Рассказ труд людей осенью

7 декабря 2021 г. 14:52в течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю александру невскому. еще большее

7 декабря 2021 г. 14:52

В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник Георгий Харин


1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.

2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.

3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;­Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.

5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.

6 Там же.

7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.

8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.

9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.

11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.

13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.

15 Там же.

16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.

17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.

18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.

19 Сказание о Мамаевом побоище.

20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.

21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.

22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Ход беседы:

— Дети, к нам в группу прилетел Карлсон, ему друг Малыш прислал посылку и он хочет узнать, откуда он это всё взял? Достается банка маринованных огурцов, несколько головок лука, банка варенья, яблоки, хлеб.

— Давайте расскажем, как взрослые все это вырастили. Какие работы выполняли люди в садах и полях, огородах летом? (картинки,где летом люди ухаживают за посевами и посадками: поливают, рыхлят, подкармливают, борются с сорняками).

— Давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что было бы? (птицы не успеют улететь на юг, животные не приготовятся к зиме — погибнут, насекомые не успеют спрятаться и не проснутся весной, люди не смогут убрать урожай с полей, садов и огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.)

— Правильно!В природе все идет по плану: жаркое лето сменяется прохладной осенью, осень – очень важный период года. Осенью трудятся все: птицы, насекомые и звери. Люди тоже очень много трудятся, чтобы подготовится к суровой зиме.

— Что делают люди осенью в полях, садах, огородах? (убирают урожай овощей и фруктов).

— Что делают после уборки урожая? (вспахивают поля, перекапывают грядки).

Физкультминутка:

Иван, Иван вырывай бурьян (дети наклоняются и обеими руками вырывают «сорняки)

Чтоб росла редиска, — имитируют посев семян (берут из левой руки семечко и втыкают в землю)

Чтоб росла морковка, зеленел лучок

Не ленись, дружок!

Чтобы была репка сладкая и крепкая (имитируют работу граблями)

Чтоб капусты кочанок рос с большущий чугунок – (делают широкий круг руками).

— Многие из вас были на даче у своих бабушек и дедушек. Они у вас огородники-любители и садоводы. Карлсон хочет послушать, что у них выросло.

Загадки: — Сидит дед — в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

— Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь).

— Голова красна в землю вросла, косы зелены с красными лентами (свёкла)

— Лепесток на лепестке зелены заплатки, целый день на животе нежится на грядке (капуста).

— На кусте как фонари растут красные шары (помидоры).

— Неказиста, шишковата, а придет на стол она –скажут весело ребята: «Ну рассыпчата, вкусна» (картофель).

— Круглое румяное я расту на ветке, любят меня взрослые, любят меня детки (яблоко). (На каждую отгадку демонстрация картинок.

— Ребята, а что делают люди, чтобы сохранить свой урожай? (закладывают на хранение фрукты, овощи в овощехранилища, консервируют овощи дома и на консервных заводах – демонстрация картинок).

Игра «Делаем заготовки на зиму»

(Дети раскладывают картинки с изображением овощей и фруктов к маркерам с изображением ящиков, банок, бутылей и рассказывают какую заготовку они сделали).

Рефлексия:

— Молодцы, дети! Хорошо мы подготовились к зиме? Карлсон, теперь ты понял откуда у твоего друга Малыша взялись соленья-варенья?

— Карлсон: Да, я все понял! Много приходится людям потрудиться, чтоб сохранить урожай! Вот и родители Малыша каждый год трудятся на даче. Спасибо вам, ребята, за объяснение! Много потрудились люди,недаром говорится: «Славен человек не словами, а делами».

Ход занятия

Вот и наступила весна. Давайте, вспомним, что изменилось в природе с наступлением весны? (ответы детей). Весной природа оживает и происходит много разных явлений. Появляется свежая молодая травка. Прилетают птицы из тёплых стран и начинают вить гнёзда. Просыпаются звери после зимней спячки. Выползают насекомые. Люди активно начинают трудить с огородах, садах, улицах городов. Как трудятся люди в природе весной? Копают землю, сажают, овощи, сеют семена цветов, белят деревья, обрезают сухие веточки, красят бордюры на улицах, игровое оборудование, скамейки, убирают мусор, и т. д.

