Рассказ в детский сад моя семья

Утренний круг на тему: моя семьяцель: создать условия для развития коммуникативных навыков детей и формирования навыка коллективного труда.ход мероприятиязвенит колокольчикраз,

Утренний круг на тему: «Моя семья»

Цель: создать условия для развития коммуникативных навыков детей и формирования навыка коллективного труда.

Ход мероприятия

Звенит колокольчик

Раз, два, три, четыре, пять – присаживайтесь  в круг играть.

Ребята, вот и настал новый день. Пришло время утреннего сбора.

— Я рада всех вас видеть.

1. Приветствие «Цепочка».

Дети стоят в кругу. Здороваясь, один берет другого за руку и не отпускает, пока все дети не поприветствуют друг друга. Круг замыкается. Дети крепко держатся за руки.

 «Слева друг и справа друг.

Очень дружный общий круг.

Крепче за руки держитесь,

И друг другу улыбнитесь».

— Мне очень приятно видеть на ваших лицах сияющую  улыбку, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

2. Обмен информацией.

— Ребята, садитесь на ковер, как вам удобно.

— Ребятки, сегодня день недели? Как он называется? А какой день недели был вчера? А какой день недели будет завтра?

— Назовите сегодняшнюю дату?

— Какое время года? А почему у нас за окном весна, как вы это поняли?

— Ребята, а какая погода была, когда вы шли в детский сад?

 Давайте посчитаем – сколько мальчиков у нас сегодня в группе. Девочек. Кого сегодня больше? Меньше? Девочки потопайте. Мальчики похлопайте.

 Чтобы узнать, сколько всего детей, что нужно сделать? (Посчитать сколько всего детей в группе).

— А кого сегодня нет с нами? А как вы думаете, почему эти детки не пришли в детский сад.

— Как мы сможем узнать, что с ними? (дети высказывают свои мнения)

3. Новости.

— А теперь пришло время поделиться новостями. Что интересного у вас произошло?  Кто хотел бы поделиться своими новостями (Высказывания детей)

4. Содержательная часть.

Сегодня мы с вами поговорим о самом важном в нашей жизни, а о чем вы узнаете, отгадав загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (семья)

— Ребята, какая тема  нашей недели «Моя семья»?

— Правильно, ребята, сегодня мы поговорим о семье. У вас у всех есть семья, у кого-то большая, у кого-то маленькая.

Отгадаете  загадки

Излучает она свет,

От улыбки ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная… (мамочка)

— Молодцы, ребята, правильно! (Картинка мама)  Какая у вас мамочка? (добрая, красивая, заботливая, ласковая, нежная, умная).

Кто не в шутку, а всерьез

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть,

С высоты упав, не ныть?

Молодцы! Конечно… (папа)

— Молодцы, ребята, правильно! (картинка с изображением папы)

— Какой у вас папа? (сильный, смелый, строгий, умный)

-Как зовут вашего папу?

Кто любит наряжаться?
Очень модная девчонка —
Моя старшая… (
сестренка) (картинка с изображением сестренки)

— Какая у вас сестренка? (добрая, весёлая, старшая, младшая, маленькая, большая).

Как зовут вашу сестренку?

Я у мамы не один, 

У нее еще есть сын, 

Рядом с ним я маловат,

Для меня он — старший… (брат) (картинка с изображением брата)

— Какой у вас брат? (сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, умный)

-Как зовут вашего брата?

— Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:

Кто носки внучатам свяжет

Сказку добрую расскажет

С медом даст оладушки.

Это наша……(бабушка)

— Молодцы, ребятки, правильно! (картинка с изображением бабушки)

— Какая у вас бабушка? (добрая, заботливая, ласковая)

Как зовут вашу бабушку?

— Молодцы! А вот ещё загадка:

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый (дедушка)

— Да, ребята, правильно! (картинка с изображением дедушки)

— Какой дедушка? (добрый, смелый, веселый)

— Как зовут вашего дедушку?

Рассказ Вероники о лепбуке «Генеалогическое древо моей  семьи» 

Игра «Назови ласково» (воспитатель кидает мяч детям, читает задание: сказать ласково о…)

Бабушка – бабулечка, бабуля, бабуся.

