Рассказ толстого старый дед и внучек читать

Уважаемые родители и педагоги!этот занимательный урок мы советуем преподать детям, которые только начинают осваивать непростую науку под названием этикет.цель нашего

Уважаемые родители и педагоги!


Этот занимательный урок мы советуем преподать детям, которые только начинают осваивать непростую науку под названием «Этикет».

Цель нашего урока: познакомить детей с правилами этикета в разных типовых ситуациях и в игровой форме научить применять эти правила.

Сначала изложим новый материал.

Этикет — это умение жить и вести себя в обществе и в семье.

Рассмотрим 4 самых распространённых ситуации.

1. Вы идёте в театр

Собираясь в театр, не забудьте одеться понаряднее, аккуратная причёска и чистая обувь тоже обязательны.

В театр приходят за 15-20 минут до начала спектакля. На своё место проходят лицом к уже сидящим зрителям, они же могут встать, если так удобнее вас пропустить.

Во время спектакля не принято разговаривать, даже шёпотом, подпевать артистам или топать ногой в такт музыке, также нельзя говорить по мобильному телефону.

В зрительном зале неприлично есть, особенно во время представления. Шуршание бумажек и другие звуки мешают окружающим.

Во время антракта зрители могут сходить в буфет, где соблюдают очередь и разговаривают вполголоса.

Нехорошо срываться с места с последними словами артиста или заключительным аккордом музыки и мчаться в гардероб.

После окончания спектакля зрители аплодируют и дарят артистам заранее принесённые цветы. Затем публика спокойно покидает зрительный зал.

2. Вас пригласили в гости

В гости полагается приходить аккуратно и нарядно одетым в точно назначенное время. Являться слишком рано или опаздывать неприлично.

У накрытого стола лучше не затевать подвижных игр, а если вас пригласили к столу, не бегите к нему бегом и не толкайтесь, рассаживаясь по местам.

За столом ешьте аккуратно, не говорите с полным ртом. Правильно пользуйтесь столовыми приборами, не накладывайте себе на тарелки слишком большое количество еды.

Неприлично угощения со стола класть в карманы, уносить домой.

Не забывайте, встав из-за стола, поблагодарить хозяев за вкусное угощение, а, уходя домой, попрощаться.


3. Правила поведения в транспорте

Как бы вы ни торопились, не кидайтесь сломя голову к подъезжающему транспорту, это опасно. Прежде чем войти в автобус, дайте дорогу выходящим пассажирам и не забудьте: первыми в транспорт входят люди постарше, затем молодёжь, при этом мальчики пропускают вперёд девочек. Мальчик, если он едет с девочкой, выходит первым и подаёт ей руку.

Войдя в автобус, не спешите садиться на свободное место. Предложите его пожилому человеку или женщине, мальчики уступают место девочкам.

В транспорте нельзя громко разговаривать, смеяться и включать музыку. Со знакомыми общайтесь вполголоса, а если они стоят далеко — не кричите на весь салон.

Недопустимо есть во время поездки мороженое, пирожки, семечки, пить воду из бутылки, так можно испачкать находящихся рядом пассажиров и намусорить в салоне автобуса.

4. Как вести себя дома

В доме будут всегда порядок, уют и уважение, если все члены семьи стремятся к этому.

У каждого в семье должны быть свои постоянные обязанности. Например, сын выносит мусор, пылесосит в комнатах, поддерживает порядок в игрушках, а дочь ухаживает за цветами, моет посуду, помогает маме в уборке квартиры.

Забота и внимание всех членов семьи друг к другу должны проявляться во всём: поспешите к дверям, чтобы помочь маме снять пальто, отнесите её сумку с продуктами на кухню, отыщите бабушке потерявшиеся очки, поиграйте с младшими детьми.

Если кто-то в семье прилёг отдохнуть, остальные ведут себя тихо, не играют в шумные игры, не включают музыку.

Как бы вы ни были голодны — не ешьте прямо из кастрюли, не пейте воду из носика чайника, также недопустимо есть варенье прямо из банки. На кухне соблюдается чистота и порядок — их поддерживают все члены семьи.

В прихожей не разбрасывайте верхнюю одежду и обувь, у каждой вещи должно быть своё место.

Уходя из дому и по возвращении, всегда прощайтесь и здоровайтесь со всеми близкими, а если вы где-то задерживаетесь, предупредите об этом родителей по телефону.

Домашнее задание нашего урока

Ребята, пофантазируйте и нарисуйте эпизоды из вашей жизни или из жизни любимых сказочных героев, где персонажи ведут себя по-разному: соблюдают правила этикета или ведут себя неправильно.

Подготовка к игре: разрежьте 4 листа с сюжетными картинками по пунктирным линиям, у вас получится 32 маленькие карточки.


Вариант 1

Играют 1-4 человека и ведущий.

Для игры понадобятся 4 большие карты, в центре которых изображены определённые темы: «В театре», «В гостях», «В транспорте», «Дома». Игроки распределяют эти карты между собой, по одной каждому. Маленькие карточки с сюжетными картинками перемешиваются и кладутся стопкой. Ведущий берёт по одной маленькой карточке и предлагает игрокам. Ребёнок, к теме которого относится карточка, берёт её себе, объясняет сюжет на картинке и оценивает поведение героев в данной ситуации.

В случае правильного поведения персонажей, игрок кладёт маленькую карточку на свою большую карту около зелёной стрелки, а в случае неправильного — около красной стрелки.

Побеждает тот, кто первым правильно заполнил большую карту и верно проанализировал поведение персонажей на картинках.

Вариант 2

Играют 1-4 человека и ведущий.

Для игры нужны 4 большие карты с темами и маленькие карточки с сюжетными картинками.

Игроки берут себе по большой карте, обдумывают и запоминают свою тему.

Маленькие карточки перемешиваются и кладутся на столе лицевой стороной вверх, не перекрывая друг друга.

По сигналу ведущего дети выбирают карточки по своей теме и выкладывают их на большой карте.

В случае правильного поведения героев на картинке, игрок кладёт маленькую карточку около зелёной стрелки, а в случае запретного поведения — около красной стрелки.

После того, как все игроки заполнили большие карты, ведущий предлагает каждому проанализировать сюжеты на своих маленьких карточках и дать оценку поведения персонажей.

Выиграет тот, кто первым правильно закрыл большую карту и лучше всех объяснил ситуации на сюжетных картинках.

Вариант 3

Играют 1-4 человека и ведущий.

Дети распределяют между собой темы «В театре», «В гостях», «В транспорте», «Дома» и составляют связный рассказ о правилах поведения в данной ситуации. Свой рассказ игроки могут иллюстрировать маленькими сюжетными картинками, которые предварительно выбирают.

Побеждает тот, у кого получился более полный и интересный рассказ.

В случае затруднения ведущий помогает детям дополнительными вопросами по сюжетным картинкам.

                                                    Желаем вам успехов!

МБОУ Б.Те$рсенская средняя общеобразовательная школа

Уренского муниципального района Нижегородской области

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема:

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Разработала и провела:

Храмцова Лариса Сергеевна,

учитель начальных классов

МОУ Б-Терсенской средней

общеобразовательной школы

Б-Терсень

2012-13 уч.г.

Цели:

$ 1.Познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

2.Учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; развивать логику, технику чтения.

3.Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к родителям.

Оборудование:

компьютер, интерактивная доска,

презентация к уроку, распечатанные карточки для детей,

выставка книг Л.Н.Толстого.

$

$

Ход урока.

1.Оргмомент. Настрой на урок.

-Здравствуйте, садитесь. У нас сегодня необычный урок — много гостей. Но вы не волнуйтесь: ведь с вами я. А я тоже не буду волноваться, потому что со мной вы, мои умные ребятишки. Мы – вместе!

$ 2.Речевая разминка.

-Чтобы чётко проговаривать все слова, чтобы правильно, выразительно и громко читать, давайте подготовим речевой аппарат к работе и проведём речевую разминку. Внимание на экран (первый слайд презентации).

Наши руки были в мыле.

Мы посуду сами мыли,

$ Мы посуду мыли сами,

Мы бабуле помогали.

-Что это такое?

-Как мы произносим скороговорку?

-Итак, читаем скороговорку 3 раза — сначала медленно, потом быстрее, а теперь очень быстро, но правильно, без ошибок, чётко проговаривая все звуки.

-А вы помогаете дома старшим?

-С удовольствием или потому что так надо?

-Вот какие трудолюбивые, молодцы!

-А домашнее задание вчера выполняли с удовольствием?

3.Проверка домашнего задания.

-Что было задано на дом? ( двое учащихся пересказывают рассказ Л.Н.Толстого «Котёнок»)

-Какие качества проявил Вася?

-А вы бы как поступили?

-Есть ли у вас дома$шние питомцы? Как вы за ними ухаживаете?

-Молодцы! И трудолюбивые вы у меня, и смелые, и животных любите. А какие догадливые! Попробуйте сами догадаться ,над чем мы сегодня будем работать.

$

4.Формулировка темы и целей.

Слайд № 2.

-Посмотрите на слайд . Прочитайте запись и определите, о ком идёт речь?

Лев Николаевич Толстой.

Иван Андреевич Крылов.

Александр Сергеевич Пушкин.

Этот человек изучал историю, музыку, медицину, но большее внимание уделял литературе. Он очень любил детей и создал ш$колу для бедных. Он прожил 82 года и за всю свою жизнь ничего не боялся, кроме собственной совести. Из трёх перечисленных здесь произведений есть одно, принадлежащее его перу : «Стрекоза и муравей», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Старый дед и внучек».

-Итак, кто это? Какое из перечисленных произведений написал Л.Н.Толстой?

-Кто сможет ответить, как называется тема сегодняшнего урока?

-Зная тему урока, пользуясь опорными словами, давайте поставим цели.

