Рассказ твардовского рассказ танкиста текст

Тема: а.т. твардовский рассказ танкиста цель: создание условий для ознакомления учащихся с произведением а.т. твардовского рассказ танкиста.познакомить детей с биографией

Тема: А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Цель: Создание
условий для ознакомления учащихся с произведением А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

Познакомить детей с
биографией А.Т.
Твардовского. Познакомить
с произведением А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста». Расширить
знания детей о Великой Отечественной войне. Совершенствовать умение размышлять
над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым
событиям, выражать своё отношение к прочитанному. Развивать мышление и речь
учащихся. Воспитывать чувство благодарности к воинам – победителям; чувство
патриотизма.

              Познавательные:
самостоятельное
выделение и формирование познавательной цели. Осознанное и самостоятельное
построение речевого высказывания в устной речи. Поиск и выделение необходимой 
информации. Логические универсальные действия: анализ, синтез, сравнение.

           
Регулятивные:
постановка учебной задачи на основе соотношения того,
что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно. Планирование и
оценка.

           
Коммуникативные: к
оррекция действий своих и действий команды, владение
монологической и идеологической формой речи, постановка вопросов.

Способствовать развитию
волевой саморегуляции; контроля в форме сличения способа действия и его
результата  с  заданным эталоном.

Оборудование: видео
материал с биографией А.Т. Твардовского,
презентация, аудиозапись «Рассказ танкиста», текст стихотворения для каждого
ученика
, солнце и тучка для рефлексии.

Формы организации
учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, парная.

Этапы урока

Образовательная
задача этапа

Методы и приемы
работы

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Дидактические
средства и интерактивное оборудование

Формы контроля,
самоконтроля, взаимоконтроля

УУД

Мотивация к
учебной деятельности

Подготовка
и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению учебного действия

Словесный

Приветствие учителя.

-Вдаль идет дорога-

Будет
знаний много.

Так
дерзай, дружок, учись,

Не
болтай и не ленись,

Не
отлёживай бока-

Путь дорога нелегка.

На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы
узнаете много нового и интересного, будете работать дружно в группах и
уважать мнение друг друга. Успехов вам и удачи!

Дети
приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Речь
учителя.

Рефлексия
эмоционального состояния, настрой на урок.

Личностные:
самоопределение; смыслообразование;

Коммуникативные:
умение слышать, слушать и вступать диалог.

Актуализация и
фиксирование индивидуальных затруднений

Организация учащихся к открытию нового знания,
выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального
затруднения.

Словесный

— Ребята, произнесите тихонечко, медленно слово война.

-Какие чувства вызывает у вас слово война?

-Подберите синонимы к этому слову.

-А что вы знаете о Великой Отечественной Войне?

ВОВ— это война против немецко -фашистских
захватчиков. Она началась в 1941 году 22 июня. Войска Германии обрушили свой
удар на нашу страну, нападение было внезапным. Весь народ поднялся на борьбу
с врагом. Война была долгая и трудная. Длилась война 1418 дней и ночей и
унесла с собой очень много человеческих жизней. 9 мая 1945 года война
закончилась.

После войны 11 тысяч человек- были удостоены высокого звания
Героев.

Дети произносят слово «война»

-Тревожное, беспокойное, печальное, угрюмое, горькое

Ответы детей.

Речь учителя

Самоконтроль:
Сравнение по эталону, фронтальный опрос.

Личностные:
самоопределение

Познавательные:
осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной речи; поиск и выделение необходимой информации; анализ. синтез

Коммуникативные:
умение слушать, слышать и вступать в диалог; умение высказывать свои мысли.

Выявление места
и причины
затруднения.

Выявить место и причины затруднения учащихся

Словесный,
наглядный.

— А неизвестных героев, ребята , к сожалению, было гораздо
больше.

-О подвиге одного из них рассказал нам один известный поэт.

-Взгляните на слайд, прочитайте, как звали этого поэта?

(Слайд 2)

Александр Трифонович Твардовский

Речь учителя, презентация.

