Рассказ устрицы краткое содержание

Здесь даны основные сведения о повести в. о. богомолова иван, представлено е краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который

Здесь даны основные сведения о повести В. О. Богомолова «Иван», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этой повести.

Краткие сведения о произведении

«Иван» — это первая повесть Владимира Осиповича Богомолова. Она написана в 1957 году. После опубликования в 1958 году этого произведения в журнале «Знамя» к писателю пришло признание и успех. По мотивам повести режиссёром А. Тарковским снят фильм «Иваново детство».

Главный герой повести

  • Иван Буслов (Бондарев) — мальчик лет одиннадцати. Упрям, настойчив, решителен. Мужественный разведчик. Ненавидит фашистов, которые убили его родных.

Другие персонажи

  • Гальцев — старший лейтенант. Смел, решителен, деликатен. Рассказ ведётся от его имени.
  • Холин — капитан разведывательного отдела штаба армии. Бесцеремонный, даже иногда циничный человек. Очень ценит Ивана, сочувствует ему. Смелый и умный командир.
  • Катасонов — старшина разведчиков, друг Ивана. Вежливый, тихий человек и умелый разведчик.
  • Грязнов — подполковник, начальник разведотдела армии. Суров и справедлив.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Старшему лейтенанту Гальцеву ночью сообщили, что возле берега Днепра задержан мальчик. Оказавшись в блиндаже, мальчик требует, чтобы о нём сообщили в штаб армии. Это оказался юный разведчик, вернувшийся с задания. Гальцев был поражён его силой воли, героизмом. В конце войны старший лейтенант узнал, что Иван был расстрелян фашистами.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

Ночью старшего лейтенанта Гальцева разбудил ефрейтор из взвода, находящегося в боевом охранении. Он сообщил, что задержан человек, который ползал возле берега в воде. У дверей Гальцев увидел дрожавшего от холода мальчишку лет одиннадцати. На нём была мокрая одежда, босые ноги были в грязи.

Гальцев сказал ему стать к печке и назвать себя. Мальчишка сказал, что он Бондарев и чтобы прямо сейчас сообщили в штаб армии пятьдесят первому, что он находится здесь. Гальцев спросил, штаб какой армии ему нужен. Мальчик назвал номер полевой почты штаба их армии.

Гальцев сказал, чтобы он разделся и растёрся. Мальчик снял мокрую одежду и бросил в угол. Лейтенант спросил: «А сушить кто будет?» Мальчик ответил, что ему всё привезут.

Он встал сушиться к печке, и Гальцев увидел у него под лопаткой шрам от пулевого ранения. На вопрос, откуда он и зачем попал к реке, мальчик не ответил, но поняв, что Гальцев иначе не сообщит в штаб, сквозь зубы выдавил: «С того берега». Лейтенант спросил, чем он докажет, на что мальчик сказал, что больше ничего не скажет. Гальцев дал ему ватник вместо мокрой одежды. Он не сообщил о мальчике в штаб армии, а доложил по телефону начальнику штаба полка. Тот, узнав, что мальчик говорит, будто он с того берега, из немецкого тыла, не поверил этому и приказал лейтенанту самому разобраться с ним.

В ходе разговора с мальчиком Гальцев понял, что ему известны начальник разведотдела армии Грязнов и офицер разведотдела Холин. Тогда он снова позвонил в штаб полка и попросил разрешения сообщить в штаб армии о мальчике.

Полковник Грязнов по телефону сказал, чтобы Гальцев выгнал всех из землянки для того, чтобы мальчика не видели и не расспрашивали. Велел дать мальчику бумагу и чернила и распорядился, чтобы то, что он напишет, в пакете сразу отправили в штаб полка с надёжным человеком. Также велел создать пареньку все условия, чтобы помылся, поел и поспал.

Мальчик есть не стал, а сразу начал что-то писать, пересчитывая зёрнышки, семечки и хвою, которые достал из кармана штанов. Писал он около часа, затем положил листы в конверт, который тщательно заклеил. Гальцев отдал пакет связному и велел немедленно доставить его в штаб полка. Затем дал мальчику тёплую воду, и тот стал мыться, потом поел и лёг спать.

Глава 2



Вскоре приехал Холин и, бросившись к мальчику, воскликнул: «Иван!» Они обнялись. Холин сказал мальчику, что Катасонов ждёт его с лодкой на берегу Днепра у Диковки. Мальчик сообщил, что там немцев много на берегу, пришлось добираться вплавь. Холин был изумлён, ведь это чудо, что ночью, в холодной октябрьской воде мальчик всё же выплыл.

Холин сказал Гальцеву, чтобы подогнал машину поближе и приказал часовому никого не пускать сюда. Когда лейтенант вернулся, то увидел, что Иван был одет в военную форму по его росту, а на груди был орден и медаль.

Когда стали есть, мальчик ел немного, сказал, что отвык есть помногу. Холин сказал, что хочет, чтобы Ваня поехал в суворовское училище, но мальчик хотел учиться только после войны, а сейчас — ходить в разведку.

«Ну, Ванюша, прощай!» — сказал Гальцев. «Не прощай, а до свидания!» — поправил мальчик.

Глава 3

В расположение Гальцева пришёл командир взвода из разведроты дивизии Катасонов. Он на наблюдательном пункте смотрел в стереотрубу немецкие позиции на другом берегу Днепра.

Гальцев спросил его о Бондареве. Катасонов ответил: «Чудный малец! Только характерный, беда с ним!» Оказалось, что вышел приказ командующего, чтобы его послать в суворовскую школу, а он твердит, что будет учиться после войны, а теперь хочет воевать, быть разведчиком. Ему жжёт душу ненависть. Не пошлют в разведку — сам уйдёт, уже один раз уходил.

На третье утро приехал Холин и пошёл с Гальцевым осматривать передовую. Когда вернулись в землянку, подъехала машина с Катасоновым и Иваном.

Глава 4

Мальчик выглядел поздоровевшим, настроение у него было бодрое. С Гальцевым он вёл себя дружелюбно, а не насторожённо, как в прошлый раз.

Из разговора Катасонова с Холиным Гальцев понял, что они должны переправить Ивана через Днепр во вражеский тыл. Собираясь за лодкой, Гальцев пристегнул к ремню финку. Мальчику нож очень понравился, и он попросил его у Гальцева. Тот сказал, что не может отдать, так как это подарок. Нож был для Гальцева памятью о его погибшем лучшем друге. Но лейтенант пообещал мальчику подарить другой нож, точно такой.

Когда Холин, Катасонов и Гальцев пошли за лодкой, Холин рассказал Гальцеву, что Иван был и в партизанах, и в лагере смерти. Его отец и сестрёнка погибли, и у мальчика одно на уме — мстить.

Ещё сказал, что два дня уговаривали Ивана поехать в суворовское училище. Командующий разрешил сходить в разведку последний раз. Если не посылать — сам уйдёт. Когда Иван впервые пришёл к разведчикам, они не стали его посылать в разведку, но он сам ушёл. При возвращении наши обстреляли его, ранили в плечо — «ночь была тёмная, а никто ничего не знал!..»

Иван в разведку ходил под видом бездомного побирушки и добывал такие сведения, какие не могли добыть взрослые разведчики.

Холин сказал, что Катасонова срочно вызвал комдив, и он уехал в дивизию. Вместо него Холин взял Гальцева провожать Ивана в разведку.

Глава 5



Холин несколько раз инструктировал мальчика, как пробираться в тыл немцев от берега реки. Затем Иван облачился в гражданскую одежду и стал выглядеть как бездомный мальчишка-беженец. В карманы он спрятал складной ножик и немного затёртых немецких оккупационных марок. Холин положил ему в котомку немного продуктов не армейского, а домашнего приготовления.

По дороге к лодке Гальцев зашёл на пост охранения, чтобы отвлечь находящегося там ефрейтора. Холин с мальчиком незаметно проскользнули к лодке. В траншее Гальцев увидел убитого Катасонова. Ефрейтор сказал, что он был убит наповал, а Холин приказал никому не говорить. Гальцев понял, что мальчика, уходящего на задание, нельзя расстраивать — он не должен знать о гибели своего друга.

Гальцев сел в лодку к Холину и Ивану, и они поплыли на другой берег.

Глава 6

Когда плыли в лодке, лейтенант тихо разговаривал с мальчиком, и тот сказал, что у него осталась одна мать, но где она — неизвестно, а фамилия его настоящая — Буслов.

Спрятав в кустах лодку, они осторожно продвигались к оврагу, по которому мальчик должен пробраться в тыл врага. Холин хотел проводить его по оврагу, но Иван сказал, что Холин — большой, и с ним его заметят. Мальчик неслышно исчез в темноте.

