Рассказ в алфавитном порядке

Вднх, музеи, библиотеки и культурные центры приготовили познавательные программы, посвященные дню конституции россии. присоединиться к ним можно бесплатно. в культурных

ВДНХ, музеи, библиотеки и культурные центры приготовили познавательные программы, посвященные Дню Конституции России. Присоединиться к ним можно бесплатно. В культурных учреждениях события пройдут с 10 по 15 декабря, на ВДНХ — 11 и 12 декабря.

12 декабря в России отмечают День Конституции. В честь этого события ВДНХ, библиотеки, музеи и культурные центры Москвы проведут бесплатные мероприятия.

Музейно-выставочные площадки ВДНХ работают в режиме COVID-free. При посещении необходимо предъявить QR-код, соблюдать социальную дистанцию и носить маски. Более подробная информация — на официальном сайте выставки.

При визите в культурные учреждения города Москвы также требуется соблюдать правила противовирусной безопасности — надевать маски и придерживаться социальной дистанции.

В Доме культуры «Аструм» (площадь Победы, дом 1а) 10 декабря в 12:00 состоится лекция «Конституция — основной закон государства». Ее прочитает Евгений Смирнов, руководитель студии «Мой район». Гости узнают о том, что такое Конституция и какова история ее принятия. Лектор расскажет, какие права и обязанности есть у граждан Российской Федерации, из чего состоит Конституция и каковы юридические свойства этого документа, а также о порядке формирования и полномочиях Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, организации судебной власти, конституционно-правовых основах местного самоуправления. Участники встречи также узнают больше о российском флаге, гербе и гимне, вспомнят историю их создания. Лекция будет интересна слушателям в возрасте от 16 лет. Вход свободный.

Ко Дню Конституции московский Музей космонавтики (проспект Мира, дом 111) приглашает 10 декабря в 15:00 школьников и всех желающих на правовую игру «Единство на Земле и в космосе». Участникам предстоит поделиться на команды и ответить на вопросы о главном законе страны, а также решить несложные правовые кейсы, которые регулируются нормами международного космического права. Игра проводится с использованием интерактивной электронной платформы. Участникам будут поступать вопросы на их мобильные устройства, а ведущий сможет моментально получать от них обратную связь. Победители турнира получат сувениры от Музея космонавтики и автографы космонавта. Мероприятие будет особенно полезно школьникам в возрасте от 15 лет. Вход бесплатный при наличии действующего билета в музей.

Центральная библиотека № 136 имени Л.Н. Толстого (Каширское шоссе, дом 16) 15 декабря в 16:00 в своем аккаунте в «Инстаграме» проведет информационный час, посвященный Конституции и законодательству нашей страны. Участники мероприятия услышат рассказ об истории праздника.

На ВДНХ 12 декабря пройдут экскурсии. Посетители узнают об истории выставки, о космических городах, этапах становления российской государственности и появлении главного закона страны.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Так, в 13:00 состоится бесплатная экскурсия по территории ВДНХ, на которой можно будет узнать о том, из каких республик состоял СССР, когда в его состав вошли новые республики и когда он распался. Участники увидят, как менялась выставка, где располагались павильоны союзных республик, какие из них работают сейчас, а какие готовы в скором времени открыть двери для гостей. Для посещения нужно зарегистрироваться. Встреча группы состоится в инфоцентре, который расположен в левом крыле арки главного входа.

В этот же день в центре славянской письменности «Слово» можно будет познакомиться с историей русского права и узнать, почему слово и закон всегда были неразрывно связаны. На экскурсии расскажут, как принятие христианства и появление письменности отразились на формировании этических и правовых норм на Руси. Речь пойдет о первых сводах законов: «Русской правде», Судебнике Ивана Грозного, а также о том, какое влияние на общество оказали книгопечатание и развитие образовательной системы. Гости увидят, какой сложный эволюционный путь прошел важный документ, определяющий жизнь государства и его граждан. Экскурсии состоятся в 15:00 и 18:00. На них нужно зарегистрироваться.

Пресс-служба ВДНХ

В центре «Космонавтика и авиация» 12 декабря в 11:00 и 14:00 пройдут тематические экскурсии, на которых расскажут о космических городах и предприятиях ракетно-космической отрасли России, благодаря которым наша страна является одной из ведущих космических держав в мире. В конце экскурсии гости узнают о путешествиях Конституции в космос — на орбитальные станции «Мир» и МКС. Участие бесплатное, нужно зарегистрироваться.

В Музее кукол на ВДНХ 11 и 12 декабря в 13:00 и 16:00 проведут экскурсии «История России — наука побеждать». Присоединиться к ним смогут те, кто купил входной билет. Также необходима предварительная запись по телефону или на страницах музея в социальных сетях. На экскурсии можно будет узнать, какие своды законов регулировали военную и мирную сторону жизни на Руси, проследить этапы становления российской государственности. Гости увидят образы великих полководцев и государственных деятелей, в том числе Александра Суворова и Петра Столыпина.

Конституция Российской Федерации была утверждена 12 декабря 1993 года. В 2020 году состоялось общероссийское голосование, по итогам которого были приняты поправки в главный закон страны. День Конституции относится к памятным датам России, но не является выходным.

как сделать текст в алфавитном порядке в word

Программа для работы с текстовыми документами MS Word позволяет быстро и удобно создавать нумерованные и маркированные списки. Для этого достаточно нажать всего одну из двух кнопок, расположенных на панели управления. Однако, в некоторых случаях возникает необходимость отсортировать список в Ворде по алфавиту. Именно о том, как это сделать, и пойдет речь в этой небольшой статье.

Урок: Как сделать содержание в Word

1. Выделите нумерованный или маркированный список, который необходимо отсортировать в алфавитном порядке.

как сделать текст в алфавитном порядке в word

2. В группе “Абзац”, которая расположена во вкладке “Главная”, найдите и нажмите кнопку “Сортировка”.

как сделать текст в алфавитном порядке в word

3. Перед вами появится диалоговое окно “Сортировка текста”, где в разделе “Сначала по” необходимо выбрать подходящий пункт: “по возрастанию” или “по убыванию”.

как сделать текст в алфавитном порядке в word

4. После того, как вы нажмете “ОК”, выделенный вами список будет отсортирован в алфавитном порядке, если вы выбрали параметр сортировки “по возрастанию”, либо же в обратном направление алфавита, если вы выбрали “по убыванию”.

как сделать текст в алфавитном порядке в word

Собственно, это и есть все, что требуется для того, чтобы упорядочить список по алфавиту в MS Word. К слову, точно таким же образом можно отсортировать и любой другой текст, даже если он не является списком. Теперь вы знаете больше, желаем вам успехов в дальнейшем освоение этой многофункциональной программы.

Мы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы.

Задайте свой вопрос в комментариях, подробно расписав суть проблемы. Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.

Помогла ли вам эта статья?

Да Нет

В документах Microsoft Word можно часто встретить различные списки, например, перечень товаров, литературы, учащихся и прочее. Они могут быть написаны или просто с новой строки на листе, или добавлены в таблицу. Заполняя их, новые данные просто печатаются в конце. Но что делать, если необходимо расставить данные по алфавиту, чтобы можно было легче найти нужную информацию?

Расставлять все пункты в алфавитном порядке вручную не придется, для этого можно использовать встроенную функцию текстового редактора. Вот в данной статье мы и затронем данную тему и разберемся, как в Ворде расставить по алфавиту список.

