Рассказ толстой милая шура

Автор на чтение 11 мин. просмотров 42 опубликовано 17.03.2021 толстой л., рассказ филипок жанр: рассказы о детяхглавные герои рассказа филипок

На чтение 11 мин. Просмотров 42 Опубликовано

Толстой Л., рассказ «Филипок» Жанр: рассказы о детяхГлавные герои рассказа «Филипок» и их характеристика

  1. Филипок. Маленький мальчик, который очень хотел учиться в школе. Любознательный и храбрый.
  2. Учитель. Человек добрый, отзывчивый, умный.
  3. Мать Филипка. Добрая и работящая женщина.

План пересказа рассказа «Филипок»

  1. Все ушли в школу
  2. Слишком мал, чтобы учиться
  3. Самостоятельный Филипок
  4. Нападение собак
  5. Бег до школы
  6. Много ребят в классе
  7. Добрый учитель
  8. Как писать свое имя
  9. Теперь ученик.

Кратчайшее содержание рассказа «Филипок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Филипок хотел пойти в ребятами в школу, но мать его не пустила
  2. Филипок все равно пошел в школу и не испугался собак
  3. Филипок оробел в классе, но учитель заметил мальчика
  4. Ребята рассказали учителю, кто такой Филипок
  5. Учитель проверил как Филипок пишет свое имя
  6. Филипок стал ходить в школу.

Главная мысль рассказа «Филипок» Учиться никогда не рано.Чему учит рассказ «Филипок» Рассказ учит быть решительным, смелым, отважным. Учит самому принимать важные решения и отвечать за них. Учит пользе учения в школе. Учит добиваться желаемого результата.Отзыв на рассказ «Филипок» Мне очень понравился мальчик Филипок, за его упрямство и стремление быть как все. Он не хотел один оставаться неграмотным, он хотел учиться и это очень похвальное желание. А еще Филипок смелый и решительный, он пошел на другой конец деревни, хотя и боялся этого пути.Пословицы к рассказу «Филипок» Не насытиться око зрением, а человек знанием. Знание — дело наживное. Век живи, век учись. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Если воля тверда, цели достигнешь всегда.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Филипок» Жил-был мальчик по имени Филипп. Однажды все ребята пошли в школу и Филипп тоже собрался идти с ними. Но мать его остановила и не пустила. она сказала мальчику, что он слишком мал. Ушла мать на работу, а Филипок в школу отправился. А школа была на другом конце деревни. И пока шел мальчик по своей стороне все было тихо. Но только отошел подальше, как за ним сразу две собаки увязались. Филипок испугался, заспешил и упал. Но какой-то мужичок прогнал собак и Филипок стремглав побежал в школу. Он прибежал в школу и вошел в класс. А там было очень много ребят и все шумели. Филипок растерялся, но учитель сразу заметил новичка и спросил, кто он такой. А кто-то из ребят сказал, что это Костин брат, Филипок, который слишком мал, чтобы ходить в школу. И ребята засмеялись. Но учитель оборвал их и сказал, что поговорит с матерью мальчика, чтобы она отпускала Филипка в школу. А потом попросил мальчика написать свое имя. У Филипка получилось Хвелепок и учитель спросил, кто учил его писать. Мальчик ответил, что брат Костя и улыбнулся. С тех пор он ходил в школу вместе с ребятами.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Филипок»

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Лев Толстой

Год написания: 1875

Жанр произведения: рассказ

Главные герои:Филиппок – мальчик.

Краткое содержание рассказа «Филиппок» для читательского дневника повествует о большом желании мальчика учится в школе, еще раньше срока.

Сюжет

Однажды, все ребята в деревне ушли утром на учебу в школу. Филипп хотел идти с ними, но мать сказала, что он еще мал. Родители ушли на работу, и мальчик остался один с бабушкой. Та уснула на печи, стало скучно. Взяв старую шапку отца, мальчик смело направился к школе. А она находилась за селом. В пути на Филиппка напали собаки, но добрый мужик отогнал их. Мальчик, не объяснив куда спешит побежал оттуда. В школе шел урок, было тяжело решится войти. Но обратно к собакам не хотелось. Войдя, Филлипок от страху не смог ответить на простые вопросы учителя. Вмешались ребята и рассказали, что это Костюшкин брат. Учитель посадил его возле брата, и пообещал, что договорится с матерью, чтобы Филипп постоянно был в школе. Мальчик говорил, что он ловкий, но учитель показал, что хвалится еще нечем. Так Филиппок стал учиться со старшими детьми.

Вывод (мое мнение)

Желание учится в раннем возрасте может повлиять на дальнейшую жизнь. Целеустремленность Филиппка была вознаграждена. Мальчик был смел и мужествен. Нападение собак не заставило бежать домой. И хотя он заплакал со страху перед учителем, победил себя. Учитель показал, насколько важно быть скромным.

Добавить в избранное

Филипок — крестьянский мальчик 5 лет, который очень хотел учиться в школе, как старший брат Костя. Он показывает упорство, смекалку, любознательность и решительность, почти как у взрослого человека.

Костюшка — старший брат главного героя;

Мама — обычная крестьянка;

Сельский учитель;

Прохожий, который отогнал собак;

Краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого «Филипок»

Крестьянский мальчик Филиппок еще слишком мал, чтоб ходить в школу, поэтому мама велела ему сидеть дома. Оставшись в доме с бабушкой и заскучав, Филиппок все равно решил пойти в школу, где учился его старший брат.

Идти в школу нужно было далеко, через все село. На окраине на мальчика напали собаки, но какой-то прохожий их отогнал, и малыш продолжил путь.

Прибежав к школе, мальчик оробел, думал, что его прогонят. Но все же Филипок решился зайти.

Мальчик увидел много ребят, которые шумно и весело себя вели, причем учитель не возражал. Он сразу обратил внимание на робкого Филиппка, стал спрашивать, кто он и откуда. Филипок оробел, но ребята подсказали, что это брат Кости.

Учитель пожалел мальчика и разрешил ему остаться на занятиях. Проверив его знания, учитель увидел, что Филипок немножко умеет читать, пишет свое имя, но путается в молитвах.

Мальчик пояснил: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!», и учитель это оценил. С этого памятного дня мальчик начал посещать занятия в школе.

Толстой привлекает внимание к природному познавательному интересу, который есть в детях. Филипок так сильно хочет учиться, что идет в школу наперекор матери.

Малыша не останавливают ни возраст, ни отсутствие шапки (взял отцовскую), ни расстояние, ни погода, ни собаки.

Учитель, увидев такое рвение, сможет использовать его по назначению и обучить мальчика в краткие сроки.

Сам Толстой придерживался такой же позиции касаемо обучения крестьянских детей. Он был противником жесткой дисциплины: учиться в школе в Ясной Поляне могли любые дети, на уроках было много свободы и личного общения. Писатель верил в то, что образование необходимо людям всех сословий.

