Комментарий специалистов ФИЛИ

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценност­ных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечест­венной и мировой литературы).

Темы сочинений

Традиционные формулировки

Формулировки в виде проблемного вопроса

1. Поиски смысла жизни в произведени­ях русских писателей.

2. Духовные поиски героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

3. Тема чести и долга в произведениях русских писателей.

4. Тема любви (дружбы) в произведени­ях русских писателей.

5. Размышления о благородстве в произ­ведениях русских писателей.

6. Поиски идеала в произведениях рус­ских писателей.

7. Проблема нравственного выбора в од­ном из произведений отечественной литературы.

8. Тема счастья в произведениях рус­ских писателей.

9. Нравственные проблемы в современ­ной литературе.

10. Художественная литература как ис­точник нравственных ценностей.

1. Как раскрывается проблема поиска смысла жизни в русской литературе?

2. Для чего живёт человек?

3. В чём ценность человеческой жизни?

4. Как прожить жизнь, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно про­житые годы»?

5. Важно ли иметь цель и мечту в жизни?

6. Что такое счастье (совесть, честь, бла­городство)?

7. В чём состоит активная жизненная позиция?

8. Можно ли научить человека любить?

9. Что такое «красота души»?

10. Почему нельзя достигать своей цели любыми средствами?

Художественные произведения

>Александр Сергеевич Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», ро­ман в стихах «Евгений Онегин».

>Михаил Юрьевич Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».

>Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов».

>Фёдор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказа­ние».

>Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

>Евгений Иванович Замятин. Роман «Мы».

>Михаил Афанасьевич Булгаков. Повесть «Собачье сердце», роман «Мастер и Маргарита».

>Михаил Александрович Шолохов. Рассказ «Судьба человека», ро­ман «Тихий Дон».

>Александр Исаевич Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор», по­весть «Один день Ивана Денисовича».

>Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой», роман «Живи и помни».

>Василий Макарович Шукшин. Рассказы («Чудик», «Мастер», «Ве­рую», «Сураз» и др.).

>Юрий Валентинович Трифонов. Повести «Обмен», «Дом на набе­режной», «Другая жизнь».

Задания

(LjПрочитайте сочинение на тему «Духовные поиски героев романа Л. Н. Тол — стого „Война и мир”» и составьте его развёрнутый план.

План

Сочинение.

Всякий человек, достигнув определённого возраста, задумывается над вечными вопросами, мучившими чело­вечество не одно столетие. Зачем я живу? В чём смысл моего существования? Каким путём надо идти, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? Мыслители всех времён пытались ответить на эти во­просы. Не обошёл их в своём творчестве и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Сама жизнь Толстого подтверждает мысль о том, что человек развивается от рождения до смерти и никогда не поздно изменить направление пути, если ты сбился

План

Сочинение

С дороги. От легкомысленной светской жизни через служ­бу в армии и тяжёлый, кропотливый писательский труд Лев Николаевич приходит к осознанию нетленности выс­ших духовных ценностей и никчёмности материальных благ. Так же развиваются, ищут себя, проходят долгий путь в поисках истины его герои.

В начале романа «Война и мир» Андрея Болконского одолевает скука. Он, весьма красивый, умный и жёлчный молодой человек, едет на войну, чтобы переменить обста­новку, но главное — тайно мечтая о своём «собственном Тулоне». Тяжело раненный, он, увидев небо Аустерлица, начинает понимать, как ничтожна его мечта о воин­ской карьере и славе. После этого снизошедшего на него откровения князь Андрей твёрдо решает переменить свою жизнь. Он, полный светлых надежд, едет домой, однако новый удар — смерть жены — подрывает его силы. Ка­жется, ничто уже не сможет возвратить его измучен­ную душу к жизни. Но разговор с Пьером на пароме, любовь к Наташе Ростовой будят в князе Андрее жажду жизни. Герой ищет всеобщей любви, но не прощает Наташе из­мены и мечтает о мести… Накануне смерти он вдруг понимает: для того чтобы жить достойно, надо просто любить всех: и друзей, и врагов, и любящих, и ненавидя­щих нас. Всех надо любить и прощать — в этом высшая истина бытия.

