Рассказ тургенева бурмистр читать

Автор на чтение 14 мин. просмотров 2 опубликовано 19.03.2021 произведение тургенева бежин луг было впервые опубликовано в 1851 году в

На чтение 14 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Произведение Тургенева «Бежин луг» было впервые опубликовано в 1851 году в журнале «Современник». Рассказ вошел в большой цикл небольших произведений под названием «Записки охотника». Современники относят очерк к литературному направлению реализм.

Kartinki_4659_27042721.jpg

В.Е. Маковский. Ночное. 1879. Холст, масло.

Kartinki_4660_27042721-1024x576.jpg

Дети у костра.

Дети внимательно слушают.

Охота.

Задумчивый мальчик и лошади.

Мальчик с собакой.

Охотник с гончими.

Разворот книги «Бежин луг».

«Бежин луг». Тургенев И.С.

Собака охраняет мальчика.

Дедушка пишет письмо.

Простой рисунок карандашом про «Бежин луг».

Мальчик слушает байку.

Мальчишки.

Мальчики у костра.

Мальчик сидит на траве в шапке.

Дымится костер в поле.

Иллюстрация к рассказу Тургенева «Бежин луг».

Мальчик ведет лошадь.

Как выглядит Бежин луг.

В рассказе Тургенева «Бежин луг» перед нами предстают пять мальчиков, каждый из которых индивидуален.

Бежин луг — самый поэтичный и волшебный рассказ.

Пахомов родился 19 сентября (2 октября) 1900 года в деревне Варламово (ныне Вологодской области). С ранних лет проявил способности к рисованию. При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых), был отправлен сначала в Начальное училище в городе Кадникове, а потом в 1915 году в Петроград в Училище рисования барона Штиглица. В училище Пахомов попадает в мастерскую Н. А. Тырсы, а после службы в армии переходит в мастерскую В. В. Лебедева. Последовательно пройдя через увлечения современными течениями, Пахомов, тем не менее, делал и многочисленные наброски с натуры. Карандашные наброски сам Пахомов не ценил, считая их подсобным материалом для будущих работ, но его преподаватели Тырса и Лебедев убедили Пахомова, что эти наброски являются самостоятельными произведениями. Для Пахомова это сыграло значительную роль в формировании собственного художественного языка. В конце 1920-х гг. А. Ф. Пахомов начал работу в книжной графике, у своего учителя В. В. Лебедева, ставшего художественным редактором издательства «Детская литература», и привлекшего в него ряд талантливых молодых живописцев. Как мастер, Лебедев привносил немало своего в работы учеников, иной раз самостоятельно переделывая их рисунки. В 1936 году с распространением офсетной печати Пахомову удалось уговорить Лебедева попробовать изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» Маршака с иллюстрациями Пахомова. После этого Пахомов стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере. В это время он также сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Еж». За время работы с Лебедевым, у Пахомова сложился в эти годы свой собственный, узнаваемый почерк, отличающий десятки проиллюстрированных им книг. А. Ф. Пахомов занимает одно из ведущих мест среди художников детской книжной графики Ленинграда 1920-1940-х годов. С 1942 года преподавал в ЛИЖСА имени И. Е. Репина (с 1949 года — в звании профессора). К началу 1960-х годов достигнув высоких степеней официального признания, Пахомов, тем не менее, почувствовал необходимость обновления своего изобразительного языка. Толчком к этому послужила прошедшая в 1961 году в ГРМ юбилейная персональная выставка, на которой большой интерес вызвали ранние цветные иллюстрации Пахомова. После этого он решает опять использовать в иллюстрации цвет, возвращается к некоторым собственным приемам, разработанным в 20-х годах. В результате выходят книги с цветными иллюстрациями — «Липунюшка» Л. Н. Толстого (цветной карандаш), «Бабушка, внучка да курочка» (акварель) и другие. Одна из работ художника — иллюстрации к рассказу Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг».

Источник: биография художника — http://ru.wikipedia.org

Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» и картина В.Е.Маковского* «Ночное»(1879)

      Тема картины возникла под впечатлением рассказа Тургенева «Бежин луг». Тургенев был одним из любимых писателей Маковского. Крестьянские дети с их непосредственностью, их близостью к природе привлекали, волновали художника. Не случайно поэтические образы крестьянских детей пройдут сквозь все его творчество*. Не раз возвращался он и к теме «Ночное», находя все новые краски, новые нюансы в захватившем его мотиве. Наиболее удачная из этих картин – поздний вариант его конкурсной работы «Ночное» (1879), находящийся в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.        Картина В.Е.Маковского «Ночное» совпадает по теме с рассказом Тургенева «Бежин луг», но не является прямой иллюстрацией, так как в деталях расходится с ним: у Тургенева пять мальчиков, на картине – семь мальчиков и девочка; на картине нет костра, отсутствует фигура охотника. Но фигура мальчика, что-то рассказывающего, слушатели-подростки, захваченные интересным рассказом, фон картины – раннее летнее утро до восхода солнца, фигуры пасущихся вдали лошадей – все это тургеневские черты; они вызывают в памяти зрителей пейзажи и характеристики мальчиков из «Бежина луга». Мы пытаемся отыскать на картине героев тургеневского рассказа, мальчиков Федю, Павлушу, Илюшу, Костю и Ваню.

В.Е.Маковский. Ночное. 1879. Холст, масло.

*Владимир Егорович Маковский (1846 – 1920) – русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873), действительный член петербургской Академии Художеств (1893).*Конкурсная картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», законченная в 1869 году, принесла Маковскому широкий успех. Советом Академии художеств ему были присуждены золотая медаль за экспрессию и звание классного художника 1-й степени. 


Рассказ И.С.Тургенева «Бурмистр» и картина Н.В.Неврева* «Торг»(1866)

      При изучении произведений И.С.Тургенева, особенно при изучении антикрепостнической направленности «Записок охотника», можно использовать картину Николая Васильевича Неврева «Торг» (1866).        В творчестве писателя большое место занимает изображение жестокости и бессердечия помещиков-крепостников, разоблачение их внешнего лоска, их кажущейся просвещенности. Характерен в этом отношении рассказ «Бурмистр».

*Неврев Николай Васильевич (1830 – 1904) – русский исторический и жанровый живописец, один из ярких представителей Товарищества передвижных художественных выставок. 

Мастерство Тургенева в изображении родной природы

(на примере рассказа «Свидание» из цикла «Записки охотника» и картины И.И.Левитана «Золотая осень»)
      Ранняя осень. Природа отдает человеку последние плоды свои, начинает готовиться к зимнему сну, но на первых порах прощания с летом она становится еще прекраснее, благоухает ароматами увядания. Нам немножко грустно от этого увядания, но вместе с холодком осени и тонким запахом сырой листвы мы ощущаем прилив новых сил, и чувство грусти сменяется бодростью. Недаром во многих искусствах – в музыке, в картинах живописи, в поэзии так обильно и так светло отразилась осень. И не случайно в народе раннюю осень так ласково называют золотой.      Посмотрим на картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Как оправдывает всем своим содержанием эта картина свое название? Что на ней изображено? Какие краски, цвета преобладают? Действительно, золотые, желто-красные. Но почему так много голубого и зелени? Посмотрим на тени. Какре время дня изобразил художник? И какой момент? Как выглядят стволы березок? Да, это полдень. Солнце выглянуло из-за легких облаков, и стволы кажутся шелковыми, а вода в речке голубая.

       Так золотую осень запечатлел живописец. А как это время года может нарисовать писатель, художник слова, уже не с помощью кистей и красок, а средствами языка? Посмотрим, как это делает Тургенев в рассказе «Свидание».      У Левитана и у Тургенева – ранняя осень. У Левитана – краски золотой осени. Но разве у Тургенева нет красок? Только эти краски словесные. Они так точны и ярки, что вызывают в нашем воображении живые картины. Поищем их. Да, это «теплое солнечное сияние»; «лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз»; это «внутренность рощи», которая «озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось: тонкие стволы… берез внезапно принимали нежный отблеск белого шелка… листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом»; «стебли кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный ветру переспелого винограда»; листья еще зелены, но одна молоденькая березка вспыхивала на солнце, «вся красная или вся золотая».       Это словесные краски, подобные краскам живописца. Но есть у художника слова иные возможности, каких нет у художников кисти. Ведь живописец может на одном полотне нарисовать только один какой-нибудь момент, одно событие, один эпизод. Вот у Левитана солнце выглянуло из-за облаков, и все осветилось, все заиграло. А писатель может изобразить природу, людей, события в движении, в многочисленных изменениях. Посмотрим, как это проявилось в осенней картине природы у Тургенева.      «Небо то все заволакивалось … облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда … показывалась лазурь»; «Внутренность рощи … беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком»; листья то загорались «червонным золотом», а стволы берез казались шелковыми, то вдруг все кругом синело, «яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые» и т.д.      И еще: Тургенев, художник слова, заставляет нас не только видеть, но и слышать природу:      «Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года», «То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня…» Тургенев слышит лепет осенней листвы, шепот мельчайшего дождя, насмешливый голосок синицы. Он умеет слушать и безмолвие осенней природы.

