Рассказ тапер о чем рассказ

1.что вас удивило или поразило в рассказе а. и. куприна тапр? удивил необыкновенный талант маленького юры, а так же



1.Что вас удивило или поразило в рассказе А. И. Куприна «Тапёр»?

Удивил необыкновенный талант маленького Юры, а так же его счастливая судьба, которая свела его с знаменитым компазитором.

2.Кто из героев вам особенно понравился? Чем? Что ново¬го вы узнали о жизни московских семей?

Из героев понравился Юра Азгаров, Аркадий Николаевич. Юра — талантом, Аркадий Николаевич — добротой и широтой души. Раньше московские семьи жили интересно, много общения, праздников, радости, молодежь жила своими интересами, взрослые — своими.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Кто, по-вашему, главный герой рассказа?

Главный герой рассказа — Юрий Азагаров— четырнадцатилетний тапёр (музыкант, играющий на праздниках музыку для увеселения гостей). Его нанимают играть на ёлке в семью Рудневых.

2.Какой изображена семья Рудневых?

Семья Рудневых принадлежала к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей, обитающих испокон века в окрестностях Пресни, Новинского и Конюшков и создавших когда-то в Москве её репутацию хлебосольного города. Дом Рудневых – большой ветхий дом доекатерининской постройки, со львами на воротах, с широким подъездным двором и с массивными белыми колоннами у парадного – круглый год с утра до поздней ночи кишел народом”.

3.Какие черты быта и отношений в семье показались вам интересными и поучительными? Почему писатель уделяет такое внимание бытовым отношениям? Какими чертами характера, заметными в поступках и словах, отличаются сёстры Рудневы?

Мы узнаём, что члены этой семьи очень разные. Ее глава — Аркадий Николаевич — «редко показывался домой». Он любил развлечения и «большое общество». Жена Аркадия Николаевича — Ирина Алексеевна — напротив, «почти никогда не выходила из своих ком¬нат».

Через отражение бытовых отношений, автор дает нам узнать что за семья Рудневых, как они относятся к жизни. Так мы узнаем, что их дом много раз закладывался и перезакладывался, а отец семейства проводил все дни в Английском клубе, где играл. Мать же не переносила людей.

Интересно и изображение троих сестёр. Лидия «не выносила никакого шума» и была похожа на «Несмеяну-царевну», холодная и презрительная, гордая. Татьяна была «весёлой блондинкой» и имела «ровный характер». Но самыми яркими краска¬ми Куприн рисует портрет младшей из сестёр — Тины: «взволнованная, запыхавшаяся, с разлетевшимися кудряшками на лбу», «подвижная, как ртуть». Лидия встретила маленького тапера с презрением, Татьяна, наоборот, заступилась за него.

4.Какие отношения сложились между хозяевами и слугами?

Домашней прислуге было сложно со своими хозяевами, так как у них было постоянно много беспокойства. Автор рассказывает об этом так:

«Эти дни бывали днями полной анархии, приводившей в отчаяние прислугу. Все условные понятия о времени, разграниченном, «как у людей», чаем, завтраком, обедом и ужином, смешивались в шумной и беспорядочной суете. В то время когда одни кончали обедать, другие только что начинали пить утренний чай, а третьи целый день пропадали на

катке в Зоологическом саду, куда забирали с собой гору бутербродов. Со стола никогда не убирали, и буфет стоял открытым с утра до вечера»

5.Каким изображён приехавший мальчик-музыкант? Как он держится? Почему большие глаза мальчика вдруг блеснули гневом и насмешкой, а потом приняли умоляющее выра¬жение?

Мальчик изображен автором так:

«Между тем маленькая фигурка, освободившись от своего башлыка и пальто, оказалась бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища.»

«Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами; несколько наивный вид ему придавали вихры тёмных волос, завивающихся «гнёздышками» по обеим сторонам высокого лба, но большие серые глаза — слишком большие для такого худенького детского лица — смотрели умно, твёрдо и не по-детски серьёзно.»

Когда Лидия презрительно усомнилась в его возможностях, маленький тапер чувствует себя задетым за живое, так как знает, что обладает талантом и у него есть чувство собственного достоинства.

А когда его глаза приняли умоляющее выражение, он просил Татьяну дать ему возможность сыграть на фортепьяно и доказать свой талант.

6.Как мальчик-тапёр играет, как внешне меняется во время игры? Как слушатели воспринимают музыку?

“Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза ещё больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими”. Слушатели восхищены талантливой игрой мальчика. Даже Аркадий Николаевич вышел посмотреть на юного тапёра.

7.Что значат слова Аркадия Николаевича «Но ведь это без-божно заставлять его играть танцы», и как они его ха¬рактеризуют?

Аркадий Николаевич, видимо, имеет ввиду талант мальчика исполнять серьезные классические произведения. Он считает, что тапер не должен растрачивать его на игру кадрилей, полек и вальса. Старший Руднеев почувствовал истинный талант в мальчике, что говорит о нем, как о человеке внимательном, образованном, добром, широкой души.

8.Перечитайте вслух описание внешности Антона Григорье-вича Рубинштейна. Какие черты лица раскрывают характер этого человека?

«Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полн. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же

время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света.

Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. Всего замечательнее было его лицо — одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборождён суровыми, почти

гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно;

узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную,

гордую голову похожей на львиную…»

9.Какими словами писатель передаёт талантливую игру маль-чика и впечатление Рубинштейна от его игры?

«Он заиграл, сначала робко, неуверенно, гораздо хуже, чем он играл в первый раз, но понемногу к нему вернулись смелость и вдохновение. Присутствие того, властного и необыкновенного человека почему-то вдруг наполнило его душу артистическим волнением и придало его пальцам исключительную гибкость и послушность. Он сам чувствовал, что ни

когда ещё не играл в своей жизни так хорошо, как в этот раз, и, должно быть, не скоро будет ещё так хорошо играть. Юрий не видел, как постепенно прояснялось хмурое чело Антона Григорьевича и как смягчалось мало-помалу строгое выражение его губ…»

10.Почему Аркадий Николаевич не разрешил Юрию Азагарову играть целый вечер?

Потому что он как бы преподнес ему рождественский подарок — присутствие знаменитого композитора и музыканта на вечере предопределило дальнейшую судьбу талантливого мальчика.

11.Перечитайте ещё раз последний абзац произведения и по-думайте, почему писатель так закончил свой рассказ.

Потому что это рождественский рассказ, а в Рождество все дети верят в чудо, такое чудо произошло с бедным талантливым мальчиком-тапером, который стал учеником знаменитого композитора, а в будущем стал сам знаменитым.

ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

1.Как автор относится к своим героям? Почему?

Автор относится к своим героям с любовью и интересом. Он ярко описывает детей, их радость и звонкий смех постоянно льется со страниц рассказа. С иронией и доброй насмешкой рассказывает он о Лидии и ее матери, которые относятся ко всем с презрением. Глубоко раскрыты образы Юрия Азгарова и Рубинштейна, Аркадия Николаевича.

2.Каков, по-вашему, был замысел рассказа?

Замысел рассказа Куприна — искусство, она характерна для всего творчества этого писателя. В очередной раз Александр Иванович показывает читателям, что настоящий талант будет оценён по достоинству и вознаграждён.

3.Как вы думаете, любил ли А. И. Куприн музыку?

Думаем, что А.И.Куприн очень любил музыку и хорошо разбирался в ней. Это видно из рассказа, и особенно, когда он рассказывает о состоянии мальчика, который играет талантливо на фортепиано.

РАБОТАЕМ С КАРТИНОЙ

1.Рассмотрите портрет мальчика на форзаце.

2.Какие черты характера можно прочитать по его лицу? Какие де¬тали портрета говорят о том, что это уже интересный человек?

