Рассказ ученика 2 класса о дымковской игрушке

Доклады культура дымковская игрушка одним из самых старинных промыслов в россии считают дымковскую игрушку. возник он на рубеже 15-16 веков
  • Доклады
  • Культура
  • Дымковская игрушка

Одним из самых старинных промыслов в России считают дымковскую игрушку. Возник он на рубеже 15-16 веков недалеко от небольшого городка Вятки, в слободе Дымково. Там всегда весело и дружно отмечали весенний праздник с ласковым названием Свистунья, посвящённый богу Солнца Яриле. Лепили перед праздником из глины различные свистульки, раскрашивали их яркими красками. Часто их продавали на ярмарках, привозили в подарок детям. Дело было семейное, передавалось из поколения в поколение по женской линии, от матери к дочери. Так складывались династии мастериц, у каждой был свой творческий подход. В дымковской игрушке отражался внутренний мир каждой мастерицы, эмоциональный настрой автора.

С годами праздник отмечать перестали, а игрушки из глины делают до сих пор. Получили они со временем название – дымковская игрушка. Каждая мастерица создавала свою игрушку и по-своему расписывала её. Ни одна форма или рисунок не повторялись, так как и лепка, и раскраска выполнялись произвольно.

Материал для игрушек использовали местный. Это была красная глина хорошего качества, смешанная с мелким речным песком коричневого цвета. Материал тщательно перемешивали и перетирали. Все фигурки людей, животных и птиц лепили отдельно, а потом скрепляли глиной в одну композицию. Сушили долго, иногда даже больше месяца. Затем обжигали в специальной печи при температуре 900 градусов. Краску изготавливали самостоятельно, у каждой мастерицы был свой секрет её приготовления. Чтобы были игрушки ярче и хорошо блестели, их покрывали взбитыми яйцами. Для рисования использовали обычные пёрышки или заострённые палочки.

В настоящее время для раскраски игрушек используют анилиновые краски и кисти хорошего качества, чаще колонковые. Это облегчает работу мастериц. Для росписи, как и много лет назад, используют геометрические фигуры, которые наносятся по определённым схемам. Клеточки, кружочки, полоски и точки каждая мастерица рисует по своей системе. До сих пор многие мастерицы лепят и раскрашивают различных птиц, животных, сюжеты из жизни людей. Яркие весёлые игрушки можно встретить не только во многих городах России, но и за рубежом. Многие из них украшают музеи декоративно-прикладного искусства. В городе Кирове, в 2010 году, поставили памятник, напоминающий дымковскую игрушку, как дань благодарности всем мастерицам за их талант и терпение.

Дымковская игрушка пережила множество исторических событий, но сохранила при этом исконно русские традиции.

Сообщение на тему Дымковская игрушка

Глиняные свистульки в деревне Дымков вятской губернии получили название «Дымковские игрушки». Так как их делали из глины для развлечения ребятишек. Многие годы семьи ремесленников передавали традиции из поколения в поколение. Такие поделки делали для праздника под названием Свистунья. В этот день проходили народные гуляния и народ покупал на ярмарках и пел со свистульками на улицах города. Весёлый свист стоял по московским и оренбургским городам. Глиняные поделки — символ кировского народа.

На изготовление красочной игрушки требуются умелые руки, глина проходит обработку заранее, затем покрывается белой основой, чтобы точнее выделить линии, и краски смотрелись ярче на светлом фоне. Раньше копали глину в ручную, сейчас прогресс меняется, и весь материал поступает в готовом виде. На развитие умений и навыков требуется целая жизнь и опыт. У каждого мастера свой мастерский почерк.

Есть в ней основные элементы в рисунке: кружочки, точки, окружности, готовые золотые ромбы, волнистые линии, перекликающиеся с яркими точками. Для изготовления разноцветных(жёлтых, красных, зелёных) кругов, окружностей применяются специальные приспособления: свёрнутые трубочки бумаги, тычки, золотые пластинки, кисточки. Основным элементом в лепке являются оборки в юбках, хвостах индюка и петуха. Игрушки привлекают яркими цветовыми решениями. Геометрические узоры напоминают символы жизни, строения ростков, стихии воды. Практикуется использование синих волнистых линий, ярких точек, зелёных контуров листочков.

По этим игрушкам можно складывать сказки про жизнь вятского народа, узнать их ремесло и обычаи, народные праздники и традиции. Можно рассмотреть животных, различных персонажей из народной сказки, успокаивать маленьких детей. В них ремесленники вложили свою любовь и тепло сердца.

Рассматривая игрушки можно представить оживление на ярмарке, народные гуляния.

В 2011 году был открыт исторический музей с материалами дымковских мастеров под названием «История и современность».

