Рассказ улитка а тузлукова

6 класс программа г.с.меркина урок 43. тема. сатирические и юмористические рассказы а.п.чехова. налим. цель: выявить особенности раннего творчества

20210413 vu tg sbscrb2

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 43.

Тема. Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. «Налим».

Цель:

· выявить особенности раннего творчества А.П. Чехова, тематику, проблематику его сатирических и юмористических рассказов, некоторых приемов создания комического (на примере рассказа «Налим»);

· формировать навыки выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении, коммуникативных навыков учащихся;

· воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Обращение к домашнему заданию.

• На основе приведенных высказываний об А.П. Чехове В.П.Катаева, А.И.Куприна, К.И. Чуковского, И.А. Бунина создайте портрет писателя, в котором постарайтесь отобразить не только детали его внешности, но и его внутренний облик.

  1. Беседа.

• Какие факты биографии А.П. Чехова вам известны? (Презентация)

• Какие произведения А.П. Чехова вы читали?

• Какие комические ситуации из рассказов А.П. Чехова вы запомни?

  1. Нахождение черт сходства и различия в определениях сатиры, юмора и иронии.

Юмор (англ. humour – нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор – смех весёлый и доброжелательный.

Сатира – (лат. satira – смесь, всякая всячина) – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

4. Слово учителя.

Юмор — осмеяние «частного»; сатира, как правило, — осмеяние «общего», обличение социально-нравственных пороков и недостатков.

Видение жизни А.П. Чеховым, его взгляд на мир неотделимы от иронии, трагической усмешки. Писатель не мог пройти мимо беспорядков и неправоты окружающей действительности, но все написанное получало в его произведениях трагикомическое звучание, таковы особенности чеховского таланта. Смешное у него грустно, а грустное — смешно, в его рассказах, повестях и пьесах огромное количество оттенков комедийного и драматического.

Свои первые творческие шаги А.П. Чехов сделал в Москве.

В 1879 г. он поступает в университет на медицинский факультет. Одновременно с занятиями в университете Чехов занимается непрерывной литературной работой.

Как и старшие братья, А.П. Чехов решил попытать счастья в юмористических журналах. Журнал «Будильник» отказался напечатать его рассказ, а 24 декабря 1879 г. Антон Павлович послал в петербургский журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху». Чехов считал этот день началом своей литературной деятельности.

Поиски своего пути в русскую литературу для начинающего писателя были трудными. Но неодолимое стремление к правде, отвращение к мещанству и пошлости, деспотизму и насилию определили его творческий стиль. Чехов смеялся и над писателями, которые не снисходят до описания обыкновенной жизни и обыкновенных людей.

5.Обращение к фотографии «А. П. Чехов. Фотография Хр. Бабаева. 1888 г.»

6.Выразительное чтение рассказов «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.?» и «Жалобная книга».

ЖАЛОБНАЯ КНИГА

Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:

«Милостивый государь! Проба пера!?»

Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:

«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя».

«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И.Ярмонкин».

«Кто писал не знаю, а я дурак читаю».

«Оставил память начальник стола претензий Коловроев».

«Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась чтоб всё было тихо. А также и насчет жандарма Клятвина который меня Грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева который знает мое поведение. Конторщик Самолучшев».

«Никандров социалист!»

«Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка. (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим. (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки. (далее всё зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».

«В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».

«Я знаю кто это писал. Это писал М. Д.».

«Господа! Тельцовский шуллер!»

«Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай жандарм!»

«Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».

«Лопай, что дают».

«Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».

«Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».

«Добродетелью украшайтесь».

«Катинька, я вас люблю безумно!»

«Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».

«Хоть ты и седьмой, а дурак».

7.Слово учителя.

После занятий в университете Чехов отправлялся по редакциям, часами простаивал в прокуренных коридорах, прислушиваясь к разговорам бывалых газетчиков. Он решил попытать счастья в новом журнала «Зритель». Однако журнал закрылся. К этому времени Антона Павловича уже заметили в литературных кругах Москвы.

«Человек без селезенки», «Улисс», «Дяденька», «Брат моего брата», так подписывал Чехов свои ранние рассказы, помещенные на страницах юмористических журналов (всего известно более 50 псевдонимов Чехова).

Те из них, которые казались писателю лучше других, он подписывал старым гимназическим прозвищем: Антоша Чехонте.

С каждым новым рассказом, — а написал их Антон Павлович за эти годы очень много, — все яснее проявлялись черты нового, чеховского стиля. Писатель безжалостно отвергал то, что еще вчера казалось ему удачным. Так исчезали из его рассказов длинноты, вульгаризмы, стремление рассмешить читателя иногда в ущерб замыслу произведения.

О том, как совершенствовалась писательская манера Чехова, можно судить по тем поправкам, которые он внес в свои юношеские рассказы. В рассказе «Радость» от фразы «Гимназисты проснулись и уставили свои сонные глаза на старшего братца» осталось только два слова: «Гимназисты проснулись». Чехов выбросил из ранних рассказов такие подделки под народный говор, как «акромя», «пущай», «таперича», отказался от иностранных слов «фиксировать», «эксплуатировать». «Искусство писать, — говорил впоследствии Антон Павлович, — состоит не в искусстве писать, а в искусстве вычеркивать плохо написанное».

