Рассказ уроки французского это рассказ или повесть

Введение конспект урока будет удобен на уроке литературы для 6 класса в феврале, здесь есть цель и задачи, все этапы

Введение

Конспект
урока будет удобен на уроке литературы для 6 класса в феврале, здесь есть цель
и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к
учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, эпиграф,
биография писателя, пересказ эпизода, инсценирование,  физкультминутка, закрепление,
прослушивание сцены с директором,  вывод, обобщение, итог, домашнее  задание.

Конспект
урока по литературе для 6 класса на тему: В. Г. Распутин

Цель: раскрыть
духовные, нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина.

Задачи урока:

формировать
умение анализировать художественное произведение,

развивать
коммуникативные навыки и сценические умения учащихся,

продолжить
работу по развитию речи школьников.

воспитывать
у учащихся внимание к слову,

способствовать
воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.  

Ход урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

  Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

                             
А ручки и тетрадки?

                             
Тогда урок начнём сейчас,

                             
Раз всё у вас в порядке.

                             
Будьте внимательны,

                             
Послушны, наблюдательны.

                             
Чтобы литературные тайны познавать,

                             
Нужно всё серьёзно изучать.

    — отчёт 
дежурного;

    — проверка 
готовности  класса  к  уроку:

                Я 
рада  новой  встрече  с  вами,

                Приятно 
ваше  общество, друзья!

               
Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

               
Их  с  интересом  буду  слушать  я.

               
Мы  сегодня  снова  будем  читать,

               
Выводы  делать  и  рассуждать.

                А 
чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

               
Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II.
Актуализация знаний учащихся.

Сегодня
на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым
живут герои Распутина в повести «Уроки французского», выявить
авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать
художественное произведение и работать над культурой речи. Творчество
В.Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным всегда
присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры,
авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают нам
обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты,
но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, ее нужно беречь. Вот такие
задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в
герое повести, но и в себе.

Поэтому
эпиграфом к нашему уроку мы возьмем высказывание Л.Н.Толстого «Чем человек
умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях», который выражает
суть урока.

III.
Работа по новой теме

В.Г.Распутин
родился 15 марта 1937 года в селе Усть — Уда Иркутской области в крестьянской
семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского
университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной
газеты.
     Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал
в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве
 Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об
увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и
«Край возле самого неба».
     Писать художественную прозу начал в 1961, в основном
рассказы: «Я забыл спросить у Лешки-» (1961) и др. Известность
принесла повесть«Деньги для Марии» (1967), в  1970 выходит повесть
«Последний срок», ставшая классикой «деревенской прозы»,
рассказавшая о последних днях ровесницы века старухе Анне, перебирающей как
четки свои воспоминания, подводя итог своей праведной жизни.
    Писатель говорил, что его детство и его творчество
 немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в
моём писательском деле она сыграла не последнюю роль; когда-то в неотъемлемую
минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты, а также от
явившегося  из неё сознательного  и материального чувства Родины» .

Самый
популярный из ранних рассказов писателя – это рассказ “Уроки французского” .


Ребята, почему повесть написана от первого лица? (автор изложил биографию).


А что такое биография? (Сочинение, в котором автор излагает историю своей
собственной жизни  


 «Там мне ничего не пришлось выдумывать, –
 говорил
Распутин. – Всё это происходило со мной.

За
прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро,
которое в своё время они сделали для меня».


Как вы думаете, к кому обращена повесть В.Распутина?  (Повесть не
написана специально для детей. Она обращена и к взрослым, и к детям)


О каком времени пишет писатель?

Это
были первые послевоенные, голодные годы. Людям приходилось взрослеть, принимать
на себя взрослые обязанности.

Мальчик
был старшим из троих детей, хорошо учился, но в деревне, где жила семья, была
начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр.

С
 какими трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах
самостоятельной жизни?

 
Непривычными оказались трудности с французским языком.  Мальчик привык
учиться хорошо. В 11 лет началась самостоятельная жизнь, очень тосковал по
дому, вокруг были чужие люди, чужая земля, постоянно не доедал, хотелось есть
даже во сне, не жаловался никому, не плакал, надо было быть мужественным,
настойчивым, терпеливым, чтобы переносить все эти испытания  


Что заставило мальчика играть на деньги? (Стала пропадать картошка, и ему
нечего было кушать)


Как научился Распутин играть на деньги?          
 


Выигрывал он? (Да)


Нравилось это ребятам? (нет)


И что же произошло? (его избили, и нужно было в школе объяснить последствия
драки — разбитое лицо)

 
                     
Пересказ эпизода » В школе, наутро после драки».


Как Лидия Михайловна выясняет, что случилось с героем, посмотрим сценку (Инсценирование)

 
           — Это правда, что ты играешь на
деньги?


Правда.


Ну и как — выигрываешь или проигрываешь? Давай рассказывай, как есть.
Проигрываешь, наверно?


Выигрываю.


Хорошо хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами?

Покупаешь
конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их наверное теперь
много?


Нет, не много. Я только рубль выигрываю.


И больше не играешь?


Нет.


А рубль? Почему рубль. Что ты с ним делаешь?


Покупаю молоко.


Молоко? И все-таки на деньги играть не надо. Обошелся бы ты как-нибудь без
этого.

Можно
обойтись?


Можно.


Ребята, вы посмотрели сценку, скажите, как вы можете охарактеризовать героев в
этой ситуации? Начнем с мальчика, что в этот момент он пережил? (Он боялся, что
его выгонят из школы, это позор, ему стыдно перед мамой, он бережно относился к
маме, он боится не наказания, а позора)


А что вы можете сказать о Лидии Михайловне?

 (В
этой ситуации она пытается понять почему мальчик играет на деньги, не
наказывает его, а сначала разбирается в сложившейся ситуации).


Кому противопоставляется в повести Лидия Михайловна? И как такой прием
называется в литературе?

Антитезой
описания учительницы является описание самого мальчика.   
 «Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий
диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный  без матери и одинокий, в
старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди,
но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и
заправленных в чирки марких  светло-зелёных  штанах  со следами
вчерашней драки». 
    Она сидела передо мной
аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой
поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….

