Рассказ толстого шелковичный червь читать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9 города чебоксары чувашской республики рассмотрена на заседании мо учителей председатель

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»              

 ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    РАССМОТРЕНА

на
заседании МО учителей

_________________________

Председатель
МО

________/Степанова
Т.И.
/

протокол
№ ________

от «____»__________20__ г.

СОГЛАСОВАНА

Заместитель
директора по УВР МБОУ «СОШ № 9»

г.
Чебоксары

________/_____________/                                                 

«____»___________20__
г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор
МБОУ «СОШ № 9»

г.
Чебоксары

              ____________

              Г.А.Пенькова 

      приказ № _________

От «____» _________20__г.

РАБОЧАЯ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Родная (русская) литература

5А,
5Б, 5В, 5Г,5Д КЛАСС

2021/2022
учебный год

                                                                       
                               Разработана:

                                  
                          Бесчастновым С. А,

                                                          
 Бесчастновой С.В.,

                                                       
Дмитриевой Е.В.,

                                                         
Темяшкиной Е. А.

Чебоксары,
2021

Пояснительная
записка

 Данная
рабочая учебная программа по родной (русской) литературе разработана для
общеобразовательных 5а,5б,5в,5г классов МБОУ «СОШ №9» г. Чебоксары. Данный
предмет входит в образовательную область «Филология». Срок реализации программы
2021 — 2022 учебный год. Общее количество часов в год 35 (35 учебных недель, 1
час в неделю).

Планируемые
результаты освоения учебного предмета

                  
Личностные   результаты:

1) 
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

2)
формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;

3)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;

4)
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5)
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

6)
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

                   Метапредметные   результаты:
формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

•                  определять и формировать цель деятельности на
уроке с помощью учителя;

•                  проговаривать последовательность действий на
уроке;

•                  учиться высказывать своё предположение (версию)
на основе работы с иллюстрацией книги;

•                  учиться работать по предложенному учителем
плану;

•                  оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности её решения;

•                  владеть основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.

                   Средством формирования регулятивных УУД служит
технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

•                  ориентироваться в книге (на развороте, в
оглавлении, в условных обозначениях);

•                  находить ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях;

•                  делать выводы в результате совместной работы
класса и учителя;

•                  преобразовывать информацию из одной формы в
другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

                   Предметные результаты:

 1)осознание значимости чтения и изучения
родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

2)понимание родной литературы   как      одной из       основных
национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3)воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его
словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать
развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое
чтение;

4)развитие     способности  понимать       литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

5)овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста
от научного, делового, публицистического и т.п.; 

формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

   
Обучающийся научится:


осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;

  Обучающийся получит возможность научиться:

•          определять
тему и основную мысль произведения;

•          владеть
различными видами пересказа;

•          характеризовать
героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

•          находить
основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции;

•          определять
родо-жанровую специфику художественного произведения;

•          выделять
в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

•          выявлять
и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

•          пользоваться
основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа
и интерпретации художественного текста;

•          собирать
материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана,
тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе,
литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему, для организации дискуссии;

•          выражать
личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку
зрения;

•          выразительно
читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной
литературы, передавая личное отношение к произведению;

•          ориентироваться
в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями,
словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами
библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Содержание
учебного предмета

Введение.

Роль
чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как
вид словесного искусства.

Устное
народное творчество.

Русские
народные сказки (о животных, социально – бытовые). «Журавль и цапля»,
«Солдатская шинель», «Лиса и дрозд» (по выбору) — народные представления о
справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Народная
мораль в характере и поступках героев.

Литературные
сказки.

В.М.
Гаршин «Лягушка – путешественница».

Из
русской литературы XIX века
.

И.А.Крылов.
Басни. (по выбору).

Ф.И.Тютчев
«Как хорошо ты, о море ночное, …»

Н.А.Некрасов
«В полном разгаре страда деревенская…». Картины природы. Раздумья поэта о
судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

Л.Н.Толстой 
 Краткий рассказ о жизни писателя.

