дело не в Константине и его ошибке, а в искажении всего мира. Люди охотнее идут на жестокость, чем на разумное умозаключение о том, что преданный делу профессионал не мог спровоцировать аварию по своей воле. Поэтому добиться справедливости подчас можно только с помощью жестокости.
  4. Проблема конфликта личности и толпы. Люди, у которых нет таланта, не могут понять тех, у кого он есть: «И Мальцеву поэтому было грустно с нами; он скучал от своего таланта, как от одиночества, не зная, как нам высказать его, чтобы мы поняли». Противопоставляя двух героев: открытого людям повествователя и замкнутого надменного Мальцева, писатель показывает трагедию человека, который существует отдельно от общества. Но даже это можно изменить, если попробовать довериться кому-то рядом.
  5. Проблема невежества и безответственности. Никто не стал задаваться вопросом, что случилось с Мальцевым на самом деле (кроме Константина). Следователь, например, не вникал в показания помощника машиниста и не подвергал сомнению позицию обвинения, потому что это было проще, чем думать самому и искать реальные ответы. Когда Константин настоял, следователь пошел и у него на поводу, опять же избегая ответственности думать своей головой.

Основная идея

В чем же заключается смысл рассказа «В прекрасном и яростном мире»? Ключ к пониманию лежит в самом названии. Прекрасное стремление к идеалу обретает в нашем мире форму ярости — равнодушия и презрения Мальцева ко всем остальным. Благородный порыв к справедливости становится преднамеренной жестокостью — лишению человека зрения. Этот мир полон контрастов, и все, что является прекрасным, требует своей цены — большей, чем нам хотелось бы, но посильной для тех, кто готов нести ответственность за свои действия и думать. Только такие люди делают мир лучше — через боль, через страдания, но иначе никак. 

Вот и Константин сформулировал нравственную дилемму человечества так: «Что лучше — свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?». Если вы готовы взять на себя ответственность за ответ, выбирайте. И он выбрал, доказав свою правоту. Он вернул человеку свободу, а затем и зрение, снова рискнув, снова взяв ответственность на себя. Это и есть главная мысль рассказа «В прекрасном и яростном мире»: важно брать на себя ответственность за сложные решения и преодолевать проблемы силой разума. На таких людях держится мир — безжалостный, но прекрасный!

Художественные особенности

Из-за глубокого понимания профессии автор часто использует профессиональную лексику: пресс-масленка, смазчик-кочегар, дышловые узлы, крейцкопф и др. Тем не менее, речь героев проста. Встречаются восклицательные предложения: “Закрой пар!”, “Прочь!”, “Но ведь он и сам бы погиб!”. Это приближает персонажей к читателям и работает на создание реалистичности.

Важны пейзажи и портреты, которые рисует Платонов с помощью эпитетов: “Паровоз с воем пробивался вперед, в смутный, душный мрак”, “Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо”. 

Критика

Критики часто называли произведения писателя странными, необычными, с непредсказуемым развитием событий. Однако мало кто оспаривал его талант и умение передавать мысли словом. Даже Сталин во время его опалы спросил на собрании лучших литераторов страны: «А Платонов будет?».

Один из основателей русского постмодернизма А. Г. Битов считал, что литературный язык Платонова “соответствует революционной эпохе”. Проявилось это и в рассказе “В прекрасном и яростном мире”.

Автор: Инна Колокольникова

Из-за непростых отношений с советской властью о писателе Платонове А.П. люди узнали более подробно, только после его смерти. Своеобразное творчество писателя оценили многие читатели. Произведения написанные Платоновым актуальны и сейчас.

