Рассказ в гостях у вельможи 5 класс

Конспект урока в 5 классе жизнь египетского вельможицели урока: познакомить учащихся с жизнью египетского вельможи;продолжить формирование умений анализировать исторические факты,

Конспект урока в 5 классе «Жизнь египетского вельможи»

Цели урока: 

  1. познакомить учащихся с жизнью египетского вельможи;
  2. продолжить формирование умений анализировать исторические факты, распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп;
  3. формировать чувство верности и преданности делу.

Задачи:

  1. формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
  2.  метапредметные: владение умениями работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты и обосновывать выводы;
  3.  предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания – фараон, вельможа, гробница

ХОД УРОКА

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Вспомните, пожалуйста, что такое государство? Какие признаки государства мы с вами выделяли? О каком государстве мы начали говорить пару уроков назад? 

СЛАЙД 1. Посмотрите на слайд и выполните задание. Впишите недостающие слова.

А теперь тоже самое расскажите по карте.

В связи с какими обстоятельствами столицей Египта стал город Мемфис?

Расскажите, почему египтяне так восхваляли Нил? С какими занятиями египтян мы познакомились на прошлом уроке?

Существовала ли торговля в Египте? А что существовало вместо торговли? Вспомните, на какие слои делилось население Египта?

Кто такие фараоны? Вельможи? Писцы?

Кто из них является слугой фараона?

А вельможа? А у меня другая информация из достоверных источников, что не только писцы, но и вельможи были слугами фараона.

Исходя из этого, попробуйте определить какую проблему мы должны поставить на урок? На какой вопрос ответить?

СЛАЙД 2. Являлся ли вельможа слугой фараона? 

А что бы вы хотели узнать о вельможе?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. 

СЛАЙД 3. Жизнь египетского вельможи

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

Скажите, пожалуйста, а откуда мы можем узнать о жизни египетского вельможи?

Что такое исторический источник?

Дома египетских земледельцев и ремесленников давно разрушились от времени, их могилы занесены песком. Гораздо больше мы знаем, как жили вельможи. И о жизни вельможи мы узнаем из гробниц. А кто из вас уже знает, что такое гробница? СЛАЙД 4.

Какому виду исторических источников мы ее отнесем?

Еще при жизни вельможи для него строили каменную гробницу, стены которой украшали росписями и рельефами. Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому, как вы думаете, кого приказывал изображать вельможа на стенах гробницы? Самого себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить так же, как прежде, и даже лучше.

Сегодня мы почувствуем себя в роли настоящих исследователей. Давайте познакомимся с образом жизни вельможи. Задание: внимательно прочитать 2 пункт в учебнике. Когда будем готовы, поднимаем глазки на меня

Выполните задание, заполните пропуски.

СЛАЙД 5

У (вельможи) был красивый дом. Рядом с домом росли …. (фруктовые деревья, цветы), был… (пруд). Одежда вельможи (из тонких льняных тканей). Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений…( золотые браслеты, кольца, ожерелья). На столах … (вельможи) было вкусная еда (мясо, хлеба и печенья, фрукты, сладости, пиво). Развлекали…. ( музыканты, красивые танцовщицы). Носили (вельможу) в … (специальном кресле с навесом).

Какой вывод мы можем сделать? Жизнь вельможи отличалась от образа жизни земледельцев и ремесленников. Можем ли мы ответить на вопрос урока? Являлся ли вельможа слугой фараона?

Посмотрите на название 3 пункта. Как он называется? Служба вельмож. Значит все-таки вельможи являются слугами?

Прочитайте 2 абзац 3 пункта и найдите в учебнике доказательства того, что вельможа действительно был на службе у фараона, поработайте в парах и свой ответ составьте в виде схемы. Какую работу выполнял вельможа?

Схема: СЛАЙД 6.

Можем мы уже ответить на главный вопрос урока? Являлся ли вельможа слугой у фараона?

Но нам предстоит выяснить как сам фараон относился к вельможе.

Об этом вы узнаете из учебника. Ваша задача будет  состоять не только в том, чтобы прочитать о взаимоотношениях фараона и вельможи, но и учиться составлять вопросы по тексту. Итак, читаем пункт и составляем вопросы  к этому пункту. Такие, чтобы класс смог ответить.

Исходя из того, что мы узнали о взаимоотношениях фараона и вельможи, какой окончательный вывод мы можем сделать по проблеме нашего урока? СЛАЙД 7.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ ЗУН

Для того, чтобы закрепить материал, я вам предлагаю небольшую самостоятельную работу. Я вам буду зачитывать утверждения, если вы согласны, то ставим плюсик, если нет, то минус.

Я утверждаю, что ….

  1. Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)
  2. Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)
  3. Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)
  4. Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)
  5. Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)
  6. Вельможа носил много украшений. (Да.)
  7. Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

Обменяйтесь листочками.

Слайд 8. Ключ.

Оцените друг друга.

