Рассказ толстого три старца

Елена серафимович 18 ноября 2019 в издательстве новое литературное обозрение выходит жизнь льва толстого. опыт прочтения новая биография

Елена Серафимович 18 ноября 2019

В издательстве «Новое литературное обозрение» выходит «Жизнь Льва Толстого. Опыт прочтения» — новая биография великого писателя. Ее автор, историк литературы и профессор Оксфордского университета Андрей Зорин, принципиально не разделяет Толстого-писателя, Толстого-мыслителя и Толстого-человека. Такой подход позволяет разглядеть цельность гения, которого часто упрекали в непоследовательности. Больше об этой и других биографиях Толстого, заслуживающих внимания, можно узнать тут, а мы публикуем фрагмент из книги, объясняющий, почему писатель всё время разрывал отношения и стремился убежать от того, что прежде составляло смысл его жизни.

Со времени, когда восемнадцатилетний Толстой внезапно бросил Казанский университет и уехал в Ясную Поляну, его жизнь была полна разрывов, отъездов и отказов. Он вышел в отставку с военной службы, перестал преподавать в школе и прекратил заниматься делами своего имения.

Он отверг сначала разгульную жизнь, которую вел в молодости, а потом образ жизни богатого помещика. Он отказался от православной церкви и социальной среды, к которой принадлежал. Он несколько раз порывался бросить литературу, хотя так и не сумел довести это до конца.

В октябре 1864 года, во время охоты Толстой упал с лошади и сломал руку. Вмешательство тульских докторов оказалась неудачным, и скоро стало ясно, что операции не избежать. Ее делали в Москве в доме Берсов: тесть писателя имел возможность пригласить самых лучших хирургов.

book magazine mockup free by viscondesign 3

По воспоминаниям Татьяны Кузминской, получив первую дозу анестезии, Толстой «вскочил с кресла, бледный, с открытыми блуждающими глазами, откинув от себя мешочек с хлороформом, он в бреду закричал на всю комнату: Друзья мои, жить так нельзя… Я думаю… Я решил». Ему дали еще дозу, он заснул, и операция прошла благополучно.

Что Толстой «решил», находясь в бреду, так и осталось неизвестным, но чувство, что «жить так нельзя», в любом случае было для него определяющим. Он постоянно рвался освободиться от связывающих его уз, и чем болезненнее был разрыв, тем отчаяннее его тянуло вырваться. 

В жизни для него не было ничего важнее семьи — несмотря на это или именно поэтому жажда побега владела им даже в счастливейшие периоды его семейной жизни.

В начале 1880-х, когда он последовательно отказывался от церкви, собственности, денег, мяса, курения, алкоголя и т. д., стремление уйти из дома приобрело у него навязчивый характер. «Он сегодня громко вскрикнул, что самая страстная его мысль о том, чтоб уйти из семьи. Умирать буду я — а не забуду этот искренний его возглас, но он как бы отрезал от меня сердце», — написала в дневнике Софья Андреевна 26 августа 1882 года.

Толстой ощущал почти физиологическую потребность оставить за спиной положение знаменитого писателя и барскую жизнь и влиться в поток бездомных бродяг, живущих плодами дневных трудов или подаянием добрых людей. Один из молодых последователей как-то спросил его, где ему придется ужинать, если он станет буквально следовать наставлениям учителя. «Кому вы будете нужны, тот вас и прокормит», — ответил Толстой. Он был уверен, что неспособность Софьи Андреевны понять эти его настроения свидетельствует о том, что она просто не любит его. 5 мая 1884 года он записал в дневнике:

Во сне видел, что жена меня любит. Как мне легко, ясно всё стало! Ничего похожего наяву. И это-то губит мою жизнь. И не пытаюсь писать. Хорошо умереть.

Через неделю, после конфликта с женой, обвинившей его в безответственном отношении к семейным деньгам, Толстой сложил мешок и ушел из дома. С полдороги до Тулы он повернул обратно из-за близких родов жены. На следующий день родилась их младшая дочь Александра.

Желание уйти не оставляло его. Как в самом конце 1885 года Софья Андреевна писала сестре, муж сказал ей, что он хочет развестись и уехать в Париж или Америку, потому что «жить так не может». 

Во время последовавшего за этим скандала у Толстого, по словам жены, началась истерика: «Подумай только: Левочка и его трясет и дергает от рыданий».

Двенадцатью годами позже, во время увлечения Софьи Андреевны Танеевым, Толстой написал ей прощальное письмо:

Дорогая Соня,

Уж давно меня мучает несоответствие моей жизни с моими верованиями. Заставить вас изменить вашу жизнь, ваши привычки, к кот[орым] я же приучил вас, я не мог, уйти от вас до сих пор я тоже не мог, думая, что я лишу детей, пока они были малы, хоть того малого влияния, к[оторое] я мог иметь на них, и огорчу вас, продолжать жить так, как я жил эти 16 лет, то борясь и раздражая вас, то сам подпадая под те соблазны, к к[оторым] я привык и к[оторыми] я окружен, я тоже не могу больше, и я решил теперь сделать то, что я давно хотел сделать, — уйти…

Толстой не отдал это письмо жене и не ушел из дома. Он помнил, что Евангелие учит его оставить семью и всё, что ему дорого, и последовать своему призванию, но еще больше был уверен в том, что «общая любовь» проявляется только в жалости и прощении по отношению к ближним. Именно острое чувство сострадания к жене и сыну позволило Ивану Ильичу преодолеть животный эгоизм и спокойно принять смерть.

