Рассказ толстого про сливы

Вднх, музеи, библиотеки и культурные центры приготовили познавательные программы, посвященные дню конституции россии. присоединиться к ним можно бесплатно. в культурных

ВДНХ, музеи, библиотеки и культурные центры приготовили познавательные программы, посвященные Дню Конституции России. Присоединиться к ним можно бесплатно. В культурных учреждениях события пройдут с 10 по 15 декабря, на ВДНХ — 11 и 12 декабря.

12 декабря в России отмечают День Конституции. В честь этого события ВДНХ, библиотеки, музеи и культурные центры Москвы проведут бесплатные мероприятия.

Музейно-выставочные площадки ВДНХ работают в режиме COVID-free. При посещении необходимо предъявить QR-код, соблюдать социальную дистанцию и носить маски. Более подробная информация — на официальном сайте выставки.

При визите в культурные учреждения города Москвы также требуется соблюдать правила противовирусной безопасности — надевать маски и придерживаться социальной дистанции.

В Доме культуры «Аструм» (площадь Победы, дом 1а) 10 декабря в 12:00 состоится лекция «Конституция — основной закон государства». Ее прочитает Евгений Смирнов, руководитель студии «Мой район». Гости узнают о том, что такое Конституция и какова история ее принятия. Лектор расскажет, какие права и обязанности есть у граждан Российской Федерации, из чего состоит Конституция и каковы юридические свойства этого документа, а также о порядке формирования и полномочиях Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, организации судебной власти, конституционно-правовых основах местного самоуправления. Участники встречи также узнают больше о российском флаге, гербе и гимне, вспомнят историю их создания. Лекция будет интересна слушателям в возрасте от 16 лет. Вход свободный.

Ко Дню Конституции московский Музей космонавтики (проспект Мира, дом 111) приглашает 10 декабря в 15:00 школьников и всех желающих на правовую игру «Единство на Земле и в космосе». Участникам предстоит поделиться на команды и ответить на вопросы о главном законе страны, а также решить несложные правовые кейсы, которые регулируются нормами международного космического права. Игра проводится с использованием интерактивной электронной платформы. Участникам будут поступать вопросы на их мобильные устройства, а ведущий сможет моментально получать от них обратную связь. Победители турнира получат сувениры от Музея космонавтики и автографы космонавта. Мероприятие будет особенно полезно школьникам в возрасте от 15 лет. Вход бесплатный при наличии действующего билета в музей.

Центральная библиотека № 136 имени Л.Н. Толстого (Каширское шоссе, дом 16) 15 декабря в 16:00 в своем аккаунте в «Инстаграме» проведет информационный час, посвященный Конституции и законодательству нашей страны. Участники мероприятия услышат рассказ об истории праздника.

На ВДНХ 12 декабря пройдут экскурсии. Посетители узнают об истории выставки, о космических городах, этапах становления российской государственности и появлении главного закона страны.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Так, в 13:00 состоится бесплатная экскурсия по территории ВДНХ, на которой можно будет узнать о том, из каких республик состоял СССР, когда в его состав вошли новые республики и когда он распался. Участники увидят, как менялась выставка, где располагались павильоны союзных республик, какие из них работают сейчас, а какие готовы в скором времени открыть двери для гостей. Для посещения нужно зарегистрироваться. Встреча группы состоится в инфоцентре, который расположен в левом крыле арки главного входа.

В этот же день в центре славянской письменности «Слово» можно будет познакомиться с историей русского права и узнать, почему слово и закон всегда были неразрывно связаны. На экскурсии расскажут, как принятие христианства и появление письменности отразились на формировании этических и правовых норм на Руси. Речь пойдет о первых сводах законов: «Русской правде», Судебнике Ивана Грозного, а также о том, какое влияние на общество оказали книгопечатание и развитие образовательной системы. Гости увидят, какой сложный эволюционный путь прошел важный документ, определяющий жизнь государства и его граждан. Экскурсии состоятся в 15:00 и 18:00. На них нужно зарегистрироваться.

Пресс-служба ВДНХ

В центре «Космонавтика и авиация» 12 декабря в 11:00 и 14:00 пройдут тематические экскурсии, на которых расскажут о космических городах и предприятиях ракетно-космической отрасли России, благодаря которым наша страна является одной из ведущих космических держав в мире. В конце экскурсии гости узнают о путешествиях Конституции в космос — на орбитальные станции «Мир» и МКС. Участие бесплатное, нужно зарегистрироваться.

