Фёдора Тютчева, несомненно, можно назвать поэтом, чьи стихи составляют одну из «золотых страниц» литературного наследия русского языка. Его вдохновение было в природе, Родине, людях, возвышенных чувствах вроде любви и патриотизма, нередко встречались и философские мотивы. Одно из подобных произведений Тютчева — «Как неожиданно и ярко…». Анализ этого стихотворения ученики разбирают в 4 классе.
История создания
Название «Как неожиданно и ярко…» полностью соответствует появлению этого стихотворения. Известно, что со своей любимой женщиной, Еленой Денисьевой, Тютчев повстречался, будучи во втором браке. Эти отношения были испытанием для обоих, в первую очередь для Денисьевой, так как её окружение совершенно не одобряло связи с Тютчевым.
Но, несмотря ни на что, влюбленные были вместе около четырнадцати лет. Денисьева желала узаконить отношения, но Тютчев не соглашался. Когда Елена Александровна скончалась, поэт чувствовал себя в некоторой степени виновным в этом, укорял себя, что так и не сделал любимой предложение. После её смерти стихи Тютчева были полны боли и тоски. И вдруг среди них в 1865 году появилось «Как неожиданно и ярко…», будто свидетельствуя о смене настроения поэта, смирении с утратой.
Сюжет
Сюжет стихотворения перекликается с сюжетом «Божественной комедии» Данте и других произведений западноевропейской литературы.
В центре – фигура человека, оказавшегося на мрачном жизненном перепутье.
В этот момент происходит прозрение, герой видит прежнюю жизнь в трагическом свете. Он начинает смотреть на мир сквозь пророчества «Апокалипсиса», то есть скорый конец света становится для него очевидным.
Вернувшись в семью и поведав о своей печали близким, странник не находит сочувствия. Его отправляют спать, списывая болезненное состояние его духа на усталость, но сон не приносит облегчения. Тогда жена и дети отступаются от героя, как от больного, – происходит окончательный разрыв с ними.
В тоске странник отправляется дальше и встречает юношу, который указывает ему на свет, который брезжит впереди. Заворожённый теплотой и яркостью этого света, герой следует за ним, чтобы найти тесные врата, ведущие в Царство Божье.
Тема, идея и основная мысль
На первый взгляд, стихотворение кажется типичным представителем пейзажной лирики Тютчева. Со свойственными ему живостью и яркостью изображения поэт рисует иллюстрацию одного из красивейших природных явлений — радуги. Автор иносказательно описывает «минутное торжество» прекрасной «воздушной арки».
Но эта небольшая меткая зарисовка длится лишь на протяжении двух строф. Дальше Тютчев рассуждает о том, как быстротечна красота радуги: «Оно дано нам на мгновенье», сравнивая её с тем, что дорого для человека, предупреждая о скоротечности счастья. Это роднит стихотворение с философской лирикой поэта.
Несомненно, темой «Как неожиданно и ярко…» является тоска по тому, что имело для автора огромное значение. Основная мысль — нужно беречь тех и то, что дорого человеку, ведь хорошее быстротечно, словно радуга, и потом можно горько жалеть о прошлом, но ничего уже будет не вернуть.
Средства выразительности
Анализ стихотворения Тютчева «Прощальная любовь» должен быть завершен перечислением тропов. Средства художественной выразительно создают неповторимый стиль автора и выражают его чувства.
- Эпитеты: «прощальный свет», «любви последней», «последняя любовь».
- Метафора: «на склоне лет», «заря вечерняя», «скудеет кровь», «не скудеет нежность».
- Олицетворение: «бродит сиянье», «полнеба обхватила тень».
- Оксюморон: «вечерний день».
- Лексический повтор: «сияй, сияй…», «помедли, помедли…», «продлись, продлись…».
- Инверсия прослеживается на протяжении всего стихотворения. Например, «нежней мы любим и суеверней…».
- Риторическое восклицание:
«Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!» «О ты, последняя любовь!»