Портрет Арсения дает нам возможность почувствовать, какую нежную отцовскую привязанность, какую безграничную любовь к сыну и тревогу за его будущее испытывал Тропинин, когда писал этот портрет. Целый мир фантазий и своих забот теснится в эту пору в ребячьей голове. Малых дел и открытий у детей не бывает. Все кажется чрезвычайно важным и достойным пристального внимания.

Арсений, изображенный на портрете, застигнут в минуту, когда он оглянулся на отца, заставляющего позировать смирно, и в уме соображает, скоро ли можно будет вернуться к интересному занятию, очевидно, прерванному в самый неподходящий момент. Умные живые глаза мальчика смотрят доверчиво и смело. В них — и озорные искорки, и решительность, и возбуждение. В глазах Арсения выражена озабоченность, но без той серьезности, которая взрослит, «омужичивает» героя картины Венецианова.

Золотистый колорит портрета пронизан солнечным светом. Рассеянные лучи солнца мягкой позолотой покрыли нежное лицо и волосы Арсения, розовато-желтыми оттенками легли на его одежду, в которой он выглядит полубарчуком, полукрестьянским мальчишкой.

Сила воли Тропинина позволила ему сохранить жизнелюбие и доброжелательность в себе и воспитать их у своего сына, рожденного крепостным и росшего рядом с надменными барскими детьми, избалованными богатством и роскошью.

Дом Рудневых

«Тапер» – это история из жизни одной богатой московской семьи. Дом Рудневых нередко полон гостей. Сюда наведываются и соседи без предупреждения, и дальние родственники, доселе неизвестные хозяевам. А также кадеты, гимназисты и юнкера со студентами. У хозяина хлебосольного дома двое сыновей и три дочери. Рассказ Куприна «Тапер» начинается с повествования о шумном и беспечном образе жизни героев. Праздничное настроение в семье задает обычно владелец ветхого и старинного строения – Аркадий Николаевич.

Сыновья и супруга героя едва упоминаются. Дочери Руднева, напротив, являются центральными персонажами.

«Тапер» — читательский дневник по рассказу А. Куприна

Рассказ Александра Куприна «Тапер» был написан и опубликован в 1900 году в газете «Одесские новости».

Описание книги для читательского дневника

Автор:

Александр Иванович Куприн
Название произведения:
«Тапер»
Жанр:
рассказ
Год написания:
1900
Издательство:
АСТ
Год издания:
2017

Главные герои и их краткая характеристика

Аркадий Николаевич Руднев – гостеприимный, веселый мужчина, азартный игрок. Тиночка Руднева – подвижная, эмоциональная, добрая девочка. Юрий Азагаров – юный тапер, скромный, бедный мальчик, талантливый музыкант. Антон Григорьевич Рубинштейн – знаменитый композитор, пианист и педагог. Ирина Алексеевна – супруга Руднева, замкнутая и высокомерная дама. Лидия – старшая дочь Рудневых, красивая и надменная девушка. Татьяна – средняя дочь Рудневых, рассудительная и спокойная.

Краткое содержание и сюжет

«Двенадцатилетняя Тиночка Руднева» чрезвычайно взволнована: «ведь скоро шесть часов, через час» будут зажигать елку, а в доме никто не побеспокоился о том, чтобы пригласить тапера. Она обращается за помощью к старшей сестре Лидии, но та относится к младшим детям «с холодным и вежливым презрением», и игнорирует взволнованную Тиночку.

Рудневы принадлежат «к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей». В их большом доме постоянно гостили близкие и дальние родственники, ежедневно жаловали с визитами друзья младших Рудневых, и в особняке всегда царила особая, оживленная атмосфера.

Хозяйка дома – Ирина Алексеевна – принадлежала к знатному и богатому роду. Она редко выходила из собственных комнат, «кроме особенно торжественных, официальных случаев», и игнорировала общество детей и супруга. Впрочем, это не мешало ей ревновать своего мужа, Аркадия Николаевича, который, несмотря на преклонный возраст, все еще пользовался славой «дамского угодника, поклонника и покорителя».

Глава семейства всегда с большим удовольствием занимался приготовлениями к елке. Он неизменно приглашал к себе оркестр Рябова, но в этот раз «с музыкой произошел целый ряд роковых недоразумений». Рудневы поздно спохватились с приглашением оркестра, и на праздники они оказались без музыки.

Уладить дело берется Татьяна, которую все любили «за ее ровный характер». Едва она успела отдать нужные поручения, как дом огласился «говором, смехом, топотом ног и звонкими поцелуями» – пришли первые гости.

Тем временем в дом приводят тапера – худенького, застенчивого, бедного мальчика лет двенадцати с тонкими чертами лица и умными серыми глазами. Сестры Рудневы озадачены таким поворотом событий, но выбора у них нет: дом полон гостей, и все ожидают музыки и танцев.

Едва сев за роскошное фортепиано, мальчик принялся уверенно извлекать из него «мощные, смелые, полные звуки». Аркадий Николаевич, большой знаток музыки, удивлен столь мастерским исполнением. Он узнает, что юного тапера зовут Юрий Азагаров, и просит его не слишком утомляться и делать перерывы в своей игре.

Во время игры Юра замечает появление нового важного гостя, который неожиданно просит сыграть ему «рапсодию № 2». После Аркадий Николаевич передает мальчику конверт с деньгами и сообщает, что ему выпал удивительный подарок: его игра заинтересовала великого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Так бедный, но невероятно талантливый мальчик приобрел прекрасного учителя и со временем стал известным композитором.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Перед рождеством в семействе Рудневых случился переполох, забыли пригласить тапера. Горничная Дуняша привела мальчика, который играл на вечерах, и его посадили за фортепьяно. Мальчик играл очень хорошо, а гости веселились и танцевали. Юрий, так звали юного тапера, увидел пожилого господина, которому все оказывали почтение. Господин попросил Юрия сыграть Листа, а потом отвез его домой на своих санях. Это был Антон Рубинштейн, а Юрий Азагаров стал известным всей стране композитором.

План пересказа

  • Беспокойство Тиночки
  • Сестры Рудневы
  • Мать и отец
  • Дуняша бежит за тапером
  • Приезд гостей
  • Мальчик-тапер
  • Рапсодия Листа
  • Юрий Азагаров
  • Пожилой, скучающий господин
  • Снова рапсодия Листа
  • Антон Рубинштейн.

Основная мысль

Куприн уверен, что судьба талантливого человека только тогда сложится хорошо, когда на помощь его трудоспособности и прилежанию придет счастливый случай, который в мире искусства имеет большое значение. Чудеса случаются и в обычной жизни.

Чему учит

Рассказ учит верить в себя и свои силы. Учит не сдаваться и идти вперед, несмотря ни на какие трудности. Учит позитивному мышлению. Учит радоваться чужой удаче. Учит помогать другим людям.

Отзыв и что понравилось

Мне очень понравился этот рассказ, который можно отнести к святочным, ведь действие его разворачивается под рождество и в нем случается настоящее чудо. Я очень радовалась за мальчика-тапера, который встретил великого композитора и своим талантом привлек его внимание. Очень хочется, чтобы такие чудеса случались как можно чаще.

Вывод и мое мнение

Наверное, этому мальчику повезло встретиться с великим композитором и произвести на него нужное впечатление. В конце рассказа говорится, что Юрий никому никогда не говорил о своем разговоре с Рубинштейном, может быть, эти слова были для него очень важны и помогли найти путь в жизни.

Пословицы

  • Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.
  • Не родись красивым, а родись счастливым.
  • Одна удача идет, другую ведет.
  • Талант трудом добывают.
  • Всякая помощь хороша вовремя.

