Рассказ у лукоморья дуб зеленый златая цепь на дубе том

Автор дарина донецкая на чтение 5 мин просмотров 1.1к. обновлено 10 марта, 2021 александр сергеевич пушкин, перу которого принадлежит произведение

На чтение 5 мин Просмотров 1.1к.
Обновлено

Александр Сергеевич Пушкин, перу которого принадлежит произведение «У лукоморья дуб зеленый», раскрывает невероятную красоту поэтического слова, понять которое поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал.

История создания

Данное стихотворение является прологом великой поэмы «Руслан и Людмила». В основу произведения легли старые народные сказки, которые он часто слышал, будучи ребенком, от своей няни.

«У лукоморья дуб зеленый» — вступление к поэме. Данное стихотворение смело можно назвать одним из самых известных произведений, написанных на русском языке. При его прочтении, читатель имеет возможность познакомиться с невероятными сказочными персонажами, а так же насладиться пейзажами, которые умело, рисует автор.

Названием стихотворения становится его первая строка. Понятие «лукоморье» происходит от слияния двух слов «лука» и «море». Данным понятием Александр Сергеевич пытался показать некую бухту, или залив. Есть даже предположение, что местность, описанная автором, существует на самом деле. Расположено оно в Крыму, и носит название мыс Фиолент. Там так же располагается очень старый монастырь, который достаточно часто посещал автор.

Александр Сергеевич не мог устоять перед прекрасными явлениями природы, поэтому и столетний дуб, который рос на берегу, не смог ускользнуть от его внимания. Именно это дерево натолкнуло поэта на создание великой поэмы, которая начинается так необычно.

Писать поэму поэт начинает в 1817 году, еще, когда учился в Царскосельском лицее. Окончена данная поэма была лишь через три года.

Темы, проблемы

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения – перенести читателя в мир сказки, познакомить со сказочными существами, которые встречаются в основной поэме. Поэтому главная задача стихотворения – это подготовить читателя к дальнейшему прочтению большого произведения.

Здесь мы можем видеть самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все пронизывается неповторимым «Русским духом», который так старается передать читателю Александр Сергеевич. Так же автор показывает силу русского народа, их мощь, которая всегда так восхищала Пушкина. В данном произведении поэту удалось собрать всё хорошее и великое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства воспитываемся на примерах русских богатырей, сказочных персонажей, которые отличаются неимоверной силой, мужеством, храбростью и добротой.

Жанр, размер

Что касается жанра произведения, то это поэма. Размер – любимый размер Пушкина – четырехстопный ямб. Но в первой строке используется пиррихий, что придает тексту особую плавность и размеренность. Рифмовка используется перекрестная, с чередованием мужской и женской рифмы.

Композиция

В анализируемом стихотворении достаточно интересное и своеобразное построение. В произведении «У лукоморья дуб зеленый» имеет двухчастную композицию. Первая часть произведения является началом и концом стихотворения, тем самым заключая вторую часть в своеобразное кольцо.

Лирический герой так же присутствует в стихотворении. Его роль исполняет сам поэт, которому «ученый кот» рассказывает сказки.

Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Композиционно стихотворение построено на манер старых русских сказок. Разделяется анализируемое стихотворение на несколько частей.

Первая часть – вступительная. В ней идет речь о самом лукоморье.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:

Вторая часть – основная. Здесь речь идет о мифических героях, с которыми нам предстоит встретиться.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

И заключительная часть, которая возвращает читателя обратно к лирическому герою и коту.

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Образы и символы

Данное произведение включает в себя огромное количество различных образов. В каждом из которых кроется определенный символ. Например, ученый кот символизирует науку и образованность; образ лешего, что свойственно русским сказкам, символизирует хозяина леса; в образе русалки раскрывается дух озера, поля и леса; невиданные звери – вымышленные существа, которые встречаются преимущественно в сказках; морской дядька и тридцать витязей прекрасных – некие герои, в обязанность которых входит охрана границ; баба Яга – так же старая знакомая, которая встречается в большом количестве русских сказок; царь Кащей – так же частый герой русских сказок, смерть которого сосредоточена в игле.

Основными героями анализируемого стихотворения являются ученый кот, который рассказывает сказки нашему лирическому герою, который с удовольствием их слушает.

Основная мысль

Основной идеей произведения является то, чтобы подготовить читателя к удивительному миру сказок, настроить на необходимый лад. Как таковой смысловой нагрузки данный отрывок не несет, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль так же незначительна. Напротив. Данное произведение с детства любимо всеми детьми, изучается в школе.

