Задание для 6Г
24.12.21
Устно ответьте на вопросы 1-3 с. 190-191
24.12.21
Посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7036/main/247286/
23.12.21
Посмотрите видеоурок,выполните тренировочное и контрольные задания в течение урока
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7050/main/247350/
Задание для Турковец А. и Зиганшиной Д.: посмотреть видеоурок, выполнить творческое задание с. 191 (письменный развернутый ответ), работу делается в течение урока. Ответы прислать на viber или на почту
Задания для 6Г
1) Онлайн-консультация в 11.30 (для Васькова, Ефимова, Зайцева, Каазакова, Колдиной, Леонтьева, Носова, Осипова, Талипова, Чичимова, Шабановой, Шаровой)
2) Посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7036/main/247286/
Заполните таблицу цитатами из рассказа «Бежин луг»с. 171 — 173, сфотографируйте, пришлите в течение дня на viber или на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Таблица «Крестьянские дети»
Имя | Возраст | Описание внешности | Одежда | Семья | Черты характера |
Федя | |||||
Павлуша | |||||
Илюша | |||||
Костя | |||||
Ваня |
Задания для 6Г
06.12.21
1) Прочитайте стихотворение «Три пальмы» с.152 — 154
2) Посмотрите видеоурок https://resh.edu.ru/subject/lesson/7048/main/246134/
3) Прочитайте статью «Три пальмы» с. 151-152, письменно ответьте на вопросы №2,3 (рубрика «Размышляем над прочитанным»)
06.12.21
1) Прочитайте стихотворение «Три пальмы» с.152 — 154
2) Посмотрите видеоурок , выполните тренировочное и контрольные задания в течение дня
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7048/main/246134/
03.12.21
1) Составьте подробный план статьи учебника «М.Ю. Лермонтов» с. 146-148
2) Прочитайте стихотворение «Тучи» (с. 150)
3) Письменно ответьте на вопросы с. 150 (см. статью «Тучи» на с. 149-150 — есть подсказки)
Работы прислать на проверку в viber в течение дня
Задания для 6Г
02.12.21
1) Составьте подробный план статьи учебника «М.Ю. Лермонтов» с. 146-148
2) Прочитайте стихотворение «Тучи» (с. 150)
3) Письменно ответьте на вопросы с. 150 (см. статью «Тучи» на с. 149-150 — есть подсказки)
Работы прислать на проверку
02.12.21
Посмотрите видеоурок (№16) , выполните тренировочные и контрольные задания в течение дня
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7047/main/299140/
Задание для 6г
01.12.21
1)Посмотрите видеоурок https://resh.edu.ru/subject/lesson/7047/main/299140/
2) Устно ответьте на вопросы с. 144-145
Задание для 6Г
29.11.21
Прочитайте повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
29.11.21
прочитать повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
26.11.21
Прочитать повесть А.С.Пушкина «Выстрел»
Задание для 6Г
25.11.21
Прочитайте повесть А.С.Пушкина «Выстрел»
25.11. 21
Написать сочинение «Образ Владимира Дубровского в романе А.С.Пушкина» (по плану в тетради). Прислать в течение дня на Viber
Задания для 6Г
24.11.21
1) написать сочинение «Образ Владимира Дубровского в романе А.С.Пушкин» (по плану в тетради)
Работы прислать в течение дня на почту Галине Геннадьевне
22.11.21 (Для Дениса)
Составить устный развернутый ответ по плану (план пришлю тебе в Viber)
18.11.21 (Для Дениса)
Письменно ответь на вопросы 1 -4 к главам X — XII на с. 140 учебника (работы прислать на проверку)
17.11.21 (задание для 6г)
1) Посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7045/main/314962/
2) Из глав 3, 8 — 12 выписать цитаты, характеризующие Машу и Владимира (прислать на проверку)
15.11.21(задание для 6г)
1) Решите тест на знание содержания романа «Дубровский» (главы 1-6)
https://saharina.ru/lit_tests/test.php?name=test40.xml
2) Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» (гл.6) (составьте связный письменный ответ по вопросам)
Когда случился пожар?
