Рассказ три девочки верейская

Часть перваяглава iнаташа переезжает на новую квартиру и знакомится с люсей и катей. странности докторакогда софья михайловна пришла домой и

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Три девочки [История одной квартиры] - any2fbimgloader3.jpg

Глава I

Наташа переезжает на новую квартиру и знакомится с люсей и катей. Странности доктора…

Когда Софья Михайловна пришла домой и сообщила, что нашла, наконец, комнату, на которую стоит обмениваться, Наташа первым делом спросила:

– А девочки в квартире есть?

Софья Михайловна ответила:

– Я там видела двух девочек, и как раз твоего возраста.

Наташа кивнула головой.

– Это хорошо. Потому что я люблю общество.

Отец и мать засмеялись.

– Ничего нет смешного! – возмутилась Наташа. – Что это за квартира, где одни взрослые, как у нас?

– Одни взрослые, – повторил отец, – да и те… – и он сделал такую гримасу, что Наташа громко расхохоталась. Никто не умел делать таких изумительных гримас, как Леонтий Федорович – Наташин отец. Это не были просто смешные или уродливые гримасы, – нет, они всегда выражали именно то, что он в данный момент хотел сказать словами. И сейчас Наташа поняла сразу папину гримасу.

Софья Михайловна также засмеялась и сказала:

– Леня, ну почему ты юрист? Тебе надо было на сцену

– Юрист тоже должен быть немножко актером, – ответил Леонтий Федорович, потом притянул к себе Наташу, посадил ее на колени и сказал жене: – Ну, рассказывай, какую нашла комнату.

Через несколько дней они переехали. Новая комната была очень большая, светлая, с широкой стеклянной дверью на балкон. Когда расставляли мебель, было очень много споров, куда что поставить. Наташе непременно хотелось иметь свой собственный, совсем отдельный уголок, и она доказывала, что лучше всего отделить его огромным папиным книжным шкафом и буфетом. А папа уверял, что тогда ему невозможно будет подойти к своему письменному столу, и в лицах изображал, как он с трудом лезет в узкую щель между буфетом и столом. Мама с Наташей смеялись; смеялись и возчики, вносившие вещи В конце концов все были довольны: и Наташа, получившая отдельный уголок, и папа, установивший свой большой стол и шкаф так, как ему хотелось, и возчики, с которыми он все время шутил, и мама – потому что вокруг нее все были веселы.

Когда все было внесено и расставлено и возчики ушли, Наташа выбежала из комнаты и громко крикнула в пространство:

– Девочки! Выходите сюда!

Дверь прямо против Наташиной комнаты открылась, и на пороге появилась девочка с двумя светлыми косичками. Она остановилась, держась за ручку двери, и глядела на Наташу исподлобья большими глазами. И в тот же миг где-то хлопнула еще дверь, раздались быстрые шаги по коридору, и в прихожую выскочила еще девочка – круглолицая, темноглазая, с широким вздернутым носиком и большим веселым ртом.

– Это вы к нам въехали? Ты здесь жить будешь? А как тебя зовут? – спросила она, с любопытством разглядывая Наташу.

– Да, мы будем здесь жить. Я – Наташа. А ты?

– А я – Люся. Мы тоже недавно сюда переехали. А тебе сколько лет?

– Ровно через неделю будет двенадцать. А тебе?

– А мне двенадцать будет через одиннадцать месяцев. Я перехожу в четвертый класс. А ты?

– А я в пятый.

– А смотри-ка! Я ростом выше тебя. Давай померяемся! Перед зеркалом!

Девочки встали рядом и посмотрелись в зеркало.

– Точка в точку! – удивилась Наташа.

– Совсем одинаковые! – закричала Люся. – Катя! Иди сюда, стань рядом. Ты выше или ниже нас?

Девочка с косичками, смущенно улыбаясь, подошла и стала около Люси.

– И я такая же, – сказала она.

– Чудно-чудно-чудно! – Люся захлопала в ладоши. – Все три – как одна!

– Тебя зовут Катя? – спросила Наташа девочку с косичками.

Та молча кивнула головой.

– А тебе сколько лет?

– Ей только на днях исполнилось одиннадцать, и она в одном классе со мной, только я с ней не дружу, потому что она кислятина, – выпалила Люся одним духом. – А смотри-ка, – показала она пальцем в зеркало, – какие у тебя брови забавные, – точно птица крыльями размахнула. А у меня – смотри – бровей вовсе нет. А у Кати тоненькие-тоненькие. А ты отличница или нет?

– Я отличница, – сказала Наташа. – А ты?

Три девочки [История одной квартиры] - any2fbimgloader4.jpg

– А я нет. А Катя тоже отличница. Она уроки долбит-долбит, а я так не могу. А ты знаешь, что у вас в комнате – балкон? Я на нем ни разу не была, а мне так хочется!

Наташа схватила девочек за руки.

– Пойдемте сейчас на балкон!

– Чудно-чудно-чудно! – И Люся запрыгала.

– А разве можно? – робко спросила Катя.

– Раз я зову, – значит, можно, – живо ответила Наташа. – Я же теперь хозяйка. Идемте!

И, держась за руки, они втроем вбежали в комнату. Дверь на балкон была раскрыта настежь, и там, облокотившись на перила, стояли Наташины родители.

– Мама! Папа! Вот мои девочки! – закричала Наташа, выталкивая Люсю и Катю перед собой в балконную дверь. Отец и мать оглянулись.

– Твои? – улыбнулась Софья Михайловна. А Леонтий Федорович протянул руку и, взяв в свою широкую ладонь руки обеих девочек, потряс их.

– Как здесь красиво! – воскликнула Наташа, оглядываясь во все стороны.

– Да! – откликнулась мать. – Хорошо!

– Ой! Как здесь чудно! – захлопала в ладоши Люся.

– А ты что же молчишь? Или не нравится? – обратился Леонтий Федорович к Кате и поднял за подбородок ее опущенную голову.

– Нравится, – прошептала Катя.

– И мне нравится, – сказал серьезно Леонтий Федорович. – Ширина-то улицы какая! И сплошной бульвар!

– А теперь пойдем, мы тебе всю квартиру покажем! – И Люся схватила Наташу за руку.

– Подожди, мне жалко уходить отсюда, – ответила Наташа.

* * *

Под вечер познакомились с остальными жильцами квартиры.

Первым вернулся домой старый доктор. Он был высокого роста и держался очень прямо, несмотря на свои семьдесят лет. У него была привычка быстрым движением головы откидывать назад свои густые и слегка вьющиеся длинные седые волосы. Во всей его фигуре и в лице с крупными и выразительными чертами было что-то благородное и гордое, но одет он был неряшливо.

Он вошел в прихожую в тот самый момент, когда вновь въехавшая семья разбирала поставленный в угол сундук. Люся и Катя стояли тут же.

Часть первая

Глава 1. Наташа переезжает на новую квартиру и знакомится с Люсей и Катей. Странности доктора

Ленинград, июль. Отличнице Наташе скоро 12 лет. Вместе с папой Леонтием Федоровичем, юристом, и мамой Ольгой Михайловной она въезжает в новую квартиру. Там Наташа находит себе подруг: светленькую Люсю и темненькую сироту Катю, тоже отличницу. Им по 11 лет. Все трое – одинакового роста.

Родители Наташи здороваются с соседями: старым одиноким доктором, чье имя никто не расслышал, мамой Люси медсестрой Анной Николаевной, дедушкой Кати слесарем-изобретателем Яковом Ивановичем. Подружки отделяют себе уголок в коридорчике для занятий и игр.

Глава 2. День рождения Наташи. Разговор о докторе. «Только никому не говорите»

На день рожденья Наташе и ее подругам папа подарил по книжной полке. Люся рассказала подружкам, что в молодости у старого доктора была любимая жена и пара друзей. Жена умерла в тюрьме – она была революционерка. Один из «друзей» донес на нее, а другой от страха предал дружбу. С тех пор доктор людям не верит.

Глава 3. Наташа чувствует себя виноватой. Примирение в «разговорке»

Папа ведет Наташу в музей. Катю не берут с собой. Пусть готовит обед дедушке. Наташе стыдно. Дома в комнатке-разговорке она плачет вместе с Катей. И решает в другой раз пойти вместе.

Глава 4. Как они «сумерничали». Где же вихрашка?

Семья Наташи и ее подружки «сумерничают». В Гражданскую войну папа жил в детдоме. Решил он с Гулькой сбежать от строгого нового директора. Гулька стащил набор инструментов. Их увидела девчонка со смешными вихрами из-под шапки. Гулька толкнул ее – она провалилась под речной лед. Вылезла сама, не приняла помощь папы. И чуть не умерла от воспаления.

Гульку отправили в колонию, а папа с Вихрашкой подружился. Однажды, уезжая с дочкой Вихрашкой, директор пожелал ребятам «быть такими, чтоб всем окружающим было около вас всегда тепло и весело». Позднее папа отыскал Вихрашку. И женился на ней!

Глава 5. Вторжение в комнаты доктора и что из этого получилось. Шесть порций эскимо

Девочки увидели, что комната доктора открыта – и взялись за уборку. Цветы в вазу поставили. А он вернулся – и отругал их. Софья Михайловна пристыдила старика. Зачем испортил детям радость? Надо любить тех, кто рядом. Он извинился и дал девочкам эскимо. А они запиской подтвердили, что больше не сердятся.