Папа — папочка, папуля, папуленька.

Сын – сынок, сыночек, сынуля.

Мама — мамочка, мамуля.

Дочь — доченька, дочурка.

Дедушка — дедуля, дедулечка.

Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой. (
Дети выполняют соответствующие движения)

5. Презентация  центров.

— Ребята, а теперь настало время выбрать, в каких центрах вы хотите сегодня потрудиться, сегодня у нас работает 4  центра:

1. В центре искусства вы будете рисовать «Семейный портрет» (Образцы, простые и цветные карандаши, альбомные листы).

2. В центре строительства вы должны будите построить из конструктора дом для семьи (кубики, конструктор, схемы строительства домов).

3.  В центре математики вам нужно будет составить задачи, сделать линейный чертеж задачи и решить их.

4. А те, кто пойдет заниматься в центр литературы, вам нужно будет составить рассказ по схеме «Я и моя семья».

— Ребята выбирайте центр, в котором вы будете работать (Выбор детьми центров).

— Давайте вспомним правила группы:  не ссориться, не кричать, не драться, если понадобится помощь другу – помогите, принимайте товарищей по их желанию в команду.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Основная часть (работа в центрах активности) – 20 минут.

6. Итоговый сбор (5 минут)

Звенит колокольчик. Дети снова собираются в кружок для анализа результатов своей деятельности.

— Кто хочет рассказать о своей работе?

— О чем нам расскажет команда, которая работала в центре рисования?

— Кто сегодня отчитывается за центр строительства?

— Получилось ли у тебя то, что ты задумал?

— Какие были трудности? Вам было трудно?

7. Рефлексия.

 Поднимите палец вверх — если вы старались, вы довольны, у вас все получилось! Палец вниз — вы  старались, но не получилось.

— Ребята, я рада, что вы справились со всеми его заданиями. Потому что мы тоже большая дружная семья.

Финансовая грамотность. «Всероссийская Неделя сбережений»»

 %D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7.%D0%BF%D1%8044..

Приложение 3

к приказу МКУ отдел образования МР учалинский район РБ

от 19.11.2021 №744

 Отчет о проведении мероприятий и участии в мероприятиях «Всероссийской Недели сбережений»

МАДОУ Детский сад с. Сафарово МР Учалинский район РБ

(образовательная организация)

1.      Участие в мероприятиях  дошкольной образовательной организации

п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения мероприятия

Форма мероприятия

(офлайн/

онлайн)

Возрастная группа

Кол-во участников

мероприятия

ФИО педагога, проводившего мероприятие

Краткая информация о проведенном мероприятии

1

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

22.11.2021г

Старшая группа

14

Галиахметова Альбина Мавлитжановна

22 ноября была проведена сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», главной задачей которой являлось повышение финансовой грамотности, а также развитие интереса и уважения к профессии продавца, воспитание внимательного отношения к покупателям, привитие культуры общения.

2

Игра «Профессии»

23.11.2021г

Старшая группа

15

Галиахметова Альбина Мавлитжановна

23 ноября дети совершили Путешествие в магазин, где познакомились с денежными знаками разного достоинства и научились отличать рубли от копеек, играли в дидактическую игру «Профессии» и печатали пластилиновые деньги.

3

ОД «Приключения мышат»

24.11.2021г

Старшая группа

12

Галиахметова Альбина Мавлитжановна

24 ноября проведена образовательная деятельность «Приключения мышат» с целью формирования первичных экономических представлений, обобщения знаний о потребностях человека.

4

ОД «Путешествие по денежной стране»

25.11.2021г

Старшая группа

14

Галиахметова Альбина Мавлитжановна

25 ноября дети путешествуя по денежной стране, познакомились с историей возникновения денег, учились бережному отношению к деньгам. Ребята узнали, что такое «товар», познакомились с понятиями «полезность», «стоимость», и «цена», откуда берутся товары в магазине, усвоили, что продукт труда становится товаром только в том случае, если он создан для продажи или обмена.

5

ОД « Семейный бюджет»

26.11.2021г

Старшая группа

17

Галиахметова Альбина Мавлитжановна

26 ноября с детьми провели занятие о семейном бюджете, о том, как он складывается, на что тратится семейный бюджет, учились экономной трате денег, о наличных и безналичных деньгах, учились правильному обращению с деньгами, монетами, картами.