Рассказы
для детей. «Архиерей и разбойник», «Два брата и золото», «Шелковичный червь» и
др. (по выбору).

Из
русской литературы XX века.

П.П.Бажов
«Каменный цветок».

Теория
литературы. Сказ как жанр литературы.

А.И.Куприн
«Ю-ю».

Е.Носов
«Белый гусь»

И.
С.Шмелев «Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля», «Как я встречался
с Чеховым. За карасями» (по выбору).

Теория
литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное

Писатели
—  детям.

Н.Носов
«Приключения Толи Клюквина», «Витя Малеев в школе и дома» (по выбору)

В.
Драгунский «Денискины рассказы»

Л.
И. Лагин «Старик Хоттабыч» (фрагменты).

Современная
детская литература

Л.
Петрушевская «Котёнок Господа Бога»

А.Л.Барто.
«Школьная страна» в стихах А.Л. Барто

С.Я.
Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Страна должна знать своих

героев

В.Н.Орлов
«Здравствуй, Родина моя». Стихи для детей.

Ю.
М.Поляков «Что такое Родина»

Тематическое
планирование

№ п.п

Раздел. Тема
урока.

Количество часов

Примечания,
корректировки

Введение

1

Роль
чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как
вид словесного искусства.

1

Устное народное
творчество и русская народная сказка

2

Русские народные
сказки.(о животных, социально-бытовые) Н
ародные
представления
о справедливости  в
сказк
е «Солдатская
шинель
».

1

3

«Лиса
и дрозд
».
Народная мораль в характере и поступках героев.

1

Литературные
сказки

4

В.М.Гаршин«Лягушка
– путешественница
»

1

5

В.М.Гаршин«Лягушка
– путешественница
»

1

Из литературы
XIX века

6

 И.А.
Крылов. Басн
я.

1

7

Ф.И. Тютчев «Как
хорошо ты, о море ночное»

1

8

 Н.А.Некрасов 
«В полном разгаре страда
деревенская…
». Картины
природы.                     Раздумья поэта о судьбе народа.

1

9

 Л.Н.Толстой 
Краткий рассказ о жизни писателя.
Рассказы
для детей.
«Два  брата и
золото
»

1

10

  Л.Н.Толстой .
«
Шелковичный червь»

1

11

РР№1 Устное сочинение «Чему научили меня
рассказы Л.Н.Толстого?»

1

Из русской
литературы XX века

12

Краткий обзор  литературы XX
века

1

13

П.П. Бажов .Сказ
как жанр литературы.
«Каменный
цветок
».

1

14

П.П. Бажов «Каменный
цветок
».

1

15

А.И. Куприн «Ю-ю».

1

16

Е. Носов «Белый
гусь
».

1

17

И. С. Шмелев «Яичко»,
«
Полочка. Из воспоминаний моего приятеля».

1

18

И. С. Шмелев
Как я встречался
с Чеховым.”

1

Писатели  — 
детям

19

Н.Носов
«
Витя Малеев в школе и дома»
(
фрагменты).

1

20

Н.Носов
«
Витя Малеев в школе и дома»
(
фрагменты).

1

21

В. Драгунский «Денискины
рассказы
»

1

22

Л. И. Лагин «Старик
Хоттабыч
» (фрагменты).

1

23

Л. И. Лагин «Старик
Хоттабыч
»

1

24

Л. И. Лагин  «Старик
Хоттабыч
» (фрагменты).

1

Современная
детская литература

25

Краткий обзор современной детской
литературы.

1

26

  Л. Петрушевская 
«Котёнок Господа Бога»

1

27

РР№2 Устное
сочинение «Что такое добро?» (на основе рассказа
«Котёнок
Господа Бога
» Л. Петрушевской)

1

28

А.Л.
Барто. «Школьная страна» в стихах А.Л. Барто

1

29

С.Я.
Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Страна должна знать своих героев

1

30

С.Я.
Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Страна должна знать своих героев

31

Промежуточная
аттестация

1

32

В.Н.
Орлов «Здравствуй , Родина моя» .Стихи для детей.

1

33

Ю. М. Поляков « Что
такое Родина»

1

34

Ю. М. Поляков « Что
такое Родина»

1

35

Повторение
изученного.

