Рассказ сыновья пешеходова читать

Тема подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему что такое патриотизм? что такое любовь к родине? в рамках подготовки к огэ

Тема «Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Что такое патриотизм?» (Что такое любовь к Родине?) (в рамках подготовки к ОГЭ задание 9.3)

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения — рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3).

Задачи:

образовательные:

1) расширение и углубление знаний по культуре речи;

2) повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка,

развивающие:

1) развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений,

2) формирование умения проводить содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

3) формирование умения писать сочинение-рассуждение (задание 15.3)

Воспитательные:

1) формирование нравственных качеств учащихся;

2) воспитание патриотизма, исторической памяти.

Методы, технологии: Проблемно-поисковый, репродуктивный, информационно-коммуникативные технологии.

Формы: коллективная и индивидуальная

Методические приемы: выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом, работа со словарной статьей, работа по вопросам, анализ эпизодов текста.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Компьютер с проектором. Слайдовая презентация.

Ход урока

I. Слово учителя. Создание ситуации успеха. Погружение в тему урока.

— 76 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Посмотрите на репродукции картин, как Вы думаете чему они посвящены? (Слайд 2-4)

— О чём эти картины? (О призыве к защите Отечества, о безграничной любви к Родине).

— Как вы думаете, какое слово будет ключевым на уроке? (Патриотизм – любовь к Родине).

—Запишите слово в центре листа тетради. Мы составим кластер или схему, т.е. те рабочие материалы, которые помогут при написании сочинения.

— Можете ли вы сформулировать тему сегодняшнего урока? (Написание сочинения 9.3 по теме «Что такое патриотизм»).

— Итак, займемся сбором рабочих материалов.

II. Пошаговая подготовка к написанию сочинения 9.3 с использованием кластера-схемы.

1. Работа с текстом

—Предлагаю познакомиться с текстом Юрия Яковлевича Яковлева «Сыновья Пешеходова», на основе которого вам предстоит написать сочинение.

— Перед вами текст, который мы прочитаем по ролям. Читая текст, подумайте, какова тема и идея данного текста. (чтение по ролям: рассказчик, дедушка Пешеходов, ребёнок)

(1) Когда в школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого–то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий. (2) Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя.

(3)И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются. (4) Они знают, в чём дело.

(5)В воскресные дни в людных местах городка появляется старик с выцветшими глазами. (6) На старике надета солдатская гимнастёрка, видимо, приобретённая по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным–давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.

(7) Пешеходов не задерживается среди взрослых: его лучшие приятели и слушатели — ребятня. (8) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.

(9) Больше того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке появятся почки или неожиданно зазеленеет листок.

— (10) Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто – то из маленьких собеседников.

(11) И старик отвечает:

— (12) Прошёл до Берлина… пешком. (13)И фамилия моя потому Пешеходов.

(14) Постепенно кружок слушателей увеличивается. (15) Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.

— (16) Дедушка Пешеходов, — уже в который раз расспрашивают ребята, — а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

— (17) Мои сыновья, Семён и Василий, — как бы впервые отвечает старик.

— (18) А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?

– (19) Мои сыновья, Семён и Василий.

– (20) А кто грудью упал на вражескую амбразуру?

(21) Мои сыновья…

(22) И тут, как бы желая задать старику задачу, кто–нибудь обязательно спрашивает:

— (23) Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?

(24) Нет, не собьёшь старика!

— (25) Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, — невозмутимо отвечает он, и в его глазах проступает такая непоколебимая уверенность, что, конечно, никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.

(26) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно

и достойно.

— (27)А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?

(28) Мои сыновья…

(29) А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?

— (30) Мои сыновья…

— (31) Везде поспевали?

— (32) Везде. (33) Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.

— (34) Так и не вернулись?

— (35) Так и не вернулись. (36) Спят в могиле.

(37) При слове «могила» у ребят как бы перехватывает дыхание, и тогда кто – то из них решается спросить:

— (38) Где их могила?

(39) Старик распрямляется и говорит:

— (40) Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (41) По всей родной земле.

(42) И от того, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час…( По Ю.Яковлеву*)

*Юрий Яковлевич Яковлев – советский и российский писатель, общественный деятель.

(Слайд 5) — Прежде чем определить о чем текст, назовем, что такое тема и идея текста (ТЕМА – это то, о чём текст. ИДЕЯ (ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ) – это то, что хотел автор донести до читателя).

— О чём рассказ Ю. Яковлева «Сыновья Пешеходова»? (Тема рассказа – подвиг русских солдат, защитивших страну от фашизма).

— Почему отец погибших сыновей, распрямляя плечи, говорит, что «спят они во всех солдатских могилах»? Разве такое возможно? (Размышления учащихся).

— Какова основная мысль рассказа? (Подвиг солдат бессмертен).

— Что лежит в основе их подвига? (Любовь к Родине).

— Почему мы смогли победить фашистскую армию? (Благодаря огромной любви к Родине).

2. Составление кластера-схемы

— Замените словосочетание «любовь к Родине» синонимичным словом (Патриотизм).

— Запишите данное слово в центре тетрадного листа.

— Подберите ключевые слова-существительные, давая толкование слова ПАТРИОТИЗМ (Гордость, преданность, радость, любовь, привязанность).

— Можем ли мы расширить ключевые слова? (любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за прошлое и настоящее страны; стремление служить интересам России, защищать страну от врагов, служить, привязанность к родной земле, традициям и обычаям, к языку) (В ходе работы составляется интеллект-карта)

3. Работа со словарями

— Давайте обратимся к слайду, в котором даны словарные статьи из разных словарей. (Слайд 6-8)

Задание:

— Самостоятельно прочитайте словарные статьи и сравните составленную нами схему с толкованием слова в различных словарях.

— Посмотрите, все ли слова, позволяющие нам дать толкование слова ПАТРИОТИЗМ, мы записали в схеме? Если нет, расширьте свои записи.

(Слайды 9-12) Обратите внимание на слова великих исторических деятелей, поэтов, писателей. Как вы понимаете смысл высказываний? (Ответы учащихся).

— Как вы думаете, чем можно дополнить и расширить информативный ряд? (Можно включить пословицы, поговорки о Родине).

— Вспомните и запишите их. А теперь сравните схему, составленную на уроке, с той, которая дана на слайде. (Учащиеся сравнивают свои записи, обсуждают их, по необходимости расширяют собственные кластеры).

4. Анализ и отработка задания 9.3

— Вспомним, как звучит задание 9.3. (Учащиеся читают задание, комментируют его).

(Как Вы понимаете значение слова ПАТРИОТИЗМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «ПАТРИОТИЗМ — это…», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.)

— Вспомним схему, по которой пишется сочинение-рассуждение.

Структура сочинения-рассуждения 9.3. (Слайд 13)

1. ТЕЗИС

2. КОММЕНТАРИЙ (пояснение данного слова)

3. Скрепа (логический переход). Пример 1 (из текста)

4. Скрепа (логический переход). Пример 2 (из жизненного опыта)

5. Вывод)

4. Беседа с учащимися

— Опираясь на схему, ответьте на вопрос, который вам предложен в качестве темы сочинения. Запишите свой ответ в тетради (Ответы учащихся).

(Патриотизм – это любовь к Отчеству, преданность Отечеству и народу, стремление служить Отчизне, защищать Родину, привязанность к родной земле, к традициям, к языку, сохранение традиций и обычаям, культуры, языка, гордость за прошлое и настоящее страны.)

— Запишите свои мысли в тетради.

— Прокомментируйте сформулированный нами тезис. О чём идёт речь в тексте? (В тексте говорится о готовности солдат жертвовать собой во имя будущего страны. В основе героизма, мужества – любовь к Родине.)

— Запишите ответ в тетради.

(Человек, любящий свою Родину, готов жертвовать собой во имя будущего страны. Только благодаря огромной силе патриотизма мы победили в Великой Отечественной войне. Докажу свою точку зрения аргументами из текста Ю.Я. Яковлева и собственного опыта).

— Давайте еще раз обратимся к тексту и подберём аргументы, доказывающие правоту нашего объяснения слова ПАТРИОТИЗМ и комментария к нему.

1. Найдите предложения, в которых говорится о патриотизме дедушки Пешеходова, и выпишите номера этих предложений.

2. Найдите предложения, в которых говорится о патриотизме ребят, которые слушают дедушку Пешеходова, и выпишите номера этих предложений.

3. Найдите предложения, в которых говорится о патриотизме сыновей Пешеходова, и выпишите номера этих предложений.

