Рассказ толстого акула текст

Моу сош 29 гармония города пятигорска ставропольского края урок по теме: кульминационные моменты. л.н. толстой акула учителя: багдасарова

МОУ СОШ № 29 «Гармония»

города Пятигорска

Ставропольского края

$

УРОК ПО ТЕМЕ:

«КУЛЬМИНАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ.

Л.Н. ТОЛСТОЙ «АКУЛА»

Учителя:

Багдасарова Татьяна Анатольевна

Козинец Мария Александровна

Прокофьева Лариса Михайловна

Цель урока: развивать читательские умения

Задачи$:

  1. Образовательные

  • познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность;

  • работать над осознанностью чтени$я, над развитием читательских умений;

  • расширять кругозор учащихся.

  1. Развивающие

  • развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.

  1. Воспитательные

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, любовь к близким.

Оборудование: портрет писателя, фрагмент об акулах из «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия», печатные листы с биографией Л.Н. Толстого, компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока

Деятельность учителя

$

Деятельность ученика

Методы и приемы

Стадия вызова

$ 1.Организационный момент

— Сейчас у нас урок литературного чтения. Мы продолжим работать над развитием читательских умений, значит, будем читать, рассуждать, анализировать.

Настрой на урок

2. Вызов уже имеющихся знаний

Показ портрета Л.Н. Толстого

-Вы узнали кто это?

-Что вы уже знаете об этом человеке?

— Давайте проверим.

-Все ли знаете об этом писателе?

(приложение 1)

— При чтении биографии карандашом выста$влять пометки на полях.

V уже знал

+ — узнал новое

Проверка.

-Что узнали нового?

Рассматривание портрета Л.Н. Толстого

Заполнение таблицы

Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы).

Заполнение правой части таблицы.

Прием «Корзина понятий»

Метод «Чтение с пометами»

  1. Сохранение интереса к теме

-Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.

Посмотрите небольшой видеоролик, определите тему рассказа.

— Как бы Вы озаглавили?

— Что знаете об этих животных?

— Что может произойти в рассказе с таким названием?

Просмотр видеоролика

Предполагают название рассказа

прием «Предположение»

$Стадия осмысления

  1. Непосредственный контакт с новой информацией

Чтение 1 части

(Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.)

Лексическая работа

— Значение какого слова вам непонятно?

Артиллерист – человек, состоящий на военной службе в артиллерии.

Групповая работа. (На столах карточки с заданием).

$ — Подумайте и дайте ответы на вопросы.

1.Что будет дальше?

2.Чем закончится текст?

3.Как могут развиваться события?

-Озвучить свои мысли.

-У кого другой вариант?

Чтение 2 части (Раздался выстрел…)

Лексическая работа

— Значение какого слова вам непонятно?

Фитиль — горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.

-Какие у Вас возникли чувства?

— Что произойдет дальше?

Чтение текста до конца.

Лексическая работа

— Значение какого слова вам не понятно?

Ропот $ недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.

Слушают рассказ, ищут ответы на поставленные учителем вопросы

Работают с «Толковым словарем»

$ Дети обмениваются идеями, распределяют деятельность в группе по «Дереву предсказаний».

Работают с «Толковым словарем»

Работают с «Толковым словарем»

Прием «Чтение с остановками»

Приём «Дерево предсказаний»

Стадия рефлексии

  1. Возвращение к первоначальным предположениям

— Совпали ли предположения?

— Какой это рассказ?

Что поразило?

— Расскажите, что переживали во время чтения?

-Уже в названии есть что-то трево$жное, предчувствуешь – что-то случится.

Соотносят новую информацию со «старой»

$ Прием «Мозговой штурм»

Музыкальная физкульт- минутка.

  1. Повторное аналитическое чтение по частям, составление плана

-Разделите текст на части. Одинаковое ли настроение в них?

-На какие части можно разделить текст?

$Делят текст на части

  1. Заполнение кластера

(приложение 2)

Заполнение кластера

Заполнение кластера

  1. Анализ произведения, ответы на вопросы

-Лев Толстой заставил пережить нас и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – радость и облегчение.

-Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете?

-А кто является главным героем рассказа? Почему?

— Расскажите обо всех переживаниях отца.

-Мужественный ли он человек?

Ответы на поставленные вопросы, осмысление полученной информации

-Что пережил артиллерист за короткое купание мальчиков?

-Как вы оцениваете поступок капитана?

-Какие качества характера проявились у капитана?

-А как бы вы поступили на месте отца?

-Что двигало им?