1

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Размышляем о прочитанном

1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.

2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.

К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.

Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.

Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.

В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.

Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.

Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.

Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.

Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.

Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.

Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.

5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.

Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.

Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.

Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.

Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.

Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.

Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.

7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.

Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.

Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.

AVvXsEi8DEIr9duXUkx8TzATG 2 ujN hB7hCg1OE5nujp7XevqpjJgXAI4lSnmru C0uiRvQf8xggluS9bdkfvKnzyevllKVA5E3st qJpp87K9ec9Ej6mLJYOYuTAQYOVcAk02rTOus tVlNmFQxAA0IZrT5yYtSvBthM7gnp9TisqT3VWS8i3Y7qxR0onpg=w400 h355

ВДНХ, музеи, библиотеки и культурные центры приготовили познавательные программы, посвященные Дню Конституции России. Присоединиться к ним можно бесплатно. В культурных учреждениях события пройдут с 10 по 15 декабря, на ВДНХ — 11 и 12 декабря.

12 декабря в России отмечают День Конституции. В честь этого события ВДНХ, библиотеки, музеи и культурные центры Москвы проведут бесплатные мероприятия.

Музейно-выставочные площадки ВДНХ работают в режиме COVID-free. При посещении необходимо предъявить QR-код, соблюдать социальную дистанцию и носить маски. Более подробная информация — на официальном сайте выставки.

При визите в культурные учреждения города Москвы также требуется соблюдать правила противовирусной безопасности — надевать маски и придерживаться социальной дистанции.

В Доме культуры «Аструм» (площадь Победы, дом 1а) 10 декабря в 12:00 состоится лекция «Конституция — основной закон государства». Ее прочитает Евгений Смирнов, руководитель студии «Мой район». Гости узнают о том, что такое Конституция и какова история ее принятия. Лектор расскажет, какие права и обязанности есть у граждан Российской Федерации, из чего состоит Конституция и каковы юридические свойства этого документа, а также о порядке формирования и полномочиях Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, организации судебной власти, конституционно-правовых основах местного самоуправления. Участники встречи также узнают больше о российском флаге, гербе и гимне, вспомнят историю их создания. Лекция будет интересна слушателям в возрасте от 16 лет. Вход свободный.

Ко Дню Конституции московский Музей космонавтики (проспект Мира, дом 111) приглашает 10 декабря в 15:00 школьников и всех желающих на правовую игру «Единство на Земле и в космосе». Участникам предстоит поделиться на команды и ответить на вопросы о главном законе страны, а также решить несложные правовые кейсы, которые регулируются нормами международного космического права. Игра проводится с использованием интерактивной электронной платформы. Участникам будут поступать вопросы на их мобильные устройства, а ведущий сможет моментально получать от них обратную связь. Победители турнира получат сувениры от Музея космонавтики и автографы космонавта. Мероприятие будет особенно полезно школьникам в возрасте от 15 лет. Вход бесплатный при наличии действующего билета в музей.

Центральная библиотека № 136 имени Л.Н. Толстого (Каширское шоссе, дом 16) 15 декабря в 16:00 в своем аккаунте в «Инстаграме» проведет информационный час, посвященный Конституции и законодательству нашей страны. Участники мероприятия услышат рассказ об истории праздника.

На ВДНХ 12 декабря пройдут экскурсии. Посетители узнают об истории выставки, о космических городах, этапах становления российской государственности и появлении главного закона страны.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Так, в 13:00 состоится бесплатная экскурсия по территории ВДНХ, на которой можно будет узнать о том, из каких республик состоял СССР, когда в его состав вошли новые республики и когда он распался. Участники увидят, как менялась выставка, где располагались павильоны союзных республик, какие из них работают сейчас, а какие готовы в скором времени открыть двери для гостей. Для посещения нужно зарегистрироваться. Встреча группы состоится в инфоцентре, который расположен в левом крыле арки главного входа.

