Рассказ троица романовского текст

Импровизация дело рискованное: могут и в ереси обвинить. однако троица яркий пример нарушения церковных каноноввместо традиционной многофигурной сцены

Импровизация — дело рискованное: могут и в ереси обвинить. Однако «Троица» — яркий пример нарушения церковных канонов

Вместо традиционной многофигурной сцены трапезы в доме Авраама Андрей Рублев изобразил беседу трех ангелов о том, как спасти мир. Теперь икона считается шедевром, а ее автор причислен к лику святых.

Рассказ троица романовского текст

«Троица» Андрей Рублев

В Ветхом Завете есть рассказ о том, как праотец Авраам принимал у себя Господа. В полуденный зной девяностодевятилетний Авраам сидел возле своего шатра под зеленью Мамврийской дубравы. Вдруг он увидел трех путников, в которых быстро узнал Всевышнего и двух ангелов. Хозяин пригласил странников отдохнуть и подкрепиться. Слуги омыли гостям ноги, а жена Авраама Сарра напекла хлеба. Сам же хозяин дома выбрал лучшего теленка и велел заколоть его. За трапезой Господь предсказал Аврааму, что через год у того родится сын, от которого пойдет народ иудейский — «великий и сильный».

В христианстве этот сюжет, получивший название «Гостеприимство Авраама», был трактован несколько иначе: к Аврааму явился не единый Господь Яхве (иудаизм не знает троичного божества) в сопровождении двух спутников, а вся Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, — и не в образе странников, а в образе ангелов. Поэтому трапезу в доме Авраама христиане называют также «Ветхозаветной Троицей».

Этот сюжет был весьма популярен у средневековых иконописцев: три ангела, фигуры Авраама и Сарры, накрытый стол, слуга, режущий теленка, — в общем, иллюстрация к библейскому тексту. В начале XV века к теме обратился и Андрей Рублев: его попросили написать образ для Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря (в настоящий момент икона хранится в Третьяковской галерее). Однако из-под кисти вышло нечто совершенно особенное.

Рублев отказался от изображения бытовых деталей и сосредоточился на фигурах ангелов, олицетворяющих три божественных лика. Художник изобразил их беседующими: мир погряз во зле, кого мы пошлем на страдания, чтобы искупить грехи человеческие? Этот вопрос центральный ангел (Бог Отец) задает левому ангелу (Святому Духу). «Я пойду», — отвечает правый ангел, Христос.

Так на наших глазах разворачивается сцена благословения на искупительную жертву ради людей. Петербургский историк искусства Владимир Фролов уверен, что так Рублев хотел раскрыть вечный закон мироздания — жертвенность божественной любви. «Отсутствие дополнительных деталей, — говорит ученый, — обнажило замысел и не дает отвлечься на сюжет библейского события».

Рассказ троица романовского текст

Круговая композиция

«Композиция «Троицы», — рассказывает Владимир Фролов, — подчинена идее круга, которая имеет символическое значение вечности, любви и божественного триединства.

Своеобразие ее построения у Рублева заключается в том, что изображение не вписывается в круг, как это делалось в итальянском искусстве, а фигуры ангелов Рублева располагаются так, что они сами образуют круг».

Рассказ троица романовского текст

1. ЧАША. Это центр композиции — символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества (в чашу будет собрана кровь распятого на кресте Иисуса). Контуры фигур боковых ангелов также образуют очертания чаши.

2. ГОЛОВА ТЕЛЬЦА. Символ жертвенности Бога Сына.

3. БОГ ОТЕЦ. По словам немецкого искусствоведа Людольфа Мюллера, «Отец как „начало и причина всего“, как первый среди равных носит на себе знаки власти: помимо центрального положения, это пурпурный цвет одежд и золотая полоса через правое плечо». Наклонив голову в сторону левого ангела, Святого Духа, Бог Отец как бы задает вопрос, который слышал в своем откровении пророк Исайя: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас [на искупительную жертву]?» Одновременно он подносит к чаше два перста, сложенных в знаке благословения.

4. ЛАЗУРНЫЕ ОДЕЖДЫ. Символ неземной сущности Бога Отца (как и остальных лиц Троицы).

5. СКИПЕТР. Символ власти (он есть у всех сидящих за столом).

6. ДЕРЕВО. В традиционной иконографии это был Мамврийский дуб, под которым отдыхал Авраам. У Рублева дуб превращается в древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме.

7. БОГ ДУХ СВЯТОЙ. В ответ на вопрос Бога Отца Святой Дух устремляет взгляд и поднимает правую руку в сторону ангела, сидящего напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это одновременно и жест благословения, и жест повеления. Как писал митрополит Иларион в «Исповедании веры» (XI век), Святой Дух хочет, чтобы Сын шел путем страданий, и одновременно благословляет этот путь.

8. АЛЫЕ ОДЕЖДЫ. Это аллюзия на библейский сюжет, когда Святой Дух в виде языков пламени снизошел на апостолов.

9. ЗДАНИЕ символизирует христианскую церковь, именуемую домом Святого Духа.

10. БОГ СЫН. Его смиренно опущенная голова и взор, направленный на жертвенную чашу, свидетельствуют о готовности исполнить порученную миссию. Правая рука Христа уже приподнята для того, чтобы взять чашу страданий. «В положении его ног, — говорит культуролог Вадим Ланкин, — можно заметить намек на динамику вставания: плащ собранно запахнут, а нижний край его чуть приподнимается, подбирается, обнаруживая готовности встать и пойти в мир».

11. ЗЕЛЕНЫЙ ГИМАТИЙ (накидка поверх хитона) — символ земного мира, куда сойдет Христос. Сочетание лазурного и зеленого в одеждах Бога Сына символизирует его двойственную природу: божественную и человеческую.

12. ГОРА. Это символ искупления падшего мира, прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу.

Рассказ троица романовского текст

ХУДОЖНИК

Андрей Рублев

Ок. 1360 — Родился в Московском княжестве или Новгороде Великом, вероятно, в семье ремесленника.

Ок. 1400 — Написал поясной Звенигородский чин (сохранились только отдельные иконы).

До 1405 — Принял монашество под именем Андрей.

1405 — Расписывал вместе с Феофаном Греком Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились).

1408 — Расписывал Успенский собор во Владимире (изображения сохранились частично). Написал иконостас для этого собора (сохранился фрагментарно).

Ок. 1425–1427 — Работал над фресками в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В это же время написал «Троицу» (по другим данным — в 1411 году).

Ок. 1427 — Занимался росписью Спасского собора Андроникова монастыря (сохранилась фрагментарно).

Ок. 1440 — Скончался в Андрониковом монастыре.

1988 — Причислен к лику святых.

Павел Синичкин

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Кино

«Манюня»

Режиссер Арман Марутян. В ролях: Чулпан Хаматова, Светлана Иванова, Елизавета Боярская, Елена Подкаминская и Марина Александрова.

«Манюня» — долгожданная экранизация детского бестселлера Наринэ Абгарян. Армения, 1979 год. Горы, солнце, прекрасные зеленые луга и ощущение праздника. После смешного эпизода в школе девочки Наринэ и Манюня становятся лучшими подругами. Очень быстро в кадре появляются забавные родственники главных героинь. Особенно выделяется Ба (Джульетта Степанян), бабушка Манюни. Наринэ очень боялась строгой женщины, но во время их знакомства выяснилось, что Ба печет тающее во рту печенье и вкуснейший яблочный пирог. Девочек-непосед ждет масса забавных приключений. Этот сериал — ностальгический рассказ о двух советских семьях, в центре которого — настоящая светлая дружба школьниц.

