Рассказ тургенева бежин луг читать полностью

Инфоурок литература презентациипрезентация по русской литературе, 6 класс и.с.тургенев записки охотника история создания рассказа бежин луг описание презентации по

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по русской литературе, 6 класс «И.С.Тургенев «Записки охотника» История создания рассказа «Бежин луг»

И.С. Тургенев «Записки охотника». История создания рассказа «Бежин луг»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    И.С. Тургенев «Записки охотника». История создания рассказа «Бежин луг»

    Описание слайда:

    И.С. Тургенев «Записки охотника». История создания
    рассказа «Бежин луг»

  • 2 слайд

    6.1.1.1 понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифологи

    Описание слайда:

    6.1.1.1 понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз; эпос, лирика, драма как роды;
    6.1.2.1 иметь общее представление о художественном произведении, понимать главную и второстепенную информацию

  • 3 слайд

    ТЕСТ ПО БИОГРАФИИ И.С. ТУРГЕНЕВА 1. Мать И.С. Тургенева звали: А. Валентина П

    Описание слайда:

    ТЕСТ ПО БИОГРАФИИ И.С. ТУРГЕНЕВА
    1. Мать И.С. Тургенева звали:
    А. Валентина Петровна Б. Варвара Петровна В. Маргарита Андреевна
    2. Кем была мать И. С. Тургенева:
    А. бедной крестьянкой Б. обедневшей дворянкой В. богатой помещицей
    3. Из-за учёбы детей семья Тургеневых переехала:
    А. в Орёл Б. в Москву В. в Петербург
    4. Любимое занятие И.С. Тургенева:
    А. читать книги Б. читать и писать В. охотиться и рыбачить
    5.Имение Тургеневых называлось:
    А. Щелыково Б. Ясная поляна В. Спасское – Лутовиново
    6. Написал произведение:
    А. «Снегурочка» Б. «Кавказский пленник» В. «Муму»

  • 4 слайд

    В 1847 году вышел первый номер журнала «Современник», которому предстояло игр

    Описание слайда:

    В 1847 году вышел первый номер журнала «Современник», которому предстояло играть ведущую роль в литературной и общественной жизни России. Тургенев полагал, что для первого номера у него нет в запасе ничего хорошего. Все-таки он дал небольшое произведение, которое до тех пор и не думал печатать. Это был «Хорь и Калиныч». И. И. Панаев, один из основателей журнала, дал ему подзаголовок «Из записок охотника», хотя никаких дальнейших «Записок» у Тургенева в наличии не было.
    Успех «Хоря и Калиныча» превзошёл все ожидания. В редакцию «Современника» приходили письма с просьбами печатать дальше «Записки охотника». Тургенев взялся за перо.
    Работу над «Записками охотника» он продолжил за границей. Об этом периоде своей жизни Тургенев писал: «Я не думаю, что моё западничество лишило меня всякого сочувствия к русской жизни, всякого понимания её особенностей и нужд. «Записки охотника»… были записаны мною за границей; некоторые из них – в тяжёлые минуты раздумья о том, вернуться ли мне на родину, или нет? …знаю только, что я, конечно, не написал бы «Записок охотника», если бы оставался в России». В разлуке с Родиной крепла любовь писателя к ней, пробуждались детские впечатления, связанные со светлыми сторонами русской жизни. Он вспоминал, как летом и осенью 1846 года исходил с ружьём Орловскую, Курскую и Тульскую губернию. В памяти вставали картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи, бытовые сценки.

  • 5 слайд

    На протяжении трех лет в «Современнике» был напечатан двадцать один рассказ.

    Описание слайда:

    На протяжении трех лет в «Современнике» был напечатан двадцать один рассказ. Отдельное издание было осуществлено в 1852 году с прибавлением двадцать второго рассказа – «Два помещика». Позже были написаны еще три рассказа: «Конец Чертопханова», «Стучит», «Живые мощи». В 1880 году изданная книга состояла уже из 25 рассказов. К ним по содержанию и форме примыкает рассказ «Муму», не включённый в этот сборник.

    «Записки охотника» – это художественная летопись русской крепостной деревни. Впервые в этой книге крестьянин выступил как человек огромного духовного богатства, стал литературным героем большого масштаба. Известный литератор, современник Тургенева П. В. Анненков вспоминал, что во всех кругах русского общества на «Записки охотника» смотрели «как на проповедь освобождения крестьян», собранные вместе в сборнике рассказы представляли собой «стройный ряд нападений, целый батальный огонь против помещичьего быта».

