Рассказ ушинского проказы старухи зимы

Перспективный план мероприятий по приобщению детей к русскому народному творчеству в средней группе.месяцсовместная образовательная деятельностьцельсентябрьузор для платка матршки- рисованиематршки в

Перспективный план мероприятий по приобщению детей к русскому народному творчеству в средней группе.

Месяц

Совместная образовательная деятельность

цель

сентябрь

«Узор для платка матрёшки»- рисование

«Матрёшки в хороводе» — аппликация

«Куколка-матрешка» — лепка

«Матрёшка» — речевое развитие

Рассказать о самой популярной народной игрушке

октябрь

«Ложка деревянная, музыкальная» — рисование

«Скоморох с балалайкой». (Работа с готовыми формами) – аппликация.

«Весёлая ложка»-лепка.

«Балалайка» — речевое развитие, окружающий мир.

Развивать представления о народных промыслах на примере деревянной ложки, (столовым прибором, музыкальным инструментом);  Знакомить с русским народным  инструментом-балалайкой, с пословицами и поговорками о балалайке.

Ноябрь

«Рубашка на день рождение Кузи – рисование

«Коврик в избу» — аппликация

«Тарелочка для каши» — лепка

«Знакомство с домовёнком Кузей» — окружающий мир, речевое развитие

Игра «Аюшки»

Формировать познавательный интерес через ознокомление с бытом русского народа в сказках; знакомить со сказочным персонажем- Домовым, с народными играми.

Декабрь

«Снежинка» — рисование

«Бусы повесили…» — аппликация

«Ёлочная игрушка» — лепка

«Волшебник – Дед Мороз»          Заклички-потешки – окружающий мир, речевое развитие.

Воспитывать любовь к народным традиционным праздникам, знакомить с праздничными  ёлочными игрушками и украшениями.

Январь

«Рождество, рождественские колядки» — Окружающий мир, речевое развитие.

«Зимние игры и забавы»

«Валеночек» — подарок рождеству» — Аппликация

«Снеговик в шапочке и шарфике» — Рисование

«Зимние игры и забавы»

Сохранять русские народные обычаи, приобщать к истокам народной культуры, знакомить с новыми играми, забавами,

Частушками сопровождающие зимние святки.

Февраль

«Морозные узоры» (Зимнее окошко) – рисование

«Заюшкина избушка» — аппликация лепка

«Сова и синица» — лепка

«Сошью Маше сарафан». Потешка «Тари, тари, тари…» — окружающий мир, речевое развитие.

Познакомить детей с русским народным костюмом;

развивать творчество, интерес к прошлому.

(кокошник, сорочка, косоворотка, сарафон, штаны).

Март

«Кукла –масленица» — рисование.

«Чайный сервиз для игрушек».

Коллективная работа – лепка.

«Конфеты на праздник» — аппликация.

«Масленица».

Загадки, заклички, поговорки.

Песенка «Блины».

Прививать интерес к народным играм и развлечениям.

Апрель

«Гжель» — рисование.

«Филимоновские игрушки-свистульки» — лепка

«Весна, весна, поди сюда!» -окружающий мир, речевое развитие.

Рассказать о старинных обычаях встречи весны. Использовать народные приметы, пословицы, поговорки, игры, хороводы, частушки. Знакомить с промыслом-Гжелью, Филимоновской игрушкой;

формировать представления о ремесле игрушечных дел мастеров.

Май

«У Солнышка в гостях» — аппликация

«Весёлый клоун» — лепка.

«Шутку шутить – людей насмешить» –окружающий мир, речевое развитие.

Знакомство с потешным фольклором- дразнилками, скороговорками, небылицами.

Перспективный план мероприятий по приобщению детей к русскому народному творчеству в старшей группе.

Месяц

Совместная образовательная деятельность

цель

сентябрь

 «Что летом родится-зимой пригодится»

Беседа о лете. Народные приметы, загадки, пословицы и поговорки о лете.

«Хлеб всему – голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?». Знакомство со старинными орудиями труда (серп). Пословицы и поговорки о хлебе.

Народный календарь:

Сентябрь – Хмурень,Рябинник

Вспомнить характерные признаки лета и осени, закономерных в природе; познакомить с новыми поговорками , обогащать  речь детей исконно  русскими словами, воспитывать интерес  к сельскому труду через  через устное народное творчество.

Народный календарь.

Знакомить с 1 месяцем осени – особенностями, приметами

октябрь

«Октябрь- капустник»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день,) Загадки о капусте.