Не менее труден был путь к осознанию себя и истин­ной цели своего существования у Пьера Безухова. Ведь в начале романа он, прекрасно образованный юноша, со­всем не знает, как жить. Он охотно позволяет другим направлять свою жизнь в нужную им сторону, увлекается масонством, идеей социальных реформ и так же быстро охладевает к ним. Лишь после 1812 Года, после Бородин­ского сражения, где Пьер проникается ощущением своей причастности к народу, к России, после плена, впитав, как губка, христианские идеи Платона Каратаева, Без­ухов смог осознать себя личностью. В конце романа пе ред нами уже сильный, решительный, серьёзный человек, знающий, что надо идти по жизни со знаменем, на кото­ром начертано: «Деятельная добродетель». В этом за­ключена истина.

План

Сочинение

Закончено произведение, но творческий поиск писателя на этом не обрывается. Автор неизменно идёт дальше, отыскивая новые пути, открывая новые законы бытия. Так и человек, взрослея, глубже постигает мир и лучше понимает своё место в нём. Не остановиться, не предать себя — не в этом ли сокровенный смысл человеческой жизни?

Прочитайте сочинение на тему «Размышления русских писателей о благо­родстве» и составьте его развёрнутый план.

План

Сочинение

В XIX Веке благородным называли человека, принадле­жащего к старинному роду, к высшим слоям общества. Постепенно значение этого слова изменилось, и теперь благородным называют человека не знатного, а высоко­нравственного, безукоризненно честного, великодушно­го. Русская литература во многом и есть размышление о благородстве. Героям произведений часто приходится выбирать между добром и злом, равнодушием и душевной чуткостью, подлостью и искренностью.

В философском плане эта проблема решается в романе Ф. М. Достоевского «Весы». Главный герой Николай Став­рогин, дворянин, богач, красавец, — главный «бес». Некогда он пошёл на сделку с совестью и с тех пор сеет зло вокруг себя. Оно пустило ростки в его душе, а Ставрогин не по­пытался ему противостоять. Душевная лень сделала его «бесом». А ведь Достоевский был убеждён, что общество лишь тогда изменится к лучшему, когда каждый человек осознает необходимость самосовершенствования. Не сре­да создаёт бесов, а люди своим равнодушием позволяют им завладеть человеческими душами.

Достоевский создаёт образ «положительно прекрас­ного» человека — князя Льва Николаевича Мышкина. Этот герой не принадлежит к числу тех людей, которые напряжённой духовной работой приблизились к идеалу че­ловечества. У Мышкина своя задача — возродить утра­ченную веру в добро. Он сам носитель бесконечного добра.

План

Сочинение

Необыкновенно чистый, честный и искренний человек, Мышкин пытается пробудить лучшее в душах окружаю­щих его людей. В нём нет недюжинной физической силы, но в нём горит огонь любви к людям. Он уважает в каждом человеке Человека, понимает, что люди созданы для сча­стья, и бесконечно их жалеет. Князь Мышкин — самый человечный человек, бескорыстный и отзывчивый. Он за­ранее прощает людям их эгоизм, чёрствость и своекоры­стие. Полюбив Настасью Филипповну, герой видит в ней прекрасную, гордую, надломленную женщину, жалеет её и ни в чём не винит. На мой взгляд, главное в Мышкине — это умение прощать и желание понять людей.

Современник Достоевского Лев Николаевич Толстой рассматривал эту тему совершенно иначе. Убеждённый в постоянном движении человеческого характера, он пытался показать тяжёлый путь души, истоки благо­родных порывов. Его герои поступают нравственно и без­нравственно, анализируют прошедшее, начинают глубже понимать жизнь, ищут пути к развитию и самосовершен­ствованию. Например, очень интересен в этом отношении путь глубочайших нравственных исканий Андрея Болкон­ского: от индивидуализма к любви и состраданию.

Будучи человеком военным, Толстой ненавидел войну, назвал её высшим злом. Нов то же время он считал, что война выявляет в человеке его лучшие качества. Нашей стране пришлось пережить самую страшную войну в ис тории человечества, войну, в которой раскрылись лучшие черты характера человека. Многие писатели и сейчас об­ращаются к военной тематике. Ведь именно там, в аду передовой, в бессонных и голодных буднях тыла, человек проверялся на прочность. Творчество Бориса Васильева обращено к этому, опалённому войной периоду жизни страны. Герои Васильева — обычные люди, но в критиче­ский момент они готовы защитить товарища от пули, вызвать огонь на себя.