6

Дидактическая игра «Копилка»

29.11.2021г

Старшая группа

13

Галиахметова Альбина Мавлитжановна

29 ноября провели дидактическую игру по математике «Копилка», сформировали у детей знания о номинале монет, дети научились компоновать монеты для получения определенной суммы.

 Исполнитель (ФИО, должность) Мухаматдинова А.Д. заведующий

ПЛАН РАБОТЫ на 2021-2022 учебный год.

Финансовая грамотность детей дошкольного возраста.

Наименование мероприятия

Цель

Дата проведения

«Финансовая азбука»

1.Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое  потребности? Потребности как экономическая категория. Основные  потребности и желания.) Словесная игра «Что мне нужно?»
2.Рассуждения «Что необходимо человеку?» (Разнообразие  потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.)

 Познакомить детей  с понятиями«потребности»«товары»«услуги». Учить определять, от чего зависят потребности. Закреплять знания основ безопасности жизни, экологические знания.

Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями.

Воспитывать бережливость, желание принимать участие в экономии бюджета семьивоспитывать культуру поведения на занятии, умение работать в парах и группах.

Сентябрь

Путешествия в страну «Экономика»

«Финансовая азбука»

1.Беседа с детьми «о понятие денег», «потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи) Д/И «Моя семья»
2. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка).

Ракрыть понятие денег, монета и купюра и тд.

Уточнить  значение  слов «потребности» и «желания», установить различия в значении этих слов. Закрепить  сформированные  представления   о 

потребностях; научить   различать   потребности  и  желания; уяснить  в  чём нуждается   каждая   семья; формировать  умение  принимать решения   сообща, воспитывать   взаимопонимание.

Октябрь

«Труд»

1. Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда)
Д/И «Что сделано руками человека?»
2. Чтение сказки «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень)

Формировать положительное отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Ноябрь

«Труд»

1. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде.
2. Путешествие в Страну профессий. Д/И «Кому что нужно?»

Уточнить и обобщить представления детей о труде, профессиях

Декабрь

«Всякому делу надо учиться»
1.Беседа «Зачем всему надо учиться?» 
2.Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?)

 Способствовать формированию у детей долгосрочной мотивации к учебной деятельности. Создать положительный (привлекательный) образ образованного человека.

Январь

«Всякому делу надо учиться»

1. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?»
Рисование «Моя будущая профессия»
2. Беседа «Профессии моих родителей» 

Создать условия для воспитания  уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию  умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.  

Февраль

«Результаты труда человека. Товар»
1.Д/И «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)
2.Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина «товар» «полезность товара») С/Р игра  «Кафе»

Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе».

Задачи:

• Развивать и обогащать сюжет игры в «кафе»;

• Подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

• Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым  замыслом;

• Учить подбирать предметы и атрибуты для игры;

• Воспитывать дружеские взаимоотношения

Март

«Результаты труда человека. Товар»

1. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек» 
(откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины)
2. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара)

Продолжать формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевые  игры с финансовым содержанием.

Задачи:

• Развивать и обогащать сюжет игры;

• Подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

• Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым  замыслом;

• Учить подбирать предметы и атрибуты для игры;

• Воспитывать дружеские взаимоотношения

Апрель

«Деньги. Семейный бюджет»
1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций)
2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»
3.Д/И «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения)

Познакомить детей с понятием «семейный бюджет».

Познакомить с терминами: доход, заработная плата, пенсия,  расход, накопления, экономия, прибыль.

Воспитание чувства ответственности и взаимовыручки, уважение друг к другу, умения работать в коллективе, бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи.

Май

 «Путешествие в страну Экономика»

Цели:

1.     Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

2.     Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра.

3.     Закрепить знания детей о внешнем виде денег.

Задачи:

1.     Научить выделять главное направление использования денег людьми.

2.     Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете.

3.     Расширять знания о производителях товаров и услуг

4.     Упражнять детей в решении экономических задач.

5.     Воспитывать уважение, умение ценить труд взрослых.

Ход занятия:

Воспиатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по стране «Экономика». Там очень интересно. Хотите?

