Рассказ теплый хлеб паустовский читательский дневник

История написания рассказ теплый хлеббыл написан г.к. паустовским в 1954 году. он больше обращен к детской аудитории. хотя война была

История написания

Рассказ «Теплый хлеб»был написан Г.К. Паустовским в 1954 году. Он больше обращен к детской аудитории. Хотя война была окончена почти 10 лет назад, но военная тематика ярко просматривается в произведении. Впервые, данная литературная сказка была опубликована в журнале «Мурзилка» и очень понравилась юным читателям. Через 20 лет был создан мультипликационный фильм с аналогичным названием.

Жанр произведения

Сложно с уверенностью отнести это произведение к какому-то определенному литературному жанру. С одной стороны – это рассказ, ведь Паустовский частично описывает реальные события, с другой стороны – это сказка, речь идёт о фантастических событиях, которые не могли произойти в реальности, ну а с третьей стороны «Теплый хлеб» — это притча. Так можно назвать произведение за наполненность глубоким смыслом.

Значение названия

Константин Георгиевич назвал свой рассказ «Теплый хлеб». Конечно, здесь используется непрямое значение слова. Добрый человек несёт в себе тепло, радость, счастье, любовь, заботу. Таким образом, хлеб является как бы символом, это сердце человека, которое не должно быть холодным и черствым. Испечённый свежий хлеб символизировал перемены в сердце Фильки. Его желание помириться с конем.

Композиция

Композиция произведения является линейной. Сюжет раскрывается последовательно.

  • Введением становится история о том, как в деревне появился раненый конь и познакомился с главным героем мальчиком Филькой.
  • Завязка сюжета заключается во встрече животного и мальчика, их конфликте. По поручению деда Панкрата, Фильке придется выполнять задачи, которые приводят к кульминации сказки и ее развязке.
  • Вторая встреча Фильки и старого коня является кульминацией. Это самый эмоциональный момент повествования. Конь прощает ребенка, а груз вины, который тяготил Фильку уходит. Сердце его оттаивает.
  • По сути, этот же момент является и развязкой произведения.

Суть

Суть произведения заключается в том, что злые поступки нужно исправлять. А лучше не причинять никому зла.

Действие происходит во время войны. В литературном произведении говорится о деревушке и о ее жителях. Раненный конь был оставлен солдатиком, котрый проходил мимо деревни. За животным ухаживал мельник по имени Панкрат. Конь возил грузы на мельницу, тем самым оказывал помощь своему хозяину. Все жители деревни жалели раненое животное и каждый старался коня подкормить, угостить лакомством. Однажды мальчик Филька ел хлеб с солью, его аромат привлек голодного коня. Вместо того чтобы поделиться с животным, он выбросил хлеб и ударил коня по морде. Его жестокость навлекла беду на деревню. Наступили лютые морозы, река замёрзла, мельница перестала работать, а это повлекло голод жителей. Бабушка рассказала Фильке, что людская злоба тому виной. Такое уже случалось, когда в деревне обидели старого солдата. Филька понял, что это он виноват в случившемся. Мальчик попросил друзей о помощи, они развели костры и река оттаяла. А сорока, которая подслушала разговор Фильки и деда Панкрата, попросила южные ветры обогреть деревню. Мельница заработала, жители испекли свежий хлеб. Мальчишка, чтобы получить прощение коня, принес ему самый вкусный и ароматный хлеб. Конь его принял. А сорока летала по деревне и всем хвасталась, что она помирила Фильку и коня.

Характеристики главных героев

  • Филька – мальчик со злым, жестоким, жадным характером. Он постоянно чем-то недоволен, часто ссорится с бабушкой. В ссоре с конем он показал худшие из своих черт: равнодушие, упрямство, агрессивность. Но осознав свою ошибку, он старается не исправить. В нем проявляется добросердечность и настойчивость в достижении целей.
  • Дед Панкрат – старый мельник, хозяин коня. Панкрат мудрый, когда Филька пришел к нему за советом, дед дал возможность мальчику самому понять его ошибку и найти решение для ее исправления.
  • Конь – наивное и доверчивое животное. С открытым сердцем он готов принимать людскую помощь и заботу. Несмотря на предательство предыдущего хозяина, в нем нет злости.
  • Бабушка – олицетворяет собой память народа о прошлом.

Тема

Как и во всех рассказах Паустовского, природа здесь предстоит одним из героев. Ведь именно сила природы заставляет Фильку увидеть свою ошибку и исправить ее. Основной является тема нравственности, всепрощения, человеческие отношения и развития личности, обуздания своей гордыни.

Проблемы

Произведение Паустовского затрагивает множество важных проблем. Проблему взаимопомощи в трудное время. В то же время проблема равнодушия и жестокости раскрывается через образ Фильки. Проблема прощения, мальчик не испугался тяжелой работы, чтобы искупить свою вину перед всеми жителями деревни и конем.

Чему учит

Сказка учит читателей тому, что человек всегда должен находить в себе силы для совершения добрых и хороших дел. Не оставаться равнодушным, если кто-то попал в тяжёлую ситуацию. А если совершил ошибку, нужно ее суметь признать и как можно скорее исправить.

Художественные образы

Паустовский является мастером описания природы. Он использует красочные эпитеты, благодаря которым создается ощущение, что видишь это «багровое, в тяжёлом дыму» солнце своими глазами. Животным в произведении присущи человеческие черты. Конь плачет, обижается, а сорока разносит по деревне сплетни. Но главным является образ хлеба. Он символизирует человеческое сердце, душу наполненную теплом, добротой и заботой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На чтение 16 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.

Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.

Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.

Зачем вести читательский дневник?

Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.

Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.

01-19.jpg

Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:

  • Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
  • При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
  • У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
  • Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
  • Он развивает читательские навыки и культуру читателя.

Образец оформления

Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.

В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.

Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:

Раздел Описание
Титульный лист
Содержание В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок
Разворот дневника В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки
Дополнительные разделы Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.

Ниже имеются образцы оформления:

Пример правильного заполнения

Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.

Рассмотрим:

  • Название произведения.
  • Ф.И.О. автора.
  • Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
  • Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
  • Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
  • Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.

Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.

Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.

Готовый читательский дневник

Просьба книги — научись меня читать:

  • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
  • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
  • Предположи, о чём я тебе расскажу.
  • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
  • Подумай, почему у меня такое название.
  • Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

06-1.jpg

Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный»
Л.Толстой «Два товарища», «Булька»
Б.Заходер «Птичья школа»
А.Барто «Катя»
Братья Гримм «Три брата»
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа»
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро»
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

Пример оформления колонок читательского дневника:

Дата ФИО автора Название произведения Главные герои Основная мысль произведения

Краткое содержание произведений

При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.

Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:

Рассказы, сказки и авторы Краткое содержание произведений
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен
«Алые паруса», Александр Грин
«Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк
«Белый пудель», А. И. Куприн
«Уроки французского», В.Распутин
«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин
«Малахитовая шкатулка» П.Бажов
«Чудесный доктор», А. И. Куприн
«Дети подземелья», В. Короленко
«Робинзон Крузо», Д.Дефо
«Хамелеон», А. П. Чехов Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему
«Три толстяка», Ю. Олеша
«Аленький цветочек», С. Т. Аксаков Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища

Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.

Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.

«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.

Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.

Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.

В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.

Полезное видео

Что такое читательский дневник? Это тетрадочка, в которую учащиеся записывают свои отзывы о прочитанных летом книгах. В каждом классе детям выдают список книг, которые нужно прочитать во время каникул. А в читательском дневнике учителя проверяют какие книги ребенок прочитал и понравились ли они ему.

Как мама и педагог, я думаю, что ведение читательского дневника — это неплохая идея, вот только реализация этой задумки в наших школах очень слабая. Дети ведут читательские дневники как повинность и делают это только для учителя.

Я расскажу вам как заинтересовать ребенка чтением, как научить его вести читательский дневник и что в него писать.

Зачем вести читательский дневник

Поверьте, читательский дневник ребенку нужно вести не во время летних каникул, и не со «школьной скамьи». Его нужно заполнять с той поры, как маленький человек научится сам читать. С каким воодушевлением будет смотреть на эту тетрадочку ваш ребенок, когда там появится первая запись. Это не просто дневник, это память и гордость. Ваш малыш будет дорожить своим читательским дневником, будет сам заносить туда записи о прочитанных книгах и писать свое мнение о прочитанном.

Через несколько лет ученик, листая этот дневник, вспомнит о своей первой книжке, увидит сколько раз он перечитал любимую сказку, а позже интересные рассказы и романы. Возможно кто-то из школьников продолжит вести такой дневник и после школы, а потом покажет этот дневник своим детям.

Сейчас я уже и не вспомню сколько раз я сама перечитала «Мастера и Маргариту» Булгакова и когда последний раз читала сказы Бажова, а читательский дневник бережно сохранит все эти записи.

Как вести читательский дневник

Лучше всего для читательского дневника взять толстую тетрадку. Тоненькой (18 листов) тетрадочки будет мало, да и потеряться такому тонкому дневнику несложно. Можно взять тетрадочку с плотной обложкой в 48 листов или больше. Некоторые дети предпочитают вести свой читательский дневник на компьютере. Это тоже удобно, легко найти нужную книгу и дату чтения.

Если вы будете вести читательский дневник в тетрадке, то ее придется расчертить. Каждый листок нужно разделить на 3 столбца:

  • название произведения и автор,
  • дата прочтения,
  • отзыв или заметка о прочитанном.

Нет никакого смысла писать сколько листов в прочитанной книжке. Сейчас много детей читают книги в электронном виде, да и количество страниц зависит от формата, поэтому такой колонки в нашем дневнике не будет.

Иногда учитель сам дает детям шаблон заполнения дневника, а есть уже готовые бланки и шаблоны.

Первый столбец

Заполняем первый столбец. Я думаю, лучше писать сначала название книги, а потом автора, т.к. дети быстро могут вспомнить название литературного произведения, а имя автора часто забывают.

Второй столбец

Второй столбец в читательском дневнике — это дата, когда вы читали книгу. Здесь также все очень индивидуально. Кто-то читает книгу быстро (в один день), а другому нужно несколько дней или даже недель. Поэтому во втором столбце можно писать дату через черточку (например, 11-21.07.2014 или 1.07.2014- 31.08.2014).

Дата — интересный показатель в вашем читательском дневнике. Она поможет вспомнить как долго вы читали «Войну и мир» или как быстро прочитали рассказы О. Генри. В моем дневнике рядом с одной книгой может стоять несколько дат. Это значит, что я перечитывала эту книжку не один раз.

Последняя колонка в читательском дневнике — это отзыв читателя о книге. В этой колонке ребенок может писать свое впечатление от произведения. Что ему понравилось в книге, а что показалось неинтересным. Согласен ли он с автором или как бы он сам закончил это произведение. Можно писать в этой колонке интересные мысли или утверждения. В общем, последняя колонка — это творчество и видение книги читателем.

Пусть ребенок сам решит, что ему писать в эту колонку. В моем дневнике рядом с некоторыми книгами просто стоит запись «прошла мимо меня». Самое же интересное, что некоторые книги, которые не затронули меня при первом прочтении, очень сильно повлияли на меня при повторном прочтении в более старшем возрасте. Поэтому пусть эта колонка будет большой, возможно вы дополните ее позже.

Пример читательского дневника

Название книги. Автор Дата прочтения Отзыв
«Про мальчика Яшу» Э. Успенский 23.07.14 Замечательная книжка! Автор смешно и правдиво рассказал о воспитании мальчика Яши, о его проказах. Мне понравилось, что и с моей сестрой случались похожие штуки.

 Надеюсь, вам понравится идея вести свой читательский дневник.

Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!

‘,a=»;return t.replace(«ID»,e)+a}function lazyLoadYoutubeIframe(){var e=document.createElement(«iframe»),t=»ID?autoplay=1″;t+=0===this.dataset.query.length?»:’&’+this.dataset.query;e.setAttribute(«src»,t.replace(«ID»,this.dataset.src)),e.setAttribute(«frameborder»,»0″),e.setAttribute(«allowfullscreen»,»1″),e.setAttribute(«allow», «accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture»),this.parentNode.replaceChild(e,this)}document.addEventListener(«DOMContentLoaded»,function(){var e,t,a=document.getElementsByClassName(«rll-youtube-player»);for(t=0;tЧитательский дневник – неотъемлемая часть для понимания и запоминания литературного произведения. На уроках литературы дневник читателя поможет вспомнить автора произведения, основную мысль, главных героев. Так как оформить читательский дневник, и из каких частей он должен состоять?

Зачем нужен читательский дневник?

Читательский дневник – очень полезное изобретение не только для того, чтобы получить хорошую оценку, но и для развития памяти и воображения ребенка. Кроме того, ученик, зная, что нужно будет заполнять читательский дневник, будет более внимательно читать текст, не пропуская какие-то малоинтересные для него моменты.

Если произведение имеет большой объем, то последовательные записи в читательском дневнике помогут восстановить события из начальных глав

Польза читательского дневника еще и в том, что многие произведения, которые проходят на уроках литературы в 4-7 классе, позже повторяются или встречаются на экзаменах в старших классах. Не у всех детей идеальная память и уже спустя даже несколько месяцев после прочтения, многие школьники могут самостоятельно не вспомнить содержание текста. Тут дневник читателя приходится как нельзя кстати. Изучая свои записи ребенок восстанавливает в памяти основные события произведения, вспоминает, какие чувства вызвал у него тот или иной рассказ, понравился ли он ему или нет.

