Литературное чтение в 3-м классе (УМК, Начальная школа XXI века) по теме Л.Н. Толстой, рассказ «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь»
Цели:
- продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н.Толстого
- продолжить работу с разножанровыми произведениями Л.Н.Толстого (сказка, басня, былина, рассказ)
- формировать читательские умения, используя такие виды работ:
а) молчаливое чтение про себя (самостоятельное знакомство с текстом
— учить делить текст на структурные части по готовому плану
— отрабатывать навык чтения вслух и про себя
— развивать учебные и читательские умения, умения правильно называть произведение, тему, жанр - учить умению принимать решение в экстремальных ситуациях, воспитывать
уважение к взрослым, ценить семейные отношения.
Вид урока — урок изучающего чтения: работа по учебнику и рабочей тетради
Оборудование учебник Литературное чтение 3 класс Л.А. Ефросинина, рабочая тетрадь «Литературное чтение» часть 1 Л.А. Ефросинина, ноутбук, мультимедийный проектор, экран..
^
1. Организационный момент.
2. Постановка задачи урока.
— Сегодня я приглашаю вас продолжить работу над произведениями великого русского писателя.
— Узнайте строки: — ^ (Басня «Белка и волк»)
— Он ближе и ближе спускался к воде, а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. ( Рассказ «Лебеди»)
^
Кто изображен на портрете?
Портрет Л. Н. Толстого — Илья Репин
www.world-art.ru/painting/painting.php?id=27
1) составление обобщающей схемы ( учитель работает на доске, дети — на листочках)
2) учащиеся называют жанр и приводят пример произведения этого жанра
— Я знаю басни …( «Белка и волк», « Чиж и голубка»)
— Я знаю рассказы …( «Лебеди», « Акула», « Лев и собачка», «Зайцы»)
— Я знаю сказки … ( «Ореховая ветка», «Два брата» , «,Работник Емельян и пустой барабан» )
Показ иллюстраций произведений Л. Толстого
http://www.labirint.ru/screenshot/goods/255568/9/Книги›Косточка и др.
^
Показ обложки книги «Прыжок»
alib.ru›bs.php4?uid=…
1) самостоятельное чтение рассказа «Прыжок»
2) беседа после чтения.
— Понравилось произведение?
— Что именно понравилось?
— Какое настроение вызвало у вас это произведение?
— Кто главный герой?
— Что сделал герой и почему не думал о последствиях?
— Что отец чувствовал, пока сын был под водой?
3) дифференцированная работа
— 1 группа- чтение и деление на части, составление плана с помощью «сюжетно- композиционного» треугольника (самостоятельная работа)
вступление | завязка | развитие |
событий | ||
на корабле | проказы | погоня за |
обезьяны | обезьяной | |
кульминация | продолжения | развязка |
событий | ||
на перекладине | решение | прыжок |
отца |
— 2 группа — моделирует модель обложки
— проверка выполнения заданий
4) работа по тетради — с.45
Каким ты представляешь мальчика?
Как о нем говорит писатель?
Подчеркни глаголы ( действия обезьянки)
Физкультминутка
detsadclub.ru›Копилка›Физминутка Веселые мартышки
- ^
1) упражнения с изученными произведениями
— Ребята, угадайте произведение.
— Берегись, дитятко, Пучай — реки, не купайся в ней.
(былина «Добрыня и змей»)
— Мы с тобой как уговаривались? В поле один на один биться? А почему за тобой стоит войско целое?
(былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» )
1 ) Жанр-былина
— Что такое былина? (Это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. Герои былин — богатыри.)
2 )Показ картины В.М. Васнецова «Три богатыря»
http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0282/p0282.htm
3) Слушание былины (учитель читает, дети следят по тексту и читают про себя)
4) Работа с текстом былины
— словарная работа
Печенеги — кочевое племя, совершавшее набеги на Русь.
Сам-четверт — четвертый
^ .- Мне не понравилось, как он это делает, я и поругал его.
Побрани — поругал
Самостоятельное выборочное чтение былины
6) Беседа после чтения.
— Как звали богатыря?
— Почему Ивана назвали богатырем?
-Расскажи, как русский богатырь победил печенега?
7) Самостоятельная работа — моделирование обложки.