Глава 6. Доктор и Тотик. Софья Михайловна и Яков Иванович. Мы знакомимся с братом Кати

Суровый доктор оттаял, стал говорить о своей научной работе, полюбил младшего братишку Наташи, обедал в их семье. Поласковей стал и дедушка Кати. Жизнь у него нелегкая, работает с 12 лет, для страны старается, сидел в тюрьме как революционер. Один вырастил внуков – Васю и Катю.

Глава 7. Тяжелый день Наташи

Новая школа Наташе не понравилась. И пятиклассники вокруг – как чужие. После разговора с мамой – все как рукой сняло. Наташа полюбила школу, стала в ней отличницей.

Глава 8. Что же такое «соленая католюандо»?

Девочки подружились с Катиным братом Васей, художником. Он рисовал для них карикатуры. А папа Наташи придумал ребус: из начальных букв имен всех жильцов вышло название квартиры «Католюандо». А «соленая» – потому что все они веселые, активные.

Глава 9. Встреча Нового года. «Ула, ула!» — кричал Тотик

Все жильцы дружно встретили праздник. Девочки устроили сюрприз с угадыванием, Леонтий Федорович заставил прыгать на столе тарелки, доктор сварил украинского рождественского узвара, но лучшим был сюрприз Васи: он уговорил прийти к столу дедушку. Так начался 1941 год.

Часть вторая

Глава 10. Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает

Настал 1942. Идет война с фашистами. Отец Наташи на фронте. Она письмом сообщает ему новости. Она – в пожарном звене дома, тушит песком зажигательные бомбы. Катя и Люся – в медпункте. Все девочки работают на совесть. Они не попали в эвакуацию – болели. А после началась блокада Ленинграда, а с нею – голод. Есть и бомбежки, и обстрелы. Вокруг города «огненное кольцо». Наташа видит, как умирают люди… Нет, такое письмо нельзя отправлять отцу. «Мы все выдержим!»

Глава 11. Цена хлебного довеска. У проруби на Неве. Появление «жениха»

У Кати мальчик крадет довесок к 125-граммовой буханке хлеба – и кормит им младшую сестренку. Люся с Наташей опекают старушку. Потом ее сын-«жених», солдат, благодарит их за заботу. Все ослабели, но трудятся.

Глава 12. Возвращение из госпиталя. Погребенная под развалинами. Спасение

На минутку в дом заскочил Вася, теперь солдат-доброволец. Оставил сухарей: «Ничего немцам с нами не сделать!» Госпиталь, где работают мамы Наташи и Люси, переводят к месту боев. Сама Люся чудом остается жива после обстрела. В подвале она находит 6-летнюю Аленушку.

Глава 13. Наташа знакомится с комсомолкой Ниной Смолиной. Закон взаимовыручки

Нина Смолина – девушка, чьей помощи по хозяйству ждут люди. Она же приводит Люсю домой, обронив бумажник. Наташа узнает, что на работе от Нины нет вестей. Нина идет по пустынному морозному городу. У нее болит душа за родных – и всю страну. Люди помогают друг другу выжить, делятся хлебом. Жива и Нина Смолина, только ослабла очень.

Глава 14. Снова появляется «жених». Надо ехать

Оказывается, ленинградцы сутками работают над дорогой, которая поможет по льду Ладожского озера вывезти людей, доставить продовольствие. Протягивается «ниточка» на «Большую землю», чтобы спасти город. Здесь – «тот же фронт». Сын старушки, «жених» вывозит мать, Софью Михайловну, Тотика и девочек из города.

Глава 15. На машине через Ладогу. Все тот же закон взаимовыручки

Все едут «Дорогой жизни». В деревне «жениха» дети первым делом пьют горячее молоко. Всем радостно.

Глава 16. Старики читают письмо. На двери висит замок

Старики Яков Иванович и доктор получают письмо от девочек – и еду. Они узнают, что Софья Михайловна открыла в деревне детский сад и ясли. Девочки ей во всем помогают. А летом собираются трудиться на огороде в колхозе. От пережитого волнения за друзей доктор умирает на следующий день. Старик Яков идет жить на завод.

Эпилог. Победа! Снова дома. Клятва

Осенью 1944 года в «квартиру хороших людей» вернулись слесарь Яков Иванович и Леонтий Федорович (с наградами и без руки). Девочки повзрослели. Теперь они разного роста. Люся – выше всех. Наташа схожа с юной Вихрашкой, ну а Катя стала смелее, активнее. Вырос и Тотик (теперь – Ваня). Девочки мечтают учиться, работать. Наташа – художницей, как Вася. Люся – воспитательницей. А Катя еще не решила, кем. Подруги дают клятву отдать все силы «нашему народу, Родине!»

