Рассказ утята и стрекоза

моу варгашинская средняя общеобразовательная школа 1 урок литературного чтения по теме в.в. бианки. сова 2 класс автор: речкалова марина

$ МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок литературного чтения по теме

«В.В. Бианки. Сова»

2 класс

Автор: Речкалова Марина Геннадьевна,

учитель начальных классов

р.п. Варгаши

$2010г.

В.В. Бианки. «Сова»

Цели урока: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки; развивать навыки выразительного чтения;

обогащать словарный запас; развивать умения анализировать поступки героев.

Оборудование: иллюстраци с изображением совы, коровы, мыши, клевера$

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение рассказа «Музыкант».

3. Постановка цели урока

1. Рассказ учителя.

Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного

$ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки — мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним рассказом В.В. Бианки «Сова».

Сова — ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездятся в брошенных гнёздах; других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.

4. Изучение нового материала

$1. Словарная работа.

хо-ро-нишь-ся — хоронишься

сто-ро-нишь-ся — сторонишься

рас-сер-ди-лась — рассердилась

от-ча-ян-ная — отчаянная

пе-ре-кли-ка-ют-ся — перекликаются

за-гля-ды-ва-ют — заглядывают

стар — старик — стариковом

шмель — шмелевые

корм — кормовистый

глаза — глазищами

лез — вылезла

носить — переносить

2. Первичное чтение.

Читает учитель

$З. Проверка усвоения содержания рассказа.

Чем понравился рассказ?

Почему сова рассердилась на старика?

Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

Что стали делать мыши?

Почему шмели нужны лугу?

Что произошло с клевером на лугу?$

Кому был необходим клевер? Почему?

Что произошло с коровой?

Что же пришлось сделать старику?

Простила старика сова?

Ка$к все восстановилось в природе?

5. Физкультминутка «Путешествие на луг»

Ребята, кто был на природе, на лугу?

Давайте сейчас представим, что мы идём на Луг. шагают

Под ногами стелется мягкая травка приседают, гладят траву

Поднимаемся, ладошками по стволу дерева

Покачаем руками вместе с ветвями дерева

Посмотрим направо, налево, ещё раз руки на поясе, повороты

Подышим свежим воздухом 3 раза

6. Закрепление нового материала

1. Словарная работа.

— Как вы понимаете предложения: выписать на доске

1) Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься.

2) Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

З) Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.$

— Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

2. Выразительное чтение.Выборочно

З. Работа над усвоением смысла прочитанного.

Какая связь между совой и чаем старика?

Давайте нарисуем цепочку взаимосвязи.

сова —мыши —шмели —клевер —корова —молоко – чай

$- Ребята, кто главный герой сказки?

— Какая она? (мудрая)

— Какого человека мы называем мудрым? (даёт советы, предупреждает об ошибках)

7. Подведение итогов урока

С каким рассказом познакомились сегодня на уроке?

Кто его автор?

Научила сова чему-нибудь старика?

Какой вывод можно сделать из прочитанного рассказа?

(Животные помогают человеку, а человек должен помогать животным.)

8. Домашнее задание

Выразительно чит$ать сказку.

$

Игра «Отгадай название рассказа»

По опорным словам, отгадайте название рассказа.

СКРИПКА РУЧИИ ЩЕПКА МУЗЫКА МЕДВЕДЬ

(Музыкант.)

СТАРИК МЫШИ КЛЕВЕР КОРОВА

(Сова.)

ДАЧА МАЛЬЧИКИ ЕЖИК

$(Страшный рассказ.)

УТЯТА СТРЕКОЗА АЛЕША

(Храбрый утенок.)

УТКА МАЛЬЧИКИ УТЯТА

(Ребята и утята.)

  1. На кого рассердиллась Сова? (Старик.) 2. Кто обижал утят? (Ребята.) 3. Что хотела украстъ киска? (Сосиски.) 4. С кем поругался старик? (Сова.) 5. Как автор назвал медведя, который играл

на щепке? (Музыкант.) 6. Как звали храброго утенка? (Алёша.) 7. Что разоряли мыши на лугу? (Гнёзда.)

$Что объединяет всех этих героев? (Рассказы о животных.)

Какое слово получилось в выделенных клетках. (Рассказ.)

Игра «Убери лишний персонаж»

СТАРИК СОВА МЫШИ ЛОШАДЬ КОРОВА ШМЕЛЬ

(Лошадь.)

