Рассказ тень шварц краткое содержание

Эхо = echo. литературный журнал париж, 19781986. . описание подзаголовки с 2 1978 ежеквартальный литературный журнал. редакторы: владимир марамзин,

Эхо = Echo. Литературный журнал (Париж, 1978–1986). .

Описание

Подзаголовки

с № 2 (1978) Ежеквартальный литературный журнал.

Редакторы:
Владимир Марамзин,
Алексей Хвостенко.

Оформление:
А. Хвостенко

№1 (1978) — 14 (1986)
 

Содержание

Эхо, 1978, №1

От редакторов
Иосиф Бродский. Из старых стихов
Владимир Губин. Бездождье до сентября. Повесть
Владимир Рыбаков. Закон. Рассказ
Эдуард Лимонов. Стихи разных лет
Алексей Хвостенко. Памятник летчику Мациневичу и др. стихи
Виктор Некрасов. Саша Галич
Георгий Песков. Мы и они. Отрывок из книги »Разговор с собой»
Михаил Хейфец. Письмо из лагеря
Александр Введенский. Некоторое количество разговоров
Из австрийской поэзии. Ханс Карл Артман и Пауль Целан в переводах Е. Мнацакановой
А. Волохонский. Набоков и миф личности
В. Марамзин. Русский роман Владимира Максимова
Ко всем в СССР, кто по работе или случайно соприкасается с рукописями

1978, №2

Борис Вахтин. Одна абсолютно счастливая деревня – С.5
Владимир Уфлянд. Стихи — 51
Генрих Шеф. Митина оглядка. Рассказ — 62
Некролог: Александр Арефьев (1931-1978) — 86
Г. Вишневская и М. Ростропович. Письмо Брежневу — 89
Елена Шварц. Стихи из журнала «37» — 89
Леонид Ентин. Стихи — 93
Сергей Юрьенен. Охота на светлячков. Рассказ — 96
Давид Дар. Мой старый корабль. Из книги «Маленькие завещания» — 111
Александр Введенский. Кругом возможно Бог — 114
Михаил Мейлах. О поэме Александра Введенского «Кругом возможно Бог» — 137
Иосиф Бродский. На стороне Кавафиса — 142
Константин Кавафис. Пять стихотворений. Перевел с английского А. Лосев — 152
Основные журналы зарубежья – 156

1978, №3

Владимир Высоцкий. Две новые песни
Александр Розен. Баллады
Виктор Тупицын. Стихотворения
Борис Вахтин. Сержант и фрау. Рассказ
Иосиф Бродский. Зофья
Виктор Соснора. Из книги «1973». Проза. Стихи
Песни Глеба Горбовского
Эдуард Лимонов. Секретная тетрадь, или Дневник неудачника. Отрывки из книги
Вагрич Бахчанян. Всякое
Анри Волохонский. Венок Серебрянному веку
Михаил Деза. Движения. Из дневника очень молодого математика
М. Л. Козырева. Девочка перед дверью. Повесть
Е. Горный. Этап. Из лагерных воспоминаний
Сергей Довлатов. Уроки чтения
Владимир Марамзин. Время и мы. Обзор

1978, №4

Борис Вахтин. У пивного ларька. Рассказ
Сергей Стратановский. Из стихотворений 1968-76 гг
М. Л. Козырева. Девочка перед дверью. Повесть (окончание)
Александр Миронов. Стихотворения
Владимир Алексеев. Записки сумасшедшего
Владимир Марамзин. Смешнее чем прежде. Цикл рассказов
А. Хвостенко. Два сонета для Р. Г.
Виктор Тупицын. Метаморфозы третьего лица
Эмилия Дикинсон. Семь стихотворений. Перевод Генриха Худякова
Александр Глезер. Я — человек с двойным дном. Отрывок из книги
Петр Вайль. Александр Генис. Страсти по Ерофееву
Добавление: Два вида критики

1979, №5

Юз Алешковский. Нога (Из романа «Кенгуру»)
Юрий Милославский. Городские романсы
Анри Волохонский. Стихи о ангелах
Марина Глазова. Розовое дерево (Разговоры)
Елена Шварц. Из двух сборников
Игорь Бурихин. Из сборника «Превращения на воздушных путях»
Олег Охапкин. Стихотворения
Сергей Довлатов. Дорога в новую квартиру. Рассказ
Михаил Армалинский. Три стихотворения
Лев Халиф. Стихотворения
Вадим Делоне. Маркузе
Михаил Хейфец. Политический бытовик Николай Серков
Эмиль Коган. Советский Эдип
Э. М. Чоран. Преимущества изгнания (Из книги «Искушение быть»). Перевод под редакцией Иосифа Бродского
Нина Аловерт. Балет «Пиковая дама» в Париже
«Запасной выход»
С. Довлатов. Рыжий
Владимир Максимов. Метрополь или Метрóполь

1980, №9

Алексей Лосев. Валерик
Иосиф Бродский. Меньше чем единица
Алексей Лосев. Иосиф Бродский. Предисловие
Станислав Красовицкий. Стихотворения
Генрих Шеф. Шкаф. Рассказ
Эдуард Лимонов. Из новых стихов
Елена Щапова. Il canto
Елена Шварц. Семейные предания
Михаил Берг. Из книги «Записки на манжетах»
Анатолий Жигалов. Из конкретной поэзии
Юз Алешковский. Вот какая карусель… Начало нового романа
Письма русского путешественника
Дмитрий Савицкий. Насморк свободы
Юрий Ярмолинский. Письмо из Джорджии
Андрей Платонович Платонов (1899-1951). Биобиблиографический указатель Составитель В. Марамзин

1980, №10

Анри Волохонский / Алексей Хвостенко. Олимпийское проклятие. Песня
Владимир Высоцкий (1938-1980)
Владимир Высоцкий. Жизнь без сна. Повесть
Александр Ожиганов. Из книги «Стрекоза». Стихи
Давид Дар (1910-1980)
Владимир Лапенков. Записки преждевременно созревшего (Сага для юношества)
Сергей Гандлевский. Стихотворения
Олег Григорьев. Летний день (Рассказ детеныша)
Александр Очеретянский. Непредвиденная остановка. Стихи
Михаил Генделев. Стихотворения
Рид Грачев. Адамчик. Рассказ
Софья Соколова. Перед закрытой дверью. Рассказ
«Эксплуатация двойника». На полях стихов Елены Шварц
Анри Волохонскии и Алексей Хвостенко. Лабиринт, или Остров лжецов. Комическая драма
Андрей Платонович Платонов (1889-1951). Биобиблиографический указатель. Составители А. Киселев и В. Марамзин

1980, №11

Леонид Гиршович. Прайс. Повесть
Владимир Уфлянд. Рифмованная околесица
Виктор Кривулин. Двухчастная композиция 1980 года. Стихи
Марк Зайчик. История. Рассказ
Юрий Гальперин. Футбольное интермеццо (Из цикла рассказов)
Владимир Адмони. Стихотворения
Война против писателей:
Георгий Владимов
Владимир Войнович
Виктор Кривулин
Андрей Платонович Платонов (1899-1951). Биобиблиографический указатель. Составители А.Киселев и В. Марамзин

