Цель: составление пересказа по тексту и опорным картинкам.
Задачи:
— активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;
— учить отвечать на вопросы по тексту полным ответом;
— учить детей составлять пересказ по тексту и опорным картинкам;
— развивать у детей произвольное внимание, логическое мышление.
Оборудование: текст рассказа К.Д. Ушинского «Спор животных» (с. 105), опорные картинки (маленькие иллюстрации 84-90), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Оргмомент
Логопед. Для чего людям нужны домашние животные? (Дети отвечают.) Давайте поиграем в игру с мячом «Назови пользу». Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди и называть домашнее животное. Тот, кто поймает мяч, расскажет о том, какую пользу приносит человеку это животное. Например: «Кошка. Кошка ловит мышей».
Дети по очереди ловят мяч и дают ответь.. Логопед помогает правильно составить предложения в случае затруднений.
II. Основная часть занятия
1. Введение в тему занятия
Логопед. Сегодня мы будем составлять пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Спор животных». Но сначала давайте выполним упражнения разминки.
2. Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие общих движений и координацию
Содержание упражнений | Выполняемые действия |
Котята | |
У кошечки нашей Есть десять котят. | Локти на столе. Сложить ладошки, прижимая пальцы друг к другу |
Сейчас все котята По парам стоят: | Покачивать руками вперед-назад, не разъединяя пальцы |
Два толстых, два ловких. Два длинных, два хитрых. Два маленьких самых И самых красивых. | Постукивать соответствующими пальцами друг о друга, начиная с больших пальцев |
Спешим в гости | |
В гости к козочке большой Скачет зайка косой. | Показать правой рукой «козу», а левой -«ушки» зайки |
Скачет зайка косой В гости к козочке большой. | Поменять положение рук: правой рукой показать «ушки» зайки, а левой — «козу» |
3. Знакомство с текстом рассказа. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста
Логопед. Послушайте рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Спор животных». Ответьте на мои вопросы.
Логопед выразительно читает детям рассказ, а затем следит, чтобы дети отвечали полным ответом.
Примерные вопросы:
Кто однажды заспорил между собой?
О чем животные спорили?
Что говорила лошадь?
Что говорила корова?
А что утверждала собака?
Кто услышал спор животных?
Что хозяин сказал им? Почему?
Составление пересказа текста по серии опорных картин
Логопед прикрепляет на доску картинки парами (иллюстрации 84-85, 86-87, 88-89). Опорную картинку с изображением хозяина животных (иллюстрация 90) логопед прикрепляет отдельно.
Логопед. А теперь вам нужно составить пересказ этого текста с опорой на картинки.
Рассмотрите первую пару опорных картинок. Что на них нарисовано? (Лошадь и телега с дровами.) О чем можно рассказать по этой паре картинок? (О том, как лошадь помогает своему хозяину — она возит ему на телеге дрова из леса.)
Рассмотрите вторую пару опорных картинок. Что на них нарисовано? (Корова и ведро с молоком.) О чем можно рассказать по этой паре картинок? (О том, как корова помогает своему хозяину — она дает ему молоко.)
Рассмотрите третью пару опорных картинок. Что на них нарисовано? (Собака и дом хозяина.) О чем можно рассказать по этой паре картинок? (О том, как собака помогает своему хозяину — она сторожит его дом.)
А кто нарисован на последней картинке? (Хозяин животных.) О чем можно рассказать по этой картинке? (О том, как хозяин рассудил спор животных.)
Послушайте рассказ «Спор животных» еще раз.
Логопед повторно читает детям рассказ.
Логопед. А теперь давайте составим пересказ рассказа по опорным картинкам. Кто хочет рассказать о событиях, которые происходили в рассказе, по первой паре картинок? По второй паре? По третьей паре? По отдельной картинке?
Желающие составляют пересказ по картинкам.
Логопед. Скажите, как можно закончить этот рассказ? Что можно сказать про животных? А про их хозяина?
Дети дают ответы. После составления общего пересказа логопед благодарит всех детей за старание.
