Автор Андрей Измаилов На чтение 28 мин. Опубликовано
Типы речи — это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо.
Выделяют три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Как правило, в чистом виде типы речи встречаются редко, обычно они комбинируются.
Так, например, повествование может включать элементы описания или описание включать элементы рассуждения.
Повествование
К текстам повествования можно задать вопрос что произошло?
Целью текстов повествования является рассказать о событии, факте действительности. Тексты повествования отражают несколько эпизодов, событий, связанных между собой.
Тексты повествования строятся по следующей схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Одно из свойств повествования — динамичность. Ведущая часть речи — глагол, который и позволяет передать динамику, а также специальные слова со значением времени (сначала, затем, потом, утром, вечером и т.д.).
В основе повествования лежит единство видовременного плана, т. е. глаголы должны стоять в одном и том же времени и быть одного вида. Повествование, как правило, используется в текстах художественного или разговорного стилей.
Описание
К тестам описания можно задать вопрос какой (каков) предмет?
Целью тестов описания является описание предметов. Образ того или иного предмета или описание явления создается путем перечисления его признаков. Объект описания статичен, динамики в описании нет.
Композиционная схема текста описания представляет собой следующее: зачин, главная часть, концовка. В начале, как правило, называется предмет описания, затем перечисляются признаки предмета, на основе которого складывается законченный образ предмета описания, в конце делается вывод — общая оценка предмета.
Признаки предмета передаются прилагательными, причастиями или глаголами-сказуемыми. Так же, как и повествовании, в описании важно единство видовременного плана. Как правило, в описании используются простые предложения, хотя нередко — и сложные.
Описание используется в текстах любого стиля.
Рассуждение
К тестам рассуждения можно задать вопрос почему? Целью тестов описания является утверждение или отрицание какого-либо факта, явления, понятия, кроме того, в текстах рассуждения раскрываются причинно-следственные отношения между явлениями.
Строятся тексты рассуждения по следующей схеме: тезис, аргументы, вывод. Тезис — это основная мысль, которая доказывается в тексте, аргументы — это те доказательства, с помощью которых доказывается тезис, вывод — итог размышления.
Тексты рассуждения можно разделить на рассуждение-доказательство (почему?), рассуждение-объяснение (что это такое?), рассуждение-размышление (как быть?). В рассуждении используется любая лексика, для рассуждения неважно единство видо-временного плана. Рассуждение используется в текстах любого стиля.
Виды изобразительно-выразительных средств
Тропы (основаны на лексическом значении слова)
Эпитет — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Обычно эпитетом называют красочное определение:Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А. С. Пушкин).
Метафора — троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения:И тьмой и холодом объята душа усталая моя (М. Ю. Лермонтов).
Сравнение — троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы:Анчар, как грозный часовой, стоит один — во всей вселенной (А. С. Пушкин).
Метонимия — троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их связи и признаки:Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин).
Синекдоха — один из видов метонимии, в основе которого — перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения:И слышно было до рассвета, как ликовал француз (имеется в виду вся французская армия) (М. Ю. Лермонтов).
Гипербола — троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления:По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А. Ахматова).
Литота — троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение:Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более наперстка (А. Грибоедов).
Олицетворение — троп, в основе которого перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные:Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. С. Пушкин).
Аллегория — троп, основанный на замене абстрактного понятия или явления конкретным изображением предмета или явления действительности:Медицина — змея, обвивающая чашу, хитрость — лиса и т. д.
Перифраз — троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления:Царь зверей — лев.
Ирония — прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое:Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (А. С. Пушкин).
Стилистические фигуры
Они основаны на особом синтаксическом построении речи.
Риторическое обращение — придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии и т.п.:О вы, надменные потомки… (М. Ю. Лермонтов).
Риторический вопрос — такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания:И над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря? (А. С. Пушкин)
Анафора — повтор частей относительно самостоятельных отрезков, иначе анафора называется единоначатием:Словно клянете вы дни без просвета, словно пугают вас ноченьки хмурые (А. Апухтин).
Эпифора — повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы.
Антитеза — стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление:И день и час, и письменно и устно, за правду да и нет… (М. Цветаева).
Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий:Живой труп, мертвые души и т.д.
Градация — группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости:Не жалею, не зову, не плачу. (С. Есенин)
Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу:Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, близ Кавказа рождена. (А. С. Пушкин)
Именительный темы (именительный представления) — слово в именительном падеже или словосочетание с главным словом в именительном падеже, которое стоит в начале абзаца или текста и в котором заявляется тема дальнейшего рассуждения (дается наименование предмета, который служит темой дальнейшего рассуждения):Письма. Кто их любит писать?
Парцелляция — намеренное разбивание одного простого или сложного предложения на несколько отдельных предложений с целью обратить внимание читателя на выделенный отрезок, придать ему (отрезку) дополнительный смысл:Один и тот же опыт приходится повторять много раз. И с большой тщательностью.
Синтаксический параллелизм — одинаковое построение двух и более предложений, строк, строф, частей текста: (предложения строятся по схеме: обстоятельство места с определением, подлежащее, сказуемое)Тучка по небу идет, Бочка по морю плывет. (А. С. Пушкин) (предложения строятся по схеме: подлежащее, обстоятельство места, сказуемое)
Инверсия — нарушение общепринятой грамматической последовательности речи:Белеет парус одинокой в тумане моря голубом. (М. Ю. Лермонтов) (по правилам русского языка: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.)