Работа в тетради- с.46
^
— Кто назовет фамилию автора?
— Какие произведения вам особенно запомнились?
Итог учебного занятия: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
7. Домашнее задание.
-выразительное чтение одной части рассказа «Прыжок» с.115-117
— закончить работу в тетради с.46
^
__________________________________________
| ФИО (полностью) | Павлова Татьяна Михайловна |
| Место работы | ГБОУ СОШ№1 с.Сергиевск «Образовательный центр» |
| Должность | Учитель начальных классов |
| Предмет | Литературное чтение |
| Класс | 3 класс |
| Тема и номер урока в теме | Л.Н. Толстой, рассказ «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь», урок№26 |
| Базовый учебник | Литературное чтение: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Ч. 1/Авт.-сост.: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2009 |
8. Цель урока: продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н.Толстого.
9. Задачи:
— обучающие — продолжить работу с разножанровыми произведениями Л.Н.Толстого (сказка, басня, былина, рассказ).
-развивающие- формировать читательские умения, используя такие виды работ:
а) молчаливое чтение про себя (самостоятельное знакомство с текстом
— учить делить текст на структурные части по готовому плану
— отрабатывать навык чтения вслух и про себя
— развивать учебные и читательские умения, умения правильно называть произведение, тему, жанр.
-воспитательные — учить умению принимать решение в экстремальных ситуациях, воспитывать уважение к взрослым
- Тип урока — урок изучающего чтения: работа по учебнику и рабочей тетради.
- Формы работы учащихся — индивидуальная, групповая, фронтальная.
- Необходимое техническое оборудование, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
- Структура и ход урока
Таблица 1.
^
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационный момент | ^ | Адаптация к уроку | 0,5 мин | |
2. | Постановка задачи урока | ^ | Осознают задачи урока | 0,5 мин | |
3. | Актуализация знаний (работа с произведениями Л. Н.Толстого) | №^ | Демонстрация | Называют фамилию писателя | 1мин |
4. | Составление обобщающей схемы | ^ | Дети работают на листочках. Составляют таблицу | 4 мин | |
5. | Закрепление знаний произведений Л.Н.Толстого | №^ | Демонстрация | Учащиеся называют жанр и приводят пример произведения этого жанра | 5 мин |
6. | Работа с произведением Л.Н.Толстого «Прыжок» | №3иллюстрация к книге | ^ | Самостоятельное чтение рассказа | 8 мин |
7. | Самостоятельная (дифференцированная работа) | ^ | 1 группа- чтение и деление на части , составление плана с помощью «сюжетно- композиционного» треугольника (самостоятельная работа) ^ Работают по тетради- с.45 | 5 мин | |
8. | Физкультминутка | №4 текст физкультминутки «Весёлые мартышки» | Демонстрация | ^ | 1 мин |
9. | Работа с былиной Л.Н.Толстого «Как боролся русский богатырь» | №5 картина В.М.Васнецова «Три богатыря» | ^ Демонстрация | Дети слушают, читают про себя и следят текст по учебнику Дети отвечают на вопросы. Работают в тетради- с.46 | 9 мин 2мин |
10.. | Итог учебного занятия | ^ | Дети отвечают на вопросы | 3,5 мин | |
11. | Домашнее задание | ^ | Записывают задание | 0,5 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Л.Н. Толстой, рассказ «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь»__________________________________________
Таблица 2.
^
Л. Н. Толстой (учебник + хрестоматия) «Лев и Собачка», «Прыжок», «Работник Емельян и пустой барабан», «Ореховая ветка», «Как боролся…
Например, в разделе «Произведения Л. Н. Толстого» третьеклассники читают сказку «Два брата», басню «Белка и Волк», художественные…
Садко: былина; Добрыня Никитич: былина; Ставр Годинович (вариант названия: «Василиса Микулишна»): былина
…
Л. Н. Толстой прочитать биографию Л. Толстого по любым источникам, прочитать рассказ «После бала»
Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности: организация читательского…
Тема: «Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала». Смысл названия. Социально-нравственные проблемы»
Оборудование: учебник литературного чтения для 3 класса Э. Э. Кац, 1 часть, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, диск со слайдами…
Участником Отечественной войны 1812 г был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей…