Рассказ в осеевой волшебное слово текст распечатать

Цель занятия: создание книги хороших и плохих поступков через чтение произведения в. осеевой волшебное слово посредством дидактической игры на smart

Цель занятия: создание книги хороших и плохих поступков через чтение произведения В. Осеевой «Волшебное слово» посредством дидактической игры на Smart notebook.

Образовательные создать условия для восприятия  содержания рассказа «волшебное слово» через выразительное чтение ; углубить знания детей о доброте, вежливости, оценить поступок главного героя

Развивающие :развивать внимание.

Воспитательные :развивать навыки культурного поведения, речевого этикета  быть вежливым

Обогащение словаря: буркнул, усмехнулся, сгребла, смущённо, этикет, грубость, невоспитанность.

Активизация словаря: пожалуйста, спасибо, извините.

Планируемые результаты занятия: создание изображений хороших и плохих поступков через чтение произведения В. Осеевой «Волшебное слово» посредством дидактической игры на Smart notebook

Подготовительная работа: разработка дидактической игры с изображением хороших и плохих поступков, чтение произведения В.Осеевой «Волшебное слово»

Развивающая : развивать устную  речь, обогащать словарный запас.

Воспитательная : воспитывать умение слушать воспитателя и следовать его инструкциям, не мешать сверстнику в выполнении задания, не перебивать сверстника.

Дидактический материал:», Smart доска.

Демонстрационный: текст произведения В. Осеевой «Волшебное слово, альбомы , карандаши

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Методы и приемы

Планируемые

Результаты

1

Организационный

Мотивационный

Заинтересовать детей на предстоящую деятельность

«Встанем рядышком, по кругу, скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень – всем привет и добрый день.

Стоят  на ковре и здороваются  

Словесный

Художественное слово

Привлечение

Направленного внимания

основной

Постановка проблемы

Ввести для детей проблемный вопрос «Какие слова называются вежливыми?»

Ребята, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите, о каких словах в нем говорится?

Простите, пожалуйста, — Просит котёнок, — Я сегодня измазался, Как поросёнок.

Ребята, о каких словах идет речь?

А что они означают ?

А какие вежливые слова вы знаете?

Сегодня мы прочитаем рассказ, который называется «Волшебное слово», внимательно послушайте, и ответьте мне на вопрос, как мальчику помогло вежливое слово.

О прощение

Эти слова нужно говорить что бы не обижались за какие то поступки

Спасибо пожалуйста

досвиданье

Вопрос ответ

Художественное слово

Ознакомление с материалом

Познакомить детей с произведением В.Осеевой «Волшебное слово»

Ребята, я знаю  один рассказ про мальчика Павлика, который обижался, что ему  ни кто не чего не давал. Один старичок сказал ему волшебное слово  которое нужно говорить , когда что то хочешь попросить .Павлик не поверил, и что было дальше мы узнаем как прочтем.

Давайте сядем все на свои стульчики, спина должна быть прямая, ножки стоять ровно а ручки на коленях.

Чтение произведения В.Осеевой «Волшебное слово»        

Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни— тихим голосом, глядя прямо в глаза…

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась П

авликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик,— я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску…

Какое слово сказал Павлик?

Дети внимательно слушают воспитателя

Пожалуйста

.

Словесный

Практическое решение проблемы

Раскрыть основной смысл рассказа

Ребята, как вы думаете, почему рассказ назван «Волшебное слово»?

Каким был мальчик до встречи со старичком?

Как вежливое слово помогло мальчику?

Случались ли с вами ситуации, в которых вам помогали вежливые слова?

Как надо обращаться с просьбой?

Повторное чтение

Я буду произносить слова, если это волшебные слова, то вы должны хлопать в ладоши, а на остальные слова – прыгать на месте. ( Пожалуйста, стул, кошка, до встречи, будь здоров, слон, холодильник, спасибо, карандаш, добрый вечер и т.д.)

Игра продолжи предложение

Брат на лодке едет кататься. …..Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану,

Давайте с вами поиграем

Помните правила безопасности ?

Возле доски нельзя смотреть прямо в луч проектора

внимательно слушать;

-не перебивать друг друга;

-делать ход по очеред

Давайте разомнем наши глазки

. Повторяйте за мной».

«Ночь, темно на улице,

Надо нам зажмуриться.

1,2,3,4,5

Можно глазки открывать.

А теперь всем вместе нужно,

Поморгать глазами дружно». — Молодцы.

Грубый, невоспитанный

Пожалуйста

Вежливо, говорить «пожалуйста»

Дети повторяют за воспитателем движения

Слушают выполняют

, а меня не берёт

вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

Дети выполняют дидактическую игру

Дети выполняют гимнастику для глаз

Вопрос ответ

Объяснение

Гимнастика для глаз

Дети ответили подробно на вопросы.

Смогли выстроить последовательность рассказа , размяли свои глазки

Физминутка

3

заключительный

Подвести итог и оценить результаты деятельности

Чему учит нас этот рассказ?

Ребята, а сейчас изобразите эпизод рассказа, который вам больше всего понравился

.

Надо быть вежливыми

Пожалуйста

Рисуют

Рефлексия

Привлечение

Направленного внимания

Цель.

Формирование интереса к художественной литературе, знакомство с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово».

Задачи

. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения, углублять знания о доброте, вежливости.

Закреплять знания о детских произведениях.

Развивать умение выразительно передавать образы литературных героев.