  • 6 слайд

    Сборник рассказов под названием «Записки охотника» И.С. Тургенева был опублик

    Описание слайда:

    Сборник рассказов под названием «Записки охотника» И.С. Тургенева был опубликован единым изданием в 1852 году. Спустя продолжительное время писатель дополнил книгу еще тремя произведениями. Сборник вызывает много споров среди литературоведов относительно жанра опубликованных работ. Некоторые критики придерживаются мнения, что творения Ивана Сергеевича относятся к очеркам. Другие утверждают, что все произведения написаны в жанре рассказа.

    В 1846 году все лето и несколько недель осени Иван Сергеевич находился в Спасском-Лутовинове. Автор на время отошел от писательской работы. Все дни он проводил в наблюдениях. При любом удобном случае И.С. Тургенев отправлялся на охоту. Но он ходил не один. Компанию ему составлял местный егерь Афанасий Алифанов.

  • 7 слайд

    Интересно, что название сборника появилось почти случайно. Когда Иван Панаев

    Описание слайда:

    Интересно, что название сборника появилось почти случайно. Когда Иван Панаев готовил первый рассказ «Хорь и Калиныч» к печати, он дал ему подзаголовок «Из записок охотника», чтобы уже в заглавии ввести читателя в курс дела и дать настрой на все произведение. В итоге, когда Тургенев написал остальные рассказы и решил объединить их в единую книгу, он остановился на названии «Записки охотника».
    Сборник состоит из 25 рассказов. «Хорь и Калиныч», «Ермолай и Мельничиха», «Малиновая вода», «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов», «Однодворец Овсяников», «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «Бурмистр», «Контора», «Бирюк», «Два помещика», «Лебедянь», «Татьяна Борисовна и ее племянник», «Смерть», «Певцы», «Петр Петрович Каратаев», «Свидание», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит», «Лес и степь».

  • 8 слайд

    По единодушному мнению многих литературоведов «Записки охотника» Ивана Турген

    Описание слайда:

    По единодушному мнению многих литературоведов «Записки охотника» Ивана Тургенева открыли новую страницу русской литературы. До выхода этих рассказов никто так откровенно, ярко и просто не описывал быт простого народа. Иван Сергеевич приоткрыл для светского общества ту сторону жизни, которую сам он знал с самого детства, но о которой как-то не принято было говорить в высшем обществе. Здесь же писатель вывел обычного земледельца, крестьянина, бедняка в главные герои. И, описывая случаи из их жизни, исподволь подводил читателя к однозначному выводу: жизнь русского народа в том виде, какая она сейчас есть – недопустимое явление, которое нужно искоренять.
    Последующее развитие истории показало, что Ивану Сергеевичу удалось оказать нужное воздействие на умы соотечественников. В 1861 году в Российской империи был выпущен указ об отмене крепостного права. Император Александр II, который и подписал этот указ, просил передать Ивану Сергеевичу Тургеневу, что его «Записки охотника» сыграли большую роль при принятии решения об освобождении крестьян.
    Нельзя не отметить и высокую художественную ценность рассказов и очерков Тургенева. Его произведения полны прекрасных пейзажных зарисовок русской природы. Автор через эти зарисовки показывает читателю, как сильно можно любить родную природу и людей, живущих на ней. Тургенев, близко общавшийся с крестьянами, хорошо знал их язык и многие говоры разных местностей, поэтому персонажи его рассказов имеют колоритную речь и образный народный язык.
    «Записки охотника» были переведены на все европейские языки.

  • 9 слайд

    «В обществе русских людей в Париже в 1874 году Тургенев с радостной улыбкой р

    Описание слайда:

    «В обществе русских людей в Париже в 1874 году Тургенев с радостной улыбкой рассказывал об одном случившемся с ним «приключении»:

    — По дороге из деревни в Москву, на одной маленькой станции, вышел я на платформу. Вдруг подходят ко мне двое молодых людей: по костюму и по манерам вроде мещан ли, мастеровых ли, «Позвольте узнать, — спрашивает один из них, — вы будете Иван Сергеевич Тургенев?» — «Я». — «Тот самый, что написал «Записки охотника»?» — «Тот самый…» Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. «Кланяемся вам, — сказал все тот же, — в знак уважения и благодарности от лица русского народа». Другой только молча еще поклонился. Тут позвонили. Мне бы догадаться сесть с ними в третий класс, а я до того растерялся, что не нашелся даже, что им ответить. На следующих станциях я их искал, но они пропали. Так я и не знаю, кто они такие были…»

