Рассказ улыбка моны лизы

Автор на чтение 24 мин. просмотров 2 опубликовано 16.03.2021 картина леонардо да винчи мона лиза это первое, с чем

На чтение 24 мин. Просмотров 2 Опубликовано

monaliza.jpg

Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это первое, с чем ассоциируется Лувр у туристов из любой страны. Это самое знаменитое и загадочное произведение живописи в истории мирового искусства. Ее таинственная улыбка до сих пор заставляет задуматься и очаровать людей, которые не любят или не интересуются живописью. А история с ее похищением в начале XX века превратили картину в живую легенду. Но обо всем по порядку.

monaliza1.jpg

История создания картины

«Мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. В оригинале оно звучит как «Портрет госпожи Лизы Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). С итальянского слово ma donna переводится как «моя госпожа». Со временем оно превратилось в просто mona, от него и пошло общеизвестное название картины.

Биографы-современники художника писали, что он редко брал заказы, но с Моной Лизой изначально была особая история. Он отдавался работе с особой страстью, тратил на ее написание почти все свое время и увез ее с собой во Францию (Леонардо покидал Италию навсегда) вместе с другими избранными картинами.

Известно, что картину художник начал в 1503-1505 году и лишь в 1516 наложил последний мазок, незадолго до своей смерти. Согласно завещанию, картина была передана ученику Леонардо, Салаи. Остается неизвестным то, как картина перекочевала обратно во Францию (скорее всего Фрациск I приобрел ее у наследников Салаи). Во времена Людовика XIV картина перекочевала в Версальский дворец, а после Французской революции ее постоянным домом стал Лувр.

В истории создания нет ничего особенного, больший интерес вызывает дама с таинственной улыбкой на картине. Кто же она?

Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.

Это удивительно, о жизни самой Лизы практически ничего неизвестно, а ее портрет – главное произведение мировой живописи.

Но историки-современники Леонардо не так однозначны. По мнению Джорджо Вазари, моделью могли быть Катерина Сфорца (представительница правящей династии Итальянского Возрождения, считалась главной женщиной той эпохи), Чечилия Галлерани (возлюбленная герцога Людовика Сфорца, модель еще одного портрета гения – «Дама с горностаем»), мать художника, сам Леонардо, юноша в женском одеянии и просто портрет женщины-эталона красоты эпохи Возрождения.

Описание картины

На полотне небольшого размера изображена женщина средних след, в темной накидке (по мнению историков – признак вдовства), сидящая вполоборота. Как на других портретах Итальянского Возрождения у Моны Лизы отсутствуют брови и выбриты волосы на верхушке лба. Скорее всего, модель позировала на балконе, так как видна линия парапета. Считается, что картина немного обрезана, в оригинальный размер виднеющиеся позади колонны входили полностью.

Считается, что композиция картины – эталон портретного жанра. Она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, а сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность.

Это словосочетание уже давно живет отдельно от картины, превратившись в литературный штамп. Это главная загадка и очарование полотна. Она привлекает внимание не только обычных зрителей и искусствоведов, но и психологов. Например, Зигмунд Фрейд называет ее улыбку «флиртующей». А особый взгляд «мимолетным».

Современное состояние

Из-за того, что художник любил экспериментировать с красками и техникой письма, картина очень сильно потемнела к настоящему времени. А ее поверхности образуются сильные трещины. Одна из них находится в миллиметре над головой Джоконды. В середине прошлого века полотно отправлялось на «гастроли» в музеи США и Японии. Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина посчастливилось принять у себя шедевр на время выставки.

Известность Джоконды

Картина была очень высоко оценена среди современников Леонардо, но с десятилетиями она стала забытой. Вплоть до XIX века о ней не вспоминали до того момента, как писатель-романтик Теофиль Готье рассказал про «джокондовскую улыбку» в одном из своих литературных произведений. Странно, но до этого момента эту особенность картины называли просто «приятной» и никакой тайны в ней не было.

Настоящую популярность среди широкой публики картина приобрела в связи со своим таинственным похищением в 1911 году. Газетная шумиха вокруг этой истории набрала картине огромную популярность. Ее удалось разыскать лишь 1914 году, где она была все это время – остается загадкой. Ее похитителем был Винчецо Перуджо, работник Лувра, по национальности итальянец. Точные мотивы похищения неизвестны, вероятно он хотел вывести полотно на его историческую родину Леонардо, Италию.

«Мона Лиза» по-прежнему «живет» в Лувре, ей, как главной художественной приме, выделено отдельное помещение в музее. Несколько раз она страдала от вандализма, после чего в 1956 году ее поместили в пуленепробиваемое стекло. Из-за этого она сильно бликует, поэтому разглядеть ее иногда бывает проблематично. Тем не менее – именно она привлекает своей улыбкой и мимолетным взглядом большинство посетителей Лувра.

«Джоконда» Леонардо да Винчи

Подробности
Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс)
Опубликовано 02.11.2016 16:14
Просмотров: 5004

«Мона Лиза» («Джоконда») Леонардо да Винчи до настоящего времени является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства.

Её громкая известность связана как с высокими художественными достоинствами, так и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение. Эту загадочность стали приписывать картине не во время жизни художника, а в последующие века, распаляя интерес к ней сенсационными сообщениями и результатами исследований картины.Мы считаем правильным – спокойный и взвешенный анализ достоинств этой картины и истории её создания.Сначала о самой картине.

Описание картины

Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Мона Лиза» (1503-1519). Доска (тополь), масло. 76х53 см. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху. Она повернулась в кресле почти лицом к зрителю.Её гладкие волосы, разделённые пробором, видны сквозь накинутую на них прозрачную вуаль. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка…Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба.Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Возможно, её сузил сам автор.За спиной у Моны Лизы – пустынная местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами; местность простирается к высоко поднятой линии горизонта. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость.В. Н. Гращенков, российский искусствовед, специализировавшийся на искусстве итальянского Ренессанса, считал, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью… «Джоконда» – не портрет. Это зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».

Знаменитая улыбка Джоконды

Улыбку Моны Лизы считают одной из самых главных загадок картины. Но так ли это на самом деле?

Улыбка Моны Лизы (деталь картины) Леонардо да ВинчиЭта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях самого мастера и у леонардесков (художников, чей стиль испытал сильное влияние манеры Леонардо миланского периода, которые входили в число его учеников или просто восприняли его стиль). Конечно, в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства.Давайте рассмотрим некоторые картины.

Ф. Мельци (ученик Леонардо да Винчи) «Флора»Та же лёгкая блуждающая улыбка.

Картина «Святое семейство». Раньше её приписывали Леонардо, теперь же даже Эрмитаж признал, что это работа его ученика Чезаре да СестоТа же лёгкая блуждающая улыбка на лице Девы Марии.

Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» (1513-1516). Лувр (Париж)

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка.Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «…придумал загадочную улыбку Джоконды. До него никто не видел в ней никакой тайны. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»).Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»).

Кто был прототипом «Джоконды»?

История картины и её приключения

Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал.) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona.Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Потратив на неё 4 года и покидая Италию в зрелом возрасте, художник увёз её с собой во Францию. Возможно, он не закончил картину во Флоренции, а взял её с собой при отъезде в 1516 г. В таком случае, он закончил её незадолго до своей смерти в 1519 г.Затем картина была собственностью его ученика и ассистента Салаи.

Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г.) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Король Франциск I купил картину у наследников Салаи и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Тот перевёз её в Версальский дворец, после Французской революции в 1793 г. картина оказалась в Лувре. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей.Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место.В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. А. С. Пушкина в Москве. Эти поездки усилили её успех и славу.С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении.

«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра, итальянцем Винченцо Перуджей. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Картину нашли только спустя два года в Италии. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж.Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974).Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Но это уже совсем другая история.«Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.