Что такое аргумент, основанный на жизненном опыте? (Обобщение каких-либо жизненных фактов: — жизненная история, произошедшая с тобой; — жизненная история, произошедшая с твоим другом;

— жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми. Это обращение к прочитанной книге, посвященной данной теме, к фильму, в котором раскрыта эта тема, обращение к историческим фактам).

— Дома вы должны были подобрать примеры проявления патриотизма из собственного опыта. (Учащиеся дают ответы). Один из этих примеров или свой собственный можете записать в тетради.

Любое дело имеет свое завершение. О чём вы будете писать в заключительной части своего сочинения? (Учащиеся подводят итоги, делают вывод, записывают мысли в тетради).

III.  Домашнее задание. Дописать сочинение на тему «Что такое патриотизм

Образец сочинения 1.

Патриотизм – это чувство любви, которое испытывает человек к своей родине. Это уважение её истории, традиций, преданность народу, привязанность к языку. Это беззаветная любовь к Отечеству.

На мой взгляд, патриотизм – это в первую очередь преданность своей родине. Ведь наши предки воевали, защищая Отечество, жертвовали собой ради народа. В подтверждение своей точки зрения приведу примеры из текста Ю.Я.Яковлева и жизненного опыта.

Во-первых, в тексте патриотизм проявляется во многом: в речи дедушки Пешеходова (40- 42), в словах автора (1, 2), в вопросах и сочинениях детей. Особенно выделяются слова дедушки Пешеходова «.. мои сыновья спят во всех содатских могилах.. по всей родной земле», которые, безусловно, являются ярким подтверждением безграничной любви к Родине. Все солдаты, погибшие на войне, – его сыновья. Этот собирательный образ позволяет автору передать силу любви к Отечеству тех, кто погиб, защищая нас…

Во-вторых, ярким проявлением патриотизма в наше время является парад Победы, проводимый 9 мая на Красной площади. Он проводится в честь Великой Победы над фашизмом, чтобы почтить память советских граждан, погибших на фронтах за нашу жизнь.

Таким образом, могу сделать вывод, что патриотизм есть в каждом человеке, уважающем свою родину.

Образец сочинения 2.

Слово «патриотизм» в словаре В.И.Даля расшифровывается как любовь к отчизне. В чём же проявляется эта любовь? Думаю, патриотизм – это не только парад Победы 9 мая. Это что- то большее: это память о героическом прошлом страны, это готовность отдать жизнь за мирное небо над страной…

Я считаю, что в наше время начали забывать тот подвиг, который совершили наши прадеды. Люди часто стали думать лишь о себе. Надо из поколения в поколение передавать историю Победы. В этом истоки патриотизма.

В тексте Ю.Я. Яковлева дедушка Пешеходов, рассказывая ребятам о войне, и сам не замечает, как оказывается там, рядом с сыновьями на фронте (предложения№11-19) Он снова и снова рвётся в бой, снова горюет за всех погибших солдатах, называя их своими сыновьями. Доказательством этого служат предложения №59-60. И снова рассказывает о братских могилах, в которых покоятся его сыновья.

Проявление патриотизма мы часто видим в фильмах о войне, о нём читаем в книгах и учебниках истории: герои отважно бросаются на врага, защищая родную землю. Каждый на фронте знал, что за его плечами сейчас вся Родина и что он не имеет право на ошибку, не имеет право отступать. О них, павших, но не сдавшихся врагу, пишет Римма Казакова:

Они легли на поле боя,-

Жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

была зеленая трава

Технологическая карта урока №9 по родной (русской) литературе в 7
классе.                                   
Дата:

Тема урока:
Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства
выразительности в произведении.

Тип
урока:
освоение нового материала

Педагогические задачи: расширить представление учащихся о биографии и творчестве Ю.Я.
Яковлева, проанализировать рассказ Ю.Я. Яковлева «Сыновья Пешеходова»;
способствовать
формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной
связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в
группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (толерантного
отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности

Планируемые результаты

Предметные:

научатся
выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать
свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого
героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами

из
текста

Метапредметные:

познавательные:
сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения,
выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные:
формулируют учебную задачу урока, принимают её,
сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные
действия с заданной задачей;

коммуникативные:
руководствуются выработанными критериями при оцен-ке
поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные:

пользуются
формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Образовательные ресурсы:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые
действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I.
Организация начала урока


Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть
это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными
чувствами.

Показывают
готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Владеют
навыками психологической подго-

1

2

3

4


Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко
и чётко отвечать на вопросы.

Психологически
настраивает учащихся класса на урок

товки
к уроку, организации рабочего места

II.
Актуализация новых знаний.

Ребята! Познакомимся с жизнью и
творчеством Ю.Я. Яковлева. И устно ответьте на следующие
вопросы:

— Что вам известно о
биографии и творчестве Ю.Я. Яковлева?

— Расскажите о становлении Яковлева-писателя?

Каких героев изображал Ю.Я.
Яковлева?

— Какие рассказы Ю.Я. Яковлева Вам
известны?

Смотрят
презентацию,отвечают на вопросы.

Владеют
логическими действиями.

Прогнозируют
содержание рассказа по заголовку

Актуализация
опорных знаний.

Перескажите рассказ Ю.Я.
Яковлева «Сыновья Пешеходова» по ссылке
https://peskarlib.ru/y-yakovlev/synovya-peshehodova/  

Пересказ
Гербель

Внимательно
слушают.

Принимают

и
сохраняют цели и задачи

1.
Словарная

работа

2.

Первичное
восприятие

текста. 

Словарная работа. Вспомним!

– Что такое РАССКАЗ?

РАССКАЗ – небольшое произведение
прозаического характера, в котором изображено одно, реже – несколько событий
с малым количеством действующих лиц.

— Что такое ПРИТЧА?

ПРИТЧА —
короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий
в себе нравственное поучение (мораль).

Анализ рассказа Ю.Я. Яковлева «Сыновья Пешеходова».

Вопросы для анализа:

Какова
тема рассказа Ю.Яковлева «Сыновья Пешеходова»?

Какова
основная мысль рассказа?

Кто такой Пешеходов? Что вы о нем узнали?

Каким видят героя рассказа окружающие? Как относятся
к старику?

— С кем больше всего любил общаться старик? Как об этом пишет автор?

Что имел в виду старик, когда сказал, что «его сыновья
спят во всех солдатских могилах. По всей родной земле?».

Какое историческое событие нашей страны упоминается
в рассказе?

Почему
мы смогли победить фашизм?

Физкультминутка

Все
ребята дружно встали         (Выпрямиться)

И
на месте зашагали.                 (Ходьба на месте.)

На
носочках потянулись,          (Встать на носки, потянуться.)

А
потом назад прогнулись.       (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как
пружинки мы присели       (Присесть.)

И
тихонько разом сели              (Выпрямиться и сесть.)

Делятся
своими впечатлениями.

Определяют
совместно

с
учителем толкование слов.

Отвечают
на вопросы

Выполняют
физкультминутку

учебной
деятельности.

Владеют
навыками работы со справочной литературой.

Используют
простые рече- вые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают
свои мысли.

Выполняют
физкультминутку

IV.
Продолжение работы над темой.

Анализ
произведения

Работа
над средствами выразительности в тексте.

Рассуждение
«Как раскрылась
тема
памяти и связи поколений в рассказе».

Выписывают.

Осуществляют
логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

V.
Домашнее

задание

В.Н.Крупин «Женя Касаткин»,
сообщение о ПИСАТЕЛЕ (ИНД-НО)

Внимательно
слушают, задают уточняющие вопросы

Осуществляют
поиск средств достижения цели

VI.
Итог урока.

Рефлексия


Понравился сегодняшний урок?


Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо  поразило вас?


О чем этот рассказ?


С каким чувством вы уходите с урока?

Делают
выводы и обобщения.

Формулируют
ответы на вопросы.

Сегодня
на уроке:

• 
Я узнал…

• 
Я научился…

• 
Мне понравилось…

• 
Новыми знаниями я смогу поделиться…

Осуществляют
самоанализ учебной деятельности

Владеют
навыками самоанализа

«Семья Пешеходовых»

Когда в Белозерской школе пишут сочинение о
войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья
Пешеходова — Семен и Василий. Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в
горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. И, прочитав, к примеру, о том,
что Семен и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не
возмущаются и не дают волю красному карандашу. Они знают, в чем дело.

В воскресные дни в людных местах Белозерска
появляется старик с выцветшими глазами. Былой цвет определить трудно, словно
глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. На старике солдатская
гимнастерка. Видимо, приобретенная по случаю у демобилизованного, потому что
своя, фронтовая, давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в
мыльной пене.