Средства связи предложений в тексте
Лексические средства:
- Лексический повтор — повтор слова или употребление однокоренного слова. Для научных и официально-деловых текстов повтор слова — основное средство связи. Достаточно часто используется в описании.
- Синонимическая замена — замена слова в одном из предложений синонимом или синонимическим выражением в другом. Обычно используется там, где необходима красочность речи, ее образность, выразительность, — публицистический, художественный стили.
- Два предложения могут быть связаны родовидовыми отношениями: род как более широкое понятие, вид — как более узкое.В этом лесу много деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берез.
- Использование антонимов.
- Употребление слов одной тематической группы.Карамазовых в русской жизни много, но все-таки они не направляют курс корабля. Матросы важны, но еще важнее для капитана и парусника румпель и звезда, на которую ориентируется идеал.
По функции и по смыслу различаются три основных типа речи: описание, повествование и рассуждение.
Описание — это изображение в речи предметов, явлений природы, людей, животных и т. д. В описании перечисляются признаки, свойства, особенности предметов. Например, описание внешности человека — это его словесный портрет; описание черт характера и его проявлений в поведении человека — это характеристика; пейзаж — описание природы, а интерьер — изображение внутренней обстановки какого-либо помещения.
Описание всегда статично; изображаемый предмет находится вне времени, будто сфотографирован. Глаголов в описании немного, причём, как правило, они имеют несовершенный вид и обозначают процесс или пассивное (но не активное) действие: является, происходит, виднеется, имеет, веет, блестит, относится, служит и т. д.
Описание одного и того же предмета может быть сделано с различными целями.
Нау ч н о е описание — это изображение предмета или явления с целью показать его своеобразие. Как правило, научные описания носят исчерпывающий характер, они представляют предмет с различных сторон, в его связях и отношениях с подобными предметами. Лингвист, описывающий какое-нибудь одно слово, составит текст объёмом в несколько страниц: необходимо указать все значения этого слова, его звуковой состав и особенности произношения, соответствие произношения написанию; нужно пояснить историю слова, его строение, типичные и нетипичные для него роли в предложении, возможное участие этого слова в устойчивых оборотах речи, затем его синонимические и антонимические связи, наличие или отсутствие омонимов, паронимов; и, наконец, нужно привести несколько примеров, демонстрирующих каждую из описанных особенностей слова.
Разновидностью научного описания является определение, или дефиниция; это относительно краткое объяснение специфики предмета, т. е. тех свойств, которыми предмет отличается от всех других, например:
Рассказ как произведение малой эпической формы повествует обычно об одном событии, составляющем отдельный эпизод в жизни человека. Поэтому объём рассказа и количество персонажей невелики.
Лаконизм повествования в рассказе сочетается с особой выразительностью изображения. Суть образа автор раскрывает через единственный, но характерный случай из жизни героя. (Т. Жаров.)
Деловое описание носит менее пространный характер, чем научное. Как правило, описывают не все свойства предмета, а лишь те, которые представляют интерес в деловом отношении. Например, в деловом описании какой-либо книги будет уделено внимание не столько её содержанию, сколько покупательскому спросу на неё, цене, тиражу, возможности доставки и т. п.
Художественное описание зависит от творческого подхода автора. Он может сосредоточить внимание на какой-либо одной детали, характеризующей предмет глубже и полнее, чем многие другие. Или наоборот: писатель изображает множество различных предметов, чтобы создать общую картину, например картину утра:
Было тихое летнее утро. Солнце уже довольно высоко стояло в чистом небе. Но поля ещё блестели росой; из недавно проснувшихся долин веяло душистой свежестью, и в лесу, ещё сыром и нешумном, весело распевали ранние птички. На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшею рожью, виднелась небольшая деревенька. (Т.)
Повествование — это рассказ о том, как происходило или происходит какое-либо событие. В отличие от статичного описания, повествование обязательно имеет сюжет и передаёт динамику действия, которое обычно представлено в последовательном развитии: начало, продолжение, конец. Эти фазы передаются с помощью специальных слов, среди них много наречий со значением времени: как-то раз, однажды, сначала, вдруг, как только, затем, потом, тогда, тут, наконец и т. п. Повествование содержит много глаголов совершенного и несовершенного вида со значением активного действия: увидел, говорит, принялся, подумал, ответил, пошёл, взял, остался и т. д. Отличительной чертой повествования является также наличие диалогов, прямой речи.
Если описание можно сравнить с фотографией, то повествование похоже на сюжетный фильм:
В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный.
— Дядя, — весело кричал он, — дай десять копеек!
Молодой человек вынул из кармана нагретое яблоко и подал его беспризорному, но тот не отставал. Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и тихо сказал:
— Может быть, тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат?
Зарвавшийся беспризорный понял всю беспочвенность своих претензий и отстал. (И. и П.)
Разновидностью повествования является сообщение; это устное выступление или текст, цель которого — информировать слушателей о чём-либо. С помощью сообщения доводят до сведения слушателей нечто неизвестное всей аудитории или её большинству. Это могут быть политические новости, историческая справка, научные сведения, а также события, произошедшие в кругу знакомых, родственников, соседей или сотрудников.