РЕБЯТА УТКА БАРСУК УТЯТА

(Барсук.)

ПЕТЯ ШУРА ЕЖ ТИГР СОВА

(Сова.)

АЛЕША СТРЕКОЗА КОШКА УТЯТА

$ (Кошка.)

МЕДВЕДЬ$ СТАРИК СТАРУХА(Старуха.)

КОШКА ЦЫПЛЁНОК ЩЕНОК

(Цыпленок.)

Игра «Расскажи по картинке»

В игре используются лучшие сюжетные иллюстрации, кото

рые рисовали дети к этому разделу. Например:

Это иллюстрация к рассказу…

Здесь изображены…

Здесь изображен эпизод…

$Расшифруй персонажи рассказов

КОНЕУТ АБЕТРЯ НТУМАЗЫК ОВАС НЕЩКО

В этом квадрате есть повторяющиеся буквы. Зачеркни их.

Из оставшихся букв сложи слово и ты получишь свою

оценку за урок.

Список литературы

Бианки в электронной книге (28 книг)http://lib.dip.net.ua/books/TALES/BIANKI/

Бианки, Виталий Валентинович. Собрание сочинений: Для детей. Т.2: Повести и рассказы/ Виталий Валентинович, Бианки; Коммент. Е. Бианки; Рис. В. Курдова. – Л.: Дет. лит., 1973. – 430 с.: ил.

Бианки, Виталий Валентинович. Собрание сочинений: Для детей. Т.3: Лесная газета. Клуб$ Колумбов /Виталий Валентинович, Бианки; Коммент. Е. Бианки; Рис. В. Курдова. – Л.: Дет. лит., 1975. – 462 с.: ил.

proza/cova.zip

Проверим себя и оценим свои достижения с. 49 — 50

Ответы к стр. 49 — 50

Соотнеси авторов произведений и названия

Страшный рассказ, Кошкин щенок, Ребята и утята, Храбрый утёнок, Музыкант Сова

Житков, Бианки, Чарушин, Толстой, Берестов, Пришвин

Проверь свой вариант по содержанию учебника. Реши, как ты будешь это делать, определи алгоритм действий.

Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.

Проверь по содержанию учебника, правильно ли ты записал названия выбранных тобой произведений.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?

Отметь, что ты хорошо усвоил

Ответы по литературному чтению. 2 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина, Виноградская

1

Corelpainter

Ответы (5):

Share

2

Все приведенные произведения интересны и поучительны, и хотя они небольшого объема, в них поднимаются злободневные темы, в частности — взаимоотношения человека и природы.

Сказка «Ð¥Ñ€Ð°Ð±Ñ€Ñ‹Ð¹ утенок» была написана Борисом Житковым, а «ÐšÐ¾ÑˆÐºÐ¸Ð½ щенок» сочинил Берестов. Занимательный рассказ о мальчишеских страхах принадлежит перу Чарушина, а называется он: «Ð¡Ñ‚рашный рассказ». О заботливой маме-утке писал Пришвин в своем рассказе «Ð ÐµÐ±ÑÑ‚Ð° и утята», а о медведе-музыканте — Виталий Бианки. Мне очень понравился этот рассказ под названием «ÐœÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ð½Ñ‚», и не менее интересным показался рассказ того же автора «Ð¡Ð¾Ð²Ð°».

В учебнике есть оглавление, именно с его помощью можно осуществить проверку авторства того или иного произведения.

На меня произвел впечатление крошечный и необычный рассказ Бианки «ÐœÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ð½Ñ‚». Я никогда не видела, чтобы медведи играли на щепе, да еще и наслаждались произведенными звуками. Автор заставил меня посмотреть на окружающий мир другими глазами — в нем много еще неизведанного и недостаточно изученного.

Рассказ утята и стрекоза

Приведенные произведения призывают нас быть наблюдательными и внимательными, только так можно постичь тайны природы. Они учат нас беречь окружающую нас природу и все живое на планете. Мы должны осознать, что многое зависит от нас — от того, насколько мы будем стремиться сохранить этот живой мир для будущих поколений. Мы должны проявлять доброту и отзывчивость по отношению к животным, развивать в себе наблюдательность и стремление познавать тайны природы.

