Рассказ учителя это какая информация

Жизнь это большая школа, она, то и дело, преподносит нам уроки и посылает самых разных учителей. вы помните своего

Профессия учитель: призвание быть наставником

Жизнь – это большая школа, она, то и дело, преподносит нам уроки и посылает самых разных учителей. Вы помните своего первого школьного преподавателя? Уверены, что да, и надеемся, что он оставил о себе только хорошие воспоминания.

Морально-нравственное воспитание, школьное и профессиональное образование – это то богатство, которое дарят нам преподаватели, посвятив себя благородному делу, и никакие компьютерные технологии не способны заменить их, поэтому данная профессия останется актуальной еще долгие годы.

Давайте заглянем в историю ее появления, узнаем об особенностях работы учителя и с чего следует начать, если вы решили стать профессионалом в этой сфере деятельности. Поехали!

История развития профессии

Знаете ли вы что первые школы появились в Древнем Египте? Учиться в них могли только сыновья знатных людей: фараона, высокопоставленных лиц, жрецов. Девочкам посещать школы было не положено, их задача сводилась к ведению домашнего хозяйства. Учителями тоже были только мужчины. Кстати, еще тогда ученики по окончании обучения сдавали экзамены. Представляете, эта система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус!

Позже учебные заведения начали появляться на Древнем Востоке, а в Греции первую школу создал Пифагор, в ней детей обучали наукам, спортивным дисциплинам, медицине и музыке. К слову, Пифагор перед тем, как открыть ее, сам прошел обучение в школе Египта.

Мальчики после окончания Древнегреческой школы, как правило, продолжали учиться еще минимум 5 лет, но уже на более сложном уровне, и при этом учитель сам решал, когда ученик готов завершить обучение, а следовательно, он играл особую роль в жизни своих воспитанников.

С появлением школ в Греции пришло понимание, что преподавать может далеко не каждый желающий, для этого нужно обладать определенным набором качеств, умений и способностью доносить информацию до людей. С тех пор данное ремесло стало постепенно перерастать в отдельную профессию.

Если рассматривать историю становления специальности в целом, то ее можно поделить на несколько этапов:

  1. Допрофессиональный: этот период относится к началу развития человечества. Детей обучали земледелию, ремеслам, а также пользоваться лунным календарем.
  2. Условно-профессиональный: эпоха развития письменности и совершенствования методов изложения информации. Стали появляться наемные педагоги, цеховые школы и первые университеты.
  3. Профессиональный: стремительное развитие общества помогло выделить многие науки в отдельные дисциплины. Эта пора получила название «Эпоха Просвещения» – обучение и воспитание стали приоритетными задачами человечества.
  4. Современный: на данный момент учителя осуществляют свою деятельность в дошкольных, школьных и профессиональных учебных заведениях и при этом сами постоянно обучаются и повышают свою квалификацию.

Да, с древних времен многое изменилось, но неизменной остается значимость профессии учителя, точнее сказать, она только усиливается, а сама сфера деятельности становится более многогранной.

О профессии

Учитель – это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом.

Эта одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.

Учитель выполняет несколько функций:

  1. Обучающую: помогает учащимся развить в себе интеллектуальные и познавательные способности, осваивать материал, прививает стремление к получению новых знаний.
  2. Воспитательную: влияет на становление личности, ее развитие, помогает адаптироваться к окружающим условиям и формирует поведение в различных ситуациях.
  3. Коммуникативную: обучение – это, в первую очередь, общение между учителем и учеником, родителями воспитанника, постоянное взаимодействие внутри коллектива, которое основывается на доверии и взаимопонимании.
  4. Организаторскую: учитель проводит обучающие и учебно-воспитательные мероприятия, вовлекая в них учащихся.
  5. Коррекционную: специалист анализирует качество информации, которую доносит до учеников, мониторит их успеваемость и постоянно совершенствует учебный процесс.

Учитель обязан не только обучать, но и постоянно повышать свою квалификацию, ведь научно-техническое развитие происходит стремительно, совершенствуются методики образования и подачи информации, а вместе с этим появляется много актуального и полезного материала и его необходимо вовремя доносить до учеников.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт для преподавателей, в котором подробно описывается функционал специалиста в зависимости от его специализации и уровня квалификации.

Согласно данным справочно-правового сайта base.garant.ru, учитель должен выполнять следующие функции:

  1. Разрабатывать и реализовывать учебные дисциплины.
  2. Планировать и проводить учебные занятия.
  3. Контролировать успеваемость учеников, организовывать оценку уровня знаний.
  4. Принимать участие в разработке и реализации мероприятий, способствующих развитию образовательной организации.
  5. Мотивировать учеников к обучению и т.д.