Для примера возьмем вот такой список людей.

Выделите те строки, с которыми нужно работать. Затем на вкладке «Главная» в группе «Абзац» нажмите на кнопку «Сортировка» – на ней нарисованы буквы «А-Я» и стрелка, указывающая вниз.

как сделать текст в алфавитном порядке в word

Появится окно, как на нижнем скриншоте. В нем укажите, как нужно отсортировать, по возрастанию, или убыванию, и нажмите «ОК».

как сделать текст в алфавитном порядке в word

Нужный список будет расставлен в алфавитном порядке.

Если у Вас в одной строке есть различные слова или цифры и отсортировать хотите не по первому значению, а любому другому, тогда делаем так. В примере, в строке кроме имени и фамилии человека, указан еще и его рост. Давайте его и используем.

Выделите список и нажмите на кнопку с буквами А/Я.

как сделать текст в алфавитном порядке в word

В открывшемся окне в поле «Тип» выберите «Число», дальше укажите, в каком порядке сортировать, и нажмите «ОК».

как сделать текст в алфавитном порядке в word

После этого, список будет изменен, и числа расставлены в порядке возрастания.

Для того чтобы в Ворде выполнить сортировку списка, вставленного в таблицу, нужно сделать все точно так, как было описано. Сначала выделите нужные строки таблицы, потом нажмите на упомянутую кнопку.

как сделать текст в алфавитном порядке в word

Дальше нужно указать столбец, и по какому типу данных сортировать (это пригодится, если в одном столбце есть и текст и числа, или даты). Потом выберите по возрастанию или убыванию и нажмите «ОК».

как сделать текст в алфавитном порядке в word

Вот так выглядят отсортированные данные в таблице.

как сделать текст в алфавитном порядке в word

Если у Вас не первый столбец, тогда в окне «Сортировка» выберите нужный, затем тип данных, по которому нужно сортировать. Дальше выбираем по возрастанию или убыванию и жмем «ОК».

как сделать текст в алфавитном порядке в word

В примере я сделала второй столбец с числами по возрастанию.

как сделать текст в алфавитном порядке в word

На этом буду заканчивать, ведь теперь Вы знаете, как сортировать список по алфавиту в Ворде. Причем он может быть или обычный, или представленный в виде таблицы.

Поделитесь статьёй с друзьями:

Спасибо . На работе уверяли что такого нет.

Метод 1 В программе Word 2007/2010/2013

  1. как сделать текст в алфавитном порядке в word

    Откройте файл, с которым будете работать. Можно просто скопировать и вставить список слов, с которыми вы будете работать. Чтобы расположить их в алфавитном порядке, нужно ввести все слова в форме списка – каждое с новой строки.

  2. как сделать текст в алфавитном порядке в word

    Выберите текст, который необходимо упорядочить. Если список – единственная часть документа, тогда ничего выделять не нужно. Если вы хотите расположить в алфавитном порядке список, который является частью большего документа, выделите ту часть, которую нужно отсортировать.

  3. как сделать текст в алфавитном порядке в wordПерейдите во вкладку Главная.

    В колонке Абзац нажмите кнопку Сортировка (А,Я и стрелочка). Откроется окно сортировки текста.

  4. как сделать текст в алфавитном порядке в wordВыберите порядок в поле Сначала по.

    По умолчанию установлена сортировка по абзацам. Выберите опцию По возрастанию или По убыванию, чтобы установить порядок.

    • Если вы хотите сортировать каждое второе слово, например, в формате ПЕРВЫЙ, ПОСЛЕДНИЙ, нажмите кнопку Параметры… В поле Разделитель полей выберите Другой. Введите пустой пробел. Нажмите ОК. В главном меню выберите сортировку по Словам 2. Нажмите ОК для сортировки списка.

Метод 2 В Word 2003 и предыдущих версиях

  1. как сделать текст в алфавитном порядке в word

    Откройте файл, текст в котором вы хотите отсортировать. Можно просто скопировать и вставить список слов для сортировки в документ. Для сортировки слов по алфавиту нужно ввести все слова в форме списка, каждое слово с новой строки.

  2. как сделать текст в алфавитном порядке в word

    Выберите текст, который необходимо упорядочить. Если список – единственная часть документа, тогда ничего выделять не нужно. Если вы хотите расположить в алфавитном порядке список, который является частью большего документа, выделите его.

  3. Перейдите во вкладку Таблица. Выберите Сортировка. Откроется окно сортировки текста.

  4. Выберите порядок.

    По умолчанию сортировка проводится по абзацу. Выберите сортировку По возрастанию или По убыванию.

    • Если вы хотите сортировать по второму слову (например, по имени и фамилии, сначала имя, потом фамилия), откройте Параметры в окне Сортировка. В разделителе полей выберите Другой. Поставьте здесь пробел. Нажмите OK. Выберите Словам 2 в главном окне меню. Нажмите OK для сортировки.

Советы

  • Можно использовать MS Word для сортировки любых текстов из других программ. Просто скопируйте и вставьте нужный текст.
  • Возможно, вам придется нажать кнопку со стрелочкой вниз, чтобы развернуть полное меню опций.

Информация о статье

Категории: Microsoft Word

На других языках:

English: Alphabetize in Microsoft Word, Español: ordenar alfabéticamente en Microsoft Word, 中文: 在Microsoft Word中按字母顺序排列, Français: classer par ordre alphabétique dans Word, Italiano: Ordinare Alfabeticamente con Microsoft Word, Deutsch: In Microsoft Word alphabetisch ordnen, Português: Organizar uma Lista em Ordem Alfabética Utilizando o Microsoft Word, Nederlands: Sorteren op alfabetische volgorde in Word, Bahasa Indonesia: Menyusun Berdasarkan Abjad di Microsoft Word, ไทย: เรียงข้อมูลตามตัวอักษรใน Microsoft Word, Tiếng Việt: Sắp xếp theo thứ tự bảng chữ cái trong Microsoft Word, العربية: ترتيب الكلمات أبجديا في برنامج الكتابة مايكروسوفت وورد

  • Печать
  • Править
  • Написать благодарственное письмо авторам

Эту страницу просматривали 54 992 раз.

Была ли эта статья полезной?

Впервые в России — весь Киаростами на большом экране. До сентября в летнем кинотеатре Garage Screen идет масштабная ретроспектива Аббаса Киаростами — первого и пока единственного обладателя «Золотой пальмовой ветви» в Иране, режиссера столь эмоционально чуткого и концептуального, что его влияние на кинематограф сравнимо с Тарковским и Бергманом.

В ретроспективу включили почти все полнометражные работы Киаростами, включая такие этапные для истории кинематографа картины, как «Крупный план», трилогия о Кокере и «Вкус вишни», а также малоизвестные и труднодоступные ранние фильмы.

Мы составили алфавитный гид по его ретроспективе, чтобы не запутаться в пятидесятилетнем творческом пути режиссера, растянувшемся от 1970-х вплоть до самой смерти Киаростами в 2016-м (и даже продолжившемся посмертно в виде фильма «24 кадра»). Выбранный формат — дань документальному фильму Киаростами «Африка в алфавитном порядке» и образовательным короткометражкам, снятым режиссером для тегеранского центра интеллектуального развития детей и молодежи «Канун».

