Рассказ тютчева как неожиданно и ярко

Фдора тютчева, несомненно, можно назвать поэтом, чьи стихи составляют одну из золотых страниц литературного наследия русского языка. его вдохновение было

Фёдора Тютчева, несомненно, можно назвать поэтом, чьи стихи составляют одну из «золотых страниц» литературного наследия русского языка. Его вдохновение было в природе, Родине, людях, возвышенных чувствах вроде любви и патриотизма, нередко встречались и философские мотивы. Одно из подобных произведений Тютчева — «Как неожиданно и ярко…». Анализ этого стихотворения ученики разбирают в 4 классе.

История создания

Название «Как неожиданно и ярко…» полностью соответствует появлению этого стихотворения. Известно, что со своей любимой женщиной, Еленой Денисьевой, Тютчев повстречался, будучи во втором браке. Эти отношения были испытанием для обоих, в первую очередь для Денисьевой, так как её окружение совершенно не одобряло связи с Тютчевым.

Но, несмотря ни на что, влюбленные были вместе около четырнадцати лет. Денисьева желала узаконить отношения, но Тютчев не соглашался. Когда Елена Александровна скончалась, поэт чувствовал себя в некоторой степени виновным в этом, укорял себя, что так и не сделал любимой предложение. После её смерти стихи Тютчева были полны боли и тоски. И вдруг среди них в 1865 году появилось «Как неожиданно и ярко…», будто свидетельствуя о смене настроения поэта, смирении с утратой.

Сюжет

Сюжет стихотворения перекликается с сюжетом «Божественной комедии» Данте и других произведений западноевропейской литературы.

В центре – фигура человека, оказавшегося на мрачном жизненном перепутье.

В этот момент происходит прозрение, герой видит прежнюю жизнь в трагическом свете. Он начинает смотреть на мир сквозь пророчества «Апокалипсиса», то есть скорый конец света становится для него очевидным.

Вернувшись в семью и поведав о своей печали близким, странник не находит сочувствия. Его отправляют спать, списывая болезненное состояние его духа на усталость, но сон не приносит облегчения. Тогда жена и дети отступаются от героя, как от больного, – происходит окончательный разрыв с ними.

В тоске странник отправляется дальше и встречает юношу, который указывает ему на свет, который брезжит впереди. Заворожённый теплотой и яркостью этого света, герой следует за ним, чтобы найти тесные врата, ведущие в Царство Божье.

Тема, идея и основная мысль

На первый взгляд, стихотворение кажется типичным представителем пейзажной лирики Тютчева. Со свойственными ему живостью и яркостью изображения поэт рисует иллюстрацию одного из красивейших природных явлений — радуги. Автор иносказательно описывает «минутное торжество» прекрасной «воздушной арки».

Но эта небольшая меткая зарисовка длится лишь на протяжении двух строф. Дальше Тютчев рассуждает о том, как быстротечна красота радуги: «Оно дано нам на мгновенье», сравнивая её с тем, что дорого для человека, предупреждая о скоротечности счастья. Это роднит стихотворение с философской лирикой поэта.

Несомненно, темой «Как неожиданно и ярко…» является тоска по тому, что имело для автора огромное значение. Основная мысль — нужно беречь тех и то, что дорого человеку, ведь хорошее быстротечно, словно радуга, и потом можно горько жалеть о прошлом, но ничего уже будет не вернуть.

Средства выразительности

Анализ стихотворения Тютчева «Прощальная любовь» должен быть завершен перечислением тропов. Средства художественной выразительно создают неповторимый стиль автора и выражают его чувства.

  1. Эпитеты: «прощальный свет», «любви последней», «последняя любовь».
  2. Метафора: «на склоне лет», «заря вечерняя», «скудеет кровь», «не скудеет нежность».
  3. Олицетворение: «бродит сиянье», «полнеба обхватила тень».
  4. Оксюморон: «вечерний день».
  5. Лексический повтор: «сияй, сияй…», «помедли, помедли…», «продлись, продлись…».
  6. Инверсия прослеживается на протяжении всего стихотворения. Например, «нежней мы любим и суеверней…».
  7. Риторическое восклицание:

«Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!» «О ты, последняя любовь!»

Автор: Кристина Асаулова

Тропы и основные характеристики

Основными средствами выразительности в поэзии являются тропы. В стихотворении «Как неожиданно и ярко…» их можно найти практически в каждой строчке. Среди них:

  1. Эпитеты: «неожиданно и ярко», «влажная синева», «минутное торжество», «радужное виденье», «воздушная арка».
  2. Метафоры: «арка воздвиглась», «уйдёт всецело, чем ты и дышишь и живешь».
  3. Олицетворения: «арка вонзила», «арка обхватила», «арка изнемогла», «виденье побледнело».
  4. Риторический вопрос: «Еще минута, две — и что ж?»

Основными характеристиками стиха являются:

  1. Жанр — пейзажная лирика с философским подтекстом.
  2. Размер — ямб.
  3. Рифмовка — перекрёстная.
  4. Композиция: две части и «вывод». Первая — описание пейзажа, вторая — исчезновение радуги, «вывод» — последние две строчки.
  5. Лексика — возвышенная.

Перед глубоким разбором стихотворения нужно уточнить, что оно целиком и полностью связано с историей любви Денисьевой и Тютчева. Оно является своеобразным «кратким содержанием» их отношений.

Значение произведения

Значение стихотворения «Странник» для отечественной литературы чрезвычайно велико. Оно намечает поворот от человека светской культуры к духовному герою, правдоискателю. Странник Пушкина с его жаждой свободы и правды напоминает героев Достоевского.

Вообще мотив странничества является одним из основных в литературе духовного поиска. Странники всегда были частью русской культуры, они бродили по дорогам, пели духовные стихи, совершали паломничества к монастырям и искали правду Божью.

Тяготение образованной части общества к народной культуре вылилось в мотив странничества. Одним из первых опытов описаний подобного «побега» явилось стихотворение Пушкина.

Подобный мотив в полную силу зазвучит в творчестве Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Некрасова, Лескова, Чехова, Бунина, Горького, Шмелёва, Зайцева, Есенина, Клюева, Васильева, Платонова и многих других русских писателей.

Анализ стихотворения Тютчева Весенние воды 5 класс

1. Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев: Биографический очерк. Отрывок / И. С. Аксаков // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 2–6. (Биографический портрет, обзор творчества Ф. И. Тютчева. Отрывок из работы И. С. Аксакова)

2. Анненкова Е. И. Два стихотворения. «Не знаю я, коснется ль благодать…» Ф. И. Тютчева и «Мадонна» А. С. Пушкина / Е. И. Анненкова // Литература в школе. – 2001. – N 4. – С. 2–6.

(Сопоставительное осмысление двух стихотворений, появившихся в разные историко-литературные периоды XIX столетия, являющихся органичными для творчества обоих поэтов в целом, выявляющих существо их поэтического и философского миросозерцания)

3. Апалькова И. Г. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. «: V класс / И. Г. Апалькова // Литература в школе. – 2011. – N 8. – С. 42–43. (Изучение поэзии Ф. И. Тютчева в V классе на примере стихотворения «Есть в осени первоначальной. «)

4. Богачева А. Ф. «Я помню вальса звук прелестный. «: Литературно-музыкальный вечер / А. Ф. Богачева // Литература в школе. – 2004. – N 1. – С. 45–47. (Сценарий литературно-музыкального вечера по творчеству русских поэтов (Пушкин А. С., Грибоедов А. С., Тютчев Ф. И., Боратынский Е. А. ).

5. Галкин А. Читая стихотворение Ф. И. Тютчева «Два голоса» / А. Галкин // Литература в школе. – 2007. – N 2. – С. 49. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Два голоса»)

Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» | Литерагуру

Поэт золотого века русской поэзии Фёдор Иванович Тютчев смотрел на природу через призму философии, мастерски перенося мистическую многогранность пейзажей в текстовую форму.

Стихотворение «Весенняя гроза» стало неким каноном изображения природных явлений.

В нём присутствует эта глубокая концептуальность, гармонично вплетённая в образы, порожденные, пожалуй, самым вдохновляющим временем года.