    Источник: http://turgenev-lit.ru/turgenev/bio/lebedev/turgenev-28.htm

  • 10 слайд

    Писать произведение «Бежин луг» Иван Сергеевич начал осенней порой 1850 года

    Описание слайда:

    Писать произведение «Бежин луг» Иван Сергеевич начал осенней порой 1850 года в Германии, по окончании охотничьего сезона, а уже в конце зимы 1851 года работа была полностью завершена.

    Название, по признанию автора, не несет никакого литературного и смыслового значения, что нетипично для литературных произведений того времени. Писатель просто выбрал среди местных названий одно из самых симпатичных ему.
    Он кропотливо выписывал образы детей, включая самого маленького среди них, Вани, которому едва исполнилось семь лет. Дети, сидящие у костра, происходят из разных по достатку семей. Например, Федя — сын самых богатый крестьян. Он отправился в ночное не потому, что семья нуждалась. Мальчик мечтал о приключениях в ночном. Павлушины родители — самые бедные. Это видно из описания одежды мальчика. По слишком взрослому выражению лица можно судить, что ребенку приходится выполнять тяжелую работу постоянно, наравне со взрослыми.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • «Пусть душа останется чиста»: Методические рекомендации к уроку по произведениям В. Потанина

  • Презентация «М.И.Цветаева» (9 класс)

  • Средства выразительности русского языка

  • Тема любви в послереволюционной поэзии В. Маяковского

  • Урок по рассказу И.А.Бунина «Лапти», 6 класс

  • Тест для промежуточной аттестации по литературе (6 класс)

  • Литературное чтение на тему «С.Михалков. Быль для детей»

  • Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 8 класса по теме:«Мы чтим Крылова подвиг величавый»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446143 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Фамилия, имя, отчество (полностью):

Щепеткова Ольга
Александровна

Район

Бутурлинский
муниципальный округ

Место работы

МАОУ Бутурлинская СОШ
имени В.И.Казакова

Должность

Учитель

Общая информация

Предмет

Литература

Класс

6

Тема урока

Пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин
луг»

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель

Показать взаимосвязь человека и
природы в рассказе

Задачи

o   образовательные

Определить роль пейзажа
в рассказе

o   развивающие

Развивать умение
находить тропы и определять их роль в тексте, навыки самостоятельной работы с
текстом

o   воспитательные

Формировать готовность
и способность делать осознанный выбор  своей образовательной траектории.

Планируемые результаты

o  
личностные

Осознавать
личностный смысл учения.

Проявлять
готовность к саморазвитию.

o  
предметные

Иметь знания о творчестве И.С. Тургенева
как автора «Записок охотника». Устанавливать взаимосвязь человека и природы.

Выявлять роль пейзажа в произведении;
находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка.

Создавать словесный портрет на основе
полученных знаний и представлений

o  
метапредметные

Способность определять цели предстоящей
учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками.

o  
регулятивные УУД

Овладевать
способностями понимать учебные задачи урока.

 Оценивать
свои достижения на уроке.

o  
познавательные УУД

Отвечать на вопросы учителя;
сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.

o   коммуникативные УУД

Владеть
умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе.

 Использовать
речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств и мыслей.

 Формулировать
и отстаивать своё мнение.

 Проявлять
уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции..

Фонды оценочных средств

Формы контроля и диагностики достижения
результатов обучения

Форма обучения

Очная

Методы и формы обучения

фронтальная беседа,
работа в группе, самостоятельная работа. 

Программно-техническое и дидактическое
обеспечение

Используемая образовательная платформа

Необходимое оборудование

Программное обеспечение

Дидактическое обеспечение

карточки с заданиями,
таблицы

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы

Презентация, музыка
Чайковского.

ЭОРы

Цель этапа

Деятельность педагога


Деятельность учащихся

Результат

Познавательная 

Коммуникативная 

Регулятивная 

Организационный момент.

Создать условия для возникновения внутренней
потребности, включения в учебную деятельность.

Приветствует класс,
проверяет готовность к занятию. Читает стихотворение.

