Рассказ в настоящем времени по русскому языку

Статья находится на проверке у методистов skysmart. если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат в правом нижнем углу

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие предложения

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Три типа предложений по цели высказывания:

  • повествовательное (сообщение);

  • вопросительное (вопрос, проблема);

  • побудительное (совет).

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. У каждого есть грамматическая основа — подлежащее и/или сказуемое.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основ.

Определение простого предложения

Мы уже знаем, какое предложение является простым — то, у которого всего одна грамматическая основа.

Примеры простых предложений:

  • Мы ездили на машине (одна грамматическая основа: мы ездили).

  • Я уехал к другу в другой город (одна грамматическая основа: я уехал).

  • Он распахнул окно и увидел птицу (одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: он распахнул и увидел).

По наличию главного члена — подлежащего или сказуемого — они делятся на:

  • Двусоставные, то есть в их составе подлежащее и сказуемое.

  • Односоставные, то есть имеют в составе или подлежащее, или сказуемое.

Односоставные конструкции делятся на:

  1. Определённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 лица или глаголом в повелительном наклонении.

  2. Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времени или в форме множественного числа в прошедшем времени. Если лицо не определено — действие совершается кем-то неопределённым.

  3. Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 2 лица единственного числа или 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времен либо в форме 2 лица единственного или множественного числа повелительного наклонения.

  4. Безличные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени или в форме среднего рода прошедшего времени.

Примеры односоставных предложений:

  • Лето!

  • Приходи сегодня в спортзал (определенно-личное).

  • Его взяли на должность (неопределенно-личное).

  • Стало моросить (безличное).

Примеры двусоставных предложений:

  • Я пришла поздно с учебы.

  • Выстрелил фейерверк.

  • Очень странная история произошла со мной сегодня утром.

Кроме главных членов предложения есть еще второстепенные:

  • Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.

  • Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, чей.

  • Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака.

Виды простых предложений по наличию второстепенных членов:

  • Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, оно называется распространенным.

  • Если в предложении второстепенных членов нет, а есть только грамматическая основа, оно считается нераспространенным.

По наличию членов, которые влияют на понимание смысла, простые предложения можно разделить на полные и неполные.

Характеристики полных предложений:

  • Если в предложении есть все необходимые для понимания компоненты.

  • Если для того, чтобы понять смысл предложения, не нужно обращаться к другим предложениям.

Примеры полных предложений:

  • Я не боюсь привидений.

  • Она не хочет в школу.

Характеристики неполных предложений:

  • Если для понимания предложения не хватает компонентов.

  • Если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседним предложениям.

В неполном предложении могут отсутствовать все главные члены, а также второстепенные члены.

Примеры неполных предложений:

  • Я не боюсь привидений.

  • Я тоже (смысл этого предложения будет скрыт, пока не узнаем контекст его употребления).

  • Ты закончил?

Русский язык в онлайн-школе Skysmart — это увлекательные уроки на интерактивной платформе с примерами из современных текстов.

Проверьте себя

Определите вид простых предложений по наличию второстепенных членов и составу грамматической основы. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

  1. Дедушка пошел в магазин.

  2. Люблю цветы!

  3. Лето кончилось.

  4. Вернемся завтра вечером.

  5. Заходите!

Простое предложение с осложненными фразами

Предложения с одной грамматической основой могут быть осложнены. В их составе могут быть:

  • однородные члены;

  • обособленные определения, дополнения и обстоятельства;

  • приложения;

  • вводные слова и обращения;

  • уточняющие члены.

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним словом. Обычно имеют последовательную связь и раскрывают смысл выражения более детально.

  • Он любит и активные прогулки, и расслабляющий отдых, и ничегонеделание.

Обособленные определения всегда выделены интонационно и пунктуационно, выступают в роли определения. Они поясняют слова, от которых зависят, уточняют место, положение, отношение к чему-либо.

  • Друг, верящий в мой талант, поддержал меня.

Приложения — это определение, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Они показывают особенности грамматической основы.

  • Всем любящим цветы известен этот сорт.

Обособленные дополнения и обстоятельства примыкают к сказуемому и подлежащему, помогают выразить мысль более точно.

  • Дочитав книгу, я пошла готовить ужин.

  • Мне понравилась музыка этого музыканта, за исключением нескольких песен.

Вводные слова и обращения часто используются в диалогах:

  • Сегодня, наверное, я лягу спать раньше.

Уточняющие члены предложения делают его яснее.

  • Будильник прозвенел в пять утра, на рассвете.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
Формы лица и числа глаголов.

Предмет:
русский язык

Тип
урока: задание открытия свежих познаний.

УМК
«Русский язык. 2 класс»

Цели:
уточнение представлений о значительных симптомах гласных и
согласных звуков; становление умения следить за
произношением текстов и проводить их
звуковой тест классифицировать имеющиеся
у ребят познания о звуках и
буквах; дрессировать предопределять звуки, отыскивать и отличать их;
развивать устную и письменную
речь студентов, креативные возможности, формируя на
уроке одобрительную атмосферу, развивать орфографическую зоркость;
обогащать лексикографический припас ребят свежими текстами и
выражениями;

 Задачки урока:

Образовательная: 

зафиксировать умение предопределять звуки
и буковки.

Развивающая:

развивать
мобильность и творческую самостоятельность студентов, соединяя игровую и
обучающую формы деятельности; становление интереса, зрительной
памяти, энергичности студентов на уроке; продолжить работу по
формированию речевой работы студента.