 Лидия
Михайловна противопоставляется директору, и не только в описании внешности. Она
в отличии от директора разбирается в ситуации с мальчиком, а директор ко всем
подходит с одной меркой. В чем бы ни провинился ученик, у директора один
вопрос: «Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?»)


Ребята, сдержал слово мальчик не играть на деньги? (Нет.)      


А почему учительница решилась на игру в «замеряшки» со своим
учеником? (Он не хотел брать деньги от нее)


Чем закончилась вся эта игра на деньги?

(Директор
разоблачил их, и уволил учительницу с работы за не педагогический поступок.
Лидия Михайловна вынуждена была уехать).

Физминутка

 Потягушки

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы
подняли,

Мы вздохнули,
потянулись

И друг другу
улыбнулись.

Выдохнули, руки
вниз,

Повторим теперь на
«бис»!

— А теперь все
тихо встали,

Дружно руки вверх
подняли,

В стороны, вперёд,
назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо сели, вновь
за дело.

IV. Закрепление

Прослушивание
сцены с директором, разоблачение


Ребята на доске ваши рисунки, прошу выйти к доске и прокомментировать, как вы
озаглавили свой рисунок, почему вы нарисовали именно этот эпизод, и что больше
всего вам удалось в своей работе.

 Вывод: Мальчик
получил уроки добра и мужества. Он не только дополнительно занимался
французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел
опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды,
оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от
человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.

Лидия
Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу,
поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества.
Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он
 узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость,
любовь. Это и есть истинные духовные ценности.


Ребята, забыл он ее? (Нет)

А
вы, ребята, всегда ли помните своих учителей?


Помните ли своего первого учителя?


А почему вы их помните?


Таня читает стихотворение «Не смейте забывать учителей».

 зачитывают
сочинения свои об  учителях.

V. Подведение
итогов урока.

     — Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?

     —
Выполнили эти задачи?

-О ком мы сегодня
с вами говорили?

Продолжите фразу:

  • На
    уроке я узнал….
  • Осталось
    непонятным…
  • Было
    интересно….

Домашнее
задание

напишите
сообщение в школьную газету «Где проходит грань между мужеством и
предательством, добром и подлостью?»

На чтение 22 мин. Просмотров 4 Опубликовано

Рассказ Распутина “Уроки французского” изучается в 6 классе на уроках литературы. Герои рассказа близки современным детям разнообразием характеров и тягой к справедливости. В “Уроках французского” анализ произведения целесообразно проводить, ознакомившись с биографией автора. В нашей статье вы сможете узнать, чему учит произведение, ознакомиться с подробным разбором по плану “Уроки французского”. Это значительно облегчит работу на уроке при анализе произведения, а также разбор рассказа понадобится для написания творческих и тестовых работ.

analiz-uroki-francuzskogo-rasputin-50381.jpg

Краткий анализ

Год написания – 1973.

История создания – впервые рассказ был опубликован в 1973 году в газете “Советская молодёжь”

Тема – человеческая доброта, неравнодушие, значение учителя в жизни ребёнка, проблема морального выбора.

Композиция – традиционная для жанра рассказа. Имеет все составляющие от экспозиции до эпилога.

Жанр – рассказ.

Направление – деревенская проза.

История создания

Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в конце сороковых годов, был написан в 1973 году. Опубликован в том же году в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова- учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.

По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, именно детские впечатления легли в основу рассказа. После окончания четырёхлетней школы в своём родном селе будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для маленького мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность одеваться и питаться, как положено, непринятие деревенского мальчика одноклассниками. Всё, что описывается в рассказе, можно считать реальными событиями, ведь именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – самый главный период в формировании таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Там же он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.

В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того, как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча, с особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился чудеснейший рассказ.

Тема

В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.

Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни, как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, достаток и уют не давали ощущения радости, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.

Деньги, которые получал главный герой рассказа в честной игре, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему не приходилось участвовать в уличных играх, где за своё превосходство и мастерство в игре его избивали мальчишки от зависти и бессилия. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил с первых строк произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий.

Композиция

Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных, субъективных деталей.

Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?

Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Уроков французского».

Жанр

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунаться в воспоминания и раскрывать внутренний мир персонажей различными средствами – всё это превратило произведение в маленький шедевр – глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было распространено в 60-х-80-х годах 20 века. Суть его была в следующем: оно раскрывало особенности деревенского быта, подчёркивало его самобытность, поэтизировало и в чём-то идеализировало деревню. Так же прозе этого направления было свойственен показ разрухи и обнищания деревни, её упадка и тревоги за будущее села.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году был написан рассказ «Уроки французского»?</h3>

    • <label>1972;</label>
    • <label>1973;</label>
    • <label>1974;</label>
    • <label>1975.</label>

(новая вкладка)

Автор: · Опубликовано 30.09.2019 · Обновлено 30.09.2019

Русская литература советского периода известна читателям гораздо меньше, нежели литература девятнадцатого века. А между тем из неё можно подчеркнуть огромное количество ценной информации о нравах и быте советского народа, понять, что волновало писателей, живших в эти интересные и непростые времена.

Творчество Валентина Распутина может в полной мере удовлетворить этот интерес. Он, как никакой другой советский писатель, понимал свой народ, его надежды, его печаль и трудности, которые приходится ему преодолевать. В этом плане наибольший интерес представляет его рассказ «Уроки французского», разбор которого представляет Многомудрый Литрекон.