Профессиональный стандарт обязывает иметь высшее или средне-специальное образование в педагогической сфере или в той области, которая близка к преподаваемой дисциплине (например, изобразительное искусство). Также в нем перечисляются профессиональные навыки, необходимые для осуществления преподавательской деятельности. К ним относятся:

  1. Владение различными методиками обучения.
  2. Знание и умение применять различные психолого-педагогические технологии, которые способствуют развитию личности и формированию поведения.
  3. Организация различных внеурочных мероприятий.
  4. Использование социального подхода к обучению, который помогает адаптировать к процессу учащихся различного уровня подготовки, состояния здоровья и т.д.

Но чтобы стать профессионалом, мало соответствовать тем требованиям, которые выдвигает законодательство, несмотря на то, что их список достаточно большой. Важно обладать личностными качествами, о которых мы и поговорим далее.

Личностные качества учителя

Учитель выполняет важную миссию – он формирует личность учащегося с ранних лет, дает ему знания, развивает стремление к развитию. Поэтому крайне важно соответствовать такой ответственной роли.

В первую очередь, педагог должен любить детей, ведь невозможно прививать подопечным высокие моральные качества и при этом отрицательно относиться к своим ученикам. В процессе обучения не обойдется без воспитательных моментов, поэтому учитель должен быть терпеливым, объективным и справедливым.

Безусловно, профессия подразумевает много общения, у малоразговорчивого и закрытого преподавателя вряд ли получится найти общий язык с учениками. Также важно проявлять уважение к каждой личности, лояльность к мнениям и поступкам, толерантность, с пониманием относиться к тому, что все дети разные.

Учитель – очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, умеет повести людей за собой, привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, методом изложения материала и креативным подходом к делу.

Если вы решили связать себя с этой профессией, оцените свою стрессоустойчивость, гибкость мышления и уровень самодисциплины, т.к. эти качества вам точно пригодятся. Учитель должен уметь сочетать в себе доброжелательность, открытость и одновременно строгость – это одни из качеств, которые помогут завоевать авторитет.

Конечно, нужно иметь стремление к постоянному развитию, иначе чему может научить тот, кто не совершенствуется сам?

Плюсы и минусы профессии

Профессия учителя имеет много поводов, чтобы стать делом всей жизни, но также скрывает в себе и подводные камни, о которых тоже следует узнать, если вы еще не определились «быть или не быть».

Преимущества профессии учителя:

  1. Благородство и значимость дела: именно учитель, совместно с родительским воспитанием, закладывает фундамент личности будущего ребенка. Видеть, как из твоих воспитанников вырастают личности, которые добиваются определенных результатов в дальнейшем, – невероятное удовольствие.
  2. Возможность реализовать свой творческий потенциал: существуют определенные стандарты проведения уроков, но при этом никто не запрещает вносить разнообразие в занятия в виде интересных заданий, культурных мероприятий и т.д.
  3. Хороший заработок: еще недавно эта работа оплачивалась довольно скромно, но сейчас дела обстоят совсем иначе. Больше всего оплата труда у учителей частных школ и лицеев, а также не стоит забывать о возможности проведения индивидуальных занятий и о повышенной оплате труда для учителей сельских школ и отдаленных районов.
  4. Разноплановость: учителя не только проводят уроки, но и организуют различные мероприятия, совместные выезды, родительские собрания, олимпиады и часто отправляются в командировки или на обучение, поэтому рутинной их работу назвать трудно.
  5. Социальные гарантии: начнем с того, что у учителей длинный отпуск, который длится 56 дней. При этом есть школьные каникулы, во время которых они могут отдохнуть от преподавания. Молодым специалистам предоставляются стимулирующие выплаты, а у тех, кто решил приобрести жилье, есть возможность взять ипотеку по сниженной ставке. И это далеко не весь перечень дополнительных бонусов.

К недостаткам профессии можно отнести частую сверхурочную работу, ведь многие дела приходится брать домой (например, проверку тетрадей). Также далеко не все готовы выступать в роли не только преподавателя, но и психолога, ведь зачастую нужно работать с «трудными» подростками, не говоря уже о переходном возрасте учащихся.

Сейчас работа учителя, помимо общения, подразумевает большое количество бумажной деятельности, составление отчетов и т.д., что объясняется наличием определенных стандартов.

Учителя обязаны проходить регулярную аттестацию для подтверждения своего уровня квалификации. Плюс ко всему следует учитывать, что на начальном этапе зарплата будет невысокой и даже ниже средней по рынку.

Профессия учителя очень ответственная и требует эмоциональной выдержанности, ведь он работает не только с детьми разного характера, воспитания и настроения, но и с их родителями, что тоже непросто.

О зарплате учителей

По данным сайта russia.trud.com, на данный момент в России актуально около 670 вакансий для учителей разных направлений.

Из них 22% работодателей указали оплату труда в размере 11 тысяч рублей, примерно 19% – около 20 тысяч рублей и 17% – более 37 тысяч рублей.