И.С.Тургенев и картина В.Д.Поленова «Московский дворик»(1878)

       Когда на склоне своей жизни Толстой, обрушиваясь на пустое, бессодержательное «искусство ради искусства», причислил и пейзажную живопись к искусству такого рода, Репин решительно возразил ему. Пейзаж дорог нам не только потому, говорил он, что изображает верно природу, но и потому, что в нем отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, понимание ее красоты. Лучшие художники-пейзажисты всем своим творчеством подтвердили правоту Репина в этом споре.           В 1882 году друг Тургенева М.В.Олсуфьев навестил писателя, жившего в то время во Франции, под Парижем. Тургенев был болен, невесел. Он тосковал, думал о России. «Первое, что бросилось мне в глаза, – вспоминал Олсуфьев, – это моя старая знакомая картина Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик».           Кому же не знакома теперь эта картина, этот небольшой зеленый дворик, затерявшийся среди тихих переулков Арбата! Ясный летний день. Все будто дремлет, пригретое ласковыми лучами солнца: перевесившиеся через забор деревья, старый белый дом, трава с протоптанными тропинками, покосившийся сарай, пятиглавая церковь с золотыми луковками, лошаденка, впряженная в телегу. У колодца бродят сонные куры. Розоватые облачка дремлют в небе… Однако то, что видел Олсуфьев у Тургенева во Франции, было не самой картиной (она уже тогда находилась в Третьяковской галерее), а лишь одним из этюдов к ней. И вот как этот этюд попал к Тургеневу.          В 1876 году Поленов вернулся на родину после нескольких лет заграничного пенсионерства. Он окончил академию вместе с Репиным, вместе с ним получил золотую медаль и вместе с ним томился заграничным житьем и рвался в Россию. «Никто более меня не желает вернуться на родину, – писал он из Франции, – чтобы моим трудом доказать на деле мою горячую любовь к ней и искреннее желание быть, насколько могу, ей полезным». Вернувшись, он решил вместе с Репиным и Васнецовым поселиться в Москве, подальше от академии, от петербургской чинности, от официального надзора.         Однажды, бродя по арбатским переулкам в поисках квартиры, он зашел в один из домов, на двери которого висела записка: «Сдается», и прямо из окна увидел озаренный солнцем дворик с прикрытым крышкой колодцем и виднеющейся за сараем церквушкой. «Я тут же сел и написал его», – вспоминал он впоследствии. Эта строчка красноречиво свидетельствует о том неотразимом впечатлении, какое захватило художника и так ясно выразилось в его картине. В «Московском дворике» сказалось непосредственное впечатление художника от погожего летнего дня, от сияющих куполов церкви, барского дома с фронтоном, сарая с проломленной крышей, нехитрого белья, повешенного на просушку, детей на траве. От ощущения безмятежности и обыденности московской жизни. «Это тургеневский уголок», – говорил Поленов, и говорил так не потому лишь, что именно здесь, вблизи Арбата и Девичьего поля, начиналось действие знаменитого тургеневского романа «Дым». «Тургеневским» был сам взгляд художника, полный умиротворенной любви ко всему родному – пусть неяркому, неприметному, но родному.         Когда Иван Сергеевич Тургенев приехал из Парижа в Москву на открытие памятника Пушкину, к нему приходили десятки людей, для которых имя писателя, его романы, повести и рассказы стали чем-то неизмеримо дорогим и близким. Был среди этих людей и Поленов. Тогда-то он, в знак любви и признательности, и подарил Тургеневу этюд, о котором вспоминал Олсуфьев. И Тургенев увез с собой в Париж драгоценный уголок родной земли, с ее небом, воздухом, с ее красками и запахами, с ее белоголовыми ребятишками и привычным теплом родного солнца – со всем тем, что так отзывается в сердце человека, когда он после долгого отсутствия входит в дом, где прошло его детство, где он рос и впервые познал душой значение слова «родина».        Гаршин не зря назвал живопись «самым задушевным из пластических искусств». Думая об этом свойстве живописи, о ее способности отвечать, отзываться самым глубоким человеческим чувствам, нельзя не вспомнить «Московский дворик» у больного и тоскующего Тургенева в далеком предместье Парижа. (Из книги: Наумович В.Л. Лицо времени. Детская лит. М.1965)   «Летом Тургенев с семейством Виардо отправлялся на дачу в Буживаль, в поместье «Les Frenes» («Ясени»). Уезжали с вокзала Сен-Лазар. В Аржантейле обычно пересаживались на речной пароходик и плыли по Сене. По берегам тянулись ряды тополей и лип, краснели в зелени садов черепичные крыши вилл. Весело свистя, пароходик проплывал под арками железнодорожных мостов, обгоняя украшенные праздничными флажками лодки с отдыхающей публикой в пестрых нарядах. На повороте реки показывался, наконец, высокий шпиль старинной церкви XII века, расположенной на вершине холма, с которого открывался вид на луга и ивы острова Круасси, прославленного картинами знаменитого Коро. В Буживале жили французские художники-импрессионисты Ренуар, Клод Моне и Сислей. В Буживале имел дачу и Николай Иванович Тургенев.    К большому дому в гору вели две дороги, посыпанные крупным песком. Между группами кустов, расположенных живописно, с большим вкусом, пестрели обильные цветники. Под густою листвой деревьев вились прихотливо узкие тропинки. И везде журчала, пела вода: не только в бассейнах, но и в кучах искусно набросанного камня. Струйки чистой ключевой воды выбивались из-под мшистых стволов старых деревьев, и, журча, разбегались в разных направлениях.    Около большого усадебного дома – маленький «le chalet», собственность и жилище Тургенева. При входе в кабинетбросалась в глаза картина В. Д. Поленова «Московский дворик». По стенам размещались два больших шкафа с книгами. По самой середине кабинета, перед камином, располагался большой письменный стол с аккуратно прибранными бумагами, книгами, номерами журналов.» (Из книги: Лебедев Ю.В. Тургенев. ЖЗЛ) Используемые источники:

  • https://zabavnik.club/kartinki/4655-kartinki-turgenev-bezhin-lug
  • http://booksillustrators.blogspot.com/2012/10/blog-post.html
  • http://filologstefa77777.blogspot.com/2013/11/blog-post_29.html

Вводные уроки по творчеству И. С.
Тургенева

2 часа

«Записки охотника»

Задание даем заранее:

Прочитать заданный рассказ и проанализировать его по
плану:

Каков сюжет рассказа? (если прослеживается)

Как рисует писатель русского крестьянина?

Что поразило вас в этом произведении?

Какова авторская позиция в романе?

Как отразилось творческое кредо писателя в нем?

Прочитайте еще один рассказ по выбору, мотивируйте
свой выбор, передайте впечатление.

Если класс слабый, то вопросы:

«Малиновая вода»

Как гибель крепостничества отразилась на судьбе
Степушки?

Каково отношение автора к жизни «дворянского гнезда»,
утехам бар?

Какова судьба оброчного крестьянина?

«Бурмистр»

Как срывает автор маску мнимого благородства с
помещика Пеночкина?

Почему молчит лакей во время хладнокровного
распоряжения барина?

О чем забеспокоился Пеночкин, узнав, что повару
придавило колесом живот (как это характеризует помещика)?

Что представляет собой бурмистр?

Как показывает писатель социальное расслоение
крестьянства?

Как отнесся Пеночкин к жалобе Антипа?

О чем говорит тот факт, что рассказ написан в Силезии?

На доске тема: «Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883).
«Записки охотника».

Портрет писателя работы Юрия Иванова.

Портрет-картина Б. Щербакова «Тургенев».

Между портретами слова Д. Гранина из его повести
«Зубр»: «Разве по капле дождя узнаешь, что делается в облаке?»

Под ними с обеих сторон – высказывания И.С. Тургенева:

Нужно постоянное общение со средою, которую берешься
воспроизводить; нужна правдивость, правдивость неумолимая в отношении к
собственным ощущениям; нужна свобода, полная свобода воззрений и понятий – и,
наконец, нужна образованность, нужно знание!

Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни
– есть высочайшее счастие для литератора, даже если эта истина не совпадает с
его собственными симпатиями.

Ход урока

Демонстрация сборника произведений И.С. Тургенева,
изданный в 1947 году. много лет хранится эта книга. Ее купил мой прадед. Долго
она была единственной в доме, так как в разрушенном войной городе достать новую
книгу было невозможно. Вечерами мне ее читали вслух отец и мать. Тургенев тонок
как писатель, его произведения порой сложны для понимания и, тем не менее,
сразу, безоговорочно, они могут покорить сердце читателя.

Чтение сочинения.