Аркадий Николаевич

Этот герой представляет собой добродушного праздного человека, который не часто бывает дома, предпочитая проводить большую часть своего времени за игрой в карты. В делах Аркадий Николаевич не особенно осмотрителен. Он любит балет и не лишает свою супругу оснований для мучительной и тайной ревности. К тому же то и дело закладывает или перезакладывает имущество. Однако финансовые неурядицы не препятствуют Рудневу с утра до вечера вращаться в высшем обществе и после большого выигрыша организовывать увеселительные программы для детей.

Дочери

Рассказ «Тапер» – небольшое произведение, в котором идет речь об очередном предстоящем празднике в доме Рудневых. В семье три дочери: Тина, Таня и Лида. Лида – надменна и холодна. Татьяна отличается добротой и мягкостью. А младшая – Тина – представляет собой необычайно пылкое создание. В ожидании праздника она с самого утра устраивает в доме переполох. В чем причина шума, который поднимает девочка?

Дело в том, что действие рассказа происходит в конце девятнадцатого века. В те времена в богатых столичных домах было принято нанимать на всевозможные увеселительные мероприятия музыкантов. Такой традиции следовали и обитатели дома Рудневых. Однако в день, когда происходят события рассказа, распорядиться о фортепьянщике не успели. Без музыкального сопровождения праздник не может состояться. А потому не только Дина, но и Татьяна, и экономка Олимпиада Савична, и даже камердинер Лука пребывают в панике. Где же найти музыканта? И по чьей вине произошло столь серьезное упущение? Конфликт улаживает Татьяна Николаевна – сестра владельца дома. Эта веселая добродушная блондинка отправляет горничную Дуняшу на поиски тапера.

Очень краткое содержание рассказа «Тапер».

Одна из семей Москвы – Рудневы устраивают праздник в честь рождества. Из года в год на елке у Рудневых выступает оркестр Рябова. Однако в этом году по некой случайности оркестр пригласить не удалось. Чтобы праздник не сорвался, глава семейства отправляет горничную Дуняшу на поиски тапера.

Гости уже собрались, а музыкант так и не найден. Спустя пару часов Дуняша возвращается вместе с невзрачным мальчишкой. Он – единственный, кого Дуне удалось найти.

Мальчик представляется Юрием Азагаровым и просит позволить что-нибудь сыграть на фортепиано. Аркадий Николаевич Руднев приходит в восторг от игры юного пианиста. Мужчина понимает, что тапер слишком талантлив, чтобы просто играть на балах.

В зале появляется мужчина преклонных лет – судя по всему очень важная персона. Руднев представляет гостя таперу и предлагает сыграть для него лично. Как только Юрий заканчивает, хозяин бала вручает ему конверт с деньгами и предлагает, чтобы важный гость подвез его домой.

Мальчик недоумевает, но Руднев рассказывает ему, что важный гость – талантливейший композитор Антон Григорьевич Рубинштейн, который в последствии станет его наставником.

Юный музыкант

Внутренняя междоусобица, казалось бы, улажена. Однако гости прибывают, а ни Дуняши, ни музыканта нет. Сестры в отчаянии. Тина сгорает от нетерпеливого беспокойства. Но вдруг, наконец, появляется горничная. Девушка привела тапера, но все же слегка растеряна.

Прежде чем приступить к дальнейшему пересказу, следует несколько слов сказать об особенности профессии наемного пианиста в девятнадцатом веке.

Тапер – это музыкант невысокого уровня. Представители этой профессии были востребованы до появления звукового кино. Они играли, как правило, на плохом расстроенном инструменте. Задачей таперов было создать подобие музыкального фона. В роли артиста подобного уровня часто выступал немолодой и не вполне успешный исполнитель. А потому неудивительно, что, увидев в сопровождении Дуняши мальчика, облаченного в мундир реального училища, сестры несказанно удивились.

Музыканта звали Юрием Азагаровым. Лида принялась «экзаменовать» отрока, задавая ему вопросы относительно репертуара. Татьяна же отнеслась к юному таперу благосклонно и предложила мальчику продемонстрировать музыкальные способности. Каково же было удивление хозяев и гостей дома, когда гимназист заиграл…

Он исполнял знаменитые музыкальные произведения, при этом делал это на высоком профессиональном уровне. Услышав звуки фортепиано, из своего кабинета вышел изумленный Аркадий Николаевич.

Появление Рубинштейна

Почему рассказ назван «Тапер»? Ведь игра Азагарова была существенно выше способностей рядового представителя этой профессии. Повествование в произведении Куприна построено на контрасте. С одной стороны, изображена богатая и беспечная жизнь Рудневых. С другой – судьба юного гения, который, вместо того чтобы учиться, вынужден зарабатывать себе на хлеб.

Развязка рассказа – появление в доме знаменитого композитора. Дом Рудневых посетил сам Антон Рубинштейн. Великий музыкант прослушал игру юного пианиста и был поражен. Дом Аркадия Николаевича Юра Азагаров покинул вместе с Рубинштейном. А впоследствии, годы спустя, стал знаменитым композитором.

«Тапер» – это рассказ о судьбоносной встрече юного музыканта с всемирно известным пианистом. Впрочем, Азагаров, в отличие от Рубинштейна, – персонаж вымышленный. Должно быть, Куприн придумал эту рождественскую историю для того, чтобы вселить читателям веру в то, что настоящий талант непременно будет оценен.

Тапёр краткое содержание

Рассказ «Тапер» Куприна был написан и опубликован в 1900 году в газете «Одесские новости». По утверждению автора, описанная им история была основана на реальных событиях. Тема искусства – одна из любимых в творчестве Куприна, которую он в полной мере раскрыл в своем рассказе. Для лучшей подготовки к уроку литературы и для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Тапер». Главные герои Аркадий Николаевич Руднев – гостеприимный, веселый мужчина, азартный игрок. Тиночка Руднева – подвижная, эмоциональная, добрая девочка. Юрий Азагаров – юный тапер, скромный, бедный мальчик, талантливый музыкант. Антон Григорьевич Рубинштейн – знаменитый композитор, пианист и педагог. Другие персонажи Ирина Алексеевна – супруга Руднева, замкнутая и высокомерная дама. Лидия – старшая дочь Рудневых, красивая и надменная девушка. Татьяна – средняя дочь Рудневых, рассудительная и спокойная. Краткое содержание «Двенадцатилетняя Тиночка Руднева» чрезвычайно взволнована: «ведь скоро шесть часов, через час» будут зажигать елку, а в доме никто не побеспокоился о том, чтобы пригласить тапера. Она обращается за помощью к старшей сестре Лидии, но та относится к младшим детям «с холодным и вежливым презрением», и игнорирует взволнованную Тиночку. Рудневы принадлежат «к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей». В их большом доме постоянно гостили близкие и дальние родственники, ежедневно жаловали с визитами друзья младших Рудневых, и в особняке всегда царила особая, оживленная атмосфера. Хозяйка дома – Ирина Алексеевна – принадлежала знатному и богатому роду. Она редко выходила из собственных комнат, «кроме особенно торжественных, официальных случаев», и игнорировала общество детей и супруга. Впрочем, это не мешало ей ревновать своего мужа, Аркадия Николаевича который, несмотря на преклонный возраст, все еще пользовался славой «дамского угодника, поклонника и покорителя».

Глава семейства всегда с большим удовольствием занимался приготовлениями к елке. Он неизменно приглашал к себе оркестр Рябова, но в этот раз «с музыкой произошел целый ряд роковых недоразумений». Рудневы поздно спохватились с приглашением оркестра, и на праздники они оказались без музыки. Уладить дело берется Татьяна, которую все любили «за ее ровный характер». Едва она успела отдать нужные поручения, как дом огласился «говором, смехом, топотом ног и звонкими поцелуями» – пришли первые гости. Тем временем в дом приводят тапера – худенького, застенчивого, бедного мальчика лет двенадцати с тонкими чертами лица и умными серыми глазами. Сестры Рудневы озадачены таким поворотом событий, но выбора у них нет – дом полон гостей, и все ожидают музыки и танцев.