«Мона Лиза», «Джоконда» или просто «Мадонна» (с итальянского – моя госпожа) – под такими именами весь мир знает творение великого Леонардо да Винчи (1452-1519). Во времена художника картина называлась «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». Годы создания картины точно не известны, ориентировочно она была начата в 1503-1505 годах. Написана на доске, порода дерева – тополь. Размер картины «Мона Лиза» — 76,8 х 53 см. Экспонируется в Лувре.

Содержание

Автор

Несмотря на пропасть в пять столетий, совершенно точно известно, кто написал картину «Мона Лиза». Это Леонардо да Винчи, самый известный, без преувеличения, художник в мире, таланты которого не ограничивались живописью. Он имел очень светлую голову: изобретал и усовершенствовал механизмы, машины и различные инженерные и бытовые приспособления, проектировал строения, составлял географические карты, до тонкостей разбирался в химии и биологии, в совершенстве владел анатомией, виртуозно играл на лире.

До нас дошло всего 19 картин с доказанным авторством да Винчи. Причём картина «Мона Лиза», по свидетельствам биографов, вызывала у художника особую привязанность, как ни одна другая. К ней он всегда торопился, его гнал неутихающий интерес, он вносил детали, обдумывал, а потом излагал свои мысли в «Трактате о живописи». С картиной художник не расставался до самой смерти, коснувшись до неё кистью в последний раз незадолго до кончины.

Героиня и история картины

Лиза дель Герардини (1479-1542 или 1551) принадлежала к знатному, но небогатому флорентийскому роду. В 15 лет по любви вышла замуж – она стала третьей женой Франческо дель Джокондо, торговца тканями со средними доходами. Семья, в которой со временем появилось 6 детей, вела размеренную жизнь. В ту эпоху Флоренция славилась на всю Европу как великолепный город, изобилующий кроме всего прочего и талантами. Неудивительно, что Франческо, породнившись со старинным аристократическим родом супруги, в знак любви к ней заказал именитому художнику её портрет. Можно только предполагать, почему он не выкупил картину: по финансовым ли причинам или сам мастер не пожелал с ней расстаться. Известно, что после нескольких лет работы над портретом Леонардо считал его далёким от завершения и, покидая навсегда Италию в 1516 году, отправился во Францию, захватив с собой и «Мону Лизу».

Обобщённое описание картины «Мона Лиза»

Картина представляет собой поясной портрет. Перед нами молодая женщина на фоне пейзажа. Она вполоборота, с прямой осанкой, но спокойно и без малейшего напряжения сидит в кресле с невысокой спинкой, положив на подлокотник левую руку, а на её запястье правую. Кресло находится на просторном балконе с широким каменным парапетом и колоннами, которые присутствовали по бокам, но по каким-то причинам картина впоследствии была обрезана и утратила их, видны лишь два основания, базы колонн. Пейзаж за спиной героини вызывает удивление – ведь он представляет собой как бы вид с балкона презентабельного здания. Здесь художник прибег к своей излюбленной манере – изображать природу неизведанной и таинственной – он не любил безмятежных пейзажей и идиллических картинок. Так что фоном (линия горизонта довольно высока) стали петляющая дорога, горы, мост, водные потоки – природа уже не первозданна (есть мост), но по-прежнему могуча и грандиозна, словно представлена какая-то стадия сотворения мира, загадочного и постоянно меняющегося. Крупный масштаб изображения женщины на таком выразительном и многозначительном фоне придаёт ей магическое величие. От детального рассмотрения самой героини это впечатление только усиливается.

Взор Мадонны

Взгляд героини – глаза в глаза со зрителем. Ничем не тревожимый и не омрачённый, чуть лукавый, уверенный взгляд счастливой женщины. И кроткий, и внимательный одновременно – посетители Лувра зачастую отмечают, что ловят на себе этот взгляд в любом уголке зала, где выставлена Мона Лиза. Да, по ощущениям именно сама героиня, словно живая, наблюдает за сегодняшними посетителями музея. Как делала это предыдущие пятьсот лет, оглядывая заходящих то в мастерскую да Винчи, то в залы дворцов – где она только не была за это время.

Улыбка

Почти отсутствующие брови (была мода выбривать их), чистый лоб, мягкие линии щёк, аккуратный носик. Но улыбка… Фраза «улыбка Моны Лизы» стала просто крылатым выражением, оборотом речи, точно передающим и выразительность, и эмоциональную окраску. Навряд ли найдётся женщина на планете, которая втайне или открыто хоть раз в жизни не пыталась так же сложить губки, чтобы добиться подобного эффекта и очаровать кого-нибудь желанного. Непостижимая улыбка – по-женски обворожительная и чарующая, вместе с тем есть в ней что-то божественное… Действительно, Бог создал женщину.

Причёска и наряд

Тёмные волосы, разделённые пробором, под прозрачной невесомой вуалью. Они свободными лёгкими волнами ниспадают на плечи. Причёска в целом выглядит очень скромно и бесхитростно.

Небольшой вырез платья открывает нежную шею и молодую грудь женщины. Присборенный лиф платья из мягкой тёмно-зелёной ткани оторочен золотисто-коричневой тесьмой и украшен вышивкой по контуру выреза. Кстати, возможно, Леонардо да Винчи в этих завитушках зашифровал собственную подпись – «vincolare» (с итальянского вязать, завязывать) звучит почти в унисон с фамилией мастера. Нежный жгут такой же ткани перекинут через плечо. Золотисто-коричневые рукава достаточно широки, чтобы чувствовать себя в платье свободно и комфортно, о чём говорит множество мягких складок, искусно выписанных художником.

Линии прядей волос, вуали и мягкой ткани гармонично перекликаются с извилистыми элементами пейзажа и соединяют героиню картины с природой.

Нежные руки

Мягкие линии кистей с длинными изящными пальцами определённо передают ощущение бархатной тёплой кожи. Это определённо руки чуткой любящей жены и ласковой матери. Их спокойное расслабленное положение придаёт портрету естественность и делает героиню более земной. Сомкнутость ухоженных рук и некоторое выделение их светом заставляет зрителя обращать внимание на них, но не только.

Безупречная композиция

Руки, вовлечённые мудрым художником в геометрически продуманную композицию, собирают образ воедино и побуждают, не отрывая взгляда, внимательно и подетально изучать картину в целом.

Являясь признанным идеальным творением Высокого Ренессанса, картина наглядно демонстрирует эффект от гармоничного и рационального расположения женской фигуры в четырёхугольнике с вытянутой вверх вершиной – от шедевра трудно отвернуться.

Техника живописи

В начале XVI века Леонардо да Винчи уже зрелый и опытный мастер. Проторенные дороги в художественном искусстве его не интересовали – нужна была радикально новая задача. И художник обрёл её в лице Моны Лизы, образ которой воспламенил в живописце жгучий профессиональный азарт – красавица должна была ожить на картине.

Может, художник и потратил на неё немало лет, и прикипел к ней, потому что действительно одухотворил свою модель, наделил характером, сознанием, сделал её подверженной смене настроений?

Основным средством биения жизни в картине стал приём сфумато – источник и главный герой в создании и влажного взора Моны Лизы, и её неуловимой улыбки, и приятного жеста рук. Чудесное сфумато – изобретение Леонардо. Это лёгкое марево, намёк на туманность, которая, как влажный воздух, касается абсолютно всего на картине и на минимальный процент смещает, размывает контуры, которые напрочь теряют чёткость и определённость. В отличие от места и значения самого шедевра в мировом искусстве.

Чем дольше смотришь, тем больше вопросов

Совершенно однозначно, творение Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — величайшее достижение художника и драгоценное достояние счастливого человечества, имеющего возможность созерцать её. Можно по-разному к ней относиться – именно к ней, к героине картины, имеют претензии недовольные критики внешности (что совсем смешно – в разные эпохи менялись идеалы), сумасброды, воры, маньяки и прочие неадекватные личности, от которых Лувр защищает картину, демонстрируя её только в пуленепробиваемом стеклянном коробе. Но все нападки лишь доказывают, что Мона Лиза, как живая, способна вызывать в людях реальные и сильные эмоции. Сбылись желания её гениального создателя.