Читательский дневник по повести «Три девочки» Верейской

Сюжет

В Ленинграде живут три подруги: 12-летняя Наташа с родителями и братиком, 11-летняя Люся с мамой-медсестрой и 11-летняя Катя с дедушкой-слесарем. В 1941 году начинается война, блокада города. Девочки помогают тушить бомбы, ухаживают за ранеными, дружат с одиноким доктором, голодают. «Дорогой жизни» по льду Ладожского озера их увозят из города. Они клянутся хорошо учиться и работать ради счастья народа, Родины.

Отзыв

Тема повести: героизм народа в годы войны на примере жизни трех девочек-подружек из Ленинграда. Вся страна, в тылу и на фронте, в бою и труде, воюет с фашистами. Все в городе – как одна семья. Защитницами города стали и девочки Наташа, Катя, Люся. Они взрослеют, учатся отвечать за свои поступки. Доброе дело – забота об одинокой старушке – оборачивается для них спасением. Девочек одних из первых увозят «Дорогой жизни».

После войны они дают клятву учиться и работать на благо Родины. Повесть учит любить жизнь, Родину, людей, семью, друзей, мечтать не только о своем счастье, но и всех людей. Учит взаимовыручке и мужеству, учиться, трудиться, бороться, верить в добро.

Конспект
урока

Предмет:
литературное  чтение на родном русском языке.

Урок
№ 10

Дата
проведения:15.11.2021г.

Класс:4-В

Учитель:
Капаева Г.Р

Тема: Такое
разное детство.Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).

Цель: Познакомить ребят с понятием блокада; со
страшным периодом в жизни нашей страны.

Задачи:

Пробудить в детях чувство сострадания и гордости
за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда через произведение Елены
Верейской «Три девочки».

привлечение к чтению, формирование коллективного
читательского мнения, воспитание у ребят умения глубоко анализировать
прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от
коллективного;

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою
страну, за свой народ.

Планируемые результаты

Предметные:

— понимать значимость произведений
великих русских писателей;

Метапредметные:

— планировать работу на уроке;

— осмысливать цели чтения;

— высказывать свое мнение;

— проверять чтение друг друга
и оценивать свои достижения и результаты сверстников.

Личностные:

— осознавать через произведения
мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения,
взаимопонимания)

Формы урока: индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация, икт

Ход урока:

1.      Организационный
момент.

ОВЗ: проверка
готовности к уроку.

2.      Мотивация
учебной деятельности учащихся.

На
урок я пригласила сегодня библиографов, историков, аналитиков…

Слово
библиографу:   Елена Николаевна Верейская – русская писательница родилась 130
лет назад  в конце 19 века в 19 декабря 1886 году. И уже 50 лет как её нет с
нами Она умерла в 1966г.  она много писала для детей. И в том числе книгу «3
девочки», вышла из печати в 1948г. – 70 лет . И  задумалась, что же в этой книге такого, что   спустя много
лет так трогает   нас , современных читателей?

3.      Сообщение темы и задач урока.

«
Будьте такими, чтобы людям всегда было около вас тепло и весело!»  

ОВЗ:
формулирует тему урока, ставит задачи.

4.
Изучение нового материала.

А)
Беседа.


Не один раз эти слова встречаются в повести. Кому принадлежат эти слова?


Как вы понимаете смысл этих слов?


Вот мы с вами сегодня выясним, что делали, как жили, о чем думали герои  произведения,
  

 
чтобы окружающим было тепло и весело.


 Какой подзаголовок имеет книга? ( «История
одной квартиры» — подзаголовок повести.)


Кого бы вы определили гл.  героем?  ( а) Наташа, Люся, Катя — девочки-ровесницы, которым предстоит пережить
вместе радость и горе

ОВЗ: отвечает на вопросы.

б)
это люди, о которых рассказывает автор: несколько семей, живущих в большой
коммунальной квартире. Все они очень отличаются друг от друга: у них разный
жизненный опыт, возраст, интересы, образование – казалось бы все это должно
было разделить, разобщить их. Но, если это люди открытые общению, готовые
разделить с ближними и горе, и радость, то никакие барьеры не страшны.)


С чего начинается повесть «Три девочки»?


Сколько комнат было в коммунальной квартире ?А сколько семей жило в квартире?


У кого из героев было 2 комнаты?


Составьте кластер жителей коммунальной квартиры. Попробуйте вспомнить имена
героев повести. (Образовательный
кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению
учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем)

Наташа с мамой, папой и братом занимают одну
комнату, Люся с мамой другую, Катя с дедушкой (и брат Вася, который учится на
художника) третью. Ещё две комнаты занимает доктор, который живёт один,
переживает собственную трагедию (его жена погибла).

