Рассказ тапер читательский дневник

Куприн а, рассказ тапер жанр: святочный рассказ читайте краткое содержание других святочных рассказов: лукашевич к. заветное окноглавные герои рассказа тапер

Куприн А, рассказ «Тапер»

Жанр: святочный рассказ

Читайте краткое содержание других святочных рассказов:
Лукашевич К. «Заветное окно»

Главные герои рассказа «Тапер» и их характеристика

  1. Тиночка Руднева. Девочка 12 лет. Бойкая, веселая, подвижная, непоседливая.
  2. Татьяна Руднева. Сестра Тины. Добрая, умная, отзывчивая.
  3. Лидия Руднева. Самая старшая сестра. Надменная, придирчивая, капризная.
  4. Аркадий Николаевич Руднев. Отец семейства. Веселый, шумный, душа компании.
  5. Юрий Азагаров. Мальчик лет 14. Талантливый музыкант. Робкий и несмелый, но гордый.
  6. Антон Рубинштейн. Великий композитор. скучающий, равнодушный, покоренный музыкой Азагарова.

План пересказа рассказа «Тапер»

  1. Беспокойство Тиночки
  2. Сестры Рудневы
  3. Мать и отец
  4. Дуняша бежит за тапером
  5. Приезд гостей
  6. Мальчик-тапер
  7. Рапсодия Листа
  8. Юрий Азагаров
  9. Пожилой, скучающий господин
  10. Снова рапсодия Листа
  11. Антон Рубинштейн.

Кратчайшее содержание рассказа «Тапер» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Перед рождеством в семействе Рудневых случился переполох, забыли пригласить тапера.
  2. Горничная Дуняша привела мальчика, который играл на вечерах, и его посадили за фортепьяно.
  3. Мальчик играл очень хорошо, а гости веселились и танцевали.
  4. Юрий, так звали юного тапера, увидел пожилого господина, которому все оказывали почтение.
  5. Господин попросил Юрия сыграть Листа, а потом отвез его домой на своих санях.
  6. Это был Антон Рубинштейн, а Юрий Азагаров стал известным всей стране композитором.

Главная мысль рассказа «Тапер»
Чудеса случаются и в обычной жизни.

Чему учит рассказ «Тапер»
Рассказ учит верить в себя и свои силы. Учит не сдаваться и идти вперед, несмотря ни на какие трудности. Учит позитивному мышлению. Учит радоваться чужой удаче. Учит помогать другим людям.

Отзыв на рассказ «Тапер»
Мне очень понравился этот рассказ, который можно отнести к святочным, ведь действие его разворачивается под рождество и в нем случается настоящее чудо. Я очень радовалась за мальчика-тапера, который встретил великого композитора и своим талантом привлек его внимание. Очень хочется, чтобы такие чудеса случались как можно чаще.

Пословицы к рассказу «Тапер»
Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.
Не родись красивым, а родись счастливым.
Одна удача идет, другую ведет.
Талант трудом добывают.
Всякая помощь хороша вовремя.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Тапер»
Двенадцатилетняя Тиночка Руднева вбежала в комнату, где одевались ее сестры, и взволновано стала спрашивать про тапера, которого кажется забыли пригласить.
Старшая сестра Лидия Аркадьевна посмотрела на Тиночку с неудовольствием и сказала, что от нее слишком много шума. Но девочка показала отражению сестры язык и обернулась к другой сестре, Татьяне. Тиночка стала просить ее пойти с ней и помочь, ведь через час уже надо было зажигать елку.
Только в этом году Тина была допущена до подготовки елки и потому сильно волновалась.
В семье Рудневых было много детей и постоянно толпилась молодежь. Мать, Ирина, редко выходила к гостям, а отец Аркадий Николаевич напротив редко появлялся дома, проводя время в Английском клубе. И лишь изредка он приходил домой и называя молодежь «молодыми республиканцами» звал их за город.
Зато Аркадий Николаевич очень любил принимать участие в украшении елки и подготовке подарков. Каждый год Аркадий приглашал на елку оркестр Рябовых, но в этом году случилось так, что Рябова пригласили поздно и он уже дал обещание быть на другой елке.
Аркадий Николаевич рассердился и приказал достать тапера, но в сумятице об этом все забыли.
Когда Тиночка взбудоражила весь дом, слуги стали сваливать вину друг на друга. Но тут появилась Татьяна и мигом послала горничную Дуняшу искать тапера. В это время уже стали прибывать гости и гостиная наполнилась весельем и шумом.
Дуняша долго не возвращалась и Тина изнывала от беспокойства. Она даже предполагала попросить сыграть тетю Соню, но тут камердинер Лука сказал, что Дуняша просит девочек спуститься.
Внизу Дуняша божилась. что нигде не могла найти тапера и привела мальца, который говорил, что много играл на свадьбах и вечерах. Сестры увидели мальчика в костюме гимназиста, который робко стоял у дверей. на вид ему было одиннадцать-двенадцать лет.
Татьяна подошла к мальчик у и спросила сколько ему лет. Мальчик отвечал, что четырнадцать. Татьяна выразила сомнение, что он сможет играть целый вечер, но мальчик просил не волноваться на этот счет и говорил, что ему не привыкать. Оказалось, что он умеет играть кадриль, вальсы и польку.
Расспросы немного рассердили мальчика и он ответил, что еще играет сонаты Бетховена и рапсодии Листа. Лидия продолжала дразнить мальчика и Татьяна решила помочь ему. Она предложила мальчику что-нибудь сыграть, и Тина радостно захлопала в ладоши.
Она потащила мальчика в гостиную и усадила за шикарное фортепьяно. Тот взял нотные тетради и наугад раскрыл одну из них. Обернувшись к Лидии мальчик спросил угодно ли той, что он сыграет вторую рапсодию Листа. Лидия промолчала.
А мальчик положил руки на клавиши и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды. Его некрасивое лицо вмиг преобразилось, став прекрасным, глаза сделались сияющими.
Зал наполнился слушателями и сам Аркадий Николаевич, большой любитель музыки вышел к музыканту. Он тоже сомневался, что этот «карапуз» сможет отыграть весь вечер, но первым зааплодировал мальчику и протянул руку. Аркадий спросил имя мальчика и узнав, что того зовут Юрий Азагаров, сказал, чтобы тот не стеснялся и если устанет играть, сразу сказал об этом.
Потом Аркадий Николаевич попросил мальчика сыграть марш. и под звуки из «Фауста» стал запускать детей и гостей. Вокруг елки вмиг образовался хоровод.
Потом тапер играл польку и вокруг него закружились в танце молодые люди. Вдруг взволнованный шепот заставил мальчика обернуться. У дверей стоял пожилой господин, изящный и величавый, с удивительным лицом.
Аркадий Николаевич повел гостя в кабинет, именуя его Антоном Григорьевичем и о чем-то на ходу упрашивая.
Юрий играл вальсы, кадрили и польки и в какой-то момент заметил, что Антон Григорьевич скучающе смотрит на него, а Аркадий Николаевич что-то ему нашептывает. Неожиданно равнодушным голосом Антон Григорьевич попросил мальчика снова сыграть рапсодию номер 2.
Юрий начал играть неуверенно, но вскоре смелость вновь вернулась к нему, словно присутствие этого важного господина предало его пальцам необыкновенную гибкость и подвижность. И Юрию казалось, что никогда еще не играл так хорошо.
Мальчик не видел как вдруг прояснилось хмурое чело Антона Григорьевича, а когда при всеобщих аплодисментах закончил, уже не увидел этого человека.
Но тут к нему подошел Руднев и протянул конвертик с деньгами. Он поблагодарил Юрия и сказал, что его довезет до дома Антон Григорьевич. Мальчик начал было возражать, говоря, что может играть весь вечер, но Аркадий прервал его. Он с улыбкой спросил, неужели мальчик не узнал этого человека. Юрий недоуменно смотрел на Руднева. А тот сделав паузу объяснил, что этот пожилой господин Антон Рубинштейн и он заинтересовался игрой Юрия. Аркадий Николаевич поздравил мальчика, говоря, что очень рад тому, что на его елке Юрию выпал такой неожиданный подарок.
Юрий Азагаров теперь известный композитор, а его учитель успокоился навсегда от своей жизни триумфатора. Но никогда Юрий не раскрывал, о чем говорил ему Рубинштейн, в ту морозную рождественскую ночь.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Тапер»

Рассказ тапер читательский дневник

Читательский дневник по рассказу «Каштанка» Антона Чехова

Автор: Чехов Антон Павлович

Название произведения: «Каштанка»

Количество страниц: 26

Жанр: рассказ

Главные герои: Каштанка, Мсье Жорж, Иван Иванович, Федор Тимофеевич, Хавроня Ивановна.