Автор: Кристина Асаулова
Тропы и основные характеристики
Основными средствами выразительности в поэзии являются тропы. В стихотворении «Как неожиданно и ярко…» их можно найти практически в каждой строчке. Среди них:
- Эпитеты: «неожиданно и ярко», «влажная синева», «минутное торжество», «радужное виденье», «воздушная арка».
- Метафоры: «арка воздвиглась», «уйдёт всецело, чем ты и дышишь и живешь».
- Олицетворения: «арка вонзила», «арка обхватила», «арка изнемогла», «виденье побледнело».
- Риторический вопрос: «Еще минута, две — и что ж?»
Основными характеристиками стиха являются:
- Жанр — пейзажная лирика с философским подтекстом.
- Размер — ямб.
- Рифмовка — перекрёстная.
- Композиция: две части и «вывод». Первая — описание пейзажа, вторая — исчезновение радуги, «вывод» — последние две строчки.
- Лексика — возвышенная.
Перед глубоким разбором стихотворения нужно уточнить, что оно целиком и полностью связано с историей любви Денисьевой и Тютчева. Оно является своеобразным «кратким содержанием» их отношений.
Значение произведения
Значение стихотворения «Странник» для отечественной литературы чрезвычайно велико. Оно намечает поворот от человека светской культуры к духовному герою, правдоискателю. Странник Пушкина с его жаждой свободы и правды напоминает героев Достоевского.
Вообще мотив странничества является одним из основных в литературе духовного поиска. Странники всегда были частью русской культуры, они бродили по дорогам, пели духовные стихи, совершали паломничества к монастырям и искали правду Божью.
Тяготение образованной части общества к народной культуре вылилось в мотив странничества. Одним из первых опытов описаний подобного «побега» явилось стихотворение Пушкина.
Подобный мотив в полную силу зазвучит в творчестве Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Некрасова, Лескова, Чехова, Бунина, Горького, Шмелёва, Зайцева, Есенина, Клюева, Васильева, Платонова и многих других русских писателей.
Анализ стихотворения Тютчева Весенние воды 5 класс
1. Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев: Биографический очерк. Отрывок / И. С. Аксаков // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 2–6. (Биографический портрет, обзор творчества Ф. И. Тютчева. Отрывок из работы И. С. Аксакова)
2. Анненкова Е. И. Два стихотворения. «Не знаю я, коснется ль благодать…» Ф. И. Тютчева и «Мадонна» А. С. Пушкина / Е. И. Анненкова // Литература в школе. – 2001. – N 4. – С. 2–6.
(Сопоставительное осмысление двух стихотворений, появившихся в разные историко-литературные периоды XIX столетия, являющихся органичными для творчества обоих поэтов в целом, выявляющих существо их поэтического и философского миросозерцания)
3. Апалькова И. Г. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. «: V класс / И. Г. Апалькова // Литература в школе. – 2011. – N 8. – С. 42–43. (Изучение поэзии Ф. И. Тютчева в V классе на примере стихотворения «Есть в осени первоначальной. «)
4. Богачева А. Ф. «Я помню вальса звук прелестный. «: Литературно-музыкальный вечер / А. Ф. Богачева // Литература в школе. – 2004. – N 1. – С. 45–47. (Сценарий литературно-музыкального вечера по творчеству русских поэтов (Пушкин А. С., Грибоедов А. С., Тютчев Ф. И., Боратынский Е. А. ).
5. Галкин А. Читая стихотворение Ф. И. Тютчева «Два голоса» / А. Галкин // Литература в школе. – 2007. – N 2. – С. 49. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Два голоса»)
Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» | Литерагуру
Поэт золотого века русской поэзии Фёдор Иванович Тютчев смотрел на природу через призму философии, мастерски перенося мистическую многогранность пейзажей в текстовую форму.
Стихотворение «Весенняя гроза» стало неким каноном изображения природных явлений.
В нём присутствует эта глубокая концептуальность, гармонично вплетённая в образы, порожденные, пожалуй, самым вдохновляющим временем года.