Смотрите также Картина-загадка «Бар в Фоли-Бержер» Эдуарда Мане«Завтрак на траве» Эдуарда Мане — яркий, но тихий бунтСекреты картины Пикассо «Любительница абсента»Пьеро и Арлекин: две противоположности на одном полотне

Мона Лиза Леонардо да Винчи – одно из самых известных произведений живописи во всём мире.

В 

В наше время эта картина находится в парижском Лувре.

В 

Создание картины и изображённая на ней модель, были окружены множеством легенд и слухов, и даже сегодня, когда белых пятен в истории «Джоконды» практически не осталось, мифы и легенды продолжают ходить среди множества не особенно образованных людей.

В 

↑ Кто такая Мона Лиза?

В 

Личность изображённой девушки на сегодняшний день вполне известна. Считается, что это Лиза Герардини – известная жительница Флоренции, принадлежавшая к аристократической, но обедневшей семье.

В 

Джоконда – это, по всей видимости, её фамилия в замужестве; супругом её был успешный торговец шёлком Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо. Известно, что Лиза с мужем родили шестерых детей и вели размеренную жизнь, характерную для обеспеченных граждан Флоренции.

В 

Можно думать, что брак был заключён по любви, но при этом имел и дополнительные выгоды для обоих супругов: Лиза вышла замуж за представителя более богатой семьи, а Франческо через неё породнился со старинным родом. Совсем недавно, в 2015 году, учёными была обнаружена и могила Лизы Герардини – возле одной из старинных итальянских церквей.

В 

↑ Создание картины

В 

Леонардо да Винчи сразу взялся за этот заказ и отдавался ему полностью, в буквальном смысле с какой-то страстью. И в дальнейшем художник был тесно привязан к своему портрету, везде носил его с собой, а когда в позднем возрасте решил уехать из Италии во Францию, то вместе с несколькими избранными своими работами он захватил с собой и «Джоконду».

В 

С чем было связано такое отношение Леонардо к этой картине? Есть мнение, что великий художник имел с Лизой любовную связь. Однако не исключено, что живописец ценил эту картину как пример наивысшего расцвета своего таланта: «Джоконда» действительно получилась необыкновенной для своего времени.

В 

В 

В 

В 

Интересно, что Леонардо так и не отдал портрет заказчику, а увёз его с собой во Францию, где её первым владельцем стал король Франциск I. Возможно, такой поступок мог быть связан с тем, что мастер не закончил полотно к сроку и продолжал написание картины уже после отъезда: о том, что свою картину Леонардо «так и не окончил», сообщает знаменитый писатель эпохи Возрождения Джорджо Вазари.

В 

Вазари, в своей биографии Леонардо, сообщает множество фактов о написании этой картины, однако не все они достоверны. Так, он пишет, что художник создавал картину в течение четырёх лет, что является явным преувеличением.

В 

Пишет он также, что во время позирования Лизы в студии находилась целая группа шутов, развлекавших девушку, благодаря чему Леонардо удалось изобразить на лице её улыбку, а не стандартную для того времени грусть. Однако, скорее всего, рассказ о шутах Вазари сочинил сам для развлечения читателей, используя фамилию девушки – ведь «Джоконда» означает «играющая», «смеющаяся».

В 

Однако можно отметить тот факт, что Вазари привлекала в этой картине не столько реалистичность как таковая, сколько удивительная передача физических эффектов и мельчайших деталей образа. Судя по всему, писатель описывал картину по памяти или же по рассказам других очевидцев.

В 

↑ Некоторые мифы о картине

В 

Ещё в конце XIX века Грюйе писал, что «Джоконда» вот уже несколько столетий буквально лишает людей рассудка. Многие задумывались, созерцая этот удивительный портрет, из-за чего он оброс множеством легенд.

  • По одной из них, на портрете Леонардо аллегорически изобразил… самого себя, что якобы подтверждается совпадением мелких деталей лица;
  • По другой, на картине изображён юноша в женской одежде – например, Салаи, ученик Леонардо;
  • Ещё одна версия говорит о том, что на картине изображена просто идеальная женщина, некий абстрактный образ. Все эти версии в настоящее время признаны ошибочными.
Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

of your page —>

Несмотря на то, что «Мона Лиза» – самая известная картина в мире, она, как и все работы Леонардо, не подписана и не датирована. Ее название происходит из биографии Леонардо, написанной художником Джорджо Вазари. В ней сообщалось о согласии написать портрет Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо, флорентийского сановника и богатого торговца шелком. Вазари также упомянул, что Леонардо нанял музыкантов и трубадуров, чтобы развлечь свою натурщицу. Может, поэтому у нее такая загадочная улыбка…

На портрете изображена дама, сидящая в кресле вполоборота, лицо слегка повернуто к зрителю. Ее левая рука удобно лежит на подлокотнике кресла, а правая, скрещенная на груди, сжимает левую руку. Слегка защитное положение ее рук, а также подлокотника создает ощущение расстояния между сидящим и зрителем. Женщину нельзя назвать красивой, но ее необыкновенная улыбка завораживает. От спокойного взгляда невозможно оторваться. Ее красота, сотворенная изнутри, клеточка за клеточкой, из странных мыслей, фантастических мечтаний и изысканных страстей. Фоновый пейзаж за женщиной в дымчато-синих цветах без четко определенной точки исчезновения. Горы и водоем вдали какие-то не настоящие, словно в сказке.

Созданная одним из величайших старых мастеров в истории искусства, Джоконда является прекрасным примером эстетики Высокого Возрождения. Иногда кажется, что существо, изображенное на портрете, нереальное, божественное. А иногда, что она живая и такая естественная. Мы никогда не перестанем восхищаться красотой этой картины, ее таинственностью и вечной тайной.

2 вариант

Леонардо Да Винчи. Думаю, что это имя известно практически всем. И его знаменитые шедевры сохранились для нас с 15 века такие как «Мадонна Литта», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем» другие. Стиль его картин узнаваем и их невозможно спутать с работами других художников. Чаще всего Леонардо Да Винчи писал портреты флорентийских состоятельных женщин.

Все произведения художника считаются шедеврами, но именно эта картина для Леонардо имела особое значение, было потрачено много страсти и времени. На картину потрачено было более четырех лет, доводя портрет до полного совершенства. Но он так и не достиг полного удовлетворения своей работой.  На картине изображена молодая женщина, сидящая на балконе. Он уделял внимание мелким деталям платья, волос, положению головы, корпуса тела, рук. Сзади героини портрета тщательно прорисован пейзаж: озеро, горные вершины, холмы, что предает величие портрету.

Леонардо Да Винчи старался изобразить «Мона Лизу» с прической и макияжем, придерживаясь модным запросам того времени. Коричневые и золотисто-рыжеватые оттенки платья с оборками и небольшими складками придают портрету особый вид, подчеркивая статус дамы. Четко прорисованы детали кресла, на подлокотнике которого лежит левая рука, а сверху правая.

Волосы спадают на плечи Мона Лизы легкими прядями, как будто только после завивки. Поверх головы можно увидеть прозрачную едва заметную вуаль. В те далекие времена вуалью покрывали голову женщину, которые находятся в ожидании ребенка.

Взгляд у дамы с портрета задумчивый, томный, как будто она размышляет о скором будущем, планируя свою дальнейшую жизнь и жизнь своих близких.

За несколько веков оттенки красок картины немного изменились, стали темнее. Но задумка автора картины в контрастности выбранных тонов красок осталось и сейчас картина завораживает реалистичностью изображения. Особенности задумки автора портрета и сейчас производит неизгладимое впечатление.