Не смогу вспомнить, когда впервые я услышала это имя.
Запомнилось лишь, что в каком-то классе учительница зачеркнула в моей тетради
мягкий знак в фамилии писателя. Да осталось смутное представление о пяти
мальчиках, пасших лошадей на лугу. И все. И когда неделю назад мне задали на
дом читать и анализировать рассказ «Льгов» из «Записок охотника», я равнодушно
взялась за сборник, в душе негодуя на название, которое мне понравилось гораздо
меньше, чем, например, «Малиновая вода». Раскрыв «Записки…» наугад, скользнула
по строчкам глазами… И вдруг!

Включаем музыку П.И. Чайковского. Первый концерт для
фортепиано с оркестром, 2 часть.

Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и
глядеть вверх. Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается
под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных
растений, спускаются отвесно, падают в те стеклянные ясные волны; листья на
деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень…

Музыка выключается.

Да ведь это же обо мне! Ведь это я люблю долго-долго
глядеть в бездонное небо, следить, замирая, за трепетом листвы, за игрой
солнечных бликов в густой зелени!.. Вот об этом здесь есть! Вот оно,
откровение, вот то, что я чувствую, но не умею выразить словами (снова звучит
музыка Чайковского):

Окончивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит
отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба. А дальше – об облаках.
Если бы знал он, как долго я могу смотреть на их причудливые очертания,
любоваться их капризной игрой; как чувствую я их невесомое прикосновение к моей
душе… Но кто же даст мне такие слова, такие образы, которые помогли бы так ярко
и точно выразить то, что я вижу и чувствую! (музыка выключается). А он смог. И
в его словах для меня – необъяснимая тайна. И я начинаю читать вслух –
удивительно легко, воздушно льется неповторимая мелодия тургеневской речи.
(вновь – музыка).

Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо
проходят белые круглые облака – и вот вдруг все это море, этот лучезарный
воздух, заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется свежее, трепещущее
лепетанье…

Книгу я прочла единым духом, хотя и была не в
состоянии понять, как человек, живший в прошлом веке, сумел заглянуть мне в
душу, прожить моими чувствами  и верно выразить их. Мой ответ на уроке состоял,
кажется, из одних восклицательных знаков. (Музыка выключается). Каково же было
мое изумление, возмущение, когда учительница сказала, что я неглубоко поняла
суть «Записок…» и что их нужно перечитать. Я? Неглубоко? Я даже задохнулась от
обиды. Читала весь вечер, не отрываясь, и мне казалось, что мы очень хорошо
поняли друг друга: Тургенев и я… Учительница сказала мне: «Попробуй ответить на
вопрос, почему за сборник таких лирических, таких светлых, на твой взгляд,
рассказов писатель попал под надзор полиции». И я взялась перечитывать
«Записки»…

В чем же сила этих рассказов, в чем их суть?

Чтение отрывка из рассказа «Бурмистр» от слов:
«Позавтракавши плотно и с видимым удовольствием, Аркадий Павлыч налил себе…  до
слов «Насчет Федора… распорядиться, — проговорил Аркадий Палыч вполголоса и с
совершенным самообладанием».

Почему лакей не сказал ни слова. Что самое страшное в
поведении помещика?

Рассмотрим картину Н.В. Неврева «Торг». Содержание ее
предельно простое: помещики ведут за столом мирную беседу. Они, как видно,
готовятся запить вином самую обычную сделку. И товар для них обычный –
крепостные крестьяне. Действие происходит в доме просвещенного помещика: на
полках и даже на полу – книги, на стене – барометр, картина, портреты Мирабо,
деятеля французской буржуазной революции, и Александра 1, монарха, известного
либеральными воззрениями на заре своего правления. Чтение книг и приверженность
к либерализму не мешают, тем не менее, этому помещику торговать людьми.

Создание рассказа-репродукции, используя вопросы: Что
происходит? Кто перед нами? Изверги, преступники или обыкновенные люди –
неглупые, образованные, хорошие хозяева и отцы семейств, почитаемые в округе?
Какие чувства мы испытываем, глядя на картину, — страх, жалость, недоумение,
протест?

Чтение отрывка из «Письма Белинского к Гоголю»:
«Россия представляет собой ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми…где…
нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже
и полицейского порядка…».

Итак, зло узаконено государственной властью торговля
людьми, измывательства над ними возведены в норму общественной жизни. Поэтому и
молчит Федор, герой рассказа Тургенева, которого через несколько минут будут
«отечески учить» на конюшне, то есть сечь кнутом до крови, опустив глаза,
крепостные, изображенные на картине, которых сейчас, как скот, поведут к
другому хозяину. О том, что разбиваются судьбы, разъединяются семьи, унижается
достоинство человека, мало кто думал из господ, считавших: крепостные не способны
ни на какие чувства (вспомним «Недоросля» Фонвизина).

Так в чем же сила Тургенева как писателя? В поисках
ответа не будем забывать, что автор «Записок…» — дворянин, помещик, семья
которого владела 5000 крепостных. Отчего же писатель, выходец из среды крепостников,
обвиняет крепостничество, раскрывает великую и прекрасную душу мужика –
русского человека? Не найдем ли мы разгадку в воспоминаниях писателя? Строки
учебника (чтение): «Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники,
щипки, колотушки, пощечины… Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во
мне… Я не мог дышать одним воздухом, остаться рядом с тем, что возненавидел…».
Будущий писатель дает аннибалову клятву бороться против крепостного права.

Идейный смысл произведения?

Проверка домашнего задания. Выступления учеников с
анализом прочитанных рассказов. Анализ рассказов «Хорь и Калиныч», «Два
помещика», «Контора», «Певцы», «Однодворец Овсянников», «Льгов». Зачитывают
отрывки для иллюстраций.

Лекция учителя. Слово о Тургеневе.

Можно взять книгу Л. Жуховицкого «Тургенев» (выстроить
по ней лекцию).

Итак, вы прочитали рассказы Тургенева, они составляют
первый том его произведений. Это – истоки его творчества, момент вхождения в
литературу. Когда же стал Тургенев писателем и как? Каким образом, в силу каких
причин человек становится великим?

Тургенев… Здесь случай особый. Белинский сказал:
«литературы у нас нет».

Год 1822. (включаем музыку В.А. Моцарт. Симфония № 40,
1 часть).

Пушкину 23-й год. На предшественников не похож, потому
сомнителен, да еще успел прослыть опальным. Только через напишет первые строки
«Онегина». Грибоедов – постарше. Умен, глубок, образован. В литературе
безвестен. Тютчев – моложе. Умен, глубок, образован. В литературе безвестен. А
дальше? Дальше – дети. Гоголю – 13, Белинскому – 11, Гончарову и Герцену – 10,
Лермонтову – 8, Достоевскому и Некрасову – 2 года. Через год родится
Островский, через 4 – Салтыков-Щедрин, через 6 – Толстой и Чернышевский.

Великой литературы еще нет, но есть могучие резервы.

Тургеневу повезло: он родился вовремя, русское
передовое общество созрело для рождения великой литературы. Впрочем, сам юноше
еще об этом не знает. С 15 лет он изучает гуманитарные науки: год – в Москве,
два – В Петербурге, два – в Берлине. К 23 годам – это образованнейший человек,
знающий языки, философию, русскую и европейскую литературы. Он сам пробует
перо: переводит, пишет стихи, поэмы.

Экран. Репродукция картины Б. Щербакова «Утро
туманное», звучит романс «Утро туманное» — музыка Абаза, слова Тургенева.

Какая грустная элегия! Какая тонкая ностальгия о
прошедшем. Кажется, что пишет глубокий старик. Но стихи принадлежат юноше, не
чуждающемуся развлечений, утех и изнурительной журнальной работы. Но журналист
– даже хороший – еще не писатель. Писателем Тургенев стал под 30 – с выходом в
свет рассказа «Хорь и Калиныч». Как же стал великим писателем Тургенев?

Музыка С.В. Рахманинов. 2 Концерт для фортепьяно с
оркестром, 1 часть.  Есть разгадка этой тайны.  После смерти Тургенева осталось
более 5000 писем. Вот где история прекрасной человеческой души. По письмам
видно, как он жил, с кем дружил, о чем думал, что чувствовал.

К 1846 году под влиянием учения, книг, друзей личность
на редкость цельная и глубокая, сформировалась. Великий писатель сложился.
Оставалось написать великие произведения.

Музыка включается.

Одно из них —  роман «Отцы и дети» — мы будем изучать.
Не поняв личности писателя, нельзя постичь всей глубины его творения. Читаем
высказывания Тургенева. В начале урока была сделана запись.

Домаш. Задание. Написать сочинение-миниатюру «Мое
впечатление о Тургеневе»; прочитать очерк А. Кравцова «Полина Виардо»; отрывки
из семи писем Тургенева Полине Виардо.

Работа над портретами.

А теперь вглядитесь в лицо человека, с которым немного
познакомились. Перед вами  — рисунок Ю. Иванова и репродукция с картины Б.
Щербакова «Тургенев».

