Рассказ тедди казакова читать

Литературная премия им. ю.казакова учреждена журналом новый мир и благотворительным резервным фондом, присуждается с 2000 года автору, живущему и работающему

Литературная премия им. Ю.Казакова учреждена журналом «Новый мир» и Благотворительным резервным фондом, присуждается с 2000 года автору, живущему и работающему в России, за рассказ на русском языке. Юрий Казаков, чье имя носит премия, замечательный прозаик, автор многих удивительно точных по словесному рисунку и неповторимых по описаниям природы рассказов. Финалистами прошедших лет становились: Игорь Клех, Виктор Астафьев (посмертно), Асар Эппель, Ирина Полянская , Борис Екимов, Александр Иличевский.

В работе литературной Премии имени Юрия Казакова сделан перерыв по техническим причинам.

Рассказ тедди казакова читатьРассказ тедди казакова читатьРассказ тедди казакова читать

Рассказ тедди казакова читать21 января в Культурно-просветительском центре библиотеки им. А. П. Чехова состоялось вручение премий имени Юрия Казакова за лучший рассказ года. Лауреатом 2011 года за рассказ “Аметисты”(«Знамя», № 8) стал Николай Кононов — петербургский поэт и прозаик, автор романа «Похороны кузнечика», завоевавшего премию Аполлона Григорьева (2002) и вошедшего в букеровский шорт-лист. Перу Кононова принадлежат и несколько стихотворных сборников, романы “Нежный театр” и “Фланер”. Окончил физический факультет Саратовского университета, а затем, в Ленинграде, аспирантуру по специальности “Философские вопросы естествознания”. Основатель (1993 г.) и главный редактор петербургского издательства “ИНАПресс”. Лауреат премий Андрея Белого (2009, за книгу стихов “Пилот”); шорт-листы премий Андрея Белого (2000, поэзия; 2004, проза), “Русский Букер” (2000), “Антибукер” (2001), имени Юрия Казакова (2001).

В шорт-лист премии также вошли рассказы “Глебов-младший” Всеволода Бенигсена, “Куртка Воннегута” Ксении Драгунской, “Обстоятельство времени” Анны Матвеевой, “Поздний звонок” Леонида Юзефовича и “Бабкин оклад” Марины Вишневецкой.

Рассказ тедди казакова читатьРассказ тедди казакова читатьРассказ тедди казакова читать

Лауреатом литературной премии имени Юрия Казакова 2010 года за лучший рассказ стал Максим Осипов.

Максим ОсиповРассказ Осипова «Москва — Петрозаводск» был опубликован в №5 журнала «Знамя».
Максим Осипов — врач-кардиолог, автор и редактор многих медицинских книг, в последние годы работает в Тарусской больнице. С 2007 года печатает свою публицистику и прозу в «Знамени», стал лауреатом премии этого журнала.

Его проза, опубликованная в «Знамени», составила сборник «Грех жаловаться» (М.: АСТ-Corpus, 2009).

Рассказ тедди казакова читатьРассказ тедди казакова читатьРассказ тедди казакова читать

Шорт-лист премии им. Ю. Казакова за 2009 год

  1. Марина Бувайло «Улики» (журнал “Знамя», 2009, №3),
  2. Георгий Давыдов «Как избавиться от сверчков» (журнал «Знамя», 2009, № 9),
  3. Олег Ермаков “Легкий поток” (журнал “Октябрь”, 2009, № 11),
  4. Николай Климонтович “Эльдорадо” (журнал «Октябрь», 2009, № 5),
  5. Артур Кудашев “Красная директория” (журнал «Бельские просторы», 2009, № 8),
  6. Моше Шанин “Дом 3, или Черный день” (журнал «Октябрь», 2009, № 2).

Рассказ тедди казакова читатьРассказ тедди казакова читатьРассказ тедди казакова читать

2009 год — Олег Ермаков

Премию Юрия Казакова получил Олег Ермаков за рассказ «Легкий поток», опубликованный в журнале Октябрь (2009, №11).

Ермаков Олег Николаевич родился 20 февраля 1961 года в Смоленске. Образование среднее. Участник войны в Афганистане. Работал лесником Баргузинского заповедника (1978-1979), затем Алтайского и Байкальского заповедников, сотрудником районной газеты «Красное знамя» (1979-1981), корреспондентом в смоленской областной газете «Смена» (1983-1985), сторожем, сотрудником Гидрометеоцентра (1985-1989).

Печатал свою прозу в журналах: «Афганские рассказы» («Знамя», 1989, №№ 3, 10), рассказ «Благополучное возвращение» («Новый мир», 1989, № 8), роман «Знак зверя» («Знамя», 1992, №№ 6, 7), повесть «Фрески города Гороухши» («Знамя», 1997, № 8), «Единорог» («Знамя», 1998, № 2) и «Река» («Знамя», 1999, №9) – являются частями романа «Свирель вселенной» (вместе с частью «Транссибирская пастораль»).

Произведения Ермакова переведены на английский, венгерский, голландский, датский, итальянский, китайский, корейский, немецкий, финский, французский и японский языки.

Член СП СССР (1989), Русского ПЕН-центра (1995).

Отмечен премией журнала «Знамя» (1995). Романы «Знак зверя»(1993) и «Холст»(2005) входили в шорт-лист Букеровской премии.

Живёт в Смоленске.

Рассказ «Легкий путь» – сюжет, которого строится вокруг попытки рок-музыканта рубежа 70-80-х годов укрыться от повторного принудительного помещения в психиатрическую больницу в просторах Сибири. Последние годы советской власти. Движущийся на Восток поезд. В нем – музыкант по прозвищу Танец, в противоположенном направлении когда-то следовал со своими верными спутниками монах Сюаньдзан по прозвищу Легкий Поток – герой «Путешествия на Запад» китайского классика У Чен Эня, культовой книги для музыканта. Перед нами философский этюд о самом феномене свободы, о состоянии свободы, о составляющих свободы.

Рассказ тедди казакова читатьРассказ тедди казакова читатьРассказ тедди казакова читать

2008 — Ольга Славникова

Рассказ тедди казакова читать

Премию Юрия Казакова получила Ольга Славникова, букеровский лауреат 2006 года, за рассказ «Сестры Черепановы» из сборника «Любовь в седьмом вагоне» двух сестрах с говорящей фамилией «Черепановы». Как и знаменитые создатели первого российского паровоза, героини рассказа тоже изобретательницы-самоучки. И они тоже строят паровоз, правда, не обычный, а работающий на самогоне. Родная деревня Черепановых больше не пьет, а, напротив, трудится в поте лица.
По словам критика Марии Галиной, которые приводит «Коммерсантъ», из шести работ финалистов «Сестры Черепановы» оказался единственным рассказом, который «не содержит фантастического элемента».. Речь идет о

Шорт – лист премии :Рассказ тедди казакова читать

  • Сухбат Афлатуни “Проснуться в Ташкенте” — журнал «Октябрь» № 2, 2008
  • Владимир Березин “Веребьинский разъезд (из цикла «Ностальгия»)” — журнал «Новый мир» № 3, 2008
  • Лариса Бортникова «Гарнизон Алые Паруса» — журнал «Полдень XXI век» N2, 2008
  • Ирина Василькова “Стрелка” — журнал «Знамя» № 4, 2008
  • Мария Лосева “Репетитор” — журнал «Знамя» № 9, 2008
  • Ольга Славникова “Сестры Черепановы” — журнал “Саквояж СВ” № 10, 2008 (рассказ вошел в сборник Ольги Славниковой. Любовь в седьмом вагоне. — М.: АСТ, 2008)

Рассказ тедди казакова читатьРассказ тедди казакова читатьРассказ тедди казакова читать

2007 год – Наталья Ключарева

Рассказ тедди казакова читатьПремия вручена Наталье Ключаревой за рассказ «Один год в Раю», опубликованный в журнале «Новый мир» № 1.

