Рассказ в прекрасном и яростном мире это первоначальное название рассказа

Из-за непростых отношений с советской властью о писателе платонове а.п. люди узнали более подробно, только после его смерти. своеобразное творчество

Из-за непростых отношений с советской властью о писателе Платонове А.П. люди узнали более подробно, только после его смерти. Своеобразное творчество писателя оценили многие читатели. Произведения написанные Платоновым актуальны и сейчас.

История написания

При написании произведения автор опирался на свои знания. А.П. Платонов служил помощником машиниста в депо начиная с 1915 по 1917 год, и благодаря полученному опыту реалистично описал происходящие события. Именно в этот период своей жизни он начал работать над произведением «В прекрасном и яростном мире».
Это было сложное время для Платонова. В стране были политические репрессии, преследования и страх. Многие люди стали жертвами необоснованных гонений, в их число также входил Платонов.
Он родился в простой, трудовой семье. Андрей Павлович был старшим ребёнком из 12 детей. Ещё в детстве начал работал на железной дороге.
В 1917 году, когда окончилась революция, писатель примкнул к большевикам, приняв за истину их щедрые обещания и громкие призывы. Андрей Павлович пошёл на Гражданскую войну добровольно, стал корреспондентом и освещал события, происходившие в красной армии.
После войны вступил в партию и вкладывал все силы в обустройство деревни: строил гидростанцию, сооружал инфраструктуру в поселении. Но конфликтные ситуации, происходящие у него с партийными работниками, привели его к тому, что его исключили из этой ячейки. Неоднократные попытки восстановится результатов не дали.
Всё разочарование в своих убеждениях, Платонов отразил в книгах. Андрей Павлович насмехался над репрессивными способами, которые использовались для достижения пятилеток. Душевные переживания автора можно понять, прочитав его повесть «Впрок». На его видение мира обратили внимание как читатели, так и партийные работники.

Жанр, направление

Творческую работу «В прекрасном и яростном мире» можно причислить к жанру рассказа. Из-за маленького объёма произведения и выстроенной одной сюжетной линии. По направлению в литературе это повествование можно отнести к реализму. Главные персонажи — простые люди, пребывающие в типичных условиях. Чтобы дать характеристику героям, важно понимать их психологию, только так получится узнать причину поступков.

Что означает название

Заголовок в книге «В прекрасном и яростном мире» изменяли три раза. Последний стал меньше всего привязанным к какой-либо личности. Однако он отображал, очевидные вещи для читателя: как писатель и персонажи рассказа относятся к окружающему миру.
О чём рассказ
Повествователя по имени Константин назначают в бригаду к машинисту депо пользующимся уважением у начальства — Александру Васильевичу Мальцеву. И невзирая на то, что Мальцеву только 30 лет, никто не может сравниться с ним в профессионализме.
Рассказчику, А. В. Мальцев представляется человеком невнимательным, равнодушным. Который не доверяет помощникам, постоянно держит на контроле сделанную работу.
Через год, когда внезапная вспышка молнии ослепила бригадира и за малым не свершилась авария, его освобождают от работы. Спустя время у Мальцева восстанавливается зрение, и следователи подозревают, что бригадир лжёт. Машиниста отправляют в тюремное заключение.
Неожиданно повествователь узнаёт, что в одном из университетов есть прибор Теслы. Это устройство может самостоятельно осуществлять вспышки молнии. Рассказчик предлагает устроить эксперимент над бывшим бригадиром, после чего А. В. Мальцев снова теряет зрение. Благодаря этому его выпускают из тюремного заключения.
Немного позже, Константин становится главным машинистом в депо. Он предлагает бывшему бригадиру Мальцеву, проехать с ним на поезде. В конце книги у Мальцева восстанавливается зрение и с Константином они начинают дружить.

Описание героев

Константин
Повествователь является помощником Мальцева — главного бригадира. Спустя время он становится машинистом. Константин ведёт рассказ от первого лица, и читатель видит происходящее именно его глазами. Свою работу он знает хорошо. Ведь сам требовательный Мальцев обучал Константина. Бригадир перед читателем предстаёт как человек равнодушный, мрачный, не разговорчивый, но преданный своей работе. Константин принимает попытки защитить своего наставника, который чуть не совершил аварию. Однако, имея благие намерения, действует он противоречиво: настаивает на эксперименте с молнией. Чтобы убедиться, действительно ли от неё можно потерять зрение. Проведя такой опыт, Мальцев снова теряет зрение. После этого случая у Константина меняется мнение, и они становятся друзьями. Если сравнивать рассказчика с бригадиром, то он более открыт в общении с людьми, способен сочувствовать чужим людям. Чувствительный, страстный – негодует на Александра Васильевича и в то же время сочувствует ему. В заключении произведения он проявляет искреннюю радость, что все решилось благополучно.
Мальцев Александр Васильевич
В Тулубеевском депо его причисляют к специалисту, лучшему машинисту. Может умело выйти из сложной ситуации. До пункта назначения он прибывает гораздо раньше назначенного срока. Мальцеву руководство доверило управлять пассажирским поездом, т.к. было уверено в его профессионализме. Он осознаёт, что незаменим в работе. Только труд придаёт ему силы и вдохновение. И перестав заниматься любимым делом, он лишается смысла жизни.

Темы

Темы, поднимаемые писателем в рассказе «В прекрасном и яростном мире»
Талант. Автор описал человека, который не может жить без работы. Все мысли его были о работе. Благодаря этому Мальцев стал мастером своего дела и приобрёл почёт и почтение у руководства.
Личность человека и общество. Писатель показал отрицательные стороны тех людей, кто громогласно заявляет о своей помощи людям, но на деле этого не происходит. Машинист Мальцев хоть и не ярый борец за права народа, но сделал на порядок больше, чем те, кто таким хотел казаться.
Дружба. Человеку, который избегает общения, нелегко найти друзей. Но Константину удалось наладить дружеские отношения с Мальцевым.
Труд. Смотря на машиниста, с какой любовью он относится к работе, отдавая все свои силы, читатель осознаёт цену труда. Герои рассказа почитают труд и показывают, что именно по работе нужно оценивать человека.
Совесть. Благодаря Константину, организовавшему эксперимент с молнией, следователь почувствовал укор совести за то, что несправедливо обвинил Мальцева.
Главная идея
Что хотел рассказать автор? Стремление всё идеализировать, переходит у Мальцева в злость, отстранённость и равнодушие к людям. Великодушный позыв к справедливости, превращается в жестокость и отнимает зрение у машиниста. Благодаря таким людям, как машинист Мальцев, окружающий мир становится лучше. Побеждая страдания и боль, но никак по-другому.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Конспект урока и презентация на тему: «Платонов — писатель будущего» (по рассказу «В прекрасном и яростном мире»). Используется технология развития критического мышления.

Тема урока:$ Платонов — писатель будущего (по рассказу «В прекрасном и яростном мире»)

Цель урока:

показать актуальность и вневременную ценность произведений А.Платонова на примере рассказа « $В прекрасном и яростном мире».

Задачи урока:

$создать условия для понимания философской сути рассказа, помочьраскрыть писательский замысел и выявить нравственную проблематику рассказа;

развивать речевые и аналитические навыки (речемыслительные умения) в процессе анализа художественного произведения;$

воспитывать неприятие пассивной, созерцательной жизненной позиции,формировать интерес к изучению русской литературы в контексте культуры и исторической эпохи.