Едва сев за роскошное фортепиано, мальчик принялся уверено извлекать из него «мощные, смелые, полные звуки». Аркадий Николаевич, большой знаток музыки, удивлен столь мастерским исполнением. Он узнает, что юного тапера зовут Юрий Азагаров, и просит его не слишком утомляться и делать перерывы в своей игре. Во время игры Юра замечает появление нового важного гостя, который неожиданно просит сыграть ему «рапсодию № 2». После Аркадий Николаевич передает мальчику конверт с деньгами, и сообщает, что ему выпал удивительный подарок – его игра заинтересовала великого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Так бедный, но невероятно талантливый мальчик приобрел прекрасного учителя, и со временем стал известным композитором.

Заключение Куприн уверен, что судьба талантливого человека только тогда сложится хорошо, когда на помощь его трудоспособности и прилежанию придет счастливый случай, который в мире искусства имеет большое значение.

После прочтения краткого пересказа «Тапер» рекомендуем ознакомиться с творчеством Куприна.

Разделы:


Литература

Класс:

5

Цель:

  • формирование понятия «святочный рассказ»
    через анализ произведений А.И.Куприна «Тапер» и
    «Чудесный доктор»;
  • развитие коммуникативной и культурологической
    компетенций учащихся;
  • воспитание чувства сострадания к ближнему.

Ход урока

  1. Повторение пройденного: рассказ как эпический
    жанр.
  2. Подход к новой теме.
  3. Святочный рассказ как разновидность жанра
    (анализ произведений).
  4. Обобщение.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Оборудование:
мультимедийный
комплекс (экран, проектор, ноутбук), пустые
таблицы для заполнения.

СУ Добрый день! Позвольте мне начать наш
урок. Я надеюсь, что он принесет пользу вам и мне.
Для начала вспомним, что такое рассказ, к какому
из родов литературы он относится.
ПОУ Расска?з — малая форма эпической прозы,
повествовательное произведение небольшого
размера.
СУ Являются ли истории о тапере и чудесном
докторе, прочитанные вами дома, рассказами.
ПОУ Да, потому что он небольшой по размеру,
написан прозой.
СУ А чем похожи эти рассказы?
ПОУ В обоих произведениях происходит чудо в
Рождество.
СУ Действительно, вы правы. А знаете ли вы,
что рассказы с подобным сюжетом в литературе
встречаются довольно часто, и для них придумали
особое название — «святочные (рождественские)
рассказы». Знаком ли вам этот термин.
ПОУ Нет
СУ А раз уж мы заговорили об этом, значит,
темой нашего урока будет:?
ПОУ Рождественский рассказ.
СУ В таком случае, что мы должны узнать на
уроке?
ПОУ Особенности «рождественского
рассказа» (на примере рассказов «Чудесный
доктор» и «Тапер»). Запишите тему в тетради.
СУ Верно, это цель нашего урока, а какие же
задачи мы должны решить, чтоб прийти к реализации
поставленной цели?
ПОУ Прочитать рассказы

Проанализировать
рассказы

Найти общее в них

СУ Все верно, давайте же приступим к
анализу произведений. Но прежде вспомним сюжет
произведений.
ПОУ Краткий пересказ текстов.
СУ Перед вами лежат листочки с табличками,
в течение урока мы заполним все пустые ячейки,
это поможет вам самостоятельно создать
определение жанра «святочного рассказа».
СУ К какому эпическому жанру относятся оба
произведения? Почему?
ПОУ Рассказ (делают запись).
СУ Когда были созданы эти рассказы?
ПОУ Сообщение ученика о времени создания
рассказов и их публикации. (Делают запись- время
создания — преддверие рождества). Рассказ
Куприна «Тапер» был опубликован в газете
«Одесские новости» (1900, 25 декабря). Сюжет
рассказа основан, как следует из авторского
примечания, на реальном факте. «Чудесный
доктор»
(1897), опубликованный в
рождественском номере газеты «Киевское слово»,
написан в жанре святочного рассказа.
СУ Вспомните и докажите текстом, в какое
время происходит действие в обоих рассказах.
ПОУ Время действия — канун рождества
(сочельник), (делают запись).
СУ Кто является главными героями рассказа,
какие они, ответьте на вопрос, опираясь на текст
произведений.
ПОУ Дети.
СУ В какой обстановке находятся дети,
счастливы ли они?
ПОУ Бедные, несчастные дети, делают запись.
СУ Куприн показывает ситуацию, типичную
для большинства семей России рубежа 19-20 вв.
Многие люди в то время умирали от голода и
болезней не находя себе и своей семье пропитания.
Как же нашим героям удается выйти из сложившейся
ситуации? Возможен ли был такой поворот событий
на самом деле?
СУ Чем же заканчиваются рассказы, что
происходит с героями?
ПОУ Рассказы имеют счастливый конец,
обстоятельства складываются так, что все плохое
проходит, и жизнь детей налаживается. Случается
чудо, помощь приходит случайно.
СУ Какая запись будет следующей?
ПОУ Рассказы имеют счастливый конец (делают
запись).
СУ А кто творит чудеса?
ПОУ Бог, волшебник и т.д.
СУ Но ведь не сам Бог спускается на Землю и
творит это чудо?
ПОУ Нет. Это делают люди.
СУ Какие же люди помогли свершиться чуду?
ПОУ Пирогов и Рубинштейн.
СУ А вы знаете, кто это? Вымышленные это
персонажи или нет? Давайте посмотрим на людей,
способных воплотить чудо в жизнь. Что вы напишите
на следующем лучике?
ПОУ Чудо происходит благодаря людям.
СУ А теперь самостоятельно сформулируйте
определение «рождественского рассказа»,
продолжив предложение «Рождественский рассказ
— это:», сделайте запись в тетради.
ПОУ Формулировка определений, несколько
учащихся зачитывают ее.
СУ Как вы думаете, почему в 19 веке были
распространены такие рассказы?
ПОУ
СУ Простые и незамысловатые истории
вместили в себя мечты о доброй и радостной жизни,
о сердечном и милосердном отношении друг к другу,
о победе добра над злом вопреки всему. Эти
истории предназначены и для детей и для взрослых,
и для искушённого и для начинающего читателя.
Читать их лучше всей семьёй и именно в период
зимних праздников, когда нет суеты, когда сердца
наши смягчены, поэтому рождественские или
святочные рассказы не покажутся нам излишне
сентиментальными или далёкими от жизни.
СУ Вспомните, какой была наша цель и
задачи. Решили мы задачи, достигли ли цели?
ПОУ Вспоминают цели и задачи, делают выводы.
СУ Я уже говорила, что жанр
рождественского рассказа является
распространенным в литературе. Поэтому домашнее
задание будет следующим: Докажите, письменно, что
это «рождественский рассказ». (Чарльз Диккенс
«Рождественская песнь в прозе», «Сверчок за
очагом»; Сельма Лагерлеф «Рождественский
гость»; Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на
елке»). Или сами сочините «рождественский
рассказ». Спасибо за урок. Урок окончен.

CУ — слово учителя

Святочный рассказ как жанр русской литературы

В XIX веке в литературе сложился особый жанр рассказа – святочный рассказ. Традиционно такой рассказ приурочен к Рождеству, святкам или одной рождественской ночи. Именно в рождественские праздники люди стремятся быть лучше, совершают добрые дела. Рождество – это дни милосердия, добра и любви. Это праздник ожидания чуда. Это время, когда особую значимость приобретают христианские ценности. В святочных рассказах главные герои — люди, попавшие в тяжелое положение, столкнувшиеся с равнодушием и безразличием окружающих. Преодолеть препятствие им помогает или вмешательство высших сил, или неожиданная помощь милосердных людей. Среди персонажей присутствуют и дети. Ведь Рождество — праздник детей. Только ребенок доверчиво ожидает чуда, искренне радуется подаркам и чувствует себя счастливым от одного вида нарядной елки. Недаром Рождественскую ночь называли ночью младенцев. Святочный рассказ всегда содержит нравственный урок, который пробуждает милосердие и сочувствие в душах читателей.