2, 3, 4, 5 класс

Картинка к сообщению Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Популярные сегодня темы

  • Полезен ли загар

    Загар бывает разный, именно это определяет, будет он полезен или же принесет настоящий вред. Легкое и умеренно нахождение на солнце приносит пользу, чего нельзя сказать о постоянном нахождени

  • Храмы России

    Как любая религия христианство имеет специальные места, где верующие могут собраться вместе, совершать богослужения, молитвы, совершаются обряды, принятые религией.

  • Организмы в Мировом океане

    Среду Мирового океана заселяют сотни тысяч разновидностей животных, растений и других организмов. Температура воды дает определение четырем основным климатическим зонам:

  • Подорожник

    Подорожник – известное всем травянистое растение, относящееся к семейству подорожниковых. Известно более 200 видов этого растения, но не все они обладают лечебными свойствами, большая их част

  • Система дополнительного образования

    Образование детей всегда было важно. Каждая страна со временем развивала сферу общего образования, но оно не может в полной мере удовлетворит потребность детей в познании других, не менее важ

  • Солнце

    Для многих Солнце это лишь небесный объект в космическом пространстве, но мало кто задумывался о его свойствах. В этой статье будут описаны интересные факты об источнике жизни на Земле.

На Руси гончарное ремесло возникло еще с давних времен. В сообщении «Дымковская игрушка» необходимо представить описание глиняного изделия, историю народного мастерства и указать этапы создания. Прошлые поколения огромное значение уделяли обрядовым мероприятиям и обычаям. Атрибутом празднований и почитания бога Солнца стала расписная игрушка.

Сообщение на тему: «Дымковская игрушка» - история создания, виды и этапы производства

Основная характеристика

В праздный день участники торжества обменивались разрисованными шарообразными формами из глины и использовали самодельные свистульки. Это послужило причиной возникновения атрибутов, среди которых значимое место заняла дымковская игрушка.

Значение и разновидности

Произведением искусства одного из русско-народных глиняных промыслов является Дымковская игрушка. Ремесло возникло в поселке Дымково, недалеко от города Вятки (нынешнего Кирова). Нынешние мастера игрушек преданы исконным традициям. Глиняная кировская фигурка для детей является ценной, так как передает обычаи предков и считается экологически безопасной.

Дымковские «кормилицы», «водоносы», «барыни» с алыми щеками полны комичной важности и совершенства, а свистульки в виде баранок, всадники — радостны и насмешливы. Фигурки давно переросли рамки детских забав, в качестве сувениров их увозят в разные страны, а в домах они используются как декоративные украшения.

Сообщение на тему: «Дымковская игрушка» - история создания, виды и этапы производства

Благодаря ручной работе мастериц каждое изделие отличается своей натуральностью, индивидуальностью и живостью. Игрушки не получаются одинаковыми, ведь мастер вкладывает в каждый сувенир особенные черты характера.

За счет пластики, незамысловатости узоров и яркости палитры кировская игрушка широко изучается и используется в творчестве детей, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины или прочих материалов. Одеяния «барынь» отражаются в работах известных дизайнеров, а исконно русский стиль активно используется в художественно-прикладном творчестве.

В 2010 г. в Кирове установлена скульптурная композиция «Семья», выполненная по принципам дымковской игрушки и представляющая группу из женщины с ребенком, мужичка с гармонью, животных.

Традиционные образы игрушек:

Сообщение на тему: «Дымковская игрушка» - история создания, виды и этапы производства

  • Городская барыня, дама в кокошнике.
  • Мужские фигуры (всадник на коне, гуляющий деревенский кавалер).
  • Домашние животные (барашек, лошадка).
  • Красочный индюк.
  • Изделия выполняются в ярких цветах, олицетворяющих радость жизни. Люди ценят фигурки, с помощью которых создаются определенные сюжетные композиции.

    Игрушка из Дымково, несмотря на каноны, рассказы мастеров и традиции, является уникальной и эксклюзивной. Размеры изделий бывают 5−40 см. Каждая мастерица привносит в заготовку авторские наработки, поэтому невозможно найти похожие фигуры.

    В сообщении о глиняных фигурках следует указать кратко особенности дымковской игрушки и ее значение.

    История создания

    Вятская ярко украшенная «свистулька» упоминается в описании праздника-пляски. В часовне у городских ворот местные жители поминали своих умерших родственников, а во второй половине дня, проходя по улицам, насвистывали в свистки. В истории дымковской игрушки для детей кратко указано возникновение промысла начала 15−16 века. Матери делали фигурки-свистульки для забавы своих малышей из доступных природных материалов.

    В 1520 году царь распорядился переселить жителей северных районов страны. Среди них было немало одаренных мастеров гончарного промысла, которые на новом месте начали вести активную деятельность по изготовлению красочных фигурок.

    Сообщение на тему: «Дымковская игрушка» - история создания, виды и этапы производства

    Семьи вовлекались в трудовой процесс: одни добывали сырье и изготавливали смеси из мела, другие — лепили фигурки, сушили и закрепляли их, отбеливали и расписывали.