1980, №12

Рид Грачев. Бессмертие Логинова. Рассказ
Алексей Хвостенко. Гобелен. Стихи
Александр Мигунов. Белоглазая продавщица. Два рассказа
Иосиф Бродский. Я пил из этого фонтана… Стихи
Дмитрий Савицкий. Вальс для К. Поэма
Нина Аловерт. В поисках квартиры. Рассказ
Леонид Иоффе. Стихотворения
Иван Буркин. Симфонический скандал. Стихи
Елена Шварц. Всегда ли прав тайный советник? — Всегда
Александр Кондратов. Из сборника «Пузыри земли». Стихи
А. Волохонский. О Кондратове
Сергей Гандлевский. Из новых стихов
Юрий М. Меклер. Урожденные. Повесть
Юлий Марьин. Стихи для внеклассного чтения
Вадим Делоне. Стихотворения
Борис Иванов. Возвращение парадигмы
Кейс Верхейл. Палый корифей русской поэзии. Заметки о русских стихах Владимира Набокова
Андрей Платонович Платонов (1899-1951). Биобиблиографический указатель. Составители А. Киселев и В. Карамзин

1984, №13

Победная песнь по случаю эвакуации Бейрута. Анри Волохонский
Юрий Мамлеев. Рассказы
Интервью с Юрием Мамлеевым
Бахыт Кенжеев. Стихотворения
И. Евич. Мемуар-конспект к этнографическим заметкам о путешествии в солнечную Арктику
Александр Кондратов. Короткие короткие рассказы
Григорий Патлас. Прозчеты (Стихи)
Валерий Левятов. Жители (Повесть)
Виктория Андреева. Хлопка. Рассказ
Генрих Шеф. Граница. Рассказ
Алексей Любегин. Два рассказа
Памяти Бориса Бахтина. Игорь Ефимов
Белла Улановская. Альбиносы (Повесть)
Анри Волохонский. Лирика в октябре
Владимир Губин. Илларион и Карлик. Сказано на Руси в 4-х частях доверительно Михаилу Эфросу
В защиту Михаила Мейлаха
Андрей Платонов. Заблуждение на родине компота. Рассказ
Андрей Платонович Платонов (1899-1951) Биобиблиографический указатель. Составители А. Киселев, Т. Лангерак и В. Марамзин
Галина Пипчук (1928-1983)

1986, №14

Борис Бахтин. Человеческое вещество? — 5
Игорь Холин. Из двух сборников (Стихи)
   Мир уходящий — 104
   Лирика без лирики — 114
Генрих Сапгир. Голоса. Из сборника 1959-1962 гг. (Стихи) — 126
Александр Кондратов. Обратная сторона Луны
   Соглядатай — 161
   Обратная сторона Луны — 170
   Феномен «пси» — 174
   Колокольцев — 178
   Когда придут хозяева — 182
Иван Стеблин-Каменский. Две пьесы
   Вороны (мракедия) — 184
   Сюеса-пьита (пьеса для чтения про себя) — 197
Михаил Агурский. Рассказы
   Духопись — 209
   Краткая история Северной войны — 212
Виктор Кривулин. Одна и единственная жизнь (Стихи) — 219
Александр Миронов. Стансы (Стихи) — 225
Вилен Барский. Стихотворения — 230
Лев Лосев. Поэзия и правда у Солженицына — 234
Иллюстрации:
   Михаил Кулаков. Портрет Бахтина, 1967 (стр. 3)
   Сергей Бсаян. Рисунок к пьесе Ивана Стеблин-Каменского «Вороны» (стр.192)

Библиография

Библиография

Литература:

Байбатырова Н.М. Литературный журнал «Эхо» в контексте публицистики самиздата // Международный научно-исследовательский журнал. — Екатеринбург, 2013. — № 10-2 (17). С. 96-97.

Толстой Ив. «Эхо» // Звезда.- 1990.- № 9.- С.204-205.

Справочники:

Бардеева, № 1114
Михеева-1996, № 443

Howells D.L.L. Russian émigré serials 1855–1990 in Oxford libraries: Materials for a union catalogue. – Oxford: Meeuws, 1990, № 27

OCR

Электронные версии (OCR)

Сайт «Вконтакте» (22.12.2017)

URL: https://vk.com/doc238227663_448522920?hash=7f9b865fabc865d2b2&dl=7f9f0bd51c895de1d4
1978 №1

URL: https://vk.com/doc238227663_448522923?hash=1666699d7921278ed5&dl=b3fdf2a0cca7850930
1978 №2

URL: https://vk.com/doc238227663_448522927?hash=26484952648091a09b&dl=865934bb4fd3af294e
1978 №3

URL: https://vk.com/doc238227663_448522930?hash=d60314467600e5d8d1&dl=14b5373bfec170aa90
1978 №4

URL: https://vk.com/doc238227663_448522945?hash=dc9f97c5428decc821&dl=4414dfc660f2a5ea67
1979 №5

URL: https://vk.com/doc238227663_448522956?hash=759d41dc546da2664a&dl=648dd0fce848df44d9
1979 №2-3 (6-7)

URL: https://vk.com/doc238227663_448523280?hash=94f10cc79685825ba9&dl=886cb51f836c62a878
1979 №8 (PDF)

URL: https://vk.com/doc238227663_448523283?hash=edd32447565619c823&dl=f9c4ffa863b73171de
1980 №1(9) (PDF)

URL: https://vk.com/doc238227663_448523287?hash=e351d4f14877f4a930&dl=0fef07928fb11418b6
1980 №2

URL: https://vk.com/doc238227663_448523288?hash=5887b87bb16289df90&dl=3cf577ebb73f68fb49
1980 №3(11)

URL: https://vk.com/doc238227663_448523291?hash=2c7846aefb0d525d27&dl=f051ec0b956e767265
1980 №4(12)

URL: https://vk.com/doc238227663_448523295?hash=90e234ef452c3153fb&dl=0f38aa6fe484117801
1984 №13

URL: https://vk.com/doc238227663_448523306?hash=63434507fd91806af2&dl=a2bebe21cdee418194
1986 №14

Некоммерческая электронная библиотека «ImWerden» (05.05.2019)

1978, №1. — URL: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=2315
1978, №2. — URL: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=2316
1978, №3. — URL: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=2317
1978, №4. — URL: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=2318
1979, №5. — URL: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=2360
1979, №6-7. — URL: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=2522
1979, №8. — URL: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=2322
1980, №9. — URL: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=2323
1980, №10. — URL: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=2308
1980, №11. — URL: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=2324
1980, №12. — URL: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=2325
1984, №13. — URL: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=2326
1986, №14. — URL: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=2731

Места хранения

МЕСТА ХРАНЕНИЯ

БАН. Библиотека Российской Академии наук. Санкт-Петербург (20.12.2014)

1979 №№ 1, 2/3, 4
1980 №№ 1 (9)

Голицын. Мемориальная библиотека князя Георгия Владимировича Голицына, Санкт-Петербург http://galitzinelibrary.com/index.php?id=22, 23.04.2018)

1979, № 1-4 
1980, № 1 
1984, № 13

ГПИБ. Государственная публичная историческая библиотека, Москва
(28.10.2015)

1980: №2 (10)

ДРЗ. Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, Москва. 