Слайд №3.

Дети читают начало предложения и заканчивают его. После их ответов по щелчку появляются сформулированные цели.

Познакомиться…(с рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».)

Учиться читать… ( вырази$тельно.)

Научиться уважительно … (относиться к старшим.)

-Итак, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого.

Слайд № 4.

5.Первичное восприятие .Чтение учителем произведения.

-Понравился ли вам рассказ?

-Чем?

-Назовите его героев.Как их можно назвать одним словом?

-Чьё поведение в этой семье вам показалось неправильным?

6.Чтение по це$почке.

Какие слова вам непон$ятны?

7.Словарная работа.

Слайд № 5.

Невестка-жена сына.

Лоханка-деревянная ёмкость под умывальником, а также из неё поили скот.

Слаживает-мастерит.

8.Выборочное чтение.

-Найдите в тексте и прочитайте, почему дедушку не сажали за стол?

$ -Что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

-Зачем Миша делал лохань?

-Почему родители Миши заплакали?

-Зачем Л.Н.Толстой рассказал эту историю?

Вывод учителя:

-Молодцы! Лев Толстой написал этот рассказ для того, чтобы мы с вами не повторили ошибок, совершённых в этой семье.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

$ Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

9.Работа с пословицами.

Слайд № 6.

Прочитайте пословицы.

Кто родителей почитает,$ тот вовек не погибает.

При солнышке тепло, при матери добро.

Как аукнется, так и откликнется.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

-Какие из них подходят к нашей истории? Объясните каждую.

-Что значит почитает?

-Чему нас учат эти пословицы?

10. Работа по иллюстрации.

$

Слайд № 7.

-В какое время происходит действие?

-Как вы догадались?

-Найдите и $прочитайте слова, которые соответствуют картинке.

-Ребята, а у вас в семье есть старые люди?

-Как вы к ним относитесь? Почему?

-У вас на партах есть карточки со словами. Прочитайте и распределите их в два столбика на доске: хорошо – плохо. Слова на карточках следующие: внимание, равнодушие, доброта, уважение, безразличие, сочувствие, уважение, честность, грубость, забота.

-Как относились близкие к дедушке, скажите, используя данные слова?

-Что изменилос$ь в отношении к дедушке со стороны родителей Миши после разговора с мальчиком? Скажите , используя данные слова.

-Какой вывод для себя вы сделали после чтения этого рассказа?

11. Итоги.

Нет, не правда, что осень старит,

Что седины – это печаль.

Друг мой, годы — земная даль,

Ваша молодость вечно с вами.

Не тверди, что любовь пройдёт,

Не морщинки, а к счастью тропки

На лице твоём, друг мой кроткий,

Я в морщинки твои влюблён.

-О ком эти стихи?

-Какой праздник мы отмечали 1 октября?

-Кому посвящён весь октябрь ме$сяц?

-Кому вы помогли в этом месяце? Как?

-Пожилые люди прожили долгую жизнь, интересную и поучительную для младшего поколения, поэтому необходимо прислушиваться к их советам и помогать им всем не только в октябре, а всегда.

$

-Чему научил вас рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»?

-Как будем относиться к людям старшего поколения?

-Когда — нибудь и мы с вами будем старенькими . И всё доброе, что мы сделаем для других, вернётся к нам, поверьте мне.

-Обратите внимание на выставку книг Л.Н.Толстого, которую я приготовила для вас. Я советую прочитать эти книги. У Толстого все произведения поучительные, и я предлагаю вам на уроке внеклассного чтения поделиться друг с другом всем, чему вас научат эти рассказы. Спасибо за урок. (Оценки.) И в заключение мне хочется прочитать вам стихотворение, которое попалось мне на глаза во время подготовки к уроку.

$ Не забывать отцов и матерей.

Уютный домик, покосившийся с годами,

Трава, рябинка, тропка напрямик,

В нём тихо одиноко проживает

Больной, роднёй заброшенный старик.

К нему я часто забегаю в гости.

$Выходит он ко мне, не торопясь.

«Скрипят ещё мои больные кости»-

Так шутит он, с болезнями борясь.

Здесь рыжий кот облюбовал крылечко.

Дрова лежат и старенький топор…

Усядемся с дедулею у печки

И заведём душевный разговор.

$ Как хочет он со мною поделиться

Всем тем, чему был в молодости рад,

И как водой холодною струится

В жару колодец, словно водопад.

Жену он вспоминает с грустью нежной

И, не скрывая к ней любви своей,

Делясь мечтами юности мятежной,

Часами может он рассказывать о ней.

Ведь и они когда-то были молодыми

И устали не знали никогда,

Но стали волосы совсем седыми,

.

И смерть их разлучила навсегда.

Нет, на дет$ей своих он не в обиде,

Что в дверь его уж больше не стучат,

Но хочется, так хочется увидеть

Уже , должно быть ,выросших внучат.

