Рассказ три поездки ильи муромца

В граде муроме, селе карачарове, жили-были два брата. у большего брата была жена таровата, она ростом не велика, не мала,

В граде Муроме, селе Карачарове, жили-были два брата. У большего брата была жена таровата, она ростом не велика, не мала, а сына себе родила, Ильей назвала, а люди — Ильей Муромцем. Илья Муромец тридцать три года не ходил ногами, сиднем сидел. В одно жаркое лето родители пошли в поле крестьянствовать, траву косить, а Илюшеньку вынесли, посадили у двора на траву. Он и сидит. Подходят к нему три странника и говорят.

— Подай милостыню.

А он говорит:

— Идите в дом и берите, что вам угодно. Я тридцать три года не ходил, отроду сиднем сидел.

Один и говорит.

— Встань и иди.

Он встал.

— Что вам угодно?

— Что не жаль.

Он зачерпнул чару зелена вина в полтора ведра.

— Выпей сам.

Он ни слова не сказал, одним духом выпил.

— Поди принеси еще.

Приносит он.

— Выпей сам.

Он одним духом все выпил.

Они у него спрашивают:

— Какую ты в себе силушку чувствуешь?

— Такую , добрые люди, что если бы был столб одним концом в небо, другим концом в землю вбитый, и кольцо, я бы повернул.

Они переглянулись.

— Это ему много. Поди, принеси еще. Еще принес. Он выпил одним духом.

— Теперь как?

— Чувствую, в половине осталось.

— Ну, вот с тебя хватит.

Он от большой радости пошел их проводить и говорит:

— Я чую в себе силу богатырскую, где теперь коня взять?

— Вот на обратном пути мужик будет вести строгача (два года коню, значит) продавать, ты купи, только не торгуйся, сколько спросит, столько и отдай. Только откорми его три месяца бело-яровой пшеницей, отпои ключевой водой и пусти его на три зари на шелковую траву, а потом на шелковый канат и пропусти через железный тын туда — сюда перелететь. Вот тебе и конь будет. Бейся с кем хочешь, тебе на бою смерти нет. Только не бейся со Святогором — богатырем.

Илюшенька проводил их далеко за село. На обратном пути видит, его отец-мать крестьянствуют. Они глазам не верят.

Он просит:

— Дайте, я покошу.

Взял косу и стал ею помахивать, не успели оглянуться — вся степь лежит. Говорит:

— Я захмелел.

Вот прилег отдохнуть. Проснулся и пошел. Глядь, — мужик идет, ведет строгача, он вспомнил.

— Здорово!

— Здорово, дорогой молодец!

— Далеко ли ведете строгача?

— Продавать.

— Продай мне.

— Купи.

— Сколько?

— Двадцать рублей.

Он отдал, ни слова не сказал, взял из полы в полу и повел домой.

Привел домой, постановил его в конюшню и насыпал белояровой пшеницы. Так три месяца кормил, поил ключевой водой, выпускал на шелковую траву на три зари, вывел его на шелковый канат, конь туды — суды через железный тын перелетел, как птица. Ну, вот ему и конь богатырский. Так и вправду случилось.

Бился Илья Муромец с Соловьем-разбойником, и он [Илья Муромец] его победил. Конь под ним был богатырский, как лютый зверь, ход у него спорый. Он задними копытами за переднюю восемнадцать верст закидывает. Он утреню стоял в Чернигове, а к обедне поспел в Киев-град.

Однажды ехал-ехал по дороге, оказалось, дорога расходится в три стороны и на этой дороге лежит камень, и на камне надпись:

“Влево поедешь — будешь женат, вправо поедешь — будешь богат, прямо поедешь — будешь убит”.

Он подумал:

— Жениться еще время не настало, а богатства своего мне не нужно. Некстати русскому богатырю Илье Муромцу богатство наживать, а под — стать ему бедных да сирот спасать, защищать, во всем помогать. Дай, поеду, где смерти не миновать. Мне ведь в бою-то смерти нет, не написана.

И поехал прямо. Ехал-ехал он по дикой степи, впереди дремучий лес, поехал по этому дремучему лесу. Ехал он дремучим лесом с утра до полудня. Приехал на поляну, там стоит громадный дуб в три обхвата, под ним сидят тридцать богатырей, а на поляне пасутся тридцать коней. Они увидели Илью Муромца и зашумели.

— Зачем ты сюда, негодный мужиковина? Мы богатыри рода дворянского, а тебя, мужиковина, за три версты видать. Смерть тебе!

Илья Муромец наложил каленую стрелу на лук, как вдарит в дуб, только щепки полетели, весь дуб расшиб на щепки. Богатырей побил, дубом прихлопнул. Обратил Илья Муромец коня и поехал назад и написал на камне:

“Кто писал: проедет — будет убит — неправда, путь свободен всем прохожим и проезжим”.

Сам думает:

— Дай-ка поеду, где буду богат! Ехал он день, ехал два, на третий подъезжает -огромный двор, высокий забор, у ворот чугунный столб, на этом столбе висит чугунная доска и железная палка. Взял Илья Муромец и стал бить в эту доску.

Отворились ворота, выходит старик.

— Входи в дом, бери, что тебе угодно! У меня кладовые, подвалы ломятся.

Он думает:

— Деньги прах, одежда тоже, а жизнь и слава честная всего дороже.

Поехал назад и написал на камне:

“Неправда, что будешь богат. Чужое богатство недолговечное и непрочное”.

— Ну, поеду по третьей дороге, что там за красавица, может, правда, женюсь.

Подъезжает, а там стоит дворец, сам деревянный, окошечки хрустальные, серебром покрыты, золотом облиты.

Выходит девушка-красавица и говорит: I

— Принимаю, добрый молодец, как любимого жениха.

Взяла его за руку правую и повела его в столовую и подала обедать честь честью.

— Теперь время отдохнуть.

Ввела в спальню.

— Вот, — говорит, — кровать, ложись, отдыхай.

Он взял, нажал кулаком, она — бултых. А там яма глубокая, сажень пять. И там тридцать богатырей.

— Эй, ребята, это вы жениться сюда заехали?