Сообщение может быть построено как обычное повествование или как информационная справка, т. е. объявление о событии и его обстоятельствах (времени, месте, цели) в краткой форме. Чаще всего информационная справка состоит из двух частей: в первой изложена сама новость, во второй сделан необходимый для понимания комментарий.
Национальная библиотека Китая приступила к переизданию 556 редчайших средневековых свитков. Все свитки принадлежат двум эпохам китайских императорских династий — династии Мин и династии Чин, которые правили Китаем с 1368 по 1911 год. Работа продлится в течение ближайших трёх лет. Для сходства с оригиналом книги напечатают на рисовой бумаге и переплетут голубыми нитями, как это было принято в Китае в Средние века. (Из телевизионной новостной программы.)
Сообщение достигает своей цели только в том случае, если информация, содержащаяся в нём, актуальна для адресатов речи или любопытна им.
Рассуждение — это умозаключение по поводу какого-либо явления или события, их анализ. Рассуждение обязательно раскрывает позицию автора речи. Его мнение здесь представлено наиболее полно, если сравнивать рассуждение с описанием и повествованием.
Обычно рассуждение состоит из двух частей — это тезис и его доказательство. Рассуждение может содержать и третью часть — выводы, обобщения.
Тезис — это кратко сформулированная основная мысль или убеждение автора. В доказательство он может приводить различные аргументы, наблюдения, сравнения, комментарии, объяснения.
Рассуждение носит логический характер, поэтому предложения и их части состоят между собой в различных логических отношениях: причина — следствие, условие — следствие, цель — причина, противопоставление, сопоставление и т. д. Часто используются вводные слова, указывающие на порядок следования мыслей (во-первых, во-вторых), наречия и сложные союзы (поэтому, тогда как, вот почему, вследствие того что, так как, потому что). Глаголы, как и в описании, не обозначают динамичного действия. Средствами связи предложений часто служат лексические повторы, однотипность синтаксических конструкций, антонимы:
Поэзия есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется. Поэзия же выражается в свободном творческом слове, которое есть и звук, и картина, и определённое, ясно выговоренное представление. Поэтому поэзия заключает в себе все элементы других искусств. (В. Белинский.)
Нужно учитывать, что описание, повествование и рассуждение не всегда проявляются в чистом виде. В одном тексте могут быть совмещены различные типы речи: описание с рассуждением, повествование с описанием, повествование с рассуждением. Приведём пример текста, в котором повествование прерывается описанием (повествование с элементами описания):
Поручик Тенгинского пехотного полка Лермонтов ехал на Кавказ, в ссылку, в крепость Грозную. Весна выдалась непохожая на обыкновенные русские вёсны. Поздно цвела по заглохшим садам черёмуха. И реки запоздало и долго не могли войти в берега. Разливы задержали Лермонтова. (Пауст.)
Т16. Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове. (Писар.) К какому типу речи относится данный текст?
- 1) повествование
- 2) описание
- 3) рассуждение
- 4) повествование с элементами рассуждения
Т17. Что является разновидностью описания?
- 1) тезис
- 2) сообщение
- 3) научное определение
- 4) выводы
Что такое тип речи? Типы текста в русском языке – это классификация речи по функционально-смысловому значению. Правильным ответом на вопрос «Какие бывают типы речи в языке?» будет перечисление этих типов – повествование, описание и рассуждение….
Содержание
Типы речи
Повествование – это тип речи, упоминающий последовательность явлений или событий (как началось и чем закончилось), поэтому преобладающей частью речи здесь будет глагол. Повествование – это рассказ о чем-то, который ведется от 1-го (выражено личным местоимением «я») или от 3-го лица (авторское повествование). В повествовании всегда есть завязка (начало), развитие событий и развязка (конец). Но необязательно структура должна быть именно такой, есть и неподходящие под эту категорию тексты.
Вот пример повествовательного текста: «Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филиппок да бабушка на печке.
Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу» (отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»).
Другие типы речи в русском языке – описание и рассуждение.
В описании упоминаются различные объекты, личности, звери, птицы, природа – под описание может подойти любой живой или неживой предмет. Тексты-описания отвечают на вопрос «Какой он?» или «Что с ним происходит?». В основе такого типа речи лежит список временных или неизменных качеств объекта или явления.
К примеру, если мы описываем внешность человека, то обязательно остановимся на чертах лица (глаза, нос, губы, цвет волос, прическа и пр.), его одежде, характере, привычках и др., если это будет описание помещения, то мы отметим размеры, внутреннее оформление (цвет стен, мебель, планировку и пр.), пейзаж будет наполнен изображением деревьев, травы, неба, солнца, погоды и т. д.
Описание используется в любом стиле речи, различаться оно будет только тем, что, к примеру, в научном стиле оно будет «сухим», а в художественном наполнено различными оборотами речи. «Кот мохнатый, лапка у него мягонькая да ноготок востер. Ушки маленькие, да чуткие. Глаза горят, как огни» (Г. Науменко).
Рассуждение – это тип речи, в котором освещаются источники событий и феноменов, их двустороннее взаимодействие. Применительно к этому типу задаются вопросы «Зачем?» и «Почему?», т. е. рассуждение – это доказательство или объяснение своей точки зрения.