Воспитательная:

прививать опрятность в
ведении тетради; воспитывать ощущение сплоченности
коллектива; внимание к предмету российского языка ;
культуры общения, ощущения взаимовыручки; воспитывать прилежание,
активность; воспитывать организованность, усидчивость, обязанность.

Технологии:

проблемно-ориентированного
обучения;
информационно-коммуникативные; разработка сотрудничества. 

Способы изучения:

исследовательский,
частично-поисковый, способ проблемного изучения,
дедуктивный, приятный, словесный, одобрение. 

Способы изучения: 

Демонстрация Power
Point “Части речи”. Компьютер, проектор. Музыкальное аккомпанемент к
физкультминутке. Карточки для персональной работы, листы
с словами для работы студентов. Башковитый лексика Цветные
карандаши.

Тема:
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица
и числа глаголов.

Цели:
проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; развивать умение
выполнять работу над ошибками; познакомить с изменением глаголов по лицам и
числам; форми¬ровать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

Формируемые
УУД: п. — самостоятельное выделение и форму¬лирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация
объектов по выде¬ленным признакам; синтез; подведение под понятие; к. —
инициа¬тивное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, кор¬рекция,
оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа
действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня
усвоения материала; л. — установле¬ние связи между целью учебной деятельности и
её мотивом.

Ход
урока

I.
Организационный момент

II.
Анализ изложения

(Анализ
правильности передачи содержания текста, соблюде¬ния его структуры.
Индивидуальная работа над речевыми, грам¬матическими и орфографическими
ошибками.)

III.
Проверка домашнего задания

— 
Какие слова из словаря вы записали?

— 
Прочитайте предложения, которые вы составили с этими словами.

IV.
Самоопределение к деятельности

— 
Прочитайте тему урока.

— 
Какое новое слово вам встретилось? Какие вопросы вы хо¬тели бы задать?


 Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое спряже¬ние, как спрягаются
глаголы.)

V.
Работа по теме урока

Работа
по учебнику

Упр.
163 (с. 80).

(Коллективное
выполнение с комментированием. Учащиеся по цепочке называют пропущенные
местоимения, определяют их лицо, записывают предложения.)

— 
Что вы заметили? (Форма глагола меняется в зависимости от того, с каким
местоимением он употреблён.)

— 
Какой можно сделать вывод? (Глаголы изменяются по лицам.)

— 
Как определить лицо глагола? (По местоимению.)

— 
В каком времени употреблены глаголы? (В настоящем.)

— 
Определите число глаголов.

— 
Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

— 
На какие вопросы, поставленные в начале урока, вы уже можете ответить?

VI.
Физкультминутка

VII.
Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр.
164 (с. 81).

(Устная
работа по вопросам и заданиям упражнения.)

— 
Прочитайте ниже сведения о языке.

— 
Что называется спряжением глагола?

Упр.
165 (с. 81).

— 
Прочитайте задание.

— 
Как вы будете действовать? (Проспрягаем каждый глагол и понаблюдаем, как
меняются окончания.)

(Работа
в парах. Проверка.)

— 
К какому выводу вы пришли? (Глагол в прошедшем времени рассказал не спрягается,
так как его окончания не меняются.)

VIII.
Рефлексия

— 
Подставьте к глаголам местоимения, определите их лицо и число, выделите
окончания.


идёт, … побежим, … смеются, … думаешь, … делали, … пишу, …
рисуете,… простят.

— 
У всех ли глаголов вы смогли определить лицо? (Нет, не определили у глагола
делали.)

— 
Почему? (Это глагол прошедшего времени.) (Проверка по образцу.)

— 
Оцените свою работу на уроке.

IX.
Подведение итогов урока

— 
На какие вопросы мы сегодня ответили?

Домашнее
задание

Упр.
166 (с. 82).

Повторение по теме «Глагол»

Предмет:
русский язык

Тип
урока: задание открытия свежих познаний.

УМК
«Русский язык. 2 класс»

Цели:
уточнение представлений о значительных симптомах гласных и
согласных звуков; становление умения следить за
произношением текстов и проводить их
звуковой тест классифицировать имеющиеся
у ребят познания о звуках и
буквах; дрессировать предопределять звуки, отыскивать и отличать их;
развивать устную и письменную речь студентов, креативные возможности, формируя на
уроке одобрительную атмосферу, развивать орфографическую зоркость;
обогащать лексикографический припас ребят свежими текстами и
выражениями;

 Задачки урока:

Образовательная: 

зафиксировать умение предопределять звуки
и буковки.

Развивающая:

развивать
мобильность и творческую самостоятельность студентов, соединяя игровую и
обучающую формы деятельности; становление интереса, зрительной
памяти, энергичности студентов на уроке; продолжить работу по
формированию речевой работы студента.

Воспитательная:

прививать опрятность в
ведении тетради; воспитывать ощущение сплоченности
коллектива; внимание к предмету российского языка ;
культуры общения, ощущения взаимовыручки; воспитывать прилежание,
активность; воспитывать организованность, усидчивость, обязанность.

Технологии:

проблемно-ориентированного
обучения;
информационно-коммуникативные; разработка сотрудничества. 

Способы изучения:

исследовательский,
частично-поисковый, способ проблемного изучения,
дедуктивный, приятный, словесный, одобрение. 

