Рассказ тупейный художник читать краткое содержание

Во всех своих произведениях николай семнович лесков затрагивает очень важные моральные и социальные темы, которые связаны с жизнью общества. многомудрый

Во всех своих произведениях Николай Семёнович Лесков затрагивает очень важные моральные и социальные темы, которые связаны с жизнью общества. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа писателя “Тупейный художник” по плану ниже. 

История создания

Создан и опубликован рассказ «Тупейный художник» был в 1883 году. Напечатали произведение во втором номере «Художественного журнала с приложением художественного альбома». Примечательно, что к произведению добавили пометку, намекавшую на важные исторические события: “С-Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота поминовения усопших”. Затем ее заменили на другую фразу, но с тем же смыслом: “Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.”. Несложно догадаться, что речь идет о дате отмены крепостного права.

Во второй раз рассказ издали уже в 1890 году еще при жизни автора. Вышел “Тупейный художник” в сборнике, с некоторыми изменениями. Так, писатель усилил негативные стороны героев: жадность священника, жестокость графа и др. В 1922 году произведение выпустили отдельной книгой, и в следующие семь лет переиздавали еще пять раз с сокращениями. Такова история написания рассказа «Тупейный художник».

Жанр, направление

Произведение «Тупейный художник» относится по размерам и наличию одной сюжетной линии к жанру рассказа. Сам же автор в подзаголовке назвал свое сочинение “рассказом на могиле”. Исходя из событий, становится ясно, к чему было сделано подобное уточнение. Некоторые исследователи отмечают, что “Тупейного художника” можно причислить к исповедальной литературе. Здесь важнейшими признаками являются искренность, открытость героя и повествование о важных событиях из жизни от первого лица.

Из литературных направлений ближе всего реализм. Персонажи для той эпохи вполне типичны (подневольные люди и их “хозяева”), ситуации тоже (плохое отношение к крепостным, трагическая любовь и др.). Содержится конфликт человека и жестокого общества, часто встречающийся в реалистических произведениях. Происходящее показывается объективно.

Смысл названия

В названии «Тупейный художник» отражен род занятия одного из главных героев — тупейный художник. Если обращаться к словарям, можно узнать, что так раньше называли парикмахеров. Автор акцентирует внимание на судьбе одаренного человека, который трагически погибает вместе со своим талантом в условиях крепостной России.

Публика того времени, когда рассказ был впервые выпущен, скорее всего, сразу поняла, о ком пойдет речь далее. Современному же человеку этот заголовок ни о чем конкретном не скажет.

Суть: о чем?

Начинается рассказ «Тупейный художник» с размышления автора о том, что художниками могут быть не только живописцы и скульпторы, но и просто творцы из разных сфер искусства, которые достигли некоторых высот. В качестве одного из примеров приводит мастера из Америки, который работал с покойными, придавая их лицам “утешительное выражение”. И за особую тщательность в исполнении очередного заказа был убит толпой разъяренных горожан. 

“Был в таком же необычайном художественном роде мастер и у нас на Руси”, — говорит писатель, подводя итоги своим рассуждениям.

Далее читателей знакомят с рассказчиком, а тот, в свою очередь, описывает женщину Любу, которая работает в их доме нянечкой. Она иногда приводит детей на кладбище, где сидит у одной могилки со старым крестом. И однажды она повествует о том, кто здесь похоронен.

Аркадий Ильич Ильин — так звали “тупейного художника” (парикмахера) — работал в крепостном театре графа Каменского. Он был настолько талантлив, что хозяин не хотел, чтобы Аркадий стриг кого-то еще. Поэтому не отпускал его на волю.

Любовь Онисимовна (няня в будущем) — числилась актрисой в этом самом театре. Была прекрасна внешностью, хорошо поет и танцует. Молодые люди любили друг друга, но понимали, что настоящего счастья им пока не видать.

Вдруг Аркадию подвернулось дело — подстричь брата графа Каменского. Хозяин был недоволен, отпускать мастера не спешил, и тогда родственник поступил хитро: сказал мол, нужен парикмахер, чтобы остричь пуделя. Отказывать было неудобно, и граф согласился. Перед Аркадием стояла нелегкая задача. Если бы выполнил работу хорошо, то получил бы золото, если бы сделал что-то не так — его бы застрелили. 

Тем временем Любовь заменяет заболевшую актрису на первой роли и привлекает внимание сластолюбивого графа. Он хочет заполучить ее в любовницы. Героиня сообщает о своем положении Аркадию, и молодые решаются на побег. Так они попали к священнику, который пообещал обвенчать их, но когда пришли с обыском люди Каменского, быстро выдал изменников.

Аркадия жестоко пытали, а потом послали на войну. Любу в наказание определили на телячий двор, где она познакомилась с Дросидой. Та много пила, но сочувствовала девушке и старалась ей помочь. Через три года от Аркадия пришло письмо, в котором он говорил о скорой встрече. Также уверял в том, что получил много денег, скоро выкупит Любу, и они поженятся. 

К сожалению, мечтам не суждено сбыться — ночью офицера убил некий постоялый дворник ради пятисот рублей. На похороны Аркадия приехал даже губернатор, а виновника трагедии казнили. 

Заканчивается произведение сценой “поминок” возлюбленного рассказчицы. Рассказчик вспоминает, как иногда Люба тихо встает по ночам, подходит к окну, отпивает из флакончика (“плакончика”) с вином, стоит так недолго, а потом вновь возвращается в кровать.