Народный календарь:

Октябрь-грязник

Развивать умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в старой Руси. Продолжать знакомить с традициями празднования народных праздников.

Знакомить с особенностями  2 месяца осени.  

Ноябрь

«Гончарные мастеровые»

Сказка «Лиса и кувшин»

Народный календарь:

Ноябрь-полузимник

Рассмотреть глиняную посуду.  Рассказать о глиняном промысле.

Знакомить с особенностями 3 месяца осени.

Декабрь

«Проказы старухи-зимы»

Сказка К.Д, Ушинского «Проказы старухи-зимы»

Народный календарь: Декабрь-студень.

Загадывание загадок о зиме, повторение закличек.Закрепить знания о том, как зимует всё живое.

Знакомить с особенностями 1месяца зимы.

Январь

 «Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и Городецкой росписи, рассматривание картинок. «Частушки».

Народный календарь:

Январь-просинец

Рассказ о городе Городце и Городецкой росписи, рассматривание картинок. Пение частушек.Знакомить с особенностями 2месяца зимы.

Февраль

«Сказки Старушек-веселушек для Кузи».

Народный календарь:

Февраль-бокогрей

Чтение смешных диалогов

Разыгрывание их по ролям.

Знакомить с особенностями 3месяца зимы.

Март

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Пословицы и поговорки о матери, материнской любви.

Сказка «Сердце матери». Скребцова М.

Народный календарь:

Март-протальник

Воспитывать чувство любви к маме.

Знакомить с особенностями 1месяца весны.

Апрель

 «Небылица в лицах, небывальщина»

Народный календарь:

Апрель-снегогон

Знакомитьс русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

Знакомить с особенностями 2месяца весны.

Май

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается. Богатыри»

Сказка «Каша из топора»

Песня «Солдатушки – бравы ребятушки»

Народный календарь:

Май-травень

Рассказать о воинах – защитниках Руси».

Знакомить с особенностями 3месяца весны.

Перспективный план мероприятий по приобщению детей к русскому народному творчеству в подготовительной группе.

Месяц

Совместная образовательная деятельность

цель

сентябрь

 «Воспоминания о лете»

Беседа о лете. Народные приметы, загадки, пословицы и поговорки о лете.

«Волшебный колосок»

Беседа с детьми «Что делают из зерен». Знакомство со старинными орудиями труда (серп). Пословицы и поговорки о хлебе.

Народный календарь:

«Сентябрь –золотой»

Вспомнить характерные признаки лета и осени, закономерных в природе; познакомить с новыми поговорками , обогащать  речь детей исконно  русскими словами, воспитывать интерес  к сельскому труду через  через устное народное творчество.

Народный календарь.

Знакомить с началом осени, ееприметами особенностями.

октябрь

«Октябрь»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день,) Загадки о капусте.

Народный календарь:

«Октябрь-грязник»

Развивать умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в старой Руси. Продолжать знакомить с традициями празднования народных праздников.

Знакомить с особенностями  2 месяца осени.  

Ноябрь

«Гончарные мастеровые»

Сказка «Лиса и кувшин»

Народный календарь:

Ноябрь-полузимник

Рассмотреть глиняную посуду.  Рассказать о глиняном промысле.

Знакомить с особенностями 3 месяца осени.

Декабрь

«Проказы старухи-зимы»

Сказка К.Д, Ушинского «Проказы старухи-зимы»

Народный календарь: Декабрь-студень.

Загадывание загадок о зиме, повторение закличек.Закрепить знания о том, как зимует всё живое.

Знакомить с особенностями 1месяца зимы.

Январь

 «Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и Городецкой росписи, рассматривание картинок. «Частушки».

Народный календарь:

Январь-просинец

Рассказ о городе Городце и Городецкой росписи, рассматривание картинок. Пение частушек.Знакомить с особенностями 2месяца зимы.

Февраль

«Сказки Старушек-веселушек для Кузи».

Народный календарь:

Февраль-бокогрей

Чтение смешных диалогов

Разыгрывание их по ролям.

Знакомить с особенностями 3месяца зимы.

Март

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Пословицы и поговорки о матери, материнской любви.

Сказка«Сердце матери»Скребцова М.

Народный календарь:

Март-протальник

Воспитывать чувство любви к маме.

Знакомить с особенностями 1месяца весны.

Апрель

 «Небылица в лицах, небывальщина»

Народный календарь:

Апрель-снегогон

Знакомитьс русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

Знакомить с особенностями 2месяца весны.