    За 500 лет сложились собственные темы, образы, специфические рисунки. Игрушка никогда не выглядела тусклой, невзрачной или с неприметным орнаментом. Дымковское изделие являлось олицетворением жизни в контрастном стиле.

    К началу 19 столетия свистульки завоевали уважение и почет жителей всей страны. В год изготавливалось свыше ста тысяч свистулек, которые реализовались в разных городах.

    В начале ХХ века для Кировской игрушки настали тяжелые времена. Внезапная популярность снижалась, поэтому прославленные семьи гончарных кустарей искали другие варианты получения дохода. Уникальные свистульки вытеснялись недорогими гипсовыми аналогами. Только одна умелица, А. Мезрина, не изменила типичному изготовлению из глины и смогла описать поэтапный процесс.

    Фигуры всадника и «прогуливающегося кавалера» с закругленными пластичными формами, коренастыми пропорциями, кукольной важностью и солидностью принадлежат к числу самобытных в ассортименте Кировской игрушки. Сюжет характерен для всех центров всенародной глиняной композиции 19 века, а вот «гуляющий кавалер и дама» — дело рук и вымысла только Кировских мастеров.

    Кратко история возникновения дымковской игрушки для детей указывает на трудолюбие и ценность традиций.

    Тематика и процесс изготовления фигурок

    В творческий этап вовлекались все члены семьи — каждому было поручено определенное дело и стадия технологического процесса. Гамма цветов, оттенков и узоры выбирались индивидуально .

    Внешний вид изделия

    Для украшения глиняных игрушек применялась насыщенная цветовая гамма. Среди главных оттенков присущих дымковской росписи выделяли: красную, оранжевую, желтую, синюю, зеленую и золотую палитру.

    Сообщение на тему: «Дымковская игрушка» - история создания, виды и этапы производства

    В содержании схем узоров преобладает классический орнамент с применением всевозможных геометрических фигур (круга, ромба, клетки, точек). В качестве добавочного элемента декора на готовый разноцветный узор наносятся мелкие капли или ромбики из сусального золота.

    Изначально формы были краткими, но с течением времени внешний вид и качество игрушек усовершенствовались, а их ассортимент существенно расширился. Дымковские мастера вдохновлялись предметами из жизни — они лепили все, что видели вокруг.

    Тематика игрушки:

  • Животные.
  • Птицы.
  • Мужские, женские образы в русской национальной одежде.
  • Дети в ярких нарядах.
  • Скоморохи.
  • Водоноски (женщина с коромыслом).
  • Сюжетные образы.
  • В советскую эпоху народное ремесло по изготовлению фигурок было поставлено на производство, а информации было недостаточно. Открывались и создавались цеха, в которых умельцы руками делали глиняные статуэтки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками.

    Символика цвета фигурок:

    Сообщение на тему: «Дымковская игрушка» - история создания, виды и этапы производства

  • Белая. Означает чистоту.
  • Черная. Характеризует ложь, недоверие.
  • Зеленая. Олицетворяет природу.
  • Красная. Предполагает силу, могущество и здоровье.
  • Синяя. Это символ неба.
  • В 21 веке тематика игрушки расширилась. Умельцы создают не только стандартные образы, но и героев народных сказок, изделия на темы исторических сюжетов, представителей разных профессий, предметы быта и утварь старины.

    Жанровые сцены, представляющие композиции из нескольких фигур, изображают нынешний быт города и села: гуляния, праздники, цирковое выступление.

    В реферате или докладе дымковская игрушка представлена прообразом народной культуры Древней Руси.

    Материалы и этапы производства

    Главным сырьем для изготовления игрушки является глина красного цвета. Чтобы получить податливую и пластичную массу, материал соединяли с мелким речным песком.

    Этапы производства фигурок:

    Сообщение на тему: «Дымковская игрушка» - история создания, виды и этапы производства

  • Формирование.
  • Раскрашивание.
  • Сушка.
  • Каждая деталь изделия создается отдельно: из шаровидного куска глины формируется тело, к которому прикрепляются прочие части (ноги, руки, голова, мелкие детали). Все частицы соединяются мягкими переходами.

    Изделие отполировывают смоченным в воде пальцем, затем высушивают на свежем воздухе так, чтобы солнечные лучи не попадали на изделие. Мелкие фигуры закрепляются за пару дней, а крупные — за неделю-две. Затем заготовка обжигается в муфельной печи, а после остывания ее отбеливают темперными красками. На следующем этапе происходит раскрашивание с помощью чистых тонов. В старину использовались натуральные красители: яйца, молоко, сажа, уксус. Сейчас мастера применяют готовые акриловые тонеры. Главное требование завершающей стадии — яркость и естественность.

    Интересные факты свидетельствуют, что в старину умельцы украшали некоторые детали сусальным золотом. Краска разбавлялась на яичном желтке по секретному рецепту мастера. Соблюдалась строгая последовательность раскрашивания начиная с волос и заканчивая атрибутикой.