Взрослые люди с плохо скрытой улыбкой
отвечают на поклоны старика, а ссужая ему сигарету, не преминут напомнить:

— Куришь ты, Пешеходов, один сорт: чужие.

— Для меня свое и чужое все одно, — говорит
старик. — У меня ни своего, ни чужого…

Пешеходов не задерживается среди взрослых,
его лучшие приятели и слушатели — ребятня. Эти засыпают вопросами, на которые
он отвечает с великой охотой. Больше того, он ждет этих вопросов и, отвечая на
них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда
на его узловатой мертвой ветке неожиданно зазеленеет листок.

— Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне
до Берлина пешком дошел? спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.

И старик отвечает:

— Прошел до Берлина… пешком. И фамилия моя
потому Пешеходов.

— А ты не устал?

— Устал. Что поделаешь! Машин мало было.
Только танки и лошади.

— Ты бы на лошади, — советует кто-то из
ребят.

— Так и лошадей не хватало. Если бы каждому
солдату лошадь — война бы раньше кончилась. А то пешком до Берлина далеко-о…

Идешь, идешь, и конца не видно. Я своих
сыновей так и не догнал.

— Они быстро шли?

— Быстро.

— Пешком?

— Пешком. Они же у меня Пешеходовы… Только
сыновья моложе.

Ноги у них резвые. Я не поспевал за ними.

Постепенно кружок слушателей увеличивается.
Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. Эти заранее
знают его ответы, но терпеливо молчат. У них со стариком как бы разыгрывается
спектакль. И каждый хорошо знает свою роль.

— Дедушка Пешеходов, — уже в который раз
спрашивают ребята, — а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

— Мои сыновья, Семен и Василий, — как бы
впервые отвечает старик.

— А кто в Сталинграде стоял до последнего
дыхания?

— Мои сыновья, Семен и Василий.

— А кто грудью упал на вражескую амбразуру?

— Мои сыновья…

И тут, как бы желая задать старику задачу,
кто-нибудь обязательно спрашивает:

— Как же они до Берлина дошли, если грудью
на амбразуру, а там пулемет?

Нет, не собьешь старика!

— Они поднялись с амбразуры и зашагали
дальше, — невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом,
проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не
решается усомниться в словах старого солдата.

— А кто первым вышел на правый берег
Днепра?

— Мои сыновья, Семен и Василий.

— Они всю войну пешком или потом на
лошадях?

— Пешком! — отвечает старик и вдруг
умолкает, задумывается и, отвлекшись от рассказа, говорит: — Лошадей на войне
жалко было.

Обстрел начнется, люди попадают, спрячутся
в щели, а лошадь стоит.

Все железо в нее впивается.

— Все железо? — испуганно спрашивает
кто-нибудь из самых маленьких слушателей, не в силах представить себе все
железо, впившееся в лошадь: очень много получается железа…

А к тому времени уже готовы новые вопросы,
и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

— А на Курской дуге кто задержал «тигров» и
«фердинандов»?

— Мои сыновья…

— А кто в Берлине Красное знамя над
рейхстагом поднял?

— Мои сыновья…

— Везде поспевали?

— Везде. Ноги у них молодые. Шли, шли без
отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.

— Так и не вернулись?

— Так и не вернулись. Спят в могиле.

При слове «могила» у ребят как бы
перехватывает дыхание. Это слово на мгновенье превращает Семена и Василия в
обычных людей, которых хоронят на кладбище. И дети испытывают скорее
разочарование, чем жалость: всю войну сыновья Пешеходова прошагали пешком, без
лошади, почему же теперь они «спят в могиле»?

И тогда кто-то из ребят решается спросить:

— Где их могила?

Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий
в его глазах, как бы развеивается. Он говорит:

— Мои сыновья спят во всех солдатских
могилах. По всей родной земле.

И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова
спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в
былинных героев, готовых проснуться, когда пробьет час!

Конспект

урока по
русскому языку в 9 классе по теме: «Комплексный анализ текста»
(подготовка к ГИА по русскому языку)

Цели
урока:

               
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение
работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи
текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к
художественному стилю; совершенствование навыков правописания в рамках
подготовки к ОГЭ.

               
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание
любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности
учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

               
РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения
логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения
аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания
во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с текстом Ю.Я.Яковлева « Сыновья
Пешеходова».

2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом
анализе текста на ОГЭ.

3. Формировать языковую компетентность (ЗУН):

 — готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия,
ставить цель урока),

 — способность планировать и выполнять актуальные действия,
ведущие к результату (языковой компетентности).

5. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему,
основную мысль текста, аргументировать своё суждение).

6. Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску,
анализу, выбору информации.

7. Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в
коллективном деле.

8. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.

9. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.

10. Научить решать тестовые задания в формате ОГЭ.

Ход урока.

       1.
Вступительное слово учителя.


Скоро вам предстоит пройти испытание – государственную итоговую аттестацию.
Сегодня у нас очень важный урок, актуальный,  так как успех на экзамене зависит
от того, насколько вы хорошо подготовитесь к практической части ОГЭ. Какие
умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Конечно, это и умение написать
сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и
пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный
анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут
следующие понятия:

(слайд
№ 1 презентации)

Текст

Тема
текста

Проблема
текста

Стиль
текста

Тип
речи

Основные
орфограммы

и
пунктограммы


А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю  прочитать замечательное высказывание 
Марины Цветаевой (фраза написана на доске): « А что есть чтение – как не
разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов…
Чтение – прежде всего сотворчество».


Как вы понимаете эту фразу?


Почему в последнем предложении стоит тире?


Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.

2.
Слово учителя о Ю.Я.Яковлеве.

 (слайд
2 презентации: портрет Ю.Я.Яковлева)


Есть вещи, которые, казалось бы, не поставишь в один ряд. Любовь к природе и
любовь к матери, любовь к жизни и любовь к четвероногим друзьям — эта любовь
очень далека от смерти и войны. Но такие рассказы – о детях и о войне, о
животных и о людях – сумел объединить и сделать мудрым и поучительным
дополнением друг друга писатель Яковлев Юрий Яковлевич. Ю.В.Яковлев родился в
1922 году в Петрограде.
Настоящая
фамилия автора – Ховкин.  Книги Яковлева – это своеобразные учебники жизни.
Рассказы этого автора проникают в сердце, затрагивают душу и заставляют
переосмыслить свои поступки и поведение. Без нотаций и поучений. Каждый его
рассказ открывает какую-то важную истину.

— 
Работать сегодня мы будем с текстом Ю.Я.Яковлева.

3.
Представление текста «Сыновья Пешеходова».


Перед вами сказка «Сыновья Пешеходова», познакомимся с текстом. (Чтение текста
вслух учителем).

(1) Когда в школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у
кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова — Семён и Василий.
(2)Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут
полковое знамя. (3)И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми
таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются.

(4)Они знают, в чём дело.

(5)В воскресные дни в людных местах городка появляется старик
с выцветшими глазами.

(6)На старике надета солдатская гимнастёрка, видимо,
приобретённая по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая,
давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.

(7)Пешеходов не задерживается среди взрослых: его лучшие
приятели и слушатели — ребятня. (8)Эти засыпают вопросами, на которые он
отвечает с великой охотой. (9)Больше того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на
них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда
на его узловатой мёртвой ветке появятся почки или неожиданно зазеленеет листок.

— (10)Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина
пешком дошёл? — спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.

(11) И старик отвечает:

— (12)Прошёл до Берлина… пешком. (13)И фамилия моя потому
Пешеходов.

(14)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (15)Приходят
новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.

— (16)Дедушка Пешеходов, — уже в который раз расспрашивают
ребята, — а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

— (17)Мои сыновья, Семён и Василий, — как бы впервые отвечает
старик.

— (18)А кто в Сталинграде стоял до последнего вздоха?

— (19)Мои сыновья, Семён и Василий.

— (20)А кто грудью упал на вражескую амбразуру?

— (21)Мои сыновья…

(22)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь
обязательно спрашивает:

— (23)Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а
там пулемёт?

(24)Нет, не собьёшь старика!

— (25)Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, —
невозмутимо отвечает он, и в его глазах проступает такая непоколебимая
уверенность, что, конечно, никто из слушателей уже не решается усомниться в
словах старого солдата.

(26)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик
отвечает на них спокойно и достойно.

— (27)А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?

— (28)Мои сыновья…

— (29)А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?

— (З0)Мои сыновья…

— (31)Везде поспевали?

— (32)Везде. (ЗЗ)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны
домой сил не хватило.

— (34)Так и не вернулись?