А — автомобиль

a05e89911e2a9debb55a817e0e1ad377

Кадр из фильма «Вкус вишни»

© Abbas Kiarostami Productions

Именно в автомобильном салоне разворачивается действие большинства поздних картин Киаростами, начиная со «Вкуса вишни» (1997). В «Десяти» (2002) автомобиль выступает безопасным пространством, где совершенно разные женщины, от набожной старушки до циничной секс-работницы, обмениваются историями и мнениями о консервативном иранском обществе, в «Копия верна» (2010) — преломителем реальности, чье лобовое стекло до неузнаваемости искажает окружающий мир, а в «Как влюбленный» (2012) — всем вышеперечисленным.

См. также: Бинош, город, дорога, женщины, Панахи, смерть, Тегеран, урок, «цифра»

Б — Бинош

826c7dcd8c80ad69413e36a6db0ef79a

Кадр из фильма «Копия верна»

© Abbas Kiarostami Productions

Сотрудничество Киаростами с легендой французского кинематографа началось с экспериментальной картины «Ширин» (2008). В ней Жюльетт Бинош, приехавшая погостить в Тегеран, вместе со 114 иранскими и театральными актрисами, снятыми крупными планами в темноте кинозала, якобы смотрела экранизацию персидской поэмы XII века «Хосров и Ширин» авторства Низами Гянджеви, а на самом деле — разыгрывала эмоции на камеру. За этим небольшим камео последовала главная роль в интеллектуальном ромкоме «Копия верна» — не менее лукавом, чем «Ширин», и еще более пронзительном. Роль скупщицы антиквариата, выдающей себя за жену известного писателя, принесла Бинош приз за лучшую женскую роль в Каннах, сделав ее первой обладательницей трех главных актерских наград ведущих европейских фестивалей: прежде она уже была удостоена «Кубка Вольпи» в Венеции за «Три цвета: Синий» (1993) и «Серебряного медведя» в Берлине за «Английского пациента» (1996).

См. также: автомобиль, Европа, зритель, женщины, личность, художник, эмпатия, юмор, явь

В — вода

c9bf875c37da725d17cfffeb68e6e648

Кадр из фильма «Пять»

© MK2

В медитативном бессюжетном фильме «Пять» (2003) запечатлены несколько водоемов в разное время суток — от каменистого побережья во время мощного прилива и набережной во время штиля до залитого луной ночного пруда. В этой картине поэзия сконцентрирована едва ли не сильнее, чем в других в работах Киаростами, а важный для режиссера визуальный мотив всматривания в природу достигает своего апогея.

См. также: Одзу, зритель, «цифра»

Г — город

de09207a045056523ae8f79d5978c009

Кадр из фильма «Как влюбленный»

© MK2

Хотя имя Киаростами неразрывно связано с деревней Кокер, действие его поздних фильмов перемещается в оживленные мегаполисы — Тегеран, а затем Токио. Города предстают местами жесткой классовой стратификации и личностного отчуждения: в «Крупном плане» (1990) живущий в нужде киноман Хоссейн Сабзиан выдает себя за известного режиссера Мохсена Махмальбафа и таким образом пользуется услугами богатой семьи, а главная героиня «Как влюбленный», студентка и секс-работница Акико, описывает возле своей бабушки, приехавшей погостить в Токио, круги на такси, не осмеливаясь выйти и поговорить с ней.

См. также: автомобиль, Одзу, Тегеран

Д — дорога

0ae935c039c47729e1fdf8b5d422ac91

Кадр из фильма «Ветер унесет нас»

© MK2

Тема дороги и выбора пути нашла незабываемое отражение в кинематографе Киаростами в виде петляющих троп Кокера. Однако на раннем этапе — в «Двух решениях одной проблемы» (1975), «Первый случай, второй случай» (1979) и «Порядок или беспорядок?» (1981) — режиссер обыгрывал эту тему еще более концептуально. Во всех перечисленных картинах одна и та же ситуация повторяется дважды, но с разным исходом — при этом Киаростами не настаивает на однозначной правильности того или иного варианта, а иногда даже намекает на необходимость хаоса как проявления жизни.

См. также: автомобиль, Кокер, личность, урок

Е — Европа

370edf3182057300ca62f8c7468fe493

Кадр из фильма «Копия верна»

© Abbas Kiarostami Productions

Учитывая то, какое огромное влияние оказал на Киаростами европейский кинематограф — в частности, итальянский неореализм и фильмы Робера Брессона, — он всегда занимал пограничную позицию между чувствительностями Востока и Запада. Наиболее ярко это парадоксальное мировоззрение отражено в «Копия верна» — его первой художественной картине, снятой за пределами родного Ирана. Своим взглядом внешнего наблюдателя Киаростами препарирует условности, свойственные европейской традиции мелодрамы — как в «Путешествии в Италию» Роберто Росселлини (1954), «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене (1961) и «Перед закатом» Ричарда Линклейтера (2004), — а также европейскому кодексу ухаживания. Герои этого фильма — известный писатель и скупщица антиквариата, никогда не встречавшиеся прежде, — притворяются, что давно состоят в браке и на ходу учатся оказывать знаки внимания, ссориться и любить.

См. также: Бинош, женщины, неореализм

Ж — женщины

35b3b31f3485382344643824672fee3f

Кадр из фильма «Копия верна»

© Abbas Kiarostami Productions

Протагонист-женщина впервые появилась в кинематографе Киаростами в «Десяти», а впоследствии и в «Копия верна» и «Как влюбленный», образующих в совокупности своеобразную трилогию о женщинах в автомобилях. Несмотря на то, что у героинь, как правило, нет имен, они обладают яркими и целостными личностями и общаются с мужчинами на равных. Наиболее показательна с этой точки зрения незнакомка из «Копия верна» в исполнении Жюльетт Бинош, которая противопоставляет интеллектуальным упражнениям своего любовного интереса, писателя Джеймса Миллера, чувственность и эмпатию и заставляет его усомниться в собственной теории превосходства копии над оригиналом, воплотив ее на практике.

См. также: автомобиль, Бинош, Европа, Одзу, эмпатия

З — зритель

63ab7f217387b4e7a1dc2ca3c29b1c09

Кадр из фильма «Ширин»

© Abbas Kiarostami Productions

Тема зрительского опыта была впервые осознанно поднята Киаростами в «Первый случай, второй случай» (1979) — короткометражке, где взрослые, включая нового на тот момент министра образования и крупных политических деятелей, реагируют на моральную дилемму, поставленную перед ними детьми и режиссером. Впоследствии эта тема будет развита в «Африке в алфавитном порядке» (2001), где угандийские дети, никогда прежде не видевшие цифровую камеру, смотрят кадры с собственным участием, и доведена до логического завершения в «Ширин».

См. также: Бинош, вода, искусство, «цифра», эмпатия, явь

И — искусство

8b70b5cbe77023ddca198849873427f0

Кадр из фильма «Копия верна»

© Abbas Kiarostami Productions

Киаростами не только кинематографист — он начинал как поэт, фотограф и дизайнер. Поэтому вовсе не случайно, что в фильмах этого режиссера искусство фигурирует во всех его проявлениях — от живописи (музейная «Мадонна» в «Копия верна», картина с попугаем в «Как влюбленный») и фотографии (в посмертном эксперименте «24 кадра» Киаростами приводит в движение собственные снимки разных лет) до поэзии (название фильма «Ветер унесет нас» — отсылка к стихотворению знаменитой иранской поэтессы и режиссерки Форух Фаррохзад).