Д/И «Отметь правильно»

На перфорированном поле размещены разные птицы. Детям предлагают отметь мозаикой всех зимующих птиц синим цветом, перелетных красным цветом. Задания могут меняться. Каких птиц вы отметили синим цветом? (дети называют птиц). Каким цветом отметили птиц синим цветом?

В это время года у людей много работы. Отгадайте, пожалуйста, загадку, о чем она?

Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.

И козла туда, друзья, нам пускать никак нельзя. (ответы детей)

-Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Кто из вас любит трудиться на огороде? Какие работы вы выполняете на огородном участке, чтобы вырастить хороший урожай? (ответы детей)

Д/упр. «Опиши картину»

Педагог демонстрирует картинку. Просит рассмотреть ее. Ребята какое время года изображено? Почему? Предлагаю вам составить описательный рассказ по этой картинке.Первой начну я: «Наступила весна. С Юга возвращаются перелетные птицы. Солнышко весною стало прогревать землю. Люди стали трудиться в садах, огородах. Девочка Катя выращивает овощи. Поливает их из лейки, чтобы они не засохли». Далее составляют дети.

Зрительная гимнастика «Весна» 25.1

Мы живем в местности, где довольно долгая и холодная зима и теплое лето. Но лето недостаточно долгое, чтобы все овощи успевали созреть. Что же строят на огородах для более быстрого роста и созревания овощей?Послушайте:

На даче у бабушки домик стоит, прозрачною пленкою сверху накрыт.

Но бабушка с дедушкой в нем не живут, в домике том помидоры растут.

Что б ни случилось с погодой весной, домик укроет и в холод, и в зной.

(Парник, теплица) Демонстрация иллюстрации.

Физкультурная минутка «Пришла Весна» 22.1

— А еще какие верные друзья-помощники есть у человека на огороде, в саду, кроме парников и теплиц, вы узнаете, отгадав загадки.

Два братца пошли в речку купаться.

Один купается, другой на берегу дожидается.

На речку идут – пляшут, а с речки идут – плачут. (ведра)

Стоят в один ряд острые цап-царапки.

Удобно сгребать ими мусора охапки. (грабли)

Из железа тучка, а у тучки – ручка.

Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку. (лейка)

Землю копала, грядки ровняла,

Ручейки прорывала и ничуть не устала. (лопата)

Д/И «Что лишнее»

Педагог просит рассмотреть предметы на картинке. Назовите их. Сколько их? Далее дети находят лишнее изображение, объясняя свой выбор.

Почему именно в весеннее время люди начинают трудиться в садах, огородах?

«Объясни пословицы»

1. Кто весной не пролежит, целый год будет сыт.

2. Весенний день год кормит. После ответов детей педагог обобщает и рассказывает о необходимости взращивать овощи и фрукты.

Д/И «Что сначала, что потом»

Педагог демонстрирует картинки детям. Какое время года изображено? Что видите на них? Дети распределяют картинки по порядку и рассказывают, что сначала что потом.

Для чего человек сажает, выращивает цветы в цветнике?

Подведение итогов

О чем сегодня говорили?

Что нового узнали?

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Каждый из нас очень часто оглядывается назад и смотрит на свою прошедшую жизнь. Вспоминает, что было. Чаще вспоминает хорошее, но бывает и плохое. Я хочу поведать вам о своем детстве, отрочестве, юности, молодости, зрелом возрасте, своих ощущениях, миропонимании и мировоззрении. Я прожил интересную жизнь на стыке разных эпох, и мне есть что и с чем сравнивать.

В каждом регионе нашей страны жизнь несколько различалась. Мне повезло, что я смог пожить в нескольких регионах. Профессиональный рост и опыт у меня тоже был весьма разнообразный. Мой опыт, полагаю, будет интересен широкому кругу читателя. Итак!