В этот же день в центре славянской письменности «Слово» можно будет познакомиться с историей русского права и узнать, почему слово и закон всегда были неразрывно связаны. На экскурсии расскажут, как принятие христианства и появление письменности отразились на формировании этических и правовых норм на Руси. Речь пойдет о первых сводах законов: «Русской правде», Судебнике Ивана Грозного, а также о том, какое влияние на общество оказали книгопечатание и развитие образовательной системы. Гости увидят, какой сложный эволюционный путь прошел важный документ, определяющий жизнь государства и его граждан. Экскурсии состоятся в 15:00 и 18:00. На них нужно зарегистрироваться.

Пресс-служба ВДНХ

В центре «Космонавтика и авиация» 12 декабря в 11:00 и 14:00 пройдут тематические экскурсии, на которых расскажут о космических городах и предприятиях ракетно-космической отрасли России, благодаря которым наша страна является одной из ведущих космических держав в мире. В конце экскурсии гости узнают о путешествиях Конституции в космос — на орбитальные станции «Мир» и МКС. Участие бесплатное, нужно зарегистрироваться.

В Музее кукол на ВДНХ 11 и 12 декабря в 13:00 и 16:00 проведут экскурсии «История России — наука побеждать». Присоединиться к ним смогут те, кто купил входной билет. Также необходима предварительная запись по телефону или на страницах музея в социальных сетях. На экскурсии можно будет узнать, какие своды законов регулировали военную и мирную сторону жизни на Руси, проследить этапы становления российской государственности. Гости увидят образы великих полководцев и государственных деятелей, в том числе Александра Суворова и Петра Столыпина.

Конституция Российской Федерации была утверждена 12 декабря 1993 года. В 2020 году состоялось общероссийское голосование, по итогам которого были приняты поправки в главный закон страны. День Конституции относится к памятным датам России, но не является выходным.

Хотите написать свою книгу и сделать так, чтобы ее издали? Рассказываем, как начать, что советуют писатели и что понадобится для работы.

Как начать писать книгу

Одни авторы советуют придерживаться чёткой концепции и предлагают начать с плана, другие велят отдаться спонтанности и идти на поводу воображения, третьи вообще твердят о том, что четких правил не существует. Однако наиболее правильным вариантом будет индивидуальный подход будущего автора к этому вопросу.

Если есть четкое представление каким будет сюжет, целевая аудитория, персонажи главные и второстепенные и, возможно, жанр (хотя многие даже маститые авторы часто начинают писать книгу не задумываясь о том, к какому именно жанру она будет принадлежать) всё что нужно сделать — это сесть за тетрадь, альбом, блокнот (можно также работать за компьютером) и начать писать. Многие авторы, имея достаточно интригующую задумку, тушуются и боятся даже начинать. Но главное это как раз начать, ведь написание имеет массу преимуществ:

  • раскрывается воображение;
  • появляется возможность создать свою вселенную, персонажей и другое;
  • посредством написания книги можно поделиться с миром своей идеей, чувствами, мыслями, опытом и переживаниями;
  • возможность лучше понять себя;
  • можно стать известным автором (может не всемирно, но в узких кругах точно).

О чём писать книгу

Пожалуй, самый основной вопрос. В основу сюжета можно положить как правдивую историю, основанную на реальных событиях, так и абсолютный вымысел — о чём будет идти повествование решать её творцу. Для того чтобы написать книгу желательно ознакомиться с основными жанрами литературы.

Различают следующие роды и жанры литературы:

  1. Лирический (ода, песня, сонет, романс, стихотворение и прочее)
  2. Лиро-эпический (роман в стихах, легенда, поэма).
  3. Эпический (сказка, очерк, роман, рассказ, повесть и другое).
  4. Драматический (драма, комедия, мистерия, фарс и прочее)

Есть множество тем и событий, о которых может быть написана книга. Например, автор может начать повествование:

  • о себе (идея положить в основу сюжета собственный случай из жизни достаточно выигрышна — уникальность будет обеспечена);
  • о природе, путешествиях (эта тема всегда будет популярна);
  • о необычных мирах в стиле фэнтези или научной фантастики;
  • описывая исторические события (предварительно изучив материалы истории);
  • описывая жизнь знаменитых людей.