Дети: Да.

Воспиатель: А как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?

Дети: перечисляют виды транспорта.

Воспиатель: Скажите, а на чем путешествовал всем известный Старик-Хоттабыч?

Дети: на ковре-самолете.

Воспиатель: Давайте сегодня отправимся в путешествие на «ковре – самолёте»

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

Воспиатель: Мы летим над полями, над лугами, над широкими реками, лесами.

Прилетели на поляну. Смотрите, на ней растёт волшебное дерево. Давайте посмотрим, что оно нам приготовило. Под деревом конверт, а в нём письмо. Сейчас прочтём его.

«Здравствуйте, ребята! Обращается к Вам гном Эконом. В стране экономика Вас ждут нелёгкие испытания. Чтобы пройти по ней надо быть умными, решительными, умелыми иничего не бояться. Под моим волшебным деревом Вы найдёте задания. Желаю удачи! Гном Эконом»

Воспиатель: Ребята, вы не испугаетесь трудностей? А где же здесь могут быть задания? Вот и корзинка, а в ней лежат воздушные шарики, а задания находятся внутри шаров. Мы будем лопать шарик с соответствующей цифрой и доставать задание. (Называем цифру, лопаем шар)

Воспиатель: Первая остановка называется «Бюджетная». На ней мы с вами поговорим о бюджете. Ребята, скажите, а что же такое бюджет семьи?

Дети: Это все деньги, которые заработали все члены семьи.

Звучит музыка из мультфильма о Крокодиле Гене.

Воспиатель: Давайте мы с вами поговорим о бюджете семьи крокодила Гены.

«Подружились как-то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариска и стали жить вместе. И все у них получалось. Крокодил Гена на работу в зоопарк устроился, получал за это.что?

Дети: Крокодил Гена получал зарплату.

Воспиатель: Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?

Дети: папа, мама, бабушка…

Воспиатель: За что они получают зарплату?

Дети: за выполненную работу(дети читают стихи)

1.Вот и месяц пролетел

Чему я очень рада

Ведь родителям моим

Положена зарплата.

2. День зарплаты наступил

Папа в магазин сходил.

Мамин пополнился гардероб,

А я получил самолет.

Воспиатель: Чебурашка учился в летной школе, чтобы стать пилотом. За учебу Чебурашке платили, как вы думаете что?

Дети: Чебурашке за учебу платили стипендию (дети читают стихи)

1.Сегодня первое число,

Чему я очень рад:

Ведь получает в этот день

Стипендию мой брат…

2. Я объяснил своим друзьям,

Пусть знают все ребята,

Что, в сущности, стипендия –

Студенческая зарплата.

3. Студентам за учебный труд

Стипендия положена.

Брат купит много книг себе,

А мне мороженое!

Воспиатель: Правильно, молодцы. Старуха Шапокляк уже не работала, сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала от Государства…. Что?

Дети: Старуха Шапокляк получает пенсию (дети читают стихи)

1.Дед и бабушка мои

Потрудились от души.

Много лет они старались,

Вот и пенсии дождались.

С пенсии конечно дед

Купит вкусненьких конфет.

В гости к ним всегда хожу,

Помогаю, как могу.

Воспиатель: Правильно. Однажды крыса Лариска тоже придумала себе занятие. Она стала выращивать около дома цветы. Цветы были необыкновенной красоты, выросло их очень много. На семейном совете было решено продавать цветы на рынке. От продажи цветов она получала…что?

Дети: продавая цветы, старуха Шапокляк получала деньги

Воспиатель: Правильно. Как вы думаете, больше или меньше станет доход семьи Крокодила Гены, если Лариска будет продавать цветы?

Дети: доход будет больше.

Воспиатель: Все заработанные деньги семьи Крокодила Гены – это доход его семьи. Давайте посчитаем, сколько составляет доход его семьи.

(Дети считают до 10) (Весь рассказ сопровождается показом картинок

и выкладыванием монеток в общий «кошелек»)

Воспиатель: молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А сейчас я предлагаю отправиться дальше.

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

Воспиатель:Лопаем шар под цифрой 2. Остановка «Денежная». На ней мы поговорим о деньгах. Скажите, за что люди получают деньги?

Дети: люди получают деньги за свой труд.

Воспиатель: Для чего нужны деньги?

Дети: купить продукты, заплатить за квартиру, заплатить за лечение, заплатить за детский сад, сходить в кинотеатр, сходить в кафе, оплачивать проезд в транспорте

В-ль: Правильно, молодцы. Вы все знаете, для чего нужны деньги. А сейчас отгадайте загадку:

Угадай, как это зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто–напросто ….(товар)

В-ль: ребята, скажите мне всё ли на свете можно купить и продать?

Дети: Нет.

Игра «Что продается, что не продается»[см. приложение № 2]

В-ль: Вы замечательно справились с заданием, отправляемся дальше.

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

В-ль: Третья остановка называется «Трудовая»

Хочу вас обрадовать, что на этой остановке за свой труд вы будете получать монетки, которые вам еще пригодятся.

В этой стране живут трудолюбивые люди. И гном Эконом просят, чтобы вы назвали пословицы о труде, которые они придумали?

(за правильные ответы дети получают монетки)

Дети:

— Каков работник, такова ему и плата.

— Дело мастера боится.

— Маленькое дело лучше большого безделья.

— Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

— Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.

— Труд кормит, а лень портит.

— Терпенье и труд все перетрут.

— Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

— Кто не работает, тот не ест.

— Кто сидит на печи, тот не ест калачи.

Воспиатель: Молодцы, много назвали пословиц. Ребята, а давайте вспомним, какие профессии бывают. А для этого мы поиграем в игру «Загадки».

(Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и получают монетки)

— Кто учит вас читать, писать, чтоб умными могли вы стать Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?

— Кто прибьет вам каблучок, замочек вставит в сапожок?

— Кто билеты проверяет, безбилетных выгоняет?

— Кто шьет из ткани сарафан для Тани?

— Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?

— Кто границы охраняет и наш сон оберегает?

— Кто учит чисто говорить и звуки все произносить?

— Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус?

Воспиатель: Молодцы ребята. Предлагаю поиграть в игру «Кто, что производит?»

(Дети подбирают к картинке профессии — его результат труда) Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку. Открывают ее, а в ней находятся экономические задачки.

(Дети решают задачки и получают монетки за правильные ответы.)

Воспиатель: Молодцы, славно потрудились. Все загадки отгадали, задачи решили, со всеми заданиями справились, да еще и заработали денег. И пора нам возвращаться в детский сад.

Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробку. Открывают ее, а в ней находятся письмо, зачитывает его

«Ребята! Я вас всех поздравляю! Я рад, что вы не испугались трудностей, прошли все испытания, помогали друг другу. А в награду за это я Вам приготовил этот необычный сундучок с призами».

(Поощрение детей. Дети под музыку улетают на ковре-самолете).

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Каждый из нас очень часто оглядывается назад и смотрит на свою прошедшую жизнь. Вспоминает, что было. Чаще вспоминает хорошее, но бывает и плохое. Я хочу поведать вам о своем детстве, отрочестве, юности, молодости, зрелом возрасте, своих ощущениях, миропонимании и мировоззрении. Я прожил интересную жизнь на стыке разных эпох, и мне есть что и с чем сравнивать.

В каждом регионе нашей страны жизнь несколько различалась. Мне повезло, что я смог пожить в нескольких регионах. Профессиональный рост и опыт у меня тоже был весьма разнообразный. Мой опыт, полагаю, будет интересен широкому кругу читателя. Итак!

Рассказ первый. Мое детство

Я родился в г. Энгельсе Саратовской области 19 марта 1974 года в семье врача, Любовь Петровны, моей мамы, и офицера МВД – моего отца, Сергея Васильевича.

Раннее детство помню плохо, эпизодами. Мое появление на свет прошло с осложнениями. Получил родовую травму, сопряженную с механической асфиксией из-за обвития пуповиной. В силу этого и возможно еще каких-либо причин мое развитие было запоздалым. Долго не мог научиться ходить. Не держал стопы ног – они подвисали. Мной много занимались.