Главные герои и их характеристика

Главные герои произведения «Тупейный художник» представлены в списке:

  1. Любовь Онисимовна, Люба (19 лет на момент эпизодов с Аркадием) — няня двухлетнего брата рассказчика, которая повествует о нелегкой судьбе художника и их трагической любви. Когда-то состояла в театре графа Каменского актрисой, тот проявлял к ней сильный интерес. Любовь остается красавицей даже спустя много лет (“черты лица ее были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки”), по характеру скромная, тихая. Со временем появилось пагубное пристрастие — алкоголь, с помощью которого она заглушает боль от потери возлюбленного.
  2. Аркадий Ильин (более 25 лет при жизни) — “тупейный художник” (парикмахер и гример), работал в том же самом театре крепостных графа Каменского. Удивительно талантлив, так как мог изобразить на человеке совершенно любое лицо — именно поэтому его называют художником. Чувствительный, очень заботится о Любе, переживает за нее, готов бежать вместе с ней куда угодно, несмотря на возможность быть наказанным за ослушание. Смелый, довольно решительный: без особых раздумий берется стричь брата графа, хотя тот угрожает застрелить за малейшую ошибку.

Темы

Среди наиболее ярких тем в произведении «Тупейный художник» можно отметить следующие:

  1. Любовь — она в «Тупейном художнике» самоотверженная, крепкая, но очень несчастная. Аркадий Ильич без раздумий выдает себя, когда в доме попа находят его возлюбленную; сама Любовь Онисимовна верно ждет молодого человека с войны, переживает, беспокоится. Искренне радуется девушка, когда получает желанное письмо с обещанием встречи, и также сильно впадает в отчаяние, когда узнает о гибели милого.
  2. Неравенство людей — в произведении существует два вида героев: хозяева и их подчиненные. Граф Каменский способен делать со своими людьми, что пожелает. Захочет — отберет свободу, захочет — разрушит чужое счастье. Все это он делает для удовлетворения своих желаний, не задумываясь о нуждах и чувствах окружающих. А подневольные крепостные вынуждены исполнять все прихоти господ.
  3. Жестокость — графа Николая Каменского и его брата несколько раз называют беспощадными людьми, и это подтверждается их поступками (например, жестокими пытками). Почувствовав силу власти, они совсем забывают о гуманности, сострадании и превращаются в настоящих тиранов. “Под всем домом были подведены потайные погреба, где люди живые на цепях как медведи сидели. Бывало, если случится когда идти мимо, то порою слышно, как там цепи гремят и люди в оковах стонут. Верно, хотели, чтобы об них весть дошла или начальство услышало, но начальство и думать не смело вступаться…”
  4. Предательство — сбежав, Любовь и Аркадий находят краткосрочный приют у священнослужителя. Тот обещает помочь возлюбленным и даже прячет их, чтобы графские охотники не смогли найти. Но, как только враги появляются на пороге, поп ведет себя как настоящий трус и сдает несчастных. 

Проблемы

Проблемы, поднимаемые в тексте произведения «Тупейный художник», связаны с несправедливым общественным строем.

  1. Во-первых, это тирания по отношению к другим людям, которая выражается в образе Каменских. Герои жестоки и грубы, они настолько сластолюбивы и избалованы, что могут разрушать судьбу по одной лишь прихоти. Им безразличны последствия.
  2. Во-вторых, это само существование рабской системы. Лесков осуждает господ, которые почему-то вдруг решили, что имеют право управлять кем-то только из-за своего высокого статуса. В условиях крепостного права привилегии распределяются несправедливо: тираны и развратники при власти и деньгах, а по-настоящему талантливые люди живут в положении рабов и наложниц.
  3. Также затрагивается проблема алкоголизма. Люди в рассказе пьют от тяжелой судьбы, чтобы хоть немного успокоить боль в душе. Пристрастие к спиртному здесь — признак человека с драматичным прошлым.

Если проблематику произведения «Тупейный художник» нужно расширить, обращайтесь к Многомудрому Литрекону в комментариях — он будет рад помочь.

Основная идея

Лесков показывает, насколько несчастливо и порочно существование людей тогда, когда свобода человека ограничивается кем-то извне. Страх, ненависть, постепенная потеря мотивации и цели в жизни — вот что испытывает тот, кто находится под постоянным контролем. Трагизм крепостного права — вот главная мысль произведения «Тупейный художник». 

Писатель осуждает крепостничество, изображая его ужасы через мучения людей. Он не дает героям положительного финала, потому что в таких условиях он просто невозможен. Смысл произведения «Тупейный художник» состоит в том, что Россия должна навсегда избавиться от сословного неравенства, которое порождает такие драмы.

Чему учит?

О чем заставляет задуматься произведение «Тупейный художник»? Рассказ вышел уже после отмены крепостного права, но положение бывших невольников все еще оставалось не самым лучшим. Возможно, Лесков хотел предостеречь будущие поколения от подобных ошибок, показать, что может произойти, если у человека отобрать свободу выбора. Причем пострадать могут и “хозяева”, если вдруг против них поднимут бунт.

Автор учит читателя высоко ценить свободы и права другой личности, которая должна строить жизнь по своим правилам и установкам. Тирания ломает жизнь людей и развращает тех, кто исповедует ее принципы.

Художественные особенности

Язык произведения интересен. Так как “Тупейный” художник представляет собой рассказ из “первых уст”, то текст по стилю похож на речь человека. Чаще всего встречаются следующие приемы:

  • Эпитеты: безумную; “высокая, сухая, но очень стройная старушка”, неподражаемый;
  • Устаревшие просторечные слова: цирульников, аглицкие (английские), водвою, надобно;
  • Глаголы, придающие действию активность, подвижность. Некоторые передают внутреннее состояние героев: приезжает, пугал, говорит, намекнул, пошел, трясется;
  • Помимо этого, много портретных описаний, которые помогают передать характер героев. Например, так выглядит брат графа: “был еще некрасивее городского <…> да и лицо у этого второго графа было все в больших буграх, так что его брить нельзя, чтобы всего не изрезать”.

