Рассказ ушинского чужое яичко

Рейтинг: / 120 , , , ,

Рейтинг:   / 120

Рано утром встала старушка Дарья, выбрала тёмное, укромное местечко в курятнике, поставила туда корзинку, где на мягком сене были разложены тринадцать яиц, и усадила на них хохлатку.

Чуть засветало, и старуха не рассмотрела, что тринадцатое яичко было зеленоватое и побольше прочих.

Сидит курица прилежно, греет яички, сбегает поклевать зёрнышек, попить водицы и опять на место: даже вылиняла, бедняжка. И какая стала сердитая, шипит, даже петушку не даёт подойти, а тому очень хотелось заглянуть, что там в тёмном уголке делается.

Просидела курочка недели с три, и стали из яичек цыплята выклёвываться один за другим: проклюнет скорлупу носом, выскочит, отряхнётся и станет бегать, ножками пыль разгребать, червяков искать.

Позже всех проклюнулся цыплёнок из зеленоватого яичка. И какой же странный он вышел: кругленький, пушистый, жёлтый, с коротенькими ножками, с широким носиком. «Странный у меня вышел цыплёнок,- думает курица,- и клюёт, и ходит-то он не по-нашему; носик широкий, ноги короткие, какой-то косолапый, с ноги на ногу переваливается».

Подивилась курица своему цыплёнку, однако же какой ни на есть, а всё сын. И любит, и бережёт его курица, как и прочих, и если завидит ястреба, то, распушивши перья и широко раздвинув круглые крылья, прячет под себя своих цыплят, не разбирая, какие у кого ноги.

Стала курочка деток учить, как из земли червячков выкапывать, и повела всю свою семью на берег пруда: там-де червей больше и земля мягче.

Как только коротконогий цыплёнок завидел воду, так прямо и кинулся в неё. Курица кричит, крыльями машет, к воде кидается; цыплята тоже перетревожились: бегают, суетятся, пищат, и один петушок с испугу даже вскочил на камешек, вытянул шейку и первый раз в своей жизни заорал сиплым голосом: «Ку-ку-ре-ку!» Помогите, мол, добрые люди! Братец тонет!

Но братец не утонул, а превесело и-легко, как клок хлопчатой бумаги, плавал себе по воде, загребая воду своими широкими, перепончатыми лапками.

На крик курицы выбежала из избы старая Дарья, увидела, что делается, и закричала: «Ахти, грех какой! Видно, это я сослепу подложила утиное яйцо под курицу».

А курица так и рвалась к пруду; насилу могли отогнать бедную.

К. Д. УШИНСКИЙ 

Похожие по содержанию произведения раздела:

Я выхожу в космос.
Вот и космическое небо. Я первый вижу космос с миллиардами звёзд не из кора …

Шесть километров пути.
I.
. Был холодный день, солдатам дали увольнительные. Шли они весёлые, …

Шар в окошке.
 
Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щи …

Чтобы стать настоящими богатырями Лётчики-космонавты А. Николаев, П.Попович.
Дорогие маленькие …

Добавить комментарий

Âîïðîñ äàëåêî íå ïðîñòîé

Åñòü ïðîèçâåäåíèÿ, êîòîðûå âõîäÿò â æèçíü ÷åëîâåêà ñ ðàííåãî äåòñòâà. ßðêèå êíèæêè ñ êàðòèíêàìè ñòàíîâÿòñÿ îêíîì â ìèð ëèòåðàòóðû. È îäíî èç ïåðâûõ ìåñò çàíèìàåò ñêàçêà «Êóðî÷êà Ðÿáà».

Ñàìûì ïîïóëÿðíûì ñòàë âàðèàíò Êîíñòàíòèíà Äìèòðèåâè÷à Óøèíñêîãî. Èìåííî ýòîò òåêñò èçäà¸òñÿ ÷àùå âñåãî è ñòàíîâèòñÿ òîé ñêàçêîé, êîòîðóþ äåòè, åäâà âûó÷èâ áóêâû, ÷èòàþò ñàìîñòîÿòåëüíî. Óøèíñêèé áûë âûäàþùèìñÿ ïåäàãîãîì è ìíîãèå òåêñòû ñîçäàâàë â ðàñ÷åòå íà âîñïðèÿòèå ìàëåíüêèõ äåòåé:

«Æèëè ñåáå äåä äà áàáà. È áûëà ó íèõ êóðî÷êà Ðÿáà. Ñíåñëà êóðî÷êà ÿè÷êî. ßè÷êî íå ïðîñòîå – çîëîòîå. Äåä áèë-áèë – íå ðàçáèë. Áàáà áèëà-áèëà – íå ðàçáèëà. Ìûøêà áåæàëà, õâîñòèêîì ìàõíóëà, ÿè÷êî óïàëî è ðàçáèëîñü. Äåä è áàáà ïëà÷óò, êóðî÷êà êóäàõ÷åò:  «Íå ïëà÷ü, äåä, íå ïëà÷ü, áàáà! ß ñíåñó âàì ÿè÷êî äðóãîå, íå çîëîòîå – ïðîñòîå».

Âðîäå áû íåçàìûñëîâàòûé òåêñò. Îäíàêî äàæå ó ñîâñåì þíûõ ÷èòàòåëåé ìîãóò âîçíèêíóòü âîïðîñû. Íàïðèìåð, ïî÷åìó äåä è áàáà ñòàðàëèñü ðàçáèòü ÿéöî, à êîãäà ìûøêà ýòî ñäåëàëà – ïëà÷óò? È ïî÷åìó ïðîñòîå ÿéöî ëó÷øå çîëîòîãî?

Òóò èìåþò ìåñòî ðàçíûå ñìûñëîâûå ïëàñòû. Óøèíñêèé îáðàáîòàë íàðîäíóþ ñêàçêó è ñîçäàë ¸ìêèé, ëàêîíè÷íûé, ðèòìè÷íûé òåêñò. Îäíàêî ãëóáèííûé ñìûñë îñòàëñÿ ñïðÿòàííûì ìåæäó ñòðîê.