— (35)Так и не вернулись. (З6)Спят в могиле.

(37)При слове «могила» у ребят как бы перехватывает дыхание, и
тогда кто-то из них решается спросить:

— (38)Где их могила?

(39)Старик распрямляется и сдержанно говорит:

— (40)Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (41)По всей
родной земле.

(42)И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех
братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев,
готовых проснуться, когда пробьёт назначенный час…

4.
Работа с текстом: комплексный анализ.

— Докажите, что
данный отрывок является текстом.

 ( Текст – это
сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства
грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в
предложениях; интонация.)

 —
Определите тему текста

 (Тема текста –
это то, о чём (или о ком) в нём говорится
).

 (О героизме.)

 
– Как вы понимаете смысл слова «героизм»?


Где можно найти лексическое значение слова?


Какие виды словарей вы знаете? 


Если обратимся к словарю С.И.Ожегова, то прочитаем:

(слайд
3 презентации)

(Героизм
— самоотверженность
, самопожертвование
в критической обстановке,
мужество, способность к
совершению подвига.)


Подберите синонимы к слову героизм.

(Безбоязненность, бесстрашие, бесстрашность, героичность, геройство, дерзость, доблесть, мужественность, мужество, неустрашимость, отвага, отважность, решительность, самоотвержение, самоотверженность, самопожертвование, смелость, стойкость, храбрость).

— Подберите
антоним к этому слову.

 (Трусость,
малодушие).

-Запишите их в свои
тетради.

  Итак,
перед нами рассуждение о героизме. В каких словах заключена главная мысль этого
рассуждения? Найдите их среди предложений 37-42.

40-41(Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. По всей
родной земле.)

— Какими примерами
из жизни эта мысль подтверждается?

— Почему автор так
подробно описывает разговор старика Пешеходова с ребятами? (Только дети, по
мнению автора, способны искренне верить рассказам Пешеходова.)


В чём уверен Ю.Я. Яковлев, повествуя о войне и рассуждая о подвигах людей в
годы войны? (Уверен в том, что героические поступки сыновей старика Пешеходова
совершение выдающихся по своему общественному
значению действий, отвечающих
интересам народных масс
и требующих от человека личного мужества,
стойкости, готовности к
самопожертвованию.)


К какому стилю речи относится текст? (Художественный).

              —
Какой тип речи представлен в этом тексте? (Повествование с элементами
рассуждения)

(
Во-первых, здесь сообщается о событии из жизни главных героев: старика
Пешеходова и его сыновей, на первый план выдвигаются порядок протекания
действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования.

Во-вторых,
в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек
совершает героические поступки не ради почестей, а ради освобождения своей
страны. А это характерно для текста-рассуждения).

 –
А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту.

(слайд
4 презентации)

1) Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний
соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Ученики в сочинениях о войне обязательно упоминали сыновей
Пешеходова.

2) Пешеходов любил поговорить со взрослыми о войне.

3) Пешеходов на войне дошёл до Берлина пешком.

4) О подвигах сыновей Пешеходова знает вся страна.

5) В первый день войны немцев под Бугом встретили сыновья
Пешеходова.


Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор.

2)
(слайд 5 презентации)


Среди предложений  11 – 16 найдите сложноподчинённое предложение. Чем
отличается сложносочинённое от сложноподчинённого предложения?


Запишите его в тетрадь.

(На
доске: выпишите сложноподчиненное предложение, подчеркните  грамматические
основы и составьте схему предложения).

Приходят
новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.

3)
(слайд 6 презентации)


Среди предложений 1 – 3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. На
какие вопросы отвечает обстоятельство?

-Чем
бывает выражено?

-Что
значит «обособлено»?


Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).

4)
Запись предложения и работа с ним.

И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий
первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются.

(слайд
7 презентации)

           — Найдите
среди предложений 1-3  сложное предложение с союзной подчинительной и
бессоюзной связью между частями. Какие знаки препинания поставили?  Почему?
(предложение №1)

5)
Работа со словосочетаниями

(слайд
8 презентации)
1 человек работает у доски.

1-в. — Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените
словосочетание «солдатская гимнастёрка», построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание.

2-в. – Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «сдержанно говорит», построенное на основе примыкания,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание.

6)
Повторение «Изобразительно-выразительные средства языка».

Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите
варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) На старике надета солдатская гимнастёрка, видимо,
приобретённая по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая,
давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.

2) Больше того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них,
испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его
узловатой мёртвой ветке появятся почки или неожиданно зазеленеет листок.

3) Постепенно кружок слушателей увеличивается.

4) А кто в Сталинграде стоял до последнего вздоха?

5) И от того, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех
братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев,
готовых проснуться, когда пробьёт назначенный час…

        7) Орфографический анализ слов.

Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты
ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите
номера этих ответов.

1) БЕЗБИЛЕТНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей
звонкий согласный звук, пишется буква З.

2) ЗАРЕВАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в
корне зависит от УДАРЕНИЯ.

3) СКЛЕЕНЫ — в краткой форме имени прилагательного пишется
столько же Н, сколько и в полной форме.

4) ПОДЬЯЧИЙ — разделительный мягкий знак пишется перед буквами
Е, Ё, Ю, Я, И после приставок.

5) БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ — в словах с русскими приставками, которые
оканчиваются на согласную, вместо И пишется Ы согласно произношению.

5.
Итог урока.


Итак, ребята, что же такое героизм?


Понравился ли вам урок?

-Чему
мы учились на уроке?

(Мы
учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои
языковые способности и навыки. Мы совершенствовали и развивали свои умения,
знания, учились применять их на практике. Продолжили подготовку к итоговой
аттестации.)

6.
Домашнее задание: написать сочинение в формате 9.3 на тему «Что такое
героизм?»

— Завершая урок,
хочу прочитать вам стихотворение Подцветовой
Татьяны
, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы
работали.

Героизм… Героизм!
Это то, что нам предки, рискуя собой, завещали,
Что в себе заключает благодатную силу прошедших веков.
Это то, что бойцы в битвах страшных кровавых впитали,
Когда землю свою защищали от смертных врагов.
Героизм — это в космос поднялся отважный Гагарин,
Он — герой, но героем был тот, кто к просторам Вселенной его возносил,
Кто был духом своим крепче сплава титана и стали,
Кто наград для себя за свой подвиг земной не просил.
Героизм — это друга в беде не бросаешь,
Мчишься людям на помощь, о себе позабыв.
Героизм — это слабого ты защищаешь
И солдат, на ученьях собою гранату накрыв.
Героизм — это сальсу без ног ты задорно танцуешь
Так, что глаз восхищенных нельзя оторвать.
Героизм — это честью и совестью ты не торгуешь
И готов свою жизнь за Отчизну в любую минуту отдать.
Героизм наши предки с любовию нам даровали.
В каждом может родиться подлец или смелый герой.
Не из легких нам выбор от рождения дали.
Но он есть. Героизму ты сердце без страха открой.
Героизм… Героизм!
Как бы с нами года ни менялись,
Но для всякого времени нужен отважный герой.
В нашей памяти многие люди-герои остались.
Подвиг свой соверши, но останься с родными, живой!


Помните эти слова, чтобы никогда в душе не поселилось чувство трусости и
предательства.

        
— Спасибо за урок!

На чтение 28 мин. Опубликовано

Рассказы и сказки Юрия Яковлева для детей. Список произведений.Биография и творчество Юрия Яковлева.   Салют Сыновья Пешеходова Где начинается небо Урс и Кэт Олин голос Скрипка Забор с голубым глазом Сапер Продается старая лошадь Часовой Петров Цветок хлеба Память Мой знакомый бегемот Девочки с Васильевского острова Перемена погоды Серая шкурка Реликвия Письмо Марине Умка А Воробьев стекло не выбивал Вратарь Рыцарь Вася Друг капитана Гастелло Игра в красавицу Хромой лев Учитель истории Стриженый черт Собирающий облака Разбуженный соловьями У человека должна быть собака Всадник, скачущий над городом Большие черные перчатки Мама Полосатая палка Багульник Учитель Мальчик с коньками Бамбус Кепка-невидимка Я иду за носорогом Тайна Фенимора Последний фейерверк  

Читать все рассказы Яковлева.Список произведений. Читать рассказы других известных авторов

  Есть вещи, которые, казалось бы, не поставишь в один ряд. Любовь к природе и любовь к матери, любовь к жизни и любовь к четвероногим друзьям — эта любовь очень далека от смерти и войны. Но такие рассказы – о детях и о войне, о животных и о людях – сумел объединить и сделать мудрым и поучительным дополнением друг друга писатель Яковлев Юрий Яковлевич.  

