Рассказ толстого русский характер читать

Автор на чтение 19 мин. просмотров 38 опубликовано 25.02.2021 2 художественная задача алексея толстого состояла в исследовании тех черт русского

На чтение 19 мин. Просмотров 38 Опубликовано

(2)

Художественная задача Алексея Толстого состояла в исследовании тех черт русского характера, которые на протяжении всей истории позволяли выстоять и победить. Завершением цикла «Рассказы Ивана Суцарева» (1942-1944) стал рассказ со знаменательным названием «Русский характер» (1944).

О судьбе танкиста, едва не сгоревшего в танке, рассказал Толстому сотрудник газеты «Красная звезда». Эта конкретная история приобрела обобщающий смысл, выросла в размышления писателя о силе духа русского человека, мужестве солдата, любви матери, верности женщины.

В изображении Егора Дрёмова прежде всего подчёркнута типичность героя. Это был, по словам рассказчика, «простой, тихий, обыкновенный» человек. Он наделён самой распространенной биографией: до войны жил в селе, с уважением относился к матери и отцу, добросовестно трудился на земле, теперь геройски воюет. Дрёмов, как его отец и дед, носит имя Егор, что означает «возделывающий землю», и этой деталью автор подчёркивает связь поколений, преемственность нравственных ценностей народа.

Именно этот «обыкновенный» человек эстетически выделен писателем на фоне других, поставлен в обстоятельства, которые, при всей их реальности, нельзя не признать исключительными. Даже внешне Егор особо отмечен богатырским сложением и красотой: «Бывало, заглядишься, как он вылезает из башни танка, — бог войны! Спрыгивает с брони на землю, стаскивает шлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и непременно улыбнётся от душевной приязни». Мотив «богатырства» звучит и в рассказе о делах Егора, который — один из немногих! — отмечен «звёздочкой» («Золотой Звездой» Героя Советского Союза).

Но главное в рассказе не боевые эпизоды с участием лейтенанта Дрёмова (они показаны в изложении других персонажей). В центре произведения находится личная, казалось бы, ситуация, связанная с переживаниями героя после тяжёлого ранения во время танкового сражения на Курской дуге.

У Дрёмова почти полностью обгорело лицо, после операций изменился голос. Ряд подчёркнутых автором деталей позволяет показать процесс обнажения глубинной сути характера. Егор лишился своей внешней привлекательности (мотив «уродства» во второй части рассказа варьируется в инстинктивном реагировании людей на внешность обгоревшего танкиста). Но тем ярче проявляется внутренняя красота и сила героя.

Она — в стремлении остаться в строю, в настоящем боевом братстве, связывающем Егора с товарищами по оружию, в его любви к близким и заботе о них.

Кульминацией рассказа стала сцена в родном доме, когда самые дорогие люди не узнали Егора в человеке с изуродованным лицом, а он решил не быть для них обузой со своим несчастьем и назвал себя чужим именем. Но теперь уже родные дают Егору урок настоящей человечности и любви. Мать, сердцем почувствовавшая, что это сын был в родном доме.

Отец, как всегда немногословно сказавший главное: «Таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно» (не случаен эпитет «справедливый», употреблённый в отношении к отцу). Катя Малышева, навек связавшая с Егором свою жизнь («красивая Катя», в изображении которой подчёркнута гармония внутреннего и внешнего). «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота».

Эти слова, завершающие рассказ, подводят эмоциональный итог размышлениям Толстого о русском характере, художественное исследование которого писатель вёл на протяжении всей своей жизни.

Очень кратко:Вернувшись с войны с изуродованным лицом, танкист не хочет пугать любимых и называется другим именем. Сердце подсказывает матери, что это её сын, а невеста остаётся с героем, несмотря на его увечья.

Рассказ толстого русский характер читатьИллюстрация Г. А. Сояшникова для диафильма «Русский характер»

«Русский характер! — для небольшого рассказа название слишком многозна­чи­тельное», но рассказчику хочется поговорить именно об этом. Как же описать русский характер? Рассказать о каком-нибудь подвиге? Но их много — поди выбери. Рассказчика выручил приятель, поделившись историей, случившейся во время Великой Отечественной войны.

Егор Дрёмов был обычным танкистом, очень красивым парнем. В его жизни огромное место занимали родители, которых он любил и уважал. Была у Егора и любимая девушка Катя. На войне он совершил много подвигов, но был стеснительным и никому о них не рассказывал. Эту историю приятель рассказчика узнал от экипажа танка.

На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке — ядро.

Во время сражения танк Егора подбили. Его вытащили из горящей машины. Ожоги танкиста были настолько серьёзными, что после основного лечения ему пришлось пережить многочисленные пластические операции. Зрение Егору сохранили, но его лицо стало уродливым. Его хотели комиссовать, но он попросился назад в полк.

Продолжение после рекламы:

Для полного выздоровления Егору дали двадцати­дневный отпуск, и он вернулся домой, встретился с родителями. Он не хотел своим изуродованным видом ранить стариков и назвался другом их сына. Родители радушно встретили его, накормили, много расспрашивали о сыне. Егор рассказывал о себе.