Óäèâèòåëüíûå âàðèàöèè

Ñêàçêà î êóðî÷êå Ðÿáå èìååò íåìàëî âàðèàíòîâ. È ðàçëè÷èÿ ïîðîé î÷åíü ñóùåñòâåííûå.  ñáîðíèêå Àëåêñàíäðà Íèêîëàåâè÷à Àôàíàñüåâà ìîæíî íàéòè âåðñèþ ïîä íàçâàíèåì «Êóðî÷êà». Çàâÿçêà ñþæåòà ïðîñòà. Áûëà ó ñòàðèêà è ñòàðóøêè êóðî÷êà, ñíåñëà ÿè÷êî «ï¸ñòðî, âîñòðî, êîñòÿíî, ìóäðåíî». Ïîëîæèëè åãî íà ïîëêó. Íî òóò ìûøêà ïðîáåãàëà, ìàõíóëà õâîñòîì, ÿéöî è ðàçáèëîñü.

 Äàëåå ðàçáèòîå ÿéöî (îòíþäü íå çîëîòîå, à ñàìîå ïðîñòîå) ïîðîäèëî íàñòîÿùóþ ïàíèêó. Äàæå ïðåäìåòû ïåðåïîëîøèëèñü – «âåðõ íà èçáå øàòàåòñÿ». Ñòàðóøêà ñòàëà ïëàêàòü, ñòàðèê âîçðûäàë. Äåâî÷êà-âíó÷êà ñ ãîðÿ óäàâèëàñü. Ìèìî ïðîøëà ïðîñâèðíÿ, ñïðîñèëà, â ÷¸ì äåëî. «Êàê íàì íå ïëàêàòü!» — è ñëåäóåò ðàññêàç îáî âñåõ ñîáûòèÿõ, íà÷èíàÿ ñ ðàçáèòîãî ÿéöà. Ïðîñâèðíÿ óñëûõàëà – âñå ïðîñâèðû èçëîìàëà. Çàòåì î ïðîèñøåñòâèÿõ óçíàë äüÿ÷îê, ïîáåæàë íà êîëîêîëüíþ è ïåðåáèë âñå êîëîêîëà.

Çàêàí÷èâàåòñÿ ñêàçêà î÷åðåäíîé ñòðàííîé ðåàêöèåé. «Èä¸ò ïîï, ñïðàøèâàåò ó äüÿ÷êà: çà÷åì êîëîêîëà ïåðåáèë? Äüÿ÷îê ïåðåñêàçàë âñ¸ ãîðå ïîïó, à ïîï ïîáåæàë, âñå êíèãè èçîðâàë».

Òóò è ñêàçêå êîíåö. Ñþæåò îáîðâàí. Îòêðûòûé ôèíàë? À äàëüøå ìîãëà áûòü ïðîäîëæåíà ÷åðåäà íåàäåêâàòíûõ ðåàêöèé. Îäíàêî ñêàçàíî, ÷òî ÿéöî «ìóäðåíî».

Èíòåðåñåí âàðèàíò Àëåêñåÿ Íèêîëàåâè÷à Òîëñòîãî. Íà÷àëî çíàêîìîå: «Æèëè-áûëè äåä äà áàáà. Ó íèõ áûëà êóðî÷êà Ðÿáà». Äàëåå âñ¸ ïðåäñêàçóåìî – ñíåñëà êóðî÷êà ÿè÷êî: «ï¸ñòðî, âîñòðî, êîñòÿíî, ìóäðåíî». Ìûøêà õâîñòèêîì «âåðíóëà», è ðåçóëüòàò ïîíÿòåí. È íà÷àëàñü íàñòîÿùàÿ ôàíòàñìàãîðèÿ. Äåä è áàáà íà÷àëè ðûäàòü, âîðîòà ñêðèïåòü, êóðû ëåòàòü… Íî çàêàí÷èâàåòñÿ ñêàçêà óòåøåíèåì: Ðÿáà ïîîáåùàëà ñíåñòè äðóãîå ÿéöî, íå ïðîñòîå, à çîëîòîå.

Ïåðåâ¸ðòûø ïðèâû÷íîãî ñþæåòà. Ðàçáèëîñü ïðîñòîå ÿéöî, à êóðèöà âçàìåí ïîîáåùàëà çîëîòîå. Òî åñòü íå÷òî áîëåå öåííîå.

Òàéíû çà ñåìüþ ïå÷àòÿìè

ßéöî – ãëóáîêèé ñèìâîë, îëèöåòâîðÿþùèé ìèðîçäàíèå.  ñâåòå ýòîãî ñîâñåì íå ñëó÷àéíî, ÷òî â íåêîòîðûõ âàðèàíòàõ íà÷èíàëñÿ ïåðåïîëîõ, êóðû ëåòàëè, âîðîòà ñêðèïåëè. Íî åù¸ ÿéöî – ñèìâîë çàðîæäåíèÿ ÷åãî-òî íîâîãî.

 ìèôîëîãèè Èíäèè áîã Áðàõìà äîëãîå âðåìÿ ñïàë â çîëîòîì ÿéöå. Ïðîáóäèâøèñü, ñîçäàë çåìëþ, íåáåñíûé ñâîä, äóõîâ è, íàêîíåö, ëþäåé èç ðàçíûõ ÷àñòåé ñâîåãî òåëà (÷òî ïðèâåëî ê äåëåíèþ èõ íà êàñòû). Ïîÿâëåíèå ìèðîçäàíèÿ èç ÿéöà – âåñüìà âûðàçèòåëüíûé îáðàç. Ëþáîïûòíî, ÷òî â ýòîì êîíòåêñòå îíî çîëîòîå. Íàëèöî àññîöèàöèè ñ ñîëíå÷íûì ñâåòîì.

 ãðå÷åñêîé ìèôîëîãèè ÿéöî – âåñüìà èíòåðåñíûé ïðåäìåò. Êðàñàâèöà Ëåäà ïðèâëåêëà âíèìàíèå ñàìîãî Çåâñà. È òîò, ïðèíÿâ îáëèê ëåáåäÿ, îâëàäåë åþ. Ðåçóëüòàòîì ýòîãî ñòàëè íåñêîëüêî ÿèö, ðîæä¸ííûõ Ëåäîé. Èç îäíîãî èç íèõ ïîÿâèëàñü íà ñâåò Åëåíà Ïðåêðàñíàÿ – áóäóùàÿ íåâîëüíàÿ âèíîâíèöà Òðîÿíñêîé âîéíû. Òàêàÿ ñâîåîáðàçíàÿ íèòü, ïðîòÿíóòàÿ îò ÷óäåñíîãî ðîæäåíèÿ ê ðàçðóøåíèþ.