— Да, — говорят, — помоги, Илья Муромец!

Они сразу узнали.

Он снял аркан с коня и бросил туда и вытащил их, всех до одного вывел.

— Ну, говорит, ступайте, гуляйте на воле, А я с ней поговорю.

— Поди отгуляла невеста, пора замуж идти.

Вывел в лес, привязал за волосья, натянул тугой лук. Вдарил — не попал.

— А знать, ты ведьма!

Он взял каленую стрелу, выстрелил в темя.

Она сделалась такая страшная, нос крючком, два Зуба. Он перекрестил три раза, она — бултых.

Он вернулся и написал:

“Кто хочет жениться — это неправда, здесь невесты нет — отгуляла”.

ездил, ездил по дикой степи, дремучим лесам, селам и городам и думает;

— Поеду я смотреть Святогора — богатыря.

И поехал глядеть Святогора — богатыря. Ехал — ехал, подъехал — высокая гора, как Араратская, только что-то чернеет. Он пустил коня и полез пешком, он шел винтом, взошел, там раскинут шатер, и в нем Святогор — богатырь лежит.

— Здоров ли, Святогор — богатырь?

— Жив — здоров, спасибо тебе, триста лет живу, лежу, никто меня не навешал. Я плохо вижу. Приподнялся, пожали они друг другу руки слегка.

Спустились с горы, ходили-ходили, видят -гроб лежит.

— Э, тут наша смерть. Твоя или моя?

А крышка растворена. Илья Муромец влез — ему просторно.

— Э, Илья Муромец, еще рано тебе. Ну-ка вылезай, я попробую.

Святогор — богатырь влез, только вытянулся, крышка захлопнулась. Илья Муромец семь раз вдарил — семь железных обручей накатил. Святогор — богатырь и говорит:

— Илья Муромец, подойди ко мне поближе, я дуну на тебя, у тебя силы прибавится.

Илюшенька один шаг сделал, силу почуял и сделал три шага назад.

— А, не подошел, а то была бы такая сила, — мать земля не носилаб!

Илья Муромец подошел к гробу, поклонился.

— Ну, прости, Святогор — богатырь.

— Похорони меня!

Илья Муромец вырыл мечом могилу глубокую, сволок в нее гроб, повалил его, простился и поехал в Киев. Там он прожил двести лет. И помер.

За всю жизнь Илья Муромец много врагов русской земли победил, за что он и славен был.

Чтение,
7 класс.

Дата______________

Урок
9. Былина как жанр УНТ. Былина «Три поездки Ильи Муромца» (1 урок)

Цель: формирование
представления о былине как жанре русского фольклора.

Задачи:

Образовательные: познакомить
обучающихся с тематикой и проблематикой былин;

Развивающие: развивать устную речь
учащихся, выразительное чтение былинного жанра;

Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к русским народным традициям.

Оборудование: компьютерная
презентация, выставка рисунков «Былины», выставка книг с былинами.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.
Сообщение темы урока
.

Звучит
музыка. Тема. Цель и задачи урока. (первый слайд презентации)

Вступительное
слово учителя.

Термин
«фольклор» в переводе означает «народная мудрость». История
фольклора уходит в глубокое прошлое человечества. У всех народов существовали
люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские
гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны: Ещё в 16
веке на Руси даже при царском дворе держали сказочников. Хороший сказочник,
исполнитель знал на память до десяти произведений. Разные жанры УНТ мы с вами
сегодня и вспомним.

3.
Беседа с учащимися.

-Какие
произведения УНТ вам знакомы?

-Когда
и как происходило ваше знакомство с произведениями устного народного
творчества?

Сказка как
жанр УНТ.

а)
— Ребята, а когда сказка вошла в вашу жизнь?

-Есть
ли у вас любимые сказки?


Как сказки дошли до нас?

 б).
Определение сказки и её приметы.

Жанры
фольклора.
 ПЕСНЯ — стихотворное произведение,
предназначенное для пения. Это словесное и музыкальное творчество. Песня
сопровождала человека на всём протяжении жизни.

Виды
песен :

Исторические

Лирические

Солдатские

Бытовые

А
знаете ли вы песни?

Частушка 

Частушка 
короткая лирическая песенка, обычно 4-строчная, рифмованная припевка
исполняется в быстром темпе.

Знаешь
ли ты частушки?

Сочини
частушку на школьную тему.

Пословицы.
Краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости.
Пословицы активно обогащают нашу речь. (О труде, о Родине, об учёбе, о природе,
о семье) Приведи примеры.

4. Работа по теме урока

Былина
как жанр УНТ.

А). Рассказ
учителя об истории создания былин. Стр. 5-6 (повторение)

БЫЛИНА —
песня-сказание о богатырях, народных героях и исторических
событиях Древней Руси. Их произносили нараспев, следуя звучанию былинного
стиха. Исполнителей былин называли сказителями.


Какие вы знаете былины? (ответы учащихся)

Само
название *былина* показывает, что это песня о том, что было, что имело место в
жизни. Народ называет былины *старинами*, то есть песнями о старине. Все былины
можно условно разделить на две большие категории:

-героические
или богатырские (былины о патриотических подвигах героев
национально-освободительной войны);


социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).

Большинство
учёных пришло к заключению, что былины стали складываться еще в древний период
нашей истории. То, что первые былины сложились в Киевской Руси, подтверждается
и их содержанием: в большинстве былин действие происходит в Киеве и связывается
с именем князя Владимира. Русские былины народ поет, точнее — сказывает
торжественным, мерным речитативом.

Композиция
(построение) былины:

  • зачин (начальная, вводная часть
    произведения) — здесь указываются время и место действия, называются
    герои, о которых идет речь в былине;
  • основная часть — дается
    описание героя показывается его необычное поведение, говорится об
    ответственном поручении, которое ему дается;
  • заключение — подводится
    итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного
    героя былины. Медленно и плавно развёртывается в былине действие.

Былины,
созданные в далеком прошлом, продолжают сохранять огромное значение в духовной
жизни народа: они передают лучшие традиции прошлого от одного поколения к
другому.

Для
былин характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши
Поповича; князь Вольга, оратай Микула и др.