Краткость формы он считал признаком таланта. Конечно, сама по себе она отнюдь не безусловное достоинство. Предполагается умение немногими словами сказать о многом, насытить скупую речь богатым внутренним содержанием. Вот этим умением как раз и обладал Чехов. Он мог извлечь главное из какой-то ситуации и представить это так, чтобы читателю была понятна суть дела. Количество персонажей у него обычно ограничивается двумя-тремя лицами. Когда тема и сюжет требуют нескольких персонажей, Чехов обычно выбирает центральное лицо, которое и рисует дробно, разбрасывая остальных по фону. Этот прием позволяет сфокусировать внимание читателя на основной мысли рассказа.

Осенью 1882 г. в Москву приехал Лейкин — издатель Петербургского юмористического журнала «Осколки» и предложил Чехову работу. Антон Павлович считал для себя в ту пору приглашение Лейкина сотрудничать в «Осколках» удачей.

Чехов писал до немоты в пальцах; были рассчитаны не только часы, но и минуты: ведь на его литературный заработок жила вся семья. В июне 1884 г. Чехов окончил университет. «Живу с апломбом, — сообщал он друзьям об этом событии, — так как ощущаю у себя в кармане лекарский паспорт». Осенью на дверях квартиры писателя появилась табличка: «Доктор А.П. Чехов». Пациентов у Антона Павловича было немало – вся литературная Москва шла к нему так же просто, как ходят в бесплатную лечебницу. Зная его бесконечную доброту, не стеснялись его беспокоить, частенько будили среди ночи и везли на другой конец города к больному.

В том же 1884 г. на прилавках книжных магазинов появилась тоненькая книжка: А.Чехонте «Сказки Мельпомены».

8. Обращение к титульному листку сборника А.П. Чехова «Сказки Мельпомены». 1884 г.

В нее вошли рассказы Чехова из театральной жизни. Имя автора было незнакомо книгопродавцам. Руководствуясь названием «Сказки», они положили книгу в детский отдел. Скандал, учиненный покупателем из-за того, что его детям продали такую «безнравственную» книгу, да несколько поверхностных рецензий — вот и все отклики на это издание.

9. Обращение к домашнему заданию. Беседа.

Сюжет рассказа «Налим», как вспоминал М.П. Чехов, связан с действительным происшествием: «Я отлично помню, как плотники в Бабкине ставили купальню и как во время работы наткнулись в воде на налима».

• Что вам показалось особенно смешным в рассказе «Налим»?

• Как автору удалось добиться комического эффекта?

• Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Заполните примерами правую часть таблицы.

Некоторые приемы

создания комического

Примеры

Диалог героев как средство создания картины реальной действительности

Диалог — средство создания характеров Любима и Герасима

Скупые портретные характеристики

Герасим, высокий, тощий мужик с рыжей курчавой головой и с лицом, поросшим волосами

Максимально выразительный пейзаж

Облака, похожие на рассыпанный снег… Мурлыкает орличка

Использование простых предложений

Начинается ругань… А солнце печёт и печёт

Оригинальные сравнения и метафоры

Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки…

— В чём особенность построения рассказа «Налим»?

Рассказ построен как диалог героев, пытающихся вытащить налима из-под коряги.

— Прочитайте выразительно по ролям диалог героев от слов «Да что ты всё рукой тычешь?» до слов «Ничего, что глыбоко. Ты вплавь.».

— Назовите слова, которые помогают воссоздать особенности характеров персонажей.

Любим: тычешь, голова ты садовая, анафема, за зебры хватай, низкой комплекцыи.

Герасим: командер, горбатый черт, ну тя к лешему.

Диалог в рассказе выступает как средство создания характеров героев и картины реальной действительности. Речь персонажей изобилует просторечиями. На этом фоне несколько неожиданно звучат такие слова, как комплекцыя и командер, что создает комический эффект.

Герасим кажется более «грамотным», чем Любим. Отвечая товарищу, он настойчиво заменяет слово зебры на жабры. В то же время герои во многом похожи: оба суетливы, нерасторопны, неумелы. Однако они вызывают скорее сочувствие и добрую улыбку, чем осуждение.

— Какие предложения чаще всего встречаются в тексте — простые или сложные? Чему это способствует?

В рассказе А.П. Чехова преобладают простые предложения. Это способствует созданию точной и лаконичной картины.

10. Обращение к иллюстрациям.

11. Слово учителя.

В 1938 г. выходят рассказы «Налим» и «Лошадиная фамилия» с рисунками С.С. Бойма.

Т.В.Шишмарева выполнила иллюстрации к различным изданиям произведений А.П.Чехова в начале 50-х гг. XX в., например к рассказам «Налим», «Скучная история», «Унтер Пришибеев», «Ванька», «Спать хочется» и др.

Интересны иллюстрации к прозе А.П.Чехова советских художников Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов) (1941).

ІI. Подведение итогов урока.

— К каким произведениям – юмористическим или сатирическим – правомерно отнести рассказ А.П.Чехва?

Рассказ юмористический, поскольку не обличает пороки, а скорее содержит указание или намёк на недостатки, которые не носят характера пороков.

III. Домашнее задание.

1.Прочитать рассказ «Толстый и тонкий».