Было интересно? Смотри еще:

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности

Рассказ «Филипок» Толстого был написан в 1875 году. Это история о маленьком крестьянском мальчике, который очень хотел учиться в школе вместе со старшими ребятами.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Филипка». Пересказ пригодится также и для читательского дневника.

Главные герои

Филипоклюбознательный, настойчивый маленький мальчик, который хотел учиться в школе.

Другие персонажи

Костястарший брат Филипка, который научил его буквам.

Учительдобрый, мудрый человек.

Краткое содержание

Маленький мальчик по имени Филипп, которого все называли Филипок, очень хотел ходить в школу вместе со старшим братом Костей и его друзьями. Однажды он уже собрался, чтобы присоединиться к компании, но мать оставила его дома: Филипок был слишком мал для школы. Родители ушли на работу, и мальчик остался на попечении у бабушки. «Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула», и он решил отправиться в школу.

Школа находилась далеко, за селом у церкви. Пока Филипок шел по своей слободке, местные «собаки не трогали его, они его знали». Когда же он приблизился к чужим дворам, к нему подбежали большие злые собаки. Перепуганный Филипок «стал кричать, споткнулся и упал». Его спас мужик, который прогнал собак.

Филипок «пустился бежать во весь дух» в школу. Перед классом он остановился, потому что испугался учителя. Мальчик не знал, что делать: «назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится». Наконец, он набрался смелости и зашел в класс, где шумели ребята. Учитель строго спросил Филипка, что он тут делает, и мальчик окончательно растерялся. Он не мог ничего ответить, потому что «в горле у него от страха пересохло».

Ребята пояснили учителю, что «это Филипок, Костюшкин брат», который давно просится в школу. Мальчик сказал учителю, что он «страсть какой ловкий», и уже знает буквы благодаря брату. Учитель рассмеялся и разрешил Филипку ходить в школу вместе с другими ребятами.

Заключение

Рассказ Толстого учит быть решительным и настойчивым в достижении цели. Маленький герой так стремился получить знания, что уверенно преодолел все преграды на своем пути.

После ознакомления с кратким пересказом «Филипок» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Филипок»?</h3>

    • <label>Максим Горький</label>
    • <label>Александр Пушкин</label>
    • <label>Лев Толстой</label>
    • <label>Николай Гоголь</label>

(новая вкладка)

«Филипок» – рассказ о маленьком любознательном мальчике, который так хотел учиться вместе с братом и другими ребятами, что решился в тайне от родителей отправиться в школу.

filippok-chitatelskiy-dnevnik-72420.jpg

Краткое содержание «Филипок» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Филипок

Число страниц: 4. Толстой Лев Николаевич. «Филипок». Издательство «Стрекоза». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1875 год

Главные герои

Филипок – маленький мальчик, который очень хотел учиться в школе, отважный, настойчивый и любознательный.

Учитель – добрый, понимающий, мудрый человек.

Костя – старший брат Филиппа, который дома обучал его письму.

Сюжет

Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.

Пока Филипок шел по своей улице, все было спокойно, но как только он вышел за пределы родной деревни, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.

Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашел в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся еще больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата, и пообещал, что договорится его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.

Учитель попросил Филипка написать свое имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.

План пересказа

  1. Ребята уходят в школу.
  2. Филипок хочет учиться со всеми.
  3. Слишком мал для школы.
  4. Долгая дорога в школу.
  5. Нападение больших собак.
  6. Шумный класс.
  7. Добрый учитель.
  8. Филипок пишет свое имя.
  9. Новый ученик.

Главная мысль

Учиться никогда не рано.

Чему учит

Рассказ учит быть любознательным, решительным, настойчивым в достижении своей цели. Учит самостоятельно принимать решения, и держать ответ за свои поступки, а также понимать, насколько важны в жизни знания.

Отзыв

Филипок, несмотря на свой возраст, оказался очень настойчивым и упрямым мальчиком. Он так хотел учиться вместе с ребятами, что его даже не испугали собаки, повстречавшиеся на пути. Учитель оценил его стремление к знаниям, и принял в класс.

chitatelskiy-dnevnik-72420-risunok-illyustraciya-k-rasskazu-filipok.jpg

Рисунок-иллюстрация к рассказу Филипок.

Пословицы

  • Не насытиться око зрением, а человек знанием.
  • Знание – дело наживное.
  • Век живи, век учись.
  • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  • Если воля тверда, цели достигнешь всегда.

Что понравилось

Понравилось, как мальчик Филипок отвечал учителю. Поначалу он растерялся с непривычки, но потом осмелел, и даже написал свое имя.

Используемые источники:

  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post8.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/2-klass/1698-filippok.html
  • https://reshator.com/sprav/literatura/kratkoe-soderganie/filipok-tolstoj/
  • https://obrazovaka.ru/books/tolstoy/filippok
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/filippok.html

Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель: познакомить с творчеством Е.И.Чарушина

Задачи урока:

1.  Познакомить детей с рассказом Чарушина. Раскрыть его идейное содержание.        

2. Формировать навыки правильного и выразительного чтения.

3. Закреплять умение прогнозировать и анализировать .

4. Развивать креативность мышления, обогащать словарный запас учащихся.

5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное, анализировать  делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Оборудование: презентация, мультимедийная установка, экран, карточки с заданиями для работы в группах, парах, индивидуально.

Ход урока

1. Организационный момент.

  — Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.  Улыбнитесь    друг другу,  пожелайте мысленно себе удачи. А теперь тихонечко сядьте за свои парты.

— Для чего нам нужны уроки чтения?  (Чтобы научиться хорошо читать, чтобы познакомиться с  новыми интересными произведениями, узнать много нового, познавательного, чему – то научиться, прислушиваться к тому, что говорит автор произведения.)

Недаром говорят: «Кто много читает, тот много знает». С человеком, который много читает интересно общаться.

2. Постановка темы и цели урока

— Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы? (ПИСАТЕЛЬ)

— А как называют человека, который пишет картины? (ХУДОЖНИК)

— А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?

-Таким удивительным человеком был Е.И.Чарушин. (Слайд №2 с портретом писателя). Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Слайд 3

— Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.

На экране запись: (Слайд 3)

Тема… (Евгений Иванович Чарушин).

 Познакомиться… (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

 Учиться правильно… (и выразительно читать его произведение ).

 Проанализировать… (новое произведение).

— А как всё начиналось…(Сведения из биографии писателя рассказывает ученик)(Слайд 4)

Евгений Иванович Чарушин родился  много лет назад в старинном городе Вятке. Всю жизнь, с раннего детства, прожил Чарушин среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом, дома, это превращалось в чудо-сад. Здесь он учился наблюдать и работать. Вместе с родителями  он выкармливал уток, лечил зверей. Держали коз, кроликов, голубей и еще 20 певчих птиц. Это были друзья мальчика. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. С детства Евгений Иванович увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он все рисовал, записывал. Более 30 лет Чарушин писал для детей рассказы о животных и сам делал к рассказам рисунки. И знаете почему? Он говорил об этом так:

«Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».