Вдруг замолчит он. И слеза скупая

Непрошено, нежданно заблестит,

А я молчу и слушаю, вздыхая,

И сердце по-дочернему болит.

$ Давайте к пожилым добрее будем,

А если есть возможность, пусть хотя б одна,-

Приди$те, помогите этим людям.

Господь воздаст за это вам сполна.

Они не безразличны вам, я знаю,

И нет на свете ближе их, родней,

И я прошу вас, я вас умоляю

Не забывать своих отцов и матерей.

Жил-был старец с длинной косматой бородой с устрашающим именем Лев и добрыми глазами. Жил он на поляне с очень светлым названием Ясная. Старец сочинял рассказы и сказки для детей, в которых был заложен очень глубокий смысл, которые и, правда, были ясными, учили добру, отзывчивости, любви. Догадались, о ком речь? Это наш великий писатель Лев Толстой. Сегодня мы познакомимся с жизнью Толстого, вспомним произведения, написанные Львом Николаевичем и «напишем» книгу, посвященную этому великому человеку.

Интересные факты из жизни Л.Н.Толстого

  • Не любил молока и рыбы.
  • Любил вишни, поглощая их в необыкновенном количестве.
  • Был смел, но страшно боялся крыс: еще в Севастополе однажды выскочил под ураганный обстрел неприятеля, увидев крысу.
  • Страстный охотник, но лая собак не переносил.
  • Легко плакал, редко смеялся (зато до слез).
  • Обладал выдающейся чуткостью к музыке. Играл с увлечением.
  • Артистичен и прекрасно читал. При этом был застенчив.
  • “ Великий писатель Л.Н.Толстой до самых преклонных лет сохранил любовь к занятиям гимнастикой. Он оборудовал гимнастическую комнату в своем московском доме, посещал спортивный зал на Страстном бульваре.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

 1. О ком говорится в этом рассказе?
  2. Где происходят события?
  3. Что произошло с товарищами в лесу?
  4. Как поступил один из товарищей при опасности?
  5. Что сделал его друг?
  6. Что произошло дальше?
  7. Как отреагировал на происшедшее товарищ, который залез на дерево? Что он у него спросил? 
  8. Что ответил ему друг?
  9. Как можно назвать поступок товарища, взлезшего на дерево?
10. Как должны поступать друзья, если они попадают в опасную ситуацию?

Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

— Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро.

Как маленькая мышь помогла огромному льву? Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого   «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово,  размышлять над каждым предложением и определить какое это произведение по настроению?

(Басня)

Старый дед и внучек

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. 

Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. 

Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. 

Старик только вздохнул и ничего не сказал. 

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

— Какое это произведение по настроению?

— Почему вы так решили? Какие чувства вы испытали? 

— Почему деда не сажали за стол?

— Что случилось во время обеда за печкой?

— А как вы думаете почему дед уронил и разбил чашку?

— Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким  беспомощным? 

 — Почему он вздохнул и нечего не сказал?

(Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена)

Что испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали?

Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши?

(Справедливый, добрый, умный) 

Чему научили нас рассказы Л.Н.Толстого? Как вы думаете зачем он их написал?

(уважать старших, терпимости к старым людям…..)

Вывод: В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. 

И в заключении хотелось бы вам прочитать такое напутствие Льва Николаевича Толстого:

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Учебник  «Литературное
чтение» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова
М.В.).

Экран,
мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы,  
демонстрационные материалы для доски.

 Конспект
урока литературного чтения. Тема: «Старый дед и внучек». УМК
«Школа России», 2 класс.

Конспект урока литературного чтения, 2
класс

УМК «Школа России»

Тема урока. Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

Цели урока.

1)Познакомиться с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

2)Формирование представлений о содержании и смысле прочитанного
произведения, как средстве духовно-нравственного развития личности младших
школьников.

3)Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения,
обобщения).

4)Совершенствование навыков чтения, развития речи.

5)Воспитывать чувство уважения к пожилым людям, родителям.

Оборудование:экран, мультимедийный
проектор, карточки для индивидуальной работы,  математические веера,
демонстрационные материалы для доски, учебник  «Литературное чтение.
Родная речь» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Голованова М.В.).

                                                  Ход урока

I.Организационный момент

Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас
новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с
другом и стали добрее.

Подарите друг другу улыбку и пожелайте удачу

II.Постановка темы  и цели урока.

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

Ответы уч-ся:

– Учиться понимать прочитанное.

– Учиться выразительно и правильно читать.

– Учиться правильно и грамотно говорить.

– Действительно, на уроках чтения мы учимся не только
правильно читать, но и правильно говорить.

А для чего мы это делаем?

– Правильно. Мы должны помнить о том, чтобы речь наша была
яркой и приятной для души, а так же для окружающих.

III. Актуализация знаний

– Упражнения для дыхания.

Итак, приступим к работе. Для того, чтобы правильно брать
дыхание во– время чтения, повторим упражнения. Представьте, что на ваши
ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на
волю.

Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторите три раза.

Повторите 3 раза

2.Речевая разминка

Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки.