На следующий день к Егоровым родителям зашла его любимая девушка Катя. Она радостно встретила его, но испугалась, увидев изуродованное лицо. Дрёмов рассказал о подвигах её жениха, а сам решил уйти прочь из её жизни и навсегда забыть о ней.

Возвратившись на фронт, Егор получил письмо от матери, где та писала о своих сомнениях: не сам ли сын приходил к ним. Она писала, что горда лицом сына и желает узнать правду. Егор встретился с матерью и невестой. Мать приняла его, а невеста сказала, что всю жизнь хочет прожить только с ним.

Пересказала Арина Кротова через Народный Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

Толстой Русский характер для читательского дневника

Егора Дремова ели спасают на войне. Он весь в ожогах. Его лицо изуродовано. Егор идет к родителям под образом друга их сына. Он решает отказаться от любимой и оставить родных навсегда, только не пугать их своим видом. Письмо матери, и уверенный настрой невесты заставляют его передумать. Благодаря своему сильному и непобедимому характеру герою удается вновь обрести радость жизни.

Главная мысль расказа Русский характер Толстого

Русский характер настолько силен и непобедим, что сможет устоять всяком бедам и недугам.

Краткое содержание Толстой Русский характер

Егор Дремов самый простой и обычный танкист. Он живет в обычной жизнью. Егор очень красивый парень. Он высок, силен, имеет кудрявые волосы. В жизни героя огромное место занимают родители. Он любит их и уважает. У Егора есть избранница. Уходя на войну, он уверен, что любимая будет ждать его и примет в любом состоянии. На войне Дремов совершил очень много подвигов и храбрых поступков, однако, сам об ютом ни слова не говорил никому. Война продолжалась и Дремов храбро сражался, но случилось с ним ужасное несчастье.

После отдыха он возвращается домой. Егор встречается с родителями. Он не желает изуродованным своим видом пугать их. Ему приходит в голову мысль назваться другом их сына. Родители радушно встречают его, кормят, поят и расспрашивают о любимом сыне. На следующий день герой встречается с любимой девушкой – Катей. Она сразу же радостно встречает его, но, увидев изуродованное лицо, шарахается. Дремов рассказывает о подвигах ее жениха, а сам решает уйти прочь из ее жизни и навсегда забыть о ней.

Возвратившись на фронт, Егор получает письмо от матери, где та пишет о своих сомнениях, что сам сын приходим к ним. Она писала, что горда лицом сына и желает узнать истину. Егор встречается с матерью и невестой. Мать принимает его, а невеста сообщает, что всю жизнь хочет прожить только с ним.

Оцените произведение: Голосов: 442

Читать краткое содержание Русский характер. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Толстой А.Н.. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Русский характер

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Айтматов Легенда о манкурте

    Главный герой — Эдыгей, который работает на степном железнодорожном разъезде. Однажды его жена приезжает, чтобы объявить о смерти его давнего друга Казангапа.

  • Краткое содержание Айтматов Пегий пёс, бегущий краем моря

    История рассказа происходит на берегу Охотского моря, когда правила Великая Рыба-женщина, основательница человечества.

  • Краткое содержание Волшебное слово Осеева

    На лавочке отдыхал старичок. В руках он держал зонтик, изображая какие – то знаки на песке. Рядом присел Павлик. Лицо было красным от злости.

  • Краткое содержание Оперы Чародейка Чайковского

    Опера П.И. Чайковского «Чародейка» создана по одноименной трагедии известного драматурга И.В. Шпажинского. Композитор обратил внимание на реалистическое произведение на народно-бытовую тему и попросил

  • Краткое содержание Айвенго Вальтер Скотт

    Книгу «Айвенго» Вальтера Скотта (под псевдонимом Уэверли) по достоинству оценят поклонники романа исторического. В 1819 году напечатанная, книга погружает читателя в эпоху средневековья – в XII столетие.

Содержание:

История создания

Рассказ считается последним значительным произведением автора. Толстой включил его в свой знаменитый цикл, над которым закончил работу в 1944.

Кроме него в сборник вошли и другие произведения:

  • «Ночью в сенях на селе»;
  • «Как это начиналось»;
  • «Семеро чумазых»;
  • «Нина»;
  • «Странная история».

Обычно военная литература содержит описания боев или отношений противоборствующих сторон. Толстой написал довольное необычное произведение. В его основе лежат семейные отношения. В рассказе нет героев с отрицательным характером. Практически все персонажи благородны, умны и добры.

Весь конфликт был надуман главным персонажем, противоречия появились только у него в голове. Благодаря этому произведение завершилось счастливо. Но на самом деле в военные годы семьи, которые смогли жить по-прежнему после возвращения своих мужчин с фронта, не были многочисленными.

Толстой знал, что многие солдаты погибали или приезжали домой искалеченными физически и морально. Он не хотел описывать ужасы войны, о которых и так все знали. Позитивный рассказ с интересным сюжетом можно сравнить со спасительным плотом — народу необходимо было положительное мышление на фоне страшных событий.