История создания
Данное лирическое произведение имеет интересную судьбу: появившись в чужом краю, но воспевая прелесть российской весны, оно возникло в сознании юного поэта-дипломата и переродилось через четверть века.
Фёдор Иванович написал «Весеннюю грозу», будучи в Германии на дипломатической службе в 1828 году.
На тот момент поэту было всего 25 лет, однако, будучи даже в другой стране, он так ярко и точно описал великолепие российской природы, будто видел всё это воочию.
Впервые произведение появилось в московском журнале «Галатея». Впрочем, самое удивительное, что Тютчев вновь обратился к данному стихотворению в 1854 году, через 26 лет, переписав начальное четверостишье и дополнив его вторым.
Жанр, направление и размер
«Весенняя гроза» – лирическое произведение, оно ёмко, мелодично и изящно, в нём сконцентрировалось обширная палитра настроений, здесь чувствуется и мощь, и лёгкость, и игривость. Такая динамичность непривычна для пейзажной лирики.
Интересно то, как увеличивается темп по ходу прочтения стихотворения, меняется интонация. Это достигается за счёт стихотворного размера – четырёхстопного ямба и перекрёстной рифмовки.
Смысл названия
На первый взгляд название стихотворения понятно и однозначно, однако Тютчев озаглавил это произведение не просто «гроза», а подчеркнул, что данное явление относится именно к весеннему периоду, и это очень важная деталь, раскрывающая глубинный замысел поэта.
После суровой и беспощадной зимы, наступает, наконец, пробуждение, происходят перемены, всё обновляется, закладывается новое начало для жизни. А первые весенние грозы – предвестники этой зарождающейся силы, несущей радость. Настроение стихотворение может быть понято аллегорически: его ощущает всякий человек на пороге внушительных перемен.
Образы и символы
Данное стихотворение предстаёт перед читателем в виде чувств лирического героя, выражающего их в монологе, он сообщает нам о потаенных символах, заложенных в природе, а именно — в весенней грозе.
Это самый яркий и главенствующий образ произведения.
Интересно то, что автор превозносит и воспевает это явление, наделяя его не просто человеческими качествами, а некой божественной силой, что ясно проглядывается в заключительной строфе, где фигурируют герои из мифологии Древней Греции.
Торжество союза человека и природы – ключевой философский подтекст в данном произведении. Можно провести параллель в проявлении игривости, заложенной в природных явлениях, и человеческой молодости, юношеской поры, недаром причиной первой весенней грозы послужила неосторожность и легкомысленность богини юности Гебы, дочери Зевса – бога грома и молний.
Лирический герой общается с окружающим миром, посылающим ему весточки через раскаты грома, пение птиц, лучи света, шумные потоки ручьёв, прохладные капельки дождя.
Темы и настроение
Основная тема «Весенней грозы» заключается в самом названии. Кроме того, здесь присутствует философский подтекст – единство природы и человека, отождествление мира внутреннего и окружающей реальности.
Жизнерадостность — квинтэссенция настроения стихотворения. Триумф весны, врывающейся шумным громом в унылый мир, в закостеневшие души людей с целью оживить и исцелить то, что было уничтожено холодами, тяготами и невзгодами. Каждая строка стихотворения словно кричит нам: «Живи! Радуйся каждому дню! Стремись вперёд! У тебя столько лет впереди!».
Стихотворение Тютчева – это тёплый бальзам, согревающий заледеневшее сердце, яркий мотив неугомонных звуков, призыв к переменам, стимул идти вперёд и наслаждаться моментами мощной бури, поднимающейся в душе.
Идея
В стихотворении Тютчева два параллельных мира, реальный и идеальный, сосуществуют рядышком и находят отголоски друг друга в проявлении своей энергии. Сплетение этих начал порождают новую стихию.
Здесь очевидна идея — запечатлеть живую картину, звучащую в унисон с внутренним «я», его желаниями, его мечтами, порывами, стремлениями и душевным состоянием. Весенняя буря – это отражение переживаний и надежд лирического героя.
Он ждет перемен и радуется их вестнику – грому, изменяющему все вокруг.
Автор показал, что нерушимая связь природы и человека рождает мировую гармонию.
Весенний пейзаж предстаёт перед нашими глазами как нечто мимолетное, меняющееся каждое мгновение, но при этом он застыл на века, чтобы потомки могли видеть ту первую и пленительную тютчевскую грозу, способную всколыхнуть потаённые чувства, оживить в памяти юность, беззаботность, радость. Стихотворение заставляет задуматься о месте человека в этом громадном, бушующем и неподвластном мире.
Федор Тютчев — Не в первый раз кричит петух ( Рассвет )
Ne v pervy raz krichit petukh; Krichit on zhivo, bodro, smelo; Uzh mesyats na nebe potukh, Struya v Bosfore zaalela.
Yeshche molchat kolokola, A uzh vostok zarya rumyanit; Noch beskonechnaya proshla, I skoro svetly den nastanet.
Vstavay zhe, Rus! Uzh blizok chas! Vstavay Khristovoy sluzhby radi! Uzh ne pora l, perekrestyas, Udarit v kolokol v Tsargrade?
Razdaysya blagovestny zvon, I ves Vostok im oglasisya! Tebya zovet i budit on, — Vstavay, muzhaysya, opolchisya!
V dospekhi very grud oden, I s bogom, ispolin derzhavny. O Rus, velik gryadushchy den, Vselensky den i pravoslavny!
Yt d gthdsq hfp rhbxbn gtne[; Rhbxbn jy ;bdj. jlhj, cvtkj; E; vtczw yf yt,t gjne[, Cnhez d ,jcajht pffktkf/
Tot vjkxfn rjkjrjkf, F e; djcnjr pfhz hevzybn; Yjxm ,tcrjytxyfz ghjikf, B crjhj cdtnksq ltym yfcnfytn/
Dcnfdfq ;t, Hecm! E; ,kbpjr xfc! Dcnfdfq [hbcnjdjq cke;,s hflb! E; yt gjhf km, gthtrhtcnzcm, Elfhbnm d rjkjrjk d Wfhmuhflt?
Hfplfqcz ,kfujdtcnysq pdjy, B dtcm Djcnjr bv jukfcbcz! Nt,z pjdtn b ,elbn jy, — Dcnfdfq, ve;fqcz, jgjkxbcz!
D ljcgt[b dths uhelm jltym, B c ,jujv, bcgjkby lth;fdysq!// J Hecm, dtkbr uhzleobq ltym, Dctktycrbq ltym b ghfdjckfdysq!
Фёдора Тютчева, несомненно, можно назвать поэтом, чьи стихи составляют одну из «золотых страниц» литературного наследия русского языка. Его вдохновение было в природе, Родине, людях, возвышенных чувствах вроде любви и патриотизма, нередко встречались и философские мотивы. Одно из подобных произведений Тютчева — «Как неожиданно и ярко…». Анализ этого стихотворения ученики разбирают в 4 классе.
История создания
Название «Как неожиданно и ярко…» полностью соответствует появлению этого стихотворения. Известно, что со своей любимой женщиной, Еленой Денисьевой, Тютчев повстречался, будучи во втором браке. Эти отношения были испытанием для обоих, в первую очередь для Денисьевой, так как её окружение совершенно не одобряло связи с Тютчевым.
Но, несмотря ни на что, влюбленные были вместе около четырнадцати лет. Денисьева желала узаконить отношения, но Тютчев не соглашался. Когда Елена Александровна скончалась, поэт чувствовал себя в некоторой степени виновным в этом, укорял себя, что так и не сделал любимой предложение. После её смерти стихи Тютчева были полны боли и тоски. И вдруг среди них в 1865 году появилось «Как неожиданно и ярко…», будто свидетельствуя о смене настроения поэта, смирении с утратой.
Система образов
Образы стихотворения концентрируются вокруг идеи жизненного пути.
Если жизнь – это путь, то проходящий его – странник. У странника нет семьи, дома, места работы. Он живёт мыслью о Боге и следует всегда вперёд, за светом ещё неведомой, но уже приоткрывшейся ему Истины.
На его стороне находится юноша с книгой, который подсказывает герою, куда идти. Возможно, это один из ангелов, посланный Богом на помощь заблудшему.
Подобный персонаж божественного происхождения (шестикрылый серафим) является герою стихотворения «Пророк», написанного Пушкиным 9-ю годами ранее.
Страннику и юноше противопоставлены образы родных поэта (его жены и детей), весь уклад домашней жизни с обязательным ночным сном, приличием поведения и благоразумием суждений, а также врач, о котором они вспоминают.
Тема, идея и основная мысль
На первый взгляд, стихотворение кажется типичным представителем пейзажной лирики Тютчева. Со свойственными ему живостью и яркостью изображения поэт рисует иллюстрацию одного из красивейших природных явлений — радуги. Автор иносказательно описывает «минутное торжество» прекрасной «воздушной арки».
Но эта небольшая меткая зарисовка длится лишь на протяжении двух строф. Дальше Тютчев рассуждает о том, как быстротечна красота радуги: «Оно дано нам на мгновенье», сравнивая её с тем, что дорого для человека, предупреждая о скоротечности счастья. Это роднит стихотворение с философской лирикой поэта.
Несомненно, темой «Как неожиданно и ярко…» является тоска по тому, что имело для автора огромное значение. Основная мысль — нужно беречь тех и то, что дорого человеку, ведь хорошее быстротечно, словно радуга, и потом можно горько жалеть о прошлом, но ничего уже будет не вернуть.
Краткое содержание
Стихотворение начинается с описания природы. Герой видит небо после дождя и на нем сияет радуга. Ее торжество продлится недолго, но она уже вонзила один свой конец в лес, а другой спрятала за облака. Ее величие и размеры поражают и удивляют.
Постепенно радуга начинает пропадать. Но ее появление является настоящим удовольствием для глаз лирического героя. Оно появляется на мгновенье и нужно успеть его схватить. Стоит замешкаться, и радуга пропадет.
Герой смотрит, как воздушная арка тает. Через минуту-другую она исчезает. В этот момент герой понимает, что бытие такое же мимолетное. Всем придется столкнуться с уходом близких и когда-нибудь каждый человек умрет, исчезнет с лица земли. Это наводит его на грустные мысли, но такова жизнь — все приходит и уходит.
Тропы и основные характеристики
Основными средствами выразительности в поэзии являются тропы. В стихотворении «Как неожиданно и ярко…» их можно найти практически в каждой строчке. Среди них:
- Эпитеты: «неожиданно и ярко», «влажная синева», «минутное торжество», «радужное виденье», «воздушная арка».
- Метафоры: «арка воздвиглась», «уйдёт всецело, чем ты и дышишь и живешь».
- Олицетворения: «арка вонзила», «арка обхватила», «арка изнемогла», «виденье побледнело».
- Риторический вопрос: «Еще минута, две — и что ж?»
Основными характеристиками стиха являются:
- Жанр — пейзажная лирика с философским подтекстом.
- Размер — ямб.
- Рифмовка — перекрёстная.
- Композиция: две части и «вывод». Первая — описание пейзажа, вторая — исчезновение радуги, «вывод» — последние две строчки.
- Лексика — возвышенная.
Перед глубоким разбором стихотворения нужно уточнить, что оно целиком и полностью связано с историей любви Денисьевой и Тютчева. Оно является своеобразным «кратким содержанием» их отношений.
Центральные персонажи
Как уже было сказано, главный герой произведения, становящийся странником, а также юноша, указующий ему путь, находятся на одной ступени.
На другой помещаются их антагонисты: жена, дети, врач, которые олицетворяют общество и мирскую жизнь в целом.
И те, и другие по-своему правы, просто они расположены на разных уровнях познания мира.