Ключарёва Наталья Львовна родилась 1981 году в Перми, окончила филфак Ярославского государственного педагогического университета. Живет и работает в Москве. Финалист премии “Дебют” за 2002 год в номинации “Поэзия”. Наталья Ключарева — молодой автор, в 2006-м году в «Новом мире» был опубликован ее дебютный роман «Россия: общий вагон». В дебютном романе Натальи Ключаревой комическое соседствует с трагическим, древнерусская тоска – со скоморошьим разгулом, христианская духовность – с панком. Все это не просто гармонично уживается рядом, но и позволяет друг другу играть новыми красками. Эпизоды любовно сшиваются в эдакое пестрое лоскутное одеяло – тут кусочек красного атласа, здесь веселенький ситец, а там – дерюжка.

Главный герой премированного рассказа «Один год в Раю», как следует «помянув» бросившую его жену, отправляется за город, в те места, где в войну пропал без вести его дед. Дело происходит аккурат 9 мая. В конце концов, расчувствовавшийся и запутавшийся холостяк покупает у какого-то спившегося мужика дом. Обычная история становится символической, когда выясняется адрес нового дома: «Смоленская область, Грязевский район, деревня Рай». Кстати, адрес вполне реальный — перу той же Натальи Ключаревой принадлежит и документальный очерк о жизни «в Раю».

Рассказ тедди казакова читатьРассказ тедди казакова читатьРассказ тедди казакова читать

2006 год – Афанасий Мамедов

Рассказ тедди казакова читатьЗа 2006 год лауреатом премии стал Афанасий Мамедов за рассказ «Бекар», опубликованный в журнале «Октябрь», №7 за 2006 год. Это рассказ о преподавателе Гнесинки по кличке Бекар, мерное течение жизни которого оказалось нарушено появлением молоденькой пианистки.

Афанасий Мамедов — уроженец Баку, выпускник московского Литинститута. Он долгое время тщательно разрабатывал тему пересечения двух культур. Действие его самого известного романа «Фрау Шрам», попавшего в букеровский финал 2003 года, разворачивается на пространстве между Азербайджаном и Россией. С того времени Мамедов постепенно отходил от бакинской тематики и уже совсем было обратился к так называемой коммерческой словесности, опубликовав в соавторстве со своим отцом Исааком Милькиным боевик «Патриций. Роман номер сто». Теперь один из его новеллистических опытов осенен именем Юрия Казакова, одного из лучших рассказчиков ХХ века.

В нашей библиотеке вы можете познакомиться со следующими произведениями Афанасия Мамедова:

  • Мамедов, А. Подоспевшее счастье: Диптих / А. Мамедов // Октябрь. — 2005. — N 11. — С. 77 — 96.
  • Мамедов, Афанасий Хазарский ветер: Повести и рассказы / А. Мамедов. — М.: Текст; Дружба народов, 2000. — 283,[1] с. — Горячие точки.
  • Мамедов, Афанасий И. Фрау Шрам: [роман] / Афанасий И. Мамедов. — М.: Время, 2004. — 366, [1] с. — Высокое чтиво.
  • Мамедов, Афанасий Патриций: роман N 100 / А. Мамедов, И. Милькин. — М.: Время, 2005. — 268, [1] с. — Высокое чтиво.

Мы закрыли глаза и далекий придумали остров, мы придумали ветер и себе имена…

530 965 зн., 13,27 а.л.

Свободный доступ

281


2



0

Злой колдун побежден. Дитц возвращается домой и вынужден объяснять всем, где он пропадал. А еще разбираться с беспокойным хозяйством, подкинутым королем Рагнборгом и собственными семейными проблемами…

6 423 зн., 0,16 а.л.

Свободный доступ

Где-то метет метель, а где-то тают коты — все смешалось во Вьюжном Мире, когда поссорились местные колдуны.

29 831 зн., 0,75 а.л.

Свободный доступ

В недалеком будущем научились переносить в компьютерную игру сознание человека. Хочешь стать феей? Пожалуйста. Покататься на танке? Милости просим. Ступить на борт парусного корабля? Как пожелаете. Проблема у ребят возникла тогда, когда они, не сумев договориться, в какую игру хотят сыграть, нажали на «случайный выбор»…

81 997 зн., 2,05 а.л.

Свободный доступ

«И было предсказано, что когда Венец Света коронует принцессу, злые чары падут и единороги вернутся в Глен. И произойдет это, когда принцессе исполнится седьмой год».

Четыре девочки живут у приемных родителей на отдаленной ферме. Но однажды, мама рассказывает им, что одна из них — принцесса из пророчества. Проблема в том, что фермеры сами не помнят — которая.

448 387 зн., 11,21 а.л.

Свободный доступ

291


0



0

Плохо, когда в королевстве заводится злой колдун. Еще хуже, когда у него есть плащ неуязвимости. И совсем плохо — если он похищает единственную наследницу короля, принцессу Эленор.
Юный волшебник Алька отправляется в опасное путешествие между мирами, чтобы найти героя. Дитц, правда, не совсем герой, но у него есть идея…

«— Учитель моего учителя пытался его победить, но… проиграл, — вздохнул Алька. — У Манфридуса есть волшебное платье, которое он украл у феи Аламеры, пока он носит это платье, его никак не одолеть…
— Что прямо ходит в женском платье? — осторожно уточнил Дитц.
— Почему в женском? — удивился Альв.
— Ты же только что сам сказал, что он украл платье феи! А оно наверное, еще все в рюшках и прочих кружавчиках…
Альв вытаращился на Дитца, а потом, внезапно, начал хохотать:
— Не могу… — всхлипывал он. — Злой волшебник… в рюшках!»

8 499 зн., 0,21 а.л.

Свободный доступ

150


0



0

Не стоит задумываться о смысле жизни, если у тебя плохое настроение…
«И привиделось ему, что он уже мертв и лежит в могиле…»

3 640 зн., 0,09 а.л.

Свободный доступ

190


0



0

Классические страшилки с неожиданной концовкой.

6 832 зн., 0,17 а.л.

Свободный доступ

161


0



0

Новый рассказ от главного героя «Когда я был большим». О том, что любопытство не всегда полезно для погоды.

10 406 зн., 0,26 а.л.

Свободный доступ

147


0



0

В детстве каждый мечтал быстрее вырасти. Что же, иногда мечты сбываются. Но плохо, если в деле оказывается замешан злой волшебник…

3 315 зн., 0,08 а.л.

Свободный доступ

157


0



0

Никогда не поймешь, рассказывает Мухоморыч правду, или байки травит. Как пойдет молодость вспоминать, так хоть стой, хоть падай!

32 801 зн., 0,82 а.л.

Свободный доступ

172


0



0

А Черный Тедди был пират,
Пират довольно ловкий
Но срок пришел и был он взят
И обручен с веревкой

А Черный Тедди спрятал клад
За проклятой бухтой
И в том, сам дьявол, говорят,
Был ему порукой…

45 098 зн., 1,13 а.л.

Свободный доступ

201


0



0

«Все что с нами было, было на самом деле». Приключения Грозы Морей и его команды. Над Карибским морем стоит тихая ночь, а «Шторм» отправляется на поиски волшебного острова. Вот только бы капитан поменьше любил ром…

33 142 зн., 0,83 а.л.

Свободный доступ

169


0



0

Бунт на корабле — как много в этом звуке! Оставшись без корабля и команды, Гроза Морей обращается за помощью к капитану Кровавому Клыку. Зря. Очень зря.

Галичские. Не знаю, есть ли в Москве.
12.11.2021 22:44:36, Планетка

ну на рынке вероятно
хотя там своим самовыращенным давно никто не торгует, да и самовыращенное давно на комбикормах.