В Музее кукол на ВДНХ 11 и 12 декабря в 13:00 и 16:00 проведут экскурсии «История России — наука побеждать». Присоединиться к ним смогут те, кто купил входной билет. Также необходима предварительная запись по телефону или на страницах музея в социальных сетях. На экскурсии можно будет узнать, какие своды законов регулировали военную и мирную сторону жизни на Руси, проследить этапы становления российской государственности. Гости увидят образы великих полководцев и государственных деятелей, в том числе Александра Суворова и Петра Столыпина.

Конституция Российской Федерации была утверждена 12 декабря 1993 года. В 2020 году состоялось общероссийское голосование, по итогам которого были приняты поправки в главный закон страны. День Конституции относится к памятным датам России, но не является выходным.

В московском издательстве «Бослен» вышла книга Дарьи Еремеевой «Сестра гения. Путь жизни Марии Толстой». Это первая биография любимой сестры Льва Толстого Марии Николаевны, с которой он всю жизнь поддерживал самые теплые отношения.

«Вот женщина, пораженная судьбой…» — писал о сестре Льва Толстого Василий Боткин Ивану Тургеневу.

Маша была младше Левы на полтора года. И скончалась она полтора года спустя после его смерти. Но какие же разные это были финалы судьбы. Толстой ушел из жизни, отлученный православной церковью и не примирившийся с ней. Мария скончалась схимонахиней в женском Шамординском монастыре Калужской епархии, основанном старцем Оптиной пустыни отцом Амвросием, духовником сестры гения. Сюда, в Шамордино, Толстой приехал в 1910 году после своего «ухода» из Ясной Поляны. Он и остался бы жить рядом с сестрой в съемной избе в селе Шамордино, если бы страх встретиться с женой не погнал бы его дальше. В результате он умер в доме начальника станции Астапово Ивана Озолина по дороге в Новочеркасск. А в Новочеркасск он ехал к внебрачной дочери Марии Николаевны Елене Сергеевне Денисенко. Так что судьбы брата и сестры, такие разные, тесно переплелись в последние дни жизни Толстого.

Дарья Еремеева ведет повествование неторопливо.

Вот трагическая история кончины матери братьев и сестры Толстых почти сразу после рождения Маши. Вот ее жизнь в Казани, где братья Толстые учились в университете, а Маша — в женском Родионовском институте. Вот ее замужество с дальним родственником Валерианом Толстым совсем еще ничего не понимающей в жизни девочкой. Вот жизнь в имении мужа Покровское Тульской губернии, рождение детей и первые измены Валериана, бонвивана и сладострастника. Любовь (платоническая) к ней Ивана Тургенева, посвятившего Марии рассказ «Фауст». Бегство от мужа с детьми за границу…

В 1876 году, когда в «Русском вестнике» с продолжением печаталась «Анна Каренина», Толстой получил из Гейдельберга письмо от Маши. Не зная еще, чем закончится роман ее брата, она писала: «Мысль о самоубийстве начала меня преследовать, да, положительно преследовать так неотступно, что это сделалось вроде болезни или помешательства… Боже, если бы знали все Анны Каренины, что их ожидает, как бы они бежали от минутных наслаждений, потому что все то, что незаконно, никогда не может быть счастием…»

Их переписка захватывает полвека, и по ней можно судить, насколько нежными были отношения брата и сестры. Сестра принимала живое участие в его делах, сердечных и творческих. Он был крестным отцом ее дочери Варвары, подарив ей в качестве приданого 10-тысячный билет из гонорара за «Войну и мир». После неудачного романа Льва с Валерией Арсеньевой Мария Николаевна пыталась женить брата на княжне Дондуковой-Корсаковой. Она мечтала о его семейном счастье еще и потому, что все братья Толстые, Николай, Дмитрий и Сергей, именно по этой линии были несчастливы. Как и она сама.

Вышла книга Дарьи Еремеевой «Сестра гения. Путь жизни Марии Толстой», первая биография сестры Льва Толстого Марии Николаевны

«Я не хочу быть старшей султаншей в вашем гареме», — заявила она мужу, покидая его с тремя детьми. По нравам XIX века это был очень дерзкий поступок, еще более дерзкий, чем измена мужу Анны Карениной.