Share

2

Давайте вспомним, кто из писателей и поэтов какое произведение написал. Со всеми мы уже познакомились. Итак:

  • Борис Степанович Житков придумал историю про утенка Алешу ( «Ð¥Ñ€Ð°Ð±Ñ€Ñ‹Ð¹ утенок» ),
  • рассказ о мальчишках, оставшихся одних дома вечером, под названием «Ð¡Ñ‚Ñ€Ð°ÑˆÐ½Ð°Ñ история» написан Евгением Ивановичем Чарушиным,
  • Михаил Михайлович Пришвин сочинил историю о заботливой маме-утке, утятах и мальчишках ( «Ð ÐµÐ±ÑÑ‚а и утята» ),
  • Берестов Валентин Михайлович в своем стихотворении «ÐšÐ¾ÑˆÐºÐ¸Ð½ щенок» рассказал о щенке,
  • Бианки Виталий Валентинович — автор произведений «ÐœÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ð½Ñ‚» и «Ð¡Ð¾Ð²Ð°».

Мне больше всего понравился рассказ «Ð¡Ñ‚Ñ€Ð°ÑˆÐ½Ð°Ñ история». Такое часто случается, когда боишься того, что непонятно, а воображение дорисовывает картины одна страшнее другой. Нужно не бояться, а просто выяснить, в чем дело. Ведь самые непонятные вещи обычно имеют простое и совсем не страшное объяснение.


Чтобы хорошо относитсься к животным люди должны понмать, что они сильнее, поэтому должны защищать и оберегать братьев наших меньших.

Share

2

Давайте проверим наши достижения по литературному чтению для 2 класса.

Прежде всего соотнесем названия прочитанных рассказов с именами авторов, которые их написали.

«Ð¡Ñ‚рашный рассказ» о мальчиках испугавшихся ежика, написал Чарушин.

Стихотворение «ÐšÐ¾ÑˆÐºÐ¸Ð½ щенок» о приемном сыне кошки, написал Берестов.

Рассказ про храброго утенка Алешу «Ð¥Ñ€Ð°Ð±Ñ€Ñ‹Ð¹ утенок» написал Житков.

Историю о встрече утят и ребят «Ð ÐµÐ±ÑÑ‚а и утята» поведал нам Пришвин.

Ну а рассказы про медведя «ÐœÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ð½Ñ‚» и про незадачливого старика «Ð¡Ð¾Ð²Ð°» написал Бинаки.


Проверить правильно ли мы отметили лучше всего по оглавлению в конце учебника. Находим автора и смотрим какой его рассказ мы читали. Сравниваем с записанным у себя в тетради.


Из этих рассказов мне больше всего понравился «Ð¡Ñ‚рашный рассказ» Евгения Чарушина.


Человек должен быть добрым, отзывчивым, благородным, всегда спешить на помощь, заступаться за слабых. И конечно очень любить природу и животных. Такой человек всегда будет заботиться о меньших братьях.

Share

2

Выполним задания по литературному чтению.

литература задания

Из всех перечисленных названий, «Ð¡Ñ‚рашный рассказ» принадлежит Алексею Чарушину, «Ð ÐµÐ±ÑÑ‚а и утята» — это рассказ, автор которого — Михаил Пришвин, «ÐšÐ¾ÑˆÐºÐ¸Ð½ щенок» небольшое стихотворение Валентина Берестова, «Ð¥Ñ€Ð°Ð±Ñ€Ñ‹Ð¹ утенок» — творение Бориса Житкова, «ÐœÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ð½Ñ‚ сова» написал никто иной, как Виталий Бианки.

Чтобы проверить, верно ли сопоставлены произведения и авторы, следует открыть страницу с произведением и убедиться, взглянув на содержание.

Особенно нравятся рассказы Бориса Житкова «Ð¥Ñ€Ð°Ð±Ñ€Ñ‹Ð¹ утенок», где невозмутимый Алеша спасает друзей-утят и «Ð ÐµÐ±ÑÑ‚Ð° и утята» — небольшое, но очень поучительный и полезный для ознакомления рассказ.

Какими качествами обладает человек, чтобы заботился о братьях меньших? Должен быть добрым, чутким, внимательным, заботливым, отзывчивым, душевным, думать о других.

Share

1

Напишем ответы:

1.»Ð¡Ñ‚рашный рассказ» написал автор Чарушин, а вот стих «ÐšÐ¾ÑˆÐºÐ¸Ð½ щенок» написал Берестов.