История создания

История написания рассказа «Уроки французского» — это интересные факты, которые откроют читателю изнанку известного произведения:

  1. Идею для произведения Распутину дала сама жизнь. Будучи самым обычным выходцем из крестьянской семьи, жившей в далёкой Иркутской области, писатель мог с самого детства наблюдать жизнь простого народа из сибирской деревни. Этот опыт лёг в основу многих его будущих произведений.
  2. В основу сюжета произведения «Уроки французского» также легла его собственная биография. Не просто так оно написано от первого лица. Будучи ребёнком, Распутин также, как и главный герой его повести, приехал в незнакомый ему город, где столкнулся со всеми трудностями жизни в послевоенном СССР, но благодаря доброте и отзывчивости местной учительницы – Лидии Михайловны, он смог пережить этот непростой период своей жизни.
  3. Прототип учительницы в рассказе «Уроки французского» — это Лидия Михайловна, преподавательница, которая помогла будущему писателю пережить голодные годы. Он не раз вспоминал ее посылку с макаронами, которая была весьма ценным подарком в то непростое время. Она же привила ему интерес к литературе.
  4. Публикация рассказа «Уроки французского» помогла Валентину Распутину найти свою учительницу и возобновить с ней переписку.
  5. Впервые рассказ «Уроки французского» был опубликован в журнале «Советская молодежь». Выпуск был посвящен памяти драматурга А. Вампилова. Его матерью была учительница Анастасия Прокофьевна Копылова, которая и повлияла на своего одаренного сына. Именно поэтому произведение Распутина было опубликовано в этом издании. Сам он писал об этом так:

Направление и жанр

«Уроки французского» были созданы в рамках реалистического направления в литературе. Автор стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Его герои, их слова и действия, дышат натурализмом. Неоднократно упоминаются реальные места и события. Читатель может поверить в то, что описанные Распутиным события могли произойти на самом деле.

Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Сюжет произведения охватывает незначительный промежуток времени и включает в себя малое количество действующих лиц. Повествование щедро снабжено многочисленными деталями, названиями реальных мест и явлений, которые помогают читателю глубже погружаться в атмосферу произведения.

Смысл названия

В качестве названия для своего рассказа «Уроки французского» Распутин взял наименование дополнительных занятий главного героя с учительницей. Это подчёркивает основную идею произведения, ведь именно эти дополнительные занятия становятся кульминацией отношений учительницы и ученика. Занимаясь французским языком после школы, они становятся настоящими друзьями.

Эти уроки являются важной школой жизни для героя, которая способствует его становлению как человека. Название акцентирует внимание читателя на том, что французский язык, как и другие предметы, имеют второстепенное значение по сравнению с тем, какие ценности педагог прививает детям и какой пример он подает. Главная героиня научила мальчику чему-то более важному, чем иностранный язык — отзывчивости, пониманию и доброте.

Композиция и конфликт

Особенности композиции рассказа «Уроки французского» заключаются в том, что рассказ поделен на шесть логических частей, которые разделяют короткие временные отрезки. Структура произведения «Уроки французского» классическая:

  1. Первая часть служит экспозицией, представляя нам главного героя и его предысторию.
  2. Вторая часть служит завязкой, описывая лишения и трудности, которые приходится преодолевать главному герою в чужом городе.
  3. Кульминация происходит в четвёртой части, когда голодающий герой отказывается принимать еду от своей учительницы – это становится поворотным моментом повести, выводящим отношения персонажей на новый уровень.
  4. Трагическая развязка наступает в тот момент, когда директор школы из-за недоразумения увольняет учительницу.
  5. Финал приводит сюжетную линию к логичному завершению, рассказывая о дальнейшей судьбе героев.

В основе конфликта произведения «Уроки французского» лежит постоянная борьба человека с несовершенством окружающего мира. Писатель показывает нам, как трудные времена могут губительно влиять на людей, принося им одни несчастья, и то, как человек может пережить их.

Суть: о чём произведение?

Основные события повествуют о том, как 1948 году одиннадцатилетний деревенский мальчик приезжает из деревни в город, к своей тётке, чтобы учиться в школе. Жизнь в городе оказывается для героя гораздо труднее жизни в деревне. Он голодает, худеет, страдает малокровием и тоскует по дому.

Несмотря на все трудности, к учёбе мальчик подходил ответственно и учился на одни пятёрки. Трудности возникали лишь с французским языком. Учительница французского, Лидия Михайловна очень страдала, слушая неправильное произношение героя.

Однажды главный герой был избит другими мальчишками из-за игры в «чику», с помощью которой он добывал себе деньги на молоко, которое помогало ему от малокровия.

Лидия Михайловна, увидев следы избиений и узнав о ситуации, отнеслась к мальчику предвзято, предположив, что он играет на деньги из корыстных побуждений. Однако во время разговора, узнав об истинном положении дел, учительница прониклась жалостью к герою и решила помочь ему.

Лидия Михайловна начала дополнительно заниматься с героем французским языком у себя дома, желая накормить его ужином, однако мальчик отказывался от еды. Учительница даже прислала ему домой посылку с макаронами, однако герой вернул её обратно, поразив учительницу до глубины души.

В итоге Лидия Михайловна нашла способ помочь мальчику, начав играть с ним на деньги в «пристенок». Выигранные таким образом деньги герой принимал, жизнь начала налаживаться, между героями сложились близкие отношения. К несчастью, однажды, увлекшись игрой, они были разоблачены директором школы, который понял всё превратно и уволил Лидию Михайловну.

Уехав на родную Кубань, Лидия Михайловна не забыла о мальчике, присылая ему яблоки и макароны.

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев в рассказе «Уроки французского» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

главные герои рассказа «уроки французского» характеристика
главный герой(образ распутина в рассказе) безымянный мальчик, рассказчик. одарённый молодой человек, учится честно и на одни пятерки. он очень целеустремленный и талантливый. стремится помогать односельчанам бескорыстно. обладает твёрдыми моральными принципами и человеческим достоинством. не приемлет жалости к себе и отказывается принимать подарки, которые он не заслужил. ему свойственны робость, гордость и стеснительность. он очень любит семью и малую родину. сила духа и природная усидчивость помогают ему преодолевать трудности.
лидия михайловна учительница французского языка, добросовестная и сострадательная женщина. в начале повествования несколько отдалена от детей, не понимает их и не знает ничего об их жизни. она говорит с ними безразлично и отдаленно, но проникается участием к главному герою, когда узнает о его беде. со временем она находит подход к ребенку, оказывая ему значительную поддержку как моральную, так и материальную. героиню отличает неформальный подход к преподаванию: она понимает, что учитель не должен воспринимать себя слишком серьезно, ведь ему давно лишь немногому научить ребенка. женщина предана своей работе и охотно жертвует личным временем, чтобы позаниматься с учеником и помочь ему. в то же время она достаточно себя уважает, чтобы оправдываться перед директором и пытаться вернуть место.
директор школы, василий андреич холодный и прямолинейный человек, строго следующий предписаниям. не может и не хочет смотреть на жизнь глубже, вникать в жизненные ситуации и пытаться реально помочь детям. склонен к психологическому садизму: он выводит провинившихся детей на линейку и допрашивает, что побудило их заняться «грязным делом».