Мы порой идеализируем образ жизни аристократии того времени. Распущенное поведение Валериана Толстого ни для кого не было секретом. Свояченица Льва Толстого Татьяна Кузминская в 1924 году писала литературоведу Цявловскому, готовившему к изданию ее мемуары: «Муж Марии Николаевны был невозможен. Он изменял ей даже с домашними кормилицами, горничными и пр. На чердаке в Покровском найдены были скелетца, один-два новорожденных».

За границей Мария познакомилась со шведом Гектором де Кленом, моряком, болевшим ревматизмом. Он был красивым, но всегда ходил в теплых башмаках и с палкой. Вскоре их дружба перешла в страстную любовь. Три зимы провели в Алжире. 8 сентября 1863 года в Женеве у Марии родилась дочь Елена. Лев Николаевич начал вести переговоры о ее разводе с мужем, который дал свое согласие. Но сама Мария не дала разводу дальнейшего хода, мало надеясь на счастье с де Кленом, потому что его родственники были против их брака.

В 1873 году умер де Клен. За несколько месяцев до этого они встретились. Какой была встреча, неизвестно, но Мария Николаевна потом говорила, что узнала от де Клена, что он писал ей, но она писем не получала. Она тяжело переживала смерть любимого человека и всерьез начала думать о самоубийстве. Тогда она написала письмо брату, сравнив себя с Анной Карениной.

После личных драм с Валерианом и де Кленом Мария Николаевна встала на монастырский путь. Она стала духовной дочерью старца Амвросия. Он благословил ее на жительство в монастыре. Он сам выбрал ей место для кельи и нарисовал план будущего дома. Однако родные надеялись, что Мария Николаевна все же изменит свое решение. Для женщины с ее воспитанием и образованием стать монахиней означало смелый и даже эксцентрический поступок. Ничуть не менее эксцентрический, чем поведение ее брата Льва, который носил крестьянские одежды и пахал землю.

Удивительно видеть на фотографиях религиозного бунтаря Толстого рядом с его сестрой в монашеском одеянии

Между ними было много общего. Уже будучи монахиней она каждое лето приезжала к брату гостить в Ясной Поляне. Удивительно видеть на общих фотографиях религиозного бунтаря Толстого рядом с его сестрой в монашеском одеянии.

Биография Марии Толстой Дарьи Еремеевой — достойный книжный памятник одной из самых интересных женщин XIX столетия.

Одна из немногих старинных усадеб в центре Москвы, мемориальный дом Льва Толстого, может оказаться под угрозой из-за масштабного строительства. На улице Россолимо вплотную к зданию литературного музея планируют построить общежитие МГМУ имени Сеченова. Жители Хамовников, москвоведы и представители учреждения культуры опасаются, что вибрация от стройки грозит бедой писательскому дому.

«Наш комплекс полностью деревянный, фактически все строилось без фундамента, — рассказал «РГ» гендиректор Государственного музея Л.Н.Толстого Сергей Архангелов. — Кроме того, высотные дома, которые здесь должны появиться, могут перекрыть солнечный свет старинному саду — важнейшей части усадьбы».

Москва, как и знаменитая Ясная Поляна, — один из главных адресов в наследии Льва Толстого. Здесь происходила значительная часть действия «Войны и мира», здесь создавались другие произведения классика. Например, «Крейцерова соната», «Воскресение» — все это родом из старого московского района Хамовники, где Лев Толстой в конце XIX века приобрел небольшую усадьбу с садом. Теперь это одно из немногих мест в России, где хранятся подлинные предметы быта писателя. Можно увидеть велосипед, на котором писатель начал кататься в 67-летнем возрасте. Парадную гостиную, куда приглашались выдающиеся музыканты того времени. Рабочий стол писателя и даже пюпитр, к которому он подходил и трудился стоя, — абсолютно все настоящее. «В нашей коллекции тысячи подлинных писем Льва Николаевича. На фонографе записан его голос», — продолжает Сергей Архангелов.

Лев Толстой, переехав в этот дом, писал, что живет в окружении фабрик. Сегодня усадьбу осадила коммерческая высотная застройка, в которой не сразу и отыщешь дом классика. «Проблемы у музея начались, когда по соседству начали рыть строительный котлован под бизнес-центр, — отметил, активист-градозащитник Алексей Дружинин. — По старинному зданию пошли трещины». Замгендиректора музея по научной работе Людмила Калюжная вспоминает, что была повреждена часть основного дома, где жила семья Толстого.

«У нас упали одна старинная картина и многие экспонаты», — добавляет собеседник «РГ». Этот котлован минувшим летом рыли буквально в 16 метрах от усадебного забора на противоположной стороне улицы Льва Толстого. Как стало известно Сергею Архангелову, котлован рыли под новый бизнес-центр делового квартала «Красная роза». «Тогда с помощью специалистов Мосгорнаследия нам удалось добиться, чтобы работы приостановили, — говорит он. — Сейчас строительство не ведется, территория огорожена серым забором».

Не успело музейное руководство отойти от этих тревог, как в ноябре на портале «Активный гражданин» стартовало общественное обсуждение изменений в Правила землепользования и застройки по участку, вплотную примыкающему к саду во дворе литературного музея. Суть обсуждений в том, чтобы разрешить строительство студенческого общежития МГМУ имени Сеченова. В ПЗЗ земли, примыкающие к музею, обозначены литерой «Ф» — участки «с фактическим видом использования».

Это зонирование предполагает сохранение уже существующих строений. А если на участке вообще ничего нет, то, значит, и строить ничего нельзя. Правда, можно изменить вид разрешенного использования. Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки предлагает разрешить на улице Россолимо строительство студенческого общежития. Как именно оно будет выглядеть, неясно. Проект здания — это следующая часть работы.

Усадьбу уже буквально осадила коммерческая высотная застройка, в которой не сразу и отыщешь дом классика

Сначала, как мы уже упоминали, нужно сменить вид использования участка. Для этого одной из базовых процедур является публичное обсуждение. Через «Активный гражданин» местные жители могли прислать свои мнения по этому вопросу. «Мы направили обращение с просьбой остановить дальнейшее обсуждение проекта, — говорит Сергей Архангелов. — Ведь любое капитальное строительство вблизи нашего участка может серьезно повредить музейному комплексу». Для опасений есть основания. В год 100-летия музея, рассказывает Сергей Архангелов, были проведены работы по оценке состояния построек и сада.

Получившаяся проектно-сметная документация уже прошла одобрение, и вскоре музей сможет приступить к поиску подрядчика для реконструкции объектов старины. Реставрационные работы необходимы как минимум в связи с возрастом построек — усадьба возведена в 1805 году, пережила пожар Наполеона и Великую Отечественную войну: тогда Хамовники постоянно бомбили фашисты, и сотрудники музея дневали и ночевали в усадьбе, гася пожары от бомб. Новое испытание стройкой, какой бы по масштабам она ни была, деревянный ансамбль может не пережить. Вторая проблема — грунтовые воды, которые из-за строек вокруг подтапливают старый сад, который сам по себе является памятником культуры регионального значения и, соответственно, должен охраняться. В случае стройки, сетует Сергей Архангелов, он превратится просто в болото.

Рассказ толстого про сливы

Сергей Архангелов опасается, что новых строек по соседству старинный ансамбль может не пережить. Фото: Сергей Бабкин

Публичное обсуждение проекта стройки вблизи музея уже завершено. Окончательное заключение комиссии с учетом предложений от градозащитников и других местных жителей на «Активном гражданине» обещают опубликовать до 23 декабря. Не дожидаясь официальной публикации, музей обратился за помощью к советнику президента, праправнуку писателя Владимиру Толстому. Такое же обращение планируется направить в Мосгорнаследие: музей намерен оспорить сам факт обсуждения любой гипотетической стройки в охранной зоне объекта культурного наследия. В пресс-службе Мосгорнаследия «РГ» заявили, что разделяют обеспокоенность представителей музея. Однако сейчас зданию усадьбы ничто не угрожает, так как участок под строительство расположен в глубине квартала, считают в ведомстве. «При поступлении проекта в Мосгорнаследие, в соответствии с законодательством при необходимости будут разработаны разделы об обеспечении сохранности памятников архитектуры», говорится в официальном ответе департамента . Отмечу, что на данный момент представители Москомархитектуры и МГМУ имени Сеченова не ответили на запросы «РГ» о перспективах стройки вблизи музея.

Комментарий

Павел Басинский, писатель, журналист, автор книг о Льве Толстом:

Усадьба в Хамовниках — это культурно-историческая жемчужина Старой Москвы и второе после Ясной Поляны по значению место, связанное с жизнью и творчеством Льва Толстого. Без хамовнической усадьбы также невозможно представить себе жизнь семьи Толстых с начала 80-х годов XIX века, как и без Ясной Поляны. Но до Ясной Поляны еще надо доехать, а усадьба в Хамовниках находится почти в центре Москвы, в десяти минутах пешей прогулки от метро «Парк культуры». И в то же время это маленький оазис тишины и той атмосферы, которую Льву Толстому с его привычкой к деревенской жизни удалось создать в фабричном районе столицы.

14 июля 1882 года Толстой покупает в Долго-Хамовническом переулке за 27 000 рублей дом N 15 коллежского секретаря А.А. Арнаутова для того, чтобы семья в осенне-зимний период могла проживать в Москве, где в частной гимназии Поливанова учились сыновья Толстых — Илья и Лев. Одной из главных причин выбора дома был большой по меркам города сад, о котором писал Толстому дядя его жены К.А. Иславин: «Роз больше, чем в садах Гафиза, клубники и крыжовника бездна. Яблонь дерев с десять, вишен будет штук 30, 2-3 сливы, много кустов малины и даже несколько барбариса. Вода — тут же, чуть ли не лучше мытищенской! А воздух, а тишина! И это посреди столичного столпотворения. Нельзя не купить».

Но Толстой не просто купил этот дом с садом. Он его к переезду всей семьи серьезно перестроил и полностью отремонтировал, проявив в этом и архитектурный, и дизайнерский талант. Так что этот дом — такое же «произведение» Толстого, как «Анна Каренина» и «Война и мир». Не сохранить его в целости и в том виде, как его создал Толстой, — это культурное преступление.

В России не так много домов и усадеб, связанных с жизнью великих личностей, которые не являются «новоделами», но сохранились в первозданном виде. Увы, и Михайловское, и Спасское-Лутовиново, и Шахматово — это «новоделы», их «оригиналы» сгорели во время войн и революций. Ясная Поляна и Хамовники выжили. Побывать в них — значит вдохнуть тот воздух, которым дышал Толстой, увидеть вещи и мебель, которыми он пользовался, почувствовать себя в подлинной обстановке, в которой жил он и его семья.

Не будем же давать лишнего повода говорить, что Россия — страна варваров.

Завершающийся 2021 год, несмотря на пандемию, был насыщен литературными событиями разного формата и масштаба. Но собрать их воедино и выстроить какие-то рейтинги в плане книжных новинок очень проблематично. Разброс мнений и субъективизм оценок здесь невероятно широк — и это, пожалуй, главная тенденция в восприятии литературы с 90-х годов прошлого века. Число новых книжных наименований непрерывно растет, а тиражи их также непрерывно снижаются. Разнообразие новых книг велико, а интерес к ним более или менее внятной читательской аудитории выяснить не так просто. Поэтому начнем издалека.

Круглые даты

Безусловно важными литературными событиями 2021 года были 200-летия Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова. Первый юбилей широко отмечался во всем мире: от Буэнос-Айреса до Токио. Второй — носит сугубо национальный характер, но для России не менее значим, чем юбилей Достоевского.

Тем более, что общего между этими классиками много: это и вкус к страданиям, и полифония разных «голосов», и новаторство в области формы. Неслучайно самой значимой речью на похоронах Некрасова была именно речь Достоевского, где он поставил Некрасова в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.

Из печальных «юбилеев» уходящего года нельзя не отметить 100-летия смерти Николая Гумилева, Александра Блока и Владимира Короленко. Все трое, хотя и по-разному, стали жертвами Революции и Гражданской войны. Не забудем об этом.

Премии

Нравится нам это или нет, но крупные литературные премии по-прежнему являются единственным понятным навигатором в текущем литературном процессе. Их не так много: «Большая книга», «Ясная Поляна», «Национальный бестселлер», «Нос», — но к ним необходимо добавить множество премий малых и региональных. Всем, кто как-то интересуется литературным процессом, советую обращать внимание не столько на лауреатов этих премий, а на их «длинные» списки, в которых отражается весь процесс за год и где представлены книги, прошедшие определенный отборочный фильтр — критиков, издателей и даже читателей.