URL: http://bfrz.ru/?mod=phpopac&lang=&action=lire.livre&cle_livre=0189862, 05.04.2016
URL: http://elibrary.domrz.ru/absopac/index.php?url=/notices/index/189862/default (20.11.2019)

1978 № 1-4;
1979 № 1-4;
1980 № 1 (9) — 4 (12)
1984 № 13

РНБ (Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург)
URL: http://www.nlr.ru/rlin/fullcard_layers.php?numer=410832&database=Periodika_rl_OPAC (10.08.2013)

1978-1980 — № 1 – 4(12).

MRC. Museum of Russian culture, San Francisco, USA (Музей Русской культуры, Сан-Франциско, США). Коллекция периодики Музея в каталоге библиотеки Калифорнийского университета в Беркли (микрофильмы).

URL:  http://oskicat.berkeley.edu/record=b11986438~S58       (22.06.2019)

1978-1980, 1984-1986

Tourguenev. Русская общественная библиотека имени И.С. Тургенева (Париж) 29.12.2013. Url:http://tourguenev.fr/catalogue/
1978, № 1-4
1979, № 1-4
1980, № 1-4
1984, № 13
1986, № 14 Ж-594

Знаменитый рассказ «О любви» был написан Антоном Павловичем Чеховым в 1898 году. Этот рассказ вместе с такими известными произведениями автора, как «Человек в футляре» и «Крыжовник», входит в «Маленькую трилогию» Чехова. В произведении «О любви» Антон Павлович демонстрирует, как люди не могут позволить себе стать счастливыми, ограничивая себя в чувствах и скрывая их. Быстро узнать сюжет позволит краткое содержание известного произведения «О любви», подготовленное Многомудрым Литреконом. Рассказ в сокращении поможет узнать и запомнить основные события из книги и оперативно подготовиться к уроку. Кстати, вот и анализ произведения по плану. Приятного просвещения!


(668 слов) Произведение начинается с разговора Ивана Иваныча, Буркина и Алехина во время завтрака. По словам хозяина, его служанка, которую звали Пелагея, питала нежные чувства к повару Никанору. Однако герой любил выпить и буйствовать. По этой причине Пелагея отказывалась выйти замуж за него. И все же любила его таким, каков он есть. Алехин задаётся вопросом, какова же природа любви? В результате своих размышлений, персонаж приходит к такому заключению: «Тайна сия велика есть». По мнению героя, русские люди усложняют любовь подобными вопросами: «Честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведёт эта любовь». Затем Алехин поведал о любви, которая постигла его. 

Окончив университет, Алехин сразу же совершил переезд в Софьино. Герой был вынужден усердно трудиться, потому что «на имении был большой долг». Так, персонаж и пахал, и сеял, и косил. От статуса помещика у него было одно название, жил он бедно. 

Однажды главный персонаж был выбран на «почётные мировые судьи». Во время заседания происходит знакомство героя с местным помещиком Лугановичем. Затем Луганович позвал Алехина в гости на обед и познакомил со своей супругой Анной Алексеевной. Возраст Анны не превышал двадцати двух лет, и у неё уже был ребёнок. С первой минуты знакомства с Анной  главный герой  «почувствовал в женщине “существо близкое, уже знакомое”. Он пытался забыть и не думать о ней, однако «лёгкая тень её» не оставляла его душу в покое. Затем главный персонаж увидел свою возлюбленную на  спектакле, посвящённом благотворительности. Герой был восхищён и очарован её небывалой красотой. 

Так, Алехин всё чаще и чаще приходил к Лугановичам. В итоге, он стал для них «своим». Каждый раз, видя Анну, у героя возникало “впечатление чего-то нового, необыкновенного и важного”.

В случае, если Павла Константиныча долго нет в городе, семья Лугановичей начинала переживать. Они были убеждены, что образованный и умный человек на протяжении длительного времени не должен находиться в деревне. Они сочувствовали ему. Лугановичи часто делали подарки главному герою. Даже иногда предлагали Алехину взять денег в долг, но он всегда отвечал отказом. Луганович был добр и приветлив, но совершенно далек от жены и своего гостя, ведь в сферу его интересов не входили искусство, философия и науки. Настоящее духовное родство у Алехина было с его супругой, они как будто были созданы друг для друга. Алехин пытался разгадать одну загадку: почему такая молодая и красивая женщина могла выйти замуж за пожилого и неинтересного человека вроде Лугановича, да ещё и имеет от него детей?

Каждый раз возвращаясь в город, главный герой осознавал, что Анна скучала по нему и в глубине души ждала его. Однако влюблённые всячески старались скрыть свою любовь. Павел Константиныч стал задумываться о том, к каким последствиям, возможно, могли бы привести их отношения. Алехин догадывался, что он не сможет подарить своей любимой интересную, насыщенную жизнь. Он не мог взять ответственность за ее будущее. Похоже на то, что у героини были те же самые мысли. Влюблённые часто вместе были в театре, однако они прощались совсем как незнакомые люди. По городу ходили разные сплетни о героях, однако всё это оказалось пустой ложью. 

Однажды Луганович получает должность «председателя одной из западных губерний».  В последний месяц лета героине пришлось уехать в Крым, чтобы поправить свое здоровье. Когда Анна уезжала, Алехин успел вбежать в вагон буквально за считанные секунды до отправления поезда. Алехин крепко обнял свою любимую и начал целовать, а она заплакала. 

«Я признался ей в своей любви…», вспомнил главный персонаж. Он в последний раз поцеловал свою возлюбленную, и они попрощались навсегда. Слушатели Алехина, Буркин и Иван Иваныч, вышли на балкон и увидели солнечную погоду. Дождь прошел. Они искренне сочувствовали Алехину, живущему не своей жизнью, и Анне, которую оба персонажа знали.

Таким образом, Антон Павлович изобразил героев, которые стремятся скрыться от любви. Они скрывают свои чувства не только от окружающих, но даже от самих себя. Автор использовал прием «рассказ в рассказе», чтобы показать, насколько сильно главный герой сожалеет об утраченных чувствах. Чехов, создавая произведение, поставил перед собой цель — показать, насколько ничтожной и невыносимой является жизнь, если она полна нерешительности. Слабый, безинициативный и нерешительный человек не сможет обрести подлинное счастье. Бесхарактерная личность, не желающая идти вопреки общественным правилам, не сумеет построить свою жизнь по законам истинной любви. 