4.РЕФЛЕКСИЯ

И на последок закончите предложения СЛАЙД 9

  • Доклады
  • История
  • Вельможи в древнем Египте

Вельможи и состоятельные люди древнего Египта находились на самом верху социальных слоев. Их жизнь была тесно связана с царями и фараонами. Египтяне боготворили царей. Состоятельные люди в качестве приближенных людей фараона занимали особенную должность в правлении Египта. Фараоны много времени уделяли походам, повелевали строить храмы и статуи. Вельможи выполняли все приказания царей. Некоторые занимались сбором налогов и контролировали королевскую казну. А вторые занимались добычей камней из гробниц. Третьи ломали судьбы и судили людей. А остальная часть правила армией и воинами.

В свободное время состоятельные египтяне отдыхали на ложе вдоль бассейна. Вельможи в правлении вели деятельную жизнь как у царей. В вознаграждение за выполнение распоряжений они получали земли и крестьян. Полученные земли они могли продать, отдать преемникам либо преподнести в качестве подарка. Кроме подаренных земель вельможи располагали высокими доходами, государственным имуществом. Жизнь приближенных фараона зависела от социального положения и от степени исполнения своих обязанностей.

Всякий вельможа имел в подчинении управляющих, наблюдавших за работами крестьян и за безопасностью добра хозяина. Домоправители управляли хозяйством по строгим правилам. Писцы аристократов хранили ценные документы и вели всю документацию. Мерщики занимались счетом зерна и продовольствием. Всех провинившихся подчиненные вельмож жестоко наказывали. Вельможам подчинялись все рабы и крестьяне. Невольники предоставляли отчет о работе подчиненным, которые далее передавали документы хозяевам. Все сведения записывались в книге продовольствий вельмож.

В отсутствие походов и битвы аристократы проживали в больших имениях, возведенных из камня. Вокруг имения выращивался большой и прекрасный сад с деревьями и цветами. В саду у вельмож непременно имелся ручей для охлаждения воздуха. Внутренняя часть имения повергала в изумление своей красотой и роскошью. Первые столы со стульями появились именно в Египте. Подтверждением служат имения аристократов. Потолки имения поддерживались шикарными колоннами, а стены украшены росписью и мозаикой, также тканевыми занавесами. К потолку были размещены окна, сквозь которые поступает солнечный свет. Каждая комната имела двухстороннюю дверь. Жизнь богатых аристократов была заполнена государственными делами и военными походами.

Сообщение 2

Распорядок дня

Каждое утро вельможа египетский свершал омовение, после этой процедуры, вельможе прислужники делали прическу, которая являлась символом его благородного статуса. Прически у вельмож обязательно были рослыми, так же как и их борода. Волосы опрыскивались благоуханиями, настолько сильно, что запах был заметен на 3-4 версты от вельможи. Но поскольку в Египте очень сильная жара, чаще всего носились накладные бороды и парики.

Дома знатных людей Египта и их пища

Жилье вельмож возводились из кирпича и сырца, в подобных домах было по меньшей мере 50 комнат. В дальних уголках двора располагалась живность, так же показателем богатства у вельмож являлось наличие пшеничного амбара. Во дворах вельмож красовались зеленые, цветущие сады.

Это хозяйство обслуживала прислуга вельможи, располагалась она в отдельных домиках, на территории двора, жили в этих постройках кустари, ювелиры и плотники, помимо рабов и слуг.

Высоко поставленные люди Египта питались гораздо лучше, людей низших классов.

Вельможи избирали принимать в пищу: домашнее мясо, пили пиво. Из фруктов богачи ели: Бананы, финики и дыни, другие фрукты считались для низшего Египетского народа.

Бытовая жизнь вельможи

Дворцы вельмож, как и других богачей, часто возводились подобно дворцам Фараонов, но были гораздо меньшего масштаба.

Внутри их украшали рисунками и иероглифами, а также скульптурами.

Развлекали богачей в их дворцах музыканты и танцовщицы. Вельможи ни в коем случае не покидали свой дом пешком, лишь на своем кресле, его несли сильные прислужники.

В основном вельможи выполняли поручения своего господина – Фараона.

Они судили горожан, а также следили за поставками в казну Фараона, ещё вельможи являлись   военачальниками. Под их присмотром велись работы на каменоломнях и прочих добычах ресурсов.

На службе у вельмож состояли стражники и писари: писари занимались подсчетом налогов и за прочими делами дворца, а стражники отвечали за безопасность владений и вельмож.

Хоронили вельмож в прекрасных гробницах, также походивших на пирамиды Фараонов, но в меньшем масштабе.

На стенах гробниц изображали усопшего богача, его прислугу и семью, дабы после кончины вельможа мог быть так, как привык в этой жизни.

Картинка к сообщению Вельможи в древнем Египте

Вельможи в древнем Египте

Популярные сегодня темы

  • Бурундук

    Бурундук принадлежит к семейству беличьих. Всего существует около двадцати пяти видов бурундуков. Большее количество видов обитает в Северной Америке.