Произведение написано на основе реальных событий. О танкисте, чуть не сгоревшем в танке, Толстому рассказал сотрудник газеты «Красная звезда». Необычная судьба солдата заинтересовала писателя, пробудила в нем силу духа русского человека.

Переживаниям главного героя автор уделил намного больше внимания, чем описанию военных событий. Благодаря такому приему рассказ стал интересным и для взрослых, и для детей.

Основные персонажи

В рассказе Толстого «Русский характер» главные герои отличаются добрым характером и положительными качествами. Они приспосабливаются к разным событиям, но при этом остаются человечными. Основные персонажи:

  • Егор Дремов;
  • Чувилев;
  • Егор Егорович;
  • Мария Поликарповна;
  • Катя Малышева;
  • Иван Сударев.

Один из главных героев «Русского характера» Толстого — танкист Егор Дремов. Он принимал участие в бою на Курской дуге и чуть не погиб. Его танк практически сгорел, а сам солдат получил серьезные ожоги. Выбраться ему помог водитель Чувилев.

Дремов вернулся домой, но отказался признаваться родителям в том, что он их сын. С обожженным лицом его никто не узнал. Но Мария Поликарповна и Егор Егорович — мать и отец танкиста — беспокоились не о его внешнем виде. Они радовались тому, что сын вернулся живым, ведь многие их соседи получали известия о смерти детей.

Мать гордится поступками Егора, ведь он вел себя мужественно на поле боя, а отец считает, что такое лицо говорит о совершенных подвигах. Пусть человек уродлив снаружи, но его внутренняя красота перекрывает любые шрамы. Его поведение на поле боя только вызывает уважение, ведь Егор — один из немногих солдат, кого отметили «Золотой звездой» Героя СССР.

Катя Малышева — невеста танкиста. Она обещала ждать его с фронта и хранить верность, и девушка сдержала свое слово. Когда она узнала, что обожженный молодой человек и есть ее жених, согласилась выйти за него замуж. Катя была преданна Егору до самой смерти, она считала его настоящим героем и смелым мужчиной.

Рассказчиком в произведении выступает друг танкиста Иван Сударев. Это доброжелательный молодой человек, отличающийся рассудительным и сдержанным характером.

Именно он оценивал поступки всех героев, наблюдал за их отношениями. Ивана интересовала человеческая натура и ее проявление в разных ситуациях.

Начало произведения

Для читательского дневника можно ознакомиться с кратким содержанием «Русского характера». Толстой начинает свой рассказ с описания жизни главного героя до войны. Егор был обыкновенным человеком с тихим характером. Он жил в селе, уважительно относился к родителям и занимался земледелием.

Юношу назвали в честь отца, хотя такое имя носил и дед. Означает оно «возделывающий землю», что соответствовало роду занятий семьи. Нравственные ценности у разных поколений были одинаковыми.

Егор был красивым юношей с богатырским телосложением. Он не боялся физического труда, переносил все сложности сельской жизни. Была у парня любимая девушка Катя. Влюбленные планировали в скором времени пожениться.

Но началась война, Егора забрали на фронт. Боевые товарищи восхищались его красотой, смелостью и простым русским характером. Парень много рассказывал о своих родителях и Кате, очень тосковал по ним.

На войне юноша совершил несколько подвигов, но не гордился ими. Он был от природы скромным, поэтому скрывал свои награды. Историю, которая произошла с Егором, узнал его товарищ от других солдат.

Во время очередного сражения танк юноши подбили. Водитель успел вытащить его из пожара, чуть ли не пожертвовав собой. Егор получил серьезные ожоги, у него сильно пострадало лицо. Врачам удалось сохранить ему зрение, но вернуть былые черты не получилось. Солдату пришлось пережить многочисленные пластические операции. Ожоги и новые шрамы не добавили ему привлекательности — из красивого молодого человека он превратился в урода.

Хотя Егор получил звание лейтенанта и Героя СССР, его хотели комиссовать домой. Парень отказался уходить с фронта и решил остаться в полку. Вместо этого ему дали отпуск на 20 дней, чтобы он посетил своих родителей и любимую Катю.

Развязка рассказа

Егор не хотел возвращаться домой. Он боялся показаться родителям и невесте. Но все-таки пришлось ехать. Родителям парень назвался другом их сына и начал рассказывать о собственных подвигах.

Дома вежливо встретили его, обрадовались тому, что их сын жив и храбро ведет себя на поле боя. Но мать заподозрила, что приехавший к ним юноша и есть Егор. Сердце женщины не могло обманывать, ведь она чувствовала родное дитя. Отец очень гордился тем, что его единственный наследник добился больших успехов, совершал подвиги и был уважаем товарищами.

На следующее утро в дом Дремовых пришла Катя. Девушка сначала испугалась внешнего вида гостя. Но затем она с ним разговорилась, обрадовалась вестям про Егора. Она пообещала и дальше ждать его с войны, призналась в своих чувствах.

Сам Егор с тоской наблюдал за родителями и невестой. Он не хотел быть им обузой, пугать их, поэтому решил навсегда уйти из дома. Лейтенант снова вернулся на фронт, пытался забыть о родной деревне.