Что касается лауреатов 2021 года — вот они: «Большая книга»: Леонид Юзефович «Филэллин» (1 место), Майя Кучерская «Лесков» (2 место) и Виктор Ремизов «Вечная мерзлота» (3 место). Леонид Юзефович уже в третий раз стал первым лауреатом «Большой книги», так что можно сказать, что это своеобразный рекорд.

Лауреатом премии «Ясная Поляна» неожиданно для многих стал Герман Садулаев с романом-эссе «Готские письма», обойдя на крутом повороте явную фаворитку «шорт-листа» Марину Степнову с романом «Сад», вышедшем в «Редакции Елены Шубиной». Будучи одним из членов жюри этой премии, приоткрою секрет: выбор Садулаева во многом диктовался не только художественными достоинствами его книги (в этом Степнова ему не уступала), но и смелостью поисков в области жанра.

Победителем «Нацбеста» стал Александр Пелевин с психологическим детективом «Покров-17», события которого происходят в 1993 году.

Лауреатом экспериментальной премии «Нос» стала Алла Горбунова со сборником рассказов «Конец света, моя любовь».

Русскому рассказу вообще повезло в этом году. Этот жанр, увы, не был востребован издателями много лет. Но вот появилась премия имени Валентина Катаева за лучший короткий рассказ, учрежденная новой редакцией журнала «Юность» во главе с Сергеем Шаргуновым. Ее первым лауреатом оказался пермский прозаик Павел Селуков за рассказ «Эмигрант из Беднолэнда». Жюри этой премии возглавляла Татьяна Толстая, а она знает толк в коротких рассказах.

Фестивали

Лично для меня главной радостью этого года было то, что проклятая пандемия не смогла уничтожить книжные ярмарки и фестивали, без которых современный литературный процесс — как организм без кровоснабжения. Это площадки, где собираются вместе писатели и читатели, где выкладываются главные книжные новинки, которые обретают свое лицо, потому что здесь же, рядом с ними выступают их авторы.

Летом состоялся книжный фестиваль «Красная площадь» — одно из ярчайших культурных мероприятий столицы. Похожего нет нигде в мире.

Дважды, весной и в начале декабря, в Гостином дворе прошла лучшая книжная ярмарка non/fiction. Весной она проходила по вынужденной причине: из-за пандемии non/fiction прошлого года сдвинулась на весну нынешнего. Но организаторы ярмарки решили, что в 2022 году «весенняя» и «осенняя» ярмарки станут традицией.

В Саратове прошел отличный книжный фестиваль «Волжская волна», а во Владимире — фестиваль «Китоврас». В ноябре состоялась XV Красноярская ярмарка книжной культуры КРЯКК, в Туле — фестиваль современной детской и подростковой литературы «ЛитераТула». Во Владивостоке прошел международный книжный фестиваль ЛИТР. И это далеко не полный список книжных фестивалей.

Рейтинги

А вот здесь все сложно… Все мои попытки промониторить рейтинги самых читаемых книг 2021 года и свести их воедино потерпели фиаско и ничего, кроме головной боли, не вызвали.

Если верить совокупным книжным рейтингам, то окажется, что одной из самых востребованных книг 2021 года стал уже очень давний роман Евгения Замятина «Мы», так же как в списке мировых бестселлеров вдруг оказался роман Джорджа Оруэлла «1984». Это, безусловно, две лучшие мировые «антиутопии», но почему именно они сегодня стали пользоваться спросом? 1984 год миновал тридцать с лишним лет назад, и нового «тоталитаризма» тогда не только не случилось, но, наоборот, вскоре распался СССР, а спустя еще несколько лет стали один за одним рушиться ближневосточные «режимы». Неужели мы настолько не верим в наше будущее, что все еще с мазохистским наслаждением читаем романы о грядущих «режимах»? А может быть, нам их не хватает?

Радость года для меня то, что пандемия не уничтожила книжные ярмарки и фестивали. Без них литературный процесс — организм без кровоснабжения

Из современной художественной прозы самые устойчивые позиции у Гузель Яхиной и Евгения Водолазкина, но в основном не у новых их произведений, а у романов «Зулейха открывает глаза» и «Лавр». Все еще в моде Виктор Пелевин и Борис Акунин, в том числе и с новыми книгами. Похоже, не просто «бестселлером», но и «лонгселлером» становится роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него».