Жили-были четыре старушки,

Все четыре большие болтушки

(Прочитайте медленно, вопросительно, с удивлением,
скороговоркой)

4.Постановка целей урока.

Откройте учебники на с.108. Прочитайте , кто к нам сегодня в
гости пожаловал.(Лев Николаевич Толстой)

1)      Прочитайте самостоятельно о писателе)

2)      Работа с карточками( в парах)

3)      Друзьями могут быть(одноклассники, родители, книги)

4)      Л.Н.Толстой (любил детей, обижал детей, понимал детей)

5)      Писатель боялся (волков. детей, собственной совести)

6)       

Итак , как же сформулируем тему урока
(Л Н Толстой)

Какие вопросы внесем для обсуждения:

!) Познакомимся с биографией Л Н
Толстого

2)Узнать какие произведения он писал

3)Чему они учат?

6.Изучение нового материала.

7. Знакомство с биографией писателя.

-Перед вами портрет Л.Н.Толстого, который родился в 1828 году,
почти 200 лет назад. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и
взрослых.

Слайд 4,5.

 -Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву,
пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд
полезен и нужен. Уважать можно  того  человека, который всю жизнь
трудился.

Слайд 6.

-Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там
находится музей, который посещают люди всего мира.

Слайд 7.

-В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал
учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с
детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес.

Слайд 2.

-В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии,
помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том. что надо делать людям
добро, о необходимости учиться и о многом другом.

1)    Где жил Л.Н.Толстой?

2)    Каким он был человеком?

3)    Как Толстой помогал детям из бедных семей?

4)    О чем он писал в своих рассказах для детей?

Давайте вспомним, какие произведения Л.Н.Толстого вы уже
читали?

(Филлипок,Три медведя,Лев и собачка»)

Рассмотрите иллюстрацию на с.109. Узнали вы сказку?

Расскажите ее по рисункам.

Подумайте, о чем он писал в своих рассказах, баснях для
детей?( о дружбе  помощи слабым,о добре, сочувствии)

Молодцы, вы очень внимательны!

Работаем парами

Л.Н.Толстой в своем творчестве очень
часто обращался к мудрости русского народа, к  пословицам и поговоркам.
Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три
пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них
перепутаны. Возьмите карточки, карандаши и соедините  начало и конец
пословиц так, чтобы получились верные высказывания

Слайд .

1.Кто
родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся
семья вместе, и душа на месте.

3.Нет
лучше дружка, чем родная матушка.

-Посмотрите на экран. У кого не так?

-Прочитайте вслух первую пословицу, которая у вас получилась.
Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы уч –ся : «Надо
уважать своих родителей, любить их .Родители всегда помогут».

-Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?

Ответы уч – ся:«Когда все вместе, то
ни за кого не переживаешь, не волнуешься».

Прочитайте третью пословицу. Объясните
ее смысл.

Ответы детей: «Мама-
лучший и самый надежный друг.»

-Какой темой объединены эти пословицы?

Ответы уч-ся:«Все три пословицы о
семье».

Физкультминутка

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Прочитайте  название басни , который мы будем изучать.

Рассмотрите иллюстрацию к нему.

Как вы думаете. О чем будет басня?

8.Словарная работа

Эта басня написана  очень давно, при чтении нам встретятся
слова, которых в наше время практически не употребляют.

Лоханка- Лоханка – круглая или продолговатая деревянная посуда
для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».

Невестка-жена брата   или сына

Слаживает-складывает

8.Чтение басни

-А что такое басня?

Ответы уч-ся: «Басня – это
небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль».

-Значит, если мы будем читать басню, то обязательно чему-то
научимся.

-Я бы хотела, чтобы в конце урока вы смогли ответить на вопросы:

(открываю записи на доске)

Я почувствовал …

Я задумался …

Я понял…

 9. Первичное восприятие текста.

-Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».Я попрошу
вас после  прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2
предложение, написанное на доске.

Я почувствовал …(Какие чувства вы испытали?)

Я задумался

-Прочитайте вопросы вслух по цепочке.

2)

».

-Молодцы.Вы были внимательны, правильно ответили на все мои
вопросы.

 .

7)Проверка первичного восприятия текста.

-Продолжи первое предложение, написанное на доске.

Ответы уч-ся:« Я почувствовал, как
обидно было дедушке. Мне было его жалко».

-Продолжи второе предложение.

Ответы уч-ся:«Я задумался о том,
как надо относиться к старым людям.»

-Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же
чувства, как у вас.

IV.Структурный анализ текста.

1)Чтение басни про себя.

-Прочитайте  басню про себя  и подумайте, на какие две
смысловые части можно ее разделить?

 2)Чтение басни вслух по цепочке.

3)Чтение и анализ  Iчасти.

На  сколько частей можно разделить
басню?Докажи.

Ответы уч-ся:«Я считаю, что басню
можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как
обидели деда. Во второй – о том, как сын проучил родителей».

-Прочитайте первую часть басни.