 ëèòåðàòóðå ðàçáèâàíèå ÿéöà – ïðîöåññ ñîâñåì íå ïðîñòîé. Êàê òóò íå âñïîìíèòü «Ïóòåøåñòâèÿ Ãóëëèâåðà» Äæîíàòàíà Ñâèôòà, ãäå øëà âîéíà ìåæäó Ëèëèïóòèåé è Áëåôóñêó. À âñ¸ èç-çà ñïîðà, ñ êàêîãî êîíöà ðàçáèâàòü ÿéöî. Âðàæäà ìåæäó òóïîêîíå÷íèêàìè è îñòðîêîíå÷íèêàìè ñòàëà íàðèöàòåëüíîé äëÿ îáîçíà÷åíèÿ áåññìûñëåííûõ ïðîòèâîðå÷èé.

Êàëåéäîñêîï çàãàäîê

Òðàêòîâîê ñêàçêè î êóðî÷êå Ðÿáå ìîæåò áûòü î÷åíü ìíîãî. Ïîðîé – âçàèìîèñêëþ÷àþùèõ. Äàæå â òîì, ÷òî êóðî÷êà – èìåííî Ðÿáà (áåëî-÷¸ðíàÿ), òîæå åñòü ñìûñë. Áåëûé öâåò – äåíü, ÷¸ðíûé – íî÷ü. À òóò äâóõöâåòèå. Ðÿáàÿ êóðèöà – ñðåäíåå ìåæäó äí¸ì è íî÷üþ. À áîëåå ãëîáàëüíî – ìåæäó æèçíüþ è ñìåðòüþ. È çîëîòîå ÿéöî – íå÷òî íåæèâîå. À ïðîñòîå – ïðîäîëæåíèå æèçíè.

Çîëîòî äîáûâàþò ïîä çåìë¸é. Ïîýòîìó îíî àññîöèèðîâàëîñü ñî ñìåðòüþ. È äåäó ñ áàáîé ïðèøëà âåñòü î ñêîðîì óõîäå. Åäèíñòâåííûé âûõîä îòñðî÷èòü ýòî – ðàçáèòü ÿéöî. Íî çîëîòî íå áü¸òñÿ. Ñäåëàëà ýòî ìûøêà – ïîñðåäíèöà ìåæäó çåìíûì è ïîäçåìíûì ìèðàìè. È äåä ñ áàáîé ïëà÷óò – îíè íå ñìîãëè îáîéòè ñóäüáó. Êóðî÷êà Ðÿáà îáåùàåò èì äðóãîå ÿéöî – ïðîñòîå. Òî åñòü øàíñ ïðîäëèòü æèçíü.

Íî ìîæíî òðàêòîâàòü è â âåñüìà áûòîâîì êëþ÷å. Çîëîòîå ÿéöî – øàíñ óëó÷øèòü æèçíü. Êñòàòè, íà ïîäîáíûå ìûñëè íàòàëêèâàåò âàðèàíò Àëåêñåÿ Òîëñòîãî, ãäå âçàìåí ðàçáèòîãî ïðîñòîãî Ðÿáà îáåùàåò çîëîòîå. Íî â âåðñèè Óøèíñêîãî äåä è áàáà íå ïîíÿëè åãî öåííîñòè. Èì íóæíà ÿè÷íèöà çäåñü è ñåé÷àñ. Ìå÷òà ñáûëàñü. Íî ýòî ñëèøêîì ïðîñòîå òîëêîâàíèå.

ßéöî ìîæåò áûòü è ñèìâîëîì âîçðîæäåíèÿ è îáíîâëåíèÿ æèçíè.  Ìèôîëîãè÷åñêàÿ ïòèöà Ôåíèêñ ñàìà ñåáÿ ñæèãàëà è âîçðîæäàëàñü. Ïî îäíîé èç âåðñèé, íà ìåñòå ñàìîñîææåíèÿ ïîÿâëÿëîñü ÿéöî, èç êîòîðîãî è ïîÿâëÿëñÿ íà ñâåò ìîëîäîé, îáíîâë¸ííûé Ôåíèêñ, åù¸ áîëåå ïðåêðàñíûé. À ïåñíÿ åãî îáëàäàëà ìàãè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè. Î÷åíü âåðîÿòíî, ÷òî æàð-ïòèöà èç ðóññêèõ ñêàçîê – òîæå íåêèé âàðèàíò Ôåíèêñà. Æàð îò ñàìîñîææåíèÿ, à çàòåì –  âîçðîæäåíèå. Ýòî ìîãëî áûòü êàê ðàç ÷åðåç íîâîå ÿéöî – î÷åíü âåðîÿòíî, ÷òî çîëîòîå.

…Íåçàìûñëîâàòàÿ íà ïåðâûé âçãëÿä ñêàçêà ñîäåðæèò â ñåáå ìíîãî ñìûñëà. Îíà ïîäîáíà çåðíó, êîòîðîå ïðîðàñòàåò ïîñòåïåííî â ñîçíàíèè ÷èòàòåëÿ, À åù¸ – ïèùà äëÿ ðàçìûøëåíèé. Ó êàæäîãî ñâîÿ öåïî÷êà àññîöèàöèé. Âåðîÿòíî, ñêàçêà åù¸ íå äî êîíöà ðàçãàäàíà. È ñäåëàòü ýòî ïðåäñòîèò íîâûì ÷èòàòåëÿì.

********************
Âïåðâûå îïóáëèêîâàíî â èíòåðíåò-æóðíàëå «ØêîëàÆèçíè.ðó»

p17 knopka1 knopka4

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность. Основным способом познания мира дошкольников является игра.

Дидактическая игра — это игра, направленная на формирование у детей потребностей в знаниях, активного интереса к тому, что может стать их источником, усовершенствование познавательных умений и навыков. [23]

Термин «дидактика» происходит от греческих слов «didaktikos» – поучающий и «didasko» – изучающий. Это понятие впервые ввел в научный словарь немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571–1635) для обозначения искусства обучения. [15]

Дидактические игры, прежде всего, выполняют обучающую функцию. В процессе игры дети изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучают растения, животных и т.д. Дидактические игры способствуют развитию находчивости, инициативы, развивается память, мышление, кругозор, быстрота реакций и т.д. Дети приучаются преодолевать различные трудности, у детей развивается сообразительность.