Забавный рассказ о утенке Алеше «Ð¥Ñ€Ð°Ð±Ñ€Ñ‹Ð¹ утенок» написал Житков, не менее интересный рассказ «Ð ÐµÐ±ÑÑ‚Ð° и утята» написал Пришвин. Рассказы «ÐœÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ð½Ñ‚» и «Ð¡Ð¾Ð²Ð°» написал Бианки.

2.Проверить автора и произведение можно простым способом: смотрим на оглавление и сравниваем что написали у себя в тетрадке.

3.Мне больше всего понравился рассказ «Ð ÐµÐ±ÑÑ‚Ð° и утята». Этот рассказ учит нас тому, что не нужно обижать животных.

4.Человек должен обладать такими качествами — доброта, внимательность, жалость, сопереживание.

ВВЕДЕНИЕ.

Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот период и формируется темп чтения. Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1 классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Но оказалось, что фактором номер один является скорость чтения. Действительно, ребенок, который не умеет хорошо читать, испытывает огромные трудности при выполнении любого вида работ, ему зачастую не интересно на уроках, он не усидчив, он не хочет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Это прописная истина для каждого учителя

Как проверить технику чтения?

Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:

осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);

скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);

способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);

выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);

правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).

Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники чтения.

Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух раз в год. Делать это следует для того, чтобы следить за

динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.

Как выбрать текст для проверки техники чтения?

Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.

Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.

Текст должен быть размещен на одной странице.

Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать. В процессе чтения первоклассник должен следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку.

Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.

Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ

В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.
1полугодие
Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.
Темп чтения—25-30 слов в минуту.
2полугодие
Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.
Темп чтения — 30-40 слов в минуту.

ОЦЕНИВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ПО НОРМАТИВАМ ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«Просто чудо!»

Более 20 слов

Более 40 слов

«Это здорово!»

16-20 слов

31-40 слов

«Замечательно»

10-15 слов

25-30 слов

«Эх, маловато»

Менее 10 слов

Менее 25 слов

КАК ТРЕНИРОВАТЬ ТЕХНИКУ ЧТЕНИЯ

Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.

Вот некоторые из них:

Жужжащее чтение.

Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.

Чтение перед сном.

Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.

Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.

Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.

На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.

Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.

Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».

Техника чтения за 1 четверть

У Макара кролики. Макар кормил кроликов. Кролики ели морковку и капусту. Кролики у Макара милые!

У Марины кот Мурлыка. Марина купила молоко, масло, сметану и сосиски. Мурлыка украл сосиску. Вот так плут!

У Сани санки. Он катает Марину.

У Милы санки. Она катает Иринку. Им весело.

У Лины корова. Корову зовут Симка. Корова ест траву – осоку. У коровы вкусное молоко.

( 60 слов)

Техника чтения за II четверть

Юля и Юра – юные натуралисты. Они любят природу. Юля и Юра наблюдают и ухаживают за животными в живом уголке.

У Юли мама умеет шить. Она сшила Юле юбку, а папе брюки. Мама учит Юлю шить одежду для кукол.

Летом Юра и Юля ездили на юг. Каждое утро они бежали к морю и любовались кораблями. Потом Юля собирала на берегу ракушки, а Юра нашёл морскую звезду.

(65 слов)

Техника чтения за III четверть

Орёл

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз возле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла камнями.

Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.

Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

(66 слов)

Техника чтения за IV четверть

Утята и стрекоза

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.

(65 слов. Е. Житков)

Дятел

Что делает дятел в лесу? В лесу он живёт и трудится. Птица с красной шапочкой на голове сидит на высокой сосне и стучит сильным клювом по стволу. Зачем он это делает? Дятел спасает деревья от вредных насекомых. Поэтому его часто называют лесным доктором. (43 слова)

Вопросы:

  1. Что у дятла на голове?

  2. Почему дятла называют лесным доктором?

Встреча

Миша идёт по аллее старого парка. Вдруг на дорожку прямо к его ногам выбегает маленький рыжий зверёк. Белка! У белочки пушистый хвост. Она смотрит умными глазками. Белка ждёт угощения. Миша протягивает ей орех. Зверёк доволен. И вот уже на дереве мелькнул её пушистый хвост. (44 слова)

Вопросы:

  1. Кто гулял в парке?

  2. Кого встретил Миша?