И враги, и почитатели Толстого нередко обвиняли его в лицемерии. Он болезненно переживал эти упреки, но научился их переносить, так как был твердо уверен, что привычка к комфортным условиям жизни не может повлиять на его решения. Бóльшую опасность представляли для него соблазны похоти и славолюбия.

Борьбе с ними посвящена повесть «Отец Сергий», выделяющаяся даже на фоне толстовской прозы накалом сдерживаемой эротики. Толстой начал писать повесть в 1890 году, практически закончил в 1898-м, но публиковать не стал.

«Отец Сергий» начинается с рассказа о сенсационном исчезновении заметного и успешного человека:

Беглая знаменитость

В Петербурге в 40-х годах случилось удивившее всех событие: красавец, князь, командир лейб-эскадрона кирасирского полка, которому все предсказывали и флигель-адъютантство, и блестящую карьеру при императоре Николае I, за месяц до свадьбы с красавицей фрейлиной, пользовавшейся особой милостью императрицы, подал в отставку, разорвал свою связь с невестой, отдал небольшое имение свое сестре и уехал в монастырь, с намерением поступить в него монахом.

Карьерные упования и возвышенная любовь князя Степана Касатского обнаруживают свою пустоту, когда он узнает, что его невеста была любовницей императора. Однако ни в монастыре, ни в отдаленном скиту, куда он потом уходит, князя, ставшего в монашестве отцом Сергием, не оставляют сомнения в правильности сделанного им выбора и греховные помыслы. Его внутренняя борьба достигает кульминации, когда его пытается соблазнить эксцентрическая светская красавица: чтобы справиться с искушением, ему приходится отрубить себе палец.

В мае 1893 года Толстой записал в дневнике: «Как только человек немного освободится от грехов похоти, так тотчас же он оступается и попадает в худшую яму славы людской». 

Чтобы бороться с этим более чем знакомым ему соблазном, надо, по его мнению, «не разрушать установившегося дурного мнения и радоваться ему, как освобождению от величайшего соблазна и привлечению к истинной жизни исполнения воли бога». Он заметил: «Эту тему надо разработать в Сергии. Это стоит того».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Когда к врачу? Почему серьезные заболевания часто обнаруживаются на поздней стадии и что с этим делать

Пока не Пелевин, еще не Сорокин. На что живут начинающие писатели в современной России

Толстой действительно разработал в «Отце Сергии» сложнейшую диалектику святости и греховности. Молва о его победе над искушением разошлась быстро и широко, создав отцу Сергию славу угодника Божьего и привлекая к его келье многочисленную паству, ждавшую от него слова наставления и чуда исцеления:

С каждым днем всё больше и больше приходило к нему людей и всё меньше и меньше оставалось времени для духовного укрепления и молитвы <…> Он знал, что от этих лиц он ничего не узнает нового, что лица эти не вызовут в нем никакого религиозного чувства, но он любил видеть их, как толпу, которой он, его благословение, его слово было нужно и дорого, и потому он и тяготился этой толпой, и она вместе с тем была приятна ему.

Толстой думал о своем новом положении вероучителя и пророка и о толпах людей, приходящих к нему за советами и поучениями.

Его сын вспоминал, что после ухода особо докучных посетителей он принимался радостно скакать по комнатам в сопровождении пляшущих детей. Этот безмолвный ритуал освобождения назывался в доме «Нумидийской кавалерией».

Однажды Толстой сказал, что один из его посетителей «принадлежит к самой непостижимой и чуждой» ему «секте — секте толстовцев».

Конец самодовольству отца Сергия положило его падение с толстой слабоумной купеческой дочерью. Вера отшельника оказывается разрушенной. Он «хотел, как обыкновенно в минуты отчаяния, помолиться. Но молиться некому было. Бога не было». В ранних черновиках отец Сергий должен был убить соблазнительницу, но такой финал сделал бы повесть еще одной версией «Дьявола». Вместо этого Толстой превратил рассказ о плотской страсти и убийстве в историю о бегстве и об избавлении.

Lev TolstoJ kniga glav

По парадоксальной, но характерной для Толстого логике безобразный грех освобождает отца Сергия от порабощенности мирской славой. 

Он покидает скит и находит образец подлинной святости у подруги детства, которая расходует все свои нищенские средства и скудные силы на помощь отчаявшейся дочери, бестолковому и бесполезному зятю и двум внукам, не подозревая при этом, что делает нечто доброе и нравственное. Отец Сергий становится бродягой, нищенствует, попадает в тюрьму и в конце концов оседает в Сибири на заимке у богатого мужика, где обучает детей и ухаживает за больными.

Похоже, что эта заимка попала в повесть из другого сюжета о побеге, который Толстой обдумывал в 1890-х годах. «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» были основаны на распространенной легенде, согласно которой император Александр I не умер в Таганроге в 1825 году, но скрывался под именем Федора Кузьмича. Федор был реальным человеком. Подобно отцу Сергию он бродяжничал, подвергался аресту и ссылке, а в старости жил в Сибири на заимке у купца и учил крестьянских детей за еду — старец никогда не брал денег. Он умер в 1864 году, оставив после себя зашифрованные бумаги; его личность так и не была установлена. <…>

В 1905 году Толстой начал набрасывать текст, построенный как автобиография старца Федора. Он не слишком продвинулся в работе, когда в 1907 году Николай Михайлович прислал ему свою новую монографию «Легенда о кончине императора Александра I в Сибири, в образе старца Федора Козмича», где окончательно опроверг это предание. Он пришел к выводу, что Федор вполне мог быть беглым дворянином, но, безусловно, не императором Александром. Благодаря Великого князя за книгу, Толстой написал:

Пускай исторически доказана невозможность соединения личности Александра и Козмича, легенда остается во всей своей красоте и истинности. Я начал было писать на эту тему, но едва ли удосужусь продолжать. Некогда, надо укладываться к предстоящему переходу. А очень жалко. Прелестный образ.

Он был зачарован историей про внезапное и таинственное исчезновение царя и не мог перестать думать о ней.

Посреди революционных бурь Толстой осознавал масштаб лежащей на нем ответственности, но это лишь усиливало его давнюю мечту о побеге. Он еще не мог позволить себе уйти с публичной арены, но практически покинул мир литературы.

После выхода в свет «Воскресения» он почти перестал печатать свои художественные произведения. Когда в 1911 году вышло в свет первое посмертное собрание его сочинений, русская публика была ошеломлена «Отцом Сергием», «Хаджи-Муратом», «Живым трупом» и всей россыпью неведомых шедевров не меньше, чем когда-то его романами.

«Гениальнейшее, что читал — Толстой — „Алёша Горшок“», — написал Александр Блок о четырехстраничном рассказе о жизни и смерти деревенского полудурачка.

У нежелания Толстого публиковать свои произведения было много разных причин. Он хотел избежать домашних конфликтов из-за авторских прав и чувствовал себя обязанным бороться с писательским тщеславием. Но перестать писать прозу не мог. В 1908–1909 годах он работал над большой вещью с показательным названием «Нет в мире виноватых». В дневнике он признавался, что чувствует

…желание художественной работы; но желание настоящее, не такое, как прежде — с определ[енной] целью, а без всякой цели, или, скорее, с целью невидной, недоступной мне: заглянуть в душу людскую. И оч[ень] хочется. Слаб.

Ночью 2 октября 1910 года, за месяц до смерти, Толстому пришел в голову замысел нового художественного произведения, и он не удержался от радостного изумления: «О, как хорошо могло бы быть. И как это влечет меня к себе. Какая могла бы быть великая вещь».

Чтобы писать, ему нужны были «подмостки», и в то же время он искренне пытался представить свои литературные занятия безобидным времяпрепровождением старого человека, вроде раскладывания пасьянсов, прослушивания Моцарта на граммофоне или верховых прогулок — одной из старых привычек, от которых он так и не сумел отказаться.

Когда до Толстого дошли слухи о намерении присудить ему Нобелевскую премию, он попросил своего шведского друга убедить членов Академии «не назначать» ему премии и не ставить его в очень неприятное ему «положение — отказываться от нее». 

Он сделал всё от него зависевшее, чтобы предотвратить масштабные юбилейные торжества по случаю его восьмидесятилетия в 1908 году. Стремление укрыться от бремени славы было для него и личной, и общественной, и художественной задачей — Толстой искал способы редуцировать собственное присутствие не только в литературном процессе, но и в самом тексте.

В московском издательстве «Бослен» вышла книга Дарьи Еремеевой «Сестра гения. Путь жизни Марии Толстой». Это первая биография любимой сестры Льва Толстого Марии Николаевны, с которой он всю жизнь поддерживал самые теплые отношения.

«Вот женщина, пораженная судьбой…» — писал о сестре Льва Толстого Василий Боткин Ивану Тургеневу.

Маша была младше Левы на полтора года. И скончалась она полтора года спустя после его смерти. Но какие же разные это были финалы судьбы. Толстой ушел из жизни, отлученный православной церковью и не примирившийся с ней. Мария скончалась схимонахиней в женском Шамординском монастыре Калужской епархии, основанном старцем Оптиной пустыни отцом Амвросием, духовником сестры гения. Сюда, в Шамордино, Толстой приехал в 1910 году после своего «ухода» из Ясной Поляны. Он и остался бы жить рядом с сестрой в съемной избе в селе Шамордино, если бы страх встретиться с женой не погнал бы его дальше. В результате он умер в доме начальника станции Астапово Ивана Озолина по дороге в Новочеркасск. А в Новочеркасск он ехал к внебрачной дочери Марии Николаевны Елене Сергеевне Денисенко. Так что судьбы брата и сестры, такие разные, тесно переплелись в последние дни жизни Толстого.

Дарья Еремеева ведет повествование неторопливо.