В этом типе речи есть условная схема образования – тезис (то, что надо доказать), аргументация и выводы. Тезис в рассуждении должен быть четко сформулирован, а между всеми частями должна прослеживаться логическая связь. Вы как бы спрашиваете: «Почему предмет такой и почему к нему такое отношение?». Образцом рассуждения как типа речи может служить следующий текст: «Почему красный цвет светофора – запрещающий? Потому что красный цвет – сигнал опасности.
Вспомни, именно в красный цвет окрашены пожарные машины, красные фонарики вспыхивают позади каждой машины, когда она тормозит. Выбрали для предупреждения опасности этот цвет неспроста. Красный цвет – самый заметный. Он издалека виден, и его не спутаешь ни с каким другим» (Г. Рюмин).
Внимание! В одном тексте может сочетаться сразу несколько типов или стилей речи (если мы говорим о больших романах).
Стили речи
Какой бывает наша речь? Стиль речи – это применение языковой манеры в определенной коммуникативной ситуации. В зависимости от целей высказывания различают устный стиль речи и книжный.
Устный стиль речи, или, как его еще называют, разговорный – это непосредственное общение, а в широком смысле – любая звучащая речь. Это разговоры в неофициальной обстановке (с близкими, друзьями, знакомыми), дружеская переписка.
Также его часто можно встретить в письменных текстах в диалогической речи героев, он придает реальность происходящему.
Главной чертой устной речи как стиля является простота фраз, незамысловатость, выразительность. Но даже в разговорной речи возможно присутствие научных терминов или специфической лексики (например, юридической или медицинской), все зависит от того, о чем люди ведут разговор. Довольно часто встречается разговорная лексика – «работяга», «дармоед», «докторша», «телек» и т.д.
Собеседники используют упрощенные фразы и предложения (сейчас – щас, здравствуйте – здрасьте), могут перескакивать с темы на тему, при этом теряя логическую цепочку своего разговора, могут перебивать друг друга и т. д. Как говорится, начали за здравие, закончили за упокой.
Жестикуляция также присуща этому стилю. Трудно представить беседу людей, сидящих неподвижно или стоящих в позе команды «Смирно!» – руки по швам и не шевелиться.
К рукописным образцам принадлежат эссе, очерки, заметки.
Книжный стиль подразделяется на четыре типа:
- научный,
- официально-деловой,
- публицистический,
- художественный.
DCF 1.0
Научный стиль используется в учебных пособиях, словарях, энциклопедиях, научных трудах, монографиях, аннотациях, рецензиях, в курсовых, дипломных, докторских исследованиях – во всем, что имеет базу, основанную на научных фактах. В устной форме он используется в докладах и лекциях. Основной его функцией является достоверная передача научных фактов.
Характерные признаки научного стиля – специфическая терминология, монотонность речи и сложные синтаксические конструкции. При этом все научные работы имеют четко выраженную логическую структуру.
Безличность автора подчеркивается личным местоимением «мы» (если речь идет о дипломной работе, то имеется в виду «мы» – тот, кто проводит исследование, и его руководитель).
Например, «Слово «витамин» – международный научный термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий: вещество, необходимое для жизни» (Л. Успенский).
Официально-деловой – это стиль различных документов (справок, актов, расписок, постановлений, приказов). Его часто можно встретить в повседневной жизни, например, в инструкциях к лечебным препаратам. Основная его функция – четкая подача официальной информации.
Для официально-деловых документов характерной чертой является полное наименование:
- государств, госорганов, госучреждений, предприятий,
- точное определение датировок, величин, чисел, размеров.
Слова и фразы в этом стиле употребляются исключительно в их прямом значении, не допускается употребление в тексте художественных приемов. Из-за «сухой» подачи и отсутствия эмоциональности при подаче информации тексты становятся сложными для восприятия.
Во всех официальных документах наблюдается четко выстроенная логическая структура подачи информации.
Ознакомьтесь с примерами:
Уважаемые посетители!
С 1 по 31 октября аптека № 2 закрыта в связи с переездом.
Ближайшая аптека нашей сети находится по адресу ул. Качинская, 4 и работает круглосуточно и без выходных.
Администрация
Справка
Дана ……………………………….
в том, что он (она) действительно является студентом ……… курса МГУ.
Справка дана для предъявления в ……………………
Ректор …………………………
Публицистический стиль – это официальный стиль газет, журналов, новостей, т. е. средств массовой информации, а также общественных деятелей и журналистов. Основные его цели – убеждение и призыв читателя и слушателя к чему-то.
Для публицистического стиля характерно использование фразеологизмов и описательных оборотов, что способствует эмоциональности и образности, широкого диапазона употребляемой лексики, но это не убавляет официальности речи.
Определять этот стиль будет такое качество, как оценочность – к примеру, репортер в прямом эфире может выразить свое личное мнение относительно происходящих событий. Благодаря этим факторам публицистический стиль легок для восприятия.
Художественному стилю принадлежат стихотворения, варианты повествовательных текстов, очерки, сочинения, поэмы и т. д. – произведения художественной литературы. Здесь писатель описывает словесно различные образы с помощью тропов – метафор, эпитетов, сравнений. Автор использует этот стиль для самовыражения эмоций, чувств, образов и явлений.