Ш. Подведение итогов занятия Логопед подводит итоги занятия, выделяет активных рассказчиков.
Занятие 10.
На птичьем дворе
Цель: составление рассказа о домашних птицах по сюжетной картине. Задачи:
— активизировать словарь детей по теме «Домашние птицы»;
— учить детей правильно отвечать на вопросы;
— учить детей составлять рассказ по сюжетной картине;
— развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.
Оборудование: сюжетная картина «На птичьем дворе» (большая иллюстрация 16), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Оргмомент Логопед. Ребята, скажите, для чего людям нужны домашние птицы? (Дети дают ответы.) Давайте поиграем и игру с мячом «Назови пользу». Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди и произносить название домашней птицы. Тот, кто поймает мяч, расскажет о том, какую пользу приносит человеку эта птица. Например: «Курица. Курица дает человеку яйца, перья, пух и мясо».
Дети по очереди ловят мяч и дают свои ответы. Логопед помогает правильно составить предложения в случае затруднений.
Л. Основная часть занятия
1. Введение в тему занятия
Логопед. Сегодня мы будем составлять рассказ о домашних птицах по сюжетной картине «На птичьем дворе». Но сначала давайте выполним упражнения разминки.
2. Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие общих движений и координацию
Содержание упражнений | Выполняемые действия |
На птичьем дворе | |
Наши уточки с утра: -Кря-кря, кря-кря. | Сложить пальцы обеих рук щепотью (большой палец находится напротив всех остальных). Открывать и закрывать получившиеся «клювы» уток |
Наши гуси у пруда: -Га-га, га-га. | Поднять руки с «клювами» вверх и помахать ими |
Наши курочки в окно: -Ко-ко,ко-ко. | Постучать указательными пальцами по столу, как курочка клювом |
Ну а Петя-петушок Рано-рано поутру Нам споет: -Ку-ка-ре-ку! | Выпрямить спину, поднять голову, развести руки в стороны и помахать «крыльями» |
Покажите пальчики | |
Пальцы рук — в «замок». По моей команде поднимать вверх пальцы, которые я назову. | Переплести пальцы рук. Логопед в разном порядке называет, дети поднимают соответствующие пальцы. Остальные пальцы — в «замке». Например: «Поднимите вверх два мизинца…» |
3. Рассматривание картины «На птичьем дворе». Обучение детей составлению ответов на вопросы логопеда по содержанию картины
Логопед прикрепляет на доску сюжетную картину «На птичьем дворе».
Логопед. Ребята, рассмотрите картину и ответьте на мои вопросы. (Логопед поочередно задает детям вопросы по содержанию картины.)
Что нарисовано на картине?
Как называется место, где гуляют домашние птицы?
Каких птиц вы видите на этой картине?
Как выглядит каждая птица?
Как называется птенец каждой домашней птицы?
Как вы думаете, чем кормят домашних птиц? А чем поят?
Кто ухаживает за домашними птицами?
Как можно назвать эту картину?
Вам нравится эта картина? Почему? И т.д.
Составление рассказа по сюжетной картине «На птичьем дворе».
Логопед. А теперь давайте по цепочке составим рассказ по этой картине. Я возьму наш волшебный мячик. Он всегда помогает тому, кто держит его в руках, красиво говорить. (Логопед берет в руки мячик.) А начнем мы наш рассказ так: «На этой картине нарисован большой птичий двор». А теперь я передаю мячик кому-то из вас. Тот, у кого оказался мячик, должен посмотреть на картину и продолжить рассказ.
Дети по очереди составляют предложения по картине, передавая мячик друг другу. Логопед внимательно следит за ответами детей, помогает им в случае затруднений. После составления рассказов логопед благодарит всех детей за старание.
Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия, оценивает работу детей и отмечает наиболее активных рассказчиков.