-О ком нам стоило еще поговорить?

$ -А как ведут себя матросы на палубе?

-Что хотелось бы сказать о произведении?

— Вспомните другой рассказ Л.Н. Толстого, где была похожа$я ситуация. Как назывался этот рассказ?

— Сравните эти произведения.

-Почему так озаглавлен текст?

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?

  1. Творческая работа

— А сейчас поработаем в группах над составлением «синквейна» (опорные слова АКУЛА, АРТИЛЛЕРИСТ)

1. Написать имя существительное по теме.

2. Два имени прилагательных

3.Три слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.$

Составляют синквейн на основе осмысления изученной информации

Творческая работа

  1. Домашнее задание:

дать характеристику отцу и мальчику – заполнить кластер (приложение 3)

Рассказ «Акула» произведение Льва Николаевича Толстого, рассчитанное на детскую аудиторию. Великий писатель раскрывает в этом произведении тему решимости и мужественности.

История создания произведения

Лев Николаевич Толстой, известный общественник и просветитель, активно ратовал за образованность крестьян в России, повсеместно внедряя им же разработанную систему обучения. В 1859 году основывает в своей усадьбе школу для детей крестьян.

В начале 1862 года писатель занимается изданием журнала, освещающего его просветительскую деятельность, приемы и способы детской педагогики, статьи, посвященные образованию.

Перу великого писателя принадлежат первые сборники литературы для детей в России. Книги под названиями «Новая азбука» и «Азбука», содержащие рассказы самого писателя и переложенные им басни и сказки. Сборники оказали существенное влияние на образовательные процессы детских школ лицеев того времени.

Произведение «Акула» создано писателем в начале 1875 года. Впервые рассказ увидел свет в сборнике для детей «Новая азбука». В сравнительно небольших по объему произведениях литератор пытался раскрыть читателям не простые, многогранные вопросы. Вчитываясь в краткие, ярко описанные истории, читателям проще проникнутся сутью сложных вопросов повествования, понять их и принять.

Жанр и направление

«Акула» – рассказ — назидание, описание случившегося с героями происшествия, призванный разъяснить маленьким читателям причины, по которым едва не случилась трагедия. Поможет детям на примере героев рассказа понять суть послушания, заставит прислушиваться к мнению старших, осознать суть ответственности и дисциплины.

Толстой Л.Н. один из основателей и последовательный приверженец направления реализма в Российской литературе. Реализм основной направляющей нитью пронизывает все творчество великого писателя. Рассказ «Акула» яркое тому подтверждение.

Смысл названия

Безжалостный морской хищник стал в рассказе основной движущей силой повествования. Именно появление акулы превратило обычное баловство и непослушание в неотвратимо наступающую трагедию, послужило основой сюжетной линии и кульминацией произведения.

Построение произведения

Построение произведения «Акула» строго прямая. Из повествования зримо выделяется пять связанных, последовательно идущих друг за другом частей.

Первая часть — это экспозиция, или описание самого места происшедшего события. Писатель широкими мазками рисует место, нахождения парусника, погодные условия и время повествования.

Вторая часть — представляет начало действия главных героев: капитан корабля дал разрешение освежиться экипажу, матросы сшили из запасного паруса импровизированное место для купания, а дети резвились в воде неподалеку.

Третья часть — определяет основное действие, привлечение внимания морской хищницы шумной игрой мальчишек, душевные переживания старого моряка за находящимися в смертельной опасности детьми, и мучительный поиск положительного решения назревающей трагедии.

Четвертая часть — показывает кульминацию: старый моряк и одновременно отец одного из мальчиков, найдя в себе мужество и решимость, производит пушечный выстрел в хищницу.

Пятая часть повествования является итоговым моментом, финалом, где рассеявшиеся клубы порохового чада, показывают спасшихся ребят и убитую акулу.

Суть повествования

Корабль военного флота пережидал штиль, бросив якорь возле побережья Африки. Стояла прекрасная солнечная погода. Вечерняя жара одолела экипаж, и ближе к заходу светила капитан корабля дал разрешение свободным от вахты матросам искупаться. Предвкушая прохладу, матросы спрыгнули в воду, спустили и закрепили за бортом купальню. На военном корабле, вместе с экипажем, совершали плавание двое детей. Они также спустились в импровизированную купальню, но там им стало скучно, и ребята украдкой выплыли в море. Дети, соревнуясь, вплавь припустили к бочке, удерживающей плавучий якорь. Отец ребенка, немолодой заслуженный моряк, залюбовался отроком и крича, поощрял его. Вахтенный матрос, заметив в море плавник хищника, громко закричал: — «Акула!».

