Рассказ три старца лев толстой

Инфоурок литературное чтение презентациипрезентация по литературному чтениюл.н.толстой филипок.2 класс описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: речевая

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению»Л.Н.Толстой «Филипок».»(2 класс)

Речевая разминка Научитесь читать скороговорку как можно быстрее. Под горой у...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Речевая разминка Научитесь читать скороговорку как можно быстрее. Под горой у

    Описание слайда:

    Речевая разминка
    Научитесь читать скороговорку как можно быстрее.
    Под горой у сосновой опушки
    Жили-были четыре старушки.
    Жили-были четыре старушки,
    Все четыре большие болтушки.

  • 2 слайд

    Речевая разминкаПроизнеси сначала медленно, потом быстроРасскажите про покуп

    Описание слайда:

    Речевая разминка
    Произнеси сначала медленно, потом быстро
    Расскажите про покупки
    Про какие про покупки?
    Про покупки про покупки,
    Про покупочки свои.

  • 3 слайд

    Отгадав ребус, узнаете фамилию писателя, о котором мы сегодня будем говорить100

    Описание слайда:

    Отгадав ребус, узнаете фамилию писателя, о котором мы сегодня будем говорить
    100

  • 4 слайд

    граф крестьянские дети школа «Азбука»Лев Николаевич Толстой 1828 – 1910

    Описание слайда:

    граф
    крестьянские дети
    школа
    «Азбука»
    Лев Николаевич Толстой
    1828 – 1910

  • 5 слайд

    Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился

    Описание слайда:

    Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился 9 сентября (по старому стилю 28 августа) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание.

  • 6 слайд

    Он изучает педагогику и в 1859 г. Открывает в Ясной Поляне школу для крестьян

    Описание слайда:

    Он изучает педагогику и в 1859 г. Открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, затем помогает открыть ещё более 20 школ в окрестных деревнях.

  • 7 слайд

    В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как

    Описание слайда:

    В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли успешно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей. Он же сам пишет «Азбуку» для обучения детей чтению.

  • 8 слайд

    Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. И рассказ,

    Описание слайда:

    Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Уточните, о чем будет рассказ?
    — Узнайте, верно ли вы ответили. Прочитайте название рассказа на с. .., а на с. …рассмотрите иллюстрацию. Предположите конкретнее, о чем рассказ.

  • 9 слайд

    Лев Николаевич ТолстойФилипок

    Описание слайда:

    Лев Николаевич Толстой
    Филипок

  • 10 слайд

    Первичное чтение и словарная работа (Рассказ читают учитель и учащиеся. Парал

    Описание слайда:

    Первичное чтение и словарная работа
    (Рассказ читают учитель и учащиеся. Параллельно ведется словарная работа — с устаревшими словами.)
    Поденный — относящийся к счету, учету или расчету по дням (,поденная работа, плата).
    Слобода — большое село, деревня.
    Постреленок — непоседа, шалун.
    Сенцы, сени — в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Бедовый — шустрый, смелый.

  • 11 слайд

    Рассказ три старца лев толстой

  • 12 слайд

    Рассказ три старца лев толстой

  • 13 слайд

    Обсуждение рассказа — С чего начинается рассказ? — Почему Филипок не ходил

    Описание слайда:

    Обсуждение рассказа
    — С чего начинается рассказ?
    — Почему Филипок не ходил с ребятами в школу?
    — Что приключилось с мальчиком по дороге?
    — Как развивались события в школе?
    — Как мальчик начал складывать свое имя?
    — Чем закончился рассказ?

  • 14 слайд

    Повторное чтение (Рассказ читают учащиеся.)

    Описание слайда:

    Повторное чтение
    (Рассказ читают учащиеся.)

  • 15 слайд

    Что вы узнали о Филипке в самом начале? - Почему он остался дома? - Где были

    Описание слайда:

    Что вы узнали о Филипке в самом начале?
    — Почему он остался дома? — Где были родители?
    Подённая работа — работа, которая оплачивается по отработанным дням.
    — Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? Прочитайте.
    — Почему он не стал искать свою шапку, а одел отцовскую?

  • 16 слайд

    - Кто же помог Филипку? - Как он назвал Филипка? Пострелёнок - озорник, сор

    Описание слайда:

    — Кто же помог Филипку?
    — Как он назвал Филипка?
    Пострелёнок — озорник, сорванец.
    — Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?
    Полы — нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
    Во весь дух — очень быстро.
    — Какое чувство испытал Филипок на пороге школы? — Почему? — Какие сомнения были у Филипка? Прочитайте.

    — Какое решение, по вашему мнению, принял Филипок?

  • 17 слайд

    Друзья познаются в беде.Грамоте учиться –всегда пригодится.Пословицы

    Описание слайда:

    Друзья познаются в беде.
    Грамоте учиться –всегда пригодится.
    Пословицы

  • 18 слайд

    Слобода - сторона, улица. - Прочитайте, далеко ли была школа? - Что случило

    Описание слайда:

    Слобода — сторона, улица.
    — Прочитайте, далеко ли была школа?
    — Что случилось по дороге в школу?
    — Почему собаки залаяли?
    — Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?
    — Подумайте, что было дальше?
    — А как поступили бы вы?
    — Узнаем, как поступил Филипок.

  • 19 слайд

    - Как же Филипок всё-таки решился войти в школу? - Что он сделал, когда вошёл

    Описание слайда:

    — Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?
    — Что он сделал, когда вошёл? — Почему? О чём это говорит?
    Сенцы — помещение между жилой частью дома и крыльцом.
    — Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал? (напугался)
    Немой- лишённый способности говорить.
    — Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.
    — А почему же он заплакал?

  • 20 слайд

    - Кто поддержал Филипка?) - Что они рассказали о Филипке? Прочитайте. Украдк

    Описание слайда:

    — Кто поддержал Филипка?)
    — Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.
    Украдкой — скрытно, незаметно от других.

    — Когда же осмелел Филипок?
    — А за что похвалил?
    — Как о себе говорит Филипок?

    Бедовый — ловкий, сообразительный.
    Страсть какой — очень.
    — Зачем он так сказал учителю?

  • 21 слайд

    храбрость доброта трудолюбие решительность

    Описание слайда:

    храбрость

    доброта

    трудолюбие

    решительность

  • 22 слайд

    храбрость – доброта – трудолюбие – решительность -трусостьзлостьленьнеув

    Описание слайда:

    храбрость –

    доброта –

    трудолюбие –

    решительность —
    трусость
    злость
    лень
    неуверенность

  • 23 слайд

    Составление плана рассказа — Перед вами искаженный план текста. Восстановите

    Описание слайда:

    Составление плана рассказа
    — Перед вами искаженный план текста. Восстановите его.
    1. Опасная часть дороги в школу.
    2. Знакомая дорога.
    3. «Ты погоди хвалиться…»
    4. Филипок отправляется в школу.
    5. Встреча с учителем.
    6. Скучно дома.
    7. Раздумья на пороге школы.
    8. Филипок в классе.

  • 24 слайд

    Составление плана рассказа (Ответ. 6, 4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.)

    Описание слайда:

    Составление плана рассказа
    (Ответ. 6, 4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.)

  • 25 слайд

    физкультминуткадля глаз

    Описание слайда:

    физкультминутка
    для глаз

  • 26 слайд

    Рассказ три старца лев толстой

  • 27 слайд

    Рассказ три старца лев толстой

  • 28 слайд

    А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В сторону, вперёд, назад

    Описание слайда:

    А теперь, ребята, встали!
    Быстро руки вверх подняли,
    В сторону, вперёд, назад,
    Повернулись вправо, влево,
    Тихо сели, вновь за дело.

  • 29 слайд

    Работа над пересказом— Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени

    Описание слайда:

    Работа над пересказом

    — Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени главного героя. Как его зовут?
    — Какие слова мы будем употреблять при пересказе вместо слов «мальчик», «Филипок», «он»? (Я, мне, меня.)

  • 30 слайд

    Работа с пословицами в парах. — Откройте учебник на с. 124, выполните зада

    Описание слайда:

    Работа с пословицами в парах.

    — Откройте учебник на с. 124, выполните задание 10.