См. также: зритель, художник, Махмальбаф, урок

К — Кокер

e80c7eb2d1f49516d15fdcbd69d8114f

Кадр из фильма «Сквозь оливы»

© Abbas Kiarostami Productions

Свои самые знаменитые фильмы, вошедшие в так называемую «трилогию о Кокере», — «Где дом друга?» (1987), «Жизнь и ничего более» (1992) и «Сквозь оливы» (1994) — Киаростами снял в родной деревне своих предков. В первой ее части — отчетливо игровой — мальчик пытается найти своего одноклассника, чтобы передать ему забытую в школе тетрадку; во второй, уже размывающей границы между фикцией и документом, режиссер и его сын ищут двух мальчиков, исполнивших главные роли в «Где дом друга?», в опустошенном после землетрясения 1990-го года Кокере; в третьей, метакомедии, актер, принимавший участие в съемках «Жизни…», пытается заполучить согласие на брак от партнерши по фильму. Стоит заметить, что объединить картины в трилогию решили критики, а сам Киаростами предпочитал называть трилогией «Жизнь…», «Сквозь оливы» и «Вкус вишни», посвященные торжеству жизни.

См. также: дорога, личность, школа, юмор, явь

Л — личность

47d9daedee19e6633a1db8278753fd2e

Кадр из фильма «Домашняя работа»

© Global Video

Тема национальной идентичности, во многом сфабрикованной государством, была особенно важна для Киаростами в контексте Исламской революции (1978–1979) и Ирано-иракской войны (1980–1988). В многочисленных картинах о детстве — например, «Первоклашках» (1984) и «Домашней работе» (1989) — Киаростами прослеживает моделирование личности институтом школы, в социально застроенных работах, где фигурируют полицейские, вроде «Порядок или беспорядок?» (1981) и «Соотечественник» (1983) — ее поддержание и упрочнение, в «Крупном плане» (1990) — ее кражу, а в «Копия верна» и «Как влюбленный» — ее придумывание на ходу. Работавший в конце жизни в Италии и Японии после ареста своего друга и коллеги Джафара Панахи, Киаростами на собственном опыте добровольного изгнания показывает, что идентичность — нечто куда более эфемерное, нежели привязка к конкретному государству или своду правил.

См. также: Бинош, дорога, Кокер, Махмальбаф, Панахи, Тегеран, школа, явь

М — Махмальбаф

0e337c1be24dc2db7b4ee55c88fb99d3

Кадр из фильма «Крупный план»

© Celluloid Dreams

Ведущий представитель иранской новой волны и зачинатель целой кинематографической династии, режиссер Мохсен Махмальбаф стал одним из центральных персонажей в хитроумном докуфикшене Киаростами «Крупный план». По его сюжету синефил Хоссейн Сабзиан, одержимый творчеством Махмальбафа, случайно притворяется режиссером, а затем оказывается привлечен к суду за мошенничество. Махмальбаф, Сабзиан, обманутая им семья и сам Киаростами появляются в этом фильме лично, пытаясь реконструировать ход событий. Фильм оказал такое колоссальное влияние на дальнейший кинопроцесс, что бельгийское издание Sabzian даже позаимствовало у главного героя свое название.

См. также: искусство, личность, Панахи, эмпатия, явь

Н — неореализм

d0a7ec8c5903c6765a47237979748330

Кадр из фильма «Где дом друга?»

© Kanoon

Наследие кинематографа Росселлини и де Сики ощущается в ранних фильмах Киаростами, историях о трудных подростках из бедных районов, не только на содержательном, но и на идейно-стилистическом уровне. Как и неореалисты, Киаростами запечатлевает уличную жизнь без прикрас с помощью длинных кадров, опираясь в том числе на идеи одного из главных теоретиков движения, французского кинокритика Андре Базена. А в документальном фильме об эпидемии СПИДа в Уганде «Африка в алфавитном порядке» Киаростами создал своего рода неореализм 2.0 с помощью подвижной цифровой камеры.

См. также: Европа, футбол, «цифра», ч/б, школа

О — Одзу

e052abfa32d99b8f30454f16a4c4f7b4

Кадр из фильма «Как влюбленный»

© MK2

Своим вниманием к детству, медитативностью и ярко прописанными женскими персонажами Киаростами наследует мастеру японского кино Ясудзиро Одзу, которому он сделал оммаж в фильме «Пять». Вновь и уже более буквально Киаростами обратился к Японии в последней прижизненной игровой картине «Как влюбленный», снятой в самой стране и с японскими актерами.

См. также: вода, город, женщины, искусство, художник, школа

П — Панахи

8243f947f59b53769807013839b910d1

Кадр из фильма «Сквозь оливы»

© Abbas Kiarostami Productions

На съемочной площадке фильма «Сквозь оливы» началось сотрудничество Киаростами с Джафаром Панахи — на тот момент протеже и помощником, чья первая короткометражка «Друг» (1992) была духовной наследницей дебюта Киаростами «Хлеб и проулок» (1970), а в будущем — прославленным кинематографистом и политическим заключенным. Киаростами выступит соавтором сценариев к «Белому шару» (1995) и «Багровому золоту» (2003) и раскритикует арест Панахи, обвиненного в 2010 году в пропаганде против Исламской Республики. Панахи, в свою очередь, еще раз отдаст дань Киаростами в фильме «Такси» (2015), действие которого целиком разворачивается в салоне автомобиля.

См. также: автомобиль, личность, Махмальбаф

Р — ритуал

b527af93d9ad36d8ba26388308a4faae

Кадр из фильма «Сквозь оливы»

© Abbas Kiarostami Productions

Помимо религиозных ритуалов, интегрированных в социальную ткань иранского общества и повсеместно представленных в кинематографе Киаростами (например, в виде молитв, которые читают дети на школьной площадке в «Первоклашках»), режиссер также обращался к образам свадеб и похорон. Ритуал бракосочетания встречается в его фильмах как минимум дважды: в сатирической комедии «Свадебный костюм» (1976), где вынесенный в заглавие предмет одежды выступает признаком социального престижа, и в сюрреалистическом ромкоме «Копия верна», герои которого постоянно встречают на своем пути молодоженов.

См. также: смерть, школа

С — смерть

f87a8075c774c7e38cc2dce986c9665f

Кадр из фильма «Сквозь оливы»

© Abbas Kiarostami Productions

Два метаразмышления Киаростами о природе кино — получивший «Золотую пальмовую ветвь» «Вкус вишни» (1997) и номинированный на «Золотого льва» «Ветер унесет нас» (1999) — также посвящены старости, увяданию и самоубийству. Однако в трактовке жизнелюбивого режиссера эти темы обретают почти абсурдный характер: господин Бади из «Вкуса вишни» хочет лишь одного — умереть, но никак не может найти человека, который бы решился его похоронить; а журналисты из «Ветер унесет нас» приезжают в курдскую деревню, чтобы запечатлеть похороны столетней госпожи Малек, — но та не собирается умирать.