-Найдите  в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за
стол?

Ответы уч-ся:«Стал дед очень стар.
Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И
когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол
сажать, а давали ему обедать за печкой».

-Что случилось во время обеда за печкой?

Ответы уч-ся:«Дед хотел подвинуть
чашку с едой, уронил и разбил ее».

-А почему дед  уронил и разбил чашку?

Ответы уч-ся: «Потому что он был
очень старый, плохо видел».

-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

Ответы уч-ся:«Невестка стала
бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала,
что теперь она ему будет давать обедать в лоханке».

-Правильно ли поступила невестка? Почему?

Ответы детей: «Невестка
поступила неправильно, он же не специально разбил чашку».

4)Чтение и анализ IIчасти.

-Прочитайте вслух вторую смысловую часть басни.

-Зачем Миша делал лохань?

Ответы уч-ся:«Чтобы кормить из нее
родителей, когда они станут старыми».

Прочитай, почему родители Миши
заплакали?

Ответы уч-ся:«Им стало стыдно за
то, что они так обижали старика».

— Как после этой истории стали относиться к дедушке?

Ответы уч-ся: «Стали
сажать его за стол и ухаживать за ним».

V.Логический анализ текста.

1)Определение поучения басни.

-Можно ли назвать эту басню поучительной? Чему она нас учит?

Ответы уч-ся: «Басня
учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и
заботливыми по отношению к родителям».

-Какова идея этого произведения?

Ответы уч-ся:«Как ты будешь любить
и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя».

2)Определение актуальности басни «Старый дед и внучек»

Это произведение было написано очень
давно. Скажите, а может ли произойти такая история  в наше время?

-Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним
относитесь?

-В одной из частей домашнего задания я попрошу вас написать
рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких. К
рассказу можно будет сделать рисунок или приложить фотографию.

3)Выбор пословицы для определения идеи басни.

Слайд 8.

1.Кто
родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся
семья вместе, и душа на месте.

3.Нет
лучше дружка, чем родная матушка.

-Посмотрите на экран. Здесь пословицы, которые мы с вами
составили в начале урока. Возьмите веера, и покажите мне номер той пословицы,
которая наиболее точно отражает идею басни «Старый дед и внучек».

(Дети показывают №1).

-Молодцы, ребята, я  согласна с вашим выбором.

 VI.Сравнение басен И.А.Крылова и Л.Н.Толстого.

-Скажите, с какими баснями мы знакомились на прошлых уроках? Кто
их автор?

Ответы уч-ся: «И.А.Крылов. «Лебедь,
рак и щука», «Стрекоза и муравей».

-Давайте сравним басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» и
басни И.А.Крылова. В чем их различие?

Ответы уч-ся:«В басне 
Толстого действующие лица – люди, она написана в прозе. В басне Крылова
действующие лица – животные, она написана в стихотворной форме».

Что в них общего?

Ответы уч-ся:«Все эти басни
поучительные».

VII.Итог урока. Рефлексия.

-С каким произведением познакомились на уроке?

-Кто автор?

-Какое новое слово узнали на уроке? Что оно обозначает?

-Давайте вернемся к незаконченным предложениям на доске. У нас
осталась еще одна строка.

Я понял …

— Продолжите это предложение.

Ответы детей:«Я понял, что нужно
заботиться о стариках, родителях; любить и уважать их; что родным людям надо
быть внимательными по отношению к друг к  другу».

Оцените свои достижения на уроке

VIII/Домашнее задание.

Прочитать сведения о Л.Н.Тостом на стр.108 учебника и составить
три вопроса по тексту.

Творческое задание: написать  рассказ о  своей семье;
о том, как вы заботитесь о своих  родных и близких; к рассказу можно
сделать рисунок или приложить фотографию.

Нарисуйте свое настроение к уроку

Урок   литературного   чтения

Тема  урока: Л. Н. Толстой «Старый  дед  и  внучек».

Цели урока: познакомить  учащихся  с  биографией  Л. Н.
Толстого, его  рассказом «Старый  дед  и  внучек»;учить  находить  главную 
мысль  в  тексте, подтверждать  свои  суждения  цитатами  из  текста;
воспитывать  уважение  и  сострадание  к  пожилым  людям, родителям.

Планируемые  результаты: учащиеся  должны  уметь  воспринимать  на 
слух  художественные  произведения; соотносить  смысл  пословицы  и  прозаического 
произведения; пересказывать  текст  подробно, выборочно; характеризовать 
героев  рассказа  на  основе  анализа  их  поступков, авторского  отношения  к 
ним.

Оборудование: портрет  Л.Н.Толстого, его  книги, карточки 
с  пословицами  для  индивидуальной  работы, математические  веера, учебник
«Литературное  чтение», презентация  по  теме  урока.

Ход   урока.

1.Организационный  момент.

(На  доске  изображения  человечков  с  разными 
настроениями).

 -Посмотрите  внимательно  на  доску  и  выберите 
того  человечка, который  вам  нравится  больше  всех.