Продолжать воспитывать нравственные качества на примере поступков героев литературных произведений.

Методы и приемы:игровой прием, чтение художественного произведения, вопросы, ответы детей, напоминания.

Предшествующая работа: чтение сказок, рассказов о доброте, вежливости

«Плохо», «Просто старушка».

Материал и оборудование: книги разных авторов.

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят группу, в которой на полках стоят книги.

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали, наша группа и вдруг везде на полках стоят книги?

Дети: В библиотеку.

В.: Да мы попали в страну, где живут книги. Сегодня я буду в роли библиотекаря и познакомлю вас с новыми книгами. На этих полках стоят книги с русскими народными сказками, а на этих полках расположены книги о животных, а здесь находятся энциклопедии, в которых очень много разной познавательной информации. Для чего нужно читать книги?

Д.: Книги нужно читать для того, чтобы быть умными, много знать интересного.

В.: Да, из книг мы узнаем много нового и интересного. Книги очень важны и нужны.

На полках нашей библиотеки есть много книг с рассказами, в которых главным героям помогают «волшебные предметы». Вот например в этой книге, кто скажет как она называется, волшебный предмет помог девочке Жене найти хорошего друга. Что это за предмет? (Да, правильно это цветок — цветик семицветик).

А вот в этом рассказе, героине помогала дудочка, что это за рассказ?

(Да, это «Дудочка и кувшинчик»).

Но кроме волшебных предметов героям произведений помогают ещё и волшебные слова, они

помогают героям изменить свое поведение в лучшую сторону.

Такое произведение есть в книге Валентины Осеевой. Эта книга тоже стоит на полке нашей библиотеки, вот она, посомотрите какая яркая, красочная, в ней очень много красивых иллюстраций и интересных рассказов, с некоторыми из них мы уже знакомы. Это рассказы «Просто старушка», «Девочка с куклой», в них мы обсуждали как можно и нужно поступать в некоторых случаях.

А сейчас я вам хочу предложить послушать ещё один рассказа В. Осеевой, садитесь на свои стульчики.

Рассказ называется «Волшебное слово».

Чтение произведения.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кого встретил Павлик сидящим на скамейке.

Дети: Маленького старичка с длинной седой бородой.

В.: Как выглядел мальчик, когда встретил старичка?

Д.: Он был очень сердитым и с красным лицом.

В.: Как вы считаете, почемы мальчик был сердитым?

Д.:Он был сердитым, потому что сестра не дала краски, бабушка не дала морковку, а брат не покатал на лодке.

В.: Какой совет дал старичок мальчику?

Д.:Говорить волшебное слово.

В.:Павлик воспользовалься советом старичка?

Д.:Да, он сказал волшебное слово и сестре, и бабушке, и брату.

В.:И какие же изменения произошли в жизни мальчика?

Д.:Сестренка дала краски, бабушка пирожок, брат покатал не лодке.

В.:Чем же закончился рассказ?

Д.:Мальчик решил отблагодарить старичка за добрый совет, но старичка на скамейке не было.

Физминутка.

Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем. А игра называется «Не ошибись, пожалйста!» .Я буду просить вас выполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Руки вперед.

Присядьте, пожалуйста, три раза.

Молодцы, какие вы внимательные, ни разу не ошиблись.

Садитесь, пожалуйста.

А сейчас я хочу вам предложить игру «Скажи по разному».

В.:Я прошу сюда выйти Кирилла и Дениса, Кирилл будет старичком а Денис — Павликом. Вы, ребята, должны будете поизнести фразы старичка и Павлика с разной интонацией.

В.:Кирилл будет произносить фразу «С тобой что-то случилось?», а Денис — Павлик будет отвечать такой фразой «Ну и ладно! А вам-то что?»

(Эти фразы нужно произнести: 1 Старичок — спокойно с добротой, Павлик — сердито, грубо; 2 Старичок — грубо произносит, Павлик — грустно, расстроенно; 3 Старичок — с тревогой, Павлик — весело и беззаботно)

В.:Молодцы ребята, хорошо у нас получилось, остальные дети поиграют в эту игру на следующем занятии. Потому что сейчас я хочу вам предложить другую игру, называется она «Закончи предложение».

1. У Павлика было красное сердитое лицо потому что.

2. Сестра Лена не дала Павлику краски потому что.

3. Сестра Лена дала краски Павлику потому что.

4. Павлик назвал старичка волшебником потому что.

В.: Вот ребята, видите, что быть вежливым не только приятно но и полезно.

Я думою что теперь, вы не будете забывать обращаться друг к другу и к окружающим вежливо.

И нам пора возвращаться из библиотеки в детский сад. Скажем всем посетителям библиотеки до свидания.

Цыбульская Мария, 2 ПНК-9

Анализ рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово»

image001

1.
Рассказ
написан в 1944г

2. Произведения представляет
собой короткую новеллу, предназначенную для детской читательской аудитории.

3. Название произведения «Волшебное слово» – этим
словосочетанием автор заменила вежливое слово «пожалуйста», о котором идет речь
в тексте.
4. В этом произведении Осеева
затрагивает проблему воспитания и порядочности, наличие или отсутствие умения
использовать вежливые слова. Идея состоит в том, чтобы показать читателям, что
вежливые слова играют важную роль в жизни любого человека. А также, к каким
негативным последствиям может привести отсутствие их в речи

5. Сюжетная линия рассказа
разворачивается в момент встречи главного героя Павлика со старичком, сидевшим
на скамейке в парке.