12.11.2021 17:54:08, douceur

Так закажите доставку с какой-нибудь фермы. Я заказываю иногда (в Питере — ООО Ладога-ферма). Наверняка в Москве есть подобные

12.11.2021 17:19:04, starka

…а они чем-то отличаются?:)

12.11.2021 17:05:49, Vanilla

Musenka

Ну, есть, наверное, дегустаторы яиц, которые чувствуют разницу, я лично за несколько лет потребления фермерских и магазинных так и не увидела ее…

12.11.2021 17:50:08, Musenka

домашние яйца я редко пробую, но ни разу не заметила разницы:(
После отзывов захотелось купить Окские — вдруг они лучше простых магазинных?:)

12.11.2021 19:19:25, Vanilla

[пусто]
12.11.2021 19:21:49

Чилим

Да ладно! Я бы может и повелась, но было с чем сравнить, причем последний раз недавно

12.11.2021 21:17:27, Чилим

Все так заинтриговали. Они наверное завтра подорожают))
12.11.2021 19:42:15, Etagerka

да обычные они. прямо перевозбудился народ на частое упоминание

13.11.2021 01:03:50, ALora

Чилим

А они на вкус как-то отличаются? Не я всякие домашние тоже едала, и не так давно (брат держит, угощал), но именно вкусовой разницы не заметила

12.11.2021 17:01:57, Чилим

В принципе,конечно, отличаются яйца на вкус. Чаще — незначительно. Но иногда,чувствуешь, что вот эти гораздо лучше того, что ел раньше. Самые отвратительные пришлось попробовать в одной вполне европейкой развитой стране. Сначала думала, что это особенность первого места заселения, но потом такие были во всех точках .
12.11.2021 17:39:43, Etagerka

Чилим

Могу допустить что отличаются в разных регионах ( вода, корма). А в одном…разве что кто то отборной пшеницей кормит или орехами… или так пишет на упаковке

12.11.2021 21:26:35, Чилим

Перчиком присыпать и разницы не будет. Одно время БМ присылал яйца в какашках, видимо показать, что реально из-под курицы))) Подруга в Подмосковье каждые выходные мотается за яйцами. А меня окские полностью удовлетворяют.

12.11.2021 16:48:00, рица

Вспомнился рассказ одного рыночного торговца о том, как они покупают яйца в магазине, пачкают в помете и продают под видом фермерских вдвое дороже:))

Вроде считается, что яйца от здоровых кур чистые? Испачканные вроде как нехорошо?
Но у меня ни кур, ни бабушек не было, только с чужих слов сведения, поэтому могут быть ошибочными:)


12.11.2021 19:22:39, Vanilla

LoraEf

только сегодня утром после темы про яичницу подумалось, кто какие яйца любит :)
я в последнее время окские белые покупаю.
рыжие желтки из коричневых яиц мне перестали нравиться

12.11.2021 16:47:41, LoraEf

иногда оранжевые желтки попадаются и в белых яйцах. Раньше я думала, что в них только светло-желтые

12.11.2021 17:06:39, Vanilla

[пусто]
12.11.2021 16:22:18

Горох
12.11.2021 16:23:04, ШаНуар

казакова

Вроде там 3 категории есть и СО не мельче остальных марок.

12.11.2021 16:37:34, казакова

Окские едим, по мне остальные вообще несъедобны. И размер нормальный, а не голубиные, но мы св покупаем.
12.11.2021 16:16:36, ШаНуар

NLU

Мне Окские вкуснее, чем от знакомых куриц.
12.11.2021 16:15:17, NLU

Волжские или Счастливая курица покупаем
желток рыжий и вкусный

не знаю, правда, есть ли такие в Москве )


12.11.2021 16:09:48, ЁЁЁЁЁ

Не смотрите, просто ешьте.
Если исключить визуальный анализ — не каждый определит (если только по вкусу, без цвета желтка) магазинное яйцо или нет.

12.11.2021 16:08:40, Птичка снежная

Ну вот НЕ окские я без всякого визуального анализа определяю, чисто на вкус))
12.11.2021 16:17:56, ШаНуар

окские не ела. Но ела домашние, от собственной курицы. Раньше мне тоже казалось, что домашние — вещь, магазинные — фу-фу-фу.
А сейчас — да норм и магазинные)

12.11.2021 16:20:00, Птичка снежная

Я как раз «домашние» есть не могу, от топтанных куриц, мне у них какой-то привкус мерещится.
12.11.2021 16:37:00, ШаНуар

казакова

Чего только кому не мерещится) у нас свои куры, людям только предложи яйца, в лёт уходят.

12.11.2021 16:42:06, казакова

При чем здесь мерещится? Мне НЕ нравятся яйца от своих кур. Людям некоторым такое нравится иногда. Обязательно всем должно нравится то же, что и «людям»? Есть фанаты, да. Мне не нужно таких яиц.
12.11.2021 17:48:47, ШаНуар

казакова

Как интересно. Только от топтанных? Куры несушки прекрасно несутся и без петуха, не у всех он есть. От не топтанных кур у яиц привкус мерещится? )))
А так да, куда уж свежему яйцу от своей курицы до окских)))

12.11.2021 18:15:50, казакова

Да не, это уж на куда со свиным рылом, да в калашный ряд, не пробовавшим яиц ни от топтанных, ни от нетоптанных кур. То, что вкусовые пристрастия у всех людей разные, не в курсе?
12.11.2021 21:10:18, ШаНуар

записываю — попробовать окские яйца)

12.11.2021 16:39:30, Птичка снежная

VarNa

Мне Окские нравятся.
Но вообще и фермерские много где продаются.

12.11.2021 16:07:07, VarNa

.:.

Фермерские и покупать
12.11.2021 16:04:49, .:.

смотреть на них не надо, а есть можно все
12.11.2021 15:59:47, Шерлок

по мне, они все примерно одинаковые. есть крупные окские

12.11.2021 15:57:58, ALora

В магазинах иногда попадаются вкусные, мой фаворит: сельская новь, они не крупные, но очень вкусные и желток ярко-оранжевый, в виктории иногда бывают
12.11.2021 15:54:28, Зайчонок

Есть, фермеры возят. Но для меня все съедобные. Куриные которые.

12.11.2021 15:53:33, Акцент

Марина Абрамович — сербская художница, прославившаяся перформансами, исследующими отношения между художником и зрителем. Писательница Ольга Брейнингер провела неделю в Marina Abramovic Institute, изучая метод художницы и ведя подробный дневник о своем опыте. Публикуем ее рассказ о жизни Марины Абрамович и (курсивом) фрагменты этих дневников.

Марина Абрамович не чувствует боли?

«Во всех перформансах Марины есть элемент боли. Преодоление этой боли — часть перформанса», — говорит наш куратор Линси и исчезает. Точнее, просто уходит — но мы ее не видим, мы только слышим голос, дыхание, а потом их не становится, Линси не становится, и почти сразу наступает боль.

Я считаю секунды и стараюсь медленно дышать. Группа разбита на пары, я сижу напротив Иана, мы смотрим друг другу в глаза, нам нельзя моргать, нельзя шевелиться, нельзя отводить взгляд, нужно дышать осторожно, отвлекаться как можно меньше, а как можно больше — присутствовать. Они постоянно напоминают нам, что это самое важное — быть present.

Как Марина Абрамович во время своего самого знаменитого перформанса «The Artist Is Present», «В присутствии художника», когда она девяносто два дня подряд по восемь часов смотрела людям в глаза в Музее современного искусства Нью-Йорка — спокойная, застывшая в одной позе, почти никаких движений. В конце дня Марина вставала со стула, медленно, будто в полусне, а потом ложилась на пол, сворачиваясь, как цветочный бутон, закрывающийся к ночи, утопая в лепестках сложносочиненного длинного платья. Она казалась осунувшейся, черная коса превращалась в траурную рамку у лица; было во всем этом странное волшебство, и я перематывала снова и снова, думая: но ведь это несложно — просто сидеть и смотреть?