2.Групповое задание.

Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям.

3.Прочитать рассказ А.П. Чехова «Шуточка».

4.Выписать из текста слова, которыми герой характеризует состояние Наденьки в моменты их встреч. Как эти описания показывают его отношение к Наденьке?

Рассказ улитка а тузлукова

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 43.

Тема. Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. «Налим».

Цель:

  • выявить особенности раннего творчества А.П. Чехова, тематику, проблематику его сатирических и юмористических рассказов, некоторых приемов создания комического (на примере рассказа «Налим»);

  • формировать навыки выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении, коммуникативных навыков учащихся;

  • воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Обращение к домашнему заданию.

• На основе приведенных высказываний об А.П. Чехове В.П.Катаева, А.И.Куприна, К.И. Чуковского, И.А. Бунина создайте портрет писателя, в котором постарайтесь отобразить не только детали его внешности, но и его внутренний облик.

  1. Беседа.

• Какие факты биографии А.П. Чехова вам известны? (Презентация)

• Какие произведения А.П. Чехова вы читали?

• Какие комические ситуации из рассказов А.П. Чехова вы запомни?

  1. Нахождение черт сходства и различия в определениях сатиры, юмора и иронии.

Юмор (англ. humour – нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор – смех весёлый и доброжелательный.

Сатира – (лат. satira – смесь, всякая всячина) – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

4. Слово учителя.

Юмор — осмеяние «частного»; сатира, как правило, — осмеяние «общего», обличение социально-нравственных пороков и недостатков.

Видение жизни А.П. Чеховым, его взгляд на мир неотделимы от иронии, трагической усмешки. Писатель не мог пройти мимо беспорядков и неправоты окружающей действительности, но все написанное получало в его произведениях трагикомическое звучание, таковы особенности чеховского таланта. Смешное у него грустно, а грустное — смешно, в его рассказах, повестях и пьесах огромное количество оттенков комедийного и драматического.

Свои первые творческие шаги А.П. Чехов сделал в Москве.

В 1879 г. он поступает в университет на медицинский факультет. Одновременно с занятиями в университете Чехов занимается непрерывной литературной работой.

Как и старшие братья, А.П. Чехов решил попытать счастья в юмористических журналах. Журнал «Будильник» отказался напечатать его рассказ, а 24 декабря 1879 г. Антон Павлович послал в петербургский журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху». Чехов считал этот день началом своей литературной деятельности.

Поиски своего пути в русскую литературу для начинающего писателя были трудными. Но неодолимое стремление к правде, отвращение к мещанству и пошлости, деспотизму и насилию определили его творческий стиль. Чехов смеялся и над писателями, которые не снисходят до описания обыкновенной жизни и обыкновенных людей.

5.Обращение к фотографии «А. П. Чехов. Фотография Хр. Бабаева. 1888 г.»

6.Выразительное чтение рассказов «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.?» и «Жалобная книга».

ЖАЛОБНАЯ КНИГА

Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:

«Милостивый государь! Проба пера!?»

Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:

«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя».

«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И.Ярмонкин».

«Кто писал не знаю, а я дурак читаю».

«Оставил память начальник стола претензий Коловроев».

«Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась чтоб всё было тихо. А также и насчет жандарма Клятвина который меня Грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева который знает мое поведение. Конторщик Самолучшев».

«Никандров социалист!»

«Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка… (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим… (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки… (далее всё зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».

«В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».

«Я знаю кто это писал. Это писал М. Д.».

«Господа! Тельцовский шуллер!»

«Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай жандарм!»

«Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».

«Лопай, что дают»…

«Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».

«Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».

«Добродетелью украшайтесь».

«Катинька, я вас люблю безумно!»

«Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».

«Хоть ты и седьмой, а дурак».

7.Слово учителя.

После занятий в университете Чехов отправлялся по редакциям, часами простаивал в прокуренных коридорах, прислушиваясь к разговорам бывалых газетчиков. Он решил попытать счастья в новом журнала «Зритель». Однако журнал закрылся. К этому времени Антона Павловича уже заметили в литературных кругах Москвы.

«Человек без селезенки», «Улисс», «Дяденька», «Брат моего брата», так подписывал Чехов свои ранние рассказы, помещенные на страницах юмористических журналов (всего известно более 50 псевдонимов Чехова).

Те из них, которые казались писателю лучше других, он подписывал старым гимназическим прозвищем: Антоша Чехонте.

С каждым новым рассказом, — а написал их Антон Павлович за эти годы очень много, — все яснее проявлялись черты нового, чеховского стиля. Писатель безжалостно отвергал то, что еще вчера казалось ему удачным. Так исчезали из его рассказов длинноты, вульгаризмы, стремление рассмешить читателя иногда в ущерб замыслу произведения.

О том, как совершенствовалась писательская манера Чехова, можно судить по тем поправкам, которые он внес в свои юношеские рассказы. В рассказе «Радость» от фразы «Гимназисты проснулись и уставили свои сонные глаза на старшего братца» осталось только два слова: «Гимназисты проснулись». Чехов выбросил из ранних рассказов такие подделки под народный говор, как «акромя», «пущай», «таперича», отказался от иностранных слов «фиксировать», «эксплуатировать». «Искусство писать, — говорил впоследствии Антон Павлович, — состоит не в искусстве писать, а в искусстве вычеркивать плохо написанное».

Краткость формы он считал признаком таланта. Конечно, сама по себе она отнюдь не безусловное достоинство. Предполагается умение немногими словами сказать о многом, насытить скупую речь богатым внутренним содержанием. Вот этим умением как раз и обладал Чехов. Он мог извлечь главное из какой-то ситуации и представить это так, чтобы читателю была понятна суть дела. Количество персонажей у него обычно ограничивается двумя-тремя лицами. Когда тема и сюжет требуют нескольких персонажей, Чехов обычно выбирает центральное лицо, которое и рисует дробно, разбрасывая остальных по фону. Этот прием позволяет сфокусировать внимание читателя на основной мысли рассказа.

Осенью 1882 г. в Москву приехал Лейкин — издатель Петербургского юмористического журнала «Осколки» и предложил Чехову работу. Антон Павлович считал для себя в ту пору приглашение Лейкина сотрудничать в «Осколках» удачей.

Чехов писал до немоты в пальцах; были рассчитаны не только часы, но и минуты: ведь на его литературный заработок жила вся семья. В июне 1884 г. Чехов окончил университет. «Живу с апломбом, — сообщал он друзьям об этом событии, — так как ощущаю у себя в кармане лекарский паспорт». Осенью на дверях квартиры писателя появилась табличка: «Доктор А.П. Чехов». Пациентов у Антона Павловича было немало – вся литературная Москва шла к нему так же просто, как ходят в бесплатную лечебницу. Зная его бесконечную доброту, не стеснялись его беспокоить, частенько будили среди ночи и везли на другой конец города к больному.

В том же 1884 г. на прилавках книжных магазинов появилась тоненькая книжка: А.Чехонте «Сказки Мельпомены».

8. Обращение к титульному листку сборника А.П. Чехова «Сказки Мельпомены». 1884 г.

В нее вошли рассказы Чехова из театральной жизни. Имя автора было незнакомо книгопродавцам. Руководствуясь названием «Сказки», они положили книгу в детский отдел. Скандал, учиненный покупателем из-за того, что его детям продали такую «безнравственную» книгу, да несколько поверхностных рецензий — вот и все отклики на это издание.

9. Обращение к домашнему заданию. Беседа.

Сюжет рассказа «Налим», как вспоминал М.П. Чехов, связан с действительным происшествием: «Я отлично помню, как плотники в Бабкине ставили купальню и как во время работы наткнулись в воде на налима».

• Что вам показалось особенно смешным в рассказе «Налим»?

• Как автору удалось добиться комического эффекта?

• Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Заполните примерами правую часть таблицы.

Некоторые приемы

создания комического

Примеры

Диалог героев как средство создания картины реальной действительности

Диалог — средство создания характеров Любима и Герасима

Скупые портретные характеристики

Герасим, высокий, тощий мужик с рыжей курчавой головой и с лицом, поросшим волосами

Максимально выразительный пейзаж

Облака, похожие на рассыпанный снег… Мурлыкает орличка

Использование простых предложений

Начинается ругань… А солнце печёт и печёт

Оригинальные сравнения и метафоры

Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки…

— В чём особенность построения рассказа «Налим»?

Рассказ построен как диалог героев, пытающихся вытащить налима из-под коряги.

— Прочитайте выразительно по ролям диалог героев от слов «Да что ты всё рукой тычешь?» до слов «Ничего, что глыбоко… Ты вплавь…».

— Назовите слова, которые помогают воссоздать особенности характеров персонажей.

Любим: тычешь, голова ты садовая, анафема, за зебры хватай, низкой комплекцыи.

Герасим: командер, горбатый черт, ну тя к лешему.

Диалог в рассказе выступает как средство создания характеров героев и картины реальной действительности. Речь персонажей изобилует просторечиями. На этом фоне несколько неожиданно звучат такие слова, как комплекцыя и командер, что создает комический эффект.

Герасим кажется более «грамотным», чем Любим. Отвечая товарищу, он настойчиво заменяет слово зебры на жабры. В то же время герои во многом похожи: оба суетливы, нерасторопны, неумелы. Однако они вызывают скорее сочувствие и добрую улыбку, чем осуждение.

— Какие предложения чаще всего встречаются в тексте — простые или сложные? Чему это способствует?

В рассказе А.П. Чехова преобладают простые предложения. Это способствует созданию точной и лаконичной картины.

10. Обращение к иллюстрациям.

11. Слово учителя.

В 1938 г. выходят рассказы «Налим» и «Лошадиная фамилия» с рисунками С.С. Бойма.

Т.В.Шишмарева выполнила иллюстрации к различным изданиям произведений А.П.Чехова в начале 50-х гг. XX в., например к рассказам «Налим», «Скучная история», «Унтер Пришибеев», «Ванька», «Спать хочется» и др.

Интересны иллюстрации к прозе А.П.Чехова советских художников Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов) (1941).

ІI. Подведение итогов урока.

— К каким произведениям – юмористическим или сатирическим – правомерно отнести рассказ А.П.Чехва?

Рассказ юмористический, поскольку не обличает пороки, а скорее содержит указание или намёк на недостатки, которые не носят характера пороков.