Глава 7

Через насколько минут с той стороны, куда ушёл Иван, послышались шаги — это шёл немецкий боевой дозор. Затем минут через двадцать Холин облегчённо вздохнул: «Ну, кажется, прошёл».

Он с Гальцевым сел в лодку, но они ещё долго не отплывали, чтобы, если будет нужно, высадиться на берег и прийти на помощь мальчику. Когда они вернулись в землянку, Холин упрекнул, что Гальцев пожалел нож для Ивана.

Глава 8



Гальцев не мог отдать этот нож, единственную уцелевшую личную вещь погибшего друга. Но по его просьбе в дивизионной артмастерской слесарь-умелец выточил такую же рукоятку, как у понравившегося Ивану ножика. Эту рукоятку слесарь поставил на новенькую десантную финку. Её Гальцев хотел передать мальчику через Холина или подполковника Грязнова.

Наконец лейтенант встретил Грязнова и попросил передать ножик Ивану. Оказалось, что мальчик ушёл, скорее всего, к партизанам, ушёл сам. Утром должны были отправить в суворовское училище, а ночью он ушёл. Грязнов сказал, что нет Ивану покоя, так как в нём не перекипела ненависть к фашистам.

Глава 9

Гальцев был ранен, и его перевели служить переводчиком разведотдела корпуса.

В Берлине он был в составе группы, созданной для захвата немецких документов и архивов. В одной из папок лейтенант увидел на бланке фотографию Ивана. Из документа узнал, что его задержали около железной дороги, где он наблюдал за движением эшелонов. Показаний Иван никаких не дал, на допросах не скрывал ненависти к фашистам. Мальчика расстреляли, а полицаю, выследившему его, дали денежное вознаграждение (сто марок).

Заключение к краткому пересказу

В повести В. О. Богомолова «Иван» освещена тема участия детей-героев в Великой Отечественной войне.

Идея этого произведения состоит в том, что война является тяжёлым испытанием для детей, от которого они быстрее взрослеют.

Краткое содержание повести «Иван» может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Краткое содержание сердце отдаю детям по главам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В книгах «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» и «Письма к сыну» проблема воспитанника занимает центральное место.

Решая ее, Сухомлинский исходил из необходимости учитывать, с одной стороны, своеобразие развития каждой индивидуальности (характер, темперамент, ум, интересы, желания, эмоции и т.

д.), а с другой те социально-общественные отношения, в которых происходит развитие ребенка (семья, улица, село, друзья, труд, т. е. его микросреда).

Роль директора школы как организатора педагогического коллектива неизмеримо повышается, если учителя видят в его труде пример высокой педагогической культуры, непосредственного воспитателя детей.

Воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка.
Важно Великий русский педагог К. Д. Ушинский назвал директора главным воспитателем школы.

Но при каких условиях осуществляетсяроль главного воспитателя? Уже с первых недель директорской работы факты убеждали в том, что передо мною останется навсегда закрытым путь к сердцу ребенка, если я не буду иметь с ним общих интересов, увлечений и стремлений.

Внимание Без прямого, непосредственного воспитательного влияния на детей я как Директор потеряю самое важное качество педагога-воспитателя — способность чувствовать духовный мирребят.

Педагог тысячу раз убеждался, что, населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину.

Без сказки, без игры воображения ребёнок не может жить, без сказки окружающий мир превратится для него в красивую, но всё же нарисованную на холсте картину; сказка заставляет эту картину ожить.
Слово сказки живёт в детском сознании.

Сердце замирает у ребёнка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину.
Педагог не представлял обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки.

Сказочные образы помогали малышам чувствовать красоту родной земли.
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине.

Чем больше он всматривается в рисунки детей, тем яснее для него становилось, что у малышей свое видение мира, свой язык художественных изобразительных средств, под этот язык не подделаешься, сколько бы ни пытался.

Поэтому Сухомлинский советовал учителям начальных классов: учите детей законам пропорции, перспективы, соразмерности – всё это хорошо, не в то же время дайте простор для фантазии не ломайте детский язык сказочного видения мира.

О нравственном воспитании. Много внимания педагог отдаёт нравственному воспитанию.

Чувства – это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков.

Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди.

Чуткость, впечатлительность души формируется в детстве.

Если упущены детские годы – упущенного никогда не наверстаешь.

Многого маленькому ребёнку ещё невозможно растолковать.

Этот период является периодом становления человека, для учителя же он — огромная часть его жизни. Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям. Книга, которую вы сейчас взяли в руки, посвящена воспитательной работе с начальными классами.

Другими словами, онапосвящена миру детства. А детство, детский мир — это мир особенный.

Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью.

Сухомлинский восхваляет неотъемлемый труд и вклад школьных директоров в современное воспитание, а также описывает свои годы работы в Павлышской школе, ведь именно там он «заинтересовался детьми младшего возраста, особенно первоклассниками» . Он также отводит важную роль «родителям своих воспитанников» т.е.

чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью — отца, мать, братьев, сестер, дедушек и бабушек. В последующих главах особо отмечает то, что ребенок – это прежде всего творческая личность, и поэтому необходимо развить в нем эти качества, в особенности он описывает данные вопросы в таких главах как : школа под голубым небом, наш уголок мечты , каждый ребенок художник и т.д.

Сухомлиинский высоко ценил красоту природы, а также прививал детям любовь к природе и музыке.

Он видит этот путь, прежде всего, через доброе сердце. 33 года безвыездно проработал Сухомлинский в сельской школе. После 10 лет педагогической работы он был назначен директором Павлышевской средней школы.

Уже с первых недель директорской работы он убедился, что путь к сердцу ребёнка навсегда останется для него закрытым, если бы он не имел прямого непосредственного влияния на детей. О личности педагога.

Самое важное качество педагога-воспитателя – способность чувствовать духовный мир ребят.

Сухомлинский был с детьми, переживал их радости и горести. Для воспитателя чувство близости ребёнка является одним из высших наслаждений творческого труда.

Настоящая духовная общность рождается там, где учитель надолго становится другом ребёнка. Подлинная школа – это многогранная духовная жизнь детского коллектива. Кто не знает ребёнка, тот не может быть воспитателем.

Чем больше он всматривается в рисунки детей, тем яснее для него становилось, что у малышей свое видение мира, свой язык художественных изобразительных средств, под этот язык не подделаешься, сколько бы ни пытался.

Поэтому Сухомлинский советовал учителям начальных классов: учите детей законам пропорции, перспективы, соразмерности – всё это хорошо, не в то же время дайте простор для фантазии не ломайте детский язык сказочного видения мира.

О нравственном воспитании. Много внимания педагог отдаёт нравственному воспитанию.

Чувства – это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков.

Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди.

Чуткость, впечатлительность души формируется в детстве.

Если упущены детские годы – упущенного никогда не наверстаешь.

Многого маленькому ребёнку ещё невозможно растолковать.

Этот период является периодом становления человека, для учителя же он — огромная часть его жизни. Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям. Книга, которую вы сейчас взяли в руки, посвящена воспитательной работе с начальными классами.

Другими словами, онапосвящена миру детства. А детство, детский мир — это мир особенный.

Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью.

Сухомлинский восхваляет неотъемлемый труд и вклад школьных директоров в современное воспитание, а также описывает свои годы работы в Павлышской школе, ведь именно там он «заинтересовался детьми младшего возраста, особенно первоклассниками» . Он также отводит важную роль «родителям своих воспитанников» т.е.

чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью — отца, мать, братьев, сестер, дедушек и бабушек. В последующих главах особо отмечает то, что ребенок – это прежде всего творческая личность, и поэтому необходимо развить в нем эти качества, в особенности он описывает данные вопросы в таких главах как : школа под голубым небом, наш уголок мечты , каждый ребенок художник и т.д.

Сухомлиинский высоко ценил красоту природы, а также прививал детям любовь к природе и музыке.

Он видит этот путь, прежде всего, через доброе сердце. 33 года безвыездно проработал Сухомлинский в сельской школе. После 10 лет педагогической работы он был назначен директором Павлышевской средней школы.

Уже с первых недель директорской работы он убедился, что путь к сердцу ребёнка навсегда останется для него закрытым, если бы он не имел прямого непосредственного влияния на детей. О личности педагога.

Самое важное качество педагога-воспитателя – способность чувствовать духовный мир ребят.

Сухомлинский был с детьми, переживал их радости и горести. Для воспитателя чувство близости ребёнка является одним из высших наслаждений творческого труда.

Настоящая духовная общность рождается там, где учитель надолго становится другом ребёнка. Подлинная школа – это многогранная духовная жизнь детского коллектива. Кто не знает ребёнка, тот не может быть воспитателем.