Самоконтроль,
взаимоконтроль.

Познавательные: 
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные:
умение слушать, слышать и вступать в диалог; высказывать своё мнение.

Личностные:
смыслообразование; желание хорошо учиться

Построение
проекта выхода из
затруднения

Формулирование с учащимися  цели и задач
урока в ходе обсуждения проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации.

Обдумывание учащимися в коммуникативной форме
проекта будущих учебных действий.

Словесный.

-С каким
автором мы сегодня познакомимся?

— Чему
будут посвящены произведения автора?

-Какую
цель поставим на сегодняшний урок?

-Какие
задачи?

Александра Трифоновича Твардовского

-Великой Отечественной войне.

-Познакомимся с творчеством и биографией А. Т. Твардовского.

Речь
учителя.

Самоконтроль:
фронтальный опрос.

Регулятивные:
целеполагание; планирование;

Познавательные:
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Реализация
построенного проекта

Организовать деятельность учащихся по открытию
нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности.

Словесный,

наглядный

— Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео и познакомиться с
биографией А. Т. Твардовского.

-Скажите, что вы запомнили из видео?

Дети смотрят видеоматериал, отвечают на вопросы.

Речь
учителя,  видеоматериал с биографией автора.

Взаимоконтроль:
комментирование ответов одноклассников.

Коммуникативные:
умение слушать, слышать.

Личностные:
желание хорошо учиться.

Познавательные:
построение высказывания в устной форме; поиск информации;

Регулятивные:
контроль, коррекция и оценка.

Физминутка

Активно изменить деятельность детей,  и
этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка
 и себя на продолжение занятий.

Практический,
наглядный.

-Давайте
немного с вами разомнемся.

Включаю
видео с физминуткой.

Дети выполняют физминутку.

Видеоматериал с физминуткой

Самоконтроль: выполнение движений по эталону

Личностные:
самоопределение; нравственно-этическая ориентация

Словесный,
наглядный, практический.

-У вас
на партах лежит текст стихотворения. Прочитайте название.

-Кто автор
стихотворения?

-Как вы
думаете, о чем будет данное произведение?

— Кто
будет главным героем стихотворения?

-о чем
может рассказать танкист?

-Теперь
давайте проверим правильно ли вы предположили о чем будет данное
стихотворение. А для этого прослушаем аудиозапись, внимательно следите за
текстом, что у вас на партах.

Воспроизвожу
аудиозапись «Рассказ танкиста».

-Верны и
были ваши догадки?

-Что
было верным из ваших предположений, что нет?

-Какие
чувства у вас вызвало произведение?


теперь прочитаем это произведение вместе с вами, но сначала скажите мне,
какие незнакомые слова вам встретились.

Словарная
работа.

Давайте познакомимся с их значением.

(Слайд 3)

Бедовый — шустрый, смелый.

Спросонку — сквозь сон, в полусне. ( все нынче как спросонку –
бой вспоминается, как страшный невероятный сон.)

Примостился — расположиться, устроиться.

Уличный бой — во вторую мировую войну, наши танки были самыми
лучшими в мире, но уличный бой самый страшный для всех родов войск, особенно
для танков. Они гораздо увереннее ведут бой на открытой местности. С расчётом
– группа солдат, обслуживающих пушку.

Чернозём — тип почвы.

Хлопец — (в разговорной речи), мальчик. Катим вчетвером —
командир, радист-пулеметчик, механик-водитель, мальчик. (Экипаж – три
танкиста).

Гвоздить — 1. Бить, колотить изо всех сил. 2. Упорно повторять
одно и то же.

-Теперь проведем речевую разминку (Слайд 4).

-Прочитайте описание боевой обстановки, в которой действовали
танкисты.

-Как вы
думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек
городов и деревень?

-О ком автор хочет рассказать отдельно?

-Правильно, в такой страшной обстановке внезапно появляется
мальчик.

-Давайте представим мальчика.

-Какой это мальчик?

-Мальчика могли убить. Думал ли он об этом, помогая танкистам?