  3. Чем мальчик угостил белку?

Храбрецы

Ребята шли в школу. Вдруг выскочила собака. Она с лаем кинулась на ребят. Мальчики бросились бежать. Один Боря остался стоять на месте. Собака перестала лаять и подошла к Боре. Боря погладил ее. Потом Боря спокойно пошел в школу, а собака тихо побрела за ним. (44 слова)

Вопросы:

  1. Куда шли ребята?

  2. Что случилось по дороге?

  3. Как повели себя мальчики?

  4. Что сделал Боря?

Хитрая рыба

Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба. (48 слов) (По Э. Шиму)

 Вопросы:

  1. Где ловил рыбу дедушка?

  2. Почему у него шел лов?

  3. Почему у мальчика сначала рыба не клевала?

Петушок

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Хвост у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Петя зернышко нашел. Зовет он курочку с цыплятами. Они зернышко не поделили — подрались. Петя-петушок их помирил: сам зернышко съел, крыльями замахал, во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!» (49 слов)

Вопросы:

  1. Где ходит петушок?

  2. Что нашел петушок?

  3. Кого он позвал?

  4. Почему цыплята подрались?

Летучие мыши

Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых. Днем летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой. Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна. (51 слово) ( По Ю. Дмитриеву)

 Вопросы:

  1. Какую пользу приносят летучие мыши?

  2. Как спят летучие мыши?

  3. Когда охотятся летучие мыши?

Уточки

Сидит Вася на бережку. Смотрит он, как уточки в пруду плавают: широкие носики в воду прячут. Не знает Вася как уточек домой загнать. Стал Вася уточек кликать: «Ути-ути-уточки! Носики широкие, лапочки перепончатые! Хватит вам червячков таскать, травку щипать — пора вам домой идти. Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут.  (52 слова) (по К. Ушинскому)

Вопросы:

  1. Что Вася делал на бережку?

  2. Какие у уточек носики?

  3. Как Вася уточек звал?

  4. Что сделали уточки?

Зима

Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Матвей и Лера играют в снежки. Андрей и Саша лепят снежную бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью. Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки! (55 слов)

Вопросы:

  1. Кто рад зиме?

  2. Кому тяжело зимой?

  3. Как можно помочь птицам?

Четыре бабочки

Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, жёлтая бабочка и зелёная бабочка. Вдруг прилетела большая чёрная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а зелёная спряталась за листом дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек. (56 слов)

Вопросы:

  1. Какие бабочки летали над цветами?

  2. Почему птица не увидела бабочек?

99771112 17

Тема: Б. Житков «Храбрый утенок».

Цель урока: познакомить детей с творчеством Б.С. Житкова и содержанием рассказа «Храбрый утенок».

Задачи урока:

образовательные:

-познакомить учащихся с новыми произведениями,

-способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,

-организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения,

-организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста, развивающие:

-содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: про себя, вслух;

-создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

-помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала,

воспитывающие:

-содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них;

-способствовать сплочению классного коллектива;

-содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;

-помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Планируемые результаты:

предметные:

научатся: воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, составлять план, подробно пересказывать по плану произведение;

-получат возможность научиться: видеть красоту природы, изображенную в художественном произведении; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.

метапредметные:

познавательные УУД: овладеют навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки;-коммуникативные УУД: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве;-регулятивные УУД: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.

личностные:

проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Оборудование:учебник Л.В. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, портрет Б.С. Житкова, иллюстрации стрекозы и утенка, ноутбук, выставка книг, раздаточный материал.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать и читать

И друг другу помогать.

— Чтобы урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее:

Душу, и сердце в работу вложи.

Каждой секундой в труде дорожи!

II. Речевая разминка.
На доске записано стихотворение:

На птичьем дворе 
Наша уточка с утра… Кря, кря, кря! 
Наши гуси у пруда… Га, га, га! 
Наши курочки в окно…Ко, ко, ко! 
А как Петя-петушок 
Рано-рано поутру 
Нам споет..-Ку-ка-ре-ку!

-Прочитайте это стихотворение (медленно, быстро, с удивлением)

 III. Актуализация знаний.

— Как называется раздел в учебнике, по которому мы работаем? (О братьях наших меньших)

— О ком мы узнаем в этом разделе?

— Почему мы называем животных «меньшими братьями»?