Писатель Юрий Яковлевич Яковлев. Творчество и краткая биография.

  Юрий Яковлевич Яковлев родился в Петрограде 26.06.1922. Настоящая фамилия автора – Ховкин. За полгода до начала Великой Отечественной войны, в ноябре 1940 года, его призвали в армию. Мать погибла летом 1942 года во время блокады. Юрий Яковлев служил зенитчиком, их батарея стояла под Москвой. Фронт приблизился настолько, что расстояние до противника было в несколько километров. В те критические дни Юрий Яковлевич подал заявление в партию.   Стихи войны   Стихи Яковлев начал писать еще в школе. А война превратила это детское увлечение в страсть. В те дни он узнал, как велика сила поэзии, когда жизнь соприкасается со смертью. Стихи Яковлев Юрий Яковлевич писал, когда удавалось. Чаще это происходило ночью, при свете коптилки. Всю войну был военкором газеты «Тревога». В ней часто печатали его стихи и очерки. Как-то, уже после войны, увидел в одной газете стихи «неизвестного автора». Это были его стихи. Так война определила его дальнейший путь.   Литературная жизнь Юрия Яковлева   Поступать в Литературный институт писатель Юрий Яковлев пришел еще в шинели. Циклы армейских стихов Яковлева появились в печати спустя несколько лет после войны. Тогда началось их знакомство с М. А. Светловым, который добровольно был его наставником. В детской поэзии его напутствовала А. Л. Барто. В 1952 году, уже автор нескольких книг, он окончил институт. Началась новая жизнь.   В 1949 году в издательстве «Детгиз» выходит его первая детская книга «Наш адрес». Во второй книге — «В нашем полку» — он собрал стихи о войне, об армии. С первых же строчек он писал о детстве и о войне, о том, что знал и пережил сам. Литература для Юрия Яковлева стала не только работой, но и страстью.   Яковлев Юрий Яковлевич сотрудничал в журналах и газетах. Много ездил по стране – встречался с нефтяниками в Баку, был на строительстве Сталинградской ГЭС, в колхозах Украины, на погранзаставах Беларуси. Во всех уголках страны побывал, встречался с детьми и учителями. Одним словом, всегда старался узнать своих героев поближе, «пожить» их жизнью, а не просто собрать материал.   Для маленьких читателей   Первый рассказ был опубликован в 1960 году в журнале «Огонек», назывался он «Станция Мальчики». Это был переходный момент его творчества – он стал прозаиком. Вслед за этим рассказом публикуется другой – «Мальчик с коньками». В его «прозаической» судьбе большую роль сыграли «Известия» и «Огонек». Писатель Юрий Яковлев всегда гордился тем, что пишет для детей. Он любил маленьких читателей. Любил своих героев.   Дом Л. А. Кассиля для людей творческих был своего рода университетом. Кассиль стал для них и наставником, и вдохновителем, и учителем. В 1972 году Яковлеву исполнилось 50 лет – его наградили орденом Красного Знамени. Всю свою жизнь писатель Юрий Яковлев занимался поиском героев для своих произведений. И находил их совсем рядом, и они помогали ему удивительными судьбами.   Откуда приходят герои   Когда-то рассказали ему о своем сыне старые артисты – о маленьком ленинградском Гавроше. Так появились фильм и повесть «Был настоящим трубачом». Воспитанники А. Обранта рассказали, как юные танцоры приехали с учителем на фронт и выступали перед солдатами – показали около трех тысяч концертов. Так появилась повесть «Балерина политотдела» и художественный фильм «Мы смерти смотрели в лицо». Основой повести «Девушка из Бреста» и художественного фильма «Колыбельная для мужчин» послужила жизнь К. И. Шаликовой — героини войны. Повесть и сценарий к фильму «Дочь командира» помогли написать юные защитники Брестской крепости.   Творчество писателя Юрия Яковлева   Писатель Юрий Яковлев не мог не рассказывать о войне. Она осталась в памяти и отзывалась эхом. Яковлев написал такие книги на военную тему:   «Реликвия». «Жить нам суждено». «Где стояла батарея». «Позавчера была война».   Короткие рассказы и повести о детях, о трудном возрасте, о переживаниях, когда решается их будущая жизнь, – именно об этом рассказывал Яковлев Юрий Яковлевич. Книги этого направления перечислены ниже:   «Травести». «Трудная коррида». «Автопортрет». «Иван-виллис». «Дочь преферансиста».   Жизненные сценарии   Большое место в жизни Яковлева занимал кинематограф. По его сценариям были сняты фильмы:   «Первая Бастилия». «Мы с Вулканом». «Красавица». «Всадник над городом». «Пущик едет в Прагу».   Книги Яковлева – это своеобразные учебники жизни. Основные темы – школьный быт детей, война, дружба между людьми, доброе отношение к животным, чувство благодарности и любовь к матери. Основные идеи его прозы – благородство, верность избранному ориентиру, осмысленность существования.   Рассказы Юрия Яковлева проникают в сердце, затрагивают душу и заставляют переосмыслить свои поступки и поведение. Без нотаций и поучений. Каждый его рассказ открывает какую-то важную истину:   «Багульник». «Он убил мою собаку».   Три простых истории   Произведение Юрия Яковлева «Тайна Фенимора» — каждую ночь в спальне мальчиков в пионерлагере «Дубки» появляется загадочный Фенимор. Он превратил их жизнь в настоящее приключение. Он знал много историй и умел рассказывать. Ночи напролет, затаив дыхание, мальчишки слушали истории приключений на Диком Западе. Днем, раскрасив лица зубной пастой, они носились со стрелами и луками, выслеживая индейских поработителей. А еще они засыпали «где придется», ночью-то поспать не удавалось. Эта история была экранизирована в третьей серии фильма «Три веселые смены». Произведение Юрия Яковлева «Продается старая лошадь» — мальчик увидел на заборе среди объявлений старенький пожелтевший листочек, на котором было написано, что продается лошадь. Прочитал и стал представлять, а какая она, эта старая лошадь? Задумался и проскочил мимо своего дома. Тогда решил пойти по адресу, указанному в старом объявлении. Приходит к дому, спрашивает у хозяина про лошадь. Тот ответил, что лошадь по весне еще пала. «Ах, если бы я пришел раньше, я бы ее обязательно спас», — думает расстроенный мальчик. Произведение Юрия Яковлева «Полосатая палка» — Мишка прихватил на перекрестке у зазевавшегося прохожего палку. Уж очень она ему понравилась – полосатая, черно-белая. Чуть позже он узнает, что эти палки помогают слепым людям передвигаться по городу. Мишка испытывает муки совести. Черно-белая палка стала молчаливым обвинением для мальчика. Он бегает по городу и пытается разыскать хозяина. Так меняется отношение ребенка к своим поступкам.   Писатель учил добру маленьких читателей, учил ненавязчиво и мудро. «Добро должно быть мужественным и сильным, только тогда оно победит», — говорил Яковлев Юрий Яковлевич. Рассказы, вот такие небольшие, на одну-две странички, задевают за живое. Пронзительные, зовущие на помощь, взывающие к совести, они учат понимать других, любить людей, не обращаться жестоко с животными. Учат смотреть вглубь и видеть внутреннюю суть каждой истории. ———————————————————-  

Читать все рассказы Яковлева.Содержание. Читать рассказы других известных авторов

image

Интернет Рыцарь Вася Багульник Исторические любовные романы Умка

Сказка для дошкольного возраста.

Исторические любовные романы Как Сережа на войну ходил (Сказка) Он убил мою собаку

Из книги “Я иду за носорогом”

Сыновья Пешеходова Исторические приключения Самая высокая лестница (сборник)

Две новые повести — «Самая трудная роль» и «Сердце льва» — и цикл рассказов о жизни современных ребят и взрослых, о преемственности поколений, о добре и мужестве.

Исторические приключения Позавчера была война Девочки с Васильевского острова Баваклава ×

Биография

Талантливый, но не фотогеничный

Несмотря на развод родителей, Яковлев поддерживал отношения с отцом, который навещал его каждую неделю. Получив аттестат зрелости, Юрий не мог определиться с выбором профессии.

image

С одной стороны его интересовали международные отношения, дипломатия, а с другой, – искусство перевоплощения. В результате Яковлев отправился сдавать экзамены во ВГИК, где приемная комиссия сочла внешность абитуриента не слишком фотогеничной.