Форма урока: урок мудрости.

Тип урока: комбинированный.

Технология ра$звития критического мышления.

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа по тексту, выразительное чтение, краткий пересказ, кластер,«двойной дневник», развернутый ответ на вопрос, использование мультимедийных средств.

$Оборудование: презентация «А.П.Платонов — «писатель будущего»;распечатки произведения, раздаточный материал- «двойной дневник».

Платонов — «это взлетевшая над своим временем

гениальная русская мысль».

$Е.Евтушенко

$ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим урок на тему: «Платонов –«писатель будущего»(Ю.Щекочихин). Это мнение литературоведов.Почему Платонова называют «писателем будущего»? Ответить на этот вопрос –цель нашего урока.Я думаю, что рассказ «В прекрасном и яростном мире», который вы прочитали дома, поможет нам это сделать.

Обратим внимание на эпиграф нашего урока, им являются слова поэта Евгения Евтушенко, он называет Платонова « взлетевшей над своим временем гениальной русской мыслью». Поговорим о времени Платонова.

$В связи с этим хочу напомнить слова из его автобиографии:«Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я люблю еще паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу.»

$ И предложить вам рассмотреть репродукции картин современника писателяГеоргия Нисского, обратите внимание на факты из биографии художника, (см. презентацию). Сколько общего у них с Платоновым.(Звучит музыка Георгия Свиридова).Рассматривая репродукции, вы слышите музыку тоже их современника Георгия Ивановича Свиридова.

-Находите ли созвучие между музыкальным произведением и произведениями живописи, в чем?(Сюита «Время,вперед!» была написана для одноименного фильма Михаила Швейцера, посвященного строительству Магнитогорского металлургического комбината. Впоследствии ее часто использовали для фильмов о первых пятилетках, об индустриализации, послевоенном строительстве).

$-Помогли ли вам произведения живописи и музыки почувствовать темп жизни той эпохи, в которой они жили, жил Андрей Платонов? Поделитесь своими впечатлениями.($Так чувствовали они свое время и так о нем рассказали).

Жизнь Платонова связана с важнейшими историческими событиями: Первой мировой войной, коллективизацией, индустриализацией, Великой отечественной войной, послевоенным восстановлением хозяйства.

— Какое именно историческое время рисует автор в своем рассказе «В прекрасном и яростном мире»?

$ Задание (в парах): Прочитайте историческую справку об этом времени, подчеркните ключевые выражения, характеризующие эпоху Платонова.

Первая стадия- «Вызов».

— Как автор сумел передать быстрый темп жизни этого $времени в своем произведении?( образ ж.д., паровоз)(Если бы вас попросили нарисовать иллюстрации, чтобы вы нарисовали?)

-Найдите строчки в рассказе, посвященные этой машине(стр.124)

$-Кому из героев принадлежат эти слова? Какова особенность повествования в рассказе? Какое преимущество это дает читателю?

(Так писатель дает нам возможность познакомиться сосвоим временем изнутри: мы не просто узнаем историю, которую хочет рассказать автор устами своего героя. Мы узнаем о чувствах, переживаниях главных героев произведения (- Кто они?) и живем вместе с ними в их времени, в их мире. Этот мир автор называет прекрасным и яростным.

$ -Какое слово является ключевым в названии этого рассказа? Подберите синоним к нему (мир=жизнь).

Вторая стадия- «Осмысление».

1.Составление кластера.$

— Этот мир автор называет прекрасным и яростным.Напомните значение слов «прекрасный» (красивый, производящий приятное впечатление) и «яростный» (1.полный ярости, гнева;2. неукротимый – о явлениях природы).

-А какое значение вкладывает Платонов в эти слова, можем узнать только из его произведения. Прочитайте начало рассказа.(это первое пр-е)

$-Почему Мальцева считают лучшим машинистом?(стр.123 «Ему было лет тридцать, но он уже…»; стр.124 «Он вел состав…»;стр.125 «По нашейвине…»; «стр.126 «…он брал подъемы…», «Диспетчер вышел к паровозу…»).

-А вы захотели бы работать с ним помощником машиниста?(да: он мастер;

нет: было бы неприятно, что тебе не доверяют и переделывают твою работу, стр.125«…я понял значение его грусти и причинуего постоянного равнодушия к нам»,стр.126 «…онскучал от своего таланта, как от одиночества$»(Машинист Мальцев чувствовал, что лучше него никто не водит поезда. Никто не мог понять его таланта, не мог разделить с ним радости единения с машиной, «ему было грустно с нами», он чувствовал свою избранность, невозможность найти себе равного).

А как отнесся к так$ому назначению рассказчик? Почему?(стр124 «Я был доволен…»)

Итак, я услышала от вас о любимой работе героев, о таланте, желании учиться мастерству,о недоверии к людям, одиночестве. Что из этого вслед за Платоновым можем назвать прекрасным , $а что яростным?

..

Вспомним еще строчки из автобиографии писателя о его любви к полям, деревне. Есть ли пейзажные зарисовки в рассказе? Какую роль они играют?(стр.124-125 «даже воробей…», стр.126,127,128: природа-красота, природа- испытания и трудности). Поместим ваши выводы в кластер.

……..

-Какие исп$ытания выпали на долю нашим героям?(От молнии, а затем во время эксперимента ослеп Мальцев. Костя чувствует свою вину.)

Чтобы оценить поведение наших героев во время испытаний, выполним задание, которое я назвала…

2. Заполнение «двойного дневника»(см.Приложение).

$ В одной части дневника должны быть записаны факты, события, а в другой – чувства, связанные с ними.Вам нужно вписать события или чувства Кости, ч$то пропущено.

1вставка в дневник: чувство несправедливости, хочет , чтобы справедливость восторжествовала.

2Следователь рассказал о результате эксперимента.

3Костя иногда разговаривал с Мальцевым. Пригласил его на паровоз. (Костя боролся за его здоровье. Дал возможность вспомнить о любимой работе. Костя разрешил повести паровоз. Возвращение к любимому делу дало новые силы, его организм как бы помолодел и преодолел $болезнь.Без работы «он осунулся и постарел… тоска, безжизненная участь снедали Александра Васильевича, и тело его худело от постоянного горя.» Хотя Костя «не был другом Мальцева», но желание «защитить его от горя судьбы» совершило чудо) .

$-В то время. когда Костя боролся за справедливость, за освобождение Мальцева, что-то предпринимал сам Мальцев?

Заполняем третий уровень кластера. Он отражает разную позицию человека во время испытаний.Какую?(Желание бороться, помогать другим и бездействие).

Продолжим работу с «д$войным дневником».

4 Мальцев прозрел во время поездки. После работы они с Костей просидели весь вечер и всю ночь.

-Почему Мальцев, всегда говоривший «прочь» на желание Костипоговорить с ним, теперь готов просидеть весь вечер и всю ночь? Что изменилось в нем?

$(Происходит «внутреннее», нравственное прозрение Мальцева. Это обретение веры влюдей, понимания, что нужно бороться, не останавливаться перед трудностями.Мальцев раньше к Косте относился равнодушно, а сейчас понял, что люди должны относиться друг $к другу теплее, потому что дружеское отношение к другому человеку рождает добро, даже может произойти чудо, как это случилось с ним. Плохо, если человек не хочет помочь даже себе, бороться за себя.Прекрасно, когда у человека есть желание помочь другому — это чудо духовного единения людей.