-С каким чувством говорит танкист о мальчике?

-Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении?
Докажите словами из текста.

-Что испытывал танкист во время боя?

— В чём танкист видит свою вину?

— Почему начало и конец автор повторил дважды?

Какие литературные приемы использует
Твардовский?

Какой прием использован, для того чтобы
выразительней описать предметы?

Найдите прием сравнения.

— «Рассказ
танкиста»

А. Т. Твардовский.

Предположения учащихся

Дети внимательно слушают аудиозапись.

-Чувство страха, гордости, интереса, опасности…

Ответы детей.

-Дети выполняют речевую разминку.

-Был трудный бой, шёл бой за улицу, огонь врага был страшен, а
он гвоздит — не выглянуть из башен..

-Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок
хотел принести пользу, победу ковали не только взрослые, но и дети.

-О мальчике

-Смелый, храбрый,
бесстрашный, не теряющийся в трудные минуты жизни – мужественный

-Нет.

-С добрым, тёплым , как
товарищу пожал…

-Трудолюбивый, потому что не
считает за труд носить воду ведрами.

-Трудность – прорывались,
удовлетворения – врага вмяли в чернозем, усталость – вытер пот, благодарность
к мальчику,

-Чувство вины перед
мальчиком – не спросил как его зовут.

-Усиливает чувство сожаления
боевого командира – танкиста, так и не узнавшего имени героя

-Повтор. Повторение строфы в
начале и в конце стихотворения

-Прием сравнения

-Мальчика – с главарем,
рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями.

Речь
учителя, текст стихотворения, аудиозапись «Рассказ танкиста», презентация.

Самоконтроль
по эталону, взаимоконтроль.

Коммуникативные:
умение слушать, слышать и вступать в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении.

Познавательные:
построение высказывания в устной форме; поиск информации; анализ; синтез.

Регулятивные:
контроль, коррекция и оценка.

Самостоятельная
работа по эталону.

Организация  самостоятельного выполнения
каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой своих
решений по эталону.

Словесный,
практический.

-Прочитайте выразительно стихотворение про себя.

-Дети
выразительно читают текст про себя.

Речь
учителя.

Взаимоконтроль: 
комментирование ответов одноклассников.

Самоконтроль:
фронтальный опрос.

Регулятивные:
контроль, коррекция и оценка.

Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

Включение в
систему знаний и повторение.

Фиксируется новое содержание, изученное на
уроке

Словесный
.

— Итак, давайте вспомним, с творчеством какого автора мы сегодня
познакомились?

-Что больше всего вам запомнилось из биографии автора? Почему?

-С каким произведением мы сегодня познакомились?

-О чем оно?

-Как вы думаете, что автор хотел нам передать с помощью данного
произведения?

-Понравилось ли вам стихотворение?

-Выполнили мы поставленную цель?

-Докажите.


А.Т. Твардовского

Ответы детей.

Речь
учителя.

Самооценка

Коммуникативные: умение слышать, слушать и вступать в диалог.

Познавательные: структурирование знаний, построение высказывания
в устной   форме.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже
усвоено.

Домашнее задание

Формирование самостоятельности в учебно-познавательной
деятельности, средство сближения обучения и самообразования.

Словесный.

-Вам необходимо будет подготовить выразительное чтение данного
стихотворения.

Дети
записывают домашнее задание.

Речь
учителя.

Самооценка.

Личностные:
смыслообразование.

Коммуникативные:
умение слушать, слышать и вступать в диалог.

Рефлексия

Организуется рефлексия и самооценка учениками
собственной учебной деятельности.

Наглядный.

-У вас на партах лежат
солнце и тучки. Оцените урок.

-Если вам все было интересно
поднимите солнце.

-Если вам было не интересно
поднимите тучку.

Дети
оценивают урок.

Солнце и
тучка на каждого ученика для рефлексии.

Самооценка 
деятельности на уроке.

Регулятивные:
оценка и самооценка;

Дата ______________ Ф.И. _____________________________

Тест по биографии и творчеству А.Т. Твардовского

Часть 1.