Большинство святочных рассказов начинается с описания несчастий героев. Но к финалу каждый из них обретает свое счастье: смертельно больной человек выздоравливает, враги примиряются, влюбленные встречаются после долгой разлуки, люди становятся лучше, забываются обиды.

Таким образом, святочный рассказ можно определить по основным признакам:

Действие происходит в канун Рождества,

Совершается чудо,

Главный герой часто ребёнок или человек, попавший в беду,

Счастливый финал,

Нравственный урок.

И основная задача писателей состояла в том, чтобы поселить в душах читателей праздничное настроение, чтобы они забыли о трудностях жизни и не забывали о нуждающихся, о проявлении к ним милосердия и сочувствия.
А деньги за публикации святочных рассказов авторы всегда отдавали нуждающимся семьям и детям-сиротам.

В жанре святочного рассказа создавали свои произведения великие русские писатели: Н.В. Гоголь, А.И. Куприн, В.Г. Короленко и другие.

Первое знакомство учащихся со святочным рассказом происходит в 6 классе при изучении рассказа «Чудесный доктор» А. Куприна. И задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить их с жанром святочного рассказа, но и, опираясь на них, воспитывать традиционные для русского народа милосердие, сострадание. Поэтому главными, ключевыми словами на уроке будут слова: милосердие, сочувствие, сострадание, любовь. Эти слова относятся к понятию нравственности. Это то, что делает нас человечнее
.

В основе рассказа «Чудесный доктор» лежит реальное событие рождественской ночи – случайная встреча главного героя с доктором Пироговым. Доктор для семьи Мерцаловых совершил настоящее чудо. Он проявил к ним милосердие и сострадание. Благодаря ему жизнь многодетной семьи меняется самым удивительным образом.

Произведем морфемный разбор слов «милосердие» и «сострадание» и посмотрим, из каких частей они состоят. Слово «сострадание» состоит из со + страдание, где приставка со означает страдать вместе. Значит, сострадать – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека.

Слово «милосердие» состоит из двух корней: мил + серд = милое сердцу. Милосердие – это готовность оказать помощь кому-нибудь из сострадания, проявлять доброту, любовь, заботу.

В.И. Даль дал такое толкование терминам «милосердие» и «сострадание»: «Это сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность».

Итак, в семье Мерцаловых сложилась безвыходная ситуация. Чтобы учащиеся почувствовали себя причастными к событиям рассказа, вовлекаем их ролевую игру: «Как бы вы помогли семье Мерцаловых?» Учащиеся предлагают разные варианты
:
поддержать добрым словом, проявить сочувствие, дать денег из своих сбережений, подарить детям вещи, купить для больной девочки лекарства. Отвечая на вопрос, дети активно работают, рассуждают на темы добра, сострадания. В ходе анализа ситуации мы подводим учащихся к выводу: в семье Мерцаловых всё будет хорошо, если у них будут и деньги, и одежда, и лекарства, и работа для отца. Но пока у Мерцаловых ничего этого нет, и они бедствуют. Обращаемся к учащимся с вопросом:
«
Какие попытки предпринимает сам Мерцалов, чтобы помочь семье?
»


Он искал работу, пытался просить милостыню, но его пристыдили и пригрозили отправлением в полицию.

Мы видим, что он не сидел сложа руки. Вся семья показана в действии.

Какие же были взаимоотношения в семье Мерцаловых?

Этот вопрос вызывает у учащихся затруднение, потому что об этом в тексте ничего не говорится. А.И. Куприн только пишет: «Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах». Герои немногословны, но по их переживаниям мы можем судить о том, что они поддерживают друг друга, никогда не ругаются, ни в чем не обвиняют друг друга.

Безвыходная ситуация приводит Мерцалова в сад. Какая мысль пришла ему в голову?

Мысль о самоубийстве: «Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке». Просунув руку под жилет, Мерцалов нащупал довольно толстую веревку, служившую ему поясом. Но он не ужаснулся этой мысли, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного, а подумал: «Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь?»

Можно ли понять желание Мерцалова умереть?

Что же помешало Мерцалову осуществить задуманное?

Чтение и анализ диалога «В саду»:

Почему незнакомец не ушел после криков Мерцалова, а выслушал его и захотел помочь?

Произошло ли чудо в рассказе?

Кто помог осуществиться этому чуду?

Можно ли сказать, что с появлением доктора всё изменилось в семье Мерцаловых? Почему?

Мерцалов остался жив; на деньги, которые дал доктор, Мерцалов купил булочки, чай, горячее, мальчики затопили печь, поставили самовар; через некоторое время Мерцалов нашел работу, Машутка выздоровела, мальчики начали учиться в гимназии.

Какими качествами нужно обладать, чтобы совершить чудо?

Это сострадание, сочувствие, милосердие, доброта.

— Профессор не захотел назвать своего имени. Какая черта характера здесь проявилась? Скромность. Скромные люди смиренны и стараются держаться в тени, не желая привлекать к себе слишком много внимания. Но семье Мерцаловых все-таки удалось узнать имя «чудесного доктора»:
«На аптечном ярлыке, прикрепленном к пузырьку с лекарством, четкою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова».

По рецепту профессора было изготовлено лекарство для Машутки. А мы составим рецепт Пирогова для жизни. Пусть он будет всегда с вами и в трудную минуту принесет вам пользу. Найдите в тексте те слова Пирогова, которые станут основой для нашего рецепта («Не падайте никогда духом»).

Итак, у нас получился рецепт:
«Не падайте никогда духом
, помогайте тем, кто нуждается в помощи, протяните руку ближнему». Живите по рецепту профессора Пирогова, и все у вас будет хорошо.

Работа на уроке учит ребят проявлять милосердие и сострадание к людям, помогать бедным, обездоленным.

В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.
В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”. Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы — Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений — нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “принсипов” и авторитетов. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без прин-сипов… шагу ступить, дохнуть нельзя”, — говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства — Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы…” и т. д.
Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”. Он либерал и гордится этим. “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел…; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями…” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”… Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович — человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.
Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных…

Этот пост хочу начать словами Бернарда Шоу. «Чудо — это событие, которое рождает веру. В этом самая сущность и назначение чудес. Тем, кто их видит, они могут казаться весьма удивительными, а тем, кто их творит, весьма простыми. Но это не важно. Если они укрепляют или порождают веру — это истинные чудеса».

Настоящее чудо происходит в трогательном рассказе Александра Куприна «Чудесный доктор» — он входит в мой список лучших новогодних книг для детей 5-7 лет (о трёх книгах из этого списка я уже писала ранее). Разумеется, эту рождественскую историю можно читать и в более старшем возрасте, она написана простым, но изящным языком. Моим дочерям сейчас 5 и 7 лет, и я считаю, что это произведение Куприна они уже в состоянии хоть немного осмыслить.

Рассказ написан в Киеве в 1897 году и основан на реальных событиях. В канун Рождества два голодных, бедно одетых мальчика разглядывают вкусности за витриной гастронома. Только отведать их мальчикам не суждено — за прошедший год их семья обнищала. После тяжёлой болезни отец потерял работу, у матери на руках грудничок, сестрёнка тяжело болеет, один ребёнок уже умер, а все старания отца по поиску новой работы пока ни к чему не приводят.Тяжело возвращаться с нарядных улиц, где всё пропитано ароматом праздника, в тёмный сырой подвал… Тем более возвращаться несолоно хлебавши — отчаявшаяся мать отправляла мальчишек просить помощи у людей, у которых раньше работал отец, но те только отмахнулись от них, ссылаясь на праздничные хлопоты.