Среди крупных городов выше всего труд учителя оплачивается в Южно-Сахалинске – около 40 тысяч рублей, а вот Санкт-Петербург и Москва занимают шестое и восьмое место в рейтинге. Там зарплата преподавателя составляет чуть более 30 тысяч рублей.

Если смотреть на уровень дохода в зависимости от специализации учителя, то больше всего получает учитель литературы, а следом идут учителя китайского и французского языков.

Следует учитывать и тот факт, что зарплата учителя состоит из базового оклада, стимулирующих выплат за квалификацию, внедрения новых методик, стаж, надбавки за классное руководство, премии и компенсации сельским преподавателям, за коммунальные платежи и работу с детьми-инвалидами. Плюс ко всему на размер оплаты труда влияет то, в какой именно школе работает учитель, какая у него нагрузка и преподаваемая дисциплина.

Учитель имеет возможность работать по совместительству и давать дополнительные индивидуальные уроки, т.е. заработок корректируется его же силами.

С чего следует начать?

Профессия учителя – это призвание, а любовь к преподаванию – это уже стиль жизни. Если вы в детстве давали уроки своим куклам, а в школьном сочинении на тему «Моя будущая профессия» написали, что мечтаете стать учителем, это отличный знак. Говорят, детские мечты – самые настоящие, и если вы про них забыли, то мы напоминаем.

Наличие профильного образования для учителя обязательно. Оно может быть средне-специальным или высшим, исходя из личных предпочтений и возможностей. В колледжах можно получить специальность, которая позволит работать в дошкольных организациях, освоить педагогику дополнительного образования или выучиться на учителя начальных классов. По окончанию учебного заведения молодой специалист может сразу трудоустроиться или продолжить повышать свой уровень знаний в университете.

В вузах гораздо больше направлений обучения для будущих учителей. Здесь есть возможность выучиться на дошкольного педагога, учителя начальной, средней или старшей школы, получить специальность психолога и дефектолога или стать преподавателем конкретного предмета: химии, физики, русского языка, литературы и т.д.

Высшие учебные заведения предлагают своим студентам получить статус бакалавра, магистра или профессора, закончив аспирантуру. Чем выше уровень полученных знаний, тем больше шансов занять хорошее место в престижном образовательном учреждении.

При поступлении берутся во внимание результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету (каждый вуз устанавливает свои проходные баллы) и индивидуальные достижения (например, победы в конкурсах и олимпиадах). Если вы решили получить высшее образование, получив средне-специальное, вас ожидают вступительные испытания в выбранном вами вузе.

На данный момент лучшими вузами страны, где можно получить соответствующую специальность, считаются:

  • Высшая школа экономики (НИУ «ВШЭ»).
  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
  • Казанский федеральный университет.

Не стоит расстраиваться, если не удается поступить именно в них. Выбирайте учебное заведение, исходя из преподавательского состава, наличия соответствующих дисциплин и помните, что не статус вуза определяет успех студента, а его добросовестное отношение к учебе и тяга к знаниям.

Советуем проявлять ответственность к обучению с самого начала, ведь хороших студентов с удовольствием берут на практику в школу, детский сад и другие образовательные учреждения, где можно зарекомендовать себя и зацепиться за место.

Некоторые преподаватели предпочитают работать в онлайн-школах и дополнительно давать индивидуальные уроки на дому, что тоже хороший вариант, ведь онлайн-формат охватывает гораздо больше учеников, чем привычная очная форма.

Еще немного истории

О важности профессии учителя можно говорить бесконечно, но лучше привести несколько примеров, которые еще раз доказывают, что это не просто работа, а дело особой значимости, способное изменить жизнь всего человечества:

  • Мария Монтессори – врач и педагог родом из Италии. Она разработала уникальную методику свободного воспитания ребенка, которая исключает любое воздействие на него и основывается на развитии природных данных. Система получила популярность по всему миру и широко применяется на курсах и занятиях для детей по сей день.
  • Антон Семенович Макаренко – писатель, советский педагог-новатор. Он разработал методику, согласно которой дети должны воспитываться в коллективе и труде и соблюдать принципы дисциплины: уважение, искренность, открытость, знание, внимание, забота и т.д. Его система оказала влияние на отечественную и мировую педагогику.
  • Лев Семенович Выготский – ученый, который первым связал педагогику с психологией, в результате чего появились такие направления, как коррекционная педагогика и педология. Он изучал психологию детей и считал, что культурное развитие личности влияет на ее психологические процессы; отсюда зародилась культурно-историческая теория психики и поведения человека.

Стоит только представить, что учителя с мировым именем тоже когда-то стояли на пороге выбора своей деятельности. Что же помогло им достичь такого успеха и известности? Думаем, огромная любовь к своему делу и высокая цель во благо развития человечества.

