Рассказ в миниатюре это в литературе

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру угадай концовку.новогодние каникулы прекрасное время для того,

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».

Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.

Family books и книжные фанты

Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара

Рассказ в миниатюре это в литературе

— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.

Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.

Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.

Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?

«Угадай концовку» и чтение вслух

Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68

IMG 5445 foto anni avgystinovskoiJPG

— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.

Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.

Капсула времени и настольная игра

Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172

Рассказ в миниатюре это в литературе

— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.

Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.

Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.

Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.

Домашний театр и письма героям

Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138

Рассказ в миниатюре это в литературе

— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.

Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.

Театр теней и собственный комикс

Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266

Рассказ в миниатюре это в литературе

— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.

Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.

Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.

Еда литературных героев и книга как снотворное

Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111

Рассказ в миниатюре это в литературе

— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?

Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.

Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.

Тема: А. Г. Аверченко. Рассказ
«Специалист». Юмористическое  в произведении.

Урок: Родная литература

Класс: 8

Цель: представить творчество А. Аверченко с точки зрения
продолжения традиций русской литературы.

Цели: —дать понятие о творчестве писателя;

 раскрыть особенности произведения
«Специалист»;

объяснить название произведения;

— развивать навыки анализа текста,
характеристики героев, монологической речи;

— подвести к размышлениям об истинных и
мнимых ценностях, прививать интерес к литературе, 

— воспитывать чувство внимательного
отношения, уважения к окружающим

Тип урока: Комбинированный урок

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие

Вот
и прозвенел звонок,

Нужно
нам начать урок.

Встаньте
прямо, подтянитесь

И
друг другу улыбнитесь.

А
теперь садитесь!

– Проверим
готовность к уроку

Проверка готовности  к уроку.

2.Актуализация познавательной деятельности. Постановка целей
урока.

I. Вступительное слово учителя

Сегодня мы будем говорить о человеке,
которого сравнивали с заокеанскими юмористами Марком Твеном и О`Генри, а
простая читающая публика жаловала Аркадия Тимофеевича титулом «короля
смеха». Книги «Рассказы (Юмористические)», «Зайчики на
стене», «Веселые устрицы», «Круги по воде»,
«Рассказы для выздоравливающих», сотрудничество с петербургскими
театрами и журнал «Сатирикон» вознесли А. Аверченко на литературный
Олимп еще в 1912 году.

 — Что вы знаете о его творчестве? Назовите интересные факты?

3. Изучение нового материала.

1. Краткий рассказ о творчестве и биографии писателя-сатирика

Аверченко Аркадий Тимофеевич — русский писатель, журналист,
издатель. Родился 15 (27) марта 1881 года в Севастополе в семье неудачливого
мелкого торговца Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны Софроновой,
дочери отставного солдата с Полтавщины. Ввиду его полного разорения Аверченко
пришлось доучиваться «дома, с помощью старших сестер». (Дело в том,
что в детстве Аркадий ловко уклонялся от учебы, всячески поддерживая семейную
версию о его слабом здоровье (плохое зрение). «И я так и остался бы
неграмотным,- признавался писатель в «Автобиографии», — если бы
старшим сестрам не пришла в голову забавная мысль: заняться моим
образованием». Сестер — а их у писателя было шесть — можно было понять. Из
трех мальчиков, родившихся в семье, двое умерли в младенчестве. Для сестер
Аркадий был единственным братиком — вот они и старались. Позже он окончил два класса
городского реального училища, на этом образование закончилось. Но недостаток
образования со временем компенсировался природным умом.) В 1896 году поступил
конторщиком на донецкую шахту, через 3 года переехал в Харьков на службу в той
же акционерной компании.