С 1 января на платформе Okko

«Гарри Поттер 20 лет спустя: возвращение в Хогвартс»

123

Фото: Casey Patterson Entertainment

Режиссеры: Эрен Криви, Джо Перлман, Джорджо Тести. В ролях: Эмма Уотсон, Руперт Гринт, Дэниэл Рэдклифф

Специальный эпизод, приуроченный к 20-летию самой волшебной франшизы в мире. «Гарри Поттер 20 лет спустя: возвращение в Хогвартс» соберет любимых актеров и актрис всех восьми фильмов. Дэниел Рэдклифф, Руперт Гринт и Эмма Уотсон встретятся со своими коллегами и впервые за долгие годы окажутся в стенах Хогвартса. Зрителей ждет не только долгожданное воссоединение главных лиц легендарной саги, но и ранее не публиковавшиеся интервью и редкие архивы. По словам Тома Ашейма, президента Warner Bros, «Гарри Поттер 20 лет спустя: возвращение в Хогвартс» — «это дань уважения всем, кого затронула кинофраншиза, от съемочной группы до преданных поклонников, которые продолжают поддерживать дух волшебного мира».

На «Амедиатеке» с 1 января

«Почка»

123

Фото: kinopoisk.ru

Режиссер Мария Шульгина. В ролях: Любовь Аксенова, Николай Фоменко, Антон Филипенко, Ирина Розанова, Алексей Розин.

Главная героиня сериала — инспектор пожарной службы Наталья Кустова. В ее жизни всё хорошо — каждая инспекция заканчивается серьезным кушем. Ради выгоды она не остановится ни перед чем: разденет даже родного брата и сестру. Кустова думает, что всё в жизни можно купить: солидных друзей, квартиру, одежду премиальных брендов и красивого бойфренда. Но вдруг на плановом осмотре выясняется, что Наталье срочно нужна здоровая почка. У нее есть три месяца, чтобы найти донора. По иронии судьбы, — и по закону — почку Наталье может отдать исключительно кровный родственник. Конечно, никто из них помогать ей не спешит. Девушке придется искать самые экстравагантные способы решить проблему. А зритель все десять серий будет ломать голову: героиня действительно что-то поняла и изменилась, или это очередная игра?

С 1 января на платформе KION

«Черный ящик»

123

Фото: Про:взгляд

Режиссер Ян Гозлан. В ролях: Пьер Нинэ, Лу де Лааж, Андре Дюссолье

«Черный ящик» — наполненный саспенсом и мастерски созданный фильм о расследовании авиакатастрофы в Альпах. Страшная трагедия уносит жизни сотен людей. Пролить свет на причины случившегося может только расшифровка черного ящика. Ее поручают молодому специалисту Матье (Пьер Нинэ) с уникальным слухом. Чем дальше он продвигается в расследовании, тем больше обнаруживает подозрительных обстоятельств. Но никто не верит Матье. Так может, это всего лишь изощренные игры его разума?

Режиссер Ян Гозлан признается в интервью, что при написании сценария он отталкивался от реальных случаев авиакатастроф. Но его история лишена излишней документальности, это не реконструкция событий, хотя и изобилует интересными техническими подробностями как устройства самолета, так и процесса расшифровки самописцев с бортов.

«Черный ящик» — идеальный параноидальный триллер, несколько раз резко меняющий направление развития сюжета. Расследование авиакатастрофы заставляет Матье сомневаться даже в близких людях, он чувствует, что трагедия стала результатом заговора производителей самолетов и компаний, обеспечивающих лицензирование их технических характеристик. Когда маленький человек сталкивается с системой, победить он может, только поставив на карту свою жизнь. Ставки высоки, напряжение в кадре растет с каждой минутой и до самого финала.

В прокате с 6 января

«День мертвецов»

123

Фото: Abbott Street Films

Режиссеры: Стивен Костански, Джем Гаррард, Жаки Гулд. В ролях: Кинэн Трэйси, Дэниэл Доэни, Натали Бэйли, Морган Холмстром.

Зомби-апокалипсис заставляет шестерых совершенно незнакомых людей объединиться, чтобы переждать первую волну нашествия. Им нужно продержаться хотя бы 24 часа, пока ситуация не стабилизируется. День мертвеца запомнят все, кто сумеет его пережить

Шоураннерами и сценаристами стали Джед Элинофф («Дом Рэйвен») и Скотт Томас. Первые четыре эпизода срежиссировал Стивен Костански («Псих-расчленитель»). Создателям удалось передать дух и ту особенную атмосферу картин Ромеро, однако в сериале присутствуют некоторые сюжетные изменения относительно оригинального фильма.

С 31 декабря на российских видеоплатформах Wink, IVI, KION, Кинопоиск, Мегафон ТВ

«Старые шишки»

123

Фото: Свердловск

Режиссер: Андрей Шавкеро. В ролях: Алексей Гуськов, Ирина Алферова, Василий Кортуков.

В доме престарелых «Шишки» каждый день похож на предыдущий. Старики поджигают салфетки в столовой, заведующая сама красит стены, а благотворитель вместо лекарств дарит гробы. Всё меняется, когда к одному из постояльцев (Василий Кортуков) приезжает друг по прозвищу Балагур (Алексей Гуськов). Он решает доказать всем, что умирать еще рано, а вот тряхнуть стариной — самое то. Вместе с бывшей театральной актрисой (Ирина Алферова) троица придумывает необычный бизнес и быстро приходит к успеху: жизнь в «Шишках» становится курортом! Вот только энергичные пенсионеры стали конкурентами местных бандитов.

С 31 декабря на «Кинопоиске»

Театр

«Ромул Великий»

123

Фото: Театр Вахтангова

Режиссер-постановщик: Уланбек Баялиев. В ролях: Сергей Батаев, Максим Сервиновский, Владимир Логвинов.

Автор «исторически недостоверной комедии» Фридрих Дюрренматт — один из величайших драматургов послевоенного времени. Страшные уроки Второй мировой, ощущение бессмысленности бытия, несостоятельности надежд на изменение жизни сделали трагикомический фарс востребованным жанром. Ирония и парадоксальность отличают Дюрренматта, остро переживавшего несовершенство человека и абсурдность мироустройства. «В конечном итоге, это история не про императора Римской империи, она про нас, про театр. Это о человеке, у которого есть власть, и есть идея, замысел обустройства мира, — рассказывает о своем спектакле режиссер.

3 января 19:00, Театр Вахтангова, Основная сцена

«Снежная королева»

123

Фото: МХАТ

Режиссер: Рената Сотириади

Когда приближается Новый год и Рождество, в полночь по улицам города летает в вихре вьюги на своих санях Снежная королева. Она заглядывает в окна, рисует на стеклах красивые ледяные цветы и узоры. А днем Снежная королева оставляет сани возле театра на Тверском бульваре и идет за кулисы, чтобы еще раз попробовать забрать в свои владения мальчика Кая. И только горячее сердце маленькой Герды, прошедшей через многие испытания ради брата, растопит его замерзшее сердце, и праздник будет по-настоящему волшебным. Красочные костюмы, нежные песни, технологичная сценография — всё это непременные декорации новогодних каникул.