Старичок
замечает расстроенного мальчишку и интересуется причиной его плохого
настроения. Павлик решает поделиться своим горем и рассказывает незнакомцу о
плохих отношениях в семье, выражающихся в неисполнении родственниками его
просьб.

Оказывается,
Ленка, являющаяся Павлику сестрой, добрая и отзывчивая девочка, не желает
делится с мальчиком своими красками для рисования. Бабушка, постоянно что-то
готовящая вкусненькое на кухне, все отказывает Павлику, просящему кусочек
сладостей, прогоняя его из помещения, а старший брат, увлекающийся катанием на
лодке, не разрешает мальчику сопровождать его на речных прогулках.

Старичок
внимательно слушает жалобы Павлика, а затем советует мальчику в его просьбах
использовать волшебное слово, которое, с точки зрения незнакомца, может решить
все его мальчишеские проблемы. Волшебное слово старичок произносит Павлику
прямо в ухо, предупреждая, чтобы мальчик применял его исключительно тихим и
спокойным голосом, прямо смотря в глаза собеседника.

Озадаченный
Павлик решает испробовать метод старика и, придя домой, обращается к сестре с
просьбой порисовать ее красками, произнеся при этом слово «пожалуйста». К
удивлению мальчика, Ленка тут же выдает Павлику краски. Тогда мальчик идет на
кухню и с использованием волшебного слова просит у бабушки пирожок.
Обрадованная воспитанностью внука женщина выдает мальчику заветную вкуснятину.

Тоже
самое происходит и со старшим братом, который поначалу сомневается в
искренности слов Павлика, но под давлением сестры и бабушки соглашается взять
брата с собой на прогулку на лодке по реке.

Воодушевленный
собственными победами Павлик бежит в парк, к скамейке, где встретился со
стариком, с целью проявления благодарности к мужчине, однако скамья оказывается
пустой.

6.В композиции рассказа
«Волшебное слово» говорится о мальчике Павлике, которому не везло. Его
невезение связано с тем, что окружающие люди не давали ему то, что он хочет. Он
пошел в парк и подсел на лавочку к старику, и тот сказал ему волшебное слово.
Мальчик решил немедленно воспользоваться его советом. Следующая часть
произведения – завязка. Она происходит в тот момент, когда Павлик побежал
домой, чтобы проверить прав ли старик. Он подошел к сестре и сказал: «Дай мне
краски…пожалуйста». Она удивленно расширила глаза и дала ему краски. Потом он
подошел к бабушке и также при помощи волшебного слова попросил у нее пирожок. К
великому изумлению Павлика, она дала ему самый румяный пирожок. Он вежливо
попросил брата взять его покататься с ним на лодке и волшебное слово опять
подействовало. После чего, Павлик отправился на ту скамейку, чтобы
поблагодарить старика, но его уже там не было – это является развязкой
рассказа. Конфликт в произведении происходит между желанием Павлика, чтобы ему
дали то, что он хочет и нежеланием других персонажей выполнять это. Композиция
данного произведения типична и содержит все структурные элементы.

7.Рассмотрев композицию
данного произведения, охарактеризуем главного героя – Павлика.

Павлик
является динамическим персонажем, так как в произведении нет подробного
описания его внешности, оно складывается из авторской характеристики и через
цепь его поступков. Павлик жил в хорошей, благополучной семье, так как они
могли позволить себе вкусный обед, краски для рисования и катание на лодке.
Автор использует такие слова, которые описывают поведение Павлика:
«подвиньтесь», «ну и ладно», «стукнул кулаком», «крикнул», «а вам–то что»,
«раскрыл рот», «вскочил и побежал». Что говорит о его невоспитанности,
раздраженности и неуважении к старшим. Кроме того, Павлик был обижен и
рассержен тем, что ему не дают то, что он просит. Это выражается в его
состоянии, которое описывает нам автор, такими словами, как: «красное сердитое
лицо», «покосился», «буркнул», «сжал кулаки», «чуть не поддал хорошенько»,
«засопел от обиды».

В
начале рассказа мы видим Павлика злым, обиженным и грубым. Ребенок, который
ослеплен своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить свой гнев
на первом встречном. Но спокойный тон старика заставляет его впервые обратить
внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Затем идут встречи с
Леной, бабушкой, братом. Павлик вежлив, внимателен. Потому что он хочет
проверить, прав ли старик, исполнятся ли его желания, т.е. он думает о себе. А
в конце рассказа Павлик вновь бежит в сквер, но уже не затем, чтобы получить
что–то, а затем, чтобы «отдать» – сказать старику «спасибо».Волшебное слово
волшебным образом изменило самого героя, научило его думать о других людях. Но
эта перемена в нем становится явной лишь в конце рассказа.

Действия
в произведении происходят в двух местах: в сквере и в доме. Художественное
пространство в нем конкретное и сжатое, а художественное время хронологических
событий не имеет, с историческим временем не связано, оно непрерывное, замкнутое
и длительное. Я считаю, что общественная проблема, которая привела автора к
созданию данного образа, состоит в том, что дети зачастую неуважительно
относятся к старшим, не знают правил вежливости, ведут себя в обществе
некультурно.