    Узоры и рисунки в дымковской фигурке связаны с оберегами, символикой природы. Наносятся солнечные и лунные знаки — обозначение начала жизни, а ромбы — признак плодородия, волны —олицетворение неба и воды.

    Сообщение на тему: «Дымковская игрушка» - история создания, виды и этапы производства

    В качестве инструментов для раскрашивания выступали перья птиц и тонкие наточенные палочки. Сейчас для росписи игрушек используются колоритные красители и мягкие натуральные кисти.

    Сегодня дымковская (Кировская) игрушка продолжает развиваться и совершенствоваться. Создаются новые технологии, воплощаются в жизнь новые идеи, но только традиции изготовления и секреты мастеров остаются неизменными.

    Самая большая коллекция игрушки находится в музее Васнецова.

    Фигурка из Дымково является изделием тонкой ручной работы — предметом гордости мастеров. Сложно переоценить историческое и культурное значение народного промысла, наглядно показывающего творческий потенциал жителей Вятского края.

    Предыдущая

    КультурологияБиблиотеки — история развития, интересные факты и значение

    Следующая

    КультурологияИстория батика — кратко о создании и технике росписи ткани

    ТаисияКоновалова

    Высший разум

    (274484)


    8 лет назад

    По всей России были разбросаны очаги гончарного дела, где наравне с глиняной посудой изготовлялись глиняные игрушки, и одной из них была дымковская игрушка. Произошла она от названия бывшей слободы Дымково (близ города Кирова) , что расположена на берегу реки Вятки. По утрам слобода подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название Дымково слобода получила из-за этого. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, или с весенней ярмаркой «Свистопляской» некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки) . К празднику женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Дымковская_игрушка

    مخلوق غريب

    Профи

    (940)


    8 лет назад

    Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.
    О дымковской игрушке немало написано и в общих трудах по народному искусству, и специальных статей и очерков, и популярных книг. Однако нельзя сказать, что все об этом промысле известно и мы хорошо знаем весь путь его развития.
    Художественная эволюция дымковской игрушки в целом еще не изучена, подчас неверно определяются особенности ее выразительных средств, к формальным моментам сводятся традиции. Забыты имена некоторых мастеров, и не выявлен творческий вклад в общее дело даже достаточно известных. Не опубликованы многие выдающиеся произведения, которыми обладают музеи.
    Все это представляет интерес не только для истории народного искусства в целом, но важно прежде всего для самого промысла. В его современной жизни немало сложностей и трудностей. Чтобы двигаться дальше, нужно хорошо знать пройденный путь, учитывать его опыт, просчеты и ошибки, достижения и победы.
    Любовь и преданность своему делу, тревоги и заботы дымковских мастериц разных поколений побудили обобщить все известное и вновь найденное о дымковской игрушке на данном сайте, проследить ее развитие, ответить на некоторые наболевшие вопросы ее современной жизни. Как первая такая попытка она не претендует на исчерпывающую полноту.

    Источник: dymka.teploruk.ru

    39 1984

    Знаток

    (383)


    5 лет назад

    По всей России были разбросаны очаги гончарного дела, где наравне с глиняной посудой изготовлялись глиняные игрушки, и одной из них была дымковская игрушка. Произошла она от названия бывшей слободы Дымково (близ города Кирова) , что расположена на берегу реки Вятки. По утрам слобода подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название Дымково слобода получила из-за этого. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, или с весенней ярмаркой «Свистопляской» некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки) . К празднику женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

    ярослав бревнов

    Ученик

    (114)


    5 лет назад

    ПРОЕКТ
    Дымковская
    игрушка

    Проект «Дымковская игрушка» разработан и апробирован воспитателем МБДОУ «Детский сад» № 96 «Светлячок» города Прокопьевска Давыденко О. И.
    Материалы проекта могут быть использованы педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению детей с народным промыслом России «Дымка».
    Паспорт проекта
    «Пусть ребенок чувствует красоту
    и восторгается ею, пусть в его сердце и
    в памяти навсегда сохранятся образы,
    в которых воплощается Родина»
    (В. А. Сухомлинский)
    Наименование проекта: Дымковская игрушка.
    Разработчики проекта: воспитатель Давыденко О. И.
    Вид проекта: исследовательский, творческий.
    Продолжительность проекта: краткосрочный.
    Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
    Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.
    Задачи:
    познакомить с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);
    развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,
    навыки действовать коллективно;
    воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
    Актуальность проблемы:
    приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.
    Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. В нашем городе меньше возможностей реально приобщить детей к народной культуре, так как нет разнообразия выставок народно-прикладного искусства, отсутствуют музеи русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
    Механизм реализации проекта:
    Формы работы с дошкольниками:
    беседы о дымковских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании
    рассматривание элементов росписи
    рисование основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения
    занятия
    познавательные рассказы воспитателя
    просмотр слайдов
    дидактические игры
    чтени

    Глиняная фигурка из Дымково – самый популярный русский сувенир. Она отражает быт и творчество наших предков. Очень интересна дымковская игрушка и ее история для детей. Им доставляет радость ее яркость, выразительность, простые формы. В игрушку можно посвистеть, создать похожий образ своими руками. Почти все дымковские игрушки – свистульки.