— Что вы можете рассказать о семье Наташи, какие
традиции есть в этой семье. (совместные творческие походы в театры, музеи,
дружные посиделки , беседы…)

 — Как характеризует Софью Михайловну рассказ о
Вихрашке.я (твердый характер, преданность)

  — Итак, вспомнили всех героев коммунальной
квартиры. Какие отношения связывают  жителей квартиры:  (Постепенно
в дружескую атмосферу квартиры вовлекаются и остальные соседи. Софья
Михайловна, обладая природной чуткостью, незаурядной силой характера и
прямотой, смогла вернуть радость в жизнь одинокого и замкнутого соседа доктора,
помогла ему преодолеть боль давней потери любимого человека и предательства
друзей. Новые соседи стали настоящими друзьями)

ОВЗ: работает с классом.

В) 3адание:

1)  Кто говорит и по какому поводу?


Я говорю о людях, которые вокруг вас. Не обязательно о больных, но и о
здоровых, о больших и маленьких, хороших и плохих, – вот о тех самых
людях, которые живут, чувствуют, радуются и страдают совсем рядом с вами.
Понимаете?

Кто говорит и по какому поводу?

– Случается, –
улыбнулась Софья Михайловна. – С каждым человеком так бывает, что вдруг
какая-то самая нелепая глупость выбьет из колеи. Но тут важно не поддаться
этому, не верить своему ощущению, будто все к тебе плохо относятся. Какой совет
дает мама Наташе?  

Какой
совет дочери дает мама? (Будь сама собой и поменьше думай о себе)

Что же произошло?

Поздно
вечером, лежа в постели, Наташа долго думала, – как же быть с папой? Как
дать ему понять, что с Катей теперь все хорошо?.. Но дать понять так, чтоб
ничего-ничего не рассказывать о том, что произошло…


Какие  события в квартире показывают, что люди заботятся друг о друге…(День
рождение Наташи,   тихая ссора подруг из- за  Кати и переживания Наташи, уборка
в комнате доктора,

Новый
год,  в который каждый внес свою
веселую задумку!)

ОВЗ:

Работает с классом.

2 задание: в тексте встречаются всякие
странные слова.  (слова и определения нужно разбросать в таблице, чтобы дети
потом правильно соединили)

1

«Классная»

А

Название
комнаты как в «Детстве» и «Отрочестве» Л.Н.Толстого, где девочки, по словам,
Наташи будут «читать, играть, уроки учить»

2

«Разговорка»

Б

Крошечная
темная проходная комнатка перед кухней, вся левая сторона которой была
отделена занавеской, где стояли сундуки и всякое старьё. «Местечко, где можно
сидеть вместе и разговаривать о самых интересных вещах»

3

сумерничали

В

Сидеть без огня в сумерках, в ожидании
наступления темноты, ничего не делая или тихо беседуя.

4

Вихрашка

Г

Детское
прозвище Софьи Михайловны

5

украинский «узвар»

Д

национальный украинский напиток,
приготовленный из сухих фруктов и ягод

6

«буржуйка»

Е

 Металлическая (стальная или чугунная)  печка,
в городской квартире, которую попили деревом…

7

«Соленая Католюандо»

Ё

Ребус-
шифр название квартиры:

Соня-
Лёня- Наташа- Яков- Катя –Тотик — Люся – Анна – Доктор.

8

жених

Ж

Юноша,  который собирался пожениться ( у
которого есть невеста).

9

«Медный всадник»

З

Памятник
Петру
I
французского скульптора Фальконе. Голова Петра сделана Марией Колло, ученицей
скульптора.

10

удостоверение члена отряда по бытовому обслуживанию
трудящихся

И

Документ
райкома комсомола, выдававшийся добровольцам в блокадном Ленинграде,  
помогавшим жителям города.

ОВЗ: работает с таблицей.

4.      Физкультминутка.

ОВЗ: активно отдыхает.

5. Обобщение изученного материала.

— «Чудно встретили сорок первый год! –
воскликнула Анна Николаевна. – И вот увидите, он весь пройдет радостно и
весело и мы еще лучше встретим следующий. Все охотно согласились с ней. И никто
не подозревал, как жестоко она ошибается.»

— На сколько частей можно разделить повесть?
Назовите их. («До войны», «Блокада» — так можно было бы
назвать две части повести.)

— Мирную жизнь Ленинграда, да и всей страны
обрывает война.

— Ленинград, ночь на 1 января 1942 года

Чтец:
(наизусть письма Наташи)

«…Папа!
Помнишь, в прошлом году ты говорил мне, что я – счастливая, что дожила до
двенадцати лет и ни разу не видела ни одной смерти. Ой, папа, сколько я ее вижу
теперь! Я не могу забыть одного ребеночка, который погиб на пожаре. И на улице
часто видишь, как человек падает и умирает.

Да,
папа, трудно нам, очень-очень трудно. Очень голодно, – ведь подвоза
продуктов нет. Нет света, нет воды. Получаем 125 граммов хлеба в сутки на
человека. Тотик в садик не ходит, очень ослабел. Мы приносим ему из садика его
паёк – немножко супу и каши без масла. Но это так мало!