Закрываем кластерэтими словами (выводом). Если мы посмотрим на левую часть этой схемы, то увидим формулу жизни, которуюА.Платонов подсказывает:доброта, милосерди$е, любимая работа, мастерство в профессии, понимание важности своего дела, чувство ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, чтобы воспринимать мир, в котором ты живешь, прекрасным.

Третья стадия- «Рефлексия»

Об этом говорит в автобиографии и писатель: «…моя долгая упорная детская мечта – стать человеком, от мысли и руки которого работает весь мир ради меня и ради всех людей.»

Я думаю, что вы готовы ответить на вопрос: «Почему называют Платонова «писателем будущего»?

Выполните письменно задание «Закончите предложение»(одно на выбор, они дублирую$т друг друга).

Платонова называют« писателем будущего», потому что…

Платонов оставил нам, читателям 21 века, «гениальные» мысли:…

Прочитайте записи.

Мне было приятно познакомиться с вами как с внимательными читателями и интересными собеседниками.

$Оценки за работу на уроке скомментариями.

Домашнее задание (на выбор):

$1. Встреча с платоновскими героями на сегодняшнем уроке не первая для вас. Писатель В.Лидин пишет о Платонове: «Андрей Платонов глубоко проник мне в душу каким-то своим сердечным, необычайно нежным и мудрым отношением к людям, которые стали героями его рассказов…» Каково ваше отношение к героям Платонова? Как Платонов относится к своим героям?(это задание 4, стр.138)-развернутый ответ на вопрос.

2.Сочинение — миниатюра на тему: «Быть человеком – значит бороться»(И.В.Гете).

$

Приложение

«Двойной дневник»

Факты,события

Чувства

«Я написал письмо следователю, ведшему в свое время дело Ма$льцева, с просьбой испытать Мальцева на подверженность его $действию электрических разрядов.»

«Я сел на стул в усталости, во мне мгновенно сгорела душа, и я захотел пить.»

«Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе,- я чувствовал свою особенность человека.»

$

Я боялся оставить его одного. Как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира.»

Письменное задание: «Закончите одно из предложений».

Пла$тонова называют « писателем будущего», потому что…

Платонов оставил нам, читателям 21века, «гениальные» мысли:…

$

Домашнее задание:

1)Прочитайте рассказ А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

2)Отметьте в тексте строчки, подтверждающие, что Мальцев – лучший машинист.

Захотели бы вы работать помощником Мальцева?

3)Отметьте в тексте пейзажные зарисовки. Какую роль они играют в рассказе?

Домашнее задание:

1)Прочитайте рассказ А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

2)Отметьте в тексте строчки, подтверждающие, что Мальцев – лучший машинист.

Захотели бы вы работать помощником Мальцева?

3)Отметьте в тексте пейзажные зарисовки. Какую роль они иг$рают в рассказе?

Домашнее задание:

1)Прочитайте рассказ А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

2)Отметьте в тексте строчки, подтверждающие, что Мальцев – лучший машинист.

Захотели бы вы работать помощником Мальцева?

3)Отметьте в тексте пейзажные зарисовки. Какую роль они играют в рассказе?

Домашнее задание:

1)Прочитайте рассказ А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

2)Отметьте в тексте строчки, подтверждающие, что Мальцев – лучший машинист.

Захотели бы вы работать помощником Мальцева?

3)Отметьте в тексте пейзажные зарисов$ки. Какую роль они играют в рассказе?

Домашнее задание (на выбор):

1. Встреча с платоновскими героями на сегодняшнем уроке не первая для вас. Писатель В.Лидин пишет о Платонове: «Андрей Платонов глубоко проник мне в душу каким-то своим сердечным, необычайно нежным и мудрым отношением к людям, которые стали героями его рассказов…» Каково ваше отношение к героям Платонова? Как Платонов относится к своим героям?(это задание 4, стр.138)-развернутые ответы на вопросы.

2.Сочинение — миниатюра на тему: «Быть человеком – значит бороться»(И.В.Гете).

$

Домашнее задание (на выбор):

1. Встреча с платоновскими героями на сегодняшнем уроке не первая для вас. Писатель В.Лидин пишет о Платонове: «Андрей Платонов глубоко проник мне в душу каким-то своим сердечным, необычайно нежным и мудрым отношением к людям, которые стали героями его рассказов…» Каково ваше отношение к героям Платонова? Как Платонов относится к своим гер$оям?(это задание 4, стр.138)-развернутый ответ на вопросы.

2.Сочинение — миниатюра на тему: «Быть человеком – значит бороться»(И.В.Гете).

Дом$ашнее задание (на выбор):

1. Встреча с платоновскими героями на сегодняшнем уроке не первая для вас. Писатель В.Лидин пишет о Платонове: «Андрей Платонов глубоко проник мне в душу каким-то своим сердечным, необычайно нежным и мудрым отношением к людям, которые стали героями его рассказов…» Каково ваше отношение к героям Платонова? Как Платонов относится к своим героям?(это задание 4, стр.138)-развернутый ответ на вопросы.

2.Сочинение — миниатюра на тему: «Быть человеком – значит бороться»(И.В.Гете).

Домашнее задание (на выбор):

1. Встреча с платоновскими гер$оями на сегодняшнем уроке не первая для вас. Писатель В.Лидин пишет о Платонове: «Андрей Платонов глубоко проник мне в душу каким-то своим сердечным, необычайно нежным и мудрым отношением к людям, которые стали героями его рассказов…» Каково ваше отношение к героям Платонова? Как Платонов относится к своим героям?(это задание 4, стр.138)-развернутый ответ на вопросы.

2.Сочинение — миниатюра на тему: «Быть человеком – значит бороться»(И.В.Гете).

Историческая справка

Время, показанное в рассказе в «Прекрасном $и яростном мире», называют временем первых пятилеток (с 1928 года до начала войны). Главной задачей введенной плановой экономики было наращивание экономической и военной мощи государства максимально быстрыми темпами. Стране предстояло развернуть строительство новых отраслей промышленности. Развитие транспорта – одно из ведущих направлений пятилетнего плана.

$ Используя средства массовой информации, руководство страны пропагандировало массовую мобилизацию населения для решения этих задач. Миллионы людей, почти вручную строили сотни заводов, прокладывали железные дороги, метро. Типичные плакаты часто изображали мчащиеся поезда – символ времени, движения вперед к поставленным целям быстрыми темпами.

4 октября $1932 года выпущен новый пассажирский паровоз, по решению рабочих завода ему была присвоена серия$ ИС (Иосиф Сталин).

$ В 1937 году один из паровозов серии ИС был представлен на Всемирной выставке в Париже, где получил премию Гран-при (обойдя при этом польский, считающийся в то время лучшим). 

Из-за советской цензуры А. П. Платонова как писателя узнали гораздо лучше уже после его смерти. Самобытность, своеобразие сочинений нашли отклик у многих читателей, поэтому творчество автора остается актуальным и на сегодняшний день. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа “В прекрасном и яростном мире” по плану.

История создания

В основу произведения лег личный опыт писателя. Он сам был помощником машиниста с 1915 по 1917 год, поэтому смог добиться точности в изображении деталей. История написания рассказа «В прекрасном и яростном мире» началась еще тогда. Чтобы понять произведение лучше, нужно знать больше о биографии Платонова.