Сюжет[ править править код ] Луис Крид, доктор из Чикаго , переезжает в Ладлоу, штат Мэн в новый дом вместе с женой Рейчел и двумя детьми: Элли и Гейджем. Их соседом становится Джад Крэндалл, проживший всю свою долгую жизнь в этих местах. Луис и Джад становятся друзьями. Через несколько недель Джад приглашает семью Кридов на прогулку по тропинке, начинающейся позади дома. Она ведет их на кладбище домашних животных, где дети хоронили своих любимцев. На следующий день между Луисом и Рейчел возникает спор: Рейчел не одобряет разговоров о смерти и походов в подобные места. Позже выясняется, что Рейчел в детстве получила глубокую психологическую травму из-за смерти сестры Зельды от спинного менингита.

.

.

.

.

.

Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) педагог … Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем. … Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. А.

Быть авторитетом для ребенка значит найти точки соприкосновения как в учебе, так и за ее пределами. Сухомлинский говорит: “Надо стать для ребенка, прежде всего другом, а потом его учить чему-то”. Я полностью согласная с ним, так как без доверия не будет воспитания. Учитель должен дать детям счастье. А в чем заключается это счастье?

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста.

В работах «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» и «Письма к сыну» уделено много внимания сложному и многоплановому процессу общения как педагогической категории. В. А.

Глава 1-10
В бою Саню тяжело ранят, он катапультируется из самолета, его везут в госпиталь. В дороге он видится с Ромашовым. Последний страшно разочарован, поскольку не терял надежды на то, что соперник погибнет.

Поезд обстреливают немцы. Спасаясь из горящего вагона, бывшие друзья бегут в лес. Более сильный и здоровый, Ромашов отбирает у Григорьева документы, оружие и личные вещи, оставляя умирать. Только чудо помогает Сане выжить.

Главы 11-20
Саня долго и тяжело болел. Кости переломанной ноги нужно ломать заново. Подвели легкие, еще несколько недель пролежал с воспалением. Немного подлечившись, Григорьев отправляется в Ленинград, где надеется найти Катю. Не найдя следов жены, он отправляется на Север.

До отъезда Григорьев вновь встречает Ромашова и от него узнает обо всем подлом и низком, что этот человек делал в отношении его семьи.

Зимой у клеток птичьей и звериной «лечебниц» мы мечтали о теплом весеннем дне, когда наши маленькие друзья полетят в голубое небо, попрыгают в рощу. И вот настал долгожданный праздник. Через день после того, как в небе появился первый жаворонок, мы вынесли клетки с птицами и зверюшками на вершину кургана. Степь звенела птичьими голосами. Ребята открыли клетки — и жаворонок, дятел, иволга, заяц оказались на воле. Вот наш жаворонок уже поет в небе; вот он уже устремился к земле… Мы стоим, очарованные красотой, и переживаем радость от того, что сохранили жизнь живым существам. В эти мгновенья в моем представлении рисовалось будущее: каждый год мы приходили на вершину кургана, чтобы отметить праздник жаворонка. Праздник жаворонка стал как бы рубежом, отделяющим весну от лета. Дети считали для себя честью спасти жизнь птенца. У каждого ребенка появился свой «уголок жизни и красоты». Образ жаворонка, неповторимая мелодия, звенящая над залитыми солнцем Полями,- все это навсегда вошло в духовный мир детей. Ребята г. нетерпением ожидали праздник еще и потому, что с этим днем связывались волнения художественного творчества: вместе с матерями они делали из белого пшеничного теста маленьких жаворонков, ласточек, скворцов, снегирей, сорок, соловьев, синичек и приносили свои изделия в школу. Дети воплощали в свои маленькие создания чувство любви к природе, каждый ребенок по-своему выражал свое представление о красоте. Осенью ребята с грустью прощались с перелетными птицами. Это грусть, облагораживающая человеческое сердце. Без нее нет доброты.

  • Бывшие люди
  • В людях
  • Варвары
  • Васса Железнова
  • Воробьишко
  • Встряска
  • Дачники
  • Дед Архип и Лёнька
  • Дело Артамоновых
  • Дети солнца
  • Детство
  • Егор Булычов и другие
  • Жизнь Клима Самгина
  • Коновалов
  • Легенда о Данко
  • Легенда о Ларре
  • Ледоход
  • Макар Чудра
  • Мальва
  • Мать
  • Мещане
  • Мои университеты
  • Мой спутник
  • На дне
  • Несвоевременные мысли
  • Пепе
  • Песня о буревестнике
  • Песня о Соколе
  • Про Иванушку-дурачка
  • Рождение человека
  • Самовар
  • Сказка Случай с Евсейкой
  • Сказки об Италии
  • Старуха Изергиль
  • Страсти-мордасти
  • Супруги Орловы
  • Фома Гордеев
  • Челкаш

Автор от имени главного героя, имя которого не называется, рассуждает о прощании перед отъездом, о горечи разлуки и радости от мысли о возвращении. Повествование ведётся от первого лица — мы будто бы читаем чьи-то путевые записи или размышления.

Разлука сравнивается с одиночеством посреди пустыни — солнце печёт, от жары становится плохо, но вокруг нет ни тени от деревьев, ни прохладного источника. Так автор ощущает отсутствие рядом близких людей, с которыми приходится разлучаться из-за путешествия или отъезда.

Затем герой просыпается от того, что его кибитка наехала на кочку — останавливается на почтовой станции «София». Все дальнейшие главы — это названия почтовых станций, которые проезжает герой по пути из Петербурга в Москву. Останавливаясь там, он встречает разных людей и наблюдает разные ситуации.

Начался дождь, так что герой решил остановиться в первой попавшейся избе. Гостя уложили спать на лавку. Но вскоре он проснулся и начал слушать разговор хозяев — присяжного с женою (об этом путешественник узнал только наутро). Муж рассказал жене историю об одном «государевом наместнике» — он «в молодости своей таскался по чужим землям, выучился есть устерсы [устрицы] и был до них великий охотник». По мере того, как наместник получал новые, более высокие чины, устриц на его столе становилось всё больше. Дано ироничное описание того, как снабжали курьера в Петербург — за устрицами, словно по какому-то очень важному государственному делу.

История повествует о том, как этот наместник повысил в должности (до прапорщика) сержанта Н.Н., который несколько лет ездил в Петербург в качестве курьера, чтобы доставлять начальнику устрицы. «Вот, жена, как добиваются в чины», — закончил рассказ мужчина.

«Так-то наш г. казначей; уже другой раз по его представлению меня отсылают в уголовную палату. Когда бы я с ним был заодно, то бы было не житье, а масленица. – И… полно, Клементьич, пустяки-то молоть. Знаешь ли, за что он тебя не любит? За то, что ты промен берёшь со всех, а с ним не делишься. – Потише, Кузьминична, потише; неравно кто подслушает», — так завершают разговор присяжный с женою.

На почтовой станции следующим утром герой встретил человека, который требовал лошадей без подорожной, не стал торговаться с повозчиками — согласился на предложенную сумму. А после подошёл к путешественнику и попросил «снабдить чем ни есть человека несчастного». В ходе разговора они поехали в одной кибитке и продолжили диалог во время пути. Незнакомец рассказал, что ещё недавно был счастлив с женою, которая была беременна, они были богаты, а в дом их — полон гостей, которые «насыщали праздный свой голод за их счёт». Но оказалось, что судебное дело этого незнакомца попало в уголовную палату и было уже решено — не в его пользу. На самом деле, этот мужчина не был виноват — его обманул лживый человек, которому было доверено дело. Узнав эту ужасную новость, жена его родила раньше срока и умерла вместе с ребёнком. Этот рассказ растрогал героя, он был крайне возмущён и раздосадован, что в государстве дозволены такие несправедливые и жестокие вещи.

Спустя время путешественник уснул. Ему приснилось, что он царь. Сидит на златом престоле, вокруг счастливые подданные, его восхваляющие.

«На твёрдом коромысле возвешенные зрелися весы. В единой из чаш лежала книга с надписью “Закон милосердия”; в другой – книга же с надписью “Закон совести”». Только одна женщина из всех собравшихся стояла вдалеке и вздыхала. «Я – врач, присланный к тебе и тебе подобным, да очищу зрение твоё. Какие бельма!», — сказала незнакомка монарху.

Коснувшись глаз его, она сняла толстую пелену с них. И тогда герой увидел всю правду: в его государстве вовсе не всё было так чудесно, как казалось раньше. Вокруг трона оказались одни обманщики да льстецы. Следует разоблачение всего замечательного, описанного раннее.

«Одежды мои, столь блестящие, казалися замараны кровию и омочены слезами. На перстах моих виделися мне остатки мозга человеческого; ноги мои стояли в тине».

