Рассказ толстого булька распечатать

Заломаева наталья андреевна аннотация. в данной статье рассматривается проблема определения идей произведений о животных, анализируются рассказы толстого л.н. булька и

Заломаева Наталья Андреевна

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема определения идей произведений о животных, анализируются рассказы Толстого Л.Н. «Булька» и Пришвина М.М. «Лада», главные персонажи которых собаки. Эти тексты, написанные для детей, отражают не только общую проблему жестокого отношения к животным, но и идейно-художественную программу писателя, а также поднимают отдельно взятую острую проблему.
Ключевые слова: литературный персонаж, животные, проблематика произведений о животных, образ собаки в литературе, идея произведений, младшие школьники.
Предмет литературное чтение занимает важное место в обучении и воспитании младших школьников. Главной задачей предмета является создание духовной потребности в душе ребенка в чтении книг. Для реализации данной задачи авторы каждого из УМК разработали особый круг чтения, который помогает читать произведения, прививающие общечеловеческие ценности, и мотивировать к самостоятельной читательской деятельности.
В ходе анализа различных учебно-методических комплектов по литературному чтению в начальной школе и проведения констатирующего эксперимента, относящегося к выпускной квалификационной работе, зародилось противоречие между трактованием проблематики классических произведений о животных в учебниках и истинным идейным замыслом этих произведений. Призывают ли они лишь к любви к животным?
В любой школьной программе встречаются произведения о животных, и она отчасти усложняет и без того трудное восприятие таких произведений, разделяя их на тематические группы (о дружбе, природе, о любви, о животных). Например, для произведений о животных выделяют целый раздел, популярное название для которого «О братьях наших меньших». Тематический контекст уводит от понимания художественных идей конкретного автора. [Костюхина, 2019, 41-44] Задачей учителя становится обратить учащихся к художественному замыслу автора, а не к названию раздела, поскольку зачастую на уроках перестают обращать внимание на факты из биографии автора, самих персонажей и их качества, причины их поступков, а проблема такого произведения трактуется из названия раздела.
Рассказ — тот жанр, который чаще всего встречается при изучении литературных произведений в начальной школе, поскольку именно рассказ сочетает в себе простоту и краткость изложения с глубоко нравственными идеями, а повести или романы еще тяжелы для детского восприятия.
 Персонажем является любое лицо, персона, личность или сущность, которые существуют в произведении искусства. [Мурзак, 2007] Персонажи могут быть полностью вымышленными или основанными на реальной, исторической основе. В детском рассказе это чаще всего люди, животные.
Животных сложно назвать второстепенными персонажами, ведь именно их образ зачастую помогает показать человеческие пороки или проблемы общества и оставляет отклик в сердце ребенка. Работа с образами собак, выступающих в роли литературных персонажей, поможет провести юных читателей по пути от наивного реализма к пониманию природы литературного произведения.
Исходя из опроса среди младших школьников, можно утверждать, что собака — один самых популярных персонажей-животных, встречающихся на страницах художественных текстов для детей. Так, 100% учащихся экспериментального класса отметили собаку среди часто встречающихся персонажей. Что касается проблематики данных произведений, то она сводится к шаблонным фразам «нужно любить братьев наших меньших» и «собака-друг человека». Абсолютное большинство учащихся указывает в анкетах данные шаблоны. Цель статьи не призывать к нелюбви к животным, а обратить внимание на то, что же хотели донести авторы до своих читателей. Безусловно, все произведения о животных красной нитью пронизаны общей идеей о бережном отношении к ним, но рассматривая каждое отдельное произведение о животном, можно увидеть куда более глубокий идейный замысел.
Обратимся к рассказам «Булька» Толстого Л. Н.  и «Лада» Пришвина М. М. Оба этих рассказа о животных (собаках), но при анализе идей этих произведений можно увидеть более глубокий художественный замысел.
Рассказ «Булька» Толстого Л. Н. о бульдоге, охотничьей собаке русского офицера. Произведение отражает суровые жизненные ситуации будней войны на Кавказе, демонстрирует жестокие сцены заболеваний и смерти животных. Здесь нельзя не остановить внимание на факты из биографии самого писателя- участие в военных действиях на Кавказе и бесконечная любовь к собакам. [Никитина,2007] Автор не искажает действительности в своем произведении, несмотря на то что, что рассказ предназначен для детского чтения. Достоверность помогает донести идею безоговорочной собачьей преданности своему хозяину, несмотря на, порой, безразличное отношение хозяина к своему псу.  Булька- образ преданного друга. Он всегда самоотверженно бросался на любого зверя, пусть даже тот был крупнее его, готов был идти за ним хоть на край света, и умирать пес ушел туда, где бы этого не увидел хозяин.
Пришвин М. М. очень увлекался охотой, поэтому среди его произведений много рассказов об охотничьих собаках, среди которых рассказ «Лада». Но Лада, собака породы пойнтер, в отличие от Бульки, отвечает добром и преданностью только тому человеку, который добр к ней — при первой же возможности она не вернулась к тому хозяину, который бил ее, но верно и преданно служила тому, кто относился к ней с лаской и кормил салом.
Как следствие неправильно истолкованного авторского замысла, у младших школьников появляется нелюбовь к чтению литературы о животных. Так, только 17% учащихся из экспериментального класса смогли назвать произведения о животных, которые они читали вне школьной программы, и только 4% учащихся знают мультфильмы и фильмы, экранизированные по книгам о животных. Учащиеся плохо ознакомлены даже с самыми известными собаками персонажами и не видят в этом потребности, поскольку даже не читая произведения, могут определить привычную шаблонную проблему и будут оценены отметкой «5».  Так, только 27% учащихся смогли определить произведение, в котором встречается собака Авва.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: упрощение идейно-художественного замысла произведений о животных приводит юных читателей к:

  • Непониманию того, что животные — полноценные персонажи произведений;
  • Незнанию самых известных персонажей животных;
  • Неумению определять главную мысль отдельно взятого художественного текста о животных различных авторов;
  • Нежеланию знакомиться с новыми произведениями о животных.

В качестве примера решения таких проблем рассмотрим рассказы Толстого Л. Н. «Булька» и Пришвина М. М. «Лада» подробнее.
Анализ текста доступен младшему школьнику только после многоразового восприятия. [Воюшина, 2012, 16-20] Для полноценного анализа текста и его героев текст должен быть знаком учащимся, только после этого можно приступать к разбору.
«Булька» — это целый цикл рассказов, и для того, чтобы прийти к авторскому замыслу, целесообразно познакомить учеников со сборником полностью. К 3 классу восприятие текста возможно в виде самостоятельного прочтения, и даже прочтения в группе. После прочтения ученикам можно предложить ответить на различные вопросы по тексту, например, «сравните отношение Бульки к хозяину и хозяина к Бульке», которые направят учеников к идее произведения о преданности собаки к своему хозяину вопреки обстоятельствам.
Второй урок посвящается произведению «Лада» и его анализу в форме фронтальной беседы с такими вопросами как, «сравните отношение хозяев к Ладе» и «сравните поведение Лады в ответ на отношение хозяев», которые помогут прийти к идее произведения о том, что собака в данном рассказе относится к человеку так, как относится к ней он.
Для наглядного представления учащимся различности идей произведений о животных целесообразно предложить детям заполнить таблицу по двум рассказам, где будет предложено сравнить внешность, поведение, клички и, конечно, идею произведений.
Каждому учителю необходимо вести кропотливую работу для решения данных сложных проблем, учитывая биографию автора произведения, нравственные качества и поступки каждого отдельного персонажа. Чтобы сделать успешной подготовку учащихся к восприятию русской классики, учитель обязан научить детей видеть отражение творчества автора, а не шаблон.
Список литературы
Воюшина, М.П. Анализ художественного произведения. Начальная школа. 2012. №5. 16–20с.
Костюхина М.С. Лев, Толстой и собачка. Начальная школа. 2019. №2. С.41–44.
Мурзак И.И. Введение в литературоведение: Учебник для вузов. М.: Оникс, 2007. 415 с.
Никитина Н.А. Повседневная жизнь Льва Толстого в Ясной поляне. М.: Молодая гвардия, 2007. 400 с.

Доброе утро!

В уходящем году Россия попала в пятерку стран с самым низким индексом счастья – вместе с Ганой, Афганистаном, Ираком и Гонконгом. И есть от чего:

  • Верховный суд России ликвидировал «Международный Мемориал».
  • В пяти городах России задержали бывших сотрудников штабов Навального.
  • Россия выдает Минску еще одного белоруса.
  • Новый раунд российско-американских переговоров назначен на 10 января.

Потомки победителей

Верховный суд России ликвидировал «Международный Мемориал» по иску Генпрокуратуры. Прокурор Алексей Жафяров заявил в суде: «Мемориал», спекулируя на теме политических репрессий XX века, создает лживый образ СССР как террористического государства, обеляет и реабилитирует нацистских преступников, на чьих руках кровь советских граждан. Почему сейчас мы, потомки победителей, вынуждены наблюдать за попытками реабилитации изменников родины и нацистских пособников… Наверное, потому, что за это кто-то платит».

Решение Верховного суда будет обжаловано в апелляционной инстанции. «Мемориал» пообещал, что найдет «законные способы» продолжить свою работу – вот короткое интервью с председателем правления «Международного Мемориала» Яном Рачинским.