Работа над рассказом велась в предвоенные годы — непростой период для Платонова и других деятелей. Это было время политических репрессий, гонений и страха. Многие революционные деятели, которые заслужили устойчивый авторитет во власти, стали жертвами ничем не мотивированных преследований. Вот и Платонов столкнулся с той же непостижимой проблемой. Он происходил из семьи рабочих и партийных людей. Его отец был убежденным социалистом. Сам Платонов был старшим из 12 детей и с малолетства работал, причем не в кабинете сидел, а трудился на производстве и на железной дороге. После революции 1917 года он присоединился к большевикам, поверил щедрым посулам и красивым лозунгам. Платонов даже добровольно отправился на Гражданскую войну в роли корреспондента и освещал успехи рабочего движения и красной армии. Ему и повоевать пришлось — была стычка с казаками, когда он стал работать по специальности на фронте — железнодорожником. Затем Платонов вступил в большевистскую партию и начал самозабвенно трудиться: строить электро и гидростанции, делать инфраструктуру для отставшей в техническом отношении деревни. Но из-за разногласий с ячейкой он был исключен из партии. Его окружали все те же кумовство и блат, безделье и демагогия, которых он насмотрелся при царской власти. Все попытки протестовать и убеждать были тщетными: молодой и горячий Платонов хотел заниматься реальным делом, а не ходить на собрания и митинги, где лишь «плохо комментируются статьи „Правды“». За это его невзлюбили. В партии его так и не восстановили, несмотря на неоднократные заявления.

Разочарование в попранных идеалах не могло не отразиться в книгах. Писатель создал повесть «Впрок», где высмеял репрессивные методы достижения целей пятилеток и колхозное движение. Это заметили читатели и партийные деятели. Сам Сталин требовал наказать «агента наших врагов». В 30-е годы Платонова перестали печатать и издавать. Бойкот означал для него безденежье. Фактически ему перекрыли кислород и ждали, чтобы он сдался — оставил литературу. Платонов работал и ожидал расплаты за это. Но не такой. Автора впереди ждало потрясение — арест сына. Юного Платона приговорили к 10 годам заключения по ложному доносу. Это было в 1938 году. И рассказ, о котором мы ведем речь, был в 1938 году и носил название “Машинист Мальцев”. Безысходная печаль, непонимание, бессилие — вот основные мотивы, произведения, которое было откликом души на происходящее в мире.

Сын Платонова вернулся домой раньше срока, но неизлечимо больным туберкулезом. Заразив и отца, он умер в 1943 году. Как и А.А. Ахматова, как и многие другие люди, Платонов расплатился за инакомыслие тем, что было для него наиболее дорого.

Однако война стерла многие противоречия и вновь сблизила Платонова с властью. Ему доверили работу военного корреспондента. Он много писал о войне и не раз рисковал жизнью на передовой. Возможно, поэтому его рассказ в 1941 был опубликован в журнале “30 дней”. Вскоре появился другой заголовок “Воображаемый свет”, под которым работу напечатали в том же году в журнале “Дружные ребята”. Вариант “В прекрасном и яростном мире”, под которым произведение знают сейчас, был самым последним. 

После войны туберкулез Платонова обострился. Условия передовой подорвали здоровье. Он лечился, боролся, не прекращал трудиться. Однако новые его работы (например, «Возвращение») вновь породили волну критики и осуждения. Писатель скончался в 1951 году. И многие его произведения не публиковались вплоть до 1989 года.

Жанр, направление

Благодаря небольшому объему и одной сюжетной линии, которая развивается короткий период времени, можно отнести произведение «В прекрасном и яростном мире» к жанру рассказа.

По направлению же ближе реализм. Герои — обычные рабочие люди, которые находятся в типичных обстоятельствах. Для понимания персонажей важны портретные детали и психологизм, помогающий узнать мотивы поступков.

Тем не менее, есть и элемент фантастики: реальных случаев, когда у кого-то пропадало зрение, а затем возвращалось из-за эмоционального всплеска, не было. Интересно, что из-за этого в отдельных изданиях иногда добавляли подзаголовок “фантастический рассказ”.

Смысл названия

Название «В прекрасном и яростном мире» менялось трижды, и последнее оказалось наименее привязанным к конкретной личности. Зато новый заголовок отображал то, как автор (и вместе с ним его герои) воспринимает окружающий мир. С одной стороны, действительность, в которой находятся персонажи, кажется им прекрасной — можно вспомнить очарованность Мальцева своей работой. С другой — тут происходят непредвиденные вещи, изменить которые сложно (почти случившаяся авария, арест, отстранение от любимого дела). Все эти случайности могут сильно повлиять на дальнейшую жизнь и даже разрушить ее.

Также эти слова звучат у рассказчика в финале.

“Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира”

Мотивы Константина тоже обусловили название рассказа. С одной стороны, герой хочет добиться справедливости и спасти наставника путем эксперимента. С другой стороны, эта попытка не прекрасна, а именно «яростна», ведь человек лишается зрения и смысла жизни ради этой самой справедливости.

Суть: о чем?

Рассказчика по имени Константин определяют в бригаду к лучшему машинисту депо — Александру Васильевичу Мальцеву. Тот, несмотря на молодой возраст (30 лет), не имеет себе равных в этом деле, и начальство даже доверяет ему скоростной поезд. Мальцев относится к помощникам недоверчиво, постоянно проверяя сделанную работу. Повествователю он кажется очень равнодушным человеком. 

Через год бригадира отстраняют от службы после того, как тот чуть не попадает в аварию, ненадолго потеряв зрение из-за молнии. Затем он прозревает, и поэтому следователи считают его лжецом. Бывшего машиниста сажают в тюрьму.

Вдруг рассказчик узнает о том, что в одном университете есть устройство Теслы, которое можно воспроизводить молнии самостоятельно. Он предлагает провести эксперимент. Мальцев вновь перестает видеть и его отпускают. Вскоре Константин сам становится во главе поезда и решает дать возможность Александру Васильевичу, для которого жизнь потеряла всякий смысл, прокатиться с ним. В финале он вновь обретает зрение, и герои становятся друзьями. Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «В прекрасном и яростном мире» объединены в одной таблице:

Константин рассказчик, помощник Мальцева, который впоследствии становится самостоятельным машинистом. Именно его глазами читатель видит события, так как повествование ведется от первого лица. Он достаточно хорошо разбирается в собственной работе, ибо является помощником требовательного Мальцева. Описывает своего бригадира как человека безразличного, холодного, отчужденного, но преданного делу. Пытается спасти наставника от наказания за чуть не случившуюся аварию. Но несмотря на благую цель, действует довольно спорно: предлагает повторно создать молнию, чтобы проверить возможность появления слепоты у человека. В результате Александр Васильевич теряет зрение во второй раз. Но рассказчик исправляет затем свою ошибку, и товарищи мирятся. В отличие от руководителя, более открыт людям, умеет сочувствовать и старается помогать так, как может. Эмоционален — злится на Мальцева, но при этом сопереживает ему, в конце искренне радуется хорошему исходу.
Александр Васильевич Мальцев лучший машинист Толубеевского депо. Умеет находить выход из любой опасной ситуации; на станциях его специально задерживают, чтобы не опережал график — так быстро добирается до места назначения. Ему 30 лет, но начальство уже направляет его на первый мощный пассажирский поезд, так как знает, что никто больше не сможет вести его с таким профессионализмом. Понимает, что замены ему пока нет. Вся его жизнь сосредоточена вокруг работы. В ней он находит вдохновение и удовольствие. Поэтому, когда теряет возможность находиться на месте, практически лишается смысла существования. Более закрытый эмоционально, чем Константин. Выглядит отрешенным от мира, безразличным.