    Знакомство детей с дымковской игрушкой

    Дымковская игрушка относится к народному художественному промыслу. Это древний промысел, зародившийся еще 16 веке в слободе Дымково вблизи Вятки. Слобода так назвали оттого, что зимой над каждым домом вился дымок. Это мастера обжигали в русских печках игрушки-свистульки.

    Расписные игрушки дымковские

    Жители слободы готовились к местному празднику – Свистопляске, во время которого устраивалась ярмарка. Жители танцевали, веселились, и что есть сил свистели в глиняные фигурки. Каждый выбирал игрушку по душе. Они имели тайный смысл.

    Расписные игрушки из глины

    Дымковцы верили, что, посвистев в глиняного медведя, станешь сильным. Свинья символизировала плодородие, корова – достаток, баран – счастливую жизнь. Со временем древний праздник превратился в Свистунью, а потом в современную ярмарку. К началу 19 века дымковские игрушки стали замысловатее. Их стали белить, подражая популярному и дорогому фарфору. К фигуркам зверей прибавились дамы-модницы, няньки с детьми, офицеры, франты, продавцы пирогов.

    Дымково Барыня-Водоноска

    Что изображают дымковские игрушки нянек с детьми?

    Нянька с детьми или нянька-кормилица – один из самых популярных образов 19 века. Как и другие дымковские фигурки, он отражает обычаи и быт русского народа в те времена.

    Вятская Дымковская игрушка

    Няньки с детьми изображают жительниц сел и городов, бравших на воспитание детишек с округи. Они частично или полностью заменяли детям родных мам – выкармливали их, воспитывали и передали знания.

    Отличительные черты дымковской игрушки

    Игрушки из Дымково невозможно спутать с другими. Они ассоциируются с весельем, радостью, ярмарочными удовольствиями. Кратко перечислим их особенности:

    • Каждая фигурка уникальна, пестрит многочисленными деталями, которые хочется рассматривать.
    • Игрушку украшает яркая роспись в виде языческих орнаментов. Эти узоры передавались из поколения в поколение и считались магическими.
    • Игрушки обелены, в росписи может быть задействовано до десяти разных цветов.
    • Часто фигурки украшают золоченые вкрапления, делающие их особенно нарядными.

    Дымковские игрушки предназначались по большому счету для взрослых. Красивыми сюжетными статуэтками украшали комоды, а в свистульки свистели на праздник Свистопляски.

    Игрушки из глины

    Особенности изготовления

    Дымковские игрушки лепили из местной красной глины. Ее собирали по берегам реки Вятки. Чтобы фигурки были крепкими, глину мешали с речным песком, рубили массу лопатой, заливали водой. Потом материал долго-долго месили ногами. От этого глина становилась пластичной и приобретала коричневый оттенок. Со стороны может показаться, что в руках вместо глины шоколадная масса.

    Изготовление игрушек из глины

    Работать с такой глиной было не так просто. От тепла рук она быстро сохла. Приходилось лепить быстро и точно. Множество деталей нужно было соединить в фигурку так, чтобы она выглядела цельной, словно литой. Затем фигурки сушили и обжигали в печи. Последними этапами были беление и роспись.

    Из-за сложности работы мастерицы, изготавливающие дымковские игрушки, ценились на вес золота. Каждая вкладывала свое видение в дымковскую фигурку. Кто-то делал юбку пышнее, кто-то фигурку крупнее, другие выбирали краску потемнее. Каждая игрушка получалась уникальной и неповторимой. Мастерицы прятали друг от друга свои работы, чтобы они не были скопированы.

    Фигурки и сюжеты

    Для дымковских игрушек характерны бытовые сюжеты, мотивы праздников и народных гуляний. Одни дамы и кавалеры танцуют, другие катаются на карусели или лошадях, несут воду. Практически не встретишь фигурок с пустыми руками. То курица виднеется под мышкой, то собачка. Иногда это балалайка, кувшин с молоком, ведро с водой или дети у нянек-кормилиц.

    Фигурки домашних животных

    Классикой дымковской игрушки считаются фигурки домашних животных:

    • лошадь;
    • петух;
    • корова;
    • свинья;
    • утка;
    • баран;
    • индюк и другие.

    Реже встречаются дикие звери и птицы – лев, синица, медведь, зебра.

    Цвета и орнаменты

    Дымковские фигурки в большинстве очень яркие и пестрые. Только дымковские мастера белили свои игрушки перед росписью. Для этого молоко смешивали с мелом.

    Глиняные игрушки Дымково

    Для росписи использовали краски, приготовленные на яичном желтке, квасе. Их наносили палочкой, обернутой в мешковину или пером. Для блеска игрушки покрывали яичным белком.