Но Мария Поликарповна не находила себе места. Она чувствовала, что к ним приезжал именно Егор. Ни его внешность, ни изменившийся голос не оттолкнули материнское сердце. Женщина решила написать письмо своему сыну. Она прямо спросила его, что с ним произошло, не он ли недавно приезжал домой.

Мать рассказала Егору, что гордится им, ее не волнует его изуродованная внешность. Немногословный отец также выступил за возвращение сына домой. Он считал, что обожженным лицом парень должен гордиться, ведь шрамы говорят о его доблести.

Егор все-таки вернулся домой, признался во всем родителям. Больше всего он боялся встречи со своей невестой. Катя была красивой девушкой с добрым нравом. Но она не отказалась от него, ведь очень любила. Девушка ответила, что согласна остаться с ним на всю жизнь, ведь для нее важны его чувства, а не внешность.

Внутренний конфликт главного героя не повлиял на его окружение. Близкие друзья, родители и невеста не бросили его из-за уродливой внешности. В этом и проявляется настоящий русский характер — красота душевная затмевает наружные качества.

Главная мысль

Современный читатель может погрузиться в военные годы с помощью краткого содержания «Русского характера». Произведение позволит ощутить себя частью храброй нации, проникнуться общей идеей и зарядиться энергией, которая была присуща народу.

Рассказ благотворно влияет на развитие патриотичности у школьников. Они учатся отстаивать свои принципы, уважать родителей, не робеть перед сложными ситуациями.

Загадочную русскую душу описывало много прозаиков и поэтов. Не стал исключением и Алексей Толстой. Он решил разобраться в особенных национальных качествах.

Писатель не стал рассказывать о негативных героях. Все его персонажи обладают достаточным мужеством, чтобы пережить военные годы и остаться человечными.

Толстой указал, что Россия — страна, которая не поддается никаким шаблонам. В ней проживают люди, способные жертвовать собой ради незнакомцев. Только эта нация может самозабвенно сражаться на войне, ущемлять свои интересны, чтобы близкие остались счастливыми.

В жизни Егора разделяющей границей стала Курская битва. После подрыва танка и многочисленных операций он только один раз посмотрел в зеркало. С тех пор изменилась и его душа, ведь он боялся, что близкие не примут такого урода. Но русский характер был заложен не только в Егоре, но и в его родителях, невесте.

Читать полную или сокращенную версию рассказа можно на сайте «Народный брифли» или другом электронном ресурсе. А в книжных магазинах продается полный сборник Толстого, в который входит и это произведение.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

О произведении

Рассказ «Русский характер» Толстого был написан в 1944 году. Это история о том, как главный герой, пережив тяжелое ранение на войне, смог преодолеть себя, свои страхи и комплексы и вернуться к полноценной жизни. Настоящую поддержку, любовь и заботу он нашел у близких, не отвернувшихся от него в тяжелую минуту.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Русский характер» на нашем сайте. Пересказ произведения Толстого будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Егор Дремовлейтенант, танкист, простой деревенский парень, отважный боец.

Другие персонажи

Марья Поликарповнамать Егора, добрая, любящая женщина с чутким сердцем.

Егор Егоровичотец Егора, строгий мужчина, прививший сыну правильные жизненные ценности.

Катя Малышеваневеста Егора, очень красивая, любящая девушка.

Чувилев сослуживец Егора, спасший его от верной смерти.

Краткое содержание

До войны Егор Дремов был обычным деревенским парнем, которого родители воспитали в строгости и уважении к своим корням, к своей Отчизне. Егор был хорошим товарищем, он «чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича». Кроме того, у молодого человека «была невеста из того же села на Волге», которую он очень любил.

Егор был очень скромным человеком, и даже во время затишья, когда солдаты судачили о разном, он редко упоминал и невесту свою, и совершенные боевые подвиги. Лишь благодаря водителю Чувилева сослуживцы Егора узнали о том, каким неизменно отважным и храбрым он проявлял себя во время атак.

Так и воевал молодой лейтенант, «покуда не случилось с ним несчастье». Во время очередного сражения танк Дремова загорелся. Егора спас водитель Чувилев, который успел вытащить его из танка до того, как тот со страшной силой взорвался. Чтобы потушить огонь с лица и тела боевого товарища, он принялся кидать на него пригоршнями рыхлую землю.

К удивлению медиков Егор не только выжил, но и не утратил зрение, «хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости». Он пролежал на больничной койке восемь месяцев, в течение которых ему одну за другой проводили пластические операции. В итоге танкисту восстановили «и нос, и губы, и веки, и уши», но внешность его была навсегда обезображена. Ему оформили инвалидность, однако Дремов настоял на том, чтобы вернуться на фронт. Генерал вынужденно согласился, но перед этим оформил лейтенанту «двадцатидневный отпуск для полного восстановления здоровья».

Дремов отправился в родную деревню. Его терзала мысль о том, какое впечатление он произведет на родителей, а потому при встрече с матерью представился лейтенантом Громовым, якобы привезшим новости о ее сыне. Марья Поликарповна не узнала в изуродованном бойце своего касатика. Не узнал Егора и родной отец. Лейтенанту было горько оттого, что самые близкие, дорогие люди не признали его. Тяжелой оказалась и встреча с Катей. Егору так хотелось поцеловать «теплые светлые волосы» своей невесты! Когда же он заметил, какое впечатление произвел на девушку своим изуродованным лицом, то «твердо решил уйти» навсегда.