Темы

Темы, рассматриваемые автором в рассказе «В прекрасном и яростном мире», связаны с личностью, ее местом в мире и отношениями с другими. Это и одиночество, и человеческая гордыня, выраженные в лице Мальцева, и взаимопомощь, и ошибочные поступки, совершаемые людьми под влиянием эмоций.

  1. Тема таланта. Автор показал человека, для которого работа значила все. Он был одержим ею, поэтому в его исполнении профессия стала мастерством. Однако гений из-за своей полной вовлеченности в процесс начисто лишен эмпатии. Писатель демонстрирует, что тот, кто добивается наивысшего успеха в деле, закладывает все самое дорогое, что есть у других людей, и этот залог не возвращается. Жизнь гения — не сияющая оптимизмом история успеха для мотивации. Это драма, в которой главный герой нам не понравится. Он слишком далек от нас, зато слишком близок к идеалу. Такова цена таланта.
  2. Тема личности и общества. Автор развенчивает миф о том, что только тот, кто вопит о своем служении людям и об общественном благе, действует на пользу народа. Мальцев хоть и не был борцом за народные права и нужды, но делал гораздо больше тех, кто мнил себя таковыми. Да, он не был «винтиком в системе» и не скромничал, но его вклад в общее дело был огромным и действительно бескорыстным. Мальцев был индивидуалистом, шел против пролетарской морали, но по духу был ближе к рабочему классу и его целям, чем многие демагоги-партийцы.
  3. Тема дружбы. Закрытому человеку сложно найти подлинную дружбу и научиться проявлять себя. Однако рассказчику удалось доказать Мальцеву искренность своих намерений и ценность своей дружбы. И Мальцев, пережив ряд испытаний и полное опустошение, смог открыться навстречу новым чувствам и проявить благодарность.
  4. Тема труда. Глядя на увлеченность машиниста, на его высокое предназначение, мы осознаем ценность труда. Все люди связаны друг с другом именно трудом, и чем лучше будет наш профессиональный результат, тем больше будет оснований для уважения и поддержки со стороны других людей. Герои преклоняются перед трудом и возводят его в статус меры, которой следует оценивать человека.
  5. Тема совести. Следователь, который внял просьбе Константина и организовал эксперимент, чувствовал укор совести, несмотря на то, что винил во всем инициатора дела — помощника машиниста. Этот пример учит нас тому, что даже если мы не являемся инициаторами несправедливости, а лишь ее участниками, это не освобождает нас от моральной ответственности.

Если тематика рассказа «В прекрасном и яростном мире» представлена не полностью, напишите об этом в комментариях, и мы все добавим.

Проблемы

Проблемы, поднимаемые в тексте «В прекрасном и яростном мире», очень жизненные, и столкнуться с ними может любой. Если этот список мал, если его нужно дополнить, напишите в комментариях, и Многомудрый Литрекон это сделает.

  1. Проблема одиночества. Будучи лучшим машинистом, Александр Васильевич не только смотрит на помощников свысока, но и в целом относится к ним очень холодно. Из-за этой черствости и гордости он обречен на одиночество. И впоследствии вынужден расплачиваться за это: его никто не поддерживает, кроме рассказчика.
  2. Проблема нравственного выбора. А Константин попадает в ситуацию, где от его решения зависит судьба другого. Думая, что спасает бригадира от срока в тюрьме, он проводит эксперимент с катушкой Теслы, которая может искусственно создавать молнии. В результате эксперимента Мальцев теряет зрение повторно, зато освобождается от наказания. Также его отстраняют от поездов, и он лишается смысла жизни. Так, благие намерения приводят к еще более плохому результату.
  3. Проблема справедливости. Константин стремится к справедливости и ради нее организовывает жестокий эксперимент, который лишает машиниста зрения. Его намерения правильны, но средства с ними расходятся. Почему так? Дело не в Константине и его ошибке, а в искажении всего мира. Люди охотнее идут на жестокость, чем на разумное умозаключение о том, что преданный делу профессионал не мог спровоцировать аварию по своей воле. Поэтому добиться справедливости подчас можно только с помощью жестокости.
  4. Проблема конфликта личности и толпы. Люди, у которых нет таланта, не могут понять тех, у кого он есть: «И Мальцеву поэтому было грустно с нами; он скучал от своего таланта, как от одиночества, не зная, как нам высказать его, чтобы мы поняли». Противопоставляя двух героев: открытого людям повествователя и замкнутого надменного Мальцева, писатель показывает трагедию человека, который существует отдельно от общества. Но даже это можно изменить, если попробовать довериться кому-то рядом.
  5. Проблема невежества и безответственности. Никто не стал задаваться вопросом, что случилось с Мальцевым на самом деле (кроме Константина). Следователь, например, не вникал в показания помощника машиниста и не подвергал сомнению позицию обвинения, потому что это было проще, чем думать самому и искать реальные ответы. Когда Константин настоял, следователь пошел и у него на поводу, опять же избегая ответственности думать своей головой.

Основная идея

В чем же заключается смысл рассказа «В прекрасном и яростном мире»? Ключ к пониманию лежит в самом названии. Прекрасное стремление к идеалу обретает в нашем мире форму ярости — равнодушия и презрения Мальцева ко всем остальным. Благородный порыв к справедливости становится преднамеренной жестокостью — лишению человека зрения. Этот мир полон контрастов, и все, что является прекрасным, требует своей цены — большей, чем нам хотелось бы, но посильной для тех, кто готов нести ответственность за свои действия и думать. Только такие люди делают мир лучше — через боль, через страдания, но иначе никак. 

Вот и Константин сформулировал нравственную дилемму человечества так: «Что лучше — свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?». Если вы готовы взять на себя ответственность за ответ, выбирайте. И он выбрал, доказав свою правоту. Он вернул человеку свободу, а затем и зрение, снова рискнув, снова взяв ответственность на себя. Это и есть главная мысль рассказа «В прекрасном и яростном мире»: важно брать на себя ответственность за сложные решения и преодолевать проблемы силой разума. На таких людях держится мир — безжалостный, но прекрасный!

Художественные особенности

Из-за глубокого понимания профессии автор часто использует профессиональную лексику: пресс-масленка, смазчик-кочегар, дышловые узлы, крейцкопф и др. Тем не менее, речь героев проста. Встречаются восклицательные предложения: “Закрой пар!”, “Прочь!”, “Но ведь он и сам бы погиб!”. Это приближает персонажей к читателям и работает на создание реалистичности.

Важны пейзажи и портреты, которые рисует Платонов с помощью эпитетов: “Паровоз с воем пробивался вперед, в смутный, душный мрак”, “Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо”. 

Критика

Критики часто называли произведения писателя странными, необычными, с непредсказуемым развитием событий. Однако мало кто оспаривал его талант и умение передавать мысли словом. Даже Сталин во время его опалы спросил на собрании лучших литераторов страны: «А Платонов будет?».

Один из основателей русского постмодернизма А. Г. Битов считал, что литературный язык Платонова “соответствует революционной эпохе”. Проявилось это и в рассказе “В прекрасном и яростном мире”.