Вот трагическая история кончины матери братьев и сестры Толстых почти сразу после рождения Маши. Вот ее жизнь в Казани, где братья Толстые учились в университете, а Маша — в женском Родионовском институте. Вот ее замужество с дальним родственником Валерианом Толстым совсем еще ничего не понимающей в жизни девочкой. Вот жизнь в имении мужа Покровское Тульской губернии, рождение детей и первые измены Валериана, бонвивана и сладострастника. Любовь (платоническая) к ней Ивана Тургенева, посвятившего Марии рассказ «Фауст». Бегство от мужа с детьми за границу…

В 1876 году, когда в «Русском вестнике» с продолжением печаталась «Анна Каренина», Толстой получил из Гейдельберга письмо от Маши. Не зная еще, чем закончится роман ее брата, она писала: «Мысль о самоубийстве начала меня преследовать, да, положительно преследовать так неотступно, что это сделалось вроде болезни или помешательства… Боже, если бы знали все Анны Каренины, что их ожидает, как бы они бежали от минутных наслаждений, потому что все то, что незаконно, никогда не может быть счастием…»

Их переписка захватывает полвека, и по ней можно судить, насколько нежными были отношения брата и сестры. Сестра принимала живое участие в его делах, сердечных и творческих. Он был крестным отцом ее дочери Варвары, подарив ей в качестве приданого 10-тысячный билет из гонорара за «Войну и мир». После неудачного романа Льва с Валерией Арсеньевой Мария Николаевна пыталась женить брата на княжне Дондуковой-Корсаковой. Она мечтала о его семейном счастье еще и потому, что все братья Толстые, Николай, Дмитрий и Сергей, именно по этой линии были несчастливы. Как и она сама.

Вышла книга Дарьи Еремеевой «Сестра гения. Путь жизни Марии Толстой», первая биография сестры Льва Толстого Марии Николаевны

«Я не хочу быть старшей султаншей в вашем гареме», — заявила она мужу, покидая его с тремя детьми. По нравам XIX века это был очень дерзкий поступок, еще более дерзкий, чем измена мужу Анны Карениной.

Мы порой идеализируем образ жизни аристократии того времени. Распущенное поведение Валериана Толстого ни для кого не было секретом. Свояченица Льва Толстого Татьяна Кузминская в 1924 году писала литературоведу Цявловскому, готовившему к изданию ее мемуары: «Муж Марии Николаевны был невозможен. Он изменял ей даже с домашними кормилицами, горничными и пр. На чердаке в Покровском найдены были скелетца, один-два новорожденных».

За границей Мария познакомилась со шведом Гектором де Кленом, моряком, болевшим ревматизмом. Он был красивым, но всегда ходил в теплых башмаках и с палкой. Вскоре их дружба перешла в страстную любовь. Три зимы провели в Алжире. 8 сентября 1863 года в Женеве у Марии родилась дочь Елена. Лев Николаевич начал вести переговоры о ее разводе с мужем, который дал свое согласие. Но сама Мария не дала разводу дальнейшего хода, мало надеясь на счастье с де Кленом, потому что его родственники были против их брака.

В 1873 году умер де Клен. За несколько месяцев до этого они встретились. Какой была встреча, неизвестно, но Мария Николаевна потом говорила, что узнала от де Клена, что он писал ей, но она писем не получала. Она тяжело переживала смерть любимого человека и всерьез начала думать о самоубийстве. Тогда она написала письмо брату, сравнив себя с Анной Карениной.

После личных драм с Валерианом и де Кленом Мария Николаевна встала на монастырский путь. Она стала духовной дочерью старца Амвросия. Он благословил ее на жительство в монастыре. Он сам выбрал ей место для кельи и нарисовал план будущего дома. Однако родные надеялись, что Мария Николаевна все же изменит свое решение. Для женщины с ее воспитанием и образованием стать монахиней означало смелый и даже эксцентрический поступок. Ничуть не менее эксцентрический, чем поведение ее брата Льва, который носил крестьянские одежды и пахал землю.

Удивительно видеть на фотографиях религиозного бунтаря Толстого рядом с его сестрой в монашеском одеянии

Между ними было много общего. Уже будучи монахиней она каждое лето приезжала к брату гостить в Ясной Поляне. Удивительно видеть на общих фотографиях религиозного бунтаря Толстого рядом с его сестрой в монашеском одеянии.

Биография Марии Толстой Дарьи Еремеевой — достойный книжный памятник одной из самых интересных женщин XIX столетия.

На чтение 14 мин. Просмотров 20 Опубликовано

Интересуетесь биографией Л. Н. Толстого? Хотите быстро подготовиться к уроку русской литературы? Рекомендуем ознакомиться с краткой хронологической таблицей Толстого Льва Николаевича. Материал составлен по биографии великого прозаика и включает основные даты и этапы жизни писателя.

Лев Николаевич Толстой является одним из ярчайших представителей «золотого века» русской литературы. Его произведения знают и любят во всем мире, многие романы были экранизированы, поставлены на театральной сцене. Если вы хотите углубить знания, полученные о жизни и творчестве Толстого в таблице, рекомендуем ознакомиться с биографией писателя, опубликованной на нашем сайте.

1828 год, 28 августа (9 сентября) – Родился Л.Н. Толстой в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье.

1830 – смерть матери (во время рождения дочери Марии).

1837, январь – отъезд семейства Толстых в Москву.

1837, июнь – скоропостижная смерть отца.

1841 – смерть тетушки Александры Ильиничны;

переезд к последней сестре отца Пелагее Ильиничне в Казань.

1844 – восточный факультет Казанского университета.

1845 – перевод на юридический факультет Казанского университета.