Какой из портретов произвел на вас большее
впечатление? Почему? Что вас привлекает во внешности писателя?  Тургенев
Щербакова – созерцательный, усталый, размягченный. Тургенев Иванова –
страдающий, сомневающийся, любящий.

Заключение. Завершая урок, хочу вам пожелать дружбы с
писателем, глубокого и непреходящего интереса к его творчеству, к идеалам,
которым поклонялся Тургенев. Готовясь к следующему уроку, постарайтесь
подтвердить или опровергнуть утверждение Леонида Жуховицкого: «Тургенев был
духовным лидером времени».

Автор:
Самый Зелёный
·

Цикл очерков «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева является отражением жизни крестьян. Для писателя было важно показать в качестве главных героев простых людей. Первым в этом цикле стал рассказ «Хорь и Калиныч», который является самым знаменитым произведением из всей книги. Разбор этого рассказа по плану предлагает вам Многомудрый Литрекон.

История создания

Тургенев задумал написать рассказ «Хорь и Калиныч» в 1846 году. Впервые это произведение было опубликовано в журнале «Современник» (№1), в разделе «Смесь» с подзаголовком «Из записок охотника». Рассказ получил большое признание, поэтому писатель решил развить цикл, из чего сложилась целая книга под названием «Записки охотника». 

Автор знал о проблеме крепостного права не из газет. Его мать была очень жестокой барыней, которая славилась своим бесчеловечным отношением к «живому товару». В детстве писатель вдоволь насмотрелся на нищету, зависимость и рабский удел крестьян, которые при этом не таили злобы на барина и считали его прихоти законом. Видимо, из-за тяжелых детских впечатлений Тургенев стал ярым противником крепостного права и написал множество произведений, раскрывающих нелегкую судьбу многострадального русского народа.

Жанр, направление

Жанровая разновидность произведения «Хорь и Калиныч» — рассказ. Довольно небольшое по объёму, данное произведение освещает одно событие, занимающее ключевое место в тексте, где представлено небольшое число героев. Рассказ написан от первого лица, то есть от лица автора. В произведении присутствуют и характерные черты очеркового жанра, так как в тексте подробно описаны и охарактеризованы персонажи. 

Направление рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч» — реализм. В произведении показана приближённая к  действительности жизнь тех времён, реалистично показаны люди, их повседневность, быт и склад ума. 

Композиция и конфликт

Рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» имеет одну развивающуюся сюжетную линию, которую условно можно поделить на три части:

  1. Знакомство рассказчика с помещиком Полутыкиным;
  2. Знакомство с крепостными Хорем и Калинычем;
  3. Отъезд рассказчика домой.

Конфликт произведения является межличностным. Он заключается в разнице мировоззрения и темперамента главных героев — крепостных крестьян Хоря и Калиныча. Однако их противоположность не создаёт между ними стену непонимания, наоборот, они остаются близкими и верными друзьями.

Смысл названия

Имена, использованные в названии, — это имена главных героев рассказа Тургенева. Персонажи выражают собой одновременно противопоставление и единство. Хорь и Калиныч — два человека, во многом непохожие, но хорошо понимающие друг друга. В их отношениях есть привязанность и дружба.

Тургенев заключает в названии «Хорь и Калиныч» глубокий смысл. Писатель считает, что вместе эти два крестьянина олицетворяют собой образцового русского человека. Хорь и Калиныч — две противоположности. В их характерах есть такие качества, которыми может обладать один человек, и этот человек мог бы приблизиться к идеалу. 

Суть: о чём?

Как-то раз на охоте барин (рассказчик) познакомился с калужским помещиком Полутыкиным, который позвал его к себе в гости, предложив переночевать. Так как дорога была неблизкая, приятели зашли в усадьбу к Хорю, крепостному крестьянину помещика, который жил на поляне посреди леса. Не застав крестьянина, Полутыкин попросил сыновей Хоря заложить тележку и поехал с рассказчиком к себе в усадьбу. 

По дороге к усадьбе Полутыкина, рассказчик стал расспрашивать помещика о Хоре: отчего тот живёт в лесу отдельно от хозяина? Помещик объяснил ему, что двадцать пять лет назад у Хоря сгорела изба, после чего крестьянин попросил позволения поселиться в лесу за хороший денежный оброк — пятьдесят рублей в год. Со временем Хорь разбогател, работая на себя, и стал платить барину сто целковых в год. Крестьянин мог бы уже давно выкупиться из крепостных, но он с этим не спешил, отговариваясь, что нет денег.

На другой день рассказчик и Полутыкин вновь собрались на охоту. По дороге они заехали за ещё одним крестьянином помещика Калинычем, который всегда ходит на охоту с барином, помогая ему во многом. И в этот раз он сопровождал Полутыкина и гостя-рассказчика. После охоты, уложив приятелей в избушке отдохнуть, он отправился работать на пасеку. 

На другой день помещик Полутыкин отправился по делам в город со своим соседом Пичуковым, а гость поехал на охоту в одиночку. После охоты он зашёл к старику Хорю, дабы познакомиться с ним, так как Полутыкин рассказывал о нём довольно занятно. Крестьянин оказался умным и интересным собеседником, чем приятно удивил рассказчика. Гость спросил у Хоря, почему тот не желает выкупиться из крепостных крестьян на волю, как не раз предлагал ему хозяин, но старик ушёл от ответа. Однако рассказчик смекнул, что Хорь отказывается от вольной жизни ради выгоды.

Гость остался в доме крестьянина с ночёвкой. Утром к Хорю пришёл его друг Калиныч. Рассказчик разговорился с ними обоими, беседа их была довольно занимательной, гость многое узнал об этих людях. После разговора с Хорем и Калинычем он вновь пошёл на охоту. 

Рассказчик остался ещё на три дня погостить у старика-крестьянина. За это время гость с радостью общался с Хорем и Калинычем, таким образом он узнал их взгляды на жизнь и характеры. По прошествии трёх дней рассказчик покинул дом Хоря, с грустью простившись с ним и его большой семьёй. 

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Хорь и Калиныч» представлены в таблице:

Рассказчик барин, охотник. Повествование ведётся от его лица. Для него представляют интерес простые люди, их быт и обычаи. Общаясь с крестьянами, он примечает важные детали, замечает отличительные черты характеров. Приглядываясь, он рассуждает об увиденном мысленно, пытается понять и посмотреть на жизнь глазами других людей.
Господин Полутыкин калужский мелкий помещик, барин, хозяин крестьян Хоря и Калиныча. Он «отличный человек», любящий охоту, но от услужливости Калиныча совсем разленившийся. У него есть «слабости»: например, он сватается за всех состоятельных невест в губернии, а получив отказ, много жалуется своим знакомым и друзьям, а родителям этих девушек продолжает присылать подарки — фрукты из своего сада. Полутыкин любит рассказывать один и тот же скучный анекдот, хвалит книги малоизвестных авторов. Он заикается, а вместо «однако» говорит «одначе». Свою собаку помещик называет Астрономом. В своём доме он завёл французскую кухню, которая на самом деле не является таковой. 
Хорь крестьянин, смекалистый и состоятельный пожилой человек, который принадлежит помещику Полутыкину. Он лысый, небольшого роста, широкоплечий, плотного телосложения. На вид он походит на Сократа: у него высокий лоб, курносый нос и маленькие глаза. Имеется не только внешняя схожесть с великим философом, но и внутренняя: Хорь умён, умудрён жизненным опытом, но грамоте он не обучен. Однако рассказчик оценил его простую, но в то же время умную речь. Во многом старик скрытен, выражается мудрёно, скорее всего, из проявления осторожности. Хорь не сразу доверительно относится к рассказчику, он вначале присматривается к нему, отвечает односложно, уходит от ответа, но на следующий день делается дружелюбнее. Он ощущает себя свободным, несмотря на то, что является собственностью своего помещика, при этом продолжая платить ему немалый оброк. Ему свойственна рациональность. В разговоре о заграничных поездках гостя Хорь обращал своё внимание на государственные и административные вопросы в других странах. Он неплохо поёт. Человеком он слывёт положительным, практическим. По своему складу ума Хорь близок к людям и к обществу. Старик понимает, что в жизни нужно думать о своём благосостоянии: у него свой дом, он копит деньги, ладит с властями, создал большую семью, где его слушаются. Хорь видит сущность своего хозяина, любит своего друга Калиныча и помогает ему. Старик не привык говорить много, он больше думает и размышляет; смотрит на жизнь, иронизируя.
 Калиныч тоже крепостной крестьянин Полутыкина. Мужчина сорока лет, высокий и худой. У него светло-голубые глаза. Ходит он с приподнятой головой. Лицо его смуглое, покрытое неровностями, добродушное. Он сразу понравился рассказчику. Калиныч — весёлый человек, который проникается всем, что его окружает: его приводит в восторг природа, он близок к ней. Когда рассказчик  поведал крестьянам о том, что был за границей, Калиныч заинтересовался природой чужой страны, горами и водопадами, а также необычными зданиями и большими городами. По своему характеру он слывёт романтиком, идеалистом и мечтателем. Говорит он с жаром, но и не слишком ораторствует. Сердце крестьянина отзывается на всё, что есть прекрасного в жизни. Нрава он доброго, кроткого, усердного. Хозяйство у него всегда «в исправности», однако содержать он его не может, так как всё время занят с помещиком. Каждый день Полутыкин берёт с собой Калиныча на охоту. Крестьянин носит его сумку и ружьё, оказывает ему во время охоты всяческие услуги. Без него барин уже не может обойтись. Ходит Калиныч в старой потрёпанной обуви, в лаптях, не прося у хозяина новые, перебивается «кое-как». Хоря он приветствует с нехарактерной для мужика «нежностью». Кроме того, он обучен грамоте, а также хорошо поёт и играет на балалайке. У Калиныча когда-то была жена, он её боялся. Детей у него нет. Он чтит своего хозяина Полутыкина, уважает и любит своего друга Хоря. В Калиныче есть такие способности, которые Хорь уважает в нём: он умеет лечить разные людские недуги. Кроме того, ему удаётся ладить с пчёлами, так как у него лёгкая рука. Есть в Калиныче недостаток: он не умеет и не любит рассуждать и всему верит.
Федя один из сыновей Хоря, белозубый, красивый, высокий двадцатилетний парень. Он обучен грамоте. Вместе с отцом они друг над другом подтрунивают, но, несмотря на это, Федя уважает Хоря. Молодой человек всё никак не хочет жениться, потому что не желает со своей женой «лаяться», но отец всё равно обещает найти ему невесту и обвиняет своего сына в ветрености.