9b07286dcaa2845a4d6115b7de2a3f94

Мы все думали, что это легче легкого — сидеть и смотреть друг другу в глаза. Все улыбались, рассаживаясь по парам, на лицах — уверенное выражение, у меня, наверное, тоже. Минуты через три-четыре все меняется. Краем глаза я отмечаю движение: кто‑то встает со своего стула, в голосе слышны слезы. «I’m sorry, I can’t do this now. I just can’tПростите, я не могу. Просто не могу.». Я узнаю Марию — c удивлением, она ведь казалась самой вовлеченной, старательной. Когда я увидела ее на площадке потом, она улыбнулась неловко и отвернулась, как будто ей было стыдно за то, что не смогла. Но мне кажется, ей пришлось остановиться потому, что она больше всех верила в эту магию, верила как‑то безусловно, как ребенок. В какой‑то из дней все мы поверили в то, что метод работает.

Если всю жизнь играешь с болью, то, наверное, не боишься ее и чувствуешь не так сильно, как обычные люди. Так я всегда думала про Абрамович. В конце концов, это ведь она подростком, возненавидев свой нос, как‑то раз рассовала по карманам вырезанные из журнала портреты Брижитт Бардо, отправилась в спальню родителей, встала напротив большой деревянной кровати и принялась быстро-быстро кружиться на месте. План был простым, кровавым и амбициозным: довести себя до головокружения, упасть и в падении удариться о край кровати так, чтобы сломать себе нос. А в больнице показать врачам картинки с Бардо и попросить сделать такой же нос. Конечно, она не боится боли. (Сломать нос Абрамович все-таки не удалось. Вместо этого она рассекла щеку, получила пару затрещин от матери, а годы спустя написала, что рада той неудаче — ведь с носом Брижитт Бардо ее лицо «было бы катастрофой».)

Марина Абрамович и боль — их даже собирать в одно предложение неловко. Она резала себе пальцы в странной версии игры в ножички в первом публичном перформансе «Ритм 10». Едва не сгорела заживо внутри пылающей деревянной звезды в «Ритме 5» и была разочарована тем, что потеряла сознание: «Я была очень зла, потому что я поняла, что возможности тела ограничены». Словно в отместку себе в «Ритме 4» приняла на сцене таблетки от кататонии — и, наконец, добилась своей цели: даже полностью потеряв контроль над телом, сотрясавшимся от спровоцированных лекарством судорог, она оставалась в сознании все это время, а затем приняла таблетки от шизофрении, дающие противоположный эффект. В «Губах Томаса» она хлестала себя плетью, вырезала на животе пятиконечную звезду и распяла себя на кресте изо льда.

Зная все это, сложно поверить, что Абрамович всегда боялась крови.

Может быть, из‑за частых побоев матери, заканчивавшихся расквашенным носом. Может, из‑за того, что она прожила три месяца с непрекращающимся кровотечением после того, как у нее выпал первый молочный зуб. Может быть, из‑за того, что три месяца спустя родители все-таки отвели ее в больницу, а забрали через год, потому что у Марины обнаружилось заболевание крови.

А еще, описывая свои перформансы, она всегда пишет о боли. О боли и о том моменте, когда боль перестает существовать.

«Ритм 0»

В 1974 году, в неапольской галерее Студио Морра Марина Абрамович вышла к посетителям, с головы до ног одетая в черное. На столе перед ней были разложены 72 предмета — от флакона духов, помады, пера, колокольчика и шляпы-котелка до заряженного пистолета, ножниц, булавки и разделочного ножа. И записка — инструкция к перформансу.

«Ритм 0»

Инструкции

На столе находятся 72 предмета, которые вы можете использовать в отношении меня любым образом, каким захотите.

Перформанс

Я объект.

На это время я принимаю на себя полную ответственность за происходящее.

Длительность: 6 часов (с 8 вечера до 2 ночи)

1974
Студио Морра, Неаполь

Начало было мирным. Осторожным. Зрители перебирали вещи на столе, аккуратно касались Марины. Кто‑то провел по ее коже розовым бутоном, мягко, чтобы не поранить шипами. Кто‑то поднял ей руки — Марина отзывалась, как кукла: пока шел перформанс, ее тело принадлежало зрителям. Кто‑то поцеловал ее. Не прошло и двух часов, как любопытство сменилось агрессией. С Марины сорвали всю одежду. Кто‑то сделал глубокий порез на шее Марины, чтобы попробовать на вкус ее кровь. В тело втыкали шипы, над ней издевались, кололи булавками, обливали водой, наконец кто‑то приставил к ее виску пистолет, и разразилась драка: половина посетителей галереи хотела, чтобы выстрел прозвучал, половина была против.

823c7c85cc4662bd1bc1ddeff72bae53

Через несколько минут я начала плакать, и слезы заливали все лицо. Из‑за контактных линз казалось, что у меня в глазах песок, я перестала видеть Иана, все стало расплываться, и меня перебрасывало из одной оптической иллюзии в другую. Лицо Иана стало меняться: я видела маску, свет был и не был, все кружилось, еще несколько минут, и задеревенело тело, заболело сразу все, мне никогда так не хотелось повести плечами или хотя бы пошевелить пальцами. Я увидела, что у него тоже текут слезы, а руки дрожат, но потом я вспомнила, что нам нужно смотреть в одну точку на лице, не переставая, потому что когда нарушается зрительный контакт, нарушается доверие между партнерами. По лицу Иана гуляли тени и свет, мир сузился до нас двоих, я забыла обо всех остальных людях, с которыми делила голод, молчание и боль все эти дни. А потом (не знаю, когда именно я это заметила) боль исчезла. Я больше не плакала. Я смотрела на Иана не моргая, это было легко. Когда Линси вернулась с «You can stop now»«Можете закончить»., я взяла Иана за руки, мы еще сидели так несколько секунд, все еще смотря друг на друга, но теперь уже с улыбкой, и моргать было можно. Разминаясь в проходе между стульями, я заметила, что он так и не поднялся, продолжал сидеть как сидел. Все выглядели изнеможенными. Тедди лежал на полу, закрыв глаза, Джозефина — на спине, закинув ноги на стул. Я думала, что к последнему дню воркшопа буду умирать — совсем или почти, но сейчас я была счастлива и, поймав на себе лучи солнца, я стала танцевать. Никто не смотрел на меня, потому что сил оставалось только смотреть на себя. Не понимаю, что случилось со мной, но у меня было полно энергии, весь день дался легко; я хочу больше, я больше не боюсь. Линси сказала, что я выгляжу как другой человек.

Когда владельцы галереи объявили перформанс законченным, Абрамович впервые подняла на зрителей глаза — и те, кто еще несколько минут назад легко причиняли ей боль, стали один за другим покидать зал, стараясь не встречаться с ней взглядом.

Может быть, именно тогда у Марины появился этот тяжелый взгляд. Взгляд Марины Абрамович. Взгляд, способный менять других людей. Проснувшись на следующее утро, она обнаружила у себя седую прядь. «В этот момент я поняла — публика может убить», — напишет она позже.

Искусство — это процесс

К искусству перформанса Марину Абрамович привели мигрени и сожженный холст.

Мигрени преследовали ее с юности. «Я лежала в постели в агонии, изредка выбегая в ванную, чтобы выблевать и опорожнить кишечник одновременно. От этого боль только усиливалась», — так она описала их в автобиографии. Марина приучила себя часами лежать неподвижно, прислушиваясь к своему телу и находя позы, в которых боль хотя бы немного ослабевала. Это были ее первые победы над болью и страхом.

Первый день воркшопа, а я уже схожу с ума. Во время знакомства мне хотелось взять рюкзак, тихонечко всем помахать и уйти, не прерывая ничьих разговоров. Здесь все, что мне противоположно, противно: непонимание времени, необходимость жить, постоянно быть вместе с кем‑то, невозможность спрятаться в своей комнате (комната есть, прятаться нельзя), ледяной пруд завтра утром и каждое утро после этого, ледяные ноги под одеялом прямо сейчас.

В четырнадцать лет Марина попросила отца купить ей масляные краски — она захотела научиться рисовать. (И, кстати, начинала свою художественную карьеру именно с картин: училась академической живописи в Академии художеств, на заказ писала портреты родственников и натюрморты, подписывая все свои полотна синими буквами: «Марина».)