В конце главы герой просыпается и обращается к любому властителю любой страны: «…если, читая сон мой, ты улыбнёшься с насмешкою или нахмуришь чело, ведай, что виденная мною странница отлетела от тебя далеко и чертогов твоих гнушается».

Недавно проснувшись, герой чувствовал, что голова его ужасно болит и «свинцовой тяжелее». Тогда он вспомнил совет своей няни Клементьевны о том, что от головной боли спасает кофе — нянюшка пила чашек пять за раз. Но путешественник с непривычки не осилил такое количество кофе и угостил незнакомца, сидевшего в углу. У них завязался разговор.

Оказалось, этот человек — «из новогородской семинарии и шёл пешком в Петербург повидаться с дядею, который был секретарём в губернском штате. Но основной целью было обучение. Новый знакомец видел недостаток в просвещении в России. Он говорит о том, что лучше было бы преподавать науки на «языке российском» — так многим было бы понятнее и «просвещении доходило бы до всех спешнее». Семинарист рассуждает о том, как люди заблуждаются, о литературе и писателях, о невежестве и просвещении.

Подъезжая к Новгороду, путешественник вспоминает историю Новгорода и Новгородской республики:

«Известно по летописям, что Новгород имел народное правление. Хотя у их были князья, но мало имели власти».

Стоя на мосту у реки ВОлхов, герой вспоминает о поступке царя Ивана Васильевича Грозного, который некогда завоевал Новгород. Путник рассуждает о том, какое монарх на то право имел и имел ли. Размышления свои он заканчивает так:

«…Примеры всех времян свидетельствуют, что право без силы было всегда в исполнении почитаемо пустым словом. – Вопрос: что есть право гражданское? Ответ: кто едет на почте, тот пустяками не занимается и думает, как бы лошадей поскорее промыслить».

Пока переменяли лошадей, путник взобрался на гору. Говорят, раньше на месте села Бронницы стоял город Холмоград с древним капищем. Сейчас же на том месте церковь. Взбираясь на высоту, герой думал о неизвестности будущего, о мудрости, о познании жизни.

«Возвратись в дом свой, возвратись к семье своей; успокой востревоженные мысли; вниди во внутренность свою, там обрящешь моё божество». У церкви путешественник обратился к Богу. «Если смертный в заблуждении своём странными, непристойными и зверскими нарицает тебя именованиями, почитание его, однако же, стремится к тебе, предвечному, и он трепещет пред твоим могуществом».

Действие повести разворачивается в период, когда в Российской империи рушатся феодальные устои. Иван Флягин, выходец из крепостных, рассказывает необычные, крайне увлекательные истории из жизни случайным попутчикам. Будучи заложником судьбы, главный герой совершил в молодые годы тяжкие преступления и считает себя великим грешником.

В книгах «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» и «Письма к сыну» проблема воспитанника занимает центральное место.

Решая ее, Сухомлинский исходил из необходимости учитывать, с одной стороны, своеобразие развития каждой индивидуальности (характер, темперамент, ум, интересы, желания, эмоции и т.

д.), а с другой те социально-общественные отношения, в которых происходит развитие ребенка (семья, улица, село, друзья, труд, т. е. его микросреда).

Роль директора школы как организатора педагогического коллектива неизмеримо повышается, если учителя видят в его труде пример высокой педагогической культуры, непосредственного воспитателя детей.

Воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка.
Важно Великий русский педагог К. Д. Ушинский назвал директора главным воспитателем школы.

Но при каких условиях осуществляетсяроль главного воспитателя? Уже с первых недель директорской работы факты убеждали в том, что передо мною останется навсегда закрытым путь к сердцу ребенка, если я не буду иметь с ним общих интересов, увлечений и стремлений.

Внимание Без прямого, непосредственного воспитательного влияния на детей я как Директор потеряю самое важное качество педагога-воспитателя — способность чувствовать духовный мирребят.

Педагог тысячу раз убеждался, что, населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину.

Без сказки, без игры воображения ребёнок не может жить, без сказки окружающий мир превратится для него в красивую, но всё же нарисованную на холсте картину; сказка заставляет эту картину ожить.
Слово сказки живёт в детском сознании.

Сердце замирает у ребёнка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину.
Педагог не представлял обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки.

Сказочные образы помогали малышам чувствовать красоту родной земли.
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине.

Сухомлинский В.А. — Сердце отдаю детям (1973г.)

Чем больше он всматривается в рисунки детей, тем яснее для него становилось, что у малышей свое видение мира, свой язык художественных изобразительных средств, под этот язык не подделаешься, сколько бы ни пытался.

Поэтому Сухомлинский советовал учителям начальных классов: учите детей законам пропорции, перспективы, соразмерности – всё это хорошо, не в то же время дайте простор для фантазии не ломайте детский язык сказочного видения мира.

О нравственном воспитании. Много внимания педагог отдаёт нравственному воспитанию.

Чувства – это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков.

Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди.

Чуткость, впечатлительность души формируется в детстве.

Если упущены детские годы – упущенного никогда не наверстаешь.

Многого маленькому ребёнку ещё невозможно растолковать.

Этот период является периодом становления человека, для учителя же он — огромная часть его жизни. Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям. Книга, которую вы сейчас взяли в руки, посвящена воспитательной работе с начальными классами.

Другими словами, онапосвящена миру детства. А детство, детский мир — это мир особенный.

Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью.

Сухомлинский восхваляет неотъемлемый труд и вклад школьных директоров в современное воспитание, а также описывает свои годы работы в Павлышской школе, ведь именно там он «заинтересовался детьми младшего возраста, особенно первоклассниками» . Он также отводит важную роль «родителям своих воспитанников» т.е.

чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью — отца, мать, братьев, сестер, дедушек и бабушек. В последующих главах особо отмечает то, что ребенок – это прежде всего творческая личность, и поэтому необходимо развить в нем эти качества, в особенности он описывает данные вопросы в таких главах как : школа под голубым небом, наш уголок мечты , каждый ребенок художник и т.д.

Сухомлиинский высоко ценил красоту природы, а также прививал детям любовь к природе и музыке.

Скачать В книгу вошли широко известные произведения В.

А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», а также «Письма к сыну».

Названные произведения тематически связаны между собой и составляют своеобразную трилогию, в которой автор поднимает актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши.

Предназначается для учителей, воспитателей общеобразовательных школ, работников народного образования, студентов и преподавателей педагогических вузов.

Анализ книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»

Комитет по разработке приоритетных региональных проектов развития территорий и проекта «Байкал – Великое озеро Великой страны» прошел в Правительстве Иркутской области с участием заместителя директора Департамента экономики и финансов Правительства РФ Антона Григорова.

Ты, наверное, не хочешь чтобы твоя студенческая жизнь была скучна и бесполезна? А знаешь где она может стать яркой насыщенной и настоящей? Где ты широко сможешь раскрыть свои таланты и стать раскрепощённым молодым человеком, смело шагающим по жизни? Ах дааа… Ты же ещё не в курсе, что СПО «Данко» набирает новых бойцов в свой отряд.
В свою очередь, мать горячо с ним спорила, что жизнь в Багрово, где ее никто не любит, плохо скажется на ее здоровье. В этот раз отец решил сделать по своему, и переезд в деревню отложили до лета, пока мать не подарит Сереже братика или сестричку.

Дорога в Багрово, занявшая двое суток, оставила у мальчика «самое тягостное и неприятное воспоминание». Он очень переживал за мать, которая всю дорогу «чувствовала тошноту и головокруженье». На подъезде к Багрово, возок, в котором ехали дети и нянюшки, опрокинулся, и Сережа сильной ударился головой.

По мнению Василия Александровича Сухомлинского, сущность педагогической деятельности заключается в воспитании учащихся, формировании и развитии их личности. Любовь к детям – это основа педагогики. Воспитание и образование должны основываться на принципах гуманности и признания личности ребенка.

Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) педагог … Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем. … Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. А.

Быть авторитетом для ребенка значит найти точки соприкосновения как в учебе, так и за ее пределами. Сухомлинский говорит: “Надо стать для ребенка, прежде всего другом, а потом его учить чему-то”. Я полностью согласная с ним, так как без доверия не будет воспитания. Учитель должен дать детям счастье. А в чем заключается это счастье?

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста.

В работах «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» и «Письма к сыну» уделено много внимания сложному и многоплановому процессу общения как педагогической категории. В. А.

По сравнению с жизнью у тетки в Багрово «все было тихо, глухо, пусто». После масленицы к одной из сестер отца приехал свататься Митенька Рожнов, чьей главной и единственной потребностью было чревоугодничество. После обеда «тетушка объявила, что ни за что на свете не пойдет за такого урода и увальня», чему Сережа был очень рад.