  • Наука География

    География — наука, исследующая поверхность Земли, условия жизни на ней, распределение природных объектов, населения и экономических ресурсов. То есть в глобальном плане данная сфера

  • Гитара — музыкальный инструмент

    Один из самых популярных музыкальных инструментов – это гитара. Чтобы научиться на ней играть, не обязательно становиться профессионалом. Ведь каждый мальчишка во дворе мечтал научиться на не

  • Творчество живописца Николая Ромадина

    Замечательный живописец Николай Ромадин писал замечательные картины в стиле пейзаж. Он чувствовал природу, отображая величие и разнообразие пейзажей. Благодаря своим способностям

  • Гражданско патриотическое воспитание

    В жизни человека огромное значение имеет гражданско-патриотическое воспитание. Люди должны свое мнение, твердую позицию и четкое понимание своих прав и обязанностей

  • Праздник День матери

    В современном мире существует огромное множество праздников, которые могут быть посвящены вере, памятным событиям, профессиям и даже семейному положению. Ярким примером одного из новых

Следует сказать, что о жизни египетского вельможи мы знаем намного больше, чем о жизни земледельцев или ремесленников. А дело здесь в том, что египтяне свято верили, если нарисуешь что-то на стенах гробницы, то эта вещь будет служить человеку и в его загробном существовании, если нарисуешь человека на стенах гробницы, то он не расстанется с мертвым и по ту сторону бытия, а раз так, то гробничные барельефы вельмож позволяют нам судить и о том, как они жили, как одевались, как выглядели они сами и их домочадцы и каков был их быт.

Как правило, вельможи предстают перед нами, как главы больших семейств. Они изображались вместе с женами, с детьми, братьями, сестрами, отцами и мамами и прочими родственниками. Здесь же на барельефах изображались и многочисленные танцовщицы, музыканты, опахалоносцы и телохранители, все те, кто должен был служить вельможе и после смерти.

Жизнь египетского вельможи

Хозяйство вельможи

Обширное хозяйство вельможи состояло из главной усадьбы и многочисленных владений, которые могли располагаться в разных частях египта, и в Верхнем Египте и в Нижнем Египте. Для того, чтобы управлять всем этим хозяйством, нужен был громадный штат слуг — это были многочисленные писцы, управители, возглавляемые домоуправителем. А над кем же они все надзирали? Было над кем.

В хозяйстве вельможи работали многочисленные земледельцы и пастухи, рыболовы, птичники, огородники, садовники, пекари и пивовары, медики и ювелиры, гончары и каменотесы, ткачи, сандальщики, плотники , столяры и судостроители, художники и скульпторы. Одним словом, вы уже поняли, что в хозяйстве вельможи производилось абсолютно все, что нужно было ему для жизни.

Вельможа и фараон

Если у себя дома вельможа был главой семьи, хозяином, который отвечал за жизнь множества людей, то перед лицом фараона он оставался простым слугой и, как тогда говорили, дышал воздухом лишь по милости фараона. Однако же, если фараон чем-то награждал вельможу, то это было величайшим счастьем для него и все это самым подробным образом перечислялось и указывалось на стенах гробниц. Если же фараон гневался, то вельможа мог потерять все. А терять было что.

День египетского вельможи

Давайте посмотрим, как же жил египетский вельможа. Утро вельможи начиналось с омовения, для этого имелся специальный тазик шаути. Дальше вельможа чистил зубы, в специальный кувшин была засыпана очищенная соль для этих целей, далее наступал черед парикмахера, причем при дворе фараона, работа парикмахера — это был своеобразный божественный ритуал, который имел огромное значение.

Что же касается вельмож, то они старались не отстать от своего владыки и тоже собирали на ижеутреннюю церемонию своих домочадцев. Далее наступал черед специалистов по благовониям.

Следующим этапом было то, что и египтянки и египтяне подводили себе глаза зеленым и черным порошком. Зеленый порошок — это толченый малахит, а черный — толченый галимит. Делалось это не столько и не только для красоты, сколько для того, чтобы уберечь нежную кожу век от лучей солнца и от насекомых.

Египтяне коротко стригли волосы, но при этом длинные волосы и борода были символом могущества. Чтобы как-то преодолеть это противоречие египтяне носили парики и накладные бороды. Если становилось совсем невмоготу, все это можно было снять. Самое интересное, что даже египетская царица Хатшепсут очень часто изображалась с накладной бородой.

Прически знатных вельмож

Вообще, прическам, жители Египта уделяли огромное внимание. Во время праздников часто на голову пирующих устанавливались специальные плетеные каркасы, которые содержали благовония и масла. Под действием жары вся эта масса потихоньку таяла, умощая волосы пирующих и наполняя воздух вокруг благоуханием.