Но Юрий решил не отступать, и отправился покорять приемную комиссию Щукинского театрального училища. На этот раз удача ему улыбнулась, и внешность парня устроила педагогов. Яковлева зачислили на курс Цецилии Львовны Мансуровой, которая тепло приняла юного студента, стала для него второй матерью. Учеба давалась ему нелегко, особенно главная дисциплина – актерское мастерство.

По итогам первого курса, Яковлев имел одну двойку, которая стала поводом для отчисления. Но Цецилия Львовна воспротивилась такому решению, и отстояла любимого студента. В 1952 году Юрий получил диплом, и поступил на службу в театр имени Вахтангова. Молодой актер быстро влился в коллектив, зарекомендовал себя с наилучшей стороны, дебютировал в постановке «Отверженные», перевоплотившись в жандарма.

В Академическом театре имени Вахтангова актер прослужил 61 год. За это время он сыграл более, чем в сорока постановках. Среди них:

  • «Великий государь»;
  • «Живой труп»;
  • «Принцесса Турандот»;
  • «Конармия»;
  • «Гибель эскадры»;
  • «Анна Каренина»;
  • «Три возраста Казановы»;
  • «Пиковая дама»;
  • «Чайка»;
  • «Пристань».

По своему характеру Яковлев был близок к натуре российского писателя Антона Павловича Чехова. В этом образе Юрий играл в спектакле «Насмешливое мое счастье».

Богатая фильмография

В советском кинематографе Яковлев дебютировал с эпизодической роли в фильме «Великий воин Албании Скандерберг». Хотя лента имела большой успех, завоевала почетный приз Каннского фестиваля, но на карьере молодого артиста никак не отразилась. Спустя три года, творческая копилка Юрия пополнилась такими работами, как: «Много шума из ничего», «На подмостках сцены», «Необыкновенное лето».

В 1958 году Яковлев получил главную роль в исторической ленте, экранизации романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Актер перевоплотился в образ князя Льва Мышкина, который вернулся из психиатрической больницы в Россию. Партнерами Юрия по съемочной площадке стали: Юлия Борисова, Никита Подгорный, Леонид Пархоменко, Раиса Максимова, Вера Пашенная.

Через два года актер снялся комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Яковлев сыграл ключевого персонажа молодого геолога Поражаева, который в процессе экспедиции обнаружил снежного человека.

В 1962 году продолжилось плодотворное сотрудничество Рязанова и Яковлева. Мэтр советского кинематографа предложил молодому актеру сыграть поручика Ржевского в фильме «Гусарская баллада». Фраза героя Юрия: «-Не мог же, право, отступать я, когда она чуть не рвалась из платья!», стала крылатой. Музыкальную ленты посмотрело более 50 миллионов зрителей. Главную женскую роль в экранизации приключенческой истории сыграла Лариса Голубкина.

После выхода в прокат картины «Гусарская баллада» Яковлев проснулся мега популярным, режиссеры осыпали его предложениями. На протяжении следующих десяти лет, Юрий активно пополнял копилку новыми шедеврами. Среди них: «Крах», «Король олень», «Опасный поворот», «Схватка», а также фильмами-спектаклями: «Драма на охоте», «На всякого мудреца довольно простоты», «Память сердца».

В 1973 году состоялась премьера комедии «Иван Васильевич меняет профессию», в которой Яковлев сыграл сразу две роли: царя Ивана Грозного и управдома Буншу. Через два года Юрий получил главную роль в мелодраме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».

Актер мастерски перевоплотился в образ Ипполита, возлюбленного Наденьки. Выражения его персонажа до сих пор остаются на слуху, и вызывают улыбку. Наиболее запоминающаяся: «Какая гадость… какая гадость эта ваша заливная рыба!». Следующими яркими работами с участием талантливого артиста стали:

  • «Три ненастных дня»;
  • «Идеальный муж»;
  • «Карнавал»;
  • «Мы нижеподписавшиеся»;
  • «Кин-дза-дза»;
  • «Милостливые государи».

С приходом нулевых Яковлев стал намного реже появляться на экранах телевизоров, отдавая предпочтение игре в театре. В 2007 году Юрий вновь примерял образ Ипполита в новогодней истории «Ирония судьбы. Продолжение», снятой Тимуром Бекмамбетовым. В 2011 году артист сыграл в фильме-спектакле «Пристань», который стал последним в его богатой фильмографии.

Душевные переживания ловеласа

О любовных похождениях легендарного советского актера до сих пор ходит множество историй. Первой супругой Юрия стала доктор Кира Манчульская, с которой он прожил около десяти лет. Пара долго не могла завести ребенка, что очень тревожило артиста.

Яковлев искал утешение в объятиях других женщин. Когда Кира родила дочь Алену, стало известно, что актриса Екатерина Райкина беременна от Юрия. Яковлев оставил новорожденную дочь, и ушел в другую семью. Его поступок не все смогли понять и принять.

Позже актер признался, что он сильно страдал из-за неожиданных перемен на любовном фронте. Брак с Райкиной просуществовал три года, и распался по той же причине – измены, чрезмерное употребление алкоголя.

В третий раз Юрий женился на директрисе театрального музея Ирине Сергеевой, с которой прожил до самой смерти. В браке у них родился сын Антон. Все дети легендарного артиста пошли по его стопам. Алена Яковлева играет в театре Сатиры, Алексей некоторое время служил в театре Ермоловой, но позже переквалифицировался в бизнесмены. Антон выбрал режиссуру.

30 ноября 2013 года сердце Юрия Яковлева остановилось. Актер продолжительное время болел. За несколько недель до кончины его госпитализировали в больницу с признаками сердечной недостаточности. В результате сердечного приступа и отека легких Юрия не стало.

Церемония прощания с Народным артистом прошла в стенах его родного театра им. Вахтангова, где присутствовали: покойный Владимир Этуш, Римас Туминас, Мария Аронова, Василий Лановой.

Фильмография

Год Название Роль
1954 Великий воин Албании Скандербег воин
1956 На подмостках сцены Чахоткин, актёр
1956 Первые радости Василий Дибич, поручик
1957 Необыкновенное лето Василий Дибич, поручик
1958 Ветер Леонид Закревский, поручик
1958 Идиот Лев Николаевич Мышкин, князь
1959 Заре навстречу Пётр Григорьевич Сапожков
1961 Человек ниоткуда Владимир Поражаев
1962 Гусарская баллада поручик Ржевский
1962 Суд сумасшедших Рихард Старк, журналист
1963 Большая дорога поручик Поливанов
1964 Лёгкая жизнь Александр Петрович Бочкин
1965 Русский лес Киттель, немецкий офицер
1965 Друзья и годы Юрий Павлович Державин
1966 Выстрел граф
1966 Девочка на шаре отец Дениски
1967 Анна Каренина Стива Облонский
1967 Крыжовник Павел Константинович Алёхин, помещик
1968 Крах Андрей Павлович Фёдоров / лже-Мухин
1969 Король-олень Дерамо
1969 Сюжет для небольшого рассказа Игнатий Потапенко
1969 Фауст Мефистофель
1970 Чайка Борис Алексеевич Тригорин
1972 Опасный поворот Роберт Кэплен
1972 Схватка Иоахим, немецкий инженер
1973 Иван Васильевич меняет профессию Иван Васильевич Бунша, управдом / царь Иоанн Грозный
1973 Много шума из ничего (нет в титрах)
1974 Любовь земная Тихон Иванович Брюханов
1975 Ирония судьбы, или С лёгким паром! Ипполит Георгиевич
1977 Судьба Тихон Иванович Брюханов
1977 Юлия Вревская великий князь Николай Николаевич Старший
1978 Три ненастных дня полковник Корнилов
1979 Бархатный сезон де Брашен, миллионер
1979 Поэма о крыльях Игорь Сикорский
1980 Идеальный муж сэр Роберт Чилтерн
1980 Мы, нижеподписавшиеся Юрий Николаевич Девятов
1980 Три года Григорий Николаевич Панауров
1981 Бешеные деньги Иван Петрович Телятев
1981 Карнавал Михаил Соломатин
1985 Битва за Москву Петровский, генерал
1981 Карнавал Михаил Соломатин
1985 Битва за Москву Петровский, генерал
1986 Левша царь Николай I
1986 Кин-дза-дза! Би, пацак
1987 Время сыновей Академик Антон Васильевич Дубцов
1988 Штаны актёр Даниил Семёнович Бацанов
1989 Кома отец
1990 Ловушка для одинокого мужчины комиссар полиции
1991 Плащаница Александра Невского Николай Уваров, профессор
1991 Семь дней после убийства Михаил Романович, генерал
1991 Дело князь
1992 Гардемарины III Степан Апраксин
1992 Милостивые государи автор / комик / Колпаков / доктор
1992 Танцующие призраки отец Игоря
1993 Дети чугунных богов генерал
1993 Супермен поневоле, или Эротический мутант отец Анатолия
2001 Дракоша и компания профессор (серия 37)
2007 Ирония судьбы. Продолжение Ипполит Георгиевич Шевелёв

Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР. Почётный член Российской академии художеств. Популярные картины с участием Юрия Яковлева – “Иван Васильевич меняет профессию”, “Гусарская баллада”, “Ирония судьбы”. Награжден премией Президента РФ в области литературы и искусства.