На поверхности моря была отчетливо видна морская охотница. Плавник неумолимо и быстро двигался к заигравшимся детям. Старый моряк громко криком пытался привлечь внимание детей. Довольные и счастливые развлечением мальчишки ничего не услышали и продолжали купаться. Экипаж быстро занял места на дрейфующей за кораблем лодке и кинулся вдогонку за детьми. Наконец отроки увидели хищницу. Раздался испуганный крик одного из них и дети быстро поплыли друг от друга. Старый артиллерист решился на выстрел. Очень быстро подготовил пушку к ведению огня и произвел выстрел, после чего судорожно закрыв лицо обеими руками, упал возле орудия.

Все в ужасе замерли, ожидая, когда растают клубы порохового чада. Наконец стало возможным рассмотреть детей. Сразу же раздались счастливые, радостные крики. Старый артиллерист с большим трудом оторвал ладони от лица и взглянул на море. И первым, что бросилось ему в глаза, было тело мертвой акулы.

Темы

Сюжет этого произведения выделяет отдельные темы, неразрывно переплетенные между собой.
Мужественность — ведущая тема повествования писателя. В наиболее острый, кульминационный момент старый моряк смог сконцентрироваться, профессионализм, недюжинная выдержка и самообладание слились в квинтэссенцию мастерства владения орудием. Мужчина смог мастерски исполнить то, что обязан был совершить.

Отеческая отношение и любовь к своему отпрыску –следующая тема повествования. Увиденная реальная опасность гибели ребенка, жуткое, невыносимое волнения за жизнь сына придало старому артиллеристу мощнейший стимул к четкому и безошибочному действию.

Проблемы

Произведение, прежде всего, затрагивает вопросы обязательности родителей за благополучие своих детей. Ошибка старших, не предусмотревших, не предугадавших возможную опасность для купающихся мальчиков. Не окликнули и не повернули в безопасное место. Основная идея литератора доводит, что при возникновении ситуации, несущей реальную угрозу, важнейшим является сохранение выдержки. Умение не запаниковать, пресечь пугающие мысли, оценить опасность и определить порядок своих действий для предотвращения угрозы. Сконцентрировать в единое целое опыт, силу, профессиональную сноровку и выйти победителем. Такова основная мысль и смысл написания рассказа «Акула».

Чему учит

Повествование «Акула» четко и целенаправленно указывает нам на моральные ценности, используя как пример отца ребенка, артиллериста, дает урок нравственности. В самых критических жизненных ситуациях поможет отвага, сосредоточенность и сила духа. Рассказ также является напоминанием о необходимости правильно оценивать возможную степень угрозы. Дети покинули купальню и подвергли себя опасности, взрослые не стали препятствовать детским шалостям, в результате чуть не произошла трагедия.

Художественные особенности

Произведение «Акула» создано простым, понятным слогом, для облегчения детского восприятия. Повествование в рассказе от первого лица. Основная цель произведения — обучить, поэтому почти отсутствуют описания внешности героев и их диалоги, зато четко прослеживается динамка действия персонажей. Функционально текст – воздействующий. Писатель преподносит свои мысли в виде урока. В действиях героев ярко описываются охватывающие их эмоции. Однако само описание происходящих событий и испытываемых нашими героями ощущений уникально и независимо.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Художественный анализ рассказа «Акула» Л.Н. Толстого

Предмет: литературное чтение.

Тип урока: Урок открытия новых знаний (основанный на технологии продуктивного чтения).

Тема: Л.Н.Толстой «Акула».

Цели: формировать умение вычитывать смысловую информацию со сплошного литературного текста и не сплошных текстов разных видов.

Используемые технологи: технология деятельностного метода (на всех этапах урока), технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся), здоровьесберегающие технологии (физминутки).

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Методы работы: деятельностный (самостоятельный поиск решения), наглядный, практический.

Образовательные ресурсы: Слайдовая презентация  к уроку.

Оборудование: проектор, экран, сигналы, учебник, Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, слайдовая презентация к уроку, наглядный и раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Эмоциональ-ный настрой

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Приветствует обучающихся,

проверяет их  готовность к

уроку, включает в деловой ритм.

-Уважаемые гости! Вас приветствует 3 класс!

-Улыбнитесь друг другу! Присаживайтесь! Одна китайская пословица гласит:СЛАЙД-2

«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».

Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Регулятивные: организовать свое рабочее место под руководством учителя

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

2.Проверка домашнего задания

Словесный: рассказ

Ответы детей.

Подготовка к введению новой темы.

— Какое произведение Л. Толстого читали на прошлом уроке?

— Вашим домашним заданием было придумать продолжение к рассказу Л.Н.Толстого «Лебеди» и нарисовать рисунок к этому произведению.

— Вы уже поместили свои рисунки на доску, посмотрите, какая чудесная выставка у нас получилась.

— Давайте послушаем, какое продолжение к рассказу вы придумали.

Познавательные

строить речевое высказывание в устной форме.

а) Прием «Корзина идей»

Внимательно слушают.

Ответы детей.

Актуализирует учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством (какого писателя?) СЛАЙД -3 -Льва Николаевича Толстого

Прием «Корзина идей». СЛАЙД-4

— И немножечко вспомним некоторые факты из его биографии: на листах напечатаны числа и слова, а вы должны будете объяснить, какое отношение имеет данный материал к писателю.

Все свои знания мы сложим в корзину. (Дети по одному выходят к доске)

5 , 23, 82, Спорт, Азбука, Ясная поляна (СЛАЙД -5)

Познавательные:

извлечение необходимой информации из сообщения, преобразование информации,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания .

Коммуникативные: строят монологическое высказывание

Познавательные: использование знаково-символических средств.

3.Актуализа-ция знаний.

а)Загадка об акуле

Ответы детей:

Акула

Л.Н.Толстой «Акула»

Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

— Я предлагаю вам выяснить, как же называется произведение, которое мы будем сегодня изучать, отгадав загадку.

Рыба хищная и злая.
В океане обитая,
Всё стремится съесть она,
Зубов острых пасть полна.
Вон она хвостом взмахнула.
Угадайте, кто? (акула)

(Кто догадался, как будет называться произведение? АКУЛА)

( СЛАЙД-6)Молодцы.

-Какова тема нашего урока? ».(СЛАЙД-7)

А какую цель мы поставим перед собой на уроке?

-Как вы думаете, а чем именно мы будем заниматься на уроке?

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Личностные:

самоопределение,

проявление учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

б)Предположе-ние (антиципация):

по названию.

–Будим обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы. 

Организует работу учеников

Предположения детей:

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

в)Самоопределе-ние к деятель-ности

Ответы:

— На паруснике.

-Корабль с парусами – парусник.

-Акулу

-СТРАХ.

Ужас, испуг, паника.

Ученик рассказывает об акуле.

Организует деятельность уч-ся;

Я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, где и произошло событие, описанное в рассказе Л.Н. Толстого «Акула».(СЛАЙД-8)

-На каком транспорте мы отправимся в путь?

-Во время путешествия мы с вами будем внимательны, чтобы курс был правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко на всем пути следования.

-Итак, мы у берегов Африки и кого же встретили? (СЛАЙД-9)

Что испытывает человек при встречи с акулой? Какие чувства? (.

Вот оно «слово – магнит» — СТРАХ. Подберите к нему синонимы.

— Что вы знаете об акулах?

-Давайте послушаем материал об акулах из энциклопедии о животных.

(Слайд — 10: Музыка+фото Акулы).

Регулятивные: оценивают свои возможности, осознают уровень

Личностные:

Самоопределение,

проявление учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу.

г)Прием «Синквейн»

Ответы детей:

Даёт коллективное задание:

СИНКВЕЙН

-Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное

-Давайте попытаемся погрузиться в мир поэзии и коллективно составим синквейн «АКУЛА».( СЛАЙД -11)

-Что такое синквейн ? (– пятистрочная стихотворная форма) Молодцы!

Синквейн.

1. Написать имя существительное по теме.
2. Два имени прилагательных
3.Три слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы. (Молодцй)

Проверка на СЛАЙДЕ-12

Акула
Огромная, кровожадная.
Плавает, нападает, поедает.
У акулы острые зубы.
Хищник.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные:

Оценивать степень самостоятельности., собственную учебную деятельность, свои достижения.

Коммуникативные:

— проявлять активность в деятельности.

д). Словарная работа

Отвечают, работают в парах.

Оцените работу по знанию незнакомых слов на индивидуальных листах.

Выберите правильное значение.

Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, научимся использовать их в речи.

(Слайд -13 со словами артиллерист, палуба, фитиль, ропот, якорь,пушка )

Где можно найти объяснение этим словам?