История написания

При написании произведения автор опирался на свои знания. А.П. Платонов служил помощником машиниста в депо начиная с 1915 по 1917 год, и благодаря полученному опыту реалистично описал происходящие события. Именно в этот период своей жизни он начал работать над произведением «В прекрасном и яростном мире».
Это было сложное время для Платонова. В стране были политические репрессии, преследования и страх. Многие люди стали жертвами необоснованных гонений, в их число также входил Платонов.
Он родился в простой, трудовой семье. Андрей Павлович был старшим ребёнком из 12 детей. Ещё в детстве начал работал на железной дороге.
В 1917 году, когда окончилась революция, писатель примкнул к большевикам, приняв за истину их щедрые обещания и громкие призывы. Андрей Павлович пошёл на Гражданскую войну добровольно, стал корреспондентом и освещал события, происходившие в красной армии.
После войны вступил в партию и вкладывал все силы в обустройство деревни: строил гидростанцию, сооружал инфраструктуру в поселении. Но конфликтные ситуации, происходящие у него с партийными работниками, привели его к тому, что его исключили из этой ячейки. Неоднократные попытки восстановится результатов не дали.
Всё разочарование в своих убеждениях, Платонов отразил в книгах. Андрей Павлович насмехался над репрессивными способами, которые использовались для достижения пятилеток. Душевные переживания автора можно понять, прочитав его повесть «Впрок». На его видение мира обратили внимание как читатели, так и партийные работники.

Жанр, направление

Творческую работу «В прекрасном и яростном мире» можно причислить к жанру рассказа. Из-за маленького объёма произведения и выстроенной одной сюжетной линии. По направлению в литературе это повествование можно отнести к реализму. Главные персонажи — простые люди, пребывающие в типичных условиях. Чтобы дать характеристику героям, важно понимать их психологию, только так получится узнать причину поступков.

Что означает название

Заголовок в книге «В прекрасном и яростном мире» изменяли три раза. Последний стал меньше всего привязанным к какой-либо личности. Однако он отображал, очевидные вещи для читателя: как писатель и персонажи рассказа относятся к окружающему миру.
О чём рассказ
Повествователя по имени Константин назначают в бригаду к машинисту депо пользующимся уважением у начальства — Александру Васильевичу Мальцеву. И невзирая на то, что Мальцеву только 30 лет, никто не может сравниться с ним в профессионализме.
Рассказчику, А. В. Мальцев представляется человеком невнимательным, равнодушным. Который не доверяет помощникам, постоянно держит на контроле сделанную работу.
Через год, когда внезапная вспышка молнии ослепила бригадира и за малым не свершилась авария, его освобождают от работы. Спустя время у Мальцева восстанавливается зрение, и следователи подозревают, что бригадир лжёт. Машиниста отправляют в тюремное заключение.
Неожиданно повествователь узнаёт, что в одном из университетов есть прибор Теслы. Это устройство может самостоятельно осуществлять вспышки молнии. Рассказчик предлагает устроить эксперимент над бывшим бригадиром, после чего А. В. Мальцев снова теряет зрение. Благодаря этому его выпускают из тюремного заключения.
Немного позже, Константин становится главным машинистом в депо. Он предлагает бывшему бригадиру Мальцеву, проехать с ним на поезде. В конце книги у Мальцева восстанавливается зрение и с Константином они начинают дружить.

Описание героев

Константин
Повествователь является помощником Мальцева — главного бригадира. Спустя время он становится машинистом. Константин ведёт рассказ от первого лица, и читатель видит происходящее именно его глазами. Свою работу он знает хорошо. Ведь сам требовательный Мальцев обучал Константина. Бригадир перед читателем предстаёт как человек равнодушный, мрачный, не разговорчивый, но преданный своей работе. Константин принимает попытки защитить своего наставника, который чуть не совершил аварию. Однако, имея благие намерения, действует он противоречиво: настаивает на эксперименте с молнией. Чтобы убедиться, действительно ли от неё можно потерять зрение. Проведя такой опыт, Мальцев снова теряет зрение. После этого случая у Константина меняется мнение, и они становятся друзьями. Если сравнивать рассказчика с бригадиром, то он более открыт в общении с людьми, способен сочувствовать чужим людям. Чувствительный, страстный – негодует на Александра Васильевича и в то же время сочувствует ему. В заключении произведения он проявляет искреннюю радость, что все решилось благополучно.
Мальцев Александр Васильевич
В Тулубеевском депо его причисляют к специалисту, лучшему машинисту. Может умело выйти из сложной ситуации. До пункта назначения он прибывает гораздо раньше назначенного срока. Мальцеву руководство доверило управлять пассажирским поездом, т.к. было уверено в его профессионализме. Он осознаёт, что незаменим в работе. Только труд придаёт ему силы и вдохновение. И перестав заниматься любимым делом, он лишается смысла жизни.