III. Домашнее задание.

1.Прочитать рассказ «Толстый и тонкий».

2.Групповое задание.

Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям.

3.Прочитать рассказ А.П. Чехова «Шуточка».

4.Выписать из текста слова, которыми герой характеризует состояние Наденьки в моменты их встреч. Как эти описания показывают его отношение к Наденьке?

6

081832 59ace22859279

-75%

Сохранить у себя:

Рассказ улитка а тузлукова Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. «Налим». (34.9 KB)

Рассказ улитка а тузлукова

Ваш ребёнок закончил 2 класс и отправился на долгожданные летние каникулы. Его ждут игры, отдых, приключения и куча положительных эмоций! Но это не повод забрасывать учёбу. Тем более, что можно совместить приятное с полезным — получать удовольствие и обучаться. Речь идёт, конечно же, о чтении книг.

В этом материале вы найдёте несколько списков литературы для внеклассного чтения после 2 класса.

Заставлять читать ребёнка все книги не нужно. Главное, чтобы он занимался регулярно — читал один раз в день по 40 минут, или дважды в день по полчаса. Для удобства научите юного ценителя литературы вести дневник чтения.

Cодержание:

Литература на лето, 2 класс. «Школа России»

Рассказ улитка а тузлукова

Список «Школа России» учителя начальной школы рекомендуют чаще всего. Он считается основным, однако выбирать книги можно из любого списка, привtдённого ниже, или компоновать и дополнять списки литературы на лето между собой.

При выборе книг для внеклассного чтения учитывайте предпочтения ребёнка. Ведь наша цель — развить его навыки и привить любовь к литературе, а не заставить силком познакомиться со всеми произведениями ради галочки в читательском дневнике.

Русская литература

  1. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  2. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
  3. Л. Н. Толстой «Три медведя», «Котёнок», «Булька», «Три товарища».
  4. Н. Носов «Живая шляпа», «Ступеньки», «Заплатка», «Затейники».
  5. М. М. Зощенко «Ёлка».
  6. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».
  7. М. Пришвин «Ёж», «Берестяная трубочка».
  8. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Зарубежная литература:

  1. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Гадкий утёнок».
  2. Братья Гримм «Сладкая каша», «Золотой гусь».
  3. Ш. Пьерро «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка».
  4. Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», «Отчего у верблюда горб», «Слонёнок», «Откуда взялись броненосцы».

Стихи:

  1. Б. Заходер «Весёлые стихи», «Птичья школа».
  2. С. Михалков «Дремота и забота», «Про мимозу», «Дядя Стёпа», «Чистописание».
  3. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Школьнику на память».
  4. К. Чуковский «Доктор Айболит».
  5. Г. Б. Остер «Вредные советы», «Зарядка для хвоста».

Запасная литература:

  1. А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне».
  2. А. Милн «Винни Пух и все-все-все».

Читайте также Сколько ребёнок должен читать слов в минуту?

Список литературы на лето «Перспектива»

Рассказ улитка а тузлукова

  1. Т. Александров «Домовёнок Кузька».
  2.  Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе», «Огниво».
  3. Б. Гримм «Бременские музыканты».
  4. В. Бианки «Лесная газета», «Лесные домишки».
  5. А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
  6. А. Гайдар «Чук и Гек».
  7. В. Гаршин «Лягушка – путешественница».
  8. В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук».
  9. В. Драгунский В. «Он живой и светится», «Первый день», «Где это видано?», «Хитрый способ».
  10. В. Дуров «Мои звери». Рассказы.
  11. Б. Житков «Как я ловил человечков».
  12. В. Жуковский «Как мыши кота хоронили».
  13. Б. Заходер «Про всё на свете». Стихи и сказки.
  14. М. Зощенко «Учёная обезьянка».
  15. В. Катаев «Цветик-семицветик».
  16. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
  17. Н. Носов «Незнайка на Луне», «Ступеньки».
  18. В. Одоевский «Городок в табакерке».
  19. В. Осеева «До первого дождя», «Спасибо», «Печенье».
  20. К. Паустовский «Заячьи лапы». Рассказы и сказки.
  21. А. Платонов «Разноцветная бабочка».
  22. М. Пляцковский «Карусельные лошадки».
  23. С. Прокофьев Приключения жёлтого чемоданчика».
  24. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  25. Р. Киплинг «Рикки – Тикки – Тави».
  26. Русская народная сказка «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын».
  27. А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».
  28. Л. Толстой «Филиппок».
  29. К. Ушинский «Два плуга».
  30. Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса».
  31. Е. Чарушин «Никитка и его друзья».
  32. Ш. Перро «Спящая красавица».
  33. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», «Рассеянный волшебник», «Новые приключения кота в сапогах».