У здания Верховного суда в Москве полиция задержала не менее семи человек, пришедших поддержать «Мемориал». Вечером в Петербурге прошли одиночные пикеты против ликвидации этой старейшей в России правозащитной организации. Здесь о решении Верховного суда говорят историк Тамара Эйдельман и адвокат Иван Павлов (оба подчеркивают необходимость сохранения исторической памяти в каких бы то ни было форматах).

Здесь рассказывается о нескольких людях, создававших «Мемориал» на закате советской эпохи, и о тех, кто продолжает в нем работать.

Сегодня Мосгорсуд будет рассматривать вопрос о ликвидации второй структуры «Мемориала», одноименного правозащитного центра, – и, вероятнее всего, тоже ее ликвидирует. Еще в понедельник многие не верили, что это возможно: вот, например, интервью с Людмилой Улицкой, в котором она говорит, что до ликвидации дело не дойдет.

Штабисты-«экстремисты»

Юристы правозащитного проекта «Первый отдел», созданного адвокатом Иваном Павловым после его вынужденного отъезда из России, обжаловали решение по делу о признании структур Навального «экстремистской организацией». В кассационной жалобе 65 страниц. Дата ее рассмотрения пока не назначена, но «экстремистское» уголовное дело в отношении соратников Навального стремительно набирает обороты: в пяти городах России прошли обыски у бывших сотрудников штабов Навального.

Бывшие координаторы штабов в Иркутске и Томске Захар Сарапулов и Ксения Фадеева (она депутат томской гордумы) стали подозреваемыми в причастности к «экстремистскому сообществу» и «организации, посягающей на личность и права граждан». В качестве меры пресечения суд назначил им запрет определенных действий (нельзя пользоваться интернетом, общаться с кем-либо без разрешения следователя и посещать массовые мероприятия). На допрос возили также бывших координаторов штабов в Архангельске и Барнауле и бывшего СММ-редактора саратовского штаба. Со всех взяли подписку о неразглашении, поэтому подробностей нет.

Ранее по делу об участии в «экстремистской организации» была арестована экс-глава уфимского штаба Навального Лилия Чанышева. После этого бывший координатор сети региональных штабов Леонид Волков предложил всем остающимся в России соратникам уехать, но Фадеева и Сарапулов решили остаться. Теперь им грозят 12-летние сроки.

Невеселые, нечетные годовщины

Исполнился ровно год с тех пор, как в России появились первые физлица – «иностранные агенты». За это время в Госдуму были внесены несколько законопроектов, модифицирующих «иноагентский» закон, весь год высказывались требования вообще его отменить, но российские власти упорно кивают на американский закон об «иностранных агентах», с которым у российского нет почти ничего общего. Как ситуация будет развиваться дальше, здесь предсказывают физлицо – «иностранный агент» Лев Пономарев и бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков (спойлер: будет только хуже).

Подробный рассказ о том, как живут люди со статусом «иностранного агента», читайте здесь: кроме бессмысленной мороки этот статус приносит своему носителю еще и дополнительные расходы – в размере 3,5 тысяч долларов в год. Работу «иностранным агентам» найти тоже затруднительно. Зато легко лишиться того, что уже имеешь: московские власти потребовали от комитета «Гражданское содействие», объявленного «иностранным агентом» в 2015 году, покинуть помещение, выделенное ему в 2011 году с подачи тогдашнего президента Медведева.

«Закону Димы Яковлева», запрещающему американцам усыновлять российских сирот, исполнилось девять лет. Здесь рассказывается о судьбе детей, которых собирались усыновить, но не успели, и том, как изменилось положение сирот в России за это время.