  • ФИО: Юрий Васильевич Яковлев.
  • Род занятий: актер театра и кино, писатель.
  • Годы жизни: 25 апреля 1928 г. — 30 ноября 2013 г.
  • Достижения: Народный артист СССР (1976), Лауреат Государственной премии СССР (1979), Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 год.

Ключевые достижения

В творческой биографии Юрия Яковлева есть и театральные награды, и государственные знаки отличия:

  • Победитель конкурса-смотра «Золотые маски», награждён знаком «Серебряная маска» за лучшее исполнение мужской роли.
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
  • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за выдающийся творческий и научный вклад в художественную культуру России.
  • Международная Премия Станиславского.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающиеся заслуги в развитии отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность.
  • Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро».
  • Актёру установлена звезда на Звёздной аллее киноактёров в Анапе.
  • Почётный член Российской академии художеств.
  • Лауреат премии «Звезда театрала» в номинации «Легенда сцены».

Замечательного советского и российского актера Юрия Яковлева знают не только по работам в таких культовых фильмах, как «Ирония судьбы или с легким паром!»,

«Гусарская баллада», «Иван Васильевич меняет профессию». Хотя благодаря именно этим картинам Юрий Васильевич получил сначала всесоюзную, а потом и всероссийскую известность. Бархатным баритоном Яковлева без его присутствия в кадре «говорит» множество кинофильмов российского кинематографа. Творческая биография Юрия Яковлева богата на позитив, в отличие от многих его коллег, переживших кризис профессии.

«Я не могу жаловаться на судьбу. Всю жизнь я занимался только любимым делом, рано стал известным. Меня всегда любили зрители. У меня замечательные дети и внуки. Друзей немного, но они настоящие. Это и есть Счастье».

Краткая биография

Будущий большой артист Юра Яковлев появился на свет в апреле 1928 года. Его дед, будучи купцом первой гильдии, до революции владел десятками магазинов и большим кожевенным заводом в Воронеже. Был депутатом, позже — мэром Воронежа.

Папа Юры — Василий Васильевич Яковлев в молодости окончил два курса консерватории, но потом принял решение связать свою судьбу с юриспруденцией. Мама Ольга Михайловна Иванова-Казас трудилась обычной диетической сестрой в столовой. Правда, столовая была непростая, а прикрепленная к поликлинике Кремля. К большому сожалению мальчика, его родители довольно быстро развелись, и Василий Васильевич стал для Юры «четверговым» папой.

Рис. 1. Юрий Яковлев в детстве

Именно в этот день он по согласованию с женой навещал сына. В 1937 году родной дядя Юры попал в жернова репрессий и был без суда и следствия расстрелян за связь с Тухачевским. Ему с мамой удалось спастись только благодаря помощи начальника столовой. Он вовремя предупредил Ольгу о возможном аресте, помог с быстрым увольнением и срочным переездом.

Потом началась война, и Яковлевы были вынуждены перебраться в Уфу. Здесь они с мамой приняли трудовую военную вахту в местном госпитале. Подросток помогал ухаживать за ранеными бойцами, таскать дрова, стирать бинты.

В Москву

В 1943 году у них появилась возможность вернуться домой, в Москву. Юра устроился работать сначала заправщиком, а потом мастером по ремонту автомобилей при американском посольстве. Это было настоящей удачей — здесь очень хорошо платили, а им с матерью так были нужны деньги! Окончил вечернюю школу и уже собрался подать документы в МГИМО, но вдруг поменял свое решение. Причем кардинально. Молодой человек решил попробовать себя на сцене и в кадре.

«Щука» и первые работы в театре

Первой гримеркой будущего большого артиста стала крошечная кладовка в его собственной квартире, где он часами репетировал. Мечтой юноши был ВГИК, но в институт кино его не взяли. Сегодня это кажется невозможным, но комиссии не понравилась внешность Яковлева, которую посчитали недостаточно киногеничной, несмотря на красоту.

Юрий Васильевич был страшно расстроен и уже было совсем решил оставить идею поступления в театральный, но тут его спасла Цецелия Мансурова. Эта блистательная актриса как раз набирала курс в Щукинском театральном училище, где преподавала актерское мастерство. Она уговорила приемную комиссию «посмотреть мальчика». Так он стал студентом знаменитой «Щуки».

Рис. 2. Знаменитое театральное училище им. Бориса Щукина

Окончив вуз, молодой артист сразу был принят в Академический театр им. Вахтангова, где очень скоро стал ведущим актёром. В 1955 году Юрий Яковлев начал сниматься в кино, но театр продолжал оставаться его домом. В конце 60-х годов публика начала ходить в театр конкретно «на Яковлева» благодаря его талантливым работам в кинематографе.

Руководство всех московских театров наперебой начало предлагать Юрию Васильевичу выгодные варианты сотрудничества, но Яковлев остался верен Вахтанговской сцене. Позже он говорил о родном театре, что это семья, в которую его приняли с родительской любовью, как же он может ее предать?

«Актеры делятся на хороших и посредственных. Скверных просто не бывает. Плохой артист не должен выходить на сцену».

В важнейшем из искусств

Первой киноработой молодого артиста Яковлева, получившей огромный успех во всем мире, стала картина Ивана Пырьева «Идиот». Сложнейший литературный материал, невероятные психологические нагрузки — все-таки Достоевский! Но Юрий Васильевич справился. Он настолько вжился в роль неадекватного князя Мышкина, что на улице от него шарахались прохожие. Дело в том, что Яковлев репетировал даже в дороге из дома до театра, разговаривая сам с собой. Пырьев был в восторге, рассказывая всем, что многие думают, что на роль Мышкина он взял настоящего сумасшедшего из дома скорби.

Гонорар за работу в картине оказался достойным, и на эту сумму Юрий Васильевич купил свой первый «Москвич», который он ласково называл Тузиком.

Рис. 3. Юрий Яковлев в роли Ипполита

Сплошной экспромт

Дальше были роли в «Гусарской балладе», «Анне Карениной», «Кин-дза-дза!», «Карнавале», «Иване Васильевиче» и, конечно, «Иронии судьбы». Вся страна цитировала высказывания героев, великолепно сыгранных артистом.

Кстати, большинство ироничных реплик — импровизация артиста. В том числе про заливную рыбу и воду во время купания Ипполита в пальто. Дело в том, что на момент съемок в павильонной ванной вода была просто ледяная. На пятом дубле Юрий Васильевич откровенно продрог, и когда из крана наконец полилась теплая вода, он так и сказал: «О, тепленькая пошла!»

Рис. 4. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию

Личная жизнь

Личная жизнь у артиста, как это часто бывает у людей его профессии, сложилась не сразу. Первые два брака были довольно короткими. В первом — с Кирой Мачульской родилась замечательная российская актриса Алена Яковлева. Девочка оказалась и красавицей, очень похожей на отца, и умницей. Так что примета про отдыхающую на детях гениев природу здесь не сработала.

Вторая жена — Екатерина Райкина, подарила ему сына Алексея. Молодой человек тоже пробовал себя на актерском поприще, но связывать свою жизнь с кинематографом не стал. Так получилось, что разница между днями рождениями детей составила всего четыре месяца. Так что молодой Яковлев почти одновременно стал дважды разведенным отцом.

Женился на всех, кого любил

И только в браке с Ириной Сергеевой актер встретил «серебряную» свадьбу, всего лишь пять лет не дожив до «золотой». Ирина Леонидовна с мудростью любящей женщины закрывала глаза на увлечения мужа и любовь к спиртному, понимая, что другим он не будет. И Юрия Васильевича нужно либо принимать таким, каков он есть, либо уходить. Этого делать совершенно не хотелось…

Впрочем, не только ей, но и Яковлеву тоже. Он ценил свою семью, ставшую для неуравновешенного творческого человека надежным тылом на долгие сорок пять лет. Сам Юрий Васильевич на склоне лет говорил с улыбкой, что он честно женился на всех женщинах, которых любил.