Критика

Произведение осталось практически незамеченным в 1883 году. Даже вышло оно не в литературном журнале, как обычно бывало, а в художественном. Ни один из известных критиков не посвятил рассказу ни единой статьи.

Зато в 1890-м, когда сочинение переиздал “Аквилон”, внезапно, появились почитатели. Причем, среди иностранных читателей (французы, поляки, немцы и пр.), так как рассказ был переведен на другие языки. Далее было несколько постановок в театрах, которые зрители оценили гораздо лучше.

Автор: Инна Колокольникова

Краткое содержание Киз Цветы для Элджернона

Книга представляет собой целую историю рассказов, которые описывает главный герой. Это молодой человек, Чарли Гордон, у которого задержка психического развития. Живя в Нью-Йорке и работая в пекарне уборщиком, так же посещает спецшколу. Свою младшую сестрёнку и родителей он уже почти и не помнил.

Однажды, учительница мисс Кинниан, просит профессора Немура и доктора Штрауса провести экспериментальную операцию, чтобы повысить интеллект Чарли Гордону. Молодой человек очень хотел быть умным и был рад, что выбрали именно его. Довольно рискованная операция была сделана Чарли.

После проведённой операции его IQ быстро повышается. Психиатр и нейрохирург просят Чарли записывать все свои наблюдения и мысли. Он каждый день проходит тесты в виде лабиринта. Чарли знакомят с мышью Элджерноном, которому, тоже была сделана такая же операция. Через какое-то время он по развитию начинает опережать сначала сослуживцев на работе, позже свою учительницу, а немного позднее и самих докторов. На работе его повышают в должности. Так постепенно Чарли становится гением.

На работе он чувствует и осознаёт ненависть коллег каждый день. Упрёки и издевательства Чарли заносит в дневник. Он чувствует себя клоуном, над которым можно злостно и безнаказанно шутить. Так проходит день за днём. В нём просыпаются новые чувства, это раздражительность и гнев. Доктор Штраус старается с Чарли заниматься сеансами психотерапии. Но, он постепенно теряет доверие к людям.

Чарли припоминает, как мама не хотела признать тот факт, что он болен, избивала его и вынуждала обучаться в обычной школе. Все старания отца защитить сына были безуспешны. На работе к нему стали относиться настороженно.

Вскоре Чарли осознаёт, что влюблён в свою учительницу Алису Кинниан. Но его пугают мысли, об каких-либо отношениях с женщиной, когда он вспоминает свою мать. Так как она, боясь за свою младшую дочку, запретила прикасаться Чарли к женщинам. Он старается измениться, ухаживая за Алисой, но это ему даётся с трудом. Окружающие люди, перестают понимать Чарли, да и с Алисой его отношения не складываются. Никогда он не чувствовал себя на столько одиноко.

Однажды профессор Немур и доктор Штраус берут на медицинский симпозиум в Чикаго Чарли и мышь Элджернона. Там молодой человек покажет невероятные знания и интеллект, но будет чувствовать себя подопытным животным вместе с мышью. Вопреки всему, Чарли выпустит из клетки Элджернона, но потом, найдя, улетит вместе с ним домой.

По приезду, он снимет большую квартиру и построит лабиринт для Элджернона. О том, где он, не сообщает никому, даже Алисе. Прогуливаясь по городу, он видит своего отца, который его не узнаёт. А спустя какое то время, он познакомиться с девушкой, с которой, чтобы справиться с одиночеством вступит в связь. Выпив алкоголя, он понимает, что становиться прежним Чарли, умственно отсталым и решает больше не пить спиртное.

Как то он становиться свидетелем того, как посетители кафе потешаются над умственно отсталым официантом. Ему становиться не по себе, и он решает помочь таким людям, продолжив свою научную деятельность и начав работать в лаборатории. Помимо этого, Чарли наконец-то встречается с Алисой и признаётся ей в любви. Но объясняет девушке, что боится с ней отношений, так как в детстве его избивала мать.

Работа в лаборатории занимала довольно много сил. Всё это время Чарли следит за Элджерноном. И вот однажды он замечает, что у мыши появляются приступы агрессии, а иногда Элджернон не может пройти лабиринт. Через какое то время ему становиться хуже и он даже не ест. Чарли находит в лаборатории расчёты профессора Немура, в которых видит ошибку и понимает, что то же самое, что происходит с Элджерноном, ждёт и его. Вскоре мышонок умирает. Чарли хоронит его за домом и пишет прощальное письмо Алисе, где просит лишь принести цветы на могилку Элджернона.

Любое вмешательство в интеллект очень опасное занятие и может иметь свои последствия. К сожалению, и у Чарли наступит регресс, и он медленно снова станет превращаться в идиота. Но только теперь, он понимает, что будет его ждать. Переживая за своё будущее, Чарли едет к матери и сестре. Он вспоминает свою прошлую жизнь, как сон, пытаясь осознать, кто он такой…

Эта книга учит не быть жестокими к людям и тем более, с какими либо отклонениями.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Киз — Цветы для Элджернона. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Произведение «Девятый сон Веры Павловны», написанное русским писателем Виктором Олеговичем Пелевиным, повествует о женщине, которая работала в городском туалете для мужчин.