Родители мамы тоже были врачами. Бабушка Мария Федоровна работала заведующей приемным отделением детской больницы, а дед (служивший с 1945-го по 1949 год в СМЕРШе в Германии, а потом в органах МГБ на Западной Украине) Александр Андреевич – работал невропатологом. Со службы в МГБ он уволился после смерти Сталина и Берии из-за несогласия с политикой, проводимой новым руководством страны. Закончил медицинский институт и работал врачом. Таким образом у него было три образования – юридическое, разведшкола и медицинское.

Мой дядя Андрей возил мне из детской кухни молоко, творог и кефир. Он старше меня на 12 лет. По линии отца дед Василий Андрианович работал начальником оперчасти в колонии (начинал моряком на флоте, затем руководил отделом секретки в морском училище, а после его расформирования работал в колонии), а бабушка – Мария Васильевна преподавала в школе домоводство у девочек. Много шила одежды внукам и внучкам.

На рубеже 197 1979 годов я тяжело заболел менингитом. Был парализован, лечился под надзором бабушки в детской больнице. Меня постоянно кололи многоразовыми шприцами, вводили катетер. Это было очень неприятно. Все родственники меня навещали. Дарили модельки машинок. Мне они очень нравились.

Как-то зимой после тяжелого кризиса я попросил свежей клубники. Моего отца к тому времени перевели служить на север в г. Киров. Бабушка позвонила знакомому директору совхоза. Клубники у него не было, но он по сильнейшему гололеду приехал в больницу и привез свежих огурцов и помидор. Они были очень ароматные. Таких в магазинах сейчас не продают.

И тут буквально через несколько часов прилетел мой папа на самолете (тогда они летали регулярно из Кирова в Саратов). И привез замороженную КЛУБНИКУ! Я был в шоке. У нас на юге ее не было, а на севере – пожалуйста. Отцу сообщили, что я в крайне тяжелом состоянии, могу умереть и вот выразил такое желание. И он его исполнил! Настоящий волшебник! Благодаря этому случаю, лечению и постоянному позитиву, который мне дарили окружающие люди, я пошел на поправку.

Спустя некоторое время в марте 1979 года мы с мамой поехали следом за отцом с пересадкой через Москву. Там я впервые попробовал сосиски в кафе «Лель». Мне они показались «пищей богов». Они очень приятно пахли и были удивительно вкусными. В Москве вечером сели на поезд и поехали в Киров. В столице нашей Родины уже зеленела травка и появились первые цветы. Утром, проснувшись в поезде, я выглянул в окно и с огромным удивлением обнаружил, что вернулся в зиму. Было очень много снега, и сугробы своими размерами просто поражали.

В Кирове мы поселились в двухэтажном доме на первом этаже в квартире № 11 во дворе школы номер 28. Квартира была угловая, и зимой стены спальни промерзали насквозь и покрывалась тонким слоем льда. Спали под кучей одеял и верхней одежды.

Детский сад и школа

Меня устроили в ведомственный садик. Он был очень далеко от дома, и поэтому приходилось рано вставать. Я стал часто болеть, и родители были вынуждены нанять мне няню – Татьяну Александровну. Она много лет помогала ухаживать за мной и родившимся потом братом. Отпуска по уходу за детьми тогда были маленькие. Работа у родителей была очень ответственной. Да и в целом домоседство тогда не приветствовалось.

В 1981 году я пошел в школу № 28 г. Кирова. Я еще с 5 лет читал книги и мог писать. Сам еще в пятилетнем возрасте прочитал толстенную книгу про Старика Хотаббыча. Учиться мне было не очень интересно, но, тем не менее, учился только на отлично.

Моей первой преподавательницей была Мусихина Маргарита Григорьевна. Кажется, она тоже училась в пединституте, так как сначала писала с ошибками на доске. Но через три года моего и ее обучения она стала писать правильно, закончила вуз и далее была у нас классным руководителем. И учила нас – ВНИМАНИЕ! – русскому языку и литературе. Она большое внимание уделяла не только обучению, но и культурно-воспитательной и развивающей работе. С удовольствием участвовал в общественных мероприятиях – различного рода концертах, спектаклях, сборе макулатуры и металлолома.

Когда приняли в октябрята – был настоящий праздник. Родители купили огромный торт, украшенный грушами, сливами и еще какими-то фруктами. Было вкусно.