Первый урок ей дал друг отца, художник Фило Филипович. Он бросил холст на пол, налил на него клея, насыпал песка, положил две краски, черную и золотую. А затем поджег холст, сказал Марине, что это закат, и ушел. Первый урок рисования оказался и первым уроком перформанса: Марина увидела, что важен не результат, а процесс, что художник важнее артефакта, что искусство существует не во времени, а в моменте. Именно эти идеи и лягут в основу метода Абрамович — но намного позже, десятилетия спустя.

Весь третий день мы считали рис и чечевицу. Когда Паола с Линси позвали нас в домик для встреч, столы были накрыты белыми скатертями, на каждой — горка риса, смешанного с чечевицей. Нужно было разделить их и пересчитать зерна. Первые два часа мне почему‑то было весело и интересно, проснулся азарт. Потом я увидела, как медленно растут белая и черная горстки — рис слева, чечевица справа — как почти не убывает пестрая гора посередине, стало ломить пальцы и шею, из‑за плохого освещения заболели глаза, и все постепенно теряло четкость. Конечно, они не могут оставить нас так на весь день. Рано или поздно Линси придет и скажет: «You can stop now». Но Линси не приходила. Я снова поймала себя на ощущении, будто все мои нерешенные дела, вопросы, проблемы и мысли, которые я годами подавляла, вспыхивают и выстраиваются в сознании барьером между мной и заданием, между мной и вниманием, между мной и концентрацией. Дедлайны, которые приближаются, пока я здесь, в Греции, сижу за столом в полутемной комнате и считаю рис с чечевицей. Незавершенный перевод. Статьи. Роман. Монография, черт возьми, — а я ведь решила, что даже думать не буду о ней раньше 2022-го. Я словно пыталась совместить в голове два мира: тот, большой, внешний, в который придется вернуться через два дня, — и за метод Абрамович этот мир мне скидку не даст, и этот мир-игру здесь, прямо сейчас. Мир, основанный на условности, которую нужно принять и делать то, что предполагается правилами ради того, что имеет здесь ценность — ведь за этим (ценностью? игрой?) я и приехала сюда. Я ведь могу в любой момент встать из‑за стола, послав к черту рис, чечевицу и ненавистный пруд по утрам. Но действительно ли эта реальность меньше той, другой? «Нет, не меньше», — отвечал кто‑то в моей голове за меня, и в какой‑то момент мне удалось выпихнуть дедлайны, карантин и десять страниц в день за пределы своих мыслей, и было в этом что‑то правильное.

УлайиМарина

Ранний этап перформансов Абрамович — от показанного в Эдинбурге «Ритма 10» до скандального и страшного «Ритма 0» — увенчался «Губами Томаса», который Абрамович показала дважды в 1975 году. Второй раз ее ассистентом выступил немецкий художник Франк Уве Лейсипен, или, как все его звали, Улай.

Марина всегда знала, что Улай уйдет — в этом она признается в своей автобиографии. Но они были влюблены и одержимы друг другом, они делили день рождения, заканчивали друг за друга фразы, считали боль дверью в новое сознание и хотели вместе делать искусство. С самых первых дней отношений и тайных встреч Марина и Улай постоянно фотографировали друг друга на «Полароид», записывали свои телефонные разговоры и документировали каждый поступок. Они были уверены, что из этих отношений родится великое искусство, что они создают свою хронику для вечности.

f92584f8850316686f8fdf7cc33ff59f

Вскоре Марина тайком от матери и от первого мужа (с ним она разведется спустя восемь месяцев) уехала в Амстердам с одним-единственным чемоданом. В нем — только фотографии ее работ. Никакой одежды, никаких личных вещей — Марина боялась, что мать догадается о планах побега. В каком‑то смысле эта деталь окажется символической: c этого момента Марина и Улай перестанут существовать как отдельные личности. Вместо них появится УлайиМарина, или «клей» — так они называли друг друга.

Я знаю, зачем я здесь? Зачем я здесь?

Первая совместная работа Улая и Марины «Отношения в пространстве» была вдохновлена игрушкой «колыбель Ньютона». Обнаженные, они расходились по разным сторонам ангара, где проходил перформанс, а потом бежали навстречу другу другу, врезались друг в друга, теряли равновесие, падали, возвращались и снова бежали друг на друга, и звуки ударов от новых и новых встреч двух тел отсчитывали ритм, превращаясь в музыку. Позже они создали еще несколько версий этого перформанса. В «Препятствии и пространстве» Марина и Улай так же бежали друг навстречу другу, но не могли встретиться ни взглядом, ни телами, потому что их разделяла стена. В «Расширении в пространстве» становились друг к другу спиной в центре зала подземной парковки и разбегались, каждый раз врезаясь в деревянные колонны.

В перформансе «Вдох/выдох» они заткнули ноздри сигаретными фильтрами, прикрепили к шее микрофоны и, примкнув к губам друга друга, по очереди делали один выдох за другим, до тех пор пока не закончился кислород. Через семнадцать минут этот странный поцелуй-дыхание прервался: Марина и Улай упали на пол без сознания.

Чтобы стать свободными ото всех и всего (включая арендную плату за квартиру), Марина с Улаем купили подержанный фургон, выкрасили белой матовой краской, загрузили туда матрас, печатную машинку, шкаф для документов и ящик для одежды и написали в честь новой кочевой жизни совместный манифест.

«Живое искусство»

Отсутствие постоянного места жительства. Движение энергии.
Постоянное перемещение. Отсутствие репетиций.
Прямой контакт. Никакого фиксированного исхода.
Локальное общение. Отсутствие повторений.
Свободный выбор. Расширенная уязвимость.
Преодоление границ. Подверженность случаю.
Принятие риска. Первичные реакции.

ad31537002d04413365cfcd285fc97b5

В этом фургоне они три года колесили по Европе, создавая перформансы, вместе преодолевая границы, боль и повседневную жизнь. Они были счастливы, свободны. Они завели собаку. Они были так бедны, что временами им было нечего есть, а Марина приходила на заправку с пустой бутылкой в руках — больше бензина они купить не могли. Они кричали друг на друга до потери голоса в перформансе «ААА-ААА», занимались любовью, чтобы согреться, превращались в музыкальные инструменты, извлекая друг из друга звук с помощью пощечин во время перформанса «Свет/тьма».

Иногда приглашения от галерей приходили одно за другим, иногда их неделями не было. Иногда гонорар выплачивали, иногда нет. Готовясь показывать в Болонье «Импондерабилию», Марина и Улай каждый день приходили в галерею за деньгами и каждый день уходили с пустыми руками. В день показа у них закончилось терпение. Голый Улай ворвался в комнату администрации, заставил секретаря выплатить им гонорар наличными и лишь после этого приступил к перформансу.

9b3afebfa39de4e536b8f3b85230a9a6

В «Импондерабилии» Марина и Улай стали дверью в музей: обнаженные, они стояли в дверном проеме, заставив каждого посетителя музея протискиваться внутрь сквозь эту живую раму, лицом к лицу с обнаженной женщиной или мужчиной. Через шесть часов Марина и Улай завершили перформанс, забрали пакет с деньгами, который Улай спрятал в бачке общественного туалета, и отправились дальше.

Лучшая иллюстрация их отношений в то время — перформанс «Энергия покоя». Марина и Улай стоят лицом друг к другу, Марина держит лук, а Улай — натянутую тетиву. Стрела нацелена Марине прямо в сердце. Под рубашками спрятаны микрофоны, публика слышит, как бьются их сердца.

Нам нельзя: разговаривать, есть, пользоваться часами и любыми девайсами, читать, пользоваться шампунем, дезодорантом и косметикой, флиртовать, заниматься сексом, уходить в свою комнату днем.