Дремов вернулся в полк и вскоре получил от матери письмо, в котором она умоляла развеять ее сомнения: женщина почти не сомневалась, что это гостил их сынок. Егор во всем признался родителям, которые с большой радостью и облегчением приняли его. Не отказалась от Егора и красавица Катя, давшая ему обет верности и любви. Так в сложные минуты раскрылись во всей красе русские характеры.

Конец.

Заключение

Своим произведением Алексей Николаевич Толстой хотел напомнить, какой красотой и внутренней силой обладают русские люди, способные в трудные времена противостоять всем бедам и горестям.

После ознакомления с кратким пересказом произведения «Русский характер» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Русский характер»?</h3>

    • <label>Агния Барто</label>
    • <label>Алексей Толстой</label>
    • <label>Вениамин Каверин</label>
    • <label>Виталий Бианки</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://info-shkola.ru/russkij-xarakter-kratkoe-soderzhanie-rasskaza-tolstogo/
  • https://briefly.ru/tolstoian/russkiy_kharakter/
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/tolstoj-a-n/russkij-harakter
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/russkiy-kharakter.html
  • https://obrazovaka.ru/books/tolstoy-aleksey/russkiy-kharakter

Внеклассное
чтение

Тема
урока
: «Человеческая красота» советских
людей, их героизм в Великой Отечественной войне по рассказу А.Н.Толстого
«Русский характер».

Цель:
показать, в чем проявляется человеческая красота, русский характер Егора
Дремова и других героев рассказа А.Н.Толстого «Русский характер».

Оборудование:
Презентация (слайды) с портретом А.Н.Толского и двумя эпиграфами, к которым в
течение урока надо будет обращаться.

1)
Рассказ «Русский характер» — это своеобразный гимн простым советским
людям, их мужеству, героизму и стойкости. Это еще и гимн большой,
всепобеждающей любви». М.А.Шолохов

2)
«Вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в
большом или малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота».
А.Н.Толской «Русский характер». (основная идея рассказа).

Приемы,
методы, использованные на уроке:
объяснение и
комментирование текста самим учителем; беседа с учащимися (обязательно делать
выводы и объяснения); устное рисование, пересказ и выборочный пересказ текста;
анализ текста, фронтальный опрос; выразительное чтение и комментированное
чтение; чтение наизусть.

Ход
урока.

I.                  
Вступительное слово учителя.

Продолжаем
работу над рассказом А.Н.Толстого «Русский характер».

К
классу

1)    Какое
время изображено? Какие события?

2)
Назовите основную проблему, которую поставил А.Н.Толстой в своем
рассказе? (В центре рассказа находится проблема русского национального
характера).

О
героическом характере русского человека писали не только советские писатели, но
и великие художники прошлого. (Поэма А.С.Пушкина «Полтава», М.Ю.Лермонтова
«Бородино», Н.В.Гоголя «Тарс Бульба».)

«Ура!
Мы ломим; гнутся шведы.

О
славный час! о славный вид!

Ещё
напор — и враг бежит.»

___  
___   ___

«Изведал
враг в тот день немало,

Что
значит русский бой удалый,

Наш
рукопашный бой!..»

___  
___   ___

«Да
разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила
русскую силу?!»

И
А.Н.Толстого интересует русский национальный характер, какие именно
черты советского человека особенно проявлялись в годы войны, что помогло ему не
только выстоять, но и победить.

В
своем рассказе А.Н.Толстой говорит о жизнелюбии советского человека, о его силе
и красоте, о его героизме, о том, как он может любить и ненавидеть (обращение к
эпиграфам).

II.               
Работа над текстом.

Тайну
русского характера А.Н.Толстой раскрывает в самом начале рассказа («Русский
характер! Поди-ка опиши его…») в этом небольшом отрывке. Толстой указывает на
одну из определенных черт русского национального характера – способность
совершать героические подвиги

Но
не только героизм свойствен русским людям. Это «небольшая история из личной жизни»
раскрывает еще ряд черт русского характера.

Беседа
по вопросам

1.     В
чем проявляется человеческая красота Егора Дремова?

2.
Согласны ли вы с Иваном Сударевым, который называет Егора Дремова человеком
тихим, скромным, обыкновенным? (Да, он прост, обыкновенен в том смысле, что
очень скромен, не старается показать себя, — он таков, каковы тысячи и миллионы
простых людей, он таков, каков его народ, сыном которого он является.)  

3.
Как проявляет себя Дремов в различных эпизодах, рассказанных автором?

 (берутся
эпизоды

а)
боевая жизнь Егора;

б)
поведение после ранения;

в)
путь домой;

г)
встреча с родными;

д)
снова в полку и приезд родных.)

Обратить
внимание на мастерство Толстого – психолога, проследить, как меняется
настроение Егора.

1)    Как
показывает автор переживания Дремова?