Для лирического героя очевидна ограниченность простого житейского «счастья» и покоя, ему требуется свобода и полная переоценка ценностей.
Окружающие не могут понять причину его беспокойства и считают его умалишённым. В конце стихотворения появляются приятели героя, которые разными способами хотят остановить его и вернуть к прежней жизни. Одни смеются, другие бранят его, третьи хотят вернуть силой.
Эта картина усиливает одиночество странника среди людей.
Анализ стихотворения Тютчева Рассвет
- Введение
- Основная идея Взгляды.
- Вывод
Стихотворение Федора Ивановича под названием «Рассвет» было опубликовано в 1849 году. Оно яркое, наполненное положительными эмоциями, немного призывное.
Работа содержит 5 четверостиший:
В 1 говорится о том, что природа уже проснулась. Во 2 передается радость того, что настанет светлый день. В 3 происходит поднятие духа Руси.
- В 4 ощущается желание услышать христианами звон колоколов, а за ними зовы к мужеству.
- Итогом будет слава вселенскому православному дню.
- Бодрый стих, наставляющий на великие дела.
Творение мастера внушает его позитивное отношение к красотам рассвета, к православию, к звукам великого колокола, к своему народу и родному краю. Легко воспринимается читателем и оставляет приятный след в душе. Название стиха говорит о том, что будет передаваться в нем, в мыслях всплывают хорошие ассоциации.
Тютчев — дипломат и создатель более 400 стихотворений. Его основное направление: описание окружающих великолепных видов и лирика. Ознакомление с его творчеством вызывает множество чувств: ликование, меланхолию, обожание, гордость. Невероятные спады и падения, как и наша удивительная жизнь.
Автор пережил различные события, которые напрямую оказывали влияние на его стихотворения.
Это произведение проходят в 5 классе.
Анализ стихотворения Тютчева Рассвет
- Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева Тютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он…
- Анализ стихотворения Умом Россию не понять Тютчева Стих Тютчева написано в тысяча восемьсот шестьдесят шестом году — это один из самых процитируемых и выдающихся стихотворений, к тому…
- «Рассвет» анализ стихотворения Блока Александр Александрович Блок — русский поэт, выдающийся представитель русского символизма. Его стихотворение «Рассвет», написанное в ноябре 1903 года, входит в…
- Анализ стихотворения Тютчева Силентиум Silentium Ниже приведено несколько вариантов анализа этого стихотворения, выберите который вам по душе. Стихотворение известно под именами Silentium, Силентиум, Молчание Анализ…
- Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою 3 Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение «Чародейкою зимою» в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика…
- Анализ лирического стихотворения И. Бунина «Рассвет» Как часто кажется нам, что мир рушится, уходит у нас из-под ног. Под гнетом обыденности, проблем, которые мы сами себе…
- Сопоставительный анализ стихотворения А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы» и стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium» При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к…
- «Вечер» анализ стихотворения Тютчева Какие ассоциации вызывает у человека слово «вечер»? Кто-то сразу представит романтический вечер со свечами и прочими атрибутами свидания. Для кого-то…
- «Я встретил вас» анализ стихотворения Тютчева Зрелая лирика Тютчева во многом была посвящена теме любви, отражая полную страстей и разочарований личную жизнь самого поэта. К позднему…
- Анализ стихотворения Тютчева День и ночь Блестящий дипломат, умный государственный деятель Ф. И. Тютчев был тонким лириком и признанным философом своего времени. Со временем поэт стал…
- Анализ стихотворения Тютчева Эти бедные селенья С самого раннего подросткового возраста знаменитый и многими любимый поэт Тютчев Федор начал строить свою общественно-политическую карьеру, и в 19…
- «Есть в осени первоначальной…» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было создано Ф. И. Тютчевым 22 августа 1857 года. Возвращаясь с дочерью из имения Овстуг…
- «Весенние воды» анализ стихотворения Тютчева Ф. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна…