Список литературы на лето «21 век»

Рассказ улитка а тузлукова

  1. В. Ф. Одоевский «Город в табакерке», «Бедный Гнедко».
  2. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
  3. П. П. Бажов «Серебряное копытце», «Голубая змейка».
  4. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
  5. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».
  6. К. Булычёв «Путешествие Алисы», «Девочка с планеты Земля».
  7. Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
  8. Г. Х. Андерсен «Русалочка», «Улитка и розовый куст».
  9. М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот».
  10. С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете», «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции».
  11. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
  12. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».
  13. Л. Н. Толстой «Книга для детей: Рассказы, сказки, басни».
  14. Н. С. Лесков «Лев старца Герасима».
  15. И. С. Тургенев «Собака».
  16. А. П. Чехов «Беглец», «Детвора».
  17. В. И. Даль «Про мышь зубастую и про воробья богатого».
  18. К. Д. Ушинский «Сумка почтальона», «Слепая лошадь».
  19. М. Горький «Про Иванушку-дурачка».
  20. А. К. Толстой «Илья Муромец».
  21. С. Чёрный «Серебряная ёлка».
  22. К. Г. Паустовский «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога».
  23. М. М. Зощенко «Галоши и мороженое», «Глупая история».
  24. В. Ю. Драгунский «На Садовой большое движение».
  25. А. П. Платонов «Солдат и царица», «Волшебное кольцо».
  26. М. М. Пришвин «Курица на столбах».
  27. В. П. Астафьев «Весенний остров», «Конь с розовой гривой».
  28. А. И. Солженицын «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи».
  29. С. А. Иванов «Зимняя девочка».
  30. С. Г. Георгиев «Домик солнечного зайца».
  31. Д. Толкиен «Фермер Джайлс из Хема», «Кузнец из Большого Бутона».
  32. Ф. Зальтен «Бемби».

Как вести читательский дневник?

Рассказ улитка а тузлукова

Чтобы лучше усвоить произведение, заведите ребёнку читательский дневник. Выделите под него отдельную тетрадку (или приобретите уже готовый вариант).

Можно оформить дневник в виде таблицы, заполнять его сплошным текстом или выделять под каждое новое произведение отдельную страничку.

В дневнике указывают:

  1. Автора произведения.
  2. Название.
  3. Жанр, главную тему и героев: о ком или о чём это произведение, какова его главная мысль.
  4. Понравилось ли это произведение или нет? Почему?

При желании можно оформить запись тематической иллюстрацией. Можно поставить цель школьнику: проиллюстрировать как минимум три наиболее понравившихся произведения.

Задания после 2 класса на лето

Статистика для родителей: за летние каникулы навыки чтения ухудшаются у половины школьников, письма — почти у 70%, вычисления — у 75% учеников. Поэтому так важно следить, чтобы ребёнок уделял время занятиям летом. Особенно это касается учеников начальной школы.

Чтобы сохранить умения на должном уровне, а ещё лучше — развить навыки и научиться новому — достаточно тренироваться по 20 минут ежедневно (не считая времени на чтение книг из списка литературы на лето).

Первым делом нужно довыполнить все задания в рабочих тетрадях по русскому языку и математике, которые ребёнок не успел или не смог сделать в течение учебного года.

Математика

  1. Выучить таблицу умножения. Познакомиться с делением.
  2. Повторить состав чисел, принципы сложения и вычитания. Решать простые примеры.

Мы подготовили подробные инструкции о том, как быстро и легко выучить таблицу умножения. Смотрите видео выше или читайте материал в блоге — Как быстро выучить таблицу умножения: проверенные способы.

Русский язык

  1. Работать с написанием словарных слов. Вести орфографический словарик, добавлять туда новые слова, стараться их запомнить.
  2. Переписывать небольшие тексты (например, из любимых книг) или писать их под диктовку. Подчёркивать в них гласные/согласные буквы, находить предлоги и главные члены предложения.
  3. Разбирать несложные слова на слоги.
  4. Повторять все изученные правила русского языка (это нужно делать в августе, непосредственно перед возвращением в школу с каникул).

Лайфхак для родителей: найдите правильную мотивацию к чтению для дошкольника или младшего школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

Связанный крючком мишка из разноцветных нитей

Разноцветный мишка Тедди

Мишка Тедди связан крючком из разноцветных нитей в стиле пэчворк.

Игрушка из акриловой пряжи, стирается без изменения расцветки, не линяет и не садится.

Нос и глаза невозможно оторвать, ведь они вышиты иглой прямыми стежками.

Мишка Тедди, вязание, рассказ

Мишка Тедди очень яркий и красивый, но без хвоста. Если не интересуетесь проблемой пропавшей части тела, то пропустите рассказ и перейдите к описанию вязания.

Куда исчез хвост?

А ведь раньше у Медведя был большой хвост, длинный и пушистый. Он гордился своим хвостом, раскладывая его вокруг себя.

И другие животные поневоле обходили рассевшегося на поляне медведя. У всех зверей он спрашивал: «Как вы думаете, мой хвост самый длинный и красивый?»

Звери боялись разозлить медведя с большими когтями и говорили ему, что такого большого и блестящего хвоста ни у кого нет.

Наступила зима. Медведь проголодался и пошел вниз к озеру в надежде поймать рыбку. Возле полыньи уже сидела Лиса с горкой пойманных рыб.

Она знала, что Медведь голоден и решила над ним пошутить. «Привет, Лиса», сказал Медведь. «Откуда у тебя столько рыбы?» «Я сама наловила», сказала Лиса, указывая на полынью.

«А где твоя удочка?», удивился Медведь. «Я использовала свой хвост», ответила Лиса. «Это наилучший способ ловли рыбы».