Одежда и обувь

Что касается одежды, то египтяне не носили ее и много, потому как климат был не тот. В условиях большой жары это была, как правило, набедренная повязка, либо полупрозрачные одеяния, которые надевались непосредственно на рубашку. Другое дело, что выйти из дома без украшений было немыслимо. Обувь могли себе позволить только знатные египтяне. Это были либо плетеные из кожи сандалии, либо сандалии из тростника, либо даже золотые, ну а простонародье, как правило, ходило босиком.

Как устраивали пиры

Вельможи очень любили устраивать пиры. Для этого, как правило, забивали быков, жарили гусей, охлаждали в специальных кувшинах воду и вино, в корзинах выставляли фрукты, правда все это требовалось обязательно накрыть покрывалом от насекомых. Хозяин встречал гостей сам при входе, произносил благодарственную молитву Амону и после этого вел гостей в пиршественную залу. Наиболее почетным гостям предлагались стулья, инкрустированные золотом. Тем, кто попроще, табуреты, ну а простонародье размещалось на циновках.

Мужчины и женщины садились друг напротив друга, только супругом разрешалось сидеть рядом и пир начинался. Следует сказать, что ели знатные египтяне весьма и весьма обильно. Они очень любили мясо, для этого специально разводились куры, гуси, утки, быки с коровами, очень охотно употребляли и дичь. Рыбу египтяне попробовали далеко не сразу. Дело в том, что рыболовство было необыкновенно опасным занятием, постольку поскольку в реках жили крокодилы. В общем, живут и до сих пор.

Что касается овощей, особо ценился чеснок. А вот из фруктов особенно любимыми были дыни и бананы. Что же касается персиков, груш и вишен, то их египтяне попробуют уже только в эпоху римского владычества. Вельможи очень любили во время пира вкушать и лепешки, испеченные из муки ячменной или пшеничной, либо еще мука делалась из полбы. Лидером среди напитков было пиво, хотя очень охотно египтяне пили и вина.

И, конечно же, какой пир без музыкантов. Музыканты, сначала, в самые древние времена, не знали никаких музыкальных инструментов и просто напросто наигрывали какой то ритм при помощи своих ладоней, а далее были изобретены флейты и гобой.

Спустя некоторое время, музыка стала необыкновенно популярна на египетских пирах, хотя нам она, наверное, бы не понравилось, постольку поскольку, тема смерти неизменно присутствовала во всех музыкальных произведениях.

Как пишется это в древних документах: «Думай только о радости, когда надо причалить к земле, любящей молчание».

Действительно египтяне намного большее значение придавали своему посмертному существованию, чем существование в этом мире.

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект урока

по Истории

в 5 классе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Воскресеновка

на тему «Жизнь египетского вельможи»

Разработал: Ковалёва Елена Андреевна

слушатель курсов профессиональной переподготовки

Проверил: Олюнина Анна Александровна

с. Воскресеновка. 2016

Тема урока: Жизнь египетского вельможи

Дата проведения: 05.12.2016

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология урока: Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Цели урока: дать представление о жизни и быте египетских вельмож;

формировать умение анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Задачи: Обучающие:

  • ознакомить учащихся с жизнью египетского вельможи.

Развивающие:

  • способствовать формированию умений анализировать исторический материал по средством работы с историческими документами;

  • способствовать формированию умения распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, сопоставлять с современными морально-нравственными реалиями в рамках социального неравенства.

Воспитательные:

способствовать формированию понимания культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности жизни и быта египетских вельмож; расширять опыт оценочной деятельности; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников;

Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально – нравственный опыт предшествующих поколений.

Основные термины, понятия: гробница, фараон, вельможа, писцы, войны.

Оборудование: Учебник А.А.Вигасина Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: -М. «Просвещение», 2014; мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран), презентация на Microsoft Office PowerPoint 2007, дидактический материал.

План урока:

1. О чем могут рассказать гробницы вельмож.

2. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона.

Ход урока

I Организационный момент (1 минута)

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих в классе.

Ученики приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древний Египет» (6 минут).

Учитель : — Ребята, скажите, пожалуйста, какую тему мы изучаем?

Ученики дают ответ: (Древний Египет)

Учитель : — Что вы узнали о Древнем Египте на прошлых уроках?

Ответы детей:

  • географическое положение; природные условия;

  • образование государства в Египте в 3000 году до н.э. во главе с фараоном;

  • как жили и работали земледельцы и ремесленники

Сопутствующие вопросы:

Что такое государство?

-Кто такой фараон?

Ответы дети дают в устной форме.

Тест.(3 минуты)

Тест.

1) Где находится Египет?

а) в северо-восточной части Африки

б) в центральной Азии

в) в центральной Африке

2) Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте.

а) рельеф

б) оазис

в) шадуф

3) Что ввозили торговцы в Древний Египет?