—  И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – конечно, художником-анималистом.

— Кто такой художник — анималист? (Он рисует животных)

Посмотрите на книжную полку. Здесь вы видите книги Е.И.Чарушина, которые можно взять и прочитать в библиотеке.

Просмотр рисунков Е.И Чарушина. (Слайды №5-6 -7с  рисунками Е. И. Чарушина)

3.Изучение нового материала.

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. (Слайд 8)

— Откройте учебники на стр.136. Прочитайте название произведения.

— Было ли вам когда-нибудь страшно?

 Скажите, когда и почему бывает страшно?

 Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.

— Попробуйте предположить, о чём будет это произведение.

 (Предположения детей)

—  Проверим, верны ли ваши предположения — прочитаем текст произведения.

Прежде чем приступить к чтению следует выяснить значение незнакомых слов.

Это слова “чулан” и “сени”. (Слайд 9-10)

Объясните лексическое значение слов.

(Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.)

Отработка техники чтения

– Прежде чем приступить к повторному чтению, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем  целыми словами)

ма-лень-кий

стем-не-ло

по-стель-ки

лю-до-е-дов

кро-ко-ди-лов

бро-сит-ся

за-кры-лись

при-жа-лись

рас-ска-за-ли

дёр-га-ет-ся

блюд-це

Первичное чтение.

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками.» После прочтения  каждого абзаца, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

а) Чтение до слов « … по стене кто-то ползает – шуршит.» (с.136)

— Как звали мальчиков?

— Где они жили?

— Почему мальчики остались одни?

 — Как характеризует мальчиков, что они остались одни? (смелые, самостоятельные, надежные)

— Что может случиться дальше?

б) Чтение до слов «Но тут пришли папа с мамой». (с.137)

— Почему мальчикам было страшно?

— Почему Петя бросился к Шуре на кровать, и «они закрылись с головой одеялом»?

— Что может произойти дальше?

в) Чтение до конца рассказа.

— Какие чувства испытали Шура и Петя, когда увидели ежа?

( удивление, радость, восторг)

Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.

Определите жанр произведения?

СЛАЙД 14

РАССКАЗ:

1) повествовательное произведение небольшого размера;

2) словесное изложение каких-нибудь событий.

                                                     (по С. И. Ожегову)

Характерная особенность рассказа – наличие одного события в центре.

Действующими лицами рассказа становятся реальные люди, животные, события.

— Понравился вам рассказ?

Вопросы после прочтения:

— Соответствует ли название рассказа его содержанию?

— Кто испугал ребят?  Сравним, оправдался наш прогноз?

— Почему Е. Чарушин  назвал рассказ именно так?

— Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались? (Они не знали, что это ёж. Дети испугались шагов в темноте)

-Что вы знаете о еже?

Слово учителя о еже.

СЛАЙД  15

Ёж – маленький зверёк с вытянутой заострённой мордочкой и короткими лапками. Спинка и бока у него покрыты твёрдыми иглами. У ежа очень хороший слух и нюх. Спит он в гнезде под корнями деревьев или в норе. Примерно с октября по апрель ёж находится в зимней спячке.

Вопреки широко бытующему мнению ёж не делает запасов на зиму и яблоки на колючках не носит.

Серый ёжик весь в иголках,

Словно он не зверь, а ёлка.

Хоть колюч молчун лесной –

Ёжик добрый, а не злой.

Физкультминутка. (Слайд 16)

Хитрый ёжик-чудачок                        

 Сшил колючий пиджачок:                (делают вид, что шьют)

 Сто булавок на груди,                        (повороты туловища)

 Сто иголок позади.                        (наклоны влево — вправо)

 Ходит ёж в саду по травке,                

 Натыкает на булавки                        (шаг)

 Грушу, сливу — всякий плод,                

 Что под деревом найдёт,                (приседания)

 И с подарочком богатым

 Возвращается к ежатам.                (прыжки)

Повторное чтение рассказа

1)- Прочитайте 1, 2, 3 абзацы жужжащим чтением

— Найдите ответ на вопрос  — где произошла история, о которой говорится в рассказе ?

— Что узнали о мальчиках?

2)- Прочитайте о том, как мальчики уговаривали себя не бояться. ( Прочитайте этот отрывок по ролям)

– С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему? (дрожащим голосом, медленно)

— Что больше всего испугало ребят? ( шаги)

— Как они чувствовали себя под одеялом?

3) Чтение последней части цепочкой.

— Кто испугал ребят?

— Как вёл себя ёжик, когда его искали?  (Свернулся в углу шариком)

— Почему ёж свернулся шариком? (Почувствовал опасность)

— Где настоящий дом ежа?

— Почему ёжик не ушел потом в лес? 

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

— Что вы здесь видите?

— Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?

— А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери  неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить)

— Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?

— Всегда ли фантазии, которые возникают в темноте, совпадают с реальностью? Случилась бы такая история с ребятами, если был бы день?

А что случилось с тем, кого напугались ребята? На самом деле кому было так страшно?

Так чего же на самом деле напугались ребята? (Своих фантазий)

Что нужно сделать, чтобы не бояться? (сначала выяснить причину страха)

Какой мы сделаем вывод? (со своими страхами нужно бороться)

— Можем ли мы осуждать их за трусость? (Нет, мы все можем испытывать страх. Это были маленькие дети. У русского народа даже  есть много пословиц о страхе.

Подберите пословицы к прочитанному рассказу.

Работа с пословицами.  Работа в группах.   (3 минуты)

Задание для каждой группы одинаковое.

-Повторим правила работы в группе (Слайд  17)

— Чья группа быстрее соберёт пословицы? (Слайд  18)

Трус и куста боится.

Трусливому зайцу и пень волк.

У страха глаза велики.

— Какая  пословица больше всего подходит к нашему рассказу?

— Итак, ребята, мы сегодня с вами сделали важное открытие. Мы научились бороться с некоторыми страхами.

— А как вы думаете, нужно ли человеку чувство страха? (Страх помогает воспитать осторожность, способность находить быстрые решения, даёт возможность человеку выжить в трудных условиях)

— Скажите в форме одного предложения, о чём это произведение, используя следующую запись.

Запись на экране: “Это произведение о том, как Ш…  и  П…    и…     е…” (Слайд 19)

Работа в рабочей тетради стр.45 зад.1 — самостоятельно

Тему мы определили. А какова главная мысль? Для чего автор рассказал нам эту историю? Чему хотел научить?

 (Не нужно бояться неизвестного. )

Выполнение теста самостоятельно. (слайд 20)

— Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. А для этого выполним тест. Вспомните события рассказа. Если событие из рассказа верное -нужно поставить ПЛЮС, если неверное событие — МИНУС.

(Дети выполняют задание на индивидуальных карточках)

Тест Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

 1

Мальчиков звали Шура и Петя.

2

Без мамы и папы дети не ложились спать.

3

В темноте шуршала мышка.