Каким должно быть начало книги

Стоит запомнить советы: начинающим авторам лучше не начинать первую главу с диалога, поскольку его написание требует определённого мастерства, а первая строчка должна быть интригующей, чтобы читатель увлекся. Есть перечень штампов, про которые лучше забыть в начале книги:

  • сцены насилия (это вызовет у читателя тревогу);
  • излишняя философия («Кем был создан этот мир?», «Что ждёт человечество в будущем?»);
  • упоминание толпы или неуместных в данный момент персонажей;
  • обилие вычурных фраз («иссиня-чёрный сатин неба украшали кораллы золотых звёзд». Такие завороты создают иллюзию, что это красиво, однако если так написать несколько предложений текст станет тяжеловесным);
  • заезженные фразы («из зеркала на Васю смотрело худое, измученное лицо»).

Лучшие «друзья» первых строчек: простота по возможности (но не примитивность), точность, понятность и некая доля интриги.

Составление плана

По словам великих мастеров слова Эдгара По и Льва Толстого, написание плана, по которому будет создана книга является архиважной частью. Рабочий план призван помочь писателю чётко продумать сюжетную линию от начала до конца и выступить в роли спасательного круга в случае затруднения с окончанием главы.

Даже если планируется хаотичное написание книги (этот приём присущ многим мастерам, например, вначале пишется середина, затем автор возвращается к началу, прыгает к развязке и другое) план писать нужно — это способствует собранности, чёткости повествования и сюжетной линии, что очень важно.

Три самых важных составляющих плана, обеспечивающих его качество:

  1. сюжет;
  2. персонажи;
  3. сцены.

Здесь важно выдержать золотую середину: прописать глубокого главного героя и второстепенных персонажей при этом следует позаботиться о яркости сюжета и сцен.

Редактирование материала

Начинать полную редактуру материала следует после того как книга будет дописана. Нужно чтобы рукопись «отлежалась» недели две — спустя это время появится возможность свежего взгляда на текст. Основный принцип — никакой спешки. Авторы тратят на внесение правок в рукопись примерно год. Процесс состоит из следующих особенностей:

  1. Работать лучше в неторопливом темпе, чтобы не «выдохнуться».
  2. Обозначение цели (какие чувства должна пробуждать книга, о каких проблемах говорить, для кого она написана). Другими словами — в чём состоит главная идея произведения.
  3. Разборка тела текста по частям (не стоит сшивать или скреплять листы рукописи, чтоб удобнее было их просматривать во время редактуры).
  4. Отказ от лишнего (неуклюжие переходы, запутанные диалоги и сцены, длинные описания, уйма персонажей — от этого следует избавиться).
  5. Приведение рукописи к наиболее удачному, лучшему виду («нет предела совершенству»).

ЧаВо

Где искать вдохновение для написания книги?

Чтобы книга получилась хорошей — необходимо вдохновение. Его можно отыскать на природе, вдали от шумного города, поэтому есть резон на время отказаться от телефона и отдохнуть в лесу или у моря.

Как написать книгу, чтоб её издали?

Прежде всего книга должна быть написана грамотно, в соответствии с определенными требованиями и желаниями читательской аудитории. Рукопись нужно отправить в издательство. В случае отказа, есть возможность самостоятельно издать свою работу.

Что нужно, чтоб написать книгу?

Талант или склонность к литературному творчеству. Однако если природа не наградила вас прирождёнными выдающимися способностями, можно научиться писательскому мастерству. Чтоб написать прозу нужно также:
— желание и ясное осознание цели работы;
— временной ресурс;
— ручка, карандаш;
— блокнот, компьютер или ноутбук, на котором планируется написать труд или делать заметки;
— вдохновение и усидчивость;
— тихое, уединённое место.

Как не отвлекаться при написании книги?

Выделить специальное время для работы над прозой и быть погружённым в рабочий процесс, осознавая его важность для себя и максимально концентрируя на нём внимание.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

  • Рассказ толстого иван ильич
  • Рассказ толстого работник емельян и пустой барабан
  • Рассказ теща забеременела от зятя рассказ
  • Рассказ толстого дьявол читать
  • Рассказ толстого два товарища