  • 31 слайд

    храбрость – доброта – трудолюбие – решительность -трусостьзлостьленьнеув

    Описание слайда:

    храбрость –

    доброта –

    трудолюбие –

    решительность —
    трусость
    злость
    лень
    неуверенность
    хвастливость

  • 32 слайд

    Рассказ три старца лев толстой

  • 33 слайд

    Рассказ три старца лев толстой

  • 34 слайд

    Тест по рассказу Проверим, внимательно ли вы читали. 1С кем Филипок остался

    Описание слайда:

    Тест по рассказу
    Проверим, внимательно ли вы читали.
    1С кем Филипок остался дома?
    а) с братом;
    б) с дедушкой;
    в) с бабушкой.
    2. Почему мальчик по дороге упал?
    а) испугался;
    б) споткнулся’,
    в) уронила собака.
    3. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся?
    а) что учитель прогонит,
    б) что учитель заставит учиться;
    в) что ребята будут смеяться.
    4. Какое задание учитель дал Филипку?
    а) решить задачу;
    б) написать свое имя;
    в) сложить свое имя.
    5.Кто учил мальчика читать?
    а) мама;
    б) Костюшка’,
    в) друг.

  • 35 слайд

    Тест по рассказу Проверим, внимательно ли вы читали. 1С кем Филипок остался

    Описание слайда:

    Тест по рассказу
    Проверим, внимательно ли вы читали.
    1С кем Филипок остался дома?
    а) с братом;
    б) с дедушкой;
    в) с бабушкой.
    2. Почему мальчик по дороге упал?
    а) испугался;
    б) споткнулся’,
    в) уронила собака.
    3. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся?
    а) что учитель прогонит,
    б) что учитель заставит учиться;
    в) что ребята будут смеяться.
    4. Какое задание учитель дал Филипку?
    а) решить задачу;
    б) написать свое имя;
    в) сложить свое имя.
    5.Кто учил мальчика читать?
    а) мама;
    б) Костюшка’,
    в) друг.

  • 36 слайд

    Итог урока - С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились? - Что нового,

    Описание слайда:

    Итог урока

    — С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились?
    — Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?
    — Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?

  • 37 слайд

    Домашнее задание Пересказать рассказ Л.Н. Толстого «Филипок» Пересказ

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Пересказать рассказ
    Л.Н. Толстого «Филипок»

    Пересказать рассказ
    Л.Н. Толстого «Филипок»
    от лица самого героя.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Речевая разминкаПроверка домашнего задания Работа по теме урока Физкультминутка Закрепление изученного Научитесь читать скороговорку как можно быстрее. Расскажите о своей семье. На прошлом уроке вы познакомились с биографией Л.Н. Толстого. А что вам особенно запомнилось? (Выска зывания детей.) Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Яс ной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Уточните, о чем будет рассказ? (О школе для крестьянских детей.) Узнайте, верно ли вы ответили. Прочитайте название рассказа на с. 112, а на с. 115 рассмотрите иллюстрацию. Предположите конкретнее, о чем рассказ. (Дается время на обдумывание задания и высказывание предположений.) Ну что ж, проверим ваши предположения. Пришло время познакомиться с рассказом. С чего начинается рассказ? Почему Филипок не ходил с ребятами в школу? Что приключилось с мальчиком по дороге? Как развивались события в школе? Как мальчик начал складывать свое имя? Чем закончился рассказ? Проверим, внимательно ли вы читали. Под горой у сосновой опушки Жили-были четыре старушки. Жили-были четыре старушки, Все четыре большие болтушки. Введение в тему Первичное чтение и словарная работа Обсуждение рассказа (Рассказ читают учитель и учащиеся. Параллельно ведется словарная работа — с устаревшими словами.) Поденный- относящийся к счету, учету или расчету по дням (,поденная работа, плата). Слобода- большое село, деревня. Постреленок— непоседа, шалун. Сенцы, сени— в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Бедовый— шустрый, смелый. Повторное чтение Тест по рассказу (Рассказ читают учащиеся.) Составление плана рассказа — Перед вами искаженный (перестроенный) план текста. Восстановите его. (Ученики работают самостоятельно.) 1. Опасная часть дороги в школу. 2. Знакомая дорога. 3.«Ты погоди хвалиться…» 4. Филипок отправляется в школу. 5.Встреча с учителем. 6.Скучно дома. 7. Раздумья на пороге школы. 8.Филипок в классе. (Ответ. 6, 4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.) Работа над пересказом — Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени главного героя. Как его зовут? (Филипок.) — Какие слова мы будем употреблять при пересказе вместо слов «мальчик», «Филипок», «он»? (Я, мне, меня.) (Дети выполняют задание.) 2. Работа с пословицами — Откройте учебник на с. 124, выполните задание 10. (Дети работают в парах. Читают пословицы, вспоминают при¬меры из жизни, когда можно их употребить.) С кем Филипок остался дома? Почему мальчик по дороге упал? Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся? Какое задание учитель дал Филипку? Кто учил мальчика читать? а) с братом; б) с дедушкой; в) с бабушкой. а) испугался; б) споткнулся’, в) уронила собака. а) что учитель прогонит, б) что учитель заставит учиться; в) что ребята будут смеяться. а) решить задачу; б) написать свое имя; в) сложить свое имя. а) мама; б) Костюшка’, в) друг.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Филипок.

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению»Поговорим о самом главном. Л.Н.Толстой «Правда всего дороже».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Л.Н.Толстой «Котёнок».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»И.А.Крылов «Стрекоза и муравей».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Обобщение по теме «Сказки А.С. Пушкина». Викторина по сказкам поэта.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». «(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…».»(2 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446143 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

На чтение 14 мин. Просмотров 20 Опубликовано

Интересуетесь биографией Л. Н. Толстого? Хотите быстро подготовиться к уроку русской литературы? Рекомендуем ознакомиться с краткой хронологической таблицей Толстого Льва Николаевича. Материал составлен по биографии великого прозаика и включает основные даты и этапы жизни писателя.

Лев Николаевич Толстой является одним из ярчайших представителей «золотого века» русской литературы. Его произведения знают и любят во всем мире, многие романы были экранизированы, поставлены на театральной сцене. Если вы хотите углубить знания, полученные о жизни и творчестве Толстого в таблице, рекомендуем ознакомиться с биографией писателя, опубликованной на нашем сайте.

1828 год, 28 августа (9 сентября) – Родился Л.Н. Толстой в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье.

1830 – смерть матери (во время рождения дочери Марии).

1837, январь – отъезд семейства Толстых в Москву.

1837, июнь – скоропостижная смерть отца.

1841 – смерть тетушки Александры Ильиничны;

переезд к последней сестре отца Пелагее Ильиничне в Казань.

1844 – восточный факультет Казанского университета.

1845 – перевод на юридический факультет Казанского университета.

1847-1850 – метания Л. Н. Толстого в поисках цели и дела жизни (хозяйственная деятельность в имении, поездки в Москву, в Петербург, сдача экзаменов на юридическом факультете университета, занятия музыкой, школа для крестьянских детей).

1850 – служба в канцелярии Тульского губернского правления.

1851 – вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ, где шла война с горцами.

1852 – повесть «Детство».

1852-1863 – повесть «Казаки».

1854 – перевод в Дунайскую армию. Произведен в прапорщики.

1854 – повесть «Отрочество».

1854-1855 – участие в обороне Севастополя;

«Севастопольские рассказы» опубликованы в «Современнике».

1856 – повесть «Утро помещика».

1857 – повесть «Юность».

1857 – заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии;

рассказы «Альберт» , «Люцерн» , «Три смерти».

1859-1862 – увлечение педагогической деятельностью;

открытие в Ясной Поляне и ее окрестностях школ для крестьянских детей.

1862 – женитьба на Софье Андреевне Берс.

1863-1869 – роман-эпопея «Война и мир».

1870-1877 – роман «Анна Каренина».

1879-1882 – «Исповедь»;

перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого;

переход на позиции патриархального крестьянства.

1880-1881 – религиозно-философские сочинения, подвергающие критике принципы учения официальной церкви: «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Соединение и перевод четырех Евангелий».

1884-1886 – повесть «Смерть Ивана Ильича».

1886 – драма «Власть тьмы».

1887-1889 – повесть «Крейцерова соната».

1889-1899 – роман «Воскресение». 

1896-1905 – повесть «Хаджи — Мурат».

1900 – комедия «Плоды просвещения»;

драма «Живой труп».

1900-1910 – публицистические статьи Толстого («Не убий», «Не могу молчать» и др.).

1903 – рассказ «После бала».

1910 (ночь с 27 на 28 октября) – уход из Ясной Поляны.

1910, 7 ноября – смерть Л. Н Толстого. Похоронен в Ясной Поляне.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО

1828, 28 августа — в Ясной Поляне в семье графа Николая Ильича Толстого и Марии Николаевны Толстой, урожденной княжны Волконской, родился четвертый сын — Лев Николаевич Толстой.

1830, 4 августа — скончалась Мария Николаевна Толстая.

1837, 10 января — семья Толстых переезжает в Москву.