8.Все части текста связаны
друг с другом по смыслу. Автор использовала такие синтаксические и лексические
средства связи, как: лексический повтор слов – «заглянул в глаза» – «глядя в
глаза», «зонтиком чертил» – «начерченные зонтиком», «прогонит» – «прогнала»,
«тихо» – «тихим», «прошептал», «возьми», «брат», «старик», «краска»;
синтаксический параллелизм – «сердито буркнул – робко сказал», «старик сказал –
сестра оглянулась», «повторил Павлик – покосился Павлик»; также, автор
показывает нам резкое изменение интонаций «возьми лучше! – возьми меня,
пожалуйста…», «сердито буркнул – робко сказал», что помогает нам понять
настроение героев. Благодаря этим средствам связи, автор показывает нам свое
отношение к персонажам и вызывает эмоции у читателей, что вызывает у них
интерес к произведению.

На
протяжении всего произведения, мы наблюдаем за тем, как меняется поведение
главного героя, благодаря поучению Старика. И лишь в конце рассказа это
изменение в поведении становится явным. Благодаря этому, мы можем сравнить
поведение мальчика в начале произведения и его поведение в конце.

9.В тексте автор использует
лексические средства, благодаря которым мы можем увидеть изменчивость в
поведении героев на протяжении всего рассказа. Контекстуальные антонимы
«сердито буркнул – робко сказал», «поругает – пожалеет», «крикнул – прошептал»,
«говорил – замолчал», «накрыла рукой – снимая руку», «засмеялся – засопел от
обиды». Контекстуальные синонимы «старичок – с седой бородой», «сердитое лицо –
красное лицо», «поддал – стукнул», «смущенно – робко», «радость – улыбка», «кричал
– ссорился».

10.Произведение было написано в
1944 году, поэтому мы можем сказать, что в тексте присутствуют архаизмы
«отворил», что означает открыл, «поддал», что означает удар. А просторечная
лексика показывает нам речевой стиль героев: «с нею» – с ней; «стряпает», что
означает «готовит». Лексические средства раскрывают нам характер героев и
благодаря им, мы можем увидеть перемену в отношениях персонажей на протяжении
всего рассказа.

Также
в тексте можно выделить эмоционально-оценочные и опорные слова: «красное
морщинистое лицо»; «волшебник»; «маленький старичок, с длинной седой бородой»;
«красное, сердитое лицо»; «кричал, плакал, ссорился»; «голубчик»; «румяный»;
«робко сказал»; «сердито буркнул; «сжал кулаки»; «тихим голосом»; «глядя прямо
в глаза»; «попросил»; «волшебное слово»; «пожалуйста»; «волшебник». Они
воздействуют на эмоциональное состояние читателя, и более точно передают сюжет
и эмоциональное состояние героев. Обращая внимание на средства художественной
выразительности, можно выделить: метафору «широко раскрыла глаза»; «Волшебное
слово засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке..». Также, широко
используются эпитеты: «маленький старичок»; «с длинной седой бородой»;
«красное, сердитое лицо»; «мягкая борода»; «румяный пирожок»; «горячие
пирожки»; «красное морщинистое лицо», которые дают художественную характеристику
героев и предметов. А перифраз используется в самом названии произведения
«Волшебное слово» – «пожалуйста». Благодаря средствам художественной
выразительности автор дает читателям возможность вообразить у себя в голове
картину действий героев.

Знаки
препинания имеют большое значение для восприятия и понимания того, что хотел
передать автор. Поэтому в тексте он использует восклицательные и вопросительные
предложения, вопросно-ответную форму и многоточие. Например, в предложениях:
«Убегу!»; «Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько!»; «Ни одной краски не даёт!»;
«Пустяки!»; «Никто меня не жалеет!»; «Обманул старик!»; «Разве такая поймёт
волшебное слово!..»; «Волшебник! Волшебник!»; «Эх ты, путешественник!»; «С
тобой что–то случилось?»; «Убежишь?»; «Не даёт?»; «Что же, не берёт тебя
брат?»; «А почему вы всё спрашиваете?»; «Какую тебе?»; «Ну, отчего же не
взять?»; «–Убежишь?– Убегу!»; «А вам-то что? – мне ничего»; «–Какую тебе? – мне
синюю»; «Разве такая поймёт волшебное слово!..»; «А вот ты сейчас кричал,
плакал, ссорился с кем-то…»; «Бабушка за одну морковку из кухни меня
прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…». Они служат средством синтаксического и
интонационно-смыслового членения речи, они помогают читателю быстрее и
правильнее понять содержание текста. Также, этому способствует и использование
диалогов в произведении:

« –
С тобой что-то случилось?

– Ну
и ладно! А вам-то что?


Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…


Ещё бы! Я скоро совсем убегу из дому.


Убежишь?


Убегу! Из-за одной Ленки убегу. Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной
краски не даёт! А у самой сколько!

– Не
даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит».

А
ряды однородных членов «кричал, плакал, ссорился»; «красное, сердитое»;
«зеленые, синие, красные»; «лучший, румяный» и повторы слов «Горяченького…
горяченького захотел»; «Волшебник! Волшебник!»позволяют насыщать произведение
эмоциями и яркими красками, заставляя читающего сопереживать происходящему на
страницах произведения и при определенной степени силы воображения даже
представлять себя участником происходящего. Синтаксические средства не меньше,
чем лексические помогают автору оформить мысли и передать чувства.

Текст
адаптирован для учеников начальных классов, поэтому легко воспринимается
детьми. Этому способствует использование простых предложений и диалогов в
рассказе, а использование в тексте эпитетов и метафор воздействует на
воображение читателей.