Оформление читательского дневника

Для читательского дневника необходимо выделить обычную тетрадь, в которой и будут вестись записи. Заполнение дневника происходит следующим образом:

  • Указываются инициалы автора произведения (фамилия, имя, отчество)
  • Указывается название произведения
  • Указываются годы создания произведения
  • Указывается жанр произведения
  • Записывается краткий сюжет (имена главных героев, основные события, влияющие на ход произведения)
  • Отзыв (в конце необходимо написать свое мнение о книги, указать, какие важные вопросы поднимает автор в своем произведение, что он хотел донести до читателя)

В начальных классах читательский дневник может содержать только основные факты, но с возрастом, когда ребенок учится лучше формулировать свои мысли, объем записей может увеличиваться

Приведем пример заполнения читательского дневника на произведении А. С. Пушкина «Дубровский»:

1. Александр Сергеевич Пушкин

2. «Дубровский»

3. 1841 год

4. Разбойничий роман

5. Молодой дворянин Владимир Дубровский после смерти своего отца мечтает отомстить соседу Троекурову, который и стал причиной скорой кончины старика. Вместе с бандой своих бывших крестьян он поджигает свое поместье (чтобы оно не досталось Троекурову) и уходит в леса. Он становится благородным разбойником, который грабит только богатых. Чтобы отомстить своему врагу, он выдает себя француза и устраивается в дом к Троекурову, где он влюбляется в его дочь Машу. Ради девушки он готов простить своего врага, но тот выдает ее замуж за состоятельного пожилого помещика.

6. Мне понравился этот роман. Его очень интересно читать из-за приключений главного героя. Я считаю Владимира Дубровского честным и любящим человеком, так как ради своей возлюбленной он готов был отказаться от мести своему кровному врагу.

Рис. 1. Владимир Дубровский.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам узнать, как заполнять читательский дневник. Здесь приведен образец оформления дневника читателя, следуя пунктам которого ученик научится правильно формулировать свои мысли и записывать их в тетрадь.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Для какого школьного предмета требуется читательский дневник?</h3>

    • <label>математика</label>
    • <label>русский язык</label>
    • <label>литература</label>
    • <label>биология</label>

(новая вкладка)

Целью ведения читательского дневника является сохранение полученных при чтении произведения сведений. Читательский дневник – это записи, содержащие краткие сведения о прочитанном произведении с указанием его выходных данных.

Содержание

При подготовке к ОГЭ важно знать образец и правила оформления читательского дневника. Как он поможет в сдаче экзамена? Мы готовы поделиться с вами полезной информацией по этой теме. При написании сочинения 9.3, которое чаще всего выбирают школьники, играет большую роль читательский опыт. Литература учит нас жизни, помогает решать вечные вопросы, на которые дают ответ писатели и поэты. Размышляя над поступками героев, читатель обогащает свой внутренний мир. Чужие ошибки учат принимать верные решения. Ну и, конечно, примеры из жизненного опыта, включая и читательский, должны присутствовать в сочинении 9.3.

Правила оформления читательского дневника

Зачастую мы помним лишь малую часть содержания прочитанного много времени назад произведения, не можем вспомнить название или автора. Тогда на помощь придёт читательский дневник. Какую информацию в него нужно заносить?

Выходные данные произведения 

  • Автор;
  • Название;
  • Год издания;
  • Жанр произведения.

Герои произведения

Следующим шагом будет перечисление главных героев и их краткая характеристика. В характеристике желательно писать то, чем вам запомнился персонаж. Это необходимо затем, чтобы не путать героев. Также такой список помогает вспомнить подробности произведения.

Краткое содержание

Далее следует краткое содержание прочитанного произведения. Оно формулируется в форме пересказа и должно быть написано своими словами. При пересказе произведения нельзя упускать главные события, можно опустить лишь мелкие подробности. Объём пересказа будет зависеть непосредственно от объёма прочитанного произведения и умения читателя формулировать свои мысли на бумаге.

Афоризмы

По желанию можно добавить в читательский дневник раздел с крылатыми выражениями. Особенно ими изобилуют такие произведения как «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, произведения М. Горького.

Пример оформления читательского дневника

Пример оформления записей в читательском дневнике обучающегося 9 класса.

  1. Автор: Михаил Афанасьевич Булгаков
  2. Название: «Собачье сердце»
  3. Год написания: 1925
  4. Год публикации: 1987
  5. Жанр произведения: фантастическая повесть
  6. Герои:
  7. Профессор Преображенский – хирург-экспериментатор, занимающийся омоложением;
  8. Доктор Борменталь – ассистент профессора;
  9. Пёс Шарик – бродячий пёс, подобранный профессором на улице;
  10. Полиграф Полиграфович Шариков – переродившийся из пса мужчина;
  11. Швондер – главный в домкоме;
  12. Зина – служанка в доме профессора Преображенского;
  13. Дарья – кухарка профессора;
  14. Клим Чугункин – пьяница, чьи органы послужили предметом эксперимента.
  15. Краткое содержание

Действие происходит в Москве 1925 года. Бродячий пёс Шарик бродит по улице в поисках пищи. Его замечает профессор Преображенский и с помощью докторской колбасы заманивает его в свою 8-комнатную квартиру.

Пёс нужен профессору для эксперимента: он проводит операцию по пересадке собаке гипофиза и половых желёз покойного пьяницы и гуляки Клима Чугункина. Эксперимент проходит успешно, и собака начинает постепенно перевоплощаться в человека. Эксперимент принёс профессору популярность, однако тот не был удовлетворён результатом.

Первое время новоиспечённый член общества ведёт себя агрессивно, устраивает в квартире погром.  Слушаясь во всём домкома Швондера, недруга профессора Преображенского, Полиграф Полиграфович Шариков получает от Швондера документы и работу. Новый приятель устраивает его в службу по отлову и уничтожения бездомных животных. Там Шариков, зарекомендовав себя отличным специалистом, быстро становится начальником. Швондер по-прежнему оказывает на него влияние: он настраивает  Полиграфа Полиграфовича против профессора и советует написать на него донос. Преображенского спасает лишь влиятельный пациент, помешавший письму попасть в место назначения. Тем временем Шариков обосновался в квартире профессора и не собирается съезжать.

Профессор и его ассистент, боясь ещё большего усугубления ситуации, проводят повторную операцию, в результате которой Шарикову пересаживают гипофиз собаки. Он постепенно превращается в того, кем был раньше.

Чтение – вот лучшее учение!

И на последок хотим дать вам совет: читайте больше классических произведений. Ведь в них целый мир, таящий в себе столько интересного и полезного. Книги помогают нам пережить то, чего не случалось с нами, побывать там, где мы никогда не были. Воспитайте в себе любовь к чтению, и вы не заметите, как начнете меняться в лучшую сторону!