См. также: автомобиль, ритуал, юмор

Т — Тегеран

f6b15a0e7c0c129cf08fd3aee5a007ed

Кадр из фильма «Путешественник»

© Kanoon

Киаростами — настоящий летописец Тегерана, запечатлевший город до и после революции. Если в «Путешественнике» (1974) режиссер открыто поднимает тему подростковой анархии в лице юного Гассема, сбегающего в Тегеран на футбольный матч с участием любимой команды, то в 1980-е фокус режиссера смещается на темы контроля и порядка. В «Домашней работе» (1989) он на примере одной тегеранской школы изучает главные проблемы иранского общества, включая отсутствие диалога между поколениями, домашнее насилие, авторитарность образовательной системы и интегрирование религии в школьный процесс. В 1990-е он вообще не снимает в Тегеране, перебираясь в деревню, а в 2000-е выступает с сокрушительной социальной критикой в своеобразном прощании с Тегераном — «Десяти».

См. также: автомобиль, город, личность, футбол, школа

У — урок

334cc3cf6f4cf528d8c64ad5f751389a

Кадр из фильма «Первый случай, второй случай»

© Kanoon

В экспериментальном фильме-уроке «10 о „Десяти“» (2004) Киаростами разъезжает по горам неподалеку от Тегерана и рассказывает на камеру о съемках одноименного фильма двухлетней давности и особенностях собственного творческого метода. Это не только продолжение образовательной линии в его кино, но и очередное обращение к цифровой камере и многофункциональному пространству автомобиля: на сей раз оно превращается в классную комнату.

См. также: автомобиль, дорога, искусство, художник, «цифра», школа

Ф — футбол

3e9ecc0b665529bca5579f0537d59c49

Кадр из фильма «Домашняя работа»

© Global Video

Футбол часто фигурировал в ранних фильмах Киаростами — например, в «После уроков» (1972), где школьник случайно разбивает окно футбольным мячом, а по пути домой ворует новый мяч у рябят постарше, навлекая на себя неприятности. Центральную роль футбол играет и в его полнометражном дебюте «Путешественник» (1974) о трудном подростке Гассеме, живущем в провинции на западе Ирана: тайком от родителей Гассем отправляется в Тегеран на футбольный матч, где будет играть его любимая команда. Кироастами обратился к теме футбола в последний раз в посмертной короткометражке «Забери меня домой» (2016), в которой мальчик оставляет у себя на крыльце футбольный мяч, но тот, словно красный шар Альбера Ламориса, оживает и убегает.

См. также: неореализм, Тегеран, школа, юмор

Х — художник

6e06ae9d68163f13d450d3431feeca23

Кадр из фильма «Сквозь оливы»

© Abbas Kiarostami Productions

Фильмы Киаростами нередко посвящены людям творческих профессий: режиссерам («Крупный план», «Жизнь и ничего более», «10 о „Десяти“»), актерам («Сквозь оливы», «Ширин»), художникам («Десять») и писателям («Копия верна», «Как влюбленный»). По меньшей мере в двух из них («Жизнь…» и «Сквозь оливы») появляется альтер эго Киаростами, продолжая игру умножений и отражений.

См. также: Бинош, искусство, Махмальбаф, Одзу, урок

Ц — «цифра»

2df1d96049cb586081a6ea377e0058bc

Кадр из фильма «Африка в алфавитном порядке»

© MK2

В «10 о „Десяти“» Киаростами утверждает, что изобретение цифровой камеры повлияет на все аспекты кинопроизводства: она не только освободит фильм от тисков продакшена, финансирования и цензуры (крайне насущных в Иране проблем), но и позволит создавать картины, избавленные от лишних манипуляций и предельно напоминающие необработанную реальность. Впервые Киаростами опробовал «цифру» во «Вкусе вишни» по чистой случайности: пленочные материалы, отснятые для финальной сцены фильма, оказались испорченными, и при монтаже Киаростами воспользовался цифровыми черновиками. Впоследствии режиссер работал преимущественно только с цифровым форматом.

См. также: автомобиль, вода, зритель, неореализм, урок, явь

Ч — ч/б

43185d57e82baf1fd7a7dd056d5abe95

Кадр из фильма «Путешественник»

© Kanoon

Почти все картины Киаростами сняты в цвете, однако есть у него и черно-белые фильмы: ранние неореалистические картины «Хлеб и проулок» (1970), «Жизненный опыт» (1973) и «Путешественник» (1974). Первым цветным фильмом режиссера стал научно-популярный «Я тоже так могу» (1975), вслед за которым последовали «Цвета» (1976) и «Как с пользой провести досуг: профессия маляр» (1977), где цвет уже играл куда более существенную роль.

См. также: неореализм, школа

Ш — школа

2fb1eafecfaffd77d2da3c883942207a

Кадр из фильма «Где дом друга?»

© Kanoon

Школе как зеркалу общества посвящены все ранние короткометражки Киаростами, снятые им для тегеранского центра интеллектуального развития детей и молодежи «Канун». Сотрудничество с «Кануном», продолжавшееся двадцать лет (1970–1991), предоставило режиссеру полный карт-бланш и возможность поднимать неудобные для государства темы даже после Исламской революции. При поддержке центра были сняты не только образовательные фильмы, но и классика детского кино «Где дом друга?», а также международный прорыв Киаростами «Крупный план».

См. также: Кокер, личность, неореализм, Одзу, ритуал, Тегеран, урок, футбол, ч/б, эмпатия, юмор

Э — эмпатия

18e031cad3a635031bf079486f7bbe8a

Кадр из фильма «Два решения одной проблемы»

© Kanoon

Удивительное свойство фильмов Киаростами заключается в том, что при всей их концептуальности режиссер никогда не забывает о гуманном отношении к своим героям. Даже один из его самых противоречивых персонажей Хоссейн Сабзиан предстает не преступником и не сумасшедшим, а в первую очередь человеком, пускай и чрезмерно любящим кино. Гуманизм без сентиментальности и морализаторства сделал Киаростами одним из самых доступных режиссеров-авторов в мире.

См. также: Бинош, женщины, зритель, Махмальбаф, юмор

Ю — юмор

040e061757d5cdddf969f7e19b289d61

Кадр из фильма «Зубная боль»

© Kanoon

Хотя Киаростами и не снимал комедий в прямом смысле этого слова, в его теплых фильмах нередко присутствует авантюрная, комическая и даже сатирическая интонация. Например, в образовательной короткометражке «Зубная боль» (1980) режиссер запечатлевает поход к стоматологу мальчика, который стал изгоем в школе по причине неприятного запаха изо рта. Пока стоматолог выступает на камеру с 13-минутным монологом о гигиене полости рта, юным зрителям не дают заскучать закадровые вопли мальчика и анимационные вставки.

См. также: Бинош, Кокер, смерть, футбол, школа, эмпатия

Я — явь

f2edc2d066773deb4e91a970455370a2

Кадр из фильма «Вкус вишни»

© Abbas Kiarostami Productions

Напряжение между фикцией и реальностью — это дихотомия, которая неизменно присутствует в кинематографе Киаростами и со временем становится все более озадачивающей. Режиссер постоянно подвергает сомнению то, что зрители видят на экране: игровое это кино или нет? Где проходит граница между художественным и документальным? И чем отличается реальный человек от его или ее экранного образа? Кульминации эта линия достигла в зрелом постмодернистском периоде Киаростами, начиная с «Крупного плана».