Б) Художественные
особенности былин. 

Составление
таблицы:

Гипербола
(преувеличение)

Приём
троичности

Повторы

Постоянные
словосочетания

Рифма
отсутствует

4.
Физминутка.

В) Знакомство
с текстом былины «Три поездочки Ильи Муромца «. (аудиозапись)

Беседа
с учащимися.


Кто главный герой былины?

5.
Тест по теме.

1.
Вместо пропусков вставьте подходящие слова из статьи «Устное народное
творчество». Проверьте себя, сравнив свой вариант с текстом:

Слово «былина» происходит от слова «быль», т.е. то, _________________________.
В былинах рассказывается о славных подвигах ____________________. Самым главным
богатырём является _______________________.

2. ЛАБИРИНТ

image001

Найдя выход из леса и соединив буквы, вы прочтёте
имя героя одной из былин. Запишите имя героя одной из былин.

_________________________________.

3. Отметьте, что
не относится к жанрам устного народного творчества.

1)
повесть                  3) загадка

2)
сказка                    4) былина

4. Жанр устного
народного творчества, в котором отразилась вера человека в победу добра над
злом.

1)
песни                     3) сказки

2)
былины                  4) пословицы

6.
Итог урока.


Чем отличается сказка от былины?

Перечислите
общие и отличительные признаки былины и сказки.

7. Домашнее задание. (дифференцированное)

  1. Прочитать
    былину » Три поездочки Ильи Муромца «
  2. Проиллюстрируйте
    любую былину.

Дата_____________________________________

Уроки
10-12. Тема: Былина «Три поездки Ильи Муромца». Характеры героев былины. Язык
былины.

Цель:
знакомство с былиной как жанром устного народного творчества, с его героями,
языком.

Задачи:
образовательные
: помочь ученикам раскрыть
своеобразие образа былинного русского богатыря Ильи Муромца; помочь увидеть своеобразие языка былины, формировать
навыки выразительного и осознанного чтения;

Развивающие: способствовать воспитанию самостоятельности и
взаимоконтроля, расширению кругозора и словарного запаса.
Учить цитировать текст с
опорой на иллюстрации.

Воспитательные:
воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ.

Оборудование: учебник,
текст былины, иллюстративный материал, презентация

Ход
урока:

  1. Организационный
    момент.

2.     
Речевая
разминка:

работа со скороговоркой

«У Любаши –
шляпка, у Полюшки – плюшка, у Павлушки – шлюпка, у Илюшки – клюшка».
Сначала
обучающиеся читают скороговорку медленно вместе с учителем, затем
самостоятельно (жужжащее чтение), далее несколько человек выразительно вслух.

  1. Актуализация
    знаний:


Объясните, что называется устным народным творчеством?


Назовите жанры устного народного творчества.


Назовите виды сказок.


Назовите особенности сказок.


С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Былина «Три поездки
Ильи Муромца»).


Что было задано на дом? (Выразительное чтение былины).

4.     
Проверка
д/з.

5.     
Изучение
нового материала.

А)
Сообщение
темы, цели, плана урока.


Сегодня мы с вами продолжим знакомство с жанром устного народного творчества –
с былиной. Тема нашего урока: Былина «Три поездки Ильи Муромца».


Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цель урока. (Обучающиеся
совместно с учителем формулируют цель урока: прочитать былину, научиться выразительно
читать былину, познакомиться с особенностями былины как жанра устного народного
творчества, отличие сказки от былины).

Физминутка
на 20-й минуте урока.

Дружно встали -раз, два, три. Мы теперь-
богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь
вправо оглядимся величаво. И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. И
направо, и ещё через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, точно в танце- руки
в боки. Наклонились влево, вправо, получается на славу!

Б)
Слово учителя. Беседа.

Исполняли
былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или
баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под
баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке
просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под
мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый
многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали
собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.

— Вспомните, от
какого слова берёт название слово «Былина»? (от слова «быль», т.е. то, что было
на самом деле).

— Скажите,
пожалуйста, кто является героями былин? (Богатыри)

В) Выразительное
чтение былины учителем.

Г)
Беседа по вопросам:


Понравилось ли вам произведение и что именно понравилось в нём? (ответы
обучающихся)

Д)
Работа с незнакомыми (устаревшими, непонятными) словами.


При чтении былины встретились ли вам непонятные слова? (ответы детей)


Давайте объясним их значение.

Казна – это
средства бюджета государства

Верста – это
русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче
пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1066,8 метра, до реформы XVIII
века — 1066,781 метра).

Попона – это
покрывало для лошади, которое предохраняет её от простуды, мух.

Горенка – комната
(устаревшее слово)

Безымянные (слуги) –
неизвестные

Лукавая
(голова)
– лживая

Полушечка – в
старину мелкая медная монета в четверть копейки.

Е)
Работа над содержанием былины
:


Как описывается в былине внешний облик Ильи Муромца?  Найдите в тексте и
зачитайте.


Как Илья Муромец выбирает себе дорогу для поездки?  Чем объясняет свой выбор?


Почему Илья Муромец решает проверить все три дороги?


Испугался ли Илья Муромец встречи с разбойниками? Почему?


Что помогает Илье Муромцу спастись от коварства красавицы?


Как распоряжается Илья Муромец найденным богатством? Докажите текстом.

-Давайте
прочитаем выразительно по ролям разговор Ильи Муромца с разбойниками. Обратите
внимание на напевность былины. (чтение обучающимися по ролям)

Характеристика
героя.

Выпиши
из учебника те черты характера, которые ты считаешь главными.

Смелый,
мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный,
способный к состраданию.

Ж)
Работа над языком былины.


Для былины характерны определённые слова и выражения. Прочтём их на стр.29.
вопрос 8

З)
Чтение с делением на части. Выборочное чтение. Составление
плана. Пересказ по плану.

1.     
Первый подвиг богатыря.

2.     
Второй подвиг богатыря.

3.     
Третий подвиг богатыря.

4.     
Илья Муромец — защитник земли Русской.

И) Цитирование с опорой на иллюстрации.

К) Сравнение былины и сказки.