Куда тяжелее отцу семейства. Возвращаться домой после тщетных поисков стало невыносимо:

«Он не сказал жене ни одного слова, она не задала ему ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли в глазах друг друга»

С тяжёлыми мыслями мужчина забредает в общественный сад. Здесь всё тихо, покойно, несуетно… Мысль о самоубийстве уже не пугает его. Здесь-то он и встречает «чудесного доктора», который не просто помогает деньгами и лекарствами, но и даёт шанс изменить жизнь. Случается настоящее рождественское чудо.

«…- Едемте! — сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова. — Едемте скорее!.. Счастье ваше, что вы встретились с врачом. Я, конечно, ни за что не ручаюсь, но… поедемте!
Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицов в грязные, замаслившиеся подушки. Мальчишки хлебали борщ, сидя на тех же местах. Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слёзы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчённый чугунок. Войдя в комнату, доктор скинул с себя пальто и, оставшись в старомодном, довольно поношенном сюртуке, подошёл к Елизавете Ивановне. Она даже не подняла головы при его приближении.
— Ну полно, полно, голубушка, — заговорил доктор, ласково погладив женщину по спине. — Вставайте-ка! Покажите мне вашу больную…»

Не буду сейчас рецензировать книгу, возможно, сделаю это, когда прочтём её вместе с детьми — мне интересна их реакция. Зато открою один секрет: чудесный доктор — мудрый, добрый, милосердный — не кто иной, как Николай Иванович Пирогов — знаменитый русский хирург и анатом, основоположник русской военно-полевой хирургии, естествоиспытатель и педагог, основатель русской школы анестезии.

«Эмиграция вконец изжевала меня, а отдаленность от Родины приплюснула мой дух», – говорил Куприн. В 1937 году писатель получил разрешение правительства на возвращение. В Россию он вернулся смертельно больным стариком.

Куприн умер 25 августа 1938 года в Ленинграде, похоронили его на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Татьяна Клапчук

Святочные и пасхальные рассказы

Чудесный доктор

Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдет речь. Я, с своей стороны, лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой трогательной истории да придал устному рассказу письменную форму.

– Гриш, а Гриш! Гляди-ка, поросенок-то… Смеется… Да-а. А во рту-то у него!.. Смотри, смотри… травка во рту, ей-богу, травка!.. Вот штука-то!

И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой степени их умы и желудки. Здесь, освещенные ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблоков и апельсинов; стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах, уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копченые и маринованные рыбы; ниже, окруженные гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала… Бесчисленное множество баночек и коробочек с солеными, вареными и копчеными закусками довершало эту эффектную картину, глядя на которую оба мальчика на минуту забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью, – поручении, окончившемся так неожиданно и так плачевно.

Старший мальчик первый оторвался от созерцания очаровательного зрелища. Он дернул брата за рукав и произнес сурово:

– Ну, Володя, идем, идем… Нечего тут…

Одновременно подавив тяжелый вздох (старшему из них было только десять лет, и к тому же оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей) и кинув последний влюбленно-жадный взгляд на гастрономическую выставку, мальчуганы торопливо побежали по улице. Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки… Но они мужественно гнали от себя прочь соблазнительную мысль: остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу.

По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы. Прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам – все осталось позади. Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры… Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его – собственно подвал – был каменный, а верх – деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили ее.

Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс – настоящему запаху нищеты. Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания. В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок. Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку и в то же время не забывая подталкивать локтем качающуюся колыбель. Когда мальчики вошли и следом за ними стремительно ворвались в подвал белые клубы морозного воздуха, женщина обернула назад свое встревоженное лицо.

– Ну? Что же? – спросила она отрывисто и нетерпеливо.

Мальчики молчали. Только Гриша шумно вытер нос рукавом своего пальто, переделанного из старого ватного халата.

– Отнесли вы письмо?.. Гриша, я тебя спрашиваю, отдал ты письмо?

– Ну, и что же? Что ты ему сказал?

– Да все, как ты учила. Вот, говорю, от Мерцалова письмо, от вашего бывшего управляющего. А он нас обругал: «Убирайтесь вы, говорит, отсюда… Сволочи вы…»

– Да кто же это? Кто же с вами разговаривал?.. Говори толком, Гриша!

– Швейцар разговаривал… Кто же еще? Я ему говорю: «Возьмите, дяденька, письмо, передайте, а я здесь внизу ответа подожду». А он говорит: «Как же, говорит, держи карман… Есть тоже у барина время ваши письма читать…»

– Ну, а ты?

– Я ему все, как ты учила, сказал: «Есть, мол, нечего… Машутка больна… Помирает…» Говорю: «Как папа место найдет, так отблагодарит вас, Савелий Петрович, ей-богу, отблагодарит». Ну, а в это время звонок как зазвонит, как зазвонит, а он нам и говорит: «Убирайтесь скорее отсюда к черту! Чтобы духу вашего здесь не было!..» А Володьку даже по затылку ударил.

– А меня он по затылку, – сказал Володя, следивший со вниманием за рассказом брата, и почесал затылок.

Старший мальчик вдруг принялся озабоченно рыться в глубоких карманах своего халата. Вытащив наконец оттуда измятый конверт, он положил его на стол и сказал:

– Вот оно, письмо-то…

Больше мать не расспрашивала. Долгое время в душной, промозглой комнате слышался только неистовый крик младенца да короткое, частое дыхание Машутки, больше похожее на беспрерывные однообразные стоны. Вдруг мать сказала, обернувшись назад:

– Там борщ есть, от обеда остался… Может, поели бы? Только холодный, – разогреть-то нечем…

В это время в коридоре послышались чьи-то неуверенные шаги и шуршание руки, отыскивающей в темноте дверь. Мать и оба мальчика – все трое даже побледнев от напряженного ожидания – обернулись в эту сторону.

Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца. Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах.

В этот ужасный, роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. Сначала он сам заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбережения. Потом, когда он поправился, он узнал, что его место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим… Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой, за перепиской, за ничтожным местом, залог и перезалог вещей, продажа всякого хозяйственного тряпья. А тут еще пошли болеть дети. Три месяца тому назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания. Елизавете Ивановне приходилось одновременно ухаживать за больной девочкой, кормить грудью маленького и ходить почти на другой конец города в дом, где она поденно стирала белье.

Весь сегодняшний день был занят тем, чтобы посредством нечеловеческих усилий выжать откуда-нибудь хоть несколько копеек на лекарство Машутке. С этой целью Мерцалов обегал чуть ли не полгорода, клянча и унижаясь повсюду; Елизавета Ивановна ходила к своей барыне, дети были посланы с письмом к тому барину, домом которого управлял раньше Мерцалов… Но все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег… Иные, как, например, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца.

Н.А.Глебова, ГУО «СШ № 8 г. Волковыска» Гродненской области

Тема. «Но без труда талант не впрок!» (по рассказу А. Куприна «Тапёр»)

Цель урока: создать условия для воспри­ятия и осмысления рассказа А. И. Куприна «Тапёр».

Задачи:

  • образовательная: организовать де­ятельность учащихся, направленную на раскрытие характеров детей и взрослых, изображённых в рассказе, понятий «талант» и «труд» на примере героев произведения; содействовать закреплению понятия «ли­тературный портрет», выявлению жанро­вых особенностей рождественского рассказа А. И. Куприна «Тапёр»;

  • развивающая: способствовать развитию у учащихся устной речи, навыков работы со словарями, обогащению словарного запаса школьников, представления о литературе и музыке как взаимосвязанных видах искус­ства, значимых для человека;

  • воспитательная: содействовать фор­мированию у учащихся понимания основ гуманного отношения к людям, интереса к классической музыке, расширению культу­рологического кругозора.