В
изображении переживаний своего героя Толстой предельно лаконичен. И все
сомнения, колебания, тяжелые мысли Егора, подходящего к родному дому,
А.Н.Толстой выражает в двух коротких фразах. Сам грамматический строй
предложений усиливает душевную тяжесть, горечь героя. 

2)    Какую роль в раскрытии душевных переживаний героя играет описание
природы?

Дан
лишь один пейзаж, но он помогает читателю понять душевные переживания Дремова
(эпитеты: студеный ветер отдувал полы его
шинели, одинокой тоской насвистывал в ушах). 

3)    Как
передает автор отношение Дремова к родителям, к своему дому? (какие детали
использует и с какой целью)

Использует
отдельные детали, помогающие почувствовать, как все дорого и близко Егору в
его родной избе.

Воспоминания
детства теперь обостряют боль Егора, вызывают в нем страстное желание, чтобы
его узнали.

4)    Как
меняется настроение Дремова в течение этих двух дней?

(обратить
внимание на речь Дремова).

Сначала
глубокая боль от сознания, что ему приходится скрывать свое имя; затем
обида, что родные его не узнают; после встречи с Катей обида усугубляется,
появляется твердое решение уйти, ощущение своего одиночества.

  Но
когда это чувство исчезает? (прибыл полк и получил письмо от матери –
выразительно прочитать)

5)
Что на какой – то момент забыл Егор? (Что его окружают советские люди, что у
них тоже, как и у него, русские характеры. Все они понимают, что главное в
человеке не красивое лицо, а его душа, его характер. Именно красотой
своей души богат советский человек. 

6)
В чем же проявляется сила характера Егора? Из чего складывается красота его
души?

    
а) Совершает героические подвиги, не ставя их себе в заслугу, будучи
непригодным  для строевой службы, возвращаясь в полк;

    
б)  Ярким проявлением русского характера у Егора Дремова является
самоотверженность (из боязни причинить боль родителям, он лишает себя радости
встречи и под чужим именем входит в родной дом).

   
в) чувство гордости не хочет сострадания со стороны Кати, умение сдерживать
свои чувства.

Таким образом, Дремов – простой, сильный,
русский человек, со сложным и богатым внутренним миром.

4.
Только ли Егора Дремова имеет в виду автор, говоря о русском характере?
Кто еще?

Родители,
Катя, и водитель Чувилев, и, конечно же, сам рассказчик Иван Сударев – тоже
русские характеры, советские люди. 

а)
Иван Сударев!? Чем он интересен?

   
Иван Сударев интересен тем, что все события в рассказе даны через его
восприятие, его глазами.

   
Своим отношением к герою, его взгляды, суждения во многом совпадают со
взглядами и суждениями самого Толстого. Иван Сударев восхищается Егором,
видит в нем человека мужественного, скромного, наделенного настоящей
человеческой красотой. Иван Сударев не только рассказчик, но и действующее
лицо, со своим отношением к происходящим событиям.

Читает сам учитель

   
Сударев человек наблюдательный, отзывчивый, с большим жизненным опытом. Он
хорошо понимает людей, умеет в них видеть главное. На него можно положиться.
Он может дать правильный совет и поддержать товарища в трудную минуту.

   
Прав ли был Ивн Сударев, когда советовал Егору написать матери и просить у
нее прощение? Почему?

И
Сударев опытнее других героев, взгляды его шире, он склонен даже к известным
обобщениям (рассуждения о русском характере, о поведении человека на войне).

б)
С большой теплотой и нежностью рисует А.Н.Толстой образ Марии Поликарповны, на
плечи которой легло тяжелое время войны.

  
Трудно ей (все это сказалось даже на внешности – доказать), но она не
жалуется на трудности. «Все такая же тихая, неторопливая, добрая».

   
Сына любит безмерно (как слушает гостя, ее искреннее и бесхитростное письмо,
простыми, необыкновенно скупыми и с тоже время как будто обжигающими словами
выражены в нем любовь и страдания матери. Она убеждена, что сын приезжал
домой, и не может понять, почему Егор не открылся ей) – выразительное чтение.

в)
А как показан отец героя?

    
(об отце героя  — танкиста, говорится немного, но и это позволит сделать
вывод о том, что перед нами рассудительный, скромный человек сумел воспитать
в сыне высокое чувство дома, мужество, горячую любовь к Родине.

   
Провожая сына в армию Егор Егорович говорит: «Ты, сынок, многое увидишь на
свете и за границей побываешь, но русским званием – гордись» (прочитать
наизусть)).

Он
считает за честь иметь сына, который во имя спасения своей Родины получил
тяжелые ранения и увечья. У него нет и тени сомнения в том, что враг будет
разбит: «Народ осерчал… немец капут» — уверенность в силе русского народа и
окончательной победе не покидает старика.

г)
А что сказано о невесте героя?

  
Мало и скупо сказано о невесте Егора, Кате Малышевой. И тем не менее, ее
поведение, ее отношение к Егору свидетельствует о силе русского характера,
цельности чувств: внешнее уродство Егора не поколебало в нем чувства любви и
верности. Она искренне и глубоко любит своего жениха, ждет его и всегда будет
рядом с ним, разделит с ним и горе, и счастье.