Способы изучения: 

Демонстрация Power
Point “Части речи”. Компьютер, проектор. Музыкальное аккомпанемент к
физкультминутке. Карточки для персональной работы, листы
с словами для
работы студентов. Башковитый лексика Цветные карандаши.

Тема: 
Обобщение по теме «Глагол»

Цели:
отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаго¬лах и других частях речи,
обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов;
развивать речь.

Формируемые
УУД: п. — структурирование знаний; осознан¬ное и произвольное построение
речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построе¬ние
логической цепи рассуждений; доказательство; к. — умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мысли в со¬ответствии с задачами и условиями
коммуникации; р. — сли¬чение способа действия и его результата с заданным
эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью
учебной деятельности и её мотивом.

Ход
урока

I.
Организационный момент

II.
Проверка домашнего задания

— 
Назовите глаголы.

— 
Глагола какого времени нет среди выписанных?

— 
Какие глаголы вы разобрали как часть речи?

(Несколько
учеников рассказывают, как они разобрали гла¬голы. Учитель спрашивает так,
чтобы проверить разбор всех гла¬голов.)

III.
Актуализация знаний

— 
Прочитайте стихотворение.

Гости
прыгали и пели,

После
сели все в кружок —

Пили
чай, конфеты ели

И
хвалили пирожок.

 Был
хорош пирог капустный,

Но
куда вкусней другой:

Очень
сдобный, очень вкусный,

С
ярко-жёлтой курагой.

А
потом играли в прятки,

В
куклы, салки и лошадки.

А
потом все вдруг ушли,

И
мы с братишкой спать легли.

Е.
Благинина

— 
Прочитайте первое четверостишие. Найдите глаголы.

— 
Что вы можете о них сказать? (Это глаголы прошедшего вре¬мени, стоят во
множественном числе.)

— 
Выпишите из стихотворения по два слова на каждую орфо¬грамму.

1)
Безударный гласный в корне, проверяемый ударением. (Хвалили, с братишкой.)

2)
Безударный гласный в корне, не проверяемый ударением. (Пиро¬жок, капустный.)

3)
Парный согласный в корне слова. (Прятки, лошадки.)

4)
Безударные падежные окончания имён существительных. (В прят¬ки, с братишкой.)

5)
Безударные окончания имён прилагательных. (Капустный, сдобный.)

(Проверка.
Рассматриваются все варианты ответов. Само¬оценка.)

IV.
Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр.
248 (с. 117).

(Самостоятельное
выполнение. Проверка.)

— 
Какие буквы вставили на месте пропусков? Объясните по¬чему.

— 
Какой глагол вы подчеркнули? (Сияет.)

(Один
ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова улыбка. Самооценка.)

Упр.
249 (с. 117).

— 
Прочитайте первую группу слов. Составьте словосочетания.

— 
Какую букву напишете в слове полоскать в первом случае? Почему? (Букву о,
проверочное слово — полощет.)

— 
Каким словом проверите слово поласкать в словосочетании поласкать ребёнка,
какую букву напишете? (Ласка, пишем букву а.)

— 
Закончите упражнение самостоятельно. (Проверка.)

V.
Физкультминутка

VI.
Продолжение работы по теме урока

Работа
по учебнику

 Упр.
251 (с. 118).

— 
Прочитайте текст.

— 
О чём в нём говорится? Какую картину вы представили?

— 
Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Выполнение грамматических
разборов у доски. Самооценка.)

Упр.
252 (с. 118).

— 
Какая погода нравится вам? Чем?

— 
О каком природном явлении вы можете рассказать?

— 
Прочитайте темы для пейзажных зарисовок.

— 
Составьте рассказ.

(Проверка.
Заслушиваются несколько рассказов, класс оце¬нивает, учитель отмечает удачные
моменты.)

VII.
Рефлексия

— 
Разберите глаголы как части речи. Дружим, прошла, полетят, принести.

(Проверка
по образцу.)

— 
Оцените свою работу на уроке.

VIII.
Подведение итогов урока

— 
Над какой темой мы работали?

— 
Всё ли вам понятно?

— 
У кого остались какие-то вопросы по теме?

Домашнее
задание

Упр.
250 (с. 117).

Тема
урока: «Безличные глаголы»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: мультимедийный проектор

Характеристика учебных возможностей и
предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

1. Обучающиеся эффективно и продуктивно работают в
парах и группах, достаточно неплохо могут формулировать цель урока, делать
выводы, любят творческие задания.

2. Низкий уровень познавательных действий у ряда
учеников.

Цели урока как деятельность ученика:

1. Распознавать и анализировать безличные глаголы,
определять их значение и морфологические формы, выявлять особенность
предложений с безличными глаголами.

2. Использовать безличные предложения в устной и
письменной речи.

3. Работать с источниками, текстами, таблицами.

УУД:

Предметные:
формирование представлений о безличном глаголе, умение находить данные глаголы
в тексте, определять их грамматические признаки;

Регулятивные:
формулирование
цели и проблемы урока, высказывать предположения на основе наблюдений;

Познавательные:
совершенствование умений при объяснении языковых явлений, выявляемых в ходе
исследования безличных глаголов;

Коммуникативные: владение
навыками выразительного чтения, умение работать в группах, слушать и слышать
других;

Личностные:
формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной
аналитической деятельности

I.                  
Оргмомент.

II.               
актуализацию
изученного. —
Сейчас весна, май. Давайте посмотрим за окно и расскажем о
том, что происходит в природе.