Домашнее задание к уроку: прочитать рассказ; индивидуальные задания: подгото­вить биографические справки об А. И. Ку­прине, Ф. Листе и А. Г. Рубинштейне; пере­сказ притчи о талантах; задания для групп.

Эпиграфы:

Искусство всегда служит добру… Н. В. Гоголь

Человек есть тайна… Ф. М. Достоевский

Ход урока

  1. Организационный этап.

Звучит живая музыка (играет учащий­ся).

Учитель читает стихотворение:

Слова и звуки… Звуки и слова,

В них жизни, полной жизни выраженье,

Всё, что вмещает сердце, голова

И человека грудь, — все проявленья.

Какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся… Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду — всё облекаем в них.

В них мудрости и красоты венец,

В словах и звуках вечный ключ сердец!

  1. Вступительное слово учителя.

— Встреча с музыкой, поэзией, красо­той — это всегда праздник. Как вы думаете, почему люди пишут стихи, книги, картины? (Ответы учащихся.)

Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и, когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он ста­рается передать красоту мира словами, или красками, или звуками. Люди, которые слу­шают его музыку или стихи, или смотрят картины, тоже начинают видеть и чувство­вать эту красоту, и тогда они сами становят­ся добрее, красивее, лучше. Как вы думаете, каждый ли человек способен создать произ­ведение искусства? Что для этого нужно? (Талант, вдохновение, трудолюбие.) Тема нашего сегодняшнего урока — «Но без тру­да талант не впрок!». Слово талант имеет библейское происхождение. Об этом вам рас­скажет…

Сообщение учащегося.

Притча о талантах была рассказана Ии­сусом Христом своим ученикам. По сюже­ту, некий богатый господин отправляется в дальнюю страну и оставляет своих рабов справляться без него. Перед отъездом го­сподин раздаёт рабам монеты — таланты, причём делит их не поровну. Так, одному рабу досталось целых пять талантов, дру­гому — два, а третьему — всего один. Раз­дав дары, господин велел рабам непременно пустить их в ход и приумножить. Затем он уехал, а рабы остались с деньгами. Про­шло много времени, и господин вернулся из далёкой страны. Первым делом он созвал всех троих рабов и потребовал строгий от­чёт: как и на что они употребили данное им состояние? Первый раб, у которого было пять талантов, приумножил их вдвое — их стало десять. Господин похвалил его. Вто­рой, которому было дано два таланта, тоже распорядился ими мудро — теперь у него стало их в два раза больше. Этот раб тоже удостоился похвалы от господина. Пришёл черёд третьего держать ответ. И принёс он с собой только один талант — тот, что хозяин дал ему перед отъездом. Раб объяснил это так: «Господин, я испугался твоего гнева и решил вовсе ничего не делать. Вместо этого зарыл свой талант в землю, где он проле­жал долгие годы, и только сейчас я достал его». Библейская притча о талантах стала источником крылатого выражения «зары­вать свой талант в землю», появившегося столетия назад и активно использующегося до сих пор.

  • В словаре Ожегова даётся такое опре­деление этого слова: выдающиеся врождён­ные качества, особые природные способно­сти.

  1. Изучение нового материала.

  1. Постановка проблемного вопроса.

  • Какие ассоциации вызывает у вас сло­во талант?

Учащиеся составляют кластер на доске.

М1619577 1 ногогранность Творчество Виртуозность

1619577 21619577 3

1619577 41619577 51619577 6 Феноменальность Триумф

1619577 71619577 8 Одарённость Талант Успех

  • Как выдумаете, какого человека мож­но назвать талантливым? Почему?

  • О герое какого художественного про­изведения, прочитанного вами, мы можем сказать: «Он талантливый человек»? (Юрий Азагаровгерой рассказа А. И. Куприна «Тапёр».)

2. Целеполагание.

  • Ребята, какова наша цель на уроке? (Доказать, что Юрий Азагаровдействи­тельно талантливый человек, выяснить, что помогло юному пианисту раскрыть свой талант.)

  • Прежде чем начать разговор о глав­ном герое, обратимся к личности автора рас­сказа — талантливого писателя Александра Ивановича Куприна.

Сообщение учащегося

Александр Иванович Куприн — выда­ющийся русский писатель конца XIX — начала XX века — родился в небольшом городке Пензенской губернии. Рано лишив­шись отца и оставшись на попечении мате­ри, Куприн вынужден был воспитываться в сиротской гимназии. Писатель испробовал много разных профессий, даже летал на воздушном шаре и спускался на морское дно, был спортсменом-атлетом, продавцом в магазине.

Это был благородный человек, всегда за­щищавший слабых. Первое увлечение лите­ратурой пришло к писателю, когда он учил­ся в кадетском корпусе, и осталось с ним на всю жизнь. Он написал много удивительных произведений о детях, в которых восхища­ется их талантом, трудолюбием, увлечён­ностью делом. Несмотря на то что Куприн 14 лет посвятил военному делу, литература стала делом всей его жизни. Недаром Мак­сим Горький так сказал о Куприне: «Ку­прин — талант яркий, здоровый». Самые известные произведения для детей и о де­тях: «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Слон», «Храбрые беглецы» и др.

  • К этому списку можно прибавить рас­сказ «Тапёр». Это не обычный рассказ, так как его жанр определяется как «рожде­ственский» или «святочный» рассказ. У вас на партах лежат карточки, содержащие краткий теоретический материал. Давайте ознакомимся с основными признаками этого жанра. (Учащиеся зачитывают вслух.)

Особенности жанра «рождественский рассказ».

Действие происходит накануне Рожде­ства.

В рассказе происходят чудесные события.

В финале побеждает добро.

Давным-давно в России начали устра­ивать музыкальные танцевальные вечера для детей из знатных семей. Здесь учились танцевать, постигали бальный этикет и об­щались. В рассказе Александра Куприна та­кое событие происходит в дворянской семье Рудневых в конце XIX века. Для музыкаль­ного сопровождения вечера отыскали моло­дого человека. Что это за человек и какое чудо с ним произошло, мы сможем узнать, поработав в группах.

Работа в группах (задания для групп лежат на партах).

1-я группа «Лингвисты»: найти незна­комые слова (тапёр, хлебосольный, безала­берный, репутация), объяснить их значение с помощью словаря, оформить «Словарик эпохи» и рассказать об атмосфере, царившей в доме Рудневых.

Тапёр — музыкант, играющий в неболь­ших ресторанах, на танцевальных вечерах за плату.

Хлебосольный — отличающийся хлебо­сольством, гостеприимный.

Безалаберный — бестолковый и беспоря­дочный.

Репутация — создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках у кого-нибудь.

2-я группа «Повествователи»: дать ха­рактеристику членам семьи Рудневых.

Аркадий Николаевич

Ирина Алексеевна

Их дети

Лидия Татьяна Тиночка Катя

старшая средняя младшая маленькая (внесценический образ)

Примерный ответ

Аркадий Николаевич — глава семьи, известный всей Москве гурман, игрок и щедрый покровитель балетного искусства. Сердцеед, внешне обаятельный, он умел очень «красиво» проматывать полученные в наследство деньги и приданое жены. Ар­кадий Николаевич любил, чтобы в доме было шумно и оживлённо. Ирина Алексеев­на — тип аристократки, согласившейся на неравный брак. Мужа своего не уставала тайно и мучительно ревновать. Она почти никогда не выходила из своих собствен­ных комнат, кроме официальных случаев. Урождённая Озлобишина, последний от­прыск знатного рода, она раз и навсегда ре­шила, что общество её мужа и детей слиш­ком «брютально», поэтому равнодушно игнорировала его.

Лидия Аркадьевна — старшая сестра. Она не выносила никакого шума и относи­лась к «мелюзге» с холодным и вежливым презрением. Она говорила о Марксе и об аграрной системе и стремилась на высшие женские курсы, отличалась странным бессер­дечием по отношению ко всему загнанному, подвластному и принуждённому.