Однажды злющий-презлющий тролль, сам дьявол, смастерил волшебное зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось, а негодное и безобразное становилось ещё хуже. Ученики тролля бегали с зеркалом повсюду, считая, что теперь можно увидеть «весь мир и людей в настоящем свете».

В данном труде автор дает ценные советы не только учителям, но и родителям, в процессе воспитания их детей. Интересные, новые приемы и методы преподавания, которые можно использовать в начальном звене.

Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) педагог … Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем. … Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо.

В своей книге В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. “Меня поражало, – говорит Сухомлинский – что восхищение детей красотой переплеталась равнодушием к судьбе прекрасного.

В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.

Обрести друзей, веру в себя, привить любовь к труду, к детям и развить определённые положительные качества-всё эти возможности даёт нам студенческий педагогический отряд ДАНКО.

Дорогой друг! Ты, наверное, не хочешь чтобы твоя студенческая жизнь была скучна и бесполезна? А знаешь где она может стать яркой насыщенной и настоящей? Где ты широко сможешь раскрыть свои таланты и стать раскрепощённым молодым человеком, смело шагающим по жизни? Ах дааа… Ты же ещё не в курсе, что СПО «Данко» набирает новых бойцов в свой отряд.

Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности как в нашей стране, так и за рубежом. Василий Александрович Сухомлинский – педагог, сформировавшийся в условиях советской действительности. Его мировоззрение складывалось под благотворным влиянием идей Коммунистической партии.

Мне посчастливилось в нём поучавствовать 3 раза! Сказать о том, что это гамма самых добрых, позитивных эмоций, ничего не сказать. И конечно причиной тому, это люди которые принимают активное участие в этом: участники конкурса, организаторы, группа поддержки, пресс-служба( благодаря им можно вспоминать об этом событии еще долгие годы), ну и конечно наши помощники.

В.А.Сухомлинский. Сердце отдаю детям

Важно Чем больше он всматривается в рисунки детей, тем яснее для него становилось, что у малышей свое видение мира, свой язык художественных изобразительных средств, под этот язык не подделаешься, сколько бы ни пытался.

Поэтому Сухомлинский советовал учителям начальных классов: учите детей законам пропорции, перспективы, соразмерности – всё это хорошо, не в то же время дайте простор для фантазии не ломайте детский язык сказочного видения мира. О нравственном воспитании. Много внимания педагог отдаёт нравственному воспитанию.

Если упущены детские годы – упущенного никогда не наверстаешь. Многого маленькому ребёнку ещё невозможно растолковать.

Здоровье вливается в детский организм животворным источником тогда, когда после трудового напряжения ребенок отдыхает. Быть в движении — одно из важных условий физической закалки. На следующий день мы расположились на лужайке школьной усадьбы.
Перед нами был школьный сад и опытный участок, освещенные осенним солнцем.

Предисловие Шура любовался легкими пушистыми облаками, плывущими по небу. Сереже нравились гуси на зеркальной поверхности пруда. Даньку захотелось нарисовать рыбок — он с воодушевлением рассказывал о том, как однажды с дядей ходил на рыбалку: Дети рисовали с увлечением, Я много читал о методике уроков рисования, а теперь передо мной были живые дети.

Я увидел, что детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка.

Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Ведь без доброты – подлинной доброты сердца, которую один человек отдаёт другому – невозможна душевная красота. Корень, источник доброты – в создании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой. Педагог вспоминает слова Я.

Корчака: «Светлый ребячий демократизм не знает иерархии. Близки ему собака и птицы, ровня – собачка и цветок. В камушке и ракушке видит он брата». Да, всё это так, но добрый ребёнок не свалится с неба. Его надо воспитать. Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить корнями в детство. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности.

Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. Самое большое зло – это эгоизм, индивидуализм отдельных родителей.

Иногда это зло выливается в слепую, инстинктивную любовь к своему ребёнку.
Если отец и мать все силы своего сердца отдают детям, если за ними не видят других людей – это гипертрофированная любовь в конце концов оборачивается несчастьем.

Как важно, чтобы первые мысли о добром, сердечном — о любви человека к человеку – пробуждались на личном опыте, чтобы самыми дорогими для ребёнка стали мать и отец. О природе.

Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

Здесь мне хотелось увидеть свои убеждения в живом творческом деле. Чем больше я стремился претворить свои убеждения в практику, тем яснее становилось, что руководство учебно-воспитательной работой — это правильное сочетание решения идеологических и организационных задач в масштабе всей школы с личным примером в работе.

Роль директора школы как организатора педагогического коллектива неизмеримо повышается, если учителя видят в его труде пример высокой педагогической культуры, непосредственного воспитателя детей. Воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. Великий русский педагог К.

Ушинский назвал директора главным воспитателем школы.

Эссе Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.

Внимание Книга состоит из двух глав: «Школа радости» и «Годы детства». Можно сказать, что это труд по дошкольной педагогике и педагогике начальных классов. Однако автор предупреждает, что это не универсальное пособие по обучению.
книги он формулирует так: труд посвящен сердцу педагога.

Что должно быть главным в сердце учителя, чтобы он мог отдать его детям? Без раздумий отвечает: любовь к детям. Сухомлинского волнуют вопросы воспитания, которые могли родиться только в чутком и великодушном сердце, как у него.

Как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как помочь ему учиться, облегчить его умственный труд, как пробудить в его душе благородные чувства, воспитать человеческое достоинство и веру в доброе начало в человеке? Благо, педагог даёт ответы на все вопросы.

Книга посвящена миру детства. И Сухомлинский помогает найти ключ к этому сказочному дворцу.

Уважаемые читатели,коллеги — учителя, воспитатели, директорашкол!

Этот труд являетсяитогом многолетней работы в шко­ле —итогом раздумий, забот, тревог, волнений.

Тридцатьтри года безвыездной работы в сельскойшколе были для меня большим, ни с чем несравнимым счастьем. Я посвятил своюжизнь детям, и после длитель­ныхраздумий назвал свой труд «Сердце отдаюдетям», полагая, что имею на это право.

Хочется рассказать педа­гогам — итем, кто трудится в школе сейчас, и тем,кто придет в школу после нас, — о большомпериоде своей жизни — периоде, которыйравен десятилетию.

От того дня, когдамаленький ребенок-несмышленыш, какчасто мы, педагоги, называем его, приходитв школу, до той тор­жественной минуты,когда юноша или девушка, получая из рукдиректора аттестат за среднюю школу,становится на путь самостоятельнойтрудовой жизни.

Этот период являетсяпериодом становления человека, дляучителя же он — огромная часть егожизни. Что самое главное было в моейжизни? Без раздумий отвечаю: любовь кде­тям.

Можетбыть, вы, уважаемый читатель, с чем-то вмоем труде не согласитесь, возможно,что-нибудь в нем пока­жется вамстранным, удивительным, заранее прошувас: не рассматривайте эту книгу какуниверсальное пособие по обучениюдетей, подростков, юношей, девушек.

Есливыразиться на языке педагогическойтерминологии, то этот труд посвященвнеклассной воспитательной работе (иливоспитательной работе в узком смыслеэтого поня­тия). Я не ставил своейзадачей охватить урок, все дидак­тическиедетали процесса изучения основ наук.Если говорить на языке тонких человеческихотношений, то этот труд посвящен сердцупедагога.

Я стремился рассказать о том,как ввести маленького человека в мирпознания окружающей действительности,как помочь ему учиться, облегчить егоумственный труд, как пробудить и утвердитьв его Душе благородные чувства ипереживания, как воспитать человеческоедостоинство, веру в доброе начало вче­ловеке, безграничную любовь кродной советской земле, как заронить втонкий ум и чуткое сердце ребенка первыезер­на верности возвышеннымкоммунистическим идеалам.

Книга,которую вы сейчас взяли в руки, посвященавос­питательной работе с начальнымиклассами. Другими сло­вами, онапосвящена миру детства. А детство,детский мир — это мир особенный.

Детиживут своими представ­лениями о добреи зле, чести и бесчестии, человеческомдостоинстве; у них свои критерии красоты,у них даже свое измерение времени: вгоды детства день кажется го­дом, агод — вечностью. Имея доступ в сказочныйдворец, имя которому — Детство, я всегдасчитал необходи­мым стать в какой-томере ребенком.

Только при этом условиидети не будут смотреть на вас как начеловека, слу­чайно проникшего заворота их сказочного мира, как на сторожа,охраняющего этот мир, сторожа, которомубезраз­лично, что делается внутриэтого мира.