См. также: Бинош, зритель, Кокер, личность, Махмальбаф, «цифра»

Подробности по теме

По направлению к Вонгу: гид по киновселенной Вонга Карвая

По направлению к Вонгу: гид по киновселенной Вонга Карвая

@ Указывает файл ответа. /? Отображает список параметров компилятора. /AI Указывает каталог для поиска для разрешения ссылок на файлы, переданные в #using директиву. /analyze Включение анализа кода. /arch Задает архитектуру для создания кода. /await Включить расширения для подподпрограмм (возобновляемые функции). /bigobj Увеличивает число адресуемых секций в OBJ-файле. /C Сохраняет комментарии на этапе предварительной обработки. /c Задает компиляцию без компоновки. /cgthreads Задает число потоков cl.exe, используемых для оптимизации и создания кода. /clr Создает выходной файл, предназначенный для выполнения в среде CLR. /constexpr Оценка элемента управления constexpr во время компиляции. /D Определяет константы и макросы. /diagnostics Управляет форматом диагностических сообщений. /doc Сведение документирующих комментариев в XML-файл. /E Копирует выходные данные препроцессора в стандартный вывод. /EH Задает модель обработки исключений. /EP Копирует выходные данные препроцессора в стандартный вывод. /errorReport Не рекомендуется. отчеты об ошибках контролируются параметрами отчеты об ошибках Windows (WER) . /execution-charset Задайте кодировку выполнения. /experimental:external Включает поддержку экспериментальных внешних заголовков. /experimental:module Включает экспериментальную поддержку модулей. /experimental:preprocessor Не рекомендуется. Включает экспериментальную поддержку поддержки препроцессора. Используйте /Zc:preprocessor. /exportHeader Создайте файлы заголовков ( .ifc ), заданные входными аргументами. /external Позволяет управлять диагностикой во внешних заголовках. /F Задает размер стека. /favor Создает код, оптимизированный для конкретной архитектуры x64. Или для конкретных микроархитектур в архитектурах AMD64 и EM64T. /FA Создает файл листинга. /Fa Задает имя файла листинга. /FC Вывод полного пути файлов исходного кода, переданных программе cl.exe, в диагностическом тексте. /Fd Переименовывает файл базы данных программы. /Fe Переименовывает исполняемый файл. /FI Выполняет предварительную обработку указанного включаемого файла. /Fi Задает предобработанное имя выходного файла. /Fm Создает файл отображения. /Fo Создает объектный файл. /fp Задает поведение чисел с плавающей запятой. /Fp Задает имя файла предкомпилированного заголовка. /fpcvt Укажите поведение преобразования с плавающей запятой в число без знака. /FR

/Fr

Создает файлы браузера. Параметр /Fr использовать не рекомендуется. /FS Принудительно выполняет сериализацию всех операций записи в файл базы данных программы (PDB) с помощью MSPDBSRV.EXE. /fsanitize Включает компиляцию инструментирования, например Аддресссанитизер. /fsanitize-coverage Включает компиляцию инструментирования покрытия кода для библиотек, таких как Либфуззер. /FU Принудительно использует имя файла, как если бы оно было передано в #using директиву. /Fx Включает введенный код в исходный файл. /GA Выполняет оптимизацию кода для приложений Windows. /Gd Использует соглашение о вызовах __cdecl (только архитектура x86). /Ge Не рекомендуется. Включает стековые зонды. /GF Включает объединение строк. /GH Вызывает функцию-обработчик _pexit. /Gh Вызывает функцию-обработчик _penter. /GL Включает оптимизацию всей программы. /Gm Не рекомендуется. Включает минимальное перепостроение. /GR Включает информацию о типах во время выполнения (RTTI). /Gr Использует соглашение о вызовах __fastcall (только архитектура x86). /GS Буферизует проверку безопасности. /Gs Управляет стековыми зондами. /GT Поддерживает безопасность относительно волокон для данных, размещаемых с помощью статической локальной памяти потока. /guard:cf Добавление проверок безопасности для защиты потока управления. /guard:ehcont Включает метаданные продолжения EH. /Gv Использует соглашение о вызовах __vectorcall . (только x86 и x64) /Gw Включает глобальную оптимизацию данных всей программы. /GX Не рекомендуется. Включает синхронную обработку исключений. Используйте /EH вместо этого. /Gy Включает компоновку на уровне функций. /GZ Не рекомендуется. Эквивалентно /RTC1. /Gz Использует соглашение о вызовах __stdcall (только архитектура x86). /H Не рекомендуется. Ограничивает длину внешних (открытых) имен. /headerName Создание единицы заголовка из указанного заголовка. /headerUnit Укажите, где найти файл единицы заголовка ( .ifc ) для указанного заголовка. /HELP Отображает список параметров компилятора. /homeparams Принудительная запись параметров, переданных в регистрах, в соответствующие места в стеке при вхождении в функцию. Этот параметр компилятора предназначен только для компиляторов x64 (собственная и перекрестная компиляция). /hotpatch Создает образ с возможностью исправления. /I Осуществляет поиск включаемых файлов в каталоге. /J Изменяет тип char по умолчанию. /JMC Поддерживает отладку в машинном коде C++ Только мой код. /kernel Компилятор и компоновщик создадут двоичный файл для выполнения в ядре Windows. /LD Создает библиотеку динамической компоновки. /LDd Создает отладочную библиотеку динамической компоновки. /link Передает указанный параметр в программу LINK. /LN Создает модуль MSIL. /MD Создает многопоточную библиотеку DLL с помощью библиотеки MSVCRT.lib. /MDd Создает отладочную многопоточную библиотеку DLL с помощью библиотеки MSVCRTD.lib. /MP Компилирует несколько исходных файлов с помощью нескольких процессов. /MT Создает многопоточный исполняемый файл с помощью библиотеки LIBCMT.lib. /MTd Создает отладочный многопоточный исполняемый файл с помощью библиотеки LIBCMTD.lib. /nologo Подавление отображения приветствия. /O1 Уменьшает размер кода. /O2 Создает быстрый код. /Ob Управляет подстановкой подставляемых функций. /Od Отключает оптимизацию. /Og Не рекомендуется. Использует глобальную оптимизацию. /Oi Создает встроенные функции. /openmp Включает #pragma omp директиву в исходном коде. /Os Отдает приоритет уменьшению размера кода. /Ot Отдает приоритет быстрому коду. /Ox Подмножество/O2, не включающее/GF или/Ги. /Oy Отказ от использования указателя фрейма (только архитектура x86). /P Записывает выходные данные препроцессора в файл. /permissive- Задать режим стандартного соответствия. /Qfast_transcendentals Создает быстрые трансцендентные функции. /QIfist Не рекомендуется. Подавляет использование функции _ftol при необходимости преобразования из типа с плавающей запятой в целочисленный тип (только архитектура x86). /Qimprecise_fwaits Удаляет команды fwait внутри блоков try . /QIntel-jcc-erratum Устраняет влияние обновления микрокода на производительность Intel ЖКК. /Qpar (авто-Параллелизатора) Включает автоматическую параллелизацию циклов, которые помечены с помощью директивы #pragma loop() . /Qsafe_fp_loads Использует целочисленные инструкции перемещения значений с плавающей запятой и отключает определенные оптимизации загрузки значений с плавающей запятой. /Qspectre Настраивает создание компилятором инструкций для устранения некоторых уязвимостей Spectre варианта 1. /Qspectre-load Указывает создание компилятором инструкций сериализации для устранения уязвимостей системы безопасности устранением рисков Spectre, основанных на инструкциях по загрузке. /Qspectre-load-cf Указывает создание компилятором инструкций сериализации для устранения уязвимостей системы безопасности устранением рисков Spectre, основанных на инструкциях потока управления, которые загружают память. (Auto-векторизатора Report Level) Включает уровни отчетов для автоматической векторизации. /reference Используйте именованный модуль ИФК. /RTC Включает проверку ошибок во время выполнения. /sdl Включает дополнительные функции безопасности и предупреждения. /showIncludes Отображает список включаемых файлов во время компиляции. /source-charset Задать исходную кодировку. /sourceDependencies Вывод списка всех зависимостей на уровне источника. /sourceDependencies:directives Перечисление зависимостей модулей и единиц заголовка. /std Селектор совместимости версии C++ Standard. /Tc Указывает исходный файл на языке C. /TC Указывает все исходные файлы — C. /Tp Указывает исходный файл на языке C++. /TP Указывает, что все исходные файлы имеют язык C++. /translateInclude Рассматривать #include как import . /U Удаляет предварительно определенный макрос. /u Удаляет все предварительно определенные макросы. /utf-8 Задайте кодировку UTF-8 для исходного кода и кодировки выполнения. /V Не рекомендуется. Задает строку версии OBJ-файла. /validate-charset Проверка файлов UTF-8 на наличие только совместимых символов. /vd Подавляет или включает скрытые vtordisp-члены класса. /vmb Использует оптимальное основание для указателей на члены. /vmg Использует полное обобщение для указателей на члены. /vmm Объявляет множественное наследование. /vms Объявляет одиночное наследование. /vmv Объявляет виртуальное наследование. /volatile Выбирает способ интерпретации ключевого слова volatile. /w Отключает все предупреждения. , /W1, /W2, /W3, /W4 Задает уровень предупреждения для вывода. , /w2, /w3, /w4 Задает уровень для указанного предупреждения. /Wall Включает все предупреждения, в том числе предупреждения, отключенные по умолчанию. /wd Отключает указанное предупреждение. /we Обрабатывает указанное предупреждение как ошибку. /WL Включает однострочные диагностические сообщения об ошибках и предупреждения в ходе компиляции исходного кода C++ из командной строки. /wo Отображает указанное предупреждение только один раз. /Wp64 Является устаревшей. Выявляет проблемы 64-битной переносимости. /Wv Не отображает предупреждения, появившиеся после указанной версии компилятора. /WX Обрабатывает предупреждения как ошибки. /X Пропускает стандартный каталог включаемых файлов. /Y- Пропускает все прочие параметры компилятора, относящиеся к предварительно скомпилированным заголовкам, в текущем построении. /Yc Создает файл предкомпилированного заголовка. /Yd Не рекомендуется. Размещает полную отладочную информацию во всех объектных файлах. Используйте /Zi вместо этого. /Yl Вводит ссылку PCH при создании отладочной библиотеки. /Yu Использует файл предкомпилированного заголовка при построении. /Z7 Создает отладочную информацию, совместимую C 7,0. /Za Отключает расширения языка. /Zc Задает стандартные поведения. /Ze Не рекомендуется. Включает расширения языка. /Zf Улучшает время создания PDB в параллельных сборках. /Zg удалено в Visual Studio 2015. Создает прототипы функций. /ZH Указывает MD5, SHA-1 или SHA-256 для контрольных сумм в отладочной информации. /ZI Включает отладочную информацию в базу данных программы, совместимую с функцией «Изменить и продолжить». /Zi Создает полную отладочную информацию. /Zl Удаляет имя библиотеки по умолчанию из файла OBJ (только архитектура x86). /Zm Указывает предел выделения памяти для предкомпилированного заголовка. /Zo Создает улучшенную отладочную информацию для оптимизированного кода. /Zp Упаковывает члены структур. /Zs Проверяет только синтаксис. /ZW создает выходной файл для запуска на среда выполнения Windows.