Второстепенные персонажи: Лука Александрич, Федюшка.

Характеристика главных героев:

Каштанка — маленькая, умная и веселая собака.

Сноб, внимательный, уверенный в себе.

Талантливая артистка цирка.

Мсье Жорж — клоун и тренер. Назвал Каштанку тётей.

Добрые и уважительные к животным.

Иван Иванович — важный и самоуверенный гусь.

Федор Тимофеевич — Кот. Скучный и всем недовольный.

Хавроня Ивановна — Добродушная и веселая свинья.

Характеристика второстепенных героев:

Лука Александрич — Мастер Каштанки. Плотник, пьяница.

Федюшка — сын плотника. Добрый мальчик, любит животных.

План рассказа:

  1. Один в городе.
  2. Незнакомец и ужин.
  3. Новые друзья.
  4. Цирковые трюки.
  5. Трагическая смерть.
  6. Первое исполнение.
  7. Старый друг.

Основная мысль рассказа «Каштанка»

Основная идея рассказа — собака всегда остается верной хозяину.

Основная идея рассказа — собаки — лучшие друзья человека, и к ним нужно относиться с любовью.

Чему учит рассказ

История учит любить животных, заботиться о своих питомцах, никогда не отпускать их на прогулку в одиночку и в случае потери искать любыми средствами и любыми средствами.

Он учит верности, дружбе, преданности.

Краткий отзыв по произведению «Каштанка» для читательского дневника

Прочитав эту историю, я почувствовал гордость за собаку, которая любила своего хозяина, кем бы он ни был.

Плотник был пьяницей, ругался, плохо кормил, но он был хозяином, и собака была ему предана.

Он почти не колебался, когда снова встретил Луку в цирке.

Она бросилась к нему и мальчику, оставив сбитого с толку Жоржа на арене.

Собака не могла иначе.

она осталась верна тому, кто ее вырастил.

Это очень интересная история о верности и верности.

Автору удалось показать, какие замечательные создания — собаки.

Как они любят своих хозяев.

И как хозяева должны относиться к своим питомцам.

Всем советую прочитать этот рассказ и подумать, достаточно ли мы любим тех, кто живет с нами.

Наши собаки, кошки, птицы, рыбки и другие домашние животные.

Они заслуживают нашей любви.

Пословицы к произведению:

  • Старый друг лучше двух новых.
  • В чужую страну и собака жаждет.
  • Хорошая собака не будет без хозяина.
  • Друзья познаются в беде.

Словарь неизвестных слов:

  • Геенна огненная — это ад.
  • Лохан — умывальник, ванна.
  • Каналья — нехороший человек.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Гусь не двинулся с места. Хозяин сел перед ним на землю, минуту молча посмотрел на него и сказал:

— Иван Иванич! Что это? Ты умираешь что ли? Ах, теперь вспомнил, вспомнил! Она заплакала и схватила его за голову.

— Я знаю, почему это так! Это потому, что сегодня на тебя наступила лошадь! Боже мой, Боже мой!

Отзыв

Верность Каштанки не знает границ. Несмотря на то, что Лука Александрич был несчастным человеком и пьяницей, он был ее собакой, которую она любила больше всех и считала своим единственным хозяином.

Рисунок-иллюстрация к повести Каштанки

Рисунок-иллюстрация к повести Каштанки.

Таинственный незнакомец

Собака дремала от истощения у входа. Вдруг оттуда вышел незнакомец. Он сжалился над собакой и взял ее с собой. Вскоре Каштанка уже сидела в теплой комнате и собирала куски еды, которые бросил в нее Незнакомец. Думая, где ему лучше, с новым или предыдущим хозяином, собака засыпает. Сон о старом доме и сыне Луки Александровича Федюшки. Краткое содержание Чехова («Каштанка») в этом странном сне показывает много двусмысленности. Ностальгия по прошлому переплетается с реальностью.

Художественные образы

Каштанка

А.П. Чехов главным героем своего рассказа выбрал собаку. Критики считают, что автор использовал аллегорию. В образе собаки легко узнать «человечка», чиновника, мещанина, служащего и без права голоса. Такому человеку обязательно нужен «хозяин», то есть тот, кто будет контролировать его действия, его жизнь. Боль, причиняемая «хозяином», воспринимается не как наказание, а как внимание «хозяина», его участие в судьбе «раба».

Сама Каштанка, по мнению автора, делит всех людей на собственников и покупателей. Первая, немногочисленная категория имела право истязать ее. Вторая категория людей может укусить собаку за теленка. Поэтому автор предполагает, что у «человечка» тоже есть способность «убрать душу» и «кого-нибудь укусить».

В образе Каштанки Чехов представляет не конкретного человека, а большинство жителей Российской Империи. Автор повести видит перед собой мертвую инертную массу. «Люди» постоянно жалуются на свое положение, ругают обижающих их «хозяев», но никак не пытаются изменить свою жизнь. «Рабы» выбрали путь бесконечных страданий и унижений только потому, что он более привычен и не требует с их стороны особых усилий. Унижение не так страшно, как отсутствие лидера. Ведь в этом случае вам придется взять на себя ответственность за свою жизнь, а это слишком сложно для того, кто привык жить чужим разумом.

Лука Александрыч

Первый владелец Каштанки Лука Александрич — типичный представитель разоренной знати, который переехал жить в город и стал плотником. Имя хозяина собаки — Лука — связано с глаголом «замаскировать», то есть «обмануть», «не говорить всю правду». Выбирая такое имя, автор решил проявить враждебное отношение к своему персонажу. Лука Александрич олицетворяет настоящего «учителя», без которого «человечки» не представляют своей жизни. Он груб, жесток, часто пьян. Не имея в жизни особых радостей, плотник заявляет о себе, унижая самых слабых.

Его сын Федюшка под стать плотнику. Несмотря на то, что мальчик не очень старый, все его действия говорят о том, что в будущем он станет таким же жестоким и грубым человеком, как и его отец. В конце рассказа, на Федюшке, можно увидеть фуражку Луки Александрыча, что можно рассматривать как предположение автора о том, что на смену старым «хозяевам», уже «одевшимся», вырастает столь же деспотичное молодое поколение шапка отца».

Главная мысль

Любовь и преданность собаки своему хозяину безграничны.

Суть: о чем рассказ?

Каштанка жила с рабочим и его сыном, которые часто били и не кормили животное. Но теперь собака потерялась и ищет своего хозяина, по следам которого она не может атаковать.

Засыпая у подъезда, Каштанка находит нового хозяина. Он заботится о ней и обучает превращать ее в артистку цирка. Вскоре Каштанка заводит друзей и привыкает к новому дому. Однажды на представлении Каштанка слышит знакомые голоса. Это был его старый хозяин Лука Александрович с сыном. Каштанка бежит им навстречу. Он возвращается домой и забывает другого хозяина, как в непрекращающемся сне.

План пересказа

  1. Каштанка погибла.
  2. Познакомьтесь с добрым незнакомцем.
  3. Новый дом и новый хозяин.
  4. Знакомство с гусем и кошкой.
  5. Невероятные доказательства.
  6. Смерть Ивана Ивановича.
  7. Цирковой дебют.
  8. Радостная встреча со старым мастером.

Сюжетная линия

Однажды утром хозяин Каштанки Лука Александрич зашел с собакой к покупателю. По пути они ходили в каждую таверну и в гости к друзьям. Когда плотник Лука и его собака оказались на незнакомой улице, он был уже сильно пьян. Проходили солдаты и играли музыку. Каштанка не любила громких звуков и побежала, перебежала улицу и оказалась на противоположном тротуаре.

Когда неприятные для нее звуки стихли, она обернулась и увидела, что хозяина нет. Он долго бежал по дороге и пытался пойти по тропе, но ничего не вышло. Когда на улице стемнело, Каштанка наполнилась страхом и ужасом. Каштанка заснула от истощения и истощения. Через некоторое время к ней подошел неизвестный мужчина и позвал с собой. Через несколько минут собака сидела в центре большой комнаты.

Человек, который ремонтировал каштан

Хозяйка ела и закидывала собаку угощениями. После обеда незнакомец принес матрас и сказал спать на нем. Пес радостно устроился на мягком месте и с грустью стал вспоминать старого хозяина Луку и его сына Федюшку. Мальчик часто играл с ней, заставляя передвигаться на задних лапах.

Его главным развлечением было привязать кусок мяса к веревке и дразнить Каштанку. Несмотря на негативные воспоминания, пес по ним скучал.

Новые знакомства

Когда Каштанка проснулась, вся комната уже была освещена солнечными лучами. Собака огляделась и начала изучать местность. Он обнюхал все углы, прошел в учительскую и вернулся к своему матрасу. После этого я заметил небольшую комнату и пошел туда. Там пес сам увидел нечто ужасное. Приближался гусь, хлопая крыльями и шипя, а рядом с ним сидел белый кот. Каштанка залаяла на присутствующих, а кот ударил ее лапой.

Шум разбудил хозяина, который вбежал в комнату. Новый хозяин назвал птицу — Федот Тимофеевич, кота — Иван Иванович, а собаку представил — тётей.

Новые знакомства Каштанки

Через некоторое время незнакомец принес что-то похожее на букву «П». Над ним были привязаны колокольчик и пистолет. По команде гусь начал выполнять трюки: взлетать, притворяться мертвым, тянуть за веревки и звонить в колокольчик. Выполнив домашнее задание, мужчина приказал старухе привести Хавронью Ивановну. Через минуту в комнату вошла черная свинья и приняла позу пирамиды. На него забрался гусь, а потом и кот.

День за днем ​​мужчина дрессировал своих питомцев и каждую ночь уходил куда-то с кошкой и гусем. Спустя время, когда Каштанка из костлявой дворняги превратилась в ухоженную собаку, хозяин сказал, что сделает из нее артистку. Он научил ее ходить на задних лапах, танцевать, выть под музыку и даже стрелять.

Последнее выступление

Однажды ночью тетя проснулась от криков новой хозяйки. Оказывается, во время следующего выступления лошадь наступила на гуся и теперь умирала. На следующее утро пришел смотритель и куда-то его увез. В тот вечер хозяин взял с собой на концерт кота и его тетю. Зайдя в чулан, незнакомец переоделся, положил животных в чемодан и вышел на сцену. Он был очень обеспокоен тем, что этот номер может не сработать, так как доказательств было мало.

Каштан в цирке

Как только она открыла чемодан, тетя выскочила и начала выполнять хорошо выученные трюки. Через некоторое время собака услышала крики публики, кто-то ее окликнул. В этом голосе он услышал знакомые ноты и понял, что это его старый хозяин. Здесь он ворвался в галерею и через несколько минут прошел по тротуару с людьми, пахнущими краской и клеем. Свое недолгое пребывание на сцене цирка и посещение незнакомца пес расценил как тяжелый и запутанный сон.

Антон Павлович Чехов своим рассказом показал, как животное может быть лояльным, независимо от того, как хозяин к нему относится. Этим рассказом писатель попытался сказать, что на месте Каштанки может находиться не только собака, но и человек.

Второстепенные герои рассказа Чехова «Каштанка»

Федор Тимофеевич кот

— дрессированный кот-клоун. Он уже пожилой, поэтому неохотно выполняет команды, выполняя просьбу хозяина, и открыто презирает цирковое искусство.

Гусь Иван Иванович

— тоже дрессированное животное месье Жоржа. Каштанку удручала его «разговорчивость». Гас очень старательно готовил номера, работал вместе с хозяином до изнеможения. Иван Иванович однажды попадает под копыта лошади и вскоре умирает. Ночь, когда умер гусь, далась хозяину и остальным животным тяжело.

Чехов изобразил этих животных своими чувствами, умениями, увидев в них существ, достойных хороших человеческих отношений.

Чему учит?

А.П. Чехов вкладывает в повесть «Каштанка» определенную мораль, а именно важность понимания того, какими должны быть отношения между людьми и животными. В них нет места безразличию и угнетению, им должна быть только верность, искренность и забота. Все это нужно животным, как и людям. Однако людям нужно не забывать ценить лояльность своих маленьких друзей, чтобы не потерять их.

Вывод Чехова прост: любите близких вам людей, потому что они вам ласково отзываются. Сама Каштанка достойна любви и заботы, а не пинает хозяина. Он не оценил его верность, но зря, потому что по своей верности животное превосходит многих гуманоидов.

Пословицы

  • Старый друг лучше двух новых.
  • Хорошая собака не будет без хозяина.
  • Человек — друг собаки.

Действующие лица

В повести «Каштанка» главные герои — люди и животные. Все они сыграли важную роль в жизни несчастного пса. Основные персонажи — это:

Рассказ тапер читательский дневник

  1. Каштанка — рыжая собака. Благодаря авторскому описанию животное наделено способностью рассуждать и сравнивать. Главное положительное качество животного — это верность и преданность своему хозяину.
  2. Лука Александрич — владелец собаки. На первый взгляд он кажется грубым и жестоким человеком. Но следует отметить, что он настоящий труженик, который кормил всю семью. Иногда хозяин забывал покормить своего питомца, но это не значило, что он его не любил.
  3. Незнакомец — цирковой клоун. Добрый человек, который обучает дрессировке разных животных. Он отнесся к Каштанке с сочувствием и пониманием и отвел ее к себе домой.
  4. Белый кот по имени Федор Тимофеевич. Он очень ленив, любит поспать и поесть. Глядя на него, может показаться, что в этой жизни его уже ничего не интересует.
  5. Гусь — Иван Иванович. Дрессированная птица, которая говорила быстро и непонятно.
  6. Федюшка — сын Луки.

Этот список содержит как положительные, так и отрицательные символы. На их примере автор хотел показать, что нужно заботиться о других.

История появления

История впервые была опубликована под заголовком «В образованном обществе» в газете «Новое время». Поэтому название было изменено автором в связи с перепечаткой произведения. История разделена на несколько частей и добавлена ​​новая глава «Беспокойная ночь».

Нет точной и достоверной информации об источнике идеи этого рассказа. Издательство Лейкин утверждает, что именно он познакомил автора с аргументом Каштанки. В книге «Мои животные» В. Дуров рассказывает о своем питомце и уверяет всех, что рассказал А.П. Чехову о Каштанке.

Автор всегда нежно относился к детям. Он высказал мнение, что с ними нужно общаться, как со взрослыми. Жанр литературного творчества — сказка. Он вобрал в себя элементы таких направлений, как научная фантастика и роман.

Чехов создавал свои произведения для новых поколений. Он описывает это как «рассказ о собачьей жизни». Устоявшееся чеховское направление — реализм.

Отзывы читателей

Меня поразила верность собаки, которая не всегда испытывала любовь своего хозяина. Однако она осталась верной своей прошлой жизни. Чехов всегда ясно выражает главную мысль.

Мария

А.П. Чехов — один из немногих авторов, посвятивших все свое творчество детской литературе. Описывая ситуацию, используйте простой язык, понятный детям. Характеристика собаки показывает, насколько писатель любил животных.

Кирилл

Я познакомился с этой сказкой в ​​четвертом классе школы. Мне очень понравилось, как автор передал основную идею этого произведения. Он учит детей проявлять сострадание и сочувствие через свои рассказы.
Королева

Анализ текста

Антон Павлович Чехов всю жизнь очень хорошо относился к детям. Он считал, что с ними нужно говорить не хуже, чем со взрослыми, но при этом использовать доступный язык, который им понятен. Своими работами автор постарался не только рассказать интересную историю, но и попытался передать основной смысл. Писатель традиционно использовал жанр — реализм

Отношения между человеком и животным

В повести «Каштанка» главная тема — отношения человека и животного. В тексте считается важным, сколько строк автор посвятил чувству сострадания. Именно это помогло главному герою не рассердиться и проявить к собаке сочувствие.

Идея рассказа — беззаветная любовь, которая ничего не требует взамен, наполняет душу теплом и делает счастливыми абсолютно всех. А.П. Чехов учит своим творением быть лояльным и внимательным по отношению к другим. Чтобы животное было счастливым, его нужно освободить, и только тогда вы сможете почувствовать истинную преданность и преданность наших младших братьев и сестер.

При чтении рассказа или разделении его по плану одновременно выявляются несколько основных проблем, а именно:

  • ответственность;
  • доброта;
  • сочувствие;
  • восприятие.

Также на протяжении всей работы читатель может заметить сравнение. Питомец постоянно ищет разницу между новым и старым хозяином.