Большинство взрослых по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые прошли с ними на протяжении всей жизни. Потому что данное произведение интересно для прочтения не только детям, но и старшему поколению. Ведь так порой хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в прекрасный мир сказок. А уж это Александру Сергеевичу удалось в полном объеме.

Средства выразительности

Главная задача Александра Сергеевича Пушкина в данном стихотворении заключается в том, что перенести читателя в сказочный мир и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых придает динамичность стихотворению.

Так же здесь мы видим большое количество эпитетов, которые помогают придать сказочности лукоморью, а так же передают свойства и цвета.

Так же в произведении можно встретить метафоры, олицетворения, эллипсы, анафоры. Благодаря всей совокупности данных средств выразительности стихотворение и приобретает волшебный, сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.

Тема урока : А.С.
Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок).

Цели: 
познакомиться с новым произведением А.C. Пушкина, новым видом жанра (поэма).

1. Орг. момент

Прозвенел уже звонок. Начинается урок.

В путешествие пойдём. В страну сказок
попадём.

Слушай, думай, наблюдай, Сказку нашу
отгадай.

Глазки дружно закрывайте. Сказку в душу
пропускайте.

2. Актуализация знаний.

Какой раздел мы
закончили изучать? «Народные сказки».

Почему сказки
называются «народные»? Их сочинил, придумал народ и передавал  следующим
поколениям из уст в уста. 

Сказки каких народов мы
прочитали? Русского,
литовского,                                                                  
таджикского, китайского.

Чему учат эти сказки? 

Проверим, насколько
хорошо вы их запомнили. Вам нужно ответить на два вопроса: кто эти герои, из
каких сказок они к нам пришли.

1. «Семь Симеонов»:
Симеон-младшенький.

2. «Жаба-королева»:
королевич.

3. «Птица Кахна»: птица
Кахна, старик.

4. «Иван — 
крестьянский сын и чудо-юдо»: три брата, Старушка.

5. «Царевна-лягушка»:
Василиса Премудрая.

Молодцы,  вы  очень 
хорошо  знаете  народные сказки.  Поэтому мы можем продолжать наш путь дальше. 

3. Постановка темы и
цели урока

Сейчас я прочту
стихотворения, которые мы читали во 2-ом классе.   Уж небо осенью
дышало,                                      Опрятней модного паркета Уж реже
солнышко блистало,                               Блистает речка, льдом одета.
Короче становился день,                                        Мальчишек
радостный народ Лесов таинственная сень                                       
Коньками звучно режет лёд…

С печальным шумом обнажалась… 

Кто автор этих строк?
/А.С.Пушкин/

С какими ещё
произведениями А.С.Пушкина, кроме стихов, вы знакомы?

Назовите сказки,
принадлежащие перу Пушкина? Какая особенность сказок Пушкина?    (они написаны
в стихах) 

Итак,  мы  знаем,  что 
Пушкин  писал  стихи  и  сказки,  т.  е.  поэтические произведения.

Дети, как вы думаете,
какая у нас тема урока? Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.

Сегодня  будем 
изучать  ещё  одно  произведение  А.С.Пушкина,  которое написано красивым
литературным языком «У лукоморья дуб зелёный…». Наверняка вы его уже читали.

Цели: прочитать
и проанализировать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», познакомиться с биографией
А.С. Пушкина, научиться выразительно читать.

А что такое ПОЭМА? Кто
из вас знает? Поэма  –  большое  стихотворное  произведение  на историческую,
героическую или возвышенную лирическую тему.

Будем читать про
лукоморье. А что это такое?

Подберите  синонимы  и 
антонимы  к  словам  НЕВЕДОМЫЙ, НЕВИДАННЫЙ.

Какие  значения  может 
иметь  слово  ЗАВОДИТЬ?

Биография А.С. Пушкина.

Родился  Пушкин
в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека.
Мальчик рано пристрастился к чтению.

На его воспитание
большое влияние оказали бабушка поэта и няня Арина Родионовна, которая
мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки.
За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не
зря его называют жемчужиной русской поэзии. (Видео).

Первичная проверка
восприятия.

В произведении вам
встретятся незнакомые слова. Проведем словарную разминку с.82.

Слова – златая,
брег, песнь, чредой
 – старые, вышедшие из употребления формы слов.
Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, берег, песня, чередой – по очереди).

 Что означает «дол»?
как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое?
(пространство без деревьев – долина).

Как вы понимаете слова «видений полны»?
(Привидений)

Пленяет –
берёт в плен. Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится. Чахнет –
сохнет, худеет.