Татьяна Аркадьевна — полная, весёлая блондинка, которую вся прислуга обожала за её ровный характер и удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы, чут­кая, наблюдательная.

Двенадцатилетняя Тиночка впервые была допущена к устройству ёлки, поэтому вол­новалась больше всех, хлопотала и бегала за десятерых, попадалась ежеминутно кому-нибудь под ноги и только усиливала общую суету, пылкая, дружелюбно относилась к мальчику.

— Какие отношения сложились между хозяевами и слугами? (Доброжелательные, доверительные.)

— Почему Аркадий Николаевич не при­гласил к себе в дом на Рождество оркестр Рябова? (Поздно спохватился, его уже при­гласили.)

— Кто в дом приводит тапёра? (Дуняша.)

3-я группа «Художники-портретисты»:

подготовить словесное рисование внешности Юрия Азагарова и рассказ о чертах его ха­рактера.

Каким деталям лица автор уделяет особое внимание?

Что в портрете мальчика позволило Ли­дии думать о нём как о «загнанном, под­властном, приниженном»?

Какое первое музыкальное произведение играет Юрий Азагаров?

Что меняется в лице мальчика, когда он играет рапсодию?

Примерный ответ

« Бледный », « худощавый », « подержанный мундирчик», «не решаясь подойти ближе», «голос сиплый от робости» — это говорит о застенчивости, бедности, боязливости маль­чика. Автор уделяет особое внимание глазам маленького музыканта. «Большие серые гла­за — слишком большие — смотрели умно, твёрдо, не по-детски серьёзно». Читатели по­нимают, что перед ними глубокий, умный, решительный, волевой человек, много испы­тавший, с богатым внутренним миром.

«Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, пол­ные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуот­крылись, а глаза ещё больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияю­щими».

  • Давайте мысленно перенесёмся в дом Рудневых, немного отдохнём и послушаем эту музыку.

Звучит «Венгерская рапсодия» Ф. Ли­ста.

  • В начале урока мы познакомились с понятием «рождественский» рассказ и ска­зали, что с героем такого рассказа обяза­тельно происходит чудо. А какое чудо про­изошло с героем этого рассказа? (Ответы учащихся.)

4-я группа «Литературоведы»:

рассмо­треть портрет А. Г. Рубинштейна работы И. Репина и сравнить его с описанием ком­позитора в рассказе Куприна; объяснить по­нятие «литературный портрет» (с. 348 учеб­ника).

Примерный ответ

«Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полн. Держался он с такой изящной, неуловимой, небрежной и в то же время величавой про­стотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу видно было, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов».

«Всего замечательнее было его лицо — одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборож­дён суровыми, почти гневными морщина­ми; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с по­висшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергичны и креп­ко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обри­сованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту ха­рактерную, гордую голову похожей на льви­ную…»

Сообщение учащегося

Антон Григорьевич Рубинштейн — гени­альный русский пианист. Музыкальные спо­собности его проявились очень рано. Первой учительницей была его мать, дававшая ему уроки игры на фортепиано. Музыке учился в Берлине. В будущем именно по его иници­ативе в Петербурге и Москве были открыты первые консерватории.

Игра Рубинштейна покоряла зрителей своим размахом и мощью. Выступления Ан­тона Григорьевича в России и за рубежом проходили с огромным успехом, не случайно во всём мире за ним прочно укрепилась сла­ва «царя пианистов».

Нельзя также не сказать о том, что Ан­тон Рубинштейн был знаком с Ференцем Листом, у них даже была совместная по­становка оперы. Поэтому исполненная рап­содия приобретала для него личностное зву­чание.

IV. Закрепление изученного материала.

Работа в парах.

На карточках заранее заготовлены цитаты из текста, учащимся необходимо распре делить их в две колонки.

Внешность мальчика:

  • «Маленькая фигурка, разматывавши: жёлтый башлык, окутывавший её голову».

  • «Маленькая фигурка оказалась бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища».

  • «Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами».

Черты характера:

  • «Он в неловкой выжидательной по держался в своём углу, не решаясь подойти ближе».

  • «Этот мальчика застенчив, беден и самолюбив».

  • «Мальчик вдруг густо покраснел, ответил сдержанным тоном».

  • «Мальчик бережно положил руки клавиши».

  • «Мальчик встал раскрасневшийся, взволнованный».

  • «Мне случалось играть по целым вече­рам, почти не переставая».

Сообщение учащегося

Ференц Лист — венгерский пианист-вир­туоз, дирижёр, выступал на концертах уже с 9 лет. Он с величайшим триумфом путе­шествовал по Европе и владел мастерством игры на пианино в совершенстве.

Лист написал 19 венгерских рапсодий с множеством вариаций, которые невероятно сложны для исполнения, немногим музыкан­там удавалось их сыграть.

У Листа была очень большая рука с силь­ными пальцами, что имеет огромное значе­ние для игры на фортепиано.

Словарная работа

Рапсодия — музыкальное произведение на темы народных песен, сказаний.

— Подумайте, почему именно это му­зыкальное произведение играет мальчик. (Юрию Азагарову необходимо было дока­зать, что он хорошо справится со своим званием тапёра. А это произведение от­личается особой сложностью, поэтому для его исполнения требуется настоящий та­лант.)

«Венгерская рапсодия» — технически сложная вещь для исполнения с множеством вариаций и сменой темпа. Трудно предста­вить, сколько времени мальчик проводил за инструментом, чтобы достичь такого уровня мастерства. Почему Аркадий Руднев гово­рит, что безбожно заставлять его играть тан­цы? (Он слышит мастерство мальчика и понимает его талант, а танцы играются «под ноги»это Примитивная, монотон­ная работа.)

— Какое исполнение рапсодии Юрием было лучшим? Подтвердите ответ цитатой. Почему?

— Чего уже удалось достичь в жизни в свои 11—12 лет Юрию Азагарову? (Музы­кант сам зарабатывал себе на жизнь.)

— А вам, ребята, что-то удалось уже сде­лать к своим 11—12 годам? Чем вы можете гордиться? (Ответы, учащихся.)

— Обратите внимание на экран. Готовясь к уроку, я подобрала высказывания извест­ных людей о труде и таланте.

  • Труд — это источник всех радостей, всего лучшего в мире (М. Горький).

  • Работа — это главное в жизни (Э. Хе­мингуэй).

  • Труд отец счастья (Б. Франклин).

  • Если действовать не будешь, ни к чему ума палата (Ш. Руставели).

  • Лёгким трудом счастья не добудешь (К. Федин).

— Какая мысль объединяет эти выска­зывания? (Нужно очень много трудить­ся, чтобы достичь желаемых результатов в жизни. Трудолюбие, воля, скромность, чувство собственного достоинства помо­гут человеку найти своё место в жизни. Нужно развивать данные тебе от приро­ды способности, не зарывать свой талант в землю, а радовать своим даром других людей. Любой талант требует усилий от человека.)

— Как вы думаете, существуют ли люди, у которых нет никаких талантов?

— В начале урока мы слушали притчу. Каков её смысл? (Важно не то, что человек имеет (таланты, знания, навыки, ресур­сы), а то, как он этим пользуется. Можно обладать огромными возможностями, но никак их не применять, и тогда они про­падут.)

— Давайте вернёмся к кластеру, кото­рый мы составили в начале урока. Какого слова не хватает рядом со словом талант? (Труд.)

— Близкое вам высказывание запишите себе в тетрадь.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Закончите предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Выставление отметок.

VI. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос «Что ска­зал великий пианист юному музыканту?». (3—5 предложений.)

  • Рассказ танюшкино солнышко шаповалов
  • Рассказ тапер краткое содержание
  • Рассказ танкиста историческое событие
  • Рассказ танкиста про собаку балерину
  • Рассказ тайна лидия чарская краткое содержание