Рассматриваемые проблемы

Основной сюжет произведения вращается вокруг взаимоотношений животных и людей. В контексте этой темы поднимаются серьезные вопросы. Автор занимается этими темами:

  1. Проблема доброты. Чуткие люди, способные помочь в трудную минуту, — подарок судьбы. Каштанке повезло, она встретила такого человека, но в конце концов променяла его на грубого хозяина.
  2. Вопрос об ответственности. К сожалению, плотник и сын не ценят преданности и любви животного, поэтому прощают его.
  3. Проблема восприятия окружающего мира. Каштанка сравнивает обстановку нового и старого дома. У тренера практически нет вещей и ситуация плохая, но кушать дает много. В доме старого хозяина много вещей, но собака живет сегодняшним днем.
  4. Вопрос сочувствия. Сострадание к чужой неудаче не дает собаке ожесточиться в неволе. На нем изображена сцена гусиной гибели Ивана Ивановича, во время которой его тете захотелось плакать.

Основная идея работы заключается в том, что вы можете разделить радость от общения с домашними животными, если вы дадите им право выбирать, где и с кем жить, не заключая их в тюрьму. Аналогичное мнение о том, что нужно жить добрее, свободнее и уважительнее друг к другу, проходит и в других произведениях автора.

История создания произведения

История впервые была опубликована в газете «Новое время» в канун Рождества 1887 года. При жизни автора она была переведена на чешский, немецкий и венгерский языки. Представлены разные версии истории Каштанки»:

  • после публикации произведения критик В.В. Билибин сообщил автору, что Лейкин утверждал, что идея произведения принадлежит ему;
  • артист цирка В.Л. Дуров считал, что история, случившаяся с его собакой, стала прототипом этой истории;
  • писатель и актер В.А.Гиляровский отметил, что Чехова вдохновило послание художника Васи Григорьева о собаке, которая вошла в Тамбовский цирк;
  • по воспоминаниям друга писателя Е.Т. Ефимиева, прототипом послужила его собака, которая часто сопровождала его друзей на прогулках по морю.

Если придерживаться версии, высказанной Дуровым, конец произведения отличается от жизни. Дуров, в отличие от мистера Жоржа в этой истории, не хотел возвращать собаку ее владельцам, потому что считал, что много вложил в его обучение. Спор между предыдущим и новым хозяином разрешил суд, который оставил животное новому хозяину.

На пол и направление работы большое влияние оказала любовь Чехова к детям. Автор заботился о подрастающем поколении и считал, что с детьми нужно вести беседы, как со взрослыми, но доступным языком с использованием литературных форм. Самый подходящий жанр, вобравший в себя элементы романтики и фэнтези, — сказка. Чехов описывает свое творчество как «сказку из собачьей жизни». Выполнен с реализмом — традиционным для автора направлением.

Очень краткий пересказ рассказа «Каштанка».

Жизнь Каштанки в доме плотника нельзя было назвать безоблачной. Он любил пить, и собака часто была голодна. Но однажды с ней случилось страшное: она подралась с хозяином и заблудилась в городе. Каштанку встретил незнакомец, который оказался клоуном и тренером. Впервые за долгое время собака наелась и заснула на жаре.

Утром ей дали новое прозвище — тетя, и она познакомилась с остальными обитателями дома — котом, гусем и свиньей. Три месяца Каштанка-тетя жила в отличном состоянии, ела, похорошела и даже проявила актерский талант. Новый хозяин научил ее хитростям.

Настал день дебюта тети. В зрительном зале появились бывшие хозяева собаки: плотник и его сын. Мальчик узнал в красивой художнице своего пропавшего друга и назвал Каштанку по имени. Забыв обо всем, пес бросился к прежним хозяевам.

Чехов А. «Каштанка»

Жанр: рассказ о животных

Главные герои повести «Каштанка» и их характеристики

Чему учит повесть «Каштанка»

История учит нас любить животных, особенно собак. Учит ценить доброту, ласку, заботу. Учите верности и преданности.

Рецензия на рассказ «Каштанка»

Мне понравилась эта история, а особенно собака Каштанка. Она потеряла хозяина, ей не повезло, но она все еще любила. Но, видимо, она его не забыла, а когда ее нашли, без колебаний бросилась к нему, оставив незнакомца, который хорошо к ней относился, но не был первым и самым любимым хозяином. Каштанка был очень преданным другом.

Пословицы об истории «Каштанки»

Старый друг лучше двух новых. Хорошая собака не обходится без хозяина. Человек — друг собаки. В чужую страну и собака жаждет. Служу верой и правдой, ни о чем не переживаю.

Молодой рыжий пес, помесь таксы и дворняги, беспокойно бежал по улице. Она потерялась, хотя помнила, как провела день. Ее хозяин, плотник Лука Александрич, пригласил ее с собой. Она шла к заказчику, и довольная Каштанка бегала по улицам, переулкам и дворам, да так, что плотник порой ее ругал. От заказчика плотник пошел к сестре, затем к другу, затем в таверну. В этот момент прошел полк солдат, и заиграла музыка. Каштанка испугалась, бросилась через улицу, а когда прошел полк, плотника уже не было. Собака долго его искала, но запах плотника рассеялся, и когда стемнело, Каштанка прижалась к двери какого-то подъезда и горько заплакала.

Каштанка проснулась в пустой комнате, понюхала и зарычала на дверь, за которой пахло чем-то неприятным. Он толкнул дверь и оказался в грязной комнате. Прямо ей навстречу шел большой серый гусь, а рядом зашипел и согнул спину огромный белый кот. Каштанка испугалась, залаяла, бросилась к кошке, но схватила ее за лапу, и гусь клюнул ее в спину. Но вдруг появился незнакомец и посрамил Федора Тимофеевича Кота и Ивана Ивановича Гуса. Они сразу успокоились и разошлись по углам. А незнакомец назвал собаку тётей и велел жить вместе. Кот молчал, а гусь долго что-то говорил Каштанке. Он увидел в углу ясли с горохом и сухими кожурами и начал есть кожуру, когда подошел гусь и клевал несколько горохов.

Однажды ночью Каштанка проснулась. Он вспомнил украденную у кошки кость и хотел навестить ее, но вдруг гусь странно закричал. Вскоре Каштанка заснула, но гусь снова закричал. Хозяин подошел, погладил гуся и ласково его отругал, потом снова выключил свет и ушел. Каштанка боялась. Впервые за все время к ней подошел кот, ему слишком неуютно и Каштанка завыла. Хозяин вернулся и внимательно осмотрел неподвижного гуся. Он вспомнил, что в цирке лошадь наступила на гуся. А гусь умирал и даже пить не хотел. Каштанка и Федор Тимофеевич в ужасе смотрели на него вне себя, а хозяин плакал. Утром смотритель куда-то унес мертвого гуся.

Однажды вечером хозяин объявил, что Каштанка должна заменить гуся на шоу. Он отвез Каштанку и кота на санках в огромный, хорошо освещенный дом. Вскоре они оказались в маленькой грязной комнате, и хозяйка вела себя странно. Он разделся, надел парик и начал ярко рисовать на лице. А потом надела странное, яркое и неудобное платье. Каштанка забеспокоилась. Вскоре где-то вдалеке объявили мсье Жоржа, и хозяин положил кота и Каштанку в чемодан и куда-то унес. Затем чемодан открылся, и Каштанка оказалась посреди огромного коридора, окруженная тысячами лиц. Хозяин весело посмеялся и пошутил, и Каштанка вдруг успокоилась. Он сел, как велено, а потом запел, когда хозяин начал играть на дудке. Вдруг издалека голос назвал ее старым именем. В галерее громко свистнули и стали называть ее по имени. Каштанка заглянул туда и увидел два знакомых лица, пьяных и улыбающихся, с красными пухлыми щеками. Каштнака бросился туда, перепрыгнул через забор и стал лазить по чьим-то лицам, переходил из рук в руки. И вот Каштанка оказалась в галерее, вскоре она прошла на улице за людьми, пахнущими клеем и краской, и Лука Александрич обычно сравнивал ее с плотником и плотником. А Каштанке казалось, что ее жизнь никогда не изменилась, а жизнь незнакомца с кошкой и гусем казалась ей просто мечтой.

Сюжет рассказа «Каштанка» по главам

Краткое содержание чеховской «Каштанки» с описанием каждой главы:

Глава 1

Утром хозяин собаки Каштанка плотник Лука Александрыч взял ее с собой и отправился к заказчику. По пути мужчина не раз заходил в таверну к своим знакомым. Когда плотник и собака вышли на «неизвестный тротуар», мужчина был уже совсем пьян. Их прошел полк солдат, играющих на ходу. Каштанка, не вынося музыки, «металась и выла» и «перебегала улицу на другой тротуар». Когда он пришел в себя, хозяина уже не было: он не мог найти его даже на тропинке. «Когда совсем стемнело, Каштанка наполнилась отчаянием и ужасом».