1847-1850 – метания Л. Н. Толстого в поисках цели и дела жизни (хозяйственная деятельность в имении, поездки в Москву, в Петербург, сдача экзаменов на юридическом факультете университета, занятия музыкой, школа для крестьянских детей).

1850 – служба в канцелярии Тульского губернского правления.

1851 – вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ, где шла война с горцами.

1852 – повесть «Детство».

1852-1863 – повесть «Казаки».

1854 – перевод в Дунайскую армию. Произведен в прапорщики.

1854 – повесть «Отрочество».

1854-1855 – участие в обороне Севастополя;

«Севастопольские рассказы» опубликованы в «Современнике».

1856 – повесть «Утро помещика».

1857 – повесть «Юность».

1857 – заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии;

рассказы «Альберт» , «Люцерн» , «Три смерти».

1859-1862 – увлечение педагогической деятельностью;

открытие в Ясной Поляне и ее окрестностях школ для крестьянских детей.

1862 – женитьба на Софье Андреевне Берс.

1863-1869 – роман-эпопея «Война и мир».

1870-1877 – роман «Анна Каренина».

1879-1882 – «Исповедь»;

перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого;

переход на позиции патриархального крестьянства.

1880-1881 – религиозно-философские сочинения, подвергающие критике принципы учения официальной церкви: «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Соединение и перевод четырех Евангелий».

1884-1886 – повесть «Смерть Ивана Ильича».

1886 – драма «Власть тьмы».

1887-1889 – повесть «Крейцерова соната».

1889-1899 – роман «Воскресение». 

1896-1905 – повесть «Хаджи — Мурат».

1900 – комедия «Плоды просвещения»;

драма «Живой труп».

1900-1910 – публицистические статьи Толстого («Не убий», «Не могу молчать» и др.).

1903 – рассказ «После бала».

1910 (ночь с 27 на 28 октября) – уход из Ясной Поляны.

1910, 7 ноября – смерть Л. Н Толстого. Похоронен в Ясной Поляне.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО

1828, 28 августа — в Ясной Поляне в семье графа Николая Ильича Толстого и Марии Николаевны Толстой, урожденной княжны Волконской, родился четвертый сын — Лев Николаевич Толстой.

1830, 4 августа — скончалась Мария Николаевна Толстая.

1837, 10 января — семья Толстых переезжает в Москву.

21 июля — умер Николай Ильич Толстой.

1844 — Лев Толстой вместе с родными переезжает в Казань и поступает в Казанский университет на восточное отделение.

1845, сентябрь — переводится на юридический факультет Казанского университета.

1847— подает прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам» и возвращается в Ясную Поляну.

1848, осень — уезжает в Москву.

1851, апрель — отправляется с братом Николаем на Кавказ; июнь — участвует волонтером в набеге; июль — сентябрь — пишет повесть «Детство».

1852— Толстой выдерживает экзамен на звание юнкера, его зачисляют на военную службу фейерверкером 4-го класса; сентябрь — в журнале «Современник» публикуется повесть Льва Толстого «Детство» под названием «История моего детства».

1853, март — в журнале «Современник» опубликован рассказ Толстого «Набег».

1854, январь — Толстой благодаря протекции переведен в Дунайскую армию и одновременно произведен в прапорщики;

октябрь — в журнале «Современник» опубликована повесть «Отрочество»;

ноябрь — Толстой приезжает в Севастополь и участвует в Крымской войне.

1855, апрель — май — служит на четвертом бастионе Севастополя;

июнь — в журнале «Современник» опубликован рассказ «Севастополь в декабре месяце» (отдельный оттиск рассказа был представлен Александру II);

сентябрь — в журнале «Современник» опубликованы рассказы «Рубка леса» и «Ночь весною 1855 в Севастополе»; октябрь — падение Севастополя;

ноябрь — Толстой приезжает в Санкт-Петербург, где знакомится с И. С. Тургеневым, И. И. Панаевым, И. А. Гончаровым, Н. А. Некрасовым и другими литераторами.

1856, январь — навещает в Орле умирающего от чахотки брата Дмитрия;

в журнале «Современник» опубликован рассказ «Севастополь в августе 1855»;

май — в журнале «Современник» опубликована повесть «Два гусара»; Толстой знакомится с А. С. Хомяковым;

декабрь — публикует повесть «Утро помещика»;знакомится с Н. Г. Чернышевским.

1857, январь — в журнале «Современник» опубликована повесть «Юность»;

февраль — июль — Толстой путешествует по Европе.

1858 — пишет рассказ «Три смерти».

1859, февраль — вступает в Общество любителей российской словесности;

май — в «Русском вестнике» опубликована повесть «Семейное счастие»;

октябрь — Толстой устраивает школу для крестьянских детей.

1860, сентябрь — умер брат писателя Николай Николаевич Толстой.

1860–1861 — Лев Николаевич совершает второе путешествие по Европе; знакомится с декабристом С. Г. Болконские, Н. Н. Ге, А. И. Герценом, Ж. П. Прудоном.

1862, лето — выпускает журнал «Ясная Поляна»;

сентябрь — Толстой венчается с Софьей Андреевной Берс в придворной церкви Рождества Богородицы в Кремле.

1863, февраль — в «Русском вестнике» опубликована повесть «Казаки»; июнь — у Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых родился сын Сергей.