Мое
впечатление от прочитанного положительное. В этом рассказе Валентина
Александровна затрагивает проблему воспитания и порядочности. Осеева подводит
читателей к выводу о том, что нужно быть вежливым, порядочным, воспитанным и
относиться к старшим с уважением. Рассказ актуален в наше время, как для детей,
так и для взрослых. Так как многие дети не знают культуры общения с другими
людьми, а взрослые игнорируют или забывают это. Я согласна с позицией автора.
Если ты будешь вежлив к окружающим, то и они будут вежливыми к тебе.
«Пожалуйста», «спасибо», «извините», «будьте добры» – это не только слова. Это
выражение вежливости. С помощью этих слов мы проявляем уважение к человеку.
Вежливость – как магнит. Она притягивает к нам людей.

Рассказ Валентины Осеевой «Почему?» начинается со сценки баловства мальчика со своим четвероногим другом Бумом. Они находились одни в столовой, мальчик лихо раскачивался на стуле, а Бум под столом хватал его за голые пятки.

На эту веселую компанию с большой настенной фотографии смотрел папа мальчика. Чтобы удержаться на стуле во время особо сильного раскачивания, мальчик схватился за скатерть. Последствия не заставили себя ждать – разбилась розовая чашка с золотой каемкой, принадлежавшая папе мальчика и бережно хранимая после его смерти.

На шум прибежала мама и упрекнула сына за разбитую чашку. Но дрожащий и перепуганный мальчик свалил всю вину на Бума, как будто тот подпрыгнул и лапами скинул чашку. При этом уши мальчика ярко пылали.

Мама с потемневшим лицом взяла собаку за ошейник и отвела в будку, сказав при этом, что Бум будет жить там всегда. Женщина пыталась вытянуть из сына признание, объясняла, что за нечаянные действия не наказывают, но он упорно твердил, что виноват Бум. Изгнанник же тем временем пытался прорваться в дом, скребся в дверь, визжал, лупил по крыльцу хвостом, но все было напрасно.

У мальчика сжималось сердце, и мурашки пробегали по телу, когда он представлял Бума одного ночью на холодной улице. Он вышел из дома и прижался к собаке. В этот миг он увидел маму, смотрящую в окно, и испугался, что она прочитает правду по его лицу. Тогда он погрозил Буму пальцем.

Спать он лег со слезами на глазах. Внезапно пошел сильный дождь и мальчик бросился к маме, в слезах уснувшей за столом. Мальчик закричал, что это он разбил чашку и надо немедленно впустить Бума.

Весь мокрый, Бум ворвался в дом, от радости начал кататься по полу и поднимать вверх лапы. Про себя он думал, почему его выгоняли из дома. Мама тоже размышляла о том, почему сын не сказал правду сразу. А мальчик не мог понять, почему мама его не бранила.

Рассказ учит всегда говорить правду, отвечать за свои поступки и не предавать друзей

Рассказ про Совесть Осеевой называется Почему?

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Осеева. Все произведения

  • Бабка
  • Почему?
  • Сыновья

Почему?. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Островский Бешеные деньги

    Речь в комедии идет о трех типах московских богачей, на тот момент барских особ. Первый барин Телятев, — живет на широкую ногу, не жалея денег на себя и собственное развлечение. У него хороший дом, прекрасная мебель, слуги и кони

  • Краткое содержание Троепольский Белый Бим Чёрное ухо

    Трогательная по своему содержанию повесть показывает нам, насколько трогательна дружба человека и домашнего питомца. Автор так глубоко изобразил главного героя и его собаку, что не только при чтении этого произведения

  • Краткое содержание Вампилов Прощание в июне

    С первых страниц пьесы перед нами предстает молодая девушка по имени Татьяна, которая стоит на остановке и читает афиши. Ее отвлекает Студент одного из институтов Николай Куролесов, желающий с ней завести знакомство

  • Краткое содержание Быков Волчья стая

    Во время войны небольшую группу раненых партизан в составе тяжело раненого Тихонова, беременной на последнем месяце радистки Клавы, пулеметчика из группы разведки Левчука

  • Краткое содержание Альпийская баллада Быкова

    Пыль. В цеху ничего не видно. Иван Терешка бежит, В его руке пистолет. Теряет колодки и обувь. Перемахивает за забор и падает в картофельную ботву. Впереди лес. Надо добежать.

Мы были одни в столовой — я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, — мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на стуле, держась за край стола, мне показалось, что папа качает головой.

Смотри, Бум, — шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.

Послышался звон… Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.

Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. — Папина чашка… папина чашка… — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: — Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.

Это… это… Бум!

Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

Как же он разбил?

Уши мои горели. Я развёл руками:

Он немножечко подпрыгнул… и лапами…

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.

Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.

Ты очень испугался? — повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.

Если ты… нечаянно, — медленно начала она.

Но я перебил её, торопясь и заикаясь:

Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его, пожалуйста!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.

Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа…

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось… Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания — я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.

Я вышел на крыльцо и сел рядом с «Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

Мама сказала:

Будет дождь.

Я попросил:

Пусти Бума…

Хоть в кухню… мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.

Иди спать, — со вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся…

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.

Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.

Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума…

Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: “Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?”

Мама долго не спала. Она тоже думала:

“Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?”

И я тоже думал, лёжа в своей кровати: “Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?”

В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё “почему”.