История создания

Данное лирическое произведение имеет интересную судьбу: появившись в чужом краю, но воспевая прелесть российской весны, оно возникло в сознании юного поэта-дипломата и переродилось через четверть века.

Фёдор Иванович написал «Весеннюю грозу», будучи в Германии на дипломатической службе в 1828 году.

На тот момент поэту было всего 25 лет, однако, будучи даже в другой стране, он так ярко и точно описал великолепие российской природы, будто видел всё это воочию.

Впервые произведение появилось в московском журнале «Галатея». Впрочем, самое удивительное, что Тютчев вновь обратился к данному стихотворению в 1854 году, через 26 лет, переписав начальное четверостишье и дополнив его вторым.

Жанр, направление и размер

«Весенняя гроза» – лирическое произведение, оно ёмко, мелодично и изящно, в нём сконцентрировалось обширная палитра настроений, здесь чувствуется и мощь, и лёгкость, и игривость. Такая динамичность непривычна для пейзажной лирики.

Интересно то, как увеличивается темп по ходу прочтения стихотворения, меняется интонация. Это достигается за счёт стихотворного размера – четырёхстопного ямба и перекрёстной рифмовки.

Смысл названия

На первый взгляд название стихотворения понятно и однозначно, однако Тютчев озаглавил это произведение не просто «гроза», а подчеркнул, что данное явление относится именно к весеннему периоду, и это очень важная деталь, раскрывающая глубинный замысел поэта.

После суровой и беспощадной зимы, наступает, наконец, пробуждение, происходят перемены, всё обновляется, закладывается новое начало для жизни. А первые весенние грозы – предвестники этой зарождающейся силы, несущей радость. Настроение стихотворение может быть понято аллегорически: его ощущает всякий человек на пороге внушительных перемен.

Образы и символы

Данное стихотворение предстаёт перед читателем в виде чувств лирического героя, выражающего их в монологе, он сообщает нам о потаенных символах, заложенных в природе, а именно — в весенней грозе.

Это самый яркий и главенствующий образ произведения.

Интересно то, что автор превозносит и воспевает это явление, наделяя его не просто человеческими качествами, а некой божественной силой, что ясно проглядывается в заключительной строфе, где фигурируют герои из мифологии Древней Греции.

Торжество союза человека и природы – ключевой философский подтекст в данном произведении. Можно провести параллель в проявлении игривости, заложенной в природных явлениях, и человеческой молодости, юношеской поры, недаром причиной первой весенней грозы послужила неосторожность и легкомысленность богини юности Гебы, дочери Зевса – бога грома и молний.

Лирический герой общается с окружающим миром, посылающим ему весточки через раскаты грома, пение птиц, лучи света, шумные потоки ручьёв, прохладные капельки дождя.

Темы и настроение

Основная тема «Весенней грозы» заключается в самом названии. Кроме того, здесь присутствует философский подтекст – единство природы и человека, отождествление мира внутреннего и окружающей реальности.

Жизнерадостность — квинтэссенция настроения стихотворения. Триумф весны, врывающейся шумным громом в унылый мир, в закостеневшие души людей с целью оживить и исцелить то, что было уничтожено холодами, тяготами и невзгодами. Каждая строка стихотворения словно кричит нам: «Живи! Радуйся каждому дню! Стремись вперёд! У тебя столько лет впереди!».

Стихотворение Тютчева – это тёплый бальзам, согревающий заледеневшее сердце, яркий мотив неугомонных звуков, призыв к переменам, стимул идти вперёд и наслаждаться моментами мощной бури, поднимающейся в душе.

Идея

В стихотворении Тютчева два параллельных мира, реальный и идеальный, сосуществуют рядышком и находят отголоски друг друга в проявлении своей энергии. Сплетение этих начал порождают новую стихию.

Здесь очевидна идея — запечатлеть живую картину, звучащую в унисон с внутренним «я», его желаниями, его мечтами, порывами, стремлениями и душевным состоянием. Весенняя буря – это отражение переживаний и надежд лирического героя.