1864, август — сентябрь — выходят в свет Сочинения графа Л. Н. Толстого в двух томах (издательство В. Стеловского);

октябрь — в семье Толстых родилась дочь Татьяна:

ноябрь — декабрь — писатель работает над романом «1805 год».

1865, январь — февраль — журнал «Русский вестник» публикует роман «1805 год» (первый и второй тома «Войны и мира»).

1866, май — в семье Толстых родился сын Илья.

1867, сентябрь — писатель работает над третьим и четвертым томами «Войны и мира».

1868— работает над пятым томом «Войны и мира».

1869 — работает над шестым томом «Войны и мира»;

май — в семье Толстых родился сын Лев.

1871, февраль — родилась дочь Мария;

лето — Толстой покупает землю в Базулукском уезде Самарской губернии; в Ясную Поляну впервые приезжает Н. Н. Страхов; осень — работает над первой частью «Азбуки».

1872— работает над «Азбукой» и романом об эпохе Петра I;

ноябрь — «Азбука», в составе которой «Кавказский пленник» и «Охота пуще неволи», выходит в свет.

1873, март — Толстой прерывает работу над романом из эпохи Петра I и начинает писать «Анну Каренину»;

декабрь — избран членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности.

1874— работает над романом «Анна Каренина».

1875, январь — начало романа «Анна Каренина» опубликовано в журнале «Русский вестник».

1877— писатель завершает роман «Анна Каренина»;

июль — вместе с Н. Н. Страховым посещает Оптину пустынь; август — издатель журнала «Русский вестник» М. Н. Катков отказывается публиковать последнюю часть романа «Анна Каренина»; декабрь — в семье Толстых родился сын Андрей.

1878— выходит в свет отдельное издание «Анны Карениной»; писатель работает над романом о декабристах.

1879, июнь — Толстой посещает Киево-Печерскую лавру;

октябрь — посещает Троице-Сергиеву лавру;

декабрь — в семье Толстых родился сын Михаил.

1880— Толстой завершает «Исповедь», работает над переводом четырех Евангелий; знакомится с В. М. Гаршиным, В. В. Стасовым, И. Е. Репиным.

1881 — пишет письмо Александру III с просьбой не казнить революционеров, убивших царя Александра II; посещает Оптину пустынь; пишет рассказ «Чем люди живы»;

сентябрь — семья Толстых переезжает из Ясной Поляны в Москву.

1882— Толстой участвует в переписи населения в Москве; покупает дом в Долго-Хамовническом переулке (ныне Дом-музей Л. Н. Толстого).

1883, сентябрь — завершает работу над сочинением «В чем моя вера?»; октябрь — знакомится с В. Г. Чертковым.

1884, февраль — публикует начало романа «Декабристы»;

июнь — первая попытка ухода из Ясной Поляны; в семье Толстых родилась дочь Александра;

ноябрь — В. Г. Чёртков основывает издательство «Посредник».

1885— пишет для «Посредника» рассказы «Свечка», «Два старика», публикует повесть «Холстомер».

1886— пишет рассказ «Три старца», повесть «Смерть Ивана Ильича», драму «Власть тьмы»; знакомится с В. Г. Короленко.

1887— работает над трактатом «О жизни», повестью «Крейцерова соната»; знакомится с Н. С. Лесковым.

1888, февраль — путешествует пешком из Москвы в Ясную Поляну;

март — в семье Толстых родился сын Иван.

1889 — пишет комедию «Плоды просвещения», повесть «Дьявол».

1890 — работает над повестью «Отец Сергий»; совершает паломничество в Оптину пустынь; цензура запрещает публиковать «Крейцерову сонату».

1891 — постановка «Плодов просвещения» силами членов Общества искусства и литературы (режиссер К. С. Станиславский); Толстой отказывается от авторских прав на сочинения, написанные им до 1881 года; организует столовые для голодающих крестьян.

1892 — Толстой знакомится с А. Рубинштейном, дававшим концерты в пользу голодающих; завершает работу над трактатом «Царство Божие внутри вас».

1893 — пишет предисловие к сочинениям Ги де Мопассана; знакомится с К. С. Станиславским.

1894, январь — Толстой знакомится с И. А. Буниным.

1895 — завершает работу над рассказом-притчей «Хозяин и работник»;

февраль — умер сын Иван;

август — Толстой знакомится с А. П. Чеховым;

сентябрь — пишет статью о гонениях на духоборов.

1896, январь — завершает работу над пьесой «И свет во тьме светит»; август — вместе с женой совершает поездку в Шамордино, где живет в монастыре его сестра М. Н. Толстая; в Шамординском монастыре написана первая редакция «Хаджи-Мурата».

1897 — поездка в Санкт-Петербург; работа над трактатом «Что такое искусство».

1898 — пишет письмо Николаю II по поводу отнятия детей у молокан; встречается с духоборами; организует помощь голодающим в Тульской и Орловской губерниях; пишет статьи о голоде; пишет роман «Воскресение» и повесть «Отец Сергий» с намерением передать гонорар за эти произведения на переселение духоборов в Канаду.

1899 — продолжает работать над романом «Воскресение»; знакомится с Р. М. Рильке.

1900 — пишет статьи «Рабство нашего времени» и «Патриотизм и правительство»; знакомится с А. М. Горьким; работает над драмой «Живой труп».