По
вечерам на улицах совсем темно, все окна завешены. А после десяти часов
выходить запрещено. Мама купила нам всем большие плоские значки, вроде брошек.
Они покрыты каким-то составом, который светится в темноте. Теперь все ленинградцы
носят такие значки, чтобы в темноте не натыкаться друг на друга.

Но
только ты, пожалуйста, не подумай, что мы унываем, падаем духом. Нет, ты знай:
мы выдержим! Все выдержим, – ведь мы знаем: вы не отдадите наш город этим
проклятым фашистам.

Знаешь,
вчера вечером мы шли через Неву – я, Люся и доктор. Остановились на мосту,
оглядываемся – в какую сторону ни посмотрим, всюду зарево: одно – ближе, другое
дальше, и все время слышим пушечные выстрелы. А доктор и говорит: «Вот,
девочки, запомните на всю жизнь, как мы своими глазами видели это огненное
кольцо вокруг своего города!»

Конечно,
мы все запомним. Разве возможно это забыть?! Ну, вот видишь, – я хотела
написать все по порядку, а не получилось. Ну ничего, ты только знай: выдержим!
 

До
свиданья, папа! До счастливого свиданья после победы! Я знаю, мой папа вернется
героем!..
 

Целую
тебя крепко-крепко.
 


Чье письмо прочитали? Кому оно написано? — Дошло оно до адресата? Почему?
(Наташа пишет отцу на фронт, но сжигает письмо, заботится об отце, чтобы не
переживал)


Чем занимались наши герои до войны и во время войны?

Герои повести

До войны

Во время войны

Леонтий Федорович

Юрист

Ушел
на войну

Софья Михайловна

Дома
помогала мужу, писала тексты

В
госпитале, дружинница

Яков Иванович

Мастер,
слесарь на Балтийском заводе

Анна Николаевна

Мед.
сестра

В
госпитале, на фронте

Доктор

больница

Госпиталь,
дома


Чем занимались во время войны девочки?

Приведите примеры героических поступков наших героев
произведения. Что же они делали, чтобы людям, которые находятся рядом, было
тепло и весело?

1.
Тушили на крышах зажигательные бомбы

«Сейчас все ребята, оставшиеся тут, как умеют,
помогают защищать город.  Мы собрали по всему дому очень много старых чулок,
набили их песком, зашили и сложили в кучу на чердаке. Мы перетаскали на чердак
целые горы песку, чтобы тушить зажигательные бомбы. Я сама  ими  потушила целых
две бомбы. Катя и Люся – в санитарном звене. У них в нашем подвале, где
бомбоубежище, медпункт»
»

Ходили за хлебом и водой

«Эта очередь была такая же молчаливая и хмурая, как
очередь за хлебом. Только тут не к чему было прислониться, не на что сесть.
Спускаться к Неве становилось труднее с каждым днем. Ступеньки, забитые снегом
и залитые водой, обледенели, слились в скользкую неровную дорожку. Люди
старались обходить ее по сторонам, вытаптывая ступеньки в снегу, но падали,
разливали добытую воду – и неровная, скользкая дорожка все расширялась. Иногда
кто-нибудь, у кого еще оставались силы, приносил с собой топор и вырубал ступеньки
во льду, но их хватало ненадолго»

3. Помогли старушке принести воды и , узнав, что она
одна в квартире, взяли над ней шефство.

4. Люся спасла под завалом 6 – летнюю девочку.

«Эта очередь была такая же молчаливая и хмурая, как
очередь за хлебом. Только тут не к чему было прислониться, не на что сесть.
Спускаться к Неве становилось труднее с каждым днем. Ступеньки, забитые снегом
и залитые водой, обледенели, слились в скользкую неровную дорожку. Люди
старались обходить ее по сторонам, вытаптывая ступеньки в снегу, но падали,
разливали добытую воду – и неровная, скользкая дорожка все расширялась. Иногда
кто-нибудь, у кого еще оставались силы, приносил с собой топор и вырубал
ступеньки во льду, но их хватало ненадолго»

5. Наташа ищет Нину Смолину, члена отряда по бытовому
обслуживанию, комсомолку,   и сообщает о ней в райком, помогает мальчику вести
гробик…

— Самым страшным испытанием стал голод. 
Продукты стали выдавать по карточкам:.. В пищу шло все:  опилки, жмых,
казеиновый клей.

— Вспомните какими продуктами питались жители
коммунальной квартиры?
(технический желатин варили с лавровым
листом и перцем для вкуса, рыбий жир, глицерин  на хлеб)


Хлеба получали люди в самые страшные голодные дни всего 125г. Сейчас мы порой
не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда… кроме хлеба есть было
нечего. Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прями на улицах, не
дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.

— Взрослые отдавали еду детям – умирали   (доктор-
Тотику, мамы — девочкам)

« Доктор, зачем вы это делаете? – сказала
укоризненно Софья Михайловна. Она откинула угол салфетки с порцией доктора.
– Ну что это? Надо делить справедливо, – строго сказала она.