-А что мы
чувствуем весной? Каково наше состояние?

III.Вход в
тему.

1.-Мы
говорим, что весной все чувствуют себя бодро, приподнято, любуются пробуждающейся
природой. А кто острее всех, тоньше чувствует природу и передает это остальным
людям? (Поэты).

2.Прочитаем
выразительно стихотворение Плещеева «Весна».слайд
2

-Понравилось
оно вам? Чем?

-О чём
стихотворение? (О весне, о надежде и ожидании счастья).

-Какими
изобразительно-выразительными средствами передаёт поэт своё радостное
настроение? (Восклицательные предложения, эпитеты: небесная; метафоры:
небесная лазурь, пора метелей злых и бурь; олицетворения: бегут
ручьи, 
лес оденется, унесла зима, злых бурь
.)

Придумайте
и запишите по 1-2 предложения о весне на группу. И я тоже с вами составлю свои
предложения. Какая часть речи присутствует во всех ваших предложениях?
(глагол).

-Давайте
заполним листы «что я знаю о глаголе».

Глагол
обозначает действие предмета или лица.

-А какое
же лицо действует в моём предложении:

Весной
рано светает. Потеплело.
слайд2

Светает,
Потеплело
слайд3

-Есть
здесь действующее лицо? (нет).

-Как же
можно назвать глаголы без лица? – Безличные.

-Какой же
будет тема урока?- Безличные глаголы.слайд4

-Какую
цель урока поставим? (узнать , какие глаголы называются безличными, их морфологические
признаки и роль в предложении.)

-Зачем нам
это нужно знать? (Чтобы правильно употреблять в устной и письменной речи, быть
грамотными, образованными, а значит, успешными в жизни).

-Вернемся
к стихотворению Плещеева Есть ли в нем безличные глаголы? (Повеяло) слайд5.

-Почему вы
так решили?

1. Упр. 638
работа с учебно­научным текстом на извлечение новой информации о безличных
глаголах.


На сколько частей можно разделить текст? (Две.) Почему? (Говорится о формах и
значении безличных глаголов.)


Задайте вопросы по тексту. Назовите ключевые слова.
( форма и значение
безличных глаголов)слайд6


Составьте предложения с безличными глаголами
и выделите
грамматическую основу
Что вы заметили? (В этих предложениях нет
подлежащего.)

2. Упр. 639
извлечение информации о формах безличных глаголов из таблицы.


Рассмотрите таблицу.


Какую новую информацию вы получили из таблицы?


Поставьте данные в таблице глаголы в начальную форму.


Как изменяются безличные глаголы?  Покажите это на примере глаголов
темнеть и потемнеть. – От
чего зависят формы времени безличных глаголов?
( от вида)


Почему отсутствуют глаголы в столбике «Совершенный вид»? (Глаголы совершенного
вида не имеют настоящего времени.)


Составьте небольшой связный текст на основе полученной из таблицы информации о
формах безличных глаголов.

Безличные
глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида. Например,
темнеть, смеркаться – НСВ, потемнеть, смеркнуться – СВ). Безличные
глаголы могут быть настоящего, прошедшего и будущего времени. Формы времени
безличных глаголов зависят от вида глагола. Если безличный глагол
несовершенного вида, он имеет все три формы времени, а если совершенного, то
две: у него отсутствует настоящее время.

3. Упр. 640 – составление
плана ответа на тему «Безличные глаголы».

Примерный план.

1)
Какие глаголы называются безличными? Почему они так называются?

2)
Как изменяются безличные глаголы? От чего зависит количество форм времени
безличных глаголов?

3)
В какой форме они употребляются в настоящем и будущем времени?

4)
Какую форму они имеют в прошедшем времени?

5)
Что обозначают безличные глаголы?

6)
В чём особенность предложений с безличными глаголами?

Рассказ
по плану с примерами.

V.
Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Объяснительный
диктант.

Записать,
объяснить знаки, подчеркнуть ГО, над безличными глаголами надписать «безл.»,
определить время.

а)
Ему долго не спалось, и он вышел в сад.

б)
Темнеет, и к ночи поднимается вьюга.

в)
Рассветало, и с полей уже тянуло теплом.

г)
Свежеет, и блеск вечера меркнет.


Что обозначают безличные глаголы в этих предложениях?

VI.
Итог урока.

Чему
учились на уроке?


Найдите «четвёртое лишнее»: 1)
светает; 2) похолодало; 3) дружит; 4) подморозило. Почему оно «лишнее»?

— Что оказалось трудным на уроке?

— Какие ошибки можно допустить?

— Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

— Заполните графу «в конце урока», в листах « что я знаю о
глаголе»

VII.
Домашнее задание.

Составить
три предложения с безличными глаголами, определить их форму.

Приложение

ЧТО Я ЗНАЮ О ГЛАГОЛЕ

В
начале урока

В
конце урока

Я
знаю:

ГЛАГОЛ, как часть речи

глаголы-исключения (по
спряжениям)

Разноспрягаемые глаголы

Три наклонения глагола

Времена глаголов

Безличные глаголы

Особенность предложений с
безличными глаголами

Я
могу определить

 (находить) глаголы в
тексте

 спряжения

 Лицо

число

время

наклонение

(находить) безличные
глаголы в тексте

Разделить безличные
глаголы на тематические группы

( строить) с безличными
глаголами предложения

Маслова Людмила Николаевна

Русский язык является обязательным для изучения в школе, в частности, в начальных классах. Это определяется его основными функциями: язык служит человеку средством оформления и выражения мысли, средством общения и средством выражения чувств, настроений; умения говорить, читать и писать. на родном языке являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся; язык служит важным средством воспитания

Скачать:

Предварительный просмотр:

Теоретический материал

по русскому языку

за курс начальной школы.

ФОНЕТИКА

а

о

у

э

ы

л

м

н

р

й

б

в

г

д

ж

з

ъь

я

ё

ю

е

и

п

ф

к

т

ш

с

ц

х

щ

ч

  1. В русском алфавите 33 буквы. Из них – 10 гласных, 21 — согласная,
    2 – беззвучных буквы.
  2. Буквы – это то, что мы видим и читаем,  а звуки мы слышим и говорим.
  3. Главное отличие гласных от согласных заключается в том, что гласные произносятся без преград.
  4. Гласных звуков всего 6 – а, о, у, и, ы, э
  5. Йотированных гласных букв – 4. (я, ю, е, ё). Они дают 2 звука, если стоят вначале слова, после гласной, после твёрдого или мягкого знака
  1. Если йотированные гласные стоят после согласного, то они обозначают один звук: я – а,   ю – у,   ё – о,   е — э
  2. Гласные могут быть ударными или безударными.
  3. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
  4. У согласных есть постоянные признаки: парные или непарные, звонкие или глухие.
  5. Мягкость или твёрдость согласных зависит от стоящих после них букв. Если после согласной стоит мягкий знак или буквы Я, Ю, Ё, Е, И, то согласная будет мягкой. Во всех остальных случаях она будет твёрдой.
  6. Некоторые согласные – Й, Щ, Ч – всегда мягкие, а согласные – Ж, Ш, Ц – всегда твёрдые.
  7. Твёрдый знак является разделителем и пишется после приставок, оканчивающихся на согласную перед гласными Я,Ю,Е,Ё.
  8. Мягкий знак является смягчителем, если стоит в конце слова или между согласными.
  9. Мягкий знак является разделителем, если стоит после согласной перед гласными Я, Е, Ю, Ё, И.
  10. Слова переносятся по слогам. Нельзя переносить или оставлять на строчке одну букву, даже если она является самостоятельным слогом.
  11. При переносе нельзя отделять от гласной букву Й,
    от согласной Ь или Ъ знаки.
  12. Удвоенные согласные при переносе разделяются знаком переноса.  

Фонетический разбор

  1. Разделить слово на слоги, поставить ударение.
  2. Охарактеризовать каждый звук.
  1. Гласный – ударный или безударный
  2. Согласный – парный или непарный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий.
  1. Подсчитать количество букв и звуков.

СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

  1. Слово состоит из корня, приставки, суффикса, окончания.
  2. Часть слова без окончания называется основой слова. В однокоренных словах основы различные. В различных формах слова основы одинаковые.
  3. Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Чтобы найти окончание надо изменить слово по вопросам. (кого?, чему?. какого?, какими? что делают? что делает?)
  4. Корень – это общая часть родственных слов. Чтобы найти корень надо подобрать однокоренные родственные слова.
  5. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  6. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Обозначение частей слова.  Рассказ в настоящем времени по русскому языку

  1. Словообразование – это образование новых слов с помощью приставок и суффиксов и сложением основ с соединительными гласными О. Е.
  2. Приставки  О-, ОБ-, ОТ-, ПОД-, ПРО-, ЗА-, НА-, НАД-, В-, С-, ВЫ-, ПЕРЕ- всегда пишутся одинаково независимо от произношения.
  3. Приставки РАЗ-, ИЗ-, ВОЗ-, БЕЗ-,ВЗ-  и другие, оканчивающиеся на З, пишутся перед гласными и звонкими согласными.
  4. Приставки РАС-, ИС-, ВОС-,БЕС-,ВС- и другие, оканчивающиеся на С, пишутся перед глухими согласными.
  5. Чтобы правильно написать суффикс ЕК или ИК, надо поставить это слово в Родительном падеже. Если гласный звук выпадает, то надо писать Е, если гласный не выпадает – то пишется И. (Сыночек – сыночка,  носик – носика.)
  6. Чтобы правильно написать окончание в существительных после шипящих и Ц, надо поставить ударение. Если окончание ударное, то пишется О, если окончание безударное, то пишется Е.
  7. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить это слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
  8. Чтобы правильно написать парную согласную на конце слова или перед другой согласной, надо изменить слово так, чтобы после этой согласной стоял гласный звук.

Разбор слова по составу.

  1. Изменить слово по вопросам и выделить окончание.
  2. Выделить основу слова.
  3. Подобрать однокоренные слова и выделить корень.
  4. Выделить приставку и суффикс.

Имя существительное.

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?
  2. Существительные бывают:
  1. одушевлённые (отвечают на вопрос КТО?,  — люди, животные) и  неодушевленные (отвечают на вопрос ЧТО)
  2. собственные (ФИО людей, клички животных, географические и другие названия) и нарицательные (общие названия предметов)
  1. имеет 3 рода: мужской – он мой,  женский – она моя и средний – оно моё.
  2. делится на 3 склонения в зависимости от рода и окончания.
  1. 1 склонение – существительные мужского и женского рода с окончаниями –А, -Я
  2. 2 склонение – существительные мужского рода без окончания и среднего с окончаниями –О, -Е
  3. 3 склонение – существительные женского рода с мягким знаком на конце.
  1. Существительные изменяются :
  1. по числам — существительные единственного числа обозначают один предмет, множественного числа — два и более предметов. В русском языке есть существительные, которые не изменяются по числам. (Ед. число  — золото, здоровье, добро, и т.д. Мн. число – ножницы, шахматы, санки, качели и т. д.)
  2. по падежам. Изменение существительных по падежам называется склонением существительных.

вопросы

Смысловые вопр.

предлоги

Ип

кто? что?

Рп

кого? чего?

откуда? где? куда?

от, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме

Дп

кому? чему?

где? куда?

к, по

Вп

кого? что?

где? куда?

в, во, на, за, через, про

Тп

кем? чем?

где? куда?

с, за, под, над, между,

Пп

о ком? о чём?

где?

о, об, в, во, на, при

  1. В русском языке есть неизменяемые имена существительные (шоссе, пальто, радио, метро, кино и т.д.)
  2. Написание безударных падежных окончаний надо проверять по ударным падежным окончаниям.
  3. Таблица «опасных»окончаний

1скл.

2 скл

3 скл

Рп

и

и

Дп

е

и

Пп

е

е

и

  1. Начальной формой имени существительного является существительное единственного числа в именительном падеже.
  2. У существительных, оканчивающихся на шипящий в женском роде пишется мягкий знак, в мужском роде – не пишется.
  3. Существительные в именительном падеже в предложении бывают подлежащими, во всех остальных падежах – дополнениями или обстоятельствами.

Разбор имени существительного

  1. Часть речи.
  2. На какой вопрос отвечает
  3. Начальная форма ( И.п. ед.ч)
  4. По начальной форме определяем: одуш. или неодуш., собств. или нариц.,  род, склонение)
  5. По первому слову определяем число и падеж.
  6. Член предложения


/

Имя прилагательное.

  1. Имя прилагательное  — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?.
  2. Имена прилагательные делают нашу речь выразительной, красочной, дают оценку предмету, явлению природы.
  3. Имя прилагательное изменяется
  1. по числам (единственное и множественное число)
  2. в единственном числе – по родам:
    мужской род – какой? (-ой, -ий, -ый),
    женский род – какая? (ая, яя),
    средний род – (какое? ое, ее)
  3. по падежам

мужской

средний

И п

какой? (ой, ий, ый)

какое? (ое, ее)

Р.п

какого? (ого, его)

Д.п

какому? (ому, ему)

В.п

какой? (ой, ий, ый)

какого? (ого, его)

какое? (ое, ее)

Т.п

каким? (ым, им)

П.п

о каком? (ом, ем)

женский

множественное число

И п

какая? (ая, яя)

какие? (ие, ые)

Р.п

какой? (ой, ей)

каких? (их, ых)

Д.п

какой? (ой, ей)

каким? (ым, им)

В.п

какую? (ую, юю)

какие? (ые, ие)

Т.п

какой? (ой, ей)

какими?(ыми,ими)

П.п

какой? (ой, ей)

о каких? (ых, их)

  1. Имя прилагательное поясняет имя существительное, поэтому род, число, падеж имени прилагательного зависит от того имени существительного, к которому относится это имя прилагательное.
  2. В предложении имя прилагательное является определением.

Имя числительное.

  1. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счёте, отвечает на вопросы сколько? какой или который?
  2. Имена числительные делятся на количественные и порядковые, простые и сложные.
  3. Количественные числительные отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов при счете (пять, двадцать и т.д.)
  4. Порядковые числительные отвечают на вопрос который и обозначают порядок предметов при счете (второй, десятый и .т.д.)
  5. Простые числительные имеют один корень (один, два, десять, сорок, сто, первый, сотый и т.д.)
  6. Сложные числительные имеют два корня. (шест – надцать, два-дцать и т.т д)
  7. Числительные изменяются по падежам.
  8. Числительное ОДИН изменяется по родам (один, одна, одно). Числительное ДВА имеет только две формы (два, две)
  9. На конце простых числительных 5, 6, 7, 8, 9, 10 пишется мягкий знак. Если они входят в состав сложных числительных со вторым корнем дцать, то мягкий знак в середине не сохраняется (пятнадцать, семнадцать и т.д.) Если они входят в состав сложных числительных с корнями десят, сот, то мягкий знак сохраняется в середине слова (пятьдесят, пятьсот и т.д.)

Местоимение.

  1. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
  2. Личные местоимения имеют 3 лица.

Единственное число

Множественное число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он,она,оно

они

  1. Местоимения изменяются по падежам.

И.п

кто?

я

мы

ты

вы

Р.п

кого?

меня

нас

тебя

вас

Д.п

кому?

мне

нам

тебе

вам

В.п

кого?

меня

нас

тебя

вас

Т.п

кем?

мной

нами

тобой

вами

П.п

о ком?

обо мне

о нас

о тебе

о вас

И.п

кто?

он

оно

она

они

Р.п

кого?

его

его

её

их

Д.п

кому?

ему

ему

ей

им

В.п

кого?

его

его

её

их

Т.п

кем?

им

им

ею

ими

П.п

о ком?