Темы

Темы, поднимаемые писателем в рассказе «В прекрасном и яростном мире»
Талант. Автор описал человека, который не может жить без работы. Все мысли его были о работе. Благодаря этому Мальцев стал мастером своего дела и приобрёл почёт и почтение у руководства.
Личность человека и общество. Писатель показал отрицательные стороны тех людей, кто громогласно заявляет о своей помощи людям, но на деле этого не происходит. Машинист Мальцев хоть и не ярый борец за права народа, но сделал на порядок больше, чем те, кто таким хотел казаться.
Дружба. Человеку, который избегает общения, нелегко найти друзей. Но Константину удалось наладить дружеские отношения с Мальцевым.
Труд. Смотря на машиниста, с какой любовью он относится к работе, отдавая все свои силы, читатель осознаёт цену труда. Герои рассказа почитают труд и показывают, что именно по работе нужно оценивать человека.
Совесть. Благодаря Константину, организовавшему эксперимент с молнией, следователь почувствовал укор совести за то, что несправедливо обвинил Мальцева.
Главная идея
Что хотел рассказать автор? Стремление всё идеализировать, переходит у Мальцева в злость, отстранённость и равнодушие к людям. Великодушный позыв к справедливости, превращается в жестокость и отнимает зрение у машиниста. Благодаря таким людям, как машинист Мальцев, окружающий мир становится лучше. Побеждая страдания и боль, но никак по-другому.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Почти все творчество А.П. Платонова пронизано поисками места человека в мире. Не стал исключением и рассказ «В прекрасном и яростном мире», написанный в конце 30-х годов 20 века. Несмотря на наличие в произведении необычных, даже фантастических моментов, оно вполне реалистично. Но, хотя рассказ небольшой, сказать одним словом какой В прекрасном и яростном мире смысл – сложно. Для этого потребуется проанализировать произведение более подробно.

Краткое содержание

Произведение Платонова охватывает события, происходящие на протяжении двух лет. Рассказ ведется от первого лица. Рассказчик – Константин – повествует об одном из эпизодов своей профессиональной деятельности в качестве помощника машиниста. Несмотря на то, что «В прекрасном и яростном мире» Платонов использует профессиональную терминологию, на смысл повествования этот никак не влияет.

Главный героев в рассказе трое:

  • Константин – помощник машиниста, любящий свое дело, верный, надежный товарищ;
  • Мальцев Александр Васильевич – опытный машинист, профессионал, мастер своего дела, но немного замкнутый, держащийся особняком от других людей;
  • Следователь – справедливый специалист, старающийся установить истину, чтобы избежать ложного обвинения невиновного человека.

Рассказ начинается с назначения Константина помощником машиниста к Мальцеву. Костя рад, что у него такой опытный наставник, лучший во всем паровозном депо. Но единственное что его огорчает – неразговорчивость и недоверие наставника, перепроверяющего работу своего помощника.

Поработав некоторое время с Мальцевым, Костя начинает понимать причину такого поведения машиниста. Мальцев считал, что никто не знает и не любит паровоз больше него.

Интересно! Платонов писал рассказ, опираясь на собственный опыт. Писатель на протяжении двух лет (с 1915 по 1917 год) проработал механиком, помогая машинисту.

Удар молнии

Прошел год совместной работы Кости и Александра Васильевича. Однажды напарников направили на ликвидацию отставания одного из составов. Во время поездки паровоз попал в грозовое облако, разразившееся страшным ударом молнии. Несмотря на непогоду, паровоз продолжил движение.

Внезапно Костя заметил, что наставник стал хуже вести машину. Сначала помощник решил, что мастер просто устал, но когда они проехали желтые и красные сигналы светофора не останавливаясь, понял, что дело серьезнее.

Только когда Костя заметил впереди другой состав и закричал, Мальцев остановился, признавшись, что ослеп. Помощник, взяв управление на себя, довел состав до депо, а затем повел ослепшего напарника домой. По дороге к наставнику вернулось зрение.

Суд и вторичная потеря зрения

Над Мальцевым состоялся суд. Доказательств того, что Александр временно утратил зрение из-за молнии – не было, машиниста осудили. Но Костя не мог успокоиться, пытаясь понять, что произошло на самом деле.

Вскоре юноша узнал о существовании установки, искусственно вызывающей молнию. Константин предложил следователю провести эксперимент для проверки влияния молнии на зрительные органы Мальцева. Следователь согласился.