-Почему  выбрали  именно  этого  человечка?

-Сегодня  мы  рассмотрим  очень  интересную  и 
важную  тему, и, я  надеюсь, что  вы  будете  активно  работать, и  у  всех 
вас  до  конца  урока  сохранится  прекрасное  настроение, как  у  одного  из 
человечков. А  сейчас  посмотрите  друг  на  друга, улыбнитесь, подарите  свои 
улыбки  гостям, улыбнитесь  мне. Улыбка  всегда  располагает  к  общению.

2.Проверка  домашнего  задания.

1).Игра «Сложи  название».

  На  доске  слова: Лебедь. Стрекоза. Рак. Щука.
Муравей.

-Что  объединяет всех  этих  животных?

-Кто  автор  басен?

-Что  такое  басня?

-Дома  вы  готовили  выразительное  чтение  басни
«Стрекоза  и  Муравей».

-Какие  пословицы  подойдут  к  этой  басне? Почему?

За большим погонишься- малое потеряешь.

Поспешишь- людей насмешишь.

Делу- время, а потехе- час.

Лето пролежишь-зимой с  сумой  побежишь.

-Чему  учат  басни  Крылова?

3. Постановка  темы  и  цели  урока.

Сегодня  на  уроке  продолжим  знакомство  с 
великими  людьми.

-Ребята, внимательно  посмотрите  на  доску  и 
разгадайте  шифровку-анаграмму.

          вле                                              
231

          чинивлкоае                              
34786910521

          
отйлсот                                      2145763

Правильно, здесь  зашифровано  имя, отчество  и 
фамилия  великого  русского  писателя  Льва  Николаевича  Толстого.

-Как  вы  думаете, что  мы  сегодня  будем  делать 
на  уроке?

Слайд 1.-Сегодня  мы  познакомимся  с  басней «Старый 
дед  и  внучек».

-А  что  такое  басня?

-Значит, если  мы  будем  читать  басню, то 
обязательно  чему-то  научимся. Я  бы  хотела,  чтобы  в  конце  урока  вы 
смогли  ответить  на  вопросы (запись  на  доске).

Я   почувствовал…

Я   задумался…

Я   понял

4.
Изучение  нового  материала.

1). Рассказ 
о  Л.Н.Толстом  с  использованием  мультимедийной  презентации.

-Сейчас  я 
расскажу  вам  о  жизни  писателя. Слушайте  внимательно, будьте

готовы 
ответить  на  мои  вопросы.

Слайд 2.  На 
экране  вопросы.

а ) Где  жил 
Л.Н.Толстой?

б ) Каким 
он  был  человеком?

в ) Как 
Толстой  помогал  детям  из  бедных  семей?

г ) О  чём 
он  писал  в  своих  рассказах  для  детей?

-Прочитайте 
вопросы  вслух  по  цепочке.

Слайд 3.
–Перед  вами  портрет  Л.Н.Толстого, который  родился  в  1828 году,

почти  200
лет  назад.  Он прожил  долгую  жизнь  и  написал  много  книг  для

детей   и 
взрослых.

Слайд 4.
Толстой  всё  время  трудился.  Он  пахал  землю,  косил  траву,  пилил

дрова, 
строил  избы,  шил  сапоги. Лев  Николаевич  считал, что  всякий  труд

полезен  и 
нужен.  Уважать  можно  того  человека, который  всю  жизнь 

трудился.

Слайд 5. Он 
очень  долго  жил  в  своём  доме  в  Ясной  Поляне. Сейчас  там 

находится 
музей, который  посещают  люди  всего  мира.

Слайд 6. В 
соседней  деревне  он  устроил  школу  для  бедных  детей  и  стал   учить 

их  по 
учебникам, которые  сам  написал. Он  много  времени  проводил  с  детьми.

Зимой 
катался  с  ними  на  лыжах, санках, а  летом  ходил  с  ними  в  лес.

Слайд 6. –В 
своих  небольших  рассказах  для  детей  он  пишет  о  сочувствии,

помощи 
слабым, о  настоящей  дружбе, о  том, что  надо  делать  людям  добро, о 

необходимости 
учиться  и  о  многом  другом.

2 ) Проверка 
восприятия  материала.

Слайд 2 ( с 
вопросами).

-Прочитайте 
первый  вопрос, дайте  на  него  ответ.

Прочитайте 
второй, третий  и  четвёртый  вопросы, дайте  на  них  ответы.

-Молодцы! Вы 
были  внимательны, правильно  ответили  на  все  мои  вопросы.

3) Актуализация
знаний  учащихся.

-Л.Н.Толстой  в  своём 
творчестве  очень  часто  обращался  к  мудрости  русского

народа, к  пословицам  и 
поговоркам. Знание  пословиц  и  поговорок  обогащает 

нашу  речь. Сегодня  мы 
прочитаем  три  пословицы. Все  они  объединены  одной

темой. Только начало и конец  у 
них  перепутаны. Возьмите  карточки, карандаши 

и соедините  начало  и  конец 
пословиц  так, чтобы  получились  верные 

высказывания.