Май

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается. Богатыри»

Сказка «Каша из топора»

Песня «Солдатушки – бравы ребятушки»

Народный календарь:

Май-травень

Рассказать о воинах – защитниках Руси».

Знакомить с особенностями 3месяца весны.

Тема: К.Д.
Ушинский. Проказы старухи Зимы. Сказка.

Цели:

  • 1.
    Отрабатывать навыки чтения, осознанность, выразительность; познакомить
    учащихся с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания учащихся
    о зиме, о признаках зимы.
  • 2.
    Развивать устную речь, внимание, мышление, память.
  • 3.
    Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: таблички
с тучками (разное настроение), карточки со словами, карточки с текстами,
разноцветные слоги, пословицы, разноцветные пирамидки, картинки о зиме,
вертушки, подвешенные на потолке в классе, компьютер.

Программа: программа
для коррекционной школы 8 вида.

Учебник:
«Книга для чтения», учебник для 3 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители З.Н. Смирнова, Г.М.
Гусева.

Тип урока: урок
получения новых знаний.

Форма
урока:

традиционная с использованием мультимедийной презентации.

Межпредметные
связи:

математика, русский язык, развитие речи.

Дифференцированный
подход
:
слабые ученики вместо чтения стихотворения наизусть, читают его по учебнику;
работают по другим карточкам, чем остальные.

Ход урока.

1. Орг.
Момент.

— Добрый день!
Надеюсь, у вас хорошее настроение. Подойдите к доске и встаньте под той тучкой,
которая больше всего отражает ваше настроение сейчас. (слайд №1) (У тучек
разное «настроение» — грустное, среднее, веселое).

2.
Разминка.

1)
Дыхательная гимнастика.


  • Вдох — носом, выдох — через рот.

  • Вдох, задержка дыхания, выдох.

  • Вдох, выдох, задержка дыхания.

2)
Разминка для глаз.

  • А) —
    зажмурьте глаза, а потом откройте.

  • сделайте круговые движения глазами:
    налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз.

  • вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, приближая его к
    носу, а потом медленно отодвиньте его обратно, 5 раз.
  • Б)
    Работа по таблице. (слайд №2)

  • Назовите цвет кружков по цепочке.

3) Речевая
разминка и для развития поля зрения. (слайд №3)

Работа по
таблице.

Дети смотрят на точку в середине пирамидки и читают слоги, написанные по краям,
затем идет «наращивание» согласных. Сначала — Т, затем — Р.

3.
Проверка домашнего задания.

— По какой теме мы
читаем рассказы и стихи? (о зиме) (слайд № 4)

Проверка
домашнего задания
— чтение стих-я А.С. Пушкина «Зимнее утро»
наизусть, слабочитающие ученики — хорошее чтение стих-я.

Выставление
оценок.

4. Новая
тема.

1.
Введение в тему.

А) Беседа.

  • — Мы
    продолжаем знакомиться с произведениями о зиме.

  • Назовите зимние месяцы по порядку. (слайд №5, проверка правильности
    выполнения задания)
  • -Какой
    сейчас месяц? Какая погода?

Б) Работа с
доской.

  • — Давайте
    вспомним признаки зимы.

На доске —
карточка с надписью «зима», вокруг карточки со словами: мороз, снег,
метель, сугробы, иней, жара, ветер, дождь, листопад, капель.

— Надо соединить
признаки зимы со словом «зима». Учитель соединяет, при это специально
допуская ошибки, дети исправляют, обосновывают свой выбор. К доске — 1-2
ученика. (слайд №6, проверка правильности выполнения задания)

— Молодцы, хорошо
знаете признаки зимы. Посмотрите на вертушки и найдите картинки, относящиеся к
зиме.

В) Работа по карточкам.

Зима.

Побелели
поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом
покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам.
Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила.
А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут
кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы.

— Прочитайте текст
вполголоса. Зачеркните лишние предложения . объясните свой выбор. Прочитать
вслух восстановленный текст.

Другой
набор карточек — для слабочитающих учеников.

Зима.

Побеле..
поля. Тонким льдом покрылась ре…, уснула, как в сказ…. Ходит зима, поглядывает
по сторон…. Запорошила сугробами лес и посылает моро… за мороз…. Зайцам белые
шуб…. Подарила. Ребята заливают кат.. водой. Скоро они будут кататься на гладк…
льду.

— Прочитать текст
вместе с окончаниями. (слайд №7, проверка правильности выполнения задания)

Физминутка.