Объектом исследования является – экологическое воспитание детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Предметом исследования является – формирование экологической культуры дошкольников в процессе игровой деятельности.

Цель исследования – выявить педагогические условия, при которых формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности будет наиболее эффективным.

Для осуществления данной цели ставятся следующие задачи:

1. Проанализировать научно-педагогическую литературу, которая посвящена проблеме исследования;

2. Сформулировать и проанализировать суть понятий «экологическое воспитание дошкольника», «игровая деятельность детей дошкольного возраста»;

3. Подобрать примеры дидактических игр по разделу программы «Ознакомлению дошкольников с природой».

Раздел 1. Содержание экологического воспитания дошкольников

1.1 Научная основа ознакомления детей с природой

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.[26]

Вот что пишет советский педагог Василий Александрович Сухомлинский в своём труде «Сердце отдаю детям«:

«Ребенок мыслит образами. Это значит что, слушая, например, рассказ учителя о путешествии капли воды, он рисует в своем представлении и серебристые волны утреннего тумана, и темную тучу, и раскаты грома, и весенний дождь. Чем ярче в его представлении эти картины, тем глубже осмысливает он закономерности природы. Нежные, чуткие нейроны его мозга еще не окрепли, их надо развивать, укреплять. Ребенок мыслит. Это значит, что определенная группа нейронов коры полушарий его мозга воспринимает образы (картины, предметы, явления, слова) окружающего мира и через тончайшие нервные клетки – как через каналы связи – идут сигналы. Нейроны «обрабатывают» эту информацию, систематизируют ее, группируют, сопоставляют, сравнивают, а новая информация в это время поступает и поступает, ее надо снова и снова воспринимать, «обрабатывать». Для того чтобы справиться и с приемом все новых и новых образов, и с «обработкой» информации, нервная энергия нейронов в чрезвычайно короткие отрезки времени мгновенно переключается от восприятия образов к их «обработке». Вот это изумительно быстрое переключение нервной энергии нейронов и есть то явление, которое мы называем мыслью,- ребенок думает. Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально работать они могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться. Переключение мысли, которое является сущностью мышления, возможно лишь тогда, когда перед ребенком или наглядный, реальный образ, или же настолько ярко созданный словесный образ, что ребенок как будто видит, слышит, осязает то, о чем рассказывают (вот почему дети так любят сказки). Природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли – среди наглядных образов, и прежде всего среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на «обработку» информации об этом образе. Если же изолировать детей от природы, если с первых дней обучения ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с работой, которую предлагает учитель. А ведь этим клеткам надо развиваться, крепнуть, набираться сил. Вот где причина того явления, с которым многие учителя часто встречаются в начальных классах: ребенок тихо сидит, смотрит тебе в глаза, будто внимательно слушает, но не понимает ни слова, потому что педагог все рассказывает и рассказывает, потому что надо думать над правилами, решать задачи, примеры – все это абстракции, обобщения, нет живых образов, мозг устает. Здесь и рождается отставание. Вот почему надо развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребенка среди природы – это требование естественных закономерностей развития детского организма. Вот почему каждое путешествие в природу есть урок мышления, урок развития ума…

Для учителя очень важно соблюдать меру в рассказывании. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. Чтобы осмыслить каждый яркий образ – наглядный или словесный, надо много времени и нервных сил. Умение дать ребенку подумать – это одно из самых тонких качеств педагога. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать. » [24]

Большой вклад в разработку вопроса об использовании природы в начальном воспитании и обучении детей сделал К.Д. Ушинский (1824-1871). К.Д. Ушинский считал невозможным осуществление начального обучения без природы. Природа, говорил он, есть один из наимогущественных агентов в воспитании человека, и даже самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда отдает сухостью, однобокостью, неприемлемой искусственностью. К.Д. Ушинский называл природу «всеразвивающей» и в своих работах раскрывал возможность использования ее для умственного, морального, эстетического и физического воспитания детей.

Основой умственного воспитания К.Д. Ушинский считал развитие мышления и речи. Поэтому, составляя книги для начального обучения «Родное слово» и «Детский мир», он широко использовал природоведческий материал родной природы, замечая, что детей не следует знакомить с курьезами, а приучать находить интересное в том, что их повседневно окружает.

Традиции, заложенные К.Д. Ушинским, живы и сегодня. Изучению природы в детских садах уделяется большое внимание.

Высоко оценивая окружающую природу как фактор умственного развития детей, К.Д. Ушинский в отдельных своих произведениях раскрыл методы, пользуясь которыми педагог знакомит детей с природой. Важную роль при этом он отводил наглядным методам. Среди наглядных методов важную роль К.Д. Ушинский отводил наблюдением. С целью более полного ознакомления с предметами окружающего мира К.Д. Ушинский рекомендовал широко использовать во время наблюдений сравнения, считая, что только процесс сравнения делает внешний мир достоянием разума. Очень широко в начальном обучении, по мнению К.Д. Ушинского, следует использовать рассказ. Она дополняет другие методы и нравится детям больше, чем чтение. Педагогические качества рассказы должны быть такими, чтобы он легко запоминалась, не был сухой, чтобы подробности не затмили главного. [5]. В своих произведениях для детей Ушинский К.Д. описывал интересные явления природы, случаи из жизни животных и расстений. Это и «Четыре желания», «Чужое яичко», «Бишка» и т.д.

Известный педагог и организатор дошкольных мероприятий Е.И. Тихеева (1866-1944) рассматривала природу как элемент окружающей среды, без которого нельзя воспитать здорового, всесторонне развитого человека. Природа, писала Е.И. Тихеева, основной доктор и воспитатель маленького ребенка. Она укрепляет, лечит, обогащает знания.

Основным путем формирования конкретных представлений о природе, развития органов чувств Е.И. Тихеева считала наблюдение. Если вы хотите дать детям представления о лесе, говорила она, поведите туда детей. Дайте им возможность собственными глазами увидеть лес во всей его к.

Экологическое воспитание младших школьников
Теоретические основы экологического воспитания младших школьников. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема. Экологическое воспи.

Формирование динамических представлений об изменениях в живой природе у старших дошкольников
Научная основа ознакомления детей с природой. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ. Условия, необходимые для формирования динамичес.

Игра – метод ознакомления дошкольников с природой
Экологическое образование и воспитание в период дошкольного детства. Процесс освоения экологических представлений, формирование эмоционального отношен.