а) папирус

б) древесину

в) хлеб

4) Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

а) объединение Южного и Северного царств

б) союз богов неба и земли

в) царство мертвых и царство живых

5) Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

а) из шкур животных

б) из пальмовых листьев

в) из тростника

6) Как называлась первая столица египетского государства?

а) Мемфис

б)Фивы

в) Атон

Ключ к тесту: 1 — а; 2 — в; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — а.

III. Мотивационно целевой этап.( 5 минут)

Учитель: — Вы неплохо поработали и уже кое – что знаете о Египте. Но многое еще только предстоит узнать.

(На доске записаны слова: фараон, вельможа, писцы, воины, ремесленники, крестьяне.)

Учитель: — Посмотрите на доску. Что объединяет все эти слова?

Ученики дают ответ: — Все они обозначают жителей Египта.

Учитель: — О ком бы вам хотелось узнать подробнее?

Ученики: — О вельможах!

Учитель: — Итак, сегодня мы побываем в гостях у египетских вельмож. Хотели бы вы быть вельможами?

Ученики обозначают свою позицию.

Учитель: — Благодарю за правдивые ответы, давайте вернемся к этому вопросу в конце нашего урока.

Хотели бы вы побывать в гостях у египетского вельможи, узнать, как он живет?

Тогда сейчас мы оправимся в гости к египетскому вельможе. Все готовы? Какие задачи мы поставили перед собой?

  • Узнать, как жил египетский вельможа

  • Какую службу он выполнял

Тема урока: «Жизнь египетского вельможи».

Учитель показывает презентацию.

План урока:

1. О чем могут рассказать гробницы вельмож.

2. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона.

Проблемный вопрос: Почему в египетском обществе существовало такое почитание и обожествление египетских вельмож?

Но прежде отдохнем.

IV. Физкультурная минутка (2 минуты)

Проведение физкультминутки.

Выполняют упражнения.

V. Усвоение новых знаний и способов действий (18 минут)

1. О чем могут рассказать гробницы вельмож.

Объяснение нового материала

Учитель: Еще при жизни для вельможи строили каменную гробницу, стены которой украшали надписями, рисунками и рельефами. (Картинка слайда)

Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня может ожить. Поэтому вельможа приказывал изобразить на стенах гробницы себя, свой дом, детей и все имущество, чтобы после смерти жить так же, как прежде и даже лучше.

Учитель: — Ребята, скажите, пожалуйста, из каких источников ученые-египтологи берут информацию о жизни вельмож?

Отвечают на поставленные вопросы.

Ответы ребят: — Это могут быть и найденные во время раскопок артефакты, исторические документы, рисунки, и, конечно же, гробницы.

Учитель: — Правильно!

Учитель: — Сейчас работать будем в парах. У вас на партах лежит текст с пропущенными словами. Используя §8, п.1,2 учебника, вам необходимо вставить пропущенные слова в текст. Также вы можете воспользоваться словами для справок, расположенных под текстом. На выполнение работы 5 минут. Работа с дидактическим материалом

(Приложение №1)

Ребята проводят поиск необходимой информации в учебнике.

Учитель: — Ребята, время закончилось, давайте прочтем текст, который у нас получился.

Зачитывают полученный текст.

Учитель: — Молодцы!

Итак, как же жили вельможи?

2. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона.

Учитель: — Вельможа жил в большом и красивом доме. Посмотрите на картинку в учебнике стр. 41«Древнеегипетская деревянная статуя вельможи», а на соседней странице нам представлена «Усадьба вельможи. Рисунок нашего времени». Давайте внимательно посмотрим на иллюстрацию и опишем дом вельможи.

Ответ ученика — вельможа жил в большом и красивом доме, дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд, где хозяин мог отдыхать, наслаждаясь прохладой. В комнатах — удобные кресла из резного дерева с узорами из слоновой кости, ларцы для драгоценностей и вазы.

Учитель: — Верно! (Картинка слайда)

Учитель: — Слуги готовы выполнить все распоряжения вельможи. Ему даже не нужно было ходить пешком, рабы носили его на специальном кресле. В гробницу ставили и маленькие фигурки работников (стр. 40), египтяне верили, что они оживут, и будут работать в « стране мертвых» на своего господина.

Служба вельмож

Учитель: — В надписях на стенах гробницы вельможи рассказывали о том, чем они занимались при жизни и какими милостями были осыпаны. Они надеялись, что в « стране мертвых» сохранят свое высокое положение и будут жить счастливо. Фараон давал вельможам различные поручения:

Учитель: — Как вы думаете, ребята, почему же у вельмож были такие богатые дома, почему к ним почтительно относились?

Учитель: -А теперь мы с вами должны узнать, какую же работу мог выполнять вельможа. Для выполнения задания вам необходимо прочитать §8, п.3,4 учебника (5 минут)

Проводят поиск необходимой информации в учебнике.

Ответ ученика: — Они выполняли различные поручения:

  • распоряжаться работами в царских каменоломнях

  • вершить с уд и расправу в тайном заговоре против фараона

  • следить за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона

  • возглавляли военный поход.