Он ждет перемен и радуется их вестнику – грому, изменяющему все вокруг.

Автор показал, что нерушимая связь природы и человека рождает мировую гармонию.

Весенний пейзаж предстаёт перед нашими глазами как нечто мимолетное, меняющееся каждое мгновение, но при этом он застыл на века, чтобы потомки могли видеть ту первую и пленительную тютчевскую грозу, способную всколыхнуть потаённые чувства, оживить в памяти юность, беззаботность, радость. Стихотворение заставляет задуматься о месте человека в этом громадном, бушующем и неподвластном мире.

Федор Тютчев — Не в первый раз кричит петух ( Рассвет )

Ne v pervy raz krichit petukh; Krichit on zhivo, bodro, smelo; Uzh mesyats na nebe potukh, Struya v Bosfore zaalela.

Yeshche molchat kolokola, A uzh vostok zarya rumyanit; Noch beskonechnaya proshla, I skoro svetly den nastanet.

Vstavay zhe, Rus! Uzh blizok chas! Vstavay Khristovoy sluzhby radi! Uzh ne pora l, perekrestyas, Udarit v kolokol v Tsargrade?

Razdaysya blagovestny zvon, I ves Vostok im oglasisya! Tebya zovet i budit on, — Vstavay, muzhaysya, opolchisya!

V dospekhi very grud oden, I s bogom, ispolin derzhavny. O Rus, velik gryadushchy den, Vselensky den i pravoslavny!

Yt d gthdsq hfp rhbxbn gtne[; Rhbxbn jy ;bdj. jlhj, cvtkj; E; vtczw yf yt,t gjne[, Cnhez d ,jcajht pffktkf/

Tot vjkxfn rjkjrjkf, F e; djcnjr pfhz hevzybn; Yjxm ,tcrjytxyfz ghjikf, B crjhj cdtnksq ltym yfcnfytn/

Dcnfdfq ;t, Hecm! E; ,kbpjr xfc! Dcnfdfq [hbcnjdjq cke;,s hflb! E; yt gjhf km, gthtrhtcnzcm, Elfhbnm d rjkjrjk d Wfhmuhflt?

Hfplfqcz ,kfujdtcnysq pdjy, B dtcm Djcnjr bv jukfcbcz! Nt,z pjdtn b ,elbn jy, — Dcnfdfq, ve;fqcz, jgjkxbcz!

D ljcgt[b dths uhelm jltym, B c ,jujv, bcgjkby lth;fdysq!// J Hecm, dtkbr uhzleobq ltym, Dctktycrbq ltym b ghfdjckfdysq!

Фёдора Тютчева, несомненно, можно назвать поэтом, чьи стихи составляют одну из «золотых страниц» литературного наследия русского языка. Его вдохновение было в природе, Родине, людях, возвышенных чувствах вроде любви и патриотизма, нередко встречались и философские мотивы. Одно из подобных произведений Тютчева — «Как неожиданно и ярко…». Анализ этого стихотворения ученики разбирают в 4 классе.

История создания

Название «Как неожиданно и ярко…» полностью соответствует появлению этого стихотворения. Известно, что со своей любимой женщиной, Еленой Денисьевой, Тютчев повстречался, будучи во втором браке. Эти отношения были испытанием для обоих, в первую очередь для Денисьевой, так как её окружение совершенно не одобряло связи с Тютчевым.

Но, несмотря ни на что, влюбленные были вместе около четырнадцати лет. Денисьева желала узаконить отношения, но Тютчев не соглашался. Когда Елена Александровна скончалась, поэт чувствовал себя в некоторой степени виновным в этом, укорял себя, что так и не сделал любимой предложение. После её смерти стихи Тютчева были полны боли и тоски. И вдруг среди них в 1865 году появилось «Как неожиданно и ярко…», будто свидетельствуя о смене настроения поэта, смирении с утратой.

Система образов

Образы стихотворения концентрируются вокруг идеи жизненного пути.

Если жизнь – это путь, то проходящий его – странник. У странника нет семьи, дома, места работы. Он живёт мыслью о Боге и следует всегда вперёд, за светом ещё неведомой, но уже приоткрывшейся ему Истины.

На его стороне находится юноша с книгой, который подсказывает герою, куда идти. Возможно, это один из ангелов, посланный Богом на помощь заблудшему.

Подобный персонаж божественного происхождения (шестикрылый серафим) является герою стихотворения «Пророк», написанного Пушкиным 9-ю годами ранее.

Страннику и юноше противопоставлены образы родных поэта (его жены и детей), весь уклад домашней жизни с обязательным ночным сном, приличием поведения и благоразумием суждений, а также врач, о котором они вспоминают.

Тема, идея и основная мысль

На первый взгляд, стихотворение кажется типичным представителем пейзажной лирики Тютчева. Со свойственными ему живостью и яркостью изображения поэт рисует иллюстрацию одного из красивейших природных явлений — радуги. Автор иносказательно описывает «минутное торжество» прекрасной «воздушной арки».

Но эта небольшая меткая зарисовка длится лишь на протяжении двух строф. Дальше Тютчев рассуждает о том, как быстротечна красота радуги: «Оно дано нам на мгновенье», сравнивая её с тем, что дорого для человека, предупреждая о скоротечности счастья. Это роднит стихотворение с философской лирикой поэта.

Несомненно, темой «Как неожиданно и ярко…» является тоска по тому, что имело для автора огромное значение. Основная мысль — нужно беречь тех и то, что дорого человеку, ведь хорошее быстротечно, словно радуга, и потом можно горько жалеть о прошлом, но ничего уже будет не вернуть.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания природы. Герой видит небо после дождя и на нем сияет радуга. Ее торжество продлится недолго, но она уже вонзила один свой конец в лес, а другой спрятала за облака. Ее величие и размеры поражают и удивляют.

Постепенно радуга начинает пропадать. Но ее появление является настоящим удовольствием для глаз лирического героя. Оно появляется на мгновенье и нужно успеть его схватить. Стоит замешкаться, и радуга пропадет.

Герой смотрит, как воздушная арка тает. Через минуту-другую она исчезает. В этот момент герой понимает, что бытие такое же мимолетное. Всем придется столкнуться с уходом близких и когда-нибудь каждый человек умрет, исчезнет с лица земли. Это наводит его на грустные мысли, но такова жизнь — все приходит и уходит.

Тропы и основные характеристики

Основными средствами выразительности в поэзии являются тропы. В стихотворении «Как неожиданно и ярко…» их можно найти практически в каждой строчке. Среди них:

  1. Эпитеты: «неожиданно и ярко», «влажная синева», «минутное торжество», «радужное виденье», «воздушная арка».
  2. Метафоры: «арка воздвиглась», «уйдёт всецело, чем ты и дышишь и живешь».
  3. Олицетворения: «арка вонзила», «арка обхватила», «арка изнемогла», «виденье побледнело».
  4. Риторический вопрос: «Еще минута, две — и что ж?»

Основными характеристиками стиха являются:

  1. Жанр — пейзажная лирика с философским подтекстом.
  2. Размер — ямб.
  3. Рифмовка — перекрёстная.
  4. Композиция: две части и «вывод». Первая — описание пейзажа, вторая — исчезновение радуги, «вывод» — последние две строчки.
  5. Лексика — возвышенная.

Перед глубоким разбором стихотворения нужно уточнить, что оно целиком и полностью связано с историей любви Денисьевой и Тютчева. Оно является своеобразным «кратким содержанием» их отношений.

Центральные персонажи

Как уже было сказано, главный герой произведения, становящийся странником, а также юноша, указующий ему путь, находятся на одной ступени.

На другой помещаются их антагонисты: жена, дети, врач, которые олицетворяют общество и мирскую жизнь в целом.

И те, и другие по-своему правы, просто они расположены на разных уровнях познания мира.

Для лирического героя очевидна ограниченность простого житейского «счастья» и покоя, ему требуется свобода и полная переоценка ценностей.

Окружающие не могут понять причину его беспокойства и считают его умалишённым. В конце стихотворения появляются приятели героя, которые разными способами хотят остановить его и вернуть к прежней жизни. Одни смеются, другие бранят его, третьи хотят вернуть силой.