Экранизации

Но в случае с Сальниковым, возможно, сыграла роль экранизация романа Кириллом Серебрянниковым с Чулпан Хаматовой в одной из главных ролей.

Рассказ толстого про сливы

Кадр из фильма «Петровы в гриппе», реж. К. Серебренников, 2020 г. Фото: Кинопоиск

Кстати, экранизаций современной прозы за последнее время вышло много. Это и сериал «Зулейха открывает глаза», и «Обитель» по роману Захара Прилепина, и экранизация практически всех романов Алексея Иванова, и «Немцы» по роману Александра Терехова.

Но я бы также отметил замечательный сериал-байопик о жизни Александра Вертинского режиссера Авдотьи Смирновой.

С наступающим Новым книжным годом!

Топ-10 книг 2021 года по версии Павла Басинского

Художественная проза

● Андрей Аствацатуров. Скунскамера. — М.: «Редакция Елены Шубиной».

● Евгений Водолазкин. Оправдание острова. — М.: «Редакция Елены Шубиной».

● Михаил Гиголашвили. Кока. — М.: «Редакция Елены Шубиной».

● Андрей Рубанов. Человек из красного дерева. — М.: «Редакция Елены Шубиной».

● Герман Садулаев. Готские письма. — СПб.: Лимбус-Пресс.

Документальная проза

● Сергей Беляков. Парижские мальчики в сталинской Москве. — М.: «Редакция Елены Шубиной».

● Алексей Варламов. Розанов. — М.: Молодая гвардия.

● Дарья Еремеева. Сестра гения. Путь жизни Марии Толстой. — М.: Бослен.

● Майя Кучерская. Лесков. Прозеванный гений. — М.: Молодая гвардия.

● Людмила Сараскина. Достоевский и предшественники. — М.: Прогресс-Традиция.

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1

Организационно-мотивационный этап

Замотивировать детей на предстоящую деятельность.

Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный день, поэтому давайте с вами поприветствуем, друг друга рукопожатием со словом «Здравствуй». Молодцы!

 — Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

— Сегодня на занятии мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках. Определите по картинкам на слайде, над, чем еще мы будем работать.

Словесный

Практический

Беседа

Чтение

Дети стоят в кругу

Здороваются

Ответы детей

Высказывают предположения.

— Учиться четко и правильно говорить.

— Учиться выразительно, говорить.

— Узнаем мудрость.

— Будем думать над прочитанным

Дети эмоционально настроены на занятие

2

2.1

2.2

Основной этап

 Этап ознакомления с материалом

Этап постановки проблемы

Вовлечь детей в совместную деятельность.

1.  Речевая разминка

1) Чистоговорка

Ар, ар, ар, ар – мы купили самовар.

Ил, ил, ил, ил – пирожок себе купил.

Ох, ох, ох, ох – посадили мы горох.

Уш-уш-уш-уш – принимайте утром душ.

Эт, эт, эт – написал стихи поэт.

2) Работа со скороговоркой.

Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.  (Читаю громко, дети повторяют тихо).

— Что прочитали?

— Как догадались? Как нужно говорить?

А теперь давайте немного отдохнем

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.                                      И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.        

По тропинке побежили.                                              До лужайки добежим.                                         На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.                                      Стоп. Немного отдохнем                                             И домой пешком пойдем.

А теперь подойдите к выставке с книгами

– Что общего у книг на нашей выставке?

– А чем они отличаются?

– Ребята, а что ещё вы заметили?

Давайте найдём на выставке книги в тонкой обложке? А теперь в толстой? Авторы, которые хотят заинтересовать своего читателя, выносят на обложку самые яркие иллюстрации. Обычно книги с красочными картинками предназначены для детей.

– Посмотрите, ребята, есть ли
у нас такие книги на выставке?

– А вот книги для взрослых картинок, как правило, не имеют. Найдите эти книги на нашей выставке.

– Какие рассказы мы читали и о чём они?

Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на занятии? Сегодня мы познакомимся с творчеством великого писателя Л.Толстого и его рассказами для детей.