Роман «В списках не значился» посвящён подвигу за­щитников Брестской крепости. На глазах у главного ге­роя романа Николая Плужникова погибают его товарищи. Оставшись один, он прячет знамя крепости и продолжа­ет оборонять её. Лишь 12 Мая 1942 Года его, ослепшего и из­мученного, выводят на поверхность из подвалов крепости.

План

Сочинение

Восхищённый величием духа русского солдата, немецкий генерал отдаёт ему высшие воинские почести. Последние мысли Плужникова о крепости: «Крепость не пала: она просто истекла кровью, и я — последняя её капля». Пора­жают благородство и сила духа этого человека.

Проблема благородства решается современными писа­телями не только на примере событий военных лет. Ис­кать своё место в мире, нравственно совершенствоваться можно и в мирной жизни. Так, героиня повести Альберта Лиханова «Благие намерения» Надежда Петровна дела­ет свой выбор: уехав из родного дома, она отдаёт себя без остатка детям-сиротам. Не сразу принимает героиня это решение, ведь эти дети особенно остро чувствуют фальшь, их нельзя обмануть. Они и так жестоко наказа­ны жизнью. Мир отвернулся от них, и задача учителя — спасти их юные души от жестокости и очерствения. Надежда Петровна делает всё от неё зависящее, чтобы помочь детям найти своё место в жизни. Неудачи не сло­мили её, а, наоборот, закалили. Ей удаётся найти новые семьи для нескольких воспитанников, а остальным она сама становится матерью. Ради детей Надежда Пет­ровна жертвует личным счастьем, но остаётся верна избранному пути. А любовь детей убеждает её в правиле ности принятого некогда решения. Не каждый человек способен совершить подобное, не каждый сможет, забыв о себе, сделать чужих детей своими и заслужить их лю­бовь и уважение. Только высокий духом и чистый помыс­лами способен на такое самопожертвование.

Наша жизнь сложна и порой жестока. Как необходимо нам не забывать, что жить нужно благородно и высоко­нравственно. Надо бережно относиться к душам близ­ких, знакомых, видеть в каждом человеке Человека, нести в себе добро, работать над собой, чтобы стать лучше и чище. Каждому из нас необходимо учиться быть благо­родным, а для этого надо чаще обращат ься к произведени­ям классической литературы, на страницах которой нас зовут за собой истинно благородные герои.

I 3 J Используя план, напишите сочинение на тему «Что же это с нами происхо­дит? (В. Шукшин). Нравственные искания героев в современной литературе».

План

I. Больная совесть русской литературы.

II. Победы и поражения интеллигенции в «городских повестях» Ю. В. Трифонова.

1. Обманчивая однозначность противостояния Лукьяновых и Дмитриевых ( «Обмен» ).

2. Анатомия приспособленчества и предательства ( «Дом на набе­режной» ).

3. Невозможность спастись в «другой жизни» («Другая жизнь» ).

III. «Чудаки» из рассказов В. М. Шукшина.

1. Бессильная тоска по красоте и благообразию ( «Мастер» ).

2. Разрушительная схватка высокого и низкого в неразвитой душе ( «Сураз» ).

3. Непроходящее удивление перед пошлостью и жестокостью ( «Обида» ).

IV. О чём призывает помнить В. Г. Распутин ( «Живи и помни» ) и чего он боится («Прощание с Матёрой», «Пожар» ),

V. Возможно ли возвращение к нравственности?

Используя подсказки, напишите сочинение на тему «Что такое любовь?»

Любовь — одно из самых загадочных чувств в жизни человека. Лю­бовь может сделать человека счастливым или несчастным. Одних она окрыляет, другие из-за неё страдают и мучаются. Многие поэты и писа­тели обращались к вечной теме любви, и каждый из них описывал это чувство по-своему.

Например, в своём(-их) произведении(-ях)

Таким образом,

Над вечной тайной любви размышляет и в произведении_________________

Как видим,______________________________________________________

Итак, истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, пре­ображая его. Умение жертвовать собой ради любви — это и есть настоя­щий дар, данный свыше.

[I] Кластер (англ, cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элемен­тов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определён­ными свойствами.