Покажите на примерах, чем былина об Илье
Муромце сходна со сказкой? (волшебные преувеличения, троекратный повтор, зачин,
концовка).

— Можно ли назвать поступки Ильи Муромца
подвигами? Почему так думаете?

Какие события былины могли бы реально
произойти? (
Встреча с разбойниками, освобождение
пленных, строительство церквей).


Какие события сказочные?

7. 
Подведение итогов урока.


Удалось ли достичь поставленных целей?


Давайте напоследок прочитаем, как после трех поездок Ильи Муромца стала
выглядеть надпись на камне?

8.
Домашнее задание:
стр.24-29, выразительное чтение былины, пересказ по
плану.

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Три поездки Ильи Муромца

Цель:

Воспитание
нравственных качеств и патриотических чувств на основе изучения былин Киевского
цикла. ( На примере героического образа Ильи Муромца.)

Задачи:

продолжить знакомство с былинами,

учить правильно читать и понимать исторический текст
былины,

развивать речь, мышление, воображение.

  Ход урока.

1.
Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок
сейчас пойдёт,

В
мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все
расселись по местам? Никому не тесно?

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?


Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.


Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?

2.
Речевая разминка.


Ребята, вспомним главное правило.

Дети:
Каждый день всегда, везде,

 
На занятиях, в игре,

 
Верно, четко говорим,

 
Никогда мы не спешим!

 •
Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).


Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.

Артикуляционная
гимнастика

Ы
А О У Э И


Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво,
улыбнитесь)


Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение.
Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

 и
певуньей.

Учебник с.12 «Ильины три поездочки»

— Найдите и прочитайте зачин.

Чтение учащимися.

— Мы с вами сегодня отправимся по указателям. Прямо в гости к
истории, в 13 век. Слайды 3-8.

(Рассказ учителя о Чингисхане, внуке его — хане Батые,
государстве Золотая Орда. На востоке, у границ Китая, среди кочевых племён,
объявился человек, которого звали Чингисхан. Силою и жестокостью, хитростью и
коварством он подчинил своей власти степные племена. Батый, внук Чингисхана,
хотел выполнить завещание своего предка -достичь Атлантический океан и покорить
Европу. Каждое княжество пыталось отбиться от врагов, но одна за другой гибли
дружины и завоеватели шли всё дальше и дальше.)

Просмотр отрывка к/ф «Илья Муромец»

С запада на Русь нападали войска крестоносцев. Ближайшие
неприятели были Литва и другие прибалтийские княжества. Слайды 9-10

— Какую дорогу выбрал Илья Муромец? (чтение с 12-16)

— Какие незнакомые слова встретились?

Разбор непонятных слов:

Булатная броня — старинная узорчатая сталь.

Сие — это.

Палица — тяжёлая дубинка с утолщённым концом.

Сажень — 2,134 м

— О каких исторических событиях говорится в этом отрывке? (О
борьбе с крестоносцами)

Физкультминутка.

Знакомство с картиной В.М.Васнецова «Богатыри»

— Выбираем вторую дорогу, в царство Живописи. Слайд 11 Соберём
из пазлов картину. Догадайтесь, о каком богатыре говорится (дети отгадывают имя
богатыря, пазл переворачивается, так собирается картина, потом заменяется
хорошей иллюстрацией) :

«Он является самым ярким представителем всех русских
богатырей и в глазах народа он выходец из крестьянства. Он отличается огромной
силой, которой не обладают другие младшие богатыри. У него первым подвигом было
освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника, что сидел —
сторожил на дороге люд проезжий и своим свистом-посвистом перебил-покалечил
людей немало.»

«Он отличался силой,
дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало — там смекалкой побеждал.

Он спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змеевича жену
князя — Анастасию и народ русский от тягот, податей неимоверных.»

«О нём говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте
обучен. И в бою смел, и слово умное скажет».

Богатырь в битве тяжкой победил Змея Огненного и освободил из
полона много людей, а среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.

Вот такие богатыри пришли на службу князю Владимиру, по
прозванию Владимир Красно Солнышко, что сидел правил в стольном Киев-граде. Но
больше всего служили богатыри народу русскому.»

— Над этой картиной В. М. Васнецов работал 25 лет.

Слайд 12

Знакомство со следующей поездкой Ильи Муромца.

Следующий указатель.

Чтение с 16-19.

1. О
чём повествуется в прочитанных былинах? Помогут ли ответить на этот вопрос
названия?

В былинах повествуется
о поездках Ильи Муромца. Название «Три поездки Ильи Муромца»
помогает ответить на вопрос, но не рассказывает, какие испытания ждут Илью
Муромца.

2. Почему
Илья Муромец захотел испробовать все три дороги? Чем закончились поездки
богатыря? Какие надписи сделал он на камне?

Илья Муромец хотел
узнать свою судьбу, но был готов и «с судьбиной на бой».
Он убил разбойников, освободил всех пленников королевишны.
Он сделал на камне новые надписи: «Богатырь Илья Муромец там был, да убит не
бывал», «Прямо ездил — женатым не бывал», «Влево ездил богат не бывал».

3. Перечитай
последние строчки былины в пересказе И. Карнауховой. Как они помогают понять
характер героя?

«Тут Илье навек
слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.»

Эти строки говорят о том, что Илья Муромец ответственный, трудолюбивый,
бесстрашный богатырь, добрый и благородный, за это он заслужил славу
и честь.

4.
Запиши рассказ об Илье Муромцев «Рабочую тетрадь». Сначала ответь на вопросы:


Когда происходили описанные в былине события? 

Описанные в былине
события происходили в давние времена, примерно в 12  веке.


Как выглядел Илья Муромец?

     
 По моему представлению, выглядел Илья Муромец так: высокий, широкоплечий
богатырь. 
       Строки из произведения: «Светлый месяц выходил, Все
убранство на Илье озарил: Заблистал в сорок тысяч шлем, Засияли камни-яхонты Во
сто тысяч во гриве у коня…» говорят о том, что одеяние и доспехи у него были
очень дорогие.

Найди
в тексте описание его внешнего вида.