21 июля — умер Николай Ильич Толстой.

1844 — Лев Толстой вместе с родными переезжает в Казань и поступает в Казанский университет на восточное отделение.

1845, сентябрь — переводится на юридический факультет Казанского университета.

1847— подает прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам» и возвращается в Ясную Поляну.

1848, осень — уезжает в Москву.

1851, апрель — отправляется с братом Николаем на Кавказ; июнь — участвует волонтером в набеге; июль — сентябрь — пишет повесть «Детство».

1852— Толстой выдерживает экзамен на звание юнкера, его зачисляют на военную службу фейерверкером 4-го класса; сентябрь — в журнале «Современник» публикуется повесть Льва Толстого «Детство» под названием «История моего детства».

1853, март — в журнале «Современник» опубликован рассказ Толстого «Набег».

1854, январь — Толстой благодаря протекции переведен в Дунайскую армию и одновременно произведен в прапорщики;

октябрь — в журнале «Современник» опубликована повесть «Отрочество»;

ноябрь — Толстой приезжает в Севастополь и участвует в Крымской войне.

1855, апрель — май — служит на четвертом бастионе Севастополя;

июнь — в журнале «Современник» опубликован рассказ «Севастополь в декабре месяце» (отдельный оттиск рассказа был представлен Александру II);

сентябрь — в журнале «Современник» опубликованы рассказы «Рубка леса» и «Ночь весною 1855 в Севастополе»; октябрь — падение Севастополя;

ноябрь — Толстой приезжает в Санкт-Петербург, где знакомится с И. С. Тургеневым, И. И. Панаевым, И. А. Гончаровым, Н. А. Некрасовым и другими литераторами.

1856, январь — навещает в Орле умирающего от чахотки брата Дмитрия;

в журнале «Современник» опубликован рассказ «Севастополь в августе 1855»;

май — в журнале «Современник» опубликована повесть «Два гусара»; Толстой знакомится с А. С. Хомяковым;

декабрь — публикует повесть «Утро помещика»;знакомится с Н. Г. Чернышевским.

1857, январь — в журнале «Современник» опубликована повесть «Юность»;

февраль — июль — Толстой путешествует по Европе.

1858 — пишет рассказ «Три смерти».

1859, февраль — вступает в Общество любителей российской словесности;

май — в «Русском вестнике» опубликована повесть «Семейное счастие»;

октябрь — Толстой устраивает школу для крестьянских детей.

1860, сентябрь — умер брат писателя Николай Николаевич Толстой.

1860–1861 — Лев Николаевич совершает второе путешествие по Европе; знакомится с декабристом С. Г. Болконские, Н. Н. Ге, А. И. Герценом, Ж. П. Прудоном.

1862, лето — выпускает журнал «Ясная Поляна»;

сентябрь — Толстой венчается с Софьей Андреевной Берс в придворной церкви Рождества Богородицы в Кремле.

1863, февраль — в «Русском вестнике» опубликована повесть «Казаки»; июнь — у Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых родился сын Сергей.

1864, август — сентябрь — выходят в свет Сочинения графа Л. Н. Толстого в двух томах (издательство В. Стеловского);

октябрь — в семье Толстых родилась дочь Татьяна:

ноябрь — декабрь — писатель работает над романом «1805 год».

1865, январь — февраль — журнал «Русский вестник» публикует роман «1805 год» (первый и второй тома «Войны и мира»).

1866, май — в семье Толстых родился сын Илья.

1867, сентябрь — писатель работает над третьим и четвертым томами «Войны и мира».

1868— работает над пятым томом «Войны и мира».

1869 — работает над шестым томом «Войны и мира»;

май — в семье Толстых родился сын Лев.

1871, февраль — родилась дочь Мария;

лето — Толстой покупает землю в Базулукском уезде Самарской губернии; в Ясную Поляну впервые приезжает Н. Н. Страхов; осень — работает над первой частью «Азбуки».

1872— работает над «Азбукой» и романом об эпохе Петра I;

ноябрь — «Азбука», в составе которой «Кавказский пленник» и «Охота пуще неволи», выходит в свет.

1873, март — Толстой прерывает работу над романом из эпохи Петра I и начинает писать «Анну Каренину»;

декабрь — избран членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности.

1874— работает над романом «Анна Каренина».

1875, январь — начало романа «Анна Каренина» опубликовано в журнале «Русский вестник».

1877— писатель завершает роман «Анна Каренина»;

июль — вместе с Н. Н. Страховым посещает Оптину пустынь; август — издатель журнала «Русский вестник» М. Н. Катков отказывается публиковать последнюю часть романа «Анна Каренина»; декабрь — в семье Толстых родился сын Андрей.

1878— выходит в свет отдельное издание «Анны Карениной»; писатель работает над романом о декабристах.

1879, июнь — Толстой посещает Киево-Печерскую лавру;

октябрь — посещает Троице-Сергиеву лавру;

декабрь — в семье Толстых родился сын Михаил.

1880— Толстой завершает «Исповедь», работает над переводом четырех Евангелий; знакомится с В. М. Гаршиным, В. В. Стасовым, И. Е. Репиным.

1881 — пишет письмо Александру III с просьбой не казнить революционеров, убивших царя Александра II; посещает Оптину пустынь; пишет рассказ «Чем люди живы»;

сентябрь — семья Толстых переезжает из Ясной Поляны в Москву.

1882— Толстой участвует в переписи населения в Москве; покупает дом в Долго-Хамовническом переулке (ныне Дом-музей Л. Н. Толстого).

1883, сентябрь — завершает работу над сочинением «В чем моя вера?»; октябрь — знакомится с В. Г. Чертковым.

1884, февраль — публикует начало романа «Декабристы»;

июнь — первая попытка ухода из Ясной Поляны; в семье Толстых родилась дочь Александра;

ноябрь — В. Г. Чёртков основывает издательство «Посредник».

1885— пишет для «Посредника» рассказы «Свечка», «Два старика», публикует повесть «Холстомер».

1886— пишет рассказ «Три старца», повесть «Смерть Ивана Ильича», драму «Власть тьмы»; знакомится с В. Г. Короленко.

1887— работает над трактатом «О жизни», повестью «Крейцерова соната»; знакомится с Н. С. Лесковым.

1888, февраль — путешествует пешком из Москвы в Ясную Поляну;

март — в семье Толстых родился сын Иван.

1889 — пишет комедию «Плоды просвещения», повесть «Дьявол».

1890 — работает над повестью «Отец Сергий»; совершает паломничество в Оптину пустынь; цензура запрещает публиковать «Крейцерову сонату».

1891 — постановка «Плодов просвещения» силами членов Общества искусства и литературы (режиссер К. С. Станиславский); Толстой отказывается от авторских прав на сочинения, написанные им до 1881 года; организует столовые для голодающих крестьян.

1892 — Толстой знакомится с А. Рубинштейном, дававшим концерты в пользу голодающих; завершает работу над трактатом «Царство Божие внутри вас».

1893 — пишет предисловие к сочинениям Ги де Мопассана; знакомится с К. С. Станиславским.

1894, январь — Толстой знакомится с И. А. Буниным.

1895 — завершает работу над рассказом-притчей «Хозяин и работник»;

февраль — умер сын Иван;

август — Толстой знакомится с А. П. Чеховым;

сентябрь — пишет статью о гонениях на духоборов.

1896, январь — завершает работу над пьесой «И свет во тьме светит»; август — вместе с женой совершает поездку в Шамордино, где живет в монастыре его сестра М. Н. Толстая; в Шамординском монастыре написана первая редакция «Хаджи-Мурата».

1897 — поездка в Санкт-Петербург; работа над трактатом «Что такое искусство».

1898 — пишет письмо Николаю II по поводу отнятия детей у молокан; встречается с духоборами; организует помощь голодающим в Тульской и Орловской губерниях; пишет статьи о голоде; пишет роман «Воскресение» и повесть «Отец Сергий» с намерением передать гонорар за эти произведения на переселение духоборов в Канаду.

1899 — продолжает работать над романом «Воскресение»; знакомится с Р. М. Рильке.

1900 — пишет статьи «Рабство нашего времени» и «Патриотизм и правительство»; знакомится с А. М. Горьким; работает над драмой «Живой труп».

1901, февраль — Определение Синода об отлучении Толстого от церкви. Толстой пишет статью «Ответ на определение Синода»;

июль — заболевает малярией;

сентябрь — в связи с болезнью отправляется в Крым, в Гаспру;

октябрь — знакомится с великим князем Николаем Михайловичем, через которого передает письмо Николаю II с призывом отменить право частной собственности на землю; встречается с А. П. Чеховым и А. М. Горьким.