о нём

о нём

о ней

о них

  1. Местоимения с предлогами пишутся раздельно.
  2. После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква Н.  Его – у него, ими – с ними, её – для неё и т.д.
  3. Личные местоимения могут заменить существительное
  4. Местоимения в именительном падеже является подлежащим, а в косвенных падежах – дополнением.

Наречие.

  1. Наречие – часть речи, которая обозначает качество или признак  действия  и отвечает на вопросы когда? где? как? куда? откуда? и т.д.
  2. Наречие – это неизменяемая часть речи, поэтому у наречий нет окончаний, есть только суффиксы.
  3. По смыслу наречие обычно связано с глаголом.
  4. В предложении наречие выполняет роль обстоятельства.

Глагол.

  1. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие.
  2. Глагол имеет начальную форму, которая называется инфинитив или неопределённая форма глагола (ничего нельзя определить, кроме вида и спряжения). Неопределенная форма глагола отвечает на вопросы что делать? что сделать. Глагол неопределённой формы имеет суффиксы –ть,  -ти, -чь.
  3. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
  1. совершенный вид глагола указывает на завершенность действия и отвечает на вопрос что сделать? (в вопросе приставка с)
  2. глаголы несовершенного вида указывает на незавершенность действия и отвечают на вопрос что делать?
  1. Глаголы изменяются по временам. Они имеют 3 формы времени: настоящую, прошедшую и будущую.
  1. глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в данный момент (сейчас).
  2. глаголы будущего времени показывают, что действие будет происходить после этого момента (потом, завтра). У будущего времени есть две формы: простое и сложное. Форма простого будущего времени образуется от глаголов совершенного вида (поиграю), а форма сложного будущего времени образуется от глаголов несовершенного вида с вспомогательным глаголом быть. (буду играть)
  3. прошедшее время показывает, что действие уже произошло. (раньше, вчера.) У глаголов прошедшего времени есть суффикс Л. Перед  суффиксом Л. пишется ещё один суффикс тот же, который стоит перед ТЬ в неопределённой форме. (обидеть – обидел)
  1. Все глаголы изменяются по числам.
  2. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам.
  3. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Окончание глагола зависит т рода. В мужском роде – нулевое, в женском – а, в среднем – о.
  4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. При спряжении изменяются окончания глаголов. Для спряжения используются личные местоимения. Глагол имеет 2 спряжения.
  5. Глаголы 1 спряжения в настоящем и простом будущем времени имеют окончания  -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют)
  6. Глаголы 2 спряжения в настоящем и простом будущее имеют окончания –у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).
  7. В сложном будущем времени изменяется только глагол БЫТЬ, (буду, будешь, будет, будем, будете, будут), второй глагол пишется в неопределенной форме.
  8. Есть 3 способа определения спряжения глаголов.
  1. по ударному окончанию (идём – 1спр., молчим – 2 спр.)
  2. если окончание безударное, то определяется по суффиксу неопределённой формы. Все глаголы на ИТЬ относятся ко 2 спряжению, остальные к 1 спряжению.
  3. спряжение глаголов-исключений надо запомнить. К 1 спряжению относятся 3 глагола на ИТЬ – брить, стелить, зиждиться.
    Ко 2 спряжению относятся
    4 глагола на АТЬ (гнать, держать, дышать, слышать) и 7 глаголов на ЕТЬ (видеть, смотреть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть, ненавидеть)
  1. На конце глаголов настоящего и простого будущего времени во втором лице пишется мягкий знак (ешь, ёшь, ишь)
  2. Перед частицей СЯ в глаголах неопределенной формы пишется Ь, так как в вопросе к ним тоже есть Ь (что делать? умываться, что сделать? умыться.)
  3. Перед частицей СЯ у глаголов 3 лица Ь  не пишется, так как в вопросе к этим глаголам нет Ь (что делает? умывается, что сделают? умоются)
  4. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключение только те глаголы, которые без частице НЕ не употребляются. (Ненавидеть,  нести и т.д. )
  5. Перед глаголами никогда не бывает предлогов.
  6. В предложении глагол обычно выполняет роль сказуемого.

Синтаксис.