Учитель: — Какой вывод можно сделать о службе вельможи?

Ответы учеников: — (не только простые египтяне должны были исполнять приказы фараона, но и вельможи считались слугами фараона)

Учитель: — Решите творческую задачу:

— Вернулся с войны военачальник фараона — богатый и знатный. Но войдя во дворец, чтобы доложить о своем походе, он не смеет даже стоять в присутствии царя, падает к его ногам и лежит до тех пор, пока фараон не разрешит ему подняться.

Учитель: О чем свидетельствует этот факт? Почему даже знатные люди трепетали перед фараоном?

Вельможа во дворце фараона.

Учитель: — Во время торжественных приемов фараон восседал на троне, держа жезл и плеть. Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных. Подойдя к трону, вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет им встать и говорить. Обращаясь к фараону, вельможа заключал свою речь словами: « Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости».

Учитель: Все почести, которым фараон одаривал вельможу, то приказывал перечислить в надписи на стенах гробницы. В знак особой милости вельможу могли назначить « носителем царских сандалий», например. Но если фараон гневался на вельможу, он мог отнять у него прекрасный дом с садом, а самого его приказать побить палками.

VI. Рефлексия (итог урока). (7 минут)

Учитель: — Удалось нам достичь нашей цели? Сейчас мы это и проверим.

Закрепление Игра “Да” или “Нет”

Учитель: Я утверждаю, что…

Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)

Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)

Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)

Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)

Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)

Вельможа не работал. (Нет.)

Вельможа носил много украшений. (Да.)

Фараон считал вельмож своими слугами. (Да)

Учитель: — Итак, мы с вами узнали как жил египетский вельможа. Таким образом, мы доказали, что вельможа жил лучше, чем земледельцы и ремесленники, но должен был выполнять все поручения фараона. Решили мы те задачи, которые ставили перед собой: узнали, как жил вельможа, какую службу он нес. Не только простые египтяне должны были исполнять приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.

VII. Домашнее задание. (4 минуты)

Учитель: — Заполнить сравнительную таблицу жизни земледельцев, ремесленников и вельмож, используя §7,8. (Приложение 2).

Индивидуальное задание: подготовить пересказ текста «Приключения Синухета».

VIII. Выставление отметок. (2 минуты)

Выставление отметок учащимся с учетом результатов графического диктанта.

Приложение №1

Текст

Для вельможи еще при его жизни строили ……………………………………………………, стены которой украшали …………….……………………………………………………………… Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому …………………………… приказывал изобразить в ………………………………. себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде.

У …………………………. Был красивый дом. Рядом с домом росли ………………………………………………………………….., был …………………………………….. Одежда вельможи ………………………………………………………………………………. Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений. ……………………………………………………… На столах вельможи была вкусная еда …………………………………………………………………………………………………….. Развлекали вельможу ……………………………………………………………………………. Носили вельможу в …………………. ………………………………………………………………………

Слова для справок

Вельможа; специальном кресле с навесом; каменную гробницу; гробнице; мясо, хлеб, печенье, фрукты, сладости, пиво; надписями, рисунками; пруд; вельможи; фруктовые деревья, цветы; из тонких льняных тканей; золотые браслеты, кольца, ожерелья; музыканты, красивые танцовщицы

Приложение №2

Домашнее задание: используя §7, 8 учебника. Заполнить сводную таблицу:

Вопросы для сравнения

Земледельцы

Ремесленники

Вельможи

В каких домах жили

Чем питались

Как одевались

Чем занимались

Как относился фараон

Список использованной литературы:

1.Интернет-ресурсы

  • http://www.husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-11.html

  • http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000127/st002.shtml

  • http://annales.info/egipet/monte/egram_08.htm

  • http://www.hurghada-life.ru/vse-chto-svyazano-s-egiptom/interesnye-fakty-o-egipte/trapeza-v-drevnem-egipte

  • http://annales.info/egipet/avdiev/vide1_3.htm

  • http://www.brashstyle.ru/uroki.html

  • http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/faraon/faraon.htm

2. Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. М.: Просвещение: Учебная литература, 2009.

3. Базовый учебник: «История Древнего мира», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, М.: Просвещение, 2014.

Самоанализ урока истории в 5 классе.

Урок проходил в 5 классе, в классе 10 человек, на уроке присутствовало

9 учащихся.

Тема урока: «Жизнь египетского вельможи» .

Данный урок является третьим по теме «Древний Египет», в то же время он тесно связан с предыдущей темой «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте», так как показывает одно из главных занятий вельмож. Поэтому неслучайно выбран тип урока – урок открытия новых знаний.

Специфика урока заключается в том, что новая тема содержит большой фактический материал. Межпредметные связи: география, ИЗО, археология, литература «Древнеегипетская повесть о Синухете».