    Самые часто встречающиеся цвета:

    • желтый;
    • зеленый;
    • синий;
    • оранжевый;
    • розовый;
    • черный.

    Роспись представляет собой броский, контрастный орнамент. Несмотря на кажущуюся сложность, он состоит из простых элементов: кружков, полосок, точек, клетки. Изобразительное искусство того времени практически всегда несло определенный смысл. Каждый символ что-то означал:

    • перекрещенные полоски – колодец;
    • волнистая линия – вода;
    • круг со звездой по центру – солнце.

    Стихи, потешки и поговорки о дымковской игрушке

    Для детей история возникновения дымковской игрушки может быть преподнесена в виде презентации с иллюстрациями, потешками и поговорками. Иллюстрации для слайдов:

    Стихи, потешки и поговорки

    Стихи, потешки и поговорки:

    • Кони глиняные мчатся

    На подставках, что есть сил,

    И за хвост не удержаться,

    Если гриву упустил.

    • Три индюшки, три пеструшки, три гусыни –
      Все босые.
      Возле дома хлопотали,

    Бестолково лопотали:

    -Брр-брр-брр

    -Коко-ко!

    -Гага-га!

    • Вот индюк нарядный

    Весь такой он складный.

    У большого индюка

    Все расписаны бока.

    Посмотрите, пышный хвост

    У него совсем не прост:

    Точно солнечный цветок.

    И высокий гребешок,

    Красной горкою горя,

    Как корона у царя.

    • Утка Марфутка бережком идет,

    Уточек Марфуточек купаться ведет.

    • Барашек-свисток,

    Левый рог—завиток,

    Правый рог — завиток,

    На груди—цветок.

    Загадка:

    • Кофточки цветные,

    Юбки расписные,

    Шляпы трехэтажные –

    Статные и важные.

    (Дымковские барышни)

    После презентации детям можно предложить сделать дымковскую игрушку самостоятельно. Самые маленькие – дошкольники средней и старшей группы детского сада могут попрактиковать узоры красками на белой бумаге. Для самых маленьких впору будут раскраски с дымковскими образами:

    Раскраски с дымковскими образами

    В начальной школе можно использовать для создания дымковской игрушки пластилин или соленое тесто. Фигурки из теста можно будет же красиво и пестро расписать. Лучше, если дети выберут пример игрушки самостоятельно. Тогда творчество принесет больше удовольствия. По окончании работы из игрушек детей можно сделать выставку и провести ярмарку с песнями, хороводами и угощениями.

    Знакомить детей с дымковской игрушкой можно начиная с 4-5 лет. Простые и веселые образы понятны и близки для детского восприятия. Они помогают лучше узнать о богатстве фантазии своего народа, его мастерстве и трудолюбии.

    История дымковской игрушки

    Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

    1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
    2. эти народные игрушки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

    Дымковская игрушка (картинки)

    В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.

    Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

    Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой. Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

    Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.

    Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

    Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма игрушек начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

    Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

    После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки. В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.

    Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.

    В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

    Дизайн интерьера и архитектура

    Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют » кировскими игрушками».

    Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.


    Яркие дымковские фигурки

    Это касается всех этапов создания глиняных фигурок, начиная от процесса лепки до росписи. Именно уникальность, своеобразие и широкая вариативность форм и являются изюминкой дымковской игрушки.


    Образцы дымковских игрушек

    История промысла

    История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.

    Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.


    Дымковская игрушка » Тройка».

    Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.

    В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.

    Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.

    В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.


    Дымковская игрушка » Парочка».

    В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.

    Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.


    Дымковская игрушка » Дама с собачкой».

    Материалы и технология изготовления

    Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком.

    Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.

    Срок просушивания у игрушек разный ( от 2 дней до полутора месяцев) — в зависимости от размера и композиционной сложности изделия.

    Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил.

    В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.

    После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче.

    В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.

    В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.


    » Девушка с самоваром».

    Цветовая гамма и орнаменты росписей

    Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие:

    • красный
    • алый
    • оранжевый
    • желтый
    • синий
    • зеленый
    • золотой

    В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.

    В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.

    Тематика дымковских игрушек

    Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.

    Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:

    • Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие.
    • Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.
    • Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах.
    • Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове.
    • Фигурки детей — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах.
    • Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.
    • Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.
    • Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности.


    Сюжетная игрушка » Семья».
    В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.


    Образцы изделий дымковского промысла

    Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:

    • Стилизованные фигурки животных и птиц
    • Герои народных сказок
    • Изделия на темы исторических сюжетов
    • Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах
    • Фигурки детей
    • Представители различных профессий
    • Предметы быта
    • Предметы старины

    На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко — культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.


    Дымковская глиняная игрушка

    В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа » Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.

    Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.


    Скульптурная группа » Семья» в центре Кирова.

    В 2011 году в Кирове открылся музей » Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.