Экологическое воспитание дошкольников
Система экологического воспитания дошкольников: системообразующий блок понятий и ведущих идей, дидактический блок знаний о природе, наблюдение и модел.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20 г.Йошкар-Олы»

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

На заседании

научно — методического совета школы

Протокол  от __ августа _____г. №__

зам директора по УВР

______________ /___________/

 УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______         /________/

Приказ  от __ августа _____г.

__

Рабочая программа

(АОП вариант 5.1)  

учебного предмета

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

для учащегося 2  класса  

Составитель:

Никулина Т.Д.

учитель начальных классов

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного курса
  3. Место учебного курса в учебном плане
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
  5. Целевые ориентиры освоения учебного курса
  6. Содержание учебного курса
  7. Календарно-тематический план по предмету литературное чтение
  8. Планируемые результаты освоения учебного курса
  9.  Система оценки достижения планируемых результатов
  10. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  1. Пояснительная записка

 Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском языке)» для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР вариант 5.1) составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;
  •  СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29,12,2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24. 11.2015),
  • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10. 07.20 15 №26.
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее — ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10,2010. 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1 598,
  • Уставом Школы.
  • С учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР, 2015г.

Адаптированная программа реализуется через УМК «Школа России» с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося Лоскутова Семёна Павловича, ученика 2 «А» класса.

По заключению ПМПК у ребёнка общее недоразвитие речи III уровня со вторичным снижением ВПФ. Семён имеет разные речевые недостатки: дисграфия, дислексия.

         Рекомендовано: обучение в образовательной организации по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся  с тяжёлыми нарушениями речи; вариант стандарта 5.1.

     2. Общая характеристика учебного курса

       При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, читательский кругозор при этом преимущественно расширяется за счет знакомства младших школьников с произведениями писателей и поэтов родного края.

  1. Место учебного курса в учебном плане

         Курс «Литературное чтение» рассчитан на 54 ч. Во 2—4 классах по 17 ч (0,5 ч в неделю, 17 учебных недель во втором полугодии в каждом классе),

     4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

         Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

 Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

 Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

 Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и народу.

 Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.

 Ценность человечества. Осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


  1. Целевые ориентиры освоения обучающимися учебного курса

Личностные результаты

 К концу учебного года у ученика второго класса должны быть сформированы:

осознание своей этнической и национальной принадлежности,

формирование ценностей многонационального российского общества;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Ученик получит возможность для формирования:

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

эстетических потребностей, ценностей и чувств;

навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

К концу учебного года ученик второго класса научится:

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Ученик получит возможность научиться:

определять наиболее эффективные способы достижения результата.

определять общую цель и пути ее достижения;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные УУД.

К концу второго класса ученик научится:

использовать знаково-символические средства представлении информации;

осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

воспринимать тексты различных жанров.

Коммуникативные УУД.

 К концу второго класса ученик научится:

использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

ориентироваться        на        позицию        партнера        в        общении        и взаимодействии.

 К концу второго класса ученик получит возможность научиться:

формулировать собственное мнение;

использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные результаты.

 К концу второго класса ученик научится:

соотносить прочитанное слово с предметом;

членить предложения на слова;

составлять предложения с изменением форм слова;

чтение вслух слов и предложений;

отвечать на вопросы по прослушанному тексту;

знать наизусть 4-5 стихотворений, потешек, скороговорок.

К концу второго класса ученик получит возможность научиться:

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний;

читать слова без специальных   вспомогательных помет.

  1. Содержание учебного курса «Литературное чтение

на родном (русском) языке»

1. Устное народное творчество – 3 ч. 

 Произведения устного народного творчества для детей. Народные песни, пословицы, поговорки русские  народные сказки. Устное сочинение по картине.

3. Стихи русских поэтов- 2 ч. 

   Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворений. Стихи Ф.И. Тютчева, А. А. Фета, А. Толстого.

4. Русские писатели – 3 ч.

 А.С.Пушкин. Сказки.  Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.

5. О братьях наших меньших – 4 ч. 

Весёлые стихи о животных  А.Шибаева.  Рассказы о животных  М.Пришвина, Е. Чарушина,  Б.Житкова.

6.  Писатели – детям – 5 ч.   

 К.И.Чуковский. Сказки, С.Маршак.  Стихи. Стихотворения С.В.Михалкова,  А.Л. Барто.

ИТОГО – 17 ч.                              

Раздел  «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование ( слушание), чтение, говорение ( культура речевого общения),  письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование ( слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.

    Раздел «Виды читательской деятельности»  включает в себя работу с разными видами текста. Эта  работа предполагает  формирование следующих аналитических умений:  восприятие  изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения,  научно-популярного текста;  воссоздание картины жизни,  представленной автором;  установление причинно-следственных связей в художественном,  учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении;   выделение главной мысли текста.  Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

    В разделе  «Круг детского чтения»  реализуются принципы  отбора содержания чтения младшего школьника,  которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга  чтения,  устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности,  компетентности в области детской литературы:  учет эстетической  и нравственной ценности текстов , их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия  детьми 6–10 лет,  читательских предпочтений младших школьников.

  Раздел  «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.

  1. Календарно-тематический план

№ уроков

кол.

часов

календарные сроки

по плану

календарные сроки фактически

Наименование темы, содержание

                                                             «Россия — наша Родина»

1.

1

В. Степанов «Что мы Родиной зовём»

2.

1

К. Паустовский «Моя Россия»

«Фольклор нашего народа»

3.

1

Календарные народные праздники и обряды.

4.

1

«Мир фольклора – мир народной мудрости»

5.

1

«Мир пословиц и поговорок»

6.

1

«Загадки и народные приметы о временах года»

7.

1

Проект. Сборник «Фольклор нашего народа»

«О братьях наших меньших»

8.

1

Г.А. Скребицкий. Пушок.

9.

1

К.Д. Ушинский. Чужое яичко

10.

1

И. Сладков. Топик и Катя.

11.

1

А.Л. Барто. Бедняга крот.

12.

1

Е.И. Чарушин. Рябчонок. 1 (Из цикла «Про Томку»). Посещение городской библиотеки.

«Времена года»

13

1

В.Бианки. Как животные к холодам готовятся.

14.

1

Г.Х.Андерсен.Снеговик.