2, 3 и 7 января, МХАТ

«Синяя птица»

123

Фото: МХАТ

Режиссер Константин Станиславский. Помощники режиссера: Евгений Васильев, Эльвира Карпова

Единственная сохранившаяся постановка К.С. Станиславского. Этот спектакль нужно смотреть всей семьей: глубокий философский смысл и необычные персонажи Метерлинка заставят посмотреть на мир и на себя под другим углом.

В рождественскую ночь брат и сестра Тильтиль и Митиль отправляются на поиски Синей птицы ради спасения маленькой девочки. Чтобы оберегать их, оживают и пускаются с ними в путь Свет, Огонь, Вода, Хлеб, Сахар, Молоко, Пес и Кот. Таинственный, прекрасный и пугающий мир, куда они попадают, кажется, создан из детских сновидений, фантазий и грез. Героям предстоит пройти страну Воспоминаний и царство Будущего, лицом к лицу встретиться с Болезнями и Ужасами, навестить сады Блаженств — и понять, что Синяя птица, как счастье, всегда с нами — надо лишь уметь его разглядеть.

4 и 5 января, МХАТ

«Пиноккио»

123

Фото: МХАТ

Режиссер: Арина Мороз

Новый детский спектакль, рассказывающий о любви к родителям, о сочувствии, дружбе и о том, как обманщики могут манипулировать детьми. Спектакль, в котором, конечно же, справедливость торжествует и добро одерживает победу над злом. Маленькие зрители окажутся в атмосфере венецианского карнавала и русского средневекового площадного театра, где актеры обращаются напрямую к зрителю. Огромная декорация в виде старинной шарманки, которая превращается то в коморку папы Карло, то в повозку Карабаса-Барабаса, то в таинственный лес, то в подводное царство и, наконец, становится волшебным Театром. Новые видеотехнологии позволили создать уникальное визуальное решение — герои оказываются внутри объемного мира 3D

6 января, МХАТ

Концерты, мюзиклы, балет

«Щелкунчик»

123

Фото: РАМТ

Солисты: прима-балерина Кремлевского балета Александра Криса и солист Театра им. Станиславского (МАМТа) Юрий Выборнов.

Балет «Щелкунчик», пожалуй, один из самых известных и любимых русских балетов. В его основе лежит новелла немецкого романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», в которой описывается рождественский вечер в небольшом немецком городке.

К этой сказочной истории Чайковский сочинил замечательную, наполненную глубоким смыслом музыку, способную заставить поверить в чудо и взрослых, и детей. Он создал симфоническую поэму о детстве, о взрослении души, о чудесах рождественской ночи, о сражении света и тьмы и о торжестве любви.

31 декабря, 11:00, 15:00, 19:00, 1 января, 15:00, 19:00, РАМТ

«Новый год в соборе»

123

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

Дирижер: Олег Романенко

В этом году стало больше концертов, на которые можно и нужно приходить с детьми. Популярная классика от барокко до джаза и любимые программы звучат в потрясающей акустике Кафедрального собора святых Петра и Павла. В программу также вошел Реквием Моцарта с блестящим составом солистом и участием двух выдающихся российских коллективов — Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова и Государственного хора имени А.В. Свешникова.

До 9 января в Кафедральном соборе святых Петра и Павла

«Синяя, синяя птица»

123

Фото: Театр Наций

Режиссер: Олег Гушков. В ролях: Муся Тотибадзе, Павел Акимкин

Мюзикл для семейного просмотра — история приключений девочки Матильды и ее брата Тиля. В своем путешествии по сказочным странам они встретят около 50 самых неожиданных персонажей: Царицу ночи, Торт Наполеон, оркестр заводных обезьянок, Синего павлина — хранителя времени, чудовищ и монстров из шкафа. Режиссер Олег Глушков, известный широкой публике как хореограф фильма Валерия Тодоровского «Стиляги», обещает зрителям чудесную музыку, волшебные декорации и костюмы, умные и смешные тексты, и, конечно, захватывающие танцы. «Мы написали совершенно новую, оригинальную историю и рассказали ее современным языком. Она опирается на традиции авторской сказки, но живет здесь и сейчас. А выдумок и самых настоящих чудес здесь с лихвой хватит на десять обычных спектаклей», — говорит режиссер.

4 января, 18:00, 5 января 13:00, 18:00, 6 января, 18:00, Театр Наций

«Волшебный оркестр»

123

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Сергей Киселев

Режиссер Дмитрий Отяковский и Московский государственный симфонический оркестр. Дирижер Иван Рудин

Традиционный новогодний концерт в «Зарядье» — круговорот новогоднего волшебства от знаменитого театра из Санкт-Петербурга «Странствующие куклы Господина Пэжо». Действие спектакля начинается в фойе, сразу после входа гостей в зал. Зрителей встречают космические путешественники и съемочная группа межгалактического телевидения. В спектакле не будет Деда Мороза и Снегурочки, снега и привычных героев новогодних историй. Представление проходит не на Земле, а в межгалактическом пространстве, с диковинными героями и яркой компьютерной графикой, которая будет транслироваться на огромном нитяном занавесе зала «Зарядье». Дети и их родители побывают в галактике Гармонического мажора, галактике диссонансов, а также многих других тайных местах нашей Вселенной. Не обойдётся это приключение и без космических отрицательных героев, которых с помощью зрителей будет необходимо обезвредить.

С 2 по 4 января в зале «Зарядье»

Выставки

Recycle Group «New Nature»

123

Фото: recycleartgroup.com

Куратор: Полина Могилина

ЦСИ «Винзавод», ЦВЗ «Манеж» и галерея «Триумф» представляют выставку, масштабный персональный проект арт-дуэта Recycle Group, премьера которого прошла этим летом в ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург). В рамках московской версии проекта интерактивные объекты и динамические инсталляции превратят зрителей в участников виртуального и технологического перформанса.

Первый тематический раздел выставки объединит работы, связанные с ресайклингом классических образов и отсылающие зрителя к художественному и культурному наследию прошлых веков. Реконструируя классические формы в новых материалах и наделяя их актуальным концептуальным значением, авторы создают новую мифологию и систему визуальных кодов. Во втором разделе выставки будут представлены работы, в которых художники исследуют специфику «компьютерного зрения». Заменяя наш взгляд цифровым кодом, Recycle Group стремится поставить зрителя на место машины, предоставив ему возможность почувствовать, как программа анализирует и считывает информацию об окружающем мире. Экспозицию завершает третий тематический раздел, предполагающий новый формат восприятия искусства посредством дополненной реальности.

До 13 марта на ЦСИ «Винзавод»

«Реликвии Победы»

123

Фото: victorymuseum.ru

В Музее Победы открылась обновленная выставка проекта «Реликвии Победы». Мини-экспозиция расскажет, как ленинградские театры организовывали новогодние праздники в 1942 году в осажденном городе.

Впервые представили уникальный раритет из фондов Музея Победы — новогоднее поздравительное письмо от бойца Ленинградского фронта актрисе Государственного театра музыкальной комедии Зинаиде Давыдовне Габриэлянц. Этот документ — свидетельство необыкновенного мужества и самоотверженности ленинградцев. Суровой зимой 1941–1942 годов артисты выходили на сцену, несмотря на голод, мороз и постоянные воздушные тревоги, прерывающие представление. О роли театра в блокадную пору говорят письма артистам от бойцов и жителей.

