Рассказ танкиста твардовский аудио

Короткие и длинные стихи на 9 мая до слез о победе, о великой отечественной войне для детей. стихи ветеранам на

Короткие и длинные стихи на 9 мая до слез о Победе, о Великой Отечественной войне для детей. Стихи ветеранам на День Победы. Стихи к празднику 9 мая для детей, школьников, для начальной школы, в детский сад, на конкурс для чтецов.

velikaja otechestvennaja vojna stihi foto 9 maja

Юлия Друнина

На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
— Я ещё, ребята, не жила…

И бойцы вокруг неё толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать — это восемнадцать,
Но ко все́м неумолима смерть…

Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.

Вздрогнет он и отойдёт к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко —
В сорок первом он сейчас году.

Там, где возле чёрного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
— Я ещё, ребята, не жила…

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

Ольга Берггольц «Ленинградская поэма», отрывок.

О да — иначе не могли
ни те бойцы, ни те шоферы,
когда грузовики вели
по озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
снега сияют исступленно,
и со стеклянной вышины
врагу отчетливо видны
внизу идущие колонны.
И воет, воет небосвод,
и свищет воздух, и скрежещет,
под бомбами ломаясь, лед,
и озеро в воронки плещет.
Но вражеской бомбежки хуже,
еще мучительней и злей —
сорокаградусная стужа,
владычащая на земле.
Казалось — солнце не взойдет.
Навеки ночь в застывших звездах,
навеки лунный снег, и лед,
и голубой свистящий воздух.
Казалось, что конец земли…
Но сквозь остывшую планету
на Ленинград машины шли:
он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
там матери под темным небом
толпой у булочной стоят,
и дрогнут, и молчат, и ждут,
прислушиваются тревожно:
— К заре, сказали, привезут…
— Гражданочки, держаться можно…-
И было так: на всем ходу
машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
— Ну, так и есть — мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта — не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
шестнадцать тысяч ленинградцев.-
И вот — в бензине руки он
смочил, поджег их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.

Георгий Рублев «Памятник»

Это было в мае, на рассвете.
Настал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
И, погладив ласковой ладонью,
Он ее на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!
… И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой, спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.

Юлия Друнина «Бинты»

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем — так учили нас.
Одним движеньем — только в этом жалость…
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться — беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки».
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты…
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

Р. Рождественский

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!

Otkrytka pozdravlenie kartinka s Dnem Pobedy 9 maja

Эдуард Асадов «В землянке»

Огонек чадит в жестянке,
Дым махорочный столбом…
Пять бойцов сидят в землянке
И мечтают кто о чем.

В тишине да на покое
Помечтать оно не грех.
Вот один боец с тоскою,
Глаз сощуря, молвил: «Эх!»

И замолк, второй качнулся,
Подавил протяжный вздох,
Вкусно дымом затянулся
И с улыбкой молвил: «Ох!»

«Да»,- ответил третий, взявшись
За починку сапога,
А четвертый, размечтавшись,
Пробасил в ответ: «Ага!»

«Не могу уснуть, нет мочи! —
Пятый вымолвил солдат. —
Ну чего вы, братцы, к ночи
Разболтались про девчат!»

Юрий Твардовский «Монолог убитого солдата»

Я упал. Я убит… Отчего — то снег кажется теплым,
Как перина, которую в детстве стелила мне мать…
И в глазах, как на снимке засвеченном, все стало темным.
Я упал некрасиво… Но я не хотел умирать…
И с хрипящим дыханьем стон вырвался слабый,
Грудь разорвана пулей и забрызган я кровью своей…
Все не так, как я думал и как представлялось когда — то:
Бесполезные крики уже бесполезных друзей…
Я не думал о смерти, хоть видел я смерть неоднажды,
Я стрелял в человека — я спасал свое право на жизнь.
Я не ранен — убит… И такое не может быть дважды.
Боже! Если ты есть, что ж меня не сберег ты, скажи?…
Я убит так нелепо и так удивительно просто,
Мне уже все равно за кого и за что я погиб,
Для меня без ответа осталось так много вопросов,
Знаю я не последний, но я был на свете один…
И в застывший зрачок окунаясь, снежинка не тает…
Для чужих не опасен, своим я помочь не смогу…
Я упал. Я убит. И никто никогда не узнает —
Почему же меня выбрал тот, кто стрелял, почему?…