Мы должны: вести дневник (вот я и веду), приходить, когда слышим звук свистка, между упражнениями находиться на улице в пределах видимости друг друга вместе, как группа, вставать, как только услышим стук в дверь, через две минуты стоять с полотенцем на площадке, еще через минуту раздеваться догола и нырять в ледяной пруд. Я ненавижу ледяной пруд и отворачиваюсь в другую сторону, когда прохожу мимо. Я назвала его Ненавистный пруд.

92cb030153994d06a8d70a1ebd17b42a

Навстречу боли

Идеальное равновесие — но не вечность. Спустя три года Марина и Улай оставили кочевой образ жизни и вместе с друзьями сняли лофт в Амстердаме. Они продолжили создавать перформансы, о них все чаще писали критики. Точнее, все чаще писали о Марине, а Улай оставался в тени — иногда его имя даже не упоминалось.

Если раньше боль делала их единым целым, то теперь она стала причиной разрыва. В 1980 году Марина и Улай показали в Сиднее «Золото, найденное художниками» — художественное переосмысление шести месяцев жизни в пустыне с австралийскими аборигенными племенами питьянтьятьяра и пинтупи. Главный урок пустыни и тех, кто научился там не только выживать, но и просто жить, Марина сформулировала так: «Не двигаться, не есть, не говорить». Поэтому Марина и Улай должны были шестнадцать дней держать пост и проводить по восемь часов каждый день, сидя друг напротив друга, смотря друг другу в глаза.

Для Улая и Марины это был первый случай за годы совместной работы, когда кто‑то из них не смог справиться с болью. Марине удавалось преодолеть порог боли и войти в то особое состояние сознания, которое помогало ей осуществлять сложные длительные перформансы. Улай же дважды уходил, ожидая, что Марина последует за ним. В конце концов, Марина смогла убедить его продержаться шестнадцать дней.

Вернувшись из Австралии, Марина и Улай продолжили работать вместе. Они много путешествовали, снимали кино, учились духовным практикам и создали свою самую провальную работу «Абсолютный ноль». Сходились и расходились, били посуду, встречались с другими и все больше отдалялись друг от друга. В конце концов, единственным, что держало их вместе, оказалась идея перформанса «Влюбленные»: мужчина и женщина, которые идут навстречу друг другу по Великой Китайской стене. Когда Марина и Улай впервые задумали эту работу, они решили, что, встретившись на полпути, поженятся. Но подготовка к перформансу — поиск спонсоров, переговоры с культурными организациями, попытка получить от Китая разрешение на перформанс — затянулась почти на девять лет. И когда Марина и Улай действительно вышли навстречу друг другу, они шли навстречу расставанию, условившись, что это будет их последняя встреча.

b983df604c0b387922b59cc176600303

Все в этом перформансе оказалось не так, как Марина и Улай когда‑то мечтали. Им казалось, что стена будет непрерывной дорогой, которую они вместе пройдут от начала до конца. Они собирались каждую ночь ставить палатку на стене и провести в полном одиночестве девяносто дней и ночей, пока не встретятся посередине.

Во время перформанса и Марину, и Улая сопровождали переводчики и команда солдат, которая одновременно и охраняла их, и следила за ними. Просто идти по стене было невозможно: оказалось, что местами она была разрушена, некоторые секции были погребены в песке, другие находились в закрытых военных зонах. Марине и ее сопровождающим то и дело приходилось карабкаться вверх по отвесным склонам, а в горах иногда поднимался такой сильный ветер, что всей группе приходилось пережидать непогоду лежа, чтобы их не сдуло со стены. Маршрут Улая был проще, потому что он шел через пустыню. Ближе к середине похода Марина получила состоявшее из одной фразы сообщение от Улая: «Идти по стене — самая легкая вещь на свете.» Марина была в ярости.

О палатках, конечно, и речи не шло: они ночевали в грязных гостиницах или случайных деревенских домах, где в двух раздельных комнатах вповалку спали мужчины и женщины всех возрастов. Каждый вечер Марине приходилось сходить с маршрута и тратить два часа, чтобы добраться до ближайшей деревни. А утром два часа идти обратно, чтобы вскарабкаться на стену.

Даже сама встреча оказалось не такой, как планировалось. Улай прибыл на три дня раньше Марины, и ждал ее не на стене, а в живописном местечке поодаль: он решил, что так фотографии их встречи будут эффектнее. Обнявшись в последний раз, они расстались. На посвященных «Влюбленным» выставках в Амстердаме, Стокгольме и Копенгагене организаторам приходилось проводить две отдельные пресс-конференции и два приема в честь открытия: Улай и Марина не разговаривали и не хотели друг друга видеть.

Абрамович понадобилось еще четыре года, чтобы окончательно проститься с Улаем. Она сделала это во время перформанса «Биография», который показывала в Европе в 1992 году. «Биография» повторяла некоторые ранние работы Марины. Все перформансы с участием Улая показывались на двух разделенных экранах. УлайиМарина больше не существовал — только Улай и Марина, каждый на своем экране.

Подходы и техники: как перебирать и считать рис и чечевицу

  1. Сount as you separateСчитать, разделяя. — в основе лежит принцип чередования и повторения. Переключение между двумя разными типами движений (разделение зерен — пересчитывание — разделение — пересчитывание — разделение — пересчитывание).
  2. Count and then separateРазделять, а затем пересчитывать. — в основе принцип создания и разрушения. Сначала ты пересчитываешь количество зерен риса + чечевицы (то есть создаешь что‑то единое), а потом разрушаешь созданное, принимаясь разделять пересчитанное на две разные горки.

И то и другое — снова про перформанс и все, что мы здесь делаем: повторение, отсутствие начала, отсутствие конца, отсутствие цели, концентрация в моменте, отключение от реальности, переживание себя в процессе переживания процесса. Мы ни к чему не идем. Но разве обязательно идти (создавать внешнее движение), чтобы делать? И обязательно ли делать?

Дышать и не дышать

Двенадцать лет, разделяющие «Влюбленных» и «В присутствии художника», были для Абрамович временем постоянных путешествий, открытий и экспериментов. В Амстердаме она купила здание, в котором располагался наркопритон, и превратила его в свой дом. Продолжала создавать перформансы и исследовала себя в духовных поездках по Юго-Восточной Азии. Вышла замуж за итальянского художника Паоло Каневари и пережила депрессию, когда они развелись после четырех лет брака. Работала в театре, создала оперу, фотографировала. Переехала в Нью-Йорк. Создала серию «преходящих объектов» из кварца, обсидиана, аметиста и других минералов, привезенных из Китая, — эти объекты не создавали смыслы сами по себе, но становились частью перформанса, когда к ним прикасались. Проводила персональные выставки по всему свету. Переживала провалы и не боялась пробовать новое. По просьбе британского куратора Невилла Уэйкфилда сняла фильм «Балканский эротический эпос».

На Венецианском биеннале в 1997 году Абрамович показала страшный, скандальный и без преувеличения великий перформанс «Балканское барокко», за который ей присудили премию «Золотой лев». В нем Абрамович переживала вместе со зрителями события войны в Югославии. На экранах чередовались фоновые видео: интервью с родителями Марины; запись, где она в роли ученого, в очках и белом халате, рассказывала страшную балканскую легенду про крысоволка. На третьем видео она снимала очки и халат ученого и, оставшись в одной черной комбинации, с красным платком в руках танцевала неистовый эротический балканский танец. Эрос, Танатос, и снова Эрос сменяли друг друга, а Марина то пела народные песни, то рыдала, то рассказывала балканские истории, стоя на груде костей, покрытых кровью, слизью и остатками мяса, в которых уже стали заводиться личинки. В душном подвальном помещении, где Абрамович показывала свою работу, стоял ужасный смрад. Публика едва выдерживала запах, но что‑то заставляло их оставаться и завороженно наблюдать за тем, как Марина отмывает кости — страшную память о войне в Югославии, о любой войне.