Игра
«Золотые ворота»

Учитель с одним из
учеников держутся за руки, образуя ворота. Через эти ворота может пройти только
тот, кто назовет слово, словосочетание, предложение, относящееся к зиме. Каждый
ученик проходит 1-3 раза.

2)
Сообщение темы урока.

  • — А
    что мы будем читать сегодня, сейчас угадаем.
  • — В
    классе развешаны разноцветные слоги. 1 ряд соберите слоги синего цвета, —
    ряд — зеленого, из них составьте слова.

Составленные слова
вывешиваются на доску- А последнее слово мы отгадаем вместе.

Загадка.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом.

Все покрыла серебром.

(зима)

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=113&source=&block=0&capping=0&cb=06b668bdc226ec8805369b9133ef8962

На доске появляется надпись: ПРОКАЗЫ СТАРУХИ ЗИМЫ. (слайд
8)

  • — Сегодня мы с вами читаем сказку «Проказы старухи
    Зимы».
  • — А что значит сказка, чем сказка отличается от
    рассказа?

На доске — портрет К.Д. Ушинского, подписано имя и его годы
жизни. (слайд №9)

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) — знаменитый
русский педагог
. Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости
и другим хорошим качествам учили его замечательные рассказы и сказки. Он любил
и ценил народное творчество и подражал ему в своих произведениях. Они написаны
выразительно, живым и ярким языком.

3) Словарная работа.

— Прежде, чем начнем читать, давайте разберем некоторые
слова, что они означают.

Учитель вывешивает слова на доске, ученики ищут объяснения
слова на карточке в классе. Чтение слова и его значения.

  • ДУБРАВА — ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
  • ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ — ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
  • ЛЮТЫЙ — ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
  • ОКОННИЦЫ — СТЕКЛА В ОКНАХ
  • САЛАЗКИ — САНКИ
  • ПРОКАЗЫ — ЗАБАВЫ, ИГРЫ (слайд №10)

4) Чтение текста учителем. (слайд №11) (стр. 130-132)

Учащиеся молча читают текст вслед за учителем.

5) Беседа по прочитанному.

  • — Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет
    зиму старухой?
  • — Как зима решила расправиться с птицами?
  • — Что сделали птицы?
  • — Как звери спасаются зимой от мороза?
  • — Что сделала зима с реками и озерами?
  • — Как спрятались рыбы?
  • — Как приготовились люди к зиме?
  • — Почему не боятся зимы дети?
  • — Почему зиме стало обидно?

Физминутка для глаз. «Пирамидка».

— Найти одинаковые пирамидки, сосчитать, сколько у пирамидок кружков
синего, красного и т.д. цвета. (В разных местах класса развешаны рисунки с
изображением разноцветных пирамидок, у которых кольца разного цвета).

5. Закрепление. Работа над текстом.

1) Найдите в тексте и прочитайте слова с ь на конце и в середине
слова.

2) Найдите в тексте и прочитайте:

  • — как спасались от зимы птицы
  • — что сделали звери, чтобы защититься от холода
  • — как спрятались рыбы
  • — как подготовились к зиме люди
  • — о зимних забавах детей

3) Найдите и прочитайте отрывки, к которым можно подобрать
следующие пословицы. Объясните смысл пословиц. (слайды №11, 12, 13)

  • ЗИМА ЛЕТО ПУГАЕТ, ДА ВСЕ РАВНО ТАЕТ.
  • МОРОЗ НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ.
  • ЗИМА — НЕ ЛЕТО, В ШУБУ ОДЕТА.

4) Найдите и прочитайте отрывок, который вам больше всего понравился.

Релаксация.

Реснички
опускаются,

Глазки
закрываются.

Мы спокойно
отдыхаем,

Сном волшебным
засыпаем,

Дышится
легко…ровно…глубоко…

Наши руки
отдыхают,

Ноги тоже
отдыхают,

Отдыхают,
засыпают.

Шея не напряжена и
расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно
расправляется.

Дышится
легко…ровно…глубоко.(пауза)

Мы спокойно
отдыхали,

Сном волшебным
засыпали,

Но пора уже
вставать.

Крепче кулачки
сжимаем,

Их повыше
поднимаем.

Потянуться!
Улыбнуться!

Всем открыть глаза
и красиво сесть.

6. Итог урока

  • — Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?
  • — Что больше всего понравилось? Запомнилось?
  • — Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?

Дети собирают слова, развешанные в классе, относящиеся к
зиме.