15.

1

А.Блок.Весенний дождь./Загадки про весну

16.

1

И. С. Соколов-Микитов.Бурундук.

17.

1

Опрос по пройденным произведения «Что? Где?       Когда?»

  1. Планируемые результаты  освоения учебного предмета

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»

    Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты:

  • понимание родной литературы как одной из основных национально – культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и по искового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

      Требования к уровню подготовки:
К концу изучения интегрированного курса  во 2 классе будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
      Второклассники научатся

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам;
  • читать осознанно, правильно, бегло и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
  • применять различные способы чтения;
  • полноценно воспринимать художественную литературу, получая от этого удовольствие;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
  • устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
  • отличать поэтический текст от прозаического;
  • распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм;
  • делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа;
  • высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах.
                    Второклассники получат возможность научиться:
  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;
  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
  • высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • принимать правила сотрудничества;
  • выделять в тексте ключевые слова;
  • делать устную презентацию книги (произведения);
  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

  1. Система оценки достижения планируемых результатов

          С целью осуществления контроля результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, тематический, комплексный, итоговый.

Для контроля используются следующие формы: индивидуальная и фронтальная устные проверки, творческие задания, тестовые задания, проверочные и контрольные работы.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературному чтению.

Развернутый ответ  должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Требования к информационно-образовательной среде

В организации должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств (в том числе, флеш-тренажеров, инструментов wiki, цифровых видео материалов и др.), обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения АОП НОО.

Требования к учебникам, рабочим тетрадям и специальным дидактическим материалам

Реализация АОП НОО обучающихся с ТНР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья.

С учётом особых образовательных потребностей, обучающихся с ТНР применяются специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АОП НОО.

Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.

Освоение содержательной области «Филология» предполагает использование:

 печатных пособий (наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото;

 наборы сюжетных картинок по отдельным темам;

 различные виды словарей;

 репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ);

 опорных таблиц по отдельным изучаемым темам;

 схем (звуко-буквенного разбора слова; разбора слов по составу и др.);

 дидактического раздаточного материала (карточки с заданиями);

 наборов ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборов муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.).

Неделя 18.10.-22.10.2021

Тема: «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы»

Цель: Систематизировать и расширять общие представления и знания детей о птицах.

Задачи:

Учить узнавать пернатых по внешнему виду.

Расширять знания о строении птиц, их внешнем виде (есть голова, туловище, хвост, клюв, лапки, покрыты перьями и повадках).

Дать знания о том, что есть птицы перелетные (улетают от нас в теплые края и зимующие (они остаются с нами всегда) и водоплавающие (птицы с определенным строением лапок, позволяющим им жить на воде).

Развивать речь: умение звукоподражать голосам птиц.

Учить замечать действия птиц, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют из лужицы, садятся на деревья, крыши и балконы домов).

Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к птицам; желание помогать им, подкармливать в холодный период.

Закреплять представление о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных. Птицы едят, живут, дышат.

Формировать эмоциональную отзывчивость.

Существительные :

грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озе­ро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, кры­лья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван.

Признаки (прилагательные):

перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушистыйтый, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, труд­ный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный.

Действия (глаголы):

летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить.

Итоговое мероприятие: оформить панно «Птицы на дереве».

Понедельник 18 октября, 2 половина дня воспитатель Кобыляцкая Т.В.

Понедельник, 18 октября, 2 половина дня «Птицы – какие они?»

Вечер

П.р.

Соц-ком. р.

Р.р.

Худ-эст. р.

Гимнастика после сна (комплекс 4).

Беседа «Кто такие птицы» повторить основные признаки, по которым птицы объединяются в понятие «ПТИЦЫ» (покрыты перьями, имеют крылья и умеют летать, вылупляются из яиц).

Загадки про перелетных птиц, развивать внимания, мышление.

Дид. игра: «Исправь ошибку»

(развитие пространственного восприятия).

У ласточки впереди хвост. Нет, у ласточки впереди голова.

У грача сзади клюв.

У утки вверху лапы.

У гуся внизу крылья. с Мирославом, Аленой, Витей, Людой, Юлей

Чтение рассказа

К. Д. Ушинского «Чужое яичко» слушать произведение следить за событиями рассказа, отвечать на вопросы по тексту, ввести в понятийную и активную речь слово «водоплавающие птицы».

Иллюстрации «Птицы»

Хрестоматия.

Познакомить родителей с темой предстоящей недели. Предложить с детьми дома проводить беседы по данной теме.

Прогулка

Ф.р.

П.р.

Р.р.

Наблюдение за погодой, природой: отметить, что еще стоят теплые деньки, осень нам дарит последнее тепло, полюбоваться красками разноцветной листвы.

Разучить п. игру

«Перелет птиц», закрепить умение залазить на предметы приподнятые над землей, лазать по гимнастической стенке, быстро ориентироваться в пространстве по сигналу. Учить детей помогать друг другу, развивать ловкость, бег врассыпную, не наталкиваясь

Упражнение «Попади в кольцо»: развивать ловкость, глазомер, отработать бросок от груди с, Егором, Витей, Ритой, Даниилом, развивать координацию движения, ловкость. Культура поведения: закрепляем привычку отпрашиваться и прощаться при расставании.

Ситуативный разговор: «Если стало жарко, можно снимать одежду или шапку», учить детей регулировать свою игровую активность в зависимости от состояния и самочувствия, отмечать последствия от необдуманных действиях.

Самостоятельная игровая деятельность «Мир в котором я живу», рисуем цветными мелками осеннюю природу, птиц проявлять творчество фантазию.

Мячи среднего размера.

Цветные мелки.

Обручи и кольца

Вторник, 19 октября, 1 половина дня воспитатель Кобыляцкая Т.В.

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

19 октября, вторник

«От нас улетают птицы»

2

3

4

5

6

7

8

Утро

Ф.р

П.р.

Соц-ком.

Р.р.

Худ-эст.р.

Ут. гим. комп.4.

Беседа: «Каких птиц называют перелетные»:уточнить, почему птицы называются «ПЕРЕЛЁТНЫМИ» (грач, скворец, утка, гусь, ласточка – это перелётные птицы, потому что улетают на зиму в тёплые края из-за отсутствия корма и холода в наших краях); перелет птиц в теплые края есть один из признаков осени.