Занятие11.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Рассказы Константина Дмитриевича Ушинского очень душевны. Он писал о том, что видел вокруг, будучи еще босоногим мальчишкой — о животных, о природе, о деревенской жизни. Рассказы о животных полны тепла и доброты, они призывают относиться к братьям нашим меньшим с заботой и уважением. Один «Бишка» чего стоит: в трех предложениях Ушинский выразил всю важную собачью сущность. Животные в его рассказах раскрываются, как люди, становясь в один ряд с нами, у каждого свой характер, да еще какой! Давайте познакомимся поближе с этими животными, и почитаем рассказы. Для чтения оффлайн вы можете скачать pdf файл с рассказами Ушинского о животных внизу страницы. Все рассказы с картинками!
К.Д.Ушинский
Рассказы о животных
Бишка (рассказ)
— А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!
Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.
— Не моё, – говорит, — дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу — будет с меня и этого.
Бодливая корова (рассказ)
Была у нас корова, да такая характерная, бодливая, что беда! Может быть, потому и молока у неё было мало.
Помучились с ней и мать, и сёстры. Бывало, прогонят в стадо, а она или домой в полдень придёт, или в житах очутится, — иди выручай!
Особенно, когда бывал у нее телёнок — удержу нет! Раз даже весь хлев рогами разворотила, к телёнку билась, а рога-то у неё были длинные да прямые. Уж не раз собирался отец ей рога отпилить, да как-то всё откладывал, будто что предчувствовал.
А какая была увёртливая да прыткая! Как поднимет хвост, опустит голову, да махнет, — так и на лошади не догонишь.
Вот раз летом прибежала она от пастуха, еще задолго до вечера: было у ней дома теля. Подоила мать корову, выпустила теля и говорит сестре — девочке эдак лет двенадцати:
— Погони, Феня, их к речке, пусть на бережку пасутся, да смотри, чтоб в жито не затесались. До ночи ещё далеко, что им без толку стоять.
Взяла Феня хворостину, погнала и теля, и корову; пригнала на бережок, пустила пастись, а сама под вербой села и стала венок плести из васильков, что по дороге во ржи нарвала; плетёт и песенку поёт.
Слышит Феня, что-то в лозняке зашуршало, а речка-то с обоих берегов густым лозняком обросла.
Глядит Феня что-то серое сквозь густой лозняк продирается, и покажись глупой девочке, что это наша собака Серко. Известно, волк на собаку совсем похож, только шея неповоротливая, хвост палкой, морда понурая, и глаза блестят; но Феня волка никогда вблизи не видала.
Стала уже Феня собаку манить:
— Серко, Серко! — как смотрит — телёнок, а за ним корова несутся прямо на неё как бешеные. Феня вскочила, прижалась к вербе, не знает, что делать; телёнок к ней, а корова их обоих задом к дереву прижала, голову наклонила, ревёт, передними копытами землю роет, рога-то прямо волку наставила.
Феня перепугалась, обхватила дерево обеими руками, кричать хочет — голосу нет. А волк прямо на корову кинулся, да и отскочил — с первого раза, видно, задела его рогом. Видит волк, что нахрапом ничего не возьмешь, и стал он кидаться то с той, то с другой стороны, чтобы как-нибудь сбоку в корову вцепиться, или теля отхватить, — только куда не кинется, везде рога ему навстречу.
Феня все ещё не догадывается, в чём дело, хотела бежать, да корова не пускает, так и жмёт к дереву.
Стала тут девочка кричать, на помощь звать… Наш казак пахал тут на взгорке, услышал, что и корова-то ревёт, и девочка кричит, кинул соху и прибежал на крик.
Видит казак, что делается, да не смеет с голыми руками на волка сунуться — такой он был большой да остервенелый; стал казак сына кликать, что пахал тут же на поле.
Как завидел волк, что люди бегут, — унялся, огрызнулся ещё раз, два, завыл да и в лозняк.
Феню казаки едва домой довели — так перепугалась девочка.
Порадовался тогда отец, что не отпилил корове рогов.