Российские будни

  • В Госдуме создают межфракционную рабочую группу по защите христианских ценностей. Возглавит ее Петр Толстой – потомок отлученного от церкви Льва.
  • Глава Совета по правам человека при Путине Валерий Фадеев выступил в защиту 19-летнего студента, приговоренного к четырем годам колонии за то, что он справил нужду на стенд с портретом ветерана и выложил соответствующее видео в инстаграм. По словам Фадеева, студенту нужно было «дать месяц обязательных работ» и отправить его «выносить горшки».
  • Житель Северодвинска написал заявление на ФСБ по статье об оскорблении ветеранов в связи с тем, что в 2014 году у него при обыске изъяли медали, кортик и десантный нож его отца. Медали потом вернули, а кортик и нож так и не отдают.
  • 22-летняя дочь главы Чечни Рамзана Кадырова стала заслуженным работником культуры Чечни. На прошлой неделе она получила медаль «За защиту прав человека».
  • В Ставропольском крае прошел обыск у юриста северокавказского филиала «Комитета против пыток» Абубакара Янгулбаева. У него изъяли технику, после чего увезли в полицию в Пятигорск, где допрашивали как свидетеля по делу об «оправдании терроризма», задавали вопросы о телеграм-канале 1ADAT. Кто проходит обвиняемым по этому делу, Янгулбаеву не сказали. 25 декабря Янгулбаев сообщил о похищении почти сорока своих родственников в Чечне.
  • Путин без объяснения причин уволил замглавы ФСИН Анатолия Якунина. Ранее с должности был снят директор этой структуры. Неофициально эти перестановки считают реакцией властей на утечку видео пыток в российских тюремных структурах.
  • В Краснодарском крае возбуждено уголовное дело в связи с видеообращением 25-летнего Евгения Ипатова, в котором он рассказал о пытках в полиции. Через день после того, как он отослал это видео знакомой, его обезглавленное тело нашли на железнодорожных путях недалеко от Адлера.
  • Губернатор Пензенской области выписал премию своему заместителю – за то, что тот отказался от взятки. 47 тысяч 200 законных рублей вместо незаконных трех миллионов.
  • «Коммерсант» удалил по требованию Роскомнадзора новость о недвижимости бывшего министра строительства Татарстана Марата Хуснуллина, написанную по материалам расследования «Открытых медиа». Там говорилось, что семья Хуснуллина управляет портфелем участков в Татарстане площадью 86 квадратных километров. Сейчас Хуснуллин – вице-премьер российского правительства.
  • Петербургский филолог Александр Кобринский написал заявление о клевете на журналистку Римму Поляк в связи с текстом в издании Republic, в котором она анализировала реакцию партии «Яблоко», членом которой он является, на обвинения Кобринского в домогательствах. Ранее суд в Петербурге взыскал 300 тысяч рублей с журналистки «Холода» Софьи Вольяновой за статью, в которой несколько студенток анонимно рассказали о домогательствах со стороны Кобринского.

Вокруг света

  • Белый дом назвал даты переговоров России с США, НАТО и ОБСЕ: 10, 12 и 13 января. Чего ждать от этих переговоров, здесь рассказывает украинский политолог Анна Шелест (спойлер: ничего).
  • Россия выдаст Беларуси еще одного участника протестов против Лукашенко – Дмитрия Подлобникова, обвиняемого на родине в причинении морального вреда (!) сотруднику милиции. С мая Подлобников сидит в СИЗО в Подмосковье.
  • Белорусские власти предъявили обвинения активисту со стажем Павлу Виноградову: клевета на президента, разжигание розни, организация массовых беспорядков – все это за пост в фейсбуке. Обвинения в организации массовых беспорядков предъявлены и журналисту Радио Свобода Олегу Груздиловичу, ему грозит до четырех лет лишения свободы.
  • Трое участников белорусской фолк-группы Irdorath приговорены к полутора годам лишения свободы каждый. Они играли на митингах после президентских выборов, что тоже расценивается как организация массовых беспорядков.
  • По данным пограничной службы Польши, с 18 августа 2020 года в страну въехали 23 тысячи граждан Беларуси.
  • Во всем мире растет заболеваемость COVID-19 – по всей видимости, это вызвано распространением штамма омикрон. Европейские страны по-разному ужесточают ограничения: после Нового года во Франции вводится удаленный режим работы для всех, кто может работать удаленно, в Финляндии бары обязали закрываться в 18:00. В США сократили срок карантина для тех, кто болеет без симптомов, – иначе просто некому будет работать. Российский оперативный штаб, напротив, рассказывает о плавном, но неуклонном снижении заболеваемости (21 922 новых случая за сутки) и суточной смертности (935).

Шесть ссылок

  • Философское. Интервью с философом-античником Романом Светловым – о том, зачем сегодня читать древнегреческих и римских мыслителей. Или гид по разным направлениям феминизма – от марксистского и либерального до лесбосепаратизма и анархо-феминизма.
  • Религиозное. Отрывок из книги Андрея Бермана «Хлысты. Ранняя история самой известной русской религиозной секты» (изд-во Common Place) – о религиозном самозванстве и его связях с сектантскими практиками. Или фрагмент из исследования социолога Марка Юргенсмейера «Ужас Мой пошлю пред тобою: религиозное насилие в глобальном масштабе» (изд-во НЛО), рассказывающий о манифесте норвежского террориста Андерса Брейвика.
  • Киношное. Беседа Дмитрия Волчека с историком кино Николаем Изволовым, которому удалось реконструировать дебют Дзиги Вертова «Годовщина революции». Или два ответа на вопрос, что такое авангард в кино, – киноведа Евгения Майзеля и культуролога Инны Кушнаревой (со ссылками на фильмы).

Искренне Ваши,
Семь Сорок

  • Рассказ теплый хлеб паустовский распечатать
  • Рассказ тетушка марья автор василий перов
  • Рассказ тихий дон читать
  • Рассказ тихонова о жителях водоема читать
  • Рассказ тихий семейный вечер