Урок дан в 5классе, учащиеся которого имеют средние учебные возможности. При планировании урока была сделана опора на диагностику общеучебных специальных умений, которая выявила недостаточную развитость у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать исторические явления. В связи с этим при определении развивающих целей была сделана ставка именно на эти умения.

Цели урока:

Обучающие:

способствовать пониманию общих условий, в которых проживали вельможи.

Развивающие:

продолжить работу над развитием у учащихся умений устанавливать причинно – следственные связи, сравнивать явления и факты, самостоятельно добывать знания;

совершенствовать приемы использования различных источников информации; развивать внимание, конструктивное мышление.

Воспитывающие:

формировать у учащихся стремления расширять свой кругозор, заложить основы гражданской позиции к данному явлению.

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, эвристическая беседа, мультемедийная демонстрация, анализ, синтез, проблемное изложение вопросов, индивидуальная работа, работа с текстом, фронтальная беседа.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.

На уроке использовалась интерактивная доска, на которой были представлены задания по проверке домашнего задания развивающего характера, была проведена проверка правильности выполнения заданий с отработкой умения учащихся работать с интерактивной доской. Был представлен наглядный материал по теме.

Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока.

Структура урока построена с использованием элементов развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера, постановка новых задач к последующему уроку.

На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.

Урок состоял из 8 этапов, логически связанных между собой:

  1. Организационного.

  2. Целеполагания и мотивации. Этапа подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором сообщалась тема и цель урока.

  3. Проверка домашнего задания.

  4. Усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков, запись в таблице, анализ, сравнение, обобщение.

  5. На этапе проверки понимания учащимися нового материала использовался приём работы с дидактическим материалом.

  6. Информирование о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока, мотивировано домашнее задание, проведен инструктаж по его выполнению. Задание на дом предложено основное и с творческим содержанием. Домашнее задание ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся.

  7. Рефлексия. На этом этапе проведено продуктивное самооценивание собственной деятельности учащимися.

  8. Выставление оценок.

Структурно урок выдержан.

Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.

Этапы урока были логично связаны друг с другом.

При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный и

компетентностно-ориентированных подход в обучении. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения.

Урок содержит большой объем информации. Использование компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультминутки.

Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.

Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что урок цели достиг.

Вопросы
занятия

·       
Общество
Древнего Египта

·       
Жилье
знатных людей

·       
Один
день из жизни вельможи

На
прошлом уроке мы с вами говорили о жизни простых египтян: земледельцев и
ремесленников. А как жили богатые люди в Древнем Египте? На самом деле, о жизни
фараонов и вельмож известно гораздо больше, чем о жизни простолюдинов. Все
потому, что еще при жизни богатые люди строили себе гробницы. Стены гробниц
изобиловали изображениями сцен из жизни самого вельможи. Поэтому мы можем
судить не только о том, в каких домах жили вельможи Египта, чем питались, но и
чем занимались, что любили и чего не любили.

Но
сначала давайте представим, как было устроено общество в Древнем Египте.

Во
главе государства стоял фараон – царь, которому принадлежала вся власть в
Египте. Древние египтяне почитали фараона как бога и беспрекословно подчинялись
ему.

Фараон
управлял государством при помощи вельмож, советников, главных жрецов,
военачальников, чиновников. Главным чиновником при фараоне был чати (в русской литературе вы можете встретить другое
название – визирь). Ему подчинялись все остальные чиновники.

Чиновники управляли в городах и селах,
отвечали за сбор налогов, руководили строительными работами, следили за всем
происходящим в стране.

В распоряжении чиновника находились
писцы и воины. Писцы проводили перепись населения, подсчитывали собранный
урожай или захваченную добычу. Должность писца хотя и была одной из самых
низших в иерархии чиновников, но от этого она была не менее почетной.

Знатный египтянин так поучал своего
сына: «Сделайся писцом! Он освобожден от повинностей, он охранен от всяких
работ, он удален от мотыги и кирки. Лучше это всех должностей. Когда он (писец)
еще ребенок, уже приветствуют его. Смотри, нет должности, где бы не было
начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник».

Воины обеспечивали охрану чиновников и
путем применения силы подавляли протесты.

На
самых низших ступенях египетского общества находились крестьяне и ремесленники,
которые составляли значительную часть населения Египта, а также рабы.

image001

Знатные
египтяне жили в роскошных дворцах
, окруженных высокими глиняными стенами.
Дворцы, как и все дома в Древнем Египте, строились из кирпича. На плоской крыше
дома по вечерам, когда спадает жара, собиралась вся семья для отдыха.

Дворец
располагался непременно в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада
находился пруд. В нем плавали гуси и утки. Чуть поодаль – хранилище для зерна,
кухня, хлебопекарня, колодец, а также хижины для слуг.

image002

А
теперь давайте мы с вами представим один день из жизни египетского вельможи.
Знакомьтесь, его зовут Ипусер. Он наместник фараона в
одном из городов, расположенных недалеко от Мемфиса (столицы Египта), и при
дворе занимает высокое положение.