До 20 января в Музее Победы

Фестивали, квесты, новогодние программы

«Путешествие в Рождество»

123

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Самый масштабный зимний фестиваль Европы и самый популярный праздник «Московских сезонов». Посетителей ждет разнообразная торговая и гастрономическая кулинарная программа любимого зимнего фестиваля. «Путешествие в Рождество» традиционно удивляет всех гостей разнообразными блюдами, традиционными и оригинальными рецептами. А если учесть, что в этом году фестиваль посвящен новогодним и рождественским традициям разных стран, то нет ничего удивительного в том, что праздничное меню включает венгерский гуляш и индийский плов, тюрингские колбаски и французские профитроли, немецкий штоллен и африканский суп. И, конечно, на фестивале можно будет попробовать блины со сладкими и сытными начинками и пышные русские пироги, кулебяки и ватрушки. Работают 18 бесплатных катков и одна площадка для керлинга.

На 27 площадках в центре и округах Москвы — до 9 января

Детские программы «Волшебник страны AZ»

123

Фото: vk.com/museumaz

Чтобы быть волшебником, можно стать художником! В новогодние каникулы Музей AZ превратится в волшебную страну, где юные посетители сами станут волшебниками: создадут уникальных существ и унесут книги, с которыми можно изменить мир. Все, переступившие порог музея, попадут в Страну AZ — мир художника Анатолия Зверева, чье творчество меняет взгляд на мир.

3–7 января, 13:00 Музей AZ

Встречи в Еврейском музее и центре толерантности

123

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В музее стартуют обзорные и тематические экскурсии, квесты, а также специальные мероприятия: встреча-читка с Юрием Норштейном, на которой мастер расскажет о своих любимых книгах, дискуссия о музыке и ее связи с анимацией, литературный вечер со стихами и размышлениями Юрия Норштейна в исполнении актрисы театра и кино Яны Есипович, и игра «Предсказание шляпы» от музейной Лавки. Специальные программы подготовил Детский центр — «Зимнее путешествие вместе с героями Юрия Норштейна» и Winter club: ребята поучаствуют в квестах и играх, проявят фантазию на творческих занятиях и попробуют себя в роли спикеров на настоящих дискуссиях. В последние два дня зимних каникул состоится пятый «Моцаш», а также финисаж выставки «Снег на траве» с экскурсиями, квестами и мастер-классами для всей семьи.

С 3 по 9 января в Еврейском музее и центре толерантности

«Кавказский пленник» — одно из лучших произведений Льва Толстого, написанное точным, четким, ясным языком. Простой сюжет, реализм повествования добавляет рассказу невыразимую прелесть. Контрастное противопоставление главных героев – еще одна особенность «Кавказского пленника». Читатель сочувствует оптимисту Жилину, порицает пессимиста Костылина за его пассивность, равнодушие, стремление перекладывать собственные проблемы на других.

История создания

Участие России в Кавказской войне, продолжавшейся 47 лет, нашло отражение во многих произведениях наших литераторов. Лев Толстой не исключение, он и сам был участником войны, хорошо изучил менталитет противника. Однажды с писателем произошел особый случай – вместе с сослуживцем чеченцем Садо он едва не оказался в плену у татар.

Сам Толстой легко мог ускакать от погони, его конь был сильным, выносливым. Однако он не бросил товарища, ружье которого оказалось незаряженным. Чеченец, не подавая виду, продолжал целиться во врагов. Лишь счастливая случайность помогла воинам, они домчались до ближайшей крепости, откуда на подмогу выехала целая команда казаков.

Все пережитое и легло в основу рассказа. Но Толстой использовал и «Воспоминания кавказского офицера» Торнау, который описал свой опыт пребывания в плену. Совершить побег ему помогала юная татарка, с которой их связывала дружба. Основываясь на личных воспоминаниях, горьком опыте Торнау, Толстой создал прекрасное произведение, опубликованное в 1872 году.

Темы и проблемы

Главные темы рассказа – отношение к жизни, дружба, товарищество. Жилин – замечательный человек, ловкий, умелый, умный, деятельный. Он – настоящий оптимист, привыкший рассчитывать только на себя. У офицера нет большого богатства, но он принимает жизнь со всеми ее радостями и горестями. Без стонов и ропота он старается всеми силами выпутаться из сложного положения.

Костылин другой, это богатый, изнеженный барин, за которым всегда ухаживали слуги, а потом – денщик. Попав в плен, он упал духом, и надеется только на выкуп. Для Жилина этот человек — настоящий злой гений, ведь именно Костылин был виноват в его несчастье. Жилин слишком понадеялся на товарища и на его ружье, а Костылин, увидев погоню, пустился наутек.

Показательно, что оба этих человека были пойманы татарами. Жилин оказался в плену в силу несчастно сложившихся обстоятельств, а Костылин – из-за собственной трусости и глупости. Если бы он стал стрелять, татары вряд ли бы погнались за ним. Возможно, офицер бы смог помочь и своему товарищу по несчастью. Но Костылин предпочел спасаться в одиночку.

Костылин подвел товарища и во время побега. Жилин в одиночку готовил подкоп, разузнавал дорогу, а физическая подготовка второго офицера оказалась совершенно никудышной. Он не мог двигаться быстро, а потом и вовсе не сумел сдержаться и закричал, и этот вскрик услышал проезжающий татарин.

Зато татарская девочка показала Жилину, что такое настоящее товарищество. Возможно, маленькая восточная красавица, просто была влюблена в русского офицера и сделала все, чтобы облегчить его жизнь. А потом она и вовсе помогла ему бежать. Девочка прекрасно понимала, что ей грозит много неприятностей, но вопреки всему оказала Жилину неоценимую помощь.

В рассказе поднимается важная проблема войны и мира. Военные действия давно уже утомили их участников, они приносят беды обеим сторонам. Русские попадают в плен, горцы гибнут. В ауле есть злобный старик, который постоянно призывает земляков убивать русских. Но он и сам пострадал от войны, потеряв восьмерых сыновей.

Толстой реалист, он описывает врагов такими, какие они есть на самом деле. Горцы живут собственным укладом, их быт упорядочен, а дома аккуратны, чисты и зажиточны. Автор нравится красивая одежда их мужчин, сплоченность горцев перед лицом врага. Толстой рассказывает об обычаях этих людей, их вере, менталитете. В ауле не любят русских, но с уважением относятся к храброму Жилину.

От Костылина ждут только выкупа, он для горцев не представляет никакого интереса. Система использования пленных для своей пользы – старинная, но она и до сих пор не потеряла своей актуальности. Для русских это нонсенс, представители нашей национальности никогда торговали свободой.

Композиция

Рассказ небольшой по объему, состоит всего из 6 глав. В первой главе, завязке, автор знакомит читателей с основными героями произведения, здесь же разворачиваются главные события. Офицеры оказываются в плену у татар.

Со второй по пятую главу действие происходит в плену. Жилин приобретает авторитет у татар, знакомится с Диной, Офицеры пытаются вырваться на свободу, но их преследует неудача.

В шестой главе Жилин решил во что бы то ни стало уйти из плена. У него нет выбора — грозит скорая гибель. С помощью Дины офицер выбирается из ямы, прикладывая все силы, чтобы добраться до своих.

Жанр, направление, размер

«Кавказский пленник» — небольшой рассказ. Иногда литературоведы называют его повестью, но для повести у него слишком малый объем, небольшое число героев. Кроме того, Толстой ведет повествование от первого лица, в рассказе присутствует лишь одна сюжетная линия.