-С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? / «Страшный рассказ»/

— Кто его автор? /Евгений Чарушин/

Тестовая работа.

-Я предлагаю вам, ребята, проверить себя – насколько вы внимательно читали текст дома. Вы читаете предложение. Если правильно — ставите плюс, а если неправильно – минус.

Shape1 1. Мальчиков звали Шура и Петя.

Shape2 2. Без мамы и папы дети не ложились спать.

Shape3 3. В темноте по стене ползал-шуршал таракан.

Shape4 4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

Shape5 5. В углу свернулся шариком ёжик.

Shape6 6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

Shape7 7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

Чтение по ролям.

— Прочитаем диалог, как Шура и Петя уговаривали себя не бояться.

III. Формирование учебной задачи урока.

-А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке. Но прежде угадайте, кто они?

1 .а) На ромашку у ворот

Опустился вертолет.

Золотистые глаза

Кто же это? (стрекоза)

— Что вы знаете о ней?

— В каком произведении вам встречалась стрекоза? ( Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)

— Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)

— Чем она питается?

Какая же стрекоза на самом деле? Расскажет нам Сергей.

Стрекоза — хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых, приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют озорниками. Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.

б) Кто же второй герой?

Удивительный ребенок

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок)

— Почему сказали утенок?

— Как он появляется на свет?

— Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)

— Почему говорят «покрошил яйцо»?

— А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?

-На доске мы видим картинки стрекозы и утенка.

— Итак, наши гости — стрекоза и утенок готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними, и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.

— Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать.

( Б. С. Житков. « Храбрый утенок.»)

— Попробуйте предположить о чем пойдет речь в рассказе?

(высказывания детей)

— Скоро проверим. Верны ли ваши предположения.

-Попробуйте сформулировать задачи урока по алгоритму:

  Узнаем о жизни и творчестве писателя

 — Познакомимся с новым произведением

 — Будем учиться читать произведение выразительно.

III.Работа над новым материалом.

1.Биография Б. С. Житкова

  • Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года в Новгороде, в семье математика и пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание.

  • Борис Житков — известный детский писатель, путешественник. Он свободно разговаривал на многих языках, хорошо играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. В своих произведениях он писал о смелых и гордых людях, о  животных и дальних странах.  Произведения Бориса Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

  • По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом научно-исследовательского судна, ихтиологом, служил морским офицером.

  • Б.С.Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Богатейший жизненный опыт и умение интересно и точно выразить свои мысли на бумаге привели Б.С. Житкова в детскую литературу.

  • Обо всем этом вы можете прочитать в книгах, которые у нас находятся на выставке/выставка/, а если они вас заинтересуют, то взять и прочитать вы можете в нашей школьной библиотеке.

2.Работа с учебником.

а) Словарная работа.

— Но прежде объясним значение некоторых слов для того, чтобы лучше понять содержание рассказа. Внутри волшебной папочки спрятались слова из нашего произведения. Сейчас мы будем их оттуда извлекать и объяснять значение каждого слова для того, чтобы лучше понять содержание сказки.

  • Хозяйка – женщина, ведущая домашнее хозяйство.

  • Рубленые яйца – мелко нарезанные.

  • Храбрец – смелый человек.

  • Хвастун – тот, кто хвастается.

  • Стрекотала – издавала резкие, короткие частые звуки, напоминающие треск.

  • Насилу вырвалась – с большим трудом.

  • Поломанным – место повреждения.

  • Наедались досыта– были сытыми.

б) Первичное знакомство с текстом Б. С. Житков « Храбрый утенок».

( стр. 139 учебника, слушают аудиозапись)

3.Анализ текста с элементами выборочного чтения.

— Понравилось произведение?

— О чём оно?

— Как хозяйка кормила утят?

— Почему утята не ели? Кого они боялись?

— О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

— Кто пришёл в гости к утятам?

— Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?

— Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?

— Прилетала ли стрекоза ещё раз?

— Стоило ли утятам бояться стрекозы? Найдите строки в тексте и прочитайте.

( А злая стрекоза… и потом улетела)

— Что можно сказать об утенке Алеше. Какой он?

— Какова тема текста?

— Чему учит нас это произведение?

4.Физкультминутка

(«Танец маленьких утят»)

IV. Закрепление изученного материала.

1.Работа с иллюстрацией.

— Кого вы видите на рисунке?

— Что делают утята?