Еще
раз обращаясь к словам А.Н.Толстого (см.слайд), именно в них заключена основная
идея рассказа.

ВЫВОД.
(делает учитель, учащиеся)

Итак,
в рассказе «русский характер» А.Н.Толстой познакомил нас со многими героями.
Разные они люди, у каждого из них свой характер. Но есть у героев рассказа и
общее, что их сближает, — это любовь к Родине, душевная красота,
стойкость и мужество.

     Каждый
из них по-своему красив той человеческой красотой, которая делает человека
сильным, уверенным, твердым.

Почему
победители в этой войне русские люди?

(Сила
духа советских людей в русском характере. Силу духа проявили, каждый по-своему,
все герои рассказа. Одни, как лейтенант Дремов и водитель Чувилев, в бою,
другие, как старики Дремовы и Катя Малышева, которых не сломили невзгоды и
испытания, в тылу, у себя в деревне.)

Именно
эти качества помогли нашему народу в войне с фашистскими захватчиками, именно
эти качества легли в основу русского характера советского человека.

Фронтовик
сержант Алмазов после прочтения рассказа написал А.Н.Толстому письмо:

«Мне
стыдно признаться, но я плакал, читая Ваш очерк. Какие у нас замечательные
люди! Одни хорошо дерутся, другие хорошо любят, третьи хорошо пишут. А все это
объясняется в нескольких словах — хорош советский русский народ, народ –
богатырь, народ – человеколюбец, народ – художник.»

Дополнение
учителя
:

И
силу духа русского характера вынуждены были признать даже наши враги (прочитать
признания Геринга – «второго нациста» Германии, который, отвечая на вопросы
Главного советского Обвинителя на Нюрнбергском процессе, сказал: «Я могу
признать, что мы поступили опрометчиво, потому что, как выяснилось в ходе войны,
мы много не учитывали, а о многом не могли подозревать. Наша разведка работала
неплохо, и мы знали приблизительно численность Красной Армии, количество
танков, авиации, знали мощь ваших военных заводов. Сопоставляя силы, мы были
уверены в победе. Но мы не знали советских русских. Человек Востока
всегда был загадкой для Запада». (Б.Полевой «В конце концов»)

Советский
характер и
был одним из главных «секретов» военной
тайны нашей победы, объяснений, почему война, начавшаяся так странно для нас
июньским утром 1941 года, через 4 года закончилась в Берлине полным разгромом
рейха.  

А
рассказ А.Н.Толстого «Русский характер», написанный им в 1944 г. явился
по словам М.А.Шолохова, гимном простым советским людям, их мужеству,
героизму и стойкости. Это еще и гимн большой, всепобеждающей любви.   

Домашнее
задание
:

1.     Подготовить
на выбор небольшой отрывок для выразительного чтения.

2.     Подготовить
связный устный рассказ по следующему плану:

а)
какое время и какие события изображены в рассказе А.Н.Толстого «Русский
характер»?

б)
В чем проявилась человеческая красота Егора Дремова и других героев рассказа?

в)
Почему победили в этой войне русские люди?

Тема урока: А.Н. Толстой «Русский характер. Человеческая красота и сила

характера героев произведения».

Цель урока: добиваться знания и понимания выдающихся произведений

литературы и искусства

Задачи: 1. Сформировать у обучащихся нравственную, эстетическую оценку

поступков главного героя произведения, научить

самостоятельно давать такую оценку человеческим поступкам,

разбираться в характерах людей.

2. Развивать умение производить классификацию фактов, делать

обобщённые выводы; развивать умения обобщения и

конкретизации.

3. Воспитывать чувство гордости за свою страну и народ.

Формировать чувства долга и готовности к защите Родины.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийная доска, портрет

писателя, выставка книг писателя, на доске тема урока и

эпиграф (слова Карамзина).

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Игра « Пожелания другу»

— Бросайте мяч своему другу, давая ему добрые пожелания.

2. Вступительная беседа о писателе.

1 ученик: Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в  городе Николаевске, ныне городе Пугачеве Саратовской области.

2 ученик: Отец Алексея Николаевича Толстого — Николай Александрович  Толстой.

3 ученик: Его мать Александра Леонтьевна Толстая, урожденная Тургенева. Алексей провёл своё детство  в  семье отчима  в  Сосновке недалеко от Самары.  

1 ученик: Окончил Санкт-Петербургский машиностроительный институт. В литературе дебютировал в 1907 году поэтическим сборником «Лирика». В 1910-1912 гг. опубликовал романы «Чудаки», «Хромой барин» и цикл рассказов и повестей.
В середине 20-ых годов была издана первая часть знаменитой трилогии Толстого «Хождение по мукам» — роман «Сестры» . Вторая часть трилогии, «Восемнадцатый год», вышла в 1928 г., третья, «Хмурое утро», — в 1941 году. В начале 30-ых годов Толстой приступил к своему роману «Петр Первый» (1930-1945). 19 марта 1943 года за роман «Хождение по мукам» присуждена Сталинская премия первой степени.
Кроме того, в 1935 году он выпустил сказку «Приключения Буратино», которая стала одной из любимейших книг детворы.