С родителями каждые выходные осенью ездили за грибами в лес. Выезжали в 5 утра на троллейбусе до ж/д вокзала. А дальше ехали на электричке. Транспорт тогда был старого типа с закругленными концами. Я очень любил лесные завтраки. Как правило, в них входили вареные яйца и бутерброды с колбасой и сыром.

Так как родители были весь день на работе, то в магазин за продуктами ходил я сам. В мою задачу входило купить молоко, кефир, отоварить талоны на колбасу вареную и копченую, сливочное масло (давали по полкило в месяц на человека) и сахар (давали по 1 кг в месяц на человека). Этого нам вполне хватало. Эх, а что это была за чудесная колбаса. От нее шел умопомрачительный аромат. Вкус у нее был нежный. А консистенция плотной. Тогда ее реально делали из чистого мяса, выращенного на натуральных кормах по технологиям наших предков.

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

И никому бы в голову не пришло перемалывать в нее хрящи, кости, добавлять сою и продукты растительного происхождения. А сейчас в нашей стране разучились делать колбасу, молочку, печь хлеб. Все продаваемые продукты являются эрзацем (то есть грубой подделкой) и не содержат ничего полезного.

Молочные продукты в нашем городе продавались в пол-литровых бутылках, запечатываемых крышкой из жесткой фольги. Молоко запечатывали серой блестящей крышкой, кефир зеленой, снежок – фиолетовой. Больше 2 дней молоко не стояло – быстро прокисало даже в холодильнике, так как было натуральным – без консервантов и антибиотиков. А вкус молочки был волшебным, незабываемым и непередаваемым. Чтоб его понять – надо обязательно попробовать.

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Ох. А какой был раньше вкусный хлеб! Это отдельная песня! Его делали из натуральной пшеницы, либо ржи. И его надо было съедать как можно быстрее, так как он быстро портился (2-3 дня). В нем ведь не было консервантов, разрыхлителей, пальмового масла.

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

В школе мы много учили стихов, писали диктанты, изложения, сочинения, пересказывали не только рассказы, но и целые повести, большие отрывки из романов. С детства у нас хорошо развивали память, учили мыслить, обрабатывать большие объемы информации. Я за день мог прочитать страниц 400 – 500 текста и пересказать. А у некоторых ребят результаты были еще лучше. Так же нас учили музыке, рисованию, черчению. Со второго класса выступали на школьной сцене, рассказывая стихи, танцевали, исполняли песни. Уже во втором классе мы поставили театральную постановку для первоклассников о первопечатнике Иване Федорове ко Дню Азбуки.

Наша постановка имела ошеломительный успех и в последствии мы ее ставили для первоклашек каждый год.

Со второго класса я стал получать дополнительное образование по классу фортепиано в музыкальной школе. Посещал там также и уроки сольфеджио и пения. С 10 лет записался в детско–юношескую спортивную школу, где занимался баскетболом. Младший брат занимался там же фигурным катанием.

Два раза в неделю в школе были уроки физкультуры. Так как жили на севере – много времени уделялось ходьбе на лыжах. Как правило, раз в месяц по субботам у нас были походы в лес, где организовывались «Зарницы». Мы должны были хорошо ориентироваться в глухом таежном лесу и находить заданные точки, захватывать чужой флаг и уничтожать штаб врага. Медведей я не встречал, но волков и лис видел. В Кировской тайге они намного крупнее, чем в Саратовский степях.

Не менее 1 раза в месяц всем классом ходили в драмтеатр или театр юного зрителя. Как-то попал в кукольный театр, но его постановкой не впечатлился. 3–4 раза в год посещали цирк. Очень запомнилась музыкальная постановка Рижского театра. Он приезжал вместе с Раймондом Паульсом и Валерием Леонтьевым.

Я с родителями дважды ездил в Латвию – на осенние каникулы в 1981 году и летом 1988 года. Жили у прадедушки – Фёдора Ивановича в Риге в спальном районе Югла. Мне там очень понравилось. Я легко начал учить разговорный латышский язык. Из уважения к местному населению в магазинах и общественных местах старался обращаться к ним на их родном языке. В целом латыши мне очень понравились своей доброжелательностью. Впервые в Риге я увидел артиллерийский салют на 7 ноября 1981 года. На меня он произвел неизгладимое впечатление. Особенно классно смотрелись мерцающие огни. Также впервые попробовал Кока колу и Фанту в маленьких стеклянных бутылочках 0.33 л. Впервые ел в кафе шашлык. Первый раз в магазине увидел и купил сосиски. Они были такие же вкусные как в Московском кафе.