Наталья Демиденко «У Вечного Огня»

Стоял парнишка в парке зимнем,
Там где звезда у вечного огня.
Снежинки закружились вихрем:
«Ну вот и свиделись, друзья»

И зазвенят сильней набата
Их позывные, как тогда,
Где называли друга братом,
Где пухом не была земля.

Прошепчет тихо: «Вы простите,
Пусть вечным будет ваш покой.
Мы победили их! смотрите!
Вот только я пришел живой…»

Хоть нету праздника Победы,
Как на бумаге не было войны,
Свой долг отдали как их деды —
России лучшие сыны!

Тут на колено парень встанет,
Прощальные произнесет слова,
Героев Родины помянет…
Блеснут седые ордена…

вечный огонь 9 мая

Голос родины

В суровый год мы сами стали строже,
Как темный лес, притихший от дождя,
И, как ни странно, кажется, моложе,
Все потеряв и сызнова найдя.

Средь сероглазых, крепкоплечих, ловких,
С душой как Волга в половодный час,
Мы подружились с говором винтовки,
Запомнив милой Родины наказ.

Нас девушки не песней провожали,
А долгим взглядом, от тоски сухим,
Нас жены крепко к сердцу прижимали,
И мы им обещали: отстоим!

Да, отстоим родимые березы,
Сады и песни дедовской страны,
Чтоб этот снег, впитавший кровь и слезы,
Сгорел в лучах невиданной весны.

Как отдыха душа бы ни хотела,
Как жаждой ни томились бы сердца,
Суровое, мужское наше дело
Мы доведем — и с честью — до конца!

Стих написан: 1941

stihi o vojne Je. Asadov

Юрий Твардовский «Сорок первый»

Приказ — к высоте прорываться,
А в ротах не больше взвода.
В атаку идут новобранцы,
Призыв сорок первого года…

Устали судьбе доверяться,
Надежда — удел живых…
В атаку идут новобранцы,
Кто вспомнит потом о них…

И нету нужды сомневаться,
Что двум не бывать смертям.
В атаку идут новобранцы,
Глотнув фронтовых двести грамм…

Готовы за небо цепляться,
Собой выстилая путь…
В атаку идут новобранцы,
Зажмуриваясь от пуль…

Священное право бояться
Забили ботинками в грязь,
В атаку идут новобранцы,
Неистово матерясь…

Смогли от земли оторваться,
Собой эту землю закрыв…
В атаку идут новобранцы
Сквозь рокот зарниц на прорыв…

Владимир Фабрый «Прости, солдат…»

Приходим к «Неизвестному солдату»
И вспоминаем всех, кто пал в бою,
В том страшном сорок первом-сорок пятом
Сложил геройски голову свою…
Кладём цветы к нему с земным поклоном,
Слезу роняем горько на гранит
И чувствуем, как боем опалённый,
Он сквозь десятилетия глядит.
Победа им досталась морем крови,
Не все пришли к родному очагу…
Сердца потомков светятся любовью
К тем, кто хребет сумел сломать врагу…

Прости, солдат, что имя потеряли,
Не доглядели, не уберегли…
И кости павших так и не собрали…
И медальоны смерти не прочли…

Прости, солдат…

stihi o Velikoj Otechestvennoj Vojne K. Simonov

Михаил Ножкин «Глядят на нас фронтовики»

Прошла война, ушла за поворот.
В чехлах стоят гвардейские знамена.
И жизнь, и время движутся вперед,
Отстали только двадцать миллионов.
Остались в поле брани навсегда,
Легли живой дорогою Победы.
За нас легли, затем, чтоб никогда
Нам этой боли в жизни не изведать.

И память нам покоя не дает,
И совесть нас с тобой частенько гложет,
И тридцать лет, и триста лет пройдет,
Никто у нас войны забыть не сможет!

А тех, кто жив, кто чудом уцелел,
Сегодня мы, как чудо изучаем,
Но даже чуду, чуду есть предел –
Все реже их на улице встречаем.
Сквозь шторм свинца, сквозь ураган огня,
Сквозь смерть саму прошли, не зная брода.
Весь мир не может до сих пор понять, —
Как их хватило на четыре года!

Глядят на нас исчезнувшие роты,
Глядят на нас ушедшие полки,
Глядят на нас с надеждой и заботой:
Ну как мы тут, и что у нас за жизнь,
Куда идем семьею многоликой,
Готовы ль так же Родине служить,
Достойны ли истории великой?

Н. Томилина «День Победы 9 Мая»

День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!

stihi o Velikoj Otechestvennoj Vojne S. Mihalkov

Жди меня…

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Стих написан: 1941

Otkrytka pozdravlenie kartinka s Dnem Pobedy 9 maja

22 июня 1941 года

Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.

Стих написан: 1943

stihi o Vojne

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…

/автор неизвестен/

stihi o Vojne

 Катя Ступак

В годы, когда не было мобильных, планшетов,
Когда не просиживали дни с друзьями по скайпу,
Мальчики шли в бои в то жаркое сорок первое лето,
Родные их просто ждали, держались, не плакали.

Мальчики были друг другу защитой — щитами живыми,
Мальчики в одночасье стали взрослыми, смелыми,
Сейчас это дедушки – с глазами по прежнему молодыми…
Ведь юности у них тогда просто н е б ы л о…

9 maja Pobeda, Velikaja Otechestvennaja Vojna 1941-1945 foto

Рассказ ветерана

Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, — живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, а землю спас…
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски свято!

Otkrytka pozdravlenie kartinka s Dnem Pobedy 9 maja

 Александр Твардовский «Рассказ танкиста»

Был трудный бой… Всё нынче как спросонку…
И только не могу себе простить!
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый.
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит! Не выглянуть из башен!
И чёрт его поймёт откуда бьёт!

Вдруг, угадай-ка, за каким домишком, он примостился
Столько всяких дыр!
И вдруг к машине, подбежал парнишка:
«Товарищ командир! Товарищ командир!

Я знаю где их пушка! Я разведал! Я подползал!
Они вон там, в саду!»
«Да где-же, где?!». «А дайте я поеду в танке с вами!
Прямо приведу!»

«Что ж, бой не ждёт! Влезай сюда дружище!»
И вот мы катим к месту вчетвером!
Стоит парнишка. Мины пули свищут!
И только рубашонка пузырём!

«Подъехали — вот здесь!» и с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём!
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила грязь и копоть.
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню я сказал: «Спасибо хлопец!»
И руку, как товарищу пожал!

Был трудный бой… Всё нынче как спросонку…
И только не могу себе простить!
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут забыл его спросить!

stihi o Velikoj Otechestvennoj Vojne

Вечный огонь

Над могилой, в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!

Как продолжение жизни солдат
Под звёздами мирной державы
Цветы на ратных могилах горят
Венками немеркнущей славы.

 9 maja Den' Pobedy Vechnyj ogon'

С. Погореловский «Имя»

К разбитому доту
Приходят ребята,
Приносят цветы
На могилу солдата.
Он выполнил долг
Перед нашим народом.
Но как его имя?
Откуда он родом?
В атаке убит он?
Погиб в обороне?
Могила ни слова
О том не проронит.
Ведь надписи нет.
Безответна могила.
Знать, в грозный тот час
Не до надписей было.

К окрестным старушкам
Заходят ребята –
Узнать, расспросить их,
Что было когда-то.
— Что было?!
Ой, милые!..
Грохот, сраженье!
Солдатик остался
Один в окруженье.
Один –
А не сдался
Фашистскому войску.
Геройски сражался
И умер геройски.
Один –
А сдержал,
Поди, целую роту!..
Был молод, черняв,
Невысокого росту.
Попить перед боем
В село забегал он,
Так сказывал, вроде,
Что родом с Урала.
Мы сами сердечного
Тут схоронили –
У старой сосны,
В безымянной могиле.

На сельскую почту
Приходят ребята.
Письмо заказное
Найдёт адресата.
В столицу доставят
Его почтальоны.
Письмо прочитает
Министр обороны.
Вновь списки просмотрят,
За записью запись…
И вот они –
Имя, фамилия, адрес!
И станет в колонну
Героев несметных,
Ещё один станет –
Посмертно,
Бессмертно.

Старушку с Урала
Обнимут ребята.
Сведут её к сыну,
К могиле солдата,
Чьё светлое имя
Цветами увито…
Никто не забыт,
И ничто не забыто!

Otkrytka pozdravlenie kartinka s Dnem Pobedy 9 maja

Т. Белозёров «День Победы»

Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.

Что за праздник?
В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день?

9 maja Den' Pobedy prazdnichnyj saljut

С. Михалков «Нет войны»

Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет – и нет войны!

Можно больше не прощаться
И на фронт не провожать –
Будут с фронта возвращаться,
Мы героев будем ждать.

Зарастут травой траншеи
На местах былых боёв.
С каждым годом хорошея,
Встанут сотни городов.

И в хорошие минуты
Вспомнишь ты и вспомню я,
Как от вражьих полчищ лютых
Очищали мы края.

Вспомним всё: как мы дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли,
Утомлённого бойца.

Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой…

Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им!

Otkrytka pozdravlenie kartinka s Dnem Pobedy 9 maja

Что такое День Победы

Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.

Otkrytka pozdravlenie kartinka s Dnem Pobedy 9 maja

stihi o Velikoj Otechestvennoj Vojne V. Vysockij

Наталья Демиденко

А ты сегодня прошагаешь
Среди Героев боевых.
В одном полку как прежде встанешь,
Пускай и нет тебя в живых.

А может рядом встанет кто-то,
С кем ты тогда делил ночлег.
Курили вместе вы махорку,
Иль он давал тебе совет.

В одном ряду теперь пехота,
Десант, сапер, артиллерист.
Бойцы небесного здесь фронта,
И медик есть, и есть артист.

Пусть не у всех звезда Героя,
Но каждая семья хранит
Частичку радости и горя,
И с гордостью за вас стоит.

Солдат в полку ты этом вечном
Бессмертных войнов и живых,
Поток героев бесконечный,
Как будто снова молодых.

бессмертный полк фото

Ход урока

I.                 
Приветствие.

(Проверка готовности
к уроку. Выявление отсутствующих
).

II. Актуализация знаний

 1. Посмотрите на экран, рассмотрите картины, помещенные на
экране.

 2. Что у них общего?

 3. С какой целью эти картины помещены? О чем мы с вами
сегодня будем говорить?

 — Сформулируйте тему. Примерный ответ учащихся: «Произведения
о Великой Отечественной войне».

— Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством А.Т. Твардовского
и его стихотворением «Рассказ танкиста».

III. Подготовка к
восприятию нового материала

 1. Произнесите медленно, с чувством слово «В-о-й-н-а»

 2. Какие чувства и смысловые ассоциации возникли у вас?

 3. Какие слова можете подобрать?

 4. Составление кластера

страх

 героизм

 мужество

 война

 разруха

стойкость

верность

 смерть

 горе

 кровь

5. Подберите эпитеты к слову «война».

(Жестокая, бессердечная, безжалостная, кровавая, страшная)

6. Какие чувства вызывает у вас война?

(Тревожное, беспокойное, печальное, горькое)

7. Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

8. Когда началась? Когда закончилась? Какой город первым принял на
себя удар? Какими были первые месяцы войны?

9. Почему ее назвали Отечественной?

10. Как люди в тылу узнавали о событиях этой войны? Какую работу
должны были выполнять военные корреспонденты? (Газеты, радио)

11. Об одном таком поэте, военном корреспонденте мы будем говорить
сегодня.

IV. Знакомство с
биографией Твардовского

·       
Биографическая справка (рассказывает подготовленный заранее
ученик)

Александр Трифонович Твардовский, русский
поэт, родился в 1910 году в одном из хуторов Смоленщины в крестьянской семье
кузнеца. У Твардовского был очень начитанный отец, именно он привил любовь к
книге своим детям. «Целые зимние вечера, — пишет Твардовский в своей
автобиографии, — у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги.
Первое мое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым, Толстым
произошло таким именно образом
». Стихи начал писать с раннего детства.

С отличием окончил Московский институт
истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии в качестве
специального корреспондента военной газеты. Великую Отечественную войну прошел
с первого до последнего дня. Полученные впечатления в годы Великой
Отечественной войны излагал в своих произведениях. После войны писатель работал
главным редактором журнала «Новый мир».

— Ребята, как вы думаете, если поэт сам был участником войны, его
произведения вымысел или реальность? Одно такое произведение сегодня изучим.

— Посмотрите на выставку книг, что можно сказать? (Книги о детях
на войне).

— Уточним тему урока:  «Дети и война. Стихотворение
Твардовского «Рассказ танкиста»

V. Работа со
стихотворением «Рассказ танкиста»

1. Запись темы урока в тетрадь.

2. Чтение стихотворения учителем или фонохрестоматия. Исполняет А.
Елизаветский.

3. Какую картину вы представили? Какие чувства возникли в душе?

(Чувство страха, опасности, гордости).

4. Кто из героев привлек ваше внимание?

5. Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых
мальчишек городов и деревень? (Каждый ребенок хотел принести пользу).

6. О ком еще идет речь в стихотворении? (О танкисте)

VI. Работа в группах.
Правила работы в группах: слушать, слышать, помогать друг другу.

Результаты работы групп записывает весь класс в тетрадь.

— Карточки с заданием для групп:

  • 1
    группа. Все о мальчике
  • 2
    группа. Танкист и бой
  • 3
    группа. Лингвисты (работают со словарём)
  • 4
    группа. Литературоведы

(Ответы слушаются параллельно,
как бы дополняя работу каждой группы)

Отчет 1 группы.

— Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении?
Зачитайте строки, дающие представление о мальчике. Что мы узнали о нем?

Записи в тетрадь:

— Приблизительный возраст 10-12 лет.

— Возглавляет детские компании — главарь

— Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами

— Приветливый, встречает, как гостей

— Нежадный, щедрый, сливы сует

— Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный, разведал, где
пушка, подползал, стоит, мины, пули свищут.

— Скромный, показал и убежал.

Внешность не описывается. Видим только рубаху пузырем.

Отчет 3 группы. Лингвисты

·       
Бедовый, из тех, что главарями у
детей — озорной, все время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети
обычно бывают предводителями в мальчишеском коллективе.

·       
Главарь, дружище

— Как автор относится к своему герою?

— Как нужно читать? (С уважением, с гордостью. Он ему нравился).

Отчет 2 группы.

 — Бой. Какой момент войны изображен? (Наступление)

— Как описывается бой? Прокомментируйте. Из чего видно, что бой
был страшный?

— Почему танки не могли пройти?

— «Шел бой за улицу. Огонь врага был 1)страшен

Мы 2) прорывались к площади вперед

А он 3) гвоздит — не выглянуть из башен

— Что испытывает танкист во время боя? (Трудность, прорывались, но
не могли пройти).

— Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил на
танк и продолжил бой? (Был трудный и жестокий бой, и помощь мальчика, возможно,
спасла многие жизни. Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям.
Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление).

— Как закончился бой? Зачитайте.

Заходим
в тыл и полный газ даем
И эту пушку заодно с расчетом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозем.

·       
3 группа (комментирует): жирный, рыхлый

(На полной скорости раздавили пушку)

— Какие чувства теперь испытывает танкист? (Удовлетворение, врага
вмяли в чернозем. Усталость, вытер пот)

22. Каково отношение танкиста к мальчику?

— Руку, как товарищу, пожал, благодарность

Помощь мальчика оказалась очень важной

Чувство вины перед мальчиком, дети не должны воевать

— О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить,
что забыл спросить мальчика, как его зовут? (Танкист чувствует вину перед
мальчиком, чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому,
может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя
мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг, защищая
Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно).

— Обратим внимание на строку

«Все нынче, как спросонку»

·       
3 группа (комментирует): Спустя много времени кажется, что этот
тяжелый бой приснился во сне.

Отчет
4 группы. Литературоведы

— Какие литературные приемы использует Твардовский? Зачитайте
начало и конец стихотворения. (Стихотворение начинается и заканчивается
одинаково – кольцевая композиция).

— Как думаете, для чего? (Такое построение подчеркивает трудность
военного пути, еще не скорую, но обязательную победу. Поступок мальчика
заслуживает награды. Ценой собственной жизни он спасал землю от врага. Ребенок
совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет).

— Какой прием использован для того, чтобы выразительней описать
предметы? (Сравнение).

С какой
целью?

 Мальчик
— главарь

Рубаху —
с пузырем

 Пули
— с гвоздями

— Что можете сказать о звукописи? Для чего используется?

(Автор часто использует (ж, ш, щ, з, с), чтобы передать шум боя,
свист пуль).

— Олицетворение: пули свищут, душила гарь и копоть

— С какой целью? (Чтобы ярче описать картину боя)

VII. Обобщение

— Ребята, какую тему мы сегодня с вами затронули на уроке? О каком
произведении говорили?

— Что вы узнали нового для себя?

— Похожа ли ваша жизнь на их, и чем она отличается?

v Нельзя
забывать о войне и героях, нужно беречь мир. Незабываемо трудное военное
детство детей войны. Украденное войной детство. Цените и берегите мир.

VIII. Рефлексия

А) У меня на душе осталось…

Б) На уроке я понял(а)…

В) На уроке мне удалось…

IX. Домашнее задание: Выучить
стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

Конспект урока

Литература

5 класс

Урок № 40

А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с некоторыми биографическими
    этапами писателя и журналиста А. Т. Твардовского;
  • развитие представлений обучающихся о
    лирическом произведении на примере баллады «Рассказ танкиста»;
  • формирование навыка анализа и интерпретации
    лирического произведения.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я. Литература. 5 кл.: Учеб. в 2
ч. / Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2018,
стр. 305

Дополнительная литература:

1. Альбеткова Р. И. Учимся читать лирическое
произведение. – М.: Дрофа, 2007, стр. 160

2. Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе.
Поурочные разработки: кн. для учителя. –М.: Просвещение, 2018

Открытые электронные ресурсы:

1. Твардовский, Александр Трифонович.
Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Твардовский,_Александр_Трифонович (Дата
обращения 11.06.2019);

2. Александр Твардовский: Стихи РуСтих. Стихи
классиков URL: https://rustih.ru/aleksandr-tvardovskij/ (Дата
обращения 11.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Александр Трифонович Твардовский – писатель,
поэт, журналист – родился в 1910 году на Смоленщине (хутор Загорье) в семье
кузнеца.

На хуторе Загорье

Росли мы у отца,

Зелёное подворье

У самого крыльца…

Так напишет в 1939 году поэт о родном хуторе.

Сочинять поэт начал раньше, чем научился свои
стихи записывать.

С 1924 г. Твардовский стал печатать заметки и
стихи в смоленских газетах.

С 1939 года он служит в армии. Великую
Отечественную войну прошёл с первого дня до победного завершения, пережив
немало испытаний и лишений. Именно поэтому, когда читаешь его произведения о
войне, то особенно ярко представляешь себе картины боёв, подвиги людей.

Он был военным корреспондентом. Вместе с
героями своих очерков он шёл в атаку и отступал, спал вместе с ними в сырых
окопах, ел из одного котелка. Ему не надо было ничего придумывать. Каждый день
он видел, как совершается подвиг, каждый день он был рядом с героями, с людьми,
которых оторвали от мирного труда вражеские захватчики, и которые ни на минуту
не сомневались в победе, в нашей победе.

На фронтах Великой Отечественной войны воевали
все: мужчины и женщины, старики и дети. Каждый вносил свой посильный вклад в
будущую победу. В тылу дети заменяли на производстве ушедших на фронт
родителей. На территории временно оккупированной врагом юные патриоты уходили в
партизанские отряды. Почти каждый мальчишка мечтал тогда попасть на фронт.

Тысячи детей и подростков совершали в те годы
подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена маленьких разведчиков
и подпольщиков. Они бесстрашно боролись с врагами Родины и совершали
героические поступки, проявляя лучшие черты характера: мужество, героизм,
отвагу, находчивость.

Об одном из таких героев войны – произведение
Александра Твардовского «Рассказ танкиста», которое было создано в 1942 году.
Оно основано на истории, услышанной поэтом от участника боевого танкового
сражения.

В стихотворении два лирических образа –
танкист и мальчик. Рассказ ведётся от имени танкиста, который вместе со своими
товарищами пытается освободить городок. Но танкисты не могут одолеть фашистов,
потому что не знают, где стоит вражеская пушка.

Стихотворение начинается с сожаления о том,
что танкист не успел узнать имя главного героя повествования – местного
мальчишки лет 10-12 из числа тех, кого называют «бедовыми». Они – заводилы в
любой компании, инициаторы дворовых драк, а также верные помощники солдат:

«Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…».

Один такой сорванец и подошёл к танкистам во
время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника.
«Стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырём», – именно так
описывает поэт героя своего произведения.

Танкист вспоминает, что благодаря юному герою
зашли в тыл и «эту пушку, заодно с расчётом, мы вмяли в рыхлый, жирный
чернозём», и это спасло многие жизни.

Бойцы поблагодарили своего помощника и, словно
взрослому, пожали хлопцу руку. Но вот имени мальчишки никто спросить не
догадался, о чём участники тех событий искренне сожалеют. «Из тысяч лиц узнал
бы я мальчишку», – отмечает танкист, которому этот паренёк спас жизнь.

Тема баллады – героический поступок 12-летнего
мальчишки. Поэт показывает, что для смелого человека возраст – не преграда.
Твардовский учит нас ценить лучшие человеческие качества: силу духа, отвагу,
мужество, любовь к родине.

Теоретический материал для углублённого
изучения

Жанр стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ
танкиста» – баллада.

Баллада (от франц. ballade – танцевальная
песня) – один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или
стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является
необычайный случай.

Характерные черты баллады:

• относительно небольшой объём;

• выраженная сюжетность;

• особая напевность;

• музыкальность.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

В пропуски впишите недостающие слова из
стихотворения «Рассказ танкиста»:

Шёл бой за улицу. Огонь врага был _____,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из _____, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Задание основывается на материале, пройденном
как на этом уроке, так и в предыдущих классах. Перед нами четверостишие,
отрывок из произведения «Рассказ танкиста». Проанализируем его: рифмование
перекрёстное, значит, недостающие слова являются рифмами, они должны быть
созвучны. Обучающийся обязательно вспомнит, кто из героев стихотворения откуда
выглядывал. Мальчишка только подглядывал, а вот танкистам из-за вражеского огня
сложно было даже выглянуть из танка, конкретнее, из башни танка.

Подставляем:

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

Значит, слово должно быть созвучно слову
«башен», подбираем:

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен…

Правильный ответ:

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Множественный выбор

Выберите верные определения, ответив на
вопрос: что хочет подчеркнуть автор словами «стоит мальчишка – мины, пули
свищут, и только рубашонка пузырём»?

Варианты ответа:

Мужество

Равнодушие

Отчаяние

Храбрость

В этом задании обучающийся должен
проанализировать пройденный материал и на основании урока дать ответ на вопрос.
После прочтения списка вариантов ответа, ученик вспоминает, что в балладе,
характеризуя мальчишку, автор называет его «бедовым» – озорным,
изобретательным. Если бы он был равнодушным, то не рисковал бы своей жизнью и
не помогал бы танкистам. Значит, исключаем слово «равнодушие». Отчаяние – это
состояние крайней безнадёжности, упадка духа. Разве наш герой в безнадёжном
положении? Нет! Он знает, что делать! Он пробирается сквозь вражеский огонь, а
для этого нужно мужество, храбрость.

Правильные ответы:

Мужество

Храбрость

Дата ______________ Ф.И. _____________________________

Тест по биографии и творчеству А.Т. Твардовского

Часть 1.

  1. Укажите годы жизни Твардовского _____________________________

  2. Родина поэта а) Орловщина б) Смоленщина в) Курская область г) Москва

  3. Главной темой раннего творчества А.Т. Твардовского была тема

а) любви б) поэта и поэзии в) природы г) становления советской власти в деревне

  1. Первым крупным произведением А.Т. Твардовского, отмеченным орденом Ленина и Сталинской премией, стала поэма

а) «Василий Тёркин» б) «За далью – даль» в) «Страна Муравия» г) «По праву памяти»

  1. Автором какого стихотворения о войне Твардовский не является

а) «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» б) «Рассказ танкиста» в) «Баллада о товарище» г) «Я убит подо Ржевом»

  1. Укажите, какой факт не относится к биографии А.Т. Твардовского.

а) в годы советско-финской и Великой Отечественной войны был военным корреспондентом б) окончил Московский институт философии, литературы и истории в) был председателем Союза советских писателей г) помог А.И. Солженицыну опубликовать первый рассказ

  1. К какому виду поэтических произведений можно отнести поэму А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»?

а) эпическому б) лиро-эпическому в) лирическому г) историческому

  1. Каким стихотворным размером написана поэма «Василий Тёркин»

а) анапест б) трёхстопный дактиль в) четырёхстопный ямб г) четырёхстопный хорей

  1. Укажите, какой подзаголовок имеет поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

а) «Роман в стихах» б) «Повествование в рассказах» в) «Книга для бойца» г) «Книга про бойца»

  1. Укажите, сколько глав в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» без глав «От автора» и «О себе»

а) 15 б) 20 в) 25 г) 30

  1. Черты какого фольклорного жанра можно найти в главе «Два солдата»?

а) песня б) сказка в) былина г) прибаутка

  1. Кто из известных художников иллюстрировал поэму «Василий Тёркин»?

а) М. Аникушин б) О. Верейский в) В. Васнецов г) М. Шагал

  1. После Великой Отечественной войны А.Т. Твардовский был главным редактором журнала

а) «Знамя» б) «Огонёк» в) «Дружба народов» г) «Новый мир»

  1. Известные слова И.В. Сталина «сын за отца не отвечает» стали поводом для создания поэмы

а) «По праву памяти» б) «Страна Муравия» в) «Василий Тёркин на том свете» г) «Дом у дороги»

  1. Укажите поэму А. Т.Твардовского, о которой И.А. Бунин писал:

«… какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный. Солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого слова!»

а) «По праву памяти» б) «Василий Тёркин на том свете» в) «Василий Тёркин» г) «Дом у дороги»

16. За публикацию какой поэмы Твардовский был отстранен от руководства журналом

а) «По праву памяти» б) «Василий Тёркин на том свете» в) «Дом у дороги» г) «За далью — даль»

Блиц

* В каком городе установлен памятник Василию Теркину _________________________________

** В каком звании закончил войну А.Т. Твардовский _________________________________

***С кем из генсеков компартии Твардовский общался лично ________________________

**** В каком году родился литературный персонаж Василий Теркин _______________________

***** В каком эмигрантском журнале была опубликована поэма «По праву памяти» __________________________________

Часть 2

Дать развернутый ответ на один из предложенных вопросов

  1. Какие черты национального русского характера отразились в образе Василия Теркина (на примере анализа одной главы поэмы)?

  2. Почему биографию Твардовского можно назвать типичной и исключительной?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Рассказ тапер о чем рассказ
  • Рассказ танька краткое содержание бунин
  • Рассказ тарас бульба краткое содержание по главам
  • Рассказ танюшкино солнышко шаповалов
  • Рассказ тапер краткое содержание