Загадки о перелетных и водоплавающих птицах, осмысливать текст загадки, подбирать описание под определенную птицу.

Повторить пальч. гимн. «Десять птичек стайка».

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)

Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками), мануально-речевое развитие с Юлей, Ваней, Максимом, Аленой, Жасминой, Варей.

Чтение А. Плещеева «Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!, вызвать у детей эмоциональные переживания от печальных событий, но и надежду на возвращение перелетных птиц. отвечать на вопросы по тексту

Самостоятельная деятельность: раскраски «Водоплавающие птицы» закрашивание разнообразными изо материалами.

Картотека «Пальчиковые игры и физминутки».

Картинки раскраски «Водоплавающие птицы». Изоматериал.

Хрестоматия.

Рекомендации «Прочтите детям рассказы и сказки о птицах»

НОД

Музыкальное

Подготовка к спортивно-музыкальному утреннику «Осенний переполох»

Познавательное развитие (математика)

В.П. Новикова Математика в детском саду 4-5 лет. Тема 7. «Треугольник». Задачи. Закрепить название геометрических фигур; учить находить предметы такой формы; составлять домик из четырех треугольников, сделанных из квадрата; сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения.

Прогулка

Ф.р

П.р.

Соц-ком.

Р.р.

Наблюдение за деревьями: уточнить, что деревья-это дом для птиц, познакомить, с понятием гнездо- гнездования рассказать детям из чего строят птицы гнезда. Поискать на деревьях гнезда. Расширять знания о жизни птиц.

П.. и.: «Охотники и утки» попадать в мишень движущуюся и фиксированную, развивать точность и силу броска из различных положений.

Игр. упражнение «Попрыгаем как птицы» закреплять прыжки на двух ногах с продвижением вперед с Ариной, Богданом, Юлей, Ваней, Витей, развивать координацию движения,

Тр. поручение: подметем опавшие листики Тимуру, Алене и выполнять не сложные поручения, отмечать важность своей деятельности.

Ситуативнаябеседа «Птицы приносят вред или пользу», в ходе рассуждений определить большую пользу птиц для природы и человека, формировать экологические знания: проявлять заботу о птицах.

Самостоятельная деятельность:

Игры с ветром: птички на ниточке, учить определять направление ветра, используя простейшее приспособление.

Наборы для игры и запускания мыльных пузырей.

Флажки.

Инвентарь для трудовой деятельности.

Работа перед сном

Соц-ком.р.

Р.р.

П.р

Дид. игра «Четвертый лишний», на слух воспринимать информацию, анализировать, называть птицу, которая не подходит предложенной группе птиц или предметов, животных.

Д/И «Что изменилось»

проговаривать местоположение предметов, используя слова «между», «рядом», «впереди», «последний» с Аленой, Витей, Димой, Данилом

Чтение рассказа «Чей нос лучше» В. Бианки

Вызвать интерес к разнообразным видам птиц, их месту обитания и питания. Принимать участие в обсуждении текста, высказывать свое мнение.

Игрушка «птичка»

Хрестоматия.

Среда, 20 октября, вторая половина дня

20 октября, среда,

« Продолжаем изучать перелетных птиц»

Вечер

П.р.

Соц-ком. р.

Р.р.

Худ-эст. р.

Г.п сна комплекс 4.

С.Р. игра «Сегодня Международный день повара»: помочь детям организовать игровой сюжет, подобрать игровой материал, поддержать детские идеи, обыграть элементы игры, Дать общее представление о работе повара, правильном питании, витаминах овощей и фруктов.

Повторить стихи к развлечению с Ваней, Юлей, Людой, Лерой, Данииломобратить внимание детей на выразительность речи, темп, силу голоса, добавлять для выражения необходимого образа движения руками.

Просмотр Мультфильмов.

« Серая шейка»

« Лягушка – путешественница», расширять знания детей о перелетных птицах, о положительных качествах героев.

Предложить изодеятельность: нарисуй понравившегося героя мультфильма, развивать творчество, фантазию, отражать в рисунке впечатления.

Хрестоматия.

Сюжетные картинки «Безопасная улица»

Наборы для с/р игры «Больничка» Интерактивный комплекс «Пчелка»

Памятка «Берегите своих детей!»

Прогулка

Ф.р.

П.р.

Р.р.

Наблюдение за погодой: отметить, что осенние деньки чаще всего бывают переменчивыми, ввести в понятийный словарь слова: дождливый, пасмурный, прохладный, ветреный.

П. и. «Медведь и пчелы» развивать внимание, действовать по сигналу. Упражнять в беге, врассыпную, ходьбе.

Упр. «Дорожка препятствий» закрепить с Варей, Ваней, Юлей, Мишей, Тимуром умение передвигаться разными видами прыжков: на двух ногах, на одной ноге, прыжки на месте, сохраняя равновесие и координацию движения.

Дид. игра «Чей клюв?»

У журавля – журавлиный.

У гуся – гусиный.

У утки -… .

У кукушки -… .

У грача -… ,образовывать притяжательные прилагательные. Самостоятельная деятельность: собираем красивые букеты из опавших листиков, придумываем названия букетам, воспитывать чувство прекрасного, проявлять интерес к природе, с благодарностью принимать ее дары.

Нагрудные знаки игры «Медведь».

Кегли.

Четверг 21 октября 1 половина дня

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

21 октября, четверг

« Удивительная жизнь перелетных птиц»

2

3

4

5

6

7

8

Утро

Ф.р

П.р.

Соц-ком.

Р.р.

Худ-эст.р.

Ут. гим. комплекс 4.

Беседа «Сегодня день лабиринта»: рассмотреть игры в группе с лабиринтами, предложить детям рассказать смысл таких игр, рассказать о разных видах лабиринтов. Предложить настольно-печатные игры-лабиринты «Помогите перелетным птицам долететь в теплые края» развивать пространственно-образное мышление, внимание.

Пальчиков. игра

«Осенний букет»

1,2,3,4,5 сжимают, разжимают пальцы обеих рук Будем листья собирать, на каждый лист загибают один палец

Лист берёзы, лист рябины,

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы подобрали,

Маме осенний букет собирали. хлопают в ладоши.

Д/и «Добавь слово»: развивать логическое мышление, обогащать словарный запас.

У человека квартира, а у птицы … (гнездо).

У зверей шерсть, а у птицы … (перья).