Что предшествовало пожару в имении Дубровских в Кистеневке?
Кто совершил поджог имения?
Какие мотивы владели Владимиром Дубровским в момент начала пожара?
Какие драматические события сопровождали пожар?
Какова позиция крестьян на пожаре, как они себя повели?
Чем закончился пожар?
Каково значение данного эпизода в романе?
Домашнее задание: дописать анализ
08.11.21 (задание для 6Г)
Картины русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский» . Анализ глав 1, 2 ( запишите тему урока)
1) Посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7044/main/247414/
2) Анализ глав
Глава 1. 1.Дайте письменную характеристику К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского: 1) социальный статус; 2) военный чин; 3) название владения; 4) имущественное положение; 5) положение в обществе; 6) образованность; 7) черты характера; любимые занятия; 9) отношения с дворовыми; 10) отношения с соседями. (записать в виде таблицы)
2.У героев есть общее, но в чем их принципиальное различие? (краткий письменный ответ)
3. Что послужило причиной ссоры Троекурова и Дубровского? Как эта ссора характеризует героев? (устно)
Глава 2. Сцена в суде
1.Чем было продиктовано принятие такого решения суда? (краткий письменный ответ)
2. Почему «внезапное сумасшествие Дубровского подействовало на его (Троекурова) воображение и отравило его торжество» (устно)
3.Как вы оцениваете действия К. П. Троекурова? На чьей вы стороне? (краткий письменный ответ)
Домашнее задание: перечитать главы 3 — 6, подготовить устный рассказ о Владимире Дубровском (глава3)
22.10.21
1) посмотрите видеоурок, запишите в тетрадь основные положения лекции, термины (можно посмотреть в текстовом варианте урока «Введение. Об истории создания романа» — сразу после видео)
https://interneturok.ru/lesson/literatura/6-klass/narezka-dsh/a-s-pushkin-roman-dubrovskiy-chast-1-vvedenie-o-sozdanii-romana-dubrovskiy?block=player
2) Перечитайте 1 главу романа
3) посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7044/main/247414/
21.10.21
1) Посмотрите видеоурок, выпишите названия и схемы стихотворных размеров
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7038/main/314898/
2) Выполните практическую работу
https://trello.com/c/xjIY6BCC/33-стихотворные-размеры
Работы прислать в Viber в течение дня
18.10.21
1) Прочитайте стихотворение «Зимнее утро» с.55-56
2) Посмотрите видеоурок https://resh.edu.ru/subject/lesson/7042/main/247062/
3) Дайте письменные развернутые ответы на вопросы 1 — 3 с. 56-57 (Размышляем над прочитанным), выпишите определение антитезы, выучите его
Работы прислать в Viber в течение дня
К 25.10.21 роман «Дубровский» должен быть прочитан! ( это дз)
07.10.21
https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%20пушкин%20лицейские%20годы&path=wizard&parent-reqid=1633528057952213-1989862711541875222-sas2-0195-sas-l7-balancer-8080-BAL-8033&wiz_type=vital&filmId=14025295557016252371
27.09.21 (для ДО)
1) Прочитать басню «Осел и соловей» с. 34-35
2) Прочитать статью учебника «Осел и соловей» с. 35-36, записать в тетрадь вывод из статьи о басне
23. 09. 21 (для ДО)
1) Прочитайте «Сказание о белгородском киселе» стр.23-24
2) выполните задания: стр. 24 задания 1,3 письменно; (чтобы ответить на вопрос 3, нужно обратиться к статье учебника «Древнерусска литература» стр. 18-22)
Ответы пришлите на VIBER
20.09.21
1) Прочитайте статью учебника с. 18 — 22
2) Выполните задание №2 стр. 23
17.09.21
https://trello.com/c/SD2v2E19/30-подготовка-к-контрольной-работе
16.09.21
1)Выполните задание № 5 стр. 17 учебника (восстановите и запишите пословицы, устно объясните их смысл)
2) Посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7029/main/246230/
3) Сделайте подборку загадок (3-5)
27.05.21
подготовка к пересдаче контрольной работы (термины, таблица — выучить)
05,06,07.05.21