    В Кировском музее дымковской игрушки

    Система образов и сюжетов

    Если сравнивать сохранившиеся изображения первых дымковских игрушек с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

    Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

    • Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.
    • Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
    • Животные. Изначально создавались игрушки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
    • Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
    • Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.

    Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных – устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не выдерживали бы тяжести корпуса игрушки.

    Точки, линии, круги…

    Прежде чем изделия предстанут перед зрителями во всём своём великолепии, мастерам необходимо проделать сложную, кропотливую работу. Ярко-красная глина тщательно перемешивается с мелким песком. Игрушки нередко состоят из множества деталей, каждая из которых лепится по отдельности. Затем фигурка собирается — для склеивания используется жидкая глина. Все неровности на поверхности аккуратно сглаживаются.

    Игрушка вначале просушивается на воздухе, затем обжигается. После этого она покрывается белилами и расписывается. В былые времена для побелки использовался мел, разведённый в молоке. Краски делались на основе яйца с квасом. Иногда в конце вся фигурка покрывалась взбитым белком для блеска. Рисунки наносились птичьими перьями. Сейчас для росписи используются анилиновые красители. Иногда приклеиваются квадратики из сусального золота или его имитации — потали.

    Одна из особенностей дымковской игрушки — богатая цветовая гамма. Нарядная палитра делает изделия очень узнаваемыми. Преобладающие цвета — красный, синий, зелёный, жёлтый. Существуют определённые каноны для росписей. Каждый элемент узора несёт в себе конкретный смысл. Круги символизируют Солнце, волнистые линии — воду. Точки изображают человеческие следы. Перекрещенные прямые линии означают колодец. Эти символы очень древние.

    Изготовление дымковской игрушки

    Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.

    Лепка дымковской игрушки

    Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Игрушка выравнивается мокрыми пальцами.

    Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

    Животное делается немного по-другому. Например, дымковская игрушка лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

    Сушка

    Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других. Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

    Обжиг

    В давние времена игрушки обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть. Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.

    Побелка

    В процессе обжига глиняная игрушка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

    Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.

    Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

    Цвета дымковской игрушки

    Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками наносятся узоры.

    Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

    • синий,
    • малиновый,
    • зеленый,
    • желтый,
    • оранжевый
    • коричневый.

    Если разбавлять мелом основные цвета, можно получить дополнительные оттенки. Например, разбавленный синий цвет превращается в голубой.

    Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из волоса хорька или колонка.

    Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих – украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.

    Существует определенная традиция нанесения росписи:

    1. На лице человечка черной краской обозначаются брови и круглые глаза.
    2. Малиновая краска используется для прорисовки рта и щек.
    3. Для окраски волос выбирается черный или коричневый цвет.
    4. На юбки женских фигурок и звериные шкуры орнамент наносится на белое покрытие; рубахи, головные уборы однотонные.

    Дымковская роспись

    Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

    • полос,
    • ромбов и зигзагов,
    • кругов и полосок.

    Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет двух абсолютно одинаковых игрушек.

    Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.

    Волнистая линия напоминает реку, водную гладь, окружность с точкой – солнце, клетки из пересекающихся линий – сруб дома. Все эти понятия занимают важное место в картине мира русского человека.

    Роспись поделки

    Начинается этот этап после того, как побеленная игрушка высыхает. Мастер берет яркие краски и наносит на фигурку простые, незатейливые узоры.

    Используемые мастером цвета:

    • желтый;
    • малиновый;
    • синий;
    • коричневый;
    • оранжевый;
    • зеленый.

    Чтобы получить дополнительные цвета, основные следует разбавить мелом. Такова была колористика оригинальной дымковской игрушки.

    Кисточек в начале развития промысла не было, потому народным умельцам приходилось пользоваться деревянными палочками, обмотанными льняным лоскутком. Если сегодня попробовать работать таким аутентичным предметом, и простая дымковская роспись покажется великим искусством.

    Возможно, именно поэтому орнамент дымковских мастеров прост. Но при этом он выразителен, с цветовой точки зрения решен очень правильно.

    Прямые и волнистые линии, круги и ромбы – в этих узорах нет филигранности и особой сложности, но учитывая инструменты народного мастера, да уровень подготовки, поражаешься старательности, интуитивности художественного чутья творцов из глубинки. Современные мастера, работающие в дымковских традициях, пользуются колонковыми или хорьковыми кистями.

    В краску для росписи принято добавлять сырое яйцо. Делают это для того, чтобы цвета выглядели более глубокими, насыщенными, да и лишний блеск игрушке не помешает.

    И завершала этап росписи финальная обработка сусальным золотом. Из него просто вырезали несложные геометрические фигуры, приклеивали на воротники и шляпки барышень, на рога или уши животных. Потому и получаются игрушки такие праздничные, жизнерадостные, нарядные. И ни одно фото не способно передать их ликующего вида.