Если обратить внимание на лицо героини портрета, то сразу не скажешь об эмоциях, но если хорошо присмотреться, то можно увидеть доброту и заботу, любовь, гордость, нежность. Высокий лоб Мона Лизы для того времени говорит о ее уме. Ее нельзя считать красавицей, но приятная внешность завораживает, ее улыбающиеся глаза светятся добротой и вниманием. Долго смотря на портрет, можно заметить проницательный взгляд, который устремлен на смотрящего.

<glav>Другие темы:</glav>← Письмо с фронта Лактионова↑ РазныеРусь подмосковная Щербакова → `

Мона Лиза (Джоконда) Леонардо Да Винчи

mona-liza-dzhokonda-leonardo-da-vinchi.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Букет цветов, бабочка и птичка Толстого (2, 5, 7 класс)

    Федор Петрович Толстой, это известнейший отечественный мастер кисти, который потрясающе мог продемонстрировать свою любовь к естественной среде обитания, всему живущему и существующему на планете.

  • Сочинение на тему Лето

    Лето без сомнения одно из самих ожидаемых времен года. В этой чудесной поре таится огромное количество ярких событий, впечатлений и эмоций. Теплые лучи яркого солнышка согревают окружающий мир

  • Сочинение-описание по картине В голубом просторе Рылова (3 класс)

    Любая работа художника, на которой изображено водное пространство, привлекает особое внимание, так как эта стихия таит в себе немало неразгаданных тайн.

Используемые источники:

  • http://mylouvre.su/мона-лиза/
  • http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-epokhi-vozrozhdeniya-renessans/630-dzhokonda-leonardo-da-vinchi
  • https://topkartin.ru/mirovoe-iskustvo/mona-liza
  • https://2mir-istorii.ru/kartiny-hudozhnikov/6004-mona-liza-leonardo-da-vinchi.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/raznye/mona-liza-dzhokonda-leonardo-da-vinchi

На чтение 14 мин. Просмотров 4 Опубликовано

статьи

mona-liza-ulybka-analiz.jpg

Тема будущего, пожалуй, основная в произведениях Рэя Брэдбери. Он рассматривает пути развития человечества с разных ракурсов, анализирует, предполагает и часто предостерегает. Рассказ «Улыбка» не был исключением. В нем автор рисует наиболее мрачную и удручающую утопию.

Кстати, краткое содержание рассказа, кто подзабыл, можно прочитать здесь :).

2061 год. Цивилизация разрушена. Холод, нищета и полный упадок кругом. Очередь из людей к великой картине – «Улыбке Моны Лизы». Но не для того, чтобы насладиться искусством, а для того, чтобы надругаться над ним. Люди с утра стоят в огромной очереди, чтобы плюнуть в это полотно. В толпе желающих стоит и мальчик-подросток, Том. Из разговора Тома с мужчиной из очереди, Григсби, мы узнаем, что основная радость для людей из будущего – это разрушить что-то, сломать. Они даже гордятся этим. Например, Григсби бахвалится, что поучаствовал в уничтожении автомобиля, был одним из тех, кто взорвал типографию и разгромил завод, производящий самолеты.

Брэдбери изобразил общество не только вне технического прогресса, но и вне культуры как таковой. Это общество не стремится создавать, а только разрушает. Люди движимы ненавистью, «они ненавидят Прошлое», так объясняет происходящее мальчику Григсби. Но ненависть к прошлому уничтожает и будущее тоже. Кругом убогость, разруха и уродство. Да, была многолетняя война, но она не закончилась. В головах людей она идет и до сих пор. Никто не созидает, все только разрушают.

Фактически, мы видим здесь не эволюцию, а деградацию. Тяжелый труд, бедность (никто из стоящих в очереди не может даже купить кофе по цене 1 пенс за чашку, люди оборванные и босые), интеллектуальный распад (воспоминание Тома о сжигании книг), бездумное следование за толпой. Мальчик пытается убедить толпу, что картина красива, а женщина, изображенная на ней, прекрасна. Но его никто не слушает. Агрессивные люди разрывают на части бесценный холст.

Есть ли надежда у такого общества? Несмотря на открытый финал, предположу, что да. Об этом свидетельствуют 2 эпизода. Первый, когда кто-то из толпы высказывает предположение, что найдется мудрый человек, который вернет цивилизацию. И самое главное, чтобы душа у него «лежала к красивому». Тогда все получится, и новый мир будет не разрушительным и враждебным, а мирным. А второй эпизод – это спасение части картины с улыбкой. Когда Том украдкой любуется кусочком доставшегося ему полотна, мы понимаем, что он и есть, возможно, тот человек с чувством прекрасного, который в будущем сможет построить новый мир.

В какой-то степени основная тема рассказа продолжает главную идею романа «451 градус по Фаренгейту», написанного шестью годами раньше. В романе уничтожение книг привело к упадку цивилизации, здесь же автор пошел еще глубже – уничтожение и книг, и предметов искусства, непременно приведет общество к краху. Символически люди уничтожили не только свой интеллектуальный потенциал, способность к развитию и образованию, которые символизируют книги, но и свою душу, которую символизирует Мона Лиза.

Рассказ предостерегает и заставляет задуматься. Не только о будущем всего человечества, но и о себе лично. Прямо сейчас. Насколько мы способны не идти на поводу у неразумного большинства? Хватит ли у нас мужества и благоразумия сохранить свою душу вопреки всему? Сможем ли мы созидать, когда все вокруг разрушают? Именно в творчестве и в способности создавать что-то прекрасное, полезное и новое Рэй Брэдбери видел смысл жизни. Своей и каждого человека.

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:

Советую почитать другие отзывы и статьи:

Образ Захара в романе И. Гончарова «Обломов»Достоевский «Белые ночи», краткое содержание романаОбраз главного героя в романе «Обломов»Сочинение-рассуждение на тему «Кто больше нужен России: Обломов или Штольц?»ТОП-6 книг для начинающих программистовРэй Брэдбери, рассказ «Земляничное окошко», краткое содержание

cover.jpgСтремление крушить и уничтожать прочно засело в человеке. Особенно, если дать ему волю. Особенно, если в прошлом было несладко и нужно во что бы то ни стало отомстить тому, что причиняло боль. В рассказе Рэя Бредбери «Улыбка» объектом для такого безумного мщения является цивилизация. Ненависть к ней у людей, живущих в две тысячи шестьдесят первом году, проявляется и в дикой радости, когда представилась возможность разбить последний автомобиль кувалдой (они даже бросали из-за этого жребий), и в безумном смехе, когда рвали и жгли книги на площади… Никто не видит доброго в цивилизации и не помнит её без войны. Люди присутствуют на своеобразном празднике безумия и ненависти – ко всему прекрасному, к культуре вообще. Внимание жителей города приковано к картине. Еще с пяти часов утра образовалась длинная очередь. За чем? Чтобы полюбоваться на произведение искусства? Отнюдь нет! Чтобы… плюнуть в неё! В очередь стал маленький мальчик по имени Том. Он единственный, кто видит в картине хорошее: «Говорят, она улыбается…», «Говорят, она сделана из краски и холста».

Кто-то в толпе выразил мнение, что найдется человек, у которого душа лежит к красивому… Подошла очередь Тома. Он колебался. Не было желания плевать и осквернять картину (как мальчик узнал позже, её звали «Мона Лиза»). И вдруг верховой объявил, что каждый желающий может поучаствовать в уничтожении холста. Толпа ринулась на картину с диким воем, увлекая за собою и мальчика. Еще немного – и кусок холста оказался у Тома в руках. Он видел неиствовавших безумцев, пинающих и разрывающих картину в мелкие клочья.

Мальчик бежал через весь город, пока снова не очутился дома. Здесь все то же: недовольство отца, брата, которому пришлось одному работать на огороде, матери. Серая обыденность. Но Том держит настоящую драгоценность. Это улыбка, лежащая на его ладони и согревающая своей добротой и лаской. И это – надежда, что все еще может измениться к лучшему.