Рассказ первый. Мое детство

Я родился в г. Энгельсе Саратовской области 19 марта 1974 года в семье врача, Любовь Петровны, моей мамы, и офицера МВД – моего отца, Сергея Васильевича.

Раннее детство помню плохо, эпизодами. Мое появление на свет прошло с осложнениями. Получил родовую травму, сопряженную с механической асфиксией из-за обвития пуповиной. В силу этого и возможно еще каких-либо причин мое развитие было запоздалым. Долго не мог научиться ходить. Не держал стопы ног – они подвисали. Мной много занимались.

Родители мамы тоже были врачами. Бабушка Мария Федоровна работала заведующей приемным отделением детской больницы, а дед (служивший с 1945-го по 1949 год в СМЕРШе в Германии, а потом в органах МГБ на Западной Украине) Александр Андреевич – работал невропатологом. Со службы в МГБ он уволился после смерти Сталина и Берии из-за несогласия с политикой, проводимой новым руководством страны. Закончил медицинский институт и работал врачом. Таким образом у него было три образования – юридическое, разведшкола и медицинское.

Мой дядя Андрей возил мне из детской кухни молоко, творог и кефир. Он старше меня на 12 лет. По линии отца дед Василий Андрианович работал начальником оперчасти в колонии (начинал моряком на флоте, затем руководил отделом секретки в морском училище, а после его расформирования работал в колонии), а бабушка – Мария Васильевна преподавала в школе домоводство у девочек. Много шила одежды внукам и внучкам.

На рубеже 197 1979 годов я тяжело заболел менингитом. Был парализован, лечился под надзором бабушки в детской больнице. Меня постоянно кололи многоразовыми шприцами, вводили катетер. Это было очень неприятно. Все родственники меня навещали. Дарили модельки машинок. Мне они очень нравились.

Как-то зимой после тяжелого кризиса я попросил свежей клубники. Моего отца к тому времени перевели служить на север в г. Киров. Бабушка позвонила знакомому директору совхоза. Клубники у него не было, но он по сильнейшему гололеду приехал в больницу и привез свежих огурцов и помидор. Они были очень ароматные. Таких в магазинах сейчас не продают.

И тут буквально через несколько часов прилетел мой папа на самолете (тогда они летали регулярно из Кирова в Саратов). И привез замороженную КЛУБНИКУ! Я был в шоке. У нас на юге ее не было, а на севере – пожалуйста. Отцу сообщили, что я в крайне тяжелом состоянии, могу умереть и вот выразил такое желание. И он его исполнил! Настоящий волшебник! Благодаря этому случаю, лечению и постоянному позитиву, который мне дарили окружающие люди, я пошел на поправку.

Спустя некоторое время в марте 1979 года мы с мамой поехали следом за отцом с пересадкой через Москву. Там я впервые попробовал сосиски в кафе «Лель». Мне они показались «пищей богов». Они очень приятно пахли и были удивительно вкусными. В Москве вечером сели на поезд и поехали в Киров. В столице нашей Родины уже зеленела травка и появились первые цветы. Утром, проснувшись в поезде, я выглянул в окно и с огромным удивлением обнаружил, что вернулся в зиму. Было очень много снега, и сугробы своими размерами просто поражали.

В Кирове мы поселились в двухэтажном доме на первом этаже в квартире № 11 во дворе школы номер 28. Квартира была угловая, и зимой стены спальни промерзали насквозь и покрывалась тонким слоем льда. Спали под кучей одеял и верхней одежды.

Детский сад и школа

Меня устроили в ведомственный садик. Он был очень далеко от дома, и поэтому приходилось рано вставать. Я стал часто болеть, и родители были вынуждены нанять мне няню – Татьяну Александровну. Она много лет помогала ухаживать за мной и родившимся потом братом. Отпуска по уходу за детьми тогда были маленькие. Работа у родителей была очень ответственной. Да и в целом домоседство тогда не приветствовалось.

В 1981 году я пошел в школу № 28 г. Кирова. Я еще с 5 лет читал книги и мог писать. Сам еще в пятилетнем возрасте прочитал толстенную книгу про Старика Хотаббыча. Учиться мне было не очень интересно, но, тем не менее, учился только на отлично.