Светлый месяц опять
выходил,
Все убранство на Илье озарил:
Заблистал в сорок тысяч шлем,
Засияли камни-яхонты
Во сто тысяч во гриве у коня,
Сам конь выше цен, выше смерт!


О каких чертах характера Ильи Муромца говорится в былине?

В былине говорится о
таких чертах характера Ильи Муромца как: неразговорчивости, мудрости, смелости,
справедливости,  щедрости, доброте, мужественности, патриотизме и верности
Родине. Илья любит свою землю, родину, за них и сражается с врагами.


Какие поступки совершил богатырь? Что убеждает нас в том, что Илья Муромец
любил свою Родину?

Илья Муромец поборол
Соловья – разбойника, победил сорок тысяч разбойников, змея Горыныча, спас от
разбойников людей, освободил захваченные врагами города. Илья Муромец любил
свою родину, поэтому защищал ее от врагов. 


Какие слова ты выберешь для своего рассказа: смелый, мужественный, трусливый,
мудрый, умный, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый,
бескорыстный, жадный, способный к состраданию? Объясни свой выбор.

Смелый, мужественный,
умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный. Все эти качества присущи
былинным богатырям.

5. В
чём особенность языка былины? Найди в тексте эпитеты («красна девица»), повторы
речевых оборотов («думу думали, раздумывали)», слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами («солнышко»), преувеличения («ночью
тёмною-растёмною»). Запиши их  в «Рабочую тетрадь».

   
 Особенность языка былины, прежде всего в том, что  былина
начинается  с определенного зачина, где говорится о месте повествования.
Помимо этого, в былинах часто применяются различные троекратные повторения,
средства художественной выразительности (характерные для народного творчества)
и красочная, но лаконичная и понятная лексика.

    Эпитеты: удаленький, дородный, добрый молодец; в стольный
Киев-град; ко славному ко городу; на добром коне; чёрный ворон; серый зверь;
силушку великую; дорожку прямоезжую; богатырь святорусский; лазоревы цветочки;
темны лесушки; мелки реченьки; старый-то казак; плёточку шелковую; по крутым
рёбрам; волчья сыть; травяной мешок; тугой лук; белы ручушки; стрелочку
калёную; на сыру землю; ко стремечку булатному; по чисту полю; дочь любимая;
дары драгоценные.

6. Раздели
текст на части, озаглавь каждую часть. Как они связаны друг с другом? Обоснуй
своё мнение.

1. Три дороги
2. Как Илья ходил за смертью
3. Как Илья за женой поехал 
4. Как Илья отправился за богатством
Части связаны друг с другом возвращением Ильи к камню.

7.
Перескажи одну из частей былины от лица Ильи Муромца.

Пересказываем.

8. Составь
сообщение об Илье Муромце. Обсудите с другом,  каково значение подвигов
Ильи Муромца для Русского государства.

     
    Илья Муромец — былинный богатырь. Высокий, широкоплечий
мужчина. Вспоминая картину Васнецова, можно утверждать, что у Ильи пышные
темные усы, красивая седая борода, ровный прямой нос. И очень выразительные
голубые глаза с пронзительным взглядом!  Он смелый, мужественный, умный,
справедливый, сильный, добрый, бескорыстный. Илья Муромец поборол
Соловья – разбойника, победил сорок тысяч разбойников, змея Горыныча,
спас от разбойников людей, освободил захваченные врагами города. Илья
Муромец любил свою родину, поэтому защищал ее от врагов. 

IV. Итог урока.

— О чём повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот
вопрос её название?

— Что такое былина?

-Кто такие богатыри?

Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

Домашнее задание: перечитать былину и
разделить на смысловые части. (с 12-24, вопрос №7)

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит
беседу о проделанной работе.

– Опишите внешний вид Ильи Муромца.

– Чем богатыри отличаются от героев сказок?

– Как в старину исполнялись былины? Какие
музыкальные инструменты использовались?

Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают о выполненной дома работе. Читают по ролям на оценку.

– Богатыри отличаются от героев сказок тем, что
богатыри – это реальные герои которые жили в России много веков тому назад. И
с ними придуманы всякие сказки и былины, которые наполовину реальные, а
наполовину вымышленные.

– Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в
Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название
музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а
название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов.
Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей
(гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В
XVIII–XIX веках, когда ученые начали собирать и записывать былины, они
исполнялись, как правило, без аккомпанемента

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение
целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы,
предлагает сформулировать цель урока.

– Какой литературный герой был в центре внимания на
протяжении нескольких уроков по изучению былин?

– Посмотрите на доску и прочитайте ряд слов, которые
вам помогут определить то, чему вы будете учиться
на уроке.

На доске дается ряд слов: внешность,
характер, поступки, свое отношение к герою; рассказывать, описывать,
составлять.

– Сформулируйте учебную задачу урока.

– Как вы думаете, что нужно для того, чтобы рассказ
о герое получился логичным, последовательным, выразительным?

– Прочитайте тему урока.

– Подумайте, как лучше сформулировать речевую
задачу, выполняя которую вы сможете увлекательно рассказать о богатыре Илье
Муромце

Обсуждают тему урока. Отвечают на
вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют
задачи чтения и составляют план чтения.

– Мы познакомились с Ильей Муромцем.

– Надо составить план,
найти в текстах былин слова и выражения, которые мы можем использовать в
своих рассказах, продумать связки для перехода от одного пункта плана к
другому…

Научиться
рассказывать эмоционально, используя в своей речи образные слова и выражения,
увлечь интересным рассказом слушателей, не нарушать последовательности
изложения мысли

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Работа над планом
рассказа о герое, над темой, основной мыслью, типом и стилем высказывания

Проводит работу над планом рассказа о
герое, над темой, основной мыслью, типом и стилем высказывания. Актуализирует
знания учащихся об Илье Муромце на основе информации из разных источников.

– Вы правильно отметили, что рассказ может быть
воспринят слушателями тогда, когда он логичен, последователен, основная мысль
красной нитью проходит через все высказывание рассказчика. Что для этого
нужно сделать?

– С чего важно начать?

– Кроме внешности героя, что помогает представить
богатыря, составить о нем целостное представление?