Выясним их значение и дадим им объяснение. Для этого поработаем с толковым словарём С. И. Ожегова. (СЛАЙД-14)

Сегодня в проведении словарной работы нам помогает

Ученица: Мне надо было найти 6 незнакомых слов в произведении , найти их значение в словаре и придумать задание для ребят.

Работа в парах:1 ряд- артиллерист, палуба,2ряд- фитиль, ропот,3ряд —

Регулятивные:

— принятие и сохранение учебной задачи,

— управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей.

е)Игра-предположение «Угадай-ка»

Акула нападет на людей; человек убьет акулу; акула ранит человека; люди поймают акулу).

Эмоционально настроить на восприятие текста

Игра-предположение «Угадай-ка» (СЛАЙД -15)

– Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в произведении с таким названием ? (Акула нападет на людей; человек убьет акулу; акула ранит человека; люди поймают акулу).

-Как вы думаете, кто будет героем этого произведения?

-Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?

-Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прослушивания и просмотра слайд – фильма.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей.

Регулятивные: участвуют в целеполагании.

4.ФИЗКУЛЬТ-МИНУТКА

Дети  выполняют

движения.

Организует

физминутку

Содержание и форма на выбор дежурного ученика.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни

5. Изучение нового материала. а)Знакомство с рассказом «Акула». Диафильм.

Внимательно слушают.

Рассматривают иллюстрацию

Тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость.

Когда мальчики начали купаться в открытом море, когда раздался крик «Акула»

Эмоционально настроить на восприятие текста.

Покажите свое настроение перед прослушиванием произведения? Молодцы! Ну а теперь сядьте поудобнее и представьте ,что перед вами морские просторы, вы плывете на красивом паруснике и слушаете невероятную историю, которую вам рассказывает старый артиллерист…Но и попробуйте прочувствовать все, что услышите

(прослушивание рассказа артиллериста)

(Слайд )

1.Просмотр до слов «Акула плыла прямо на мальчиков»

2.Прогнозирование по содержанию:

-Как вы думаете, что будет дальше?

3.Просмотр до конца слайд-фильма.

4. Пауза для эмоционального восприятия.

А сейчас какое настроение?

— Я вижу, произведение взволновало вас.

-– Какие чувства вы испытали?

— Было ли вам страшно? За кого? Когда?

-Оправдались ли ваши предположения?

-Можно ли по названию определить каким будет произведение?

— Я вижу, что вы внимательно слушали, поэтому смогли ответить на поставленные вопросы.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют задавать уточняющие вопросы, вырабатывают навыки общения , планируют учебное сотрудничество.

Личностные: осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстом.

Познавательные:

чтение учебных зада-ний, их полноценное

понимание и воспроиз-ведение.

Регулятивные:

действие по намечен-ному плану, сохранение

учебной задачи урока на каждом этапе.

6. Работа над содержанием текста

а) речевая разминка

Читают трудные слова

Организует чтение трудных слов по слогам.

— Чтобы начать читать рассказ, давайте со слайда прочитаем трудные слова по слогам. (Слайд 18)

  • На-пе-ре-гон-ки — наперегонки

  • По-на-тужь-ся — понатужься

  • Ра-зо-шёл-ся — разошёлся

  • Ко-лы-ха-лось — колыхалось

  • По-слы-шал-ся – послышался

Регулятивные:

— формирование установки на поиск способов разрешения трудностей;

б)работа над составлением картинного плана

Ответы детей.

Расставить последователь-ность событий.

Картинный план

Создает условия для активной работы учащихся на уроке.

— Ну, а теперь вернёмся к нашему рассказу. У меня на слайде разбросаны иллюстрации картинок. СЛАЙД-18

-Как вы думаете, какое задание надо выполнить?

— Что тогда у нас получится?

-А сейчас вы будете читать и озаглавливать те части текста, которые подходят к иллюстрациям

Познавательные: извлекают информацию из несплошного текста (иллюстрации)

7.Повторное чтение текста по смысловым частям и составление плана

Ответы детей.

У берегов Африки.

День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно.

Описание, сравнение

(«Купание в парусе».)

Вздумали.

Значит ни о чём не задумываясь, поплыли в открытом море, совершили необдуманный поступок.

«Мальчики в открытом море»

Морское чудовище.

Вдруг…

Спустили, бросились , понеслись было силы, чтобы спасти ребят.

Нет.

« Артиллерист, бледный, как полотно, не шевелясь смотрел на детей».

ШОК — это высшая степень страха и ужаса, его сковал страх за жизнь сына и его друга, он застыл в ожидании, чувствовал себя беспомощным.