    Роспись, к слову, в определенном смысле канонична. Все лица человечков однообразны. Щеки и рот намечают малиновым цветом, черными становятся бровные дуги, глазки черные и круглые. Волосы у дымковских фигурок обычно темные – сплошь шатены да брюнеты. Рубахи и шляпы обычно однотонные, а вот юбки у женских образов белые с густым пестрым орнаментом. И фигурки животных тоже белые, щедро расписанные яркими узорами.

    Орнамент лишь на первый взгляд прост и сугубо декоративен. Как многое в народном творчестве, он является кодом, информацией. Например, волнистая линия – это река или просто вода, клетки с пересечением – сруб дома или колодца, окружность в центре с точкой – символ солнца или иного светила.

    Дымковская роспись в детском саду и школе

    Изучение дымковской игрушки входит в программу обучения в детских творческих студиях и художественных школах. Уделяют ей внимание и на занятиях по изобразительному искусству в детском саду и общеобразовательной школе.

    Этот народный промысел – часть истории нашей страны, а яркие фигурки, украшенные символичным орнаментом, могут многое рассказать о быте и мировоззрении наших предков.

    Роспись дымковской игрушки в упрощенном виде доступна маленьким детям, которым интересно вырисовывать маленькие ромбики, кружочки, полоски на фигурках животных. Дети более старшего возраста могут даже сами попробовать вылепить игрушку по дымковским канонам.

    Праздник «Свистуньи»

    Толчком к возникновению этих уникальных фигурок послужило празднование «Свистуньи». Именно для этого праздника изготавливалась дымковская игрушка. История, для детей и взрослых небезынтересная, так рассказывает о возникновении этой традиции.

    Начали отмечать этот день в память о погибших в 1418 году вятчанах и устюжанах. Поначалу каждый год справляли тризну по погибшим. Потом она переросла в народное гуляние, сопровождавшееся свистом из глиняных свистулек. Для этого праздника и наловчились местные мастера делать яркие и голосистые фигурки, которые позже получили название «дымковская игрушка». История, для детей и их веселого свиста начавшаяся, получила продолжение, потому что свистульки эти полюбились и взрослым. А позже к ним добавились игрушки.

    В конце девятнадцатого века изготовление дымковских игрушек прекратилось. И только в тридцатых годах двадцатого века возродилось вновь.

    Дымковская игрушка в XXI веке

    Как бы ни развивалась техника, знаменитое дымковское ремесло до сих пор остается ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая фигурка уникальна. Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти, символом русской народной культуры.

    В настоящее время о сохранности знаменитого народного промысла заботятся как энтузиасты, так и различные организации. В 2010 году в центре города Кирова при поддержке установили монумент, посвященный дымковской игрушке. Он представляет собой семью, состоящую из матери с младенцем на руках, мужичка, играющего на гармошке, мальчика со свистулькой, а также кошки и собаки. Все фигуры выполнены в классическом дымковском стиле.

    Дымковская игрушка была в числе достояний русского искусства, представленных на открытии Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году.

    Дымковская игрушка из глины в современном мире

    Серийного производства, как это ни странно, народный промысел Дымково не имеет. Каждая игрушка – это ручная работа. Потому как бы она не была канонична, в ней всегда будет чувствоваться рука мастера. У всякой мастерицы узнаваемый почерк, и тем интереснее пополнять свои коллекции истинным любителям глиняной игрушки.

    Ритуального значения, как несложно догадаться, у дымковских фигурок давно уже нет, как нет и народного праздника свистопляски. Но роль сувенира, русского символа, игрушка играет прекрасно. Почти 10 лет назад в центре Кирова (ранее – Вятка) установили памятник дымковской игрушке, многовековому бренду этого региона. Выглядит памятник как скульптурная группа «Семья»: барыня с младенчиком на руках, кавалер с гармошкой, ребенок и, конечно, братья меньшие. Воплощение всех типообразов игрушки в одной композиции, да еще в центре исторической родины промысла – это признание.

    Если вспомнить Олимпийские Игры в Сочи, то на открытии среди красочного и впечатляющего масштабами представления русских культурных достояний появилась и дымковская игрушка. И по сей день многие профессиональные художники, новички, любители и дети обращаются к дымковской эстетике, пробуют себя в роли продолжателя традиций. Такой сувенир, вне сомнений, украсит любой дом, сделает его теплее, наполнит его ощущением радости жизни и необходимости ценить простые моменты счастья.

    Возможно, вам будет интересно почитать про: «Особенности гжельской росписи».

    Дымковский промысел – народное послание, которое не конкурирует с современным искусством, а мирно уживается с ним. Его репутация, сложившийся образ стали таковыми благодаря признанию народа, любви и заботе о сохранении традиции.

  • Рассказ учителя английского языка о себе на английском
  • Рассказ ушинского богатство читать
  • Рассказ утро в осеннем лесу с опорными словами тихо ни ветерка падают листья улетают птицы
  • Рассказ утро в осеннем лесу для 2 класса своими словами
  • Рассказ утро в осеннем лесу для 2 класса литературное чтение