Автор: Инна Колокольникова

Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире»

(«Машинист Мальцев») (1938)

(11класс)

Цели урока:

1)создать условия, способствующие формированию умения анализировать
текст художественного произведения, делать выводы, аргументировано доказывать
свою точку зрения, развивать образное мышление;

2)содействовать пониманию индивидуального стиля писателя, создающего
впечатление природной естественности мысли и поступков героев;

совершенствовать навыки характеристики литературного героя;

3)пробудить у учащихся чувства уважения к человеку-труженику,
восхищения нравственной красотой человеческой жизни, наполненной трудом.

Место урока в изучаемой теме: 2-ой урок

Форма урока: урок  художественного восприятия и углублённой работы
над текстом

Методы: аналитическая беседа, частично поисковый

Тип урока: комбинированный

Элементы технологий, которые используются:

исследование, сотрудничество «педагог – ученик», развитие критического
мышления через чтение и письмо, здоровьесберегающая

Оборудование: текст произведения, портрет писателя, толковый
словарь, запись песни «Широка страна моя родная» (слова В.Лебедева-Кумача),
«Наш паровоз вперёд летит, в коммуне остановка…»

Эпиграфы:

И теперь исполняется моя долгая, упорная,
детская мечта –

                                                 стать
самому таким человеком, от мысли и руки которого

                                                   
волнуется и работает весь мир, а из всех людей

                                                   
я каждого знаю, с каждым спаяно моё сердце…

                                                                                                                                  
А.Платонов

 Всё возможно – и удаётся всё,

      но главное – сеять души в людях.

                                          
                                                                                         А.Платонов

                     В каждой строчке рассказа…присутствует

                                                  
какой-то сильный дух,

         какая-то большая духовная помощь

                                                                                                                                 
В.Боков

                                                  То, что спрятал, то –
потеряно.

                                                  То, что отдал, то –
твоё.

                               (Народная мудрость)

Девиз урока:

Воля и труд человека

Дивные дивы творят!

            Н.А.Некрасов 

Ход урока

1.Организационный момент.

Создание благоприятной эмоциональной
атмосферы.                

Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда – улыбка ваших юных глаз.

Я знаю: каждый в классе – гений,

Но без труда талант не впрок!

Скрестим же шпаги наших мнений,

Мы вместе сотворим урок!

2. Вступительное слово учителя с обозначением темы,
целей и задач урока.

Итак, тема нашего урока Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире».

Пусть девизом сегодня станут слова Н.А.Некрасова

«Воля и труд человека

Дивные дивы творят!»

Как вы думаете, почему именно эти слова я предлагаю вам в качестве
девиза?

Как они связаны с рассказом Андрея Платонова «В прекрасном и яростном
мире»?

Исследователи творчества Андрея Платонова называют его
произведения «шедеврами сложной простоты»(Н.Корниенко),их смысловая глубина
сродни чеховской содержательности. Произведения писателя ставят в
замешательство даже «искушённых читателей», т.е., чтобы увидеть глубину его
произведений, понять мировоззрение художника слова, оценить необычный
платоновский язык, стиль, необходимо потрудиться, приложить усилия.

Чтобы чтение оказалось плодотворным, читатель должен
сам потрудиться, и от этого труда его не может освободить никакое чудо.
(Отмечал В.Ф.Асмус)

Итак, С.Я.Маршак оказался прав, утверждая, что «литературе так же нужны талантливые читатели, как и
талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих
творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все
свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного
слова. Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен
дополнить своим воображением художник-читатель».

О человеке, для человека, во имя человека писал Платонов свои
произведения, оставаясь верен себе в период глобальной национальной катастрофы,
в процессе которой рушились традиционные нравственные ценности, выворачивалась
наизнанку естественная природа человека. В экстремальной ситуации под угрозой
«века- волкодава» (О. Мандельштам) Платонов остаётся с читателем, которому он
должен был поведать правду о «времени и о себе».

Уверена, что такой
оригинальный, удивительный, загадочный, ни на кого не похожий писатель как
А.Платонов надеялся на вдумчивого, мыслящего читателя.

«А что есть чтение – как не
разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за стоками, за пределами слов», —
писала М.И. Цветаева

В путь, вдумчивые, волевые, трудолюбивые читатели!

Нам предстоит доказать, что произведения А.Платонова
действительно являются «шедеврами сложной простоты» или опровергнуть это
утверждение.

3.Ход исследования.  Шаги на пути к истине

Шаг 1.История создания рассказа.

Время, когда создавалось произведение, было
неспокойным: страна жила предчувствием войны. Литература должна была ответить
на вопрос о том, какими силами располагает народ, чтобы отразить военную
угрозу. А.Платонов в написанном в 1938 году рассказе дал такой ответ: «залог
победы – душа народа».

(Обращение к эпиграфу)         Всё возможно – и удаётся всё,

      но главное – сеять души в людях.

Шаг 2. Сюжет  рассказа.

Основой сюжета стали перипетии жизненного пути
машиниста паровоза Александра Мальцева. Он во время грозы от удара молнии
потерял зрение и, не заметив этого, едва не стал причиной крушения поезда,
который вёл. После этого зрение вновь вернулось к машинисту. Но, не сумев
ничего  объяснить, Мальцев был осуждён и попал в тюрьму. Благодаря Косте,
помощнику Мальцева, предложившему следователю смоделировать удар молнии в
лабораторных условиях. Так была доказана невиновность машиниста. Однако после
опыта Мальцев опять потерял зрение. В финале рассказа судьба улыбнулась герою:
он вновь обретает зрение.

На первый взгляд всё понятно, но это лишь иллюзия «простоты», сложный
смысл, невидимый, но значимый уходит в подтекст и извлекается только при
внимательном чтении.

Шаг 3. Главный герой. Кто он?

С одной стороны, главным героем я рассказа Платонова
«В прекрасном и яростном мире» является Мальцев, ведь не случайно же автор
выносит его фамилию в подзаголовок.

Но повествование ведётся от лица второго героя – Кости.

Особенностью рассказа является разделение функций
главного героя между двумя персонажами. Автор дистанцируется от обоих героев,
занимая позицию вненаходимости. Это даёт возможность читателю включиться в
диалог посредством идентификации себя как с Костей(возрастная соотнесённость),
так и с Мальцевым( необычная героическая личность, образец для
подражания).Герои и сближены, и противопоставлены друг другу, что создаёт
ситуацию для размышления.

Шаг 4. Александр Мальцев. Восхищаться или осуждать?

Александр Мальцев — это один из самых сложных для понимания образов.

С первых строк рассказа подчёркивается
исключительность Мальцева. Характеристики, сопровождающие его в рассказе, чётко
указывают на его избранность: «лучший», «первоклассный», «великий мастер»,
«властвующий над миром».

Чем заслужил он высокое звание лучшего машиниста? (Зачитать
примеры характеристик  из текста)

Почему Мальцев проверял всё своими руками, даже после того, как всё уже
проверил помощник?

Почему Мальцеву было грустно со своими помощниками?  (Зачитать)

Он не мог передать секрета своего мастерства и страдал
от этого: какой-то профессиональный эгоизм вгонял его в постоянную грусть и
равнодушие к своим помощникам по паровозному делу.

Случаен ли выбор имени для героя?