Прочитать «Робинзон Крузо» Д.Дефо (полностью)
12.03.21
1) с. 68 задание №5 (Размышляем над прочитанным) письменно, можно оформить в виде таблицы
2) С.68 №1 (Обогащаем свою речь) письменно
10.03.21
1) Посмотрите обучающее видео
https://rutube.ru/video/35808c92a77e1dcf1b47d66cf9eaf06a/
2) Составьте план «Медной горы хозяйка»
26.02.21
Пройдите по ссылке, выполните задание
https://trello.com/c/UQjDMXoR/14-подготовка-к-сочинению
24.02.21
1) Прочитать статью учебника «В.Г. Короленко», выписать основное (работу оформлять, как мы это делаем в классе)
2) Посмотрите видеоурок
https://interneturok.ru/lesson/literatura/5-klass/v-g-korolenko/v-g-korolenko-detstvo-pisatelya-nachalo-literaturnoy-deyatelnosti-v-durnom-obschestve-rabota-nad-i-i-ii-glavami-povesti-rasskazchik-ot-imeni-kotorogo-vedyotsya-povestvovanie-ego-zhizn-v-rodnom-dome-posle-smerti-materi-obraz-serogo-ravnodushnogo-goroda?block=player
19.02.21
Прочитайте «В дурном обществе» В.Г.Короленко
18.02.21
1) Прочитайте статью «И.А.Бунин», запишите в тетрадь основные положения статьи (учебник , часть 2)
2)Прочитайте рассказ Бунина «Косцы»
3) Посмотрите обучающее видео
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7407/main/304855/
12.02.21
Подготовьте выразительное чтение стихотворений с.272 — 282
11.02.21
1) посмотрите обучающее видео
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7379/main/244566/
2) прочитайте стихотворения А.Фета «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая»; устно ответьте на вопросы, помещенные после стихотворений; подготовьте их выразительное чтение
10.02.21
1) Прочитайте рассказ Чехова «Хирургия»
2) Посмотрите обучающее видео
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7376/main/305357/
14.01.21
1) Состаьте письменный план рассказа по теме «Герасим и Муму»
2) Подготовьте устный рассказ по составленному плану, используйте цитаты из произведения.
30, 31. 12.20
Посмотрите видео
https://www.youtube.com/watch?v=TQ6GNxI5YVY
25.12.20
Прочитайте эпизоды из рассказа «Муму»и выпишите цитаты, характеризующие героев, по плану: 1) соц.положение, 2) внешность, 3) поведение, 4) речь (цитаты пишутся в кавычках)
Капитон — с.192 (3 абзац), с. 197-199
Татьяна — с. 193(последний абзац) — 195; с. 199 (последний абзац) — 200
24.09.20
1) прочитайте сказку «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» с.28-36
2) устно ответьте на вопросы и выполниите задания 1-6 с. 37
3) задание 7 с.37 (буду спрашивать на уроке)
17 — 21.09 (3 урока)
Пройдите по ссылке и выполните задания
https://trello.com/c/xedBKR2V/1-царевна-лягушка
Работы для проверки пришлите мне на почту 21.09.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
#1. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
B. Похоронив отца, Григорий сам заболевает тифом и остаётся в живых только благодаря преданности и самоотверженности Прохора.
B. Похоронив отца, Григорий сам заболевает тифом и остаётся в живых только благодаря преданности и самоотверженности Прохора.
C. Иван Васильевич, герой рассказа «После бала», любит и восторгается Варенькой.
C. Иван Васильевич, герой рассказа «После бала», любит и восторгается Варенькой.
A. Те, кто собирается в путешествие по делу или для удовольствия, имеют в своём распоряжении различные виды транспорта.
A. Те, кто собирается в путешествие по делу или для удовольствия, имеют в своём распоряжении различные виды транспорта.
#2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
B. А.С. Пушкин по-доброму относится к Татьяне и восхищается ею.
B. А.С. Пушкин по-доброму относится к Татьяне и восхищается ею.
A. В газете «Панорама нашей жизни» появилась статья, посвящённая проблемам молодёжи.
A. В газете «Панорама нашей жизни» появилась статья, посвящённая проблемам молодёжи.
C. Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье.
C. Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье.
#3. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущеныошибка в построении сложного предложения
б) Человеку показалось то, что это сон.
б) Человеку показалось то, что это сон.
B. Человеку показалось то, что это сон.
B. Человеку показалось то, что это сон.
A. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
A. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
#4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущенынарушение в построении предложения с несогласованным приложением
б) О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
б) О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
A. Плохо выраженная мысль — это не только леность речевых усилий, но и леность мысли.
A. Плохо выраженная мысль — это не только леность речевых усилий, но и леность мысли.
B. О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
B. О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
#5. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
B. Тот, кто ищет безопасности, теряет всё.
B. Тот, кто ищет безопасности, теряет всё.
C. «На берегу пустынных волн» Невы стоит Пётр и думает о городе, который будет здесь построен и предназначенный стать окном России в Европу.
C. «На берегу пустынных волн» Невы стоит Пётр и думает о городе, который будет здесь построен и предназначенный стать окном России в Европу.
A. По приезде в санаторий отец сразу же пошёл к врачу.
A. По приезде в санаторий отец сразу же пошёл к врачу.
#6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
A. Все обсуждали хорошую тёплую осень и что зима наступит нескоро.
A. Все обсуждали хорошую тёплую осень и что зима наступит нескоро.
B. Мы надеялись, что кто-нибудь останется и сможет смотреть за домом.
B. Мы надеялись, что кто-нибудь останется и сможет смотреть за домом.
C. На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше.
C. На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше.
#7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущенынарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
б) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
б) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
A. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
A. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
B. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
B. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
#8. В каком предложении нет грамматической ошибки
B. Нужно при выходе из автобуса оплатить за проезд.
B. Нужно при выходе из автобуса оплатить за проезд.
A. Согласно приказу директора учащиеся прошли флюорографию.
A. Согласно приказу директора учащиеся прошли флюорографию.
C. Двое девушек собирали цветы на лугу.
C. Двое девушек собирали цветы на лугу.
#9. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущенынарушение связи между подлежащим и сказуемым
A. О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
A. О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
B. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
B. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
б) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
б) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
#10. Укажите предложение с грамматической ошибкой
B. Я не претендую на эту должность.
B. Я не претендую на эту должность.
A. Зимой он очень тосковал по южному морю.
A. Зимой он очень тосковал по южному морю.
C. В пьесе “Вишнёвом саде” Чехов показал представителей нового поколения России.
C. В пьесе “Вишнёвом саде” Чехов показал представителей нового поколения России.
#11. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
A. Одни задавали вопросы, а другие на них отвечали.
A. Одни задавали вопросы, а другие на них отвечали.
B. Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен
B. Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен
C. Мы выписываем журнал «Природа»
C. Мы выписываем журнал «Природа»
#12. В каком предложении нет грамматической ошибки
C. Поезд пришёл согласно расписанию.
C. Поезд пришёл согласно расписанию.
A. Одним из русских писателей, подробно описавшего русский быт, был Иван Бунин.
A. Одним из русских писателей, подробно описавшего русский быт, был Иван Бунин.
B. Он в своих высказываниях недалёк к истине.
B. Он в своих высказываниях недалёк к истине.
#13. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки
C. Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полонённым.
C. Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полонённым.