  1. Укажите годы жизни Твардовского _____________________________

  2. Родина поэта а) Орловщина б) Смоленщина в) Курская область г) Москва

  3. Главной темой раннего творчества А.Т. Твардовского была тема

а) любви б) поэта и поэзии в) природы г) становления советской власти в деревне

  1. Первым крупным произведением А.Т. Твардовского, отмеченным орденом Ленина и Сталинской премией, стала поэма

а) «Василий Тёркин» б) «За далью – даль» в) «Страна Муравия» г) «По праву памяти»

  1. Автором какого стихотворения о войне Твардовский не является

а) «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» б) «Рассказ танкиста» в) «Баллада о товарище» г) «Я убит подо Ржевом»

  1. Укажите, какой факт не относится к биографии А.Т. Твардовского.

а) в годы советско-финской и Великой Отечественной войны был военным корреспондентом б) окончил Московский институт философии, литературы и истории в) был председателем Союза советских писателей г) помог А.И. Солженицыну опубликовать первый рассказ

  1. К какому виду поэтических произведений можно отнести поэму А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»?

а) эпическому б) лиро-эпическому в) лирическому г) историческому

  1. Каким стихотворным размером написана поэма «Василий Тёркин»

а) анапест б) трёхстопный дактиль в) четырёхстопный ямб г) четырёхстопный хорей

  1. Укажите, какой подзаголовок имеет поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

а) «Роман в стихах» б) «Повествование в рассказах» в) «Книга для бойца» г) «Книга про бойца»

  1. Укажите, сколько глав в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» без глав «От автора» и «О себе»

а) 15 б) 20 в) 25 г) 30

  1. Черты какого фольклорного жанра можно найти в главе «Два солдата»?

а) песня б) сказка в) былина г) прибаутка

  1. Кто из известных художников иллюстрировал поэму «Василий Тёркин»?

а) М. Аникушин б) О. Верейский в) В. Васнецов г) М. Шагал

  1. После Великой Отечественной войны А.Т. Твардовский был главным редактором журнала

а) «Знамя» б) «Огонёк» в) «Дружба народов» г) «Новый мир»

  1. Известные слова И.В. Сталина «сын за отца не отвечает» стали поводом для создания поэмы

а) «По праву памяти» б) «Страна Муравия» в) «Василий Тёркин на том свете» г) «Дом у дороги»

  1. Укажите поэму А. Т.Твардовского, о которой И.А. Бунин писал:

«… какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный. Солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого слова!»

а) «По праву памяти» б) «Василий Тёркин на том свете» в) «Василий Тёркин» г) «Дом у дороги»

16. За публикацию какой поэмы Твардовский был отстранен от руководства журналом

а) «По праву памяти» б) «Василий Тёркин на том свете» в) «Дом у дороги» г) «За далью — даль»

Блиц

* В каком городе установлен памятник Василию Теркину _________________________________

** В каком звании закончил войну А.Т. Твардовский _________________________________

***С кем из генсеков компартии Твардовский общался лично ________________________

**** В каком году родился литературный персонаж Василий Теркин _______________________

***** В каком эмигрантском журнале была опубликована поэма «По праву памяти» __________________________________

Часть 2

Дать развернутый ответ на один из предложенных вопросов

  1. Какие черты национального русского характера отразились в образе Василия Теркина (на примере анализа одной главы поэмы)?

  2. Почему биографию Твардовского можно назвать типичной и исключительной?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература. 5 класс

Конспект урока

А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с некоторыми биографическими этапами писателя и журналиста А. Т. Твардовского;
  • развитие представлений обучающихся о лирическом произведении на примере баллады «Рассказ танкиста»;
  • формирование навыка анализа и интерпретации лирического произведения.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я. Литература. 5 кл.: Учеб. в 2 ч. / Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2018, стр. 305

Дополнительная литература:

1. Альбеткова Р. И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007, стр. 160

2. Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: кн. для учителя. –М.: Просвещение, 2018

Открытые электронные ресурсы:

1. Твардовский, Александр Трифонович. Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Твардовский,_Александр_Трифонович (Дата обращения 11.06.2019);

2. Александр Твардовский: Стихи РуСтих. Стихи классиков URL: https://rustih.ru/aleksandr-tvardovskij/ (Дата обращения 11.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Трифонович Твардовский – писатель, поэт, журналист – родился в 1910 году на Смоленщине (хутор Загорье) в семье кузнеца.

На хуторе Загорье

Росли мы у отца,

У самого крыльца…

Так напишет в 1939 году поэт о родном хуторе.

Сочинять поэт начал раньше, чем научился свои стихи записывать.

С 1924 г. Твардовский стал печатать заметки и стихи в смоленских газетах.

С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошёл с первого дня до победного завершения, пережив немало испытаний и лишений. Именно поэтому, когда читаешь его произведения о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боёв, подвиги людей.

Он был военным корреспондентом. Вместе с героями своих очерков он шёл в атаку и отступал, спал вместе с ними в сырых окопах, ел из одного котелка. Ему не надо было ничего придумывать. Каждый день он видел, как совершается подвиг, каждый день он был рядом с героями, с людьми, которых оторвали от мирного труда вражеские захватчики, и которые ни на минуту не сомневались в победе, в нашей победе.

На фронтах Великой Отечественной войны воевали все: мужчины и женщины, старики и дети. Каждый вносил свой посильный вклад в будущую победу. В тылу дети заменяли на производстве ушедших на фронт родителей. На территории временно оккупированной врагом юные патриоты уходили в партизанские отряды. Почти каждый мальчишка мечтал тогда попасть на фронт.

Тысячи детей и подростков совершали в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена маленьких разведчиков и подпольщиков. Они бесстрашно боролись с врагами Родины и совершали героические поступки, проявляя лучшие черты характера: мужество, героизм, отвагу, находчивость.

Об одном из таких героев войны – произведение Александра Твардовского «Рассказ танкиста», которое было создано в 1942 году. Оно основано на истории, услышанной поэтом от участника боевого танкового сражения.

В стихотворении два лирических образа – танкист и мальчик. Рассказ ведётся от имени танкиста, который вместе со своими товарищами пытается освободить городок. Но танкисты не могут одолеть фашистов, потому что не знают, где стоит вражеская пушка.

Стихотворение начинается с сожаления о том, что танкист не успел узнать имя главного героя повествования – местного мальчишки лет 10-12 из числа тех, кого называют «бедовыми». Они – заводилы в любой компании, инициаторы дворовых драк, а также верные помощники солдат:

«Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…».

Один такой сорванец и подошёл к танкистам во время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника. «Стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырём», – именно так описывает поэт героя своего произведения.

Танкист вспоминает, что благодаря юному герою зашли в тыл и «эту пушку, заодно с расчётом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём», и это спасло многие жизни.

Бойцы поблагодарили своего помощника и, словно взрослому, пожали хлопцу руку. Но вот имени мальчишки никто спросить не догадался, о чём участники тех событий искренне сожалеют. «Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку», – отмечает танкист, которому этот паренёк спас жизнь.

Тема баллады – героический поступок 12-летнего мальчишки. Поэт показывает, что для смелого человека возраст – не преграда. Твардовский учит нас ценить лучшие человеческие качества: силу духа, отвагу, мужество, любовь к родине.

Теоретический материал для углублённого изучения

Жанр стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» – баллада.

Баллада (от франц. ballade – танцевальная песня) – один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай.

Характерные черты баллады:

• относительно небольшой объём;

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

В пропуски впишите недостающие слова из стихотворения «Рассказ танкиста»:

Шёл бой за улицу. Огонь врага был _____,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из _____, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах. Перед нами четверостишие, отрывок из произведения «Рассказ танкиста». Проанализируем его: рифмование перекрёстное, значит, недостающие слова являются рифмами, они должны быть созвучны. Обучающийся обязательно вспомнит, кто из героев стихотворения откуда выглядывал. Мальчишка только подглядывал, а вот танкистам из-за вражеского огня сложно было даже выглянуть из танка, конкретнее, из башни танка.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

Значит, слово должно быть созвучно слову «башен», подбираем:

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Множественный выбор

Выберите верные определения, ответив на вопрос: что хочет подчеркнуть автор словами «стоит мальчишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырём»?

В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал и на основании урока дать ответ на вопрос. После прочтения списка вариантов ответа, ученик вспоминает, что в балладе, характеризуя мальчишку, автор называет его «бедовым» – озорным, изобретательным. Если бы он был равнодушным, то не рисковал бы своей жизнью и не помогал бы танкистам. Значит, исключаем слово «равнодушие». Отчаяние – это состояние крайней безнадёжности, упадка духа. Разве наш герой в безнадёжном положении? Нет! Он знает, что делать! Он пробирается сквозь вражеский огонь, а для этого нужно мужество, храбрость.

Конспект по литературному чтению А. Твардовский » Рассказ танкиста»

Тема А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Образовательные:

Изучить стихотворение А.Т. Твардовского, посвящённое теме военного детства;

Повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение;

Способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Воспитывающие

Воспитывать глубокое чувство патриотизма

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Давайте этот урок мы «проживём», а не просто будем читать стихотворение

2. Актуализация знаний

1. Речевая разминка

Если плачет кто-то рядом,

Если слёзы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему?»

2. Слово учителя

-Прочитайте стихотворение про себя.

-Теперь вслух птичьим базаром (хором, но кому как нравится).

-С весёлой интонацией.

-Какая интонация подойдёт к стихотворению больше? (Грустная).

-Почему? (Дети плачут — это грустно).

-А почему дети плачут? (Упали, ударились, их обидели).

-Но есть ещё одна причина, по которой дети плачут.

Звучит песня «Священная война»

-Так почему дети плачут? (Война).

Составление кластера «Война»

-Песня «Священная война» была написана в первые дни Великой Отечественной войны. Почему её назвали Отечественной?

-Что вы знаете о ней? Когда началась? А закончилась?

Подберите эпитеты к слову ВОЙНА

-А как люди в тылу узнавали о событиях с фронта? (Из газет, радио).

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением выдающегося поэта, который был военным корреспондентом, Александром Трифоновичем Твардовским. Посмотрим, какое участие принимали дети в этой страшной войне.

Сообщение темы. Постановка целей

3. Работа над поэтическим текстом

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

Звучит приглушённая музыка

-О каком событии идёт речь в стихотворении?

-Какой момент войны изображён? ( Наступление).

— Из каких строк это видно?

— О каком событии идёт речь в балладе?

Мальчик совершил геройский подвиг, помог танкистам уничтожить вражескую пушку.

— Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?

Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что считается, что, если ты не поблагодарил человека по имени, значит, проявил неблагодарность.

3. Работа с лексикой стихотворения.

Словарная работа:

— Как вы понимаете слова, словосочетания:

В городишках прифронтовых – город находящийся вблизи военных действий.

А он гвоздит – не выглянуть из башен…

Гвоздить – бить, колотить изо всех сил.

Всё нынче, как спросонку — спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.

— Бедовый, из тех, что главарями у детей — озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

— . за каким домишкой он примостился — где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

Примоститься – устроиться в неудобном месте, в неудобном положении.

Заходим в тыл и полный газ даём

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём — танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.

-Прочитайте стихотворение про себя выразительно, подумайте, какая фраза встречается дважды? Почему? (« Всё нынче, как спросонку. »)

-Подумайте на сколько частей можно разделить данное произведение? Определите эти части.

Учащиеся зачитывают отрывки.

4. Анализ произведения. Записываем в тетрадь

-А теперь давайте определимся с темой и идеей поэмы.

-Что такое идея произведения?

Тема: война и дети Записываем в тетрадь.

— Обратите внимание на последние две строки это строфы:

«И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопцы! –

И руку, как товарищ, пожал…»

-В очередной раз автор стирает возрастное различие. То он назвал мальчонку дружищей, теперь – жмет ему руку, как товарищу. Это не случайно. Отсюда вытекает идея стихотворения. Какова она?