Глава 2

Каштанка «погрузилась в сон от истощения». Вдруг к ней подошел мужчина и позвал собаку следовать за ним. «Не более чем через полчаса она уже сидела на полу в большой светлой комнате». Незнакомец поел и бросил в Каштанку куски.

Перед сном незнакомец принес коврик, положил его на диван и велел собаке спать на нем. Каштанка легла на матрас и с грустью вспомнила о Луке Александриче и Федюшке. Мальчик «заставил ее ходить на задних лапах», сильно дернул за хвост, «дал ей табак». Особенно больно было, когда Федюшка дал собаке привязанный к веревке кусок мяса, а потом «с громким смехом вытащил его из живота». Постепенно Каштанка заснула.

ГЛАВА 3

«Когда Каштанка проснулась, было уже ясно». Он обнюхал все углы комнаты, прошел в спальню незнакомца, а затем в маленькую комнату оттуда. Там пес «увидел нечто неожиданное и ужасное» — навстречу ему шел серый гусь, шипя и расправляя крылья. На краю матраса лежала белая кошка. Увидев Каштанку, она тоже вскочила и зашипела. Каштанка залаяла на кошку, и он ударил ее лапой. Услышав шум, мужчина проснулся и разогнал животных.

Незнакомец назвал кота Федот Тимофеич и гуся Иван Иванич. Мужчину звали тетя Каштанка.

Глава 4

Вскоре после этого незнакомец принес «странную вещь, вроде ворот и буквы P. На перекладине этой грубо забитой деревянной P висел колокольчик и был привязан пистолет». По команде человека гусь выполнял всевозможные трюки: кланялся, кланялся, перепрыгивал через преграду и по кругу, притворялся мертвым, тянул специальные веревки, стрелял из револьвера и звонил в колокольчик.

Тогда незнакомец попросил старуху позвать Хавронью Ивановну. Женщина впустила «очень уродливую черную свинью». По команде иностранца животные изображали «египетскую пирамиду»: гусь забрался на свинью, а кошка — на гуся. Затем мужчина научил Ивана Иванича ездить на кошке, а кошка курить.

ГЛАВА 5

Каждый день незнакомец тренировал животных по три-четыре часа. Вечером обычно куда-то ходил мужчина с кошкой и гусем.

Когда Каштанка «уже привыкла к новой жизни и превратилась из тощей, костлявой дворняги в сытую и ухоженную собаку», хозяин сказал, что сделает из нее еще и «художницу». Мужчина научил ее стоять, ходить и прыгать на задних лапах, а затем танцевать, «бегать по черту», ​​выть под музыку, звать, стрелять и даже ставить кошку в «египетскую пирамиду».

Глава 6

Тетку разбудил пронзительный крик Ивана Иванича. Гусь умирал — днем ​​на него наступила лошадь. Разочарованный хозяин попытался напоить гуся, но голова птицы «осталась лежать в блюдце». «Когда рассвело, пришел сторож, взял гуся за ноги и куда-то унес».

Глава 7

«Прекрасный вечер» хозяин взял с собой тетю и Федора Тимофеевича: собака должна была заменить умершего Ивана Ивановича. Мужчина очень переживал, что номер не узнают, доказательств мало и ничего не получится. Они пришли в «большой и странный дом, похожий на тарелку супа». Войдя в небольшую серую комнату с животными, хозяин накрасился, надел парик и костюм клоуна.

пришло время выступить ведущему или, как было объявлено, господину Жоржу. Мужчина спрятал животных в чемодан и уехал. В начале показа мужчина открыл чемодан. Выскочивший Каштанка «оббежал своего хозяина и залился громким лаем». Вспомнив предыдущие уроки, собака стала подчиняться командам человека.

Вдруг посреди спектакля где-то наверху «кто-то громко ахнул» и позвал Каштанку. Собака узнала крики своих бывших хозяев и быстро убежала в туннель. «Через полчаса Каштанка уже шла по улице, гоняясь за людьми, от которых пахло клеем и краской». Все, что было: учение, цирк «это уже казалось долгим, запутанным, тяжелым сном…».

«Злоумышленник» — юмористический рассказ, в котором писатель поднял глобальные проблемы России XIX века: халатность, безответственность, нечестное отношение к государственной собственности. Эта статья представляет собой краткое содержание произведения А.П. Чехова «Атакующий.

Короткий пересказ «Каштанки» Чехова

Краткое содержание А.П. Чехова «Каштанка:

Пропавшую собаку держит артист цирка. Он начинает дрессировать собаку, но в дебюте Каштанки знакомится с бывшими хозяевами и уезжает с ними.

Каштанка — молодая рыжая собака, помесь таксы и дворняги, бродит по улице и пытается найти своего хозяина. Его хозяин, плотник Лука Александрович, пропал, и животное не может атаковать его следы.

Когда совсем стемнеет, у входа засыпает плачущая Каштанка. Он просыпается от стука в открытую дверь. Человек, открывающий дверь, зовет собаку к себе домой, где кормит ее и дает подстилку для сна. Так у Каштанки появился новый хозяин.

Проснувшись, Каштанка начинает осматривать свой новый дом. За одной из дверей небольшая комната с грязными обоями. В этой комнате собака сталкивается с гусем и кошкой. Они начинают шипеть на нее.

Возникает небольшая драка, в результате которой Каштанка получает лапу по голове от кошки и удары гуся клювом в спину. Беспорядок закончился внезапным появлением хозяина. По его команде животные успокаиваются и занимают свои места.

Вскоре после этого мужчина возвращается и приносит странную вещь в форме буквы P, на перекладине которой висит колокольчик и привязан пистолет. По команде человека гусь Иван Иванович начинает выполнять различные трюки, за которыми с увлечением наблюдает собака. Потом хозяин зовет Хавронью Ивановну, и в комнате появляется очень некрасивая и очень добродушная черная свинья.

Следующий трюк, получивший название «египетская пирамида», исполняет гусь вместе со свиньей и кошкой Федор Тимофеевич. С этого момента Каштанка начинает жить в этой комнате в компании Ивана Ивановича и Федора Тимофеевича, сама собака получает новое имя — тётя.

Проходит месяц. Хозяин говорит, что ей тоже пора учиться. Он хочет сделать из собаки художника. Уроки идут хорошо, Каштанка легко делает то, что от нее хочет. Довольный человек отмечает талант своего нового подопечного.

Однажды вечером Каштанка пытается заснуть, но тут раздается гусиный крик. Приходит хозяин и выясняется, что гуся днём затоптала лошадь. Иван Иванич умирает. Смерть гуся очень огорчает человека, и на его глазах появляются слезы. Тетя и Федор Тимофеевич, ничего не понимая, цепляются за мужчину.

В один прекрасный вечер хозяин приводит с собой собаку и кошку. Он понимает, что ничего не доказано, и готов рано потерпеть неудачу. Мужчина отвозит животных в цирк, где работает клоуном под псевдонимом Mister Georges. В раздевалке наденьте костюм клоуна, поместите кошку и собаку в чемодан и выйдите на арену. Шоу начинается.

Мистер Жорж приказывает собаке сесть, что она и делает, и приглашает Федора Тимофеевича танцевать, затем клоун начинает играть на свирели, а собаке отводится роль певца, воющего под его аккомпанемент. На особенно высокой ноте кто-то удивленно вскакивает в аудитории. Это бывший хозяин Лука Александрович вместе с сыном Федюшкой. Каштанкой начинают называть ее старым именем, а она бежит к ним.

Через полчаса Каштанка идет по улице за своими старыми хозяевами, от которых хорошо пахнет клеем и краской.

Каштанка (рассказ)

Рассказ заметили и оценили современники. Я. П. Полонский в 1888 г сообщил писателю, что его рассказ в Петербурге нравится всем.

И.Л. Леонтьев писал Чехову в 1887 году: «Ваша« Каштанка »действительно невероятно милая и (на ухо!), Если бы финал не был так скомкан и немного подправлен в деталях, это был бы один из ваших шедевров. Поэтому или почему к другому, но меня это тронуло меньше, чем должно быть по сути».

Положительные отзывы о рассказе написали В.А. Гольцев, М.О. Меньшиков, О.Р. Васильева, профессор-невропатолог Г.И. Россолимо и другие. Только Р.А. Дистерло, имея в виду Каштанку, упрекнул писателя в поверхностном отношении к жизни.

Выход отдельного издания рассказа в 1892 году ознаменовался волной положительных отзывов. В. Н. Сторожев в своей рецензии, подписанной инициалами В. Н. С и опубликованной в журнале «Библиографические заметки», констатировал, что «Каштанка» — это «красивая история для детства, рассказ, написанный со вкусом, тактом, хорошим образным языком, чуждый любому фальшивка под детский диалект ». По мнению рецензента,« Каштанку »можно« представить как образец легкой и веселой детской сказки, которую с интересом может рассказать взрослый в свободное время ». Иллюстрации к рассказу Работа художника С.С. Соломко 5 получила особую похвалу литературного критика.

Автор «Библиографических заметок» в газете «Русские ведомости», подписанных буквами SS, считает, что «легкий юмор придает рассказу еще более привлекательный характер». С его точки зрения, «либретто можно считать одним из интересных явлений нашей детской литературы, очень бедной хорошими произведениями» 5.

Н.Е. Эфрос, опубликовавший свою рецензию в газете «Вести дня» (1892, № 3118) под псевдонимом «Dt», не просто детская басня: «.. слишком много красивых украшений, рассчитанных не на понимание детей слишком много красивых, чисто чеховских деталей, которые доставят вам эстетическое удовольствие и, возможно, вызовут зевок у вашего юного наследника ». В качестве примера такого рассуждения критик привел главу рассказа« Беспокойная ночь ». При этом он добавил: «Между тем, эти страницы будут вам интереснее; вы непроизвольно ощутите всю их глубокую правду и в своеобразно окрашенном животном настроении узнаете то, что, возможно, не раз испытывали вы сами. Кстати, вы помните несколько похожих страниц из «Скучной истории» Ана. П. Чехов — и вы увидите, сколько в них общего, несмотря на всю разницу в характерах (неизбежно нужно присвоить это почтенное звание ученикам Дурова)… »5

Основные персонажи рассказа

Главные герои «Каштанки:

  • Каштанка (тётя) — «молодая рыжая собака — помесь таксы и дворняги».
  • Лука Александрич — плотник, первый владелец Каштанки.
  • М-р Жорж — второй хозяин Каштанки, дрессировщик клоунов в цирке; «Невысокий, пухлый мужчина».

Другие персонажи:

  • Федюшка — сын Луки Александрыча.
  • Федот Тимофеич — дрессированный кот.
  • Иван Иванович — дрессированный гусь.
  • Хавроня Ивановна — дрессированная свинья.

Источники

  • https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass/chehov-anton-rasskaz-kashtanka
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/kashtanka.html
  • https://akademia-club.ru/soderzhanie/chehov-kashtanka-annotaciya.html
  • https://ru-shkola.ru/pereskazy/kashtanka-kratkoe-soderzhanie.html
  • [https://na5.club/literatura/chitatelskij-dnevnik/kratkoe-soderzhanie-skazki-chehova-kashtanka.html]
  • [https://VzryvMozga.ru/pereskazy/kashtanka-glavnye-geroi.html]
  • [https://MyBagazh.ru/pereskazy/kashtanka-glavnye-geroi.html]
  • [https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/265151-kratkoe-soderzhanie-rasskaza-kashtanka-a-p-chehova.html]

Борис Васильев — Экспонат номер:
Краткое содержание

В октябре 1941 года мальчишка Игорек Силантьев, единственный сын сцепщицы вагонов Анны Федотовны, по повестке уходил на войну, чтобы защищать «Москву и их коммунальную квартиру». Письмо пришло всего одно: как бьет фашистов, хочет жить, тревожится за маму, просит о переписке соседскую девчонку Римму. Затем – письмо от друга-однополчанина Вадима Переплетчикова о гибели сына, и похоронка. В их коммуналке «мужчин не было, а дети были». Женщины встали «плечом к плечу», чтобы «оградить от смерти детей». Анна Федотовна отдавала детям погибшего Трофима Волкова свои продукты. Женщины вместе поминали каждую новую похоронку. А после Победы «опять зазвучал смех и песни», фронтовик Володя женился на Римме, хотел на радость Анне Федотовне сына в честь Игорька назвать, но Римма назвала его Андрейкой в память о своем отце. И не лежало у Анны Федотовны сердце к малышу, пока он не заболел. Она его на ноги поставила, и стала мальчику, а потом и девочке Вале, настоящей бабушкой.

Годами Анна Федотовна каждый день читала те письма, вела разговор с сыном, что остался навсегда мальчишкой. Не знала, что и Вадим Переплетчиков погиб. От других остались дети, а от сына только велосипед, учебники, тетрадки со стихами. Его уже мало кто помнил. Уезжать из комнаты, где жил сын, она не хотела. Семья Володи стала ее семьей. Потом, в 1965 году, в юбилей Победы, увидев по телевизору в хронике о войне спину солдата, похожего на сына, стала смотреть все такие передачи. И со временем ослепла. Тогда письма стала читать ей уже студентка Валечка. Потом ее маленькая дочка Танечка.

Анна Федотовна жила своими выстраданными воспоминаниями: как Игорек был малышом, а школьником, безотцовщиной, пытался убежать на войну в Испании. С 80-летием ее пришли поздравить Юрка и Роза, дети тех военных лет, сами уже старики. Она была счастлива вспомнить прошлое. В 1985 году пионеры, мальчик и две девочки, узнали о письмах от Танечки. И пришли забрать их в школьный музей. Им так поручили. На копии они не согласились. И тайком украли подлинники. Анне Федотовне стало плохо. Голоса сына и его друга умолкли. Остался сухой голос похоронки: «… пал смертью храбрых… в бою под деревней Ракитовка…» И Анна Федотовна умерла. А письма те в музей не попали, так и остались лежать в папке с надписью «Экспонат №… Вторичные материалы к истории Великой Отечественной войны».

Читательский дневник по рассказу «Экспонат номер №» Васильева

Сюжет

В октябре 1941 года мальчишка Игорек Силантьев из коммунальной квартиры ушел на войну и не вернулся. Его одинокой матери Анне Федотовне, сцепщице вагонов, остались на память: одно письмо от сына, одно от его друга-однополчанина, и похоронка. Всю войну женщины выручали друг друга, а после Победы Анна Федотовна вынянчила Андрейку и Валечку, детей фронтовика Володи и Риммы (она когда-то нравилась Игорьку).

Всю жизнь она читала письма, говорила с сыном. Когда ослепла, ей читала Валечка, потом уже ее дочка Танечка. К юбилею Победы в 1985 году за письмами для школьного музей к ней пришли ребята-пионеры. Копии не взяли, украли подлинники. Для Анны Федотовны умолк голос сына, остался только голос жестокой похоронки. И мать солдата умерла. Музею те два письма не пригодились. Этот «экспонат» так и остался в папке «Вторичные материалы к истории войны».

Отзыв

Рассказ о бедах войны, материнской любви, памяти, забвении и нечуткости. Для героини сын был жив, пока звучали в сердце теплые, живые строчки его письма. В финале рассказа остается только факт из похоронки: сын мертв. Школьники войны не знали, еще не знают они, что значит терять близких.

Они стараются для музея к очередному юбилею. Но пара писем – слишком скромный экспонат для чужих людей. Их так никто и не увидел. Рассказ учит состраданию, любви к Родине, людям, семье. Учит помнить уроки истории, с уважением относиться к старшим, быть отзывчивым, благодарным, честным, стойким, не терять надежду.

Экспонат №

Микропересказ : Для школьного музея пионеры воруют последнее письмо, присланное матери погибшим на войне сыном. Старая слепая женщина, прожившая жизнь в чужой, но отзывчивой семье, умирает, утратив символ любви.

Игорёк ушёл на фронт утром 2 октября 1941 года. Его провожала вся коммунальная квартира. Сосед Володя, отправленный в тыл с тяжёлым ранением, давал ему мужские советы — больше это сделать было некому, у Игоря не было отца. Стоя в распахнутых дверях коммуналки, Анна Фёдоровна провожала взглядом гибкую мальчишескую спину сына.

Она получила от Игорька единственное письмо, в котором он писал о войне и просил прислать адрес Риммы из соседнего подъезда — хотел, как другие солдаты, получать письма от девушки. Второе письмо Анна Фёдоровна получила от сержанта Вадима Переплётчикова. Он писал о гибели своего друга Игоря. Ещё через неделю пришла похоронка. Оплакав сына, Анна Фёдоровна «перестала кричать и рыдать навсегда».

Раньше она была счетоводом, но в 1941 добровольно пошла работать сцепщиком на Савеловский вокзал, да так там и осталась. Своими продуктовыми карточками женщина делилась с пятью осиротевшими семьями своей квартиры, вместительная кухня которой «горько справляла коммунальные поминки». Пятеро овдовевших женщин «живой стеной» ограждали от смерти своих детей.

Из всех мужчин коммуналки домой вернулся только Володя. Вскоре он женился на Римме из соседнего подъезда. Анна Фёдоровна с трудом смирилась с этим — для неё Римма была девушкой Игорька. Каждый вечер она перечитывала письма от Игорька и сержанта Переплётчикова. Бумага совсем истрепалась, и Анна Фёдоровна сделала копии, которые лежали в папке на тумбочке. Оригиналы она спрятала в шкатулку, где хранились вещи сына.

Соседи не забывали об Анне Фёдоровне. Только один раз обида «пробежала чёрной кошкой». Владимир, на свадьбе которого Анна Фёдоровна была посажённой матерью, обещал назвать своего первенца Игорем, но Римма была против и тайком записала сына Андреем — в честь погибшего отца. Почти полгода женщина не замечала малыша. Однажды Андрюшка заболел. Молодая мама прибежала за помощью к Анне Фёдоровне, и с тех пор она стала для мальчика «самой настоящей бабкой». Римма пообещала назвать Игорем своего следующего ребёнка, но родилась девочка Валечка.

Шло время, жители коммуналки менялись, и только две семьи не трогались с места. Владимир и Римма понимали, что Анна Фёдоровна никогда не уедет из квартиры, где вырос её сын. «К началу шестидесятых им в конце концов удалось заполучить всю пятикомнатную квартиру» с условием, что одна комната будет переделана в ванную. На семейном совете решили, что вышедшая на пенсию Анна Фёдоровна больше работать не будет, останется за внуками приглядывать.

Письма женщина перечитывала каждый вечер. Это превратилось в необходимый ей ритуал. Письма звучали для Анны Фёдоровны голосами сына и незнакомого ей сержанта, только похоронка всегда оставалась безмолвной, как могильная плита. Женщина не решалась признаться в этой привычке помолодевшей квартире.

В 1965-м, к юбилею Победы, по телевизору показывали много военной хроники, которую Анна Фёдоровна никогда не смотрела. Только однажды она бросила взгляд на экран, и ей показалось, что там мелькнула узкая мальчишеская спина Игорька. С тех пор женщина целыми днями сидела вплотную к маленькому экранчику телевизора «КВН», надеясь ещё раз увидеть сына. Это не прошло для неё даром. Анна Фёдоровна начала слепнуть, и вскоре письма перестали звучать. Очки, прописанные окулистом, помогали ходить, но читать она больше не могла.

К этому времени инженер-строитель Андрей женился и переехал, а Валя, ставшая врачом, «без всякого замужества родила девочку». Для окончательно ослепшей Анны Фёдоровны безотцовщина Танечка стала последней радостью. Когда Танечка научилась читать, женщина показала ей заветные письма. Теперь девочка читала их вслух каждый вечер, и голоса писем вернулись. Анна Фёдоровна вспоминала первые шаги сына, его первый вопрос «А где папа?». С отцом Игорька женщина не была расписана, он бросил её, когда сыну исполнилось три года. Она обменяла свою большую комнату и оказалась в коммуналке, где назвалась вдовой. Анна Фёдоровна вспоминала о том, как Игорь с Володей убежали в Испанию, бить фашистов, его школьные годы, и жизнь после его гибели.

Вскоре справили восьмидесятилетие Анны Фёдоровны. Римма пригласила всех, кто ещё помнил Игорька, и женщина была счастлива. Минул 1985 год, очередная годовщина Победы. Однажды к Анне Фёдоровне пришли пионеры, мальчик и две девочки, и попросили показать письма. Затем одна из девочек начала требовать, чтобы Анна Фёдоровна отдала письма в школьный музей. Она считала, что письма женщине не нужны, поскольку она уже стара и скоро умрёт, а их звену эти документы необходимы, чтобы выполнить план. Анне Фёдоровне была неприятна наглая напористость пионерки. Она отказала и прогнала детей.

Вечером выяснилось, что письма пропали. Их украли пионеры. Анна Фёдоровна смутно помнила, как они шептались у комода, где лежала шкатулка. Вокруг Анны Фёдоровны воцарилась тишина. Она больше не слышала голос сына. Но вскоре зазвучал другой голос, громкий, официальный — это заговорила похоронка. Слёзы продолжали медленно течь по щекам Анны Фёдоровны даже после того, как она умерла.

А письмам в школьном музее места не нашлось. Их отложили про запас, пометив надписью «Экспонат №».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Б. Васильев «Экспонат номер»

vasiljev eksponat nomer main

Рассказ «Экспонат №…» советского писателя Б.Л. Васильева был представлен на суд читателей в 1986 году, в третьем номере журнала «Юность». Произведение повествует о послевоенной жизни матери погибшего солдата, которая долгие годы живет памятью о сыне, не вернувшемся с войны. В данной работе будет представлено краткое содержание рассказа «Экспонат номер…», краткий пересказ.

Краткое содержание Б. Васильев «Экспонат номер»

Основные персонажи

  • Анна Федотовна – главная героиня, потерявшая на войне единственного сына. Ежедневно после его смерти читает письмо, которое он успел прислать, мысленно разговаривает с погибшим. Живет одной семьей и помогает воспитывать детей, внуков и правнуков соседу, другу сына, Володе.
  • Игорь Силантьев – сын Анны Федотовны, 18-летний юноша, погибший в первые месяцы войны. Предстает в рассказе в воспоминаниях матери.
  • Володя – сосед, друг Игоря, неоднократно раненый, но вернувшийся с войны живым. Старается заменить Анне Федотовне погибшего сына, заботится об одинокой женщине.
  • Римма – жена Володи, в которую некогда был влюблен Игорь. Полностью разделяющая заботу мужа о матери погибшего солдата.
  • Андрей и Валя – дети Риммы и Владимира, ставшие для главной героини рассказа родными внуками.
  • Танечка – дочь Вали, последняя радость в жизни Анны Федотовны, до конца жизни помогавшая ослепшей женщине читать заветное письмо.
  • Пионеры – собиратели материалов о ВОВ, укравшие фронтовое письмо.

Очень краткий пересказ

Анна Федотовна проводила на войну единственного сына Игоря, который погибает, провоевав всего полтора месяца, но успевает прислать матери письмо. Послание становится связующим звеном между матерью и погибшим сыном. Читая его ежедневно, мать как бы разговаривает с Игорем, он жив в ее сознании.

Интерес Анны Федотовны к жизни кроме письма сына поддерживается заботами о семье Володи, друга Игоря. Ближе этой семьи у одинокой женщины никого нет.

Одна из школ Москвы к 40-летию Победы организует музей. Пионеры посещают семьи фронтовиков, собирают экспонаты. Приходят к Анне Федотовны и просят отдать заветное письмо с фронта. Мать не соглашается. Пионеры крадут письмо. Потеряв связь с погибшим сыном, Анна Федотовна умирает.

Краткое содержание

«Экспонат №…» краткое содержание рассказа Б. Л. Васильева. Осень 1941-го года. Получив повестку, Игорь Силантьев собирается на войну. Приятель и сосед по коммуналке Володя, успевший повоевать и находящийся дома после ранения, советует, что взять в дорогу, как вести себя на фронте. Игоря провожает мать Анна Федотовна и все соседи. С войны Игорь присылает письмо, в котором рассказывает, как бьет врага, тревожится за мать, спрашивает о девушке Римме. Просит мать узнать у Риммы, не напишет ли она ему письмо.

Краткое содержание Б. Васильев «Экспонат номер»

Чуть позже Анна Федотовна получает еще одно послание с фронта. Пишет сержант Вадим Переплетчиков. Он сообщает, что Игорь геройски погиб. Три дня мать оплакивает сына. Потом получает похоронку и перестает плакать навсегда.

Всю войну Анна работает сцепщиком вагонов. Ежедневно перед сном перечитывает последние строки, написанные сыном, мысленно разговаривая с погибшим. После победы возвращается Володя и через некоторое время женится на Римме. Узнав об этом, Анна Федотовна беспочвенно упрекает Римму в неверности, говорит, что Игорь был в нее влюблен. Обижается на девушку, долго не разговаривает с молодоженами. Володя, чтобы хоть как-то примириться, обещает назвать первенца в честь погибшего товарища.

Женщина, тяжело переживающая смерть сына, наконец-то смягчается и сближается с Володей и Риммой, заменив их детям умершую бабушку, хотя первенца в честь ее сына так и не назвали

Идут годы. Письмо становится ветхим. Анна Федотовна перепечатывает его. Теперь она читает перед сном копию, а само письмо, как самое ценное, что осталось от сына, хранит в ящике комода. Коммуналку расселяют. Анна Федотовна не хочет покидать квартиру, где рос ее сын. Ей выделяют комнату, а всю остальную площадь отдают Володе, Римме и их детям. Одинокая женщина окончательно сближается с молодыми соседями. Все в доме знают, что бабушка каждый вечер перед сном читает письмо сына, и воспринимают это как должное. Никто не смеется над странностями Анны Федотовны. Однажды Анна случайно видит по телевизору хронику войны и узнает в одном из бойцов сына.

Пораженная увиденным, надеясь еще хоть раз взглянуть на Игорька, Анна Федотовна целыми днями не отходит от телевизора. Это пагубно сказываются на ее зрении. Врачи рекомендуют носить очки. Она их носит, но читать письмо уже не может. Теперь это делает подросшая Валя.

Дети Риммы и Володи вырастают. Андрей становится инженером-строителем, Валя поступает в мединститут. Она уже в третий раз перепечатывает заново письмо Игоря и продолжает читать его каждый вечер. Проходит еще несколько лет. Валентина безо всякого замужества рожает дочь Танечку. Бабушка Анна окончательно теряет зрение. В середине семидесятых умирает от застарелых боевых ран Володя.

В день восьмидесятилетия Анны Федотовны Римма собирает на юбилей всех бывших жителей коммуналки. Приходят те, кто в годы войны были детьми. Вспоминают военное детство. Игоря почти никто не помнит, но, по настоянию Риммы, говорят о нем много, стараясь порадовать юбиляршу. Анна Федотовна совершенно слепая, однако старается помогать близким. Наощупь готовит ужин, моет посуду. Письмо перед сном ей читает правнучка Танечка – последняя забота и радость в жизни.

Краткое содержание Б. Васильев «Экспонат номер»

Приближается 40-летие Победы. В школах создаются музеи боевой славы. Пионеры, узнавшие от Танечки о фронтовом письме, приходят к Анне Федотовне. Они хотят позаимствовать письмо погибшего солдата для музея. Анна Федотовна показывает письмо, но отдавать, конечно же, не желает — предлагает взять копию.

Пионеры настаивают на передаче оригинала и, получив отказ, крадут его. Почувствовав сердцем, что письмо сына пропало, Анна Федотовна теряет интерес к жизни и умирает. Пионерам за активный поиск экспонатов выносят благодарность, но письмо, взятое ими нечестным способом, не выставляют в экспозицию музея: оно хранится в запасниках, его отправили в долгий ящик и забыли о нем…

Основная мысль произведения

Главная мысль рассказа заключается в том, что память не может быть формальной. Люди должны быть человечными, а не черствыми и бесчувственными. На примере пионеров, в содержании рассказа автор говорит о том, что нарочитая забота о человеке – это прикрытие равнодушия, что растет поколение черствых людей, готовых ради похвал и наград на подлость и воровство.

Читательский дневник — помощник осознанного чтения.

    «Надо знать книгу. Надо любить и верить в нее.

Надо выработать в себе уменье и практическую сноровку

работать при помощи книги».

Н.А. Рубакин 

                Современная жизнь сейчас наполнена различными интересными вещами, с точки зрения детей, это и планшет, сотовый телефон, компьютер, игровые приставки. Но в жизни детей совсем нет места книге. Дети уже с детского сада легко используют современные гаджеты, тратя все свое свободное время на игры. С приходом в школу интерес к книге минимален. Им достаточно учебника по литературному чтению. Прочитать какое-либо произведение, данное не на уроке, родителям приходится заставлять детей читать. Поэтому ведение читательского дневника в начальной школе является обязательным.

                    Под читательским дневником подразумевается тетрадь или блокнот со специальной структурой. Во время летних и других каникул ученики получают задания от учителя литературы — прочитать определенное количество книг по списку, который оглашается в классе. Уходя на каникулы, школьники не перестают учиться. Они продолжают получать основы школьной программы. А чтобы учитель смог после каникул их проконтролировать, все прочитанные за каникулы книги отмечаются в читательском дневнике.  

                    Главная цель ведения читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому требования к оформлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения записать свои выводы. Поэтому чтобы ученику было интересно и легко работать с читательским дневником, его можно составить в виде викторины. Смысл вопросов викторин в том, чтобы ученик смог вспомнить, каков сюжет произведения, интересные моменты из жизни героя, «незаметные» детали о которых говорит автор. Для ребенка такой читательский дневник может быть своего рода шпаргалкой.

                Также с помощью читательского дневника можно избавиться от затруднений при выполнении заданий, которые предложены во Всероссийских проверочных работах: Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.  Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение… Для того, чтобы ученик мог выполнять аналогичные задания, необходимо тренироваться. В этом  может  помочь читательский дневник. Необходимо составить вопросы в викторинах, которые способствовали бы развитию умений определять главную мысль произведения (не просто вопрос «о чем произведение?»), основное содержание текста и др.

      Примеры викторин к читательскому дневнику:

Л.Н.Толстой рассказ «Котенок»

 1. Произведение «Котенок» — это

  • Рассказ
  • Сказка
  • Стихотворение

2.Напиши, как звали брата и сестру___________________________________________________

3. Что обозначает слово амбар

  • Строение для хранения зерна, припасов, вещей или товаров.
  • Баня
  • Крытый загон для крупных домашних животных

4.Когда пропала кошка?   _______________________________

 5.Какого котенка оставили? Опиши его.________________________________________________________

6. Что означает число  5 в рассказе:

  • Количество рожденных котят
  • Количество собак охотника
  • Количество братьев и сестер

7. Кто спас котенка? И как? Напиши ____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Восстанови порядок пунктов плана:

  • Дети нашли кошку с котятами
  • Страшные собаки
  • Дети забыли котенка на дороге
  • Вася спасает котенка
  • Самый лучший котенок
  • У Кати и Васи пропала кошка

9. Какой была Катя? Выбери, подчеркни: хитрая, ловкая, трусливая, опасливая, смелая, маленькая

10. Каким был Вася? Выбери, подчеркни: храбрый, трусливый, смелый,  глупый, ответственный, злой.

11. Выбери главную мысль рассказа:

•        Человек, даже если он ещё маленький, должен нести ответственность за тех, кого приручил.

•        Тяга к учению должна быть у каждого человека, и даже самый маленький ребенок должен хотеть научиться чему-то новому.

12.  Напиши 2 пословицы к рассказу:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Л. Толстой рассказ «Слон»

1. Произведение «Слон» — это

  • Рассказ
  • Сказка
  • Стихотворение

2. Кто был хозяином слона?___________________________________________________

3. Индиец – это

  • Житель Индии
  • Крестьянин
  • Укротитель слонов

4.Выпиши второе предложение из рассказа___________________________________________________________

5. Каким был индиец? Выбери, подчеркни: злой, трудолюбивый, жестокий, жадный, хитрый, добрый.

6. Почему слон наступил на своего хозяина?___________________________________________________________

7. Каким был слон? Выбери, подчеркни: справедливый, добрый, жестокий, агрессивный, глупый, умный

8. Как поступила жена индийца?__________________________________________________________

9.Кто стал хозяином слона?_______________________________________________________________________

10. Какая пословица соответствует данному рассказу:

  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Любишь кататься – люби и саночки возить.

11. Закончи главную мысль данного рассказа

Если ты относишься к кому то плохо, несправедливо, то________________________________________________________________

                           Таким образом, ведение читательского дневника – весьма полезное и интересное занятие, которое положительно влияет на развитие ребенка. Дневник способствует развитию речи, умению работать с текстом, повышению темпа чтения, повышению качества чтения, развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

  • Рассказ сумка почтальона читать
  • Рассказ сухомлинского обыкновенный человек
  • Рассказ сутеева дядя миша
  • Рассказ стульчики е баринова
  • Рассказ страшилка для детей