Рассказ основан на реальных событиях и написан в направлении реализма, характерном для автора. В произведении изображена настоящая жизнь, без романтических прикрас и преувеличений.

Объем рассказа небольшой – он состоит из шести коротких глав.

Средства выразительности

Рассказ был написан для детей, поэтому его язык предельно краток и лаконичен. Автор использует минимум выразительных средств, но широко применяет глаголы, делая на них большую ставку. В результате получается не статичное, замедленное повествование, а яркое, быстрое, динамичное перечисление событий. Присутствуют и эпитеты – «вонючий татарин», сравнения — «лицо как кирпич; нос как у ястреба». Для нагнетания обстановки автор широко использует перечисления – «Пыль, жара, солнце… печёт, укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика…». Или еще – «Братцы, братцы, братцы!»

Образы и символы

Образ главного героя Жилина очень привлекателен для читателя. Он смел, прямодушен, прекрасный товарищ, не привык перекладывать свои проблемы на чужие плечи, настоящий народный умелец, в руках которого спорится любое дело. И фамилия его символична, созвучна со словами «жить», «жилистый».

Костылин – отрицательный герой, собравший в себе многие негативные качества, этот человек не привык трудится ни руками, ни головой. Он плохой товарищ, ведь Жилин оказался в плену только из-за его трусости. И только в самый последний момент Костылин поступает, как человек, помогая Жилину выбраться из ямы. Его фамилия неприятна, напоминает нам о болезнях, о том, что ее владелец может существовать в этом мире только на костылях, на подпорках, он слаб и несамостоятелен.

Проблематика и основная идея произведения

Автор прямо говорит – в этой жизни можно быть героем, а можно – слабым, зависимым персонажем. Но при любых обстоятельствах не следует опускать руки, не прекращать борьбы за свою жизнь, за свободу, поскольку давно известно – «под лежачий камень и вода не течет». Жилин боролся и победил, а Костылин дожидался помощи, но она бы могла и не прийти вовремя.

Конспект урока по музыке для 4 класса по
теме:
 Троица

Деятельностная цель: формирование
способности учащихся к восприятию и осмыслению новых знаний по теме и умению
связать их с ранее изученным материалом, структурирование алгоритма развития музыкальных
образов оперы

Образовательная цель: выявление
теоретических основ построения содержательно-методических линий, активное
использование ТРИЗ-компонентов и приёмов РТВ в развитии творческой культуры на
уроке

Задачи:

Учебные
формирование личностного восприятия музыки, которое основывается
на эмоционально-окрашенном отношении к ней через понимание ее характера,
содержания, средств музыкальной выразительности;


знакомство с произведениями величайших представителей музыкальной классики;

— ознакомление с
музыкально-теоретическими понятиями, терминами и явлениями: музыкальными
интонациями, значением песенности, танцевальности, маршевости, основами нотной
грамоты, музыкальными инструментами

Развивающие
духовное развитие личности;


формирование личностного отношения к искусству;
— формирование адекватной самооценки относительно творческих (прежде всего
музыкальных) способностей и желания самосовершенствоваться;


формирование умения самостоятельно планировать творческие действия;


развитие креативности, самостоятельности и оригинальности при решении
творческих задач.


развитие целостного восприятия картины мира;


развитие видеть связь музыкальных явлений с жизнью;

воспитательные
воспитание понимания целостной картины
мира (в частности и художественной),


патриотического мировоззрения, понимания истоков толерантных взаимоотношений в
многокультурном мировом сообществе,


активизация способности креативно и продуктивно мыслить и рефлексировать.


формирования целостности в представлениях о музыкальной культуре, ее
основаниях, образности.


наблюдения, восприятия, размышления о явлениях искусства, разучивания и
исполнения музыкальных произведений,


приобретения навыков общения в диалоге;


формирование умения работать в группе, команде (например, входе взаимодействия
в пении);


умение применять логические операции (анализ, сравнение, синтез) относительно
музыкальных произведений (анализировать и сравнивать их; уметь объединять по
признаку вида и жанра, группировать по определенным характеристикам);

Тип урока:
комбинированный, урок-разгуляй

пляска»

Ход
урока

1.     Организация
класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих.

Учитель: Последний праздник Цветной Триоди. День
Пресвятой Троицы, за ним — день Святого Духа. День рождения Церкви. Или, как
говорили на Руси, «земля-именинница». Все праздники наши, церковные —
удивительные и чудесные. Но Троица — действительно какой-то особенный. Как
будто правда именинный.

Празднование этого великого
события — дня сошествия Святаго Духа — установлено самими апостолами, об этом
мы узнаем из Деяний и Посланий апостольских. И вот уже две тысячи лет христиане
празднуют святую Пятидесятницу, Пентикостию, соединяющую нас во Святую Единую
Соборную и Апостольскую Церковь Православную, сохранившую учение Христово и
водимую Духом Святым.

Каждая малая Церковь встречает этот праздник со всей полнотой
Церкви великой

И каждая малая Церковь тоже
встречает этот праздник со всей полнотой Церкви великой. День Церкви — значит,
и день Церкви малой, день соединения нашей малой Церкви с Церковью великой.

Как обычно, за несколько дней до
церковного праздника мы начинаем к нему готовиться. Если мы читаем дома то
Евангелие, которое Церковь предлагает на каждый день года, то мы можем заметить
такую подготовку в церковных службах. Ведь эти чтения так или иначе говорят о
сошествии Святого Духа. И если мы читаем Евангелие всей семьей, то мы можем
обращать внимание детей на слова Христа: пошлю вам Утешителя (ср. Ин. 15, 26 ),
приидет Он, Дух Истины (Ин. 16, 13).

А за два-три дня до Троицы мы
расскажем своими словами детям о том, к чему мы готовимся. Вообще-то, конечно,
нам предстоят два праздника: первый, в воскресенье, — День Святой Троицы, он же
Пятидесятница. Второй, в понедельник, — День Сошествия Святаго Духа, «Духов
день». Но эти праздники так близки, и даже богослужения у них настолько
соединены друг с другом, что мы будем готовиться одновременно к ним обоим.

Объявление темы урока.
2 минуты

Откройте учебник на странице 70 и
прочитайте рассказ «Троица» С.Романовского.

Осенью седмь тысящ сто семнадцатого года
от сотворения мира, сиречь 1608 года от Р.Х., к Сергиевой лавре подступили
войска самозванца и стояли шестнадцать месяцев… Сопротивление монастыря
литовским войскам было не менее упорным и героическим, чем оборона Ленинграда и
битва за Сталинград.

Об осаде лавры и других событиях Смутного
времени повествует живой журнал юноши XVII столетия — «Летописная книжица
о смуте в Российском государстве, о геройской защите Троицкого Сергиева
монастыря, о пленении и разорении и о конечной погибели царствующего града
Москвы, и об иных мятежных делах, достоверно и неложно написанная свидетелем
оных, отроком послушником Данилкой».

Александр Марков

Троица

Сей же Данилка родом отнюдь не из
последних людей, а из детей боярских, даже и какому-то очень большому человеку
родней приходился, но изменники того человека с некоего высокого места согнали
и предали злой смерти. Меня же, Данилку, святые монахи приютили здесь в Троице,
и укрыли от злых человекоядных волков — прежде промянутых изменников, подумав:
не пришлось бы и этому малому отроку разделить злую и преужасную долю своего
троюродного дядьки и прочих родственников.