— Какой у них вид?

— Что делает стрекоза?

— Найдите и прочитайте отрывок, который подходит к этой иллюстрации.

— Озаглавьте отрывок.

2.Чтение текста по частям и составление плана, рисование словесной иллюстрации.

1ч.

С чего начинается рассказ?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 1 части?

Как озаглавишь 1ч.

Хозяйка кормит утят.

2ч.

Почему утята не ели?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы ко 2 ч.?

Как озаглавишь 2 ч.?

.Утята боятся стрекозы

3ч.

Чему удивлялась хозяйка?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 3 ч.?

Как озаглавишь 3 ч.?

Удивлениехозяйки

4 ч.

Кто к ним приходил в гости?

Что происходило между ними?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 4 ч.?

Как озаглавишь 4 ч

Разговор Алеши с утятами.

5 ч.

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 5 ч.?

Как озаглавишь 5 ч.?

Алёша прогоняет стрекозу.

.

Чем заканчивается рассказ?

Какое чувство испытывают утята?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 6 ч.?

Как озаглавишь 6 ч.?

Довольные утята.

План.

1.Хозяйка кормит утят.

2.Утята боятся стрекозы

3.Удивление хозяйки.

4.Разговор Алеши с утятами.

5.Алеша прогоняет стрекозу

6.Довольные утята.

3.Работа в парах.

Задание:восстановитеплан текста в нужной последовательности.

План .разрезан на отдельные полоски.

V. Итог урока. Рефлексия.

Вопросы от утенка Алеши:

— Какое произведение мы читали на уроке? Кто его главный герой?

— Чему учит нас это произведение?

— Кто автор этого произведения?

— Что вам запомнилось об авторе?

— Что вам понравилось на уроке?

— Что показалось сложным?

— А можете ли вы себя похвалить? За что?

— Менялось ли настроение у вас на протяжении урока? Почему?

— Оцените свою работу на уроке с помощью утят.

— Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)

— Чему ещё научились на уроке? (Выручать друзей из беды).

— Вы молодцы! Спасибо за урок!

— Наши гости — стрекоза и утенок благодарят вас за урок

VI. Домашнее задание

1.Страница 139-141, выразительно читать.

2.Творческий пересказ.

1. Прочитать отрывок, относящийся к иллюстрации, и пересказать его от имени автора.

2. Пересказать отрывок от имени утят.

3. Пересказать отрывок от имени стрекозы.

Рассказ утята и стрекозаРассказ утята и стрекоза

Рассказ утята и стрекоза

Рассказ утята и стрекозаРассказ утята и стрекоза

Рассказ утята и стрекоза

Рассказ утята и стрекозаРассказ утята и стрекоза

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/446568-konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniju-v-3-

Урок литературного чтения 2 класс. «О братьях наших меньших».

Обобщение по разделу. УМК «Школа «России»

Цели урока: развивать воображение, совершенствовать технику чтения, навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к животным и интерес к чтению, повторить и обобщить знания учащихся, развивать память, внимание, мышление, речь, учить правильно излагать свои мысли; развивать творческие способности детей.

Оборудование: презентация, выставка книг и рисунков детей о животных.

Используемые учебники: учебник “Литературное чтение”, 2 класс (авторы :Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий), по программе “Школа России”.

1. Организационный момент.

Я рада видеть каждого из вас
И пусть осень прохладой дышит
Нам будет здесь уютно и тепло,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Давайте ребята друг друга поприветствуем глазами, головой, руками, словами, улыбнёмся друг другу, пожелаем друг другу хорошего настроения.

2. Прочитайте девиз.

Девиз:

Остановись. Постой. И под ноги взгляни.
Живой живому удивись: они ж тебе сродни.

3. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Предположите тему нашего урока?

Мы с вами заканчиваем изучение раздела “О братьях наших меньших”. Сегодня на уроке мы должны вспомнить все произведения, которые изучили. А игры, которые я предложу, помогут нам в этом.

Ребята, произведения каких жанров мы читали в этом разделе?

Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. Писатели старались передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав рассказы о природе и животных, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше.

Какими качествами должны обладать писатели и поэты, чтобы написать данные произведения? Они должны быть влюблены в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в птиц из зверей. Все произведения писателей, которые мы прочитали проникнуты большой любовью к природе.

4. Работа с учебником.