Идея: равенство и объединение всех поколений в борьбе с врагом.

Главные герои: автор (значит произведение написано от первого лица) и мальчик.

-Какими словами можно охарактеризовать мальчика? Найдите доказательства в тексте.

Работа в парах.

Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут…

Скромный – показал и убежал…

Изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор в этой поэме это:

Повтор.

-Что это за прием?

Повторение нескольких строк в одном стихотворении, усиливающее эмоциональную выразительность текста.

Сравнения.

-Что такое сравнение?

Уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Диалог.

-Что такое диалог?

Это прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц.

-Найдите в произведении данные литературные приемы и объясните, зачем автор их использует.

Работа в группах

1) Повтор . Учащиеся зачитывают

— Почему автор стихотворения его использует?

Он подчеркивает свои переживания о том, что забыл спросить имя мальчика

-Назовите где в поэме встречаются сравнения.

Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями.

3)Диалог. Учащиеся зачитывают

-Зачем автор использовал диалог для беседы с мальчиком?

Герои становятся ближе к читателю.

-Как думаете, автор относится к своему герою?

С уважением, гордостью, он ему нравится…

5. Отработка выразительности чтения диалог между танкистом и мальчиком.

-Какие разговорные слова и выражения встречаются в стихотворении? («Гвоздит», «чёрт его поймёт») Почему?

6. Творческая работа

Сочиняем четверостишие по рифме:

7. Словесное рисование

— Какую картину вы представляете при чтении стихотворения?

8. Отработка выразительности текста стихотворения

— передачу целостности поэтического текста

4. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения

5. Подведение итогов и выставление оценок

Для чего автор поведал нам эту историю?

Стихи и рассказы, песни, обелиски – это память о героях войны

Пусть в нашей памяти останутся образы героев.

Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоёвано счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым…

Память о войне – живая боль, она велит беречь и защищать мир.

Выполнили ли вы ваши задачи на уроке?

— Каждый из вас не остался равнодушным на нашем уроке. Я знаю, в каждой из ваших семей есть люди, которых вы поздравите в великий день 9 Мая с Днём Победы. Вы найдёте самые душевные слова для самых дорогих людей. Пожалуйста, напишите сейчас небольшое, в одну строку, пожелание с праздником своим дедушке или бабушке.

Уже есть такие строки. Давайте прочитаем слова Р. Рождественского, которые являются эпиграфом к нашему уроку

Стихотворение и анализ «Рассказ танкиста»

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, – столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

– Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

– Да где же, где. – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. – Влезай сюда, дружище! –

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! –

И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Краткое содержание

Великая Отечественная война коснулась каждого советского человека, отняла жизни у миллионов людей и оставила незаживающий след в народной памяти. Неудивительно, что эта тема широко отразилась в творчестве многих поэтов и писателей того времени. Среди произведений, посвященных подвигам советских бойцов, есть и такие, героями которых оказываются подростки, наравне со взрослыми приближавшие день великой победы.

%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7 %D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0

В. Болтышев. Битва за Москву. Бой под Калининым. 2011

Стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста» – это воспоминание солдата, прошедшего войну, об одном из танковых боев, исход которого помог решить местный мальчик. Он сожалеет лишь об одном, что не узнал имени этого отважного мальчугана. По воспоминаниям рассказчика, это был обычный мальчишка, лет десяти-двенадцати, из тех, кого называют «бедовыми». Такие ребята всегда становились заводилами, возглавляли дворовые мальчишеские ватаги и, как могли, старались помогать нашим бойцам.

Во время одного из сражений советские танкисты оказались дезориентированы в том смысле, что не могли определить, откуда исходит шквальный огонь, пробиться сквозь который не было никакой возможности. На выручку пришел мальчик, который предложил показать месторасположение вражеской огневой точки. «Стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем», такими словами описывает автор юного героя. Танкисты посадили мальчика на броню и, благодаря его указаниям, смогли зайти в тыл врага.