Внимание! В художественном стиле могут быть использованы и другие стили речи – все зависит от тематики написанного произведения. С этими стилями заимствуется и соответствующая лексика.
Особое внимание уделяется деталям происходящего. Художественный стиль не столько рассказывает, сколько дает ощутить атмосферу, мысленно перенестись в те места, о которых повествует рассказчик, прочувствовать его личное настроение.
Все перечисленное делает художественный стиль гибким, т. к. он содержит минимум ограничений и максимум возможностей для полета фантазии.
«Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого» (М. Пришвин).
Стили речи в русском языке
Типы речи, что это, какие бывают
Вывод
В этой статье мы рассмотрели вопросы «Что такое тип речи?» и «Чем типы отличаются от стилей?». Каждый тип вбирает в себя стилистику в зависимости от цели высказывания. Определить стиль и тип будет несложно – каждый человек в большей или меньшей степени встречается с ними ежедневно.
В школьной программе обязательно присутствует тема: «Типы речи: описание, повествование, рассуждение». Но спустя время знаниям свойственно стираться из памяти, поэтому нелишним будет закрепить этот важный вопрос.
Что такое типы речи? Какие функции они выполняют?
Типы речи: описание, повествование, рассуждение — это то, как мы говорим о предмете. Например, представим себе обычный стол в кабинете или дома на кухне. Если потребуется описать этот предмет, то следует подробно рассказать, как он выглядит, что на нем находится. Подобный текст будет нести описательный характер, следовательно, речь идет об описании. Если рассказчик станет рассуждать о том для чего этот стол, не слишком ли он стар, не пора ли поменять его на новый, то избранный тип речи, будет называться рассуждением. Повествованием текст можно назвать в случае, если человек расскажет историю, как этот стол был заказан или изготовлен, привезен домой и остальные подробности появления стола на территории квартиры.
Теперь немного теории. Типы речи используются рассказчиком (автором, журналистом, учителем, диктором) для передачи информации. В зависимости от того, как она будет подана, определяется типология.
Описание — это тип речи, целью которого является детальный рассказ о статичном предмете, образе, явлении или человеке.
Повествование сообщает о развивающемся действии, донося определенную информацию во временной последовательности.
С помощью рассуждения передается течение мысли относительно предмета, ее вызвавшего.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение
Типы речи часто называют функционально-смысловыми. Что это значит? Одно из значений слова «функция» (существует множество других, включая и математические термины) — роль. То есть речевые типы играют определенную роль.
Функция описания как типа речи — воссоздать вербальную картинку, помочь читателю увидеть ее внутренним зрением. Достигается это за счет использования прилагательных в различных степенях сравнения, деепричастных оборотов, иных речевых средств. Данный тип речи чаще всего можно встретить в художественном стиле. Описание в научном стиле будет значительно отличаться от художественного неэмоциональным, четким ходом рассказа, обязательным присутствием терминов и профессиональной лексики.
Для повествования характерно изображение действия, ситуации или конкретного случая. При помощи глаголов и кратких, емких предложений создается эффект присутствия. Этот тип речи часто используют в новостных репортажах. Его функция — оповещение.
Рассуждению как типу речи свойственно многообразие стилей: художественный, научный, деловой и даже разговорный. Преследуемая цель — разъяснить, раскрыть определенные особенности, что-то доказать или опровергнуть.
Особенности структуры типов речи
Для каждого типа речи свойственна четкая структура. Для повествования характерна следующая классическая форма:
- завязка;
- развитие событий;
- кульминация;
- развязка.
Описание не имеет четкой структуры, но оно отличается такими формами, как:
- описательный рассказ о человеке или животном, а также предмете;
- подробное описание места;
- описание состояния.
Подобные примеры часто встречаются в литературных текстах.
Рассуждение принципиально отличается от предыдущих типов речи. Поскольку его целью является передача последовательности мыслительного процесса человека, то строится рассуждение следующим образом:
- тезис (утверждение);
- аргументы, вместе с приводимыми примерами (доказательство данного утверждения);
- финальное умозаключение или вывод.
Часто типы речи путают со стилями. Это грубейшая ошибка. Ниже мы расскажем, чем стили отличаются от типов.
Типы и стили речи: в чем различия?
В учебниках русского языка фигурирует понятие речевых стилей. Что это такое и есть ли отличия между стилями и типами?
Итак, стиль представляет собой комплекс определенных речевых средств, используемых в конкретной сфере общения. Насчитывается пять основных стилей:
- Разговорный.
- Публицистический.
- Официально-деловой (или деловой).
- Научный.
- Художественный.
Чтобы увидеть характерные особенности стилей, можно взять любой текст. Тип речи (описание, примеры которого будут представлены), присутствует как в научном, так и в публицистическом стиле. Разговорный стиль мы выбираем для ежедневного общения. Он характеризуется наличием просторечных выражений, сокращений и даже жаргонных слов. Он уместен дома или с друзьями, но по приходу в официальное учреждение, например, в школу, университет или министерство — стиль речи изменяется на деловой с элементами научного.
В публицистическом стиле написаны газеты и журналы. Используя его, вещают новостные каналы. Научный стиль можно встретить в учебной литературе, для него характерно множество терминов и понятий.