Моей первой преподавательницей была Мусихина Маргарита Григорьевна. Кажется, она тоже училась в пединституте, так как сначала писала с ошибками на доске. Но через три года моего и ее обучения она стала писать правильно, закончила вуз и далее была у нас классным руководителем. И учила нас – ВНИМАНИЕ! – русскому языку и литературе. Она большое внимание уделяла не только обучению, но и культурно-воспитательной и развивающей работе. С удовольствием участвовал в общественных мероприятиях – различного рода концертах, спектаклях, сборе макулатуры и металлолома.

Когда приняли в октябрята – был настоящий праздник. Родители купили огромный торт, украшенный грушами, сливами и еще какими-то фруктами. Было вкусно.

С родителями каждые выходные осенью ездили за грибами в лес. Выезжали в 5 утра на троллейбусе до ж/д вокзала. А дальше ехали на электричке. Транспорт тогда был старого типа с закругленными концами. Я очень любил лесные завтраки. Как правило, в них входили вареные яйца и бутерброды с колбасой и сыром.

Так как родители были весь день на работе, то в магазин за продуктами ходил я сам. В мою задачу входило купить молоко, кефир, отоварить талоны на колбасу вареную и копченую, сливочное масло (давали по полкило в месяц на человека) и сахар (давали по 1 кг в месяц на человека). Этого нам вполне хватало. Эх, а что это была за чудесная колбаса. От нее шел умопомрачительный аромат. Вкус у нее был нежный. А консистенция плотной. Тогда ее реально делали из чистого мяса, выращенного на натуральных кормах по технологиям наших предков.

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

И никому бы в голову не пришло перемалывать в нее хрящи, кости, добавлять сою и продукты растительного происхождения. А сейчас в нашей стране разучились делать колбасу, молочку, печь хлеб. Все продаваемые продукты являются эрзацем (то есть грубой подделкой) и не содержат ничего полезного.

Молочные продукты в нашем городе продавались в пол-литровых бутылках, запечатываемых крышкой из жесткой фольги. Молоко запечатывали серой блестящей крышкой, кефир зеленой, снежок – фиолетовой. Больше 2 дней молоко не стояло – быстро прокисало даже в холодильнике, так как было натуральным – без консервантов и антибиотиков. А вкус молочки был волшебным, незабываемым и непередаваемым. Чтоб его понять – надо обязательно попробовать.

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Ох. А какой был раньше вкусный хлеб! Это отдельная песня! Его делали из натуральной пшеницы, либо ржи. И его надо было съедать как можно быстрее, так как он быстро портился (2-3 дня). В нем ведь не было консервантов, разрыхлителей, пальмового масла.

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

В школе мы много учили стихов, писали диктанты, изложения, сочинения, пересказывали не только рассказы, но и целые повести, большие отрывки из романов. С детства у нас хорошо развивали память, учили мыслить, обрабатывать большие объемы информации. Я за день мог прочитать страниц 400 – 500 текста и пересказать. А у некоторых ребят результаты были еще лучше. Так же нас учили музыке, рисованию, черчению. Со второго класса выступали на школьной сцене, рассказывая стихи, танцевали, исполняли песни. Уже во втором классе мы поставили театральную постановку для первоклассников о первопечатнике Иване Федорове ко Дню Азбуки.

Наша постановка имела ошеломительный успех и в последствии мы ее ставили для первоклашек каждый год.

Со второго класса я стал получать дополнительное образование по классу фортепиано в музыкальной школе. Посещал там также и уроки сольфеджио и пения. С 10 лет записался в детско–юношескую спортивную школу, где занимался баскетболом. Младший брат занимался там же фигурным катанием.

Два раза в неделю в школе были уроки физкультуры. Так как жили на севере – много времени уделялось ходьбе на лыжах. Как правило, раз в месяц по субботам у нас были походы в лес, где организовывались «Зарницы». Мы должны были хорошо ориентироваться в глухом таежном лесу и находить заданные точки, захватывать чужой флаг и уничтожать штаб врага. Медведей я не встречал, но волков и лис видел. В Кировской тайге они намного крупнее, чем в Саратовский степях.