Искусственный удар молнии действительно вызвал ослепление. Мальцева оправдали. Только зрение не вернулось к машинисту, о чем очень переживал следователь.

Прозрение

Прошло полгода. Константин, сдав экзамены, сам стал машинистом. Идя на работу, он часто видел слепого Мальцева, сидящего на вокзале. Костя понимал, что мастер скучает по любимому делу. Однажды герой не выдержал, предложил Александру отправиться с ним в рейс.

Юноша посадил напарника на место машиниста, помогая управлять паровозом. Во время движения состава случилось чудо – Мальцев вновь стал видеть. Но Константин все равно не оставил наставника. Эту ночь он решил провести с напарником, чтобы защитить от внешнего мира.

Объяснение сюжета

Смысл заглавия рассказа «В прекрасном и яростном мире» тесно связан с проблематикой, затронутой автором.

Интересно! Платонов долго не мог определиться с названием рассказа, дважды меняя его. Сначала это был «Машинист Мальцев», затем «Воображаемый свет».

Писатель поднимает темы:

  • одиночества;
  • гордыни;
  • сострадания;
  • справедливости наказания.

Платонов размышляет над ролью труда в жизни человека. Для героя рассказа «В прекрасном и яростном мире» Мальцева труд являлся единственным смыслом жизни. Он не замечал ничего и никого вокруг, кроме паровоза. Несчастный случай помог «прозреть» мастеру.

Благодаря напарнику Мальцев понял, что прекрасными могут быть не только машины, но и люди. Таким образом В прекрасном и яростном мире смысл сюжета состоит не столько в том, чтобы показать испытания, через которые прошел Мальцев, сколько то, как герою удалось их преодолеть, какие уроки он вынес.

В чем суть концовки

В финале произведения рассказчик размышляет над произошедшими событиями. Костя пытается понять, почему злой рок настиг именно Мальцева, какова его собственная роль.

Ожесточение охватывает героя, юноша решает воспротивиться силам природы. В прекрасном и яростном мире смысл финала – показать, что всегда нужно продолжать борьбу до конца, даже при полном отсутствии сил, и награда не заставит себя ждать.

Рассказчик так и действует, приняв решение помочь своему учителю. Он берет ослепшего Мальцева с собой в поездку, зрение возвращается к машинисту.

На этом помощь Константина не заканчивается. Он и дальше остается рядом с другом. Заключительные слова героя, боявшегося оставить напарника одного «в прекрасном и яростном мире» проясняют смысл названия. Во внешне прекрасном окружающем мире таится множество опасностей. Часто пройти через все испытания и не сломаться можно лишь с помощью верных, надежных друзей.

Важные социальные проблемы, поднятые Платоновым «В прекрасном и яростном мире» придают произведению глубокий идейный смысл. На примере Мальцева автор показывает, что даже талантливым, успешным людям нужна поддержка. И не следует пренебрегать ею во имя каких-то личных предубеждений и скрытой гордости.

Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием рассказа А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире». В произведении отражён личный опыт автора, который несколько лет работал машинистом поезда. Тема рассказа – одиночество талантливого человека, вынужденного преодолевать множество испытаний из-за своей гордыни.

Главные герои

Александр Васильевич Мальцев – главный герой, опытный машинист, любящий всем сердцем своё дело.

Константин – рассказчик, помощник Мальцева, ответственный и порядочный человек.

Краткое содержание

Глава I

Александр Васильевич Мальцев считается лучшим паровозным машинистом в Толубеевском депо. Несмотря на то, что ему было всего тридцать лет, он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда. Поэтому неудивительно, что именно его назначили машинистом на новый мощный пассажирский паровоз.

Ранее помощником у Мальцева работал пожилой деповский слесарь Фёдор Петрович Драбанов, но в скором времени он сдал экзамен и ушёл работать машинистом на отдельный паровоз. Вместо Драбанова помощником у Мальцева стал рассказчик. Звали его Константином.

Константин был доволен своим назначением. Он давно хотел поработать в бригаде первоклассного механика, чтобы научиться у него искусству вождения скоростных поездов. А сам Мальцев отнёсся к смене помощника равнодушно. Он всегда внимательно наблюдал за тем, как Костя выполняет свои обязанности, но каждый раз перепроверял лично состояние машины, словно не доверял своему помощнику.