Библиотечный урок «Весь мир в алфавитном порядке»

(5-6 классы)

Составила: Капитонова Г.В., педагог –библиотекарь МБОУ «Акатовсая основная школа» Гагаринского района Смоленской области

Тип урока: урок повторение знаний.

Предмет : библиотечный урок.

Цели :

Образовательные

— расширить знания школьников о разных видах справочной литературы:

энциклопедиях, словарях, справочниках.

Развивающие

— осознание личной потребности в информации для решения той или иной проблемы

— развить умения вести информационный поиск с помощью словарей: применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; самостоятельное решение проблем поискового характера.

Воспитательные

— привить любовь и интерес к книге и библиотеке

— умение самостоятельного поиска информации.

Задачи:

— познакомить с понятием «справочная литература»

— выработать умение пользоваться лингвистическими словарями

— развивать навыки самостоятельной работы с книгой

— расширить кругозор учащихся

Оборудование урока: карточки с заданиями, выставки словарей.

Книжная выставка « Наши помощники – лингвистические словари».

 Ожидаемые результаты:

1.Обучающиеся умеют работать с различного вида лингвистическими словарями, находить их, анализировать, использовать в самостоятельной работе.

2.Применяют знания, полученные из словарей на уроках и при подготовке к уроку.

Ход урока.

I. Вступление.

Педагог- библиотекарь: Владимир Мономах утверждал: «Что знаете полезного, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь».

На полках библиотек и книжных магазинов вы можете увидеть десятки различных словарей и энциклопедий. Зачем же нужны нам все эти словари и энциклопедии? Человек не может знать обо всём на свете и хранить в памяти множество различных сведений, дат, фактов, цифр, названий, имён. Если вам нужно что-то узнать или проверить, то вы обращаетесь к словарям и энциклопедиям

Приведу такой пример.

Один крупный учёный искал себе ассистента и каждому кандидату задавал один и тот же вопрос: «Сколько километров от Парижа до Нью Джерси»? Все соискатели смущённо улыбались и, услышав отказ, прощались, причисляя вопрос к чудачеству учёного. Лишь один, попросив учёного подождать, бросился в институтскую библиотеку, взял там соответствующий справочник и назвал расстояние. «Вы мне подходите»,- услышал он решение профессора.

-Как вы думаете, почему учёный так сделал?

Конечно, эрудированный человек богат не столько памятью, сколько знанием путей оперативного нахождения нужной информации. И здесь на помощь приходят незаменимые сотрудники: словари, справочники, энциклопедии.

II. 1 часть. Теоретическая.

Словарь – сборник слов в алфавитном порядке с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.

Энциклопедия – справочное издание, содержащее свод знаний по всем или отдельным отраслям.

Справочники — издание, содержащее краткие сведения научного, производственного или прикладного характера, расположенные в определённом порядке.

Все словари делятся на:

-Лингвистические

-Энциклопедические

-Терминологические

Сегодня мы с вами поговорим о лингвистических словарях .

На уроках (особенно на уроках русского языка) вам приходиться пользоваться лингвистическими словарями. Какие из них вы знаете?(Толковый, орфографический фразеологический словарь иностранных слов и др.)

Действительно, лингвистических словарей достаточно много: толковый, орфографический, орфоэпический, словообразовательный, фразеологический, словарь иностранных слов, словари синонимов, антонимов, омонимов, этимологический и др.

Давайте поговорим о некоторых из них.

Для чего нужен толковый словарь?

Толковый словарь. Его назначение – толковать слова. Кроме того, он указывает, к какой части речи принадлежит слово.