Наконец, художественный стиль. Им написаны книги, которые мы читаем для собственного удовольствия. Ему присущи сравнения («утро прекрасно, как улыбка любимой»), метафоры («золотом сыплет на нас ночное небо») и другие художественные обороты. Кстати, описание — это тип речи, довольно часто встречающийся в художественной литературе и, соответственно, в одноименном стиле.
Как отличить стили речи от типов? Типы речи — это то, как и о чем мы говорим. Описываем цветок или дом — значит, тип речи — описание. Утверждаем, что дом здесь появился в определенном году, приводя тому веские аргументы — наш речевой тип — рассуждение. Ну а если рассказчик желает поделиться опытом высадки и ухода за растением или поведать, как он построил дом, то мы имеем дело с повествованием.
Отличие состоит в следующем: описывать, размышлять или повествовать можно, используя разные стили. Например, рассказывая о цветке в художественном стиле, автор использует массу выразительных эпитетов, чтобы передать слушателю или читателю красоту растения. Биолог же, опишет цветок, с точки зрения науки, применяя общепринятую терминологию. Таким же образом можно рассуждать и повествовать. К примеру, публицист напишет фельетон о неосторожно сорванном цветке, используя рассуждение как тип речи. В то же время девочка, применяя разговорный стиль, расскажет подруге, как одноклассник подарил ей букет.
Использование стилей
Специфика стилей речи делает возможным их успешное соседство. Например, если тип речи — описание, то оно может быть дополнено рассуждением. Все тот же цветок можно описать в школьной стенной газете, используя при этом как научный или публицистический, так и художественный стиль. Это может быть статья о ценных свойствах растения и стихотворение, воспевающее его красоту. На уроке биологии преподаватель, применяя научный стиль, предложит ученикам информацию о цветке, а после этого может рассказать увлекательную легенду о нем.
Тип речи описание. Примеры в литературе
Данный тип можно условно назвать изображением. То есть, описывая, автор изображает предмет (например, стол), явления природы (гроза, радуга), человека (девочка из соседнего класса или любимый актер), животное и так до бесконечности.
В рамках описания выделяют следующие формы:
• портрет;
• описание состояния;
• пейзаж или интерьер.
Автор рассказывает об объекте, предмете или месте так, чтобы слушатели могли представить, увидеть его, но с помощью словесного описания. Стоит ознакомиться со следующими примерами.
Примеры пейзажа, вы можете найти в произведениях классиков. Например, в рассказе «Судьба человека» автор приводит краткое описание ранней послевоенной весны. Картины, воссозданные им, настолько живы и правдоподобны, что создается впечатление, будто читатель видит их.
В рассказе Тургенева «Бежин луг» пейзажи также играют важную роль. При помощи словесного изображения летнего неба и заката писатель передает могущественную красоту и силу природы.
Чтобы запомнить, что такое описание как тип речи, стоит рассмотреть очередной пример.
«Мы вышли на пикник за город. Но сегодня небо было хмурым и становилось к вечеру все неприветливее. Сначала тучи были тяжелого серого оттенка. Небо закрывалось ими, как сцена театра после спектакля. Солнце хоть еще и не село, но уже было незаметным. И вот между мрачными заслонками туч появились молнии…».
Для описания характерно использование прилагательных. Именно благодаря им этот текст производит впечатление картины, передает нам цвет и погодные градации. К рассказу описательного типа задаются следующие вопросы: «Как выглядит описываемый предмет (человек, место)? Какие признаки ему присущи?»
Повествование: пример
Обсуждая предыдущий тип речи (описание), можно отметить, что он применяется автором для воссоздания зрительного эффекта. А вот повествование передает сюжет в динамике. Данный речевой тип описывает события. В следующем примере повествуется о том, что было с героями маленького рассказа о грозе и пикнике дальше.
«… Первые молнии не пугали нас, но мы знали, что это только начало. Нужно было собирать наши вещи и убегать. Как только нехитрый ужин был собран в рюкзаки, на покрывало упали первые капли дождя. Мы помчались к автобусной остановке».
В тексте необходимо обратить внимание на количество глаголов: они создают эффект действия. Именно изображение ситуации во временном отрезке являются признаками повествовательного типа речи. Кроме того, к тексту такого рода можно задать вопросы «Что было сначала? Что произошло потом?»
Рассуждение. Пример
Что такое рассуждение как тип речи? Описание и повествование уже знакомы нам и более просты для понимания, нежели текст-рассуждение. Вернемся к друзьям, попавшим под дождь. Можно легко представить, как они обсуждают свое приключение: «…Да, нам повезло, что дачник-автомобилист заметил нас на остановке. Хорошо, что он не проехал мимо. В теплой кровати хорошо рассуждать о грозе. Совсем не так страшно, будь мы снова на той же остановке. Гроза — это ведь не только неприятно, но еще и опасно. Нельзя предугадать, куда ударит молния. Нет, больше никогда не поедем загород, не узнав точный прогноз погоды. Пикник хорош для солнечного дня, а в грозу лучше пить чай дома». В тексте присутствуют все структурные части рассуждения как типа речи. Кроме того, к нему можно задать вопросы, характерные для рассуждения: «В чем причина? Что из этого следует?»
В заключение
Наша статья была посвящена типам речи — описанию, повествованию и рассуждению. Выбор определенного речевого типа зависит от того, о чем мы говорим в данном случае и какую цель преследуем. Также мы упомянули характерные речевые стили, их особенности и тесную взаимосвязь с типами речи.