Знакомы ли вы с произведением Рэя Брэдбери “Смерть дело одинокое”, написанном в стиле крутого детектива, и заставляющего читателя задуматься о бренности бытия и драгоценности жизни?

В нашей новой статье мы расскажем вам о взаимосвязи казалось-бы мелочных событий и о необратимости последствий описанных в сюжете рассказа Рэя Брэдбери “И грянул гром”.

Оригинальность сюжета

Почему именно такой, на первый взгляд, непонятный сюжет придумал Рэй Брэдбери для своего рассказа? Ответить на этот вопрос несложно, если вдуматься в смысл произведения и хотя бы немного быть знакомым с особенностями натуры писателя, который усматривал вред в техническом прогрессе. Брэдбери ясно видел, как люди, окружая себя новинками техники, забывают о доброте, любви и уже не могут общаться с природой, удивляться мелочам. Мальчик Том – это образ невинного и неиспорченного ребенка с душой, созданный писателем для надежды, что еще не все потеряно. Даже для города, зараженного радиацией, изрытого воронками бомб, с разрушенными домами. Даже для тех, которые считают, что война начнется снова (не успеешь и глазом моргнуть). Потому что есть на свете маленький человечек, способный искренне радоваться улыбке. Который, несмотря на воздействие политических, социальных или идеологических причин, сумел сохранить доброе и светлое в своей душе, оставшись чутким к прекрасному.

Моральная сторона В рассказе Брэдбери «Улыбка» Том испытал потрясение при встрече с произведением искусства, и это потрясение вызывает у него хорошие чувства, а не ненависть, которой были заражены все окружающие.

А теперь немного о том, как читатели отзываются о самом рассказе «Улыбка». То, что он светлый и хороший, ясно видно из цитат: «…Это лучший рассказ за историю фантастики», «Хочу продолжения», «Пронести частичку светлого, не растрачиваясь на отчаяние, гнев и зависть – вот ценности, о которых человек должен помнить все время», «Читайте, читайте, читайте и еще раз читайте!», «Такой короткий рассказ, а так сильно задел», «Хотелось, чтобы в этом не было предсказания прошлого». И если люди понимают рассказ талантливого писателя так правильно, извлекая для себя полезное и важное, значит автор добился намеченной цели.

Улыбка – это короткая история, написанная в 1952 году, за год до Фаренгейта 451, с которым она разделяет некоторые идеи. Действие происходит в будущем 2061 году, когда последние кусочки цивилизации уничтожаются самим человечеством:

  • Сжигают книги;
  • Выкапывают растения;
  • Разбивают машины;
  • Оплевывают и рвут художественные произведения.

Но есть человек, который чувствует неправильность всего этого разрушения. Его зовут Том, и он ребенок, стоящий в очереди, чтобы увидеть картину. Это – «Мона Лиза». Очередь длинная, в ней четыре полицейских и веревка, чтобы не подпускать людей слишком близко.

Так начинается история. Раннее утро, видение разрушенного города, длинная очередь и босой мальчик который стоит в ней. Это позволяет читателю увидеть, что мир пережил нечто ужасное, создает атмосферу отчаяния, а также знакомит нас с двумя персонажами. Первый и главный – мальчик Том. Второй – мужчина впереди в очереди, которого зовут Григсби. История разворачивается постепенно через их беседу.

Мальчик спрашивает Григсби о цивилизации, тот отвечает, что она не вернется. Среди толпы есть мужчина, который видит в ней хорошие стороны. Он предсказывает, что появится умный человек, душа которого открыта всему прекрасному, и что он вернет старую, ограниченную, залатанную цивилизацию.

Нам рассказывают, в каком состоянии находится мир, хотя и не о том, что с ним случилось. Мы знаем только то, что само человечество привело его в это состояние. Можно догадаться, что это была ядерная война. Теперь люди перенесли ненависть к тем, кто разрушил мир, на остатки цивилизации, которая у них была. Нынешние люди называют уничтожение этих останков праздниками и не находят в этом ничего плохого. Кульминация истории произошла, когда Том не смог плюнуть в картину. Затем, толпа разорвала полотно на куски.

Том сам оторвал кусок холста в отчаянной попытке что-нибудь спасти. И это оказалась знаменитая улыбка, прекрасная и красивая, теплая и нежная. Окончание истории дает надежду читателю на то, что если есть такой человек, как Том, то может быть, мир еще не потерян.

Произведение стилистически достаточно богато. Некоторые графические стилистические приемы, такие как курсив, используются, чтобы подчеркнуть интонацию. Ближе к концу истории он используется в сочетании с заглавными буквами, чтобы еще больше подчеркнуть, насколько важна улыбка Моны Лизы для Тома.

Другие лексические стилистические приёмы:

  • Метафора;
  • Симуляции;
  • Метонимия;
  • Гипербола.

Это используется либо для придания выразительности речи персонажей, либо для достижения более свежего стиля.

История довольно интересная и заставляет задуматься. Прежде всего, она вызывает те же мысли, что и Фаренгейт 451. Эта мысль о том, что люди готовы ненавидеть то, чего они не понимают, и разрушать то, что они ненавидят. Повесть заставляет грустить и вызывает страх за будущее. Но она также создает обнадеживающие мысли.

Это также история о прощении. Люди ненавидят свое прошлое, которое они больше не понимают. Том прощает. Может, он и не знает об этом, но это то, что он делает. Он прощает прошлое за Улыбку.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ произведения «Улыбка» Р.Брэдбери.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По произведениям литературы» Анализ произведения «Улыбка» Р.Брэдбери

1. Рэй Дуглас Брэдбери

2. «Улыбка»

3. Для 8 класса

4. Рассказ

5. Рассказ был написан в 1952 году. В это время президентом Соединённых Штатов Америки является Гарри Трумэн.

6. Действие происходит в некотором городе, на дворе 2061 год.

7. Том — мальчик, который спас небольшой кусочек картины.

Григсби

8. Действие разворачивается в полуразрушенном городе, который уничтожила война. Люди же уничтожают Прошлое. Всё то, что не было уничтожено войной. Вот стоит целая толпа, расположившаяся по очереди у прилавка. Там для них была приготовлена картина, которую они должны будут уничтожить. В этой толпе находится и мальчик Том.

Некий мужчина по имени Григсби разговаривает с ним о том, что было раньше. Они не могут посчитать год, который сейчас на дворе, и приходят к выводу, что сейчас 2061 год. Они ждут своей очереди, чтобы плюнуть на картину. Вот очередь дошла до Тома. Он спросил как называется картина. Ему ответили, что это «Моно Лиза». Картина показалась ему очень красивой. Верховой объявил, что картина будет передана местным жителям в целях уничтожения. Тогда разъяренная толпа кинулась рвать картину на части. Том, унесённый толпой, успел оторвать кусочек от картины. Несмотря на окрики Григсби мальчик кинулся прочь. Убежав домой, он получил пару пинков от своих родителей за то, что его брату пришлось одному работать. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Ночью он разжал свою ладонь, а в ней находилась улыбка Моно Лизы. Даже во сне она мерещилась ему.

9. Люди не ценят прошлое, они не ценят искусство и культуру. У таких людей нет будущего. Они лишь простое стадо, каждый без своего мнения, ведомые ложными ценностями.

Полезный материал по теме: Анализ произведения «Улыбка» Р.БрэдбериПо произведениям литературыСтр. 1 Скачать Анализ произведения «Улыбка» Р.Брэдбери

<legend>Tags</legend>Анализпроизведения«Улыбка»Р.Брэдбери

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>

Очень хочется заглянуть в будущее… Если бы была машина времени – удалось бы посмотреть, как будут жить мои ровесники лет через сто. Но, к сожалению, машину времени еще не изобрели, и едва ли изобретут.