В лесу летом (рассказ)
Нет в лесу того раздолья, как на поле; но хорошо в нём в жаркий полдень. И чего только не насмотришься в лесу! Высокие, красноватые сосны развесили свои иглистые вершины, а зелёные ёлочки выгибают свои колючие ветви. Красуется белая, кудреватая берёзка с душистыми листочками; дрожит серая осина; а коренастый дуб раскинул шатром свои вырезные листья. Из травы глядит беленький глазок земляники, а рядом уже краснеет душистая ягодка.
Белые серёжки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Где-то рубит крепконосый дятел; кричит жалобно жёлтая иволга; отсчитывает года бездомная кукушка. Серый зайчик шмыгнул в кусты; высоко между ветвями мелькнула пушистым хвостом цепкая белка.
Далеко в чаще что-то трещит и ломится: уж не гнёт ли дуги косолапый мишка?
Васька (рассказ)
Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр; лапки бархатные, коготок остёр. У Васютки — ушки чутки, усы длинные, шубка шёлковая.
Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!
Ворон и сорока (рассказ)
Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча.
— Что же ты молчишь, куманёк, или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? — спросила, наконец, сорока.
— Плохо верю, кумушка, — отвечал ворон, — кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врёт!
Гадюка (рассказ)
Вокруг нашего хутора, по оврагам и мокрым местам, водилось немало змей.
Я не говорю об ужах: к безвредному ужу у нас так привыкли, что и змеёй-то его не зовут. У него есть во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и даже птичек и, пожалуй, может прокусить кожу; но нет яду в этих зубах, и, укушение ужа совершенно безвредно.
Ужей у нас было множество; особенно в кучах соломы, что лежала около гумна: как пригреет солнышко, так они и выползут оттуда; шипят, когда подойдёшь, язык или жало показывают, но ведь не жалом змеи кусают. Даже в кухне под полом водились ужи, и как станут, бывало, дети, сидя на полу, молоко хлебать, так уж и выползает и к чашке голову тянет, а дети его ложкой по лбу.
Но водились у нас и не одни ужи: водилась и ядовитая змея, чёрная, большая, без тех жёлтых полосок, что видны у ужа около головы. Такую змею зовут у нас гадюкой. Гадюка нередко кусала скот, и если не успеют, бывало, позвать с села старого деда Охрима, который знал какое-то лекарство против укушения ядовитых змей, то скотина непременно падёт – раздует её, бедную, как гору.
Один мальчик у нас так и умер от гадюки. Укусила она его около самого плеча, и, прежде чем пришёл Охрим, опухоль перешла с руки на шею и грудь:дитя стало бредить, метаться и через два дня померло. Я в детстве много наслушался про гадюк и боялся их страшно, как будто чувствовал, что мне придётся встретиться с опасной гадиной.
Косили у нас за садом, в сухой балке, где весной всякий год бежит ручей, а летом только сыровато и растёт высокая густая трава. Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны. Тут, бывало, и станешь бегать по сенокосу и со всего размаху кидаться в копны и барахтаться в душистом сене, пока не прогонят бабы, чтобы не разбивал копён.
Вот так-то и в этот раз бегал я и кувыркался: баб не было, косари пошли далеко, и только наша чёрная большая собака Бровко лежала на копне и грызла кость.
Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг вскочил с ужасом. Что-то холодное и скользкое махнуло меня по руке. Мысль о гадюке мелькнула в голове моей — и что же? Огромная гадюка, которую я обеспокоил, вылезла из сена и, подымаясь на хвост, готова была на меня кинуться.
Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами. Ещё бы минута — и я погиб; но Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба.
Собака рвала змею зубами, топтала лапами; змея кусала собаку и в морду, и в грудь, и в живот. Но через минуту только клочки гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и исчез.
Тут только воротился ко мне голос; я стал кричать и плакать; прибежали косари и косами добили ещё трепещущие куски змеи.
Но страннее всего, что Бровко с этого дня пропал и скитался неизвестно где.
Только через две недели воротился он домой: худой, тощий, но здоровый. Отец говорил мне, что собаки знают траву, которой они лечатся от укуса гадюки.
Гуси (рассказ)
Вася увидел вереницу диких гусей, которые неслись высоко в воздухе.