Не случайно, автор называет героя Александром. Это имя
даёт простор для ассоциаций. Обнаруживается связь с рядом знаменитых
исторических личностей: Пушкин, Македонский, Суворов, Невский. Таким образом,
подчёркивается представление  о неординарной личности, уверенной в себе, которая
не отступит, не свернёт с пути, в сознании героя присутствует мысль о власти
над миром.

Платонов использует в рассказе момент неожиданности, незавершённости в
сюжетно- композиционном конструировании повествования. Уже в первом предложении
второй части звучат драматические нотки.  (Зачитать)

Эта недоговорённость выражена пунктуационно, многоточие  интригует. В
этом эпизоде раскрывается характер героя.

Что случилось 5 июля?  (Зачитать)

Следуя за автором, мы сталкиваемся с очередным противоречием: «Мальцев
стал хуже вести машину». Что же могло произойти с таким профессионалом, как
Мальцев? Почему поездка последняя?

Автор даёт ответ лаконичной фразой: « Я ослеп».

А у читателя возникают новые вопросы: «Что же теперь будет?» и «Почему
это произошло?» Ведь из троих человек, находящихся в машине, молния ослепила
только Мальцева.  ( Он один бросил вызов природе)

Почему Платонов вводит в текст описание разбушевавшейся стихии? Что
символизирует гроза?

Ассоциативно возникает близкий социально-бытовой
контекст – народное представление о грозе как наказании за какой-либо
проступок.

В христианстве гроза воспринималась как проявление
присутствия Бога, его воли, его суда, божественного возмездия. И словно
предостережение звучит в тексте: « Гром всегда после бьёт». Гроза считалась
«карой небесной» за один из самых больших грехов – гордыню.

Случаен ли выбор фамилии для героя?

Думаю, не случен. Возникает ассоциация со словом
«маленький». В своей гордыне «маленький», земной человек возвысился до того,
что считает себя вправе если не повелевать природой, то, по крайней мере,
играть с ней на равных.

Образ грозы актуализирует и литературный контекст. Ещё Пушкин в «Медном
всаднике» показал разрушающую силу природной стихии, не оставляющую человеку
надежды на спасение.

Богат и собственно платоновский художественный контекст. В рассказе 
звучит предостережение  людям, которые ради удовлетворения своих амбиций
начинают войны. 

Платонов утверждает, что не стоит пренебрегать простыми человеческими
отношениями.

Звучит также проблема взаимоотношений человека и природы. Для читателей
21 века эта проблема актуальна, т.к. человек, несмотря на всю техническую мощь,
ничего не может противопоставить разрушительной стихии природного мира.

Какие серьёзные жизненные проблемы связаны с личностью машиниста
Мальцева?

Безусловно, фигура Мальцева поднимает проблему сильной
личности, которая может быть понята только с привлечением исторического и
философского контекста. Идея о «сверхчеловеке» получила воплощение в работе
Ницше. Он утверждал, что все лучшие из рода «высших людей» должны гибнуть, т.к.
только этим путём вырастает человек до той высоты, «где молния поражает и
убивает его». Т.е.»человек, достигший совершенства, должен погибнуть».

С помощью приёма аллюзии Платонов касается серьёзной
проблемы, которую небезопасно было выражать открыто. Образ сильной личности у
Платонова и его современников не мог не вызывать ассоциаций с эпохальной
фигурой Сталина – «величественного вождя», взирающего на народ с высоты.

Согласно стереотипам «тоталитарного  искусства»
Мальцев – эталон, пример для массового подражания. Но писатель развенчивает
этот миф, в рассказе сильная личность спускается с пьедестала и оказывается в
одном положении с обычными людьми. 

О какой слепоте говорит читателю автор?

С медицинской точки зрения Мальцев ослеп под влиянием
электромагнитной волны. Но более значимо в концепции автора то, что Мальцев
давно ослеп нравственно, как может быть слеп человек, замкнувшийся в своём
эгоистичном мировосприятии, в горделивой самонадеянности на власть не только
над людьми, но и над природой.

Шаг 5. Почему Платонов в финале рассказа вернул героя
к полноценной жизни?

В духе христианского гуманизма Платонов оставляет
возможность для духовного возрождения личности в её тяжёлом движении по
избранному пути, в поисках смысла жизни. Для Мальцева – это долгий путь
духовного перерождения: одиночество – наказание за гордыню – свет(катарсис) –
слёзы как знак покаяния – прозрение – духовное преображение – возвращение в
прекрасный и яростный мир. Мальцев обрёл, наконец, то состояние покоя, которое
преобразило его жизнь. Внутреннее состояние «воскресшего» героя находит в
рассказе конкретно-образное воплощение: «я вижу жёлтый свет».  «Он повернул ко
мне своё лицо и заплакал» 
 

Шаг 5. Смысл названия.   

Созданию визуальной картины и погружению в мир
рассказа посредством ассоциаций способствует заглавие произведения.

Название ориентирует читателя на нечто необычное и
неординарное.  Антитеза

« прекрасный – яростный» указывает как на
двойственность мира и человека, так и на сочетание этих двух качеств в одном
предмете, явлении.

 Синонимы к слову «прекрасный» — красивый, живой,
яркий…

Синонимы к слову «яростный» — злой, плохой,
борющийся….

Семантика слова «мир» тоже неоднозначна: это и 
Вселенная, включающая в себя все формы жизни, это и человеческое общество,  это
и согласие, отсутствие ссор, вражды, войны.

Платонов, показывая свою эпоху, объективен, правдив,
т.к. видит  одновременно достоинства и недостатки.    

4. Подведение итогов исследования.

Удалось ли нам  доказать, что произведения А.Платонова
действительно являются «шедеврами сложной простоты»?

 Какие истины открылись вам? Какие уроки преподал вам Платонов? Чему
учит вас история талантливого машиниста? Вы восхищаетесь Мальцевым, осуждаете
его или ему сочувствуете? О чём этот рассказ? (Обращение к эпиграфам)

5. Выставление отметок. Подведение итогов урока

Действительно ли «Воля и труд человека  дивные дивы творят!» ?

6. Рефлексия.

Как, на ваш взгляд, нужно закончить высказывание Гёте: « Быть человеком
– значит …»?

(в оригинале — …быть борцом»)

Как, на ваш взгляд, нужно закончить высказывание Л.Н.Толстого:
«Сражение выигрывает тот, кто…» (твёрдо решил выиграть)

7. Домашнее задание.

В финале рассказа автор намерено использует приём умолчания,
предоставляя читателю возможность самому додумать незавершённую фабулу: « После
работы я пошёл вместе с Мальцевым к нему на квартиру, и мы вместе с ним
просидели весь вечер и всю ночь».

1) О чём могли разговаривать так долго герои, которые даже « работали
молча»?

2) Особенности стиля А.Платонова.

Как вы думаете,
почему именно эти слова я предлагаю вам в качестве девиза?

Как они связаны с
рассказом Андрея Платонова «В прекрасном и яростном мире»?

Исследователи
творчества Андрея Платонова называют его произведения «шедеврами сложной
простоты»(Н.Корниенко),их смысловая глубина сродни чеховской содержательности.
Произведения писателя ставят в замешательство даже «искушённых читателей»,
т.е., чтобы увидеть глубину его произведений, понять мировоззрение художника
слова, оценить необычный платоновский язык, стиль, необходимо потрудиться,
приложить усилия.

Как вы думаете,
почему именно эти слова я предлагаю вам в качестве девиза?

Как они связаны с
рассказом Андрея Платонова «В прекрасном и яростном мире»?

Чтобы чтение
оказалось плодотворным, читатель должен сам потрудиться, и от этого труда его
не может освободить никакое чудо. (Отмечал В.Ф.Асмус)

Шаг 1.История
создания рассказа.

Время, когда
создавалось произведение, было неспокойным: страна жила предчувствием войны.
Литература должна была ответить на вопрос о том, какими силами располагает
народ, чтобы отразить военную угрозу. А.Платонов в написанном в 1938 году
рассказе дал такой ответ: «залог победы – душа народа».

(Обращение к
эпиграфу)         Всё возможно – и удаётся всё,

     
но главное – сеять души в людях.

Шаг 2. Сюжет 
рассказа.

Основой сюжета
стали перипетии жизненного пути машиниста паровоза Александра Мальцева. Он во
время грозы от удара молнии потерял зрение и, не заметив этого, едва не стал
причиной крушения поезда, который вёл. После этого зрение вновь вернулось к
машинисту. Но, не сумев ничего  объяснить, Мальцев был осуждён и попал в
тюрьму. Благодаря Косте, помощнику Мальцева, предложившему следователю
смоделировать удар молнии в лабораторных условиях. Так была доказана
невиновность машиниста. Однако после опыта Мальцев опять потерял зрение. В
финале рассказа судьба улыбнулась герою: он вновь обретает зрение.

Шаг 3. Главный
герой. Кто он?

С одной стороны,
главным героем я рассказа Платонова «В прекрасном и яростном мире» является
Мальцев, ведь не случайно же автор выносит его фамилию в подзаголовок.

Но повествование
ведётся от лица второго героя – Кости.

Особенностью
рассказа является разделение функций главного героя между двумя персонажами.
Автор дистанцируется от обоих героев, занимая позицию вненаходимости. Это даёт
возможность читателю включиться в диалог посредством идентификации себя как с
Костей(возрастная соотнесённость), так и с Мальцевым( необычная героическая
личность, образец для подражания).Герои и сближены, и противопоставлены друг
другу, что создаёт ситуацию для размышления.

Шаг 4. Александр
Мальцев. Восхищаться или осуждать?

Александр Мальцев —
это один из самых сложных для понимания образов.

С первых строк
рассказа подчёркивается исключительность Мальцева. Характеристики,
сопровождающие его в рассказе, чётко указывают на его избранность: «лучший»,
«первоклассный», «великий мастер», «властвующий над миром».

Чем заслужил он
высокое звание лучшего машиниста? (Зачитать примеры характеристик  из
текста)

Почему Мальцев
проверял всё своими руками, даже после того, как всё уже проверил помощник?

Почему Мальцеву
было грустно со своими помощниками?  (Зачитать)

Он не мог
передать секрета своего мастерства и страдал от этого: какой-то
профессиональный эгоизм вгонял его в постоянную грусть и равнодушие к своим
помощникам по паровозному делу.

Случаен ли выбор
имени для героя?

Не случайно,
автор называет героя Александром. Это имя даёт простор для ассоциаций.
Обнаруживается связь с рядом знаменитых исторических личностей: Пушкин,
Македонский, Суворов, Невский. Таким образом, подчёркивается представление  о
неординарной личности, уверенной в себе, которая не отступит, не свернёт с
пути, в сознании героя присутствует мысль о власти над миром.

Что случилось 5
июля?  (Зачитать)

Почему Платонов
вводит в текст описание разбушевавшейся стихии? Что символизирует гроза?

Ассоциативно
возникает близкий социально-бытовой контекст – народное представление о грозе
как наказании за какой-либо проступок.

В христианстве
гроза воспринималась как проявление присутствия Бога, его воли, его суда,
божественного возмездия. И словно предостережение звучит в тексте: « Гром
всегда после бьёт». Гроза считалась «карой небесной» за один из самых больших
грехов – гордыню.

Случаен ли выбор
фамилии для героя?

Думаю, не
случен. Возникает ассоциация со словом «маленький». В своей гордыне
«маленький», земной человек возвысился до того, что считает себя вправе если не
повелевать природой, то, по крайней мере, играть с ней на равных.

Какие серьёзные
жизненные проблемы связаны с личностью машиниста Мальцева?

Безусловно,
фигура Мальцева поднимает проблему сильной личности, которая может быть понята
только с привлечением исторического и философского контекста. Идея о
«сверхчеловеке» получила воплощение в работе Ницше. Он утверждал, что все
лучшие из рода «высших людей» должны гибнуть, т.к. только этим путём вырастает
человек до той высоты, «где молния поражает и убивает его». Т.е.»человек,
достигший совершенства, должен погибнуть».

С помощью приёма
аллюзии Платонов касается серьёзной проблемы, которую небезопасно было выражать
открыто. Образ сильной личности у Платонова и его современников не мог не вызывать
ассоциаций с эпохальной фигурой Сталина – «величественного вождя», взирающего
на народ с высоты.

Согласно
стереотипам «тоталитарного  искусства» Мальцев – эталон, пример для массового
подражания. Но писатель развенчивает этот миф, в рассказе сильная личность
спускается с пьедестала и оказывается в одном положении с обычными людьми. 

О какой слепоте
говорит читателю автор?

С медицинской
точки зрения Мальцев ослеп под влиянием электромагнитной волны. Но более
значимо в концепции автора то, что Мальцев давно ослеп нравственно, как может
быть слеп человек, замкнувшийся в своём эгоистичном мировосприятии, в
горделивой самонадеянности на власть не только над людьми, но и над природой.

Шаг 5. Почему
Платонов в финале рассказа вернул героя к полноценной жизни?

В духе
христианского гуманизма Платонов оставляет возможность для духовного
возрождения личности в её тяжёлом движении по избранному пути, в поисках смысла
жизни. Для Мальцева – это долгий путь духовного перерождения: одиночество –
наказание за гордыню – свет(катарсис) – слёзы как знак покаяния – прозрение –
духовное преображение – возвращение в прекрасный и яростный мир. Мальцев обрёл,
наконец, то состояние покоя, которое преобразило его жизнь. Внутреннее
состояние «воскресшего» героя находит в рассказе конкретно-образное воплощение:
«я вижу жёлтый свет».  «Он повернул ко мне своё лицо и заплакал» 
 

Шаг 5. Смысл
названия.
   

Созданию
визуальной картины и погружению в мир рассказа посредством ассоциаций
способствует заглавие произведения.

Название ориентирует
читателя на нечто необычное и неординарное.  Антитеза

« прекрасный –
яростный» указывает как на двойственность мира и человека, так и на сочетание
этих двух качеств в одном предмете, явлении.

 Синонимы к
слову «прекрасный» — красивый, живой, яркий…

Синонимы к слову
«яростный» — злой, плохой, борющийся….

Семантика слова
«мир» тоже неоднозначна: это и  Вселенная, включающая в себя все формы жизни,
это и человеческое общество,  это и согласие, отсутствие ссор, вражды, войны.

Платонов,
показывая свою эпоху, объективен, правдив, т.к. видит  одновременно достоинства
и недостатки.   

  • Рассказ в м гаршина сигнал читать краткое содержание
  • Рассказ в москве на трубной улице читать
  • Рассказ в мире жестоких мужчин глава 59
  • Рассказ в миниатюре это в литературе
  • Рассказ в общей бане