Используемые источники:

  • https://ladyvapm.com/book/chitatelskij-dnevnik-oformlenije-soderzhanie.html
  • https://gamejulia.ru/chitatelskiy-dnevnik.html
  • https://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/chitatelskij-dnevnik-1-klass-obrazecz-oformleniya.html
  • https://obrazovaka.ru/chtenie/kak-oformit-chitatelskiy-dnevnik-obrazec.html
  • https://literoved.ru/podgotovka/podgotovka-k-oge/obrazec-i-pravila-oformleniya-chitatelskogo-dnevnika.html
  • Паустовский Константин Георгиевич.
  • Название произведения: «Растрёпанный воробей»
  • Число страниц: 10
  • Жанр: сказка
  • Главные герои: Маша, мама, няня Петровна, седая ворона и воробей Пашка.
  • Второстепенные герои: милиционер, воробей Чичкин.

Характеристика главных героев:

Маша — добрая и отзывчивая девочка.

Любит животных. Любопытная.

Пашка — Воробей, которого спасли.

Смелый и благородный. Благодарный и добрый.

Ворона — седая и старая.

Хитрая воровка.

Мама — добрая и красивая. Танцовщица.

Характеристика второстепенных героев:

Милиционер — строгий и справедливый.

Добрый и весёлый.

Чичкин — старый, опытный воробей. Много повидал.

Краткое содержание сказки «Растрёпанный воробей»

  1. Больше всего мама берегла стеклянный букетик, который подарил ей папа.
  2. Она хотела надеть букетик на премьеру, но ночью его украла ворона.
  3. Воровка часто уносила разные вещи и хранила их в ларьке для мороженого.
  4. Однажды она потрепала воробья Пашку, которого спас и отогрел милиционер.
  5. Он отдал воробья Маше, и Пашка был очень благодарен девочке за заботу.
  6. Он решил вернуть букетик и Чичкин помог ему собрать армию воробьёв.
  7. Воробьи напали на ворону.
  8. Мама танцевала лучше всех, и люди не понимали, почему у неё на глазах слёзы.
  9. Но тут прилетел Пашка и бросил маме букетик.
  10. Теперь мама плакала от счастья.

План сказки

  1. Семья Маши.
  2. Разговор мамы с букетиком.
  3. Ворона-хулиганка.
  4. Спасение Пашки.
  5. Забота Маши.
  6. Благодарный Пашка.
  7. Украденный букетик.
  8. Битва в ларьке.
  9. Букетик вернулся к своей хозяйке.

Детский рисунок-иллюстрация

Кратчайшее содержание сказки «Растрепанный воробей» для читательского дневника (К. Паустовский)

Основная мысль сказки «Растрёпанный воробей»

Главная мысль сказки в том, что если сделать кому-то добро, то этот человек отплатит тебе тем же.

Основная идея сказки в том, что делая добро ты помогаешь сам себе.

Чему учит произведение

  • Сказка учит нас быть благодарными другому за проявленное сочувствие и доброту.
  • Учит бороться за справедливость.
  • Учит любить животных и помогать попавшим в беду.

Краткий отзыв о сказке «Растрёпанный воробей» для читательского дневника

  1. Прочитав эту историю, я подумала о том, что благодарность великая сила.
  2. Если ты помог кому-то в трудную минуту, то это доброе дело вернётся к тебе.
  3. Маша помогла несчастному Пашке, и тот не забыл этого.
  4. Когда ворона украла дорогой букетик, Пашка смело вступил в бой с воровкой и отобрал его.
  5. Он вернул букет и всё были счастливы.
  6. Это очень интересная и поучительная сказка.
  7. Зло в ней было наказано, а добродетель вознаграждена.
  8. Автору удалось совместить сказочные события и реальную жизнь.
  9. Он написал поучительную историю о том, что добро всегда побеждает.
  10. Мне очень понравились в этой сказке девочка Маша за то, что она была доброй и отзывчивой.
  11. И Пашка за то, что был смелым и благородным.
  12. Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, всегда ли мы замечаем и помним то добро, которое кто-то сделал для нас.
  13. Ведь умение быть благодарным очень важно для построения отношений между людьми.

Пословицы к сказке

  • За добро добром и платят
  • Хорошо тому добро делать, кто помнит.
  • Дорога помощь вовремя.
  • На воре и шапка горит.

Словарь неизвестных слов:

  • Хруп — хруст.
  • Нет управы — нет сладу, невозможно справиться.
  • Сорванец — озорник, хулиган.
  • Шарахаться — сторониться, бросаться прочь.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Раньше, — рассказывал Чичкин, — воробьи собирались стаями по две — три тысячи штук.

Бывало, как вспорхнут, как рванут воздух, так не то что люди, а даже извозчичьи лошади шарахались и бормотали:

«Господи, спаси и помилуй! Неужто нету на этих сорванцов управы?»

А какие были воробьиные драки на базарах!

Пух летал облаками. Теперь таких драк нипочём не допустят…

Ещё читательские дневники по произведениям Константина Паустовского:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Краткое содержание «Растрепанный воробей», краткий пересказ, сказка в сокращении | К. Паустовский

Главная страницаСказка “Растрепанный воробей” Паустовского

Кратчайшее содержание сказки «Растрепанный воробей» для читательского дневника (К. Паустовский)
“Растрепанный воробей”Художник Р. В. Былинская

Сказка “Растрепанный воробей” была написана К. Паустовским в 1948 г. и в том же году была опубликована в журнале “Огонек” (№ 17, 1948 г.)

В этой статье представлено краткое содержание сказки “Растрепанный воробей” Паустовского: краткий пересказ произведения, сказка в сокращении для читательского дневника.

Смотрите: – Все материалы по творчеству К. Паустовского
Москва после Великой Отечественной войны. Зима.Девочка Маша живет с мамой и няней. Отец Маши служит моряком и находится в плавании. Мама работает балериной в Большом театре и готовится танцевать новую партию – партию Золушки. Скоро должна быть премьера спектакля. За два дня до спектакля мама достает из сундука маленький стеклянный букет цветов, который ей подарил муж. Она хочет приколоть букетик на платье в день премьеры (об этом просил ее муж). Мама кладет букетик на стол и просит Машу не трогать его, чтобы не разбить. В районе, где живет семья Маши, обитает необычная ворона. Она любит влетать в форточку к жителям района, в том числе к Маше, и таскать что-то со стола. Ворона живет в ларьке, который зимой не работает. Скупая, сварливая ворона прячет наворованные вещи в щелях ларька, чтобы их не украли воробьи.

Однажды в ларек к вороне забирается маленький воробей Пашка. Он не успевает ничего украсть, но ворона все же ударяет его клювом по голове и вышвыривает из ларька. Пашка плачет от голода и обиды.

Мимо проходит милиционер, он забирает с собой Пашку. На следующее утро милиционер видит в парке Машу и няню и предлагает им забрать к себе бедную птичку. Маша приносит Пашку домой. Вскоре несчастный Пашка поправляется.

Он очень благодарен Маше за заботу. 

Накануне премьеры “Золушки” ворона, как обычно, пробирается в форточку, хватает хрустальный букетик и улетает прочь. Узнав о пропаже букетика, мама Маши долго плачет. На следующий вечер мама наконец выступает на премьере “Золушки”. Маша и няня тоже приходят на спектакль.