Эта картина усиливает одиночество странника среди людей.

Анализ стихотворения Тютчева Рассвет

  • Введение
  • Основная идея Взгляды.
  • Вывод

Стихотворение Федора Ивановича под названием «Рассвет» было опубликовано в 1849 году. Оно яркое, наполненное положительными эмоциями, немного призывное.

Работа содержит 5 четверостиший:

В 1 говорится о том, что природа уже проснулась. Во 2 передается радость того, что настанет светлый день. В 3 происходит поднятие духа Руси.

  1. В 4 ощущается желание услышать христианами звон колоколов, а за ними зовы к мужеству.
  2. Итогом будет слава вселенскому православному дню.
  3. Бодрый стих, наставляющий на великие дела.

Творение мастера внушает его позитивное отношение к красотам рассвета, к православию, к звукам великого колокола, к своему народу и родному краю. Легко воспринимается читателем и оставляет приятный след в душе. Название стиха говорит о том, что будет передаваться в нем, в мыслях всплывают хорошие ассоциации.

Тютчев — дипломат и создатель более 400 стихотворений. Его основное направление: описание окружающих великолепных видов и лирика. Ознакомление с его творчеством вызывает множество чувств: ликование, меланхолию, обожание, гордость. Невероятные спады и падения, как и наша удивительная жизнь.

Автор пережил различные события, которые напрямую оказывали влияние на его стихотворения.

Это произведение проходят в 5 классе.

Анализ стихотворения Тютчева Рассвет

  1. Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева Тютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он…
  2. Анализ стихотворения Умом Россию не понять Тютчева Стих Тютчева написано в тысяча восемьсот шестьдесят шестом году — это один из самых процитируемых и выдающихся стихотворений, к тому…
  3. «Рассвет» анализ стихотворения Блока Александр Александрович Блок — русский поэт, выдающийся представитель русского символизма. Его стихотворение «Рассвет», написанное в ноябре 1903 года, входит в…
  4. Анализ стихотворения Тютчева Силентиум Silentium Ниже приведено несколько вариантов анализа этого стихотворения, выберите который вам по душе. Стихотворение известно под именами Silentium, Силентиум, Молчание Анализ…
  5. Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою 3 Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение «Чародейкою зимою» в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика…
  6. Анализ лирического стихотворения И. Бунина «Рассвет» Как часто кажется нам, что мир рушится, уходит у нас из-под ног. Под гнетом обыденности, проблем, которые мы сами себе…
  7. Сопоставительный анализ стихотворения А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы» и стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium» При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к…
  8. «Вечер» анализ стихотворения Тютчева Какие ассоциации вызывает у человека слово «вечер»? Кто-то сразу представит романтический вечер со свечами и прочими атрибутами свидания. Для кого-то…
  9. «Я встретил вас» анализ стихотворения Тютчева Зрелая лирика Тютчева во многом была посвящена теме любви, отражая полную страстей и разочарований личную жизнь самого поэта. К позднему…
  10. Анализ стихотворения Тютчева День и ночь Блестящий дипломат, умный государственный деятель Ф. И. Тютчев был тонким лириком и признанным философом своего времени. Со временем поэт стал…
  11. Анализ стихотворения Тютчева Эти бедные селенья С самого раннего подросткового возраста знаменитый и многими любимый поэт Тютчев Федор начал строить свою общественно-политическую карьеру, и в 19…
  12. «Есть в осени первоначальной…» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было создано Ф. И. Тютчевым 22 августа 1857 года. Возвращаясь с дочерью из имения Овстуг…
  13. «Весенние воды» анализ стихотворения Тютчева Ф. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна…
  14. «Природа — сфинкс» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Природа — сфинкс» было создано Федором Ивановичем Тютчевым в родовом имении Овстуг в последний период своего творчества, в августе…
  15. Анализ стихотворения Тютчева Фонтан Поэт создал это стихотворение в 1836 году. Федор Тютчев, после учебы в университете в Москве. После он получил можно сказать…
  16. Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь» Стихи Тютчева о любви носят характер обобщенно психологический и тем самым отчасти философский. В. Гиппиус писал: «Тютчев поднимает любовную лирику…
  17. Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза Русский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение «Весенняя гроза» в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт…
  18. «Весенняя гроза» анализ стихотворения Тютчева Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» — его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году…
  19. Сочинение Анализ стихотворения Тютчева Я встретил вас -4 Тютчев — очень прославленный русский поэт. Он жил в одно час со многими знаменитыми поэтами и писателями, и, на…
  20. Анализ стихотворения Тютчева Вечер Как известно, Тютчев обладал удивительным даром описывать природу и явления, происходящие в ней. Он настолько владел словом, что невольно становишься…