A. Все, кто бывал на Севере, знают, какой там суровый климат.
A. Все, кто бывал на Севере, знают, какой там суровый климат.
B. Первый и второй день состязаний прошёл спокойно.
B. Первый и второй день состязаний прошёл спокойно.
#14. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
C. Сказки любят как дети, но и взрослые.
C. Сказки любят как дети, но и взрослые.
A. В прежнее время он умел не только управлять, но и играть силой своей воли.
A. В прежнее время он умел не только управлять, но и играть силой своей воли.
B. В «Обломове» Гончарову удалось показать пороки всего дворянского класса.
B. В «Обломове» Гончарову удалось показать пороки всего дворянского класса.
#15. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки
B. Схемы показывают и помогают лучше усвоить многие правила русского языка.
B. Схемы показывают и помогают лучше усвоить многие правила русского языка.
A. На выставке представлена не только живопись, но и скульптура.
A. На выставке представлена не только живопись, но и скульптура.
C. По истории нам задано пересказ параграфа.
C. По истории нам задано пересказ параграфа.
#16. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
A. Пьесы А. П. Чехова ставят в многих театрах мира.
A. Пьесы А. П. Чехова ставят в многих театрах мира.
B. Части общей темы называются микротемами.
B. Части общей темы называются микротемами.
C. Бойцы верили и надеялись в победу.
C. Бойцы верили и надеялись в победу.
#17. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
C. Я люблю и наслаждаюсь морем.
C. Я люблю и наслаждаюсь морем.
A. Синонимы – это богатство языка.
A. Синонимы – это богатство языка.
B. Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни.
B. Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни.
#18. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
C. Благодаря мужеству Тома дети всё-таки выбираются наружу в пяти милях от «Главного входа».
C. Благодаря мужеству Тома дети всё-таки выбираются наружу в пяти милях от «Главного входа».
B. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.
B. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.
A. Он, согласно правилам, отпустил себе волосы до плеч и протирал свои широкие штаны на классной скамейке, начиняя голову латынью.
A. Он, согласно правилам, отпустил себе волосы до плеч и протирал свои широкие штаны на классной скамейке, начиняя голову латынью.
#19. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
B. «Гранатовый браслет» А. Куприна – шедевр не только русской, но и мировой литературы.
B. «Гранатовый браслет» А. Куприна – шедевр не только русской, но и мировой литературы.
A. Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин.
A. Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин.
C. К немногим произведениям, написанных о любви, можно причислить романы Тургенева и Гончарова.
C. К немногим произведениям, написанных о любви, можно причислить романы Тургенева и Гончарова.
#20. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
B. Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат.
B. Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат.
A. Критики приняли спектакль благосклонно.
A. Критики приняли спектакль благосклонно.
C. Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться.
C. Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться.
Конспект урока
Литература
6 класс
Урок № 18
М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- знакомство с историей создания баллады М.Ю.
Лермонтова «Три пальмы»; - определение темы и задумки автора;
- анализ примеров изобразительных средств.
Тезаурус
Баллада – стихотворение
особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.
Гипербола – преувеличение.
Лирика – это
один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения
отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний
человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не
описываются, а выражаются.
Лирический герой –
это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как
жизненная роль, как лицо, наделённое особенностями индивидуальной судьбы,
своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленный
из текста лирических композиций.
Метафора –
оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на
основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
Сравнение –
слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Стихотворение –
художественная речь, строка стихотворного текста, организованная по
определённому ритмическому образцу.
Тропы (изобразительные средства) – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном,
переносном значении.
Эпитет (от
др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») – определение при слове, влияющее на его
выразительность, красоту произношения.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В.
П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 54-55
Дополнительная литература:
1. Произведения школьной программы. Русская
литература. 5-9 классы / Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман, Н. Д. Киоссе. –
Ростов-на-Дону, Феникс, 2018, стр. 285
Открытые электронные ресурсы:
Мир русской литературы http://www.literaturus.ru/p/blog-page_962.html (Дата
обращения: 01.07.2019)
Теоретический материал для самостоятельного
изучения
Вопросы о смысле человеческой жизни и о месте
человека в мире волновали писателей и поэтов во все времена. Как об этом
рассуждает знаменитый русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении
«Три пальмы»?
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли…
Поэт передаёт яркие краски восточной природы,
«степи аравийской земли», необычную эпическую картину: в пустыне – единственный
оазис.
«Три гордые пальмы» – главные героини
стихотворения, которые растут в пустыне, где ещё ни разу не ступала нога
человека.
Жанр восточной притчи (сказания) придаёт
балладе «Три пальмы» статус народной мудрости. Оно было создано в 1838 году, а
напечатано в 1839 в журнале «Отечественные записки».