Воробей Пашка возмущен тем, что наглая ворона украла хрустальный букетик и тем самым расстроила маму Маши. С помощью своего деда Пашка собирает всех воробьев в округе, и они всей стаей нападают на ларек вороны. В ларьке поднимается шум, сбегаются люди. Милиционеру удается остановить драку между воробьями и вороной.

В ходе драки Пашка забирает у вороны хрустальный букетик и улетает. Пашка прилетает в театр, где в это время заканчивается балет “Золушка” с участием мамы. Мама стоит на сцене со слезами на глазах, так как милый хрустальный букетик сегодня не с ней.

Вдруг в зал врывается растрепанный воробей Пашка (растрепанный в результате драки). В клюве он держит тот самый хрустальный букет. Он бросает его маме на ладони, та с радостью прикалывает букетик к платью и вспоминает о любимом муже, который сейчас далеко. Оркестр играет, зал аплодирует.

Довольный Пашка садится на люстру и чистит растрепанные перья.

Ночью мама Маши видит в окно воробья Пашку, который спит на ветке.   

Это было краткое содержание сказки “Растрепанный воробей” Константина Паустовского: краткий пересказ произведения, сказка в сокращении для читательского дневника.
Смотрите: 

– Все материалы по творчеству К. Паустовского

Паустовский К.Г. “Растрепанный воробей” Читательский дневник, краткое содержание

  • Девочка Маша живет вместе с мамой и няней, их папа находится очень далеко, на Дальнем Востоке, а ворона постоянно ворует из дома разные вещи.
  • Однажды милиционер подбирает побитого вороной воробья Пашку и отдает его Маше, а девочка согревает Пашку и кормит его.
  • Ворона ворует стеклянную брошь, и мама сильно расстраивается, ведь она обещала надеть ее на премьеру, но Пашка решает помочь.
  • Пашка собирает всех окрестных воробьев, и они нападают на ларек, где обитала ворона.
  • Мама танцует Золушку и зрители в восторге, но на глазах мамы слезы.

Вдруг прилетает воробей и бросает маме стеклянную брошь. Мама плачет уже от счастья.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Короткий пересказ «Растрепанный воробей»

Краткое содержание «Растрепанный воробей» Паустовский:

семья: мама, папа, девочка и их няня. Время было непростое, послевоенное. Отец Маши ушел на фронт, когда началась война. Он служил на корабле, моряком. Даже, получил ранение, но вернулся живым. Теперь работал далеко. Мама Маши танцевала в театре. Она – балерина. Девочка оставалась дома с няней.

Эта занимательная история произошла зимой. Недалеко от дома, где жила девочка стоял киоск. Ларек приглянулся вороне и стал ее жилищем. Птица оказалась очень хитрой и проворной. Она повадилась влезать в форточку, когда она была открытой, и забирать кусочки пищи. Квартира оказалась Маши и ее родителей. Ворона уже натаскала много разных вещиц в киоск.

Однажды маленький воробей проник в ее обитель и поплатился. Она ударила клювом Пашке в голову и столкнула вниз. Милиционер нашел птичку, положил в рукавицу и отдал Маше. Девочка была рада новому питомцу, и приютила воробушка. Он окреп, обогрелся и мог прилетать к девочке, когда хотел. Теперь форточка всегда была для него открыта.

Когда отец Маши находился дома, он подарил своей жене великолепную брошь в форме букета. Зимним вечером мама должна выступать в театре в главной партии и танцевать Золушку. Она достала брошь, показала Маше и попросила не трогать.

Девочке стало любопытно, как вороне удается воровать вещи через окно. Она затаилась, когда птица проникла внутрь, стала смотреть за ней. Ворона не растерялась, и утащила ту самую брошь.

Когда мама танцевала на сцене, вдруг влетел воробушек, и в клюве у него блеснула брошь. Он выронил ее прямо в руки героини. Таким образом, маленький воробей отблагодарил девочку за доброту.

Пословицы к произведению

  1. Долг платежом красен.
  2. За добро добром и платят, а за худо — худом.
  3. Без беды друга не узнаешь.
  4. Мала ворона, да рот широк.
  5. Не дорог подарок, дорога любовь.
  6. Другие читательские дневники

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал.

Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью.

Страница для сбора здесь

Главные герои и их характеристика

Главные герои – это те, кто влияют на развитие истории. Без их участия все было бы по-другому.

Поэтому к ним относятся следующие персонажи:

  • девочка Маша;
  • ее мама;
  • воробей Пашка;
  • хитрая ворона;
  • милиционер.

У Маши богатое воображение и доброе сердце. Она взяла «на воспитание» Пашку, ухаживала за ним (пригладила ему щеткой перышки), кормила его.

Мама работала балериной в огромном театре в Москве. Она очень любила свою дочку и мужа-моряка.

Седая ворона жила в заколоченном ларьке. Это скупая, сварливая, хитрая хищница. Забиралась в дом через форточку и воровала что-нибудь.

Маленький воробей Пашка любопытный: он залетел в ларек, где жила ворона. Очень благодарный и отзывчивый: ему понравилась Маша, и он приносил ей гусениц, засохшую пастилу, решил помочь вернуть папин подарок.

Сообразительность воробья показана в эпизоде, когда он проследил, где работает мама Маши. Пашка смелый, потому что не побоялся снова пробраться в убежище злой птицы-воровки.

Милиционер добрый и веселый. Он пожалел лежащего на снегу воробьишку, которого сильно клюнула ворона. У него есть чувство юмора, например о драке воробьиной стаи с вороной он сказал: «Вот это рукопашный бой по уставу!».

Знакомство с Машей

Перед нами комната маленькой девочки. Автор смог достоверно описать обстановку, поэтому читателю легко мысленно перенестись туда, где начинается рассказ.

Часы на стене пробили 8 раз. Это железный кузнец ударял в свою наковальню. С этого эпизода начинается сам рассказ и его краткое содержание. Паустовский, растрепанный воробей, Маша — фамилия автора, имена и прозвища главных героев будут звучать в пересказе довольно часто. Зато вы хорошо запомните их.

Прошел час, кузнец, который был ростом с игрушечного солдатика, ударил в свою наковальню уже 9 раз. Именно в девять вечера няня укладывала девочку Машу спать. Та не хотела ложиться в постель, поэтому вела себя тихо, чтобы не разбудить няню, дремавшую на диване.

  Краткое содержание Паустовский Жильцы старого дома

Маша стояла около окна и думала о маме, которая ушла в театр. Там женщина работала – танцевала.

Девочка вспоминала, каким большим был театр, с колоннами. Наверху, на его крыше, пытались встать на дыбы чугунные лошади, но их удерживал человек с венком на голове.

Эти фигуры стоят на здании Большого театра, значит, мама девочки служила балериной именно там.

Паустовский, «Растрепанный воробей»: отважный Пашка

Таким образом ворона обеспечивала себя съестными запасами. А вот воробьи иногда были вынуждены голодать. Раньше люди передвигались на лошадях. Около этих животных можно было полакомиться овсом, поэтому птицам было проще пережить холодную зиму. Но теперь транспортные средства стали другими – люди ездили на машинах, автобусах, поэтому воробьишкам приходилось очень нелегко зимой.