Источник: https://ege-russian.ru/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-rassvet/

Лирический герой

Стихотворение написано от первого лица. Пушкин берёт на себя роль странника, проговаривая вслух желание последних лет своей жизни: «Давно, усталый раб, замыслил я побег…».

Но его герой мучим не простым желанием социальной свободы. Его тяготит неотвратимость Страшного Суда. Бог касается его души и вызывает в ней муки раскаяния за годы, прожитые в духовной слепоте.

После встречи с юношей герой говорит: «Я вижу некий Свет». Ради этого света он готов оставить дом и жену, потому что для желающих спастись нужные не широкие (открытые для большинства), а тесные врата. Об этих тесных вратах говорится в Евангелии. И эти тесные врата – жизнь с Богом.

Композиция

Стихотворение имеет линейную композицию и состоит из 5-ти частей.

  • В первом фрагменте совершается завязка: герой остаётся наедине с вопросами о смысле жизни.
  • Во втором повествуется о его возвращении в дом.
  • В третьем показан конфликт с родными и окончательный уход из семьи.
  • Четвёртый фрагмент описывает встречу с божественным юношей и кульминационный момент, когда тот показывает герою путь.
  • В пятом эпизоде осуществляется развязка: герой покидает полный искушений мир.

Жанр

Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.

Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

На чтение 5 мин. Опубликовано

Фёдора Тютчева, несомненно, можно назвать поэтом, чьи стихи составляют одну из «золотых страниц» литературного наследия русского языка. Его вдохновение было в природе, Родине, людях, возвышенных чувствах вроде любви и патриотизма, нередко встречались и философские мотивы. Одно из подобных произведений Тютчева — «Как неожиданно и ярко…». Анализ этого стихотворения ученики разбирают в 4 классе.

История создания

Название «Как неожиданно и ярко…» полностью соответствует появлению этого стихотворения. Известно, что со своей любимой женщиной, Еленой Денисьевой, Тютчев повстречался, будучи во втором браке. Эти отношения были испытанием для обоих, в первую очередь для Денисьевой, так как её окружение совершенно не одобряло связи с Тютчевым.

Но, несмотря ни на что, влюбленные были вместе около четырнадцати лет. Денисьева желала узаконить отношения, но Тютчев не соглашался. Когда Елена Александровна скончалась, поэт чувствовал себя в некоторой степени виновным в этом, укорял себя, что так и не сделал любимой предложение. После её смерти стихи Тютчева были полны боли и тоски. И вдруг среди них в 1865 году появилось «Как неожиданно и ярко…», будто свидетельствуя о смене настроения поэта, смирении с утратой.

Тема, идея и основная мысль

Природное явление- Радуга

На первый взгляд, стихотворение кажется типичным представителем пейзажной лирики Тютчева. Со свойственными ему живостью и яркостью изображения поэт рисует иллюстрацию одного из красивейших природных явлений — радуги. Автор иносказательно описывает «минутное торжество» прекрасной «воздушной арки».

Но эта небольшая меткая зарисовка длится лишь на протяжении двух строф. Дальше Тютчев рассуждает о том, как быстротечна красота радуги: «Оно дано нам на мгновенье», сравнивая её с тем, что дорого для человека, предупреждая о скоротечности счастья. Это роднит стихотворение с философской лирикой поэта.