Эти устаревшие слова, в
нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег»,
«чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя стариной, сказочностью,
волшебством.

Чтение отрывка.

Каким поэт изобразил
лукоморье? /Сказочным, таинственным,   загадочным, волшебным/

Какие чудеса и
сказочные герои вас удивили?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ребята, обратите
внимание, сколько частей в этом произведении? Состоит из двух частей. Первая —
состоит из шести строк.

Что изобразил поэт в первой
части
? О чём пишет А.С.Пушкин? Прочитаем по «цепочке»

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на
дубе том;
И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит.

Что описывает Пушкин?
Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира.

А каким вы
представляете себе Кота учёного? (Дрессированный, образованный,
мудрый, знающий песни и сказки.) Это определение подтверждает, что кот
волшебный.

Что вы можете сказать о
второй части? Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с
которыми происходят чудеса.

Что же это за сказочные
герои? Читаем дальше по цепочке.

Там чудеса: там леший бродит, Русалка на
ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей;

Так много
волшебства…есть существа, которых нет в настоящей жизни… (поэтому эта
поэма – сказка).

— «Там леший бродит»…
Каким вы представляете себе Лешего? Леший – хозяин леса и зверей.
Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост – быть то ниже
былинки, то выше дерева, управлять зверьми.

А почему он не идёт, а
бродит? Бродить — ходить по разным направлениям, отыскивая
что-либо или без цели; едва ходить, еле таскать ноги, плестись.)       

Следующая героиня – русалка.
А что вызнаете о ней? Русалки представляются в виде красивых девушек с длинными
волосами. 

Ребята, а как вы
думаете, может ли русалка на ветвях сидеть?

Читаем дальше по
цепочке.

Там лес и дол видений
полны;
Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и
пустой…
И тридцать витязей прекрасных (

Чредой из вод выходят
ясных
, И с ними дядька их морской; 

Витязь – храбрый воин,
богатырь. Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в
дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а морской.

Там королевич мимоходом 
Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом  Через леса,
через моря

Колдун несёт богатыря;  В
темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно
служит;
 

Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кощей над
златом чахнет

Там русский дух…там
Русью пахнет!
 

И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел и кот учёный Свои мне сказки
говорил.

А вот появляется и колдун.
Каким вы представляете себе колдуна и что знаете  о нём? Колдуны большею
частью — люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с
длинными неостриженными ногтями.

А бурый волк ей
верно служит
В словаре В.И.Даля бурый цвет упоминается лишь применительно к
медведю и лисе. Волк не назван привычно серым, что подчёркивает его
необычность, уникальность.

Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собойБаба-Яга — злая колдунья. Обычно
она представляется в виде горбатой, хромоногой, худой старухи  с
косматыми  седыми волосами, костяной ногой, страшным лицом, гнилыми
клыками, торчащими из потерявшего почти все зубы рта.

Там царь Кощей над
златом чахнет —
Злой чародей. Чаще всего кощей
представляется костлявым и лысым стариком, который обитает в зловещем каменном
замке.  Кощей играет  роль скупого хранителя сокровищ и опасного
похитителя красавиц.

Там русский дух…там
Русью пахнет!
 — Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? – гордость
за Россию.

И я там был, и мёд я
пил —
Можно ли пить мед? Это переносное значение. “Мед я пил” — наслаждался
прелестью сказок

У моря видел дуб
зелёный; Под ним сидел и кот учёный Свои мне сказки говорил. —
Что
напоминают последние строчки? концовку русских народных сказок.

Закрепление знаний.

Чтение поэмы хорошо
читающими учениками.

Что вы можете рассказать
об иллюстрациях? Мы видим Бабу Ягу колдуна и богатыря.

Найдите строки, к
которым сделаны иллюстрации

Устное «рисование».
Какие иллюстрации можно нарисовать к этому отрывку?

Видео о Пушкине.

Итог урока.

Что изучали на уроке?

Через своё произведение
А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые
передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

Вступление к какому
произведению мы с вами сегодня читали? «Руслан и Людмила»

С каким новым видом
жанра познакомились сегодня на уроке? Поэма.

Что особенно вам
понравилось? Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

К какому литературному
жанру относится это произведение?  Поэма

Рефлексия.

Понравилось ли вам это
произведение? Опишите свое настроение от прочитанного произведения.

Домашнее задание.

Выучить отрывок
наизусть, стр. 83 ответить на 3-ий вопрос

  • Рассказ тургенева бирюк читать
  • Рассказ три сестры три судьбы глава 15
  • Рассказ третий в пятом ряду
  • Рассказ три дерева читать
  • Рассказ три брата читать