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот…

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

— Давайте мы тоже улыбнемся
друг другу, чтобы искорки добра загорелись в каждом из нас.

Приветствуют педагога и
одноклассников

Проверяют уровень своей
готовности к уроку

Волевая саморегуляция 

Актуализация знаний

Организовать
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых
знаний


Ребята, над каким   произведением мы работали на прошлом уроке?

Скажите,
пожалуйста, с каким местом  в среднерусской полосе связано имя И. С.
Тургенева?

Посмотрите
на слайд.

Спасское
– одно из самых привлекательных мест во всей средней России. Оно лежит среди
обширной черноземной равнины, изрытой глубокими оврагами, с холмами, изредка
покрытыми лиственными лесами. Окрестности живописны и величавы…. Особенно
красива сама усадьба. Память о родовом имении, тайной красоте Спасского
запечатлелась в поэтических произведениях Ивана Сергеевича.

Читает и
демонстрирует слайды  с картинами природы

Гуляют
тучи золотые

Над
отдыхающей землей;

Поля
просторные, немые

Блестят,
облитые росой…

Молчит и
млеет лес высокий,

Зеленый,
темный лес молчит.

Лишь
иногда в тени глубокой

Бессонный
лист прошелестит.

Звезда
дрожит в огнях заката,

Любви
прекрасная звезда,

А на
душе легко и свято,

Легко,
как в детские года.


Ребята, скажите, пожалуйста, как соотносится увиденное и услышанное вами?


 Предположите, какова будет  тема нашего урока.  — А как
называется картина природы в художественном произведении? ( Пейзаж).

— Тема
нашего урока: «Пейзаж и его роль в рас­сказе
И. С. Тур­генева «Бежин
луг»
.

— А эпиграфом
к нашему сегодняшнему уроку будут слова самого И. С. Тургенева:  

         
« Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый
человек – таков он и есть…  Чем  была бы природа без нас, — чем были бы мы
без природы? И то  и другое немыслимо! …»

— Как вы
понимаете слова писателя?


Опираясь на слова И. С. Тургенева, поставьте цели урока. В чем мы должны
будем сегодня разобраться, что открыть для себя, чему научиться?


Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в
рассказе, проанализируем, как писатель  использует выразительные средства
языка для создания картин природы.

Активизируют мышление при рассматривании
фото

Отвечают на вопросы педагога, Формулируют
собственное мнение;

Определяют задачу
коммуникации и в соответствии с ней

отбирают
речевые средства

Принимают и сохраняют
учебную цель и задачу
;

Умение точно выражать свои
мысли и формулировать вопросы для получения ответов 

Постановка проблемы

Зафиксировать учебные затруднения (групповое или
индивидуальное)

Создает
проблемную ситуацию:

— Кому посвящен рассказ?

— Чем
интересны изображенные автором мальчики?

— Какая
же связь между нашим началом урока и тем, о чем вы сейчас рассказали?

Давайте
мысленно перенесемся в то далекое, тургеневское время, чтобы живее
представить себе то, о чем писал автор.

Любовь к
природе рождалась и крепла в сердце будущего писателя именно здесь, в
Спасском.

Ориентируются
в своей системе знаний (определяют границы знания/ незнания)

Определяют
цель учебной деятельности

Отвечают
на вопросы педагога, Формулируют собственное мнение;

Определяют
задачу коммуникации и в соответствии с ней

отбирают
речевые средства

высказывают своё
предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозируют
предстоящую работу

Формирование четких
мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию

Проверка домашнего задания

Подготовка к работе на
основном этапе

Организовать выполнение учащимися учебного действия


Проверим, как вы справились с домашним заданием. Прочитайте заголовки картин
природы из рассказа.

( 1)Прекрасный
июльский день (с.164-165)

2)Как приближается вечер (с.165)

3)Наступление ночи  (с.167-168)

4)В неглубокой распаханной лощине (с.
168)

5)Огромная равнина – Бежин луг (с.169)

6)Таинственное место. Ночь (с.170-171)

7)Царственная ночь (с.183)

8)Утро
(с.188-189)).


Молодцы, хорошо справились с домашним заданием.


Ребята, И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, он мастерски
отобразил увиденное в слове, создавая неповторимые пейзажные зарисовки. А как
он это сделал, вам предстоит в этом разобраться.