Подведем итог

Сколько же важных ролей совмещает в себе учитель?! Это и преподаватель важных дисциплин, некоторые из которых обязательно становятся любимыми, и психолог, и воспитатель, и даже друг, с которым хочется поделиться самым важным.

Быть учителем значит, взять на себя ответственность за тех, кто доверился тебе. Настоящий профессионал своего дела обязательно займет место в сердце воспитанника как мудрый, справедливый, грамотный и отзывчивый наставник.

Если вы твердо решили посвятить свою жизнь этому благородному делу, то будьте готовы к многозадачности, серьезной нагрузке, большому количеству общения и постоянному самосовершенствованию, ведь важно подавать правильный пример любви к знаниям своим ученикам.

Да, найти общий язык с детьми и подростками, а также их родителями, учитывая то, что каждый из них имеет свои особенности характера и темперамент, задача не из легких и этому действительно стоит поучиться. Освоить самые эффективные коммуникативные техники вам поможет наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», которые обязательно пригодятся вам в работе учителя. Рекомендуем!

Если наша статья убедила вас сделать первый шаг на пути к данной профессии или помогла ответить на какие-то вопросы, значит, наша миссия выполнена. Остальное уже зависит от вас.

Желаем вам успехов!

Рассказ — монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

По целям назначения рассказы могут быть трех видов.

Рассказ-выступление, задача которого подготовить детей к изучению нового материала.

Рассказ-повествование, который необходим для изложения намеченного содержания.

Рассказ-заключение, задача которого обобщить, подвести итоги.

Рассказ должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминацию, финальную часть. Если педагог заранее не продумал стиль и композицию рассказа, то на занятии уже поздно думать об этом. Рассказ станет невыразительным, малоинтересным, потому что далеко не каждый педагог может на ходу удачно придумать примеры, сравнения. Самый хороший экспромт — заранее продуманный и вовремя вставленный.

Каждый педагог, выбирая тот или иной рассказ, обязательно должен позаботиться о его эффективности. Кратко это можно сформулировать следующим образом:

рассказ должен быть ярким, воздействующим на мысли и чувства детей;

рассказ должен соотноситься с социальным опытом ребенка, с его возрастными особенностями;

обстановка и условия проведения рассказа должны соответствовать его замыслу и содержанию;

рассказ производит должное впечатление только тогда, когда он ведется профессионально. Неуверенность, косноязычие, неумение варьировать текст, отсутствие какой-либо реакции на вопросы по ходу рассказа не приносят успеха рассказчику;

рассказ обязательно должен переживаться детьми. Необходимо позаботиться, чтобы впечатление от него сохранилось как можно дольше.

Рассказ-это монологическое изложение материала, применяемое для последовательного преподнесения знаний. Этот метод широко используется в детском саду при изложении описательного материала, в котором преобладают факты, образы, события, представления, понятия. Ведущая функция данного метода — обучающая. Сопутствующие функции — развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.

Эффективность данного метода зависит главным образом от умения воспитателя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для детей и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у детей опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами.

Рассказ служит для детей образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли. Готовясь к рассказу на занятии, воспитатель намечает план, подбирает необходимый материал, а также методические приемы, способствующие максимальному достижению цели в имеющихся условиях. Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть коротким (5 мин.), пластичным, протекать на продолжительном эмоциональном фоне.

В процессе подготовки и проведения рассказа опытные воспитателя руководствуются такими дидактическими требованиями:

— всемерно учитывать особенности детей дошкольного возраста. У них слабо развито произвольное внимание, целенаправленный анализ воспринимаемых фактов, событий. Они быстро отвлекаются, утомляются не могут длительное время слушать рассказ воспитателя;

— четко определять тему, задачи рассказа, привлечь интерес, внимание детей к теме;

— предусматривать ознакомление с новым материалом в начале занятия, когда дети еще бодры, не устали;

— обеспечивать научность, достоверность излагаемого материала;

— концентрировать внимание на воспитании общественно-значимых, стержневых качеств личности ребенка, оценивать события, поступки, факты, высказывать собственное мнение, выражать свои чувства, отношения;

— излагать материал в строгой системе, логично;

— выделять ведущие положения, идеи, социально значимые представления, концентрировать на них внимание детей;

— подбирать яркие, типичные факты, интересные и убедительные примеры, необходимые для обобщения, опираться на конкретные представления детей;

— излагать материал доступно для детей, эмоционально, выразительно, в занимательной форме;

— излагать в замедленном темпе трудную часть учебного материала, когда нужно сформулировать вывод, определение, правило;

— активизировать внимание детей путем включения эвристических приемов, постановки и решения проблемных вопросов;

— изложения сочетать с чтением отрывков, фрагментов текстов из литературных произведений;

— изложение сопровождать иллюстрациями, демонстрациями;

— повторять наиболее значимые, важные положения, выводы.