Откройте стр.156. Найдите задание 12. Прочитаем по цепочке слова из книги Н.Сладкова.

На экране появляются герои прочитанных произведений.

Ребята, кого называют “братьями меньшими”?

Сегодня, они пришли к нам на урок, чтобы подвести итог. Давайте назовем их:

медведь-музыкант, мудрая сова, ёжик — ни головы ни ножек, кот Пушок, сорока-белобока, барсук, лиса-плясунья, храбрый утёнок, утка с утятами, добрый слон, злой тигр, бедная ласточка, замерзший воробей, маленький щенок, отважный петушок, корова.

Выберете, герои, каких произведений наши гости?

Работа в парах. Игра “Отгадай название рассказа”

Сейчас по опорным словам попробуйте назвать некоторые произведения:

  • скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь. (“Музыкант”)

  • старик, мыши, клевер, корова. (“Сова”)

  • дача, мальчики, ёжик. (“Страшный рассказ”)

  • утята, стрекоза, Алеша. (“Храбрый утёнок”)

  • утка, мальчики, утята. (“Ребята и утята”)

5.Физминутка – игра.

Мы играем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса

Мы лисицу обхитрим
На носочках побежим.
Вдруг мы видим из куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.

Почему нельзя разорять птичьи гнезда?

6. Работа в группах:

а) Расшифруй персонажи рассказов

КОНЁУТ АБЕТРЯ НТУМАЗЫК ОВАС НЕЩКО АТЧКУО

б) Игра “Убери лишний персонаж”

ПЕТЯ ШУРА ЕЖ ТИГР СОВА (Сова.)

АЛЕША СТРЕКОЗА КОШКА УТЯТА (Кошка.)

МЕДВЕДЬ СТАРИК СТАРУХА (Старуха.)

КОШКА ЦЫПЛЕНОК ЩЕНОК (Цыпленок.)

СТАРИК СОВА МЫШИ ЛОШАДЬ КОРОВА ШМЕЛЬ (Лошадь.)

РЕБЯТА УТКА БАРСУК УТЯТА (Барсук.)

Давайте вспомним содержание произведений и ответим на некоторые вопросы по содержанию.

Кто обижал утят?

Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, какое слово они бы закричали? Кого позвали на помощь? А какое вы слово кричите, когда боитесь? А ваша мама переживает за вас?

Вывод: для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

В каком произведении В. Бианки рассказал, что человеку не обойтись без пользы, приносимой птицами?

— На кого рассердилась Сова? Живут ли у нас совы?

Что вы знаете о совах?( живёт в дупле, ест мышей, ночная птица, она очень хорошо видит только ночью).

Что разоряли мыши на лугу? (Гнёзда)

В каком произведении говорится ещё об одном ночном животном.(“Страшный рассказ”). Назовите это животное. Кто знает загадки о еже?

Какая пословица относится к рассказу Е. Чарушина “Страшный рассказ”?

а) “У страха глаза велики”;

б) “Чем дальше в лес, тем больше дров”;

в) “Ты пожалей и тебя пожалеют”.

— Как автор назвал медведя, который играл на щепке? (Музыкант)

— Как звали храброго утенка? (Алеша) Назовите автора и название произведения этого рассказа.

— В каком стихотворении говорилось об очень доброй собаке? (И.Пивоварова “Жила была собака).

Дети рассказывают наизусть.

Физкультминутка

Вот родился жеребенок,

Встал на ножки, как ребенок,

Потом робко побежал.

«И-го-го!» — он так заржал.

Не бежит он со двора —

Ведь поесть ему пора.

7. Итог урока

Чему научили нас прочитанные произведения?

Вывод: не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

Чтение пословицы

Сей добро, посылай добро, оделяй добром.

8. Чтение учителем стихотворения.

Дети, животные бывают умнее людей. Вы присмотритесь к ним.

В добрых глазах прирученного зверя,

Каждый ребенок прочтет без труда:

“Я полюбил тебя! Я тебе верю!
Ты ведь не бросишь меня никогда?”
В. Берестов

9. Рефлексия.

Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока

10. Исполнение песни “ Воробышек”. 

  • Рассказ уха без соли
  • Рассказ у самого неба евдокимов читать
  • Рассказ улетают журавли опорные картинки
  • Рассказ улыбка рэй брэдбери какой нравственный урок дает этот рассказ
  • Рассказ у мамы в гостях у