Утро
вельможи начинается с умывания.

Древние
египтяне (от фараона до крестьянина) отличались чистоплотностью. Они мылись
несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Для умывания египтяне
использовали специальные тазики – «шаути». В
воду для полоскания рта насыпали очищающую соль.

По
примеру фараона Ипусер превратил свой утренний туалет
в настоящую церемонию. Вокруг хозяина дома собираются его многочисленные
родственники. На корточках перед вельможей сидят писцы, готовые записывать
приказы.

После
утреннего омовения цирюльники и слуги бреют хозяину щеки и голову, делают
маникюр и педикюр, умащивают его тело маслами и благовониями, подводят глаза.

Египтянам
(как женщинам, так и мужчинам) нравились удлиненные глаза. Кроме красоты, такой
грим предохранял нежные глаза от воспалений, вызываемых слишком ярким солнцем,
ветром, пылью, насекомыми.

После
умывания Ипусер быстро съедает свой завтрак,
состоящий из хлеба, куска мяса, пирога и пива, и спешит на службу во дворец
фараона. Сегодня ему предстоит докладывать владыке обоих земель о состоянии дел
по строительству каналов и дамб.

Ипусер восседает на
носилках, которые несут темнокожие рабы. Светлокожие рабы идут рядом и
прикрывают своего господина опахалами от лучей палящего солнца.

Во
дворце фараона собралось множество вельмож и чиновников. Все ждут начала
приема. Фараон восседает на троне. В руках он держит символы высшей власти –
жезл и плеть.  Показывая свое почтение фараону, Ипусер
приближается к владыке с поднятыми в молитвенном жесте руками. Приблизившись к
трону, он встает на колени, опускает лицо и ждет, когда фараон разрешит ему
говорить.

Свою
речь перед фараоном Ипусер заканчивает фразой: «Пусть
поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь
по его милости». Фараон остался доволен Ипусером и
похвалил его за службу.

В
хорошем настроении наш вельможа возвращается домой.

Сегодня
во дворце царит необычная суета. Это верный признак того, что в нем готовятся к
приему гостей. Слуги поливают цветы и деревья, что-то толкут в ступах.
Женщины-рабыни растирают зерно каменными зернотерками, готовят разнообразные
блюда.

image003

Наконец
слуги застилают пол самой большой комнаты свежими тростниковыми циновками.
Вокруг развешивают многочисленные гирлянды цветов лотоса. К этому времени огонь
в бронзовой жаровне прогорел. На угли кладут кусочки пахучей соломы, и все
вокруг наполняется сладким запахом благовоний. Слышно, как музыканты
настраивают свои инструменты. Ждут своей очереди акробатки и танцовщицы.
Напитки и яства поданы. На вертелах жарятся гуси, на столах выстроилась целая
вереница кувшинов с винами, ликерами, пивом. В корзинах и на подставках уложены
фрукты: финики, инжир, виноград, бананы. Все готово для приема гостей.

Особо
почетных гостей встречает и провожает сам хозяин, остальных – его дети или
слуги. Гости приветствуют хозяина лестными речами: «Да будет в твоем
сердце милость Амона! Да ниспошлет он тебе счастливую старость! Да проведешь ты
жизнь в радости и достигнешь почета! Губы твои здоровы, члены твои могучи. Твой
глаз видит далеко. Одежды на тебе льняные. Рот твой наполнен вином и пивом, хлебом,
мясом и пирожками. Твой хлев полон телят. Твои прядильщицы преуспевают. Ты
нерушим, и враги твои падают».

В
ответ на подобные восхваления хозяин покровительственным тоном отвечает: «Добро
пожаловать!»

Покончив
с приветствиями, Ипусер и его гости идут к столу.
Хозяин дома садится в золоченое кресло, украшенное драгоценными камнями. Такие
же роскошные кресла подают самым почетным гостям. Гости попроще усаживаются на
табуретки или вовсе на циновки, расстеленные прямо на полу. Начинается пир.

Пирушки
обязательно сопровождаются музыкой. Слух гостей услаждают звуки флейты, арфы и
гобоя.

Между
гостями снуют слуги и служанки.  Они раздают гостям цветы и благовония,
подают блюда, приготовленные искусными поварами. Сегодня пиршество будет
длиться всю ночь.

А
завтра? Кто знает? Быть может боги не будут так благосклонны к судьбе Ипусера. За любой проступок фараон может разгневаться и
приказать отнять прекрасный дом с садом, а самого несчастного избить палками.
Как знать! Ведь не только простые египтяне должны исполнять приказы фараона и
угождать его прихотям. Он и вельмож считает своими слугами.

  • Рассказ в гостях у египтян 5 класс история
  • Рассказ в гостях у дедушки мороза
  • Рассказ в восточном стиле
  • Рассказ в аптеке чехов краткое содержание
  • Рассказ бьянки 2 класс