Неудивительно, что чувство голода занесло воробья по имени Пашка в ларек. Он не успел проглотить даже крошку хлеба, как его тотчас же застала ворона. Она была больше и сильнее его и стукнула Пашку клювом по голове. Но воробей был умным, он притворился мертвым, иначе злая птица просто бы добила его.

А так ворона выбросила Пашку из своего домика. Он упал на снег, но остался жив. Вот такой написал Паустовский рассказ. Растрепанный воробей лежал на снегу еле живой – ему было плохо, очень болела голова после удара вороньего клюва. Но бедолаге повезло, на шум к ларьку подошел милиционер и спас его, положив в теплую варежку и взяв с собой.

Пашка обретает дом

В этот день недалеко от ларька гуляла Петровна с Машей. Милиционер подошел к девочке и спросил, не нужна ли ей птица. Та ответила утвердительно.

Девочка была очень заботливой. Дома она пригладила птице перья, накормила, напоила бедолагу. Так и остался жить в теплом доме растрепанный воробей. Отзыв о своей спасительнице Пашка мог бы оставить наилучший, конечно, если бы он умел писать. Но маленькая птичка пыталась придумать более подходящие способы, чтобы отблагодарить свою спасительницу.

Пашка не все время находился в доме. Когда ему хотелось, он улетал, но потом возвращался с подарками. Воробей решил восстановить справедливость и по-тихому забирал у вороны то, что она украла. Добытое Пашка приносил в дом к девочке. Но она не была рада засохшей гусенице, конфетной обертке, черствому кусочку пирога.

Однако вскоре воробей смог принести то, чему Маша и ее мама очень обрадовались.

Основные персонажи

Если внимательно прочитать краткое содержание «Растрепанного воробья», то можно понять, что главной мыслью сказки является могущественная сила добра. Творить его способны не только люди, но и маленькие птички.

А также писатель затрагивает тему любви и верности. Такие чувства могут долгое время сохраняться даже на огромном расстоянии.

Сказочный жанр повествования доносит до читателя, что в повседневной жизни всегда найдется место для чуда.

Главными героями сказки «Растрепанный воробей» Константина Паустовского являются:

  • Маша — любопытная и очень добрая девочка;
  • Пашка — благодарная и решительная птичка, которую автор называет взъерошенным воробьем;
  • ворона — хитрая и бывалая воровка;
  • мать Маши — отзывчивая и привлекательная женщина, актриса балета;
  • Петровна — пожилая няня девочки.

Писатель стремится показать читателю, насколько сильной может быть любовь и доброта, а также какие позитивные эмоции вызывают такие чувства.

Мать главной героини, удачно сыгравшая свою роль и получившая потерянную брошь, плакала от радости. Она была настолько счастлива, что ее позитив буквально выплескивался наружу. Это высокое чувство, которое очень сложно объяснить обычными словами.

«Растрепанный воробей» — это сказка. Но «сказочность» проявляется только в необыкновенной понятливости воробушка, которого спасает девочка Маша. Он понимает человеческую речь и способен сочувствовать людям. А описание жизни воробьиного «сообщества» очень напоминает человеческое.

Воробьи сетуют на сложности нынешней воробьиной жизни и испытывают ностальгические чувства по отношению к тем временам, когда в городе вместо машин еще ездили на лошадях, и кругом полно было рассыпанного овса. Однако юмористическая интонации лишь отдельными штрихами проскальзывает в этой в целом драматичной и в то же время необыкновенно лирической истории.

Повествование вовлекает читателя в водоворот событий и чувств, не позволяя ему ослабить внимание.

Здесь есть все, что обычно привлекает ребенка: элементы детектива (ворона крадет заветный стеклянный букетик Машиной мамы), сложные приключения (воробьи разрабатывают тактику нападения на ларек, в котором живет ворона, чтобы отнять букетик, и вступают с ней в неравный отчаянный бой, так что автору приходится «вызывать милицию»), вещи и предметы кажутся живыми (шевелится железный кузнец на часах, чтобы в нужный момент ударить по маленькой наковальне; отопление в трубах пищит «свою теплую песню»; чугунных лошадей на крыше театра с трудом удерживает чугунный человек с венком на голове).

Но главное в «Растрепанном воробье» – это рассказ о высоких и сильных чувствах.

Украденный вороной букетик – вещь драгоценная не в силу стоимости, а как знак памяти и любви. Это подарок отца Маши ее маме – балерине. Машин отец – моряк, во время войны он сражался в море с фашистами, а теперь служит далеко от дома, на Камчатке.

Он просит Машину маму приколоть этот букетик к платью, когда она будет первый раз танцевать Золушку: «Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».

Почему-то это важно – вспомнить о ком-то в самый счастливый момент своей жизни, разделить с отсутствующим здесь и теперь человеком свое счастье.

С рассказа мамы о просьбе отца и начинается «Растрепанный воробей». Но мама тут же добавляет: Маша еще маленькая и вряд ли поймет, что это значит. Маша сердится, что ее «подозревают в непонимании».

Однако для любого ребенка это очень важный момент – оказаться «лицом к лицу» с чьей-нибудь любовью, с ее непостижимой тайной, узнать о взрослых чувствах и об их сложности.

И хотя Маше кажется, что она все понимает, и именно ее забота о маленьком воробушке оборачивается возвращением заветного букетика (как в сказке – в самый последний момент), все же ее удивляет, что мама от счастья плачет. Маша думает, что от радости нужно смеяться. На что мама ей отвечает: «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут!»

Это важное открытие для ребенка-читателя.

Сказку «Растрепанный воробей» можно найти в разных сборниках рассказов и сказок Константина Паустовского. Мы рекомендуем книгу «Воробьиные истории» издательства «Энас» (2011 г.

), в которой кроме «Растрепанного воробья» читатель найдет еще и историю М. Горького «Воробьишко», а также сказку Д. Мамина-Сибиряка «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу».

Эту книгу можно читать детям, начиная с четырех-пяти лет. Годится она и для самостоятельного чтения восьмилеток.

А в издательстве «Махаон» вышла книга под названием «Растрепанный воробей». Это сборник рассказов и сказок Константина Паустовского.

Дизайн, характер иллюстраций и плотность текста махаоновского сборника сразу поднимает возрастную планку для читателей: книга адресована младшим школьникам третьего-четвертого класса. Ну, и любителям К. Паустовского более старшего возраста.

Очень жалко, что никто не решился выпустить «Растрепанного воробья» отдельной, качественно проиллюстрированной книгой.

Отдельная сказка в «своей» книге всегда живет иначе, чем в сборнике, и переживается иначе. А «Растрепанный воробей» – выдающееся произведение, которое требует правильно организованного переживания.