– Справедливо? –  сказал доктор. – А вы
считаете справедливым, чтобы ребенок погиб раньше, чем никому не нужный старик?

Софья Михайловна подняла на него глаза. Он стоял перед
ней – высокий, страшно тощий, и глядел на нее сверху вниз с ласковой и
печальной улыбкой. Софья Михайловна хотела что-то возразить, но судорога свела
ее горло, и, неожиданно для самой себя, она вдруг наклонилась и поцеловала руку
доктора, прежде чем тот успел отдернуть ее. И стремительно выбежала из комнаты»

— Все работали не покладая рук  (Дедушка
на заводе, мамы —  в госпитале)

«Софья Михайловна отправилась утром на работу,   и за
весь день съела только тарелку жидкого супу. В госпитале, поглощенная  работой,
она не чувствовала ни голода, ни усталости. Сейчас же с каждым шагом падали
силы, голова кружилась, ноги   не держали. А до дому было далеко…

Почти теряя сознание, она прислонилась к стене дома,
прижимаясь к ней спиной из последних сил, чтобы не сползти вниз. «Если упаду,
уже не встану», – подумала она,   И вдруг с поразительной ясностью увидела
перед собой старый заснеженный парк

– Держись, Вихрашка, держись! – прозвучали в
ее ушах слова покойного отца, которые он столько раз говорил ей в трудные
минуты жизни.

Софья Михайловна открыла глаза и  улыбнулась.

– Держись, Вихрашка, держись! – сказала она
вслух.

И как будто это   наивное прозвище влило в нее новые
силы. Она оттолкнулась от стены    она ощупью добралась до перил и, крепко
вцепившись в них, стала медленно подниматься по лестнице.  

– Осторожно. На человека наступите, –
раздался знакомый голос у самых ее ног. Она вскрикнула от неожиданности  

– Яков Иванович?! Вы?!

– Софья Михайловна?

– Я! Господи, какое счастье! Мы так боялись за
вас! Катя очень волнуется! Вы что, упали?

– Нет, сел отдохнуть.

– Ну, и я! – Она нащупала в темноте плечо
Якова Ивановича и села рядом с ним на ступеньку. – Яков Иванович,
миленький! Вы целы, невредимы?

– Цел,  Устал очень. Дома благополучно?

– Насколько сейчас возможно, да. Все живы. А где
вы пропадали столько дней?

– Работал. Молодежь обучал…

– Обучили?

– Малость! Работы выше горла. Сейчас самое время
приналечь. А сил-то и нет… Меня начальник цеха насильно выгнал. «Не
смейте, – говорит, – двое суток на заводе показываться…»

Они помогли друг другу встать и, поддерживая один
другого, добрались до своей двери.»

ОВЗ: отвечает на вопросы.

— Какой неписанный закон помогал нашим героям на
протяжении всей повести?

(Закон   взаимовыручки)

«Наташа и Катя стали вместе разбирать исписанные
бумажки. Это были письма в райком комсомола. Их было много.

 «Помогите, девушки! Мы все лежим и не в силах
подняться. Я и трое детей…»

«Вчера умерли муж и сын, помогите похоронить…»

«В квартире № 8 умерли все взрослые, остались двое
маленьких ребят. Устройте их куда-нибудь…»

«Пришлите кого-нибудь принести воды, затопить печку,
сходить за хлебом…»

    Девочки прочитали все и молча переглянулись. Почти
на всех бумажках было написано с боку синим карандашом: «Исполнено. Н.
Смолина».

– Мы еще очень хорошо живем, Наташа, –
прошептала Катя. – А ты подумай, как эти…»

 ОВЗ: слушает чтение учителя.
 Слово историку: 
 8 сентября 1941 года началась 900 дневная блокада
Ленинграда. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее
душа. Как человек не может жить без души, та и страна потеряет свой боевой дух,
когда лишится Ленинграда.  но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины
и вчерашние десятиклассники стали солдатами. а женщины рыли окопы вокруг
города, тушили зажигалки на крышах домов. 

Учитель: как вы думаете почему? Как сохранили многие
памятники, вспомните из произведения?
(Город Ленинград называют музеем
под открытым небом,  многие памятники решили обложить мешками с песком и
обнести толстыми досками, как памятник Петру 1.)

«Наташа знала, что все четыре скульптуры с
Аничкова моста сняты и закопаны глубоко в землю. И наверное, еще многое
спрятано, укрыто, защищено… Берегут ленинградцы красоты города! А разве
все убережешь?.. Наташа вздохнула. Она слышала, в очереди говорили, – в
Русский музей попала
  бомба, в театр оперы  и балета…»

 Учитель:
Каким образом удалось эвакуировать девочек? Почему девочки согласились на
эвакуацию? 