1902 — пишет статьи о веротерпимости: «Что такое религия и в чем сущность ее», «К рабочему народу», «К духовенству»; встречается с В. Г. Короленко; возвращается в Ясную Поляну; знакомится с А. И. Куприным; работает над повестями «Хаджи-Мурат» и «Фальшивый купон» и рассказом «После бала».

1903 — пишет воспоминания и статью о Шекспире.

1904 — пишет статью о Русско-японской войне «Одумайтесь!»; завершает повесть «Хаджи-Мурат»;

май — в Ясную Поляну приезжают Д. Мережковский и 3. Гиппиус;

август — умер брат писателя Сергей Николаевич Толстой.

1905 — пишет статьи «Конец века», «Об общественном движении в России», «Единое на потребу», рассказы «Алеша Горшок», «Корней Васильев», повесть «Посмертные записки старца Федора Кузьмича».

1906 — публикует в журнале «Круг чтения» рассказ «За что?»;

ноябрь — умирает дочь Мария.

1907 — составляет детский «Круг чтения»;

октябрь — арест секретаря Толстого Н. Н. Гусева.

1908 — пишет статьи «Не могу молчать», «Закон насилия и закон любви», «Письмо к индусу»; заводит тайный дневник.

1909 — пишет повесть «Кто убийцы?»;

август — новый арест и высылка секретаря Толстого Н. Н. Гусева; октябрь — Толстой составляет завещание.

1910, февраль — пишет рассказ «Ходынка»;

апрель — в Ясную Поляну приезжает Л. Н. Андреев;

28 октября — Толстой уходит из Ясной Поляны;

7 ноября — Лев Николаевич Толстой скончался на станции Астапово, похоронен, согласно его воле, в яснополянском лесу «Заказ».

Хронологическая таблица жизни и творчества Толстого изложена в этой статье.

Лев Толстой хронологическая таблица

Лев Николаевич Толстой — один из известных классиков и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.

Дата Событие
Лев Толстой
1830 смерть матери (во время рождения дочери Марии)
1837 Лев Толстой лишился отца, а вскоре и бабушки.
1844 Толстой поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, но к занятиям он относился с равнодушием, что привело к провалу на экзаменах за пер­вый курс.
1850 служил в канцелярии Тульского губернского правления.
1852 вышла повесть «Детство», через два года — «От­рочество» (1854), еще через два года — «Юность» (1857).
1854 перевод в Дунайскую армию. Произведен в прапорщики.
1857 заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Рассказы «Альберт» , «Люцерн» , «Три смерти» .
1862 Лев Толстой женился на Софье Андреевне Берне.
1859-1862 увлечение педагогической деятельностью. Открытие в Ясной Поляне и ее окрестностях школ для крестьянских детей.
1869 закончен роман «Война и мир». 
1877 «Анна Каренина»
1894 Толстой отказался от всякой собствен­ности.
1910 В ночь с 27 на 28 октября он тайно покинул Ясную Поляну в сопровождении дочери Александры Львовны и доктора Душана Маковицкого.
Умер на станции Астапово Рязанс­кой железной дороги.

 Хронологическая таблица Толстого Льва Николаевича может быть дополнена по вашему усмотрению.

anna-karenina.jpgАнна КаренинаДрама1967145 минВойна и мирИсторическое1965468 мин

Спектакли

История лошадиДрама1989118 минБольшой драматический театр имени ТовстоноговаХолстомерДрама200862 минСанкт-Петербургский большой театр куколХолстомерДрама200987 минАктерский дом

Лекции

Лев Толстой. Последние годы жизниДмитрий Бак201526 минЛев Толстой. Повести и рассказыДмитрий Бак200826 минЛев Толстой. «Война и мир». Жанр и история созданияДмитрий Бак200826 минЛев Толстой «Война и мир». Главные герои и темы романаДмитрий Бак200826 минЛев Толстой. «Война и мир». Философская концепция эпилогаДмитрий Бак200826 минПеречитывая заново: Лев Толстой. «Анна Каренина»Дмитрий Бак200844 минИлья Репин и Лев ТолстойАлександр Якимович201388 мин

Книги

Лев ТолстойКазакиПовестиЛев ТолстойХаджи-МуратПовестиЛев ТолстойПосле балаРассказыЛев ТолстойСмерть Ивана ИльичаПовести

08_tolstoy-biografiya-185x215.jpg

Хронологическая таблица жизни и творчества Толстого изложена в этой статье.

Лев Толстой хронологическая таблица

Лев Николаевич Толстой — один из известных классиков и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.

Дата Событие
Лев Толстой
1830 смерть матери (во время рождения дочери Марии)
1837 Лев Толстой лишился отца, а вскоре и бабушки.
1844 Толстой поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, но к занятиям он относился с равнодушием, что привело к провалу на экзаменах за пер­вый курс.
1850 служил в канцелярии Тульского губернского правления.
1852 вышла повесть «Детство», через два года — «От­рочество» (1854), еще через два года — «Юность» (1857).
1854 перевод в Дунайскую армию. Произведен в прапорщики.
1857 заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Рассказы «Альберт» , «Люцерн» , «Три смерти» .
1862 Лев Толстой женился на Софье Андреевне Берне.
1859-1862 увлечение педагогической деятельностью. Открытие в Ясной Поляне и ее окрестностях школ для крестьянских детей.
1869 закончен роман «Война и мир». 
1877 «Анна Каренина»
1894 Толстой отказался от всякой собствен­ности.
1910 В ночь с 27 на 28 октября он тайно покинул Ясную Поляну в сопровождении дочери Александры Львовны и доктора Душана Маковицкого.
Умер на станции Астапово Рязанс­кой железной дороги.

 Хронологическая таблица Толстого Льва Николаевича может быть дополнена по вашему усмотрению.Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/essay/tolstoy/hronologicheskaya-tablitsa-tolstogo
  • https://biography.wikireading.ru/44471
  • https://kratkoe.com/lev-tolstoy-hronologicheskaya-tablitsa/
  • https://www.culture.ru/persons/8211/lev-tolstoi
  • http://yh.brieffacts.org/lev-tolstoy-hronologicheskaya-tablitsa_default.htm

На чтение 14 мин. Опубликовано

sad9.ru / Сказки / Сказки и рассказы Толстого Льва Николаевича / Лев Николаевич Толстой, рассказ Филипок

Читать интересный рассказ писателя Толстого Льва Николаевича «Филипок», для детей полностью онлайн бесплатно.

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? — В школу. — Ты еще мал, не ходи,— и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.

Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:

куда ты, постреленок, один бежишь? Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

— Ты что? — закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. — Да ты кто? — Филипок молчал. — Или ты немой? — Филипок так напугался, что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

— Ну-ка, сложи свое имя. — Филипок сказал: хве-и-хви, —ле-и-ли, —пеок-пок. — Все засмеялись.

— Молодец,— сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! — Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? — Филипок сказал: знаю,— и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и близкими ? Сказки и рассказы Толстого Льва Николаевича Лев Николаевич Толстой, рассказ Бедные люди Лев Николаевич Толстой, рассказ Косточка Лев Николаевич Толстой, рассказ Лебеди Лев Николаевич Толстой, рассказ Чем люди живы Лев Николаевич Толстой, рассказ Филипок Лев Николаевич Толстой, рассказ Котенок Лев Николаевич Толстой, рассказ Акула Лев Николаевич Толстой, рассказ Зайцы Лев Николаевич Толстой, рассказ Орел Лев Николаевич Толстой, После бала Лев Николаевич Толстой, рассказ Булька Лев Николаевич Толстой, рассказ Русак Лев Николаевич Толстой, рассказ Птичка Лев Николаевич Толстой, рассказ Слон Лев Николаевич Толстой, рассказ Три старца Лев Николаевич Толстой, рассказ Яблони Лев Николаевич Толстой, рассказ Два брата Лев Николаевич Толстой, сказка Ореховая ветка Лев Николаевич Толстой, рассказ Прыжок Лев Николаевич Толстой, рассказ Девочка и грибы Лев Николаевич Толстой, рассказ Ягоды Лев Николаевич Толстой, сказка Работник Емельян и пустой барабан Лев Николаевич Толстой, рассказ Свечка Лев Николаевич Толстой, рассказ Черепаха Лев Николаевич Толстой, рассказ Мужик и огурцы Лев Николаевич Толстой, рассказ Пожарные собаки Лев Николаевич Толстой, сказка Три медведя Лев Николаевич Толстой, сказка Белка и волк Лев Николаевич Толстой, сказка об Иване дураке и его двух братьях Лев Николаевич Толстой, рассказ Лев и собачка

Сюжет

Однажды, все ребята в деревне ушли утром на учебу в школу. Филипп хотел идти с ними, но мать сказала, что он еще мал. Родители ушли на работу, и мальчик остался один с бабушкой. Та уснула на печи, стало скучно. Взяв старую шапку отца, мальчик смело направился к школе. А она находилась за селом. В пути на Филиппка напали собаки, но добрый мужик отогнал их. Мальчик, не объяснив куда спешит побежал оттуда. В школе шел урок, было тяжело решится войти. Но обратно к собакам не хотелось. Войдя, Филлипок от страху не смог ответить на простые вопросы учителя. Вмешались ребята и рассказали, что это Костюшкин брат. Учитель посадил его возле брата, и пообещал, что договорится с матерью, чтобы Филипп постоянно был в школе. Мальчик говорил, что он ловкий, но учитель показал, что хвалится еще нечем. Так Филиппок стал учиться со старшими детьми.