2 ученик: В годы первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. После Октябрьской революции он уехал из России и поселился во Франции. В эмиграции он опубликовал автобиографический роман «Детство Никиты» (1921), а год спустя фантастический роман «Аэлита».
В 1923 году Толстой вернулся в Россию.
30 марта 1943 года появилось сообщение в газетах о том, что Алексей Толстой передает присужденную ему премию в сто тысяч рублей на постройку танка «Грозный».
В годы Великой Отечественной войны Толстой опубликовал сборник статей «Родина», а 7 мая 1944 года в газете «Красная звезда» был опубликован рассказ «Русский характер».

3 ученик: Творчество Толстого отмечено множеством наград, в том числе тремя Сталинскими премиями — за трилогию «Хождение по мукам», за роман «Петр Первый» и за пьесу «Иван Грозный».

  1. Основная часть урока.

Учитель: Тема нашего урока сегодня: «А.Н. Толстой «Русский характер». Человеческая красота и сила характера героев произведения»

«Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа»

Н. М. Карамзин

Эти слова великого русского писателя лучше всех других слов, определяют главную мысль произведения А.К. Толстого «Русский характер». Перед вами одно из первых изданий рассказа А.Н. Толстого «Русский характер», вышедшее в библиотеке красноармейца.

— Кто в произведении является рассказчиком истории? (Солдат Иван Сударев).

— Назовите имя главного героя? (Танкист Егор Дрёмов).

Физкультминутка.

Рассказ учителя: Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие танки «тигр» и «пантера», штурмовые орудия «Фердинанд», самолеты-истребители «Фокке-Вульф-190-А» и штурмовики «Хейнкель-129». Советское командование решило сначала обескровить ударные группировки врага в оборонительных сражениях, а затем перейти в контрнаступление. Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер. Наши войска не дрогнули. Они встретили лавины танков и пехоты врага с невиданной стойкостью и мужеством. Наступление ударных группировок противника было приостановлено. Окончательно похоронило гитлеровскую операцию «Цитадель» крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой. Оно произошло 12 июля. В нем с обеих сторон одновременно участвовали 1200 танков и самоходных орудий. Это сражение выиграли советские воины. Фашисты, потеряв за день боя до 400 танков, вынуждены были отказаться от наступления. 12 июля начался второй этап Курской битвы — контрнаступление советских войск. 5 августа советские войска освободили города Орел и Белгород. Вечером 5 августа в честь этого крупного успеха в Москве впервые за два года войны был дан победный салют. С этого времени артиллерийские салюты постоянно возвещали о славных победах советского оружия. 23 августа был освобожден Харьков. Так победоносно завершилась битва на Курской огненной дуге. В ходе нее было разгромлено 30 отборных дивизий противника. Немецко-фашистские войска потеряли около 500 тыс. человек, 1500 танков, 3 тыс. орудий и 3700 самолетов. За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов — участников битвы на Огненной дуге, были награждены орденами и медалями. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утверждён внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда».

Обобщающая беседа по теме: Участником этих страшных и великих дней был и наш главный герой Егор Дрёмов. Что случилось с ним ходе танкового сражения? (Он получил сильные ожоги и ранения, но выжил)

— Что пережил Егор в госпитале? (В госпитале Егору делали многочисленные пластические операции для спасения его жизни. Эти операции очень обезобразили его лицо.)

— Почему Егор, очень хотевший повидать семью, при встрече с отцом и матерью представился другом их сына? (Он не хотел причинить душевную боль родителям и боялся, что его внешнее уродство заставит отвернуться от него невесту)

— Мать и отец Егора Дрёмова и невеста Катя Малышева сначала не понявшие обмана, всё — таки сердцем почувствовали, что к ним приезжал их Егор. Как поступила мать? (Мать написала письмо сыну, с просьбой сказать правду о приезжем.)

— Какие черты характера проявились в поступке Кати Малышевой? (мудрость, способность любить и видеть прекрасное не в лице человека, а в его поступках)

— Как вы думаете, прав ли был Егор Дрёмов, скрывая от близких своё несчастье? Объясните почему? (…..)

— Характер – совокупность всех психических, духовных свойств человека,

обнаруживающихся в его поведении. Почему рассказ называется «Русский характер»?

— В каких словах рассказа заключается его главная мысль?

— В чьих поступках проявился русский характер?

— Чем красивы поступки этих людей?

4. Итог урока.

— Посмотрите по сторонам, вокруг прикреплены слова, обозначающие различные характеры людей. Выберите из них те черты характера, которые, по вашему, можно отнести к национальному русскому характеру.

— Объясните, как вы понимаете слова «Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа»

Н.М. Карамзин

— Прочитайте последний абзац рассказа.

— Как слова Карамзина подтверждают последние строки рассказа?

  • Рассказ толстого пожарные собаки текст с картинками
  • Рассказ толстого лев и собачка читать полностью
  • Рассказ толстого липунюшка читать
  • Рассказ толстого про мальчика который хотел учиться
  • Рассказ толстого для 2 класса небольшой