Потому я и не открываю напрямик своего настоящего
рода и прозвания: умный поймет, а врагу или доносчику-кровопийце бог да не даст
ума догадаться.

Так с малых лет я оказался у монахов в
учениках да на посылках.

А разумом я от бога не совсем обделен, да
и в прежние добрые времена, родительскими попечениями, преуспел в разных
книжных премудростях, и цифири и риторскому искусству не без пользы обучался.
Поэтому не долго я плакал, что не бывать мне царевым боярином, не сидеть в
палатах царских и из золотых чарок заморских вин не пивать. Об этом Екклезиаст-мудрец
правильно сказал: всё-де суета.

И решил я: стану с усердием к пострижению
и иноческому чину готовиться, а как достигну мужеского возраста, буду книги
летописные писать. Людям на память, Богу на прославление. Потому что книг
писец, если голова не сеном набита, большую волю имеет, совсем как князь
какой-нибудь, даже и более. Нужно только хитрость знать: спроста и напрямик не
говорить против господского мнения, а окольными словечками даже и о сильнейших
людях всю правду можно сказать. А ведь писаное слово долго живет, и до многих
будущих потомков дойдет.

А эту книжицу пишу не для людского
прочтения, а только сам для себя, упражнения ради. Потом уж, как выучусь, буду
красиво писать, и с должным рассуждением, и как подобает. А здесь пока без
всякого хитромудрия, в меру ума и по собственному хотению, благо я молод еще
годами, с меня и спросу нет.

А нынешним летом, проще говоря — вчера,
пришли сюда, под стены Троицы (а следует писать: превеликого и преславного
Троицкого Сергиева монастыря, пресвятой и пречестной обители отца нашего
чудотворца и заступника преподобного игумена Сергия Р. и пр.) враги с великим
войском. А кто они, откуда и зачем — о том впереди речь. И, по-видимому, будет
у нас скоро большое разорение и кровопролитие, а может, и смерть всем нам
придет от меча. Пока же мы тут за крепкими стенами, и сколько-нибудь времени
еще точно продержимся, но уже мне откладывать свой замысел нельзя. Поэтому
начну, с божьего изволения. А бумагу и все прочее, для писания потребное, я у
пономаря Иринарха тайком одолжил, его не беспокоя.

Вот краткими словами рассказ о том, с чего
началась в нашем царстве смута, и как все эти нынешние горькие и злопечальные
беды на нас божьим попущением обрушились, и за какие грехи.

А сам-то я толком не знаю, с чего все началось,
это наверное только Господь Бог знает, мне же вовек не разобраться. Вот,
скажем, царь Иван. (Ино царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси,
четвертый по числу прежде бывших Иванов царей, Грозный по прозванию).

2.     Подача
нового материала
10-12 минут

Ведь именно в день Пятидесятницы нам
открылась эта тайна — тайна Святой Троицы. Это тема непростая, конечно. Но мне
кажется, здесь лучше не углубляться в поиск обоснований и глубины
догматического богословия. Если мы говорим с детьми, тем более с маленькими,
можно просто ограничиться простыми тезисами: о том, что Бог — один, но в трех
Лицах. Что все наши службы, все молитвы начинаются с призывания Пресвятой
Троицы, с прославления Ее: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Вот это и есть
— Троица. И, конечно же, здесь будут уместными иллюстрации. Даже, может быть,
всего одна: икона Троицы преподобного Андрея Рублева.

А теперь внимательно рассмотрите икону
«Троица» А.Рублёва. Как вы думаете, какая музыка русских композиторов созвучна
образному строю иконы А.Рублёва?

Ответы учащихся:

А ещё ребята Троица это народный праздник,
это величание природы. На Руси издревле отмечают его в июньскую пору. Троицким
деревом называют нашу берёзку. Ею украшают храм на все Богослужения Троицкой
недели. В народе эта неделя зовётся зелёной. Ветками берёзы и разнотравьем
украшается дом, церковь, есть обычай на могилки усопшим сродникам и близким
приносить эту зелень.

С древних времен на Пятидесятницу дома и храмы украшаются ветками
деревьев и цветами. Этот обычай перешел к нам от Ветхозаветной Церкви. Этот
обычай связан с явлением Троицы праотцу Аврааму, ведь этот патриарх принимал
Странников под сенью дуба. А еще зеленые ветки — это знак весны, весны
духовной, весны обновления нашей жизни во славу Пресвятой Троицы, для соединения
с Богом. Живые листья и цветы — символ жизни — в честь Жизни Подателя.

О том,
как ребенок может воспринимать этот чудесный обычай, наверное, никто не
расскажет лучше Ивана Шмелева. Сначала о том, как украшали к Троице дома:

«Солнце
слепит глаза, кто-то отдернул занавеску. Я жмурюсь радостно: Троицын День
сегодня! Над моей головой зеленая березка, дрожит листочками. У кивота, где
Троица, тоже засунута березка, светится в ней лампадочка. Комната кажется мне
другой, что-то живое в ней.

… Все
нарядны, в легких и светлых платьях. На мне тоже белое все, пикейное, и все мне
кричат: не обзеленись! Я гуляю по комнатам. Везде у икон березки. И по углам
березки, в передней даже, словно не дом, а в роще. И пахнет зеленой рощей».

А вот
еще о храме:

«Теплятся
в зелени лампадки. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми — глядят из рощи.
Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться… Не видно певчих и крылосов,
— где-то поют в березках. Березки и в алтаре — свешивают листочки над Престолом.

…Это
не наша церковь: это совсем другое, какой-то священный сад…Там, в березках,
невидимо, смотрит на нас Господь, во Святой Троице, таинственные Три Лика, с
посошками. И ничего не страшно. С нами пришли березки, цветы и травки, и все
мы, грешные, и сама земля, которая теперь живая, и все мы кланяемся Ему, а Он
отдыхает под березкой.

…Все это здесь, со мною, пришло с березками: и березовый, легкий
воздух, и небо, которое упало, пришло на землю, и наша земля, которая теперь
живая, которая — именинница сегодня».

И
дома, и в храме — всё — Троица.

Предлагаю вам немного поиграть
(модель «Морфологический ящик-копилка-корзинка»). А начнём мы вот с чего.
Скажите, что вы знаете о народных праздниках?

Ответы учащихся:

Так, правильно. Разделимся на 3 группы.

1.Народные праздники

2.Народные песни и музыка

3.Народные игры

…На
свете каждый миг мелодия родится…

 

image001

На закате дня по старинному народному
обычаю берёзку развивают-раздевают, оставляя на ней только алую ленту. Ветки
берёзы, а вслед за ними венки из душистых трав и цветов бросают в воду.
В некоторых русских губерниях на Троицу
так же, как и на Пасху, красили яйца — но не в красный, а в зеленый цвет.
Делалось это при помощи все тех же березовых листочков. Мы красим яички
покупной зеленой краской.

Чтобы традиции нашего народа не оказались
важнее веры нашего народа, чтобы внешнее не подменяло внутреннее, мы не просто
не забудем о церковном праздновании дня Святой Троицы — мы будем в первую
очередь праздновать этот день в храме, вместе с Церковью. И тогда все займет
положенное место: главным будет богослужение и учение Церкви, на втором месте
будут обычаи Православной Церкви, а когда это возможно — тогда на третьем месте
окажутся и наши народные традиции, в тех случаях, когда они не будут
противоречить первостепенным позициям.