«Появление морского чудовища» или «Акула».

Стремительность действия, нельзя было терять ни секунды.

Глаголы.

Быстро.

Немолодой, уставший, старый, седой.

Выстрел.

— Дети спасены.

Да мог, могли не спасти мальчиков.

Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение ,дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.

Актуализирует мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение

— Откройте учебник на стр. 56.

Какая часть текста подходит к первому рисунку, найдите и прочитайте. Следим по учебнику. (Чтение первой части выразительно (Читаем до слов: …На корабле с нами

1часть— Где стоял корабль?

— Как Толстой описывает погоду в этот день?

-Какие литературные приёмы использует автор в произведении?

— Почему устроили купальню в парусе? (так было безопаснее)

— Как можно озаглавить эту часть?

2 часть— Чтение шёпотом « Дождик по стеклу») (Читаем дальше до слов: Вдруг.)

-А где решили купаться мальчики?

— На какой глагол нужно обратить внимание?

— Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали?

— Как отец отнёсся к забавам сына и его товарища?

Докажите текстом .

— Что значат эти слова?

А как вы относитесь к забавам мальчиков? Понимаете или осуждаете их за это, если да, то за что?

— Какой литературный прием использует автор?

— Как озаглавим эту часть? «Мальчики в открытом море»

3 часть— Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. (Чтение «про себя»).

— Как появилась акула?

— Каким словом автор передает появления акулы?

– Какие слова подобрал Л. Толстой для того, чтобы показать, что все, кто видел акулу, испытали сильнейший страх, опасность? Прочитайте! — Чтение диалога.

— Попробуем прочитать по ролям.

— С какого слова начинается этот эпизод?

— Как ведут себя матросы? Прочитайте их действия

Всегда ли напряжение показано с помощью восклицательного знака? (нет)

Учитель: Иногда бывают такие ситуации – наступает момент, когда никто не знает, что делать, тогда наступает «момент тишины».

— Найдите в отрывке моменты «напряженной тишины»..

— Какие чувства он испытывает в этот момент? — Мы нашли в рассказе самые напряженные моменты, и теперь настал «момент тишины». Давайте почувствуем ее. (Положите руки на колени, закройте глаза и «послушайте тишину»)

— Как озаглавим эту часть?

4 часть — Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. (Чтение по абзацам)

— Что автор хотел передать словами “сорвался с места”?

— Какую часть речи использует автор, чтобы показать стремительность?

— Как нужно читать все эти глаголы?

— Найдите и зачитайте все действия отца мальчика. — Почему автор использует только глаголы?

-Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками?

-Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение?

— Каким вы его себе представляете.

Составьте словесный портрет артиллериста. -Каковы могли быть последствия выстрела?

— Как бы мы озаглавили эту часть? Выстрел

5часть- прочитайте. Чтение « выразительно»

В какой момент артиллерист понял, что трагедию удалось избежать?

— Как бы мы озаглавили эту часть?

-« Дети спасены».

-Какой момент в рассказе вызвал у вас самые сильные переживания? Перескажите его.

— Для кого и как закончилась эта история? — Мог ли этот рассказ закончиться по-другому? Как?

-– Чему нас научила история, описанная в рассказе?

Личностные: осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстом.

Познавательные:

чтение учебных заданий, их полноценное

понимание и

воспроизведение.

Регулятивные:

действие по

намеченному

плану, сохранение

учебной задачи урока на каждом

этапе.

Познавательные: формируют умения читать информацию между строк, преобразовывать информацию в несплошной текст-таблиц

Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют задават

уточняющие вопросы, вырабатывают навыки общения , планируют учебное

Личностные:

-понятие об ответственности за себя и близких,

— уметь оценивать

Регулятивные :

-осуществлять пошаговый самоконтроль результатов деятельности.

— выдвигать версии

Познавательные.

-обобщать сведения, проводить сравнения на текстовом материале,

-строить логическое рассуждение, включающее

установление причинно-следственных связей.

-умение формулировать и преобразовывать информацию в таблицу

Коммуникативные .

-адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.

Физминутка для глаз

Дети  выполняют

движения глазами

Организует

физминутку

У: А теперь немного отдохнём. 

Личностные:

установка на здоровый образ жизни

8.Продолжение работы над темой урока.

а)Творческая работа в группах.

Самостоятельное выполнение задания с взаимопроверкой.

Организует самостоятельную деятельность детей, а затем работу в группах.