  • Валерий Пякин. Вопрос-Ответ от 17 мая 2021 г. [Фонд Концептуальных …
  • Девятов А.П. «Кризис будущего или перспективы светлые» 14-05-2021 …
  • Ученые обнаружили на Луне огромный НЛО / Этот факт можно объяснить …
  • Какие сейчас наиболее востребованные для Вас информационные …
  • Вопросы управления. Родовые поместья Анастасии, с позиции ДОТУ, это …
  • Вопросы управления. Проясните разницу между понятиями «принять …
  • План Андропова по развалу СССР. Александр Колпакиди [13.05.2021] …
  • Михаил Хазин — как устроена Власть, маски Владимира Путина и как …
  • «Когда вы перестанете врать» Е.Ю.Спицын на радио Аврора. Прямой …
  • 30 лет развалу СССР. Андрей Фурсов о виновных, причинах и уроках …
  • Сталин против номенклатуры. Юрий Мухин [14.05.2021] [Концептуал ТВ]
  • 108 Zanin Vadim: @gladio M 20 мая 2021г. в 20:41:@Zanin Vadim 20 мая …
  • 82 Каку Ся: 14.01.2021?), Tease)))
  • 74 Старцев Андрей: @vodjanitsa 20 мая 2021г. в 01:28:Зазнобин В.М. …
  • 55 engineer: @Ingvar Bohutsky 20 мая 2021г. в 10:34:я, имеющий …
  • 22 vodjanitsa: @Sh.Insan 20 мая 2021г. в 23:23:Горе академики уставшие …
  • 22 Андрей: @gladio M 20 мая 2021г. в 20:41:В последний раз видел НЛО …
  • 13 Алексей БелоРусский: @Старцев Андрей 19 мая 2021г. в 16:34:А что есть …
  • 12 Andy: Это вредно. Ребят, ну это совсем дно. таких фейков в сети …
  • 10 Аматикаи: Почему экономист Хазин говорит о девальвации рубля как о …
  • 10 Коля: Чаще всего используется неточный вариант фразы — «Слухи о …
  • 9 Скиф: @Старцев Андрей 20 мая 2021г. в 06:41:Ещё один из …
  • 8 gladio M: @Zanin Vadim 20 мая 2021г. в 20:12:Как отличить фейк от …
  • 8 AMX: …
  • 8 Кот: А мне вики по этому поводу не требуется, прожито …
  • 7 Вадим Пьянзин: Вот именно. Чтобы получить урожай с земли, технике нужно …
  • 6 Промузг: В чём именно проявляется опппозиционнность у Платошкина и …
  • 6 ddd2000: Думаю, как раз неплохое дополнение к Вашей дефектной …
  • 5 Василий Буслаев: Это вредно. Ложь. Ни одно из ныне существующих «сми» не …
  • 5 Tassadar of the Templar: В любом случае нам все же придется заниматься …
  • 5 Ingvar Bohutsky: предыдущая ссылка, так сказать, для «наглядности», сути …

Сухомлинский сердце отдаю детям краткое содержание читать онлайн

Загрузка.

О. Сухомлинская СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ Постановлением ЦК Компартии Украины.

и Совета Министров Украинской ССР Сухомлинскому Василию Александровичу за книгу «Сердце отдаю детям» присуждена Государственная премия Украинской ССР в области науки и техники 1974 года. ПРЕДИСЛОВИЕ Уважаемые читатели, коллеги — учителя, воспитатели, директора школ! Этот труд является итогом многолетней работы в школе-итогом раздумий, забот, тревог, волнении.

Тридцать три года безвыездной работы в сельской школе были для меня большим, ни с чем не сравнимым счастьем. Я посвятил свою жизнь детям и после длительных раздумий назвал свой труд «Сердце отдаю детям», полагая, что имею на это право.

Хочется рассказать педагогам — и тем, кто трудится в школе сейчас, и тем, кто придет в школу после нас,- о большом периоде своей жизни — периоде, который равен десятилетию.

От того дня, когда маленький ребенок-несмышленыш, как часто мы, педагоги, называем его, приходит в школу, до той торжественной минуты, когда юноша или девушка, получая из рук директора аттестат за среднюю школу, становится на путь самостоятельной трудовой жизни.

Этот период является периодом становления человека, для учителя же он — огромная часть его жизни. Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям.

Может быть, вы, уважаемый читатель, с чем-то в моем труде не согласитесь, возможно, что-нибудь в нем покажется вам странным, удивительным, заранее прошу вас: не рассматривайте эту книгу как универсальное пособие по обучению детей, подростков, юношей, девушек. Если выразиться на языке педагогической терминологии, то этот труд посвящен внеклассной воспитательной работе (или: воспитательной работе в узкой смысле этого понятия). Я не ставил своей задачей охватить урок, все дидактические детали процесса изучения основ наук.

Если говорить на языке тонких человеческих отношений, то этот труд посвящен сердцу педагога. Я стремился рассказать о том, как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как помочь ему учиться, облегчить его умственный труд, как пробудить и утвердить в его душе благородные чувства и переживания, как воспитать человеческое достоинство, веру в доброе начало в человеке, безграничную любовь к родной советской земле, как заронить в тонкий ум и чуткое сердце ребенка первые зерна верности возвышенным коммунистическим идеалам.

Книга, которую вы сейчас взяли в руки, посвящена воспитательной работе с начальными классами. Другими словами, она посвящена миру детства. А детство, детский мир — это мир особенный.

Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год вечностью.

Имея доступ в сказочный дворец, имя которому-Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного

  • В.А.Сухомлинский. Сердце отдаю детям
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • «ШКОЛА РАДОСТИ»
  • ПЕРВЫЙ ГОД-ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ
  • РОДИТЕЛИ МОИХ ВОСПИТАННИКОВ
  • ШКОЛА ПОД ГОЛУБЫМ НЕБОМ
  • НАШ УГОЛОК МЕЧТЫ
  • ПРИРОДА-ИСТОЧНИК ЗДОРОВЬЯ
  • КАЖДЫЙ РЕБЕНОК-ХУДОЖНИК
  • ЗАБОТА О ЖИВОМ И ПРЕКРАСНОМ
  • НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ В МИР ТРУДА
  • МЫ СЛУШАЕМ МУЗЫКУ ПРИРОДЫ
  • ЗИМНИЕ РАДОСТИ И ЗАБОТЫ
  • ПЕРВЫЙ ПРАЗДНИК ЖАВОРОНКА
  • КАК МЫ УЧИЛИСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ
  • ТЫ ЖИВЕШЬ СРЕДИ ЛЮДЕЙ, МОЙ СЫН
  • НАШ КОЛЛЕКТИВ-ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ
  • МЫ ЖИВЕМ В САДУ ЗДОРОВЬЯ
  • МЫСЛИ НАКАНУНЕ ПЕРВОГО УЧЕБНОГО ГОДА
  • ГОДЫ ДЕТСТВА
  • ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЬЕ И ЕЩЕ РАЗ ЗДОРОВЬЕ
  • УЧЕНИЕ-ЧАСТИЦА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
  • ТРИСТА СТРАНИЦ «КНИГИ ПРИРОДЫ»
  • ОТ МИРА ВЕЩЕЙ-К ОБЩЕСТВУ. ЧТО ОТКУДА БЕРЕТСЯ?
  • ТЫСЯЧА ЗАДАЧ ИЗ ЖИВОГО ЗАДАЧНИКА
  • НАШИ «ПУТЕШЕСТВИЯ» ПО ЗЕМНОМУ ШАРУ
  • ЧТО ТАКОЕ ИМПЕРИАЛИЗМ?
  • ДАЙТЕ РЕБЕНКУ РАДОСТЬ УМСТВЕННОГО ТРУДА, РАДОСТЬ УСПЕХА В УЧЕНИИ
  • КОМНАТА СКАЗКИ
  • ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ — НАШ «ОСТРОВ ЧУДЕС»
  • ПЕСНЯ ОТКРЫВАЕТ ПЕРЕД РЕБЕНКОМ КРАСОТУ МИРА
  • КНИГА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РЕБЕНКА
  • РОДНОЕ СЛОВО
  • НАШ УГОЛОК КРАСОТЫ
  • У ИСТОКОВ ЖИЗНЕННОГО ИДЕАЛА
  • С ДУМОЙ О КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
  • НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ И ДНЯ БЕЗ ТРЕВОГИ О ЧЕЛОВЕКЕ
  • ТРУД ОДУХОТВОРЕН БЛАГОРОДНЫМИ ЧУВСТВАМИ
  • ВЫ БУДУЩИЕ ХОЗЯЕВА СВОЕЙ РОДИНЫ, ЮНЫЕ ЛЕНИНЦЫ
  • ДЕТИ ВСТУПАЮТ В ОРГАНИЗАЦИЮ ЮНЫХ ЛЕНИНЦЕВ
  • ЗВЕНО «СМЕЛЫХ И БЕССТРАШНЫХ»
  • МЫ ПРОЩАЕМСЯ С ЛЕТОМ
  • РОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНИНА
  • ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСТВЕ
  • ДВА ИСТОЧНИКА ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСТВЕ И ОТРОЧЕСТВЕ
  • ДИСЦИПЛИНА И САМОДИСЦИПЛИНА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД КОЛЛЕКТИВОМ И ПЕРЕД
  • ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА НАШЕГО ВРЕМЕНИ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСТВЕ И
  • ПРОТИВОРЕЧИЯ ОТРОЧЕСТВА
  • ФИЗИЧЕСКАЯ И ПСИХИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОДРОСТКА. ЧЕЛОВЕК СЛОВНО ВТОРИЧНО
  • РОЖДЕНИЕ МУЖЧИНЫ, РОЖДЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ
  • МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ — МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • РЕЖИМ ПИТАНИЯ, ТРУДА И ОТДЫХА
  • НАШ ТРУД И ОТДЫХ ВО ВРЕМЯ КАНИКУЛ
  • БЕРЕГИТЕ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ ПОДРОСТКА!
  • ПСИХИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ПОДРОСТКА
  • МИРОВОЗЗРЕНИЕ И УБЕЖДЕННОСТЬ
  • РУКА И РАЗУМ
  • «ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ»
  • ДВЕ ПРОГРАММЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
  • «КОМНАТА МЫСЛИ»
  • САМООБРАЗОВАНИЕ
  • ОБМЕН ДУХОВНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ
  • ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ И УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
  • СТАНОВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ. РОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНИНА
  • ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА, НРАВСТВЕННОСТЬ И АТЕИЗМ
  • ЭЛЕМЕНТАРНАЯ МОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
  • МОРАЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ
  • ИДЕИ СТАНОВЯТСЯ УБЕЖДЕНИЯМИ
  • ЧЕЛОВЕК И КОЛЛЕКТИВ
  • ВЛЮБЛЕННОСТЬ
  • ПИОНЕРСКАЯ И КОМСОМОЛЬСКАЯ РОМАНТИКА
  • МОРАЛЬНАЯ СТОЙКОСТЬ
  • ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • ПОЗНАНИЕ ИДЕЙ
  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА
  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ И МОРАЛЬНЫХ ИДЕЙ,
  • ЭМОЦИИ И ГРАЖДАНСКОЕ ДОСТОИНСТВО
  • ВАЖНЕЙШИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ
  • ИСТОЧНИКИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
  • ПРИРОДА И КРАСОТА
  • ИСКУССТВО
  • МУЗЫКА
  • ТВОРЧЕСТВО-МОГУЧИЙ СТИМУЛ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
  • ТРУД В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА
  • ПРИВЫЧКА ТРУДИТЬСЯ
  • ТРУД И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
  • ГРАЖДАНСКОЕ НАЧАЛО ТРУДА
  • ТРУД И КРАСОТА
  • ТРУД И ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ
  • НА ПОРОГЕ ЮНОСТИ
  • ПИСЬМА
  • ПРИМЕЧАНИЯ
  • Зимой у клеток птичьей и звериной «лечебниц» мы мечтали о теплом весеннем дне, когда наши маленькие друзья полетят в голубое небо, попрыгают в рощу. И вот настал долгожданный праздник. Через день после того, как в небе появился первый жаворонок, мы вынесли клетки с птицами и зверюшками на вершину кургана. Степь звенела птичьими голосами. Ребята открыли клетки — и жаворонок, дятел, иволга, заяц оказались на воле. Вот наш жаворонок уже поет в небе; вот он уже устремился к земле… Мы стоим, очарованные красотой, и переживаем радость от того, что сохранили жизнь живым существам. В эти мгновенья в моем представлении рисовалось будущее: каждый год мы приходили на вершину кургана, чтобы отметить праздник жаворонка. Праздник жаворонка стал как бы рубежом, отделяющим весну от лета. Дети считали для себя честью спасти жизнь птенца. У каждого ребенка появился свой «уголок жизни и красоты». Образ жаворонка, неповторимая мелодия, звенящая над залитыми солнцем Полями,- все это навсегда вошло в духовный мир детей. Ребята
    г. нетерпением ожидали праздник еще и потому, что с этим днем связывались волнения художественного творчества: вместе с матерями они делали из белого пшеничного теста маленьких жаворонков, ласточек, скворцов, снегирей, сорок, соловьев, синичек и приносили свои изделия в школу. Дети воплощали в свои маленькие создания чувство любви к природе, каждый ребенок по-своему выражал свое представление о красоте. Осенью ребята с грустью прощались с перелетными птицами. Это грусть, облагораживающая человеческое сердце. Без нее нет доброты.

    А детство, детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.

    В книгу вошли широко известные произведения В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», а также «Письма к сыну». Названные произведения тематически связаны между собой и составляют своеобразную трилогию, в которой автор поднимает актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши.

    В Сухомлинский — Сердце отдаю детям

    Однажды я заметил в стене оврага вход в пещеру. Внутри пещера оказалась просторной, с прочными сухими стенками. Здесь будет наш Уголок мечты. Трудно передать восторг ребят, когда я впервые повел их в пещеру. Дети визжали, пели, перекликались друг с другом, играли в прятки. В тот же день выстлали пол сухой травой. С восторгом дети приняли предложение устроить печурку, время от времени протапливать ее.

    Сердце отдаю детям сухомлинский краткое содержание по главам читать онлайн

    Автор дает значимость данного мероприятия для детей: “Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира”. Мне очень понравилось, что автор старался больше проводить время с детьми на свежем воздухе. Это благотворно влияло не только на здоровье, но и на учебу малышей. Сухомлинский не давал детям готовые знания, он учил. их добывать эти знания самим. Главное, он учил их думать.

    В Павлышской школе была разработана система работы с родителями учащихся, которая помогала осуществить цели гуманизации воспитания. Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда мать и отец являются единственными воспитателями своего ребенка – в дошкольные годы. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависят от этой элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека.

    Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Сухомлинский дает детям возможность рассуждать самим, чтобы истина предстала перед ними не как готовый вывод, преподнесенный педагогом. Ему нравилось, что у детей возникают вопросы в процессе непосредственного общения с окружающим миром, старался чтобы их было всё больше и больше. К каждому своему ученику Сухомлинский старался найти индивидуальный подход. Он развивал образное мышление детей, стремился к тому, чтобы дети постепенно оперировали такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство и др. Многолетний опыт Сухомлинского убедил его в том, что эти понятия играют большую роль в формировании абстрактного мышления. Овладение этими фактами невозможно без исследования живых фактов и явлений, без осмысливания.

    Как нельзя воспитать трудолюбие одними словами о труде, так нельзя воспитывать его без серьезных умных слов. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

    Краткое содержание книги Сухомлинского- Сердце отдаю детям

    Представленные же как трилогия, они раскрывают комплекс проблем формирования марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистического воспитания подрастающего поколения. Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в своей совокупности дают четкое представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как теоретика и педагога-практика.

    У всех произведений, вошедших в трилогию, счастливая судьба: их сразу оценили как заметное явление педагогической мысли. Книга «Сердце отдаю детям» была первой в области педагогической пауки работой, отмеченной Государственной премией УССР (1974 г.), а дилогия «Сердце отдаю детям» и «Рождение гражданина» получила в 1973 г.

    первую премию Педагогического общества УССР. Глубокая внутренняя связь произведений, вошедших в трилогию, позволяет нам понять,

    Представленные же как трилогия, они раскрывают комплекс проблем формирования марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистического воспитания подрастающего поколения.

    Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в своей совокупности дают четкое представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как теоретика и педагога-практика.

    У всех произведений, вошедших в трилогию, счастливая судьба: их сразу оценили как заметное явление педагогической мысли. Книга «Сердце отдаю детям» была первой в области педагогической пауки работой, отмеченной Государственной премией УССР (1974 г.), а дилогия «Сердце отдаю детям» и «Рождение гражданина» получила в 1973 г. первую премию Педагогического общества УССР.

    Глубокая внутренняя связь произведений, вошедших в трилогию, позволяет нам понять,

    Процесс познания окружающей действительности является ничем не заменимым эмоциональным стимулом мысли.

    Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста этот стимул играет исключительно важную роль. Истина, в которой обобщаются предметы и явления окружающего мира, становится личным убеждением детей при условии, что она одухотворяется яркими образами, оказывающими воздействие на чувства.

    Как важно, чтобы первые научные истины ребенок познавал в окружающем мире, чтобы источником мысли были красота и неисчерпаемая сложность природных явлений, чтобы ребенка постепенно вводили в мир общественных отношений труда.