Беседа

Беседа — это разговор педагога с детьми, который отличается от бесед в повседневной жизни. В обычном разговоре мы задаем вопросы, на которые не всегда сами знаем ответ, между тем в дидактической беседе взрослый должен знать ответы на все задаваемые вопросы.

Сущность бесед заключается в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить детей к припоминанию уже известных им знаний и стимулировать усвоение новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Можно выделить три наиболее часто встречающихся вида бесед.

Катехизическая — вопросно-ответная, не допускающая возражений, с запоминанием ответов (даты, исторические события, факты, люди и т.д.).

Сократическая — мягкая, почтительная, допускающая со стороны детей сомнения и возражения.

Эвристическая — ставящая детей перед проблемами и требующая собственных ответов на поставленные педагогом вопросы.

По назначению выделяются беседы:

вводные, или организующие, цель которых выяснить, правильно ли дети поняли значение предстоящей работы, хорошо ли представляют, что и как нужно делать;

содержательные — сообщение новых знаний (катехизическая, сократическая, эвристическая);

закрепляющие — служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у детей знаний (на таких беседах широко могут использоваться творческие задания);

контрольно-закрепляющие — применяются в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у детей знания.

Достоинства беседы заключаются в том, что она заставляет мысль ребенка следовать за мыслью взрослого, в результате чего дети шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Максимально активизируя мышление, беседа служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, способствует развитию познавательных сил детей, создает условия для оперативного управления процессом познания.

Но с помощью беседы нельзя достичь всех дидактических целей, потому что она не дает детям практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования, поэтому беседа должна обязательно сочетаться с другими методами, формирующими систему знаний. Беседа часто оказывается малоэффективной, переходит в монолог взрослого в том случае, когда у детей нет предполагаемого запаса представлений и понятий.

В беседе важно правильно сформулировать и задать вопросы. Искусство правильно задавать вопросы — это, прежде всего, умение мысленно выделить конкретное содержание и сосредоточить на нем внимание ребенка. Вопросы в беседе не должны быть хаотичными, они должны представлять взаимосвязь главных, второстепенных и дополнительных вопросов, быть логически связанными между собой.

Не рекомендуется ставить длинные или «двойные» вопросы, а также чрезмерно легкие, так как они не стимулируют активной познавательной деятельности детей, серьезного отношения к знаниям и к самой беседе.

Необходимо и очень важно знать технику проведения беседы.

Каждый вопрос задается всей группе детей. Только после небольшой паузы для обдумывания, если никто не ответил за это время, можно предложить кому-либо из детей ответить на этот вопрос. Не следует поощрять детей, «выкрикивающих» ответы. «Слабых» нужно спрашивать чаще, давая возможность им ответить па более легкий вопрос или на вопрос, направленный на повторение сказанного.

Если никто из детей не сможет ответить на вопрос или отвечают все неточно, нужно переформулировать его, задать наводящий вопрос.

Успех зависит от контакта взрослого с группой детей. Каждый внимательно выслушивается, при этом необходимо следить, чтобы дети выслушивали друг друга, не перебивая. Правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные дополняются, уточняются. Ребенку, ответившему неправильно, сначала предлагается самому обнаружить ошибку, задав ему один или несколько конкретизирующих и раскрывающих неточность вопросов, и лишь затем можно призвать на помощь других детей

Билет 24.Д. Дьюи называл методом проблем, основан на активном обучении через целесообразную деятельность. характерной чертой является обучение через открытие, моделирование жизненно важных ситуаций и поиск пути, их решение, умение проектировать предстоящую деятельность.

Требования:

  1. Наличие значимой проблемы
  2. Определение цели и задач
  3. Обсуждение методов исследования
  4. Анализ полученных результатов
  5. Оформление конечных результатов
  6. Самостоятельная деятельность участников проекта

Проект это-

1. Проблема

2. Проектирование

3. Поиск информации

4. Продукт

5. Презентация

Этапы:

  1. Подготовительный – подготовка целей и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материала
  2. Исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы разными способами
  3. Обобщающий (заключительный) – обобщение результатов работы, анализ

Типы:

1. Творческий

2. Исследовательский

3. Нормативный

Этапы:

-) предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи

3 стратегии:

1. Воспитатель и дети определяют проблему

2. Наблюдение за детьми, выявление их интересов

3. Привлечение родителей

-) оформление проекта ребенком

-) защита проекта

Выполняется коллективно, долгосрочен, сложен

Этапы:

1. Подготов. Работа и выбор темы

2. Обсуждение идей

3. Высказывания идей для реализации проекта

4. Дети зарисовывают свои идеи

5. Демонстрация работ сверстникам

6. Информирование родителей, оформление стенда

7. Представление продуктов

8. Презентация

Урок 42. Во времена Древней Руси

Цели деятельности учителя Способствовать формированию представлений о Древней Руси, русских князьях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»
Тип урока открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой; организовывать рабочее место.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной
м етоды и формы обучения объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная
Образовательные ресурсы http://download8.proshkolu.ru
http://www.z-rus.ru/verse_07_blok_6.php
http://festival.1september.ru/articles/522850/
Оборудование Интерактивная доска, компьютер; историческая карта; родословное дерево первых русских князей; рисунки с изображением языческих богов древних славян, русских богатырей
Основные понятия Древняя Русь, князь

О рганизационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия
на уроке
Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный
контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Мотивация (само-определение) к учебной
деятельности
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного материала
– Что нас ждет сегодня,
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать. image002 .
– Куда мы сегодня отправимся?
– Определите тему и цель сегодняшнего урока.       Русь
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне – ты почиешь, Русь.
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
Слушают учителя, принимают участие в диалоге
с учителем.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Фронтальная, индивидуальная, коллективная Коммуникативные:
высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
Устные ответы,
организация рабочего места

Продолжение табл.

1 2 3 4 5 6 7
  И с мутным взором колдуна,
В дорожных снеговых столбах…
…Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины…
(А. А. Блок. 1906.)
– Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как возникло русское государство. А пока вспомним, как жили наши предки
       
II. Актуализация опорных
знаний
Проверка домашнего задания:
фронтальный опрос.
Тестирование
– Каким образом была связана с природой жизнь древних славян?
– Какие занятия восточных славян вы знаете?
– Расскажите о жилище восточных славян.
– Во что верили восточные славяне?
Предлагает выполнить тест «Жизнь древних славян» image004
Отвечают на вопросы учителя.
 
 
Выполняют тестовые задания
Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля

Устные ответы,
выполненные
задания
III. Изучение нового материала Рассказ учителя.
Знакомство с родословным древом первых русских князей,
Рассказывает об образовании Руси image006.

з накомит с родословным древом первых русских князей image006.

Внимательно слушают.
Рассматривают родословное древо.
Фронтальная, индивидуальная Устные ответы

Продолжение табл.

1 2 3 4 5 6 7
с новым понятием.
 
Работа с исторической картой «Древняя Русь».
 
 
Работа с учебником.
 
 
Рассказ учителя.
Работа с учебником
 
– Слово «князь» происходит от славянского «князь» – конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племен, а когда приходили враги, становились военачальниками.
п редлагает рассмотреть карту «Древняя Русь» в учебнике (с. 41).
– Покажите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века. Сравните.
– Как вы думаете, почему территория увеличилась?
– Найдите реку Днепр. Какие города Древней Руси находились на берегах Днепра?
п редлагает прочитать текст в учебнике (с. 40–42).
– Какие дороги были главными в Древней Руси?
– Кто был главой Руси? Какой русский князь особенно прославился своими военными подвигами?
Рассказывает о правлении на Руси князя Владимира image006 .
– О том, как прошло крещение Руси, прочитайте статью «Князь Владимир и крещение Руси» в учебнике (с. 43–45)
 
Выполняют задания.
 
читают текст.
 
Внимательно слушают.
Читают текст в учебнике
  и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания,задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рас-
 

Продолжение табл.

1 2 3 4 5 6 7
        суждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием  
IV. В клю-
чение в систему знаний и повторение изученного
Фронтальный опрос.
 
Работа с пословицами.
– Что являлось главными дорогами в Древней Руси?
– С какими морями древних славян связывали водные пути?
– На берегу какой реки возник город Киев, столица Древней Руси?
– Кто был главой Руси?
– Кто помогал ему?
– Чем занимались князья?
– Какой русский князь знаменит своими воинскими походами и победами?
– Почему князя Олега народ прозвал вещим?
– Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
– С какой целью князь Владимир крестил Русь?
– Как происходило крещение Руси?
– Как народ принял новую веру?
– Чем христианство отличается от язычества?
– Как вы думаете, какая из пословиц и поговорок больше соответствует теме нашего урока и почему?
• Без добрых дел – вера мертва.
• Я, слава Богу, крещеный человек.
Отвечают на вопросы.
 
 
Фронтальная, индивидуальная. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя); осуществляют логические действия.
Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы; следуют ранее оговоренному плану.
Коммуникативные:
умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; владеют навыками конструктивного взаимодейст-
Устные ответы,
записи в тетради

Окончание табл.