Ориентируются
в своей системе знаний (определяют границы знания/ незнания)

Определяют цель учебной деятельности

Отвечают
на вопросы педагога, Формулируют собственное мнение;

Определяют
задачу коммуникации и в соответствии с ней

отбирают
речевые средства

высказывают своё
предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозируют
предстоящую работу (составляют план);

Формирование четких
мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию

Выявление места и причины
затруднения

— У
мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные 
средства.  У художника – краски, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос.
А у писателя – скажите, что?


Предлагаю вспомнить основные выразительные средства, которые возможно
встретятся в эпизодах.

(Это тоже было частью домашнего задания)

(Эпитет
(образное определение, характеризующее предмет)

Олицетворение (приписывание свойств и признаков одушевлённых
предметов неодушевлённым)

Сравнение
(
образное выражение, построенное на
сопоставлении двух предметов, понятий или состояний)

Метафора (слово,
употребляемое в переносном значении)).

Осуществление
поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Излагать полученную
информацию, интерпретируя ее в

контексте решаемой задачи;

Отвечают
на вопросы педагога, Формулируют собственное мнение;

планирование своих действий в
соответствии с поставленной задачей;

Умение структурировать знания

Практическая работа в группах по плану –
заданию

Организовать работу в группах  

Работа
над художественно-изобразительными средствами

– У мастеров
различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные средства. У
художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос. А у
писателя – скажите, что?


Исследовать изобразительные средства картин природы в рассказе мы будем в
группах. А для того, чтобы определить, какой фрагмент рассказа вам
достанется, проведём жеребьёвку.


Итак, вы должны отметить в данном фрагменте образные средства, использованные
писателем. Таблица с заданиями у каждого на парте.

Работа по группам.
Заполнение таблицы

Заполняют
таблицы.

Строят
речевое высказывания в устной и письменной форме;

поиск
разнообразных способов решения задач

Отвечают
на вопросы учителя;

адекватное
использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

Воспринимают ответы
обучающихся
, работают в группах

Выполняют самопроверку, находят и
исправляют ошибки в своих работах. Проговаривают правило  работы в группах Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Умение структурировать знания

Презентация результатов работы в группах

Организовать реализацию построенного
проекта в соответствии с планом.

Организует
выступление групп. Пока одна группа выступает, другие внимательно слушают,
чтобы в заключение сделать совместный вывод по теме урока.

Летний
июльский день

сравнение

метафора

олицетворение

эпитет

«блеск подобен
блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них,
черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

она разливается
кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…

«ветер
разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,
«облака исчезают…, ложатся

Солнце – не
огнистое, не раскаленное… Светлое и лучезарное», «играющие лучи»,
«бесконечно разлившееся река», «могучее светило».

Вывод: Приходим к заключению, что в обрисовке ясного
летнего дня автор использовал по преимуществу эпитеты, так как преследовал
цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые
он наблюдал.

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

сравнение

метафора

олицетворение

эпитет

«Ночь
приближалась и

росла, как
грозовая туча»;

«кусты словно
вставали вдруг из земли перед

самыми моими
ногами»

«Отовсюду
поднималась и даже с вышины лилась  темнота»;

«с каждым
мгновением

надвигаясь,
громадными

клубами
вздымался

угрюмый мрак»;

«сердце у меня
сжалось»

«На дне ее
(лощины)

торчало стоймя
несколько белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного
совещания»

«Ночная птица
пугливо нырнула в сторону»;

; «в
застывающем воздухе»; «странное  чувство», «угрюмый мрак»

Картина пробуждения утра

В
олицетворениях

В
метафорах

«Свежая струя
пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; « и жидкий ранний
ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось,
проснулось,     запело, зашумело, заговорило»

«Бледно-серое
небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то
исчезали, отсырела земля, запотели листья»; « полились кругом меня …
сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»;
«всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»

Вывод:
для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал олицетворения и метафоры
чтобы показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства
для данной цели были бы менее выразительны.

осознаёт
познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна
для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает
и слушает, извлекая нужную информацию.

Воспринимают ответы
обучающихся
, работают в группах

Задают
вопросы выступающим.

  принимает и сохраняет учебную задачу;
планирует ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции, действует по плану.       

Умение структурировать
знания

Коллективное обсуждение вопроса: какую
роль играет пейзаж в рассказе?

Выводы
урока.

Какую
роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?

Тургенев
в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой
фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное

Он всматривается,
наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.

Картины
природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.

Пейзаж у
Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

Можно смело
утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.

— Имеет
ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?
( Пейзаж служит зачином и концовкой произведения)

– В чём
мастерство И.С.Тургенева? (Его картины всегда верны, мы узнаём в них родную
русскую природу, и вместе с тем видим любовь писателя к своей родине )

Излагают полученную
информацию, интерпретируя ее в

контексте решаемой задачи;

Отвечают
на вопросы педагога, Формулируют собственное мнение

   учится обнаруживать и формулировать
учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу;
планирует необходимые действия, операции, действует по плану

Умение структурировать
знания

Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону

Организовать самостоятельное выполнение
учащимися заданий на новый способ действия

Предлагает
побыть творцами и нарисовать картины словом.

 —
Попробуйте составить синквейн. Природа…..или  Пейзаж…

Звучит
музыка П. И. Чайковского «Июнь.  Баркарола»

Правила
синквейна:

Существительное.                                                    

Прилагательное,
прилагательное.                          

Глагол,
глагол, глагол.                                             

Предложение
(фраза) — отношение к теме.                     

Слово-
синоним к первой строке.         


Понравились ли вам быть в роли творцов?

Составляют
синквейн, потом зачитывают свои работы

Самостоятельная проверка и анализ.

Оценка правильности выполнения действия
на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Формирование мотивации к самосовершенствованию.

Рефлексия Самооценка учебной
деятельности на уроке.

Анализ результатов учебной
деятельности

— Итак, какую задачу мы с вами
ставили?

Удалось решить поставленную
задачу?

Каким способом?

 Как вы оцениваете результат
работы класса?

Как вы
оцениваете результаты деятельности своей группы?


Выразите свое отношение к уроку:

Мне было
интересно, когда…

Мне было
трудно, когда…

Мне
понравилось…

Мне не
понравилось…

Называют основные тезисы
усвоенного материала

Формулируют результат работы
на уроке 

Соотносят достигнутые цели с
поставленным результатом

Умение определять
результативность образовательной деятельности

Домашнее задание

выучить наизусть отрывок — одно
из описаний природы

  Оценки, насколько хорошо ты (он)
работал в группе: 3 – очень активно, 2 – активно, 1 не в полной мере, 0 – не
работал

Приложение №2. Памятка
по созданию синквейна:

Приложение №3.

Иван Сергеевич Тургенев был русским писателем-реалистом, поэтом, драматургом и переводчиком. На счету этого писателя множество выдающихся произведений, которые остаются актуальными и в наше время. Не секрет, что книги Александра Сергеевича наполнены большой любовью к русской природе и крестьянскому быту. Например, всем нам знаком рассказ «Бежин луг», он вошёл в цикл «Записки охотника». Работу над его созданием русский писатель завершил в 1851 году. Свой знаменитый рассказ автор посвятил крестьянским детям. В своем произведении Иван Сергеевич сопоставляет внутреннее состояние человека с картинами природы. Чтобы понять замысел произведения, рассмотрим краткое содержание рассказа «Бежин луг». Кстати, версия для читательского дневника тоже есть.


Повествование ведётся от лица рассказчика — дворянина. Он был охотником и заблудился в лесу вместе со своей собакой Дианкой. Ближе к ночи он вышел на луг, который называли Бежин. Главный герой чувствовал неимоверную усталость, поэтому он мог просить приюта у кого угодно. К счастью, охотник увидел ребят, которые расположились у костра. Ребята разрешили рассказчику переночевать у костра, правда, собаки, принадлежащие им, скулили и лаяли, глядя на чужака. Крестьянские дети пасли лошадей, поэтому были одни ночью в лесу. Они варили картошку.

Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. 

  1. Федя была красивым и стройным ребенком лет 14. У него были белые волосы и светлые глаза. Он был из обеспеченной семьи, судя по одежде, и приехал в поле ради забавы, а не на работу.
  2. Павел был приземистый и растрепанный, его нельзя было назвать красивым: голова была слишком большой, скулы — слишком широкими, рост — небольшим. Он был бедно одет. Зато глядел прямо, и глаза у него были «умные». Ему 12 лет.
  3. Илья был непримечательным мальчиком. Лицо у него «горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». Он был одет в обновки и носил шапочку. Ему 12 лет.
  4. Костя был маленьким и худам мальчиком из бедной семьи. Он был с веснушками и с большими печальными черными глазами, которые привлекли внимание рассказчика. Лицо было худо и заострено, автор сравнил его с белкой. Ему 10 лет.
  5. Ване было всего 7 лет, и он уже спал. У него кудрявая русая голова.

Сперва ребята стеснялись барина и поддерживали тишину. Когда они решили, что охотник заснул, то продолжили свой прерванный разговор. Они рассказывали друг другу неприятные истории про нечистую силу. Первая история представляла собой рассказ о том, как мальчики, которые были вынуждены ночевать на бумажной фабрике, неожиданно услышали домового. Безусловно, они не смогли его увидеть, но своими звуками он очень напугал ребят. Это были звуки простых шагов за стеной, затем распахнулась дверь и раздался сильный кашель. При этом никого не было видно. 

Далее ребята рассказывали историю о местном плотнике, которого звали Гаврила. Однажды этот человек случайно в лесу встретил русалку. У неё были зелёные волосы, и она сидела на дереве. Русалка звала плотника к себе, и Гаврила пошёл навстречу ей. Вероятнее всего, она хотела его защекотать до смерти. Плотник вдруг решил перекреститься. Русалка все время смеялась, а после крестного знамения перестала смеяться. Русалка заявила, что могла бы жить с Гаврилой, однако теперь это невозможно. Русалке теперь будет совсем не весело. Она хочет, чтобы плотник тоже не смог веселиться. С тех пор у Гаврилы всегда печальное настроение. 

Затем ребята рассказали историю о Ермиле, который проходил через болото мимо могилы утопленника. Внезапно он увидел славного барашка. Герою захотелось его забрать, он позвал его «Бяша, Бяша». Барашек чудесным образом ответил ему также «Бяша, Бяша». 

Мальчики рассказывали, как кому-то однажды удалось увидеть, как покойный барин искал разрыв-траву ночью. Он не мог терпеть той силы, с которой на него давит могила.

Также ребята поведали о том, как однажды баба Ульяна ночью отправилась к церкви. Согласно народному поверью, таким образом можно узнать, кого не станет в течение года. Ульяна увидела деревенского мальчишку, тот действительно умер весной. Затем она увидела женщину. Когда Ульяна пригляделась, то поняла, что это она сама. Она пока жива, но год ведь еще не закончился. 

Мальчики рассказывают о Тришке, который придет тогда, когда наступят последние времена, и он будет «соблазнять» народ христианский. Его видели на днях и очень испугались, а он надел на голову пустой жбан. Павел вспомнил и душу Акима, которого утопили воры. Она взывает к путникам. Много других уникальных историй рассказывали ребята. Они беседовали и о водяных и о леших. Мальчики вспомнили сестру Вани Анюту и попросили его, чтобы он ее привел к ним за гостинец. Потом они обсудили Акулину и то, что она стала дурочкой после встреч с Водяным, который на дне ее «испортил».

Один мальчик отошёл от костра, а когда он вернулся, то рассказал, что когда подошёл к реке, его кто-то позвал по имени. Ребята сразу же подумали, что это был водяной. Ведь они только недавно о нем разговаривали. Этот знак был не к добру. 

Именно на этом рассказчик и уснул. Утром охотник поблагодарил ребят и отправился домой. Спустя некоторое время рассказчик узнал, что тот мальчик умер. Однако он упал с лошади, а не утонул. 

Таким образом, в свое известное произведение Иван Тургенев заложил глубокий смысл. Автор демонстрирует прекрасную способность человека видеть красоту окружающей природы и наделять ее мистическим смыслом. Также писатель акцентирует внимание на неразрывной связи человека и природы. 

Автор: Виктория Комарова

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» для читательского дневника. Он поможет узнать сюжет и основные события рассказа в сокращении, быстро и понятно. Рассказ входит в цикл «Записки охотника», в котором автор передает настроение и обычаи крестьянского быта, восхищается природой России, воспевает единство людей с этой природой. В данном рассказе затрагиваются особенности взаимодействия крестьян с природой, а также их вера в сверхъестественные обычаи и приметы. В конце статьи Вы сможет е прочитать отзыв. Приятного просвещения!