У человека нос, а у птицы … (клюв).

У человека руки, а у птицы … (крылья).

У человека ребенок, а у птицы … (птенец) с Богданом, Варей, Юлей, Ваней.

Ситуативн. беседа «День каштана»: вместе с детьми рассмотреть каштаны, уточнить форму, цвет, качество, что напоминает. Рассказать, как можно использовать плоды для различных поделок

Самостоятельная деятельность: придумай поделку из каштана и смастери. Выбирать самостоятельно материал для лепки.Подсказать детям идеи для творчества. Поддерживать творческие решения.

Игры- лабиринты.

Альбом «С пальчиками играем».

Плоды каштана.

Памятка«При общении с природой, надо помнить о ее и вашей безопасности»

НОД

Музыка

Подготовка к спортивно-музыкальному развлечению «Осенний переполох»

Рисование

И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа Занятие 10. Тема: Рисование по представлению «Храбрый петушок». Программное содержание. Учить детей рисовать петушка красками, красиво сочетая формы и цвета. Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта. Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве.

Прогулка

Ф.р

П.р.

Соц-ком.

Р.р.

Наблюдения за погодой, связать наблюдения с одеждой своей и прохожих людей, почему стали так одеваться. Учиться делать простейшие выводы, отражать в речи рассуждения, используя слова потому что, так как.

П.и. «Солнышко и дождик»:закрепить бег врассыпную, формировать внимание, действия на словесный сигнал.

Упражнение «прыгаем через скакалку», развивать ловкость, координацию движения с Полиной, Юлей, Ариной Ваней, Максимом, Витей, Валерией, закрепить умение прыгать, не продвигаясь, — оставаясь на месте.

Самообслуживание:продолжаем учиться самостоятельно выворачивать вещи, застегивать пуговицы, обувать правильно обувь, используя наглядные ориентиры с Ваней, Богданом, Аленой, Максимом.

Ситуативн .беседа «Сегодня День разноцветных зонтов»: сформировать представление назначении зонта. Вспомнить какие бывают зонты? Формировать привычки пользоваться предметами для здорового образа жизни.

Св. деятельность: предложить детям игры с опавшей листвой, придумать ковер из листьев, проявить творчество,фантазию.

Зонтик.

Скакалка.

Работа перед сном

Соц-ком.р.

Р.р.

П.р

Пальчиковая гимнастика

«Птичек стайка» (И. Токмакова), развивать мануально-речевые качества, вызвать положительные эмоции.

Повторить стихи к развлечению с

Ваней, Мишей, Юлей, Максимом, Варей, формировать у детей уверенность, поддержать в публичном выступлении, самостоятельность.

Разучить стих И. Токмаковой Опустел скворечник, улетели птицы, Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят… Видно, тоже в Африку улететь хотят. ,понимать юмор стихотворения, вызвать желание рассказывать самостоятельно.

Альбом «Пальчиковые игры».

Сценарий утренника. Хрестоматия.

Пятница , 22 октября, 2 половина дня воспитатель Кобыляцкая Т.В.

22 октября, пятница «И далеко от земли пролетели журавли»

Shape1

П.р.

Соц-ком. р.

Р.р.

Худ-эст. р.

Г. после сна компл. 4.

Театрализация сказки

«Гуси-лебеди»,принимать участие в обыгрывании отдельных эпизодов, вступать в диалог, исполняя выбранную роль. Развивать связную речь.

Дид. игра «Назови одним словом», закреплять умение классифицировать предметы.

Д/и «Скажи ласково» — учить образовывать существительныес уменьшительно-ласкательным суффиксом с Витей, Мишей, Ваней, Аленой.

перо — перышко,

голова — головка, головушка,

соловей — соловушка,

шея — шейка,

крыло — крылышко,

скворец — скворушка,

гусь — гусек, гусенок,

утка — уточка,

лебедь — лебедушка,

гнездо — гнездышко,

журавль — журавушка,

Просмотр фильма на ИНФОУРОК «Наши пернатые друзья»: сформировать представления о птицах как особенном виде и месте перелетных и водоплавающих в их составе.

Трудовое поручение: полив комнатных растений с Лерой и Ариной, проявлять заботу.

Фильм «Наши пернатые друзья» (запись).

Листочки с деревьев игрового участка.

Хрестоматия

Консультация-памятка «Знакомые и незнакомые люди – умение с ними безопасно общаться».

Прогулка

Ф.р.

П.р.

Р.р.

Наблюдение за красками осени: полюбоваться обильным листопадом: отметить, что некоторые деревья стали совсем голыми, а на земле ковер из листьев..Прочитать стих Закружила осень, закружила.

Ковер из листьев сотворила,

С любовью соткан он большой,

Ты не найдешь такой другой.

Из листьев мелких и больших

Неповторимых нежных золотых.

Узор из жемчуга и чудной краски.

Ткала, вложив свою любовь и ласку.

А еще вложена в него душа,

Природа Родины так дивно хороша.

Трудилась осень и ковер ткала,

И труд свой людям отдала.

П. игра «Гуси-гуси» развивать ловкость, внимание, бег, проговаривать слова и действовать в соответствии слов.

Игр. упр. «Ласточка»: продолжать закреплять умение стоять на одной ноге, руки держать в стороны. Способствовать тренировке вестибулярного аппарата, развитию координации движений с Юлей, Ваней, Витей, Мишей.

Ситуативная беседа «Сегодня день ореха»:

Рассмотреть с детьми плоды, определить полезность для человека, животных, птиц.

Рассмотреть форму скорлупы, сравнить на что похожа, пофантазировать.

Самостоятельная деятельность: оформить панно «Птицы на дереве». создаем образы птиц, развивать творчество, фантазию.

Шапочка «Волк».

Рассказ ушинского чужое яичко

Рассказ ушинского чужое яичко

Рассказ ушинского чужое яичкоРассказ ушинского чужое яичкоРассказ ушинского чужое яичкоРассказ ушинского чужое яичкоРассказ ушинского чужое яичко

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/466634-kalendarnoe-planirovanie-v-srednej-gruppe-po-

  • Рассказ хочу быть ведьмой читать
  • Рассказ филиппок полный текст читать полностью бесплатно
  • Рассказ ушинского как рубашка в поле выросла слушать
  • Рассказ у лукоморья дуб срубили
  • Рассказ трусиха главная мысль