Вася. Могут ли так же летать наши домашние утки?
Отец. Нет.
Вася. Кто же кормит диких гусей?
Отец. Они сами отыскивают себе пищу.
Вася. А зимою?
Отец. Как только наступает зима, дикие гуси улетают от нас в теплые страны, а весною возвращаются снова.
Вася. Но почему же домашние гуси не могут летать так же хорошо и почему не улетают они от нас на зиму в теплые страны?
Отец. Потому, что домашние животные потеряли уже отчасти прежнюю ловкость и силу и чувства у них не так тонки, как у диких.
Вася. Но почему это случилось с ними?
Отец. Потому, что люди об них заботятся и отучили их пользоваться их собственными силами. Из этого ты видишь, что и люди должны стараться делать сами для себя все, что только могут. Те дети, которые полагаются на услуги других и не приучаются сами делать для себя все, что только могут, никогда не будут сильными, умными и ловкими людьми.
Вася. Нет, теперь я буду стараться сам все для себя делать, а не то, пожалуй, и со мной может сделаться то же, что с домашними гусями, которые разучились летать.
Гусь и журавль (рассказ)
Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою:
— Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!
Подслушал гуся журавль и говорит ему:
— Глупая ты птица, гусь! Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо.
Два козлика (рассказ)
Два упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать.
– Уступи мне дорогу, – сказал один.
– Вот ещё! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошёл на мост.
– Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!
Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.
Дятел (рассказ)
Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из-за коры выпугивает.
Кругом ствола обежит, никого не проглядит.
Испугалися мураши:
— Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти.
Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей, словно рыбку, таскает.
Играющие собаки (рассказ)
Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
— Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
— Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
Козел (рассказ)
Идёт козёл мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает; идёт, блеет, коз и козляток зовёт. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы портят, молочко деткам копят; а козлятки, малые ребятки, молочка насосались, на забор взобрались, рожками передрались.
Погодите, ужо придёт бородатый хозяин — всем вам порядок даст!
Коровка (сказка)
Некрасива корова, да молочко дает. Лоб у нее широк, уши в сторону; во рту зубов недочет, зато рожища большие; хребет — острием, хвост — помелом, бока оттопырились, копыта двойные.
Она травушку рвет, жвачку жует, пойло пьет, мычит и ревет, хозяйку зовет: «Выходи, хозяюшка; выноси подойничек, чистый утиральничек! Я деточкам молочка принесла, густых сливочек».
Кукушечка (рассказ)
Серая кукушка – бездомная ленивица: гнездо не вьёт, в чужие гнёзда яички кладёт, своих кукушат на выкорм отдаёт, да ещё и подсмеивается, перед муженьком хвалится: «Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Погляди-ка, муженёк, как я овсянке на радость яичко снесла».
А хвостатый муженёк, на берёзе сидючи, хвост развернул, крылья опустил, шею вытянул, из стороны в сторону покачивается, года высчитывает, глупых людей обсчитывает.
Ласточка (рассказ)
Ласточка-касаточка покою не знала, день-деньской летала, соломку таскала, глинкой лепила, гнёздышко вила.
Свила себе гнёздышко: яички носила. Нанесла яичек: с яичек не сходит, деток поджидает.
Высидела детушек: детки пищат, кушать хотят.
Ласточка-касаточка день-деньской летает, покою не знает: ловит мошек, кормит крошек.
Придёт пора неминучая, детки оперятся, все врозь разлетятся, за синие моря, за тёмные леса, за высокие горы.
Ласточка-касаточка не знает покою: день-деньской всё рыщет – малых деток ищет.
Лошадка (рассказ)
Конь храпит, ушами прядёт, глазами поводит, удила грызёт, шею, словно лебедь, гнёт, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей — чёлка, на ногах — щётка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные.
Садись и пошёл! За тридевять земель, в тридесятое царство!
Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.
Медведь и бревно (рассказ)
Идёт медведь по лесу и разнюхивает: нельзя ли чем съестным поживиться? Чует — мёд! Поднял Мишка морду кверху и видит на сосне улей, под ульем гладкое бревно на верёвке висит, но Мише до бревна дела нет. Полез медведь на сосну, долез до бревна, нельзя лезть выше — бревно мешает.
Миша оттолкнул бревно лапой; бревно легонько откачнулось назад — и стук медведя по башке. Миша оттолкнул бревно покрепче — бревно ударило Мишу посильнее. Рассердился Миша и хватил бревно изо всей силы; бревно откачнулось сажени на две назад — и так хватило Мишу, что чуть он с дерева не свалился. Рассвирепел медведь, забыл и про мёд, хочется ему бревно доканать: ну его валять, что есть силы, и без сдачи ни разу не остался. Дрался Миша с бревном до тех пор, пока весь избитый не свалился с дерева; под деревом-то были колышки натыканы — и поплатился медведь за безумный гнев своей тёплой шкурой.
Не ладно скроен, да крепко сшит (Заяц и ёж) (сказка)
Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:
— Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!
— Правда, — отвечал ёж, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?
Зайчик вместо ответа только вздохнул.
Орёл (рассказ)
Орёл сизокрылый всем птицам царь. Вьёт он гнёзда на скалах да на старых дубах; летает высоко, видит далёко, на солнце немигаючи смотрит.
Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные; грудь навыкат – молодецкая.
Орел и кошка (рассказ)
За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл все еще был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка.
Петушок с семьей (рассказ)
Ходит по двору петушок: на голове — красный гребешок, под носом — красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:
— Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!
Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зёрнышком не поделились — передралися.
Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал:
— «Ку-ка-ре-ку!»
Уточки (рассказ)
Сидит Вася на бережку, смотрит он, как уточки в пруде кувыркаются: широкие носики в воду прячут, жёлтые лапки на солнышке сушат. Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли – и старые и малые. Как их теперь домой загнать?
Вот и стал Вася уточек кликать:
— Ути-ути-уточки! Прожоры-тараторочки, носики широкие, лапочки перепончатые! Полно вам червячков таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать — пора вам домой идти!
Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переливаются.
Ученый медведь (рассказ)
– Дети! Дети! – кричала няня. – Идите медведя смотреть.
Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.
– А ну-ка, Миша, – говорит нижегородец, дергая медведя цепью, – встань, подымись, с боку на бок перевались, честным господам поклонись и молодкам покажись.
Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.
– А ну-ка, Мишенька, – продолжает нижегородец, – покажи, как малые ребятишки горох воруют: где сухо – на брюхе; а мокренько – на коленочках.
И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дергает.
– А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.
Идет медведь, нейдет; назад оглядывается, лапой за ухом скребет.
Несколько раз медведь показывал досаду, ревел, не хотел вставать; но железное кольцо цепи, продетое в губу, и кол в руках хозяина заставляли бедного зверя повиноваться. Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:
– А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да не ленись, да пониже поклонись! Потешь господ и за шапку берись: хлеб положат, так съешь, а деньги, так ко мне вернись.
И пошел медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей. Дети положили гривенник; но им было жаль бедного Миши: из губы, продетой кольцом, сочилась кровь.
Хавронья (рассказ)
Грязна наша хавроньюшка, грязна и обжорлива; все жрет, все мнет, об углы чешется, лужу найдет – как в перину прет, хрюкает, нежится.
Рыло у хавроньюшки не нарядное: в землю носом упирается, рот до ушей; а уши, словно тряпки, болтаются; на каждой ноге по четыре копыта, а ходит – спотыкается.
Хвост у хавроньюшки винтом, хребет – горбом; на хребте щетина торчит. Жрет она за троих, толстеет за пятерых; зато ее хозяюшки холят, кормят, помоями поят; а вломится в огород – поленом прогонят.
Храбрая собака (рассказ)
— Собака, что лаешь?
— Волков пугаю.
— Собака, что хвост поджала?
— Волков боюсь.
— КОНЕЦ —
Вы можете бесплатно скачать эту книгу детских рассказов о животных К.Ушинского в формате pdf: СКАЧАТЬ >>