Автор: Виктория Комарова

Жанр: сказочная повесть

Читайте краткое содержание других сказок Софьи Прокофьевой:

«Лоскутик и облако»

Главные герои сказки «Приключения мальчика без тени» и их характеристика

  1. Витя Веткин. Заносчивый, гордый мальчик. Понял, как плохо быть без тени.
  2. Люся Веткина. Его сестра. Добрая и весёлая девочка.
  3. Петька. Новый чемпион по шахматам. Отзывчивый и нежадный.
  4. Тень Вити. Обиженная, несчастная, потерянная.
  5. Тени зверей. Тигра, зебры, верблюда и медведя. Добрые и отзывчивые.
  6. Тень обезьяны. Грубая, жадная, невоспитанная.

План пересказа сказки «Приключения мальчика без тени»

  1. Тень дуба.
  2. Витя ругает свою тень.
  3. Тень на верёвочке.
  4. Побег и погоня.
  5. Витя страдает от жары.
  6. Тень в зоопарке.
  7. Тень на шнурках.
  8. Тень обезьяны освобождает тень Вити.
  9. Проигрыш в шахматы.
  10. Тень с хвостиком.
  11. Рассказ тени воробья.
  12. Солнечное затмение.
  13. В кафе-мороженом.
  14. Возвращение тени.
  15. Витя счастлив.

Кратчайшее содержание сказки «Приключения мальчика без тени» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Витя оскорбил тень и она убежала от него.
  2. Витя очень страдал от жары и пытался вернуть тень.
  3. Тень подружилась с тенями животных, но её обманула тень обезьяны.
  4. Витя проиграл чемпионат по шахматам и к нему прицепилась тень обезьяны.
  5. Тени животных помогли Вите поймать тень обезьяны.
  6. Тень вернулась к Вите и мальчик был счастлив.

Главная мысль сказки «Приключения мальчика без тени»

Счастлив лишь тот, кто по-доброму относится к другим.

Чему учит сказка «Приключения мальчика без тени»

Сказка учит не быть грубым, заносчивым, не считать себя лучше других. Учит дорожить своим имуществом. Учит помогать тем, кто попал в беду. Учит отзывчивости и умению прощать.

Отзыв на сказку «Приключения мальчика без тени»

Мне очень понравилась эта смешная и поучительная повесть. В её начале Витя был грубым и отвратительным, с таким никто не захотел бы дружить, и даже тень от него сбежала. Но Витя понял свою ошибку и нашёл в себе силы попросить прощения. Он исправился и стал хорошим и добрым мальчиком. А большой беды удалось избежать потому, что друзья не бросили героев в беде.

Пословицы к сказке «Приключения мальчика без тени»

Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.

Чужое добро впрок не пойдёт.

Друг познаётся в беде.

У хромого и тень хромая.

На ошибках учатся.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Приключения мальчика без тени» по главам:

Глава 1.

Во дворе школы рос огромный дуб, который все любили, и только Витя его ненавидел. Тень дуба мешала ему смотреть, во что играют ребята.

Витя был чемпионом школы по шахматам и в тот день готовился защитить свой титул. Он презирал других ребят и считал себя исключительной личностью.

Глава 2.

Ребята копали ямы и сажали саженцы. Витя не хотел помогать, ругая тень дуба. Он считал, что может легко обойтись без тени. И он в запале схватил топор и ударил по дубу.

Вдруг он чуть не упал. 

Ребята обозвали его заносчивым дураком, но Витя смотрел на свою тень, которая выдёргивала свою ногу из-под ноги мальчика.

Витя разозлился, схватил тень и притащил домой. Там он привязал её верёвкой к спинке кровати. Потом Витя ушёл ругаться с ребятами, а тень нашла в кармане тень от ножниц и перерезала тень от верёвки. Потом она сбежала, решив начать теневую жизнь.

Глава 3.

Витя пытался догнать тень, но та улизнула и шла в раздумьях по улице. Вдруг на неё маляры опрокинули сверху ведро с извёсткой. Тень стала плоской и белой. 

Она увидела Люсю Веткину, сестру Вити, и выпросила у неё двадцать копеек. Потом она стала покупать стаканы с газировкой и выливать их на себя. И вскоре стала чёрной. В руках у неё почему-то появилась тень от зонтика.

Люся поперхнулась малиновым сиропом.

Глава 4.

А Вите было жарко. Он пытался спрятаться в тень дуба, но та сбежала от него. Витя сходил домой и взял зонтик, но солнечные лучи огибали тень от зонтика и светили ему прямо в лицо.

Тут его встретила Люся и стала требовать двадцать копеек. Витя узнал, что девочка видела тень возле зоопарка и бросился туда.

Глава 5.

Витя безуспешно гнался за тенью по улице, но та скрылась в зоопарке. У Вити не было денег на билет и он изнывал от жары. Он пытался загородиться от солнца ладошкой, но у ладони не было тени. Витя попросил дворника облить его, но дворник закрыл шланг.

Тогда Витя купил стакан газировки и вылил его на голову. От головы пошёл пар.

Голова у Вити кружилась, он был на грани солнечного удара.

Глава 6.

В зоопарке тень встретила плачущую тень лошади. Оказалась, это была тень зебры, которую никто не узнавал.

Тень Вити вырезала ножницами полоски в тени зебры и та была счастлива. Она познакомила тень со своими друзьями — тенями тигра, одногорбого верблюда и белого медведя. Они были очень заинтересованы историей с полосками, ведь у каждой из них были свои проблемы.

Тут появилась тень обезьяны, но другие тени предупредили тень Вити, что с тенью обезьяны нельзя общаться, потому что она вредная.

Глава 7.

А Витя дождался, когда его тень покинет зоопарк и схватил её. Он привязал тень к шнуркам и пошёл в школу. Он не видел, что за ним следуют тень зебры, тень тигра с полосками, тень верблюда с двумя горбами  и тень медведя с зонтиком.

Эти тени пытались развязать шнурки Вити, но у них ничего не получалось.

Зато получилось у тени обезьяны, которая в благодарность потребовала от тени Вити ехать в зоопарк и ждать её в клетке обезьяны.

Глава 8.

А Витя, раздосадованный потерей тени, пришёл в школу и проиграл финальный матч по шахматам Петьке. Ведь он ничего не соображал от жары.

Но когда матч закончился, Витя увидел тень. Он решил, что это вернулась его тень и обрадовался.

А тень стала требовать мороженого и подбивать Витю на хулиганства.

Витя купил эскимо и с ужасом смотрел, как тень поедает тень эскимо огромными кусками.

У Вити больше не было денег, но тени было мало. Она запустила руку в ящик и вытащила целую кучу теней эскимо. Она стала их жадно есть, а Витя увидел, что у тени болтается хвост.

Глава 9.

Тени зверей неторопливо возвращались в зоопарк, когда увидели тени воробьёв. Тени воробьёв рассказали им, что тень обезьяны прицепилась к мальчику, а тень мальчика попалась обезьяне.

Потрясённые коварством, тени зверей бросились на поиски тени обезьяны.

Глава 10.

А Витя пытался избавиться от тени обезьяны, но та не отпускала его. Но вдруг появились тени зверей и схватили тень обезьяны. Они были очень сердиты и тень тигра даже мечтала съесть тень обезьяны.