СЛОВА: ХОЛОДНАЯ,
СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ. МОРОЗНАЯ, ВЕТРЕННАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ,
БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ. (слайд №15)

— Подойдите к тучкам, покажите, какое настроение у вас
сейчас.

Домашнее задание. Выставление оценок. (слайд №16)

Лексическая тема

Художественная литература

Сентябрь

До свидания, лето. Здравствуй детский сад

Сборник «От осени до лета» (лето)

Стихотворение Л. Воронковой «Маша-растеряша»

Считалка «Детский сад»

РНС «Маша и медведь»

Ранняя осень

Хрестоматия «Приметы осени»

Стихотворения И. Токмаковой про осень

Стихотворение И.Бунина «Листопад»

Стихотворение Я. Акима «Осень»

Стихотворение М. Ивенсена «Падают листья»

Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге»

Деревья, кустарники

Стихотворение К. Бальмонта «Осень»

Стихотворение И. Михайловой «Как обидно»

Стихотворение А. Твардовского «Лес осенью»

Рассказ С. Баруздина «Лесной рассказ»

Сказка К. Ушинского «Спор деревьев»

Сказки В. Зотова  «Лесная азбука»  

Грибы

Стихотворения о грибах

Хрестоматия «Приметы осени»

Сказка В. Сутеева «Под грибом»

Сказка В. Даля «Как грибы воевали с ягодами»

Ягоды

Стихотворения о ягодах

В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»

Стихотворения Л. Татьяничевой «По ягоды»

Октябрь

Огород. Овощи

Стихотворение Ю. Тувима «Спор овощей»

РНС «Мужик и медведь»

РНС «Репка»

Сад. Фрукты

Сказка В. Сутеева «Мешок яблок»

Сказка В. Сутеева «Яблоко»

Рассказ Л. Толстого «Косточка»

Стихотворение Я. Акима «Яблоко»

Продукты питания

Сказка Братьев Гримм «Горшок каши»

РНС «Каша из топора»

Рассказ В. Драгунского «Что любит Мишка»

Рассказ В. Осеевой «Печенье»

Стихотворение М. Пляцковского «Кому что нравится»

Посуда

Сказка К. Чуковского «Федорино горе»

Рассказа Н. Носова «Мишкина каша»

Рассказ А. Кушнера «Кто разбил большую вазу»

РНС «Жихарка»

РНС «Лиса и журавль»

Стихотворение М. Тахистовой «На кухне»

Ноябрь

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Рассказы Н. Носова «Живая шляпа», «Заплатка»

Рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

Сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»

Сказки Ш. Перро «Красная шапочка»

Сказки Бр. Гримм «Храбрый портняжка»

Домашние птицы.

Сказка В. Сутеева «Петух и краски»

Сказка В. Сутеева «Цыпленок и утенок»

РНС «Кот, петух и лиса»

Рассказ Е. Чарушина «На нашем дворе»

Сказка В.Осеевой «Добрая хозяюшка»

Стихотворение А Барто «На птичьем дворе»

Перелетные птицы.

Стих. о перелетных птицах (хрестоматия «Приметы осени»)

Стихотворение Е Благининой «Улетают, улетели»

Рассказ К. Ушинского «Ласточка»

РНС «Гуси-лебеди»

Осень. Обобщение.

Сказка Д.М. Сибиряка «Серая шейка»

Стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Стихотворение С. Маршака «Круглый год»

Стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты…»

Рассказ К. Ушинского «Четыре желания»

Декабрь

Зима. Признаки зимы.

Хрестоматия «Времена года» (зима)

Рассказ К. Ушинского «Проказы старухи зимы»

РНС «Два Мороза»

Сказка Бр. Гримм «Госпожа Метелица»

Стихотворение С. Есенина «Береза»

Стихотворение И.Сурикова «Про зиму»

Стихотворение С. Маршака «Вьюга-снежная пурга»

Стихотворение Я.Акима «Первый снег»

Домашние животные.

Стих. С. Маршака «Усатый-полосатый»

Стихотворение А.Барто «Щенок»

Рассказ Л.Н. Толстого «Котенок»

Детская энциклопедия «Домашние животные»

Сказка Б. Гримм «Бременские музыканты»

Сказка Г. Остера «Котенок по имени Гав»

Сказка В. Сутеева «Капризная кошка» 

Стихотворение А. Барто «Котенок»

Дикие животные.