Так, благодаря юному смельчаку, были спасены многие жизни. Рассказчик в конце своего повествования еще раз повторяет, что жалеет о том, что не спросил, как зовут этого бесстрашного подростка. «Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку», – такими словами заканчивает он свой рассказ. Героев, подобных этому мальчику, было во время войны очень много, и Твардовский, на основе реального случая создал собирательный образ юного патриота родины.

Анализ

История создания

В течение семи лет, с 1939 по 1946 годы Твардовский находился на фронтах в качестве военного корреспондента. Вместе с войсками он участвовал в сражениях и прошел трудный боевой путь, пережив множество лишений и испытаний. Все это отразилось не только на личности поэта, но и на его творчестве. Его стихи похожи на очерки с места события, в данном случае, с фронта, и это помогает читателю погрузиться в соответствующую атмосферу. В 1942 году поэт услышал историю одного из участников танкового сражения и, взяв ее за основу, написал стихотворение «Рассказ танкиста», повествующий о мужестве юного безымянного героя.

Персонажи и образы

Главным персонажем произведения стал городской подросток, через образ которого Твардовский попытался донести до читателя, что даже юные граждане нашей страны способны оказать помощь в победе над общим врагом. Такие ребята заслуживают награды наравне со взрослыми, потому что их поступки можно смело назвать героизмом. В этом и состоит главная идея данного стихотворения.

Другой персонаж – рассказчик, непосредственный участник описываемых событий. Его сожаление о своей забывчивости: «И только не могу себе простить» усиливается повтором первой строфы, который завершает повествование. Инверсия «Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку» служит доказательством, что образ безымянного героя навсегда сохранится в памяти рассказчика.

Композиция

Композиция стихотворения кольцевая, так как повествование начинается и заканчивается одинаково. Состоит оно из десяти катренов (четверостиший), в которых присутствует монолог рассказчика и его диалог с подростком. Благодаря такому чередованию речи, очень наглядно раскрываются характеры героев.

Произведение содержит все стадии развития сюжета: экспозицию (сожаление рассказчика и описание мальчика), завязку (сообщение подростка о дислокации огневой точки врага), кульминацию (победа советских танкистов) и развязку, которая выражается в благодарности бойцов маленькому герою.

Литературное направление данного произведения – реализм, по принадлежности к литературному роду – это эпос. Лиризм стихотворения, эпический сюжет, существующая интрига – все это позволяет отнести его к жанру баллады.

Размер и средства художественной выразительности

При написании автор использует ямб с перекрестной рифмовкой (АВАВ).

Учитывая тему и содержание стихотворения, Твардовский ограничивается минимальным набором средств художественной выразительности. Тем не менее, в тексте встречаются эпитеты: «трудный», «недозрелые», олицетворения: «шел пожар», «пули свищут», «душила гарь и копоть», метафора – «огонь гвоздит», сравнения: «все нынче, как спросонку», «рубашонка пузырем», «руку, как товарищу, пожал». Легкость и простоту восприятия обеспечивают просторечные слова: «бедовый», «хлопец», «черт его поймет».

Проблематика и основная идея произведения

Главная тема стихотворения – героизм и бесстрашие мальчика, которые он проявил, помогая советским бойцам. Твардовский показывает, что в то тяжелое время, когда весь народ встал на защиту отечества, возраст не являлся помехой для совершения подвига. В произведении прослеживается акцент автора на том, что такое проявление отваги подростком – случай далеко не единичный. В разных населенных пунктах, прилегающих к фронту, проживали десятки и сотни таких же мальчишек, готовых прийти на помощь действующей армии. Их маленькие подвиги в масштабах огромной войны были не всегда заметны и значительны, но, все же, их нельзя преуменьшать хотя бы потому, что они также являлись вкладом в приближение победы над врагом.

  • Рассказ ступеньки кто написал
  • Рассказ страшный рассказ автор
  • Рассказ стрижонок скрип читать полностью
  • Рассказ страшная месть зощенко
  • Рассказ старик в станционном буфете