- «Природа — сфинкс» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Природа — сфинкс» было создано Федором Ивановичем Тютчевым в родовом имении Овстуг в последний период своего творчества, в августе…
- Анализ стихотворения Тютчева Фонтан Поэт создал это стихотворение в 1836 году. Федор Тютчев, после учебы в университете в Москве. После он получил можно сказать…
- Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь» Стихи Тютчева о любви носят характер обобщенно психологический и тем самым отчасти философский. В. Гиппиус писал: «Тютчев поднимает любовную лирику…
- Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза Русский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение «Весенняя гроза» в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт…
- «Весенняя гроза» анализ стихотворения Тютчева Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» — его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году…
- Сочинение Анализ стихотворения Тютчева Я встретил вас -4 Тютчев — очень прославленный русский поэт. Он жил в одно час со многими знаменитыми поэтами и писателями, и, на…
- Анализ стихотворения Тютчева Вечер Как известно, Тютчев обладал удивительным даром описывать природу и явления, происходящие в ней. Он настолько владел словом, что невольно становишься…
Источник: https://ege-russian.ru/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-rassvet/
Лирический герой
Стихотворение написано от первого лица. Пушкин берёт на себя роль странника, проговаривая вслух желание последних лет своей жизни: «Давно, усталый раб, замыслил я побег…».
Но его герой мучим не простым желанием социальной свободы. Его тяготит неотвратимость Страшного Суда. Бог касается его души и вызывает в ней муки раскаяния за годы, прожитые в духовной слепоте.
После встречи с юношей герой говорит: «Я вижу некий Свет». Ради этого света он готов оставить дом и жену, потому что для желающих спастись нужные не широкие (открытые для большинства), а тесные врата. Об этих тесных вратах говорится в Евангелии. И эти тесные врата – жизнь с Богом.
Композиция
Стихотворение имеет линейную композицию и состоит из 5-ти частей.
- В первом фрагменте совершается завязка: герой остаётся наедине с вопросами о смысле жизни.
- Во втором повествуется о его возвращении в дом.
- В третьем показан конфликт с родными и окончательный уход из семьи.
- Четвёртый фрагмент описывает встречу с божественным юношей и кульминационный момент, когда тот показывает герою путь.
- В пятом эпизоде осуществляется развязка: герой покидает полный искушений мир.
Жанр
Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.
Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Автор na5club На чтение 5 мин. Опубликовано
Фёдора Тютчева, несомненно, можно назвать поэтом, чьи стихи составляют одну из «золотых страниц» литературного наследия русского языка. Его вдохновение было в природе, Родине, людях, возвышенных чувствах вроде любви и патриотизма, нередко встречались и философские мотивы. Одно из подобных произведений Тютчева — «Как неожиданно и ярко…». Анализ этого стихотворения ученики разбирают в 4 классе.
История создания
Название «Как неожиданно и ярко…» полностью соответствует появлению этого стихотворения. Известно, что со своей любимой женщиной, Еленой Денисьевой, Тютчев повстречался, будучи во втором браке. Эти отношения были испытанием для обоих, в первую очередь для Денисьевой, так как её окружение совершенно не одобряло связи с Тютчевым.
Но, несмотря ни на что, влюбленные были вместе около четырнадцати лет. Денисьева желала узаконить отношения, но Тютчев не соглашался. Когда Елена Александровна скончалась, поэт чувствовал себя в некоторой степени виновным в этом, укорял себя, что так и не сделал любимой предложение. После её смерти стихи Тютчева были полны боли и тоски. И вдруг среди них в 1865 году появилось «Как неожиданно и ярко…», будто свидетельствуя о смене настроения поэта, смирении с утратой.
Тема, идея и основная мысль
На первый взгляд, стихотворение кажется типичным представителем пейзажной лирики Тютчева. Со свойственными ему живостью и яркостью изображения поэт рисует иллюстрацию одного из красивейших природных явлений — радуги. Автор иносказательно описывает «минутное торжество» прекрасной «воздушной арки».