Главные и второстепенные герои

Основных героев в небольшом рассказе всего двое. Автор очень немногословен в их описании, но это не мешает читателю узнавать о мальчике, его натуре, о жизни крестьянских ребятишек в сельской школе. Героями произведения являются:

  • Филиппок;
  • учитель;
  • мама мальчика.

Главным героем детского рассказа является мальчик, которого любезно зовут Филиппком. Ему еще рано ходить в школу, но он настолько хотел учиться, что тайно сбежал на другой конец деревни в тот момент, когда бабушка захотела спать. Филиппок был обычным деревенским мальчуганом, самым младшим в семье. Основными чертами характера малыша являются:

  • целеустремленность;
  • смелость;
  • скромность;
  • ловкость;
  • решительность.

Еще одним главным положительным персонажем является учитель. Это человек с доброй душой, отзывчивый, понимающий и умный. Он работает в сельской школе и ответственно относится к своим обязанностям.

Учитель стремится развивать в учениках желание тянуться к знаниям и прививать им любовь к учебе.

Мать Филиппа и ребята из школы относятся к второстепенным героям. Мама — женщина добрая и заботливая, но она постоянно занята повседневным трудом. Также в тексте упоминается о бабушке, отце мальчика, старшем брате Костюшке и бабе с ведром. Именно старший брат Костя помог Филиппу выучить букварь.

Краткий сюжет

Написал рассказ «Филиппок» автор в 1875 году. По жанру он относится к рассказу о детях. Некоторые публицисты относят произведение к сказке. Для подробного описания сокращенного сюжета необходимо составить план пересказа:

  1. Скучно сидеть дома.
  2. Дорога Филиппа в школу.
  3. Нападение собак.
  4. Сомнения мальчика около сельской школы.
  5. Первая встреча с добрым учителем.
  6. Проверка знаний.
  7. Полноценный статус ученика.

Мальчик по имени Филиппок проживал в деревне. Он хотел ходить в деревенскую школу, как делал это его старший брат Костя и другие ребятишки, но был еще мал. Хотя в домашних условиях малыш научился немного читать, глядя на брата, но мать так и не отпускала его учиться.

Однажды, когда мама ушла на работу, а все ребята убежали в школу, Филипп остался дома с бабушкой. Бабуля внезапно задремала, а малыш совсем заскучал и решил все-таки отправиться грызть гранит науки. Его не испугал тот факт, что сельская школа расположена на другом конце деревни возле церкви. Одев отцовский головной убор, мальчик вышел из избы.

Пока ребенок проходил по своей улице, его не трогали собаки, так как он был для них своим. Но стоило только ему уйти подальше от своей слободы, как выбежала чужая собачка Жучка, а за ней стал лаять огромный злобный пес Волчок. Филиппок упал на землю, но вышедший мужик его спас и разогнал разъяренных животных. Мальчик «пустился бежать во весь дух» в школу.

Перед школьными дверьми мальчику стало боязно, он замешкался. Проходящая мимо баба стала его упрекать в том, что все учатся, а он один прохлаждается. Но смелый и решительный ребенок сумел побороть свой страх и открыл двери. В школе находилось много ребят, там же стоял строгий учитель в красном шарфе, который принялся задавать вопросы незнакомцу. И тут бедный ребенок растерялся и заплакал. Ученики, что постарше были, представили малыша учителю и сказали, что это младший братик Кости, учившегося в школе.

Когда добрый преподаватель попросил прочитать свое имя, Филиппок с радостью это сделал, но допустил ошибку. Дети разъяснили педагогу, что он очень хочет получать знания, стать умным, но ходить в школу пока ему не положено. Учитель, выслушав ребят, разрешил Филиппу сесть за парту поближе к брату и дал слово, что обязательно поговорит с матушкой о том, чтобы отпускать мальчика в школу наравне с другой ребятней. Дальше преподаватель стал объяснять буквы, но оказалось, что Филипп их уже выучил. С тех пор малыш официально стал учеником первого класса.


Сюжет

Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.

Пока Филипок шел по своей улице, все было спокойно, но как только он вышел за пределы родной деревни, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.

Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашел в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся еще больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата, и пообещал, что договорится его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.

Учитель попросил Филипка написать свое имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.

Аннотация к рассказу

Филипок очень хотел пойти в школу, но мать его не пускала, считая, что для обучения он ещё слишком мал, поэтому велела ему остаться дома. Однако вскоре его отец и мать отправились на работу, старший брат Костюшка ушёл в школу, и мальчик остался дома только со старенькой бабушкой. Вскоре старушка уснула, а Филипок, заскучав и не найдя себе никакого занятия, решил всё-таки осуществить свою мечту: надел старую отцовскую шапку, поскольку своей не нашёл, и отправился в школу. Он не сомневался, что там ему понравится.

Но его ожидал непростой путь. В родной слободе псы знали его и не трогали, но за её пределами за ним погнались чужие собаки — Жучка и Волчок. Он бросился бежать, но, к счастью, собак отогнал какой-то мужик. Он спросил у мальчика, куда он бежит один, но тот ничего не ответил, подобрав полы и просто убежав.

Наконец Филипок прибежал к школе, но вдруг испугался туда заходить, опасаясь, что учитель прогонит его. Назад идти он тоже не мог из-за страха перед собаками. В это время проходившая мимо баба с ведром сказала ему, что все уже на уроке, а он стоит здесь один, и это заставило его всё-таки войти в школьные сени.

Но, зайдя в класс, наполненный учениками, Филипп снова испугался, особенно когда учитель в красном шарфе строго начал задавать ему вопросы о том, кто он такой. От страха у мальчика пересохло в горле — он даже не смог дать ответ и заплакал. Тогда учитель сжалился над ним, погладил его по голове и узнал у ребят, что это за мальчик и откуда.

Поняв, что Филипок — Костюшкин брат, который давно просится в школу, но не может туда ходить из-за материнского наказа, учитель пообещал, что поговорит с матерью Филипка и договорится, чтобы та отпускала ребёнка в школу.

После этого он усадил его на лавку рядом с Костюшкой и начал показывать ему буквы. Но выяснилось, что Филипок уже и сам знает их, умеет складывать своё имя и даже понемногу учится читать книги: всему этому его учил старший брат. Зато правильно произносить молитвы он ещё не мог, принялся частить их, постоянно путая каждое слово. Учитель посоветовал ему не хвалиться, а поучиться получше — таким образом, Филипок записался в класс и вместе с другими ребятами начал посещать школу, а его заветная мечта сбылась.

Филипок: характеристика главного героя

В рассказе Л. Н. Толстого Филипок предстаёт перед читателем обычным ребёнком дошкольного возраста, проживающим в небольшой слободе вместе с матерью, отцом, старой бабушкой и старшим братом Костюшкой. Его мать занимается подённой работой, отец трудится в лесу, старший брат ходит в школу. Филипок любознателен, активен и завидует Костюшке, с самого детства тянется к знаниям, поэтому просит брата понемногу обучать его буквам и чтению. Как и многие младшие братья, он старается подражать старшему.

Благодаря любознательности и огромному желанию учиться главный герой вызывает у читателя симпатию: детям непременно захочется брать с него пример.

Кроме того, мальчику присущи такие качества характера, как смелость, решительность, целеустремлённость, отчаянность, настойчивость, упрямство, умение идти к цели и добиваться её. Возможно, другой ребёнок на его месте, услышав, что он ещё мал для школы, смирился бы с этим и просто стал ждать, когда подрастёт. Но не Филипок: он смело бросился навстречу препятствиям, которые поджидали его на пути. И хотя он демонстрирует непоседливость и непослушание, всё это — ради учёбы и знаний.