Краткий пересказ Осеева Почему? (Совесть)

Рассказ ведется от лица мальчика. Он, сидя за столом, играл на стуле, раскачиваясь на нем. Рядом был пес Бум, — он улавливал игривое настроение мальчика и пытался его то лизнуть, то по-доброму укусить за пятки. Мальчик смотрел на фотографию своего отца, который был уже мертв. Это фото было таким добрым, но как будто предостерегало «Не балуйся». Тут стул резко наклонился, мальчик схватил скатерть, и со стола полетела чашка, которой постоянно пользовался отец.

Мальчик испугался, а в комнату вошла мама, и расстроилась так сильно, что закрыла лицо руками, а затем спросила у мальчика, он ли это сделал. Но что мальчик, заикаясь, ответил, что это сделал Бум. Мама выгнала собаку из дома и расстроилась еще больше оттого, что поняла, что сын ей врет. Мальчик страдал, видя, как мохнатый друг страдает на улице и просится в дом. Главного героя мучила совесть, он не мог найти себе места, постоянно прося маму запустить пса домой. Ночью пошел дождь, чувство вины мальчика стало настолько сильным, что он побежал к маме и во всем сознался. Мама с радостью запустила пса домой, а мальчик так и не понял, почему мама его не ругала.

Рассказ учит читателя правдивости, — как бы не было страшно, и каких бы последствий не принесла правда, — ее нужно говорить. Так должен поступать честный человек, и его никогда не будет мучить совесть.

Несколько интересных материалов

  • Короленко — В дурном обществе

    Данное произведение начинается с того, что описывается замок, в котором на данный момент живут все нищие. Повествование ведется от лица девятилетнего мальчика Васи, который лишился матери, и теперь его воспитывает отец

  • Паустовский — Заячьи лапы

    Однажды к сельскому ветеринару пришёл мальчишка. Звали его Ваня Малявин. Под курткой он принёс маленького зайчика, по мордочке которого катились слёзы.

  • Пушкин Пир во время чумы читать текст онлайн

    Действия разворачиваются в период массовых заболеваний чумой. Некоторое количество человек, потерявших своих близких из-за эпидемии

  • Салтыков-Щедрин — Гиена

    В центре событий гиена, которая обладает миловидной внешностью, которую описывает автор. Несмотря на приятный и привлекательный внешний вид, она обладает достаточно скверным характером, который у всех окружающих

  • Салтыков-Щедрин — Христова ночь

    Холод, темнота, тишина вокруг и ни души… Вдруг среди этого уныния раздаются далёкие, но звонкие голоса колоколов. Оживает всё вокруг, и улицы наполняются спешащими людьми. В обычные дни они заняты тяжёлой работой

Осеева Валентина

Рассказы, сказки, стихи

Валентина Александровна ОСЕЕВА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ

(выборочно)

РАССКАЗЫ

ОТЦОВСКАЯ КУРТКА

Рыжий кот

Выходной день Вольки

Отцовская куртка

Татьяна Петровна

Андрейка

Кочерыжка

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

Синие листья

Отомстила

Волшебное слово

Просто старушка

Девочка с куклой

Просто так

Навестила

Рекс и Кекс

Строитель

Своими руками

Три товарища

Все вместе

Вырванный лист

Простое дело

Труд согревает

«Разделите так, как делили работу…»

Папа-тракторист

Чего нельзя, того нельзя

Бабушка и внучка

Танины достижения

Пуговица

Обидчики

Новая игрушка

Лекарство

Кто наказал его?

Картинки

Кто хозяин?

Проделки белки

Что легче?

До первого дождя

Мечтатель

Веселая елка

Заячья шапка

Добрая хозяюшка

Болтушки

Какой день?

Кто всех глупее?

Волшебная иголочка

Первый снег

Веселые деньки

Маленький цыпленок на большой земле

Бедный ежик

В гости к ягодам

Хороший гусь

Куриный разговор

В золотом колечке

Колыбельная песенка

Тили-бом! (Песенка)

Озорной дождик

Удивительный дом

Кудлатка

Строителям

Важные коровы

Весенний дождик

Комментарии

________________________________________________________________

Р А С С К А З Ы

______________________________

О Т Ц О В С К А Я К У Р Т К А

РЫЖИЙ КОТ

Под окном раздался короткий свист. Прыгая через три ступеньки, Сережа выскочил в темный сад.

Левка, ты?

В кустах сирени что-то копошилось.

Сережа подбежал к товарищу.

Чего? — спросил он шепотом.

Левка обеими руками прижимал к земле что-то большое, завернутое в пальто.

Здоровый, как черт! Не удержу никак!

Из-под пальто высунулся пушистый рыжий хвост.

Поймал? — ахнул Сережа.

Прямо за хвост! Он как заорет! Я думал — все выбегут.

Голову, голову заверни ему получше!

Мальчики присели на корточки.

А куда мы его денем? — забеспокоился Сережа.

Чего — куда? Отдадим кому-нибудь, и баста! Он красивый, его каждый возьмет.

Кот жалобно замяукал.

Бежим! А то увидят нас с ним…

Левка прижал к груди сверток и, пригибаясь к земле, помчался к калитке.

Сережа бросился за ним.

На освещенной улице оба остановились.

Давай привяжем тут где-нибудь, и все, — сказал Сережа.

Нет. Тут близко. Она живо найдет. Постой!

Левка раскрыл пальто и освободил желтую усатую мордочку. Кот зафыркал и замотал головой.