Витя стал торопливо говорить, что исправился, понял важность тени и просит у неё прощения.

Тень обезьяны безуспешно вырывалась, как вдруг все тени стали бледнеть, а потом и вовсе пропали. Случилось солнечное затмение.

Когда затмение прошло и тени зверей вновь появились, оказалось, что тень обезьяны сбежала.

Но тени воробьёв всё видели и сказали, что она побежала в кафе-мороженое.

Тени зверей бросились следом, а у Вити не было денег.

Он огляделся и увидел Люсю с Петькой, новым чемпионом по шахматам. Витя подбежал к ним и стал слёзно умолять дать ему денег. Люся не хотела давать, но Петька посмотрел на Витю, и дал денег.

Глава 11.

В кафе-мороженом разыгралась ужасная сцена. Тень обезьяны металась между и под столами и везде успевала схватить тень мороженого.

Витя гонялся за ней и все люди смотрели на него, как на сумасшедшего.

Тени зверей тоже были тут и им удалось схватить тень обезьяны и даже заткнуть ей рот. Они связали её обрезками от тени зебры и повели в зоопарк.

Глава 12.

Зоопарк уже закрывался. Тень Вити висела на перекладине в клетке обезьяны, а обезьяна удерживала её и приставляла к тени мальчика тень верёвки. Она не могла смириться с отсутствием у тени хвоста.

Вдруг обезьяна рассвирепела и бросила тень мальчика на пол. Но тут подоспели тени зверей и протолкнули в клетку тень обезьяны.

Обезьяна схватила свою тень, поняла в чём дело, и стала стегать свою тень тенью верёвки.

А Витя извинялся перед своей тенью и она тоже просила прощения у мальчика.

Тени зверей сказали, что больше не сердятся на Витю, и что между ними теперь тень дружбы.

Счастливый Витя шёл домой по ночной улице и всё время оглядывался на свою тень. Он любовался ею и говорил, что они всегда будут вместе. Тень ничего не отвечала, а только кивала.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Приключения мальчика без тени»

1

Обновлено: 20.06.2021 17:18:33

Ведение читательского дневника является одним из важных заданий на летние каникулы. Нередко дети выражают по этому поводу недовольство. Но, если правильно подойти к вопросу, попросить проявить ребенка творческие моменты, можно получить довольно занимательную тетрадь и сохранить ее на долгие годы.

Читательский дневник 4 класс: образец как заполнить, краткое содержание

Зачем нужен дневник читателя

Прежде всего читательский дневник является своеобразной шпаргалкой для ребенка. Она помогает ему вспомнить содержание книги, главных героев, основную мысль. Кроме того, с его помощью дети приучаются не только к систематическому чтению, но и приобретают начальные навыки написания сочинений.

Читательский дневник учит детей:

  1. анализировать прочитанное;

  2. делать выводы;

  3. структурировать мысли;

  4. запоминать ключевые моменты;

  5. пересказывать.

Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а вот рассказать про что она не может. В этом случае чтение стает малополезным.

Как оформлять читательский дневник в 4 классе

В системе образования нет жестких требований по оформлению дневника читателя. Учитель имеет право предлагать свой вариант его ведения. На сегодняшний день имеются следующие способы оформления читательского дневника:

  1. Готовый печатный дневник по классам в соответствии с ФГОС. Они оформлены очень красочно, с игровыми моментами.

  2. Электронный читательский дневник. С его помощью можно не только дать информацию о прочитанных за лето книгах, но и приобрести навыки печатания. Можно в электронный вариант вставлять картинки, фотографии. Он позволяет исправить свои ошибки, увидеть их.

  3. Готовые шаблоны дневника читателя. Ребенку остается только заполнить титульный лист.

  4. Изготовленный своими руками. Ребенок берет обычную тетрадь, делает в ней подробный отчет по книге, описывает главных героев, высказывает свои мысли. На обратной стороне отчета можно сделать иллюстрацию прочитанного, обложку тетради – оформить героями прочитанных книг. Тогда эта тетрадь превращается в настоящее произведение искусства, другой такой уже нигде не будет.

Как заполнять дневник читателя

В 4 классе детям можно немного усложнить план работы над дневником читателя. Они в силах уже сделать своеобразную аннотацию на прочитанную книгу. План заполнения дневника:

  1. Фамилия, Имя, Отчество автора произведения.

  2. Название книги.

  3. Год написания книги.

  4. Жанр книги. Что это рассказ, басня, стихотворение, сказка, роман, поэма, сказ.

  5. Главные герои и их характеристика.

  6. Главная мысль книги.

  7. Отзыв о книги. Здесь ребенок пишет, что ему понравилось или кто понравился, что не понравился или кто не понравился.

  8. Словарь незнакомых слов с объяснением их значения.

  9. Иллюстрация к прочитанному.

Не нужно подробно переписывать главы. Ребенку следует описать основные моменты, пометить важные детали. В дальнейшем, при работе в классе с этим произведением, дети могут активно пользоваться читательским дневником. Он поможет вспомнить детали произведения, те моменты, которые вспоминаются с трудом.

Общие советы по ведению дневника читателя

Педагоги дают советы детям, которые облегчат им ведение дневника читателя:

  1. Начинайте заполнять дневник сразу после прочтения книги.

  2. Задумайтесь сразу после прочтения, почему книга имеет такое название.

  3. Укажите начальную и конечную дату чтения книги.

  4. Если книга большая, то делите ее на части.

Произведения должны соответствовать возрасту детей.

Анализ основных произведений для 4 класса

Ниже мы предложим вариант ведения дневника читателя по основным произведениям 4 класса.

Аксаков «Аленький цветочек»

Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич.

Название произведения: «Аленький цветочек».

Жанр: сказка.

Главные герои произведения:

  1. Купец. Торговец. Имел трех дочерей.

  2. Младшая дочь. Добрая девушка, которая не побоялась спасти отца и отправилась к чудищу.

  3. Чудище. Страшиле, который на самом деле был заколдованным сыном короля.

  4. Сестры. Старшие дочери купца, злые, завистливые.

Краткое содержание:

Купец как-то отправился по делам торговли и спросил у каждой дочери, какой им привести подарок. Старшие дочери спросили у него украшения, младшая – цветочек аленький. Окончив свои дела, купец купил старшим дочерям подарки, но не мог найти аленького цветочка.

После того, как на его караван напали разбойники, купец спасся чудом. Он оказался в волшебном замке с прекрасным садом, где обнаружил аленький цветочек и сорвал его. Это действие вызвало гнев у хозяина замка – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но вместо него должна прийти одна из его дочерей.

Когда младшая дочь узнала о беде, которая нависла над отцом, она ушла к чудищу и жила в его замке, как госпожа. Чудище было добрым, приветливым, исполняло все ее желания. Как-то она отпросилась домой, проведывать родных, должна была вернуться в определенное время. Но, завистливые сестры перевели часы. Из-за чего младшая дочь купца опоздала и нашла мертвым чудище. Девушка заплакала и сказала, что любит его. Вместо страшного чудища появился прекрасный королевич, который женился на ней.