«Конечно, вам надо ехать всем. Тяжко расставаться, не
спорю. И мне самому… будет не легко. Но, во-первых, чем меньше людей останется
в Ленинграде, тем легче будет оставшимся. А во-вторых, вы же знаете, с Люсей
делится пайком ее мама, с Катей – ее дедушка. Если вы уедете, они будут съедать
его сами. Значит, надо ехать. Ради них же».

Учитель: вспомните, что вы запомнили из повести о
дороге жизни?  (
снабжать город приходилось довольно сложным путем. С
приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду. Часто
лед трескался и машины тонули)

«Ладога…Мороз… жестокая снежная пурга… и люди! Много
людей, выбиваясь из сил, прокладывают путь хлебу… По льду озера… по глубокому
болотистому лесу… почти на глазах у озверелого врага… Рвутся снаряды… падают
бомбы…»

— Каким  представила Наташа врага, замерзая в кузове
грузовика?
(дракон)

Учитель: Скажите, кто из героев повести умер, что с
ним случилось?
(доктор)

Кто и кому рассказывает?

«Он почти ничего не ел. Все Тотику… Да и годы его
немалые, он ведь много старше меня был. А как уехали все, он и вовсе ослабел.
Тосковал очень. Все весточки ждал, – доехали ли?.. Я-то на работе с утра
до ночи, и тревожиться некогда. А он дома. Весь день – думы да тревога…. »

Учитель: Страшные цифры блокады

Слово историкам:

18
января 1943 года была прорвана блокада. И пусть узкий, но все же постоянный
коридор соединял Ленинград с большой землей. А через год, 27 января 1944 года,
враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от
вражеской осады!

900
дней и ночей длилась  блокада Ленинграда . Немцы взяли город в кольцо 8
сентября 1941 года, а 27 января 1944-го жители Северной столицы радовались
полному освобождению города от фашистской блокады.

1)
 На фронт можно было доехать на трамвае за 15-20 минут

2) Фашисты сбросили на Ленинград 150 тысяч
тяжелых артиллерийских снарядов и свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб.

1)Они разрушили 3 тысячи зданий, а повредили
больше 7 тысяч.

2)
125 граммов хлеба в сутки.  Мы  не
смогли бы употреблять в пищу блокадный хлеб, потому что его готовили из
практически несъедобных примесей. Хлеб пекли из ржаной и овсяной муки с
добавлением целлюлозы, обойной пыли,  елочной хвои, жмыха и нефильтрованного
солода. Буханка получалась очень горькой на вкус и абсолютно черной.

1)-
32° мороза.  Первая блокадная зима стала самой холодной в осажденном городе. В
некоторые дни столбик термометра опускался до -32°С , высота сугробов в апреле 1941г достигала 53 сантиметра.

12 сентября 1941 года открылась Дорога жизни –
единственная магистраль, связывающая осажденный город со страной. Дорога жизни 
спасла Ленинград: по ней в город доставили около 1 миллиона 615 тысяч тонн
грузов – продовольствия, горючего и одежды. За время блокады по трассе через
Ладогу из Ленинграда эвакуировали более миллиона человек.

Самая
страшная цифра — До   полутора миллиона погибших из 2,5 миллионов живших в
городе до войны

1)
Каждый день умирало более 4 000 человек. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч
человек. Мужчин умирало больше, чем женщин (на каждые 100 смертей приходилось
примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную
часть городского населения.

2)
В январе-феврале 1942 года в городе умирали ежемесячно примерно 130 000
человек: 

в
марте умерло 100 000 человек,   в мае − 50 000 человек,  в июле − 25 000
человек, в сентябре − 7000 человек.

ОВЗ: слушает историков.

Учитель: Вспомните последние сточки повести. (Клятву)

Поклянемся
все наши силы отдать нашему народу, нашей Родине!

— Вернемся к тем словам, с которых начали наш урок

Будьте
такими, чтобы людям всегда было около вас тепло и весело!»


Можно ли сказать, что смысл повести заключается в этих словах? Почему?

ОВЗ:
подводит итоги работы на уроке.
6 Рефлексия:

Писательница дает им лучший пример того, как в
самых тяжелых испытаниях люди не теряли человеческое достоинство, помогали друг
другу, жертвовали ради детей последнее,   не ломались, не теряли доброты,
любви, стойкости. О таких светлых и добрых людях эта книга, о том, как важно,
быть таким человеком, «чтобы всем окружающим около тебя всегда тепло и весело».

ОВЗ: саморегуляция.

7. Домашнее задание.

Подготовить пересказ текста.

  • Рассказ три документа зощенко
  • Рассказ толстого косточка текст
  • Рассказ толстого прыжок текст
  • Рассказ толстого муравей и голубка
  • Рассказ толстого про деда и внука