Темы 

Тематика произведения «Хорь и Калиныч» основывается на представлениях Тургенева и на извечных темах:

  1. Крепостное право. В рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев хотел показать разнообразие русских людей, их «живые» образы, в которых отражается жизнь крепостных крестьян. Писатель своей целью ставил «очеловечить» подневольных, показать в своём рассказе, что они тоже люди: со своими судьбами, достоинствами и недостатками. Автор показывает разносторонность, трудолюбие и душевность крепостного крестьянства, их способность к творчеству и природный ум.
  2. Личность человека. Рассказчик-барин проявляет внимание к крестьянам. Это показывает нам, что в интеллигенции проснулся интерес к крепостным, к их жизни и быту, к их мировоззрению и житейской философии. Этот интерес к людям, к личностям, а не к рабам. Автор показывает, что в среде крестьян могут быть самородки, что крепостные бывают талантливы, умны, способны показать пример жизнестойкости, оптимизма, самостоятельности, трудолюбия, умения решать проблемы, умения философствовать. 
  3. Дружба и уважение. В рассказе Тургенева прослеживается тема дружбы. То, как общались герои Хорь и Калиныч, говорит читателю о том, что дружба — это взаимодополнение. У персонажей были разногласия, но они всегда находили точки соприкосновения. Например, они любили вместе петь. Любовь к музыке — это главное, что их объединяло. 

Проблемы 

Проблематика произведения «Хорь и Калиныч» тоже является отражением позиции писателя:

  1. Проблема крепостничества. Тургенев был либералом, поэтому во многих своих произведениях уделял внимание простому народу, пытался заострить на его проблеме внимание читателей. В рассказе идёт речь о крепостных крестьянах, которые живут как могут. Кто-то, как Калиныч, ищет опору в барине, находясь в зависимости от хозяина. Хорь же, напротив, лишь в своих силах находит стержень, который держит его на плаву жизни. При этом оба героя несвободны.
  2. Впадение в крайности. Быть умным и рассудительным и слыть простаком — две противоположные стороны, присущие персонажам рассказа. Хорь являет собой образ хитрого мудреца и рационалиста, тем временем как Калиныч ведёт себя совершенно иначе — в нём живёт дух романтизма, он наивен и прост. На примере главных героев Тургенев показывает, какими разными могут быть люди, выросшие и живущие в одной среде.
  3. Инфантильность дворян. Полутыкин не мог и шагу ступить без помощи Калиныча. Даже собираясь на охоту, он брал с собой крепостного крестьянина для того, чтобы тот носил ему сумку и ружьё, показывал, где садится птица, приносил воду, собирал землянику, строил шалаши, ходил за дрожками. Тургенев показывает, как дворяне беспомощны даже в мелочах, они всегда ожидают, что им будут прислуживать. 

Смысл 

Основная идея, которую пытается донести Тургенев в своём рассказе «Хорь и Калиныч», — показать быт и жизненный уклад традиционной русской глубинки, в которой живут такие интересные и разноплановые люди, как крепостные крестьяне Хорь и Калиныч. Автор стремился описать судьбы простого народа, их привычки и мировоззрение. У каждого из персонажей есть свой потенциал. Они, как и дворяне, способны на чувства, на разумные решения, в них живёт разум и сила души. Особенно хочется отметить широту души Калиныча, в котором преобладает чувственность и сердечность. Хорь, в свою очередь, поражает своим умением устроиться в жизни. Каждый из этих крестьян привязан к своему барину, несомненно, по разным причинам. Их положение в жизни отличается, но они продолжают искренне дружить и любить друг друга, несмотря на не совпадающие взгляды на жизнь. 

Также автор говорит читателю о том, что каждый человек счастлив по-своему. Для Хоря важно накопить побольше денег, а Калиныч не видит в этом своей цели, он живёт по другим понятиям, и это делает его счастливым.

Писатель пытается донести до нас мнение о том, что нельзя делить людей на бедных и богатых, каждый человек достоин быть свободным и счастливым. Также Тургенев делает акцент на том, что русского человека невозможно сломить, независимо от положения в обществе. Писатель показывает, что крепостное право губительно не только для крестьян, но и для дворян. Такова главная мысль рассказа «Хорь и Калиныч».

Чему учит?

В любом произведении присутствует мораль, и рассказ «Хорь и Калиныч» — не исключение. Важно понимать и принимать друг друга, как это делали главные герои рассказа. Необходимо всегда оставаться человеком: ни в коем случае не унижать людей, не соответствующих твоему статусу, а говорить на равных — так поступал рассказчик, общаясь с крепостными крестьянами Полутыкина. 

Помимо этого, можно сделать вывод, что в каждом человеке, вне зависимости от его склада ума, есть своя изюминка, свой неповторимый внутренний мир. Каждый человек в мире ценен, будь он прагматиком и рационалистом или романтичным идеалистом. Очень важно принимать эту разность в людях, как данность, ведь только с помощью этого можно добиться взаимопонимания и уважения друг к другу. Не обязательно быть идентичными друг другу, чтобы достичь понимания. Гораздо важнее принять другого человека, чтобы по-настоящему стать ему верным товарищем, уважать и любить его. Это показано нам на примере Хоря и Калиныча.

Важно также отметить то, что главные герои мыслят совершенно по-разному, придерживаясь прямо противоположных точек зрения на мир. Для зрелого и разумного человека важно найти «золотую середину», центр, где сосредотачивались бы все важные человеческие качества: умение мыслить и анализировать, рассуждать и быть начеку, при этом не терять свою кротость и доброту, быть простосердечным и открытым миру, воодушевляясь и наивно радуясь жизни. Важно не утрачивать связь ни с обществом, ни с природой. Вот о чем заставляет задуматься рассказ «Хорь и Калиныч».

Критика 

Рассказ «Хорь и Калиныч» имел успех у читающей публики. В связи с этим на Тургенева посыпался град отзывов от известных литературных деятелей.

В книге «Взгляд на русскую литературу 1847 года» (1848) Виссарион Григорьевич Белинский писал: 

«Не удивительно, что маленькая пьеска «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему ещё никто не заходил. <…> «Хорь и Калиныч» до сих пор остаётся лучшим из всех рассказов охотника; за ним — «Бурмистр», а после него “Однодворец Овсяников” и  «Контора». Нельзя не пожелать, чтобы г. Тургенев
написал ещё хоть целые томы таких рассказов».

Константин Сергеевич Аксаков с восторгом отмечал в альманахе «Московский сборник» за 1847 год: 

«Мы должны указать на появившийся в №1 «Современника» превосходный рассказал г. Тургенева «Хорь и Калиныч». Вот что значит прикоснуться к земле и народу: в миг дается сила! Пока г. Тургенев толковал о своих скучных любовях, да разных апатиях, о своем эгоизме, — все выходило вяло и бесталанно; но он прикоснулся к народу, прикоснулся к нему с участием и сочувствием — и посмотрите, как хорош его рассказ! Талант, таившийся в сочинителе, скрывавшийся во все время, пока он силился уверить других и себя в отвлеченных и потому небывалых состояниях души, этот талант в миг обнаружился, и как сильно и прекрасно, когда он заговорил о другом. Все отдадут ему справедливость: по крайней мере, мы спешим сделать это. Дай Бог г. Тургеневу продолжать по этой дороге».

Профессор русской словесности и филолог Александр Ильич Незеленов в сочинении «Тургенев в его произведениях» (1885) выражал мнение о героях рассказа Тургенева: 

«Замечательно, что Хоря и Калиныча сблизила не одна противоположность характеров; мы видим много общего в воззрениях и симпатиях этих, по-видимому, совершенно несходных людей: поэтическое свидетельство, что в русском простом народе нет крайнего раздвоения жизни, сохраняется ее живое единство даже в резких различиях типов».

Автор: Диана Танцур

Метки: 6 классИван Тургеневпо плануразборХорь и Калиныч

Читайте также:

Краткое содержание Тургенев Два помещика

Как следует из названия произведения, в рассказе идет речь о двух помещиках, первый из которых генерал-майор в отставке. Зовут его Вячеслав Илларионович Хвалынский. Это человек высокого роста, моложавый для своих лет, подвижный и жизнерадостный. Морщины на его лице почти не заметны, когда генерал смеется или улыбается.

Однако, несмотря на свой добрый нрав, с людьми, находящимися ниже его по своему положению, генерал не может обращаться на равных, разговаривает с ними свысока, пренебрежительно. При этом с людьми выше его по званию или социальному статусу он ведет себя, наоборот, очень почтительно и благосклонно. Даже когда проигрывает им в карты, он вовсе никогда не жалуется. Да и в принципе предпочитает играть с теми, кто победнее или ниже его статусом.

Также Вячеслав Илларионович слывет большим охотником до женщин. Читать он не очень любит, о прошлом своем особо не распространяется. Обосновался он в небольшом уютном домике, а в прислугах у него ходит необычайно глупый управляющий, а также ключница, женщина зрелых лет, но вовсе еще не старая. Несмотря на свой возраст, Хвалынский даже сейчас смотрится в глазах окружающих довольно выгодной партией. Генерал просто обожает бывать на различных обедах и публичных мероприятиях, при этом долгих бесед с гостями не любит.

Второй помещик по имени Стегунов Мардарий Аполлоныч совсем другого поля ягода, и похож на Хволынского лишь тем, что является закоренелым холостяком. В отличие от генерала, Стегунов никогда не служил. Внешность его совершенно иная: росточка он небольшого, полноват, на затылке лысина. Человек он очень жизнерадостный, невероятно щедрый и веселый. Домашними делами заниматься не любит, и особо в это дело не вникает. Зато Мардарий Аполлоныч всегда рад гостям и щедр на угощения.

Однажды главный герой и рассказчик приехал к Стегунову в гости. Сидели они с хозяином на балконе и тут слышат в отдалении чьи-то крики. Гость интересуется у помещика, что это за звуки. Оказывается, это по приказу Стегунова наказывают Ваську-буфетчика. Когда рассказчик возвращался от помещика, ему на пути повстречался тот самый Васька. На вопрос, за что его наказали, тот сказал, что за дело, и что лучшего хозяина, чем у него, во всей губернии не сыскать. И все оставшуюся дорогу рассказчика не покидают мысли о том, в каком ужасном рабстве находится русский народ, и как это рабство деформирует человеческое сознание подневольных и их хозяев. Как же крепко оно засело в нем! И долго еще не отпустит этих людей и их потомков слепое поклонение своим рабовладельцам, которых они так боготворят.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тургенев. Все произведения

Два помещика. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Роман начинается с того, что Хелина Киншоу вынуждена была переехать в поместье Куперов «Уорингс». В данный момент владелец этой усадьбы Джозеф был состоятельным вдовцом

В Париже я познакомился с Огюстом Дюпеном, молодым человеком благородного происхождения, но растерявшим всё своё состояние. Дюпен был очень начитан, и именно книги стали поводом для нашего близкого знакомства.

Пьеса начинается с того, что королевская семья плывёт на корабле. Внезапно море начало штормить, разразилась буря. Матросы изо всех сил пытались предотвратить кораблекрушение

Удивительный рассказ о небольшом путешествии двух детей, старшей Наташи и младшего ее брата Антошки. Герои рассказа имели возможность познакомиться с тайнами природы, которые привели к ощущению опасности и незнакомцем, проявившем внимание и заботу.

В одном английском городе живут два хороших друга — один состоятельный банкир, занятый подсчетом и заработком денег — Баундбери. И второй депутат в парламенте Томас Грэйдгранд — человек, совершенно лишенный чувств и полагающийся только на факты и цифры

Краткое содержание рассказа «Два помещика» И. С. Тургенева

Рассказ «Два помещика» – это одна из частей повести «Записки охотника», написанной Тургеневым в 1852 году. Краткое содержание «Два помещика» для читательского дневника расскажет о жизни и быте обычных помещиков в середине 19 века.

«Два помещика» очень краткое содержание

И. С. Тургенев «Два помещика» краткое содержание для читательского дневника:

Рассказчик знакомит читателей с двумя помещиками, у которых часто охотился.

«Отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский» – человек «в зрелом возрасте, в самой поре», добрый, но не может обращаться с небогатыми и нечиновными дворянами как с ровней себе и плохой хозяин, слывущий скрягой; очень любит женщин, но не женат.

Мардарий Аполлоныч Стегунов полная его противоположность – «хлебосол и балагур», живет на старый лад. Крестьяне, хотя барин их и наказывал, считали, что он все делает правильно и такого барина, как у них, «в целой губернии не сыщешь».

Описание жизнедеятельности и характерных особенностей этих двух персонажей в общих чертах описывает положение в российской провинции во времена перед отменой крепостного права.

Рассказ М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» был написан в 1869 году и является одним из первых сатирических сказок автора. Прочитать краткое содержание «Дикого помещика» Салтыкова-Щедрина можно на нашем сайте

Короткий пересказ «Два помещика»

Краткое содержание «Два помещика» Тургенев:

Классик русской литературы описывает в своем произведении двух абсолютно разных людей, находящихся на одной ступени в социальной иерархии царской России. Два помещика из провинции совершенно по-разному относятся к своей жизни, к своим имениям и крепостным. Единственный фактор, который их объединяет – это то, что они оба холостяки.

Первый герой – генерал-майор в отставке Хвалынский Вячеслав Илларионович. Никогда не учувствовавший в боевых действиях, заслуживший свои чин прислуживая некому лицу и высших чинов. Его особенностью можно читать надменное отношение к людям, равным ему по положение.

К простым крепостным он вообще относился как несуществующим людям. С книжками этот помещик не дружил, словом не владел, был скуп и невежественен. Эти описания соответствовали большинству отставных военных ставших помещиками в царской России.

Второй персонаж – это старый помещик Стегунов Мардарий Аполлоович, использующий в своем имении приемы средневековья и постоянно наказывающий своих крепостных за любую провинность. И хотя у него была жесткая дисциплина среди крестьян, фактически само имение управлялось поверхностно и все хозяйство «дышало на ладан».

Автор обнажает нравственное оскудение русских помещиков, подводя к идее протеста против крепостного права.

На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Старосветских помещиков» Гоголя по главам, которое пригодится при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника. Произведение не похоже на яркие, сказочно-фантастические сюжеты из предыдущего сборника писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В повести описывается жизнь и смерть двух стариков.

Сюжет рассказа «Два помещика» Тургенев

«Два помещика» Тургенев краткое содержание произведения:

Позвольте мне познакомить вас с двумя помещиками, у которых я часто охотился. Первый из них — отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский. Высокий и когда-то стройный, он и теперь был вовсе не дряхлый.

Правда, некогда правильные черты его лица немного изменились, щёки повисли, появились морщины, но выступает Вячеслав Илларионович бойко, звонко смеётся, позвякивает шпорами и крутит усы. Человек он очень добрый, но с довольно странными привычками. Он не может обращаться с небогатыми дворянами, как с равными себе людьми, даже речь его при этом меняется.

Хлопотун он и жила страшный, а хозяин плохой: взял себе в управляющие отставного вахмистра, необычайно глупого человека. Хвалынский большой любитель женщин. В карты он любит играть только с людьми низшего звания.

Когда же ему приходится играть с вышестоящими, то он сильно меняется и даже не жалуется на проигрыш. Читает Вячеслав Илларионович мало, при чтении постоянно шевелит усами и бровями. На выборах он играет значительную роль, но от почётного звания предводителя по скупости отказывается.

О своём военном прошлом генерал Хвалынский говорить не любит. Живёт он один в небольшом домике и до сих пор считается выгодным женихом. Его ключница, полная, свежая, черноглазая и чернобровая женщина лет 35, по будним дням ходит в накрахмаленных платьях. На больших званых обедах и публичных торжествах генерал Хвалынский чувствует себя в своей тарелке. Особым даром слова Хвалынский не владеет, поэтому длинных споров не терпит.

Мардарий Аполлоныч Стегунов похож на Хвалынского только в одном — он тоже холостяк. Он нигде не служил и красавцем не считался. Мардарий Аполлоныч низенький, пухленький старичок, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и брюшком. Он хлебосол и балагур, живёт в своё удовольствие.

Своим имением Стегунов занимается довольно поверхностно и живёт на старый лад. Люди у него одеты по-старинному, хозяйством заведует бурмистр из мужиков, а домом — сморщенная и скупая старуха. Гостей Мардарий Аполлоныч принимает радушно и угощает на славу.

Как-то приехал я к нему летним вечером, после всенощной. После того, как Стегунов отпустил молодого священника, угостив его водкой, мы сели на балконе. Вдруг он увидел в саду чужих кур и послал дворового Юшку выгнать их. Юшка и ещё трое дворовых кинулись на кур, и пошла потеха. Выяснилось, что это куры Ермила-кучера и Стегунов велел их отобрать.

Потом разговор зашёл о выселках, которым отвели плохое место. Мардарий Аполлоныч сказал, что там живут опальные мужики, особенно две семьи, которые никак не удаётся извести. В отдалении я услышал странные звуки. Оказалось, это наказывали Ваську-буфетчика, который прислуживал нам за обедом.

Через четверть часа я простился со Стегуновым. Проезжая через деревню, я встретил Васю и спросил, за что его наказали. Он ответил, что наказали за дело, а такого барина, как у них, и в целой губернии не сыщешь.

Рассказ «Бурмистр» Тургенев написал в июле 1847 года. Очерк вошел в известный цикл писателя «Записки охотника». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Бурмистра», которое подойдет для подготовки к уроку русской литературы, для читательского дневника.

Видео краткое содержание Два помещика

После отмены крепостного права в России Александр II просил передать Тургеневу, что очерки сыграли большую роль при принятии его решения об освобождении крестьян.

Краткое содержание «Два помещика»

Рассказ «Два помещика» Тургенева был написан в 1852 году. Он вошел в знаменитый цикл «Записки охотника», который автор посвятил описанию жизни крепостных крестьян и помещиков образца середины XIX века. В произведении показаны наиболее типичные образы русских помещиков.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Два помещика» на нашем сайте. Проверить полученные знания можно при помощи специального теста.

Главные герои

  • Хвалынский Вячеслав Илларионович – помещик, генерал-майор в отставке, холостой, влюбчивый, добрый, но излишне надменный мужчина средних лет.
  • Стегунов Мардарий Аполлоныч – помещик, невысокий, толстый, лысый старичок, добродушный и гостеприимный.

Другие персонажи

  • Рассказчик – дворянин, мужчина среднего возраста, страстный охотник.

Краткое содержание

Рассказчик решил поведать о двух своих соседях-помещиках, у которых он часто охотился. Это были почтенные люди, которые пользовались «всеобщим уважением нескольких уездов» . Один из них, Вячеслав Илларионович Хвалынский, был генерал-майором в отставке. Это был высокий, некогда стройный, но теперь обрюзгший человек «в зрелом возрасте, в самой, как говорится, поре» . Внешность его уже претерпела досадные возрастные изменения, но Хвалынский был по-прежнему бодр, весел и часто называл себя «старым кавалеристом» .

Это был, по сути, добрый человек. Однако он не мог общаться на равных с «дворянами небогатыми или нечиновными» . При разговоре с ними Хвалынский смотрел искоса, пренебрежительно. И, напротив, с людьми, выше его по социальному статусу или званию, он отличался особой почтительностью, и даже в карты им проигрывал с любезной улыбкой, без жалоб. О своей службе генерал говорить не любил, и «на войне он тоже, кажется, не бывал» .

Кроме того, «Вячеслав Илларионович ужасный охотник до прекрасного пола» , и при виде хорошенькой особы всегда был готов на подвиги. У него не было семьи, и он до сих пор считался завидным женихом. Генерал Хвалынский был удивительно хорош «на всех торжественных и публичных актах, экзаменах, собраньях и выставках» , куда его с удовольствием приглашали. Однако он неизменно избегал долгих бесед и жарких споров. Дома у себя он никого не принимал и жил, «как слышно, скрягой» .

Совсем иным был другой помещик – Стегунов Мардарий Аполлоныч. С Хвалынским его объединяло лишь то, что оба были закоренелыми холостяками. Невысокого роста, лысый, пухлый Стегунов «едва ли где-нибудь служил и никогда красавцем не почитался» . Он был большим хлебосолом и балагуром, всегда с удовольствием принимал гостей и потчевал их от всей души. Сам же Мардарий Аполлоныч ничем не занимался и обленился настолько, что «даже «Сонник» перестал читать» .

Однажды рассказчик приехал в гости к Стегунову. Они сидели на балконе, пили чай и наслаждались прекрасным вечером. Неожиданно раздались звуки ударов. Мардарий Аполлоныч сообщил, что это по его приказу «шалунишку наказывают» , буфетчика Ваську. Когда на обратном пути рассказчик повстречал того самого Ваську, то поинтересовался, за что его били. Буфетчик ответил, что наказание получил за дело. Он восхищался добрым и справедливым барином, какого «в целой губернии не сыщешь» . Рассказчик грустно вздохнул и задумался о печальной судьбе простого русского народа.

Заключение

В своем произведении Тургенев продемонстрировал два распространенных типажа русских помещиков. Также он показал, в каком зависимом положении был простой народ, который даже не пытался протестовать против своего рабства.

После ознакомления с кратким пересказом рассказа «Два помещика» рекомендуем прочитать произведение в полной версии.

   Изучение
произведений И.С. Тургенева: «Бурмистр» (Анализ  текста).

   Если вначале, в
экспозиции, мы узнали, какое мнение о Пеночкине сложилось в среде губернских
дворян, если мы узнали о безотчетной антипатии автора к молодому помещику, то в
конце рассказа мы слышим мнение о нем от человека из народа.

   Автор по-дружески,
как с равным, беседует с мужиком Анпадистом, живо интересуется его суждениями.
И мы видим, что оба они одинаково смотрят на шипиловского барина и бурмистра.
Точка зрения автора совпадает с народной.

   Глубокая ненависть
звучит в словах Анпадиста. Софрона он иначе не называет, как бестия, собака,
пес, зверь — не человек. От души жалеет Анпадист несчастных Тоболеевых. Их ждет
горькая участь: Софрон «заест человека совсем» (то есть замучает притеснениями)
«староста теперь его забьет».

   Очень важно
отметить, за что Софрон «взъелся» на Тоболеева. «На сходке с ним повздорил, с
бурмистром-то, невтерпеж, значит, пришлось…» Делаем вывод о безысходности
положения крепостного крестьянина; малейший протест, жалоба на притеснителя
только ухудшали его судьбу. Характерны глаголы, которые употребляет Анпадист,
говоря о методах притеснения, применяемых Софроном и его сыном — старостой:
заест, забьет, клевать и начал, доест.

   Анпадист раскрывает
и методы управления имением, которые способствуют обогашению  Софрона: имением
он «как своим добром владеет», «крестьяне ему кругом должны», он их «затормошил
совсем», земли, оказывается, у него очень много. Вспоминаем слова Пеночкина;
«…Земли мало! Я и так удивляюсь, как они концы с. концами сводят».

   Как относится
Анпадист к шипиловскому барину? Глубокое презрение звучит в его словах: «Да
ведь Шипиловка только что числится за тем, как бишь его, за

Пенкиныл-то: ведь не
он ей владеет: Софрон владеет». Обратим внимание учащихся на выделенные нами
слова. Анпадист с презрением говорит о Пеночкине как о пустом, ничтожном
человеке. Можно попутно заметить, что Тургенев, рисуя этого внешне
привлекательного, казалось бы мягкого и гуманного человека, наделяет его и
соответствующим именем — Аркадий (Арка-

дия — идиллическая
страна, где, по преданиям древних греков, жили на лоне чудной природы
счастливые пастушкий и пастушки) и фамилией — Пеночкин (пеночка — певчая
птичка; несколько слащавый оттенок этой фамилии придает и ласкательный суффикс
-очк-). Но Анпадист с пренебрежением переиначивает фамилию Пеночкина на
Пенкина, и смысл ее сразу меняется.

   В заключение
приводим известные слова В. И. Ленина из статьи «Памяти графа Гейдена» и
устанавливаем, почему в этой статье сопоставляется с Пеночкиным «образованный»,
«гуманный» помещик граф Гейден, которым восхищались либералы-кадеты. Слова В.И.
Ленина следует прочитать, прокомментировать и сделать вывод об обобщающем
значении образа «цивилизованного, образованного помещика», созданного
Тургеневым.

   Подводя итоги
работы, остановимся на следующем факте; переиздавая в 80-е годы «Записки
охотника», Тургенев точно указывает место и время создания рассказа —
«Зальцбрунн, в Силезии, июль 1847 г.» Почему же автор счел нужным датировать
именно этот и только этот рассказ? Сообщим ребятам о. том, что в Зальцбрунне
Тургенев жил одновременно с Белинским, что 15 июля 1847 года в Зальцбрунне
написал Белинский свое знаменитое письмо к Гоголю, где великий критик
утверждал; что основное зло русской жизни — крепостное право.