Несомненно, темой «Как неожиданно и ярко…» является тоска по тому, что имело для автора огромное значение. Основная мысль — нужно беречь тех и то, что дорого человеку, ведь хорошее быстротечно, словно радуга, и потом можно горько жалеть о прошлом, но ничего уже будет не вернуть.

Тропы и основные характеристики

Основными средствами выразительности в поэзии являются тропы. В стихотворении «Как неожиданно и ярко…» их можно найти практически в каждой строчке. Среди них:

  1. Эпитеты: «неожиданно и ярко», «влажная синева», «минутное торжество», «радужное виденье», «воздушная арка».
  2. Метафоры: «арка воздвиглась», «уйдёт всецело, чем ты и дышишь и живешь».
  3. Олицетворения: «арка вонзила», «арка обхватила», «арка изнемогла», «виденье побледнело».
  4. Риторический вопрос: «Еще минута, две — и что ж?»

Основными характеристиками стиха являются:

Ученики читают стих «Как неожиданно и ярко…»

  1. Жанр — пейзажная лирика с философским подтекстом.
  2. Размер — ямб.
  3. Рифмовка — перекрёстная.
  4. Композиция: две части и «вывод». Первая — описание пейзажа, вторая — исчезновение радуги, «вывод» — последние две строчки.
  5. Лексика — возвышенная.

Перед глубоким разбором стихотворения нужно уточнить, что оно целиком и полностью связано с историей любви Денисьевой и Тютчева. Оно является своеобразным «кратким содержанием» их отношений.

Последовательный анализ

Начинается произведение со слов: «Как неожиданно и ярко, на влажной неба синеве, воздушная воздвиглась арка». Так же и в жизнь Тютчева радугой ворвалась любовь в лице Денисьевой, тогда воспитывавшейся вместе с дочерьми поэта в Смольном институте. Далее поэт подчёркивает: «В своём минутном торжестве!» То есть появилась она совсем ненадолго. И, хотя отношения с Денисьевой длились 14 лет, видимо, влюбленным всегда мало времени, проведённого вместе.

«Она полнеба обхватила и в высоте изнемогла» — одни из самых важных строк. Здесь поэт напрямую говорит, чем была для него возлюбленная — половиной неба, так много она для него значила. И тут, «в высоте», можно сказать, в самом расцвете сил и любви (на момент смерти Денисьевой было всего 38 лет) она умирает.

«О, в этом радужном виденье какая нега для очей!» — снова выделяет Тютчев красоту и значимость своей возлюбленной, негласно сравнивая её с великолепной радугой. И тут же напоминает: «Оно дано нам на мгновенье». Призывом «Лови его — лови скорей!» с повтором для усиления значимости поэт обращается к читателю: не стоит упускать своё счастье, нужно ценить каждую минуту, пока оно рядом.

Стих «Как неожиданно и ярко…»

«Смотри, оно уж побледнело», — словно предчувствуя несчастливый конец, указывает автор. «Ещё минута, две — и что ж?» — этот риторический вопрос заставляет задуматься: а что будет дальше, после того как всё уже потеряно, возможно ли будет пережить утрату и двигаться дальше.

Завершается все грустным, но правдивым выводом: «Ушло, как-то уйдет всецело, чем ты и дышишь и живешь».

В этих словах — тоска и боль от понимания того, что ничего уже не вернуть, ведь оно «всецело» ушло туда, откуда не возвращаются.

Хотя стих и имеет очевидно печальный подтекст, читающийся между ярких рисунков прекрасного пейзажа, оно навевает и светлые чувства: решимость во что бы то ни стало уберечь счастье, хоть на минуту отринуть всё, что отвлекает людей от самого важного, и уделить внимание дорогим и любимым. Поэтому стихотворение «Как неожиданно и ярко…» можно с уверенностью назвать одним из самых необычных, чувственных, живых и даже актуальных произведений русской поэзии.

  • Рассказ тэффи свои и чужие краткое содержание
  • Рассказ тэффи неживой зверь читать
  • Рассказ тургенева певцы краткое содержание
  • Рассказ тургенева певцы читать полностью
  • Рассказ тургенева живые мощи читать краткое содержание