Несмотря на решительные действия Филиппа, во многом автор рисует его как обычного ребёнка-дошкольника: ему не чужды страх, волнение, сомнения, робость. Он боится собак, из-за испуга не может ответить на вопрос мужика, отогнавшего псов, сомневается, стоит ли заходить в школу, и, наконец, даже плачет при разговоре с учителем. Но когда все беды и волнения оказываются позади, к нему возвращаются его активность, бойкость и веселье.

Что касается внешности, то на основе текста произведения можно предположить, что Филипок очень маленький, низкого роста — даже полы его одежды волочатся за ним. В школу он пришёл в большой старой отцовской шапке.

Сам главный герой описывает себя так: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!». Он немного самоуверен и гордится своими качествами, но учитель останавливает его, советуя ему сначала получше поучиться. Уже в своём возрасте Филипок умён не по годам, а благодаря положительным качествам своего характера он уверенно идёт к новым победам.


Другие персонажи

Помимо главного героя, в произведении присутствуют и другие персонажи, и хотя они скорее второстепенные, благодаря их образам можно составить цельный рисунок жизни Филипка в слободе и его смелого поступка. К ним относятся:

Мать Филипка — добрая, работящая и заботливая женщина. Именно из-за заботы о своём ребёнке она не может просто так отпустить сына в школу, ведь, по её мнению, он ещё слишком мал. Она велит ему сидеть дома. Сельский учитель — мудрый, понимающий человек. Носит красный шарф. Поначалу кажется очень строгим, из-за чего оробевший Филипок даже не может сдержать слёзы. Но потом учитель демонстрирует доброту и отзывчивость. Он поощряет тягу к знаниям, не отмахивается от нового ученика, а собирается помочь ему. А также он обещает, что поговорит с матерью Филипка, чтобы та отпускала своего сына в школу. Костюшка — старший брат Филипка, ставший для него хорошим примером. Помогал младшему, обучая его читать, писать, складывать своё имя. Баба с ведром — встретившись на пути Филипка в школу, своими словами подтолкнула засомневавшегося мальчика всё-таки отправиться в класс.

Дохни́ на меня, хоть винца понюхаю… Ф.Толстой во время епитимьи

*

— Говорят, что ты, Алексей Петрович,
иногда-таки хитришь? — спросил Александр
I
талантливейшего русского военачальника, соратника Суворова и Кутузова, героя
войны 1812 года генерала Ермолова.

— Вашего веку человек, государь, — ответил
генерал.

*

Однажды
Фёдор Иваныч так всех достал своими шулерскими выходками, что его отправили с
глаз долой — с посольством в Японию. На шлюпе под командованием капитана
Крузенштерна. Но, по вине крайне безнравственного поведения Толстого на
корабле, начальник экспедиции камергер Резанов, известный нам по рок-опере
«Юнона и Авось», высадил проштрафившегося и провинившегося пассажира в районе
Камчатки (1804). Откуда тот по гряде Алеутских островов, далее через канадское
побережье (о-ва Ка́дьяк, Ситха), — с его же не совсем правдоподобных рассказов,
— перебрался на Аляску. За что и был прозван Американцем.

Толстой
пробыл некоторое время в русской Америке. Объездил от скуки Алеутские острова.
Посетил дикие племена Тлинкитов — Колошей (от слова «колюжка» — кость-украшение
в нижней губе), с которыми ходил на охоту. И возвратился через Петропавловский
порт сухим путём в Россию. Татуированный с головы до ног. Воплощая
свойственную, общую толстовскому роду «дикость», по словам двоюродного
племянника Американца — Льва Николаевича, — после смерти дяди ещё долгое время
поддерживавшего отношения с его вдовой и дочерью.

Вообще родовое
древо графов Толстых напоминает знаменитый дуб из «Войны и мира». И чем удалённее
простирались ветви от ствола, тем беднее становились семьи, мельче их поместья.

Семья
нашего героя владела имением в Кологривском уезде Костромской губернии. Отец,
Иван Андреевич, вышел в отставку генерал-майором, зажил помещиком. Избирался
предводителем кологривского дворянства. Женился он на девице из рода Майковых,
у них родились семеро детей: три мальчика и четыре девочки. Сын Фёдор появился
на свет 17 февраля 1782 года.

«Дома
он одевался по-алеутски, и стены его были увешаны оружием и орудиями дикарей,
обитающих по соседству с нашими Американскими колониями… Толстой рассказывал,
что Колоши предлагали ему быть их царём», — писал критик и сослуживец Американца
Фаддей Булгарин.

Остался
бы и царём, добавлю я, с него станется — не он первый. Тому имеются достоверные
сведения (естествоиспытатель Тилезиус). К примеру, на кокосовых островах Южного
полушария вполне себе прилично, — по туземным понятиям, — жили не тужили беглые
англичане и французы. Да не позволил тяжёлый нрав — граф Толстой был человеком
неуёмным и непоседливым, если не сказать преступным. Да и выбросили его с судна
не в тёплых Южных широтах.

К тому
же и царём предложили стать лишь по странному стечению обстоятельств. Почему-то
раздумав зажарить и попросту слопать «благовоспитанную особу» — благородного пленника.

В
небольшом городке Северо-западного побережья, куда по крайне голодной нужде
забрёл Федор Иванович, владельцу местной газетёнки пришла в голову идея
устроить денежный конкурс на самый короткий рассказ. В котором обязательно
должны были присутствовать все признаки литературного произведения: вступление,
развитие событий, кульминация, эпилог и назидательный смысл между строк, не
иначе!

Первое
место занял следующий рассказ Фёдора Толстого, ставший популярным анекдотом: «“Закурим!”
— сказал Джон, садясь на бочку с порохом. Покойнику было 40 лет».

Но… Шутки
в сторону — дело-то серьёзное: высадиться на неизвестном острове. С минимумом
провианта, «на шаг от пропасти» под наблюдением спрятавшихся за ближайшими кустами
дикарей. В придачу с корабельным проказником-орангутангом. Насчёт которого ещё
долгие годы хвостом увивались за хозяином сомнительные истории нешуточного
свойства… Правда, не те, что Вы подумали, уважаемые и просвещённые читатели. Американец
«всего лишь» съел своего человекообразного друга. Хотя и это выдумка, со слов
старого знакомца Толстого — князя П. Вяземского.

Впоследствии
дочь Фёдора Ивановича (единственная из 12-ти рождённых детей достигшая зрелого
возраста), Прасковья Перфильева, влиятельная московская барыня, в память
орангутангу своего отца также постоянно держала при себе небольшую обезьянку. Вот
тебе, студент-психолог, и тема будущей диссертации: «Благообразность
человеческого поведения под влиянием дружбы с приматами на отчаянном примере гвардии
поручика Преображенского полка Фёдра Толстого-Американца».

Отчаяние
своё он в полной мере проявил в войне со шведами при взятии Барклаем-де-Толли
Вестерботнии (1808). И далее при выступлении армии обратно в Петербург. Успев
два раза посостязаться на дуэли — для себя успешно, в отличие от соперников. И
всё то ли из-за ревности к чухонке. То ли (что более правдиво) ввиду нелицеприятного
поведения за бостонным столом, банкуя в гальбе-цвельфе. За что по праву был арестован
и разжалован в солдаты.

Но
Американец не был бы Американцем, ежели в 1812-м не возвернул назад чины и
ордена. Вплоть до Георгия IV
степени! С безумной храбростью воюя ратником в московском ополчении. Лицом к
лицу встретив француза под Бородином уже в звании полковника.

Куда не достанет меч законов, туда достанет
бич сатиры

Ссора Фёдора
Иваныча с Пушкиным произошла, по одному мнению, из-за нечестной игры шулера-Американца.
После Отечественной войны вышедшего в отставку «героем и интересным человеком» и
занявшего видное место в московском светском обществе, — рассказывал мемуарист
С. Л. Толстой (сын Льва Николаевича).

Дамы,
шурша нарядами, неустанно бегали за ним. Однако поведение его не изменилось к
лучшему: он развёл ещё более широкую карточную игру. И опять у него были дуэли —
много!

По
другому мнению (Лернер) ссоре послужило обидевшее Пушкина письмо Толстого к его
товарищу А. Шаховскому.

Пушкин
был злопамятен на «царапины, нанесённые ему с умыслом» (Вяземский). И, почитая
мщение одной из первых христианских добродетелей, «закидал издали Толстого
журнальной грязью», — по словам самого Александра Сергеевича. Взбешённого
неимоверно, до «уголовного обвинения», выходящего за пределы поэзии: злым, тяжеловесным
толстовским пасквилем на «Чушкина»-Пушкина. Что вполне соответствовало
характеру своевольного Американца. Не чтившего и не признававшего авторитетов.