Количество пальм (три – библейская символика)
ассоциируется с чувством, разумом и волей. Деревья полны сил и энергии, но они
несчастны, считают себя бесполезными и одинокими.
Оазис-рай образовался вокруг родника – это
символа духа, связывающего человека со Всевышним. Пальмы обратились к Создателю
с просьбой помочь им выполнить своё предназначение – стать убежищем для
одинокого путника.
На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!
Бог услышал их и послал к ним караван. Пальмы
махали людям своими изумрудными листьями и радовались.
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студёный ручей.
Люди же из ручья утолили жажду, отдохнули в
тени пальм, а потом срубили деревья.
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Пальмы срубили, и оазис исчез. Так люди ради
минутных желаний или выгоды не думают о последствиях.
По сюжету «гордые пальмы» были наказаны за то,
что посмели «на Бога роптать».
Тем самым Михаил Лермонтов хотел показать, что
не стоит просить у Бога изменить свою судьбу – нужно следовать своему
предназначению. Эту тему фатализма Лермонтов более подробно раскроет в другом
своём произведении – «Герой нашего времени».
Автор также хотел показать, что бессердечие
людей губительно для природы.
И ныне всё дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскалённый заносит…
В балладе противопоставляются жизнь и смерть.
Поэтом используется приём антитезы. Сначала перед нами предстаёт удивительная
картина волшебного оазиса, который затем становится пеплом, ручей заносит
раскалённый песок, и пустыня вновь становится безжизненной.
Лермонтов использует следующие выразительные
средства:
эпитеты (звучный ручей, роскошные листья,
гордые пальмы, бесплодной почвы, махровою главой),
метафоры (песок крутился столбом, пылающая
грудь),
сравнения (люди – «малые дети», караван «шёл,
колыхаясь, как в море челнок»),
олицетворения (родник пробивался, шепчутся
листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей). Олицетворения
позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью,
символы: стволы деревьев – «тела», листья –
это «одежда», пальмы «пали без жизни».
Михаил Юрьевич Лермонтов в своей балладе «Три
пальмы» хотел рассказать читателю о хрупкости окружающего мира, пытался
предостеречь от недальновидных поступков и амбициозных желаний.
Дополнительный материал
Стихотворение «Три пальмы» впервые напечатана
в «Отечественных записках» (1839, т. 5, № 8, отд. III, стр. 168–170). Белинский
с восторгом отзывался об этом произведении и писал, что «пластицизм и
рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок – сливают в
этой пьесе поэзию с живописью» (Белинский, т. 6, 1903, стр. 51).
Жанр этого стихотворения – баллада
(стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему, где реальное
нередко сочетается с фантастическим). Можно отметить следующие признаки баллады
в этом стихотворении:
наличие сюжета (есть кульминация, завязка и
развязка);
рассказ на легендарную тему;
фантастическое в балладе: ропот пальм на Бога,
их мысли, разговор;
реальное в балладе: гибель трёх пальм и дикое
пустое место, бывшее раньше цветущим оазисом.
Особенности баллады как жанра:
наличие сюжета (есть кульминация, завязка и
развязка);
эмоции автора и чувства героев»
сочетание реального с фантастическим;
романтический (необычный) пейзаж;
мотив тайны;
сюжет может заменяться диалогом;
лаконичность;
сочетание лирического и эпического начал.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный выбор
Какие вопросы (темы) волновали Михаила
Лермонтова в стихотворении «Три пальмы»?
Варианты ответа:
тема смысла человеческой жизни;
темы любви и дружбы;
тема поэта и поэзии.
Задание основано на материале урока. Вспомните
какие темы были названы?
Правильный ответ:
тема смысла человеческой жизни.
Выделение цветом
Найдите в тексте эпитет и выделите его.
Столбом уж крутился песок золотой…
Сначала вспомним, что такое эпитет.
Это образное прилагательное.
Задание основано на материале урока и на ранее
изученном материале.
Правильный ответ:
Столбом уж крутился песок золотой… (Цветом
выделяется слово «золотой».)