Константин во время движения парохода наблюдал не только за приборами, а и за самим Мальцевым. Он вёл состав с уверенностью великого мастера, ничто не могло ускользнуть из его внимания.

Обычно бригада Александра Васильевича работала молча, приказы он отдавал тоже без слов. К примеру, он стучал ключом по котлу, обращая внимание на то, что необходимо исправить в работе машины. Костя понимал все указания своего начальника, но тот по-прежнему относился к нему безразлично. Оказалось, что Мальцев относился к окружающим равнодушно, потому что чувствовал своё превосходство. Он был уверен, что никто не сможет лучше, чем он управлять паровозом.  По его мнению, никто не способен чувствовать машину так же, как он.

Глава II

Константин работал помощником у Мальцева уже около года. В июле Мальцев совершил свою последнюю поездку в качестве машиниста курьерского поезда. Состав прибыл к ним на четыре часа позже, и диспетчер попросил Александра Васильевича сократить это опоздание, насколько возможно. Мальцев пообещал сделать всё возможное.

Выйдя в степь, Мальцев довёл скорость хода поезда до девяноста километров. Вдруг на горизонте появилась огромная туча, которую пронзали множество молний. Александр Васильевич невольно залюбовался этой картиной.

Вскоре Мальцев и его помощник заметили пыльный вихрь, который несся им навстречу. Тогда стало понятно, что и грозовую тучу буря несёт прямо на них. Через некоторое время свет потемнел вокруг паровоза, даже с включенным прожектором видимости практически не было. Скорость пришлось снизить до шестидесяти километров. Мало того, что ничего не было видно, стало ещё и трудно дышать. Внезапно Костю ослепил резкий синий свет, оказалось, что в них чуть не попала молния. Все заметили эту молнию, кроме Александра Васильевича. Далее они попали в ливень, а потом всё закончилось, и наступила спокойная ночь.

Константин заметил, что Мальцев стал хуже управлять паровозом. Скорость, то снижалась, то увеличивалась. Костя подумал, что его начальник просто устал, поэтому стал сам внимательно смотреть вперёд – на путь и сигналы. Во время того, как он пытался поднять упавшее напряжение, впереди появился непонятное «туманное облако красного света». Костя не понял, что это такое, но понял, что необходимо сделать. Только благодаря ему удалось остановить паровоз, и не дать произойти ужасной трагедии. Оказалось, что им навстречу ехал другой паровоз.

После произошедшего Мальцев признался, что он ослеп и поручил Константину вести дальше поезд самостоятельно. На следующий день Костя сдал паровоз в депо и доложил начальнику о происшествии. Чуть позже выяснилось, что Александр Васильевич снова начал видеть.

Глава III

Вскоре началось следствие, Мальцева отдали под суд. Следователь вызвал Константина для дачи показаний. Костя сказал то, что думал. По его мнению, Мальцев ослеп от удара электромагнитной волны, которая идёт перед молнией. Именно поэтому он уже не видел самой молнии. Но следователя этот аргумент не убедил, потому что даже если так и было на самом деле, почему ослепший Мальцев не передал управление поездом в другие руки, а повёз сотни людей на верную гибель.

После следователя Костя пошёл домой к Александру Васильевичу. Он поинтересовался у своего начальника, почему он не поручил управление поезду ему, после того, как ослеп. Оказывается, Мальцев не понял, что он ослеп, потому что продолжал видеть дорогу впереди поезда. Он настолько привык к одним и тем же картинам за окном, что продолжал их видеть в своём воображении, будто на самом деле. Александр Васильевич рассказал об этом следователю, но следователя интересовали только факты, а не фантазии подсудимого.

Глава IV

Мальцев сел в тюрьму. Костя остался на должности помощника, только уже у другого машиниста. Он скучал по своему прежнему начальнику.

Зимой Костя поехал в гости к своему брату, который учился в университете в областном городе. Там он узнал, что в этом университете есть установка Тесла для создания искусственной молнии.