21a56e5411a11149b6fa2b12ad1eb71f

Среди самых известных работ Абрамович есть и совершенно иной по духу перформанс «Дом с видом на океан», который она создала пять лет спустя, уже переехав в Нью-Йорк. Она спроектировала в галерее Шона Келли инсталляцию: три большие платформы со стенами, закрепленными на высоте полутора метров над полом. На одной стояла кровать, на другой — стул и стол, на третьей — туалет и душ. Каждую платформу с полом соединяла лестница, но ступени были заменены ножами, закрепленных лезвиями вверх. Четвертой стены ни у одной из платформ не было, и Марина провела двенадцать дней подряд на глазах у публики.

То, что издалека представлялось самым сложным, дается легче всего. Отсутствие связи с внешним миром даже приятно, хотя мысленно я часто пишу сообщения в семейный чат. Но вернуться к айфону и большому миру как будто даже не хочется.

Молчание — не просто легко, это счастье. Смотреть за другими, улыбаться или улыбаться в ответ и ничего не говорить. Оказывается, понимать других можно без слов, и так даже лучше. Выплескивать друг на друга непрошеные эмоции и слова — почти что форма эмоционального насилия, так кажется сейчас.

Все мы, тринадцать участников, незнакомы. Все мы постоянно наблюдаем и постоянно находимся под наблюдением. От одного к другому между нами протягиваются невидимые цепочки.

Многие зрители подолгу задерживались в галерее, наблюдая за Мариной. Среди них была Сюзен Зонтаг, которая приходила почти каждый день, — так началась их дружба с Мариной.

Все двенадцать лет Абрамович также преподавала перформанс и проводила тренинги, которые «учили выдержке, концентрации, восприимчивости, самоконтролю, силе воли и тестировали ментальные и физические ограничения» ее студентов. Обычно она на несколько дней вывозила студентов за пределы города, держала вместе с ними пост и придумывала специальные физические упражнения.

Я думала, что, возможно, все дело в каком‑нибудь внезапном инсайте, мистическом откровении, просветлении или чем‑то таком. Ведь если несколько дней не есть, не говорить, не понимать, как идет время, выполнять все эти упражнения — а они оказались гораздо тяжелее, чем я думала, это настоящий, тяжелый, выматывающий физический труд — то наверняка рано или поздно настанет момент измененного состояния сознания (по сути, то же, к чему людей приводят пост, одиночество, аскеза или состояние, когда пишешь ночами напролет и в голове однажды наступает экстатическое прояснение). Но если честно, я буду очень разочарована, если так произойдет. Это как будто cheating, слишком легко. Кто я такая, чтобы ожидать, но я ожидаю от Абрамович гораздо большего.

В этих упражнениях слышны отзвуки и ее собственных перформансов («Золото, найденное художниками», «Ночной переход», «Дом с видом на океан»), и впечатлений от жизни с аборигенами в Австралии, и множества других творческих и духовных практик, которые Абрамович проходила: випассана в Индии, один миллион сто одиннадцать тысяч сто одиннадцать повторов одной и той же мантры в монастыре Тушита в Гималайях. И, конечно, суровой материнской дисциплины и воспитания родителями-партизанами.

Главной целью своих тренингов Марина считала подготовку тела и разума к переходу в то особенное состояние, которого требуют искусство выносливости и перформанс. Эта работа постепенно вела Марину к перформансу «В присутствии художника» и к созданию метода Абрамович.

Присутствие

В списке двадцать пять лучших перформансов, опубликованным Complex Network в 2013 году, журналистка Дейл Айзингер отвела Марине Абрамович девятое место за «Ритм 0» и «В присутствии художника» и отметила, что эти два перформанса — своего рода диалог, отражающий траекторию развития главной «навязчивой идеи» (допустим, это приемлемый синоним «творческих поисков») Абрамович: взаимоотношений между художником и публикой. Если в «Ритме 0» Абрамович исполняла роль объекта, отданного во власть публики, то «В присутствии художника» — потрясающий в своей мощности и убедительности statement о безграничных возможностях искусства и художника как его медиума.

Айзингер пишет, что перформанс «В присутствии художника» в каком‑то смысле превратил Абрамович в поп-звезду — идеальное описание того, что произошло с Абрамович за те 92 дня в музее MoMA.

Сегодня удивительно пересматривать кадры из фильма «В присутствии художника», где Марина рассказывает, как переживала, что новая работа может показаться публике слишком пресной в сравнении с прошлыми.

Говорят, что это случается с каждым. кто приезжает на тренинг, — рано или поздно случается срыв, переломный момент, после которого идешь вверх, и боль отпускает. Я не могла спать всю ночь, смотрела в окно, пытаясь понять, темно там, или уже светает, и я снова буду стоять перед Ненавистным прудом. Я так устала бояться, что, когда созвали на утреннюю встречу, я разделась и зашла в воду первой. Кожей было больно, миллионы иголок. Страх ушел. Зачем я заставляла себя не дышать? Завернувшись в полотенца, мы пошли на утес делать утренние упражнения. Мне хорошо дышалось, черт возьми.

«В присутствии художника» — возможно, первый перформанс, который смог заговорить со зрителями на универсальном и понятном каждому светском языке вместо языка профессионального искусства. Перформанс, превратившейся в миф о перформансе, не в последнюю очередь благодаря сцене примирительной встречи Марины с Улаем после долгих лет взаимного молчания. Может быть, именно отзвуки этой встречи с ее пронзительной, несмотря на предварительную домашнюю репетицию, честностью — удивление Марины, осторожная улыбка, слезы и исчезнувший, пусть на доли секунды, тот самый взгляд Марины Абрамович — заставили весь мир поверить, что люди, выходившие из MoMA в слезах, в потрясении, признававшиеся в том, что мимолетная встреча и взгляд Абрамович заставили их измениться, не преувеличивали, а говорили правду.

8fef36b8685bd3b539d0a01c5d2faf52

Перформанс — это не о тебе, это о том, кем ты можешь стать.

Сложность искусства перформанса часто недооценивается; в него не верят и его не понимают, потому что перформанс состоит в особых отношениях со зрителем и со временем. Перформанс возможен только тогда, когда у него есть свидетель, когда за художником наблюдают, отсюда и центральная для метода Абрамович метафора взгляда. Взгляд зрителя — условие присутствия, того самого presence, художника и его работы, взгляд проявляет и облачает в материальную форму историю, которую художник может рассказать через свое тело, если за ним наблюдают. Это делает зрителя полноправным соучастником и сотворцом перформанса, а перформанс — в буквальном смысле непередаваемым опытом.

Перформанс невозможно пересказать или запечатлеть в историческом времени, он не существует в прошлом и настоящем — только здесь и сейчас, когда время художника и время зрителя внезапно становятся единым целым.

Метод Абрамович

«Marina Abramovic is the greatest commodity of the XXI century»,Марина Абрамович — главный коммерческий продукт XXI века. — говорит Паола.

«В присутствии художника» изменил жизнь Абрамович. Каждый день она получала сотни писем, ее узнавали на улицах, о ней писали в колонках светских новостей и сплетен, ее обсуждали, ее обожали, ее критиковали за каждый новый шаг и дружбу со знаменитостями. «Все считают, что художник должен страдать. А я достаточно пострадала за свою жизнь,» — написала она о том времени. Вместе с этим пришли и новые амбициозные возможности. Например, Институт Марины Абрамович.

Почти все в группе, кажется, знают, что нам предстоит: перебрасываются названиями упражнений, говорят, что много читали о Марине и о методе Абрамович в прессе. Кто‑то приезжает на тренинг уже второй раз. А я даже не помню, как отправляла свою заявку. Не помню этого куска из прошлого. А в настоящем я, похоже, начинаю понимать, что следующие четыре дня будут приблизительно невыносимы. Когда мы представлялись по кругу и говорили о своих ожиданиях от воркшопа, я сказала: «Я ужасе. Нет, серьезно, я не понимаю, почему вы все не боитесь, как будто нам предстоит easy tripЛегкое путешествие.». Нам с Алексией выдали одну комнату и один фонарик на двоих, так что теперь мы соседки по комнате и близнецы, которым по вечерам придется ходить вместе вечером (кажется, темнеет здесь рано). Хорошо, что хотя бы молча.