– Чем вы закончите свое высказывание?

– Давайте вместе запишем план будущего рассказа. О
чем будет ваш рассказ?

– Какова будет главная мысль вашего рассказа об Илье
Муромце, что вы хотите передать слушателям, какие чувства и зачем?

– Ваше высказывание – это текст.
Как вы думаете, какой тип текста наиболее приемлем для рассказа об Илье
Муромце?

– Если вы хотите донести до слушателя ваши чувства,
то каким будет стиль изложения рассказа – научным или художественным?

– Вспомните признаки художественного текста.

– Вспомните, где родился Илья Муромец, кто были его
родители, как проходило его детство, как произошло чудесное исцеление Ильи.

– Почему Илья Муромец причислен к лику святых?

– Предложите последовательность изложения данных фактов
об Илье Муромце в виде пунктов плана.

– Обратите внимание на картину В. М. Васнецова
«Богатыри». Расскажите, как выглядел Илья Муромец, чем он внешне отличался от
других богатырей, какое воинское снаряжение было у него.

– Предложите последовательность описания внешности
Ильи на основе картины В. М. Васнецова «Богатыри»

Отвечают на
вопросы учителя.

– Нужно составить план.

– Начать нужно с описания внешности героя.

– Далее описываем характер и поступки.

– В конце рассказа выразим свое отношение к герою.

Составляют план рассказа об Илье
Муромце.

1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное
выздоровление.

2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское
снаряжение).

3. Характер и поступки Ильи Муромца.

4. Мое отношение к герою былин.

– Наш рассказ будет о
самом Илье Муромце, его происхождении, чудесном выздоровлении и его победах
над врагами земли Русской.

– Наша цель – передать
в рассказе свое восхищение подвигами богатыря, чтобы слушатели вместе с нами
испытали чувство гордости и восхищения.

– Наш рассказ о герое –
это п
овествование с элементами описания.
Мы будем рассказывать
об Илье и включать в рассказ описание его внешности, характера.

Стиль
изложения рассказа – художественный.

– Признаки художественного текста: образность, яркость, выражение автором
своих чувств и переживаний, собственной точки зрения по поводу когда-то
увиденного, услышанного или прочитанного

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое
мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и
приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника
высказывания. Аргументировать свою точку зрения

IV. Работа с текстами
былин «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца». Работа в парах

Организует работу с текстами былин
«Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца».

– Найдите в тексте былины «Ильины три поездочки»
описание того, как был одет Илья Муромец, когда вступил в бой с
«разбойничками». Выпишите себе в тетрадь слова и выражения, которые помогут
вам описать внешний вид Ильи Муромца.

– Данные выражения в измененном виде вы можете
использовать в своих рассказах. Найдите в текстах прочитанных былин слова и
выражения, которые описывают характер и поступки Ильи Муромца и помогут вам о
них рассказать.

– Вы так много узнали об Илье Муромце, отобрали
большое количество материала, чтобы составить о нем рассказ. Но как высказать
свое отношение к герою, что главное вы должны выразить в конце своего
рассказа?

– Попробуйте предложить в устной форме свои варианты
заключения рассказа. Вы можете использовать при составлении рассказа о герое
следующие обороты речи: таким образом, следовательно, поэтому, так как, я
думаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему
и др.

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают,
аргументируют свою точку зрения. Под
руководством учителя выписывают (или подчеркивают) нужные слова и выражения,
чтобы потом использовать их в своем рассказе.
Учащиеся могут выписать
следующие слова и выражения из учебника
(с. 15): «убранство на Илье озарил», «заблистал шлем», «засияли
камни-яхонты», «Илья палицей размахивался
»
и др.

– Мы испытываем восхищение героем, гордость за то,
что на земле Русской был такой богатырь – Илья Муромец, который, не жалея
жизни своей, защищал Родину и верно служил ей.

Работают в парах.
Контрольно-оценочный лист получает
каждый школьник, заполняется на каждого учащегося при взаимопрослушивании.

Контрольно-оценочный
лист

(Ф.
И. ученика)

Качественная
характеристика описания

Шкала оценивания

«!»

очень хорошо

«?»

недостаточно хорошо

«–»

не удалось

Логичность, последовательность, соответствие плану

Использование средств связи для перехода от одной части
высказывания к другой

Использование образных выражений и слов из текста былин

Умение дать яркое описание внешности героя так, чтобы можно
было его хорошо представить

Умение передать чувства и свое отношение к герою произведения
эмоционально и выразительно

Использование жестов при рассказывании, изменение мимики лица
в соответствии с тем, о чем говорит

Баллы

Общее количество баллов за рассказ

Выразительно читать. Понимать на слух ответы
обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию.
Строить монологические высказывания. Уметь слушать в соответствии с целевой
установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять
высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа
по парте. Осуществлять контроль по результату

V. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Домашнее задание может быть дано дифференцированно.
Тем школьникам, которым не все удалось, следует доработать свои рассказы. А
тем школьникам, которые выступили отлично, дать иное задание, например,
прочитать былину о другом богатыре и составить о нем подобный рассказ по уже
готовому плану. Составить рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Внимательно слушают,
задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

VI. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися.
Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Чему вы учились на уроке?

– Что было трудным? Что удалось легко?

Отвечают на вопросы. Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают свою работу на уроке с помощью
следующих утверждений по шкале оценивания

(«0», « + », «–», «?»):

Я научился рассказывать по плану о герое произведения.

Я научился использовать дополнительную информацию из разных
источников о герое в своем рассказе.

Я научился использовать в своей речи слова и выражения из былинных
текстов.

Я научился рассказывать о герое так, чтобы передать свое эмоциональное
отношение к Илье Муромцу.

Я научился справедливо оценивать рассказ своего товарища.