Косте пришла в голову идея. Вернувшись домой, он написал письмо следователю с просьбой испытать заключённого Мальцева на предмет действия на него электрических разрядов. Следователь долго не отвечал, но затем сообщил, что областной прокурор согласился на этот эксперимент. Через несколько дней Костю вызвали повесткой. Следователь сообщил ему, что после проведённого эксперимента Мальцева освободят, но теперь он снова ослеп. Кроме того, вторая травма, скорее всего, восстановлению не подлежит. Следователь винил себя в том, что согласился на подобную проверку, которая принесла несчастье человеку, но Костя успокоил его, сказав, что лучше быть слепым на свободе, чем зрячим, но несправедливо лишённым свободы.

Глава V

Следующим летом Константин сдал экзамен и стал машинистом. Теперь он ездил на отдельном поезде. Практически каждый раз, когда он подавал паровоз под состав, он видел Мальцева сидящего на скамейке. Облокотившись рукою на трость, он провожал слепыми глазами паровозы. Костя всё время пытался как-то утешить своего бывшего начальника, но тот не мог терпеть жалость по отношению к себе, поэтому каждый раз прогонял его прочь.

Однажды Константин предложил взять Александра Васильевича с собой в рейс, если он будет сидеть тихо и ничего не трогать. Бывший машинист сразу же согласился. На следующий день Костя помог Мальцеву подняться в кабину поезда, посадил его на своё место, и помог ему управлять машиной, положив свои руки поверх его рук. На спокойных участках Костя совсем отходил от Мальцева и смотрел на дорогу с места помощника.

Обратная дорога прошла так же благополучно. Поезд возвращался вовремя, но на последнем перегоне, когда светил жёлтый светофор, Костя не стал притормаживать и продолжил ехать на всех парах. Мальцев сидел спокойно, но его бывший помощник замер в ожидании. Вдруг Александр Васильевич отдал приказ закрыть пар, а затем встал с места и сам протянул руку к регулятору. Он признался, что видит жёлтый свет светофора, и заплакал от счастья.

Мальцев самостоятельно довёл поезд до Толубеева. А после работы Костя пошёл вместе с ним к нему домой, и провёл там весь вечер и всю ночь. Он побоялся оставить вновь прозревшего человека «без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира».

Перу Ф. М. Достоевского принадлежит множество произведений. Но его первый роман под названием «Бедные люди», наполненный глубоким смыслом, многими незаслуженно позабыт. Дебютное произведение неизвестного еще автора, вышедшее в 1849 году, поразило литературную общественность Петербурга необычным изложением. При детальном анализе романа Бедные люди смысл произведения и особенности творческого метода автора станут более понятны.

Краткое содержание

Основу романа «Бедные люди» составляет история, рассказанная в письмах. Описание главных героев и краткое содержание напомнит ключевые сюжетные моменты и позволит разобраться, в чем заключается в романе Бедные люди смысл повествования.

Главные герои:

  1. Девушкин Макар Алексеевич – 47–летний мужчина, служащий петербургского департамента. Живет на съемной квартире.
  2. Доброселова Варвара Алексеевна – юная 17-летняя девушка, сирота, дальняя родственница Девушкина.

Интересно! Прототипами главных героев стали сестра и отец писателя.

Приобретения и потери

Повествование начинается с момента переезда Макара Девушкина на новую квартиру, которая хуже прежнего жилья. Причина в том, что Девушкину необходимо платить еще за одну квартиру, более дорогую и комфортную, снимаемую им для Варвары.

После смерти отца девушка с матерью некоторое время жила у дальней родственницы Анны Федоровны. Там она встретила первую любовь – бывшего студента Петра Покровского. Но через время юноша умер, заболев чахоткой.

Вскоре умерла мать Вареньки. Анна Федоровна, не желая кормить сироту, решила отдать девушку соседскому помещику Быкову. Воспользовавшись этим, Быков обесчестил девушку. Варвара вынуждена скрываться от своих «благодетелей».

Все это читатель узнает из писем Девушкина и Доброселовой, которые они писали друг другу на протяжении полугода – с апреля по сентябрь. Несмотря на то, что Макар и Варвара живут рядом, они видятся редко, во избежание сплетен знакомых.

Небольшое жалование титулярного советника не позволяет мужчине как следует помогать Вареньке. Он может лишь изредка радовать девушку конфетами, цветами, отказывая себе в самом насущном. Варвара, в свою очередь, посылает другу любимые книги.