В.И.Даль – крупнейший знаток русского языка.. В 1832 г. он выпустил книгу «Русские сказки». Два крупнейших труда Даля – «Пословицы русского народа» (1861-1862 гг.) и «Толковый словарь живого великорусского языка»(1863-1866 гг.) Над этим замечательным памятником русского языка и русской культуры автор беззаветно трудился около 50 лет. За эту работу В.И.Даль был удостоен звания почётного академика Петербургской академии наук. Книга стала одним из основных пособий по русскому языку, не утратившим своего значения до настоящего времени.(обращение к выставке)

Толковый словарь С.И.Ожегова самый популярный из толковых словарей. Вышло в свет 25 изданий этого словаря.

У нас в школе есть словари В.И. Даля, С.И. Ожегова, М.С. Лапатухина

Очень часто школьники пользуются орфографическим словарём.Почему?

Орфографический словарь От греческого слова «Орфо» — правильно, «Графо» — пишу. В словаре показано, как правильно писать слово, куда падает ударение.(Выставка: Школьный орфографический словарь М.Т. Баранова, Орфографический словарь для школьников Н.Г. Ткаченко. Орфографический словарь Д.Н. Ушакова и др.)

При изучении на уроках русского языка темы «Лексикология» мы знакомимся с различного вида лингвистическими словарями. Можете их назвать? Вы знаете назначение этих словарей?

(представляем словари с выставки: «Толковый словарь иностранных слов» Т.В. Новик, «Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников», «Школьный фразеологический словарь» В.П. Жукова, «Словарь Смоленских говоров» Ивановой А.И. и др.)

Как пользоваться словарями? Как быстро найти нужное слово. Нужную информацию?

Материал в словарях расположен по алфавитному принципу. Чтобы быстро найти нужную информацию нужно хорошо знать алфавит. В любом словаре алфавитные буквы расположены вверху на странице. Если словарь достаточно объёмный, многотомный, то алфавитные буквы располагаются на корешке тома П-У.(Рассматривает 4-томник Даля) При нахождении слова обращаем внимание не только на первую букву но и на вторую, третью и т.д.

Так мы быстрее сможем найти слово в объёмном словаре.

III. 2 часть. Практическая.

— Сейчас вы поделитесь на команды, выберите название команды и девиз, мы отправимся путешествовать по станциям. На каждой станции нас ждут задания.

1 станция «Алфавитная»

Чтобы правильно и быстро ориентироваться в словаре, надо хорошо знать алфавит. Сейчас мы проверим, как вы его знаете. Расположите слова в алфавитном порядке. Кто быстрее.

2 станция. « Толкование слов»

Задание: По Толковому словарю записать значение слов

АЛЛЕЯ

ДИСКУССИЯ

НЕВЕЖДА

ПЛАКАТ

3 станция « Орфографическая»

Перед вами листы с изображениями. Запишите словами предметы, которые изображены на рисунках.

(овощи, фрукты и др.) Можно пользоваться словарём.(Но задание на время – работа в команде). Картофель, морковь, горох, помидор, огурец, баклажан; свёкла, чеснок, перец, капуста, кабачок, редис.

4 станция «Орфоэпическая»

Задание: расставьте ударения в словах, правильно произнесите их. Можно пользоваться словарём.(Но задание на время – работа в команде).

КВАРТАЛ

ЩАВЕЛЬ

ЗВОНИТ

КАТАЛОГ

СВЕКЛА

ТОРТЫ

КРАСИВЕЕ

ПОРТФЕЛЬ

ЦЕМЕНТ

СТОРЯР

5 станция «Фразеология»

Задание: замените фразеологизм одним глаголом

Точить лясы.- болтать

Выводить на чистую воду.- разоблачать

Всыпать по первое число.- наказать

Зарубить себе на носу.- запомнить

Реветь белугой — плакать

Как курица лапой – неразборчиво писать

Довести до белого каления – разозлить до предела

IV. Итог. Рефлексия.

Спасибо за активную работу.

Давайте подведем итог нашему уроку.

Какие особенности лингвистических словарей вы можете перечислить?

— для быстрого поиска уметь пользоваться содержанием, указателями.

Надеюсь, что словари станут для вас добрыми друзьями и надежными помощниками по жизни.

Приложение 1.

Маршрутный лист команды

Название _______________________________

Девиз ____________________________________

1 станция «Алфавитная» (5 баллов)

Задание. Расположите слова в алфавитном порядке.

(Конверт с карточками)______________баллов

2 станция. « Толкование слов» (5 баллов)

Задание: по Толковому словарю записать значение слов

(Конверт с карточками)______________баллов

3 станция « Орфографическая» (5 баллов)

Задание. Перед вами листы с изображениями. Запишите словами предметы, изображеные на рисунках.

Можно пользоваться словарём.(Но задание на время – работа в команде).

(Лист с заданием)______________баллов

4 станция «Орфоэпическая» (5 баллов)

Задание: расставьте ударения в словах, правильно произнесите их. Можно пользоваться словарём.(Но задание на время – работа в команде).

(Конверт с карточками)______________баллов

5 станция «Фразеология» (5 баллов)

Задание: замените фразеологизм одним глаголом

(Конверт с карточками)______________баллов

Итого ___________________

Приложение 2.

Карточки. Образцы.

1 задание.

Задание. Расположите слова в алфавитном порядке

1. Велосипед 2.Мотоцикл 3. Трамвай 4. Автобус. 5. Поезд 6. Троллейбус

7. Самолет 8. Катер 9. Лайнер 10. Вертолёт

Запишите цифры ______________________________________

З адание. Расположите слова в алфавитном порядке

1. Тарелка 2.Кружка 3. Ложка 4. Нож 5. Стакан 6. Вилка

7. Чашка 8. Сахарница 9. Бокал 10. Миска

Запишите цифры ______________________________________

2 задание.

Задание: по Толковому словарю записать значение слов

АЛЛЕЯ ______________________________________

ДИСКУССИЯ_________________________________

НЕВЕЖДА ___________________________________

ПЛАКАТ _____________________________________

3 задание.

4 Задание

Задание: расставьте ударения в словах, правильно произнесите их. Можно пользоваться словарём

КВАРТАЛ

ЩАВЕЛЬ

ЗВОНИТ

КАТАЛОГ

СВЕКЛА

ТОРТЫ

КРАСИВЕЕ

ПОРТФЕЛЬ

ЦЕМЕНТ

СТОЛЯР

Задание: расставьте ударения в словах, правильно произнесите их. Можно пользоваться словарём

КВАРТАЛ

ЩАВЕЛЬ

ЗВОНИТ

КАТАЛОГ

СВЕКЛА

ТОРТЫ

КРАСИВЕЕ

ПОРТФЕЛЬ

ЦЕМЕНТ

СТОЛЯР

5 задание

Задание: замените фразеологизм одним глаголом

Точить лясы.- _____________

Выводить на чистую воду.- ___________________________

Всыпать по первое число.- ___________________________

Зарубить себе на носу.- ____________________________

Реветь белугой — ___________________________

Как курица лапой – ___________________________

Довести до белого каления – ____________________________

Задание: замените фразеологизм одним глаголом

Точить лясы.- _____________

Выводить на чистую воду.- ___________________________

Всыпать по первое число.- ___________________________

Зарубить себе на носу.- ____________________________

Реветь белугой — ___________________________

Как курица лапой – ___________________________

Довести до белого каления – ____________________________

  • Рассказ в бане все равны
  • Рассказ в бианки хвосты в занимательной форме знакомит воспитанников с
  • Рассказ бюро лесных услуг
  • Рассказ в бане с дочерью
  • Рассказ в вагоне метро