Основная мысль сказки: часто внешность бывает обманчива. Страшное чудище может быть заботливым, любящим человеком.

Погорельский Антон «Черная курица, или Поземные жители»

Автор: Антоний Погорельский.

Название произведения: «Черная курица, или Подземные жители».

Жанр: сказка.

Главные герои:

  1. Алеша. Одинокий, мечтательный мальчик, хороший товарищ.

  2. Чернушка. Курица — в мире людей, министр – в подземном мире. Справедливый, мудрый.

  3. Король. Мудрый, благодарный.

  4. Учитель. Жесткий, строгий.

Краткое содержание:

Уже два года Алеша жил в пансионате, далеко от дома. Когда других детей забирали домой на выходные, мальчик ухаживал за курицами, среди которых ему особо полюбилась одна, Чернушка. Как-то кухарка решила зарезать ее на обед. Алеша узнал об этом и спас свою любимицу.

Следующей ночью к Алеше пришла Чернушка и привела его в подземный город. Там курица превратилась в министра, а король этого государства отблагодарил ребенка волшебным зернышком. С тех пор Алеша не тратил время на уроки, все знал на отлично. Но, мальчик должен был взамен все держать в тайне.

После этого Алеша изменился, потерял друзей, стал плохо себя вести. Однажды мальчика решили наказать, и от страха он все рассказал учителю. В ночь к нему пришла Чернушка, попрощалась с ним. Алеша заболел. После выздоровления стал прежним хорошим мальчиком, продолжил хорошо учиться и нашел себе друзей.

Основная мысль сказки: если человек получает все даром, не прилагая усилия, то это не приносит ему добра. Нужно уметь держать свое слово.

Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»

Автор: Павел Бажов.

Название произведения: «Малахитовая шкатулка».

Жанр: сказ.

Главные герои:

  1. Настасья. Строгая вдова, которая не понимала, что творится с ее дочерью.

  2. Танюшка. Дочь. Добрая, хозяйственная, рукодельница.

  3. Странница. Хозяйка медной горы, которая многому научила Танюшку.

  4. Паротя. Жестокий управляющий.

Краткое содержание:

Настасья после смерти мужа осталась одна с тремя детьми. От супруга у нее была шкатулка с украшениями. Украшения никто не мог носить кроме Татьяны. Однажды к ним в дом пришла странница и научила девушку вышивать, подарила ей пуговицу, которую отдала ей в качестве советника.

В доме Настасьи случился пожар, и она решила продать украшения, которые купила жена Пароти, но носить их не смогла. Паротя заказал Татьяне вышить свой портрет, который увидел барин. Предложил Татьяне выйти за него замуж и показать царицу. Девушка согласилась, пришли они во дворец. Она там всех затмила своей красотой.

После того, как пришла в зал царица, Татьяна прошла в стену, а пуговица осталась на полу. Барин после этого пить стал, а люди видеть одновременно в одинаковых платьях двух Хозяек.

Основная мысль: нужно уметь ценить красоту души, а не внешнюю и золото в карманах.

Антон Чехов «Каштанка»

Автор: Антон Павлович Чехов.

Название произведения: «Каштанка».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Лука Александрыч – хозяин Каштанки.

  2. Каштанка – умная собачка, веселая. Работала в цирке.

  3. Мсьё Жорж – внимательный к животным дрессировщик, приютил Каштанку, назвал ее Теткой.

  4. Иванович – важный гусь.

  5. Федор Тимофеевич – вечно недовольный кот.

  6. Хавронья Ивановна – добродушная свинья.

Краткое содержание:

Каштанка жила с Лукой Александрычем и его сыном. Однажды она потерялась и прибилась к хорошему человеку, который оказался дрессировщиком цирка. Он оценил собаку и стал готовить ее к выступлению. Однажды от несчастного случая умирает гусь, и дрессировщик выставляет на сцену Каштанку. В это время Лука Александрыч с сыном были на представлении, они узнают свою собаку, кричат ее. Каштанка бежит к ним.

Основная мысль: как бы собаке не было хорошо, она всегда бежит к своему хозяину. Собака – это лучший друг человека.

Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»

Автор: Евгений Шварц.

Название произведения: «Сказка о потерянном времени».

Жанр: сказка.

Главные герои:

  1. Петя – неторопливый, ленивый мальчик.

  2. Злые и коварные волшебники.

  3. Маруся, Наденька, Вася – друзья Пети.

Краткое содержание:

Петя – ученик третьего класса, плохо учился, всегда опаздывал. Однажды он пришел в школу и увидел, что превратился в старичка, которого не узнала даже мама. Мальчик испугался и побежал куда глаза глядят. Забежал в лес, увидел там злых волшебников, нечаянно узнал, что это они забрали его время и у таких же еще троих ребят.

Петя пошел на поиски других детей, находит их. Мальчик всех ведет в дом к волшебникам. Там друзья прячутся и ночью отматывают часы назад, после чего превращаются обратно в детей и перестают тратить время зря.

Основная мысль: нельзя тратить время зря, нужно учиться, заниматься полезными делами.

Саша Черный «Игорь Робинзон»

Автор: Саша Черный.

Название: «Игорь Робинзон».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Игорь – мальчик-фантазер, добрый, смелый, непослушный, находчивый.

  2. Цезарь – умная собака, пудель.

  3. Настя – кухарка.

  4. Жибер – садовник, добрый человек.

Краткое содержание:

Как-то Игорь остался дома один, ему стало скучно. Он отправился на лодке поиграть в адмирала. Лодка поплыла, ее прибило к острову, на котором жили кролики. Игорь воодушевился, представил себя Робинзоном и стал осматривать остров. За это время лодку унесло. Мальчик кричал, но его никто не слышал.

Ночью пришла крыса, мальчик отгонял ее. Он услышал лай. Это к нему приплыл Цезарь. Игорь отправил с ним записку, которую увидел садовник, но ничего не понял. Собака повела садовника к берегу пруда, и тот сообразил в чем дело, сел на лодку и спас мальчика. Игорь стал считать своим спасителем Цезаря и сделал ему медаль.

Основная мысль: нужно думать о последствиях своих действий. Если бы Игорь слушался маму и не стал играть на воде, то ему бы удалось избежать неприятностей.

Михаил Зощенко «Елка»

Автор: Михаил Михайлович Зощенко.

Название произведения: «Елка».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Минька – глупый, невоспитанный мальчик.

  2. Леля – дерзкая, находчивая девочка.

  3. Мама – добрая, гостеприимная. Защищает своих детей, когда те неправы.

  4. Папа – умный, строгий, умеет настоять на своем.

Краткое содержание:

В канун Нового года Минька с Лелей пробрались в комнату с подарками. Ребята стали с елки снимать сладости и откусывать их. Минька залез на стул, чтобы сорвать высоко висящее яблоко, но сорвался, упал и разбил куклу. Брат с сестрой убежали, испугавшись.