В Харькове состоялся литературный дебют Аркадия Аверченко.
Первый рассказ «Уменье жить» был опубликован в харьковском журнале
«Одуванчик» в 1902 году. Для едва обученного грамоте 22-летнего
служащего это было большим событием. 31 октября 1903 года местная газета
«Южный край» поместила его «Как мне пришлось застраховать
жизнь». Серьёзной заявкой литератора явился рассказ «Праведник»,
опубликованный в Санкт-Петербурге в «Журнале для всех» в 1904 году. В
период революционных событий 1905-1907 Аверченко обнаруживает публицистический
талант и предприимчивость, широко публикуя в недолговечных периодических
изданиях очерки, фельетоны и юморески и выпустив несколько номеров быстро
запрещенных цензурой сатирических журналов «Штык» и «Меч».

В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно
издаются и переиздаются: «Сорные травы» (1914), «О хороших, в
сущности, людях» (1914), «Одесские рассказы»(1915), «О
маленьких — для больших» (1916), «Синее с золотом» (1917) и
другие. Особое место среди них представляют «детские» рассказы
(сборники «О маленьких — для больших», «Шалуны и ротозеи» и
другие).

К 1917 году Аверченко перестает писать юмористические
произведения. Теперь его основные темы — это обличение современной власти и
политических деятелей.

Февральскую революцию 1917 года Аверченко со своим «Новым
Сатириконом», разумеется, приветствовал; однако последовавшая за ней
разнузданная «демократическая» свистопляска вызывала у него
возраставшую настороженность, а октябрьский большевистский переворот был
воспринят Аверченко, вместе с подавляющим большинством российской
интеллигенции, как чудовищное недоразумение. При этом его веселый абсурд
приобрел новый пафос; он стал соответствовать безумию новоучреждаемой
действительности и выглядеть как «черный юмор». Впоследствии подобная
«гротесковость» обнаруживается у М.А. Булгакова, М. Зощенко, В.
Катаева, И. Ильфа, что свидетельствует не об их ученичестве у Аверченко, а о
единонаправленной трансформации юмора в новую эпоху.

После закрытия большевиками журнала в 1918 году Аверченко бежал
на белогвардейский юг, где публиковал в газетах «Приазовский край»,
«Юг России» антибольшевистские памфлеты и фельетоны. В Крыму писатель
творил практически без отдыха. С утра «заряжался», работая под музыку
с пудовыми гирями. Днем, если удавалось, забегал на улицу Ремесленную, где жили
его мать и две замужние сестры. Все остальное время он принадлежал редакции и театру,
причем не одному, а нескольким. Писал и выступал как чтец, артист и
конферансье, откликаясь на насущные проблемы с характерной для него остротой.
Вместе с А. Каменским писатель заведовал литературной частью театра-кабаре
«Дом Артиста», созданного в Севастополе в сентябре 1919 года. Одной
из первых постановок стала новая пьеса А. Аверченко «Лекарство от
глупости», в которой автор выступал и в качестве актера. А 2 ноября того
же года Аркадий Тимофеевич вместе со знаменитой писательницей Тэффи (Надеждой
Александровной Лохвицкой) дал большой концерт в театре Севастопольского
городского собрания. Еще один театр Севастополя — «Ренессанс» —
отметил начало 1920 года премьерой по пьесе А. Аверченко «Игра со
смертью». Он же в середине января 1920 года организовал вечер юмора с
участием Аркадия Тимофеевича. А в театре «Наука и жизнь» писатель
выступал с моноконцертами либо вместе с популярной актрисой М. Марадудиной.