Но любой из нас надеется, что в будущем нас ждет много хорошего и не произойдет ничего из того, о чем рассказал Рей Брэдбери. Год 2061-й. “Города – руины, дороги от бомбардировок – словно пила, поля ночью отсвечивают, радиоактивные”. И очередь.

Очередь людей, которые терпеливо выжидают минуту, чтобы плюнуть. Плюнуть в картину! Она – символ прошлого, которое уничтожило все и оставило им только разруху, грязь, холод, голод.

В очереди стоит и Том, мальчишка, который с утра занял место, чтобы “отомстить” картине. Для него, как и для многих, это праздник, а их так мало в этой жизни. Том вспоминает, как на одном таком святые “рвали и жгли книги на площади, и все смеялись, будто пьяные”, на другом – “счастливчики, бросив жребий, могли по одному разу ударить машину кувалдой”. Кое-кто в очереди еще надеется, что бывшие времена можно возвратить: появится человек, у “которого душа тянется к прекрасному”, человек “с душой”.

Вот и главная площадь. По углам огороженной площадки – четверо полицейских. Они должны следить, чтобы в картину не бросали камни. “Это для того чтобы каждому досталось плюнуть по разу”.

А вот и сама картина. Мальчик замер! “Женщина на картине улыбалась грустно, и Том, отвечая на ее взгляд, ощущал, как бьется его сердце, а в ушах будто звучит музыка”. А толпа, достав разрешение на уничтожение картины, бросилась к ней.

Мальчик, захваченный потоком, подбежал к разбитой раме, “протянул руку, схватил клочок полотна, дернул и упал”. Обозленные люди бесновались: “старые жевали куски полотна”, “мужчины рвали их на мелкие лоскуты”. А в настоящее время Том, судорожно прижав к груди кусок полотна, бежал домой.

Вечером, когда все легли спать, мальчик разгладил клочок зарисованного полотна.

“Мир спал, освещенный месяцем. А на его ладони лежала Улыбка. Он смотрел на нее в белом свете, который падал с северного неба.

И тихо повторял про себя, снова и снова: “Улыбка, замечательная улыбка…” Он закрыл глаза, и снова во сне перед ним – Улыбка. Ласковая, добрая…”

В рассказе Р. Брэдбери “Улыбка” речь идет о знаменитой картине Леонардо да Винчи “Мона Лиза”, о ее загадочной улыбке, которая волнует уже не одно поколение людей. Неужели то, о чем рассказал писатель, может произойти в будущем? Нет! Я в это не верю!

А рассказ Брэдбери – это предупреждение нам, которые живут сегодня: “Красота спасет мир! Сделайте так, чтобы она не ушла из ваших душ!” Пусть улыбается вам Джокоида и через тысячу лет!

Символы Будущего. Сочинение по новелле Рея Брэдбери “Улыбка”« КАК ВАЖНО БЫТЬ ЧЕСТНЫМКакие они герои Тургенева? »Используемые источники:

  • https://chitatelnica.ru/stati/ulybka-bredberi-analiz.html
  • https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/rehjj-brehdberi/rehjj-brehdberi-ulybka.html
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-rasskaza-bredberi-ulybka/
  • https://my-soch.ru/sochinenie/ulybka-rbredberi
  • https://lit.ukrtvory.ru/simvoly-budushhego-sochinenie-po-novelle-reya-bredberi-ulybka/

Человек путешествующий:
дорога в жизни человека

Поэма М.
Лермонтова «Мцыри»

Главный
герой:

Мцыри, монах, грузинка, барс.

Мцыри
сидел в заточении и мечтал о свободе. Он представлял, как вернётся на Родину
и будет счастлив.
Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных
исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк
и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые
горизонты.

Александр
Сергеевич Грибоедов пьеса «Горе от ума».

Герои:
Александр
Андреевич Чацкий,
Павел Афанасьевич Фамусов, Софья
Фамусова, Алексей Молчалин, Скалозуб, Лизанька

3 года
«странствий по свету», хорошее образование, оказали огромное влияние на
мировоззрение главного героя. Если бы Чацкий не отправился за границу, он бы
остался близок с Софьей, так как стал бы типичным представителем
«фамусовского общества».

Путешествия расширили кругозор Чацкого
и сделали его совершеннее.

Практический и духовный опыт не приобретается теми, кто не выходит из зоны
комфорта и не пробует что-то новое.

Роман
Ивана Александровича Гончарова «Обломов».

Герои: Илья Ильич
Обломов, Ольга Сергеевна Ильинская, Андрей Иванович Штольц,

Илья
Ильич  мечтает о том, как поедет за границу, будет путешествовать, у него
окажутся жена-красавица и дети. Но мечты трудноосуществимы, поскольку Обломов
не строит никаких планов, не предпринимает какие-либо действия. Воображаемая
дорога дарила покой и радость, а реальная дорога вызвала лишь негативные
чувства.

(ошибки…) На первый взгляд отношения Ольги Ильинской и Ильи Обломова были
навеяны искренними чувствами, которые пошли бы на пользу им обоим. Молодые
поторопились с планированием свадьбы. Они признали, что совершили ошибку, и
расстались.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка».

Герои: Петр Андреевич Гринев, Марья Ивановна Миронова,
Архип Савальев (Савельич), Алексей Иванович Швабрин, капитан Миронов.

Отец не хотел, чтобы Петя
сидел дома и остался «недорослем». С наставлениями «береги платье снову, а
честь смолоду» отправил сына даже не в Петербург, где для него уже было место
в элитной части, а в Оренбургскую губернию, где Петру пришлось пробивать себе
дорогу к цели самостоятельно

Правильно выбранный
нравственный принцип поможет человеку ориентироваться на жизненной дороге и
находить верный путь к цели. В Белогорской крепости Петруша возмужал, повзрослел
и нашел свою судьбу.

Максим Горький «Старуха Изергиль».

Герои: Старуха Изергиль, Ларра,
Данко.

Данко решил, что необходимо браться за дело и
добиваться решения проблемы. Он
пожертвовал собственной жизнью ради
счастья и свободы целого народа.
Как бы люди
не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно
пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным
им на достижение успеха.

 

Михаил Афанасьевич Булгаков повесть
«Собачье сердце»

(ошибка) Шариков превращает жизнь профессора Преображенского и
обитателей его квартиры в настоящий ад. Таким образом, Преображенский,
совершив ошибку, осознал, что не каждый индивид имеет право называть себя
человеком и любое искусственное вмешательство в природу приводит к негативным
последствиям.

Иван Алексеевич Бунин рассказ
«Господин из Сан-Франциско».

Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.

1.       
Всю жизнь он стремился к богатству, примером
для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же
благополучия. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка и, наконец,
пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие.
На
протяжении всей жизни герой ошибался, но не признал заблуждения, поэтому оно
наложило свой негативный отпечаток на его судьбу.
Господин рад
за свою жену и дочь, но думает и заботится прежде всего о себе.

 

Михаил Александрович Шолохов  роман-эпопея «Тихий Дон».

Герои: Григорий Пантелеевич
Мелехов, жена Наталья, Аксинья Астахова.

Новые
знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной
и незрелой.
Смятения
в душе сопровождали многих людей, на жизнь которых повлияла Гражданская
война. Григорий: «От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как
навоз в проруби».

Михаил Александрович Шолохов рассказ «Судьба
человека».

Герои: Андрей Соколов, жена Ирина, дети
Анатолий, Настенька и Олюшка.

Особое внимание в рассказе уделяется описанию
жизненного пути центрального персонажа Андрея Соколова. Одним из главных
военных испытаний был плен у немцев. Но самая болезненная трудность, которая
настигла Андрея Соколова, заключалась в том, что он потерял тех, кто был ему
дорог-свою семью.

 

 

Антон Павлович Чехов  рассказ
«Крыжовник»

Герои: Николай
Иваныч, рассказчик Иван Иваныч
Чимша-Гималайский,
Буркин (друг И.И.), Павел Алехин.