4

От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

5

В углу свернулся шариком ёжик.

6

Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

7

Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

Самопроверка с доски. (!, +, -)

VIII. Домашнее задание. ( Слайд 21) (2 минуты)

Одно из заданий по желанию:

  1. Прочитайте рассказ стр.136-138
  2. Подготовьте чтение по ролям.
  3. Нарисуйте рисунок к рассказу.

Рефлексия (3 минуты)

Составление синквейна в парах

А теперь все ваши мысли, чувства о произведении вы выложите в синквейне, над которым будете работать в парах.

 — Что такое синквейн? (Пятистрочный стих)

— По какому правилу он составляется? (Слайд 23)

Ёжик.

Маленький, колючий.

Пыхтит, шуршит, топает.

Ёж испугал мальчиков топотом.

Зверёк

Проверка с экрана

Итог урока (слайд 24)

– Вы можете прочитать и другие, не менее интересные произведения Чарушина. Надеюсь, что они вам тоже понравятся.

Дебют
Т.Толстой , состоявшийся в 1983 году и связанный с публикацией в журнале
«Аврора»  рассказа «На золотом крыльце сидели» , был признан одним из лучших в
1980-е годы. В 1987  г. вышел сборник рассказов «На золотом крыльце сидели»(
1989 – на английском языке) .  Она фактически  единодушно была признана одним
из самых ярких авторов нового литературного поколения. В 1992 году сборник
«Сомнамбула в тумане» ( на англ.яз), «Любишь – не любишь» (1997), «Река
Оккервиль» (1999), в основе которых  лежит блок рассказов первого сборника. И
,наконец,  в 2000 году вышел единственно новый роман «Кысь» (начало работы –
1986). К началу 1990-х гг Толстая оставила писательскую деятельность , сейчас
большую часть времени она проводит в США с чтением лекций по современной
русской литературе. На сегодняшний день  объем написанного о Толстой в десятки
раз превышает  объем прозы самой Толстой. Однако даже небольшой по объему
массив прозы Толстой достоен специального рассмотрения.

Родившаяся в
богато одаренной талантами литературной семье («Куда ни посмотри, у меня одни
литераторы в роду . Алексей Николаевич Толстой – дед по отцовской линии.
Бабушка Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая – поэтесса. Их матери тоже были
писательницами. Дед по материнской линии  Михаил Леонидович Лозинский – переводчик…»),
закончившая классическое отделение Ленинградского университета, Т.Толстая, по
ее словам, училась «в семье» и писать начала, так как «нечего стало читать».

Для Толстой
существуют только «вечные проблемы», поэтому ее творчество ориентировано на понимание
«добра и зла» в современном мире.

По определению
критики, герой ее прозы – «маленький человек» : достаточно назвать героев самых
первых рассказов – дядю Пашу («На золотом крыльце сидели»), «маленького,
робкого, затюканного», служащего бухгалтером и заставляющего вспомнить
гоголевского Акакия Акакиевича, или смешную, в нелепой шляпе, с
«дореволюционными ногами» тетю Шуру(«Милая Шура»). Однако сама писательница
считает, что ее герой – не «маленький», а «нормальный человек», при всей
внешней простоте, обыденности и заурядности, может быть даже жалкости и
убогости.

Ее герои –
главным образом дети и старики, или люди, близкие этому не столько возрастному,
сколько миропонятийному  восприятию («ненормальные», по определению
Т.Вахитовой, «те, кто умеет жить вне времени», по словам А.Гениса), сохранившие
в себе детство, умеющие мечтать и быть свободными в своих выдумках и фантазиях,
способные верить в сказку: «На золотом крыльце сидели», «Милая Шура», «Соня»,
«Река Оккервиль», «Факир» и т.д. Об одной из своих героинь Толстая скажет:
«Соня была дура», повторит это несколько раз и добавит:

По словам
Гениса,  герои Толстой – это «безумцы, умеющие обменивать вымышленную жизнь на
настоящую». Именно  в этом – столкновении жизни реальной и жизни вымышленной –
и состоит главный конфликт  ее прозы .

Обыкновенно
мир, в котором  существуют герои рассказов – это мир детства героя-ребенка («На
золотом…», «Любишь- не любишь», «Свидание с птицей» «Петерс» и др) или мир
фантазий героя повзрослевшего («Река Оккеовиль», «Соня»,  «Огонь и пыль»,
«Факир»). Например, рассказ «На золотом крыльце сидели» – рассказ о детстве (
Толстая : «о попытке постичь жизнь»  и самого себя  — см вопрос из детской
считалочки «Кто ты такой?») – открывается  фразами: «Вначале был сад. Детство
было садом», за которыми прочитывается библейская реминисценция «Вначале было
Слово».

Сама
переподстановка слова «сад» идейно не противоречит первоисточнику, так как 
библейский  сад есть рай ( слово «Рай», написанное с прописной буквы, позднее
появится в тексте Толстой) и  стилистически вписывается в него, так как  в
мировой культурной традиции «сад» – классическая философская универсалия, знак
бытия, образ мироздания. Таким образом, Толстая ставит детство в ряд 
божественно-райских сущностей, закрепляя за ребенком божественное начало и
сверхъестественное покровительство.

Пространство
детства-сада у Толстой безгранично: сад «без конца и без края, без границ и
заборов, золотой на солнце, светло-зеленый в тени, тысячеярусный (гипербола) –
от вереска до верхушек сосен…» Пределов ему нет . Смешение крупного и общего
планов , устранение дистанции между дальними и ближними объектами рождает
ощущение всеединства пространства, его проницаемости и постижимости.

Время в этом
саду-детстве кратно только вечности: «такое бывает раз в сто лет», «через сто
лет мы перейдем в восьмой класс», дядя Паша уйдет со своего крыльца в вечность.
Безграничность пространства сада и бесконечность течения времени  становят
выражение безбрежности детства, неисчерпаемости его возможностей.

Сходными средствами
строится образ мечты и у повзрослевшего  Симеонова , героя рассказа «Река
Оккервиль», и у  Филина из одноименного рассказа, умеющего пригласить людей
«обыкновенных» на «пир жизни», «преобразить мир до неузнаваемости», мановением
руки создать «вечерние чудеса»

Своеобразно
законам наивно-детского или взросло-романтического миров строится у толстой и
характер героя. Так в рассказе «На золотом крыльце сидели» образ дяди паши,
человека пожилого – для девочки-рассказчицы –«старика: ему пятьдесят лет», создается
из черт «маленьких», «детских»: «маленький дядя Паша», «маленькие ножки дяди
Паши», он бежит на работу «по горам, по долам». Но  в художественном мире
рассказа только такой герой-ребенок и может быть хозяином Сада-Рая, хранителем
дома, в котором таятся сокровища – «драгоценные часы»  «с ненашими змеиными
стрелками», с «Кавалером в кафтане» и «золотой Дамой с кубком» внутри. Поэтому
образ дяди Паши, вынырнувший «с волшебного дна детства» внезапно
преображается:  «О дядя Паша – царь Соломон!…»

Или в рассказе
«Факир»: Филин среди толпы городского многолюдья выглядит «маленьким,
торопливым, озабоченным», он подпрыгивает «как школьник», но в своем    дворце
он «не оскорбит взгляда» – в домашнем бархатном пиджаке: «О Филин! Щедрый
владелец золотых плодов, он раздает их направо и налево, насыщает голодных и
поит жажадущих, он  махнет рукой – и расцветают сады, женщины хорошеют, зануды
вдохновляются, а вороны поют соловьями».