1 2 3 4 5 6 7
 
 
Задания из
электронного
приложения к учебнику
• Земля русская вся под Богом.
• Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
– Как вы понимаете смысл каждой пословицы?
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации
 
 
Выполняют задания
 
 
Индивидуальная
вия со взрослыми и сверстниками; излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему  
V. Итоги
урока.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок
– Могли ли мы изучить историю Русского государства за один урок?
– Надо ли знать историю своего государства и для чего?
– О ком должен заботиться правитель государства в первую очередь?
– Как вы считаете, заботится ли о нас наше правительство во главе с президентом?
Отвечают на вопросы.
 
 
читают вывод в учебнике (с. 45)
Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке
Устные ответы
VI. Домашнее задание Комментарий учителя Учебник, с. 40–45. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1–2 Задают уточняющие вопросы Фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач  

Ресурсный материал

К россворд

image008

1. Река, по среднему течению которой находились земли полян. (Днепр.)

2. Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мед диких пчел? (Бортник.)

3. Как называются объединения славян? (Племена.)

4. Фантастическое существо, которое обитает в озерах и реках. (Водяной.)

5. Бог грома и молнии. (Перун.)

6. Злое существо, которое поселялось в доме. (Кикимора.)

7. Фантастическое существо, которое водится в лесу. (Леший.)

8. В конце декабря древние славяне проводили праздник… (Коляда).

9. Материал, из которого делали посуду наши предки. (Глина.)

10. Праздник проводов зимы и встречи весны. (Масленица.)

11. Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью. (Домовой.)

Ключевые слова: Древний Киев.

Тест «Жизнь древних славян»

Подчеркни правильный вариант ответа.

1. Русские, украинцы, белорусы произошли:

а) от восточных славян;               б) западных славян;       в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;                           б) семьями;                  в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс;                              б) Перун;                     в) Марс.

4. Праздник Ивана Купалы проводили в честь:

а) солнца;                         б) земли;                      в) воды.

5. Свои дома славяне строили:

а) из камня;                      б) кирпича;                  в) стволов деревьев.

6. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а) земледелием;                  б) рыболовством;           в) охотой.

Рассказ учителя об образовании Руси

– Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща.

Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. А сами славяне все ссорились между собой. Некому было разбирать их ссоры, мирить и заботиться, чтобы никто их не обидел.

Тогда один старый и умный старейшина по имени Гостомысл позвал к себе перед смертью многих старых людей и стал говорить им: «Поищите себе такого человека, который бы разбирал ваши ссоры, мирил вас и наказывал непослушных. Такой человек будет заботиться также, чтобы чужие народы не обижали вас!»

Славяне послушались умного совета. Они послали послов за моря в другую далекую страну, где жил народ по имени «варяги». Послы пришли за море к варяжскому народу и сказали знатным людям, которых варяги называли князьями, такие слова: «Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет: приходите управлять нами!»

Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли на земли славян и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так родилось в 862 году от Рождества Христова Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Учитель — одна из самых трудных и важных профессий. Ведь он еще выполняет роль родителя, психолога, советчика и наставника. Также преподаватель должен быть умным человеком с богатым жизненным опытом, который умеет интересно доносить сложную информацию. 

Но, на самом деле, настоящий учитель — это, прежде всего, человек, который обладает уникальными качествами, за которые его любят ученики и уважают коллеги. В преддверии Дня учителя школьники рассказали о своих любимых педагогах и истории, которые с ними связаны. 

Дарья Корытько, 18 лет 

Моя учительница по истории — очень внимательный человек: когда у меня были проблемы, она это заметила, и мы с ней душевно поговорили. Без ее поддержки было бы очень тяжело. Я уважаю ее за то, что она увлечена своим предметом. Мое хобби—это написание рассказов. Я занималась этим везде, и уроки моего любимого преподавателя не были исключением. Она не ругала меня за это, потому что ей нравились мои творения и она знала о моей мечте стать писателем. Хочу сказать огромное спасибо моему преподавателю за то, что она относилась ко всем ученикам по-человечески. 

Анна Шарова, 17 лет 

Для меня самое главное в людях — это чувство юмора. А когда оно есть у учителя — это любовь. Именно поэтому мне так нравится моя преподавательница по русскому языку и литературе. На ее уроках всегда интересно и весело. Я не чувствую себя скованной и зажатой, не боюсь ошибиться, а наоборот отвечаю, потому что знаю: мне помогут, объяснят и если что донесут нужную информацию еще раз. Моя учительница всегда меня мотивирует и поддерживает, находит нужные слова, чтобы я не сдавалась в сложный момент. Я ей очень благодарна за все вложенные в меня знания и труд. Мой учительница очень меня вдохновляет своей любовью к предметам и умением найти подход к каждому ученику. Я желаю ей так же «гореть» своим делом и, конечно же, большого терпения.