Николай Иванович всю
жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Чтобы осуществить
задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом.

Автор описал путь к
цели, который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович
пришел к своей цели и чувствовал себя счастливым человеком.     Идя к своему
идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с
манией дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела
человека к нравственному падению, а не триумфу.

 

Повесть А.И. Куприна «Олеся».

Герои: Иван, Олеся, Мануйлиха.

Иван поехал в Полесье для поиска материала
для повести или романа. Он познакомился с Олесей и полюбил ее, получив много
ярких впечатлений. В поездке человек узнает себя лучше, и новые сведения об
окружающем мире расширяют горизонты личности, помогают определить дальнейшие
пути развития.

(ошибки)
Поступок
Олеси был ошибочным. Они с Иваном люди разного статуса.  А желание пойти в
церковь и избиение Олеси, закалило характер героини и дало ей стимул найти
новое место в жизни.

(любовь) Иван не проявил настойчивости и не увез Олесю сам.
Испытание любовью показало, что Иван не готов к серьезным отношениям, что он
слаб духовно и недостаточно целеустремлен.

 

Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник».

Автор показал два
противоположных пути: Жилин считал, что он сам должен вызволять себя из плена
татар, а Костылин полагался на богатую родню и выкуп. Один офицер боролся с
судьбой и пробовал бежать, даже несмотря на опасность быть пойманным, а
другой сидел и лишь жаловался на неудачу. Жилину удалось бежать, потому что
он шел, а не сидел сложа руки.

 

А.Н. Островский, пьеса «Гроза»

Герои: Катерина Тихон, Кабаниха, Борис. Мы все ошибаемся. Так
и Катерина совершила ложный шаг, изменив мужу, но разве можно ее винить,
зная, кем был этот супруг? Кабаниха отравила жизнь молодой семьи своими
упреками, манипуляциями и грубостями. Ее поступок — ошибка, но его
спровоцировали другие люди своим отношением к ней.

 

Ф.М.Достоевский, роман «Преступление и наказание». Герои: Родион
Раскольников, Соня Мармеладова, старуха-процентщица.

 

(ошибки)

Он
совершает преступление — убивает старуху-процентщицу и ее сестру, за что
попадает в острог на каторгу. Спустя время Раскольников осознает, какую
ужасную вещь совершил и раскаивается. Допущенная героем ошибка помогла
ему понять, что нельзя слепо предаваться идее, основанной на личной выгоде и
эгоизме человека, и что никакое преступление не остается безнаказанным.

(любовь) Сонечка была его родственной душой, которой тоже
пришлось переступить через нравственный закон. Он признал свою вину и понес
наказание. Если бы не любовь, Родион не смог бы познать себя и отыскать вновь
путь к свету.

 

Николай Васильевич Гоголь, поэма «Мертвые души».

Герои: Павел Иванович Чичиков, Господин Манилов, Настасья Петровна
Коробочка, Господин Ноздрёв, Михаил Семёнович Собакевич, Степан Плюшкин.

Павел Иванович Чичиков ездил по
окрестностям города, чтобы договориться с помещиками о фиктивной покупке
крестьян, которые уже умерли. Новые впечатления и открытия заставляли его
задумываться о своем будущем. Приобретенные сведения и опыт помогли бы герою
и дальше развивать свою авантюру, если бы его не разоблачили. Путешествие
дарит человеку новые возможности, но то, как он ими распорядится, зависит
только от него.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». В путешествии по губернии Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов
находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.

А.С.Пушкин
«Капитанская дочка»
. Герои: Петр Гринев, Маша Миронова,
Савельич, Пугачев, Зурин.

На
протяжении повествования система ценностей Петра претерпевает важнейшие
изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к
состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое
отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно
чистым человеком.

(Ошибки..)
Однако, Петра выручало то, что он мог признать
свои ошибки и исправить их. Он извинился перед Савельичем и больше не
притрагивался к спиртному. Азартные игры он тоже решил исключить из досуга.
Благодаря этим урокам Петр смог упорядочить свою жизнь, избавив себя от
пагубных соблазнов.

(любовь) В начале романа Маша была очень робкой. Однако после встречи с
Петром Марья преобразилась и победила свои слабости. Когда Гринева арестовали
по подозрению в измене, она поехала к самой императрице. Этот пример
доказывает, что именно любовь открывает человеку путь к познанию себя.

Валентин
Распутин
рассказ «Уроки французского».

Главного
героя мать отправила в город учиться. Ему приходилось туго, денег не хватало,
он жил впроголодь. Чтобы купить молоко на рынке, он стал играть с ребятами на
деньги в «чику». Об этом случайно узнала учительница.
Лидия
Михайловна играет с ним в азартную игру – «замеряшки». Директор увольняет
Лидию Михайловну, называя её поступок безнравственным. Мальчик получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт
переживания одиночества.

И.А.
Бунин, «Солнечный удар
».
Внезапное озарение любви способно показать людям, что они двигаются не в том
направлении, которое им нужно. Благодаря вспышке любви герои смогли увидеть
свои подлинные желания и приоритеты, что поспособствовало их самопознанию.

А.И. Куприн «Гранатовый
браслет». Герои:
Вера Николаевна Шеина, Василий Львович, Желтков. Вера жила размеренно и комфортно. В отношениях с мужем
у нее царила гармония. Но чувства с мужем поостыли. Веру страстно полюбил
телеграфист Желтков, но она отмахнулась от него и его анонимных писем. Вера
узнала цену настоящей любви только после того, как Желтков ушел из жизни

Герои: Надя Шумина, мать Нина Ивановна, Александр Тимофеевич (Саша), Андрей
Андреич-жених.

Саша пытался донести
девушке, что ей надо пойти учиться, развиваться. Ведь «только просвещённые и
святые люди интересны, только они и нужны. Вскоре Надя осознала, что не
сможет жить под одной крышей с этим глупым человеком. Мама ее не поняла. Весной
она приехала домой. Чехов показывает в своём произведении как может
измениться человек, если вовремя достучаться до его юного и наивного, ещё не
очерствевшего сердца.

А.С. Пушкин роман
«Дубровский».

Герои: Андрей Гаврилович Дубровский —
помещик, имение которого пытается отобрать Троекуров. Кирила Петрович
Троекуров — помещик. Маша Троекурова — молодая девушка.

Владимир Дубровский смог
получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного
дома сделал его человеком просвещенным и развитым.

 

Максим Горький пьеса «На дне».

Герои: Сатин,
Бубнов, Актер, Васька Пепел, Наташа, Клещ, Анна, Барон, Настя, Квашня,
Алешка, Кривой Зоб и Татарин («кривая дорожка»).

Жители
костылевской ночлежки мирятся с тем положением, в котором они оказались из-за
нежелания что-либо менять. Одни герои с рождения живут бессмысленной жизнью,
но есть и те, которые раньше жили весьма неплохо, однако даже они не хотят
ничего делать для того, чтобы вернуть свое прежнее положение.
Все герои выбрали вариант попроще и побыстрее — это и есть
«кривая дорожка», ведь она ведет к цели ценой отказа от своих правил и
установок.

М. Горький, «Макар Чудра».

Герои: рассказчик, Макар
Чудра, Лойко Зобар, Радда
, Сам Макар убеждает читателя, что независимость
и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг.
Иную жизнь он считает рабством.

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Рэй Брэдбери
рассказ «Улыбка»

Герои: Том — мальчик
с чуткой душой,
Григсби — типичный представитель разрушенной цивилизации. Мона Лиза (Джоконда
)
Леонардо да Винчи.