Темы

Тематика рассказа «Уроки французского» всегда актуальна для тех, кто пережил трудности в школьные годы. Если ее нужно дополнить, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

  1. Отзывчивость – по мнению Распутина, для человека жизненно важно сохранить в себе отзывчивость, способность к сопереживанию, а не превращаться в эгоистичное животное, готовое ради своего выживания на любую подлость, или бездушный механизм, слепо выполняющий свою работу.
  2. Доброта – Лидия Михайловна является образцом доброты в произведении. Ибо, увидев перед собой проблему, она не только не отмахнулась от неё, но и проявила недюжинное терпение и упорство, чтобы решить её.
  3. Любовь к профессии – на примере Лидии Михайловны Распутин показал, каким должен быть учитель, по-настоящему любящий свою профессию. Настоящий преподаватель должен не только следовать школьным правилам и учить детей, но и воспитывать их и помогать им в трудной ситуации.
  4. Сила духа – на примере своего героя писатель продемонстрировал читателю настоящую силу духа, которая, по его мнению, заключается в том, чтобы в даже самой трудной ситуации сохранять человеческое достоинство, пытаться не просто урвать от жизни самое лучшее, но честно заслужить своё счастье настоящим трудом.
  5. Скромность. Деревенский мальчик более робкий и интеллигентный, чем его городские сверстники. Он боится своего несоответствия городскому образу жизни и не может принять дорогих подарков, которые не заслужил.

Проблемы

Проблематика рассказа «Уроки французского» состоит из вечных проблем, которые всегда будут волновать читателей. Если и она нуждается в дополнении, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

  • Одиночество – писатель показывает, насколько озлоблены, угнетенны и разобщены люди после четырёх лет жесточайшей войны. Также продемонстрировано традиционное противостояние города и деревни, когда деревенский мальчик просто не может понять безнравственность и пресыщенность своих городских сверстников.
  • Бедность – Распутин в своей повести показал царящую в стране послевоенную разруху и нищету. Люди с трудом сводят концы с концами, и такая жизнь, безусловно, накладывает тяжёлый отпечаток на их моральный облик. Знакомая, у которой живет ребенок, и ее дети воруют припасы у голодающего мальчика, и никто не может ему помочь, потому что самим питаться нечем.
  • Равнодушие – пожалуй, самое ужасное, что может быть в человеке, по мнению Распутина – это безразличие к судьбам других людей. Грубость мальчишек, которые жестоко избивают героя, или холодная безучастность директора школы, который уволил Лидию Михайловну, даже не попытавшись разобраться в ситуации. Всё это производило тяжелейшее впечатление на писателя.
  • Насилие среди детей. Главный герой становится жертвой избиения не один раз, и никто из школы, кроме учительницы, не попытался решить вопрос с другими учениками и выяснить, почему такое происходит. Никто не наказал настоящих виновников азартных игр и насилия, ведь директору важны только формальности, а не реальный порядок в школе и за ее пределами.
  • Жизнь советской деревни представлена непрерывным рабским трудом и голоданием. Чтобы купить ребенку обувь, нужно продавать швейную машинку, ведь денег за работу колхозники почти не получают. Вместо светлого будущего они получили нищету.

Главная мысль

Распутин отобразил непростую жизнь советских граждан в послевоенные годы, сопряжённую с постоянной борьбой за выживание и духовной деградацией людей, замыкающихся в себе и на себе. Даже дети были жестокими зверями в борьбе за выживание. Но смысл рассказа «Уроки французского» заключается в том, чтобы показать, что даже в такой ситуации можно и нужно оставаться добродетельным, стойким и хорошим человеком. Он показал нам, каким должен быть настоящий учитель и человек, и то, как порой жизнь несправедлива к таким людям.

Основная идея рассказа «Уроки французского» состоит в том, что исправить обстановку в стране один человек не может, но в его силах сделать хоть что-нибудь для того, чтобы всем жилось лучше. Выручая талантливого ученика, Лидия Михайловна вкладывала в будущее своей страны, чтобы такие, как он, чего-то добились в жизни и также помогали людям.

Чему учит?

Автор в рассказе «Уроки французского» осуждает лицемерие, грубость, равнодушие и эгоизм, которые порождают в людях жизненные трудности. Таковы нравственные уроки произведения. Даже несмотря на тяжелые обстоятельства, нужно сохранять человечность и отзывчивость.

Какова мораль произведения «Уроки французского» ? Писатель призывает своего читателя не отчаиваться даже в самой трудной ситуации, бороться с несовершенством мира с помощью честности, доброты и понимания. Его вывод прост: нужно не унывать, а бороться, и не упрекать, а помогать.

Автор: Михаил Щепин

Автор: · 31.10.2020

Советская литература является неоправданно недооцененной. Например, произведения девятнадцатого века знакомы читателям в большей степени, хотя в период существования СССР было создано большое количество литературы.

Валентин Распутин – это выдающийся писатель советского времени. В его произведениях отражен быт, повседневная жизнь людей, их чувства и переживания, личные драмы. Особенное место в творчестве Распутина занимает рассказ «Уроки французского».

Рассказ во многом является автобиографичным. Валентин Распутин родился и вырос в деревне в семье крестьян, поэтому он понимал и чувствовал простых людей, русский народ. Будучи подростком, писатель переехал в город, где учился и взрослел, набивал свои шишки и исправлял жизненные ошибки. Более того прототипом Лидии Михайловны является учительница Распутина, которая также, как и героиня рассказа, помогала и поддерживала ученика.

Жанр произведения – рассказ, так как читателю повествуется о небольшом периоде времени, раскрываются малое количество героев и действующих лиц. Валентин Распутин большое внимание уделяет описанию деталей и бытовых мелочей. Он создает картину реальной действительности, и читатель может в подробностях представить все происходящее в рассказе.