Я научился видеть свои ошибки и признавать их

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «Ильины три поездочки»

4 класс «Школа 2100»Ломиворотова Дарина Игоревна, учитель начальных классов...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    4 класс «Школа 2100»Ломиворотова Дарина Игоревна, учитель начальных классов

    Описание слайда:

    4 класс
    «Школа 2100»
    Ломиворотова Дарина Игоревна,
    учитель начальных классов
    МБОУ «СОШ № 28» г. Кемерово

  • 2 слайд

     ТЕМА: Былина-жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»2

    Описание слайда:

    ТЕМА:
    Былина-жанр устного народного творчества.
    «Ильины три поездочки»
    2

  • 3 слайд

    1.Где жил и правил Олег? Почему он жил в мире с соседними странами? 2. Что

    Описание слайда:

    1.Где жил и правил Олег? Почему он жил в мире с соседними странами?

    2. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.

    3. Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? Объясни.

    Повторение

  • 4 слайд

    Ответ:Где жил и правил Олег? Почему он жил в мире с соседними странами? Князь

    Описание слайда:

    Ответ:
    Где жил и правил Олег? Почему он жил в мире с соседними странами?
    Князь Олег, которого прозвал русский народ Вещим изначально жил в столице древнего русского государства городе Киеве и правил там.
    А вот мудрость Олега заключалась в том, что он умел вести политические переговоры с соседними странами, а посему жил с ними в мире и дружбе.
    2. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.
    Смерть от коня. Предсказание сбылось. Конь Олега умер, но когда князь пришел посмотреть на кости коня, из черепа выползла змея и ужалила его.
    3. Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? Объясни.
    Олега оплакивали, потому что он был мудрым правителем, принесшим мир

  • 5 слайд

    Илья МуромецАлёша ПоповичРазгадайте имена и скажите, что их объединяет?Добрын

    Описание слайда:

    Илья Муромец
    Алёша Попович
    Разгадайте имена и скажите, что их объединяет?
    Добрыня Никитич
    Бодныяр Киничти
    Шалёа Почивоп
    Ияль Румоцем
    5

  • 6 слайд

    В. Васнецов. Богатыри1881-1898, холст, масло,295,3x446 см Государственная Т

    Описание слайда:

    В. Васнецов. Богатыри
    1881-1898, холст, масло,295,3×446 см
    Государственная Третьяковская галерея, Москва
    6

  • 7 слайд

    О картине В. М. Васнецова «Богатыри» Широко, раздольно простерлось поле. Беск

    Описание слайда:

    О картине В. М. Васнецова «Богатыри»
    Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его — Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется.
    Над этой картиной Васнецов работал много лет. Он мучительно искал людей, с которых можно было написать былинных богатырей. Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, зимой подрабатывающий в Москве извозчиком. В лице Добрыни Никитича присутствуют черты самого Васнецова, его отца и дяди. Алёшу Поповича художник писал с юного сына Саввы Мамонтова.
    В русской былинной традиции существует множество богатырей. Но Васнецов выбрал именно этих троих. Наверное, потому, что они удачно дополняют друг друга. Мощный, суровый Илья Муромец, благородный Добрыня и смекалистый, изворотливый Алёша Попович все вместе составляют образ доброй силы — защитницы русских рубежей. Картина эта столь хорошо известна, что, где бы ни зашёл разговор о былинных витязях, каждый вспоминает именно этих троих, стоящих на заставе в пронизываемом ветрами поле. Кажется, что именно они самые популярные и любимые герои русского народа на все времена.
    7

  • 8 слайд

     В мире русских былин

    Описание слайда:

    В мире русских
    былин

  • 9 слайд

    «Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный

    Описание слайда:

    «Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый» В.И. Даль

  • 10 слайд

    «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые

    Описание слайда:

    «Русский народ создал огромную
    изустную литературу: мудрые пословицы
    и хитрые загадки, веселые песни,
    торжественные былины – говорившиеся
    нараспев, под звон струн – о славных подвигах
    богатырей, защитников земли…»
    Л.Н. Толстой

  • 11 слайд

    БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции.

    Описание слайда:

    БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в.

  • 12 слайд

    В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители

    Описание слайда:

    В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли.

  • 13 слайд

    В. М. Васнецов. «Боян»

    Описание слайда:

    В. М. Васнецов. «Боян»

  • 14 слайд

    Происхождение слова «богатырь» Откуда происходит само слово «богатырь»? Есть

    Описание слайда:

    Происхождение слова «богатырь»
    Откуда происходит само слово «богатырь»? Есть мнение, что оно заимствовано из тюркских языков, где является в различных формах — багхатур, багадур, батур, батыр, батор.
    Ученые (Щепкин, Буслаев) прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый»

  • 15 слайд

    Ученые классифицируют богатырей на старших и младших. К старшим богатырям

    Описание слайда:

    Ученые классифицируют богатырей
    на старших и
    младших.

    К старшим богатырям относятся Святогор, Вольга Святославич, Самсон, Сухан, Полкан, Колыван Иванович, Дон Иванович , Дунай Иванович и др.

    К младшим относятся Добрыня Никитич, Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Данил Ловченин и др.

  • 16 слайд

    Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и си

    Описание слайда:

    Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями
    «Илья Муромец»).

  • 17 слайд

    «Илья Муромец». Реконструкция по методу Герасимова

    Описание слайда:

    «Илья Муромец». Реконструкция по методу Герасимова

  • 18 слайд

    ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ В ГОРОДЕ МУРОМЕВ образе древнерусского богатыря в

    Описание слайда:

    ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ В ГОРОДЕ МУРОМЕ
    В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца — это чувство справедливости и сознание своего долга — стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде.
    Он — герой общенародный, общерусский. 
    «Я иду служить за веру христианскую 
    И за землю российскую, 
    Да и за стольние Киев-град, 
    За вдов, за сирот, за бедных людей».

  • 19 слайд

    Исцеление Ильи Муромца; Илья Муромец и Соловей-разбойник; Илья Муромец и ра

    Описание слайда:

    Исцеление Ильи Муромца;
    Илья Муромец и Соловей-разбойник;
    Илья Муромец и разбойники;
    Илья Муромец на Соколе-корабле;
    Илья Муромец и Святогор;
    Илья Муромец и Сокольник;
    Илья Муромец и Калин-царь;
    Илья Муромец и Идолище;
    Илья Муромец и сын.