Не менее 1 раза в месяц всем классом ходили в драмтеатр или театр юного зрителя. Как-то попал в кукольный театр, но его постановкой не впечатлился. 3–4 раза в год посещали цирк. Очень запомнилась музыкальная постановка Рижского театра. Он приезжал вместе с Раймондом Паульсом и Валерием Леонтьевым.

Я с родителями дважды ездил в Латвию – на осенние каникулы в 1981 году и летом 1988 года. Жили у прадедушки – Фёдора Ивановича в Риге в спальном районе Югла. Мне там очень понравилось. Я легко начал учить разговорный латышский язык. Из уважения к местному населению в магазинах и общественных местах старался обращаться к ним на их родном языке. В целом латыши мне очень понравились своей доброжелательностью. Впервые в Риге я увидел артиллерийский салют на 7 ноября 1981 года. На меня он произвел неизгладимое впечатление. Особенно классно смотрелись мерцающие огни. Также впервые попробовал Кока колу и Фанту в маленьких стеклянных бутылочках 0.33 л. Впервые ел в кафе шашлык. Первый раз в магазине увидел и купил сосиски. Они были такие же вкусные как в Московском кафе.

Кстати, потом сосиски нам стали давать в школе на обед еще в первом классе. Давали обычно с макаронами. И даже появились сардельки. Их давали с картофельным пюре. А на десерт была ватрушка с творогом. И я понял, что жизнь «налаживается».

Моей главной подработкой в школьные годы был поиск, мойка и сдача бутылок. Из под лимонада 20 копеек, из под молока 15 копеек. Буханка хлеба стоила 20 копеек. Килограмм самой дорогой Телячьей колбасы – 3 рубля 60 копеек, Докторской – 2 рубля 20 копеек, Чайной – 1 рубль 60 копеек. Копченку я не очень любил, потому цены на нее не помню. Но тоже небольшие были. Килограмм мяса с костями в госмагазине стоил 1 рубль 70 копеек, а в коопторге получше качеством и почти без костей – 5 рублей. Эти цены были в Кировской и Саратовской областях. Цены могли отличаться в зависимости от пояса к которому относился регион (в СССР их было 3), целевого назначения магазина и его принадлежности государству, кооперативным структурам, райпотребсоюзу или колхозу.

А еще нас в школе воспитывали трудом. Раз в месяц мы делали генеральную уборку с мытьем всего и вся класса и школы. Летом участвовали в ее ремонте и уборке пришкольной территории. 2–3 недели летом и также осенью помогали колхозам. Сначала дергали сорняки, а потом убирали урожай. С 6 класса в учебную программу входил 1 день в неделю – по четвергам – труд на комбинате искусственных кож. Лично я на ручном прессе штамповал прокладки для водопроводных кранов. За эту работу мы раз в месяц получали трудовой рубль! Лучших трудяг награждали грамотами! С 7 класса также раз в неделю трудились на учебно-производственном комбинате. Лично я осваивал строительные профессии каменщика, плиточника и штукатура. В будущем мне это пригодилось. Большинство девчонок из класса предпочли трудиться токарями и фрезеровщиками. Домоводство они освоили на более ранних стадиях обучения. А мы сначала шитье, а потом работу на станках освоили на уроках труда с 1 по 5 классы.

Шло время, я рос, взрослел, был принят в пионеры на торжественной линейке на центральной площади. Назначен звеньевым – командиром пионерского звена. Был включен в совет пионерского отряда и понерской дружины. У нас постоянно шли социалистические соревнования в учебе, труде, общественной деятельности. Но успевали и пару часов вечером во дворе погулять, в футбол или партизан поиграть и на выполнение домашней работы время хватало и книгу для себя почитать. Но вот времени для безделья и праздности не было совсем.