Кстати, потом сосиски нам стали давать в школе на обед еще в первом классе. Давали обычно с макаронами. И даже появились сардельки. Их давали с картофельным пюре. А на десерт была ватрушка с творогом. И я понял, что жизнь «налаживается».

Моей главной подработкой в школьные годы был поиск, мойка и сдача бутылок. Из под лимонада 20 копеек, из под молока 15 копеек. Буханка хлеба стоила 20 копеек. Килограмм самой дорогой Телячьей колбасы – 3 рубля 60 копеек, Докторской – 2 рубля 20 копеек, Чайной – 1 рубль 60 копеек. Копченку я не очень любил, потому цены на нее не помню. Но тоже небольшие были. Килограмм мяса с костями в госмагазине стоил 1 рубль 70 копеек, а в коопторге получше качеством и почти без костей – 5 рублей. Эти цены были в Кировской и Саратовской областях. Цены могли отличаться в зависимости от пояса к которому относился регион (в СССР их было 3), целевого назначения магазина и его принадлежности государству, кооперативным структурам, райпотребсоюзу или колхозу.

А еще нас в школе воспитывали трудом. Раз в месяц мы делали генеральную уборку с мытьем всего и вся класса и школы. Летом участвовали в ее ремонте и уборке пришкольной территории. 2–3 недели летом и также осенью помогали колхозам. Сначала дергали сорняки, а потом убирали урожай. С 6 класса в учебную программу входил 1 день в неделю – по четвергам – труд на комбинате искусственных кож. Лично я на ручном прессе штамповал прокладки для водопроводных кранов. За эту работу мы раз в месяц получали трудовой рубль! Лучших трудяг награждали грамотами! С 7 класса также раз в неделю трудились на учебно-производственном комбинате. Лично я осваивал строительные профессии каменщика, плиточника и штукатура. В будущем мне это пригодилось. Большинство девчонок из класса предпочли трудиться токарями и фрезеровщиками. Домоводство они освоили на более ранних стадиях обучения. А мы сначала шитье, а потом работу на станках освоили на уроках труда с 1 по 5 классы.

Шло время, я рос, взрослел, был принят в пионеры на торжественной линейке на центральной площади. Назначен звеньевым – командиром пионерского звена. Был включен в совет пионерского отряда и понерской дружины. У нас постоянно шли социалистические соревнования в учебе, труде, общественной деятельности. Но успевали и пару часов вечером во дворе погулять, в футбол или партизан поиграть и на выполнение домашней работы время хватало и книгу для себя почитать. Но вот времени для безделья и праздности не было совсем.

Хотелось еще остановиться на одном очень важном аспекте. Наш народ искренне любил своих вождей, верил им, уважал их. Поистинне всенародным горем стала смерть Леонида Ильича Брежнева. В дни траура мы не учились. Все очень переживали случившееся. Как переживали потом смерть Андропова Юрия Владимировича и Черненко Константина Устиновича. Уходила эпоха великих советских деятелей. Наступали новые времена. И никто из нас не подозревал, насколько страшные периоды жизни нам предстоит пережить в будущем. Близился конец беззаботной, дружной жизни советского народа и эпохи великих свершений и подвигов.

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Брежнев Леонид Ильич

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Андропов Юрий Владимирович

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Черненко Константин Устинович

Приближалось мое отрочество.

Настоящая статья является авторским произведением и не подлежит копированию и распространению без ссылки на автора адвоката Козлова Сергея Сергеевича и без указания его номеров телефонов: 89173146101 и 89042436016 и его электронной почты s742006@yandex.ru.

  • Рассказ в дзене случайная связь
  • Рассказ в гостях у феодала
  • Рассказ в дзене замуж поневоле
  • Рассказ в жена в гараже 2 часть
  • Рассказ в гостях у вельможи 5 класс