Медведь попросил показать процесс ловли, но хитрая Лиса сказала, что в этой полынье рыбы уже нет и потащила его на мелководье. Медведь бежал за Лисой и рот его наполнялся слюной от предвкушения лакомства.

В указанном месте Медведь когтями вырыл во льду дыру-полынью. «Теперь сядь спиной к полынье, опусти свой красивый хвост в воду и жди, пока клюнет рыба».

Медведь очень проголодался и немедленно выполнил указание Лисы. «Сиди смирно и думай только о рыбе», продолжала свои наставления Лиса. «Чтобы не отпугнуть рыбу, я буду наблюдать из-за деревьев», и спряталась.

Медведь сидел и думал о том, как рыба прыгнет ему на хвост. Это было утомительно, он уснул и захрапел. Пошел снег, Лиса отнесла домой рыбу и вернулась назад.

Она захохотала и упала на спину, размахивая ногами, увидев сидящего Медведя, присыпанного снегом. Лиса подкралась к Медведю и крикнула: «Медведь, я вижу рыбу на твоем хвосте!»

Медведь проснулся, дернулся и почувствовал боль в области хвоста. «Я чувствую рыбку!» крикнул он. Он вскочил, а замороженный хвост отвалился.

От хвоста остался маленький кончик. «Мой хвост! Мой красивый хвост», причитал он. Вот поэтому медведи ходят с короткими хвостами и никогда не общаются с Лисой.

Игрушка мишка Тедди из серии амигуруми. Вяжется по спирали, используя маркер. Без маленького указателя начала следующего ряда можно ошибиться в подсчете петель. В таблице ниже обо всех непонятных словах есть объяснения.

Материалы для вязания:

  • пряжа Red Heart Super Saver medium, 100% акрил, 198 г/223 м;
  • цвета пряжи- светло-голубой, ярко-желтый, светло-желтый, малиновый, бирюзовый, светло-розовый, розовый, сиреневый, черный;
  • крючок № 5;
  • наполнитель.
  • маркер для пометки рядов;
  • гобеленовая игла.

Плотность вязания : 4 сбн = 2,5 см.

Связан мишка Тедди простыми стежками, доступные всем любителям вязального крючка.

Мишка разноцветный связан крючком

Мишка малыш

Потратив немного времени, получите прекрасную игрушку для ребенка.

В следующей таблице указаны ссылки на некоторые термины вязания крючком, которые используются в описании.

Некоторые советы

Связан крючком мишка Тедди по сценарию:

  • Голова игрушки связана голубой нитью. Первые петли приходятся на вязание волшебного кольца. .
  • Далее вязание продолжается по спирали с применением маркера, чтобы не ошибиться в количестве связанных петель.
  • Тело состоит из трех ярких полос.
  • Так называемое Рыло связано из розовых нитей.
  • Глаза, рот и нос вышиты черной нитью прямыми стежками.
  • Уши двухцветные, каждое состоит из двух деталей.
  • Руки и Ноги также связаны вкруговую яркими нитями.
  • В процессе вязания в детали вкладывать наполнитель.

Описание вязания

Мишка разноцветный, поэтому придется часто менять нити. Делать это надо аккуратно, а кончики закреплять так, чтобы они никогда не обнаружились на теле игрушки.

Голова

Вязать голубой нитью.

ряд 1: связать «волшебное кольцо» из 6 сбн. [6]
ряд 2: прибавка в каждую петлю. [12]
ряд 3: (сбн, прибавка) * 6. [18]
ряд 4: (2 сбн, прибавка) * 6. [24]
ряд 5: (3 сбн, прибавка) * 6. [30]

6 ряд: сбн вокруг.

7 ряд: (4 сбн, прибавка) * 6. [36]

8 ряд: (8 сбн, прибавка) * 4. [40]

9 – 16 ряды: повторить ряд 6.

17 ряд: (8 сбн, убавка) * 4. [36]

18 ряд: (4 сбн, убавка) * 6. [30]

Вложить наполнитель и продолжить вязание.

19 ряд: (3 сбн, убавка) * 6. [24]

20 ряд: (2 сбн, убавка) * 6. [18] [Q]

Тело

Присоединить к Голове нить ярко-желтого цвета.

1 ряд: (2 сбн, прибавка) * 6. [24]

2 ряд: (3 сбн, прибавка) * 6. [30]

3 ряд: (4 сбн, прибавка) * 6. [36]

4-5 ряды: сбн вокруг.

6 ряд: (5 сбн, прибавка) * 6. [42]

7 ряд: повторить 4 ряд. [Q]

Присоединить нить малинового цвета.

8-13 ряды: повторить 4 ряд. [Q]

Присоединить нить бирюзового цвета.

14-19 ряды: повторить 4 ряд.

Вложить наполнитель и продолжить вязание.

20 ряд: (5 сбн, убавка) * 6. [36]

21 ряд: (2 сбн, убавка) * 9. [27]

22 ряд: (сбн, убавка) * 9. [18]

23 ряд: повторить 22 ряд. [12] [Q]

Рыло

Вязать нитью светло-розового цвета.

1 ряд: связать «волшебное кольцо» из 6 сбн, [6]

2 ряд: прибавка * 6. [12]

3 ряд: (прибавка * 3, 3 сбн) * 2. [18]

4 ряд: (2 сбн, прибавка) * 6. [24]

5 ряд: (11 сбн, прибавка) * 2. [26]

6-7 ряды: сбн вокруг. [X]

Вложить наполнитель и пришить Рыло к Голове.