  • 20 слайд

    былина «Ильины три поездочки»20

    Описание слайда:

    былина
    «Ильины три поездочки»
    20

  • 21 слайд

    Словарная работаКремневенькие- Булатная броня- Убранство- Смета- Палица- Саже

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Кремневенькие-
    Булатная броня-
    Убранство-
    Смета-
    Палица-
    Сажень-
    из кремния.
    стальная и узорчатая.
    украшение, внешняя отделка.
    несметное, несчитанное богатство.
    тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
    2,134метра (3аршина)
    21

  • 22 слайд

    Словарная работаОблатынивать- Заподваливать- Не простофильтесь- Башлыки- Вор

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Облатынивать-
    Заподваливать-
    Не простофильтесь-
    Башлыки-

    Вороновые-
    Амбары-
    обращать в католическую веру.
    запирать в подвал.
    не поддавайтесь на обман.
    тёплый головной убор поверх шапки. Суконный капюшон с длинными концами.
    чёрные.
    сараи для
    хранения урожая,
    припасов, товаров.
    22

  • 23 слайд

    Физминутка23Дружно встали -раз, два, три. Мы теперь- богатыри. Мы ладонь к гл

    Описание слайда:

    Физминутка
    23
    Дружно встали -раз, два, три.
    Мы теперь- богатыри.
    Мы ладонь к глазам приставим,
    Ноги крепкие расставим.
    Поворачиваясь вправо
    Оглядимся величаво.
    И налево надо тоже
    Поглядеть из-под ладошек.
    И направо, и ещё
    Через левое плечо.
    Буквой Л расставим ноги,
    Точно в танце- руки в боки.
    Наклонились влево, вправо,
    Получается на славу!

  • 24 слайд

    Беседа24-Чем похожа былина на сказку? Чем отличается?-Похожа ли былина на

    Описание слайда:

    Беседа
    24
    -Чем похожа былина
    на сказку?
    Чем отличается?
    -Похожа ли былина
    на стихотворение?
    Чем?
    -Можно ли назвать
    поступки Ильи Муромца
    подвигами? Почему так думаете?

  • 25 слайд

    В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись ре

    Описание слайда:

    В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих. Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали
    пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.
    Виктор Михайлович Васнецов
    «Гусляры»

  • 26 слайд

    В. Васнецов. Илья Муромец. (Фрагмент картины «Богатыри»)Иван Петров, крестьян

    Описание слайда:

    В. Васнецов. Илья Муромец. (Фрагмент картины «Богатыри»)
    Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии
    Этюд для фигуры Ильи Муромца в картине «Богатыри»
    1883г, холст, масло,
    Государственная Третьяковская галерея, Москва.
    Ильины три поездочки
    26

  • 27 слайд

    В. Васнецов. Витязь на распутье Холст, масло. 1882 г. Москва, Россия. Государ

    Описание слайда:

    В. Васнецов. Витязь на распутье
    Холст, масло. 1882 г. Москва, Россия. Государственная Третьяковская галерея
    27

  • 28 слайд

    Сюжет о камне на развилке дорог встречается во многих сказках и былинах. Каме

    Описание слайда:

    Сюжет о камне на развилке дорог встречается во многих сказках и былинах. Камень указывает путнику, какая судьба ожидает его на каждом из расходящихся путей.
    Васнецов, выбрав для картины такой сюжет, постарался сделать его максимально правдоподобным. Он хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник был хорошо знаком с археологическими изысканиями своего времени, поэтому в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью — дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. На одном из камней диковинные полустёртые буквы. Чья рука выбила их? В какие незапамятные времена это произошло? Что за сила начинает управлять судьбами путников, едва они прочтут письмена, сулящие смерть, или женитьбу, или потерю коня? Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это — единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог.
    28

  • 29 слайд

    1.О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее название

    Описание слайда:

    1.О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее название? «Ильины три поездочки»

    2. Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги? Чем закончились поездки богатыря? Какие надписи сделал он на камне?

    3. Обсудите с другом, каково значение трёх поездок Ильи Муромца для Русского государства.

    Вопросы

  • 30 слайд

    Ответ:О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее назв

    Описание слайда:

    Ответ:
    О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее название? «Ильины три поездочки»
    В былине повествуется о том, как Илья Муромец боролся с врагом. По названию можно понять, что было у Ильи три битвы.

    2. Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги? Чем закончились поездки богатыря? Какие надписи сделал он на камне?
    Узнать, какова его судьба. «Богатырь Илья Муромец там был, да убит не бывал», «Прямо ездил — женатым не бывал», «Влево ездил — богат не бывал».

    3. Обсудите с другом, каково значение трёх поездок Ильи Муромца для Русского государства.
    Рекомендации: при обсуждении обратить внимание на то, что Илья ездил «в Западную сторону», упоминание крестов на щитах разбойников (рыцари тевтонского ордена) и т. п.

  • 31 слайд

    Домашнее задание: стр. 12-20 чит., РТ: с. 13-15

    Описание слайда:

    Домашнее задание:
    стр. 12-20 чит., РТ: с. 13-15

  • 32 слайд

    Итог урока32 Назовите отличительные черты былин. отсутствие рифмы напевност

    Описание слайда:

    Итог урока
    32
    Назовите отличительные черты былин.
    отсутствие рифмы
    напевность
    ритмичность
    повествование о подвигах
    гиперболы- преувеличения
    повторы…

  • 33 слайд

    Рассказ три поездки ильи муромца

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «Ильины три поездочки»

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Ильины три поездочки

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда. И вспомнил Олег коня своего»

  • Урок в 6 классе. Казахская сказка «Ер Тостик»

  • Рабочий лист по произведению «Меховой интернат» Э.Успенского

  • Презентация по чтению для 1 класса УМК «Школа России» «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

  • Конспект урока по чтению для 1 класса УМК «Школа России» «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово».

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • Рабочая программа и КТП литературного чтения (4 кл.)

  • Презентация по литературному чтению

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446143 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

  • Рассказ три старца лев толстой
  • Рассказ три пальмы читать
  • Рассказ три товарища осеева главная мысль
  • Рассказ три старца краткое содержание
  • Рассказ три товарища толстой распечатать