1901, февраль — Определение Синода об отлучении Толстого от церкви. Толстой пишет статью «Ответ на определение Синода»;

июль — заболевает малярией;

сентябрь — в связи с болезнью отправляется в Крым, в Гаспру;

октябрь — знакомится с великим князем Николаем Михайловичем, через которого передает письмо Николаю II с призывом отменить право частной собственности на землю; встречается с А. П. Чеховым и А. М. Горьким.

1902 — пишет статьи о веротерпимости: «Что такое религия и в чем сущность ее», «К рабочему народу», «К духовенству»; встречается с В. Г. Короленко; возвращается в Ясную Поляну; знакомится с А. И. Куприным; работает над повестями «Хаджи-Мурат» и «Фальшивый купон» и рассказом «После бала».

1903 — пишет воспоминания и статью о Шекспире.

1904 — пишет статью о Русско-японской войне «Одумайтесь!»; завершает повесть «Хаджи-Мурат»;

май — в Ясную Поляну приезжают Д. Мережковский и 3. Гиппиус;

август — умер брат писателя Сергей Николаевич Толстой.

1905 — пишет статьи «Конец века», «Об общественном движении в России», «Единое на потребу», рассказы «Алеша Горшок», «Корней Васильев», повесть «Посмертные записки старца Федора Кузьмича».

1906 — публикует в журнале «Круг чтения» рассказ «За что?»;

ноябрь — умирает дочь Мария.

1907 — составляет детский «Круг чтения»;

октябрь — арест секретаря Толстого Н. Н. Гусева.

1908 — пишет статьи «Не могу молчать», «Закон насилия и закон любви», «Письмо к индусу»; заводит тайный дневник.

1909 — пишет повесть «Кто убийцы?»;

август — новый арест и высылка секретаря Толстого Н. Н. Гусева; октябрь — Толстой составляет завещание.

1910, февраль — пишет рассказ «Ходынка»;

апрель — в Ясную Поляну приезжает Л. Н. Андреев;

28 октября — Толстой уходит из Ясной Поляны;

7 ноября — Лев Николаевич Толстой скончался на станции Астапово, похоронен, согласно его воле, в яснополянском лесу «Заказ».

Хронологическая таблица жизни и творчества Толстого изложена в этой статье.

Лев Толстой хронологическая таблица

Лев Николаевич Толстой — один из известных классиков и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.

Дата Событие
Лев Толстой
1830 смерть матери (во время рождения дочери Марии)
1837 Лев Толстой лишился отца, а вскоре и бабушки.
1844 Толстой поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, но к занятиям он относился с равнодушием, что привело к провалу на экзаменах за пер­вый курс.
1850 служил в канцелярии Тульского губернского правления.
1852 вышла повесть «Детство», через два года — «От­рочество» (1854), еще через два года — «Юность» (1857).
1854 перевод в Дунайскую армию. Произведен в прапорщики.
1857 заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Рассказы «Альберт» , «Люцерн» , «Три смерти» .
1862 Лев Толстой женился на Софье Андреевне Берне.
1859-1862 увлечение педагогической деятельностью. Открытие в Ясной Поляне и ее окрестностях школ для крестьянских детей.
1869 закончен роман «Война и мир». 
1877 «Анна Каренина»
1894 Толстой отказался от всякой собствен­ности.
1910 В ночь с 27 на 28 октября он тайно покинул Ясную Поляну в сопровождении дочери Александры Львовны и доктора Душана Маковицкого.
Умер на станции Астапово Рязанс­кой железной дороги.

 Хронологическая таблица Толстого Льва Николаевича может быть дополнена по вашему усмотрению.

anna-karenina.jpgАнна КаренинаДрама1967145 минВойна и мирИсторическое1965468 мин

Спектакли

История лошадиДрама1989118 минБольшой драматический театр имени ТовстоноговаХолстомерДрама200862 минСанкт-Петербургский большой театр куколХолстомерДрама200987 минАктерский дом

Лекции

Лев Толстой. Последние годы жизниДмитрий Бак201526 минЛев Толстой. Повести и рассказыДмитрий Бак200826 минЛев Толстой. «Война и мир». Жанр и история созданияДмитрий Бак200826 минЛев Толстой «Война и мир». Главные герои и темы романаДмитрий Бак200826 минЛев Толстой. «Война и мир». Философская концепция эпилогаДмитрий Бак200826 минПеречитывая заново: Лев Толстой. «Анна Каренина»Дмитрий Бак200844 минИлья Репин и Лев ТолстойАлександр Якимович201388 мин

Книги

Лев ТолстойКазакиПовестиЛев ТолстойХаджи-МуратПовестиЛев ТолстойПосле балаРассказыЛев ТолстойСмерть Ивана ИльичаПовести

08_tolstoy-biografiya-185x215.jpg

Хронологическая таблица жизни и творчества Толстого изложена в этой статье.

Лев Толстой хронологическая таблица

Лев Николаевич Толстой — один из известных классиков и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.