А с каким настроением поют рус.нар.песню
«Во поле берёза стояла?»

image002

Предлагаю вам стать в хоровод и самим
исполнить её.

image003

Народная песня как источник живой воды
давала композиторам вдохновение, учила их красоте и мастерству. Вы уже знаете о
том, что простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращались
в богато украшенные оркестровые мелодии.

Физминутка

Липы.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

Широким жестом развести руки в стороны.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

Руки поднять вверх и покачать ими из
стороны в сторону.

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

3.     Закрепление
темы, материала

Садитесь на места. А мы продолжим, может
кто-то из вас вспомнит, в каком симфоническом произведении П.Чайковского
звучала мелодия этой песни? Где троицкая песня «Во поле берёза стояла» получила
своё второе рождение? И как в нём композитор «нарисовал» народный праздник?

Ответы учащихся:

Соберём-ка корзину идей. Прошу вас назвать
факты, имена, названия песен, праздников, возможно даты, понятия, муз.термины
связанные с темой урока.

Ответы учащихся:

Вот какой у вас урожай знаний, итак мы
узнали, что…

Предлагаю продолжить урок творческой
работой. На стр.69 текст народной песни «Берёзонька кудрявая», прошу вас
сочинить мелодию к ней.

А как вы понимаете народную пословицу
«Пройдут весна да Троица – всё веселье скроется». Объясните её смысл.

Ответы учащихся:

На протяжении многих веков народ сочинял
песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности,
обряды и игры, воспоминания о прошлом  мечты о будущем. Для поэта, композитора
и художника, как и для каждого из нас, не может быть природы без человека, как
и человека без природы. Творец и Создатель – Бог Отец, Спаситель – Бог Сын и
Утешитель – Бог Дух Святый – Троица Единосущная и Нераздельная. Она создала и
устроила этот мир, его красоту и вечность.

Ребята, поиграем в «Да-нетку»

Подведём
итоги. Сейчас по цепочке прошу вас назвать СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ-ВОПРОС-ОТВЕТ в
соответствии с темой урока. Начинаем с Варвары Гусевой. (Троица- Церковный и
народный праздник-народный симв Распевка «Сел комарик на дубок»

Сел комарик на дубочек,
На зелёненький листочек,
Ой, люли, люли, люли,
На зелёненький листочек.

Он сидит и напевает,
Чёрных мушек забавляет,
Ой, люли, люли, люли,
Чёрных мушек забавляет.

Буря с неба налетела,
Грозным громом загремела,
Ой, люли, люли, люли,
Грозным громом загремела. 

Тут две мушки подлетали,
Комара под ручки брали,
Ой, люли, люли, люли,
Комара под ручки брали.

Комара под ручки брали,
В дом вели, в постельку клали,
Ой, люли, люли, люли,
В дом вели, в постельку
клали. 

Сел комарик на дубочек,
На зелёненький листочек,
Ой, люли, люли, люли,
На зелёненький листочек.

ол праздника-берёза  т.д.)

4.     Анализ
и оценка урока

5.     Оценивание
работы учащихся

Почитание Пресвятой Троицы. Это, конечно,
и догматическое богословие, и много всего высокого. Но, в частности, это касается
нашей жизни. Наших отношений друг с другом. Ведь поклоняться Святой Троице —
значит стремиться к тому таинственному единству, к той любви, образ которой нам
показывают Лица Святой Троицы. О подобии церковного человечества единству Лиц
Пресвятой Троицы много писал, в частности, священномученик Иларион (Троицкий),
например, в своей работе «Триединство Божества и единство человечества». В этом
тексте святитель напоминает нам о словах святого Киприана Карфагенского: «Бог
заповедует, чтобы в дому Его жили только мирные, согласные и единодушные». Да
будут едино, как Мы едино  (Ин. 17, 22 ). Мы будем еще не раз вспоминать об
этом, если действительно собираемся праздновать день Святой Троицы.

Это то, чему всех нас снова и снова, на
каждой литургии, учит наша Церковь, та самая, которая сегодня именинница:

«Возлюбим друг друга, да единомыслием
исповедуем

Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу
Единосущную и Нераздельную».

6.     Домашнее
задание (по желанию)

На этом наш урок окончен. Совсем скоро мы
снова встретимся в музыкальном театре. Всего хорошего. До свидания ребята!

Юрий Владимирович Никулин. К столетию со дня рождения актёра

Юрий Владимирович Никулин, 1976–1977 гг. Фото: goskatalog.ru

18 декабря 2021 года исполняется сто лет со дня рождения великого отечественного актера, артиста цирка, телеведущего, фронтовика Юрия Владимировича Никулина. Выдающийся комедийный актер оставил богатое художественное наследие. Благодаря сыгранным ролям, Юрий Владимирович обрел вечную жизнь, оставаясь популярным и всеми любимым актёром и после смерти.

Многим из нас он навсегда запомнился как веселый клоун и яркий комедийный персонаж золотой эпохи советского кино. Но личность Никулина была гораздо многограннее одних лишь комедийных ролей. Свой выдающийся актерский талант он раскрывал и в драматических картинах. Фильмы «Ко мне, Мухтар!», «Они сражались за Родину», «Двадцать дней без войны» знакомы практически всем, кто родился и вырос на постсоветском пространстве.

Юрий Никулин – настоящий актёр-фронтовик

Юрий Владимирович Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове Смоленской области. С 1925 года вместе с семьей жил в Москве. Вся предвоенная жизнь будущей звезды советской комедийной сцены прошла в обычной коммунальной квартире, расположенной в Токмаковском переулке столицы.

Рассказ троица романовского текст

Юрий Никулин в школе, 1930-е годы, фото: wikimedia.org

Первые семь классов Никулин обучался в школе № 349, которую, по его воспоминаниям, баловали своим посещением известные советские писатели, среди которых был и Аркадий Гайдар. В восьмом классе Юрий перешел учиться в среднюю школу № 346, которую и закончил в 1939 году, получив полное школьное образование – 11 классов.

Практически сразу после завершения учебы Никулина призвали на военную службу. Этот призыв продлился семь долгих лет и вместил в себя две войны и страшную блокаду Ленинграда.

Скорее всего, наличие образования в 11 классов повлияло на то, что Юрия отправили служить в технический род войск. Никулин попал в шестую батарею второго дивизиона 115-го зенитно-артиллерийского полка. Во время советско-финской войны 1939–1940 годов зенитная батарея Юрия Никулина располагалась в районе города Сестрорецк, осуществляя воздушное прикрытие подступов к Ленинграду.

На финской войне Юрий Никулин заработал сильнее обморожение. В один из зимних дней ему поставили задачу протянуть линию связи от позиций зенитной батареи до наблюдательного пункта. Участок сравнительно небольшой – примерно два километра. Но пройти на лыжах требовалось по льду Финского залива по достаточно глубокому снегу и в сильные морозы, да и от ветра укрыться было негде. Неся за спиной тяжелые катушки с телефонным кабелем, в один момент Юрий Никулин присел отдохнуть и даже не заметил, как уснул.