Однако
идиллическая гармония в рассказах Толстой по-постмодернистски недолговечна.
«Халиф на час» – скажет о дяде Паше автор – рассказчик. Образ Сада-Эдема
заставляет вспомнить «первородный грех»  и «изгнание из Рая». Ребенок,
неизбежно взрослея, неизбежно разрушает границы счастливого детского  мира , а
взрослые, хотя и способные веровать в мечту, не могут справиться с нею, не
могут защитить ее от  собственного внутреннего или  враждебного внешнего миров:
«Дядя Паша замерз на крыльце».  Или «Река Оккервиль» –             Или « Филин»

В традициях
постмодернистского мировоззрения 1980-90-х гг. Толстая настаивает на
превородной греховности человеческой, на неотвратимости  духовной деградации
человека, на невозможности «вечной любви»или полного счастья. Липовецкий
считает, что «исходом всех рассказов Толстой становится «круг» – неизбежное 
повторение,  безысходное возвращение. Однако в замкнутом, ограниченном рамками
рассказа  мире Толстой тень пессимистической обреченности и неотвратимости
жизненных утрат преодолевается  уже самим присутствием  пусть и не
реализованной, но любви («Милая Шура», не воплощенной, но мечты («Река
Оккервиль»), не оцененных, но любви и милосердия («Соня»). В отличие от
Петрушевской проза Толстой гуманистична, сочувственна  и «вочеловеченна».

Однако ,
оказавшись в рамках теории и практики П-ма Толстая ищет «новые способы описания
мира».  «Метафора – главное орудие Толстой» , — пишет  А.Генис. Критика сразу
обратила внимание на «изобретательную яркость образов», «неожиданность
словесных сближений» и «сцеплений», на образность, метафоричность, яркость
письма. В прозе Толстой  абстрактные понятия, примелькавшиеся вещи, детали
городского пейзажа, вольно одухотворенные автором, непременно попадают в
унисон  с внутренним состоянием персонажа. Метафоричность  подчеркивает
вымышленность, праздничную фантастичность первоначально открывающихся ребенку,
а следовательно  самых подлинных черт реальности. По логике прозы Толстой
сказки детства  во многом адекватны сказкам культуры – вреде тех, которыми
живет Марьиванна, Симеонов, милая Шура или Петерс. Сказочное мироотношение предстает
в рассказах как универсальная модель созидания индивидуальной поэтической
утопии – в которой  единственно и можно жить, спасаясь от одиночества,
житейской неустроенности, кошмара коммуналок и т.д. Метафоры Толстой 
театрализованно одушевляют все вокруг. В «Петерсе», н-р, : «жизнь вставала на
цыпочки, удивленно заглядывала в окно: почему Петерс спит, почему не выходит
играть с ней в ее жестокие игры». 

«Река Оккервиль»

Рассказ Татьяны Толстой посвящен традиционной теме
взаимоотношений между искусством и жизнью. Рассказ изобилует литературными
аллюзиями. Полузаимствованным выглядит уже его заглавие, за которым слышится
платоновское «Река Потудань», причем перекличка эта не чисто формальна: и в
том, и в другом случае речь идет о трудной, плотски неосуществимой любви.

Парафразой «петербургского мифа» вообще и «Медного
всадника» в частности звучит первое предложение: «Когда знак зодиака менялся на
Скорпиона, становилось совсем уж ветрено, темно и дождливо» – иными словами,
Над омраченным Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом…

Симеонов являет типовой образ «маленького человека»
русской литературы, нарочито сшитого из

-пушкинского Евгения, которого река разлучает с Парашей

-гоголевского Пискарева, фантазии которого о
«перуджиновой Бианке» разбиваются бордельной прозой жизни понравившейся ему
красотки

-беспомощного мечтателя из «Белых ночей» Достоевского,
с его любовью к Настеньке, которую ему приходится уступить более практичному
счастливцу.

В этом контексте  знаменательную роль играет фамилия
героя – Симео

нов. С одной стороны, восходя к еврейскому имени
апостола Петра, она ставит ее носителя –«маленького человека» – в отношение
двойничества к его демоническому антагонисту – императору Петру, появляющемуся
в первом же абзаце: «Город казался злым петровским умыслом, местью огромного
пучеглазого, с разинутой пастью, зубастого царя-плотника». Это двойничество 
получает сюжетное развитие в эпизоде воображаемой застройки Симеоновым берегов
реки Оккервиль: «Лучше мысленно расставить крутоверхие домики, пустить неторопливых
жителей в немецких колпаках….» Здесь зеркальное соотношение с пушкинским
Евгением, мечтающим, что он «Кое-как себе устроит Приют смиренный и простой И в
нем Парашу успокоит…»

С другой стороны, евангельская этимология делает
Симеонова апостолом «веры» в Веру Васильевну. Однако последняя оказывается
заодно с губительными силами Петербурга, чему способствует ее «царское»
отчество: Василий, то есть Басилевс. Более того, если продолжить евангельскую
параллель, то «уловление голоса, то есть души» Веры Васильевны оборачивается в
финале разочаровывающим «уловлением ее тела в ванной».

За плечами
этих прямых аллюзий толпятся фоновые интертексты:

-«Пиковая
дама» и «Руслан и Людмила», по-разному трактующие мотив свидания старухой,
подменяющей молодую героиню

          
«Песнь о вещем Олеге» с
мотивом давнего погребения, не спасающего героя, однако от рокового
вмешательства покойника в его жизнь: кости Олега моют дожди,ветер волнует над
ними ковыль, но тем не менее из них, шипя, выползает змея, смертельно жалящая
князя.

В «Реке Оккервиль» налицо не только общая ситуация воскрешения Веры
Васильевны, но и «змеиные коннотации» ее образа, включающие шипение и
«сбрасывание кожи», и даже мотивы костей и коня: «Эх, где же вы теперь, Вера
Васильевна? Где теперь ваши белые косточки?…»

              К числу вероятных интертекстов относится также
«Приглашение на казнь» В.Набокова, где в финале рушатся бутафорские декорации,
Ср. у Толстой: «Вера Васильевна проходит, постукивая круглыми каблуками весь
специально приготовленный, удерживаемый симеоновским воображением мощеный
отрезок, вот и граница декорации, у режиссера кончились средства…»

Аккумулировав
эти классические топосы и их модернистские обнажения, Толстая делает
оригинальный ход. У нее носителем романтической мечты является «простой
человек», «слушатель», «читатель» (а не художник), воплощением же телесности и
житейской грубости оказывается, наоборот, обожаемая им артистка. Конфликт между
искусством и жизнью спроецирован в личность самого художника – в контраст между
«звуковыми» и «водными» проявлениями парящего пения Веры Васильевны, с одной
стороны, и ее моющегося тела, с другой.