   Переиздавая
«Записки охотника» в период черной реакции 80-х годов и не имея возможности
прямо указать на имя Белинского, как на имя своего единомышленника, Тургенев
косвенным образом напомнил об этом читателям. Он напомнил им о том, что в 1847
году одновременно появились два антикрепостнических произведения: страстное
обличение рабства прозвучало

в письме к Гоголю и в
рассказе «Бурмистр». Писатель напомнил таким образом о том, что литература
всегда защищала идеи свободы, добра и справедливости.

    Что же эта деталь
— указание на место и время написания рассказа — прибавляет к образу автора? Мы
убеждаемся в том, что охотник, странствующий по Орловщине, — соратник лучших
людей своего времени, единомышленник Белинского.

    Думается, что
после такого разбора нет нужды проводить специальные уроки по темам
«характеристика Пеночкина», «характеристика бурмистра». Перечень

черт их характера,
запись планов, подбор цитат ослабили бы впечатление, произведенное на ребят
чтением тургеневского рассказа. Роль учителя заключалась в том, чтобы помочь
учащимся полнее и глубже понять рассказ, учитель явился лишь посредником между
писателем и школьниками. В дальнейшем, читая самостоятельно Тургенева, они
будут внимательнее вглядываться в нарисованные писателем картины и испытывать
радость всякий раз, когда им удастся понять глубокий смысл художественной
детали.

   Итоговое задание
может быть такое: подготовить устное сочинение на тему «Кого и за что осудил
Тургенев в рассказе «Бурмистр». Учащиеся должны будут

самостоятельно
разработать план сочинения, подобрать материал по тексту и на следующем уроке
сделать связный рассказ. Работе над устным сочинением следует посвятить целый
урок. Заметим, что учащиеся, отвечая, должны пользоваться текстом, где у них
имеются закладки, пометки, при этом учитель требует выразительного чтения.

   Последующая задача
— организовать самостоятельное чтение учащихся и подготовить уроки-беседы по
внеклассному чтению. На первом из них разберем рассказ «Два помещика»,. на
втором — рассказ «Бирюк» или «Певцы».

   Рассказ «Два
помещика» труден для учащихся потому, что большая часть его  авторская
характеристика генерала Хвалынского и помещика Стегунова. Действие в рассказе
почти отсутствует, он носит характер сатирического очерка нравов, и лишь в
конце рисуется эпизод посещения автором Мардария Аполлоныча. Но после изучения
«Бурмистра», где так много времени мы уделили работе над авторской
характеристикой, учащиеся справятся сами с материалом рассказа. Они уже знают,
как надо читать И.С. Тургенева.

   Рассмотрим один из
возможных вариантов работы. Учащиеся получают три задания, которые
распределяются либо по выбору, либо по колонкам парт:

   1. Рассказать о
генерале Хвалынском, используя цитаты из текста. При этом высказать свое
понимание образа генерала, свое отношение к нему. Ответить на вопрос: в чем
сходство Хвалынского с Пеночкиным? Объяснить, как следует понимать предложения:
«Человек он очень добрый, но с понятиями и

привычками довольно
странными», «Впрочем, и сам генерал Хвалынский о своем служебном поприще не
любит говорить, что вообще довольно странно; на войне он тоже, кажется, не
бывал».

   Прочитать
выразительно отрывки, характеризующие манеру Хвалынского говорить с «высшими» и
«низшими» лицами.

   2. Рассказать о
помещике Стегунове, подтверждая свое мнение текстом. Объяскить, зачем автор
рассказал истории о молодом священнике и о ловле кур. Как эти истории
раскрывают образ. Стегунова? Прокомментировать слова Мардария Аполлоныча: «Я
человек простой, — по старому поступаю. По-моему: коли барин — так барин, а
коли мужик — так мужик…»

   «Что я злодей, что
Ли? что вы на меня так уставились? Любяй да наказует: вы сами знаете».

   Прочитать
выразительно разговор автора со Стегуновым о выселенных мужиках.

   3. Рассказать об
авторе, его отношении к Хвалынскому и Стегунову.

   Объяснить, что
такое ирония, и привести примеры авторской иронии в описании двух помещиков.
Объяснить, почему в рассказе изображены два помещика, внешне столь не похожие
друг на друга. Верно ли, что между Хвалынским и Стегуновым только одно
сходство: оба холостяки?

   Прочитать
выразительно разговор автора с буфетчиком Васей. Разъяснить, какие чувства
испытывает при этом автор, какие — Вася. Дать комментарий к словам автора: «Вот
она, старая-то Русь!»

   Текст каждого из
заданий довольно обширен. Можно продиктовать учащимся все три задания,
независимо оттого, какое они будут выполнять: запись послужит потом подспорьем
для анализа рассказа в целом. Можно применить и карточки-задания (2- 3 копии на
каждую колонку). Желательно, чтобы, работая над заданиями, учащиеся могли
получить консультацию учителя. Но не следует на консультациях чрезмерно
«разжевывать» задание. В частности, целесообразно, чтобы учащиеся сами,
пользуясь словарями, выяснили значение трудных слов и выражений: кокошник,
кичка, поприще, подходить под благословенье, почтмейстер и т. п.

   Задания составлены
с таким расчетом, чтобы помочь учащимся понять своеобразие манеры авторского
повествования (ирония, сатира) и поглубже вдуматься в те места текста, которые
могут быть усвоены поверхностно.

   Так, например, в
первом задании учащимся надо будет задуматься над вопросом о сходстве
Хвалынского с Пеночкиным. Вчитываясь в текст, учащиеся отметят и правильно
осмыслят целый ряд ярких деталей: отставной генерал, как и Пеночкин, стремится
произвести впечатление своей внешностью (красит волосы, «выступает бойко,
смеется звонко»), одеждой (носит «высокий галстук с накрахмаленными
воротничками и панталоны серые с искрой»), изображает из себя очень важную
персону в обращении с «низшими», подличает перед «высшими» (на последнее весьма
способен и Пеночкин, хоть это не изображено в рассказе «Бурмистр»), щеголяет
образованностью, «поводит усами и бровями», пробегая — «при гостях,
разумеется», — французскую газету, изображает из себя умного хозяина, «хлопотун
и жила страшный», а на самом деле так же недалек и беспомощен в хозяйственных
делах, как Пеночкин…

    Объясняя детально
отрывки текста, приведенные в задании, учащиеся должны будут понять авторскую
иронию в словах о «доброте» генерала и пофантазировать, размышляя о том, почему
Хвалынский помалкивает о своем «служебном поприще». И.С. Тургенев дает
комический штрих, который направляет фантазию читателя: передает слух о том,
как Хвалынский, будучи

адъютантом, парил
своего начальника в бане, облачившись (от уважения к начальству, конечно) «в
полную парадную форму и даже застегнув крючки». Этого, возможно, и не было, но
анекдот точно передает самое существо служебной карьеры генерала: постыдное
угодничество, подхалимство. Он приобрел генеральство не боевыми заслугами, а
лакейской ловкостью. Все поведение Хвалынского по отношению к «высшим»
убедительно это подтверждает. Учащимся надо будет передать при выразительном
чтении отрывистые и резкие интонации отставного генерала в разговорах с
«низшими» и медовые интонации в разговорах с «губернатором или с каким-нибудь
чиновным лицом».

   Аналогичным
образом ведется работа над вторым и третьим заданиями.

   Третье задание
(пожалуй, самое трудное) дает возможность сделать обобщающие выводы о том, что
Тургенев выступает в рассказе как беспощадный сатирик, что, изображая
Хвалынского и Стегунова, он клеймит

самодержавную,
помещичью, рабскую Русь. При всем внешнем различии двух помещиков, они оба —
порождение прогнившей крепостнической системы жизни. Помещики, считающие
крестьян неполноценными людьми, сами психологически являются холопами, людьми
умственно и морально изуродованными, убогими.

   В среде крепостных
немало людей, отравленных многовековым рабством, — это Юшка, буфетчик Вася, это
Софрон, Гаврила из «Муму» и многие другие. Но

мы встречаем и таких
крепостных, как Герасим, как младший Тоболеев.

   И.С. Тургенев
говорит о старой Руси, и, следовательно, наряду со старой, крепостнической
Россией он видит новую, хотя в своем рассказе о ней не упоминает. Новая Россия
— это страна передовых людей, таких, как сам автор, как другие враги
крепостного рабства, это талантливый, великий народ, сохранивший «в рабстве
спасенное, сердце свободное».

  Литература

    Качурин М.Г.,
Шнеерсон М.А. Самостоятельная работа учащихся над текстом художественного
произведения. -Л., 1960.

  • Рассказ тургенева краткий пересказ
  • Рассказ турежанова помощь текст
  • Рассказ туман а тузлукова
  • Рассказ троица романовского текст
  • Рассказ тупейный художник читать краткое содержание