  • В
    апреле 1920 года на улице Екатерининской (ныне ул. Ленина), 8, открылся
    еще один театр с романтическим названием «Гнездо перелетных
    птиц». Аверченко успешно гастролировал с театром по Крыму, побывав с
    концертами в Балаклаве, Евпатории и Симферополе.
  • В
    октябре 1920 года писатель отбыл в Стамбул. В Стамбуле Аверченко, как
    всегда, совмещал творческую деятельность с организаторской: с эстрадным
    театром «Гнездо перелетных птиц» он совершил несколько
    гастрольных поездок по Европе. Этот театр, вместе с кабаре Александра
    Вертинского «Черная роза», станет самым известным в эмигрантской
    среде.
  • В
    1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в
    спину революции», названный Лениным «высокоталантливой книжкой :
    озлобленного до умопомрачения белогвардейца». Его герои — дворяне,
    купцы, чиновники, военные, рабочие — с ностальгией вспоминают о прошлой жизни.
  • «Когда
    я начинаю думать о старой, канувшей в вечность России — писал Аркадий
    Тимофеевич Аверченко в 1921 году, — то меня больше всего умиляет одна
    вещь: до чего это была богатая, изобильная, роскошная страна, если
    последних три года повального, всеобщего, равного, тайного и явного
    грабежа все-таки не могут истощить всех накопленных старой Россией
    богатств».
  • В
    1922 году поселился в Праге, сразу же приобрёл известность; его творческие
    вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на
    чешский. Он активно сотрудничал в газете «Prager Presse». Но
    жизнь вдали от Родины, от родного языка была очень тяжела для Аверченко;
    этому были посвящены многие его произведения, в частности, рассказ
    «Трагедия русского писателя».
  • В
    1925 году, после операции по удалению глаза Аркадий Аверченко серьёзно
    заболел. 28 января его в почти бессознательном состоянии положили в
    клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление
    сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек». Спасти его не
    смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер. Похоронен Аверченко на
    Ольшанском кладбище в Праге.

Последней работой писателя стал роман «Шутка
Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925, уже после
его смерти.

2. Выступление ученика «Журнал «Сатирикон» в
творчестве Аверченко»

Представление о литературной ситуации периода Серебряного века
не может быть полным без юмора и сатиры. В начале 20 века «Стрекоза»,
в которой когда-то печатался Юный Чехов, была преобразована группой сотрудников
этого журнала в новый журнал «Сатирикон», который с 1913 года стал
именоваться «Новый Сатирикон» (в мае 1913 года в журнале произошел
раскол на почве финансовых вопросов. В результате Аверченко и все лучшие
литературные силы покинули редакцию и основали журнал «Новый
Сатирикон»). 1 апреля 1908 года стало символичной датой. В этот день в
Петербурге вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала
«Сатирикон», который затем целое десятилетие оказывал заметное
влияние на общественное сознание. Первым главным редактором журнала стал
художник Алексей Александрович Радаков (1877-1942), а с девятого номера этот
пост перешел к Аркадию Тимофеевичу Аверченко. В нём сотрудничали художники Н.
Ремизов, Л. Бакст, И. Билибин, А. Бенуа, М. Добужинский, писатели Саша Чёрный,
Сергей Городецкий, Тэффи (Лохвицкая), А. Аверченко, печатались там и А. Куприн,
А. Толстой, А. Грин. Редакция журнала располагалась на Невском проспекте, в
доме № 9. «Сатирикон» был изданием веселым и едким, саркастическим и
злым; в нем остроумный текст перемежался с язвительными карикатурами, забавные
анекдоты сменялись политическим шаржем. В то же время журнал отличался от
множества других юмористических изданий тех лет своим социальным содержанием:
здесь, не выходя за рамки приличий, бескомпромиссно высмеивались, бичевались
представители власти, мракобесы, черносотенцы.

«Гвоздем» номера были всегда произведения Аркадия
Аверченко, который под псевдонимами Медуза Горгона, Фальстаф, Фома Опискин
выступал с фельетонами и передовицами, писал о театре, музыкальных вечерах,
выставках. Только рассказы он подписывал своей фамилией. Популярности Аверченко
в те годы трудно найти аналоги. Достаточно сказать, что сам Николай Второй с
удовольствием читал этого автора и переплетал его книги в кожу и атлас.
«Новый Сатирикон» продолжал успешно существовать до лета 1918 года,
когда был запрещен большевиками за контрреволюционную направленность.