Рассказ троица романовского текст

Юрий Никулин в 1939 году, фото: pamyat-naroda.ru

Погода в этот день, как и на протяжении практически всей зимы с 1939 на 1940 год, была морозной. От смерти Никулина спасли пограничники. Проезжавший рядом разъезд на аэросанях заметил бойца и доставил его на батарею, где ему оказали медицинскую помощь. Так Юрий Никулин заработал сильное обморожение ног, которое затем сказывалось на его здоровье всю жизнь. Актёр вспоминал, что ноги у него мерзли затем даже при небольшом морозе.

Юрий Никулин и оборона Ленинграда

За свою военную службу Юрий Никулин был награжден тремя медалями: «За оборону Ленинграда», «За отвагу», «За победу над Германией». В 1985 году актёра, как и большинство других оставшихся в живых ветеранов, наградили орденом Отечественной войны II степени.

Великая Отечественная война застала Юрия Никулина в том же 115-м зенитно-артиллерийском полку, в этом полку он полной ложкой хлебнул все тяготы самой трудной блокадной зимы 1941–1942 годов.

В дни блокады Юрий Никулин бывал в городе и видел трагедию ленинградцев своими собственными глазами. Его троюродный брат погиб в боях за город. Родной дядя умер от голода, эвакуироваться из Ленинграда смогла лишь тётя актёра. Сами зенитчики также часто недоедали. Каждому из них полагалось по 300 грамм хлеба в сутки. Но нередко вместо 150 грамм на руки выдавали один сухарь граммов на 75 и 150 грамм сырого и липкого как мыло хлеба. Также выдавали по ложке муки на человека, которую бойцы пускали в общий котёл.

Рассказ троица романовского текст

Сержант Юрий Никулин на фронте в 1943 году (верхний ряд, 3-й слева), фото: wikimedia.org

Весной 1943 года Никулин попал в госпиталь, заработав воспаление легких. Уже выписавшись и выйдя на улицу, Юрий снова попал в госпиталь. На этот раз рядом с ним разорвался тяжелый немецкий снаряд, Никулин получил серьезную контузию, которую лечил до августа 1943 года. Вернулся из госпиталя он уже не в свою часть, а в 72-й зенитно-артиллерийский дивизион.

В составе этого дивизиона Юрий Никулин и завершил Великую Отечественную войну, не раз ещё оказываясь на краю гибели. Вместе с зенитным дивизионом участвовал в отражении налетов вражеской авиации на Ленинград, отбрасывал немцев от города, освобождал Прибалтику. Уже после завершения боевых действий в мае 1945 года старшего сержанта Юрия Никулина, помощника командира взвода 72-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона представляли к ордену Славы III степени. В июле того же года эту награду заменили на медаль «За отвагу».

В наградном документе указывалось, что Юрий Никулин отлично проявил себя во время наступления. В бою Юрий Никулин всё время находился в порядках пехоты, осуществляя разведку целей и координацию огня батареи. 27 июня 1944 года при отражении контратаки противника обнаружил и вызвал огонь на 15 целей. В результате точной корректировки артиллерийского огня огнем батареи было рассеяно и частично уничтожено до роты пехоты противника.

Главный клоун советского цирка

Боевые действия, особенно события блокады Ленинграда, стали для Никулина настоящей прививкой от войны. Как и многие люди его поколения, которым удалось пережить весь тот ад, всю свою жизнь пытались посвятить чистому созиданию. Никулин, который ещё в школе отличался веселым характером, любил подшутить и над одноклассниками, и над учителями, даже на фронте старался не терять чувства духа, участвовал в самодеятельности, выучился играть на гитаре и радовал однополчан исполнением популярных песен.

Рассказ троица романовского текст

Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, 1970-е годы, фото: goskatalog.ru

После долгих семи лет службы в армии, вернувшись назад в Москву, Юрий Никулин попытался поступить сначала во ВГИК, а затем в ГИТИС, но тогда в будущей звезде экрана экзаменаторы не обнаружили актёрских задатков.

Никулин при этом не опустил руки и пошел учиться в школу-студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре. Уже в октябре 1948 года он впервые вышел на сцену в образе клоуна, поучаствовав в репризе «Натурщик и халтурщик».

Вплоть до 60-летнего возраста Юрий Никулин не бросал клоунское искусство, продолжая выступать в цирке параллельно со съемками в кино. За это время он принял участие в массе цирковых представлений и показал большое количество миниатюр, в том числе с известным советским клоуном «Карандашом». С 1950 года Никулин выступал на арене в дуэте с клоуном Шуйдиным.

Дебютировав в кино в 1958 году с роли пиротехника в кинокартине «Девушка с гитарой», Никулин так до конца своей жизни и не оставил цирковое искусство. Вплоть до 1981 года Никулин продолжал выходить на арену и радовать зрителей своими представлениями. И только в 60 лет он окончательно поменял манеж на режиссуру.

В 1983 году Никулин стал директором и художественным руководителем цирка на Цветном бульваре. Этому цирку Юрий Владимирович посвятил большую часть своей жизни. С 1996 года цирк носит имя Никулина, а руководит им сегодня его сын – Максим Юрьевич Никулин.

Лучшие роли в кино

Для большинства жителей СССР и России Юрий Никулин запомнился по выдающимся ролям в кино. Всё-таки именно кинематограф является самым массовым видом искусства. Комедийные фильмы с участием Никулина стали классикой отечественного кино и не потеряли своей актуальности и сегодня.

Рассказ троица романовского текст

Троица: Трус, Балбес и Бывалый, кадр из фильма «Кавказская пленница»

По-настоящему знаменитым актёром Никулин стал благодаря притягательному и незабываемому образу Балбеса в знаменитой тройке (Трус, Балбес и Бывалый). Начало этим ролям положила короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс». Далее троица отметилась в комедиях «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика». Все эти фильмы в нашей стране любят до сих пор.

Одним из лучших комедийных фильмов с участием Юрия Никулина в главной роли стала «Бриллиантовая рука». Это кинопроизведение Гайдая разлетелось на цитаты. Вся страна до сих использует крылатые выражения и фразы из фильма в повседневной жизни, только из этой картины в разговорный русский язык ушло больше 200 цитат.

Помимо эксцентричных комедий с фарсом и гротескными персонажами, Юрий Никулин снимался и в лирических комедиях, среди которых можно выделить фильмы «Семь стариков и одна девушка», «Старики-разбойники». Отметился актер и ролью в кинокомедии по бессмертной литературной классике Ильфа и Петрова «12 стульев».

Рассказ троица романовского текст

Юрий Никулин и Василий Шукшин во время съемок фильма «Они сражались за Родину», 1974 г. Фото: goskatalog.ru

Отдельно можно выделить драматические работы Юрия Владимировича, которые лишь подчеркивали глубину его таланта. Особенно пронзительными были роли Никулина в двух военных фильмах: «Они сражались за Родину» и «Двадцать дней без войны». Эти картины раскрывали драматические возможности актёра. При этом в фильме «Они сражались за Родину» Никулин словно сыграл самого себя – обычного солдата на большой и страшной войне.

Наверное, война никогда по-настоящему не покидала Никулина, как и многих людей его поколения, которым посчастливилось вернуться домой. Возможно, именно поэтому ему так хорошо удавались роли в военных картинах. Юрий Владимирович максимально естественно и правдиво воплощал на экране образы людей, которые вживую видели то, что не могли забыть до конца своей жизни.

  • Рассказ тупейный художник читать краткое содержание
  • Рассказ туман на дзене
  • Рассказ тринадцать лет баруздин
  • Рассказ три толстяка читать
  • Рассказ три медведя толстой распечатать