Всадники – это люди, которые могли ездить на лошадях, самой разной породы. Эти люди уже сами по себе считались богатыми и обеспеченными. Так как вообще в мире считалось, что если люди какие-либо имели коней

Семья Пети Набатова из Томска переехала жить в Москву. В новом классе мальчика встретили хорошо. Поведали школьные новости. Узнав, что он отличник, усадили за заднюю парту.

Рассказ Бориса Житкова «Мангуста» повествует о жизни на корабле двух мангуст. Один из моряков, находясь в плавании, мечтал завести себе мангуст.

Отряд польских солдат ведет поиск законного наследника российского престола царевича Михаила, чтобы убить его. Бушует непогода, все вокруг покрыто снежными сугробами. Солдаты поняли

Цветы для Элджернона краткое содержание

«Цветы для Элджернона», написанный в 1966 году Дэниелом Кизом, по праву стал одним из самых известных фэнтезийных романов в мировой литературе. Первоначально написанный как рассказ, рассказ Чарли Гордона — главного героя книги — позже был переписан в форме романа, что помогло автору полностью раскрыть личности главных героев и сделать сюжет законченным. Роман написан главным героем повествования в виде лабораторных отчетов.

цветы для элджернона Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»

Чарли Гордон — умственно отсталый 32-летний уборщик в пекарне. Его коэффициент интеллекта всего 68, мама не хотела признать тот факт, что сын болен, вынуждала его обучаться в обычной школе. Она отчаянно хотела, чтобы он был таким же умным, как обычные дети, регулярно избивала его всякий раз, когда он не оправдывал ее ожиданий или когда он проявлял интерес к своей младшей сестре. И из-за этого у него было трудное детство (и, как он позже понял, в общем вся его жизнь). Наконец, отец Чарли, чтобы спасти его от все увеличивающихся нападок матери, был вынужден забрать мальчика из дома и оставить его на попечение мистера Доннера — владельца пекарни.

Работники пекарни постоянно смеются над Чарли и издеваются над ним из-за его низкого интеллекта, но он этого не понимал и думал, что они смеются над ним, потому что он им нравится. Он посещает Центр для отсталых взрослых при колледже Бикман — его мечта — стать умнее, что, в его понимании, означало уметь читать и писать. Из-за его исключительной воли к учебе учительница Алиса рекомендует Чарли пройти экспериментальную операцию на головном мозге. Операцию будут проводить доктор Штраус и профессор Немур: два выдающихся ученых, которые изобрели способ сделать людей умнее с помощью хирургии.

Операция проходит успешно, и хотя первые пару дней Чарли не замечает никаких изменений, но на самом деле он становится умнее день ото дня. Его интелект растет невероятными темпами. Чарли регулярно участвует в лабораторных испытаниях. Вместе с ним в эксперименте по прохождению лабиринта учавствует Элджерон — умная мышь, перенесшая такую же операцию на мозге, что и Чарли. До операции Чарли не мог даже завершить прохождение лабиринта, не говоря уже о том чтобы опередить Элджерона по времени, но вскоре Чарли побеждает Элджернона в этом испытании, демонстрируя постоянно увеличивающиеся результаты.

Интеллект Чарли продолжает расти даже после того, как достигает уровня интеллекта обычного человека. Он вспоминает множество болезненных подробностей из своего детства; понимает, что то, что он считал дружеским отношением к себе, на самом деле было запугиванием и унижением; Чарли понимает, что люди не так добры и умны, как он думал.

Чарли влюбляется в Алису, но вскоре понимает, что не может быть с ней. Он много читает, посещает университет и вскоре обнаруживает, что становится умнее профессоров, которыми он восхищался и почти поклонялся. Через какое-то время он по развитию начинает опережать сначала сослуживцев на работе, позже свою учительницу, а немного позднее и самих докторов. На работе его повышают в должности. Так постепенно Чарли становится гением.
В то же время он сталкивается с чувством, что профессор Немур и доктор Штраус не признают в нем самодостаточного человека; Чарли видит, что они относятся к нему как к своему творению, отказываясь признавать, что и тот умственно отсталый Чарли Гордон тоже был человеком. Немур и Штраус везут Чарли в Нью-Йорк на конференцию, на которой они планируют представить начному сообществу его и Алджернона в качестве доказательства своей научной теории. Чарли, однако, сбегает с конференции, забрав с собой Элджернона, и прячется на съемной квартире. Прогуливаясь по городу он встречает девушку, Фэй; после нескольких свиданий между ними завязываются отношения. В то же время Чарли продолжает учебу и постоянно вспоминает разные события из своего прошлого. В конце концов, он понимает, что Фэй препятствует его исследованиям, поэтому Чарли решает вернуться в лабораторию.

Вскоре он узнает, что результаты перенесенной им операции на головном мозге обратимы; более того, пациенты деградируют с ужасающей скоростью, и в конечном итоге их психическое состояние становится еще хуже, чем до операции. Опасаясь регресса, Чарли, однако, принимает эти факты и направляет всю свою интеллектуальную мощь (к этому времени он, несомненно, самый умный человек на Земле с коэффициентом интеллекта 185) на изучение этого эффекта, который он назвал «эффект Гордона-Элджернона », потому что Элджернон стал жертвой этого эффекта и умер. Чарли похоронил его возле лаборатории.

Постепенно негативные изменения в психике и поведении Чарли становятся все более очевидными. Чарли забывает имена и события, перестает понимать смысл книг, которые он любил читать в последнее время, многое становится для него невозможным. В отчаянии он заводит отношения с Алисой, но ненадолго — деградация его личности усложняет жизнь с ним, и хотя в течение некоторого времени он остается на интеллектуальном уровне обычного человека, Алиса вынуждена уйти от Чарли.