Произведение не случайно носит название «Уроки французского». Это можно объяснить значением, которые оказали занятия на судьбу главного героя, Лидии Михайловны и их крепкой дружбы. Учительница не только учила мальчика французскому, она преподавала ему нечто более важное – уроки правды, добра, сострадания, честности.

По своей композиции рассказ поделен на 6 частей, которые являются логически взаимосвязанными. Распутин показывает своим читателям, как люди справляются с испытаниями судьбы, как терпят голод и нищету, и какое влияние оказывают трудные жизненные условия на характер человека и его душу.

Действия рассказа разворачиваются в 1948 году в послевоенное непростое время. Главный герой приезжает из деревни в город учиться и получать образование. Он голодал, страдал малокровием и очень сильно скучал по родным, отчиму дому. Несмотря на тяжелые условия, он отлично учился, проблемы возникали только с французским языком. Учительница Лидия Михайловна расстраивалась, когда слышала неверное произношение мальчика и грубые ошибки. Главный герой играл в популярную в то время игру «чику», с помощью чего «добывал» молоко. Однажды он был избит мальчишками, на что обратила внимание учительница. Лидия Михайловна стала помогать мальчику, присылать ему продукты, помогать с домашними заданиями. Между ними сложились теплые, близкие отношения. Однако директор школы неправильно и извращенно воспринял сложившуюся ситуацию и уволил молодую учительницу.

Валентин Распутин поднимает вечные вопросы и проблемы человеческой жизни. Так, писатель показывает, какими одинокими являются люди и как они справляются с жизненными ситуациями, попадают в тупик и не могут найти выход. Распутин обличает людское равнодушие, которым пропитано общество, человеческую злобу, зависть. Важное место в произведение занимает описание быта. Писатель описывает, в какой нищете и бедности жили люди, зарабатывая рабским трудом себе на пропитание.

Главная мысль рассказа «Уроки французского» заключает в отображении в борьбе за выживание, в существовании людей. Распутин обличает внутреннее расслоение и распад личности человека, которые думает только о своих физиологических, первичных потребностях. Писатель описывает целую эпоху, люди которой не жили, а выживали, прикладывая к этому титанические усилия.

Основной идея заключается в том, что только сообща люди могут добиться больших успех и вершин. Работая и трудясь на благо общества, помогая ближнему и окружающим, человек по-настоящему живет. Так, Лидия Михайловна учила детей не только французскому языку, она учила их честности, доброте, справедливости.

Распутин показывает, как люди часто делают поспешные выводы, не разобравшись в деталях ситуации, на примере директора школы. Однако в то же время писатель повествует, что даже жизненные обстоятельства не смогли разрушить крепкой дружбы между Лидией Михайловной и мальчиком.

Рассказ «Уроки французского» учит читателей самому главному в жизни – доброте и состраданию.

Уроки французского
Живи и помни (авторский сборник)
Жанр Русская классическая проза
Автор Валентин  Распутин
Язык оригинала русский
Дата первой публикации 1973
Цитаты в Викицитатнике

«Уроки французского» — рассказ русского писателя Валентина Распутина.

Впервые появился в 1973 году в иркутской комсомольской газете «Советская молодёжь» в номере, посвящённом памяти Александра Вампилова.

Сюжет

Действие рассказа происходит в 1948 году, после Великой Отечественной войны. Герой произведения — одиннадцатилетний мальчик, от лица которого ведётся повествование. До одиннадцати лет он жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа, и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В это тяжёлое послевоенное время разрухи и голода, его мать наперекор всему собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод ещё сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе всё нужно было покупать. Мальчику пришлось жить у тёти Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился на одни пятёрки, кроме французского языка — ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнаёт, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками. Он не позволял себе увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день другие ребята не дали ему уйти с выигрышем, а заставили играть дальше. Семиклассник Вадик, считавшийся лучшим игроком в «чику», местный заводила, и его друг Птаха избили мальчика за то, что он заметил, что Вадик нечестно играл.

На следующий день мальчик приходит в школу в синяках, и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось. Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, она вызвала его на разговор, посчитав, что он тратит деньги на конфеты. Узнав, что на самом деле он покупает молоко для лечения, она изменяет своё отношение к нему, и решает заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из-за застенчивости и гордости.

Лидия Михайловна, довольно обеспеченная по тем временам женщина, очень сочувствовала мальчику и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он недоедает. Но он упорно не принимал помощи благородной учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой так, как будто эту посылку прислала ему его мать, но он догадался и отнёс её учительнице. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки» (азартную игру), а он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает. Узнав о поступке учительницы, директор школы посчитал игру с учеником преступлением («совращением») но так и не разобрался по существу, что заставило её пойти на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с макаронами и даже с яблоками, которых мальчик раньше никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна — добрый, бескорыстный и благородный человек. Даже лишившись работы, она ни в чём не винит мальчика и не забывает о нём.

Экранизация рассказа

В 1978 году по мотивам рассказа был снят кинофильм «Уроки французского».

Ссылки

Произведения Валентина Распутина
Повести и рассказы
  • Деньги для Марии (1967)
  • Последний срок (1970)
  • Уроки французского (1973)
  • Живи и помни (1974)
  • Прощание с Матёрой (1976)
  • Пожар (1985)
  • Дочь Ивана, мать Ивана (2003)
Публицистика
  • Сибирь, Сибирь… (1991)
  • Эти двадцать убийственных лет (2013, с Виктором Кожемяко)

Эта страница в последний раз была отредактирована 4 января 2021 в 10:25. 21-fc0f94687a3d0b6c390b75f2110a7a0656ccb90df5cf1e9905cb0bb905b1aeea.png

Соколова Мария

Основная идея рассказа заключается в показе того, как ещё не совсем взрослый мальчик становится самостоятельным, мужественным и стойким человеком.

Главный герой жил в райцентре один, без родных и близких. Его родня жила в деревне, а он был вынужден переехать в райцентр, чтобы продолжить учебу в школе. У него не хватало денег на пропитание, мать присылала очень мало. Поэтому он стал играть на деньги. Учительница французского не позволила ему играть дальше, потому что он приходил в синяках из-за того, что дрался с плохими мальчишками. 

ПожаловатьсяИспользуемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/uroki-francuzskogo/analiz-proizvedeniya-rasputina.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/uroki-frantsuzskogo-v-rasputin/
  • https://literaguru.ru/analiz-proizvedeniya-uroki-frantsuzskogo-v-rasputina/
  • https://wiki2.org/ru/уроки_французского
  • https://vashurok.ru/questions/kakova-osnovnaya-ideya-rasskaza-uroki-frantsuzskogo-pismenno

3.Работа над содержанием текста

1) Из истории создания рассказа

Сообщение учителя:

«Уроки французского» Распутин написал в 1973 г. Как он сам
говорил: « Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со
мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть то добро,
которое в свое время они сделали для меня».

— Как вы думаете, почему этот рассказ написан от первого лица?
(Потому, что в нем много автобиографического: «…Рассказ, героиней которого
стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне
Копыловой ..» (из статьи учебника)

Запишем определение автобиографии.

Автобиография – это
описание своей жизни.

Теория литературы

— Что обозначает слово «прототип» в литературоведении?

Прототип — Реально
существовавшее лицо, послужившее источником для создания литературного
образа.

— В каких словах из произведения заключена идея рассказа?

(В.Г. Распутин вспоминал: «Лидия Михайловна, как и в
рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение… Она
представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей
учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.
Совсем ещё молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает
нас на своём примере, но поступки, которые для неё сами собой разумелись,
становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты»).

Главный герой

— Как зовут главного героя рассказа? (в рассказе речь идет от
первого лица).

— Почему рассказ называется автобиографическим? (автор
рассказывает о событиях, которые произошли с ним).

— Давайте вспомним, в какое время происходят события рассказа?
(послевоенный 1948 год).

-Какие приметы послевоенного времени мы находим в произведении?
(«…Голод в тот год еще не отступил .. впрочем, я думаю, что затея эта не
совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности
что-то там делали неверно»).

— Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре? («Чтобы
учиться дальше…. Мне пришлось снаряжаться в райцентр»).

-Во сколько лет началась самостоятельная жизнь героя?

-Что мы узнаём о семье героя?

-Почему он признавался в деревне за грамотея?

В деревне признавался за грамотея: ..

Особенно в него верили, когда ..

Его выделяли из деревенской ребятни ..
— Каковы были успехи героя рассказа в школе? (по всем предметам,
кроме французского, держались пятерки).
— Каким перед нами предстает мальчик?  (стр. 128 «Посмотреть,
конечно, было на что: перед ней крючился на парте … со следами вчерашней
драки»)

Каково было душевное
состояние мальчика? («Так было мне плохо, горько и постыло! – хуже
всякой болезни»).

— Какие чувства переживает герой, оказавшись вдали от дома? (тоску,
одиночество, голод).

— Что заставило мальчика играть на деньги? (Стали пропадать
хлеб и картошка, и ему нечего было кушать. Нужда заставила героя играть
в азартные игры. У него не было другой возможности заработать).

— Как научился герой играть на деньги?  (Сначала
у него появилось стремление проявить ловкость, а потом он понял, что сможет
выигрывать деньги и тратить их на молоко).

-Охарактеризуйте игроков в «чику». (Тишкин, Птаха, Вадик). Как
они играли в игру? Почему нашему герою пришлось «смириться»?

Чтение по ролям диалога на стр. 114 со слов
«Однажды, еще в сентябре» до слов «Вот еще! – обиделся я.

— Какая это была игра? Как играл герой сначала?

-Почему герой стал выигрывать каждый день один рубль? («У
меня был свой расчёт..»).

Чтение по ролям на стр. 121 со слов «Не в
склад! – объявил Вадик до слов «Настаивать на своем было бессмысленно».

Прочитаем отрывок на стр. 132 со слов:
«Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов на стр. 133 «Переверну –у – ул!».

— Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик
во время избиения?

(Мальчик каждый день выигрывал, а это ребятам
не нравилось. «Они били меня по очереди… не было в тот день… человека
несчастнее меня»).

— Каким увидел себя герой на следующее утро, когда посмотрел в
зеркало?

Что пообещал мальчик Лидии Михайловне? (Не играть больше на
деньги).
— Почему главный герой нарушает слово не играть на деньги?

(«В те дни мне пришлось совсем плохо…», «мне
все время хотелось есть…».) 

— Почему Л. М. решила заниматься с мальчиком французским языком
у себя дома?

(Она решила отвлечь его от игры с ребятами,
от избиений).

— Какие чувства испытывает герой, оказавшись в квартире
учительницы в первый раз? Докажите словами текста. (Стыд, неловкость,
стеснение.) 

— Как Лидия Михайловна занимается с мальчиком?

— Что она предлагает своему ученику после занятий?

— Принимает ли мальчик ее приглашение поужинать? Почему?
(стр. 133 «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и
терялся…)

— Как реагировала Лидия Михайловна на отказы мальчика
ужинать? (Л.М. смотрела на меня с удивлением и обидой).

— Какое качество учительницы в этот момент проявляется? (милосердие,
сострадание)

— Как вы понимаете слово «милосердие»?

Милосердие — готовность
помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия.

— От кого однажды получил мальчик посылку?
— Почему герой не взял посылку с продуктами?

( В нем проявилось не только упрямство, но и чувство
собственного достоинства
.) 
— Как он догадался, от кого посылка? (В деревне не продают гематоген
и макароны).

— Сразу ли учительница призналась, что это она отправила
мальчику посылку?

— Как она объяснила свое желание помочь мальчику? («Я
знаю, что ты голодаешь. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться»).

Анализ эпизода и пересказ.

 — Почему Лидия Михайловна решилась играть на деньги со своим
учеником?

-Какие правила она нарушает? (Учитель не может играть на
деньги с учеником, но Лидия Михайловна сделала это из добрых намерений).

— Какое вы дадите определение ее поступку? (Он был
человечным, милосердным).

-Какова реакция мальчика на её предложение? («Как же я с вами
буду играть? Вы же учительница!»).