РНС «Заяц-хваста»

РНС «Теремок»

РНС «Два жадных медвежонка»

Рассказы Н. Сладкова «Рассказы о животных»

Детская энциклопедия «Дикие животные»

Сказка Н. Сладкова «Непослушные малыши»

Сказка К.И. Чуковского «Доктор Айболит»

Сказка В. Сутеева «Палочка-выручалочка»

Праздник Новый год.

Стихотворения С. Маршака «Елка», «Круглый год»

Стихотворения  Е. Трутневой «Дед Мороз»

Стихотворения  Е. Трутневой «С Новым годом!»

Стихотворение С. Михалкова  «Елочка»

Сказка С. Михалкова  «Елочка»

Сказка В.Сутеева «Ёлка»

Январь

Зимние забавы. Зимние виды спорта.

Стихотворение С. Сердобольского «Зимний кот»

Стихотворение М. Дружининой «Я и снег», «Снег»

Стихотворение О. Высотской «На санках»

Рассказ В. Осеевой «На катке»

Рассказ Н. Носова «На горке»

Зимующие птицы.

Рассказ А. Аксенова «Мы ваши друзья»

Стихотворение М. Пляцковского «Воробьиный дневник»  

Стихотворение З. Александровой «Новая столовая»

Сказка М.Горького «Воробьишко»

Рассказ Л.Толстого «Умная галка»

РНС «Заяц хваста»

Сказка В. Бианки «Сова»

Животные холодных стран.

Рассказ Г. Снегирева «Пингвиний пляж»  

Детская энциклопедия «Животные холодных стран»

Стихотворение С. Маршака «Где обедал, воробей?»

Февраль

Животные жарких стран.

Рассказ Б. Житкова «Как слон спас хозяина»

Рассказ Э. Успенского «Про Веру и Анфису»

Детская энциклопедия «Животные жарких стран»

Стихотворение С. Маршака «Детки в клетке»

Профессии.

Стихотворение Ю. Тувима «Все для всех»

Стихотворение В. Маяковского «Кем быть?»

Стихотворение С.Михалкова «А что у вас?»

Стихотворения Э.Мошковской «Профессии»

Стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер»

Рассказ В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»

Инструменты.

Стихотворение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Стихотворение Дж. Родари «Какого цвета ремесла?»

Стихотворение Я. Акима «Неумейка»

Стихотворение Г. Юрмина «Все работы хороши»

День защитника Отечества.

Стихотворение О. Высотской «Мой брат уехал на границу»

Стихотворение З. Александровой «Родина»

Стихотворение З. Александровой «Дозор»

Стихотворение А. Прокофьева «Родина»

Стихотворение В. Степанова «Наша армия»

Март

Международный женский день.

Стихотворения Е. Благининой «Мамин день»

Стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»

Стихотворение И.Кутеповой «Бабушкины руки»

И.Ревю «Рассказ о маме детям»

Сказка Ш.Перро «Красная шапочка»

Моя семья.

РНС «Гуси-лебеди»

РНС «Снегурочка»

Стихотворение Я.Акима «Родня»

Стихотворение П.Воронько «Спать пора»

Рассказ Л. Толстого «Старик сажал яблони»

Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»

Весна. Признаки весны.

РНС «Заюшкина избушка»

Хрестоматия «Времена года» (весна)

Стихотворение С. Маршака «Круглый год»

Стихотворение Г. Ладонщикова «Медведь проснулся»

Стихотворение И. Тютчева «Зима недаром злится»

Мебель.

РНС «Три медведя»

Стихотворение С. Маршака «Откуда стол пришел?»

Стихотворение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Стихотворение С. Маршака «Сказка об умном мышонке»

Русские народные колыбельные песенки

Бытовые приборы.

Рассказа В. Драгунского «Хитрый способ»

Рассказ В. Гурова «Дома и домики»

М. Шкурина «Сказка про дом, который любил чистоту и уют»

Апрель

Я и мой организм.

Сказка К. Чуковского «Мойдодыр»

Рассказ Е. Пермяка  «Как Маша стала большой»  

Стих. А. Барто «Девочка-чумазая»

Стихотворение Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»

Космос. День Космонавтики.

Рассказ П.О.Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

Стихотворения по теме «Космос»

Транспорт.

Рассказ Н. Павловой «На машине»

Рассказ Н. Калининой «Как ребята переходили улицу»

Рассказ В. Азбукина «Кто быстрее?

Рассказ И.Серякова «Улица, где все спешат»        

Сказка Г. Цыферова «Про пароходик»

Стихотворение И. Токмаковой «Поиграем»

Стихотворение С. Маршака «Мяч»

Цветы.