Пришли гости, мама начала им раздавать подарки. Внезапно она обнаружила обкусанные сладости и поняла, чьих это рук дело. Тогда мама подарила паровозик, который предназначался Миньке, другому мальчику. Тот обиделся и ударил его. Мама девочки, которой предназначалась кукла, обиделась, что она со сломанной рукой.

Гости стали высказывать свое недовольство, а мама – заступаться за детей. После чего гости ушли, обидевшись. Папа на это сказал, что ни праздника, ни подарков не будет. Выключил свет. Все ушли спать.

Основная мысль: нельзя быть жадным и обижать людей. Если пригласили гостей, то нужно проявлять гостеприимство, иначе можно остаться одиноким.

Это только основные произведения в списке чтения для детей 4 класса. По предложенному примеру можно составить отзывы на другие, заданные книги.

Оцените статью

 

Всего голосов: 1, рейтинг: 4

Произведения А. П. Чехова остаются популярными среди читателей разных возрастов многие десятилетия. Ставшие классическими, новеллы писателя содержат глубокие размышления на темы, связанные личностью и ее местом в этом мире. Одним из самых интересных и необычных произведений писателя является рассказ «Пари». Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с его анализом по плану ниже.

История создания 

Создано «Пари» было в 1888 году для газеты А. Суворина «Новое время», но на печатных страницах появилось уже в 1889 г. Суворин был сильно обижен на писателя за то, что тот не писал произведений для его газеты. И Чехов решил загладить вину, написав рассказ специально для «Нового времени».

Изначально сочинение в трех частях было опубликовано под иным названием — «Сказка». Нынешний заголовок появился лишь в 1901 году после редактирования. Внёс Чехов и другие правки: сократил сам текст, заменил некоторые фразы и убрал финальную главу, из-за чего смысл полностью изменился.

Как признавался автор, поступил он так потому, что конец ему не понравился, показался «не в меру холодным и суровым». Что именно не решился оставить Антон Павлович? Фрагмент содержал в себе весьма забавный финал истории юриста и банкира. Как мы помним, к закату дней банкир изрядно поиздержался. Поэтому он решил заключить новое пари с богачом: он спорил на три миллиона, что бедняк может отказаться от миллиона по своим убеждениям. Банкир уже предвкушает выигрыш и отправляется в кабинет, чтобы показать всем письмо юриста и рассказать о его добровольном уходе из флигеля накануне завершения спора. Но там он застает юриста, который умоляет его отдать ему хотя бы 100 или 200 тысяч, ведь книги — блажь, которая его обманула, а настоящий мир убедил его в необходимости денег:

«Я так ошибался! […] Книги — это слабая тень жизни и эта тень меня обокрала! […] Я не прошу у вас двух миллионов, я не имею на них права, но умоляю вас, дайте мне сто или двести тысяч! Иначе я убью себя!»

Несчастный банкир вернулся из кабинета и признал проигрыш спасительного пари. Теперь он действительно разорен.

Такой финал ироничен, но жесток по отношению к людям. Более того, он совсем не поучителен, ведь получается, что герой, лишенный общества людей и сошедший с ума, вмиг оправляется и становится таким, как был, стоило ему только вернуться в свет. Это означает, что пари выиграно юристом: он смог прожить 15 лет в заточении, но не измениться. Он легко восстановился и продолжил жить, как ни в чем ни бывало. Такой финал лишает рассказ нравственного смысла.

Жанр, направление

Произведение «Пари» относят к жанру рассказа. В центре внимания читателей находится одна сюжетная линия – пари между мужчинами, встретившимися на приеме, сквозь длинный промежуток времени (15 лет). Количество основных персонажей также ограничено двумя лицами.

Несложно отыскать и черты притчи – короткого поучительного сочинения: иносказательность, жизненность ситуации, наличие скрытого назидания для читателей.

По литературному направлению можно отнести к реализму, несмотря на преувеличенность ситуации. Герои типичны, рассматриваются их духовные искания, характеры, исследуются мотивы поступков. Психологизм является одним из главных методов при работе над персонажами.

Смысл названия

Именно спор, возникший между двумя героями, и служит завязкой. Утверждение юриста о том, что невиновный может с легкостью провести в добровольном одиночном заточении несколько лет, кажется банкиру абсурдным. Чтобы доказать несостоятельность убеждений молодого человека, он ставит на кон два миллиона, абсолютно уверенный в том, что юрист выдержит не более 4 лет.

Смысл названия заключается в кратком обобщении его сюжета: речь идет о пари и его итогах.

Суть: о чем?

Старый банкир вспоминает о том, как когда-то заключил пари. Столкнулись спорщики на одном из приемов, которые раньше давал герой. Между ними завязалась бурная дискуссия на тему того, а что же лучше: всю жизнь просидеть в тюрьме или быть казненным? Банкир говорил, что находиться в заключении невыносимо, и лучше уж умереть, но его оппонент – молодой юрист — считал иначе. Тогда они и решили проверить, как будет на самом деле.

Банкир пообещал выплатить два миллиона по истечении пятнадцати лет, которые юрист должен был провести взаперти, в одном из флигелей сада. Общаться с людьми было нельзя, выходить за пределы «тюрьмы» — тоже. Все необходимые вещи — ноты, вино, еда и пр. — передавались через маленькое окошко в любом запрашиваемом объеме. 

Первый год для добровольного узника проходил в скуке, затем у него понемногу появилось желание развиваться. Учебники для изучения иностранных языков, научные труды — все это выписывалось и читалось им в огромных количествах. Литература стала для него единственным спасением.

«В продолжение четырех лет по его требованию было выписано около шестисот томов»

И вот настает назначенный день. Но банкир, растративший все свои сбережения, уже не хочет отдавать остатки. Тогда задумывается об убийстве.

«Если у меня хватит духа исполнить свое намерение, — подумал старик, — то подозрение прежде всего падет на сторожа»

Зайдя в комнату, в которой содержали заключенного, он находит за столом обтянутый кожей болезненный скелет. Перед ним лежит письмо, в котором говорится о том, что юрист, осознав никчемность материальных ценностей и глупость человечества, отказывается от выигрыша и решается на побег.

Банкир, которого эти слова потрясли до глубины души, раскаивается. Подробное краткое содержание со всеми важными деталями Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Пари» имеют свою характеристику:

  1. Банкир – ныне старик, бывший богач: он без особых раздумий был не против потратить пару миллионов на случайный спор. Азартен, очень зависим от роскоши, вспыльчив. Беспечность по отношению к финансам приводит к разорению, и, когда назначенная дата выплаты выигрыша приближается, он осознает, что лишних денег совсем нет. Поэтому в приступе жадности готовится к убийству узника, но коварный замысел исполнить не удается. 
  2. Юрист – упорный и амбициозный человек, не желает отказываться от своей точки зрения даже тогда, когда ему грозит провести значительный срок в полном одиночестве. В заточении он постепенно меняет образ мышления, начиная презирать порочное общество. Доходит до того, что он предпочитает сбежать, отказываясь от награды. Сильно развивается интеллектуально, так как книги становятся для него практически единственным доступным развлечением и источником информации. Но взамен он теряет связь с реальностью, ибо настоящая жизнь проходит мимо.