Образ Веры Васильевны как «водяного существа» — то ли
томной наяды, то ли осьминога или медузы, присасывающейся к стенкам ванны, — не
только естественно согласуется с общим водным кодом «петербургской повести», но
имеет и более специфический интертекстуальный фон – топос «русалки». Причем
этот топос взят не столько в высоком пушкинско-лермонтовском варианте, сколько
уже в комически сниженном, сатириконском, представленном рассказом Аверченко
«Русалка» (1911)

Но у рассказа есть и более современные литературные
источники. В образе петербургской артистки, которая

-пережила свою старинную славу молодой чаровницы,
неузнаваемо располнела, похоронила нескольких спутников жизни («потеряла мужа,
квартиру, сына, двух любовников…Сколько мужиков в свое время ухайжокала – это ж
боже мой!»)

-ведет, несмотря на то, что ее талант сохранился
(«Голосина до сих пор как у дьякона), полуподвальное существование

-окружена узким кольцом поклонников, распределивших
между собой задачи ее практического обслуживания, и весело наслаждается  такой
жизнью, — в этом образе смутно проступают черты Ахматовой. Перегримировка
поэтессы в певицу позволяет одновременно замаскировать личное сходство и
выделить мотив «вещего, преимущественно женского голоса», столь характерный для
творчества Ахматовой – первого русского поэта-женщины: «Я научила женщин
говорить»

Имя и отчество певицы напоминают ахматовские –
аллитерационным началом на одну букву (В.В. – А.А.), да и самой
прославленностью даже без фамилии. А упоминание в сцене застолья у Веры
Васильевны об «остром запахе закусок» может читаться как намек на знаменитых
устриц, которые свежо и остро пахли морем на фоне музыки, звеневшей невыразимым
горем,

Впрочем Ахматова – не единственный женский голос,
слышащийся за текстом рассказа.. Слова об «изысканных чудаках», которые
коллекционирует бесплотное, и вообще вся коллизия рассказа –начиная с пожилого
поклонника, в своем убогом жилище наслаждающегося голосом, оторванным от тела и
личности его обладательницы, и вплоть до мотивов ангельских крыльев, тумана,
глубины, губ, поцелуя – представляется заимствованной у Ахмадулиной. См ст.
«Магнитофон», «Строка». Второе стихотворение строится вокруг слушания лирической
героиней ахматовской пластинки. В этом стихотворении налицо богатый набор
мотивов, центральных для образа поющей Веры Васильевны.

Круг замыкает  ст. Ахматовой «Слушая пение», в котором
поэтесса по больничному радио слушает голос Галины Вишневской.. Оно содержит
многие лейтмотивы рассказа: ветер, темноту, влажность, силу, полет, старинные
одежды, преображающее волшебство, преодоление смерти.

На пересечении Ахматовой, слушающей по радио Галину
Вишневскую, с Ахмадулиной, внимающей пластинке Ахматовой, и со старомодным
чудаком, прокручивающим на магнитофоне Ахмадулину, и получается Симеонов –
обожатель Веры Васильевны. Разумеется «Река Оккервиль» – не рассказ об
Ахматовой, которая послужила лишь толчком к сюжетному замыслу. Сокровенная тема
толстой – это амбивалентный разлад между «фантазией, духом, душой» и
«реальностью, материей, телом». Именно такова коллизия между душой Симеонова,
поклонника пения Веры Васильевны и облекающим этот дивный голос телом
Верунчика, коллизия очень литературная. Во флоберовском смысле, Вера Васильевна
–это одно из «я» самого автора.

Роман
«Кысь» в 2000 году удостоен Букера
.

«Кысь» при
всех нестыковках  выглядит произведением цельным. Написанный блестящим языком,
роман обладает мощной энергетикой. «Здесь общее  место классической антиутопии,
-отмечает  А.Латынина,- вывернуто наизнанку. Критики усматривают в книге   «451
по Фаренгейту» Р.Бредбери наоборот.

Действительно,
главный герой, вместо того чтобы через книги прийти к оппозиции режиму, сам
становится санитаром. Библиотеки тестя ему уже недостаточно – вся перечитана,
теперь единственный выход – изъять у голубчиков содержимое их тайных сундуков.
Так появляется осатанелый «спаситель культуры» в красном балахоне, вооруженный
крюком, готовый отправить на лечение всех прежних друзей и соседей, не
пощадивший своего наставника  из «прежних» интеллигентов.

Персонаж хочет
сразу заполучить такую книгу, которая сама  объяснила Бенедикту его  самого:
книгу-ключ, Книгу Книг. «Сильно  подозреваю, что все мы в координатах  этой
книги немного бенедикты»,- пишет критик Ольга Славникова , подозревая в романе
мистификацию, игру. «Обломайтесь!» – говорит бенедиктам Т.Толстая Именно
поэтому в романе пушкин – с маленькой буквы, а Последствия – с большой.

Татьяна Никитична Толстая

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Татьяна Никитична Толстая

    Описание слайда:

    Татьяна Никитична Толстая

  • 2 слайд

    Татьяна Никитична ТолстаяТатьяна Никитична Толстая — российская писательница,

    Описание слайда:

    Татьяна Никитична Толстая
    Татьяна Никитична Толстая — российская писательница, публицист и телеведущая.
    Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого. Татьяна росла в многодетной семье, где у неё было семь братьев и сестёр. Дедушка будущей писательницы по материнской линии — Лозинский Михаил Леонидович, литературный переводчик, поэт. По отцовской линии является внучкой писателя Алексея Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской.

  • 3 слайд

    Начало деятельностиНачать писать её заставило то обстоятельство, что она пере

    Описание слайда:

    Начало деятельности
    Начать писать её заставило то обстоятельство, что она перенесла операцию на глазах. «Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов», — рассказывала Толстая.
    В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…», опубликованный в журнале «Аврора». Рассказ был отмечен как публикой, так и критикой и признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов.
    Впоследствии Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов. Её произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах.

  • 4 слайд

    Писательница говорила, что в число её любимой литературы входит русская класс

    Описание слайда:

    Писательница говорила, что в число её любимой литературы входит русская классика. В 2008 году её персональный читательский рейтинг составляли Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов и Николай Васильевич Гоголь. На формирование Толстой, как писателя и человека, сильно повлиял Корней Иванович Чуковский.
    Толстую относят к «новой волне» в литературе. В частности, Виталий Вульф писал в своей книге «Серебряный шар» (2003): «В моде писатели „новой волны“: Б. Акунин, Татьяна Толстая, Виктор Пелевин. Талантливые люди, пишущие без снисхождения, без жалости…».
    Татьяну Толстую также часто относят к жанру «женской» прозы, наряду с такими писательницами, как Виктория Токарева, Людмила Петрушевская и Валерия Нарбикова.

    Творчество Татьяны Толстой

  • 5 слайд

    Первый сборникВ 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаг

    Описание слайда:

    Первый сборник
    В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу — «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли как известные ранее произведения, так и не опубликованные: «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг»(1987). После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР.

  • 6 слайд

    Роман «Кысь» В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». Кни

    Описание слайда:

    Роман «Кысь»
    В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной. По роману многими театрами были поставлены спектакли

  • 7 слайд

    Рассказы В свет вышло двадцать четыре рассказа писательницы: «На золотом крыл

    Описание слайда:

    Рассказы
    В свет вышло двадцать четыре рассказа писательницы: «На золотом крыльце сидели» (1983), «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Милая Шура» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Факир» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Любишь — не любишь» (1984), «Ночь» (1987), «Круг» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988), «Лимпопо» (1990), «Сюжет» (1991), «Йорик» (2000), «Окошко» (2007). Тринадцать из них составили вышедший в 1987 г. сборник рассказов «На золотом крыльце сидели…» («Факир», «Круг», «Петерс», «Милая Шура», «Река Оккервиль» и др.). В 1988 году — «Сомнамбула в тумане».

  • 8 слайд

    Рассказы«Река Оккервиль»«Любишь – не любишь»

    Описание слайда:

    Рассказы
    «Река Оккервиль»
    «Любишь – не любишь»

  • 9 слайд

    Татьяна Толстая – публицистЯркая поэтическая индивидуальность Т.Н. Тол

    Описание слайда:

    Татьяна Толстая – публицист
    Яркая поэтическая индивидуальность Т.Н. Толстой не менее полно проявилась и в ее художественной публицистике. Сборники прозы и эссеистики выходили, чередуясь друг с другом: «Ночь» (2002) — «День» (2002), «Изюм» (2002) — «Двое» (2002), «Круг» (2003) — «Белые стены» (2004); «Кысь» (2000) — «Не Кысь» (2004)[2], что доказывает их одинаковую значимость для художника. Некоторые сборники содержали и прозу, и публицистику одновременно («Двое», «Не Кысь»).

  • 10 слайд

    Публицистика

    Описание слайда:

    Публицистика

  • 11 слайд

    ПублицистикаПублицистику Татьяны Толстой можно охарактеризовать как публицист

    Описание слайда:

    Публицистика
    Публицистику Татьяны Толстой можно охарактеризовать как публицистику сатирическую, которая проявляется благодаря окказиональным соединениям слов и словосочетаний, разбиению фраз, вставным конструкциям, снижению стиля, игре слов с возникновением каламбуров, тропам. Отмечается ярко выраженная оценочность и экспрессивность Толстой.

  • 12 слайд

    Сборник «Женский день»Кто-то может подумать, взглянув на название¸ будто это

    Описание слайда:

    Сборник «Женский день»
    Кто-то может подумать, взглянув на название¸ будто это какой-то женский роман. Отнюдь. Герои рассказов — люди совершенно разные: первоклассница и пенсионерка, мужчина и женщина, завистливая «бабища», разочарованная в бесплодной своей жизни, и отзывчиво-чуткая девушка, любящая всех и вся.

  • 13 слайд

    ТелевидениеВ 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении,

    Описание слайда:

    Телевидение
    В 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении, в телевизионной передаче «Основной инстинкт». В том же году становится соведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия», вышедшей в эфире телеканала Культура. Передача получает признание телекритики и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова получили премию «ТЭФИ», в категории «Лучшее ток-шоу».
    Совместно с Александром Масляковым являлась постоянным членом жюри телепроекта «Минута славы» на Первом канале с 2007 года (1-3 сезоны).

  • 14 слайд

    ТелевидениеТатьяна Толстая в жюри на передаче «Минута славы»Татьяна Толстая н

    Описание слайда:

    Телевидение
    Татьяна Толстая в жюри на передаче «Минута славы»
    Татьяна Толстая на передаче «Школа злословия»

  • 15 слайд

    ЗаключениеСовременная публицистика использует активное воздействие на читател

    Описание слайда:

    Заключение
    Современная публицистика использует активное воздействие на читателя. Оно осуществляется за счет диалога с читателем, приема речевых масок и внешней объективизации в сочетании с субъективной интерпретацией, сцеплений и повторов, использования прецедентных текстов, разговорной речи, близкой читателю и «стирающей» дистанцию между автором и читателем.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Этот материал поможет учащимся ознакомиться с жизнью и творчеством российской писательницы Т. Н. Толстой, с её публицистической деятельностью.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (базовый уровень) (в 2 частях)», Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др. / Под ред. Журавлёва В.П.

Похожие материалы

  • Презентация «Художники — иллюстраторы басен Крылова»

  • Элективный курс. Стилистика. Основы культуры речи

  • Элективный курс. Решение орфографических задач

  • Элективный курс, Русская литература: классика и современность

  • Научная статья «Три Толстяка» Ю.Олеши как романтическая сказка

  • Список литературы на лето для 9 класса

  • Внеклассное мероприятие по литературе

  • «Характеристика художественной системы ранней лирики В.Маяковского»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448223 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

https://ria.ru/20210503/tolstaya-1730480437.html

Биография Татьяны Толстой

Биография Татьяны Толстой — РИА Новости, 03.05.2021

Биография Татьяны Толстой

Российская писательница, публицист, телеведущая Татьяна Никитична Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье профессора… РИА Новости, 03.05.2021

2021-05-03T03:49

2021-05-03T03:49

2021-05-03T03:49

справки

артемий лебедев

татьяна толстая

алексей лебедев

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/04/1d/1730481908_0:101:2905:1735_1920x0_80_0_0_b9c8f69edd6977522879f8f9f291be26.jpg

Российская писательница, публицист, телеведущая Татьяна Никитична Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье профессора физики, лауреата Сталинской премии Никиты Толстого (1917-1994). По отцовской линии – внучка писателя Алексея Толстого (1882/1883-1945), автора романов «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», «Петр Первый», «Хождение по мукам», повести-сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Дед по материнской линии – поэт, переводчик, литературный критик Михаил Лозинский (1886-1955). В семье было семеро детей.В 1974 году Татьяна Толстая окончила отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков) Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова (ныне Санкт-Петербургский государственный университет). В этом же году в связи с замужеством переехала в Москву. В течение девяти лет Татьяна Толстая работала в главной редакции восточной литературы издательства «Наука». В 1983 году в журнале «Аврора» опубликовала свой первый рассказ «На золотом крыльце сидели…» и дебютировала как критик в журнале «Вопросы литературы» с рецензией на монографию Виктора Петелина, посвященную творчеству Алексея Толстого. Позднее она печаталась в «Новом мире» и других крупных журналах. В последующие годы ею были написаны рассказы «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Любишь – не любишь» (1984), «Ночь» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988), «Лимпопо» (1990), «Сюжет» (1991), «Йорик» (2000), «Окошко» (2003), «Легкие миры» (2013), «Дым и тень» (2014), «Учителя» (2014), «Девушка в цвету» (2015), «Себастьян» (2019).В 1987 году в Москве вышел сборник ее рассказов «На золотом крыльце сидели…», в который вошли тринадцать рассказов Толстой, среди которых: «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг»(1987) и другие. После издания сборника Татьяну Толстую приняли в Союз писателей СССР. В дальнейшем вышло 18 сборников произведений писательницы, в том числе два – «Сестры» (1998) и «Двое» (2001) – были составлены из рассказов, написанных ею и ее сестрой Наталией. В 2010 году в соавторстве с Ольгой Прохоровой Татьяна Толстая издала сборник стихов «Та самая Азбука Буратино».В 2000 году был опубликован первый роман Толстой «Кысь», вызвавший широкий отклик и ставший очень популярным. На его основе были поставлены несколько театральных спектаклей, а в 2001 году на «Радио России» вышел литературный сериал.В 2014 году были изданы две повести Татьяны Толстой – «На малом огне» и «Невидимая дева». Она является автором многочисленных очерков и эссе.С 1990 по 1999 годы Татьяна Толстая значительное время проводила в США, где преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор (Саратога-Спрингз, штат Нью-Йорк) и Принстонском университете, сотрудничала с New York Review of Books, The New Yorker, TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах. Вернувшись в конце 1990-х годов на родину, она занялась литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.Татьяна Толстая была неизменной ведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телевизионного ток-шоу «Школа злословия», выходившего с 2002 по 2014 годы сначала на телеканале «Культура», а затем на НТВ. В 2003 году программа была удостоена телевизионной премии ТЭФИ как лучшее ток-шоу. В соавторстве со Смирновой Толстая написала книгу «Кухня «Школы злословия».В 2007-2009 годах писательница была постоянным членом жюри шоу «Минута славы» на Первом канале.Татьяна Толстая – лауреат российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф» за 2001 год.В 2010 году писательница стала обладателем приза в номинации «Новая культура новой Европы», который ей был вручен на ХХ Международном экономическом форуме в Польше.В 2014 году рассказ «Легкие миры» Татьяны Толстой был отмечен литературной премией Белкина.Лауреат премии «Писатель года» за 2019 год.С 1989 года является постоянным членом Российского ПЕН-центра. У Татьяны Толстой два сына: Артемий Лебедев – дизайнер, художественный руководитель Студии Артемия Лебедева, и Алексей Лебедев – фотограф, архитектор компьютерных программ.Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/04/1d/1730481908_8:0:2740:2048_1920x0_80_0_0_bbf11df10ce892c7c5def4b371039ba5.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, артемий лебедев, татьяна толстая, алексей лебедев

Российская писательница, публицист, телеведущая Татьяна Никитична Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье профессора физики, лауреата Сталинской премии Никиты Толстого (1917-1994). По отцовской линии – внучка писателя Алексея Толстого (1882/1883-1945), автора романов «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», «Петр Первый», «Хождение по мукам», повести-сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Дед по материнской линии – поэт, переводчик, литературный критик Михаил Лозинский (1886-1955). В семье было семеро детей.

В 1974 году Татьяна Толстая окончила отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков) Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова (ныне Санкт-Петербургский государственный университет). В этом же году в связи с замужеством переехала в Москву.

В течение девяти лет Татьяна Толстая работала в главной редакции восточной литературы издательства «Наука». В 1983 году в журнале «Аврора» опубликовала свой первый рассказ «На золотом крыльце сидели…» и дебютировала как критик в журнале «Вопросы литературы» с рецензией на монографию Виктора Петелина, посвященную творчеству Алексея Толстого.

Позднее она печаталась в «Новом мире» и других крупных журналах.

В последующие годы ею были написаны рассказы «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Любишь – не любишь» (1984), «Ночь» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988), «Лимпопо» (1990), «Сюжет» (1991), «Йорик» (2000), «Окошко» (2003), «Легкие миры» (2013), «Дым и тень» (2014), «Учителя» (2014), «Девушка в цвету» (2015), «Себастьян» (2019).

В 1987 году в Москве вышел сборник ее рассказов «На золотом крыльце сидели…», в который вошли тринадцать рассказов Толстой, среди которых: «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг»(1987) и другие. После издания сборника Татьяну Толстую приняли в Союз писателей СССР. В дальнейшем вышло 18 сборников произведений писательницы, в том числе два – «Сестры» (1998) и «Двое» (2001) – были составлены из рассказов, написанных ею и ее сестрой Наталией. В 2010 году в соавторстве с Ольгой Прохоровой Татьяна Толстая издала сборник стихов «Та самая Азбука Буратино».

В 2000 году был опубликован первый роман Толстой «Кысь», вызвавший широкий отклик и ставший очень популярным. На его основе были поставлены несколько театральных спектаклей, а в 2001 году на «Радио России» вышел литературный сериал.

В 2014 году были изданы две повести Татьяны Толстой – «На малом огне» и «Невидимая дева». Она является автором многочисленных очерков и эссе.

С 1990 по 1999 годы Татьяна Толстая значительное время проводила в США, где преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор (Саратога-Спрингз, штат Нью-Йорк) и Принстонском университете, сотрудничала с New York Review of Books, The New Yorker, TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах. Вернувшись в конце 1990-х годов на родину, она занялась литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.

Татьяна Толстая была неизменной ведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телевизионного ток-шоу «Школа злословия», выходившего с 2002 по 2014 годы сначала на телеканале «Культура», а затем на НТВ. В 2003 году программа была удостоена телевизионной премии ТЭФИ как лучшее ток-шоу. В соавторстве со Смирновой Толстая написала книгу «Кухня «Школы злословия».

В 2007-2009 годах писательница была постоянным членом жюри шоу «Минута славы» на Первом канале.

Татьяна Толстая – лауреат российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф» за 2001 год.

В 2010 году писательница стала обладателем приза в номинации «Новая культура новой Европы», который ей был вручен на ХХ Международном экономическом форуме в Польше.

В 2014 году рассказ «Легкие миры» Татьяны Толстой был отмечен литературной премией Белкина.

Лауреат премии «Писатель года» за 2019 год.

С 1989 года является постоянным членом Российского ПЕН-центра.

У Татьяны Толстой два сына: Артемий Лебедев – дизайнер, художественный руководитель Студии Артемия Лебедева, и Алексей Лебедев – фотограф, архитектор компьютерных программ.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

  • Рассказ толстого филиппок распечатать
  • Рассказ толстого русский характер читать
  • Рассказ толстого пожарные собаки текст с картинками
  • Рассказ толстого лев и собачка читать полностью
  • Рассказ толстого липунюшка читать