Сказка В. Катаева «Цветик – семицветик»

Стихотворения Е. Серовой «Стихотворения о цветах»

Стихотворение С.Козлова «Колокольчик»

Сказка Г.Цыферова «Паровозик из Ромашково»        

Май

День Победы.

Рассказ С. Алексеева «Дом»

Стихотворения М. Исаковского «День Победы», «Навек запомни», «Пусть будет мир»

Рассказ  А. Митяева «Мешок овсянки»

Рыбы.

РНС «По щучьему веленью»

Детская энциклопедия «Подводный мир»

Рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка»

Стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка?»

Насекомые.

Рассказы К. Ушинского «Пчелки на разведках»

Рассказы К. Ушинского «Пчелы и мухи»

Рассказы К. Ушинского «Капустница»

Рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»

Сказка В.Берестова «Честное гусеничное»

Сказка К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Сказка В. Сутеева «Под грибом»

Стихотворение Е. Серовой «Добрый великан»

Наш город.

Стихотворения о Санкт-Петербурге

Стихотворения А. Кушнера про Санкт-Петербург

Стихотворение С. Маршака «Вот какой рассеянный»

Стихотворение Л. Барбас «Жили-были улицы»

Стихотворение С.Баруздина «Кто построил этот дом?»

Признаки лета.

Хрестоматия «Времена года» (лето)

Рассказ К. Ушинского «В лесу летом»

Стихотворение М. Ивенсена «Что такое лето?» 

Сказка о Лете и его сыновьях

Сказка В.Катаева «Дудочка и кувшинчик»

На чтение 9 мин. Опубликовано

1. Перечитай первый и последний абзацы текста. Какой показана старуха-зима? Изменилась ли она к концу сказки? Найди ответы. Подчеркни.

Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!

2. Перечитай сказку и заполни таблицу словами из текста.

До кого добиралась старуха-зима, кого донимала? Как животные и люди встречали зиму и морозы?
птицы собрались стайками и улетели на юг или спрятались в теплые места
звери теплые шубы, спрятались в норы, прыгают и не мерзнут, впали в спячку, в теплых хлевах
рыбы ушли вглубь, под ледяной кровлей еще теплее стало
люди топят печки, одевают теплые одежду, дети радуются и играют

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 12700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Рекомендуемая литература Обсуждение материала Популярное Курсы профессиональной переподготовки, Курсы повышения квалификации, Переподготовка по физической культуре в Красноярске, Профессиональная переподготовка Педагог дополнительного образования, Повышение квалификации по Математике в Отрадном Образовательные вебинары

  • Вебинар «Рисование сахаром как нетрадиционная изобразительная техника в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
  • Вебинар «Проблемное детское поведение, или Как помочь ребенку?»
  • Вебинар «Рисование зубной пастой как нетрадиционная изобразительная техника в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
  • Вебинар «Мастер-класс как современная форма профессионального обучения педагогов: эффективные техники и технологии проведения»
  • Вебинар «Рисование шерстью как нетрадиционная изобразительная техника в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
  • Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

Все образовательные вебинары Поможем с выбором программы Подобрать

Русская сказка

О сказке

Сказка Константина Ушинского «Проказы старухи-зимы»

В этой простой, но содержательной сказке, писатель учит детей тому, что со всякими бедами можно справиться. Необходимо знать о всех природных явлениях и катаклизмах, и тогда никакая стихия не страшна человеку. К борьбе за существование приспосабливается весь живой мир. И птицы, и звери находят способ выжить, и передают годами накопленные знания и опыт из поколения в поколение. Читать книги Ушинского, это обязательно узнавать что-то новое и полезное для себя. Насколько незатейливы тексты его рассказов и сказок, настолько глубоко их моральное и нравственное содержание, являющееся неотъемлемой частью русской литературы.

Краткое описание сказки «Проказы старухи-зимы»

В небольшой сказке автора говорится о том, как рассвирепела старушка-зима, и решила всех на свете заморозить. Старуха вредная, злая, все ей не нравится: ни пение птиц, ни шелест листьев, ни крики зверей и животных. Собралась она с силами, смела с деревьев все листья, напустила холода и стала приниматься за птиц. Птицы подумали-подумали, да и улетели в теплые страны, а те, которые остались, спрятались по гнездам и стрехам.