Рассказ о жизни и творчестве Л. Н. Толстого  

  Толстой Лев Николаевич родился 28 августа 1828, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии — умер 7 ноября 1910.  Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо помнил ее. Отец Толстого был добродушным человеком, любил читать, охотиться. Рано умер. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.  Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь провел в поселке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу. В Ясной поляне им были написаны рассказы для детей.  .Н. Толстой очень много писал произведений на нравственные темы. Его произведения помогают понять, как поступать можно, а как нельзя. У Л.Н. Толстого есть много интересных и поучительных рассказов и басен для детей, которые рекомендую вам послушать.

2. Речевая разминка. Скороговорка.

От топота копыт пыль по полю летит.

— О каком животном говорится в этой скороговорке?

— А мы сейчас прочитаем рассказ о коне, но игрушечном.

Чтение рассказа

2. Работа с рассказом. Рассмотрите картинку. — У кого был конь?

— Что произошло между Петей и Митей?

— Кто решил их спор?

— Почему мама отобрала коня?

-Как могли бы играть мальчики? Что бы вы им посоветовали?

— А с вами происходили такие ситуации?

— Что хотел нам сказать автор этим рассказом? Главная мысль рассказа.

А теперь, давайте я прочту рассказ ещё раз, а вы запомните и попробуете его пересказать, а чтобы вам было легче перед вами будет, вот такая мнемотаблица.

— Послушайте второй рассказ.

Чтение второго рассказа

 — О ком этот рассказ?

— Почему вы так решили? Прочитайте это предложение.

— Какая получилась сумка у девочки?

— Почему девочка гордилась своей работой?

— Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть

Словесный

Наглядный

На выставке представлены книги Л. Н. Толстого.  

Показываю портрет

Повторят чистоговорки хором и по отдельности

— скороговорку

Ответы детей

Подскоки на правой ноге. Подскоки на левой ноге.  Бег на месте. Бег продолжается. Прыжки на месте на обеих ногах. Присели. Ходьба на месте, руки в стороны,                                                      вверх, вниз, выдох. Сесть на стульчики

– У них один автор.

– В них разные рассказы, шрифт.

-У них разная толщина.

Рассматривают книги, слушают объяснение воспитателя

— читать и пересказывать рассказы Л. Н. Толстого

Слушают рассказ, рассматривают портрет
и книги

— В скороговорке говориться о коне.

Рассматривают иллюстрацию. Отвечают на вопросы

 -Конь был у Пети и Мити.

-Мальчики поспорили.

-Их спор решила мама.

— Мама отобрала коня, потому что мальчики спорили.

-Мальчики могли играть вместе.

-Надо играть дружно.

Слушают и пересказывают рассказ

Слушают, отвечают на вопросы.

— Этот рассказ о девочке.

-Сумка получилась плохая?

-Девочка сама сшила сумку.

-Девочка хотела быть трудолюбивой.

Дети сделали речевую разминку

3

 Заключительный этап

Инициирует общее обсуждение. Активирует побуждение. Проявляет уважение к детям.

Осознание себя как участника познавательного творческого процесса. Формирование элементарных навыков самоконтроля.

— О каком писателе мы говорили на занятии?

— Что вы о нём узнали?

-Ребята, вы прослушали два рассказа о детях. Поступки и поведение, кого вам больше понравилось?

– Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л. Н. Толстой?

– Чему же учат нас произведения Толстого?

Мне бы хотелось закончить занятие словами одного мудреца: “В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы, исключить из жизни дружбу это – все равно, что лишить мир солнечного света”.

– А теперь давайте вернёмся
к тому, что мы хотели узнать
на занятии. Обо всём узнали?

– Какой вид работы понравился больше? О чём хотели бы узнать подробнее?

При помощи «Светофора» оцените свою деятельность на занятии.

Дружба – это солнечный свет, солнце греет всю планету, а человека может согреть одно приятное, доброе слово, улыбка, с которой может начаться дружба. Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, похвалите друг друга за отличную работу, взаимопомощь.

Спасибо за занятие!

Словесный, беседа

Практический

— Сегодня мы говорили о Л.Толстом.

Отвечают на вопросы.

Осознано слушают.

Ответы детей

Оценивают свою деятельность

Хвалят друг друга за отличную работу

Дети закрепили знания о том, что было на занятии

  • Рассказ толстого прыжок распечатать
  • Рассказ толстого набег краткое содержание
  • Рассказ толстого о природе
  • Рассказ толстого котенок распечатать
  • Рассказ толстого краткое содержание булька