Марина Аромштам

Тест по сказке

  • Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
  • Начать тест(новая вкладка)
  • Доска почёта
  • Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
    

  • Анастасия Сосницкая10/10
  • Роман Лихачев10/10
  • Майя Томилова8/10

Главная мысль произведения

По жанру это сказка, так как в реальной жизни такое вряд ли может случиться. Читать ее очень интересно, особенно описание спасения воробья и его бой с вороной.

Автор в ней хотел сказать, что если человек помогает попавшим в беду, то в итоге он будет обязательно награжден.

Маша кормила голодного воробья, а он отблагодарил ее тем, что вернул маме очень дорогой и памятный подарок — брошку.

Паустовский К.Г. “Растрепанный воробей” Читательский дневник, краткое содержание

  • Девочка Маша живет вместе с мамой и няней, их папа находится очень далеко, на Дальнем Востоке, а ворона постоянно ворует из дома разные вещи.
  • Однажды милиционер подбирает побитого вороной воробья Пашку и отдает его Маше, а девочка согревает Пашку и кормит его.
  • Ворона ворует стеклянную брошь, и мама сильно расстраивается, ведь она обещала надеть ее на премьеру, но Пашка решает помочь.
  • Пашка собирает всех окрестных воробьев, и они нападают на ларек, где обитала ворона.
  • Мама танцует Золушку и зрители в восторге, но на глазах мамы слезы.

  Лев Швамбраныч Кондуит.

Невыдуманный мир Кассиля

Вдруг прилетает воробей и бросает маме стеклянную брошь. Мама плачет уже от счастья.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Растрепанный воробей — Паустовский Константин

На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щелкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне. Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула и повисла в воздухе. Так, с поднятой рукой, он и простоял целый час, пока не пришел срок пробить по наковальне девять ударов.

Маша стояла у окна и не оглядывалась. Если оглянешься, то нянюшка Петровна непременно проснется и погонит спать.

Петровна дремала на диване, а мама, как всегда, ушла в театр. Она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу.

Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове – должно быть, сильный и храбрый.

Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью.

Маша представляла себе, какой был бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров.

Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу. За два дня до спектакля мама вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил маме Машин отец. Он был моряком и привез этот букетик из какой-то далекой страны.

Потом Машин отец ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется не скоро, только весной.

Мама вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов. Это было удивительно, потому что раньше мама никогда не разговаривала с вещами.

– Вот, – прошептала мама, – ты и дождался.

– Чего дождался? – спросила Маша.

– Ты маленькая, ничего еще не понимаешь, – ответила мама. – Папа подарил мне этот букет и сказал: «Когда ты будешь в первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».

– А вот я и поняла, – сказала сердито Маша.

  Краткое содержание «Приключения желтого чемоданчика»

– Что ты поняла?

– Все! – ответила Маша и покраснела: она не любила, когда ей не верили.

Мама положила стеклянный букетик к себе на стол и сказала, чтобы Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем, потому что он очень хрупкий.

В этот вечер букет лежал за спиной у Маши на столе и поблескивал. Было так тихо, что казалось, все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и все сильнее белел от снега. Не спали только Маша, отопление и зима.

Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег. Он летел мимо фонарей и ложился на землю. И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы.

Но непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу.

Ворона ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться.

Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла на столе мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату, всплескивала руками и кричала:

– Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла!

Маша тоже всплескивала руками и вместе с Петровной начинала торопливо искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.

Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Ворона была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.

Иной раз по ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет.

Тогда ворона сердито каркала во сне, а милиционер на соседнем углу оглядывался и прислушивался. Он уже давно слышал по ночам карканье из ларька и удивлялся.

Несколько раз он подходил к ларьку и, загородившись ладонями от света уличного фонаря, всматривался внутрь. Но в ларьке было темно, и только на полу белел поломанный ящик.

Однажды ворона застала в ларьке маленького растрепанного воробья по имени Пашка.

Жизнь для воробьев пришла трудная. Маловато было овса, потому что лошадей в городе почти не осталось. В прежние времена – их иногда вспоминал Пашкин дед, старый воробей по прозвищу Чичкин, – воробьиное племя все дни толкалось около извозчичьих стоянок, где овес высыпался из лошадиных торб на мостовую.

А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом. Воробьиное племя поредело.

Иные воробьи подались в деревню, поближе к лошадям, а иные – в приморские города, где грузят на пароходы зерно, и потому там воробьиная жизнь сытая и веселая.

«Раньше, – рассказывал Чичкин, – воробьи собирались стаями по две-три тысячи штук. Бывало, как вспорхнут, как рванут воздух, так не то что люди, а даже извозчичьи лошади шарахались и бормотали: «Господи, спаси и помилуй! Неужто нету на этих сорванцов управы?»

А какие были воробьиные драки на базарах! Пух летал облаками. Теперь таких драк нипочем не допустят…»

Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларек и не успел еще ничего выковырять из щели. Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым.

Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула – выбранилась на все воробьиное вороватое племя.

Милиционер оглянулся и подошел к ларьку. Пашка лежал на снегу: умирал от боли в голове и только тихонько открывал клюв.

– Эх ты, беспризорник! – сказал милиционер, снял варежку, засунул в нее Пашку и спрятал варежку с Пашкой в карман шинели. – Невеселой жизни ты воробей!

Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Хоть бы склюнуть какую ни на есть крошку! Но у милиционера хлебных крошек в кармане не было, а валялись только бесполезные крошки табаку.

Утром Петровна с Машей пошли гулять в парк. Милиционер подозвал Машу и строго спросил:

– Вам, гражданочка, воробей не требуется? На воспитание?

Маша ответила, что воробей ей требуется, и даже очень. Тогда красное, обветренное лицо милиционера вдруг собралось морщинками. Он засмеялся и вытащил варежку с Пашкой:

– Берите! С варежкой. А то удерет. Варежку мне потом принесете. Я с поста сменяюсь не раньше чем в двенадцать часов.

Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила.

Пашка сел на блюдечко, попил из него чаю, потом посидел на голове у кузнеца, даже начал было дремать, но кузнец в конце концов рассердился, замахнулся молотком, хотел ударить Пашку.

Пашка с шумом перелетел на голову баснописцу Крылову. Крылов был бронзовый, скользкий – Пашка едва на нем удержался. А кузнец, осердясь, начал колотить по наковальне – и наколотил одиннадцать раз.

Пашка прожил в комнате у Маши целые сутки и видел вечером, как влетела в форточку старая ворона и украла со стола копченую рыбью голову. Пашка спрятался за корзину с красными цветами и сидел там тихо.

С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклевывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить. Один раз он принес ей замерзшую рогатую гусеницу – нашел ее на дереве в парке. Но Маша гусеницу есть не стала, и Петровна, бранясь, выбросила гусеницу за окно.

Тогда Пашка, назло старой вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к Маше. То притащит засохшую пастилу, то окаменелый кусочек пирога, то красную конфетную бумажку.