Зима еще пуще разозлилась, решила зверюшек лесных заморозить. Но не тут-то было! Звери к зиме подготовились, кто в спячку залег, а кто оделся в теплые пушистые шкурки. Звери по лесу бегают, корм себе добывают, греются. Домашние животные в теплых хлевах стоят, человек им сена на всю зиму припас, никакие морозы не страшны.

Хотела старуха-зимушка рыбешек заморозить, и тут у нее ничего не вышло: спряталась рыба под толщу льда, там и тепло, и уютно. Воздуха рыбе из прорубей хватает, а корм и на дне водоемов найти можно. Старуха-зима пуще прежнего злится, нагоняет морозы и стужу, дует холодными ветрами, воет вьюгами и метелями.

Читайте также:  Сказки о Весне картотека по художественной литературе на тему

Захотела она людей заморозить. Наслала такие морозы, что бревна в домах лопаются да потрескивают, окна покрылись причудливыми морозными узорами. А человеку хоть бы что. Дрова заготовлены с лета, топят люди печки, пекут блины да веселятся. Кому придется ехать, так одевают теплые тулупы да шубы, меховые шапки и рукавицы — никакой мороз не страшен. А если работать приходится на морозе, так от работы даже жарко становится. Зима думала, что хоть ребятишек ей удастся испугать стужей, но и им все ни почем: на коньках и санках катаются, в снежки играют, снеговиков лепят.

Писатель так красочно описывает действия лютой проказницы-зимы, рассказывает о сопротивлении птиц и зверушек, казалось бы, от неминуемой смерти, что читателю хочется всех спасти и обогреть. Это настоящий талант, дать в простой сказке высокое чувство человеческого достоинства и власти над могущественной природой. А зима тем временем злится…

Когда поняла зима, что никак ей не справиться, заплакала она горькими слезами. Потекли старухины слезы с крыш домов, значит, уже и весна скоро.

Немного об авторе

Константин Дмитриевич Ушинский известен не только как основоположник народного образования, но и как детский писатель. Им написано множество книг для детей, дающих необходимые энциклопедические знания в легкой учебной форме. Писатель и педагог, Ушинский большую роль уделял нравственному воспитанию подрастающего поколения, на наглядных примерах показывая моральные уроки, преподаваемые самой жизнью.

Его рассказы и сказки, как и «Проказы старухи-зимы», учат доброму и светлому, всему, что рано или поздно, обязательно пригодится в жизни человека.

Детская литература К. Д. Ушинского

Произведения писателя для детей стали хрестоматийными, они до сих пор изучаются в школах. Великий писатель и не менее выдающийся педагог писал, как для детей-школьников, так и для малышей, только-только выучивших буквы. Такие сказки и рассказы автора состоят всего из несколько предложений, но и они несут смысловые знания и жизненные уроки.

Читайте текст рассказа русского писателя Константина Ушинского «Проказы старухи-зимы» онлайн, бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.

Константин Ушинский — Проказы старухи-зимы

Ушинский Константин Дмитриевич

Проказы старухи-зимы

Константин Дмитриевич Ушинский

Проказы старухи-зимы

Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

Пуще злится зима — до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

Читайте также:  Конспект урока по литературе на тему: «Басня И.А.Крылова «Волк на псарне»(5 класс)

— Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.

Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь.

Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: К.Д. Ушинский . Проказы старухи Зимы. Сказка . Учитель начальных классов ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы-интерната VIII вида ст-цы Родниковской Козликина О.С.

Слайд 4

Декабрь Январь Февраль

Слайд 6

Побелели поля. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила . Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду.

Слайд 7

ПРОКАЗЫ СТАРУХИ ЗИМЫ

Слайд 8

К.Д. Ушинский ( 1824-1870 )

Слайд 9

ДУБРАВА — ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ — ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ ЛЮТЫЙ — ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ ОКОННИЦЫ — СТЕКЛА В ОКНАХ САЛАЗКИ — САНКИ ПРОКАЗЫ — ЗАБАВЫ, ИГРЫ

Слайд 11

ЗИМА ЛЕТО ПУГАЕТ, ДА ВСЕ РАВНО ТАЕТ .

Слайд 12

МОРОЗ НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ .

Слайд 13

ЗИМА — НЕ ЛЕТО, В ШУБУ ОДЕТА

Слайд 14

Спасибо

  • Рассказ ушинского как рубашка в поле выросла текст
  • Рассказ ушинского дети в роще
  • Рассказ учителя начальных классов о себе кратко и красиво
  • Рассказ ученика 2 класса о дымковской игрушке
  • Рассказ учителя английского языка о себе на английском