Чарли становится полностью деградированным человеком. Сначала он возвращается в пекарню Доннера, а затем решает отправиться в психиатрическую лечебницу. В своем последнем отчете в послесловии он попросил тех, кто прочел его послание, возложить цветы на могилу Элджернона.

Краткое содержание книги Цветы для Элджернона Киза

Рассказ «Цветы для Элджернона», носящий научно-фантастический характер, был создан американским автором Дэниелом Кизом в 1959 году. В произведении описывается необычный эксперимент, связанный с искусственным повышением интеллекта человека, с ранних лет отстающего в умственном развитии. Позднее писатель превратил эту историю в настоящий роман, удостоенный в 1966 году особой премии, предназначенной для литераторов-фантастов.

Чарли Гордону 37 лет, он относится к категории людей, которых окружающие считают слабоумными. Однако молодой мужчина стремится к совершенствованию, он старательно посещает специализированную вечернюю школу, работая в дневные часы в качестве обыкновенного уборщика в пекарне. Учительница Чарли, мисс Алиса Кинниан, замечает усердие подопечного в освоении учебных предметов и рекомендует его на роль добровольца для проведения невероятного эксперимента, который намереваются осуществить ученый Немюр и врач Штраусс. Сам Гордон охотно соглашается на подобный опыт, мечтая стать более грамотным и знающим человеком.

Доктор велит Чарли записывать в дневник все, что происходит в его жизни, не забывая о мыслях, появляющихся в голове мужчины. Уборщик знакомится с белой лабораторной мышью по кличке Элджернон, которая также принимает участие в соответствующем эксперименте. Чарли и зверек проходят вместе тесты и испытания, и животное всегда побеждает соперника. Когда Гордону все же удается оставить мышь позади, мисс Кинниан начинает заниматься с ним в индивидуальном порядке.

Вскоре Чарли осознает, что коллеги по работе, которых он ранее искренне считал друзьями, в действительности всегда над ним издевались и устраивали жестокие розыгрыши в отношении несчастного уборщика, пользуясь его отсталостью. Мужчина усиленно изучает различные науки и иностранные языки, к тому же Гордон понимает, что он неравнодушен к своей учительнице.

Быстрое интеллектуальное развитие приводит к тому, что Чарли остается в полном одиночестве, прежние товарищи теперь испытывают к нему откровенную ненависть из-за его несомненного умственного превосходства. Более того, Гордон фиксирует и ограниченность Немюра и Штраусса, он видит, что они допустили серьезные ошибки в осуществлении задуманного ими эксперимента. При этом парень не в состоянии достигнуть взаимопонимания и с Алисой, женщину также отталкивают его чрезмерно обширные знания в самых разнообразных сферах, и она теперь не представляет себе, как общаться с этим человеком.

Гордон обращает внимание на то, что у Элджернона появляются признаки регрессии. Чарли догадывается, что и его самого ожидает неминуемая деградация. После смерти мыши мужчина навещает мать, впавшую в маразм с наступлением пожилого возраста, Гордон с горечью видит, что его младшей сестре крайне нелегко осуществлять уход за родительницей.

Интеллект Чарли начинает с огромной скоростью снижаться, он забывает даже элементарные правила грамматики и арифметические действия. Через некоторое время его умственное развитие возвращается на прежний уровень, и Гордон вынужден опять заниматься трудом уборщика, однако коллеги уже не насмехаются над ним. В прощальном письме, адресованном мисс Кинниан, мужчина горячо просит ее почтить память Элджернона и отнести на его могилу цветы.

Произведение привлекает внимание к порокам социума, к тому, насколько презрительным и потребительским является отношение многих людей к тем, кто отличается от других в силу врожденных особенностей. Автор подчеркивает, что каждый человек имеет право на полноценную жизнь и получение возможностей для самореализации.

Также читают:

Рассказ Киз — Цветы для Элджернона (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

События произведения разворачиваются в конце девятнадцатого столетия, повествуя о жизни одной многочисленной английской семьи.

Произведение является короткими заметками писателя, посвященными авторским размышлениями о военных и революционных событиях, судьбе русского народа, духовным спасением которого, с точки зрения автора, являются культура и знания.

Очень поучительное стихотворное произведение для детей дошкольного возраста. Сказка о маленьком мышонке, которому не понравилась колыбельная песенка мамы-мышки. По требованию мышонка, мама искала других нянь

Действие происходит во время таяния льда на Енисее. Природа в ожидании прихода весны. Однажды, в селе появились слухи, что в полынье плавают большие гуси и совсем не боятся людей. И, правда, вечером, когда рассказчик катался

На чтение 19 мин. Просмотров 9 Опубликовано

avtor-rasskaza-telegramma.jpg

«Телеграмма» — произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.

Вы можете прочитать «Телеграмму» онлайн на Брифли. Или обратиться к её краткому пересказу.

Паустовский обращается к теме «отцов и детей», что, безусловно, не оставит читателя безразличным. Проблема актуальная, острая, свойственна каждому, у кого есть или была семья. Краткое содержание «Телеграммы» Паустовского позволит проникнуться теми переживаниями, что заложил в неё автор, почерпнув основную идею.

Оглавление:

А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.

Это интересно: чем архаизмы отличаются от историзмов?

Анализ произведения «Телеграмма»

Структура

Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ. Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:

  1. О матери
  2. О дочери
  3. Тревожная весть
  4. Трагичная развязка
  5. Итог.

Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв, не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.

О чём сюжет: короткое содержание

kratko-o-rasskaze-telegramma.jpg

Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником. Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.

Герои рассказа

Всех героев можно поделить на группы:

  • главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
  • второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
  • Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
  • недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.

Главные герои в «Телеграмме»

Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.

Но в деревне она никому не нужна, ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека — своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.

Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.

Роль Тихона

Тихон — работяга, малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он — сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной, старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма — символ рассказа.

Вместо заключения

Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.

В результате читатель понимает, что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.

Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
  • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
  • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
  • Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
  • Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?

Содержание:

История создания

Рассказ «Телеграмма» был написан Паустовским в 1946 году, вскоре после того, как к нему пришла большая, советская и зарубежная слава. Истоки рассказа можно найти в произведениях 1937 года – цикл рассказов «Летние дни», повести «Мещёрская сторона». Здесь есть упоминание о судьбе дочери известного художника, которое впоследствии трансформируется в самостоятельный рассказ «Телеграмма». Рассказ не изучался в советской школе вплоть до конца 90-х, так как приоритет имели более крупные произведения жанра соцреализма.

Анализ рассказа

Описание рассказа

Сюжет рассказа можно изложить в нескольких предложениях. Действие происходит холодной осенью, октябрь-ноябрь. Одинокая женщина преклонного возраста живет в отдаленной глухой деревне, в «мемориальном» доме, построенном еще её отцом, выдающимся художником. Речь даже не о физической помощи, – женщина абсолютно чужая жителям деревни, с которыми у неё нет никаких точек соприкосновения. Удивительно, но у неё есть дочь, которая временами присылает матери денег да пишет ей короткие письма о том, как она занята. Настает время, когда пожилая мать понимает – ей не пережить надвигающуюся зиму, и она пишет дочери призывное письмо. Настя выезжает больше чем через две недели и то – после тревожной уже телеграммы о приближающейся смерти матери. Дочь не успевает ни к постели умирающей, ни к похоронам, а когда приезжает, испытывает самое страшное на свете раскаяние.

Композиционно рассказ поделен на три части: в первой происходит знакомство с Катериной Петровной, упоминается необычность её существования, отмечается, что это необычный человек. Во второй части рассказывается о дочери Насте, о её важной работе и характере.Третья часть связана с историей о телеграмме, вернее, о двух телеграммах. Первая известила Настю о том, что мать серьезно больна. Вторую из глубочайшего сочувствия пишет Тихон, сторож в доме Катерины Петровны. Мужчина из народа, невежественный, но чистый человек, он помнит еще отца Катерины Петровны и к обоим испытывает уважение как к умным, интеллигентным людям. Невежество Тихона не мешает ему иметь доброе, отзывчивое сердце и нерушимые нравственные принципы в нём. Тихон сочиняет для умирающей Катерины Петровны телеграмму, якобы от дочери, в которой пишет от её лица, что скоро приедет. Однако допускает в телеграмме такое нелепое построение фразы, что Катерина Петровна сразу понимает – это писала не Настя. Катерина Петровна обо всем догадывается и благодарит Тихона за ласку и добрые слова. Эта вторая телеграмма – символ чистого порыва, святой лжи во спасение и её озвучивание Тихоном – кульминационный пик рассказа.

Главные герои

Происхождение Катерины Петровны, вероятно, дворянское, ведь автор упоминает о том, что она была воспитана в семье, имеющей отношение к искусству. Катерина Петровна получила хорошее образование, она была знакома со многими людьми из мира искусства, даже упоминается, что будучи в Париже, видела похороны Виктора Гюго. Но эта информация, разговоры об искусстве никому в богом забытой деревне не будут интересны, как и старинные вещи из гардероба женщины, – страусовые перья, сморщенные перчатки, одежда в бисере.

Люди в деревне живут неравнодушные – ходит к пожилой женщине девочка-соседка, почтальон и сторож Тихон, но им просто не под силу скрасить ее одиночества, слишком разные люди. Катерина Петровна ждет писем от дочери, а сама не пишет, чтобы не докучать девушке. Не выдерживает только раз, посылая девушке трогательные строки, так как предчувствует скорую смерть.

(Кадр из к/ф “Телеграмма” 1957 год)

Жизнь второй героини, Насти, напротив, полна энергии и забот. И если бы читатель не узнал в предыдущей части рассказа, что происходит с её матерью, он бы считал Настю тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Ведь её душа так порывисто отзывается на искусство, на чужую беду (например, суровое существование скульптора Тимофеева). На чужую, но вот не на материнскую – ведь письмо от матери Настя даже читает не сразу, а едет к ней вообще через 2 недели.

Раскаяние приходит слишком поздно. Настя не успевает никуда, даже на похороны. Всю ночь девушка плачет в опустевшем материнском доме, а утром уезжает втайне от деревни, будто крадучись, – ей стыдно.

Заключение

Авторское осуждение не прямое. Голос осуждения и голос её совести звучат как будто из уст скульптуры Гоголя. Ей кажется, что пронзительному гоголевскому взгляду она видна насквозь, и он знает, как несправедливо она к собственной матери.

В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои проживают жизнь далеко от родных людей, забывая о том, что человеческий век недолог. Описание старого, ветхого дома Екатерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния – пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…

Характеристика героев “Телеграмма”

Главные герои

Екатерина Петровна

Пожилая женщина, одинокая, доживающая жизнь в ветхом доме без детей и хозяина. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Екатерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около 3 лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой увидеться. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Женщина доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь.

Настя

Живёт в Ленинграде, работает в Союзе Художников. Ей некогда навещать мать, она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами. Добившись выставки странного привередливого скульптора, Настя вдруг вспоминает о матери. Понимая, что опоздала, она идёт на вокзал, едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых.

Тихон

Сторож, сосед Екатерины Петровны. Он знал отца женщины, помнил и уважал его. Приходил к Екатерине Петровне занимался хозяйством, рубил дрова, говорил с ней. Искренне жалеет женщину, видя её тоску по дочери. Тихон отправляет Насте в Ленинград телеграмму, сообщая, что мать умирает. В последний день жизни Екатерины Петровны Тихон взял на почте бланк и написал на нём телеграмму от имени Насти – дочери старушки – о том, что она едет. Перед смертью, когда Тихон читает “придуманную” телеграмму, Екатерина Петровна, благодарит его за доброту…она всё понимает.

Манюшка

Соседская девочка, она приносит Екатерине Петровне воду, убирает в её доме, готовит. За её помощь старушка дарит ей разные старомодные вещи, которые ничего не значат для девушки. Она живёт в деревне, аристократический раритет её не трогает, она искренне пытается помочь женщине, облегчить её страдания. Свои последние дни Екатерина Петровна, практически потеряв зрение и не вставая, проводит в обществе Манюшки.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Гордый, ранимый, странноватый скульптор, который страдает от своей невостребованности, жаждет признания, похвалы. Настя “борется” за его талант, добивается выставки, за что получает словесную благодарность от мастера. Заботясь о чужом человеке, Настя почему-то забывает о собственной матери.

</tr></table>

В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграмма” – человеческое одиночество, самое страшное, что может быть – одинокая старость. Написанный сразу после войны, рассказ Астафьева “Телеграмма” попал в список самых известных произведений соцреализма.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году был написан рассказ «Телеграмма»?</h3>

    • <label>1943;</label>
    • <label>1944;</label>
    • <label>1945;</label>
    • <label>1946.</label>

(новая вкладка)

История созданияКонстантин Паустовский написал небольшой рассказ «Телеграмма» в 1946 году, в непростое послевоенное время. Это произведение вышло тогда, когда писатель уже обрел мировую славу. Замысел рассказа прослеживается в более ранних его рассказах. В них автор упоминает о судьбе дочери именитого художника. Позже именно ее образ станет главным в рассказе «Телеграмма». Это произведение не было включено раньше в школьную программу, потому что приоритет имели произведения большего объема в жанре социализма. Сюжет рассказаВ центре сюжета одинокая престарелая женщина по имени Катерина Петровна, которая живет в отдаленной от цивилизации деревушке. Она не может уехать, потому что дорожит «мемориальным» домом, построенным еще ее отцом – именитым художником. Становится понятным, что и сама женщина имеет утонченную душу, которую сложно понять обычным деревенским жителям. Это становится проблемой, что приводит к одиночеству Катерины. Она понимает, что у нее нет ни одной родственной души, хотя люди живут здесь и не плохие. У Катерины Петровны есть дочь Настя, которая живет далеко. Их общение сводится к редкой переписке и небольшим денежным переводам от Насти. Женщина не хочет надоедать слишком занятой своими делами дочери, поэтому пишет очень редко. Но вот наступает момент, когда она начинает предчувствовать, что вряд ли переживет зиму, и пишет письмо Насте. Однако молодая девушка не сразу находит время, чтобы даже прочитать письмо. Она приезжает в деревушку спустя несколько недель, когда было уже слишком поздно. Настя понимает свою вину и раскаивается.

Композиция рассказаУсловно рассказ можно поделить на три части: описание жизни главной героини в деревне; упоминание о дочери, ее работе; история о двух телеграммах. Первая часть повествует о непростой жизни необычной женщины, благородной по духу и происхождению. Вторая часть – рассказ о Насте, дочери Катерины. Она показана человеком деятельным и даже способным на сочувствие, но почему-то не по отношению к родной матери. Третья часть включает в себя описание двух телеграмм: одну писала Катерина Насте. Вторая была якобы ответом Насти, но на самом деле она была подделана сочувствующим судьбе Катерины Тихоном. Он пожалел женщину и решил написать ей от имени дочери. Этот эпизод можно считать кульминационным в рассказе. Галерея образовКатерина Петровна – главная героиня рассказа. Писатель намекает на ее дворянское происхождение, упоминая, что она выросла в семье, где ценили творчество. Она имела хорошее образование, в молодости вращалась в кругу знаменитых людей, но в старости вынуждена жить в глухой деревне, где нет людей, которые могли бы понять ее порывы. Настя – дочь Катерины Петровны. Она полна жизненной энергии, занята важными делами. В ее душе есть отклик на искусство и беду других людей, но о матери она редко вспоминает, возможно из-за расстояния. Тихон – обычный деревенский мужик, работающий сторожем. Однако он проявляет огромную человечность по отношению к Катерине. Именно он пишет вторую телеграмму, сочувствуя бедной героине.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Анализ повести Паустовского «Мещерская сторона»</li>Анализ сказки Паустовского «Тёплый хлеб»</li>Анализ сказки Паустовского «Заячьи лапы»</li>

Автор: Константин Паустовский

Год издания рассказа: 1946

Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» принес автору не малую известность. Дело в том, что известная американская певица Марлен Дитрих именно с этого произведения начала знакомство с творчеством Паустовского. Рассказ настолько впечатлил ее, что при встрече с писателем она опустилась перед ним на колени. Сейчас рассказ «Телеграмма» Паустовского включен в школьную программу многих учебных заведений и не только в России. А само произведение переведено на многие языки мира. Во многом именно благодаря таким рассказам Константин Паустовский по сей день входит в список 100 самых читаемых писателей.

Рассказа «Телеграмма» краткое содержание

В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» читать можно о Катерине Петровне, которая доживает свои дни в одиночестве в старом доме. Этот дом построил ее отец – художник. Свои последние годы он доживал тоже здесь в этом теперь уже доме под охраной областного музея. Местные же называли его просто Заборье. Поговорить Катерине Петровне в селе было не с кем. Ведь обсудить жизнь Петербурга, картины или смерть Виктора Гюго, которая главная героиня видела своими глазами в Париже с ней некто не мог. Навещали ее Манюшка, которая носила воду и ставила самовар, да Тихон, который делал работу по хозяйству. Он же всякий раз уходя из дома теребил душу Катерины Петровны, спрашивая о Насте.

Настя из рассказа «Телеграмма» Паустовского была дочерью Катерины Петровны. Сейчас она жила в Ленинграде и последний раз навещала старуху три года назад. Напоминала о себе она лишь переводами раз в два-три месяца. Катерина Петровна всегда брала эти двести рублей и нюхала и ей казалось, что эти деньги еще пахнут Настиными духами.

Далее в нашем рассказа «Телеграмма» кратком содержании вы узнаете, как однажды в конце октября Катерине Петровне показалось, что кто то стучит в заколоченную уже много лет назад калитку на заднем дворе. Она долго вязала платок и шла, но спросив кто там поняла, что ей показалось. В эту же ночь она написала Насте письмо, в котором просила приехать увидеть ее последний раз, ведь зиму она уже не переживет.

Настя работала в Союзе художников секретарём. Через нее проходили выставки, конкурсы и многое другое. Работы всегда было невпроворот.  Вот и сейчас получив письмо от матери на работе, она сунула его в сумочку не читая. Читать их ей всегда было сложно в них был немой укор, но в то же время раз пишет значит жива. Сразу после работы она отправилась к молодому художнику Тимофееву. Он попросил ее не раздеваться и провел в мастерскую, где было холоднее чем на улице. Он ей жаловался на жизнь, на выскочку Першина, а затем показал скульптуру Николая Васильевича Гоголя. Настю поразила работа Тимофеева. Ведь она увидела в его виске даже тонкую склеротическую жилку, а его взгляд напомнил о письме матери. Сразу от Тимофеева Настя пошла к председателю Союза художников. Она горячилась, доказывала и все-таки добилась организации выставки для Тимофеева.

Далее в рассказе Паустовского «Телеграмма» читать можно о том, как Настя прочитала письмо от матери, когда вернулась в старую комнату на Мойке. Но ехать сейчас ей представлялось совершенно невозможно. Она положила письмо в ящик, а сама на две недели погрязла в организации выставки Тимофеева. Художник вечно жаловался и скандалили, а свои работы на выставку он отдавал как будто на уничтожение. Но Настя поняла, что за всем этим напускными капризами стоит уязвленная гордыня Тимофеева. Выставка прошла удачно. Настю похвалили, что извлекала на свет божий Тимофеева, а сам художник слегка недоверчиво слушал хвалебные речи.

Далее в кратком содержании рассказа «Телеграмма» Паустовского вы узнаете, как в разгар выставки пришла курьерша Даша. Она принесла Насте телеграмму: «Катя помирает. Тихон». И только подпись «Заборье» помогла Насте понять, что телеграмма ей. Как раз в этот момент Перший высказывал Анастасии Семеновне благодарность за выставку. А потом все долго аплодировали. И только статуя Гоголя немым взглядом сказала: «Эх ты!». Настя выбежала и помчалась на вокзал, но билетов уже не было. И только слезы на ее глазах растопили сердце кассира. Благодаря этому Настя отправилась к матери уже этим вечером.

Тем временем Катерина Петровна лишь слегка шевелила рукой под одеялом. Это помогало Манюшке определит, что она еще жива. Пришел Тихон и принес якобы телеграмму от Насте, что она уже выехала. Но Катерина Петровна лишь махнула рукой, разгадав обман. В тот же вечер она уснула и больше не проснулась. Хоронили ее на следующий день. Как раз выпал снег, как и предвещал Тихон. Шли тихо. К процессии присоединилась молодая учительница, которая как раз перевелась в это село. Она совсем не знала Катерину Петровну, но у нее тоже была одна мать в областном городе. Настя приехала через два дня после похорон. Она проплакала всю ночь, а затем крадучись, что некто не видел, уехала из Заборья.

Рассказ «Телеграмма» на сайте Топ книг

Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» уже не в первый раз попадает в наш рейтинг лучших книг российской классики. А во время прохождения в школьной программе интерес к нему возрастает настолько, что он попадает в топ книг. И эта тенденция скорее всего будет продолжаться и в дальнейшем.

Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете здесь.
Рассказа Константина Паустовского «Телеграмма» скачать бесплатно на сайте Топ книг вы можете здесь.

Используемые источники:

  • https://obrazovanie.guru/literatura/paustovskij-telegramma-kratkoe-soderzhanie-rasskaza.html
  • https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%d0%a2%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/telegramma/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/analiz-rasskaza-paustovskogo-telegramma.html
  • https://top-knig.ru/telegramma/

  • Рассказ тринадцать лет баруздин
  • Рассказ три толстяка читать
  • Рассказ три медведя толстой распечатать
  • Рассказ три пальмы лермонтов
  • Рассказ только из существительных