    С самого начала работы в Павлышской школе я заинтересовался детьми младшего возраста, особенно первоклассниками.

    В.А.Сухомлинский

    Сердце отдаю детям

    В книгу вошли широко известные произведения В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», а также «Письма к сыну». Названные произведения тематически связаны между собой и составляют своеобразную трилогию, в которой автор поднимает актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши.

    Предназначается для учителей, воспитателей общеобразовательных школ, работников народного образования, студентов и преподавателей педагогических вузов.

    СТУПЕНИ ВЗРОСЛЕНИЯ

    Сегодня, когда творчество В. А. Сухомлинского приобрело черты завершенного и логического целого, особенно отчетливо видно значение его книг «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну», подготовленных к изданию как своеобразная трилогия. Каждая из этих работ-отдельное, самостоятельное и законченное произведение. Представленные же как трилогия, они раскрывают комплекс проблем формирования марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистического воспитания подрастающего поколения. Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в своей совокупности дают четкое представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как теоретика и педагога-практика.

    У всех произведений, вошедших в трилогию, счастливая судьба:

    их сразу оценили как заметное явление педагогической мысли. Книга «Сердце отдаю детям» была первой в области педагогической пауки работой, отмеченной Государственной премией УССР (1974 г.), а дилогия «Сердце отдаю детям» и «Рождение гражданина» получила в 1973 г. первую премию Педагогического общества УССР.

    Глубокая внутренняя связь произведений, вошедших в трилогию, позволяет нам понять, как Василий Александрович решал проблемы развития, формирования и воспитания, обучения и образования детей в единстве с потребностями нашего социалистического общества. Эти проблемы возникали как следствие практической деятельности Сухомлинского еще в 40-50-е годы, а в конце 60-х стали для него самостоятельным и специальным объектом анализа. Глубокое осмысление педагогической практики, актуальных задач школы, потребностей общественного развития приводит педагога к собственному пониманию процесса воспитания и его слагаемых. Сухомлинский выделяет три составные части воспитательного процесса:

    педагог — воспитанник — коллектив.

    Похожие записи:

    В 1854 году журнал «Современник» опубликовал рассказ И.С. Тургенева «Муму», написанный двумя годами раньше. Мнение критиков разделилось. Часть литераторов склонялось к мысли, что, несмотря на незначительный сюжет произведения, Тургеневу удалось вложить в «Муму» глубокий социальный смысл. Но и были и те, кто считал, что писатель сильно сгустил краски, изобразив крайности. Подробный анализ рассказа поможет разобраться в том, каков истинный смысл Муму и понять важность социальных проблем, затронутых писателем.

    Краткое содержание Муму

    Рассказ Тургенева небольшой. Повествование ведется в логической последовательности. Для лучшего понимания того, в чем заключается смысл Муму нужно вспомнить сюжет произведения.

    Центральным персонажем рассказа является дворник Герасим – глухонемой крепостной, обладающий необычайной силой. Именно это качество привлекло внимание барыни к мужику, пожелавшей перевезти его из деревни в Москву.

    В городе Герасим работал дворником, но не чурался он и любой другой работы. Из-за своей немоты дворник держался особняком, избегая других дворовых.

    Немая любовь

    Единственной, к кому Герасим проявлял внимание, была прачка Татьяна. Скромная, симпатичная девушка нравилась герою, он мечтал сделать ее своей женой.

    Но своенравная барыня решила по-своему, пожелав выдать Татьяну замуж за пьяницу Капитона.

    Дворецкий Гаврила, знавший о чувствах Герасима, боялся гнева немого силача. Чтобы избежать конфликта, Гаврила придумал хитрую уловку. Он уговорил Татьяну пройтись перед дворником шатающейся походкой, изображая пьяную.

    Герасим, не переносивший пьяниц, сам передумал жениться на прачке. Но, несмотря на это, дворник поехал провожать свою несостоявшуюся любовь, уезжающую с супругом в деревню.

    На обратном пути Герасим увидел тонущего в реке щенка и вытащил его из воды. Дворовые нарекли собачку Муму, так как Герасим мог произносить только эти звуки. Так на смену одной любви пришла другая.

    Маленький друг

    Герой ухаживал за щенком как за малым ребенком. Собачонка отвечала ему взаимностью. Но счастье дворника длилось недолго.

    Однажды барыня случайно увидела Муму и велела принести собачку к ней. Но собака отнеслась к хозяйке агрессивно, едва не укусив ее. Разгневанная барыня приказала удалить щенка со двора.

    Тайком от дворника Муму вынесли из дома и продали на рынке. Сколько ни искал Герасим любимицу, так и не смог найти. Но верный щенок через неделю сам вернулся к любимому хозяину, сбежав от покупателя.

    После этого случая герой начал прятать Муму у себя в каморке. Дворовые, знавшие о возвращении собачки, жалели дворника, не выдавали его барыне. Но беда все равно не обошла стороной несчастного героя.

    Однажды ночью барыня услышала лай собаки. Возмущенная хозяйка приказала дворецкому утопить щенка, но Герасим решил это сделать сам.

    Нарядившись в праздничную одежду, крепостной направился вместе с собачкой в трактир, где сытно накормил ее. Пока Муму ела, из глаз хозяина катились слезы.

    Потом герой, сев в лодку, отплыл на середину реки и, привязав кирпичи к шее любимицы, доверчиво смотрящей на него, столкнул ее в воду.

    Интересно! Рассказ основан на реальных событиях, произошедших в детские годы Тургенева в доме его родителей. Образ Герасима написан с крепостного дворника Андрея, принадлежащего матери писателя – Варваре Петровне. Как и главный герой, он по приказу барыни утопил любимую питомицу.

    После этого Герасим самовольно покинул город, вернувшись в деревню, где прожил остаток жизни один – без жены и питомцев.

    Объяснение сюжета

    Чтобы понять смысл Муму, нужно подробнее рассмотреть проблематику, поднятую писателем. Автор затрагивает немало серьезных тем:

    • любви и преданности;
    • сострадания;
    • человека и социума;
    • отношения к животным;
    • города и деревни.

    Но основной темой «Муму», в которой заключен главный смысл произведения, является проблема бесправного положения крестьянства. Крепостные, бывшие собственностью помещиков, во всем зависели от них. Их покупали, продавали, проигрывали в карты, дарили. За них решали – кого любить, на ком жениться.

    Тургенев не просто так сделал своего главного героя немым. Герасим олицетворял собой все крепостное крестьянство, покорно и безмолвно выполняющее приказы господ.

    Скрытый смысл содержится и в названии рассказа, где Муму – это не только собака, но и Герасим. Также как герой решил судьбу питомца, так и его участь зависела от воли барыни.

    Герасим был физически сильным мужчиной, трудолюбивым, добрым, выносливым. Но, несмотря на всю эту мощь, дворник безропотно выполнял приказы хозяйки, даже не помышляя о свободе.

    На заметку! Через название произведения Тургенев передает основной смысл и идею «Муму»: как и главный герой, все крестьяне безмолвствуют, лишь иногда мыча в ответ на жестокое обращение.

    В чем суть концовки

    Трагический момент рассказа, когда Герасим топит Муму, содержит глубокий смысл, который не сразу можно понять. Многие читатели недоумевали – почему крепостной утопил собачку, а затем ушел от барыни. Ведь он мог уйти вместе с любимицей.

    Трактовать смысл поступка главного героя в финале «Муму» можно по-разному. С одной стороны, выполнение прихоти хозяйки говорит о рабской привычке крепостного беспрекословно повиноваться господскому приказу. С другой стороны – такой поступок свидетельствует о духовной силе героя.

    Только избавившись от дорогого существа, Герасим смог обрести свободу. Пока у немого была Муму, он не решался покинуть город. А оставшись один, готов был рисковать своей жизнью, так как барыня могла жестоко наказать крепостного за своевольный уход. Этим самым Тургенев хотел показать, что часто обретение свободы невозможно без потери всего, что дорого человеку. Но независимость не всегда приносит счастье. Герасим навсегда остался один, не имея рядом близкого, родного существа. Смысл концовки повести «Муму» – власть имущие отбирают у простых людей счастье, не оставляя надежды на будущее.

    Как и многие произведения Тургенева, рассказ «Муму» многому учит. Из произведения видно, до чего может довести молчание и покорность. Несмотря на то, что сейчас нет крепостного права, встречаются люди, пользующие своей властью. И если не перечить им, во всем соглашаться, то неизвестно до чего они смогут дойти в попытках решать судьбы других людей.

  • Рассказ уроки французского автор
  • Рассказ улитка а тузлукова
  • Рассказ улыбка моны лизы
  • Рассказ удивительный почтальон чарушин читать
  • Рассказ уля андрей платонов