Превратности любви

Варенька подрабатывает на жизнь шитьем, но нищета и страх, что ее найдет Анна Федоровна либо Быков, сильно подорвали здоровье девушки. Чем дальше, тем тяжелее ей становится шить. Макар тревожится за девушку, но не может ничем помочь, так как истратил все сбережения.

Варенька делится с другом намерением устроиться гувернанткой. Макар отговаривает ее, беспокоясь о ее здоровье и не желая расставаться с девушкой. Он жалуется подруге на соседей и сослуживцев, которые смеются над ним, унижают из-за его бедности.

Из-за бедственного положения Макар начинает пить, что сильно расстраивает Вареньку. Здоровье героини ухудшается, она предчувствует скорую смерть. Но тут герою улыбается удача. Он находит ошибку в документе, за что получает 100 рублей от генерала. Половину гонорара Девушкин отдает подруге.

В середине сентября Варвару находит Быков и делает ей предложение. Расстроенный Макар отговаривает девушку, считая, что этот брак принесет ей лишь несчастье. Девушка колеблется, но ухудшающееся здоровье и безденежье вынуждают ее принять предложение.

Последнее письмо Доброселовой датировано 30 сентября. В нем Варя сообщает о том, что уезжает с супругом из Петербурга и впервые признается в чувствах к Девушкину.

Ответное письмо Макара полно скорби, печали. Он пишет, что его жизнь разрушена, без Вареньки она лишена смысла.

Объяснение сюжета

Обычно читатели, приступая к чтению любого серьезного литературного произведения, первое, на что обращают внимание – это название. Несмотря на то, что название является несюжетным элементом, оно часто содержит определенный смысл, раскрывающийся в процессе чтения.

В название романа «Бедные люди» Достоевский вложил двойной смысл. С одной стороны под бедными, несчастными автор подразумевает людей, не имеющих возможности жить достойно. Автор сострадает Девушкину, Доброселовой, называя их «бедными», «беднягами».

Но бедны и такие люди, как Быков, Анна Федоровна. Только тут бедность духовная. Они не способны любить сами, не имеют рядом любящих людей. Все, что их интересует – это деньги. В этом плане Макар и Варенька намного богаче их.

Интересно! В 1908 Л. Н. Толстой написал рассказ «Бедные люди», смысл которого созвучен одноименному роману Достоевского. Толстой также описывает бедных, лишенных достатка людей, сумевших сохранить человечность, доброту. Но в отличие от романа Достоевского, название рассказа Толстого «Бедные люди» несет в себе прямой смысл.

Несмотря на то, что центральной темой произведения являются проблемы «маленького человека», Достоевский затрагивает и вопросы:

  • семьи;
  • любви;
  • милосердия;
  • одиночества;
  • людского равнодушия.

Особая роль в произведении принадлежит эпиграфу, в качестве которого выступают строчки из рассказа Одоевского «Живой мертвец». Смысл такого эпиграфа к Бедным людям состоит в том, чтобы предупредить о необходимости задуматься над прочитанным.

Произведение «Бедные люди» проникнуто глубоким философским смыслом. Автор довольно реалистично показал нищету, социальную несправедливость, царившую в обществе. Но даже среди нищеты и грязи можно найти людей, богатых духовно, способных проявлять сострадание. Главное – вовремя разглядеть и оценить таких людей.

В чем суть концовки

К концу романа для героев наступает полная безысходность. Нищета вынуждает Варю выйти замуж за нелюбимого, а Макар остается в полном одиночестве. Безденежье не позволяет ему жениться на любимой девушке. Несчастье героям приносит не личная драма, а несправедливость государственного строя.

Но даже бесчеловечные, жестокие реалии не могут убить искреннюю, беззаветную любовь. Благодаря любви даже «маленький» человек способен возвыситься над враждебной действительностью. В этом и заключается в романе Бедные люди смысл финала.

В своем романе автор призывает уважать людей вне зависимости от материального достатка. Поэтому теми, кто на первое место ставит человеческие качества, главный смысл произведения Достоевского «Бедные люди будет оценен по достоинству.

  • Рассказ в одно предложение хемингуэй
  • Рассказ в ожидании счастья вера
  • Рассказ в москве на трубной площади в сокращении
  • Рассказ в набокова василий шишков
  • Рассказ в парке часть 2