Но эта небольшая меткая зарисовка длится лишь на протяжении двух строф. Дальше Тютчев рассуждает о том, как быстротечна красота радуги: «Оно дано нам на мгновенье», сравнивая её с тем, что дорого для человека, предупреждая о скоротечности счастья. Это роднит стихотворение с философской лирикой поэта.
Несомненно, темой «Как неожиданно и ярко…» является тоска по тому, что имело для автора огромное значение. Основная мысль — нужно беречь тех и то, что дорого человеку, ведь хорошее быстротечно, словно радуга, и потом можно горько жалеть о прошлом, но ничего уже будет не вернуть.
Тропы и основные характеристики
Основными средствами выразительности в поэзии являются тропы. В стихотворении «Как неожиданно и ярко…» их можно найти практически в каждой строчке. Среди них:
- Эпитеты: «неожиданно и ярко», «влажная синева», «минутное торжество», «радужное виденье», «воздушная арка».
- Метафоры: «арка воздвиглась», «уйдёт всецело, чем ты и дышишь и живешь».
- Олицетворения: «арка вонзила», «арка обхватила», «арка изнемогла», «виденье побледнело».
- Риторический вопрос: «Еще минута, две — и что ж?»
Основными характеристиками стиха являются:
- Жанр — пейзажная лирика с философским подтекстом.
- Размер — ямб.
- Рифмовка — перекрёстная.
- Композиция: две части и «вывод». Первая — описание пейзажа, вторая — исчезновение радуги, «вывод» — последние две строчки.
- Лексика — возвышенная.
Перед глубоким разбором стихотворения нужно уточнить, что оно целиком и полностью связано с историей любви Денисьевой и Тютчева. Оно является своеобразным «кратким содержанием» их отношений.
Последовательный анализ
Начинается произведение со слов: «Как неожиданно и ярко, на влажной неба синеве, воздушная воздвиглась арка». Так же и в жизнь Тютчева радугой ворвалась любовь в лице Денисьевой, тогда воспитывавшейся вместе с дочерьми поэта в Смольном институте. Далее поэт подчёркивает: «В своём минутном торжестве!» То есть появилась она совсем ненадолго. И, хотя отношения с Денисьевой длились 14 лет, видимо, влюбленным всегда мало времени, проведённого вместе.
«Она полнеба обхватила и в высоте изнемогла» — одни из самых важных строк. Здесь поэт напрямую говорит, чем была для него возлюбленная — половиной неба, так много она для него значила. И тут, «в высоте», можно сказать, в самом расцвете сил и любви (на момент смерти Денисьевой было всего 38 лет) она умирает.
«О, в этом радужном виденье какая нега для очей!» — снова выделяет Тютчев красоту и значимость своей возлюбленной, негласно сравнивая её с великолепной радугой. И тут же напоминает: «Оно дано нам на мгновенье». Призывом «Лови его — лови скорей!» с повтором для усиления значимости поэт обращается к читателю: не стоит упускать своё счастье, нужно ценить каждую минуту, пока оно рядом.
«Смотри, оно уж побледнело», — словно предчувствуя несчастливый конец, указывает автор. «Ещё минута, две — и что ж?» — этот риторический вопрос заставляет задуматься: а что будет дальше, после того как всё уже потеряно, возможно ли будет пережить утрату и двигаться дальше.
Завершается все грустным, но правдивым выводом: «Ушло, как-то уйдет всецело, чем ты и дышишь и живешь».
В этих словах — тоска и боль от понимания того, что ничего уже не вернуть, ведь оно «всецело» ушло туда, откуда не возвращаются.
Хотя стих и имеет очевидно печальный подтекст, читающийся между ярких рисунков прекрасного пейзажа, оно навевает и светлые чувства: решимость во что бы то ни стало уберечь счастье, хоть на минуту отринуть всё, что отвлекает людей от самого важного, и уделить внимание дорогим и любимым. Поэтому стихотворение «Как неожиданно и ярко…» можно с уверенностью назвать одним из самых необычных, чувственных, живых и даже актуальных произведений русской поэзии.