— Какой урок мудрости преподаёт Л.М. в ответ на его недоумение? (стр.
140 Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать игру на
деньги. Учительница предложила игру на деньги из сострадания к
мальчику). 

— Опишите, как играли Лидия Михайловна и герой.

(составление выборочного пересказа)

Игра в «пристенок».

Игра началась. Били о ..заборку. Били, ..по
полу, .. пальцы. Играла Л.М. ..: .., .. в ладоши, .. себя как девчонка. Но ..
она, а я ..Тут я заметил, что Л.М. не старается ..Это меня … Зачем вы мне
подыгрываете? Это ..

— Как ведет себя учительница во время игры?

(Она подыгрывает ученику для того, чтобы тот
выиграл).

— Кто неожиданно становится свидетелем их игры?

— А как назвал поступок учительницы директор школы Василий
Андреевич? (стр. 146 « Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич..).

-Как вы думаете, какой урок преподала Лидия Михайловна герою?

(Лидия Михайловна своей добротой спасла
мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).

— Чем заканчивается рассказ?

(Директор уволил учительницу с работы за не
педагогический поступок. Лидия Михайловна вынуждена была уехать).

— Итак, попробуем дать ответ на вопрос: Поступок Лидии
Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога, как сказал
директор?

(Учительница поступила непедагогично. Можно согласиться с
мнением директора, что поступок учительницы – «…педагогическое преступление
..». Но если знать, что учительница решилась на это не ради забавы, а ради
спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем —
желание помочь голодному ученику выжить, 
сохранить свою духовную
чистоту.

В основе поступка — милосердие и доброта. А
результат ее поступка налицо – из главного героя получился хороший человек,
благодарный своей учительнице. Её поступком руководили доброта,
милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость.) 

Введение

Конспект
урока будет удобен на уроке литературы для 6 класса в феврале, здесь есть цель
и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к
учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, эпиграф, проверка
домашней работы, работа со словарем,  физкультминутка, закрепление, кроссворд,
вопросы,  вывод, обобщение, итог, домашнее  задание.

Конспект
урока по литературе для 6 класса на тему: В. Г. Распутин. «Уроки французского»

Цель: Познакомить
учащихся с некоторыми чертами личности писателя,

главными темами
его творчества, историей создания рассказа.

Задачи
урока:

1.Познакомить учащихся с некоторыми чертами личности
писателя,

главными темами его творчества, историей создания рассказа.

2.Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают
человека богаче и добрее.

3.Воспитывать наблюдательность, отзывчивость, доброту.

Ход урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

  Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

                             
А ручки и тетрадки?

                             
Тогда урок начнём сейчас,

                             
Раз всё у вас в порядке.

                             
Будьте внимательны,

                              Послушны,
наблюдательны.

                             
Чтобы литературные тайны познавать,

                             
Нужно всё серьёзно изучать.

    — отчёт 
дежурного;

    — проверка 
готовности  класса  к  уроку:

                Я 
рада  новой  встрече  с  вами,

               
Приятно  ваше  общество, друзья!

               
Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

               
Их  с  интересом  буду  слушать  я.

                Мы 
сегодня  снова  будем  читать,

               
Выводы  делать  и  рассуждать.

                А 
чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

               
Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II. Актуализация
знаний учащихся.

Объявление
темы урока, определение его целей.            
         

  • Ребята, 15 марта исполнилось 80 лет писателю Валентину
    Григорьевичу Распутину, автору повестей «Деньги для Марии», «Последний
    срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой».  За повесть «Живи и
    помни» писатель удостоен Государственной премии.  Распутин живёт в
    Иркутске и продолжает писать. В этом году мы познакомились с рассказом
    «Уроки французского». Сам Распутин впоследствии назвал эти уроки «уроками
    доброты». Разберёмся, о каких уроках говорит писатель.

Эпиграфом
урока стали слова Валентина Распутина:

 «Мне нужно было вернуть людям то добро,

которое в свое время они сделали для меня».

III.
Работа по новой теме

Работа
с эпиграфом.

  • Обратите внимание на эпиграф  урока. Прочитайте его:
    «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время
    они сделали для меня». ( В.Распутин.)
  • Как вы понимаете эти слова? Назовите
    ключевое слово эпиграфа.

Проверка домашнего задания.    
                     
                   

Каков
сюжет рассказа? ( ученики пересказывают коротко рассказ)

1948
год. Сибирь. Маленький герой рассказа «Уроки французского» —  11-ий
мальчик- сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода.
Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не
принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось
обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и
запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница за этот  поступок была
с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой
с яблоками, которых он никогда не видел.

  •  В качестве домашнего задания
    вам было предложено составить простой и цитатный план рассказа. ( Ученики
    читают планы)

Словарь

        Что
такое автобиография? (ответы учащихся)

Автобиография — последовательное изложение
самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.

Почему рассказ «Уроки французского»
является автобиографическим?

         Кому
посвящает Распутин свой рассказ? Кто является прототипом учительницы
французского языка?

Словарь

Прототип — первоначальный образец,
 человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.  

Маленький герой рассказа «Уроки
французского» —  11-ий мальчик — начинает самостоятельную жизнь вдали от
дома. С кем его сталкивает жизнь?

— Хозяйка – зачитываем характеристику.

— Вадик — зачитываем характеристику.

— Птаха — зачитываем характеристику.

— Тишкин — зачитываем характеристику.

С этими образами связано зло, суровые
уроки жизни.

Какие они?

Но рядом со злом в жизни обязательно
существует добро.

Добро — нечто положительное, хорошее,
полезное, противоположное злу.

Словарь

Доброта — отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать добро другим.

С чьим образом связаны уроки доброты?

— Лидия Михайловна – характеристика.

Как она ведёт себя с мальчиком? (первый
разговор)

Почему Лидия Михайловна пригласила
мальчика к себе домой?

Как учительница пыталась помочь мальчику?
(посылка)

Почему Лидия Михайловна предложила играть
в «пристенок»?

Кто противопоставлен в рассказе
 Лидии Михайловне?

— Директор — зачитываем характеристику.

Как называется такой приём в литературе? –
Антитеза.

Как характеризует директор поступок
учительницы?

Можем мы с этим согласиться?