Рис. 5. Почти полвека вместе. Юрия Яковлев и Ирина Сергеева с детьми и внуками

Прощание

Восемь лет назад Юрий Васильевич вышел на сцену родного Вахтанговского театра в последний раз. Премьера спектакля «Пристань», состоявшаяся в 2011 году, собрала вместе всех, с кем он работал и жил многие годы. 11 ноября театр отметил премьеру, а в ночь с 29 на 30 число этого же месяца Юрий Васильевич ушел из этого мира. Оказалось, что актер страдал болезнью сердца. Последнее пристанище Юрий Яковлев нашел на Новодевичьем кладбище.

24 марта 2019 image

Имя: Юрий Яковлев (Yurii Yakovliev) Дата рождения: 25 апреля 1928 года Дата смерти: 30 ноября 2013 года Возраст: 85 лет Место рождения: Москва Место смерти: Москва Деятельность: Актер, Народный артист СССР Семейное положение: был женат Юрии Яковлев – биография Скоро по всем телевизорам страны вновь покажут «Иронию судьбы, или С легким паром!», но, увы, уже не все актеры любимого фильма с нами. Нет в живых Юрия Яковлева, а без его Ипполита, по мнению поклонников, в картине не было бы ни иронии, ни судьбы. Предчувствие близкой кончины словно преследовало Юрия Васильевича. Нет, он совсем не боялся смерти. Наоборот, старался ловить каждое мгновение: серое ноябрьское небо над головой казалось ему прекрасным, холодный воздух пьянил, как в молодости, а яркие огоньки желтых и красных листьев дарили ощущение радости, почти праздника. Осень жизни… Его последняя осень, и он это знал. Недаром сам выбрал для постановки «Темные аллеи» Бунина – свой последний спектакль. Вот он стоит на полутемной сцене. Высокий, не по годам статный. В неизменных галстуке, шляпе и классическом пальто. Одной рукой опирается на трость, другой -о скамью. Стоять нелегко, но он изо всех сил старается, чтобы во время монолога его больное сердце не сбивало дыхания. Он прощается с залом. Последними словами, которые Юрий Яковлев произносил со сцены с особым, будто тайным смыслом, были: «Господь спросит меня, был ли я счастлив в земной жизни? И от сладостных слез я не успею ответить, на колени припав…» Юрий Яковлев – детство и юность Конечно, в своей долгой и бурной жизни-биографии он был счастлив, и не раз. С симпатичной студенткой медвуза Кирочкой Юрий познакомился после окончания Щукинского училища. А уже через 2 недели переехал в квартиру ее родителей, где молодой семье выделили половину комнаты, отгороженную шкафом. image В Юре девушку привлекли непосредственность и интеллигентность. Правда, денег в карманах единственного костюма еще никому не известного актера не водилось. А ведь его дед был купцом, практически миллионером. Но об этой странице биографии Яковлев никогда не упоминал: не то было время. Хотя позже коллеги и просто знакомые отмечали в нем эту черту – барство. При всем своем крайне скромном для народного артиста СССР характере в его манерах проскальзывали природная леность и неспешность, которые многие часто принимали за гордыню и заносчивость. Его дядя был помощником Кирова, за что при смене власти поплатился головой. Юрочку воспитывала мать: удивительно, что ее не арестовали, а его самого не отправили в детский дом для отпрысков врагов народа. И пусть детство Юры перечеркнули война, эвакуация из Москвы, голод и вторая степень дистрофии, с которой даже в школу не брали, он сумел выбиться в люди. Помог случай. В посольстве США требовался курьер, и 16-летний Яковлев стал «мальчиком на побегушках». Через год его уже было не узнать: пухлые щеки, важная осанка, импортный костюм, да еще и английский освоил и научился водить автомобиль. Таким щеголем он пришел поступать в актеры, однако приемная комиссия ВГИКа сбила с Яковлева спесь: «Некиногеничен!» А в Щукинское училище его приняли. За Юрия вступилась сама Цецилия Мансурова, набиравшая себе курс: «Такие глаза! Разве можно его не взять?!» Юрий Яковлев – биография личной жизни Его выразительные глаза Мансурова отметила неслучайно. В красивого, обаятельного Яковлева девушки влюблялись постоянно. Но он всегда помнил, что женат, и спешил к своей Кирочке. С первых гонораров купил супруге норковую шубу, а потом уже взял себе «Москвич». Но атмосфера дома была напряженная: мало того, что теща вечно придиралась по пустякам, так теперь и жена, забеременев, стала невыносимой. image Яковлев улетел на гастроли, словно птица, вырвавшаяся из клетки. А там привлекательная молодая партнерша – Катя, дочь Аркадия Райкина. Словом, оступился… Кира почувствовала измену и выгнала мужа из дома. Новорожденную дочь Алену ему даже не показала. А через четыре месяца в новой семье у Яковлева родился сын Алексей. Вместе с Екатериной Яковлев окунулся в жизнь артистической богемы -в их доме всегда было шумно и весело. Юрий научился носить смокинг и шляпу, ловко управлялся с Яростью и… начал выпивать. А после алкоголя его всегда тянуло на порог бывшей жены Киры. Но та уже снова вышла замуж. image Второй брак Яковлева тоже не сложился, через 3 года последовал развод. Третьей женой актера стала Ирина Сергеева, заведующая театральным музеем. В этом браке, продлившемся 45 лет, у Юрия Васильевича родился сын Антон. Кстати, все трое детей Яковлева, а также внучка Мария, пошли по его стопам и стали актерами. Мудрости Ирины Леонидовны хватило и на то, чтобы подружить всех его детей, и на то, чтобы не ревновать мужа к его работе и поклонницам. Юрий Яковлев – фильмы Первой значительной ролью Яковлева в его актерской биографии стал князь Мышкин в фильме «Идиот» по роману Достоевского. И хотя в его фильмографии насчитывается несколько десятков удачных работ, настоящую славу артисту принесли комедийные роли: царь Иван Грозный и управдом Бунша в «Иван Васильевич меняет профессию» и Ипполит в «Иронии судьбы…». image В каком-то смысле Яковлев стал заложником своих экранных образов. Говорят, режиссер картины «Идиот» Иван Пырьев хвастался: «Знаете, что говорят про моего Мышкина? Что я отыскал его в доме для умалишенных! Что он настоящий сумасшедший, потому так и играет!» А после роли Ипполита – чудака, который принимает душ в пальто и шапке, – к Яковлеву окончательно приклеился ярлык человека «чуточку не в себе». Поговаривали даже, что он состоит в каком-то тайном обществе. Роль постаревшего Ипполита в продолжении «Иронии судьбы…» стала последней в его кинокарьере. Всю жизнь Юрий Васильевич был верен сцене и одному театру – Вахтангова. Хотя его часто приглашали и в другие, пользуясь периодами творческой депрессии актера. Уже и возраст, и здоровье не то, и память подводит, и на покой бы пора… Юрий Яковлев – последние годы и смерь актера В последние годы Юрия Васильевича стали преследовать внезапные обмороки. Однажды во время приступа он в собственной квартире поскользнулся на кухне, упал и сломал плечо. В другой раз актера госпитализировали с сердечным приступом. Из-за проблем со здоровьем Яковлев панически боялся во время спектакля забыть текст. «Может, мне пора уйти из театра? Уже нет сил играть так, как хочу…» -сетовал актер. Но худрук не пустил. А между тем Юрий Васильевич страдал от ишемической болезни сердца и все чаще лежал в больнице. 30 ноября 2013 года Театр имени Вахтангова был забит до отказа. Не давали большой премьеры. Наоборот, такое количество людей в пиджаках и темных платьях объединило печальное событие: прощание с Юрием Яковлевым. Цветы, свечи, снова цветы… Громких речей не произносили – их заменили записи стихов в ненужно разливать в склянки и продавать в аптеках вместо валерьянки). Теперь он звучал по-иному – философски и успокаивающе. image Очередь желающих проститься с Юрием Васильевичем не иссякала. Дальние родственники, коллеги, знакомые… Не было здесь Киры Мачульской – его первой жены. Позже Кира Андреевна объяснила: «Не хочу видеть его мертвым. Для меня он живой!» Юрий Яковлев ушел из жизни на 86-м году. Известие о его смерти многие восприняли как личную потерю, ведь за все эти годы мы столько раз видели его работы в кино, что он стал каждому почти родным человеком. Актер Василий Лановой сказал о нем так: «У нас много удивительных актеров, много талантливой молодежи, но, на мой взгляд, замены Яковлеву нет…»

  • Рассказ сухомлинского одни и те же слова
  • Рассказ сутеева яблоко текст
  • Рассказ сутеева петух и краски
  • Рассказ сурикова детство читать
  • Рассказ суть метода обучения