Черты лица

Черной нитью вышить глаза гладью на расстоянии четырех стежков между ними.

Нос и рот: вышить черной гладью нос, вышить рот прямыми стежками, как показано на фотографии.

Внутреннее ухо (2 шт.)

Вязание плоское.

1 ряд: (лицевая сторона) нитью розового цвета связать «волшебное кольцо» из 6 сбн и не соединять в круг, пов.вяз. [6]

2 ряд: вп, 2 сбн, прибавка * 2, 2 сбн, пов.вяз. [8] [Q]
Присоединить нить светло-розового цвета.

3 ряд: (лицевая сторона) сбн, прибавка * 4, 2 сбн. [12] [Q]

Внешнее ухо (2 шт.)

Светло-розовой нитью повторить 1-2 ряды «Внутреннего уха», пов, вяз.

3 ряд: вп, 2 сбн, прибавка * 4, 2 сбн, пов.вяз.

4 ряд: приложить деталь Внутреннего уха на деталь Внешнего уха и продолжить вязание за заднюю дужку двух деталей псбн.
Пришить уши к верхней части головы. [X]

Ноги (2 шт.)

Вязать нитью розового цвета.

ряд 1: связать «волшебное кольцо» из 6 сбн. [6]
ряд 2: прибавка в каждую петлю. [12]
ряд 3: (сбн, прибавка) * 6. [18]
ряд 4: (2 сбн, прибавка) * 6. [24]

[Q]

Прикрепить нить светло-желтого цвета.

5ряд: сбн за переднюю дужку в каждую петлю кругового ряда. [24]

6-16 ряды: сбн в каждую петлю ряда. [X]

Вложить наполнитель и пришить к Телу мишки.

Руки (2 шт.)

1 ряд: нитью розового цвета связать «волшебное кольцо» из 5 сбн, вставить маркер [5]

2 ряд: прибавка * 5. [10]

3 ряд: (сбн, прибавка) * 5. [15]

4 ряд: (2сбн, прибавка) * 5. [20] [Q]

Прикрепить нить сиреневого цвета.

5ряд: сбн за переднюю дужку в каждую петлю кругового ряда. [20]

6-15 ряды: сбн вокруг. [X]

Вложить наполнитель и пришить Руки к Телу.

Названия петель

Мишка связан крючком, как и другие похожие на него. Приступая к вязанию, рассмотрите внимательно информацию о сокращенных названиях петель, чтобы результат не огорчил.

Список сокращений

Сокращенные названия петель Наименования петель
ЛС (англ. RS) лицевая сторона
ИС (англ. WS) изнаночная сторона
скользящий узел, узел скольжения, начальный узел начальная петелька цепочки (не входит в подсчет)
слп, след.п, след. петля следующая петля
убавка вытянуть рабочую нить через первую петлю, затем через вторую и провязать их вместе
убавкаСС связать вместе два незавершенных столбика с накидами, протянув рабочую нить через 3 петли на крючке.
убавкаПССН через два недовязанных до конца пссн (5 петель на крючке) протянуть рабочую нить
вп воздушная петля
сбн столбик без накида
ссн столбик с накидом
сс2н столбик с двумя накидами
сс3н столбик с тремя накидами
псбн полустолбик без накида
пссн полустолбик с накидом
прибавка 2 сбн в одну петлю
прибавкаСС 2 ссн в одну петлю
прибавкаПССН 2 пссн в одну петлю
сп-N соединительная петля, протянуть нить через N-ю петлю начала ряда и последнюю петлю вязания
соед.петля соединительная петля; протянуть рабочую нить через первую петлю ряда и петлю на крючке
проп.N пропустить N петель
(вп + сбн) знак плюс говорит о том, что обе петли вязать в одну петлю
арка цепочка из нескольких вп в узоре вязания
! (восклиц. знак) — слева от знака то, что вяжем, а справа – куда вяжем в пред. ряду
* повторить указанное число раз
пов.вяз или поворот повернуть вязание
пред.ряд предыдущий ряд
{ },( ) или {( )} скобки заключают в себя группу петель, которые выполняются указанное число раз
[ ] количество петель в провязанном ряду
[X] Закрепить и обрезать нить, оставив длинный кончик примерно 15-20 см. Вложить в деталь наполнитель (если указано).
[Q] Закрепить и обрезать нить, оставив кончик примерно 10-15 см. Вложить наполнитель (если указано).
Пропустить нить иглой через оставшиеся петли, крекко стянуть. Нить закрепить, спрятать внутри детали и обрезать.
«вокруг» слово «вокруг» означает, что в каждую петлю кругового ряда надо вязать указанный стежок
«везде» слово «везде» означает, что в каждую петлю кругового или плоского ряда вязать указанный стежок
РН рабочая нить

Авторский перевод описания вязания с английского языка.

Подпись к записи

Спасибо, что прочли.

  • Рассказ улыбка моны лизы
  • Рассказ удивительный почтальон чарушин читать
  • Рассказ уля андрей платонов
  • Рассказ улицы токио геншин
  • Рассказ тургенева воробей текст