Дата Событие
Лев Толстой
1830 смерть матери (во время рождения дочери Марии)
1837 Лев Толстой лишился отца, а вскоре и бабушки.
1844 Толстой поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, но к занятиям он относился с равнодушием, что привело к провалу на экзаменах за пер­вый курс.
1850 служил в канцелярии Тульского губернского правления.
1852 вышла повесть «Детство», через два года — «От­рочество» (1854), еще через два года — «Юность» (1857).
1854 перевод в Дунайскую армию. Произведен в прапорщики.
1857 заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Рассказы «Альберт» , «Люцерн» , «Три смерти» .
1862 Лев Толстой женился на Софье Андреевне Берне.
1859-1862 увлечение педагогической деятельностью. Открытие в Ясной Поляне и ее окрестностях школ для крестьянских детей.
1869 закончен роман «Война и мир». 
1877 «Анна Каренина»
1894 Толстой отказался от всякой собствен­ности.
1910 В ночь с 27 на 28 октября он тайно покинул Ясную Поляну в сопровождении дочери Александры Львовны и доктора Душана Маковицкого.
Умер на станции Астапово Рязанс­кой железной дороги.

 Хронологическая таблица Толстого Льва Николаевича может быть дополнена по вашему усмотрению.Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/essay/tolstoy/hronologicheskaya-tablitsa-tolstogo
  • https://biography.wikireading.ru/44471
  • https://kratkoe.com/lev-tolstoy-hronologicheskaya-tablitsa/
  • https://www.culture.ru/persons/8211/lev-tolstoi
  • http://yh.brieffacts.org/lev-tolstoy-hronologicheskaya-tablitsa_default.htm

Дата

Тема

Кол-во часов

План

Факт

Из  древнерусской литературы

 «Задонщина». Особенности развития древнерусской литературы.Тема единения Русской земли.

1

Из русской литературы XVIII века

Гавриил Романович Державин. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Сопоставление с одой «Памятник» М.В. Ломоносова

Теория литературы. Понятие о классицизме

1

Н. М. Карамзин Стихотворение «Осень». РР Анализ поэтического текста Теория литературы: Сентиментализм

1

Из литературы XIX века

Зима  в произведениях  А.С. Пушкина Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли.

1

РР Анализ поэтического текста

1

И.С. Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева);

1

И.С. Тургенев. Рассказ  «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям).

1

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Нищий» и др (по выбору): тематика; художественное богатство произведения. Теория литературы: цикл; портрет и характер; рассказчик; эпилог; стихотворение в прозе

1

Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» — подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык.

1

Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» — подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык.

1

Произведения  русских поэтов XIX века о России .Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»  Теория литературы: инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение (развитие представлений).

1

А.А. Фет Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.  «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты…», «Учись у них: у дуба, у березы…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета. Теория литературы: лирика природы; тропы и фигуры (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, бессоюзие — развитие представлений).

1

РР Анализ поэтического текста

1

Из литературы XX века

И.С. Шмелев Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка; антитеза; художественная деталь, выразительные средства; сказ.

1

Н.А. Тэффи «Свои и чужие».  Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу. Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений).

1

М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.  Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений).

1

И.А. Бунин– певец русской природы. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…». Анализ стихотворений «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель». Человек и природа в стихах И.А. Бунина. Размышления о своеобразии поэзии: «Как я пишу».

1

 Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные мотивы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и их значение в раскрытии художественной идеи рассказа.

1

РР  Эссе «А счастье всюду…»

1

Г.И.Успенский «Выпрямила» (отрывок из записок Тяпушкина). Чтение 1 главы. Искусство и человек. Влияние искусства на внутренний мир человека.

1

Вересаев В.В.  Рассказ «Мать». Влияние искусства на внутренний мир человека.

1

В.П. Астафьев. «Последний поклон». Рассказ  «Далекая близкая сказка». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

1

В.П. Астафьев. Фонограмма фрагмента из книги «Затеси», тетрадь 1, лирическая миниатюра «Падение листа». РР Письменная работа «Как вы понимаете значение слова «затесь» после прочтения миниатюры В.П.Астафьева?» Теория литературы: образ рассказчика (развитие представлений).

1

К.Д. Воробьёв.  Рассказ «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

1

К.Д. Воробьёв.  Рассказ «У кого поселяются аисты». Добро и зло в рассказе

1

РР Творческая работа «Почему К.Воробьёва называют “писателем правды”?»

1

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» — многолетние раздумья автора о человеке, природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора. Анализ миниатюры «Дыхание» Анализ миниатюры «Гроза в горах»

1

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» — РР Творческая работа  Анализ миниатюры «На родине Есенина» с привлечением очерка К.Г. Паустовского «Бескорыстие» из повести «Мещёрская сторона»

1

В.М. Шукшин   «Охота жить «. Анализ рассказа

1

В.М. Шукшин  «Солнце, старик и девушка» Анализ рассказа

1

Из  поэзии о великой отечественной войне

РР Творческая работа Вечер поэзии М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной…»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»; Д.С. Самойлов «Сороковые».  Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине:

1

Из современной русской литературы

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции.  «Дежурная» , «Тяжелый случай», «Упрямый старик»

1

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки).  РР Анализ текста  «Дежурная» , «Тяжелый случай», «Упрямый старик»

1

Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.  Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

1

  • Рассказ толстого прыжок читать полностью
  • Рассказ толстого про сливы
  • Рассказ толстого прыжок распечатать
  • Рассказ толстого набег краткое содержание
  • Рассказ толстого о природе