Краткий пересказ

(311 слов) Рассказ начинается с описания жаркой июльской погоды, заставшей рассказчика во время его охоты за тетеревами в Тульской губернии. Настреляв много дичи к вечеру и собравшись домой, он обнаружил, что забрел в неизвестную ему долину. Спустившись и пройдя через сырость и высокую траву, охотник выходит к осиннику, за которым должна была быть дорога. Он выходит и узнает знакомые места, пытаясь двигаться к дому. Наступала ночь. Двигаясь со своей собакой по темноте, рассказчик попадает в лощину, похожую на котел и имеющую несколько белых камней в центре. Он покидает жуткую лощину и понимает, что окончательно потерялся. Продолжая идти, он натыкается на огромную равнину, где вдали видит огоньки и копошащихся людей. Охотник узнает Бежин луг и направляется к людям, чтобы переночевать. 

Он узнает, что это крестьянские дети стерегут табун лошадей, и решает посидеть с ними. Всего было пять мальчишек: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Дети рассказывают страшные истории про всякую нечисть. Ильюша начал говорить, что слышал домового, когда ночевал в рольне. Далее начал рассказывать Костя: он рассказал о плотнике Гавриле, который встретил русалку, после чего грустным ходит. Далее Ильюша рассказал о том, как Ермила забрал барашка, пасущегося на могиле утопленника, а тот барашек заговорил с ним. В этот момент рассказ прерывается лаем убегающих от костра собак, мальчишки пугаются. Павлуша убегает, но возвращается на коне и с собаками, сказав, что собаки волка учуяли. Успокоившись, ребята вспоминают про покойного барина, иногда гуляющего вне могилы, и другие сельские поверья. Ильюша рассказал про то, как у них солнца не стало видно и все ждали лукавого Тришку, предвестника последних времен. Костя рассказал, как к нему на бучиле взывал утопленный ворами Аким. Ребята вспомнили про Акулину, испорченную водяным, утопленника Васю, которого как раз услышал Павлуша, ходивший за водой. Ильюша подметил, что это дурная примета. Мальчики собирались спать, рассказчик тоже уснул. Утром он покинул ещё спящих ребят. Уже потом он узнал, что в том же году Павел убился, упав с лошади.

Отзыв

(283 слова) Моё мнение о рассказе «Бежин луг» крайне положительное. Автор мастерки погружает читателя в среду загадочной природы, мистического окружающего мира, полного загадочных явлений и жутких существ, описывая эти ощущения через призму восприятия обычных крестьянских детей, особенно остро воспринимающих всё вокруг. Моё впечатление от рассказа «Бежин луг» было положительным и было следствием именно этого погружения, заставляющего на себе ощутить переживания мальчишек, рассказывающих страшные истории ночью у костра. Мальчишки часто сталкиваются с чем-то загадочным и зачастую жутким в своей обыденной жизни, но не унывают и уж тем более не боятся продолжать жить, дыша полной грудью. В этом и заключается главная мысль рассказа «Бежин луг»: нужно жить и радоваться каждому моменту жизни, ценить обыкновенное счастье от существования. Тургенев в рассказе «Бежин луг» учит пытаться быть ближе к природе и ощущать единение с ней, прислушиваться к её знакам. Он показал, как в голове простых людей связываются несвязанные друг с другом вещи, потом находящие реальное отражение на судьбах этих людей. Именно такое отношение к происходящему вокруг можно называть верой в сверхъестественное. Автор заставляет задуматься над тем, что мы становимся заложниками своих собственных необоснованных страхов, как стали ими герои многочисленных историй мальчишек. Чему же учит автор? Мораль в рассказе «Бежин луг» довольно очевидна, хоть и не описывается в открытую: необходимо бороться с невежеством, становиться умнее и лучше, выше своих страхов, чтобы не быть подвластным им.  

Мне понравился рассказ Тургенева «Бежин луг» благодаря мастерскому преподнесению автором такой понятной, но все равно своевольной и загадочной сути природы, оказывающей огромное влияние на каждого человека. Моё отношение к рассказу в хорошую сторону склонило подробное и колоритное описание различных обрядов, народных верований и прочих проявлений фольклора в сочетании с подробным описанием природы, дающим эффект погружения читателя в компанию впечатлительных мальчишек, сидящих ночью у костра. 

Автор: Илья Шляпников

  • Рассказ труд в моей семье
  • Рассказ труд людей осенью
  • Рассказ три толстяка олеша
  • Рассказ троянская война и ее герои
  • Рассказ трофимыч про охотника