— Я вам предлагаю подумать над следующими проблемными вопросами. Работать вы будете в группах. Работайте вместе, помогайте друг другу (помним правила работы в группе)

1гр. – проследить и сопоставить настроение героев на протяжении рассказа

— Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?
(тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость)

Название части Настроение

• Купальня в парусе Спокойное

• Мальчики в открытом море Волнение

• Акула Тревога, страх

• Выстрел Ужас

• Дети спасены Радость и облегчение

— 2гр. – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.

Душа в пятки ушла

Лёгок на помине

Сам не свой

Риск – благородное дело

Сердце ёкнуло

Хлопот – полон рот

Ум и смекалка – что брат с сестрой.

3гр.- заполнить схему

Мальчики: радостные, испуганные, беззаботные, беззащитные, безответственные

Артиллерист: сильный духом, мудрый, мужественный, опытный, находчивый, решительный, смелый

-Ребята, а вы осуждаете мальчиков?

3 гр. — Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе (решительность, смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну), выберите из перечисленных качеств.

•отцовские чувства трусливый
• мудрый мужественный
•честный слабохарактерный
• веселый опытный
• беззащитный смелый

• бывалый решительный

4 гр. Такие мужественные поступки можно встретить и в пословицах. Вот только слова в них рассыпались, их надо собрать в нужном порядке, чтобы закончить словесные портреты главных героев.

(Выдать пословицы для работы в группах. Отвага-половина спасенья.

Смелому- всегда удача.

Берегись бед, пока их нет.

Не зная броду, не суйся в воду.

Представитель каждой группы, посоветовавшись со своими одногруппниками, объясняет смысл данной пословицы и к кому она подходит (к мальчикам или артиллеристу).

Личностные: формирование самооценки и взаимо -оценки, осознание обучающимися своей учебной деятельности

Познавательные:
построение речевого высказывания в устной форме.

Личностные:

умеют взаимодействовать с одноклассниками в группе

Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют задавать уточняющие вопросы, вырабатывают навыки общения , планируют учебное сотрудничество

9. Итог урока.

Делают обобщение по теме урока

Оценивают

результаты

своей

деятельности

на уроке

Организует работу учеников

-Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо. 
А сейчас я проверю, какими вы были во время путешествия внимательными, наблюдательными. 

– Кто является настоящим главным героем рассказа?

Д: Главный герой — это старый артиллерист.

– Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула — причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по-геройски.)

У: Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом?

Какой урок хотел нам преподнести?

Д: Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну.

Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести.

Учитель. У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.

Регулятивные: оценивают свои возможности, осознают уровень и качество выполнения., адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

Познавательные:
построение речевого высказывания в устной форме.

10.Рефлексия

Выполняют работу.

Создает условия для активной работы учащихся.

Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените сами свою работу по принципу «трёх океанов» ( Прикрепить кораблики)

1 океан– урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!

2 океан – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

3 океан– задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Личностные: осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстом.

Познавательные:

чтение учебных зада-ний, их полноценное

понимание и воспроиз-ведение.

Регулятивные:

действие по намечен-ному плану, сохранение

учебной задачи урока на каждом этапе.

Д/з.

Оценки за урок.

Записывают домашнее задание

Предлагает записать домашнее задание в дневник.

Всем — выразительное чтение рассказа.
а) пересказать текст от имени старого артиллериста; б) нарисовать иллюстрацию;

в) составить три – четыре вопроса к прочитанному тексту (письменно).

Урок окончен. Всем спасибо за работу!

Урок окончен! Спасибо за внимание!!!

Регулятивные:
— восприятие оценки учителя,
— адекватная самооценка

МОБУ «Покровская начальная общеобразовательная школа

Октябрьского района»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 «Б» классе

Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

Учитель начальных классов:

Ражева Инна Анатольевна

10.12.2020г.

Тема открытого урока: Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемысловесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.

Цель урокаРаскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».

Задачи:

1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.

3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Прозвенел звонок на наш открытый урок.

Доброе утро, дети! Доброе утро, гости!

Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

II. Проверка домашнего задания.

— Вот новый день и новый час,

Урок литературного чтения новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

(Портрет на доске с надписью)

О каком писатели эти слова? Мы уже много знаем об этом писатели. Давайте вспомним, какой он человек? (Ответы детей, с помощью светофорчика)

— Нашим помощником в течение всего урока будет, следующая фраза – «Чуткому сердцу откроются тайны». Прочитайте ее. (Дети читают)

Что означают эти слова? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить и печалиться)

— Ребята, с какими произведениями Л.Н.Толстого мы с вами уже познакомились? («Акула», «Прыжок»)

А на сколько внимательно мы изучили эти произведения, мы сейчас и узнаем. Предлагаю вам выполнить следующее задание. Перед вами карточки, вам необходимо соединить стрелочками вопрос и ответ к нему. На задание у вас 2-3 минуты. (Дети выполняют карточку, готовность показывают зеленым цветом светофорчика).