Есть ещё
соображение, почему Пушкин затеял тяжбу. Дескать, Американец
распустил слух, будто в ходе обыска у поэта, по приказу императора Александра I, осерчавшего
на гения, герой Отечественной войны Милорадович, серб по происхождению, высек А.С.!
Что было совершенно несправедливо — великодушный Милорадович не только не высек
поэта, но и склонен был простить ему написание оды «Вольность».

Однако
внутреннее положение государства требовало принятия мер — и Пушкин
отправился в Кишинёв, где и заболел гнилой горячкой. Правда, «великим шарлатаном»
Пушкин всё-таки Американца нарёк — в «арзрумских тетрадях» (1830). Сравнивая с Толстым
«проконсула Кавказа», как на древнеримский лад, — с лёгкой руки великого князя
Константина Павловича, — величали современники генерала А. П. Ермолова. Находившегося
в Грузии. В опале.

Ранее
же, не зная источника клеветы про Милорадовича, Пушкин был совершенно потрясён,
считая себя бесповоротно опозоренным, а жизнь свою — уничтоженной. Не видя, на
что решиться: покончить ли с собой или убить самого императора как косвенного
виновника сплетни (о, как это по-пушкински!) — он бросился к Чаадаеву. Здесь
нашёл успокоение: Чаадаев доказал ему, что человек, которому предстоит незаурядное,
великое поприще, должен презирать клевету и быть выше своих нечестивых гонителей.

Ссора
эта длилась несколько лет (с 1820), что А.С. изобразил впоследствии в повести «Выстрел».

Пушкин
неистовствовал, то бичуя «картёжного вора» эпиграммами. То исключая-вымарывая
стихи про Толстого из сочинений («Кавказский пленник», «К Чаадаеву»), высокомерно
не желая «повторять пощёчины». То намереваясь выставить Толстого «во всём
блеске» в 4-й главе Онегина. В конце концов, по возвращении из ссылки в столицу
(1826), поручил своему другу «Фальстафу» Соболевскому вызвать обидчика на дуэль.
(К счастью, Толстой в то время не был в Москве.) И… вскоре помирился с
Американцем.

«Почему
Толстой пошёл на примирение? Не потому, конечно, что боялся быть убитым или
раненым. Может быть потому, что дуэль с Пушкиным угрожала ему разрывом с
людьми, дружбою которых он особенно дорожил, — с Вяземским и Жуковским» (С. Л.
Толстой
, 1926).

В 1829
году Фёдор Иванович даже сватал Пушкина к Гончаровой. Правда, в тот раз
неудачно, но это уже другая история, хотя…

Вот бы
Дантесу, господа, хоть каплю, толику того благородства, что проявил Американец!
Толстой не был жесток по натуре, — продолжает биограф: — его жестокость
проявлялась лишь под влиянием страсти или гнева. И у него бывали порывы
великодушия.

Посему переставший
исправлять «ошибки фортуны» — сиречь жульничать — Зарецкий, «некогда буян», прототипом
которому был Фёдор Иванович, появился не в 4-й, а в 6-й главе «Онегина». Когда великий
игрок-бретёр с величайшим поэтом-бретёром были уже дружны. Оба вспыльчивы, бешеного
темперамента. Но умевшие сохранить хладнокровие в решающую смертельную минуту.
Два насмешника, острых на язык. Оба — Пушкин и Толстой — потомки славных, но
обедневших семейств.

Упитые вином, мы жаждем одного тебя

«Ведь
это какая отчаянная башка, надо знать! Картёжник, дуэлист, соблазнитель; но
гусар душа, уже истинно душа!» — изображал Л. Н. Толстой графа Турбина в «Двух
гусарах», подразумевая Американца.

Вообще
же, был Фёдор Иваныч «добрым приятелем своих друзей» (Жуковский). И приятели
охотно давали ему поручения, причём важные: денежные, земельные, юридические,
заёмные. Которые он исполнял толково, исправно и добросовестно. При этом все
его возмутительные проделки скрашивались необыкновенной привлекательностью. Каким-то
наивным и непосредственным эгоизмом и его гипнотической способностью заставлять
людей любоваться им и даже любить его.

Сам же
Толстой-Американец очень дорожил дружбой — «Надёжный друг, помещик мирный, и даже
честный человек» (Пушкин). Что видно из его не очень многочисленных, разборчивых
и без помарок, правда, «фантастической орфографии» (на предмет нелепостей и
ошибок) писем. Заполненных «ходячими сплетнями», тоской по бурной молодости и,
бывало, нецензурщинкой…

«Я живу
в совершенной скуке, грусти и пьянстве… Одна дочь Сарра как будто золотит моё
несносное существование; третий месяц или три месяца жена не оставляет
болезненное ложе своё, родив мне третьего мёртвого сына. Следовательно, надежда
жить в наследнике похоронена с последним новорожденным. Скорбь тебе
неизвестная, но верь, любезный друг, что весьма чувствительная» (из письма к В.
Ф. Гагарину
).

Перелом
в жизни — в сторону остепенения — произошёл к сорока годам. Вместе с отвыканием
от вина, «пьяноления», как он выражался. К сожалению, отказом-отвыканием временным
— не помогла тому и епитимья.

Не прекратил
также вести крупную карточную игру. Однако перестал играть недобросовестно. Покуда
если бы продолжил шильничать-передёргивать в Английском клубе, членом которого состоял,
Толстого оттуда исключили бы, выперли с позором.

Одновременно
к концу жизни стал он ханжески богомольным, по словам дочери Л. Н. Толстого М.
Каменской
.

Сам Лев
Николаевич утверждал, что Американец был богомолен и суеверен потому только,
что его мучили угрызения совести: Федя каялся, молился и клал земные поклоны,
стараясь искупить преступления своей молодости и свои жестокие поступки.
Впрочем, он был, как говорится, «добрый малый, для друга готов был на всё,
охотно помогал приятелям, но не советовал играть с ним в карты, говоря
откровенно, что в игре, как в сраженьи, он не знает ни друга, ни брата…» (Булгарин).

И под итогом нуль пиши…

Вот
некоторые о нём отклики:

Обжор, властитель, друг и бог!
Вяземский

*

…разгадывал характер и игру человека, по
лицу узнавал, к каким мастям или картям он прикупает, а сам был тут для всех
загадкой, владея физиономией по произволу. Такими стратагемами он разил своих
картёжных совместников.
Булгарин

*

Человек без всяких правил и не чтущий ни бога,
ни власти, от него поставленной. Сей развращённый молодой человек производит
всякий день ссоры, оскорбляет всех, беспрестанно сквернословит и ругает меня
беспощадно.
Н. П. Резанов

*

Природа на голове его круто завила густые
чёрные волосы; глаза его, вероятно от жары и пыли покрасневшие, показались
налитыми кровью; почти же меланхолический взгляд его и самый тихий говор его
настращённым моим товарищам казался смутным.
Вигель

*

Толстой молчит! — неужто пьян? Неужто вновь закуролесил? Денис Давыдов

*

Командуя баталионом, Толстой отличною своею
храбростью поощрял своих подчинённых, когда же при атаке неприятеля на наш
редут ранен Ладожского полка шеф полковник Савоини, то вступя в командование
полка, бросался неоднократно с оным в штыки и тем содействовал в истреблении
неприятельских колонн, причём ранен пулею в ногу.

Раевский — Кутузову

*

Он был не
глуп; и мой Евгений, не уважая сердца в нём, любил и дух его суждений, и
здравый толк о том о сём…
Пушкин

*

Он буйствовал, дрался, обыгрывал, уродовал людей,
разорял семейства лет 20 сряду…
А. И. Герцен

*

Помню его прекрасное лицо: бронзовое,
бритое, с густыми бакенбардами до углов рта и такие же белые и курчавые волосы.
Лев
Толстой

*

Человек как человек, пожилой, курчавый, с
проседью, лицо красное, большие умные глаза, разговаривает, шутит.
М. Ф.
Каменская

*

Как сильный человек, Фёдор Иванович
действовал обаятельно на некоторых своих современников, например, на Булгарина.
С. Л.
Толстой

*

На днях познакомился я с Толстым,
Американцем. Очень занимательный человек. Смотрит добряком, и всякий, кто не
слыхал про него, ошибётся.
Боратынский

*

Умён он был как демон и удивительно
красноречив. Он любил софизмы и парадоксы, с ним трудно было спорить.
Ф.
Булгарин

*

Представитель школы безнравственности, развратитель
многих московских юношей того времени.
Граббе

*

Немногие умные и даровитые люди провели так
бурно, бесполезно, порой преступно свою жизнь, как провёл её Американец
Толстой.
А. Стахович

*

Мне лично были известны только хорошие
качества. Всё остальное было ведомо только по преданию, и у меня всегда к нему
лежало сердце…
Жуковский

*

Видел я свата нашего Толстого; дочь у него
также почти сумасшедшая, живёт в мечтательном мире, окружённая видениями,
переводит с греческого Анакреона и лечится омеопатически.
Пушкин
— о дочери Толстого Сарре, кот. вскоре умерла.