Абрамович собрала команду ярких молодых художников (и первом делом, конечно же, заставила их всех перебирать рис и чечевицу). В 2012 году они запустили на Kickstarter сбор средств на открытие Института Марины Абрамович в Хадсоне. В качестве видео для рекламной кампании были использованы фрагменты записей тренинга по методу Абрамович, которые Марина провела для Леди Гаги.

Все лоты, придуманные Мариной, были нематериальными. Сделав пожертвование в размере 1000 долларов, можно было в течение часа смотреть Марине в глаза по скайпу. 5000 долларов в фонд будущего Института позволяли прийти в гости к Марине домой, чтобы вместе посмотреть кино. Благодарностью за 10 000 долларов были отсутствие награды и полная анонимность патрона. Кампания собрала 600 000 долларов, и Марина потратила год на то, чтобы выполнить свое обещание и убедиться, что каждый патрон получил свое вознаграждение.

Но первоначальный план создания Института в Хадсоне оказался невыполнимым. И тогда Абрамович решила сделать Институт нематериальным — как когда‑то лоты в кампании на Kickstarter. Новая концепция кочевого института создавалась под девизом «Не приходите к нам — мы придем к вам». Одним из главных пунктов творческой программы ИМА стало распространение метода Абрамович, и на выставке «512 часов» в галерее Серпентайн в Лондоне Абрамович впервые показала, что это такое.

В последний вечер, когда нам снова можно было разговаривать, мы все задали кураторам один и тот же вопрос. Время. Сколько часов мы считали рис? Сколько часов бродили по павильону наощупь с повязкой на глазах, в шумоподавляющих наушниками? Сколько часов шли в гору и в никуда, чтобы потом развернуться и столько же часов идти обратно?

Придя на выставку, каждый посетитель должен был оставить в камере хранения часы, телефоны, фотоаппараты и любые другие девайсы. Затем все надевали шумоподавляющие наушники и могли заходить в `разные комнаты галереи, чтобы пройти упражнения: slow motion walk, внимательное разглядывание стены, подсчитывание зерен риса и чечевицы. То есть зритель становился соучастником перформанса, как и хотела сама Марина. На сороковой день выставки Марина написала:

«Я верю, что граница между реальной жизнью и жизнью в Серпентайн стерта. Даже когда я выхожу из галереи, я не чувствую разницы. В своем уме я по-прежнему там. И я решила не сопротивляться. Нет разделения между мной, зрителями и работой. Все едино».

«512 часов» стали для Абрамович окончательным доказательством того, что перформанс обладает трансформирующей силой. Ей удалось найти единственный возможный способ передавать другим людям свой опыт — позволяя им самостоятельно его пережить.

Вера в себя рождается не из того, что мы о себе думаем, а из того, что мы о себе знаем. Я уезжаю, я как будто ни в чем не изменилась или пока не чувствую, но я много узнала о себе. О возможностях своего тела — я могу гораздо больше, чем думала. Теперь нужно искать слова.

Абрамович хотела, чтобы в «512 часов» роли наблюдателя и наблюдающего постоянно менялись. Чтобы публика стала перформирующим телом вместо Марины, а она смогла максимально убрать себя из этой работы. В методе Абрамович главным должен был опыт тех, кто приходит как зритель, а становится перформером.

Я думала, что они будут больше рассказывать о себе, о Марине. И они рассказывают, если спросить, — безумные истории, сумасшедшие, настоящие. «Вечером после первого дня перформанса мне пришлось забирать ее из больницы, потому что она исполосовала себе руки». — «Да, а после второго дня я пришла в бар и поняла, что хочу только трех вещей: есть, пить и трахаться. Вот так я и пережила те два месяца». — «И это окей». Но вообще, мы больше говорили о нас. О том, что с нами происходило. И я подумала, что есть в этом какая‑то скромность. А может, это потому, что перформанс так и устроен: главное — не эго-истории, а проживание опыта. Не личность художника, а соприсутствие зрителя и художника. Забыть о себе. Исключить себя.

Безграничная

В последнее утро Линси, Паула и Неджма раздали нам бумаги и карандаши и попросили придумать идеи для упражнений, в основе которых лежал бы принцип повторения. Я написала:

— одеваться/раздеваться,

— собирать и разбирать что‑нибудь (мебель, лего),

— танцевать (повторять одну и ту же комбинацию движений),

— разрезать лист бумаги на 1000 квадратиков,

— и что‑то еще, уже забыла.

А потом произошло вот что: после перерыва инструктора вернулись, и оказалось, что сегодня каждый из нас будет работать над одним из упражнений, которые только что придумал.

Мне достался танец, и я выбрала беседку неподалеку от Ненавистного пруда. Сначала придумала симпатичную длинную комбинацию — амплитудную, сложную, с дропом в финале. После того как я повторила ее десять раз, стало казаться, что я сейчас умру. Поэтому я упростила движения и взяла совсем медленный темп. Так было намного легче, движения стали автоматическими, я танцевала для удовольствия. Пару раз ко мне заглянула Линси, приходила Неджма. Вечером они сказали, что перформансы, которые мы придумали сами, длились два с половиной часа. Но я уже не замечала этого времени. После «Взгляда» со мной что‑то произошло. Я была легкой, энергичной, я была совсем другой — полной противоположностью того, как я представляла себя в последний день воркшопа.

И во время этого танца я внезапно все поняла. Как это работает и зачем. Почему я здесь оказалась. Как включать и выключать это состояние. Я. Что я ищу.

В книге «Пройти сквозь стены» Абрамович пишет, что существуют три Марины: «Одна воинствующая. Другая духовная. И третья бестолковая». А затем пытается иронично описать бестолковую Марину как самую что ни на есть обычную, неуверенную в себе, несчастливую в любви и невнятную женщину.

Как будто она может меня обмануть. Как будто я не знаю, что она существует, такая Марина.

Которая спит на одной стороне постели, потому что в детстве мама ругала ее за мятые простыни.

Обожает русскую литературу и прочитала всю переписку Цветаевой, Рильке и Пастернака.

Пробовала работать почтальоном, но быстро была уволена, потому что решила доставлять только те письма, где адрес написан красиво и от руки, а некрасивые письма и счета выбрасывала.

Боится, что можно заболеть раком, если скрывать эмоции.

Считает себя толстой и некрасивой.

Могла бы начать заниматься перформансом еще будучи студенткой в Белграде, но ее идеи отвергали одну за другой.

Первой уволилась из академии Нови Сад, узнав, что ее собираются уволить из‑за публикации обнаженных фотографий с перформанса «Ритм 4».

Начинает паниковать, если самолет попадает в зону турбулентности.

В школе страдала, потому что одноклассники называли ее Жирафой из‑за худобы и высокого роста и смеялись над ее очками, громоздкой ортопедической обувью и немодной одеждой.

Принимает важные решения, подбрасывая монетку.

Не переносит крик и впадает в оцепенение, когда кто‑то повышает голос.

Боится смерти.

Марина, которая каждый раз все больше и больше становится собой, преодолевая страх.

Марина, которая безгранична.

Я вернулась из Греции два месяца назад, но граница между реальной жизнью и той жизнью в Селиане по-прежнему стерта. Я по-прежнему веду дневник и по-прежнему хочу молчать. Даже теперь, когда я здесь, в Москве, я не чувствую разницы. В своем уме я по-прежнему там. И я решила не сопротивляться.

Подробности по теме

Марина Абрамович: «У меня есть совет: никогда не влюбляйтесь в художников»

Марина Абрамович: «У меня есть совет: никогда не влюбляйтесь в художников»

  • Рассказ тапер почему рассказ назван тапер
  • Рассказ тарас на парнасе
  • Рассказ сэнди о верованиях коренного населения австралии конспект урока
  • Рассказ сын полка катаев
  • Рассказ сэнди о верованиях коренного населения австралии 4 класс