Дарья К., 17 лет

11 лет в моей школе были разными и часто непростыми. Но, кажется, когда я окончу ее — в памяти останется только хорошее. Всегда буду вспоминать родные стены и кабинеты, одноклассников и удивительных учителей. Моя учительница русского языка и литературы — потрясающая женщина, которая всегда переживает за своих учеников, беспокоится об их здоровье, старается помочь и часто идет навстречу. Чудесный классный руководитель: я могу обратиться к ней с любым вопросом или проблемой, потому что знаю — она обязательно поможет. А еще у меня были прекрасные уроки математики, которые заставили меня полюбить этот предмет и многому научили. Удивительно, что только к 10-11 классу, когда настает время прощаться, осознаешь, что педагоги были не просто требовательными и строгими, но и на редкость справедливыми и удивительно чуткими, они всегда работали с огромной отдачей. Мне очень хочется поддержать учителей, и сказать, что они работают не зря, потому что благодаря им выросло множество хороших и образованных людей. 

Андрей Островский, 17 лет

Если меня спросят про идеального учителя, в моем сознании появится образ Натальи Николаевны. Преподаватель должен любить и уважать свой предмет, давать знания так, чтобы и дети полюбили его, но нельзя забывать и о строгости, потому что без «твердой» руки дети просто разленятся и совсем забросят учебу. Именно это делает наша учительца русского и литературы. Я полюбил эти предметы благодаря Наталье Николаевне. Когда я иду на ее уроки, я точно знаю, что проведу время прекрасно. Она в нужное время поговорит с нами на отвлеченную тему, чтобы наш мозг немного отдохнул и мы снова приступили к изучению материала. 7 лет Наталья Николаевна преподает у меня русский язык и литературу. За это время произошло немало веселых и запоминающихся историй. Так, например, в средней школе мы вместе ездили на экскурсию в Новосибирск. Эта поездка всегда ассоциируется у меня с нашим прекрасным учителем и до сих пор остается в моей памяти. Я хочу поблагодарить Наталью Николаевну за все знания и жизненные уроки. Навыками, которым она нас научила меня и других учеников, я буду пользоваться на протяжении всей жизни. 

Вероника Покрашенко, 17 лет

Мне нравится, что наедине с преподавательницей или же в маленькой компании мы могли поговорить с ней о чём угодно: об учебе, о домашних делах или просто рассказать как дела. Она всегда слушала нас и давала полезные советы — это ценно для меня. Пускай на уроке преподавательница всегда «подкалывала» нас, и порой мы обижались, но, на самом деле, она очень добрая, отзывчивая и всегда была готова помочь! Больше всего мне запомнилось, когда мы с одноклассницей пошли к учительнице домой, чтобы вручить подарок. Это было спонтанно и неожиданно как для нее, так и для нас. Тогда учительница угостила нас вкусным пирогом. А мы подарили ей чашечку с надписью «Самый лучший учитель», которую она взяла на работу. Еще помню, как мы постоянно проверяли у нее тетради, пили чай в лаборантской , в Лицей вместе ходили. А на выпускном мы всегда стояли рядом, танцевали и болтали. Так тепло было на душе, что не хотелось расставаться с этим прекрасным педагогом. Хочу поблагодарить нашу любимую учительницу за чуткость и понимание, тепло и улыбки, крепкие знания и радость. В этот прекрасный день я желаю ей добра, счастья, благополучия, терпения, а также крепкого здоровья! 

Валерия Гребёнкина, 17 лет

В моей школе есть преподавательница, которую я считаю великолепным оратором, историком, экономистом и политологом в одном лице. И со мной согласятся все мои одноклассники, потому что нам очень повезло с учительницей по истории и обществознанию. Юлия Николаевна очень умная и разносторонняя личность, педагог, способный обратиться к внутреннему миру ученика. От нее нам всегда хочется перенять как можно больше знаний и опыта. Она прекрасно разбирается в каждом предмете, который она преподает, а на уроках у нее всегда царит особая атмосфера. Юлия Николаевна умеет доносить материал понятным для подростков языком, не боится использовать юмористические высказывания, беседуя с нами на уроках. Мы очень ценим Юлию Николаевну не только за живой интерес, который она нам прививает к дисциплинам, но и за ее личностные качества, желание воспитать из нас патриотов своей Родины и просто хороших людей! Хочу сказать ей большое спасибо за все знания, подаренные нам за годы учебы, позитив и за интересный подход к обучению! 

Для каждого из нас учитель — это больше, чем просто наставник в период обучения, это суперчеловек, с горящими глазами и любовью к науке и детям. Мы желаем каждому преподавателю ощутить счастье побед своих любимых учеников, крепкого здоровья и стальных нервов, а также побольше улыбок и счастья в трудные школьные будни. Мы вас любим! 

  • Рассказ ушинского два плуга читать
  • Рассказ учителя биологии сижу спокойно на педсовете
  • Рассказ участкового про поросенка
  • Рассказ утро в сосновом лесу 2 класс составить
  • Рассказ участника штурма грозного