*

Его жизнь может служить живой иллюстрацией
того зла, которое причинял самодержавно-крепостной строй не только угнетаемым,
но и угнетателям…
С. Л. Толстой

*

— Граф,
вы передёргиваете, — сказал ему кто-то, играя с ним в карты, — я с вами больше
не играю.

— Да, я
передёргиваю, — резко ответил Фёдор Иванович, — но не люблю, когда мне это
говорят. Продолжайте играть, а то я размозжу вам голову этим шандалом!

И его
партнёр продолжал играть и… проигрывать. Ведь «только дураки играют на
счастье», — закончу я этот небольшой очерк словами Американца. Выходки и либертинская
бравада которого, конечно же, внесли определённый вклад в становление круга настоящих
свободолюбцев — потенциальных «декабристов».

Похоже,
что в роду с сильной кровью поток может следовать своим нормальным руслом на
протяжении нескольких поколений. А потом вдруг выйти из берегов или
низвергнуться водопадом — кто ж знал, что сын Ивана и Анны из костромской глуши
окажется самым необузданным человеком Российской Империи!

Необыкновенные
приключения Фёдора Толстого привлекали всеобщий интерес до конца его феноменальной
жизни, но… С течением времени воспоминания Американца понемногу начинали
путаться, пополняя череду невероятностей.

Когда в
1842 году газеты были полны сообщениями о трениях между британцами и французами
в Южном Пасифике, старый граф не без гордости заметил, что у него есть
основания предполагать, что нынешняя королева Таити Помаре — его дочь. В
действительности же экспедиция Крузенштерна никогда не проходила мимо Таити.

Фёдор
Иваныч, рассказывая о сибирских похождениях молодости, частенько вспоминал встреченного
им в пути старика, давно уже сосланного «на Севера». Утешавшего горе своё
сивухой и балалайкой. Дребезжащим, но выразительным голосом поющего куплеты,
обливаясь пьяными гремучими слезами. Вкладывая в это русское «Авось» всю силу народного
раздолья, воли, долготерпенья и собственно толстовских дикости и абсурда:

Не тужи, не плачь, детинка,

В нос попала кофеинка,

Авось проглочу!!!

1782—1846

В московском издательстве «Бослен» вышла книга Дарьи Еремеевой «Сестра гения. Путь жизни Марии Толстой». Это первая биография любимой сестры Льва Толстого Марии Николаевны, с которой он всю жизнь поддерживал самые теплые отношения.

«Вот женщина, пораженная судьбой…» — писал о сестре Льва Толстого Василий Боткин Ивану Тургеневу.

Маша была младше Левы на полтора года. И скончалась она полтора года спустя после его смерти. Но какие же разные это были финалы судьбы. Толстой ушел из жизни, отлученный православной церковью и не примирившийся с ней. Мария скончалась схимонахиней в женском Шамординском монастыре Калужской епархии, основанном старцем Оптиной пустыни отцом Амвросием, духовником сестры гения. Сюда, в Шамордино, Толстой приехал в 1910 году после своего «ухода» из Ясной Поляны. Он и остался бы жить рядом с сестрой в съемной избе в селе Шамордино, если бы страх встретиться с женой не погнал бы его дальше. В результате он умер в доме начальника станции Астапово Ивана Озолина по дороге в Новочеркасск. А в Новочеркасск он ехал к внебрачной дочери Марии Николаевны Елене Сергеевне Денисенко. Так что судьбы брата и сестры, такие разные, тесно переплелись в последние дни жизни Толстого.

Дарья Еремеева ведет повествование неторопливо.

Вот трагическая история кончины матери братьев и сестры Толстых почти сразу после рождения Маши. Вот ее жизнь в Казани, где братья Толстые учились в университете, а Маша — в женском Родионовском институте. Вот ее замужество с дальним родственником Валерианом Толстым совсем еще ничего не понимающей в жизни девочкой. Вот жизнь в имении мужа Покровское Тульской губернии, рождение детей и первые измены Валериана, бонвивана и сладострастника. Любовь (платоническая) к ней Ивана Тургенева, посвятившего Марии рассказ «Фауст». Бегство от мужа с детьми за границу…

В 1876 году, когда в «Русском вестнике» с продолжением печаталась «Анна Каренина», Толстой получил из Гейдельберга письмо от Маши. Не зная еще, чем закончится роман ее брата, она писала: «Мысль о самоубийстве начала меня преследовать, да, положительно преследовать так неотступно, что это сделалось вроде болезни или помешательства… Боже, если бы знали все Анны Каренины, что их ожидает, как бы они бежали от минутных наслаждений, потому что все то, что незаконно, никогда не может быть счастием…»

Их переписка захватывает полвека, и по ней можно судить, насколько нежными были отношения брата и сестры. Сестра принимала живое участие в его делах, сердечных и творческих. Он был крестным отцом ее дочери Варвары, подарив ей в качестве приданого 10-тысячный билет из гонорара за «Войну и мир». После неудачного романа Льва с Валерией Арсеньевой Мария Николаевна пыталась женить брата на княжне Дондуковой-Корсаковой. Она мечтала о его семейном счастье еще и потому, что все братья Толстые, Николай, Дмитрий и Сергей, именно по этой линии были несчастливы. Как и она сама.

Вышла книга Дарьи Еремеевой «Сестра гения. Путь жизни Марии Толстой», первая биография сестры Льва Толстого Марии Николаевны

«Я не хочу быть старшей султаншей в вашем гареме», — заявила она мужу, покидая его с тремя детьми. По нравам XIX века это был очень дерзкий поступок, еще более дерзкий, чем измена мужу Анны Карениной.

Мы порой идеализируем образ жизни аристократии того времени. Распущенное поведение Валериана Толстого ни для кого не было секретом. Свояченица Льва Толстого Татьяна Кузминская в 1924 году писала литературоведу Цявловскому, готовившему к изданию ее мемуары: «Муж Марии Николаевны был невозможен. Он изменял ей даже с домашними кормилицами, горничными и пр. На чердаке в Покровском найдены были скелетца, один-два новорожденных».

За границей Мария познакомилась со шведом Гектором де Кленом, моряком, болевшим ревматизмом. Он был красивым, но всегда ходил в теплых башмаках и с палкой. Вскоре их дружба перешла в страстную любовь. Три зимы провели в Алжире. 8 сентября 1863 года в Женеве у Марии родилась дочь Елена. Лев Николаевич начал вести переговоры о ее разводе с мужем, который дал свое согласие. Но сама Мария не дала разводу дальнейшего хода, мало надеясь на счастье с де Кленом, потому что его родственники были против их брака.

В 1873 году умер де Клен. За несколько месяцев до этого они встретились. Какой была встреча, неизвестно, но Мария Николаевна потом говорила, что узнала от де Клена, что он писал ей, но она писем не получала. Она тяжело переживала смерть любимого человека и всерьез начала думать о самоубийстве. Тогда она написала письмо брату, сравнив себя с Анной Карениной.

После личных драм с Валерианом и де Кленом Мария Николаевна встала на монастырский путь. Она стала духовной дочерью старца Амвросия. Он благословил ее на жительство в монастыре. Он сам выбрал ей место для кельи и нарисовал план будущего дома. Однако родные надеялись, что Мария Николаевна все же изменит свое решение. Для женщины с ее воспитанием и образованием стать монахиней означало смелый и даже эксцентрический поступок. Ничуть не менее эксцентрический, чем поведение ее брата Льва, который носил крестьянские одежды и пахал землю.

Удивительно видеть на фотографиях религиозного бунтаря Толстого рядом с его сестрой в монашеском одеянии

Между ними было много общего. Уже будучи монахиней она каждое лето приезжала к брату гостить в Ясной Поляне. Удивительно видеть на общих фотографиях религиозного бунтаря Толстого рядом с его сестрой в монашеском одеянии.

Биография Марии Толстой Дарьи Еремеевой — достойный книжный памятник одной из самых интересных женщин XIX столетия.

  • Рассказ три пальмы читать
  • Рассказ три товарища осеева главная мысль
  • Рассказ три старца краткое содержание
  • Рассказ три товарища толстой распечатать
  • Рассказ три солнца читать