ТАСС-ДОСЬЕ. 29 ноября 2021 года на 94-м году жизни умер народный артист СССР режиссер Владимир Наумов.
Владимир Наумович Наумов родился 6 декабря 1927 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье кинооператора Наума Соломоновича Наумова-Стража (1898-1957) и театральной актрисы Агнии Васильевны Бурмистровой (1906-1971).
В 1951 году окончил в Москве режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК; ныне Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова), где занимался в мастерской Игоря Савченко. В студенческие годы был его ассистентом на съемках фильма «Третий удар» (1948), в котором также дебютировал как киноактер. После смерти руководителя мастерской вместе с режиссером Александром Аловым завершил картину Игоря Савченко «Тарас Шевченко» (1951). С этого момента началось творческое сотрудничество Наумова и Алова. Среди их первых совместных работ — «Тревожная молодость» по трилогии Владимира Беляева «Старая крепость» (1954), «Павел Корчагин» по роману Николая Островского «Как закалялась сталь» (1956), «Ветер» (1958). В 1961 году на экраны вышла военная драма «Мир входящему», тогда же удостоенная специального приза жюри XXII Международного кинофестиваля в Венеции за лучшую режиссерскую работу и премии «Кубок Пазинетти» (приз итальянских кинокритиков за лучший иностранный фильм). В 1962 году в Брюсселе картина получила национальную бельгийскую кинопремию «Фемина».
В 1966 году режиссеры экранизировали рассказ Федора Достоевского «Скверный анекдот». Картина вызвала критику со стороны официальных властей: Наумова и Алова обвиняли в «сгущении красок», в «искажении идеи Достоевского» и др. По воспоминаниям Владимира Наумова, глава Госкино Алексей Романов сказал режиссерам, что из-за них может «лишиться партийного билета». В итоге фильм был запрещен к показу и вышел на экраны только в 1987 году.
Среди других совместных фильмов Владимира Наумова и Александра Алова: «Бег» по мотивам произведений Михаила Булгакова (1970, вошел в основной конкурс Каннского фестиваля 1971 года), «Легенда о Тиле» по мотивам романа Шарля Де Костера «Легенда об Уленшпигеле» (1976), «Тегеран-43» (1980, СССР — Швейцария — Франция), «Берег» по роману Юрия Бондарева (1983, СССР — ФРГ). В 1971 году они также выступили в качестве театральных режиссеров, поставив в Московском театре «Современник» спектакль «Тоот, другие и майор» по пьесе Иштвана Эркеня.
После смерти своего коллеги в 1983 году Владимир Наумов снял посвященную ему документальную ленту «Алов» (1985). Также продолжил режиссерскую деятельность в художественном кино, поставил фильмы: «Выбор» по произведению Юрия Бондарева (1987), «Закон» (1989), «Десять лет без права переписки» (1990), «Белый праздник» по мотивам повести Тонино Гуэрра «Сто птиц» (1994), «Часы без стрелок» (2001), «Джоконда на асфальте» (2007). В 2012 году Владимир Наумов приступил к съемкам картины «Сказка о царе Салтане». Планировалось, что она станет первым в киноцикле «Сказки Пушкина». Однако из-за недостатка средств ее производство не было завершено. Большинство фильмов Владимир Наумов снимал по собственным сценариям (всего он написал сценарии к 18 лентам).
Несколько раз Владимир Наумов выступал в качестве киноактера. После небольшой роли лейтенанта в картине «Третий удар» он сыграл штабс-капитана в трагикомедии Александра Митты «Гори, гори моя звезда» (1969), полковника милиции в телефильме Александра Гордона «Кража» (1970). Впоследствии снимался только в своих картинах («Часы без стрелок», «Джоконда на асфальте»).
В 1963 году Владимир Наумов стал художественным руководителем созданного при киностудии «Мосфильм» творческого объединения писателей и киноработников. После его преобразования в кинокомпанию «Союз Навона» занял пост ее генерального директора.
С 1976 года также являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР.
С 1980 года руководил мастерской во ВГИКе. Профессор (1986). В 2010-х годах вместе с супругой, известной российской актрисой Наталией Белохвостиковой, вел актерско-режиссерскую мастерскую в Московской школе нового кино.
Автор книги «В кадре» (2000, в соавторстве с Наталией Белохвостиковой).
В 2004 году Владимир Наумов в качестве продюсера работал над лентой «Год лошади. Созвездие Скорпиона», режиссером которой стала его дочь Наталия.
Являлся президентом Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Был членом Союза кинематографистов РФ и Европейской киноакадемии.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Народный артист СССР (1983).
Владимир Наумов был награжден орденами «Знак Почета» (1971), Трудового Красного Знамени (1977), Дружбы народов (1987), «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней (2007, 2018, 1997), Почета (2013).
Лауреат Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1985, за фильм «Берег»).
Обладатель кинопремии «Золотой орел» в почетной номинации «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» (2008).
Являлся почетным членом Российской академии художеств.