«Его чтение было похоже на то, как будто он плавал в море среди обломков корабля и <…> жадно хватался то за один обломок, то за другой!»

Темы

Автор в рассказе «Пари» представил такую тематику:

  1. Тема уединения (отшельничества). Автор показывает, что человек не может обойтись без людей, не потеряв самого себя. В безжизненном и обтянутом кожей скелете читатель не увидит ни черточки, сохранившейся от амбициозного и азартного юриста. Это существо потеряло все ориентиры и цели, теперь у него нет возможности и желания контактировать с миром и узнавать что-то новое.
  2. Тема просвещения. Автор учит читателя, что одного лишь обучения без реального жизненного опыта недостаточно для развития личности. Юрист знает много, но отрекается от этого, потому что лишен возможности применить знания во благо общества и самого себя.
  3. Тема переосмысления ценностей. В заключении юрист пережил трансформацию, состоящую из нескольких этапов. Сначала он искал в книгах и других подношениях развлечение, потом — просвещение, затем — достижение, и, наконец, вплотную приступил к поиску смысла жизни в религиозной литературе. В финале алчный герой отказывается от денег, ведь осознал их ненужность. Впрочем, духовный кризис заставил его разувериться во всех жизненных ценностях.
  4. Тема жадности. Также рассказывает Чехов о человеческой жадности: банкир почти идет на преступление, только бы не выплачивать обещанное. 
  5. Тема нравственного и интеллектуального упадка: юрист сбегает, отступаясь от всех человеческих радостей, целей, идеалов. Его сгубило одиночество. А банкира развратили деньги, от которых он стал так зависим.

Проблемы

Проблемы, поднимаемые в тексте «Пари», тесно переплетаются с темами, к которым обращается писатель. Несмотря на то, что заключенный совершенствует свои умения, об окружающем его мире он судит только по прочитанному. 

«Пятнадцать лет я внимательно изучал земную жизнь. Правда, я не видел земли и людей, но в ваших книгах я пил ароматное вино, пел песни, гонялся в лесах за оленями и дикими кабанами, любил женщин…»

У него нет объективного представления о реальности – все его суждения строятся на чужих мыслях и описаниях. Он мало знаком с людьми, но презирает их. Он судит общество за неразумность и стремление к ложному, но, отделенный от него, не замечает никаких положительных сторон. Поэтому основная проблема рассказа «Пари» — это нравственная, духовная и интеллектуальная деградация человека, лишенного общества людей и реального опыта жизни.

Также говорится о легкомысленном отношении к финансам и азартности как слабости личности. Банкир мог бы не участвовать в пари, не предлагать крупную сумму в награду, но тяга к играм помешала это сделать. Он не задумывается о возможных последствиях, полагая, что денег у него в любом случае всегда будет достаточно. Такая беспечность впоследствии почти толкнула его на убийство.

Кроме того, автор затрагивает тему алчности. Юрист потратил лучшие годы жизни ради денег, которые мог бы заработать сам за это время. Банкир ради денег готов был запятнать душу убийством. Именно алчность толкает людей на безнравственные и глупые поступки.

Основная идея

Оба героя проходят свой путь духовного развития. Юрист учится по тому, что написано другими людьми, банкир – на собственных ошибках. Каждый из них к финалу меняется, открыв для себя новую истину. Но итоги обучения далеки от ожиданий.

Юрист в ходе просвещения, лишенного опыта и эмоций реальной жизни, лишенного практического применения и труда, становится пародией на мудреца и отрицает все, чему учился. Его разочарование в людях носит книжный и надуманный характер, поэтому автор хотел показать тщетность всех этих знаний в альтернативном финале. Просвещение без практического воплощения своих способностей — это бесполезное и даже вредное времяпрепровождение, по мнению автора. Человек имеет смысл жизни только среди людей — вот еще одна главная мысль рассказа «Пари».

Банкир шел по пути собственных ошибок, но не уделял должного времени просвещению и развитию. На поводу у страстей и пороков он оказался неспособным к практическому применению своего потенциала. Его боязнь потерять деньги, нажитые когда-то, говорит о его неспособности заработать их снова. Значит, в праздности и кутежах он растратил себя. Это другая крайность, которая также ведет к деградации человека. Таков смысл рассказа «Пари».

Чему учит? 

Чехов показывает, как сильно, оставшись в одиночестве, личность может измениться. Юрист, приобретя мудрость из сочинений, считает себя умнее всех, но стоит задуматься, настоящий ли это жизненный опыт? Ведь герой не переживает многое из того, что доступно остальным. Все его представления о мире исходят из увиденного до заключения и того, что удалось прочесть. Так может ли подобный человек с уверенностью судить о других? Чехов в рассказе «Пари» заставляет задуматься о том, что мы не должны подменять реальный опыт книжным и считать себя непревзойдёнными мудрецами после каждого прочитанного тома. Только знания, нашедшие практическое применение в жизни, могут сделать нас по-настоящему мудрыми и сильными. Живя лишь за счет книжного опыта, человек не развивается, а деградирует. Такова мораль произведения «Пари».

Также нужно сказать о том, что люди не могут жить в полном одиночестве, не потеряв себя. Изоляция от себе подобных способствует лишь разочарованию в жизни и отчаянию. Вот чему учит рассказ «Пари».

Художественные особенности

Персонажи Чехова раскрываются, в основном, через деятельность и речь (монологи и диалоги). Важное значение имеет письмо юриста, в котором он излагает все то, что скопилось у него на душе за пятнадцать лет.

Из художественных средств чаще всего встречаются восклицательные предложения («Неправда!», «Идет!», «Согласен!» и пр.). Они придают репликам эмоциональность, живость.

Используются наречия, уточняющие характер действий («жадно принялся», «неподвижно сидел», «осторожно сорвал», «сердито разговаривал» и пр.); употребляется множество глаголов, задающих быстрый темп сюжету, а также применяются эпитеты для создания образной картины (портретное описание узника: «впалые щеки», «косматая голова», «землистый оттенок кожи» и др.)

Критика

Из дневников композитора и публициста А. Б. Гольденвейзера известно, что Л. Н. Толстому рассказ очень понравился. Он посчитал его интересным, с необычной задумкой, а также отдельно похвалил литературное мастерство автора.

Некоторые (в том числе, писатель М. Н. Альбов) отмечали, что период жизни, в который создавалось произведение, был для Чехова довольно тяжелым и мрачным. Особенно сильно это проявилось в презрительном отношении юриста к людям, четко проявившемся во время заточения.

Автор: Инна Колокольникова

  • Рассказ темные аллеи бунин читать краткое содержание
  • Рассказ тема и жучка слушать
  • Рассказ тепа евгений носов
  • Рассказ телеграмма паустовский читать краткое содержание
  • Рассказ телеграмма был написан паустовским на основе