Тетенька! Возьмите кошечку! Мышей ловить будет…

Женщина с корзинкой окинула мальчиков беглым взглядом:

Куда его! Своя кошка надоела до смерти!

Ну и ладно! — грубо сказал Левка. — Вон старушка идет по той стороне, пойдем к ней!

Бабушка, бабушка! — закричал Сережа. — Подождите!

Старушка остановилась.

Возьмите у нас котика! Хорошенький, рыженький! Мышей ловит!

Да где он у вас? Этот, что ли?

Ну да! Нам девать некуда… Папа с мамой держать не хотят… Возьмите себе, бабушка!

Да куда ж я его возьму, голубчики мои! Он небось и жить не станет у меня… Кошка к дому своему привыкает…

Ничего, станет, — уверяли мальчики, — он любит стареньких…

Ишь ты, любит…

Старушка погладила мягкую шерстку. Кот выгнул спину, вцепился когтями в пальто и забился в руках.

Ах ты батюшки! Замучился он у вас! Ну давайте, что ли, авось приживется.

Старушка распахнула шаль:

Иди сюда, миленький, не бойся…

Кот яростно отбивался.

Уж не знаю, донесу ли?

Донесете! — весело крикнули мальчики. — До свиданья, бабушка.

Мальчики присели на крыльце, настороженно прислушиваясь к каждому шороху. Из окон первого этажа на дорожку, усыпанную песком, и на кусты сирени падал желтый свет.

Дома ищет. По всем углам, верно, шарит, — толкнул товарища Левка.

Скрипнула дверь.

Кис, кис, кис! — донеслось откуда-то из коридора.

Сережа фыркнул и зажал ладонью рот. Левка уткнулся ему в плечо.

Мурлышка! Мурлышка!

Нижняя жиличка в стареньком платке с длинной бахромой, прихрамывая на одну ногу, показалась на дорожке.

Мурлышка, противный этакий! Мурлышка!

Она обвела глазами сад, раздвинула кусты.

Кис, кис!

Хлопнула калитка. Под ногами заскрипел песок.

Добрый вечер, Марья Павловна! Любимца ищете?

Твой отец, — шепнул Левка и быстро шмыгнул в кусты.

«Папа!» — хотел крикнуть Сережа, но до него долетел взволнованный голос Марьи Павловны:

Нет и нет. Как в воду канул! Он всегда вовремя приходил. Поцарапает лапочкой окно и ждет, пока я открою ему. Может, он в сарай забился, там дырка есть…

Давайте посмотрим, — предложил Сережин папа. — Сейчас мы вашего беглеца обнаружим!

Сережа пожал плечами.

Чудак папа. Очень нужно чужого кота ночью разыскивать!

Во дворе, около сараев, забегал круглый глазок электрического фонарика.

Мурлышка, иди домой, кисонька!

Ищи ветра в поле! — хихикнул из кустов Левка. — Вот потеха! Твоего отца искать заставила!

Ну и пусть поищет! — рассердился вдруг Сережа. — Пойду спать.

И я пойду, — сказал Левка.

Когда Сережа и Левка еще ходили в детский сад, в нижнюю квартиру приехали жильцы — мать и сын. Под окном повесили гамак. Каждое утро мать, низенькая, прихрамывающая старушка, выносила подушку и одеяло, стелила одеяло в гамаке, и тогда из дому, сгорбившись, выходил сын. На бледном молодом лице лежали ранние морщинки, из широких рукавов висели длинные, худые руки, а на плече сидел рыжий котенок. У котенка были три черточки на лбу, они придавали его кошачьей физиономии смешное озабоченное выражение. А когда он играл, правое ушко у него выворачивалось наизнанку. Больной тихо, отрывисто смеялся. Котенок забирался к нему на подушку и, свернувшись клубком, засыпал. Больной опускал тонкие, прозрачные веки. Мать неслышно двигалась, приготовляя ему лекарство. Соседи говорили:

Как жаль! Такой молодой!

Осенью гамак опустел. Желтые листья кружились над ним, застревали в сетке, шуршали на дорожках. Марья Павловна, сгорбившись и тяжело волоча больную ногу, шла за гробом сына… В пустой комнате кричал рыжий котенок…

Мама принесла Тане новую книгу.

Мама сказала:

Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

Вот какие умницы вы у меня!

Три сороки сидели на суку и болтали так, что дуб трещал и отмахивался зелеными ветками от болтушек.

Вдруг из лесу выскочил заяц.

Подружки-болтушки, придержите язычки. Не говорите охотнику, где я.

Присел заяц за куст. Замолчали сороки.

Вот идет охотник. Невтерпеж первой сороке. Завертелась она, захлопала крыльями.

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой и сильный.

Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня — хозяйка, трогать её нельзя.

Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

veselye denkiveselye denki Проснулся я, слышу – залаял Дружок.

Гляжу – на кого он? На первый снежок!

Конечно, он не жил на свете зимой

И с горки ещё не катался со мной.

Коньков не видал. Ну и лает, чудак.

А вот посмотрел бы на взрослых собак!

Они так и рвутся на первый снежок…

Бежим-ка и мы поскорее, Дружок!

И если явился со снегом мороз,

Огнём загорится холодный твой нос,

volshebnaya igolochkavolshebnaya igolochka Жила-была Машенька-рукодельница, и была у неё волшебная иголочка. Сошьёт Маша платье – само себя платье стирает и гладит. Разошьёт скатерть пряниками да конфетками, постелет на стол, глядь – и впрямь сладости появляются на столе. Любила Маша свою иголочку, берегла её пуще глаза и всё-таки не уберегла. Пошла как-то в лес по ягоды и потеряла. Искала, искала, все кустики обошла, всю травку обшарила – нет как нет её иголочки. Села Машенька под деревом и давай плакать.

Пожалел девочку Ёжик, вылез из норки и дал ей свою иголку.

– Возьми, Машенька, может, она тебе пригодится!

Поблагодарила его Маша, взяла иголочку, а сама подумала: «Не такая моя была». И снова давай плакать. Увидела её слёзы высокая старая Сосна – бросила ей свою иголку.

Произведения разбиты на страницы

Сказки и рассказы Валентины Осеевой пропитаны нестерпимым желанием показать нашим детям как различать злые и добрые намерения, как правильно анализировать сои действия. Кажде из её маленьких произведений навсегда остаётся в душе у детей, заставляет поразмыслить о жизни вокруг. В. Осеева много работала с детьми и понимала, как важно дать твердые моральные ориентиры, а также поселить в их сердцах добро. Её крохотнын стихи и рассказы дают деткам правильные модели человеческого поведения, учат уважению к взрослым и любви ко всем людям, чуткости к близким. В захватывающей форме, на доступных ребятам шаблонах Осеева осознать читателям настоящую дружбу и верность, как можно только с помощью доброго слова помочь человеку. В своих сказках автор подсказывает юным читателям как общаться с другими ребятами, как решать жизненные ситуации, которые для родителей кажутся пустяковыми.

Читать стихи, рассказы и сказки В. Осеевой очень важно, так как они откроют детям, что такие пороки как вредность, предательство, эгоизм и жадность делают жизнь еще хуже, чем внешние проблемы. Написанные понятным и захватывающем стилем, они дадут читателям много полезных советов и обогатят его душу.

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:

С тобой что-то случилось?

Таня и мама украшали елку. На елку пришли гости. Танина подруга принесла скрипку. Пришел брат Тани — ученик ремесленного училища. Пришли два суворовца и Танин дядя.

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.

Интересно, — сказал Толя, — как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю о подвиге!

А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился…

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

У меня есть знакомые: Миша, Вова и их мама. Когда мама бывает на работе, я захожу проведать мальчиков.

Здравствуйте! — кричат мне оба. — Что вы нам принесли?

Пошли пионеры в лес по орехи.

Забрались две подружки в густой орешник, нарвали орехов полную корзинку. Идут по лесу, а синие колокольчики кивают им головками.

У Кати было много переводных картинок. На переменке Нюра подсела к Кате и со вздохом сказала:

Счастливая ты, Катя, все тебя любят! И в школе и дома…

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

Кто наказал его? — спросила соседка.

Он сам наказал себя, — ответила мама.

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит — одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

А куклу? Где моя кукла? — кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

Не жалуйся, — сказала однажды мать, — надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее к лифчику.

А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?

Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам.

Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!

Было у матери три сына — три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей — трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

Мама принесла Тане новую книгу.

Мама сказала:

Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

Вот какие умницы вы у меня!

Витин папа тракторист. Каждый вечер, когда Витя ложится спать, папа собирается в поле.

Папа, возьми меня с собой! — просит Витя.

Вырастешь — возьму, — спокойно отвечает папа.

Еще с вечера Наташа и Муся решили после завтрака сбегать на речку.

Какое я место знаю! — перегнувшись через спинку кровати, шептала Наташа. — Вода чистая, прохладная… Мелко-мелко! Никак не утонешь! Как раз для тех, кто плавать не умеет.

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.

Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:

Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.

На каникулы выдался сильный мороз. Москва стояла белая, нарядная; в скверах застывшие деревья закудрявились от инея. Юра и Саша бежали с катка. Мороз колол им щеки, пробирался сквозь варежки к закоченевшим пальцам.

Учитель рассказывал ребятам, какая чудесная жизнь будет при коммунизме, какие будут построены летающие города-спутники, и как люди научатся по своему желанию изменять климат, и на севере начнут расти южные деревья…

На дворе возвышалась горка красной глины. Сидя на корточках, мальчики рыли в ней замысловатые ходы и строили крепость. И вдруг они заметили в сторонке другого мальчика, который тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки и старательно обмазывал стены глиняного дома.

Слава и Витя сидели на одной парте.

Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили:

У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошел к доске, Федя обменял свое перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил:

Зачем ты взял мое перышко?

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали.

Я не решил примера, потому что он был со скобками, — оправдывался Юра.

А я потому, что там были очень большие числа, — сказал Олег.

Принес Ваня в класс коллекцию марок.

Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.

Люди возвращались. На маленькой голубой станции, уцелевшей от бомбежек, беспорядочно и суетливо выгружались из вагонов женщины и дети с узлами и авоськами. По обеим сторонам дороги заколоченные домики, глубоко зарывшись в сугробы, ждали своих хозяев.

Я была больна и целые дни проводила на балконе. Наверху синело небо с мягкими разорванными облачками; в полинявшей осенней зелени деревьев кричали воробьи. А внизу прыгали, смеялись и играли дети… Я не прислушивалась к их голосам, не запоминала их лиц и имен.

  • Рассказ в осеевой в классе краткое содержание
  • Рассказ в невском проспекте ведет
  • Рассказ бьянки 1 охота
  • Рассказ в дороге зайцев
  • Рассказ былины про героя чувашского народа улыпа