  1. Предложение – это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль. В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.
  2. Предложения делятся на группы по цели высказывания и по интонации.
  3. По цели высказывания предложения бывают:
  1. повествовательные – это предложения, которые о чём-либо рассказывают.
  2. вопросительные – это предложения, содержащие вопрос.
  3. побудительные – это предложения, выражающие приказ, просьбу, побуждающие к действию.
  1. По интонации предложения бывают:
  1. восклицательные – предложения, произносимые с чувством, эмоционально, выражающие отношение говорящего к действию
  2. невосклицательные – нейтральные по эмоциональной окраске.
  1. Предложения бывают простые (одна основа) и сложные (две и больше основ)
  2. Предложения бывают полные (есть подлежащее и сказуемое) и неполные (есть или подлежащее, или сказуемое)
  3. Предложения бывают распространёнными (есть второстепенные члены) и нераспространёнными (нет второстепенных членов)
  4. Члены предложения бывают главными и второстепенными.
  5. Главные члены являются основой предложения.
  1. подлежащее – главный член предложения, отвечает на вопросы КТО?, ЧТО? и обозначает о ком или о чём говорится в предложении. Выражается существительным или местоимением в И.п., подчёркивается прямой линией.
  2. сказуемое – главный член предложения отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ?, ЧТО СДЕЛАТЬ? и обозначает, что говорится о подлежащем.  Выражается глаголом, подчеркивается двумя линиями.
  1. Второстепенные члены  поясняют главные или второстепенные члены предложения.
  1. определение – отвечает на вопросы КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ?, ЧЬЁ?, ЧЬИ?, выражается прилагательным или местоимением, подчёркивается волнистой линией.
  2. обстоятельство – отвечает на вопросы ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА? и т.д., выражается существительным или наречием, подчёркивается пунктирной линией с точкой.
  3. дополнение – отвечает на вопросы косвенных падежей, выражается существительным или местоимением, подчёркивается пунктирной линией.
  1. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову называются однородными.
  2. Для связи однородных  членов предложения служат союзы (а, и, или, но, да и т. д)
  3. Если однородные члены предложения связаны одиночными
    союзами И, ИЛИ, ДА, то запятая между ними не ставится.
  4.  Если между однородными членами нет союзов или есть союзы  А, НО, то ставится запятая.
  5. Словосочетание – это соединение главного и зависимого слова. Подлежащее и сказуемое словосочетанием не является.
  6. Обращение – это слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращаются с речью. Обращение выделяется запятыми.
  7. Слово «пожалуйста» в предложении выделяется запятыми.
  8. Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Она сопровождается словами автора. Знаки препинания ставятся так:
    Слова автора: «Прямая речь».
    «Прямая речь»,  — слова автора.
  9. Монолог – это речь одного лица.
  10. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, при котором они обмениваются репликами. Реплика каждого лица пишется с новой строки, впереди ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то знаки препинания такие же, только без кавычек.

Лексика.

  1. Лексика – это весь словарный запас языка. Каждое слово имеет две стороны – внешнюю (буквы и звуки) и внутреннюю (смысл слова).
  2. Если слово имеет несколько значений, оно называется многозначным. В предложении употребляется только одно из его значений.
  3. Слово может иметь прямое и переносное значение.
  4. Антонимы – это слова противоположные по значению.
  5. Омонимы – это слова одинаковые по написанию, но разные по значению.
  6. Синонимы – это слова, близкие по значению.
  7. Устаревшие слова – это слова, которые вышли из употребления и были заменены другими (щёки – ланиты, персты – пальцы).
  8. Вновь появившиеся слова, называющие новые предметы, называются новыми ( компьютер и т. д.)
  9. Стилистика – это наука, изучающая стили речи и употребление в  них языковых средств. Важнейшее требование стилистики – правильность, точность, ясность, умение подбирать нужное слово. Основные стили: разговорный, художественный и книжный.
  10. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.
  11. Есть 3 вида текста.
  1. повествование – текст, в котором рассказывается о поступке или событии, отвечает на вопросы что случилось?, что произошло?
  2. описание – текст, в котором говорится о признаках предмета, отвечает на вопрос какой?
  3. рассуждение – текст, в котором объясняется причина событий, явлений природы, доказывается что-либо, отвечает на вопрос почему?, зачем?
  1. Риторика – это наука об искусстве речи. Основные требования риторики: отлично знать предмет речи, уметь собирать материал, уметь располагать материал и строить план рассказа.

Орфограммы, изучаемые в начальных классах.

  1. Сочетания ЖИ – ШИ пишется с буквой И.
  2. Сочетания ЧУ – ЩУ пишется с буквой У
  3. Сочетания ЧУ – ЩА пишется с буквой А
  4. Сочетания ЧК, ЧН пишется без мягкого знака.
  5. Чтобы проверить безударный гласный звук, необходимо подобрать такое проверочное слово, в котором проверяемый звук станет ударным.
  6. Слова, в которых нельзя проверить безударный гласный звук, надо запомнить. Это словарные слова. Их написание основано на традиции.
  7. Парный согласный на конце слова или перед глухим согласным оглушается. Чтобы проверить парный согласный звук, надо изменить слово так, чтобы после  согласного был слышен гласный звук.  (зу(б. п) – зубы)
  8. Непроизносимые согласные (В, Д, Л, Т) – это согласные, которые не произносятся, но пишутся. Чтобы проверить непроизносимую согласную, нужно подобрать такое родственное слово, где бы этот согласный звук слышался чётко. (сердце – сердечко)
  9. Приставки всегда пишутся одинаково, независимо от произношения.
  10. Приставка ПРИ пишется в том случае, когда идёт речь о приближении, присоединении. Приставка ПРЕ пишется в случае, если речь идет о преувеличении свойств предмета.  
  11. Приставки, оканчивающиеся на согласный З (из, воз, раз и т.д.) пишутся перед гласными и звонкими согласными. (разворот)
  12. Приставки, оканчивающиеся на С (ис, вос, рас и т.д.) пишутся перед глухими согласными. (рассказ)
  13. Чтобы правильно написать гласную в суффиксах –ЕК, — ИК надо поставить слово в  Родительном падеже. Если гласная выпадает, значит надо писать буку Е, если не выпадает, то пишем букву И. (замочек – замочка, носик – носика)
  14. Чтобы правильно написать окончание у существительных после шипящих, надо поставить ударение. В ударном окончании пишется О, в безударном окончании пишется Е. (врачом, крышей)
  15. Слова с предлогами пишутся отдельно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

  • Рассказ в гостях у звезд
  • Рассказ бунина ида читать
  • Рассказ булька толстой слушать
  • Рассказ булька толстого для читательского дневника
  • Рассказ брэдбери про умный дом и детей