Владимир Наумов был женат вторым браком на народной артистке РСФСР Наталии Белохвостиковой (род. 1951). Их дочь Наталия Наумова (род. 1974), в детстве снялась в фильме «Тегеран-43». Впоследствии окончила актерский факультет ВГИК и Высшие курсы сценаристов и режиссеров, снималась в фильмах отца, но выбрала карьеру режиссера. В 2007 году Владимир Наумов и Наталия Белохвостикова усыновили мальчика Кирилла (род. 2004). Первой супругой режиссера была заслуженная артистка РСФСР Эльза Леждей (1933-2001). От брака с ней — сын Алексей.
Жизни и творчеству кинематографиста посвящены документальные фильмы «Свидетель времени. Владимир Наумов» (2007, режиссер Наталия Наумова) и «Владимир Наумов. Монологи кинорежиссера» (2012, Наталия Урвачева), а также сборник «Алов и Наумов» (2016, составитель Любовь Алова).
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Библиографическая запись:
Тематика и проблематика художественного произведения. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/tematika-i-problematika-khudozhestvennogo-proizvedeniia/ (дата обращения: 5.01.2022)
Тема — это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная
В учебной, справочной и даже научной литературе термин «тема» толкуется по-разному. «Одни понимают под темой жизненный материал, взятый для изображения. Другие — основную общественную проблему, поставленную в произведении», — пишет Г.Л. Абрамович, склоняясь ко второму толкованию, но не исключая и первого. В понятии темы в этом случае объединяются два совершенно разных значения. Более четко эти значения разграничены в Литературном энциклопедическом словаре**, что исключает, по крайней мере, смешение понятий. Иногда тема отождествляется даже с идеей произведения, причем начало подобной терминологической неоднозначности положил, очевидно, М. Горький: «Тема — это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно».
Нам необходимо четко разграничить и сами термины «тема», «проблема», «идея», и — главное — стоящие за ними структурные уровни художественного содержания, избегая дублирования терминов. Такое разграничение было в свое время проведено Г.Н. Поспеловым
Проблема — это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна
Под
В отличие от
Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности. Во многих случаях произведения словесного искусства становятся многопроблемными,
Типы проблематики
Вопросы типологии
Мифологическая
Мифологическая
Мифологическая
Национальная
Следующий тип, выделенный Г.Н. Поспеловым, — проблемаитка национально-историческая. Создатели
Если учесть, что важнейшей проблемой в произведениях данного типа является проблема сущности национального характера — более глубинная, нежели проблема внешнего исторического бытия нации, народа, — то круг произведений, входящих в данный тип, придется существенно расширить. Наряду с национальными поэмами, отражающими складывание национальной государственности («Илиада» Гомера, «Слово о полку Игореве», «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели), с произведениями в новой литературе, вызванными к жизни моментами межгосударственных
Социокультурная
Следующим типом
Итак, специфический аспект действительности, осмысляемый в системе социокультурной
Социокультурный тип объединяет весьма широкую группу
Романная
Наконец, четвертый тип
Два названных аспекта — интерес к личностному началу
Действительно, если взять общий для всего романного содержания проблемный интерес — интерес к личности, к личностному началу, — то легко можно заметить, что личность сама по себе, так сказать, многоаспектна
В истории литературы мы встречаемся по меньшей мере с двумя проблемными типами романного содержания. Исторически первым таким типом можно считать
Истоки такого типа романов мы находим еще в фольклоре на самых ранних стадиях развития искусства слова: так, «Одиссея» Гомера, представляющая собой литературную обработку фольклорных источников, может быть отнесена по своей
Философская
Романной
До сих пор
Что же касается романа, особенно в его идейно-нравственной разновидности, то здесь, по-видимому, точек соприкосновения больше — тот же поиск истины, «правда», концепции жизни выступают на первый план. Но есть
Из сказанного легко можно сделать вывод
***********************
Наличие в содержании
**********************
Идея — что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл — решение всех проблем — главной и дополнительных — или указание на возможный путь решения.)
Пафос — эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий).
Так, стихотворения М.Ю. Лермонтова
Даже в относительно небольшом литературном
В русской классической литературе XIX—XX вв. наиболее актуальными были проблемы: человек и нравственный закон, человек и среда, человек и общество, личность и судьба, личность и честь, герой времени, духовно-нравственные искания, смысложизненный поиск и др.Идея (от греческого слова «idea» — то, что видно) — главная мысль литературного произведения, авторская тенденция в раскрытии темы, ответ на поставленные в тексте вопросы — иначе говоря, то, ради чего произведение написано.М.Е. Салтыков-Щедрин назвал идею душой произведения. Идея всегда субъективна (т.к. несёт отпечаток личности автора, его эстетических и этических взглядов, симпатий и антипатий) и образна (т.е.выражается не рациональным путём, а через образы, пронизывает всё произведение). Идея не представлена в художественном тексте эксплицитно, то есть явно; чтобы её увидеть, понять, необходимо детально и глубоко проанализировать текст.
Если произведение литературы создано великим мастером, то оно будет отличаться богатством идейного содержания. При этом, по мнению критика Н.А. Добролюбова, «художественное произведение может быть выражением известной идеи не потому, что автор задался этой идеей, а потому, что автора его поразили такие факты действительности, из которых эта идея вытекает сама собой». Следует помнить, что не всегда идея, побудившая автора взяться за перо, полностью, без изменений реализуется в произведении художника. Как правило, существуют «ножницы» между замыслом
12.03.2016, 80593 просмотра.