— В статье «Уроки доброты» автор говорит о
законах доброты

а) Истинное добро со стороны того, кто его
творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;

б) добро бескорыстно, и в этом его
чудодейственная сила;

в) добро возвращается добром.

Закончить урок хочется небольшим
стихотворением (подготовленный ученик):          
                     
                     
                     
     

 Как хорошо, что доброта

 Живет на свете вместе с нами.

 Без доброты –ты сирота,

 Без доброты – ты серый камень.

Физминутка

 Потягушки

Мы на цыпочки
привстали,

Ручки кверху мы
подняли,

Мы вздохнули,
потянулись

И друг другу
улыбнулись.

Выдохнули, руки
вниз,

Повторим теперь на
«бис»!

— А теперь все
тихо встали,

Дружно руки вверх
подняли,

В стороны, вперёд,
назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо сели, вновь
за дело.

«…Рассказ, героиней которого стала Лидия
Михайловна, я посвятил другой учительнице — Анастасии Прокопьевне Копыловой…

Рассказ „Уроки французского» был
впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете
„Советская молодёжь» в номере, посвящённом памяти Александра Вампилова.
Анастасия Прокопьевна — его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не
старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что
детям было хорошо и с той и с другой».

В. Г. Распутин

IV. Закрепление

Кроссворд

1.
Что прислала учительница в обеих посылках?

2.
Из чего были перешиты штаны героя?

 3.
Назовите реку, на которой жил герой произведения.

4.Название
игры.

5.
Что помогло узнать отправителя первой посылки? (по горизонтали).

5.
Какое чувство постоянно испытывал герой?  ( по вертикали)

6.
Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни?

7.
Кто нанёс первый удар мальчику?

8.
Что покупал герой на выигранные деньги?

9.
Назовите главного игрока в деньги.

Где
границы добра?_________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Почему
надо помогать людям?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Как
понимаете слово «добро»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Размышляем о прочитанном

1. Осуждает или оправдывает автор своего
героя?

2. Чем интересен для вас этот рассказ?

3. Когда и как началась у героя
самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? Что означает признание
мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?

4. Почему герой рассказа стал играть в
«чику»? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?

5. Прочитайте приведённые ниже пейзажные
зарисовки:

а)
«Осень стояла тёплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было
ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком
занесёнными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком. Небо синело совсем
по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано…»;

б)
«Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра,
затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг чёрной
крапивой, упал на жёсткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд
заплакал».

Вспомните, какие события в жизни героя
произошли в это время. Чем и почему отличаются эти картины природы друг от
друга? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика?

6. Прочитайте разговор Лидии Михайловны и
героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему эти
описания автор поставил рядом? Как называется этот приём?

7. «И почему меня одного? В школе сколько
угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я,
однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался
один за всех». Как вы думаете, почему именно рассказчика выбрала Лидия
Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как
сама учительница объясняет это своему ученику.

 8. Почему Лидия Михайловна решилась
на игру в «заме- ряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?
Что выдавало её во время игры? Почему так пристально следил за игрой
рассказчик? Чего он боялся? Как это его характеризовало?

 Будьте внимательны к слову

1. Обратите внимание на портреты героев
рассказа:

а)
«Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого,
заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей чёлкой»;

б)
«Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом,
неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых
плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в
перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло- зелёных
штанах со следами вчерашней драки».

Какую роль играют эпитеты в создании
каждого конкретного портрета?

2 Объясните значение приведённых ниже слов
и выражений: «притайка», «не зариться», «ненароком», «так просто не попущусь»,
«плашмя», «французский скоро к зубам приберу», «несчитово». Подберите к ним
синонимы.

 Учимся читать выразительно

Подготовьте одну из сцен в рассказе для
выразительного чтения (или исполнения в лицах). Подумайте, какие интонации
требуются для чтения реплик каждого из героев.

Сделаем
выводы

1. Когда герой рассказа понял истинный
смысл игры, которую придумала учительница?

2. Расскажите о герое по следующему
примерному плану:

а)
Почему мальчик оказался в райцентре?
б) Как он чувствовал себя на новом месте?
в) Почему он не убежал в деревню?
г) Какие отношения сложились у него с товарищами?
д) Почему он ввязался в игру на деньги?
е) Как характеризуют его отношения с учительницей?

3. Попробуйте самостоятельно составить
цитатный план к рассказу о герое. Напишите сочинение «Портрет героя».

4. Почему рассказ называется «Уроки
французского»? В чём смысл этого произведения?

 Литература и другие виды
искусства

1. Обратите внимание на иллюстрации к
рассказу «Уроки французского». Какие эпизоды выбрал художник? Озаглавьте их.

2. Рассказ «Уроки французского»
иллюстрировали разные художники. Если вы найдёте различные издания книги В.
Распутина, то сможете рассмотреть, каким каждый из художников изобразил
главного героя. Кто, по-вашему, точнее и глубже раскрывает его характер?

3. По рассказу В. Распутина «Уроки
французского» поставлен телевизионный фильм. Какие сцены вам показались
особенно удачными? Какое впечатление произвёл главный герой? Таким ли вы его
себе представляете?

V. Подведение
итогов урока.

     — Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?

     —
Выполнили эти задачи?

-О ком мы сегодня
с вами говорили?

Продолжите фразу:

  • На
    уроке я узнал….
  • Осталось
    непонятным…
  • Было
    интересно….

Домашнее
задание

Ответить на
вопросы, которые вам предложены

1. Помогло ли вам чтение актёра более
зримо представить героев рассказа?

2. Какие черты характера Лидии Михайловны
и директора стали для вас понятнее после прослушивания фонозаписи? Почему?

3. Подготовьте пересказ событий, описанных
в рассказе, от лица Лидии Михайловны, передав её переживания, сомнения,
объяснения поступков, которыми она пыталась помочь ученику.

Спасибо за урок!

  • Рассказ умный работник 2 класс
  • Рассказ ужин для двоих
  • Рассказ улетают журавли соколов микитов текст
  • Рассказ удивительный александр сергеевич
  • Рассказ у тебя есть сын читать полностью бесплатно без регистрации полностью без сокращений