Действие
происходит в будущем. Люди убеждены, что все проблемы и неудачи идут из
прошлого, поэтому предают забвению все: культуру, историю, традиции.
Писатель показывает мир, в котором результатом научно-технического
прогресса стала деградация человечества.
Толпа собирается
уничтожить портрет Моны Лизы. Улыбка ее была добрая, ласковая, чего нельзя
сказать о всех этих людях. Ужасно, считать, что прошлое губит людей. Такая
цивилизация обречена на вымирание.

Р.
Брэдбери, рассказ «Вельд».

Герои:
Джордж и Лидия Хедли – родители, Питер и Венди
–дети.

В рассказе говорится о том, как изменилась
жизнь семьи Хедли, когда появился умный дом «Всё для счастья».
Венди и
Питер настолько «потерялись» в новой, необыкновенной комнате,
которая буквально «поглощала» их, что вскоре она оказалась в их
жизни куда важнее родителей. Достижения
науки и техники произведены для того, чтобы облегчить жизнь людям, но они не
могут дать счастье, скорее наоборот — это уничтожит всю человечность: забота
и искренность во взаимоотношениях между людьми совсем исчезнут.

Роман И.
А. Гончарова «Обломов»
.

Андрей
Штольц, стремился к деятельности, хотел принести пользу обществу. Это
невозможно без образования, научных знаний. И Андрей жадно учился, трудился
над тем, чтоб получить как можно больше информации и навыков в разных сферах.
Благодаря трудолюбию и тяге к знаниям герой занимает высокое положение в
обществе и получает дворянский чин. Такие деятельные, умные и
целеустремленные люди, как он, двигают мир вперед.

Андрей Платонов
«Песчаная учительница».

Герои: Мария
Никифоровна Нарышкина.
Она
стала изучать новейшие способы борьбы с песком и получила технические знания. Новые технологии
позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
Открыть
научные методы борьбы с неблагоприятными погодными условиями и практические
советы по сооружению баррикад от песка.
Прогресс в лице научных открытий помог преобразить
окружающий мир и сделать землю плодородной.
Такова сила
прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для
жилья, плодородным и процветающим.

М.А.Булгаков «Стальное горло»

Молодой
врач маленького села Никольского Смоленской губернии.
Главный герой
испытывает жуткий страх, ведь ему ещё ни разу не доводилось даже присутствовать
на трахеотомии. Автор сравнивает деревенских жителей и врача, прибывшего из
города и получившего образование. Крестьяне невежественны и суеверны, у них
слишком много предрассудков, которые мешают им развиваться и преуспевать.
Врач, напротив, спас трехлетнюю девочку Лиду, у которой дифтерит, потому что
цивилизация повлияла на него положительно.

А.П. Чехов рассказ «Крыжовник»

Герои: Николай Иваныч, рассказчик Иван Иваныч Чимша-Гималайский, Буркин (друг И.И.), Павел
Алехин.

Смыслом
жизни Н.И. была покупка участка с собственным насаждением крыжовника.
Рядом с имением располагались два завода, с
которыми герой непрерывно судился. Если вода в этом месте отравлена,
скоро в нем не сможет расти даже кислый крыжовник.
Идя к своему
идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с
манией дворянского величия.

Технический прогресс оказывает негативное влияние на природу, поэтому задача
общества — контроль за промышленностью и развитие экологического мышления.

Александр
Беляев «Человек-амфибия»

Герои: доктор Сальватор, Ихтиандр, Гуттиэра, Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра.

С одной
стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями,
спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию.
Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и
выходить на сушу на непродолжительное время. Однако человек существо
социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом
психологических и эмоциональных особенностей.

Михаил Афанасьевич Булгаков повесть
«Собачье сердце»

Герои: пес
Шарик
, профессор
Филипп Филиппович Преображенский, Доктор Борменталь,
алкоголик и дебошир Клим
Чугункин (Полиграф Полиграфович
Шариков).

В повести продемонстрировано настоящее явление научно-технического
прогресса: над псом Шариком известным ученым была проведена уникальная
операция по пересадке человеческого гипофиза, благодаря чему собака
превратилась в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

Эксперимент
оказался неудачным, поскольку профессору удалось лишь физически перевоплотить
собаку в человека, человечностью Шарика ему наделить не удалось. Чтобы быть
человеком, важно обладать человеческими качествами, которые развиваются в
процессе социализации, рядом с другими людьми.

 

 

Валентин Распутин повесть «Прощание с Матерой»

Герои:
Дарья Пинигина —
самая старая и крепкая жительница Матеры, Павел Пинигин (сын Дарьи, тракторист), Андрей Пинигин младший сын
Павла Пинигина,
Настасья – старуха.

На месте деревни-острова Матеры собираются
строить гидроэлектростанцию (ГЭС). С одной стороны, данное событие идет на
благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать всю страну энергией. С другой
стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую
деревню.

 

Рассказ А. П. Чехова «Хирургия»

Герои: Сергей Кузьмич Курятин –
фельдшер земской больницы, сорокалетний толстый мужчина. Ефим Михеич
Вонмигласов – дьячок, высокий коренастый старик.

Александр
Иванович Египетский – богатый и образованный помещик, которому Курятин рвал
зуб. В рассказе показано
насколько важны знания для врача.
Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать
ему зуб.

Врач
как человек, который напрямую влияет на состояние человека, обязан постигать
медицинскую науку как можно более тщательно. Главная функция прогресса —
облегчение и усовершенствование жизни людей.

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и
дети»

Герои: Евгений
Васильевич Базаров, Аркадий Николаевич Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов,
Павел Петрович Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова.

Евгений
Базаров занимается естественными науками. Он предпочитает не теоретические, а
практические знания, которые могут изменить мир к лучшему. Базаров смог помочь многим
людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.
По
мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не
стоит.

Иван Алексеевич Бунин
рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.

Природа,
ее естественность является силой, противоположной богатству, человеческой
самоуверенности, цивилизации. За деньги можно попытаться не замечать ее
неудобств, но это не всегда получается. И переезд на Капри становится для
всех пассажиров “Атлантиды” страшным испытанием.

 

А.И. Куприн «Олеся»

Герои:
Иван Тимофеевич, Олеся, Мануйлиха, слуга Ярмола.

Вдали от цивилизации облагораживает людей, помогает им
оставаться такими, какие они есть на самом деле. Автор хотел показать, что
общество способно поглотить в себе лучшие человеческие качества, безжалостно
перемолоть их.

 

Р. Брэдбери «Все лето в один день». 

Человечество
покорило космос и начало расселяться на других планетах Солнечной системы.
На планете Венера появились дети, школы. Но
непрерывно семь лет льет дождь. Дети, никогда не видевшие солнца, готовятся
встретить его короткий приход. Дети бегают по зелени беспрерывно растущих
джунглей, наслаждаются теплом и светом солнца. Когда упала первая дождевая
капля, одна девочка пронзительно и громко заплакала. Переселяясь на другие
планеты, человечество не найдет там того, что стало родным на Земле. 

Р. Брэдбери «И грянул гром» 

Тревис –организатор поездки. Главный
герой — Экельс, путешествующий во времени для того, чтобы убить динозавра,
из-за собственного страха сходит с тропы и случайно убивает бабочку, из-за
чего меняется весь ход истории.
Поменялось почти все: грамматика родного языка, либерализм
президента на тиранию.
Гром — предупреждение, гром-расплата для тех, кто не думает о
последствиях своих поступков. Прогресс не
остановить, но нельзя допустить, чтобы научные открытия привели к трагедии.

А. Платонов  «В прекрасном и яростном мире».

·        
Герои: Александр
Васильевич Мальцев
 – опытный
машинист, который всем сердцем любит свое дело.

·        
Константин – помощник
Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.

Новые технологии — это вызов
для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.

 

  • Рассказ улицы токио геншин
  • Рассказ тургенева воробей текст
  • Рассказ у лукоморья дуб зеленый златая цепь на дубе том
  • Рассказ тургенева бирюк читать
  • Рассказ три сестры три судьбы глава 15