Должно быть, ворона воровала не только у Маши, но и в других домах, потому что Пашка иногда ошибался и притаскивал чужие вещи: расческу, игральную карту – трефовую даму – и золотое перо от «вечной» ручки.

Пашка влетал с этими вещами в комнату, бросал их на пол, делал по комнате несколько петель и стремительно, как маленький пушистый снаряд, исчезал за окном.

В этот вечер Петровна что-то долго не просыпалась. Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела.

Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом. Сначала в форточку летел крупный снег и таял на полу, а потом вдруг что-то заскрипело.

Ворона влезла в комнату, прыгнула на мамин стол, посмотрелась в зеркало, взъерошилась, увидев там такую же злую ворону, потом каркнула, воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно. Маша вскрикнула. Петровна проснулась, заохала и заругалась.

А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша. А Петровна говорила, что не надо убиваться, может, и найдется стеклянный букетик – если, конечно, дура ворона не обронила его в снег.

Утром прилетел Пашка. Он сел отдохнуть на баснописца Крылова, услышал рассказ об украденном букете, нахохлился и задумался.

Потом, когда мама пошла на репетицию в театр, Пашка увязался за ней. Он перелетал с вывесок на фонарные столбы, с них – на деревья, пока не долетел до театра. Там он посидел немного на морде у чугунной лошади, почистил клюв, смахнул лапой слезинку, чирикнул и скрылся.

Вечером мама надела на Машу праздничный белый фартучек, а Петровна накинула на плечи коричневую атласную шаль, и все вместе поехали в театр. А в этот самый час Пашка по приказу Чичкина собрал всех воробьев, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларек, где был спрятан стеклянный букет.

Сразу воробьи не решились, конечно, напасть на ларек, а расселись на соседних крышах и часа два дразнили ворону. Они думали, что она разозлится и вылетит из ларька. Тогда можно будет устроить бой на улице, где не так тесно, как в ларьке, и где на ворону можно навалиться всем сразу. Но ворона была ученая, знала воробьиные хитрости и из ларька не вылезала.

Тогда воробьи наконец собрались с духом и начали один за другим проскакивать в ларек. Там поднялся такой писк, шум и трепыхание, что вокруг ларька тотчас собралась толпа. Прибежал милиционер. Он заглянул в ларек и отшатнулся: воробьиный пух летал по всему ларьку, и в этом пуху ничего нельзя было разобрать.

– Вот это да! – сказал милиционер. – Вот это рукопашный бой по уставу!

Милиционер начал отдирать доски, чтобы открыть заколоченную дверь в ларек и прекратить драку.

В это время все струны на скрипках и виолончелях в театральном оркестре тихонько вздрогнули.

Высокий человек взмахнул бледной рукой, медленно повел ею, и под нарастающий гром музыки тяжелый бархатный занавес качнулся, легко поплыл в сторону, и Маша увидела большую нарядную комнату, залитую желтым солнцем, и богатых уродок-сестер, и злую мачеху, и свою маму – худенькую и красивую, в стареньком сером платье.

– Золушка! – тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены.

Там, в сиянии голубого, розового, золотого и лунного света, появился дворец. И мама, убегая из него, потеряла на лестнице хрустальную туфельку.

Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами. Они всячески старались помочь маме вместе с высоким дирижером.

Он так был занят тем, чтобы помочь Золушке, что даже ни разу не оглянулся на зрительный зал.

И это очень жаль, потому что в зале было много детей с пылающими от восторга щеками.

Даже старые капельдинеры, которые никогда не смотрят спектакли, а стоят в коридорах у дверей с пучками программок в руках и большими черными биноклями, – даже эти старые капельдинеры бесшумно вошли в зал, прикрыли за спиной двери и смотрели на Машину маму. А один даже вытирал глаза. Да и как ему было не прослезиться, если так хорошо танцевала дочь его умершего товарища, такого же капельдинера, как и он.

И вот, когда кончился спектакль и музыка так громко и весело запела о счастье, что люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слезы, – вот в это самое время в зрительный зал ворвался, поносившись и поплутав по театральным лестницам, маленький растрепанный воробей. Было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки.

Он закружился над сценой, ослепленный сотнями огней, и все заметили, что в клюве у него что-то нестерпимо блестит, как будто хрустальная веточка.

Зал зашумел и стих. Дирижер поднял руку и остановил оркестр. В задних рядах люди начали вставать, чтобы увидеть, что происходит на сцене. Воробей подлетел к Золушке.

Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет. Золушка дрожащими пальцами приколола его к своему платью. Дирижер взмахнул палочкой, оркестр загремел. Театральные огни задрожали от рукоплесканий.

Воробей вспорхнул под купол зала, сел на люстру и начал чистить растрепанные в драке перья.

  1. Золушка кланялась и смеялась, и Маша, если бы не знала наверное, никогда бы не догадалась, что эта Золушка – ее мама.
  2. А потом, у себя в доме, когда погасили свет и поздняя ночь вошла в комнату и приказала всем спать, Маша сквозь сон спросила маму:
  3. – Когда ты прикалывала букет, ты вспомнила о папе?
  4. – Да, – ответила, помолчав, мама.
  5. – А почему ты плачешь?
  6. – Потому что радуюсь, что такие люди, как твой папа, бывают на свете.

– Вот и неправда! – пробормотала Маша. – От радости смеются.

– От маленькой радости смеются, – ответила мама, – а от большой – плачут. А теперь спи!

Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки.

Пословицы к произведению

  • Долг платежом красен.
  • За добро добром и платят, а за худо — худом.
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Мала ворона, да рот широк.
  • Не дорог подарок, дорога любовь.
  • Другие читательские дневники

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал.

Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью.

Страница для сбора здесь

Вороватая особа

Помимо положительных героев, есть в сказке и отрицательные. Их немного – всего одна ворона, но и она причинила много неприятностей не только людям, но и маленькому воробью.

А пока вернемся к тому моменту, когда Маша стоит около окна и смотрит через него на улицу. Она увидела седую ворону, та тоже глядела на девочку. Оказывается, птица знала распорядок дня людей.

Няня Петровна на ночь всегда проветривала комнату, поэтому открывала форточку. Пока она отводила девочку умываться, хитрая птица проникала в помещение и быстро брала то, что плохо лежит.

Мокрые отпечатки лап и пропавшие вещи красноречиво говорили о том, что в комнате побывал незваный гость.

Петровна, возвратившись, видела следы пребывания вороны, и они с Машей начинали искать, что на этот раз утащила воровка. Пока она брала только кусочки колбасы, сахар, печенье. Эти припасы птица прятала в заброшенном ларьке, в котором было ее логово. На холоде еда замерзала и могла храниться долго, поэтому вороне голод не грозил.

Далее читателя познакомит с благородным героем произведения краткое содержание.

  • Рассказ темные аллеи бунин читать краткое содержание
  • Рассказ тема и жучка слушать
  • Рассказ тепа евгений носов
  • Рассказ телеграмма паустовский читать краткое содержание
  • Рассказ телеграмма был написан паустовским на основе