 Кто родителей почитает,                
и  душа  на  месте.

Вся семья вместе,                             
чем  родная  матушка.                             

Нет лучше дружка,                           
тот  вовек  не  погибает.

-Посмотрите  на  экран. У  кого 
не  так?

-Прочитайте  вслух  первую 
пословицу, которая  у  вас  получилась. Что  значит

«почитает»? Как  вы  понимаете 
смысл  этой  пословицы?

-Прочитайте  вторую, третью 
пословицы. Объясните  их  смысл.

-Какой  темой  объединены  эти 
пословицы?

4 ) Физкультминутка.

5 ) Словарная  работа.

Лоханка, невестка, слаживать,
бранить.

6 ) Первичное  восприятие 
текста.

-Послушайте 
басню  Л.Н.Толстого «Старый  дед  и  внучек». Я  попрошу  вас  после 

прослушивания 
подумать  и  продолжить  своими  словами  1 и  2  предложения, 

записанные на 
доске. 

             
Я   почувствовал …

             
Я   задумался …

7 ) Проверка 
первичного  восприятия  текста.

-Продолжи первое 
предложение , написанное  на  доске.

-Продолжи 
второе  предложение.

5 . Структурный 
анализ  текста.

1 ) Чтение 
басни  про  себя.

-Прочитайте 
басню  про  себя  и  подумайте, на  какие  две  смысловые  части  можно

её 
разделить?

2 ) Чтение 
басни  вслух  по  цепочке.

-На  сколько 
частей  можно  разделить  басню? Докажи.

-Прочитайте 
первую  часть  басни.

-Найдите  в 
тексте  и  прочитайте, почему  деда  не  сажали  за  стол?

-Что 
случилось  во  время  обеда  за  печкой?

-А  почему 
дед  уронил  и  разбил  чашку?

-Прочитайте,
что  сделала  невестка, когда  дед  разбил  чашку?

-Правильно 
ли  поступила  невестка? Почему?

3 ) Чтение 
и  анализ  второй  части.

-Зачем  Миша 
делал  лохань?

-Прочитайте,
почему  родители  Миши  заплакали?

-Как  после 
этой  истории  стали  относиться  к  дедушке?

6.
Логический анализ текста.

1 )
Определение  поучения  басни.

-Можно  ли 
назвать  эту  басню  поучительной?

-Какова 
идея  этого  произведения?

2 )
Определение  актуальности  басни.

-Это 
произведение  было  написано  очень  давно.

-Скажите, а 
может  ли  произойти  такая  история  в  наше  время?

-Есть  ли  в 
вашей  семье  пожилые  люди? Расскажите, как  вы  к  ним  относитесь.

(Беседа  о 
месячнике  пожилых  людей).

-В одной из 
частей  домашнего  задания  я  попрошу  вас  написать  рассказ  о  своей 

семье, о 
том, как  вы  заботитесь  о  своих  родных  и  близких. К  рассказу  можно 

будет 
сделать  рисунок  или  приложить  фотографию.

Слайд. (Пословицы
).

-Посмотрите 
на  экран. Здесь  пословицы, которые  мы  с  вами  составили в  начале 

урока.
Возьмите  веера  и  покажите  мне  номер  той  пословицы, которая  наиболее 

точно 
отражает  идею  басни «Старый  дед  и  внучек».

-Молодцы,
ребята! Я  согласна  с  вашим  выбором.

7.
Сравнение  басен  И.А.Крылова  и  Л.Н.Толстого.

-Скажите,  с 
какими  баснями  мы  познакомились  на  прошлых  уроках? Кто  их 

автор?

-Давайте
сравним  басню  Л.Н.Толстого  м  басни  И.А.Крылова. В  чём  их  различие?

-Что  в  них 
общего?

8.
Рефлексия.

-С  каким 
произведением  познакомились  на  уроке?

-Кто  автор?

-Какие 
новые  слова  узнали  на  уроке?

-Давайте 
вернёмся  к  незаконченным  предложениям  на  доске. У  нас  осталась 

Ещё  одна 
строка.
Я понял… Продолжите  это  предложение.

9.
Домашнее  задание.

-Прочитать 
сведения  о  Л.Н.Толстом  на  с.108  и  составить  три  вопроса  по  тексту.

Творческое 
задание: написать  рассказ  о  своей  семье; о  том, как  вы  заботитесь  о 

своих 
родных  и  близких;  к  рассказу  можно  сделать  рисунок  или  приложить 

фотографию.

-Благодарю
всех  ребят  за  активное  участие  на  уроке, присутствующих  гостей  за 

добрую,
милую  улыбку  и  поддержку.

  • Рассказ три девочки верейская
  • Рассказ три документа зощенко
  • Рассказ толстого косточка текст
  • Рассказ толстого прыжок текст
  • Рассказ толстого муравей и голубка