3.Слово учителя.

В «Сатириконе» выработался комплексный тип рассказа
Аверченко, необходимым и характерным свойством которого является утрировка,
расписывание анекдотической ситуации, доводящее её до полнейшего абсурда,
который и служит неким катарсисом, отчасти риторическим.

Писатель мастерски умел переходить от мягкого юмора к
убийственной сатире. Не случайно Аверченко называли то «красным
солнышком» — за мягкость, то «барабанщиком литературы» — за
точность характеристик.

4.Повторение теории литературы:

Напомните мне, в чем состоит разница между юмором и сатирой?

Сатира — вид пафоса (основной
эмоциональный тон произведения), основанный на комическом; резко отрицательное
отношение автора к изображаемому объекту, выражающееся в злой насмешке.

Юмор — вид пафоса, основанный на
комическом; он не отвергает и не высмеивает комическое в жизни, а принимает и
утверждает его как неизбежность и необходимость, обладает здоровым оптимизмом
(это добродушный смех).

4. Закрепление.

1. Комментированное чтение рассказа «Специалист».

Вопросы для обсуждения для всех обучающихся :

— Какие традиции русской литературы продолжает А. Аверченко?

— Какие ассоциации возникают при чтении его рассказов?

2. Беседа. Анализ произведения.

Определите тему и идею рассказа. Идея рассказа в том,
что, если собрался кому-то помочь, да и вообще сделать что либо, ты должен быть
уверен, что выполнишь эту задачу на все сто, а не просто на абы как.

— Как звали главного героя рассказа?

— Каким показывает героя А. Аверченко
(качества)?

-С каким чувством относится автор к своему
герою?

— Что как специалист сделал главный герой?

— Чем заканчивалась его работа?

-Кого высмеивает А. Аверченко в лице
своего героя?

— Какие эпизоды рассказа у вас вызывают
смех?

. «Я бы не назвал его бездарным человеком…» — говорит
повествователь об Усатове. Что как специалист сделал этот герой рассказа?
Повествователь — специалист?

Я считаю, что повествователь является
специалистом, ведь Усатов предложил свою помощь, начал говорить все чтобы
заманить человека и он бы согласился на его предложение.


Характеризуя Усатова,
повествователь произносит: «Кроме того, он был добр, и это было
скверно». Почему?
Все из-за того, что Усатов когда предлагал свою помощь это было с
доброй стороны, но то как он выполнял свою работу выглядело не скверно.  

. Как автор относится к героям? Кого в лице своего героя Усатова
высмеивает автор?
А.Аверченко высмеивает в лице своего героя
человека, который считает, что может сделать всё, а на деле оказывается
неумелым.

5.
Подведение итогов урока.

В
рассказе А. Аверченко «Специалист» речь идет о добром бескорыстном
человеке, который готов прийти на помощь другим людям, однако его помощь не
всегда уместна. Более того, иногда она причиняет вред другим людям.

Очень
хорошо, если человек стремится помочь, однако нужно разбираться в том или ином
деле. Например, если какой-нибудь дилетант стнет проводить медицинскую
операцию, это может стоить жизни человека.

Рассказ
Аверченко учит читателя сначала хорошо подумать, прежде чем что-то делать.

Более
того, если у вас возникла проблема, обращайтесь к профессионалам, которые точно
вам помогут, а не к соседям или друзьям.

6.
Рефлексия


Что нового вы узнали на уроке?


Что такое бескорыстность?

7.Домашнее
задание.

Прочитать
рассказы А . Аверченко ( на свой выбор), подготовить их пересказ.

  • Рассказ в кратце черная курица
  • Рассказ в картинках 6 букв сканворд на букву
  • Рассказ в котором проявляется доброта
  • Рассказ в лагере осеева читательский дневник
  • Рассказ в жизни всегда есть место подвигу