Давайте проверим ваши работы (презентация, дети отвечают светофорчиком)

Карточка

Вопросы

Ответы

574919 1

«Акула»

1. Где стоял корабль в этом произведении?

У берегов Африки

2. Какой приказ отдал капитан из-за жаркой и душной погоды?

«Купаться»

3. Как устроили матросы купальню?

Спустили в воду парус

4.Почему два мальчика стали плавать в открытом море?

Им было тесно в общей купальне

5. Что случилось с мальчиками в воде?

Они увидели и испугались плавающую рядом акулу

6.Как артиллерист спас мальчиков?

Выстрелил из пушки в акулу

574919 2

«Прыжок»

7. Что произошло между обезьяной и мальчиком?

Обезьяна забрала шляпу, корчила рожицы

8. Кем был отец мальчика 12 лет?

Капитан корабля

9. Какая опасность ждала мальчика на корабле?

Взобрался на самую верхнюю перекладину мачты, мог оступиться и упасть

10 Как отец-капитан спас своего сына?

Прицелился в него и сказал, что будет стрелять, если тот не прыгнет в воду

(Проверка задания на экране с озвучиванием ответов, дети себя оценивают)

III Постановка учебной задачи.

Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

— Возьмите листок (желтого цвета), прочитайте стихотворение про себя.

***

Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед неё, бедной,
Нет уже дорог.

(Дети читают сначала про себя, затем вслух)

Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (Ответы детей.)

– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.

Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали.

– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили.

— Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с еще одним прекрасным произведение Л.Н.Толстого «Лев и собачка» (название на доску) В этом произведения главная героиня не только собачка, но и лев.

— Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нем можете рассказать? (дети подымают руки)

Идрисов Алексей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.

— Вернемся к заголовку! Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

– Что означает слово «быль»?

— Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

***

Быль –

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

– Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

IV. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

А) Первичное восприятие текста.

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии (картинка)

Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

— Сядьте по — удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

***

Включается аудиозапись были «Лев и собачка» (дети читают и следят по учебнику)

-Понравился рассказ?

— Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

(О любви и привязанности животных друг к другу)

— Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

— Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

— Где происходит действие? (в зверинце)

— Какой эпизод показался вам самым напряженным?

  • Было ли вам кого – нибудь жалко?

ФИЗМИНУТКА!

Б) Словарная работа.

Давайте обратим внимание на те слова, которые могли быть не понятны.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

В). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.

1) Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

— В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

2) В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

Прочитайте, как лев повел себя? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)

3) Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?

Найди и прочитай это место.

(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

4) Как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова) .

5) Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)

6) Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

7) Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

8) Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу)

9) Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

— Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)

10) Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла)

Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

11) Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).

12) Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай (дал новую собачку)

13) Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

14) Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

-Какой конец в этой истории? (печальный)

— Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

— Ребята, а теперь давайте попробуем восстановить последовательность событий в нашем тексте. Для этого выполним следующее задание. У вас на столе карточке, которую нужно выполнить «Восстанови текст».

Карточка

1.Смотрины диких зверей

2.Встреча льва и собачки

3.Жизнь льва и собачки в одной клетке

4.Мучения и смерть льва от одиночества

— Молодцы ребята. Я хотела бы предложить вам еще одно задание. Давайте попробуем составить пословицу из слов.

 Старый друг лучше новых двух.

V. Итог урока: рефлексия.

— Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

— Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

— Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)

— Какие выводы вы сделали с сегодняшнего урока?

— У вас на партах лежат три сердечка: розовое, желтое и оранжевое. Давайте образуем большое сердце нашего класса. Если вы всегда следуете принципам дружбы – возьмите розовое сердце, если стараетесь соблюдать — оранжевое, а если редко – желтое.

Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Ваши творческие работы будут соответственно оценены.

Перед окончанием урока мне хочется дать слово Юлии, которая нам расскажет небольшое стихотворение.

— На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

  • Рассказ то чего не было пересказ
  • Рассказ толстого баня читать полную версию бесплатно без регистрации в хорошем качестве без рекламы
  • Рассказ толстого 4 класс слушать
  • Рассказ толстого булька распечатать
  • Рассказ теплый хлеб паустовский распечатать