Хотелось еще остановиться на одном очень важном аспекте. Наш народ искренне любил своих вождей, верил им, уважал их. Поистинне всенародным горем стала смерть Леонида Ильича Брежнева. В дни траура мы не учились. Все очень переживали случившееся. Как переживали потом смерть Андропова Юрия Владимировича и Черненко Константина Устиновича. Уходила эпоха великих советских деятелей. Наступали новые времена. И никто из нас не подозревал, насколько страшные периоды жизни нам предстоит пережить в будущем. Близился конец беззаботной, дружной жизни советского народа и эпохи великих свершений и подвигов.

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Брежнев Леонид Ильич

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Андропов Юрий Владимирович

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Черненко Константин Устинович

Приближалось мое отрочество.

Настоящая статья является авторским произведением и не подлежит копированию и распространению без ссылки на автора адвоката Козлова Сергея Сергеевича и без указания его номеров телефонов: 89173146101 и 89042436016 и его электронной почты s742006@yandex.ru.

Урок 11. Рисование на тему «Труд людей осенью»

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

I.
Организационный момент

Эмоциональная,
психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение
темы урока

Проверяет
готовность обучающихся к уроку.


Тема труда – одна из самых распространенных как у писателей, так и у
художников. Почему? Да, без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Сегодня вы
создадите композицию на тему «Труд людей осенью»

Слушают
учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные:
имеют мотивацию к учебной
и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий
результат.

Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:
умеют формулировать ответы на вопросы

Устные
ответы

II.
Изучение

нового
материала

Словесно-иллюстративный
рассказ с элементами беседы «Произведения выдающихся художников на тему
труда».


Воспевая свой народ, художники изображали его труд, видели красоту людей
труда.

Имя
Татьяны Ниловны Яблонской довольно широко известно в мировой живописи. Она
создавала свои произведения в советскую эпоху. Каждое ее полотно выражает
отношение талантливой художницы к жизни, к окружающему миру, каждое наполнено
жизнеутверждающей силой, добротой и теплом. По-особому Т. Н. Яблонская
относилась к труду, к простой жизни народа, его радостям. (Показывает
презентацию «Т.Н. Яблонская». Слайды № 2–9.)

Слушают
учителя, описывают сюжет

картин,
скульптуру, делятся впечатлениями, анализируют информацию, картины

Фронтальная.

Личностные:
имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на
эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства,  уважительное
отношение к людям труда.

Устные
ответы.

Просмотр
мультимедийной презентации или работа с учебником (с. 36–37).

Одной
из самых известных работ художницы считается картина «Хлеб», которую она
написала в 1949 году. Еще свежи в памяти военные годы, полные лишений и
тяжелых испытаний, а в картине все дышит радостью, блещет ярким летним
солнцем. На ней изображены колхозники во время страды. «При работе над
картиной «Хлеб» я больше всего старалась передать восторг от самой жизни,
передать правду жизни», – писала Татьяна Ниловна.

На
переднем плане картины мы видим женщин, которые, как в жидком, расплавленном
золоте, стоят в рассыпанных на земле зернах пшеницы, сверкающих в лучах
ласкового солнца, дарящего людям свое живительное тепло. Женщины радостно
смеются. Им весело от того, что прекрасная погода, что такой богатый урожай
народился. Они рады тому, что трудятся не покладая рук. Народу очень много,

и
все заняты одним общим делом – убирают урожай. Люди переговариваются между
собой. Кажется, что вот-вот раздастся задорный смех.

На
картине практически не видно пейзажа, только площадка с хлебом да виднеющийся
за ней лес, который возвышается, как черная стена. Внимание художницы, а
вместе с ней и зрителя, сосредоточено на хлебе и на работающих людях. Мастеру
важно передать состояние людей, занятых важным делом, показать, что труд для
них не тяжелая, изнуряющая обязанность, а потребность души, доставляющая
наслаждение. Потому и радостны лица работающих.

Особое
место на картине все же занимает хлеб. Золотые россыпи зерен, которые хранят
солнечное тепло, искрятся на солнце. Хлеб – это жизнь, это новые возможности
для колхозников, это их будущее. Женщины ссыпают его в мешки, мужчины на
заднем плане картины грузят их на машины, а хлеб все не кончается, как будто
солнечные лучи рождают все новые и новые зерна. Своим творением Т. Н.
Яблонская прославляет хлеб. Картина звучит гимном крестьянскому труду,
который кормит всех людей.


Рассмотрите изображения произведений живописи и скульптуры в учебнике (с.
36–37) или на слайдах и ответьте на вопросы (учебник, с. 37).

.

Познавательные:
извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, умеют
строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о
сюжете произведений живописи, составлять описание.

Регулятивные:
умеют принимать и сохранять, удерживать цель деятельности до получения ее
результата.

Коммуникативные:
умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать
вопросы.

Сообщение
теоретических сведений «Эскизы, этюды, рисунки, наброски». Просмотр слайдов.


Как же работает художник над картиной? Свои первые идеи, порой еще не вполне
ясные, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках,
затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец,
отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе. Вы уже знаете о
набросках – быстрых рисунках, которые помогают художнику в его работе над
картиной. Эскиз – это тоже набросок, но сделанный не с натуры. Это набросок
замысла художника. На нем намечена, а иногда уже тщательно разработана
композиция всей задуманной картины, изображены действующие лица. Наряду с
эскизами художник пишет этюды. Этюд – это рисунок, картина, представляющие
собой часть будущего большого произведения, выполненные с натуры. Живописные
этюды часто служат подготовительным материалом при работе над картиной.

Рассмотрите
рисунки в учебнике (с. 38–39). Почему одни из них называют этюдами, другие –
набросками?

Слушают
учителя, рассматривают слайды, работают с учебником, выполняют задание,
анализируют информацию, отвечают на вопросы.

Фронтальная.

Личностные:
проявляют интерес к художественной деятельности. Познавательные:
умеют осуществлять поиск нужной информации

в
разных источниках, воспринимать иллюстрации с учетом поставленной учебной
задачи, анализировать информацию.

Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную и творческую задачу, планируя свои действия в
соответствии с ней; в сотрудничестве с учителем ставят новые творческие и
учебные задачи.

Коммуникативные:
умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в
поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы

Устные
ответы.

Физкультминутка

Проводит
физкультминутку.

Подул ветерок. (Качаться,
подняв руки.)

Ветки дерева
закачались и закружились листочки. (Кружиться, как листочки.)

Мы идем по
аллее, а под ногами шуршит листва. (Потереть ладошки.)

Начал
накрапывать дождь. (Щелкать пальцами.)

И чтобы не
промокнуть, мы быстро пошли домой. (Шагать на месте.)

Выполняют
упражнения

Фронтальная

Личностные:
положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

Наблюдение
за выполнением упражнений

III. Творческая практическая деятельность

Организация
рабочего

места.

Проверяет
организацию рабочего места.

Осуществляют
самоконтроль

и
взаимоконтроль.

Индивидуальная.

Личностные:
сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью.

Познавательные:
организовывают творческое пространство, знают о гигиене учебного труда и
организации рабочего места.

Устные ответы.

Беседа «Что мы
будем рисовать?». Работа с учебником (с. 39), рабочей тетрадью (с. 21).

– Тема нашего
рисунка сегодня – «Труд людей осенью».
А что делают люди осенью?

Летом и осенью в огородах и полях, садах и парках,
на улицах городов и сел у людей много работы. Летом в садах люди начинают
убирать урожай фруктов, а в поле убирают рожь, пшеницу и другие зерновые
растения. Осенью уборка урожая в саду продолжается. На полях и в огородах
убирают картофель и овощи. Очень важно убрать урожай своевременно, иначе
часть его может погибнуть, например, начнут высыпаться из колосьев
перезревшие зерна хлебных растений. После уборки урожая люди должны
позаботиться об урожае будущего года. Для этого на полях сеют озимые
культуры, которые будут зимовать под снегом. На других полях проводят осеннюю
вспашку. Во время этой вспашки погибают сорняки и многие насекомые, которые
могут приносить вред. Кроме того, в почву вносят удобрения. Так поля готовят
к весеннему севу. Осенью домашних животных меньше времени держат на выгулах
и пастбищах. Похолодало, часто идут дожди, трава стала увядать. Чтобы
животные были сыты, люди дают им

дополнительный
корм. Осенью воду из прудов спускают,

а выросшую рыбу
вылавливают и отправляют в магазины. С наступлением осенних холодов пчелы
перестают вылетать из ульев. Поздней осенью многие пчеловоды уносят ульи в
специальные помещения-зимовники. Летом и осенью нужно запасти на зиму корм
для домашних животных. Не забывают люди запасти корм и для подкормки диких
животных. В городах убирают листву, засохшие цветы, укрывают розы. Вот как
много дел у человека осенью! Как же правдиво запечатлеть людей, выполняющих
ту или иную работу? Уловить характерную позу трудящегося можно только
наблюдая за ним и делая наброски. При выполнении набросков не требуется
точного прорисовывания фигуры, главное – запечатлеть нужное движение.
Обратите внимание на наброски, выполненные В. Серовым (учебник, с. 39).
Что вы видите на них?  Художник пытался уловить характерные позы, жесты
рабочего и поэтому выполнял рисунок схематично. Посмотрите, как затем
рисуется фигура человека, выполняющего работу по сбору яблок (рабочая
тетрадь, с. 21). Предлагает учащимся рассказать о сюжете картины, построении
композиции, прочитать в учебнике (с. 39) высказывание В. Сурикова о
композиции, поразмышлять над ним, ответить на вопрос, какие средства они
выберут для передачи движения.
Руководит составлением
последовательности работы с опорой на педагогический рисунок

Анализируют
информацию, слушают учителя, отвечают на вопросы, придумывают сюжет картины,
рассказывают о нем, проговаривают последовательность работы, наблюдают за
действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы.

Фронтальная.

Личностные:
сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил
поведения.

Познавательные: умеют
анализировать информацию, описывать сюжет; анализируют план

 работы над рисунком, выделяя основные этапы и
приемы; умеют формулировать проблему, самостоятельно осуществлять поиск
способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:
умеют удерживать цель деятельности до получения ее результата; планируют
решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций
(алгоритм действий).

Коммуникативные:
понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу; умеют воспринимать
текст
с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию,
необходимую для ее решения, описывать объект: передавать его внешние
характеристики

используя
выразительные средства языка.

Устные ответы.

Практическая
работа

В
процессе рисования контролирует правильность держания в руках кисти, приемов
работы с красками. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся,
помогает затрудняющимся в выполнении задания.


Выполните эскизы к рисунку и рисунок на тему «Труд людей осенью»

Выполняют
задание

Индивидуальная

Личностные:
сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил
поведения.

Регулятивные:
контролируют работу, сличают способ действия и его результата с заданным
эталоном; вносят необходимые дополнения и коррективы

Выполнение
рисунка на заданную тему

IV.
Итоги урока. Рефлексия

Выставка
работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание
результатов работы.

В
процессе просмотра работ организует обсуждение рисунков, их оценивание,
комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность,
композиция, оригинальность и т. д.

Организует
беседу по вопросам.


Что нового вы узнали на уроке?


Чему научились?


Что вам понравилось на уроке?


Какое у вас сейчас настроение?

Рассматривают
выполненные рисунки, оценивают их, слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фронтальная.

Личностные:
обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе
заданных критериев.

Регулятивные:
оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию
учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Оценивание
учащихся за работу на уроке; устные ответы.

Домашнее

задание

Объясняет
задание.


Читать с. 36–39 учебника, выполнить проект (с. 40)

Слушают
учителя; записывают задание

Индивидуальная

Коммуникативные:
умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Наблюдение

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Рассказ три толстяка олеша
  • Рассказ троянская война и ее герои
  • Рассказ трофимыч про охотника
  • Рассказ три толстяка краткое содержание
  • Рассказ трое в лодке не считая собаки